Первые индейцы. Современная жизнь народов Южноамериканского континента. Где живут индейцы

После открытия Американских континентов и освоения новых земель, которое зачастую сопровождалось порабощением и истреблением коренного населения, европейцы были поражены методами борьбы индейцев. Племена индейцев старались запугать чужеземцев, и потому в ход шли самые жестокие способы расправы над людьми. Более подробно об изощренных методах умерщвления захватчиков расскажет этот пост.

"Боевой клич индейцев представляют нам как нечто настолько ужасное, что его невозможно выдержать. Его называют звуком, который заставит даже самого отважного ветерана опустить свое оружие и покинуть шеренгу.
Он оглушит его слух, от него застынет душа. Этот боевой клич не позволит ему услышать приказ и почувствовать стыд, да и вообще сохранить какие-либо ощущения, кроме ужаса смерти".
Но пугал не столько сам боевой клич, от которого стыла кровь в жилах, сколько то, что он предвещал. Европейцы, сражавшиеся в Северной Америке, искренне чувствовали: попасть живыми в руки чудовищных раскрашенных дикарей означает судьбу пострашнее смерти.
Это вело к пыткам, человеческим жертвоприношениям, каннибализму и снятию скальпов (и все имело ритуальное значение в культуре индейцев). Это особенно способствовало возбуждению их воображения.

Самым ужасным было, вероятно, зажаривание заживо. Одного из британцев, выживших в Мононгахела в 1755 г., привязали к дереву и сжигали заживо между двумя кострами. Индейцы в это время танцевали вокруг.
Когда стоны агонизирующего человека стали слишком настойчивыми, один из воинов пробежал между двумя кострами и отсек несчастному гениталии, оставляя его истекать кровью до смерти. Тогда завывания индейцев прекратились.


Руфус Путмен, рядовой из провинциальных войск Массачусетса, 4 июля 1757 г. записал в своем дневнике следующее. Солдата, схваченного индейцами, "нашли зажаренным самым печальным образом: ногти на пальцах были вырваны, губы отрезаны до самого подбородка снизу и до самого носа сверху, его челюсть обнажилась.
С него сняли скальп, грудь рассекли, сердце вырвали, вместо него положили его патронную сумку. Левая рука оказалась прижатой к ране, томагавк оставили у него в кишках, дротик пронзил его насквозь и остался на месте, был отрезан мизинец на левой руке и маленький палец на левой ноге".

В том же году иезуит отец Рубо встретил группу индейцев племени оттава, которые вели через лес несколько пленных англичан с веревками вокруг шеи. Вскоре после этого Рубо догнал боевой отряд и поставил свою палатку рядом с их палатками.
Он увидел большую группу индейцев, которые сидели вокруг костра и ели жареное мясо на палочках, словно это был барашек на небольшом вертеле. Когда он спросил, что это за мясо, индейцы оттава ответили: это зажаренный англичанин. Они указали на котел, в котором варились остальные части разрубленного тела.
Рядом сидели восемь военнопленных, перепуганных до смерти, которых заставили наблюдать за этим медвежьим пиром. Люди были охвачены неописуемым ужасом, подобным тому, который испытывал Одиссей в поэме Гомера, когда чудовище Сцилла уволокло с борта корабля его товарищей и бросило их перед своей пещерой, чтобы сожрать на досуге.
Рубо, пришедший в ужас, пытался протестовать. Но индейцы оттава не захотели его даже выслушать. Один молодой воин грубо сказал ему:
- У тебя французский вкус, у меня - индейский. Для меня это хорошее мясо.
Затем он пригласил Рубо присоединиться к их трапезе. Похоже, индеец обиделся, когда священник отказался.

Особую жестокость индейцы проявляли к тем, кто сражался с ними их же методами или почти усвоил их охотничье искусство. Поэтому нерегулярные лесные караульные патрули подвергались особому риску.
В январе 1757 г. рядовой Томас Браун из подразделения капитана Томаса Спайкмена рейнджеров Роджерса, одетых в зеленую военную форму, получил ранение в бою на заснеженном поле с индейцами племени абенаков.
Он ползком выбрался с поля боя и встретился с двумя другими ранеными солдатами, одного из них звали Бейкер, вторым был сам капитан Спайкмен.
Мучаясь от боли и ужаса из-за всего происходящего, они подумали (и это была большая глупость), что могут безопасно развести костер.
Почти мгновенно появились индейцы-абенаки. Брауну удалось уползти от костра подальше и спрятаться в кустарнике, из которого он наблюдал за развернувшейся трагедией. Абенаки начали с того, что раздели Спайкмена и сняли с него скальп, пока тот был еще жив. Затем они ушли, прихватив с собой Бейкера.

