Виды лепки, основные методы и приемы. Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах

Тема 3: Лепка, её приёмы и способы.

1. Понятие лепка.

2. Материалы и инструменты для лепки.

3. Этапы работы скульптора.

4. Способы лепки.

5. Приёмы декоративного оформления изделий.

Вопрос

Лепка – создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или удаления пластической массы.

Лепка – один из первичных, основных процессов работы скульптора.

Методом лепки выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал.

Под лепкой (моделировкой) понимается также выявление объёма, пластической формы как в скульптуре, живописи и графике.

Вспомним понятия

ПЛАСТИЧНОСТЬ (от греч. plastikos - годный для лепки, податливый, пластичный), качество, присущее скульптуре. В самом широком значении Пластичность -скульптурность, выпуклость, отчётливость объёмной формы во всех искусствах пластических - архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

ПЛАСТИКА (от греч. plastike - ваяние, скульптура). 1) то же, что скульптура. 2) Техника скульптуры из мягких материалов. 3) То же, что пластичность.

Вопрос.

Технически самый доступный спо­соб создания скульптуры - это леп­ка, а самый подходящий материал для этого - глина.

В зависимости от химического состава примесей она бывает самых разных цветов: крас­ная, коричневая, серая, серо-зеленая и даже голубая.

Главное качество глины - ее пластичность определяет­ся содержанием в ней песка. Чем меньше в ней содержится песка, тем она считается более «жирной», чем больше в ней песка, тем она считает­ся более «тощей». Для лепки при­годна любая жирная, пластическая глина в зависимости от ее цвета. Но лучшей скульпторы считают мед­ленно сохнущую серо-зеленую пул­ковскую глину.

Сухую глину разбивают на куски и замачивают в бочке или каком-либо непромокаемом ящике. Затем её промешивают руками, освобож­дая от камешков. В разных местах она размокает по-разному, и рука скульптора отыскивает глину наибо­лее подходящей плотности и пла­стичности в зависимости от потреб­ности в каждый отдельный момент работы. Так глина становится как бы палитрой скульптора.

Для лепки мелких скульптур и ра­боты над эскизами кроме глины при­меняют еще пластилин - несохнущую искусственную массу различно­го состава.

Существуют разные виды пла­стилинов.

Лепить из пластилина несколько труднее, чем из глины: он менее по­датлив, от холода твердеет, хотя и быстро размягчается, согреваясь, когда его мнут в руках. Можно работать и подогретыми инстру­ментами.

Бывает в продаже еще один мате­риал для лепки - эглин - смесь глины и некоторых жирных нефтя­ных продуктов. Он напоминает пла­стилин, но дешевле его и уступает ему по качествам. Для миниатюрных работ употребляют и чистый воск, работая подогретыми металличе­скими инструментами. Воск позво­ляет добиваться особо точкой про­работки деталей.

Самый главный инструмент для лепки - это наши руки. К ним добавляются лопаточки самых разно­образных форм - так называемые стеки (илл. 93,1), затем - петли (илл. 93,2), циркуль (илл. 93,4) и иногда деревянный молоток - киян­ка (илл. 93,3).

1. Происхождение пластилина…………………………….

2. Качества пластилина……………………………………

3. Виды пластилина……………………………………….

4. Пластилиновая ворона…………………………………

II . Практическая часть исследования

1. Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином………………………………………

2. Инструменты для лепки

3. Основные приемы лепки из пластилина………………

4. Изготовление пластилина в домашних условиях

5. Смешивание пластилина………………………………..

III . Влияние лепки на развитие ребенка

Заключение………………………………………………………..

Библиография…………………………………………………….

Приложение……………………………………………………….

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Пластилин - материал, знакомый всем с детства, сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать пластилину вторую жизнь.

Данную тему своей работы я выбрала потому, что мне захотелось узнать, из чего состоит пластилин, какие секреты он в себе таит, что можно из него сделать, и какую пользу можно получить от работы с этим материалом.

Объектом моего исследования является обычный пластилин. Выдвинутая мною гипотеза: «Работа с пластилином приносит пользу детям. Это лучший способ выразить и проявить себя!».

Задачи:

1. Найти и изучить литературу, интернет-ресурсы и иллюстрации, которые связаны с темой исследовательской работы.

2. Изложить определение пластилина, его историю, характеристики, свойства и области применения.

3. Изготовить пластилин в домашних условиях.

4. Самостоятельно сделать поделки из пластилина.

Методы и приемы работы с пластилином - изучение литературы и Интернет-ресурсов, относящихся к теме исследовательской работы, самостоятельное изготовление пластилина и поделок.

Значимость моей работы состоит в том, что собранный материал в результате исследования можно использовать на уроках технологии и ИЗО.

