Список священных трав, которым пользуются шаманы. Магический чабрец. Чудесная травка - помощница человеку в жизни. Волшебные свойства чабреца известны человеку издавна. Каких только названий не дал человек этой траве: и богородская трава, и богородицына т

Чабрец - удивительная чудо-трава для каждой женщины, которая помогает хранительницам домашнего очага красоту и любовь сохранить. А если в доме нет хозяйки, то нужно эту траву обязательно завести и все изменится очень быстро.

"Эта трава очень для женщины важна, ее когда-то женской травой называли. Она во всем женщинам помогает - и замуж выйти, и ребенка родить, и мужа в семье удержать, и гармонию в отношениях с любимым обрести. Пучок чабреца обязательно у каждой женщины должен быть, надо его под голову класть или в подушку зашивать, на которой спишь. Чабрец имеет в себе много силы и обязательно женщине поможет, если она ему мешать не станет. Любой злой мыслью своей, пожеланием зла своим близким можно силу женской травы блокировать. Если женщина хочет, чтобы в ее жизни все хорошо было, не должна она с плохими мыслями спать ложиться. Обязательно должна подумать перед сном о чем-нибудь хорошем, пожелать добра своим близким, не думать как навредить тем, кто ее обидел. Если помыслы у нее чистые, то обязательно все будет именно так, как она сама хочет."

Для того, чтобы чабрец получил полную силу, женщина должна собирать цветущий чабрец ранним утром на растущей луне. Стебельки нужно срывать руками, резать нельзя, и нельзя вырывать с корнем. с собой нужно иметь нить от . Когда пучок чабреца будет по толщине в палец, его нужно будет перевязать этой нитью. Дома этот пучок зашивается в небольшой мешочек из хлопчатобумажной ткани, а для шитья используют только белые нитки.

Теперь нужно дождаться полнолуния и в полночь зашейте этот мешочек в подушку, на которой спите, произнося при этом:

Земная трава, ложись в голова,

Помоги (имя) во всем,

Дай пройти по жизни лучшим путем.

КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ЧАБРЕЦОМ

Ни в коем случае нельзя одалживать кому-либо свою подушку. Чабрец будет оказывать действие в течение года, потом его нужно вытащить из подушки и закопать в месте, где растет трава. Если этого не сделать, то пучок чабреца начнет отдавать назад накопленные за год негатив.

Если мужчина живет один, то он может попросить кого-нибудь из знакомых женщин собрать для него чабрец и зашить в его подушку. В скором будущем этот мужчина обретет хозяйку в своем доме, берегиню его очага.

С ЧЕМ ЧАБРЕЦ СОЧЕТАЕТСЯ

Чабрец дружит со всеми , любит тепло, сладковатые запахи, чистое белье, ласковые слова, положительные мысли.

С ЧЕМ ЧАБРЕЦ НЕ СОЧЕТАЕТСЯ

Чабрец не переносит грязь, одиночества и уныния хозяина, не любит, когда не спят на этой подушке долгое время.

ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ЧАБРЕЦ

Если у вас не получается самостоятельно нарвать чабрец, купите эту траву в аптеке, но ее нужно будет очистить определенным образом, чтобы снять с травы энергетику других людей.

Приготовьте немного , керамическую или фаянсовую тарелку без рисунка, мешочек из хлопчатобумажной ткани, иголку с белыми нитками.

Насыпьте в тарелку чабрец, правой рукой посыпьте чабрец четверговой солью и произнесите:

Всех Солей Соль, от страстного четверга,

Всем нам дорога",

Как в дом ты пришла,

Так горька беда ушла.

Пуская все лишнее с травы сойдет,

Станет она, как была под ясным солнышком.

Затем соберите чабрец в мешочек, зашейте ниткой, и снова положив на блюдце произнесите:

Мать моя. Мать - Земля.

Добрая и всемогущая.

Ты цветущий сад, ты синие моря.

Ты синие моря, ты высокие горы.

Ты высокие горы, ты зеленые леса.

Ты зеленые леса, ты быстрые реки.

Ты наш дом, ты наша душа. Мы все одно.

Очисть то, что было чисто,

Чтобы стало, как было.

Этот мешочек нужно оставить на ночь на подоконнике, а на следующий день зашить его в подушку.

В Челябинск приехали практикующие шаманы из Тывы.

Мне удалось побывать на обряде. Съемный дом, просторные комнаты, шаманские атрибуты, атмосфера таинственности и чего-то мистического. Меня знакомят с шаманами - Экер Довуу и Елена Хулер-ооловна Отсур. Я была приятно удивлена молодостью шамана Экера. Всегда казалось, что шаман – это обязательно пожилой человек, а ему еще нет тридцати. Гости рассказывают, что практиковать шаманизм некоторые начинают с детства. Шаман – это человек избранный духами, не важно, когда тебя позовут, важно потребность помогать людям.

