Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «мифи. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального об

Крупнейшим достижением МИФИ является создание системы подготовки специалистов нового типа инженеров-исследователей, обладающих фундаментальными физико-математическими знаниями в университетском объеме, широкой общетехнической и специальной подготовкой. Университет при поддержке атомной промышленности создал уникальную лабораторную базу, включающую исследовательский атомный реактор, нейтринный водный детектор бассейнового типа, ускорители заряженных частиц, аналитическую лабораторию и более 100 учебно-исследовательских лабораторий на 56 кафедрах. В вузе создана информационно-вычислительная сеть, обеспечивающая ее пользователей выходом в глобальную сеть Internet, а также возможностью проводить работы на объединенных вычислительных ресурсах университета.

МИФИ укомплектован высококвалифицированными педагогическими кадрами. Более 70% преподавателей имеют ученые степени и звания, 24% — доктора наук. В разное время в университете ставили курсы и вели занятия со студентами 77 академиков. Учебники, написанные преподавателями МИФИ, переведены на иностранные языки. В состав университета входят 3 филиала, расположенные в местах дислокации крупнейших центров атомной промышленности.

В МИФИ имеются аспирантура и докторантура, ведущие подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации по 28 направлениям. Учебными планами предусмотрено обязательное участие студентов, начиная с третьего курса, в научно-исследовательской работе. В их распоряжении предoставляется уникальная аппаратура для экспериментов, новейшая вычислительная техника.

К услугам студентов библиотека, в которой открыт доступ к электронным средствам информации. Издательско-полиграфический центр обеспечивает учебно-методической литературой все виды занятий. Большое внимание уделяется изучению иностранных языков и гуманитарной подготовке.

Глубокая и серьезная фундаментальная физико-математическая и инженерная подготовка, свободное владение современной вычислительной техникой гарантируют быструю адаптацию выпускников МИФИ к любым конкретным видам научной и практической деятельности. Университет помогает студентам в трудоустройстве. Все выпускники вуза обеспечены трудоустройством по специальности.

МИФИ имеет общежития, поликлинику, спортивную базу, базу отдыха на Волге.

Источник информации: http://www.mephi.ru

Другие названия организации:

  • Московский инженерно-физический институт
  • Московский инженерно-физический институт (Национальный исследовательский ядерный университет)
  • Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