Браун говорил следующее: "Видя эту ужасную трагедию, я решил уползти по возможности дальше в лес и умереть там от полученных ран. Но так как я был близко к капитану Спайкмену, он меня увидел и умолял, ради всего святого, дать ему томагавк, чтобы он мог покончить с собой!
Я отказал ему и уговаривал его молиться о милосердии, так как он мог прожить всего еще несколько минут в этом ужасающем состоянии на замерзшей земле, покрытой снегом. Он просил меня передать его жене, если я доживу до того времени, когда вернусь домой, о его страшной гибели".
Вскоре после этого Брауна схватили индейцы-абенаки, вернувшиеся на место, где они сняли скальп. Они намеревались насадить голову Спайкмена на шест. Брауну удалось выжить в плену, Бейкеру - нет.
"Индейские женщины раскололи сосну на мелкие щепки, подобные небольшим вертелам, и вонзили их в его плоть. Затем сложили костер. После этого приступили к совершению своего ритуального обряда с заклинаниями и танцами вокруг него, мне приказали делать то же самое.
По закону сохранения жизни пришлось согласиться... С тяжелым сердцем я изображал веселье. Они перерезали на нем путы и заставили бегать вперед и назад. Я слышал, как несчастный молил о милосердии. Из-за непереносимой боли и мучений он бросился в огонь и исчез".

Но из всех индейских практик самое большое внимание ужасающихся европейцев привлекало снятие скальпов, которое продолжалось еще и в девятнадцатом столетии.
Несмотря на ряд нелепых попыток некоторых благодушных ревизионистов утверждать, будто снятие скальпов зародилось в Европе (возможно, среди вестготов, франков или скифов), совершенно понятно: оно практиковалось в Северной Америке задолго до того, как там появились европейцы.
Скальпы играли серьезную роль в североамериканской культуре, так как они использовались в трех различных целях (а возможно, служили всем трем): для "замещения" мертвых людей племени (вспомним, как индейцы всегда беспокоились о тяжелых потерях, понесенных на войне, следовательно, об уменьшении численности народа), чтобы умилостивить духов погибших, а также для смягчения скорби вдов и других родичей.


Французские ветераны Семилетней войны в Северной Америке оставили много письменных воспоминаний об этой страшной форме увечья. Приведем отрывок из записей Пушо:
"Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой - нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли "кличем смерти".
Приведем и ценный рассказ очевидца-француза, который известен только по своим инициалам - Ж.К.Б.: "Дикарь немедленно схватил свой нож и быстро сделал надрезы вокруг волос, начиная с верхней части лба и заканчивая затылком на уровне шеи. Затем он встал ногой на плечо своей жертвы, лежащей лицом вниз, и двумя руками стащил скальп за волосы, начиная с затылка и перемещаясь вперед...
После того как дикарь снимал скальп, если он не боялся, что его начнут преследовать, он вставал и начинал соскребать с него кровь и плоть, оставшиеся там.
Затем он делал обруч из зеленых ветвей, натягивал на него скальп, словно на тамбурин, и какое-то время ждал, чтобы он подсох на солнце. Кожу красили в красный цвет, волосы собирали в узел.
Затем скальп прикрепляли к длинному шесту и триумфально несли на плече в деревню или в то место, которое выбиралось для него. Но при приближении к каждому месту на своем пути он издавал столько криков, сколько у него было скальпов, извещая о своем прибытии и демонстрируя свою отвагу.
Иногда на одном шесте могло оказаться до пятнадцати скальпов. Если их было слишком много для одного шеста, то индейцы украшали скальпами несколько шестов".

