Цыбульский Марк: Смерть, которой не было. Последние дни и смерть Клиническая смерть высоцкого в 1979

Владимир Высоцкий исполнил «Дорожную историю».
И у нас с вами тоже дорожная история. Мы продолжаем об одной из самых известных поездок Владимира Семеновича на территории Союза – его гастролях в Узбекистане в 1979 году.

В рассказе о гастролях в Узбекистане мы стараемся дать вам послушать не только поющего, но и говорящего Высоцкого.
Зачастую на своих выступлениях он говорил между песнями примерно одно и то же – это не секрет. Да и не мудрено: когда ты даешь в день по четыре концерта, и набор номеров повторяется, да и вообще счет выступлениям идет на сотни, трудно всякий раз находить новые слова и вспоминать новые истории – ведь всё уже многократно пересказано.


Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева

Но в той поездке Высоцкий не раз отходил от привычного набора своих концертных штампов и баек.
А иногда и песни вспоминал, которые публично исполнял не так часто.

Нет меня - я покинул Расею:

Заканчивая первый концерт в Учкудуке, Высоцкий, прощаясь с аудиторией, решил рассказать ей о своих творческих планах.
До которых и мы непременно еще дойдем в нашем цикле:


От благодарных зрителей. Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева

Самое поразительное, что отработав четыре концерта в раскаленном 40-градусной жарой Учкудуке, Высоцкий ночью поехал в гости, где фактически дал еще одно выступление.
Это был день рождения одного из организаторов приезда Высоцкого в Узбекистан – Анатолия Кацая. Анатолий Иванович занимал серьезный пост в Навоийском горно-металлургическом комбинате, в структуру которого входили еще рудники в Зарафшане, Учкудуке. Во всех этих городах Владимир Семенович выходил тогда на сцену.


А в ночь с 21 на 22 июля в местном охотохозяйстве отмечали день рождения Анатолия Кацая, и за этими посиделками были довольно любопытные беседы, а Высоцкий спел для именинника и гостей несколько песен.

К слову, мы с вами услышали редкий вариант исполнения этой вещи, куплет которой никогда не звучал на других известных фонограммах: «Красноярск – мне знакомый маршрут…».

В этих застольных разговорах любопытно, насколько уважительно, безо всякой звездности и высокомерия держится Высоцкий, цитирующий, между делом, Окуджаву – «давайте говорить друг другу комплименты».
Он видел этих людей в первый и последний раз в жизни.


Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий, Анатолий Кацай, Валерий Янклович с работниками промышленных предприятий по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина

И ночью, уставший, после четырех выступлений, пел для них с ни чуть не меньшей самоотдачей, чем на концерте.
При том, что обстановка за столом располагала, разумеется, к расслабленности и домашней непринужденности.


«Большому русскому поэту Владимиру Семеновичу Высоцкому от благодарных шахтеров Учкудука, 21 июля 1979 года»

Из Учкудука Высоцкий переезжает , где дает пять концертов, почти все в открытом летнем кинотеатре, в адскую жару, на диком ветру, поднимающем тучи пыли.


Зарафшан, ДК «Золотая долина», 22 июля 1979 года

И там у него начинаются серьезные проблемы с горлом.
Петь становится все труднее. Тем не менее, впереди Навои:

Вы, конечно, слышите, что голос у Высоцкого уже нездоровый.
Он продолжает работать, поет. На сцену с ним, как и в Зарафшане, и в Учкудуке, выходят Всеволод Абдулов и Елена Облеухова. Они заполняют паузы, давая Высоцкому передохнуть и перевести дух. Но в Навои он все равно между песнями гораздо больше обычного говорит с публикой.


И сегодня эти разговоры слушать не менее интересно, чем давно известные песни:

В Навои Высоцкий выступал на сцене Дворца Культуры «Фархад».
Он уже был здесь во время первого приезда с Театром на Таганке в 1973 году.


Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий и Юрий Любимов у ДК «Фархад» (Навои), сентябрь 1973 года. Фото Виктора Красса

Шикарное здание, построенное в начале 70-х по проекту ленинградских архитекторов.
Здесь и до, и после Высоцкого не раз выступали звезды советской эстрады того времени и просто знаменитые артисты.


Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Вениамин Смехов во внутреннем дворике ДК «Фархад» (Навои),
сентябрь 1973 года. Фото Анатолия Васильева

По иронии судьбы так получилось, что в конце 80-х один из соавторов нашей программы Александр Ковановский служил в Советской армии именно в Навои.


