Тема Родины в лирике М. Цветаевой. План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Тема родины в творчестве Марины Цветаевой

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно - рябина…

М. Цветаева.

У поэта нет Родины, поэт принадлежит прежде всего миру. Но всякий русский поэт принадлежит прежде всего России. Всегда. Чувство патриотизма доведено в русских поэтах до какой-то критической точки. Это – чаша, которую нельзя наполнить, чтобы вода перелилась через край. Поэтам все мало. М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.

Иногда Цветаева не знает, как реагировать на то или иное событие, восхвалять или проклинать его. Муки творчества рождают шедевры. Она переносит события, современницей которых она была, в глубь веков и там анализирует их. Поэтому и «Стенька Разин».

Цветаева любит Россию, она не променят ее ни на Туманный Альбион, ни на «большой и радостный» Париж, забравший 14 лет ее жизни:

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове:

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Женское начало везде в творчестве Цветаевой. Ее Россия – женщина. Сильная, гордая, и… всегда жертва. Тема смерти пронизывает все чувства, и когда про Россию, то это особенно громко слышно:

Ты! Сей руки своей лишусь,-

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля-

Гордыня, родина моя!

«Родина», 1932

Но это – «поздние» чувства. Есть еще детство на Оке, в Тарусе, сладкие воспоминания и желание возвращатся туда снова и снова, чтобы запомнить, унести с собой Россию века минувшего:

Детство верни нам, верни

Все разноцветные бусы,-

Маленькой, мирной Тарусы

Летние дни.

В автобиографии Цветаева пишет, что возвращается в Москву, в 1939 году, из эммиграции, чтобы дать сыну, Георгию, родину. Но, может быть, и чтобы самой себе эту родину вернуть?.. Но нет уже той старой Москвы, о которой она самозабвенно пишет в 1911, погибли «томных прабабушек слава// Домики старой Москвы». На дворе страшная эпоха Сталина с заколоченными дверьми и тихим шопотом сплетен. Цветаева задыхается, опять непреодолимо тянет в детство, хочется убежать и спрятаться от всей льющейся сверху «грязи». Но она поражена и силе своего народа, выстоявшего в тяжелых испытаниях беспрестанных переворотов и продолжающего нести непосильное бремя диктатуры. Она покорена им, она горда, она знает, что тоже часть этого народа:

Народ – такой, что и поэт –

Глашатай всех широт,-

Что и поэт, раскрывши рот,

Стоит – такой народ!

«Народ», 1939

Трагедия Белой Гвардии – это тоже и ее трагедия. Знала ли она, когда в 1902 г., в Генуе писала революционные стихи, которые даже печатали в Женеве, с чем сравним ужас революции и гражданской войны? Скорее всего нет… Оттого такая скорбь потом, скорбь и раскаяние:

Да! Проломилась донская глыба!

Белая гвардия – да! – погибла.

«Дон», 1918

Все гибнет в стихах Цветаевой, гибнет и она сама.

Тема Родины – это, прежде всего, тема всего русского народа, русской истории, это тема Державина, И. Грозного, Блока. Это все у Цветаевой – едино. Она сама – часть этой Родины, ее певец и ее творец. Она не может жить в России и не может вдали от нее. Вся ее судьба и творчество – это парадокс. Но парадокс далеко не бессмысленный! Цветаева, как зеркало, - она отражает все, без искажений, она все принимает, она просто не может с этим жить, с этим неизбывным чувством родины. И все оно, это чувство, в ее стихах:

Перестрадай же меня! Я всюду:

Зори и руды я, хлеб и вздох,

Есьм я и буду я, и добуду

Губы – как душу добудет Бог.

«Провода», 1923

Иногда кажется, что она бросает вызов…

Авг 11 2015

Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. М. Златоглавая Москва, колокольный звон, башни и купола церквей с детства слились в душе М. Цветаевой в образе Родины, глубокую любовь к которой она пронесла через все тяготы и сложности своего тернистого пути. Очень непросто это было, наверное, для поэта, который не получает признания в родной стране. Не сумев принять революцию 1917 года, Марина Цветаева в 1922 году была вынуждена эмигрировать за границу, но не по идейным соображениям, поскольку не представляла себе вдали от России, а вслед за любимым мужем - белым офицером. Ты! Сей руки своей лишусь, - Хоть двух!

Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля - Гордыня, родина моя! не может долго жить в отрыве от © A L L S o c h. r u родины, поэтому М. Цветаева всегда носила дорогой родной страны в душе, надеясь на возвращение. У гордой и свободолюбивой женщины не возникало чувства обиды на Россию, казалось бы, отвернувшуюся от нее, предавшую своего поэта, потому что понимала: историю делают не страны, а люди. Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль - всю ее с собой несу! Свою любовь к России Цветаева постаралась перелить в сына, никогда не видевшего родины. Марина Ивановна была уверена: для русского человека в отрыве от России не будет , и ей очень хотелось, чтобы сын понял это и принял свою страну со всеми ее ошибками и противоречиями.

Я, что в тебя - всю Русь Вкачала - как насосом! Бог видит - побожусь! - Не будешь ты отбросом Страны своей. За границей семья М. Цветаевой жила и в Берлине, и в Праге, и в Париже, но все помыслы, надежды и чаяния поэта были устремлены на родину.

Несломленная и непокоренная, она отказывалась писать столь ожидаемые зарубежными почитателями пасквили на Россию, поносить ее в стихах, выражая обиду и злость на видимую несправедливость. Да, Россия была ее болью, но болью роковой, неизбежной, с которой нужно было смириться, приняв все как есть. До Эйфелевой - рукою Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас - такое Зрел, зрит, говорю, и днесь, Что скучным и некрасивым Нам кажется ваш Париж. “Россия моя, Россия, Зачем так ярко горишь?” Многие стихотворения М. Цветаевой, написанные в период эмиграции, наполнены тоской по родине, куда стремились и сердце, и душа поэта.

Не принятая в свое время Россией, она и на чужбине оставалась одинокой, не понятой. Возвращение домой грозило Цветаевой многими опасностями и неожиданностями, но больше переносить разлуку с родной страной не было сил, к тому же туда уехали еще раньше муж и дочь. Тоска по родине!

Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно - Где совершенно одинокой Быть… На самом же деле Цветаевой было очень не “все равно”, именно поэтому она сделала решительный и бесповоротный выбор - вернуться. Но за время эмиграции Марины Цветаевой Россия изменилась - так же решительно и так же бесповоротно. Предчувствия, терзавшие поэта на чужбине, оправдались в полной мере - возвращение на родину принесло Марине Ивановне еще большие страдания и трагедии.

Тяжелая депрессия и глубокое чувство одиночества толкнули М. Цветаеву на страшный выбор, о котором она пророчески написала еще за несколько лет до трагедии: Уединение: уйди В себя, как прадеды в феоды. Уединение: в груди Ищи и находи свободу. Справляй и погребай победу Уединения в груди.

Уединение: уйди, Жизнь! Яркий и самобытный поэт ушел из жизни, не видя в ней дальнейшего смысла, но остались ее стихи, читая которые, проникаешься глубочайшим уважением к смелой и вольнолюбивой личности М. Цветаевой, восхищаешься бесконечной любовью к Родине, которую она несла в своем сердце до последнего мгновения.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Родины в поэзии М. Цветаевой . Литературные сочинения!

Не быть в России, забыть Россию —

может бояться лишь тот,

кто Россию мыслит вне себя.

М. Цветаева

Златоглавая Москва, колокольный звон, башни и купо-ла церквей с детства слились в душе М. Цветаевой в обра-зе Родины, глубокую любовь к которой она пронесла через все тяготы и сложности своего тернистого пути. Очень непросто это было, наверное, для поэта, который не получа-ет признания в родной стране.

Не сумев принять революцию 1917 года, Марина Цве-таева в 1922 году была вынуждена эмигрировать за гра-ницу, но не по идейным соображениям, поскольку не пред-ставляла себе жизнь вдали от России, а вслед за любимым мужем — белым офицером.

Ты! Сей руки своей лишусь, — Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля — Гордыня, родина моя!