Невозможно ничем приуменьшить значение жестокости и варварства североамериканских индейцев. Но их действия следует рассматривать и в рамках контекста их воинственных культур и анимистических религий, и в рамках более крупной картины общей жестокости жизни в восемнадцатом столетии.
Жители городов и интеллектуалы, которые испытывали благоговейный ужас от каннибализма, пыток, человеческих жертвоприношений и снятия скальпов, с удовольствием посещали публичные казни. А при них (до введения гильотины) приговоренные к казни мужчины и женщины умирали мучительной смертью в течение получаса.
Европейцы не возражали, когда "предателей" подвергали варварскому ритуалу казней через повешение, утопление или четвертование, как в 1745 г. казнили повстанцев-якобитов после восстания.
Они особенно не протестовали, когда головы казненных насаживали на колы перед городами в качестве зловещего предупреждения.
Они терпимо переносили повешение на цепях, протаскивание матросов под килем (обычно это наказание завершалось фатальным исходом), а также телесные наказания в армии - настолько жестокие и суровые, что многие солдаты умирали под плетью.


Европейских солдат в восемнадцатом столетии заставляли повиноваться военной дисциплине плетью. Американские туземные воины вели борьбу за престиж, славу или за общее благо клана или племени.
Более того, массовые грабежи, мародерство и общее насилие, следовавшие за большинством успешных осад в европейских войнах, превосходили все, на что оказывались способны ирокезы или абенаки.
Перед холокостами террора, подобного разграблению Магдебурга в Тридцатилетней войне, бледнеют зверства в форте Уильям-Генри. В том же 1759 г. в Квебеке Вульф был полностью удовлетворен обстрелом города зажигательными ядрами, не беспокоясь о том, какие страдания пришлось переносить невинным мирным жителям города.
Он же оставлял после себя опустошенные районы, применяя тактику выжженной земли. Война в Северной Америке была кровавым, жестоким и ужасающим делом. И наивно рассматривать ее как борьбу цивилизации с варварством.


Помимо сказанного, специфический вопрос снятия скальпов содержит в себе и ответ. Прежде всего, европейцы (особенно - группы нерегулярных войск, подобные рейнджерам Роджерса) отвечали на снятие скальпов и причинение увечий по-своему.
Тому, что они смогли опуститься до варварства, содействовало щедрое вознаграждение - 5 фунтов стерлингов за один скальп. Это была ощутимая добавка к денежному жалованию рейнджера.
Спираль зверств и встречных зверств головокружительно вознеслась ввысь после 1757 г. С момента падения Луисбурга солдаты победоносного Хайлендерского полка отрубали головы всем индейцам, попавшемся им на пути.
Один из очевидцев сообщает: "Мы убили огромное количество индейцев. Рейнджеры и солдаты Хайлендерского полка никому не давали пощады. Мы снимали скальпы повсюду. Но нельзя отличить скальп, снятый французами, от скальпа, снятого индейцами".


Эпидемия снятия скальпов европейцами стала настолько безудержной, что в июне 1759 г. генералу Амхёрсту пришлось выпустить чрезвычайный приказ.
"Всем разведывательным подразделениям, а также всем остальным подразделениям армии под моим командованием, несмотря на все представившиеся возможности, запрещается снимать скальпы у женщин или детей, принадлежащих противнику.
По возможности их следует забирать с собой. Если такой возможности нет, то их следует оставлять на месте, не причиняя им никакого вреда".
Но какая польза могла быть от такой военной директивы, если все знали, что гражданские власти предлагают премию за скальпы?
В мае 1755 г. губернатор Массачусетса Уильям Шерл и назначил 40 фунтов стерлингов за скальп индейца-мужчины и 20 фунтов - за скальп женщины. Это, казалось, находилось в согласии с "кодексом" дегенеративных воинов.
Но губернатор Пенсильвании Роберт Хантер Моррис проявил свою склонность к геноциду, нацелившись на детородный пол. В 1756 г. он назначил вознаграждение, равное 30 фунтам стерлингов, за мужчину, но 50 фунтов - за женщину.