Александр Ковановский. Навои, 1988 год

И организовал там концертную бригаду, выступавшую два года с постановкой, посвященной Высоцкому.
И волей случая познакомился с работником ДК «Фархад», записавшим один из тех самых концертов, фрагменты которых мы сейчас слушаем.


Навои, ДК «Фархад». Конец 80-х

Копия этой концертной записи, привезенная впоследствии Ковановским в Москву как ценнейшая по тем временам реликвия стала одним из первых звуковых экспонатов архива будущего Музея Высоцкого.

Эта песня прозвучала в Навои с неожиданным смыслом.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

Как вы уже знаете, принимал Высоцкого местный горно-металлургический комбинат.
Предприятие союзного, к тому же стратегического значения. Здесь добывали уран. Поэтому снабжались и Навои, и Учкудук, и Зарафшан не хуже Ташкента – на уровне лучших городов страны. К тому же на этих предприятиях работало очень много русскоязычных специалистов. Поэтому и залы были переполнены, и реакция публики была очень живой, и зрители хорошо понимали и реагировали на все шутки Высоцкого.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

В этой поездке рядом с Высоцким был еще один очень интересный человек – горный инженер Василий Повереннов.
Он тоже работал на комбинате. У него была квартира в Зарафшане. Именно там было сделано немало ставших впоследствии известными снимков из той поездки.


Владимир Высоцкий и Василий Повереннов. Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года

Увидите эти фото – обратите внимание: Высоцкий и на этих снимках и на кадрах, сделанных на концертах – с усами!

Из Зарафшана до Учкудука и обратно Повереннов устроил для Высоцкого прогулку на вертолёте, показал сверху те самые котлованы и терриконы, где добывали уран открытым способом, и от той поездки тоже остались любопытные снимки.


Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий, Анатолий Федотов с работниками промышленных предприятий по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина

Через год, в июле 1980-го, незадолго до смерти, Высоцкий пошлет Повереннову письмо с фотографией и автографом как раз со съемки в квартире у Василия Васильевича.

Из Навои путь лежал в Бухару и Самарканд.
До Самарканда Высоцкий так и не доехал.


Владимир Высоцкий и Владимир Гольдман. Остановка по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года.
Фото Юрия Тырина

А про выступление в Бухаре нам толком ничего не известно, и записи фонограмм не сохранилось.
Зато именно в Бухаре произошел драматичный эпизод, который называют «клинической смертью Высоцкого». Эпизод этот многократно описан и даже экранизирован.

С вашего позволения мы не будем смаковать все подробности этой истории.
Но сделаем два важных уточнения. Во-первых, принято считать, что произошло это ровно за год до смерти, 25 июля 1979 года. Но это неверно. Даже 26 числа Высоцкий еще был в Навои и выступал там.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

Истинная дата происшествия другая, но тоже символическая – 28 июля.
Ровно за год не до смерти, а уже до похорон Владимира Семеновича.

Ну а во-вторых, практически все профессиональные врачи, ознакомившись по описаниям очевидцев с подробностями так называемой клинической смерти Высоцкого, уверенно говорят о том, что это все-таки была не клиническая смерть, а глубокой обморок.


Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года. Фото Василия Повереннова

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Гастроли в июле 1979 года были последним визитом Владимира Высоцкого в Узбекистан.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

Это была очень интересная, но очень трудная поездка, которая завершилась досрочно.
До Самарканда Высоцкий так и не доехал. Но именно в этом городе в 1988 году появилась одна из первых в Союзе улица Высоцкого. К сожалению, в 1996 году она получила уже другое название.

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Средней Азии и Смерть, которой не было»;
– Сергей Кирюхин, «Улица Высоцкого, г. Самарканд».

Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.

Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.

Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.

Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.

А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

Тридцать лет назад не стало Владимира Высоцкого .

Нет смысла рассказывать о значении его творчества, о масштабе дарования – это вещи настолько же очевидные, насколько очевидна гениальность Пушкина. Наверное, и Владимир Семенович был последним советским гением, чей уход стал символом конца эпохи. Но эту тему надо срочно заминать, потому что иначе непременно свалишься в пафосную херню, к которой сам покойный испытывал нескрываемое отвращение.