Поэт не может долго жить в отрыве от родины, поэтому М. Цветаева всегда носила дорогой образ родной страны в душе, надеясь на возвращение. У гордой и свободолюбивой женщины не возникало чувства обиды на Россию, каза-лось бы, отвернувшуюся от нее, предавшую своего поэта, потому что понимала: историю делают не страны, а люди.

Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль — всю ее с собой несу!

Свою любовь к России Цветаева постаралась перелить в сына, никогда не видевшего родины. Марина Ивановна была уверена: для русского человека в отрыве от России не будет счастья, и ей очень хотелось, чтобы сын понял это и принял свою страну со всеми ее ошибками и противоре-чиями.

Я, что в тебя — всю Русь Вкачала — как насосом! Бог видит — побожусь! — Не будешь ты отбросом Страны своей.

За границей семья М. Цветаевой жила и в Берлине, и в Праге, и в Париже, но все помыслы, надежды и чаяния поэта были устремлены на родину. Несломленная и непо-коренная, она отказывалась писать столь ожидаемые зару-бежными почитателями пасквили на Россию, поносить ее в стихах, выражая обиду и злость на видимую несправед-ливость. Да, Россия была ее болью, но болью роковой, не-избежной, с которой нужно было смириться, приняв все как есть.

До Эйфелевой — рукою Подать! Подавай и лезь. Но каждый из нас — такое Зрел, зрит, говорю, и днесь, Что скучным и некрасивым Нам кажется ваш Париж. «Россия моя, Россия, Зачем так ярко горишь?»

Многие стихотворения М. Цветаевой, написанные в пе-риод эмиграции, наполнены тоской по родине, куда стреми-лись и сердце и душа поэта. Не принятая в свое время Россией, она и на чужбине оставалась одинокой, не поня-той. Возвращение домой грозило Цветаевой многими опас-ностями и неожиданностями, но больше переносить разлу-ку с родной страной не было сил, к тому же туда уехали еще раньше муж и дочь. Материал с сайта

Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой Быть...

На самом же деле Цветаевой было очень не «все равно», именно поэтому она сделала решительный и бесповорот-ный выбор — вернуться. Но за время эмиграции Марины Цветаевой Россия изменилась — так же решительно и так же бесповоротно. Предчувствия, терзавшие поэта на чуж-бине, оправдались в полной мере — возвращение на роди-ну принесло Марине Ивановне еще большие страдания и трагедии. Тяжелая депрессия и глубокое чувство одиноче-ства толкнули М. Цветаеву на страшный выбор, о кото-ром она пророчески написала еще за несколько лет до трагедии:

Уединение: уйди В себя, как прадеды в феоды. Уединение: в груди Ищи и находи свободу. ............................................ Справляй и погребай победу Уединения в груди. Уединение: уйди, Жизнь!

Яркий и самобытный поэт ушел из жизни, не видя в ней дальнейшего смысла, но остались ее стихи, читая ко-торые, проникаешься глубочайшим уважением к смелой и вольнолюбивой личности М. Цветаевой, восхищаешься бесконечной любовью к Родине, которую она несла в сво-ем сердце до последнего мгновения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой является одной из центральных. Россия всегда была в её крови - с её историей, бунтующими героинями, цыганами, церквями и Москвой. Вдали от Родины Цветаева пишет многие из своих наиболее русских вещей. Русскость Цветаевой приобретает в эмиграции трагическое звучание потери Родины, сиротства. Отлучение от Родины, по Цветаевой, смертельно. Трагизм её тоски по Родине усиливается и тем, что тоскует поэт по несбывшемуся, ибо «Той России - нету, Как и той меня». Знаком той - Цветаевской - России в поздней лирике остаётся любимая в юности рябина - последнее спасение в чужом мире.

Марина Цветаева - поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник смешивает несколько цветов, образуя неповторимый оттенок, так и в творчестве Цветаевой основные темы: любви, поэта и поэзии и родины - сливаются в единое целое, образуя «поэзию интимной жизни».