г. Москва

В 1946 году, вскоре после американских ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки (1945 г.), в ММИБ был создан секретный инженерно-физический факультет с целью подготовки кадров для отечественной ядерной промышленности и науки. «Крестным отцом» института и факультета был нарком боеприпасов (впоследствии трижды Герой Социалистического труда) Б. Л. Ванников. Самое деятельное участие в создании нового факультета принимали И. В. Курчатов и Я.Б. Зельдович (впоследствии академики, трижды Герои Социалистического труда) и академик А. И. Лейпунский. В 1953 году название факультета было перенесено на весь институт, который стал называться Московским инженерно-физическим институтом - МИФИ. МИФИ как базовый университет Минатома России (тогда Минсредмаш СССР), сформировался на основе синтеза инженерного и фундаментального физико-математического образования. Впервые появились квалификации инженер-физик и инженер-математик. Специалистов новой формации готовили на новых кафедрах: физико-энергетических установок (академик А. И. Лейпунский), экспериментальной ядерной физики (академик А. И. Алиханьян), теоретической ядерной физики (академик И. Е. Тамм), теплофизики (академик И. И. Новиков), разделения изотопов (академик М. Д. Миллионщиков), физики взрыва (академик Н. Н. Семенов), квантовой электроники (академик Н. Г. Басов) и др. В становлении и развитии МИФИ принимали деятельное участие более 90 академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР и России. В разные годы в МИФИ работали лауреаты Нобелевской премии академики Н. Н. Семенов, И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков, А. Н. Сахаров, Н. Г. Басов. Ряд мифистов сдавал знаменитый теоретический минимум по физике академику, Лауреату Нобелевской премии Л. Д. Ландау. Многие поколения мифистов участвовали в популярных в среде физиков научных семинарах академика, лауреата Нобелевской премии П. Л. Капицы, работали в лабораториях академика, лауреата Нобелевской премии А. М. Прохорова. В 1952 году по Постановлению Правительства СССР были созданы первые четыре отделения МИФИ (ММИБ) в закрытых городах Минатома (ныне Озерск, Новоуральск, Лесной на Урале и Саров, тогда Арзамас-16, в Мордовии) для подготовки кадров на местах. Впоследствии были созданы отделения МИФИ в Обнинске, Снежинске и Трехгорном (последние два - на Урале). В настоящее время бывшие отделения (филиалы) МИФИ в Обнинске, Новоуральске, Сарове и Снежинске стали самостоятельными вузами, а отделения в Озерске, Лесном и Трехгорном сохранили статус филиалов МИФИ, что дает право выпускникам этих филиалов получать диплом МИФИ. В начале 60-х годов в МИФИ сформировалась школа кибернетиков и создана одна из первых в стране кафедра кибернетики. Можно сказать, что в истории МИФИ произошел очередной синтез знаний: инженерное и естественнонаучное образование дополнилось образованием в области информационных технологий. Появилась квалификация инженер-системотехник. Без преувеличения можно сказать, что МИФИ стал одним из основоположников современных информационных технологий в стране. В силу ряда исторических причин ядерная отрасль в стране стала автономным государством в государстве. Соответственно МИФИ готовил кадры для ядерной отрасли по широчайшему спектру специализаций, включая генетику, биофизику, экономику отрасли, экологию - всего более 50 наименований. Высокий уровень подготовки, приоритетное финансирование, исключительно интересные объекты исследования и престижная работа привлекли в МИФИ много талантливой молодежи. В итоге МИФИ стал действительно элитным Вузом с авторитетными научными школами по новейшим направлениям физики, математики, кибернетики, автоматики, ядерной энергетики, экологии, разнообразным наукоемким технологиям, информационной безопасности, медицинской физики и др. Сегодня МИФИ как государственный университет приобрел мировую известность. Высокий авторитет МИФИ базируется на следующих структурах: Во-первых, это глубокое российское естественнонаучное и инженерное образование. Первые студенты и штатные преподаватели МИФИ вышли из МГУ, МВТУ им.Э. Баумана, МЭИ и Ленинградского электротехнического института. На этой базе и была создана в МИФИ новая научно-педагогическая школа. Во-вторых, ядерная и оборонные отрасли промышленности. Университет имеет непосредственные связи с десятками научных центров и промышленных предприятий оборонного комплекса, где трудятся тысячи выпускников МИФИ. Созданы десятки филиалов кафедр МИФИ на базовых предприятиях отрасли. С 60-х годов МИФИ успешно развивает связи с аэрокосмической, судостроительной и электронной промышленностью. Выпускники МИФИ Н. Н. Рукавишников и С.В. Авдеев стали космонавтами. В-третьих, Российская Академия наук. Ее участие в деятельности МИФИ позволяет поддерживать высокий уровень научного образования студентов и аспирантов и постоянно развивать фундаментальные исследования практически во всех областях современной физики - от физики элементарных частиц до космофизики и биофизики. За последние десятилетия действительными членами и членами-корреспондентами Российской академии наук стали выпускники МИФИ А. А. Абагян, А. М. Балдин, Н. Г. Басов, С. Т. Беляев, В. М. Галицкий, Ю.М.К аган, А. И. Ларкин, Л. Б. Окунь, В. Н. Михайлов, С. Н. Пеликанов, А. Ю. Румянцев, Н. Н. Пономарев-Степной. В-четвертых, это государственные и международные структуры, деятельность которых связана с крупными техническими системами и информационными технологиями. Выпускники МИФИ Л. Д. Рябев, В. Н. Михайлов, А. Ю. Румянцев в разные годы возглавляли Минатом России. Во многих регионах страны на высоких должностях работают выпускники МИФИ. Ряд из них закончил Высшую школу физиков МИФИ-ФИАН, работа которой по подготовке высококвалифицированных кадров для регионов удостоена премии Президента России в области образования. Ныне в несколько раз возросли объемы исследовательских работ по международным проектам совместно с США, ФРГ, Францией и Японией. Важное значение имеют работы МИФИ с Министерством энергетики США по проблемам физической защиты, учета и контроля ядерных материалов. МИФИ стал пионером в подготовке магистров по этой специализации. Принципиально новым для МИФИ стало вхождение в академические программы крупных транснациональных компаний, доминирующих на рынке высоких технологий. В МИФИ созданы учебные центры и лаборатории крупнейших зарубежных и отечественных компьютерных фирм: IBM, Intel, Microsoft, Motorola, Sumsung, SUN, АйТи и др. Решением Совета безопасности Российской Федерации МИФИ определен головным вузом по организации подготовки кадров в области информационной безопасности. С 1992 года МИФИ открыт для приема иностранных студентов и аспирантов. За это время несколько сотен иностранцев получили образование в МИФИ.

Факультет «Кибернетика»

Кафедра № 29 « Управляющие интеллектуальные системы»

Задания для лабораторных работ по курсу «Сетевые технологии»

(Протоколы маршрутизации, конфигурирования маршрутизаторов CISCO)

Москва, 2010

Введение

В ходе лабораторных занятий студенты получают навыки конфигурирования сетей, построенных с использованием оборудования CISCO, на практике изучают вопросы маршрутизации.