Сегодня все телеканалы вспоминают Высоцкого. Показывают кадры из “Гамлета”, повторяют фильмы с его участием. И… врут. Я уже слышал странный лепет про бригаду из Склифа, которая приехала 23 июля и не стала ничего делать из-за жутких “последствий алкогольной зависимости”. Наверняка, еще не раз расскажут о барде, которого сгубила водка.

Так вот давайте быть честными по отношению к честному человеку, каким был Высоцкий.

Последние года три алкогольная зависимость не занимала большого места в жизни Владимира Семеновича. Потому что ее сменила другая, еще более суровая, а именно – наркотическая. Первые наркотические опыты Высоцкого относятся к 76-му, когда одна добрая врачиха посоветовала ему морфий в качестве средства выхода из запоя. Мол, один укольчик, и снова в форме. Друг Высоцкого, Михаил Шемякин, утверждает, что это была чуть ли не спецоперация КГБ. Как на самом деле – теперь никто не знает, но Высоцкий отнесся к наркотикам с большим воодушевлением. Потому что они позволяли расслабляться без сильного внешнего эффекта, которым сопровождается употребление водки. А быть постоянно в тонусе для Высоцкого было очень важно из-за очень жесткого рабочего графика и высокого социального статуса. Ведь, несмотря на отсутствие заметного официального признания, он был настоящей советской суперзвездой.

Года до 77-го наркотики не играли особой роли в жизни, и стали серьезной проблемой только к концу 78-го. До этого же, по свидетельству фактической гражданской жены (и ее звали не Марина Влади, с которой они виделись нечасто), уколы морфия делались только после изматывающих спектаклей “Гамлета”, чтобы “восстановить силы”. Надо понимать, что в те годы морфий не считался ужасом-ужасом, и злоупотребление им воспринималось, как относительно невинная забава. Поэтому проблем с “лекарством”, как называл Высоцкий наркотики, у него не было. Что-то приносили знакомые врачи, иногда уколы делали медсестры в больницах, и известны случаи, когда Владимир Семенович просто останавливал “скорую” и имитировал почечную колику. Он же был актером! А уж сколько наркотика ему передавали за бугор пилоты “Аэрофлота” под видом сердечных капель…

Известная клиническая смерть 25 июля 1979 года в Бухаре – следствие иньекции неизвестного препарата, который Высоцкому на местном рынке подсунули под видом морфия.

В 1980-м году, когда зависимость стала слишком очевидной, Высоцкий предпринимает несколько попыток вылечиться. Он делал гемосорбцию – мучительную очистку крови. Он ложился в парижскую клинику. Наконец, уезжал с Мариной Влади в заброшенный уголок на юге Франции и пытался соскочить сам. Увы, все тщетно.

К началу августа Высоцкий твердо пообещал Влади завязать, и, когда начавшаяся Олимпиада перекрыла многие каналы получения наркотиков, особенно и не настаивал на их добыче. Хотя найти можно было. “Заменой” морфию стали водка и – временами – кокаин. Однако бригада из Склифа испугалась не алкогольного опьянения, из него Высоцкий уже практически вышел (он очень сильно пил в начале июля, когда умер один старый актер Театра на Таганке, Олег Колокольников). Просто личный врач Высоцкого, который в последние дни жизни находился постоянно рядом, так накачал его различными, противоположными по действию лекарствами, что транспортировка куда-либо была попросту невозможной. Было принято решение подождать до 25 июля, пока Высоцкий хоть немного придет в норму. Ну и подождали…

Что именно произошло в ночь с 24 на 25-е июля тоже не очень ясно. Официальная версия – инфаркт. Те же врачи из Склифа говорили, что на самом деле Высоцкий, находившийся под воздействием большой дозы хролалгидрата (сильнейшее успокоительное и релаксант), задохнулся завалившимся языком, а личный врач это проспал и очнулся, когда было уже поздно. Участковый, изучавший обстоятельства смерти, настаивал, что друзья, уставшие от выходок умирающего Высоцкого, связали его простынями и легли спать, а хрупкие сосуды наркомана не выдержали.

