Что ни дом – то обычай. Поморское согласие

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) - современное официальное название брачного поморского согласия старообрядцев, не приемлющих священства (безпоповцев ). Как и многие безпоповские согласия, ДПЦ не имеет трехчинной иерархии; принятые у поморцев таинства ( , ) совершаются мирянами (духовными наставниками). Согласие старообрядцев-безпоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приема беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской Православной Церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, произносимые священством. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь , ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и все согласие получило наименование Поморского . Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. В Петербурге представительством монастыря была Моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов , которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия.

Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев и постепенно влились в состав идеологически близких и согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством. Это привело к возможности законной передачи имущества по наследству и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-безпоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошел 1–10 мая 1909 года в Москве, Второй - в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью . В XIX и XX веках в поморское согласие перешел ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным безпоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов. К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были репрессированы или находились на нелегальном положении. С тех пор «по нужде » стал широко распространен институт «наставниц » - женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно еще в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации безпоповского старообрядчества в СССР. В 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошел в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках. Приходы ДПЦ имеются в России, государствах СНГ, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, Англии. Известно лишь, что в начале XX века поморцев было около 1,5 млн. чел. Несмотря на то, что с 1920-х по 1950-е гг. наблюдался стихийный процесс присоединения общин федосеевского согласия к ДПЦ.

В мае 2006 впервые с 1912 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года также в Санкт-Петербурге, в на Тверской улице, состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ, в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует еще более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган - Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Председатель Единого Совета - . Поместные центры - Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодежные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-Календарь издается тиражом 10000 экз.

Иди, мой стих, в горнило жизни,

Иди в широкий шумный свет.
И, не страшася укоризны,
Стремись туда, где правды нет.

Публицист и поэт, деятель Самарской Древлеправославной Поморской церкви Трофим Тулупов, 1913 год

Прискорбно слышать, когда говорят: я поморец, я федосеевец, я филипповец... А ведь все мы состовляли когда-то одно целое, все мы вышли из одного и того же гнезда, одного и того же древа исконной старой веры

Трофим Тулупов, из статьи «О любви и мире церковном», 1915 год

О Древлеправославной Поморской церкви в Самаре на ул. Л. Толстого, 17 слышали, наверное, многие. Но об истории и современном состоянии Поморской церкви знают мало. Попробуем рассказать об этой уважаемой общине.

Общие сведения

После раскола по всей России начались массовые гонения на последователей старой веры. Скрываясь от преследований, часть старообрядцев в 1694 году селится на русском севере на реке Выг, основывая так называемые Выговское и Лексинское общежительства. Эти поселения старообрядцев изначально приобрели значительную экономическую, финансовую самостоятельность и самодостаточность. Вскоре стало ясно, что военной силой общежительства не одолеть. Потому уже при Петре господствующая церковь начинает богословскую беседу и канонические споры со старообрядцами. В 1722 году в Выговскую общину от Синода приезжает иеромонах Неофит для «разглагольства о вере». Его полемика вынужнает поморских наставников братьев Денисовых составить так называемые «Ответы».

Выговское общежитие

Два первых экземпляра рукописи «Ответов», очевидно, были готовы уже к 21 июня 1723 года и оба сданы в канцелярию Петровских заводов в Олонце: для «господина присланного учителя иеромонаха Неофита» и «для хранения в Канцелярии заводов». Оригинал подписан девятью уполномоченными: Даниилом Викуловым, Ипатием Максимовым, Петром Акиндиновым, Михаилом Андреевым, Климом Ефремовым, Иваном Михайловым, Павлом Дементьевым, Севастьяном Савиновым и Антонием Лукиным. Опровержение Поморских ответов, по поручению Св. Синода, было составлено тверским архиепископом Феофилактом. Поморские ответы представляют собой выдающееся полемическое сочинение, авторы показали способность подмечать слабые стороны оппонента, умело использовали приёмы критического анализа, использован огромный объём литературных, исторических и иконографических источников. В то же время, произведение обладает несомненными достоинствами как литературная, так и богословская работа. По сути «Поморские ответы» стали главным апологетическим произведением старообрядцев. Рассуждая о двоеперстии знамения, староверы ссылаются на массу икон времен от князя Ярослава вплоть до царя Алексея Михайловича Романова, приводят как аргумент в защиту двуперстия свидетельства Феодорита, Петра Дамаскина, св. Никифора Панагиота, свидетельства из сказания о Мелетии и прочее. Поморцы поют аллилую дважды (сугубую), ссылаясь на решения Стоглавого собора. При постановлении креста на просфирах они употребляют исключительно «осьмиконечный», а не «четвероконечный» крест. Естественно поморцы употребляют только дораскольничьи богослужебные книги и иконы, написанные по старому чину. Поморцы признают безпоповский толк, не имеют трехчинной иерархии, все службы и таинства совершаются наставниками-мирянами, избранными общиной. Поморцы объясняют это тем, что священники во времена раскола морально запятнали себя отходом от старой веры и более «не имеют права на существование» (оскудение благодати священства). Пастырь по их мнению не может быть назначен, а только избран прихожанами. В основе толка также укрепились слова св. Иоанна Златоуста, что «церковь не стены и покров, но вера и житие, не стены церковные, но законы церковные». 101 поморский ответ «свидетельствует», что «вера православная и Церковь может и без священников и видимой церкви пребывать и спасать». Так как поморцы отрицают священников, то и брак заключается просто по согласию при общине и наставнике (иногда даже говорят Старообрядческая Древлеправославная Поморская церковь брачного согласия). В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких Филипповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения без венчания, что со временем было признано и государством, и привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