Обряд
Узнав, что в Челябинск приезжают шаманы, многие знакомые заинтересовались. При мне проводили обряд девушке по имени Евгения. Шаман готовится к обряду – на столе разложены различные магические атрибуты, стоят лампадки, камушки. Никому нельзя трогать вещи шамана, это закон - их охраняют духи. Шаман облачается в свой костюм – это яркий плащ, с различными ленточками, шкурками разных зверьков. На шее у шамана висит зеркало – он им защищается от злых духов. Рядом подвешены косточки мелких животных – это духи-помощники. И самое интересное – на голову шаман надевает шаманскую корону – это своеобразная шапка из птичьих перьев. Выглядит очень необычно.

Обряд проводил Экер. Евгения села напротив. Девушку интересовала ее судьба. Шаман зажег артыш – можжевельник, он отгоняет злых духов, это обязательный ритуал. Шаман вынул из мешочка разноцветные камушки. «Это хуванаак» – подсказывает мне Елена. Она стоит рядом. Обычно они принимают отдельно, но сегодня нужна ее помощь. Она комментирует происходящее, рассказывает, что непонятно. Хуванаак (хуван"ак - ударение на последнем слоге) – это камушки, которые раскладывает шаман и гадает по ним. Экер протягивает камни Евгении, выбирай любой. Она выбрала. Он заговаривает камушки, потом бросает их на мягкую материю на столе, смотрит, как упали, задумчиво вглядывается.

Мы переглядываемся. Я первый раз на таком обряде. Неужели можно что-то увидеть в обычных камнях? Потом он раскладывает камушки на кучки, всматривается и начинает говорить. Все, что было сказано шаманом, было правдой. Удивительно. Евгения в шоке. Мы пытаемся не вникать. Сами уже мечтаем побывать на ее месте. Дальше шаман начинает говорить про будущее…. Я не верю, что такое возможно. Откуда он может знать будущее? Но то, что он сказал ранее, было именно так.

Еще интересный момент – в какой-то момент, когда шаман раскладывал камни, мне стало плохо – хотелось прислониться к стене и посидеть так некоторое время. Силы покинули меня, я погрузилась в себя. Может это духи пришли? Не знаю. Хотелось закрыться от всех.

Потом мы переместились в другую комнату – там Евгении предстояло пройти обряд Очищения. Ее усадили на стул в центр комнаты. Шаман взял бубен. Наконец-то мы увидели главный шаманский атрибут. Ужасно хочется прикоснуться к нему, постучать, но нельзя. Шаман начинает стучать колотушкой в бубен, комнату огласил звонкий и в тоже время глухой ритмичный стук. Шаман ходил вокруг Евгении. Экер начал петь. Меня заворожили эти звуки – ритм ударов бубна и горловое пение.

Повторилось то странное состояние – меня начали покидать силы, закружилась голова. Я прислонилась к стене, я не чувствовала под собой почвы, и словно проваливалась куда-то. Я долго падала вниз, это как спускаться на лифте. А шаман пел и пел, звуки бубна становились звонче. Я не могла открыть глаза. Поплыли картинки перед глазами – в центре комнаты сидит Евгения, а вокруг нее, как бы из ниоткуда ее окружают тени – они подходят к ней, толпятся, их много. Я понимаю, что это пришли духи рода Евгении. Это все те, кто ее охраняют. Потом звучание шаманского бубна изменилось, я начала постепенно приходить в себя, духи начали уходить от Евгении, когда я открыла глаза, шаман совершал заключительные свои удары. Обряд подходил к концу. Это был обряд очищения. Шаман просил ее духов об очищении - камлал для рода Евгении.

О шаманизме
Я спросила, почему мне было так плохо. На что шаманы ответили, что подобного рода явлении не редкость на обрядах, что я чувствительная, почувствовала духов.

Потом, за чашечкой чая шаманы рассказали мне о своей жизни. Ребята состоят в обществе шаманов «Дунгур», что в переводе с тувинского означает «Бубен».

Интервью с Экером
- Как вы пришли к шаманизму?

Шаманом тяжело быть. Шаманы не хотят, чтобы их дети становились шаманами, оберегают.

Экер практикует шаманизм уже 9-й год. В 2000 году его начали призывать духи. Они сделали так, что он не смог отказаться от этого, некуда было деваться. Он начал видеть духов, они с ним разговаривали, он пришел в организацию шаманов, там рассказали, что он - шаман и начали учить. «Сам я не хотел, время пришло, оно само меня выбрало».

Шаманом может стать не каждый. Тяжелый путь. Экер – родовой шаман, это значит, что у него в роду были шаманы, родовой шаман очень сильный. Таких людей называют Небесными шаманами, они призваны Небом, духами. Их призвание – думать о людях, а не о себе. Когда рождается ребенок, по нему сразу видно – будет он шаманом или нет – по тому как он себя ведет. Он может вдруг начать разговаривать с невидимыми друзьями – это верный признак необычности ребенка.