При проведении лабораторных работ используется графический симулятор сети GNS3 (http://www.gns3.net/).

Выполнение лабораторных работ предполагает изучение следующих тем:

    Введение в конфигурирование маршрутизаторов;

    Статическая маршрутизация;

    Динамическая маршрутизация. Протокол RIP;

    Динамическая маршрутизация. Протокол IGRP;

    Динамическая маршрутизация. Протокол EIGRP;

    Динамическая маршрутизация. Протокол OSPF.

  1. Введение в конфигурирование маршрутизаторов

Среда графического симулятора сети GNS3

    Запустите GNS3

    Ознакомьтесь с меню и панелью инструментов

    Создать новый проект

    Редактировать проект

    Очистить топологию

    Отображать имена интерфейсов

    Отображать имена узлов

    Добавить соединение

  1. Импорт экспорт конфигурации

    Запуск Telnet для всех устройств

    Запуск всех устройств

    Пауза всех устройств

    Останов всех устройств

    Вставить примечание

    Вставить рисунок

    Нарисовать прямоугольник

    Нарисовать эллипс

В открывшемся окне выполните конфигурирование как показано на рис.2: для маршрутизатора R1 на закладке Slots добавить slot1 NM-4T ‑ будут добавлены последовательные (serial) интерфейсы. Закрыть окно конфигурирования узла.

Запустите маршрутизатор R1 через контекстное меню .

Рис.1. Среда графического симулятора сети GNS3

.

Рис.2. Конфигурирование маршрутизатора

Режимы работы

Рис.3. Консоль

Просмотрите все доступные команды. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _____________

    Вернитесь в пользовательский режим. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? __________________

Команда Show

    Подключитесь к маршрутизатору.

    Просмотрите варианты запуска команды show. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? __________________

    Перейдите в привилегированный режим. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _________________

    Просмотрите варианты запуска команды show в этом режиме.

    Просмотрите текущую конфигурацию маршрутизатора. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _________________

Просмотрите содержимое Flash memory. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _________________

Общий размер Flash? __________________________

Размер свободной памяти Flash? ______________________

    Выведите информацию обо всех протоколах 3-го уровня, запущенных на маршрутизаторе. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? ___________________

Какие протоколы доступны на маршрутизаторе?_________________

Сколько интерфейсов работает (UP) ______ и сколько отключено (down)?___________

    Просмотрите список всех введенных ранее команд. Какой командой (командами) нужно воспользоваться?____________________

Сколько команд было введено? _____________

    Как перейти к предыдущей команде? ______________ и ___________

    Как просмотреть следующую информацию: router uptime, router platform type, operating system revision, amount of memory, number of interfaces and the configuration register? ___________________

Имя IOS?_________________

Платформа маршрутизатора?_______________

Размер NVRAM?_______________

Значение регистра (configuration Register value)? ______________

Сколько интерфейсов Ethernet у данного маршрутизатора?______ Сколько последовательных интерфейсов?________

    Выведите дату и время маршрутизатора. Какой командой (командами) нужно воспользоваться?_________________

    Какое время и дату показывает маршрутизатор? _________________

    Просмотрите список подключенных хостов. Какой командой (командами) нужно воспользоваться?________________________________

    Просмотрите список подключенных пользователей. Какой командой (командами) нужно воспользоваться?____________________________

Смена паролей

    Войдите в привилегированный режим. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? ______________

    Просмотрите все доступные в привилегированном режиме команды. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _________________

    Войдите в режим конфигурирования. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? ______________

    Измените имя хоста маршрутизатора на Kaf. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _______________

    Измените пароль для входа в привилегированный режим на to "123". Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _________________

    Протестируйте изменения (вернитесь в пользовательский режим и затем войдите в привилегированный режим).

    Измените секретный пароль (secret password) на "cisco". Какой командой (командами) нужно воспользоваться? ________________

    Отключитесь от маршрутизатора, войдите снова и задайте привилегированный режим. Какой пароль потребуется? _______________

Конфигурирование последовательных интерфейсов маршрутизатора

В открывшемся окне выполните конфигурирование как показано на рис.2: для маршрутизатора R2 на закладке Slots добавить slot1 NM-4T ‑ будут добавлены последовательные (serial) интерфейсы. Закрыть окно конфигурирования узла.

Запустите маршрутизатор R2 через контекстное меню .

Соедините последовательные интерфейсы маршрутизаторов, как показано на рис.4.

Рис.4. Конфигурирование последовательных интерфейсов маршрутизатора

    Подключитесь к маршрутизатору R1 и задайте имя хоста (например, eRouter1). Какой командой (командами) нужно воспользоваться?________________________________

    В каком режиме задается IP адрес интерфейса?__________________

    Задайте для S1/0 последовательного интерфейса маршрутизатора IP адрес 201.100.11.1 255.255.255.0? Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _____________________________.