Икона поморских святителей

Поморцы составляли собственные метрики и передавали их, скрепленные собственной печатью, в духовную консисторию. И сейчас самарские поморские метрики можно найти в фондах ЦГАСО. Поморцы верят, что антихрист не придет, а уже правит на земле. Богослужение в общинах совершается «мирским чином» в молитвенных домах (моленных, фактически представляющих собой часовни, иногда весьма значительных размеров). Церковные таинства поморцы, как и другие беспоповцы, делят на «нужно-потребные» (абсолютно необходимые для спасения), которые после воцарения антихриста совершаются «духовно» (Причащение), или их совершают избранные миряне (Крещение, Покаяние), и «потребные» (все остальные таинства), которые более на земле не совершаются. При переходе из РПЦ или даже секты другого согласия практикуется обязательное «перекрещевание» в поморский толк.Община состоит из наставника, причетников и собственно прихожан. Обязанностью причетников является чтение за богослужением, пение на клиросе. При молитвенном доме состояла экономка.Существует и масса других отличий от господствующей церкви. Не имея, как и вообще беспоповцы, литургии, поморцы имеют и свои богослужения. Со времен Выговской пустыни составлен ряд новых «чинов» этих служб: «Чин всем богослужениям непосвященных мужей и жен», «Устав поморской службы церковной и келейной», «Чин нехиротонисанных для отправления крещения и покаяния», «Чин очищения жены родившей», «Чин для поставления пастырей словесных овец». Современные общины подчиняются Российскому Совету Древлеправославной Поморской церкви, состоящему из Совета старейшин и отделов (канонический, историко-архивный и прочие). В 1909 и 1912 годах проходили Всероссийские съезды поморцев, собирались и поместные съезды. 21-22 ноября 1989 года в Москве в храме московской Поморской общины прошел Всероссийский учредительный съезд для избрания единого центра - Российский Совет Древлеправославной Поморской церкви (РС ДПЦ), на котором присутствовали 68 делегатов из 38 общин (в тот период в СССР существовало 62 общины). От Куйбышева на съезде присутствовали Ф.М. Фомин, П.Л. Евдокимов, К.Н. Кукушкин. Евдокимов возглавил историко-архивный отдел. Руководителем всей Российской Древлеправославной Поморской церкви (ДПЦ) был избран Олег Иванович Розанов.

Извещение 1989 года из фондов ОРК СОУНБ

На сегодняшний день в РФ - более 250 общин. Поморские общины существуют во многих странах мира от Прибалтики до США, Канады и Аргентины. В мае 2006 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошёл III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года так же в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице состоялся IV Всероссийский Собор, в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ. При Церкви издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодежные и детские летние лагеря, действуют два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеются две монастырских обители.