Среди шаманов есть такое понятие, как шаманская болезнь. У кого-то она проходит быстро и безболезненно, кто-то долго мучается, годами. Шаманом стать не выбирают, человек не может захотеть стать шаманом – его обязательно выбирают сами духи. И уж, если они выбрали, что дадут знать. Когда будущего шамана начинают призывать духи, есть два пути – отказаться шаманить и принять этот дар. Иной раз, когда человек отказывается – он умирает, духи злятся на него.

Мне стало интересно, сейчас много шаманов по всему миру, каждый сохраняет свои традиции. А какие именно тувинские шаманы?

Шаманы одинаковые, нет отличий внешних, у каждого свой мир, у каждого свои методы, поэтому никто не рассказывает своих секретов. Шаманы закрыты друг от друга. А внешне между нами нет разницы. Шаманом нельзя стать. Нас учат духи во сне. Именно во сне нам дают ответы, показывают прошлое и будущее.

Сейчас много школ, где предлагают раскрыть третий глаз, способности. Есть экстрасенсы, медиумы, видящие, которые тоже взаимодействуют с духами. Но они при этом не шаманы, но у них открыт третий глаз, получается, что они тоже видят прошлое и будущее? Вы говорите, что шаманом нужно родиться, но при этом третий глаз можно открыть. Не совсем понимаю это.

Есть люди, которые видят, но при этом у них не открыт третий глаз. Это знаешь, как вода. Когда человек видит – он видит только поверхность воды и тот берег, а когда у человека открыт третий глаз – он видит и дно реки! Третий глаз нельзя открыть самому, его открывает только верховный шаман. Ты будешь видеть всё, назад дороги не будет.

Вы говорите, что шаманом быть очень тяжело, а как быть с семьей, детьми? Или, может, жена обязательно тоже должна быть шаманкой?

Жена может быть не шаманкой, главное, чтобы понимала. У шаманов постоянно меняется настроение. Это из-за духов. То улыбается, радостный ходит, то злой и ворчит на всех. Шаманы меняются, как погода. С этим нужно уживаться и понимать.

У вас есть какой-нибудь бытовой совет для обычных людей, не шаманов, чтобы можно было бы им пользоваться в мирской жизни? Например, говорят, что в доме всегда живет домовой, как с ним общаться?

Всегда вежливо и уважительно обращайся к нему. Вежливо здоровайся, когда заходишь в дом. Не забывай кормить. Когда уезжаешь, предупреди домового, что уходишь. Вот и все. И он будет вам помогать.

Так незаметно пролетел целый день в компании шаманов. Можно много говорить об этом. Если кто-то спросит, что такое для меня шаманизм – я не смогу ответить. Это все. Там душа, там я. Сегодня произошло еще одно погружение в мир непознанного, попытка понять механизм, попытка осмыслить себя. Шаманизм – архаическая техника. Он появился еще тогда, когда люди верили в духов, когда природные явления объяснялись волей богов. Может, им жилось проще, никто не претендовал на научную обоснованность явлений и неопровержимость фактов. Не было гонки технологий, люди были ближе к природе, они были слиты с ней, как одно единое целое. Нынешнее поколение утратило связь с природой, может, отсюда все наши проблемы? Мы не слышим ее просьб о помощи….

Марьям-Тэнгэр Абдрахманова

Если вы не можете сами чабреца нарвать, то можно купить траву в аптеке, но ее следует тогда очистить особым образом, чтобы энергетику других людей с нее снять.

Для этого вам понадобится:

  • щепотка Четверговой Соли (Сильной Соли);
  • фаянсовая или керамическая тарелка;
  • мешочек из хлопчатобумажной ткани;
  • иголка с белыми нитками.

Насыпьте в тарелку чабрец, возьмите в правую руку щепотку Четверговой Соли, бросьте на чабрец и скажите слова магического заговора:

Всех Солей Соль, от Страстного Четверга,

Всем нам дорога,

Как в дом ты пришла,

Так горька беда ушла.

Пускай все лишнее с травы сойдет,

Станет она, как была под ясным солнышком.

После этого соберите чабрец в мешочек, зашейте его, чтоб чабрец не мог из него высыпаться, снова положите на тарелку и произнесите:

Мать моя, Мать‑Земля, добрая и всемогущая.

Ты – цветущий сад, ты – синие моря.

Ты – синие моря, ты – высокие горы.

Ты – высокие горы, ты – зеленые леса.

Ты – зеленые леса, ты – быстрые реки.

Ты – наш дом, ты – наша душа. Мы все одно.

Очисть то, что было чисто,

Чтобы стало как было.

Поставьте на ночь на подоконник, а на следующий день зашейте в подушку.