В любом случае, презренная практика назначения вознаграждения за скальпы аукнулась самым отвратительным образом: индейцы пошли на мошенничество.
Все началось с очевидного обмана, когда американские туземцы приступили к изготовлению "скальпов" из лошадиных шкур. Затем была введена практика убийства так называемых друзей и союзников только для того, чтобы делать деньги.
В достоверно документированном случае, произошедшем в 1757 г., группа индейцев чероки убила людей из дружественного племени чикасави только ради получения вознаграждения.
И, наконец, как отмечал почти каждый военный историк, индейцы стали экспертами в "размножении" скальпов. Например, те же чероки, по общему мнению, сделались таким мастерами, что могли изготовить четыре скальпа с каждого убитого ими солдата.
















Задолго до того как нога выходца из Европы ступила на американский континент, на этой земле жили люди. Дикие племена индейцев господствовали в степях и лесах обширного края. Их было довольно много – некоторые остались только в летописях, потомки других до сих пор живут на земле своих предков. Кто же населял огромные материки до того, как они были открыты?

Фото: Tribalpictures.org

Одно из самых многочисленных племен, проживающих на североамериканском континенте. Среди чероки бытует легенда, что когда-то они жили в прекрасном месте в Долине Озер, но были изгнаны оттуда воинственными соседями – ирокезами. Последние отрицают данный факт – в их истории таких преданий не существует.

Тем не менее когда европейцы проникли на континент, чероки жили в горах. Сначала два народа воевали между собой, но позже индейцы заключили мир с колонизаторами и даже переняли их веру и некоторые традиции.


Фото: Community.adlandpro.com

Самый известный представитель чероки – вождь Секвойя, который разработал собственную разновидность письма, что послужило толчком к стремительному развитию племени. В его честь названо одно из растений, внешне напоминающее кипарис.

В настоящее время численность потомков индейцев чероки, которые раньше населяли склоны Аппалачей, достигает 310 тысяч человек. Современные краснокожие – довольно крупные бизнесмены, они являются владельцами шести больших игорных домов, и с каждым годом умножают свое состояние.

Предпринимательская жилка имелась у представителей данной народности всегда. В 19 веке некоторые представители племени владели собственными плантациями и даже являлись крупнейшими рабовладельцами. Свое богатство они получили довольно интересным способом – чероки продали часть земель, принадлежавших племени, правительству США.


Фото: Invasionealiena.com

Вплоть до середины 19 века отношения между коренным населением и эмигрантами из Старого Света были довольно ровными. Но богатые земли, принадлежащие индейцам, становились все более привлекательными для новых властей. В конце концов, правительство США приняло решение выселить чероки с их земель и отправить их жить на Великие Равнины.

Поход до места назначения был долог и труден, по официальным данным при переходе погибло примерно 6-15 тысяч представителей племени. Путь, по которому проходили чероки, получил говорящее название «Дорога слез».


Фото: Awesome-b4.space

Кочевое племя, постоянно ведущее войну с соседями – именно так можно охарактеризовать индейцев Апачи. Искусные и мужественные воины, использующие чаще всего обычное костяное или деревянное оружие (металл для его изготовления они стали применять только после появления европейцев), наводили страх на соседние племена.

Особенно жестоко относились Апачи к пленникам – в пытках принимали участие все члены племени, от мала до велика, в том числе женщины. Лучше умереть на поле боя, чем попасть в плен – так считали все их противники. Убежать или скрыться от воинов данного племени было невозможно: если ты их не видишь, это вовсе не означает, что они не видят тебя.


Фото: Resimarama.net

Самым известным вождем племени стал Джеронимо, наводивший ужас на европейских колонизаторов. При его приближении люди кричали его имя и стремились убежать как можно дальше, иногда даже выпрыгивая из окон домов. У солдат десантных войск США до сих пор существует традиция выкрикивать «Джеронимо!» перед прыжком с парашютом.

В войнах с испанскими конкистадорами практически все Апачи были истреблены. Выжить удалось лишь единицам – их немногочисленные потомки сейчас проживают в Нью-Йорке.


Фото: magesquotes-consciousness.rhcloud.com

«Те, кто всегда готов сражаться со мной» - так выглядит примерный перевод названия данного племени индейцев. И немудрено: команчи действительно считались воинственным народом, причем боролись они как с прибывшими на континент европейцами, так и с представителями соседних народностей.