В степях будущих Николаевского и Новоузенского уезда Самарской губернии старообрядцы появляются уже в 70-х годах XVII века. Например, в это время был широко известен преданный старой вере иеромонах Феодосий Муравей и его ученик Павел, уже не имевший священической хиротонии. После бунта стрельцов в 1762 году сюда ссылались стрельцы-староверы. По Манифесту Екатерины II в 1762 году старообрядцам было разрешено селиться по пустынным берегам Волги и Иргиза. Тогда же были основаны скиты в слободе Мечетной (ныне г. Пугачев) и в Балаково. К концу XVIII века часть местных безпоповцев принимает Поморский устав. Первое свидетельство о старообрядцах-поморцах в Самаре было обнаружено известным исследователем истории самарской поморской общины, наставником местной ДПЦ П.В. Половинкиным - документ 1804 года об имеющихся на территории города кладбищах «перекрещенцев» (поморцы крестят при приеме в свое согласие). Поморцы-безпоповцы в 50-х - 60-х годах XIX века подвергались жестоким гонениям. Переход от господствующей церкви в поморское согласие грозил разными неприятностями. Новообращенного поморца отсылали в суд, проводили разъяснительные беседы, увещевания о возвращении в православие или единоверие. Если человек продолжал находится под влиянием поморцев, то сажали в тюрьму на срок от 2 недель до месяца по постановлению МВД по секретной части. Иногда Самарская палата Уголовного суда прибегала к отправке в ссылку на вечное поселение. Так, например, в 1856 году после заключения в тюремном замке в ссылку в Приуральские степи был отправлен удельный крестьянин Иван Федоров Канункин за проживание в поморском согласии с девкой Прасковьей Семеновой или в 1857 году в ссылку в Шемаху в Закавказье под конвоем солдат Оренбургского линейного батальона были отправлены крестьянские девки «поморки» Степанида Акимова и Арина Феоктистова. Подобных примеров можно привести массу.

Молитвенные дома поморцев и храм в Самаре

В 1864 году в Самаре были открыты два молитвенных дома Захарова на Николаевской (ныне Чапаевской) улице и Власова на Казанской (ныне А. Толстого). Записывать дома на общины вопрещалось, потому молёные открывались на личных дворах. Вскоре по доносу дома Захарова и Власова были закрыты. Как пишет Половинкин, особенно натерпелся от властей и местной консистории Дмитрий Петрович Захаров. Ему пришлось вести многолетние тяжбы, добиваясь возврата икон и книг. Судя по всему, поморцы продолжали тайно собираться у Захаровых, но опасаясь новых доносов и кляуз сын Захарова Петр решил легализовать свою молельню (молёную) в собственном доме. Этому способствовало Высочайше утвержденное мнение Госсовета от 3 мая 1883 года «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и на отправление духовных треб». В делах ЦГАСО можно найти просьбу мещанина Петра Захарова и Ушанова от 3 февраля 1884 года. В своей «челобитной» Захаров указывает: «С давних пор в доме моем в Самаре, в 3 части, по Сокольничьей улице (ныне Ленинская) собираются самарские жители - поморцы для отправления духовных треб, всего до 500 человек обоего пола, по своему вероучению мы признаем брак и молимся за Царя. Просим открыть молельню в моем доме на основании 8 пункта Высочайше утвержденного мнения Госсовета от 3 мая 1883 года. Поморцы продолжали собираться у Захарова, но официальное разрешение на молёную староверы получили только через 10 лет. Разрешению долго препятствовали самарский епископ, строительное отделение губернского правления. Околоточным надзирателям пришлось даже измерять расстояние от Захаровского дома до ближайшей в четырех кварталах Воскресенской церкви «дабы не смущали истинно православных». В 1894 году разрешение было наконец-то получено. Вскоре открылась и Власовская молёная. В другом начинании Петр Дмитриевич Захаров оказался более удачливым. В 1871 году он выкупил у города старые казармы между современными улицами Ленинской и Самарской и открыл молитвенный дом - Крестовоздвиженский храм. Попечителями храма были крупные самарские купцы Годуновы, Крашенинниковы, Карповы, Ушановы.

Издательское дело П.М. Безводина начато в 80 - е годы XIX века еще в Нижнем Новгороде, затем было продолжено в Москве, и своего расцвета достигло в Сызрани. Эта деятельность постоянно сопровождалась преследованиями от администрации, частыми обысками и конфискациями. П.В. Половинкин предположил, что Безводин заинтересовался гектографической печатью в родном селе Безводном Нижегородской губернии, где работала типография А.В. Швецова и И.Г. Усова. Всего типографией П. М. Безводина было издано свыше двухсот брошюр (копии рукописных и напечатанных на пишущей машинке) в защиту староверия, в том числе и его собственного сочинения («Апология Церкви Христовой», «О родословии христиан поморцев»). В анотации к книге сочинений Трофима Тулупова Половинкин озвучил возможность издания в скором времени сочинений многих староверов-поморцев, в том числе и произведений Безводина. Несомненно, труды поморцев полемического богословского характера будут крайне интересны читателям.

О своей работе Прокопий Безводин писал: «Я до Собора и до свободы был тяжко гоним за исповедание святой веры, за имя драгоценное моего Владыки, за обличение господствующаго духовенства! Везде и всюду были аресты и волокитства, и страх, сколько перенес различных невзгод за доставление материалов моей российской братии! Сколько пострадал материально даже. До нага был ограблен, но ни от кого не было помощи не в материальных средствах, ни в моем здравии, бедное мое здравие расшатано и по сие время. Но вот я увидел свободу, и думаю я отдохну от того всего тяжкого бремя. Но увы!».