В любом случае, вскрытия не делалось, и подлинная причина смерти была в прямом смысле унесена в могилу. Но, простите за откровенность, спасти Высоцкого от самого себя было уже невозможно. Он умер бы все равно, счет шел на месяцы. Организм был подорван до предела – печень отказывала, не справлялось сердце, на ноге развилось сильнейшее воспаление от иньекций (те, кто видел Гамлета и Хлопушу в исполнении Высоцкого, знают – он не мог делать уколы в вены на руках, надо было играть с голым торсом). Строго говоря, нормальный человек от таких экспериментов над собой умер бы лет в двадцать пять. Могучий организм Высоцкого продержался гораздо дольше, и до последнего его физическая форма была впечатляющей. Посмотрите поздние ролики – уже летом 1980-го он делает на сцене Таганки такую стойку, какую не повторить и гораздо более молодому и здоровому человеку. Но, увы, свои пределы есть у каждого. Свой Высоцкий нащупал в 42. Как и Элвис, кстати.

Так вот объясните – почему везде так много пишется про бухло, но ни слова про наркотики? Боятся снизить образ народного героя? Ну, не знаю, не знаю. О наркомании Элвиса Пресли написаны десятки книг, и это не мешает нам любить его творчество. А ведь Высоцкий, в отличие от Элвиса, находил в себе мужество бороться с зависимостью и, фактически, умер в борьбе с ней. Чем это не пример для молодежи, знакомой с наркотой не понаслышке? Почему нельзя говорить, что наркотики убили даже такого сильного человека, как Владимир Семенович, и потому тебе, дрищ малолетний, лучше к ним даже не прикасаться?

Вместо этого нам навязывают образ бардика, который грустно сбухался от того, что его не признавала советская власть. Нет, ребята, все не так.

P.S. Тем, кто заинтересуется не самыми радостными подробностями, рекомендую книгу Валерия Перевозчикова “Правда смертного часа”.

Кончина В. Высоцкого, о которой известно достаточно много, по сегодняшний день остаётся загадкой, поскольку её обстоятельства покрыты туманом и известны только со слов различных людей, заинтересованных говорить неправду. Так, можно разыскать большое количество свидетелей, которые были в его квартире в тот день, которым известны все разговоры, тех, кто сообщил М. Влади и его матери и так далее. Но на самом деле никто не знает, какая истинная причина смерти Высоцкого.

Слухи о гибели этого гениального человека часто возникали задолго до происшедшего. Одни утверждали, что он вскрыл вены, иные - что он застрелился. Сплетни рождались с молниеносной скоростью. На самом деле Владимир неоднократно лежал в реанимации, пережил несколько попадал в автомобильные аварии. А когда находился в гостях у Абдулова, ему резко стало плохо, но скорая помощь не хотела его везти, поскольку медики боялись, что актёр умрёт в пути.

Точная причина смерти Высоцкого не была установлена, так как его родственники отказались от проведения вскрытия. Одни данные говорят о том, что он умер от наркотиков и алкоголя, иные утверждают, что от самоудушения, но в медицинском заключении написано - острая сердечная недостаточность.

О проблеме барда с наркотиками знали многие, равно столько, сколько и об алкогольной зависимости. В своё время Владимир Семёнович лежал в больницах с целью излечения от этого недуга, использовал многие народные методы, но всегда срывался.

Восемнадцатого июля 1980 года актер Высоцкий сыграл свою последнюю роль в Театре на Таганке. Уже тогда его состояние было плохим. Уже через несколько дней оно ухудшилось, и двадцать четвёртое июля стал последним днём его жизни. В тот день Владимир пребывал почти в бессознательном состоянии, он предчувствовал свою кончину.

Артист умер в разгар Олимпийских игр, которые проходили в столице России. По этой причине власти пытались скрыть данный факт от людей. И только «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» написали небольшие некрологи, в которых указывалась причина смерти Высоцкого - инфаркт.

Владимира Семёновича в последний путь провожало около сорока тысяч человек. Ещё несколько дней после похорон люди не расходились.

О кончине барда и о предшествующих этому событиях рассказывает документальный фильм В. Манского «В. Высоцкий. Смерть поэта», который вышел через шесть лет. В нём раскрывается борьба актёра с болезнью, которая прогрессировала в последние месяцы его жизни. По мнению авторов фильма, каждый волен сам решать, какая причина смерти Высоцкого, однако, не могут претендовать на истину. Они имеют надежду на то, что попытка донести правду до зрителя об обстоятельствах кончины не будет их шокировать. Ведь сам поэт любил правду и ненавидел ложь.

Фильм Манского взволновал общественность. Стоял вопрос о том, необходима ли такая правда о Владимире Семёновиче Высоцком, не станет ли она порочить светлый образ кумира миллионов людей? Однако режиссёр отвечал, что документалист не может быть неженкой, поскольку каждый раз раскрывает истинные обстоятельства жизни людей.