    Обратите внимание, что данный маршрутизатор, подключенный через S1/0 интерфейс к другому маршрутизатору R2, является по отношению к нему устройством DCE, т.е. необходимо выполнить синхронизацию. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _____________________________.

    Какой командой (командами) следует воспользоваться, чтобы убедиться, что интерфейс включен? _________________________________

    Подключитесь к маршрутизатору R2, соединенному с маршрутизаторомR1.

    Задайте имя хоста для маршрутизатора R2 (например, eRouter2). Какой командой (командами) нужно воспользоваться?___________________

    Задайте для S0/0 последовательного интерфейса маршрутизатора IP адрес 201.100.11.2 255.255.255.0? Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _____________________________.

    Как сделать интерфейс доступным? Какой командой (командами) нужно воспользоваться? ______________________

    Просмотрите детальную IP информацию о каждом интерфейсе маршрутизатора eRouter2. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _____________________

    Проверьте доступен ли маршрутизатор eRouter1 для маршрутизатора eRouter2. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _________________________

    Проверьте доступен ли маршрутизатор eRouter2 для маршрутизатора eRouter1. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _________________________

    Просмотрите список обнаруженных соседей для маршрутизаторов eRouter1, eRouter2. Какой командой (командами) нужно воспользоваться? _________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ» Нанотехнологии и образование: первые итоги и перспективы развития М.Н.Стриханов – сопредседатель образовательной секции НОР, ректор НИЯУ МИФИ, член НТС Госкорпорации «Роснанотех»


Образовательные порталы в области нанотехнологий - Федеральный интер-портал нанотехнологии и наноматериалы Федеральное агентство по науке и инновациям ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"Федеральное агентство по науке и инновациям ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" - официальный сайт ГК «Роснано» - «Нанометр», нанотехнологическое сообщество ФНМ МГУ.ФНМ МГУ - Российский электронный наножурнал ООО «Парк-медиа» - S&TRF наука и технологии РФ ООО «Парк-медиа».ООО «Парк-медиа». - NanoNwesNet Nanotechnology News Network - Наномаркет бета нанотехнологии для бизнеса Nanotechnology News Network -Популярные нанотехнологии ИА Neftegaz - Журнал «Российские нанотехнологии» Алфимов М.В. - «Наноскоп», газета «Поиск» газета научного сообщества - «Нанотехнологическое общество России» - Научно-образовательный центр по нанотехнологиям МГУ - Портал научно-образовательных центров. Маршрутное междисциплинарное обучение - ГРИД ННС 2


Научное оборудование Организация Рабочие станции синхротронного излучения (РНЦ «Курчатовский институт» 2008 – 2009 гг. Комплекс зондовых, атомносиловых и электронных микроскопов для диагностики и комплексных испытаний наночастиц, наноструктурированных и наномодифицированных материалов (Рязанский ГРТУ 2009 – 2010 гг. Установки, реализующие методы сканирующей зондовой микроскопии и молекулярной раман-диагностики (МГТУ им. Н.Э. Баумана 2008 – 2009 гг. Сверхвысоковакуумная система формирования и исследования морфологии, состава и электронной структуры наноматериалов методами сканирующей зондовой микроскопии и рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии () НИЯУ «МИФИ» 2008 – 2009 гг. Системы удаленного доступа к уникальному научному оборудованию продемонстрированы на 11-ой Всероссийской выставке "Современная образовательная среда – 2009" 3 Удаленный доступ к уникальному научному оборудованию


Информационный ресурс Междисциплинарное обучение () Выполняемые функции: организация и сопровождение повышения квалификации кадров высшей школы в сетевом режиме маршрутного междисциплинарного обучения; пополнение и редактирование в сетевом режиме образовательных программ и учебно-методического обеспечения; мониторинг учебного процесса; обеспечение коммуникации организатров и участников маршрутного междисциплинарного обучения на базе НОЦ ННС. В 2010 году проходит апробация системы и повышение квалификации не менее 200 научно-педагогических сотрудников 40 вузов образовательного сегмента ННС 4 Маршрутное обучение


Материалы Первой международной конференции с элементами научной школы «Образование в сфере нанотехнологий: современные подходы и перспективы» РНЦ «Курчатовский институт», 2010 г. Секция 1 «Преподавание практических навыков в сфере нанотехнологий в системе средних общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования» Секция 2 «Преподавание практических навыков в области нанотехнологий в ВУЗах» Секция 3 «Подготовка и переподготовка кадров: связь индустриальных и научно-учебных центров» Секция 4 «Дистанционное обучение. Системы коллективного пользования» Секция 5 «Международный опыт образования в сфере нанотехнологий» 5