Новые гонения

После Февральской революции 1917 года число поморцев продолжает расти. Проповедники Самарской Поморской церкви активно включаются в политическую жизнь. В одном из своих обращений к единоверцам Трофим Сергеевич Тулупов активно призывает участвовать в выборах в городскую думу. В список партии «Народной свободы» (кадетов) входят семь старообрядцев-поморцев, в частности М.П. Чубаков, Т.С. Тулупов, М.Я. Прокофьев, С.И. Карпов, Е.И. Столяров. Позже эти деятели участвовали в выборах в Учредительное собрание при белочехах. Приход к власти большевиков в Самаре в 1918 году по-началу не нарушил коренным образом свобод поморцев. Например, 1 марта 1919 года, согласно документам ЦГАСО, между Самарской старообрядческой общиной Поморской церкви и заведующим Комиссией вероисповедований при Самарском Совете Рабочих и Крестьянских депутатов тов. Очарковым по инструкции по проведению в жизнь Декрета об отделении церкви от государства было заключено такое соглашение: «На все имущество поморской общины составляется инвентарная опись и официально это имущество передается государству как народное достояние. Однако поморцы могут свободно, но ответственно пользоваться им. Члены общины обязуются не допускать политических собраний, враждебных Советской власти направления, раздачи или продажи книг, брошюр, листков, направленных против Советской власти, не допускать произнесение проповедей или речей, враждебных Советской власти, не допускать совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения против Советской власти». В принципе это соглашение устроило самарских поморцев. Члены всех поморских общин во главе с Георгием Столяровым подписали соглашение (договор). Например, от Любимовской молёной (ныне Храм во славу Казанской Иконы Пресвятой Богородицы на Л. Толстого, 17) свои подписи поставили наставник Дмитрий Масленников, 90 грамотных и 58 безграмотных прихожан. Холодом повеяло в конце 1920-х годов. Прошел слух о полной реквизиции всего церковного имущества и закрытии храмов и молёных. Экономка Любимовской молёной Ефросинья Ракова начала спешно раздавать ценности и дорогие старинные иконы прихожанам на руки.

Экономка Любимовской молёной в 1910-1920-х годах (ныне Храм во славу Казанской Иконы Пресвятой Богородицы) Ефросинья Ракова

Наставник Крестовоздвиженского храма Сергей Андреянович Дергунов пытался вступить в переговоры с горисполкомом, встречался с какими-то подозрительными лицами, пытался оттянуть закрытие храма. Но храм закрыли, большинство ценностей было реквизировано, удалось спасти только несколько икон и запрестольный крест. К 1930 году все два храма поморцев и молёные были закрыты. Трофим Тулупов писал своему коллеге П.В. Ершову: «Сообщаю Вам, что ввиду острого жилищного кризиса в Самаре, и последний наш храм закрыт и будет занят под жильё. Общины, как наша, так и федосеевцев, - распущены. Общественных богослужений не совершается... Ксенофонт Болобков уехал куда-то в Сибирь, С.А. Дергунов живет на углу Владимирской и Озерной, дом № 34 в Железнодорожном поселке, но с ним я не вижусь...» Вскоре большинство активистов Поморской церкви были арестованы. В 1927 году член президиума Нижне-Волжского областвного Духовного совета поморцев, иконописец Федор Бочкарев был осужден на полтора года принудительных работ, в 1930 году - на три года лагерей. Его брат иконописец Александр Архипович 7 февраля 1930 года тройкой при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю приговорен по с. 58-10 к 3 годам заключения в лагере. Знаменитый деятель Поморской церкви Трофим Сергеевич Тулупов по ст. 58-10, 58-11 за контрреволюционную агитацию и контрреволюционную организованную деятельность тройкой при УНКВД по Куйбышевской области был осужден и расстрелян 8 февраля 1938 года. В Любимовской молёной была организована фабрика беловых товаров. В великолепной Успенской церкви была устроена механическая мастерская, в Крестовоздвиженском храме открыто общежитие. В начале 1960-х годов была снесена Успенская церковь на углу Самарской и Маяковского, в конце десятилетия при строительстве мемориала В.И. Ленина снесли и Крестовоздвиженский храм. Лет пять назад самарские старообрядцы-поморцы установили на месте храма памятный крест. Вплоть до середины 1950 года самарские старообрядцы-поморцы собирались на богослужения по домам единоверцев (иногда по ночам) и только позже приобрели частный дом под молёную. В 1980-х годах они занимали дом в Богатырском тупике, 6 у автостанции «Аврора».