На памятнике, расположенном на стоит дата рождения Высоцкого- 25.01.1938 и дата его гибели - 24.07.1980.

Не стало автора и исполнителя песен, актёра и автора многих произведений, лауреата Государственной премии и любимца миллионов людей. По итогам опросов, В. Высоцкий занимает второе место в списке кумиров двадцатого столетия после Ю. Гагарина.

Таким образом, до настоящего времени нет точных данных о причинах гибели поэта. На сегодняшний день в свет выходит много фильмов, рассказывающих о жизни и творчестве Владимира Семёновича. От чего же он умер, пусть каждый решает сам.

Так выглядел Высоцкий 20 июля 1979 года (выступление в ДК «Золотая долина», город Зеравшан, Узбекистан). В фильме ему «сбрили» усы. Фото предоставлено ТО «Ракурс».

ФОТО: А. Липенко

Известно одно - 28 июля 1979 года Высоцкого затошнило, он начал терять сознание. Очевидно, он сделал себе укол дикаина (применяется для местной анестезии) - привезенные из Москвы наркотики закончились, а без них поэт уже не мог жить, тем более давать по четыре концерта в день на 50-градусной жаре, да еще с такой отдачей, с какой он работал...

«Вечёрка» представляет альтернативную версию событий.

Подруга поэта Оксана Афанасьева (ныне она жена Леонида Ярмольника) делала ему искусственное дыхание, а врач Анатолий Федотов, по его воспоминаниям, ввел поэту «несколько ампул глюкозы», а потом сделал укол кофеина - «прямо в сердце» и приступил к непрямому массажу… «Кофеин в сердце не вводят, а вводят адреналин, - удивляется биограф поэта Марк Цыбульский, врач по профессии, - такой укол можно сделать только специальной очень длинной иглой… » Чтобы ввести глюкозу, надо было вскрыть пилочкой ампулы, несколько раз отсоединять шприц от иглы и снова подсоединять. При этом Федотов прибежал в номер Высоцкого не сразу после того, как поэт упал… А ведь клиническая смерть длится 5–6 минут. Будь это она, Владимира Семеновича давно бы «упустили»…

Вывод Цыбульского: «Высоцкий был в обмороке, вызванном дикаином, который сильно - и иногда опасно - понижает давление… Помог именно кофеин, повышающий давление. Хотя большой вопрос, был ли кофеин введен действительно в сердце» (в 1999 г. Оксана Ярмольник уточнила в одном интервью, что укол был сделан в подключичную артерию).

Сам Высоцкий (на следующий день после происшествия улетевший в Москву) рассказывал, что у него была клиническая смерть… Окружение подхватило эту легенду - она перекликалась с песнями Высоцкого, где часто встречается мотив возвращения из загробного мира. «Вдоль обрыва с кнутом, по-над пропастью, пазуху яблок для тебя я везу - ты меня и из рая ждала...»

КСТАТИ

Еще один красивый миф - будто «клиническая смерть» «предупредила» Высоцкого 25 июля 1979 года, ровно за год до смерти настоящей.

Биографы установили, что 25 июля Высоцкий еще выступал, 26-го и 27-го у него были концерты в Навои. В Бухаре он оказался не раньше 28-го, а на следующий день уже звонил в Узбекистан из Москвы - значит, и обморок, принятый за смерть, случился 28-го числа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПЕТР БУСЛОВ

РЕЖИССЕР ФИЛЬМА:

В этом есть все - и криминал, и юмор, и драма. Иногда даже слезы подступают. Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в этом фильме, будет, я думаю, интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

КОНСТАНТИН ЭРНСТ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПЕРВОГО КАНАЛА:

Для меня в этой работе самым главным была возможность существования Владимира Семеновича Высоцкого в фильме производства 2011 года. И, по-моему, у нас это получилось. В какой-то мере нам удалось визуализировать миф - миф великого человека, великой судьбы и великой страны.

И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз, -
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.

В последний период жизни вокруг Высоцкого собрались, мягко говоря, очень странные люди. Друзья по театру или те, кого он знал с детства ушли, а остались какие то жулики, бессовестно наживавшиеся на его таланте и склонности к наркоте. Очевидно, что это были в первую очередь люди, способные достать наркоту. Особое внимание тут вызывают Янклович, администратор и импрессарио, и Федотов, кандидат медицинских наук, фактически личный врач Высоцкого. Именно он находился рядом с ВВ в ночь, когда тот умер.