Магия чабреца

В народе чабрец называют богородской травой. Магические свойства чабреца применяют в тех случаях, когда порча наведена на алкоголизм и запой, от порчи колдунов, а также от домового, когда он ночью наваливается на спящего. Сухой травой окуривают скот от порчи или сглаза.

Свойства травяной подушки с чабрецом

Лучше будет, если только один человек на этой подушке станет спать, нельзя ее никому одалживать. Действуют магические свойства чабреца в течение года, а потом его обязательно удалить из подушки надо, иначе он накопленный негатив обратно возвращать начнет. Чабрец этот просто так выбрасывать нельзя, обязательно его нужно закопать в том месте, где трава растет.

«Пучок Чабреца имеет в себе много доброй энергии созидательной и обязательно женщине поможет, если она ему мешать не станет. Любой злой мыслью своей, пожеланием зла своим близким она силу Женской травы блокирует. Если она хочет, чтобы в ее жизни все хорошо было, не должна она с плохими мыслями спать ложиться. Обязательно должна подумать перед сном о чем‑нибудь хорошем, обязательно пожелать добра своим близким. И не думать, как навредить тем, кто ее обидел. Если помыслы у нее чистые, то обязательно все будет именно так, как она сама хочет».

Лекарственные свойства чабреца

  • При болезнях женской груди чабрец парят в молоке и принимают.
  • Чабрец противопоказан при болезнях печени и почек, беременности, больным атеросклерозом сосудов головного мозга, коронаросклерозе.
  • Сухим чабрецом окуривают женщин, у которых болит грудь. Отвар этой травы принимать внутрь.
  • Порошок травы с медом очищает грудь, а также лечит жжение в желудке и кишечнике.
  • В магии чабрец гонит зародыш у беременных.
  • Порошок травы с медом усиливает половую потенцию.
  • Если в почках и мочевом пузыре имеется свернувшаяся кровь, то растворит и выведет ее. Очищает кожу от мелкой сыпи.
  • Чабрец изгоняет мертвый плод из утробы женщины. Его заменителем является мелисса.
  • Если отваром чабреца смазывать голову или мыть ее, то поможет от потери памяти.
  • При пульсирующей боли в голове пьют отвар чабреца с ягодами можжевельника.
  • Отвар чабреца помогает от холодных опухолей в печени, растворяет камни в мочевом пузыре.
  • Если сварить чабрец с уксусом и смазать голову, то растение поможет при головной боли и помрачении разума.
  • Если выпить с вином, то поможет при икоте и несварении желудка.
  • Лечебные свойства чабреца помогут при пчелиных укусах, рассасывает бородавки.
  • При укусе шершней на место укуса делают повязку из свежеизмельченной травы.
  • Отвар травы пьют при расслаблении нервов, а с толокном и вином прикладывают при воспалении седалищного нерва.
  • Крепкий отвар травы с добавлением меда или сахара помогает от боли, возникающей под хрящами ложных ребер.
  • Прием травы в виде чая сохраняет силу зрения.
  • Чабрец очищает грудь, а вместе с медом препятствует кровохарканью.
  • Сироп травы устраняет несварение желудка и недостаток аппетита.
  • Отвар травы гонит мочу, вызывает месячные, выводит червей и глистов.
  • Чабрец убивает вшей, а также полезна от внутренних опухолей, от потери памяти и умопомешательства.
  • Напар или отвар принимают как на воде, так и на молоке.
  • Отвар употребляют для припарок при нарывах, для полоскания рта при язвах слизистой оболочки и от зубной боли. Используют для примочек и промывания глаз при воспалении век.
  • В магии отвар из корня чабреца применяют для ванн при экземе.
  • Настойку чабреца на водке используют для втирания при параличах и радикулите.

Теперь вы знаете все лечебные и магические свойства чабреца.

Различные виды тимьяна встречаются практически повсеместно в Евразии, Северной Америке и даже Гренландии. В нашей стране насчитывается более 170 разновидностей этого растения.

Русское название «тимьян» происходит от слова «фимиам», что подчеркивает его особенную душистость. Очень часто используется и менее благозвучное название чабрец.

Магические свойства тимьяна (чабреца)

Со времен язычества растение находилось в большом почете у колдунов и знахарей. Тимьян считался магическим растением, способным, не только исцелить, но даже и воскресить человека. Засушенные веточки тимьяна часто бросали в ритуальные костры. Считалось, что его аромат способен ублажить любого бога славянского пантеона. А в странах Средиземноморья с античных времен принято окуривать тимьяном помещения, дабы защитить его жителей от зла и болезней. Кроме того, римляне верили, что перед ответственным сражением необходимо искупаться в отваре тимьяна, это придает небывалую бодрость и силы.

В древности тимьян использовали в судебных тяжбах, для того, чтобы выяснить, говорит ли человек правду. Для этого пучок сушеной травы бросали в костер, если дым стелился по земле, значит, человек лжет, а если поднимался вверх, его слова - чистая правда.