Возрождение Самарской общины Древлепрвославной Поморской Церкви.
Председатель Самарской общины ДПЦ П.В. Половинкин

18 апреля 1983 года Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области поморская община была официально зарегистрирована.

Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году, когда общине удалось добиться передачи бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «любимовской молённой», по ул.Льва Толстого, 17. Здание было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы - фабрика беловых товаров. Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Сейчас, когда в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение. 14 января 1996 года в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем, в Светлое Воскресенье 1996 года, - Пасхальная служба, и с этого времени община расположена здесь постоянно. Службы совершаются каждое воскресенье в 10.00. Храм был освящен во славу Казанской Иконы Пресвятой Богородицы. Позднее в храме был устроен прекрасный иконостас. Община имеет богатую книжницу: часть книг пожертвована прихожанами, частично книги приобретаются. Ведутся архив и летопись общины.

Председатель Совета общины П.В. Половинкин что-то показывает мальчику на аналое

Трудами Председателя Совета общины П.В.Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез, изданы молитвослов, пособия «Как молиться епитимью», «Приготовление к погребению», книга известного самарского начетчика Т.С.Тулупова «О разделении Русской Церкви». В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, ответственным секретарем которого стал П.В.Половинкин. Павел Владимирович Половинкин родился 28.06.1971 в Куйбышеве. В 1991 году окончил Самарское педагогическое училище. После окончания Рижского духовного старообрядческого училища в 1993 году стал председателем Самарской старообрядческой общины Древлеправославной Поморской Церкви. П.В. Половинкин активно участвует в организации в СОУНБ выставок, связанных со старопечатными и рукописными книгами. В дар ОРК СОУНБ он передал некоторые старообрядческие издания и книгу «Апостол» (1648). В 2006 году организовал выставку старинных икон в Самарском художественном музее. Является автором интереснейших публикаций по истории и культуре Древлеправославной Поморской Церкви и составителем собрания сочинений Т.С. Тулупова «Путь жизни». Сейчас община старообрядцев поморскокого толка насчитывает более 700 человек и является крупнейшей в Поволжье.

Безпоповщина. Поморцы. October 25th, 2013

Для начала, стоило бы уточнить- что понятие "помор" и "поморцы", ето две большие разницы. Поморы- ето коренные жители северо-запада Руси, поморцы же -приверженцы Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ). Название дано в связи с географическим местом нахождения при её возникновении. Как и Феодосеевцы, Поморцы развивались параллельно с началом обустройства "Выговской обители" (р.Выг). Расхождение произошло в связи с принятием браков и сотрудничестве с властями.
В конечном итоге, многие феодосеевские общины, практически вся Прибалтика и Польша, перешли к поморцам. Половой вопрос- победил "чистое житие"! Раз семейные отношения утряслись, возникли наследственные вопросы, появился стимул к накопительству благ земных, то пришлось и со властью анчихриста договариваться... в итоге- стали и за амператора молиться.
Как бы то ни было, но поморцы- ето огромный слой в культуре и истории России. Даже по внешнему виду,поморцев ни с кем не перепутаешь. Хочу выложить фотографии, которые еще не успели "забаянить" в сети.

Псков. Кузнецы-старообрядцы (поморского согласия) Кирилл Васильевич Васильев и Петр Андреевич Ефимов. 60-е.

Когда Курженская обитель была сожжена по приказанию Новгородского митрополита Питирима, заступившего место митрополита Макария и введшего новшества. Соловецкий монастырь, наконец, был взят приступом , казалось что пали последние оплоты Православия. Народ начал утекать, кто за границу, кто в Сибирь...на реке Выг начали селиться -"старцы" Соловецкого и других северных и внутреннемосковских монастырей.
По непосредственному благословению знаменитого пустынника, 124-летнего старца Корнилия, подвизавшегося в то время, уже около полутора десятка лет на реке Выг.Вдохновителем строительства "общежития" был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителями — Даниил Викулин и священноинок Пафнутий Соловецкий.

«Прииде же к ним и отец Корнилий и с ними помолившеся Богу и положиша начало и сложишася во обще жити с Захарием, в лето от мироздания 7203 году, во осень после Покрова Богородицы. И собравшеся вси на место, где ныне часовня и столовая, и помолившеся Богу, и пеша молебен на месте, и начаша бревен сещи валнягу, около того места близ, и начаша столовую строити, тут же к столовой и хлебню присовокупиша и построиша в одной связи скоро (именно так начинал строиться и Соловецкий монастырь. - Б.К.), и собирахуся на богомоление в одну столовую, во одной половине братия, а в другой половине сестры... А братия построиша келию и живяху самым нужным пустынным житием, и уже собрася всех до сорока человек».
Инок Корнилий умирает через год после начала строительства обители, в 1695 году, в возрасте 125 лет, как бы исполнив полностью свою миссию в этой жизни.