Но в этом сложном переплетении чувств и эмоций хорошо виден характер поэтессы, истоки которого в любви к Родине, к русскому слову, к русской истории, к русской культуре, к русской природе. Она пронесла эту любовь через все скитания, беды и несчастья, на которые сама себя обрекла и которыми вдобавок наградила её жизнь. Она выстрадала эту любовь. И не поступилась ею, не поступилась своей гордостью, своим поэтическим достоинством, святым, трепетным отношением к русскому слову. О неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

Пойми, певал и до меня: -

Россия, родина моя!

Обширно и ещё не всё собрано творческое наследие Марины Цветаевой. Оно принадлежит не только русской литературе. Но, конечно нам особенно близко и дорого в её наследии то, что связывает поэта с родной землёй, с традициями отечественной культуры и традициями народности, в чём щедро проявились могучая сила таланта и незаурядность характера Цветаевой.

Целью моего реферата было изучение отношения М. Цветаевой к Родине. Мне удалось выполнить поставленные задачи:

Изучить лирику М. Цветаевой в необходимом для достижения поставленных целей объеме.

Провести анализ некоторых стихотворений Марины Цветаевой, раскрывающих ее отношение к Родине.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Марина Цветаева - истинно русская поэтесса. Она воспевала свою страну, свою Родину, свою Россию. Без Родины она себя не представляла. Огромная часть её творчества посвящена Родине.

Отношение М. Цветаевой к Родине определяется пламенным патриотизмом. Каждая Цветаевская строчка пронизана глубокой верой поэта в настоящее и будущее своей страны.

Я считаю, что творчество Цветаевой - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народов и всего живого на земле. Поэзия Цветаевой пробуждает в нас лучшие человеческие чувства.

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все – равно, и все – едино. Но если по дороге – куст Встает, особенно - рябина… У поэта нет Родины, поэт принадлежит прежде всего миру. Но всякий русский поэт принадлежит прежде всего России. Всегда. Чувство патриотизма доведено в русских поэтах до какой-то критической точки. Это – чаша, которую нельзя наполнить, чтобы вода перелилась через край. Поэтам все мало. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Не приняв революцию 1917 года, В мае 1922 года Цветаева с дочерью уезжает к мужу, Сергею Эфрону, белому офицеру, за границу. Решение покинуть Родину Цветаевой далось нелегко: только огромная, испепеляющая любовь к мужу заставила ее уехать из страны. Цветаева любит Россию, она не променяет ее ни на Туманный Альбион, ни на «большой и радостный» Париж, забравший 14 лет ее жизни: Я здесь одна. К стволу каштана Прильнуть так сладко голове: И в сердце плачет стих Ростана, Как там, в покинутой Москве.

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит ее последний прижизненный сборник - «После России» , включивший в себя стихотворения 1922- 1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда…» Россия для Марины Цветаевой - выражение духа бунтарства, буйного простора и безбрежной широты. Другие всей плотью по плоти плутают, Из уст пересохших - дыханье глотают. . . А я - руки настежь! - застыла - столбняк! Чтоб выдул мне душу - российский сквозняк!

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Стихи, написанные в эмиграции, это тоска по родине, горечь разлуки с Россией. Цветаева навсегда срослась с отчизной, с ее вольной и отчаянной душой. Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль - всю ее с собой несу. За границей Цветаева следит за событиями, происходящими в России. Она пишет стихи о челюскинцах, гордится, что они - русские. За вас каждым мускулом Держусь - и горжусь: Челюскинцы - русские!

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Марина Цветаева всегда восхищалась страной, в которой родилась, она знала, что ее родина загадочна и необычайна, в ней крайности порой соединяются без всяких переходов и правил. Что может быть теплее своей земли, вскормившей и вырастившей тебя, как мать, без которой нельзя обойтись, которую нельзя предать? Ширь и просторы родного края, ветер "российский, сквозной" – вот, что впитала в себя Марина. И именно Россию, необъятную и суровую, непреклонную и терпеливую она завещала своему сыну, Георгию Эфрону. Дитя мое. . . Мое? Ее Дитя! То самое былье, Которым порастает быль. Землицу, стершуюся в пыль, Ужель ребенку в колыбель Нести в трясущихся горстях: -"Русь - этот прах, чти - этот прах!"