Эта ночь - вообще загадка. Есть рассказы о последних часах сына Высоцкого, Аркадия, его девушки, Оксаны, собственно Федотова и еще ряда лиц. Сопоставляя их можно только удивляться. Итак, что же случилось?

Около полуночи к Владимиру Высоцкому приехал сын Аркадий, довольно взрослый молодой человек, поступавший в это время в ВУЗ. Аркадий пытался зайти в квартиру. Его не пустили. В это время, по его словам, "там уже была какая-то истерика, произошел какой-то скандал... У Валерия Павловича (Янкловича) прыгала челюсть" . За спиной Янкловича видны были сосед Высоцкого, живший сверху, Нисанов и фельдшер Годяев, один из поставщиков наркоты.

Однако если верить Оксане, 19 летней девице, с которой у 42 летнего Владимира Высоцкого был в это время роман, "никакого скандала там не было" . При этом Оксана обмолвилась меж делом, что Высоцкого "прибинтовали" к тахте. Правда позднее она его "уже развязала" . Зачем прибинтовали? "Чтобы он не рвался" . Куда Высоцкий "рвался" и зачем Оксана не об"ясняет.

Янклович уехал домой во втором часу ночи. Ему "надо было отдохнуть, привести себя в порядок, - у меня уже сил не было... Все это длилось почти неделю... (он) все время ждал Федотова..."

Приезжает А.Федотов.

Около двух часов ночи сосед Нисанов "по просьбе Федотова принес шампанское и ушел спать" .

Далее, по словам Федотова, произошло следующее:
"Я сделал укол снотворного... Час, два... Володя все маялся... Потом затих. Ну, думаю, уснул... Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате...

А я был со смены - уставший, измотанный. Прилег и уснул - наверное, часа в три.

Проснулся от какой-то зловещей тишины - как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать (делать искусственное дыхание "рот в рот". - В.П.), а губы уже холодные... Поздно.

Судя по клинике, был острый инфаркт миокарда... Я - будить Оксану! Сам растерялся, конечно. А она - в истерику! Раза три в обморок падала. Я совладал с собой - по щекам ее... Водой отливал... Я понимал, что лишних людей тут не должно быть:
- Ну-ка, давай - собирайся быстренько!
Отправил ее...тут же я позвонил Янкловичу, Туманову... Вызвал ментов, чтобы не было слухов... Есть протокол - "ненасильственная смерть"... Пока Вадим и Валера ехали, пришли менты... Когда? Я кинулся к Володе в полпятого... Пока обзванивал... Еще вызвал "скорую" - для очистки совести... Да... Бросился я к нему, к Высоцкому... А он - труп! Что делать?" .

А теперь посмотрим, что говорила об этой ночи сама Оксана:

"не знаю почему, но Толя (Федотов) Володину кровать, на которой его и прибинтовали - нет, я уже все развязала... Эту кровать он перенес из маленькой комнаты в большую. Один перенес, и Володю перенес туда - и положил туда... По-видимому, он что-то такое успокоительное колол... Или дал выпить? Я не знаю, но Володя все время стонал... Все время какие-то звуки. А тут очень быстро прекратились всякие звуки...
И вот я пошла спать, говорю Толе:
- Толя, ты не будешь спать?
- Я посижу, ты иди поспи..
И я пошла... А тут прекратились всякие звуки - поэтому я и заснула. Потому что мертвая тишина! Ну, думаю, - Володя заснул, и я могу поспать...
Легла... И как мне показалось - прошло одно мгновение! Как бывает, когда глаза закрыл, сразу заснул, а тебя тут же разбудили. Вот такое состояние... Но, наверное, прошло часа два или час... Ну очень мало времени, потому что я ушла спать часа в два. .. Я заснула, потому что наступила мертвая тишина...
Мне кажется, что как только я заснула, влетел Толя:
- Оксана! Володя умер!
Я ничего не понимаю, вскакиваю и бегу туда, вижу - лежит Володя.
- Толя! Давай делать искусственное дыхание!
- Все! Ему уже поздно!
То есть он дал ему это лекарство - и заснул! И здесь, на диване в большой комнате и уснул. А когда проснулся - увидел, что Володя уже мертвый. Значит, минут сорок прошло.
...
И когда я влетела в комнату, я взяла Володю за руку. А когда я отняла свою руку, остались отпечатки моих пальцев. То есть на его руке остался след. Он уже не был теплый, он был холодный! Все! Уже покойник!
И у него были открыты глаза! То есть Володя не спал, когда умер. Значит, он умер не во сне... Вот так...
А почему Володя оказался в большой комнате? Может быть, он его раньше перенес? (Об этом же говорит и В.П.Янклович.)