Петр I относился к выговцам снисходительно и разрешил им молиться по старым книгам в связи с тем, что они согласились работать на его Повенецких железных заводах, воинственному императору надо было развивать металлургию. В Олонецком крае стали возникать один за другим заводы, шли усердные поиски железных руд, но рабочих рук не хватало. Тут-то и вспомнили о выговских пустынниках, и на Выг пришел указ, чтобы выговские насельники «в работы к Повенецким заводам были послушны и чинили бы всякое споможение по возможности своей». За эту услугу государству царь обещал пустынникам свободно «жити в той Выговской пустыни и по старопечатным книгам службы своя Богу отправляти». А.Д.Меншиков от имени Петра I дал выговцам обширные права как в жизни религиозной, так и экономической. Выговцы, в свою очередь, располагали к себе царскую власть тем, что посылали ко дворцу разные подарки: лучших оленей, заводских лошадей, быков, разную птицу и пр.

Выговская "медница"- производило и иконное литье. Его можно встретить по всей стране.

на этом мысу была пристань главного торгового порта уникальной страрообрядческой "республики" Выгореция.

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты,
Но этот крест, но этот ковшик белый -
Смиренные, родимые черты!»
И. А. Бунин

У поморцев,сохранились традиции- погребения в домовине,надмогильных -"голубцов" и резных икон.

Поморская Церковь-распространилась практически по всей России, но основные места- Север-запад, Псков, Новгород, Прибалтика, Польша, Н-Новгород, Алтай...
кстати,мои предки,тоже были-поморского согласия и уехали на Алтай еще по своей воли. Потом уж, кады поповцы обрели свою трехчинную иерархию, перешли к Белокриницким. Мой прадед- Лев Михайлович Панкратов, Елена Ивановна, дочь- Пана.

Как ни странно, были общины и среди казаков.
Белгородская обл. 70-е

Так или иначе, но на мой взгляд, поморцев можно назвать, на современный лад- "безпоповщина-лайт". Браки хоть просто и благословляются наставником, внешне напоминают наши поповския. Да и к наставникам обращаются- о. Иоанн, а иногда и попами кличут.)))

Вот как раз,жаних кладет земные поклоны.

Кстати, до свадьбы, девки носят-одну косу (можно и без платка), во время свадьбы- её расплетают, заплетают две и потом их вместе соединяют. Потом одевается- кичка (пожизненно))), а сверху уже платок.

Поморское согласие- очень активное, строятся новые храмы, создаются общины (недавно в Англии появилась),есть детские лагеря для детей...

Установили недавно часовню в Пустозерске, на месте где сожгли св.Аввакума.

в Москве они находятся на Преображенке,по соседству с феодосеевцами.