Итоги конференции: - конференция стала важным элементом инфраструктуры в системе по созданию сети доВУЗовского образования в сфере нанотехнологий. - прошло обсуждение всех этапов образования: от школьного и среднего специального до высшего и переподготовки кадров; участников из всех федеральных округов России; в т.ч. 35 учителей школ и лицеев получили возможность перенять ВУЗовский опыт преподавания нанотехнологий, а также опыт зарубежных специалистов. 6


Оснащение научно-образовательных центров современным оборудованием Годы Количество НОЦ Сумма (млн. руб.) Источник финансирования НОЦ Непрограммная часть НОЦ 1 964,0ФЦП НОЦ 2 135,5ФЦП На базе вузов Минобрнауки РФ предусмотрено оснащение 40 НОЦ 7


Кадровая информационно-аналитическая система наноиндустрии п/пТип проекта Количе- ство проектов 1 Закупка учебно-методического обеспечения для тематических направлений ННС 11 2 Обеспечение удаленного доступа 5 3 Разработка оригинал-макета учебного пособия для методического обеспечения подготовки кадров по программам ВПО для тематического направления ННС 10 4 Разработка мультимедийного учебно-методического комплекта нового поколения 10 5 Маршрутное обучение 1 6 Популяризация достижений в области нанотехнологий и привлечение талантливой молодежи 7 Итого: 44 8


Закупка учебно-методического обеспечения для подготовки кадров НаправленияПоставщик УМО НаноэлектроникаМИЭТ НаноинженерияМГТУ им. Н.Э. Баумана Функциональные наноматериалы и высокочистые вещества РХТУ им. Д.И. Менделеева Функциональные наноматериалы для энергетикиНИЯУ «МИФИ» Функциональные наноматериалы для космической техники МАИ Нанобиотехнологии НОУ ДПО «Институт «АйТи», МГУ, БелГУ Конструкционные наноматериалыНИТУ «МИСиС» Композитные наноматериалыСПбГУ Нанотехнологии для систем безопасностиСПбГЭТУ Обеспечение единства измерений, стандартизации и оценки соответствия МФТИ По программам СПО для подготовки специалистов в интересах наноиндустрии НИЯУ «МИФИ» Поставщики учебно-методического обеспечения ведущие классические университеты МГУ и СПбГУ, 5 вузов, имеющих категорию национального исследовательского университета и инновационные вузы 9


Современные средства обученияКоличество Учебные пособия для методического обеспечения подготовки кадров по программам высшего профессионального образования для различных тематических направлений 10 Мультимедийные учебно-методические комплекты (УМК) нового поколения 10 УМКИсполнитель «Плёночные наноматериалы и покрытия для космической техники ближнего космоса» ООО «Мультимедиа Технологии», «Введение в конструкционные материалы» «Метрология в наноаналитике и нанотехнологиях» «Молекулярное моделирование нано-био структур» «Наноинженерия в приборостроении» ООО «МГУ-Стандарт», Состав УМК нового поколения: электронные учебные модули по тематическим направлениям; методические материалы по организации образовательного процесса с использованием УМК НП; описание интерфейса, системы меню УМК НП и их программной реализации. Закупка учебно-методического обеспечения для подготовки кадров 10


«НТ-МДТ»: экспериментальная образовательная база Комплексный подход к процессу обучения НАНОЭДЬЮКАТОР – Научно-учебный комплекс для преподавания основ нанотехнологий в колледжах, институтах и университетах. 1 Классы для обучения основам нанотехнологий «под ключ»:


Анализ образовательных программ Корпорации


ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГК «Роснанотех» Прямое участие предприятия-заказчика в разработке, реализации и мониторинге программ; Структура и содержание программ связаны с особенностями промышленной технологии, используемой компанией, и формируют компетенции, необходимые для всех этапов технологического процесса; Обязательное партнерство вуза-исполнителя программы с ведущими российскими и зарубежными университетами и компаниями; Модульный принцип построения программ, что позволяет в рамках одной программы, используя все доступные ресурсы других вузов, научных и производственных организаций, готовить сотрудников проектных компаний, выполняющих различные функции; Использование современного оборудования: учебного и технологического (производственного), в том числе – оборудования проектных компаний. 3 13