Также, благодаря магическим свойствам тимьяна (чабреца), из него часто создают различные талисманы и обереги . Их можно носить для улучшения общего самочувствия, привлечения любви или удачи. А куст этого растения, посаженный в саду, принесет удачу и благоденствие всему дому.

Почитают тимьян и христиане, его ароматными ветвями украшают по праздникам иконы Богородицы.

В Древнем Египте тимьян был обязательным компонентом бальзамирующего состава. По мнению ученых, об идеальных антисептических свойствах этого растения египтяне узнали от еще более ранней шумерской цивилизации.

Очень полезен для мужского здоровья. Тимьян - незаменимое средство при простатите и импотенции. В его листьях содержится цинк и целый ряд других полезных микроэлементов, оказывающих благотворное влияние на организм мужчины, увеличивая его силу и способность к оплодотворению.

Тимьян способен улучшать настроение, вызывая положительные эмоции, а потому часто используется психотерапевтами.

Ванны из тимьяна полезны при целом ряде различных заболеваний, от ревматизма и подагры, до кожной сыпи.

Эфирное масло растения широко применяется в косметологии как средство для оздоровления волос и кожи головы. Также масло тимьяна благотворно влияет на ногти.

Тимьян хорошее мочегонное средство, и именно поэтому его нужно с осторожностью применять людям с больными почками.

На этом целебные свойства тимьяна (чабреца) не заканчиваются, ведь он полезен и при простуде, так как обладает прекрасными отхаркивающими свойствами. Знаменитая детская микстура «Пектуссин», также, содержит в своем составе тимьян.

Тимьян - универсальная приправа, он прекрасно подходит к мясным, рыбным или овощным блюдам, нередко его добавляют в десерты и алкогольные напитки.

Замечательным ароматом отличаются сыры с добавлением тимьяна, а среди напитков по аромату и полезным свойствам лидирует чай, приправленный тимьяном.

Сушеные листья тимьяна обладают более острым и насыщенным ароматом, чем свежие, а потому, для пряных вторых блюд они будут предпочтительнее.

Растение превосходно сочетается с орегано, петрушкой и лавровым листом , и очень часто входит в состав различных пряных смесей.

На тимьяне очень хорошо настаивать масло, а потом заправлять им салаты из свежих овощей. Листики растения можно добавлять и в слегка растопленное сливочное масло.

С астрологической точки зрения, тимьян относится к стихии Воды, а потому, особенно полезен представителям водных знаков Зодиака - Рака , Скорпиона и Рыб . Планетой-покровительницей этого растения считается Венера , влияние которой позволяет тимьяну служить мощным средством для сохранения женской красоты и привлечения любви. Все обереги и талисманы приобретают особенно мощный эффект в дни полнолуния.

Если в Вальпургиеву ночь промыть глаза росой с кустиков чабреца, то можно увидеть фей. (Ирландская легенда)

Чабрец — одна из моих любимых травок. Как я люблю, приезжая на дачу, иногда отдыхать рядом с кусочком земли, где у нас растет чабрец. Маленькие сереневые цветочки…А сколько аромата в них, такой дурманящий, неповторимы. Сорвешь листик, разотрешь в руке и наслаждаешься запахом природы, свободы и понимаешь, вот она сила природы-матушки.

Тимья́н , или Чабре́ц (лат. Thýmus ) - род полукустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae ), листья используются в качестве приправы. Растение сильно ароматно, с пряным тёплым запахом, обусловленным в основном фенольными летучими ароматными веществами - тимолом и карвакролом. Макс Фасмер выводит русское название темья́н (именно через «е»), равно как и др.-рус. темьанъ , ст.-слав. темьѩнъ, болг. тимя́н, сербохорв. та̀мјан, из греч. θυμίαμα - благовонные вещества . Зафиксировано множество народных названий тимьяна (в большей степени относящиеся к виду Thymus serpyllum - Тимьян ползучий): богородская трава, боровой перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка.

С незапамятных времен чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. В Древней Греции чабрец называли фимиамом и он использовался жрецами во время их комланий, гаданий. Венок из чабреца считался символом плодородия.

Позже традицию древних греков покомлать перехватили европейские маги и колдуны, славянские знахари. Чабрец наделили свойствами защищать от порчи, злых духов и прочей нечисти. Как живых, так и покойников (тело покойного в гробу в некоторых регионах Кавказа обкладывают чабрецом). Как во время бодрстовования (зашивают в ладанки), так и во время сна (в подушку). Использовали чабрец и в любовной магии.