СТАРООБРЯДЦЫ ПОМОРСКОГО СОГЛАСИЯ (ПОМОРЦЫ). Одно из первых идеологически оформившихся старообрядческих течений беспоповцев. Основателями считаются дьяк Даниил Викулин и инок Корнилий. В 1695-1696 гг. они основали два старообрядческих общежительства на р. Выг (Карелия). В 1702 г. руководителем данииловского общежительства стал Андрей Денисов, который изложил учение поморцев в «Поморских ответах». С этого времени Выговская пустынь стала духовным центром беспоповцев в России и за её пределами. Центральной идеей поморцев является представление о духовном антихристе, который уже царствует в церкви и в мире. Единственное спасение для людей – это переход в старообрядчество. В отличие от поповцев поморцы считали священство, поставленное после 1666 г., неканоническим и не принимали его. Всех переходящих к ним они перекрещивали. Таинство крещения, исповеди и покаяния как потребные (т. е. необходимые) к спасению может совершать наставник, которого поморская община выбирала из достойных. В сер. 18 в. в среде поморцев разрастается дискуссия о таинстве брака, которое, по догматам православной церкви, может совершать только священник. Часть поморцев склоняются к возможности «бессвященического» брака, др. отрицают институт брака, исходя из эсхатологических представлений. По этому вопросу они разделились на два согласия: брачное и безбрачное. В настоящее время поморцы – одно из самых крупных направлений беспоповцев в России. Официальное наименование – Древлеправославная поморская церковь. Центром в России является Преображенское кладбище в Москве, органом управления – Российский совет Древлеправославной поморской церкви. Отдельно стоит отметить высокую степень распылённости поморцев по миру: их общины зарегистрированы более чем в 20 странах. Первые поморцы появляются в Прикамье после стрелецкого восстания 1698 г., когда Обвинское поречье и Верхокамье становятся одним из мест расселения бежавших стрельцов, которые в большинстве своём тяготели к поморскому согласию. В 18 в. начинается расширение географии поморских общин в Прикамье: часть их двигается из Обвинского поречья на север, др. – с территории рек Пинеги и Сев. Двины на юг, что позволило в кратчайшее время колонизировать территории по рр. Косе, Юму, Юрле и др. Особую роль в распространение поморского согласия сыграли Гаврила Семёнов и Трифон Петров (поморские наставники), которые, благодаря помощи и заступничеству Акинфия Демидова, свободно ездили по территории Урала и Сибири, проповедуя старообрядчество. Скиты поморцев были раскиданы по всей территории Урала, в некоторых местах превращаясь в монастыри (Невьянский, Златоустовский). Но быстрый рост поморцев резко затормозился в сер. 18 в., что связано с гонениями, которые обрушились на них со стороны властей после смерти Акинфия Демидова в 1745 г. К 1820-ым гг. в Перм. губ. относительно др. старообрядческих согласий поморцев было всего 9 %. При этом стоит отметить компактность проживания их на территории Верхокамья, что привело к формированию там особой культурной лакуны. Кроме Верхокамья поморские общины были известны в гг. Перми и Кунгуре, на территории современных Чердынского, Куединского, Чайковского, Чернушинского, Кунгурского и Перм. р-нов. В советские годы в связи с уничтожением руководителей поморских соборов и государственной политикой в области сельского хозяйства начинается стремительное сокращение количества поморцев в Прикамье. В 1990-е гг. наблюдаются переходы поморцев в Русскую Православную церковь или Русскую Православную Старообрядческую церковь. В настоящее время наиболее значительные общины поморцев сохраняются в Верхокамье и г. Перми.

Лит.: Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул. 1999. 557 с.; Очерки по истории старообрядчества на Урале. Екатеринбург. 2000;
Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола так называемого «старообрядчество». СПб. 1863. 263 с.;
Покровский Н. Н. Антифеодальный протест Урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск. 1974. 392 с.;
Старообрядческий мир Волго-Камья. Пермь, 2001. 282 с.;
Чагин Г. Н. Заселение и хозяйственное освоение Верхокамья в кон. XVIII - пер. пол. ХХ вв. // Мир старообрядчества. М., 1998. Вып. 4. С. 265-274.

Поморское согласие
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Поморцев, Михаил Михайлович →
Словник : Полярные сияния - Прая . Источник: т. XXIVa (1898): Полярные сияния - Прая, с. 504-506 ()