    Теоретическая часть исследования

1. Происхождение пластилина

Слово пластилин берет свое начало от итальянского слова plastilina , и от греческого plastos , что означает лепной . Где же родина пластилина и кто его изобретатель? Пластилину уже больше полувека, и сначала его называли «тесто для игры». В его изначальный состав входил очищенный и размельченный порошок глины с добавлением натурального или минерального воска - озокерита, сала и других веществ, препятствующих высыханию.

Существуют две версии происхождения пластилина, которым мы пользуемся сейчас. Первая версия. Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут (Приложение 1 ) получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на не засыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)

Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами.

Первоначально пластилин использовался в образовательных целях, но после того как шестеро детей Харбута заполнили дом пластилиновыми поделками, родилось верное решение. В 1900 году Харбут открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов, добавляя в состав растительные краски. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.

Вторая версия. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки.

2. Качества пластилина

Пластилин - материал с богатыми художественными возможностями. Моделирование, лепка, аппликация развивают фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Оказавшийся в руках пластилин способен оживать и принимать различные формы, а в голове начинают возникать образы и сюжеты, которые можно вылепить из него. В этом есть - творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Пластилин активно используется детьми в творчестве. Своей популярностью материал обязан следующим качествам:

    Широкий диапазон творческих возможностей . Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить что угодно – от симпатичных зверюшек до сложных профессиональных работ. При этом цветовое разнообразие материала позволяет сполна воплотить любую задумку.

    Возможность корректировки . Если для того, чтобы исправить нарисованную картинку, нужно брать новый лист бумаги и рисовать заново, с пластилином вопросы корректировки обстоят проще. «Не получившуюся» часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальные части творения. Для детей это очень важно.

    Безопасность . Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. Для лепки не нужны острые ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно получить занозу, как при работе с деревом. Об него нельзя удариться, обжечься и т.д.

    Развитие личных качеств . Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии. В то же время это отличное развлечение, хобби, которым можно заниматься не только в одиночку, но и с одноклассниками, друзьями или родителями.

    Пластилин развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, усидчивость.

3. Виды пластилина

Пластилин может быть простой, скульптурный, плавающий, прыгающий, восковой, перламутровый, флуоресцентный, шариковый, затвердевающий пластилин, в брусочках, в колбасках, в ячейках и в ведрах.

Обычный пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина, они поддерживают его пластичность и мягкость. Обычный пластилин бывает разных цветов, но следует отметить, что, чем больше в нем глины, тем менее ярки его цвета.

Восковой . За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу, он отлично подходит для изготовления пластилиновых панно .

Шариковый пластилин. Его масса состоит из очень легких мелких шариков, которые соединяются друг с другом практически невидимым клеящим веществом. Его структура отлично скрывает небольшие неровности на детских поделках. Этот пластилин вообще не липнет к рукам и одежде, имеет самые разные цвета – от сочных флуоресцентных до нежных пастельных оттенков. Шариковый пластилин бывает разных видов: высыхающий и невысыхающий, обычный и мелкозернистый. Поделки из шарикового пластилина долговечны, так как он застывает на воздухе в течение нескольких часов. Как и в обычном пластилине, цвета можно смешивать между собой, получая каждый раз все новые и новые оттенки, что дает огромный простор для вашей фантазии и творческих замыслов. Яркие цвета создают праздничное настроение, поэтому из шарикового пластилина удобно делать небольшие сувениры для родственников и друзей.

Плавающий пластилин . Изделиями из плавающего пластилина весело играть в ванне – слепив корабль, его можно отправить в настоящее плавание или можно устроить «шторм» для пластилиновых кораблей или поселить в тазике с водой уток и других водоплавающих. Чтобы фигурка держалась на поверхности воды, ее основание должно быть плоским и широким, а остальные детали сбалансировано распределены.

Прыгающий пластилин очень податлив и отлично тянется, стоит немного разогреть его в руках – и он готов к работе. Но самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он словно мячик отскакивает от поверхности. С поделками из такого пластилина можно потом активно играть.

Затвердевающий пластилин, отличающийся яркими цветами, пластичностью и легкостью. Такой материал затвердевает в течение суток, и вылепленная из него фигурка благодаря этому превращается в игрушку или статуэтку. Такой пластилин замечательно подходит для создания собственной коллекции автомобилей или бижутерии, а также для декоративного оформления различных предметов – рамок для фотографий, шкатулок и пр. Из затвердевающего пластилина любой ребенок может своими руками сделать изумительный подарок родным и близким. При работе с затвердевающим пластилином следует учитывать, что если отдельные детали фигурки уже подсохли, то они могут плохо приклеиться друг к другу – в таком случае их крепят с помощью кусочков проволоки или спичек.