Образовательные программы ГК «Роснанотех»: проектные компании и ВУЗы-исполнители Электронные компоненты и катализаторы ООО «СИТРОНИКС-Нано» (г.Зеленоград) ОАО «Уральский электрохимический комбинат» (г.Новоуральск) Группа ПК (венчурные инвестиции) МИЭТ УГТУ-УПИ РАВИ Нанопластики ООО «ЕСМ» (г. Уфа) ЗАО «Уралпластик-Н» (г. Екатеринбург) ЗАО «Элекард Девайсез» (г.Томск) ООО «Сибспарк» (г. Томск) УГАТУ УГТУ-УПИ ТУСУР ТГУ Наностанки ОАО «ВЗПП-Сборка» (г. Воронеж) ВГТУ Препреги и композиты ЗАО «Препрег-СКМ» (г.Москва) OАО НПП «Квант» (г.Москва) ЗАО «НОВОМЕТ-Пермь» (г.Пермь) ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания ЗАО «Метаклэй» (г.Москва) Группа компаний (нанотехнологии в стройиндустрии) МГУ МИСиС ПГТУ РХТУ БГТУ Наносиликаты ООО «ВИРИАЛ» (г. Санкт-Петербург) ИХС РАН Материалы и химические технологии ЗАО «Новые инструментальные решения» (г.Рыбинск) ЗАО «Оптоган» (г. Санкт-Петербург) ООО Группа компаний «НИТОЛ» (г. Усолье-Сибирское) ООО «Субмикронные технологии» (г. Томск) ООО «Хевел» (г. Новочебоксарск) ООО «Уником» (г. Подольск) ООО «Солнечный поток» (г. Санкт-Петербург) РГАТА СПб АУ РАН ИрГТУ ТУСУР СПбГЭТУ (ЛЭТИ) МАДИ или МТИ СПбГЭТу (ЛЭТИ) Наномембраны и фармацевтика ЗАО «ХК «Трекпор Технолоджи» (г. Дубна) Группа ПК (АНО «Институт медико-биологических исследований и технологий», ООО «Гематологические приборы», ООО «НТфарма», ЦВТ «ХимРар») Ун-т «Дубна» ИБГ РАМН Группы ПК: инновационный менеджмент метрология (нанофотоника) Группа ПК (ЗАО «Микробор Нанотех», ЗАО «Галилео Нанотех», ООО «Данафлекс-Нано», ЗАО «Оптоган», ОАО «Авангард»), Группа ПК (ООО «Коннектор Оптикс», ЗАО «Волоконно-оптическая техника-Капитал», ЗАО «Оптоган», ЗАО «Оптиковолоконные системы», ООО «НТИЦ «Нанотех-Дубна») АНХ-ЛИТМО АСМС 4 14


Образовательный проект Московского института стали и сплавов (МИСиС) и Московского физико-техническим институтом (МФТИ) в Госкорпорации «Роснанотех» В его основе лежит методика подготовки магистров по одному из наиболее актуальных направлений современной наноиндустрии - нанодиагностике, метрологии, стандартизации и сертификации продукции нанотехнологий. Специалисты, подготовленные в рамках проекта, придут работать в сертификационных центрах, без которых невозможно развитие наноиндустрии, в том числе, речь идет о подготовке кадров для работы в сертификационных проектах Корпорации «Роснанотех» Бюджет проекта составляет 13,1 млн. рублей, из них средства Корпорации составят 11, 2 млн. рублей, соинвестирование со стороны МИСиС – 1,9 млн. рублей. 1515


Образовательные программы ГК «Роснанотех», находящиеся в стадии конкурсного отбора Разработка и апробация программы опережающей профессиональной переподготовки и учебно-методического комплекса (УМК) в области метрологического обеспечения измерений размеров в нанодиапазоне, ориентированных на инвестиционные проекты ГК «Роснанотех» Разработка и апробация образовательной программы повышения квалификации и учебно-методического комплекса (УМК), ориентированных на инвестиционные проекты ГК «Роснанотех» по организации производства нанолекарств на основе фосфолипидной транспортной системы в регионах Российской Федерации Разработка и апробация образовательной программы повышения квалификации и учебно-методического комплекса (УМК), ориентированных на инвестиционные проекты ГК «Роснанотех» по разработке технологии и производству эпитаксиальных пластин и чипов излучателей и детекторов для сверхскоростных оптических межсоединений в регионах Российской Федерации Разработка и апробация программы опережающей профессиональной переподготовки и учебно-методического комплекса (УМК), ориентированных на инвестиционные проекты ГК «Роснанотех» по созданию современного производства наноструктурированных мембран и разделительных модулей на их основе в регионах Российской Федерации Разработка и апробация программы опережающей профессиональной переподготовки и учебно-методического комплекса (УМК), ориентированных на инвестиционные проекты ГК «Роснанотех» по созданию производства коллоидных квантовых точек в регионах Российской Федерации