Соседние племена называли их «змеями». Из-за чего появилось столь странное наименование доподлинно неизвестно, однако, существует несколько легенд. Самая известная гласит, что при миграции путь индейцам, принадлежащим к данному племени, преградила гора, и вместо того, чтобы доблестно преодолеть препятствие, войны малодушно повернули назад. За что подверглись критике со стороны своего вождя, который отметил, что они похожи на «змей, ползущих по своему следу».


Фото: Wlp.ninja

Но подобное малодушие команчи проявляли очень редко. Наоборот, в бою подобным войнам не было равных, особенно после того, как они научились ездить верхом. Команчи были настоящим бедствием для соседних народов, да и европейцы побаивались приближаться к их территории. В плен индейцы брали только женщин и детей, причем если последние были совсем маленькими, их могли принять в племя и воспитать в соответствии с традициями.

Жестоки были команчи и к соплеменникам, нарушавшим законы племени. Уличенную в измене женщину убивали на месте, в редких случаях она оставалась жива, но при этом ей отрезали нос.


Фото: Stoplusjednicka.cz

Ирокезы - это не одно конкретное племя, а союз нескольких, получивший название «Лига пяти наций». Основным занятием была война - за счет богатых трофеев индейцы кормили свои семьи. Другое их занятие - торговля мехом бобров также приносила существенную прибыль.

Внутри каждого племени, входящего в союз, выделялось несколько родов. Примечателен тот факт, что возглавляли их обычно женщины. Мужчины были воинами и советниками, но решающий голос принадлежал именно представительницам прекрасного пола.
Фото: Whatculture.com

Представители народа, давшего название знаменитой прическе, на самом деле редко использовали подобный способ укладки волос. Более того, практически все индейцы брились на лысо, оставляя только небольшую прядь на макушке – «скальповую», которая говорила врагам о том, что воины абсолютно их не боятся и даже дают преимущество в битве. Если сможешь ухватить за прядь – то победишь воина-ирокеза. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Чтобы защититься от различных напастей – в первую очередь от болезней, индейцы носили специальные маски, на которых самым примечательным элементом был нос, загнутый крючком. Как знать - может, подобное приспособление действительно предотвращало распространение инфекций. Численность индейцев, по крайней мере, сократилась не из-за эпидемии – в этом виноваты войны, которые постоянно вели ирокезы.


Фото: Meetup.com

Самым заклятым врагом ирокезов являлись гуроны – индейское племя, численность которого в период расцвета достигала 40 тысяч человек. Большинство из них погибло в ходе кровопролитных войн, однако нескольким тысячам все же удалось уцелеть. Хотя язык гуронов был утерян навсегда и теперь считается мертвым.

Особое место в жизни индейцев занимали обряды. Помимо поклонения животным и стихиям, большое почтение гуроны оказывали духам предков. Проводили они и различные ритуалы: самым популярным считалась ритуальная пытка плененных людей. Заканчивалась подобная церемония не самым лицеприятным действием – поскольку гуроны были каннибалами, измученных пленников убивали и съедали.


Фото: Lacasamorett.com

Племя, которое навсегда исчезло с лица Земли и чьи потомки растворились среди других индейцев - печальная участь для народности, некогда считавшейся одной из самых великих цивилизаций своего времени. Земли данным племенем были утеряны в 18 веке. Это и стало началом конца – постепенно могикане растворились среди других индейцев, их язык и культурные достижения были забыты навсегда.

Немаловажную роль в исчезновении, как ни странно, сыграла быстрая адаптация могикан к новым условиям жизни. Мирное племя, принявшее веру колонизаторов и их культурные обычаи, быстро стало частью Нового света и окончательно утратило самобытность. Прямых потомков могикан на сегодняшнее время практически не осталось – к ним можно отнести всего 150 человек, проживающих в Коннектикуте.


Фото: Artchive.com

Ацтеки – далеко не племя. Это целая империя, оставившая после себя богатое архитектурное наследие и отлично структурированную мифологию. На месте главного города ацтеков Теночтитлана сейчас находится столица одной из самых развитых стран Южной Америки – Мексики.