Поморское согласие (или толк) - старообрядческая доктрина, возникшая вскоре после образования раскола среди населения Поморья (см.), от которого она и получила свое название. Основные пункты П. согласия сложились под влиянием тех условий, в которые было поставлено население Поморья. Разбросанные небольшими кучками, жители пустынного севера давно уже привыкли обходиться без иерархии, сами крестили младенцев, хоронили усопших и вступали в брачное сожитие без благословения священников, нередко сами же отправляли службы в часовнях. Это способствовало образованию первого основного пункта П. согласия, перенятого впоследствии и другими беспоповщинскими толками. В тесной связи с ним возникло деление таинств на «нужно-потребные» для спасения (крещение, покаяние и причащение) и просто «потребные» (остальные четыре), без которых, однако, спасение возможно. Таинства могут быть совершаемы и мирянином (что было дозволено еще Аввакумом). Эти пункты учения, возникшие и распространившиеся в силу необходимости, в трудах учителей П. согласия были приведены в систему и обставлены доказательствами теоретического, церковно-исторического и канонического характера, причем для оправдания мысли о ненужности иерархии и некоторых таинств оказалось весьма удобным давно уже возникшее мнение о наступлении царства антихриста в русской церкви; это мнение было включено в число коренных догматов П. согласия, а отсюда перешло и в другие секты беспоповщины. Основателями секты были: Павел, бывший епископ Коломенский (см.), Досифей, игумен тихвинского Никольского монастыря, выходцы из Соловецкого монастыря: иноки Епифаний, Герман и Иосиф, дьякон Игнатий, инок Корнилий, и крестьянин из Повенца Емельян. Гонимые, они укрылись (в конце XVII в.) в олонецких лесах, откуда выходили в смежные монастыри и деревни. С течением времени к ним в леса стали стекаться раскольники из разных местностей. Всему этому люду дали организацию Даниил Викулин, бывший дьячок, Петр Прокофьев и особенно братья Денисовы, основавшие на реке Выге общежительство, известное под именем Выговской пустыни. Когда, с воцарением Петра I, сыскивание и преследование раскольников воинскими командами прекратилось, Выговский монастырь, а также Лексинский женский, находившийся в 20 вер. от Выговского, быстро пришли в цветущее состояние благодаря уму и энергии Денисовых, и скоро Выговский монастырь сделался митрополией беспоповщинского раскола всей России (см. Выгорецкий монастырь, Денисовы, Поморские ответы). Учение П. состоит из «догматов», общих с другими беспоповщинскими сектами, и догматов, специально свойственных секте П. Наряду со всеми беспоповцами П. требуют от своих последователей полного разрыва с церковью и всех обращающихся к ним от церкви «греко-российской» перекрещивают. Отчужденность религиозная ведет к обособленности в гражданском отношении, идеал жизни П. - в прошлом, в строе XVI и XVIII в. В 1738 г. поморцы отказались от «немоления за царей», которого вообще держатся беспоповцы, постановили на соборе, чтобы поминать Императорское Величество везде, где значится по книгам, и приняли тропарь «Спаси Господи» в том виде, как он значится по этим книгам. Впоследствии в защиту моления за царей у поморян явился ряд сочинений. Однако, это «моление за царя» ими понимается более как дело внешней необходимости, и в нынешнем столетии (напр., в 1836 г.) гражданские власти не раз «принуждали» поморцев к молению за царя. Тех, которые доселе молятся за царя по полному, неизменному тексту тропаря «Спаси Господи», называют тропарщиками. Их много между современными поморцами, но их учение не есть общее учение этой секты. Важное значение в истории поморской секты имеет учение о браке. Так как это таинство могут совершать только священники, а священников у поморцев нет, то сначала они совершенно отвергали супружество; все у них обязаны были жить «девственно», и приходивших к ним мужа и жену они, по «перекрещении», разводили. Развившийся вследствие этого разврат побудил лучших из поморян подумать о какой-либо форме открытого и дозволенного брачного сожительства. Иван Алексеев, в сочинении о «Тайне брака» (1762), учил, что раскольники должны венчаться в церкви православной; так возникла партия так назыв. «новоженов», вступавших в брак с благословения православных священников, лишь по обрядам старым, дониконовским. Поморские настоятели не признавали этих браков законными, но оказывали им терпимость и крестили у них детей. Затем между поморцами вошло в обычай брачное сожительство без венчания в церкви, по одному взаимному согласию молодых. Наконец, в настоящее время между поморцами известны полубрачники , которые учат, что все должны вести безбрачную жизнь, но если кто женится без священнического благословения, тому общество его единоверцев не судья; каждый сам отвечает за себя перед Богом. Такие «полубрачные даниловцы» встречаются в губерниях Архангельской, Олонецкой, Ярославской, Костромской и в СПб. П. требуют надписания на крестах: «Царь славы Ic Хс сын Божий», как, будто бы, делалось до Никона. Пищу, покупаемую на рынке, вопреки мнению многих раскольников, П. не считают за оскверненную. Не имея, как и вообще беспоповцы, литургии, П. имеют, однако, свои богослужения, отправляемые в часовнях, - а именно те, которые могут быть совершаемы, по церковному уставу, и не священниками. В Выговской пустыни составлен ряд новых «чинов» этих служб: «Чин всем богослужениям непосвященных мужей и жен», «Устав поморской службы церковной и келейной», «Чин нехиротонисанных для отправления крещения и покаяния», «Чин очищения жены родившей», «Чин для поставления пастырей словесных овец». Этот последний, состоящий из благословения избираемого наставниками в собрании народа и семипоклонного «начала», с краткими молитвами и славословиями, имеет значение «посвящения». Посвященный таким образом называется уже «благословенным отцом», а не просто «отцом». Основание для этого посвящения находят в том, что будто бы еще Павел Коломенский «дал благословение нерукоположенным на совершение таинств». На первых порах П. согласия у него существовало учение, что нужно быть готовым на самосожжение за «истинную веру»; но впоследствии этого догмата в формулированном учении поморцев не встречается.

П. согласие представляет собой наиболее древнюю и наиболее полную из систем беспоповщины; большинство остальных толков вышло из недр этого согласия. О внутренней организации общин П. согласия см. Выгорецкая пустынь. В настоящее время П. согласие имеет последователей в губ. Архангельской, Олонецкой, Костромской и др., а также в СПб. и Москве. Оплотом П. согласия в Москве некоторое время служила Покровская часовня, построенная около 1771 г. и существовавшая до 80-х гг. текущего столетия. Один из наставников часовни, Емельянов, ввел здесь венчание браков и, отделившись от общения с выговцами, положил основание согласию приемлющих браки.