Существует пластилин профессиональный скульптурный . Он непритязательного серовато-зеленоватого цвета, продается в узкоспециализированных магазинах довольно большими объемами. Таким пластилином пользуются в художественных школах и училищах.

Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры.

4. Пластилиновая ворона

До сих пор взрослые помнят и с удовольствием смотрят мультфильм про пластилиновую ворону. В фильме наглядно продемонстрировано, каких чудес можно добиться, работая с пластилином. Ворона (а может быть, корова, а может быть, собака...) всегда вызывала бурный восторг. Ведь действительно, годы ничуть не состарили этот мультик, который поймет не только взрослый, но даже карапуз. Дворник, который позднее перекочевал в полностью пластилиновый мультфильм «Падал прошлогодний снег» стал и вовсе чуть ли не национальным героем. Равно как и ворона, не могущая определиться не только со своим местожительством (ель или пальма), временем суток, но и, собственно, биологическим видом. Стоит отметить такой интересный факт: на создание этого чудесного мультфильма ушло 800 кг советского пластилина, который из-за блеклых цветов пришлось раскрашивать красками. А в северной столице появился памятник «Пластилиновой вороне», он установлен в детском киноцентре «Родина» в память об авторе мультфильма А. Татарском. Пластилиновая ворона выглядит точь-в-точь как в мультфильме: птица восседает на античной колонне и держит в руках "вертушку” и кусочек сыра. Высота скульптуры - около 30 см.

    Практическая часть исследования

  1. Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином

При работе с пластилином следует следить, чтобы он не падал на пол, а лучше всего застелить пол старыми газетами, которые потом можно будет просто выбросить и избавить себя от необходимости очищать с ковра и пола прилипший пластилин.

Лепку следует выполнять только на специальной дощечке.

Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

Немаловажным предметом является тряпка, которой после работы оттирают рабочие инструменты и руки от пластилина. Она должна быть из мягкой хлопчатобумажной ткани, которая легко впитывает пластилин.

После работы с пластилином следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.

  1. Инструменты для лепки

В качестве инструментов для создания поделок используются пластиковые или деревянные стеки разной величины, трубочки, колесики с зубчиками для проработки деталей, а также кондитерские шприцы для выдавливания мягкого материала.

М
елкие детали на пластилиновых заготовках, тонкие прожилки на листочках, глаза, узорные линии и пр. неудобно выполнять стекой, а лучше использовать для этого остро отточенный карандаш или зубочистку.

Пластмассовая скалочка – замечательный инструмент, которым очень удобно раскатывать пластилин на тонкие пластины. Такие скалочки могут входить в комплект с пластилином или продаваться отдельно.

Ч
асто в комплекте к скалочке прилагается набор пластмассовых или металлических формочек. Они могут выполняться в виде фигурок различных животных, а также листьев, фруктов, овощей и пр. Готовые формочки – прекрасный вариант для тех, кто любит создавать картины из пластилина. К тому же формочки помогут выполнить фигурки из затвердевающего пластилина, которые затем можно использовать для декорирования каких-либо поверхностей.

Для раскатывания ровных и длинных пластилиновых жгутиков или валиков пригодится деревянная или пластмассовая дощечка. Для получения рельефной поверхности можно использовать пластмассовую расческу, которой удобно наносить, к примеру, волны на пластилиновой картине или прорисовывать ствол дерева.

    Основные приемы лепки из пластилина

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Основные элементы

Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.

Шар

Шар лучше всего катать руками. Нужно взять кусок пластилина, немного помять его в руках, чтобы он стал пластичным. Подготовленный комочек скатать ладонями в шар.

Валик

Для того чтобы скатать валик, также нужно взять кусочек пластилина и слегка размять его в руках. Дети обычно катают валики в ладошках, так как пока еще не стремятся сделать свою поделку идеальной формы. Чтобы получить валик более ровной, практически идеальной формы, можно катать пластилин между дощечками. Две дощечки, между которыми лежит пластилин, должны совершать возвратные движения, т.е. туда-сюда.

Конус

Сначала нужно скатать шар, затем раскатать его между дощечками, нажимая на одну сторону. Конус можно сделать при помощи рук. Выполнение конуса зависит от размера взятого вами куска пластилина. Если он маленький, то возьмите его между указательным и большим пальцами. Затем, надавив на один конец заготовки, раскатайте его вперед-назад. Если кусок пластилина большой, то на один край заготовки надавите боковой стороной кисти, раскатайте вперед-назад. Чтобы выровнять конус, поставьте его округлым основанием на доску для лепки, прижмите.

Лепешка

Сначала скатывают шар, раздавливают его на доске при помощи другой дощечки, равномерно прижимая ее сверху. Пластилин может слегка потрескаться по краям лепешки, тогда более ровную форму им можно будет придать руками, стеком или формочкой, подходящего размера.