Во многих российских губерниях чабрец признается как универсальное лекарство чуть ли не от всего. Его действие обусловлено входящими в его состав эфирного масла, дубильных веществ, органических кислот. Древних и современных колдунов чабрец очаровал именно своим эфирным маслом, продающимся сейчас в любой аптеке. Чабрецу приписывали лекарственные, и даже магические свойства. Например, чтобы узнать говорит ли человек правду, произносили имя этого человека и бросали высушенный состав из чабреца в костёр. Если дым поднимался вверх, то человек говорит правду, если стелился по земле, то он слукавил. Чабрец считался своего рода оберегом от мрачных духов, его носили на шее в специальных ладанках, таким образом, она защищала от сглаза и порчи. Считается, что чабрец помогает в рождении детей, поэтому и на святой Руси, да и в некоторых других странах венки из чабреца надевали девушкам выходящим замуж.

О свойствах чабреца писали еще Теофраст и Авиценна, включавший семена тимьяна в состав сложных лекарств на основе меда, уксуса, масла или вина вместе с семенами тмина, сельдерея, петрушки, мяты, валерианы, иссопа, аса-фетиды и чеснока. Вторят ему и современные специалисты, утверждающие, что «чабрец помогает раскрыться неуверенным в себе, чувствительным, нервным натурам; восстанавливает силы и пробуждает эмоции…» Трава тимьяна ползучего содержит до 0,1-0,6 % эфирного масла, основным компонентом которого является тимол - до 30 % и карвакрол. Обнаружены дубильные вещества, горечи, минеральные вещества, камедь, органические пигменты, урсоловая и олеиновая кислоты. В незначительных количествах имеются терпены.

Чабрец используется в качестве пряности при приготовлении пищи. Тминный тимьян можно заметить во многих во многих рецептах средиземноморской кухни. Чабрец улучшает пищеварение. Во французском блюде Конфит (приготовление утиных ножек) используется тимьян в качестве специй. В Италии, Греции маслины консервируются с применением чабреца. На тимьяне также создаются алкогольные изделия. При приготовлении рыбы или мяса, картофеля на сале рекомендуется класть тимьян задолго до готовности блюда – тогда пряные особенности растения выразятся в большей мере. Ничто не подчеркнет вкус фасолевого супа, как чабрец (добавлять за 20 минут до окончания). Тимьян входит в состав смеси приправ, известной как «прованские травы». Стебли вместе с листьями и цветками можно заваривать как чай. Эфирное масло тимьяна применяют для отдушки косметических средств - туалетного мыла, помад, крема, зубных паст, а также в фармацевтической промышленности. Хороший медонос. Декоративное растение. Широко используется в декоративном садоводстве, в частности, для устройства альпинариев. Примечательно продолжительным «ковровым» цветением, приятным ароматом, способностью быстро заполнять пустые пространства.

Интересные факты:
1. Чабрец считается символом мужества . В Средневековье, дамы вышивали на рубашках своих рыцарей чабрец, надеясь, что это придаст им храбрости в бою.
2. Если в Вальпургиеву ночь промыть глаза росой с кустиков чабреца, то можно увидеть фей . Ирландская легенда.
3. «Тимьян красивенький» занесен в Красную книгу России.
4. В гардероб можно класть чабрец. Тогда там не будет заводиться моль.
5. В Греции считали тимьян цветком Афродиты – богини красоты, в Риме – Сатурна. Принося жертву Афродите, греки сжигали чабрец на костре. Фимиамный, благоуханный дым возносился кверху, и это означало, что богиня приняла жертву.
6. Рыбаки верят в то, что окуренные снасти дымом чабреца принесут хороший улов.
7. Славяне же считают чабрец божественной травой. В день Успения Богородицы принято украшать чабрецом иконы.

Чабрец. Казак Иван Чегода покидал берега родной Кубани. (Казаки. Сказка.)

К азак Иван Чегода покидал берега родной Кубани.

В переди синели горы, под ногами коня стлался яркий ковёр цветущей степи, а позади.

П озади осталась Кубань, развалины родного хутора, дым и пламя пожара.

К ак горячий ветер-суховей, налетели на хутор турецкие орды.

В спыхнули казацкие мазанки, засверкали кривые сабли.

У видел Иван Чегода, что все казаки легли под турецкими саблями, попытался пробиться на север.

Н о когда целая сотня турок преградила ему путь, он повернул своего коня и поскакал на юг, к далёким горам.

В от уже кончается степь.

Х мурые дубовые леса неласковым шёпотом встречают казака.

И тогда придержал Иван Чегода коня, нагнулся с седла и сорвал кустик степного чабреца – низкой скромной травки с алыми цветочками и сладким запахом.

Т акой же чабрец рос на берегу Кубани, у родного хутора, и мать-старуха часто посыпала им чистый глиняный пол хаты.

А хуторские девчата любили вплетать пахучий чабрец в венки, когда шли под вербы, на гулянку.

П онюхал казак траву, бережно положил её за пазуху и въехал в лес.