Направленность образовательных программ ГК «Роснанотех» 1. Подготовка кадров для запуска и становления производства (14 программ) Подготовка команд специалистов для ПК, включая модули подготовки инженерных кадров для целей управления производством, продвижения продукции на рынок и т.п. Примеры компаний, сформулировавших такой заказ: ЗАО НИР, (Рыбинск), ПНППК (Пермь), Уралпластик (Екатеринбург), Трекпор Технолоджи (Дубна) и др. 2. Подготовка кадров для развития проектной компании (7 программ) Подготовка специалистов для работы в исследовательских и/или проектно-конструкторских подразделениях ПК. Примеры компаний, сформулировавших преимущественно такой заказ: Вириал (СПб), Оптоган (СПб), Микрон (Зеленоград), Элекард Девайсез (Томск), Нитол (Иркутск) и др. 3. Подготовка кадров определенной квалификации для нескольких проектных компаний (6 программ) Специализированные программы под потребности нескольких ПК. Примеры программ: Строительные технологии (Белгород), Метрология изделий нанофотоники, Бионанотехнологии, бионаномедицина и бионанофармакология, Инновационный менеджмент, Венчурное финансирование нанотехнологических проектов. 4. Подготовка кадров для продвижения технологий и продукции ПК Реализация комплекса мероприятий, направленных на продвижение технологий проектных компаний: подготовка учебных модулей для включения в образовательные программы российских технических вузов и, на этой основе, проведение семинаров для преподавателей (ЗАО НИР, Рыбинск, в перспективе – ЕСМ, Уфа)


ПРИМЕР-1: образовательная программа для ЗАО «ОптоГан» Информация о программе План реализации программы Особенности программы Цель программы: подготовка целевой группы специалистов, обладающих знаниями и навыками в области твердотельной светотехники (полупроводниковые светодиоды и лазеры), для научно-исследовательской и научно-производственной деятельности в компании «Оптоган» Исполнитель: СПб Академический университет-НОЦ «Нанотехнологии» РАН; Проектная компания: ОПТОГАН (г.Санкт-Петербург) Уровень программы: магистратура; Количество обучающихся: 15 человек; Ожидания проектной компании и планируемые результаты программы: ожидается, что по завершении программы в компанию придут порядка 15 специалистов – выпускников магистратуры СПбАУ РАН, которые должны будут составить ядро разработчиков новых образцов современной твердотельной светотехники. Участие сотрудников ПК в подготовке кадров: организация стажировок на предприятии (как в России, так и в Германии), чтение отдельных спецкурсов. Участие ПК в управлении программой: право решающего голоса в Совете программы, мониторинг уровня и содержания подготовки целевой группы специалистов, корректировка учебных программ. Партнеры программы и их участие в подготовке кадров: физико- технический институт им.А.Ф.Иоффе РАН (предоставление лабораторно-исследовательской базы), ОАО «Светлана- оптоэлектроника», ООО «Софтимпакт» (привлечение специалистов к чтению отдельных спецкурсов). ЭтапСрок Обучение группы студентов/слушателей – Доработка образовательной программы. Размещение в реестре –


ПРИМЕР-2: образовательная программа для ООО «Группа НИТОЛ» Информация о программе План реализации программы Особенности программы Цель программы: переподготовка специалистов компании для кадрового обеспечения исследований и разработок в области промышленного производства поликристаллического кремния, для дальнейшего развития производства и выхода в перспективе на новые технологии и продукцию Исполнители: НИУ ИрГТУ Проектная компания: ООО «Группа компаний НИТОЛ» (Иркутская обл.) Уровень программы: Профессиональная переподготовка Количество обучающихся: 15 человек. Ожидания проектной компании и планируемые результаты программы: формирование ключевой группы сотрудников для дальнейшего технологического развития компании и управления разработками, расширение профессиональных компетенций сотрудников компании. Участие сотрудников ПК в подготовке кадров: организация научно- исследовательской стажировки, участие в чтении отдельных спецкурсов. Участие ПК в управлении программой: создание и корректировка учебного плана программы, мониторинг уровня и содержания подготовки целевой группы специалистов. Партнеры программы и их участие в подготовке кадров: НИТУ МИСиС: разработка отдельных модулей программы, руководство выпускными работами, научно-исследовательская стажировка слушателей в МИСиС, Группа НИТОЛ: предоставление лабораторно-исследовательской и опытно-промышленной базы, привлечение специалистов к чтению отдельных спецкурсов. 19 ЭтапСрок Обучение группы слушателей – Доработка образовательной программы. Размещение в реестре –


Планы ГК «Роснанотех» до конца 2010 года в области образования Конкурсный отбор минимум пяти программ в IV квартале 2010 года (общее число разработанных программ достигнет 37, при этом 8 программ к концу года завершится). Разработка электронного реестра и размещение апробированных программ в реестре. Международная экспертиза и продвижение апробированных образовательных программ на III Международном форуме по нанотехнологиям