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Женское начало везде в творчестве Цветаевой. Ее Россия – женщина. Сильная, гордая, и… всегда жертва. Тема смерти пронизывает все чувства, и когда про Россию, то это особенно громко слышно: Ты! Сей руки своей лишусь, Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля. Гордыня, родина моя! «Родина» , 1932 Но это – «поздние» чувства. Есть еще детство на Оке, в Тарусе, сладкие воспоминания и желание возвращаться туда снова и снова, чтобы запомнить, унести с собой Россию века минувшего: Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы, Маленькой, мирной Тарусы Летние дни.

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Детство Марины Цветаевой связано не только с Тарусой, с Окой, но и, конечно, с Москвой. . Московские улицы, московский пейзаж - постоянный фон переживаний поэта, начиная с самых ранних стихотворений. Уже в сборнике «Волшебный фонарь» М. Цветаева обращается к романтическому прошлому города: Домики с знаком породы С видом его сторожей. . . Синие подмосковные холмы, В воздухе чуть теплом - пыль и деготь. . . Москва в поэзии М. Цветаевой предстает как средоточие духовной культуры и истории. : - купола горят, - колокола звонят, И гробницы, в ряд, - В них царицы спят и цари.

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Центральное произведение М. Цветаевой, посвященное данной теме, - Прежде всего в цикле передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь, доходящая до восторга, - таково чувство, пробуждающееся в душе. Стихи звучат торжественно и радостно.

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Центром этого города является духовность. В этом городе жива народная вера, снова и снова появляются в цикле «сороков церквей» . По церковке - все сороков И реющих над ними голубков, И Спасские - с цветами - ворота, Где шапка православного снята. И целых сороков церквей Смеются над гордынею царей! Семь холмов - как семь колов, На семи колоколах - колокольни. Всех счетом: сороков, - Колокольное семихолмие!

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Москва для Цветаевой - дом и дар, который не получают, а отдают. Москву, как самое ценное достояние, вручает она и дочери, и возлюбленному как залог подлинности чувств: С мужем Сергеем Эфрон С дочерью Ариадной Эфрон

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Москва в стихах Цветаевой предстает духовным наследством, единством веры и истории, которое дано человеку на всю жизнь - от рождения до смерти. Чувство кровной связи с родной землей и создает личность. Именно поэтому финальное стихотворение цикла - о рождении поэта: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой В автобиографии Цветаева пишет, что возвращается в Москву, в 1939 году, из эмиграции, чтобы дать сыну, Георгию, родину. Но, может быть, и чтобы самой себе эту родину вернуть? . . Но нет уже той старой Москвы, о которой она пишет в 1911, погибли «томных прабабушек слава Домики старой Москвы» . На дворе страшная эпоха Сталина с заколоченными дверьми и тихим шепотом сплетен. Цветаева задыхается, опять непреодолимо тянет в детство, хочется убежать и спрятаться от всей льющейся сверху «грязи» . Но она поражена и силе своего народа, выстоявшего в тяжелых испытаниях беспрестанных переворотов и продолжающего нести непосильное бремя диктатуры. Она покорена им, она горда, она знает, что тоже часть этого народа: Народ – такой, что и поэт – Глашатай всех широт, - Что и поэт, раскрывши рот, Стоит – такой народ! «Народ» , 1939

Тема Родины в лирике Марины Цветаевой Тема Родины – это, прежде всего, тема всего русского народа, русской истории, это тема Державина, И. Грозного, Блока. Это все у Цветаевой – едино. Она сама – часть этой Родины, ее певец и ее творец. Она не может жить в России и не может вдали от нее. Вся ее судьба и творчество – это парадокс. Но парадокс далеко не бессмысленный! Цветаева, как зеркало, - она отражает все, без искажений, она все принимает, она просто не может с этим жить, с этим неизбывным чувством родины. И все оно, это чувство, в ее стихах: Перестрадай же меня! Я всюду: Зори и руды я, хлеб и вздох, Есьм я и буду я, и добуду Губы – как душу добудет Бог.