Продолговатый шар

Возьмите шар и поменяйте характер кистевых движений. Пусть одна ладонь останется неподвижной, второй же раскатайте шар вперед-назад 2-3 раза, совсем легко надавливая. Шар должен немного вытянуться.

Полусфера

Для того чтобы сделать полусферу, просто возьмите стек-ножик и разрежьте правильный шар пополам.

Жгут

Жгут или жгутик – необходимая часть большого числа игрушек. Для того чтобы выполнить этот элемент, положите кусок пластилина на одну ладонь. Если кусок большой, то раскатывайте его другой ладонью вперед-назад. Если маленький, то раскатывайте кончиками пальцев. Помните: чем сильнее вы давите на жгут при раскатывании, тем тоньше он получится. Следите, чтобы жгут со всех сторон был ровным по толщине.

Полоска

Для изготовления этого элемента просто расплющите жгут. Старайтесь, чтобы ширина полоски оставалась одинаковой по всей ее длине.

Цилиндр

Для выполнения этого элемента возьмите кусок пластилина между указательным и большим пальцами, раскатайте вперед-назад до формы толстого жгута. Продолжая держать заготовку, указательным и большим пальцами другой руки надавите на оба конца жгута, чтобы выровнять. Если вы хотите, чтобы основание было более ровным, раскатанный жгут обоими концами слегка прижмите к доске для лепки.

Кубик

Кубик можно слепить двумя способами: простым и сложным. Если вам нужен прямой ровный куб, то гораздо легче сделать его с помощью стека-ножа. Возьмите кусок пластилина и обрежьте лишнее.

Прямоугольник

Прямоугольник можно сделать на основе кубика. Просто вытяните любые две стороны, надавив на них пальцами. Также вы можете воспользоваться стеком-ножиком и вырезать прямоугольник из цельного куска пластилина.

Заготовки для пластилиновых поделок

Слоеный пластилин . Чтобы получить слоеную заготовку, необходимо несколько цветных пластилиновых лепешек уложить слоями друг на друга и разрезать. Можно чередовать слои из обычного, воскового, перламутрового пластилина, пластилина с блестками. Слоеный пластилин можно получить и другим способом: валик из пластилина одного цвета обернуть пластинкой из пластилина другого цвета. Двухцветный валик раскатывают при помощи дощечки. Затем его можно обернуть пластилином другого цвета и опять раскатать под дощечкой. Таким образом получиться трехслойный валик. Заготовки, полученные таким способом, подходят для выполнения цветов, которые затем можно будет использовать для составления композиции или в аппликации.

Крученый пластилин . Для этого нужно перекрутить два куска пластилина разного цвета, предварительно раскатанные в ровные валики. Перекрученную заготовку можно раскатать дощечкой и разрезать на кусочки, в результате получиться довольно интересный узор.

Вырезание отдельных элементов . Для составления аппликации, выполнения простого барельефа или плоской композиции понадобятся плоские фигурки из пластилина, например листья, ягодки, лепестки, контуры животных или птиц и пр. Такие фигурки можно получить при помощи формочек, которые входят в пластилиновый набор или продаются отдельно. Для этого пластилин раскатывают в тонкую ровную пластину и формочкой выдавливают из нее силуэт. Можно сделать бумажный контур, и с помощью стека вырезать фигурку по бумажному контуру. Осенью можно взять настоящий листочек, вкатать в пластилин валиком, снять лист и вырезать по контуру. Получится листочек с жилками.

Кроме лепки, пластилин можно использовать для рисования на бумаге или картоне. Для этого на картон наносятся контуры изображения, которые затем заполняются пластилином разного цвета. Можно делать картины на прозрачном стекле, а потом выкладывать на них узоры из гречки, риса, гороха, фасоли, бусин, блесток, кусочков разноцветной бумаги и т.д. Можно обмазать стеклянную баночку пластилином и слепить разноцветных рыбок, водоросли, камни, а затем поместить все это внутрь прозрачной стеклянной банки и залить водой. Получится великолепный аквариум.

Создание пластилинового шедевра начинается с эскиза, который рисуют обычными красками или карандашами на листе бумаги. Затем композицию переносят при помощи мелков или сетки координат на пленку и начинают прикреплять к ней пластилин. При этом очень часто картины «рисуют» не чистыми пластилиновыми цветами, а получают нужные оттенки путем смешения двух цветов.

В качестве самых распространенных приемов создания картин художники используют методы раскатывания , скатывания , сплющивания и прищипывания . Для изготовления мелких деталей, например, травинок или стеблей используется обычный медицинский шприц только без иглы. При этом непосредственно перед выдавливанием пластилин в шприце немного нагревается в горячей воде или на батарее.