В столовой оставалась недопитая бутылка водки... А в большой комнате она стояла уже пустая. Толя ее допил. И может быть, он хотел посмотреть телевизор? А может быть, в шоке - после смерти перенес его туда... Но зачем? Он же ко мне не сразу прибежал...
- Толя, надо делать искусственное дыхание!
- Поздно! Я уже пробовал. Я уже пытался все сделать.
Володя был уже холодный. И даже чувствовался легкий сладковатый запах. Значит, прошло часа полтора-два
Толя (Федотов) все это выдумал. Я никуда не уезжала, я осталась. Толя ведь - истерик. Я была собрана как никогда. Он ничего не мог делать. Я позвонила Боровским.."

Еще один знакомый Высоцкого, Туманов, утверждает однако что ему, по его словам, "без двадцати четыре " позвонил Федотов со словами "- Вадим! Володя умер!"
Такое же время указывает и Владимир Коган - фельдшер реанимобиля, работник института Склифосовского: "А ночью - часа в четыре утра - прямо к нам прибежал Валерий Янклович:
- Володе плохо!"

Итак, если верить времени указаному этими свидетелями, а также словам Оксаны, то самое позднее в 3:40 Высоцкий был уже мертв, и к тому же холодный и со сладковатым запахом, так, что "прошло часа полтора-два". Это при том, что Нисанов около двух ночи принес шампанское.

"Я ездил в поликлинику... Мы это проделали гениально... Я говорю, что наблюдал... Что кандидат наук... Она - раз! И подписала...

Свидетельство о смерти... Мы там написали... "Смерть наступила во сне... В результате абстинентного синдрома и острой сердечной недостаточности... Склероз венечных сосудов сердца..."

Как без вскрытия? Я же долго лечил его... Наблюдал агонию... А было бы вскрытие, - увидели бы следы уколов...

А в карточке я написал: "Страдал хроническим алкоголизмом... Развилась миокардиодистрофия". Да, когда я оформлял свидетельство о смерти, заметил, что в карточке всего одна запись - один раз обращался в поликлинику... Флегмона - подкожное заражение... Запись сделана примерно за месяц до смерти".

ВРАЧЕБНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ
По книге ЗАГСа, запись N 2239.

1. Место смерти (область, край, республика) - РСФСР
Район - Краснопресненский, город - Москва.
Смерть последовала в стационаре, дома, в другом месте (подчеркнуть) - дома.
Где: ул. М.Грузинская, 28, кв.30.

2. Место постоянного жительства умершего:
(для приезжих - область, край, республика) - РСФСР, район - Краснопресненский, город - Москва.

3. Фамилия, имя, отчество умершего:
Высоцкий Владимир Семенович.

4. Пол: мужской, женский (подчеркнуть) - мужской.

5. Дата рождения: год - 1938, месяц - январь, число - 25.

6. Смерть произошла от заболевания, несчастного случая на производстве, убийства, самоубийства, род смерти не установлен (подчеркнуть) - заболевания.

7. Причина смерти (заболевание или осложнение основного заболевания) - а) острая сердечно-сосудистая недостаточность.

8. Заболевание, вызвавшее или обусловившее непосредственную причину смерти: - б) атеросклероз венечных артерий сердца.

9. Причина смерти установлена: врачом, установившим смерть; врачом, лечившим умершего; судебно-медицинским экспертом; врачом-хирургом; патологоанатомом (подчеркнуть) - врачом, установившим смерть.

10. Врачебное свидетельство выдано:
а) наименование медицинского учреждения: поликлиника N 174.
б) Ф.И.О. врача, выдавшего свидетельство о смерти: тер. Ильиных.

Фото сделаное Нисановым. Возле трупа Высоцкого слева на право: Янклович, Туманов, актер Абдулов, фельдшер Годяев

Ввиду того, что вскрытие не производилось настоящей причины смерти В. Высоцкого мы, видимо, никогда не узнаем...