МИФИ г.Москва ИАТЭ г.Обнинск СПО – 5 НИЦ КИ, ВНИИНМ, ВНИИАЭС, ИТЭФ, НИКИЭТ, ВНИИА, ГНЦ РФ-ФЭИ, АЭС: Курская, Калининская Смоленская СТА г.Северск СПО - 5 СХК, ГХК, КГПИИ «ВНИПИЭТ» АЭХК, ХМЗ, ЗабГОК, НЗХК, ППГХО СФТА г.Снежинск НТИ г.Новоуральск Филиалы МИФИ (г.Озерск, г.Лесной, г.Трехгорный) СПО – 3 РФЯЦ-ВНИИТФ ПО «Маяк», «ЭХП», ИРМ, УЭХК, Белоярская АЭС СФТИ г.Саров СПО – 3 РФЯЦ-ВНИИЭФ, НИАЭП, ОКБМ, НИИАР, АЭС: Балаковская, Нововоронежская Центральный ФО Уральский ФО Приволжский ФО Сибирский ФО ВИТИ, г.Волгодонск СПО – 1 Волгодонская АЭС Южный ФО Окончательное формирование Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» - территориально-распределенного научно-образовательного холдинга, объединившего все учебные заведения, целевым образом готовящие кадры для атомной отрасли и развития высоких технологий НИЯУ МИФИ объединяет 10 ВУЗов и 17 колледжей: около 34 тыс. учащихся; более 2000 человек – штат ППС; более 1600 профессоров и доцентов, учебные площади – более 500 тыс. кв.м.; 60 специальностей ВПО и 45 специальностей СПО. Ключевые особенности НИЯУ МИФИ: 1. Тесная интеграция с градообразующими предприятиями атомной отрасли 2. Софинансирование проектов со стороны Госкорпорации «Росатом» (годы – 400 млн. руб. ежегодно) НАНООБРАЗОВАНИЕ – приоритет филиалов НИЯУ МИФИ 2121




Основные цели и задачи НОЦ «Нанотехнологии» НИЯУ МИФИ Выполнение фундаментальных научных исследований, реализация прикладных разработок и подготовка кадров в области гетероструктурной наноэлектроники, экстремальной и силовой электроники, а также в смежных областях технологии и материаловедения; Развитие научных школ в области твердотельной СВЧ- электроники и оптоэлектроники; Развитие международных связей и партнёрства гетероструктурная СВЧ-электроника на основе нитридов и арсенидов галлия и алюминия; - светодиодные структуры на основе AlInGaN/GaN; -карбидкремниевые приборы экстремальной и силовой электроники; - микроэлектромеханические приборы. Основные направления научной и научно-образовательной деятельности


Лекции профессора Л.Н. Патрикеева позволяют слушателям расширить представления о современных достижениях и перспективах нанотехнологий в контексте развития высоких технологий, о методах и принципах работы наноэлектроники. Популяризация нанотехнологий «РОСНАНО» и издательство «БИНОМ» реализуют проект по популяризации нанотехнологий Цикл научно-популярных лекций «Мир нанотехнологий»: Лекция 1. Лекция 1. Что такое «нано»? (Гудилин Е.А., МГУ) Лекция 2. Патрикеев Л.Н., НИЯУ МИФИ Лекция 2. Прогнозы и перспективы развития нанотехнологий. Применение нанотехнологий в электронике и энергетике. (Патрикеев Л.Н., НИЯУ МИФИ) Лекция 3. Лекция 3. Наночастицы, наноструктурированные материалы. Методы их получения. Использование наноструктурированных материалов в современных технологиях. (Еремин В.В. МГУ) Лекция 4. Лекция 4. Нанобиотехнологии в современном мире. Практическое использование знаний наномира в современных биотехнологиях (Бонарцев А.П., МГУ) Лекция 5. Лекция 5. Возможности использования знаний наномира в медицине и фармакологии настоящего и будущего (Максимов Г.В. МГУ) Лекция 6. Лекция 6. Междисциплинарные аспекты нанотехнологий. Компьютерное моделирование наноструктур и наносистем (Трубочкина Н.К. МИЭМ) На фото: профессор Патрикеев читает лекцию преподавателям и ученикам лицея 1511 при МИФИ.


ВЫВОДЫ Отмечается положительная динамика уровня образованности в области нанотехнологий, которая в перспективе позволит снять «нанофобию». Положительная динамика связана с: - PR–компанией в СМИ и программами популяризации нанотехнологий; -развитием информационных ресурсов, образовательных порталов и систем удаленного доступа; -качественным изменением учебно-методического обеспечения подготовки кадров; -развитием образовательных программ ГК «Роснано». Сотрудничество НОР и ГК «Роснано» позволит существенно повысить качество образовательных программ. 25




По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.

Учебно-методическое обеспечение

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.