Кроме картин и украшений одаренные натуры, увлеченные скульптурной лепкой, создают из пластилина отдельные художественные фигурки людей, животных, героев сказок, комиксов, книг, мультфильмов и кинолент, а также целые грандиозные пластилиновые композиции из всех перечисленных персонажей. А чтобы пластилиновые скульптуры не ломались, в качестве основы или каркаса для них очень часто используются зубочистки, спички, металлическая проволока или просто тоненькие деревянные палочки.

Отдельно следует сказать о пластилиновых солдатиках. Люди, по настоящему влюбленные в армейские атрибуты и старающиеся воссоздать и запечатлеть на долгие годы исторические воинские традиции, изготавливают из обычного пластилина удивительные по красоте и размаху армии времен Наполеона, Великой Отечественной войны или Римской Империи. Они также создают макеты сражений, например, Ледового побоища, Бородинского сражения или битвы под Ватерлоо. При этом очень часто солдатиков не лепят целиком, а делают сначала отдельные детали: руки, ноги, голову, туловище, элементы одежды, а потом собирают все это как конструктор, насаживая на металлический каркас. Отдельные увлеченные натуры используют не разноцветный пластилин, а серый и затем окрашивают готовых солдатиков и покрывают их специальным лаком. Кроме фигурок людей пластилиновые художники создают еще и военную технику: пушки, танки и, конечно же, лошадей.

    Изготовление пластилина в домашних условиях

Пластилин легко можно изготовить в домашних условиях

(Приложение 1)

Для этого нам понадобится:

400 гр. муки

200 гр. соли

500 мл кипящей воды

1 столовая ложка "alann" (это порошок, похожий на желатин, он не вреден и продается в аптеке)

1 столовая ложка подсолнечного масла.

Муку, соль и "alann" перемешать в одной чашке, налить кипяток и быстро перемешать, не допуская образования комков. Перемешивать лучше миксером. После того, как налили воду, добавьте столовую ложку масла. В кипяток нужно добавить пищевую краску в большом количестве, чтобы цвет стал красивый и сочный. Когда масса станет густой и миксер не сможет дальше крутить, нужно еще хорошенько замесить массу, как тесто.

И пластилин готов!
Домашний пластилин можно сушить и на воздухе и в микроволновой печи, покрывать лаком и даже немножко пробовать на вкус (солёный!). Домашний пластилин, завернутый в пакет, может храниться в холодильнике около месяца.

Самая привычная форма пластилина – это разноцветные брусочки в коробочке. Однако производители стали более гибкими и стали предлагать не только пластилин в наборах, но и расфасованный отдельными пакетиками. Это позволяет дополнить коллекцию пластилина недостающими цветами.

    Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов :

    Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

    Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

    Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

    Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

    Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

    Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

    Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

    Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

    Влияние лепки на развитие ребенка

Создавая поделки из пластилина , ребенок учится анализировать формы и размеры, наблюдает, сравнивает, выделяет черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве.

Пространственное и образное мышление, внимание, воображение - процессы, способствующие всестороннему развитию. Каждый момент творчества ребенок пропускает через свое сознание. Поэтому, выполняя одинаковое задание, детские работы получаются абсолютно непохожими. Ведь в каждой поделке из пластилина - есть частичка фантазии и любви, которые передаются нам через теплоту рук.


Д авно известно, что речевой центр и центр, отвечающий за движения пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, развивается абстрактное мышление и умение логически мыслить, появляется связная речь. У них лучше развита координация движений, малыши лучше владеют бытовыми навыками. Все эти умения придают каждому ребенку уверенность в своих силах. Он уже многое умеет, а значит, и с новыми задачами тоже справится.

Заключение

Моя исследовательская работа подошла к концу, в результате которой гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, работа с пластилином приносит огромную пользу детям.

Из различных источников я узнала, что любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином - это еще и творческое искание, и развитие фантазии. Когда ребенок лепит, развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. И именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Изучив эту информацию, мне стало интересно, и я начала активно заниматься лепкой. Мама мне купила в магазине несколько пачек пластилина, и я каждый день что-нибудь лепила. Эта работа на самом деле оказалась увлекательной и творческой. Благодаря лепке, через некоторое время я заметила, что мой почерк изменился в лучшую сторону. Об этом удивительном открытии я обязательно расскажу своим одноклассникам.

Мне теперь известны все секреты пластилина, его удивительные свойства и качества. Это абсолютно безопасный материал, созданный специально для детского творчества.

Весь мир слеплю из пластилина!

Могу и кукурузу и малину,

И бочку, и собаку, и котенка,

И даже маленького ребятенка.

И рыбку сделаю павлином…

И где взять столько пластилина?..

Http://board.doshkolnik.ru

10.

Рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у детей формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также способности в определенном виде деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного программой "Лепка".