И начало казаться Ивану, что и великаны-дубы, и скромная травка шепчут одно и то же:

- К азак! Негоже оставлять родную землю. Почему ты здесь, а не с товарищами. Трус!

- Я не трус! – закричал казак. – Смотри: – моя сабля в турецкой крови! В пороховнице не осталось пороху, я его в бою с врагами извел!

Н о дубрава шептала:

- Н егоже бросать родную землю врагу! Трус!

З амолчал казак, низко к гриве коня опустил свою голову, и тоска жёсткой рукой сжала его сердце.

Т ак всю ночь ехал он по лесам и ущельям, поднимаясь все выше в горы.

А когда утренняя заря кровью залила белые вершины гор, за перевалом встретил Иван Чегода воинов в бурках и чёрных, как ночь, папахах.

В переди ехал седой длинноусый старик с зоркими глазами и горбатым носом.

Я рко-красная бархатная шапочка, осыпанная самоцветными камнями, прикрывала седые кудри, расшитый золотом плащ вился по ветру, дорогая сабля билась о стремена.

- К то ты? – крикнул старик Ивану.

Н ичего не ответил казак, только остановил коня и взглянул на старика тяжёлым свинцовым взглядом.

Т огда выехали – вперёд два рослых воина в бурках и, выхватив шашки, закричали:

- К то ты? Отвечай нашему полководцу или сейчас твоя голова скатится с плеч!

М олчал казак. Чёрная тоска сковала его тело, и все равно было ему – жить или умереть.

- К то ты?! Отвечай, о трус, от страха растерявший слова! – снова крикнули воины.

- Я не трус! – простонал казак и, выхватив саблю, пришпорил коня.

В скинул усталую голову резвый кубанский конь, заел и рванулся навстречу воинам.

С крестились и засверкали сабли.

У мело и ловко владели клинками люди в чёрных папахах, но не было в их руках отчаянной силы и ярости.

Д олго звенели, скрещиваясь клинки.

Н о вот широко взмахнул саблей казак, выбил оружие из рук воинов и остановил коня – мрачный и могучий, как горная гроза.

З акричали от негодования остальные воины в бурках, сверкнули в лучах молодого солнца десятки клинков, но старик засмеялся и велел спрятать сабли.

- Д обрый воин! – сказал он Ивану. – Мне нужны острые сабли и крепкие руки, чтобы бить турок. Спрячь саблю, пришелец, и садись с нами на ковёр! Пусть кубок доброго карталинского вина разгонит твою печаль.

И ван Чегода слез с усталого коня и присел на мягкий ковёр, развёрнутый воинами.

С муглолицый юноша поднес ему окованный серебром турий рог, наполненный душистым вином.

- М ожет быть, теперь, за дружеской трапезой, ты поведаешь нам, кто ты и откуда? – ласково спросил старик.

- Я – кубанский казак Иван Чегода. Была у меня земля родная, любимая, была мать-старушка, была дивчина кареглазая, а сейчас ничего нет, бобыль я! Сожгли моё счастье проклятые турки!

- У нас общая дорога и одни враги, – сказал старик. – Русские воины и воины солнечной Картли не один раз плечом к плечу стояли против турок. Езжай с нами в Картли – там найдешь себе вторую Родину. Там собирается войско на борьбу с турками.

Т о ли от сладкого крепкого вина, то ли от ласковых слов седоволосого военачальника, но повеселел Иван Чегода.

К ак янтарные зерна в чётках, один к одному вязались дни.

И вскоре далёко по турецкой земле, вплоть до голубого Трапезонда, гремело грозное имя Ивана Чегоды.

С амые отважные турецкие воины бледнели и поворачивали назад коней, когда на них мчался хмурый, светлоусый воин в богатой одежде и золочёном шлеме.

М ного побед одержал молодой сотник грузинского войска.

О н научил подчинённых ему воинов змеями красться в кустах к вражьему стану.

О н первый нёсся на коне в атаку, и никто не мог остановить его.

Б огатые одежды, лихих арабских скакунов, дворец, украшенный алыми багдадскими коврами, подарил герою-кубанцу грузинский полководец.

Н о никогда не улыбался Иван Чегода, всегда холодны и страшны были его ледяные глаза.

И слуги не раз видели, как богатырь, уединившись в дальней комнате своего дворца, открывал золотой ларец, доставал оттуда пучок сухой, невиданной в этих краях травы, шептал тихие, ласковые слова о кубанской земле и плакал над сухим кустиком:

- П очему он не пахнет? Куда девался его степной медвяный запах?

И не могли понять люди:

Зачем было нужно нюхать сухую траву, когда кругом столько ярких, пахучих цветов!

И опять луна и солнце отсчитывали сутки и месяцы.

О днажды в тихий весенний вечер, когда воздух был сладким от дыхания роз, Иван Чегода, запершись в дальней комнате своего дворца, снова открыл золотой ларец.