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, умения и навыки по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети младшего возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего и из сообщений (рассказа, объяснения) педагога, а также непосредственной практической деятельности (лепки), то выделяют методы наглядные, словесные, практические. Руководствуясь ярко выраженным игровым отношением детей к образу, игровым проявлениям в процессе изображения и по его окончании, следует выделить игровые методы обучения.

Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ знакомого способа изображения ребенком у доски или индивидуальный показ педагогом в процессе занятия тому, кто в этом нуждается (например, ребенку, с трудом усваивающему способы изображения или пропустившему много занятий), можно назвать приемом обучения.

Выбор педагогом методов и приемов проведения того или иного занятия зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего, он определяется целями и задачами конкретного занятия. Отбор методов требует учета специфики вида деятельности, а также знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения деятельностью.

Занятия лепкой включают два рода действий: внешние, т.е. движения, производимые руками при лепке, и внутренние: восприятие предмета или картинки, продумывание того, что и как следует делать, представление того, что должно получиться и т.д.

В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающего мира, содержание музыкальных и литературных произведений, поэтому деятельность педагога должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания . С этой целью педагог применяет объяснительно - иллюстративный метод. Он организует наблюдение детей, обследование предметов, игрушек, которые предстоит передать в изображении.

В процессе наблюдений, рассматривании предметов дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения, рассматривания педагог должен хорошо подготовиться: выбрать объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям хорошо были видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения, которые нужно будет передать в изображении. Необходимо активизировать детей во время наблюдений, обращаясь к ним с вопросами, предлагая давать характеристику предметов. Тогда полученные детьми знания и представления будут более осознанными и глубокими .

Проводить наблюдения нужно живо, эмоционально, пробуждая эстетические чувства детей (подчеркивать красоту наблюдаемых предметов, четкость, пластичность, изящество формы и т.п.).

Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследование - это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет свойства и стороны предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для последующего изображения (о форме, величине, строении и т.д.). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупыванием - осязательное восприятие.

Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения. Целесообразно детей спросить, с чего они начнут лепку. Такой подход к процессу создания изображения подводит детей к элементарному планированию своих действий.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей лепке. Чтобы дети овладели формообразующими движениями рук, направленных на передачу формы, им эти способы нужно показать и объяснить. Дети также должны усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами.

Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом занятии. Это целесообразно делать лишь тогда, когда тот или иной прием встречается впервые. В тех же случаях, когда прием уже знаком детям, показывать его не следует. Постоянный показ способов изображения лишает детей активности, приводит к пассивному повторению воспринятого. Нужно учить детей, воспринимая те или иные сведения, способы действия, соотносить их с теми, которые они узнали, усвоили раньше, устанавливать взаимосвязь нового, с уже известным. Такие приемы обучения способствуют формированию общих способов, пригодных не для одного случая, а для всех сходных. В результате дети получают возможность самостоятельно изображать широкий круг предметов. Создается основа для развития творчества.

Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям, должно быть эмоциональным, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому способствует образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений.

Словесные приемы обучения используются и в процессе занятия: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, предложения. И в ходе занятия может быть применено образное сравнение, художественное слово. Это позволяет направить детей на выразительное решение изобразительной задачи.

Особое значение имеет анализ детских работ. Он должен проводиться дифференцированно, в зависимости от возраста детей и характера выполненного изображения. Разнообразие форм анализа повышает интерес детей к занятиям.

Для того, чтобы занятия стали прочными, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимо организовать их применение, возможность их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, определяется как репродуктивный метод.

Продумывание упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий для детей скучно, и, как правило, не приводит к успеху.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, поискам возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания, предать сюжет литературного произведения, выполнить изображение по замыслу. Педагог, прежде всего, руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи.

Игровые приемы обучения могут быть применимы внутри разных методов. Так, они могут быть использованы в процессе применения информационно - рецептивного метода, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с которым знакомят детей, преподносится детям в игровой ситуации.

Они могут включаться в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, не становятся однообразными и скучными. Нужно всячески поощрять и развивать и инициативу детей, разумные дополнения в лепке.

Эффективным методом развития творческого воображения детей является выполнение ими в заданное время (обычно один, два урока) целого ряда вариантов - эскизов композиций на одну тему, на один сюжет. Педагогическая практика убеждает, что указанный метод может успешно применяться как средство развития творческого воображения.

Развитие творческого воображения неразрывно связано с развитием зрительной памяти, и в условиях изобразительного творчества оба эти процесса сливаются в единый процесс создания художественного образа.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями .

Эстетическое восприятие содействует образованию соответствующих представлений. В них отражены эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В лепку ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие - то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, но и красивые, вызывающие радость, восхищение ребенка). Важно также чтобы педагог сумел правильно объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно, прежде всего, обратить внимание на красоту предмета, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление.