О ттуда пахнуло крепким, густым, горячим запахом весенней кубанской степи.

И тут впервые заметили слуги радостную улыбку на лице грозного Ивана Чегоды.

О ни широко раскрыли глаза от удивления, когда любимец старого князя сорвал с себя драгоценные одежды, надел синие выцветшие шаровары, рубашку, расшитую скромным узором, и заломленную назад старую шапку.

П отом он снял со стены шашку в чёрных потёртых кожаных ножнах, взял длинное ружьё, палочку свинца и рог, полный пороха.

В есёлый, улыбающийся, он сам пошёл в конюшни и, пройдя мимо дорогих арабских скакунов, заседлал кубанского косматого коня.

А когда Иван Чегода выехал за ворота дворца, слуги услышали, что он поёт громкую песню, широкую и бурную, как горная река.

В от и опушка дубравы.

В ековые дубы шепчут молодыми листьями что-то ласковое и приветное.

Я ркая, зелёная, усыпанная разноцветными искрами цветов, дымится под солнцем весенняя степь.

Ж адно всматривается в неё казак, нагибается с коня. Но нигде не видно низкой пахучей травки-чабреца.

Т олько старый сухой кустик шелестит под рубахой у сердца и дарит пьянящий аромат.

У степной балки навстречу казаку выехало трое людей в оборванных свитках и облысевших папахах.

- К уда едешь, хлопец?! Там турки! – угрюмо сказали они.

- Е ду на Кубань, на родную землю. Зовёт она нас, чтобы освободили мы её от врага, – ответил Иван Чегода и достал из-за пазухи сухой чабрец.

Ж адно вдохнули казаки родной запах и молча поехали за Иваном.

И один из них сказал:

- У ж год я не видел чабреца! Не растёт он больше в нашей степи.

В се ближе и ближе берега бурной Кубани.

В се новые и новые люди выходят из плавней, из степных балок, из развалин сгоревших хуторов.

- К уда путь держите? – спрашивают они.

- О тбивать родную землю идём!

И все больше и больше колей ступают по следам Иванова скакуна.

В ечер махнул синим крылом, когда почуяли казацкие кони сладкую кубанскую воду.

В переди на берегу забелели шатры турецкого войска.

- Н е отдохнуть ли перед боем, Иван? – спросил один из казаков. Кони шли целый день и устали!

- Н ет! Кони чуют кубанскую воду и рвутся вперёд!

- Н е отдохнуть ли нам, Иван? – спросил другой. – Притомились казаки, ведь целый день под солнцем ехали!

- Н ет! Прохладный ветер кубанский освежит нас!

- Н е остановиться ли мам, Иван? Темнеет уже! – сказал третий.

- Н ет! Скоро месяц взойдёт, и Кубань, как зеркало, его лучи на берег отразит!

З агудели трубы в турецком лагере.

В ыбежали янычары, вскочили в седла делибаши, замелькали факелы.

Н о не видны им были в сумрачной степи казаки, только топот копыт слышался.

А Кубань своими волнами, как серебряной чешуёй, отразила лучи молодого месяца и осветила турецкий лагерь.

С вежий ветер примчался с реки и сырым туманом до костей пронизал турок.

Г розой налетела казачья лава.

- Ч егода-паша! – закричали турки, увидев переднего всадника, и сабли начали падать у них из рук.

Н апрасно турецкий паша пытался грозными окриками воодушевить своих воинов.

Н апрасно с визгом бросались на казаков разъярённые делибаши. Ничто не могло остановить казаков.

М олниями сверкали их сабли, гремели ружья, все теснее сжималось казачье кольцо вокруг турецкого лагеря.

- В перёд! С нами аллах! – вскричал турецкий паша и с отборными воинами ринулся на казаков.

К азалось, ещё один момент – и прорвёт паша смертоносное кольцо казачьих сабель.

Н о вдруг вырос на его пути хмурый всадник с обнажённой шашкой.

- В перёд, казаки! С нами Родина! – громким голосом крикнул всадник, и турок узнал в нем Ивана Чегоду.

- В от тебе, гяур! – взвизгнул паша и опустил кривую саблю.

Н о Чегода ловко отвёл удар, размахнулся и срубил турецкому паше голову.

З авыли турки от отчаяния, повернули назад и стали бросаться в Кубань.

В ту ночь тысячи их навсегда полегли на кубанской земле, а остальные потонули в бурных водах реки.

П осле боя усталые казаки сладко уснули на зелёной траве, у родной Кубани.

А утром, когда горячее солнце начало лить росу и умылось в холодной реке, они проснулись от жаркого медвяного запаха.

Т ысячи кустиков невысокой травки с мягкими листиками и красноватыми мелкими цветочками расцвели вокруг них, слали свой нежный аромат и ласковый шорох.

С тех пор, отправляясь в поход, всегда берут с собой казаки сухие пахучие веточки родного чабреца.