Все рассмотренные методы и приемы обучения в реальном процессе обучения сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. В одном занятии могут применяться самые разнообразные методы и приемы. Выбор их зависит от программного содержания, которое должны освоить дети, а также от их возрастных особенностей. Только такой подход сделает обучение эффективным, позволит развить творческие способности каждого ребенка.

Во время проведения практических занятий по лепке прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом - глиной или пластилином. Это наиболее целесообразно делать в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети сразу могут ощутить видимый результат. Педагог, показывая детям глину, говорит: "Это глина, сделаем из нее палочку. Глина очень мягкая, от нее можно оторвать кусочек (отрывает от общей массы кусочек и раскатывает его между ладонями)". Таким образом, знакомя детей с материалом, педагог обучает детей первому формообразующему движению - раскатыванию.

После того, как дети освоят формообразующие движения по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра - сделать из палочки кольцо. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала нужно найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить.

Прежде чем научить детей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, выделять основные свойства. Обучение следует вести через показ реального предмета или игрушки. При рассмотрении предмета педагог должен поставить следующие цели:

сделать процесс восприятия преднамеренным;

вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к предмету;

научить выделять основные части предмета;

установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением;

После того, как дети научатся изображать хотя бы один предмет и овладеют формообразующими движениями, можно проводить занятия на свободную тему. В процессе работы с глиной или пластилином, дети постепенно начинают понимать, что из них можно слепить изображения разных предметов.

Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет, во - первых, должен быть хорошо знаком детям, во - вторых, должен вызывать у детей положительные эмоции, быть интересным. В - третьих, он должен быть простым по форме и строению и состоять из небольшого количества частей.

Ведущим методом формообразующего движения должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям.

Для успешного проведения занятий требуются определенные условия. Когда занятия проводятся с группой, в ней может быть не более четырех человек. Они должны свободно лепить на столе. Для лепки можно применять пластилин или глину с условием, чтобы они были правильно приготовлены. Пластилин, глину, следует давать детям в виде колбаски длиной 5-6 см. Постепенно педагог привлекает детей к подготовке занятия (они могут помочь поставить стулья и т.д.). Глину или пластилин дают детям после объяснения задания. В конце занятия вылепленные фигурки убирают на дощечку, разделенную на ячейки. После занятия педагог вместе с детьми рассматривает, что у них получилось, дает положительную оценку работам, сравнивает их с изображаемым предметом, еще раз уточняет его основные части.

Для успешного развития самостоятельности, инициативы в процессе обучения лепке необходимо соблюдение ряда условий, являющихся, как правило, и средствами воспитания самостоятельности.

Одним из таких условий является умелое объяснение и показ последовательности выполнения предмета. Это означает, что проводить детальный и обстоятельный анализ особенностей натуры (ее пропорций, строения и т.д.) и показывать последовательность выполнения предмета следует чаще в начале учебного года, а также в самом начале выполнения совершенно новых предметов. В остальных случаях дети должны учиться самостоятельно проводить анализ натуры, определять ее особенности, намечать последовательность выполнения работы.

Необходимо давать дошкольникам и задания на свободные темы, что заставляет их проявлять максимум самостоятельности и творческой активности. Большое воспитательной воздействие оказывает поощрение детей за самостоятельный выбор темы, сюжета в лепке, за оригинальную композицию, быстрое и вместе с тем грамотное выполнение работы.

Наиболее эффективными способами развития наблюдательности у дошкольников, приучения их к систематическим наблюдениям на занятиях по лепке являются:

планомерное и целенаправленное рассматривание объектов изображения - натуры. К сожалению, нередко в практике можно наблюдать, как дети, не обращая внимания на натуру, фактически делают наброски или лепят по памяти и имеющимся у них представлениям о данном объекте. В итоге - неточное изображение очертаний, искажение формы. Изучения, познания натуры в данном случае не происходит. И причина этого - отсутствие у детей умения, привычки смотреть на натуру, рассматривать объекты изображения.

постоянное сравнение своей работы с изображаемым предметом

выполнение набросков и зарисовок с натуры и по памяти с целью передать форму, пропорции и т.п.

Пластилин - один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины.

Что такое пластилинография

Пластилинография - разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными, выразить себя, передать настроение могут как маленькие дети, так и подростки. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков. Достаточно проявить немного воображения и дать волю своей фантазии.

Виды картин из пластилина

Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков.

Очертания предметов на гладком фоне являются признаком рельефных изображений. Например, контуры рыбки или ее чешуя. Такие картины напоминают лепнину.

Также рисунки могут включать в себя полные детали и создаются по шаблону с предварительно заготовленными трафаретами для пластилина. Кончики каждого элемента сглаживаются (стираются) с новым куском картины.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал - это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись:

  • горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло.
  • доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей;
  • набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы;
  • влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук;
  • различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры - зубчатыми колесиками, многогранниками;
  • медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы.

Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы.

В магазинах продаются наборы для рисования пластилином, включающие необходимый материал и инструменты для работы. Их ассортимент огромен, поэтому подобрать подходящий в соответствии с возрастом и интересами малыша будет несложно.

Преимущества пластилинографии

Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно. Преимуществами пластилинографии можно назвать:

  • простоту в работе;
  • снятие мышечного и нервного напряжения;
  • развитие моторики рук;
  • легкую корректировку: картину всегда можно переделать.

Пластилинография в детском саду

Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не будет ставить перед ребятишками сложные задачи, чтобы не отбить у них охоту работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется периодически делать перерывы на физминутку.

Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.

Описание процесса пошагово

Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:

  1. Выбор рисунка-основы, цветов для фона и будущего изображения. Малышам лучше всего начать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками. Размер первых рисунков следует выбирать небольшой, ¼ листа формата А4.
  2. Перенесение выбранного эскиза на картон. Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
  3. От брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу. При этом можно использовать различные способы лепки - раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание и прочие.
  4. В работе над изображениями из большого числа деталей, требующими четкой прорисовки предметов, поможет медицинский шприц без иглы, внутрь которого требуется поместить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на батарее или в емкости с теплой водой), после чего выдавить тонкими нитями. Для получения более толстых нитей подойдет кондитерский шприц. Мягкие переходы между цветами можно получить путем смешивания в руках необходимых оттенков пластилина. При этом следует учитывать, что не нужно соединять более двух цветов одновременно.

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия мамы. С ней, к примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно, длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать сухой салфеткой, а потом вымыть теплой водой.

Способы рисования пластилином

Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такую технику рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально смотрится картина, в которой стили смешаны. К примеру, объемная аппликация и размазывание. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, штрихи зубочисткой, насечки пластмассовым ножичком и т. д.

Техника рисования спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получался рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или простые розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.

Рисование мазками - необычайно красивая техника, которую могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.

Наряду с другими техниками рисования пластилином детям нравится объемное исполнение . Для воплощения картины требуется скрутить множество маленьких колбасок и создать из них задуманный шедевр.

На заметку

При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности:

  • При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым - оранжевый, синий с красным - фиолетовый.
  • При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества.
  • Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой.
  • Примешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого - пастельный.

Приемы лепки

Лепка фигур может производиться несколькими способами:

  • Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей - самый удобный способ рисования пластилином. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.
  • Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
  • Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
  • Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
  • Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
  • Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.

При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца (без иглы).

Рисование пластилином для детей - это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.

1.4 Методы и приёмы обучения лепке

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей спицифики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Нужно отметить некоторые особенности использования натуры в работе с умственно отсталыми детьми.

Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Натуру нужно детально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д..

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художжественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственно отсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Умственно отсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями и поэтому не знают, какое движение потребуется для вылепливания той или иной формы.

Известен такой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведя его руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты, он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить это движение.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный. В некоторых случаях это зависит от характера умственно отсталого ребёнка.

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.

Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный.

Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелеобразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для умственно отсталых детей наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных и словесных методов и приёмов обучения.

Практические методы.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) умственно отсталые дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

раскатывание, сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.

Материал и оборудование.

Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда. Программой предусмотрено использование для занятий лепкой глины и детского пластилина. Если работа с пластилином достаточно хорошо известна педагогам, то в отношении глины этого сказать нельзя. Сравнительно редко используется этот материал в специальной коррекционной школе. А между тем, глина по многим своим качествам выгодно отличается от пластилина, и дети охотнее с ней работают.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.

Качество работы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место. Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.

Технические приёмы лепки.

Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание.

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмы изображения.




Восприятия, формирование мыслительных операций. Таким образом формирующий этап эксперимента был направлен на развитие уровня творческих способностей учащихся 3 классов на основе кружковой работы с природным материалом, путём реализации представленной выше программы. Данная система коррекционно-развивающих занятий на основе кружковой работы с природным материалом позволит повысить уровень...




1. высокий уровень – 0% 2. средний уровень – 20% 3. низкий уровень – 80% Глава 3. Специфические особенности использования изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и формирования мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией 3.1 Методика обучающего эксперимента Цель: создать условия для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики кисти...

Все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики. 23. Проблемы дифференциальной диагностики синдрома раннего детского аутизма (РДА) от сходных состояний РДА - это отрыв от реальностей, уход в себя, ...