Фото: Ruri-subs.info

Индейцы оставили множество загадок. Среди них наиболее известными стали:

  • Камень солнца - странный монолит, похожий на календарь. Он олицетворяет все представления ацтеков о мировом устройстве, прошлом и будущем человечества. Некоторые исследователи предполагают, что данный камень использовался также при проведении жертвоприношений;
  • Пирамиды Теотиуакана. В самом старинном городе, который удалось обнаружить ученым на территории Западного полушария, выстроены загадочные объекты – каменные пирамиды. Они сориентированы по одной стороне света, а их расположение полностью копирует устройство Солнечной системы. Причем расстояние между объектами такое же, как и между планетами, если, конечно пропорционально увеличить его в 100 млн раз;
  • Обсидиановые инструменты. Металл ацтеки практически не использовали – его заменял обсидиан. Из данного материала изготавливалось оружие, а также высокоточные хирургические инструменты, позволяющие проводить сложные операции. Уникальные свойства обсидиана позволяли не опасаться заражений – он является природным антисептиком. Другой вопрос, как именно индейцы изготавливали инструменты – сейчас подобное орудие можно выточить, только используя алмазные резцы.

Несмотря на всю загадочность, ацтеки оставили в наследство одну вещь, которая понятна и любима современными людьми – шоколад.


Фото: Photographyblogger.net

Легендарные сокровища инков вот уже несколько столетий толкают отчаянных кладоискателей на поиски. Но не только золотом прославилось данное племя - куда большего внимания заслуживают их культурные достижения.

Первое, чем знаменита территория, на которой жили инки – это прекрасные дороги. Индейцы строили не только широкие магистрали прекрасного качества, но и навесные мосты, настолько крепкие, что могли выдержать всадника в тяжелых доспехах. И немудрено – империя инков по большей части находилась в гористой местности, где протекали бурные реки, которые во время половодья могли легко сломать непрочное сооружение. Чтобы не проводить строительные работы заново, приходилось строить на века.


Фото: Hanshendriksen.net

Инки были одним из немногих индейских племен, имевших собственную письменность и писавших летопись народа. К сожалению, до наших дней она не дошла – холсты сожгли испанцы, захватившие города инков, являющиеся культурными центрами.

Оставили индейцы после себя немало тайн, наиболее известной является сказочно прекрасный горный городок Мачу-Пикчу, жители которого, казалось, просто исчезли.


Фото: Turkcealtyazi.org

Высокоразвитая цивилизация, сделавшая великие открытия в области астрономии, математики и медицины задолго до того, как европейцы выстроили первый крупный город. Величественные пирамиды и храмы, один из самых точных календарей, уникальная система счета – это лишь немногие достижения империи индейцев майя.

Но в один прекрасный момент жители покинули города и отправились…куда? Неизвестно. Но когда европейцы достигли мест обитания майя, их взору предстали немногочисленные племена, которым было явно не под силу построить все обнаруженные в джунглях величественные сооружения.


Фото: Stockfresh.com

Версий, объясняющих исчезновение одной из самых развитых цивилизаций множество: эпидемия, междоусобные войны, засуха. Некоторые ученые предполагают, что майя просто выродились и деградировали.

Однако эта загадка до сих пор не разгадана, как и те многочисленные тайны, которые оставила после себя великая цивилизация.

На этом у нас все . Мы очень рады, что вы заглянули на наш сайт и провели немного времени для обогащения новыми познаниями.

Присоединяйтесь к нашей

Джозеф Брант - вождь племени могаук, офицер английской армии.
Уго Чавес - президент Венесуэлы.
Эво Моралес - президент Боливии.
Алехандро Толедо - бывший президент Перу.
Ольянта Умала - президент Перу.
Сидящий Бык - вождь хункпапа-сиу.
Секвойя - вождь племени чероки, изобретатель слоговой азбуки чероки (1826), основатель газеты «Чероки Феникс» на языке чероки (1828).
Джеронимо - военный «лидер» апачей.
Капитан Джек - вождь индейского племени модоков.
Неистовый Конь (Бешеный Конь) - предводитель индейцев лакота. Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.
Мэри Смит-Джонс - специалист по лингвистике и активный политический деятель, представительница американских индейцев южной Аляски.
Джим Торп - легкоатлет-многоборец, 2-кратный чемпион олимпийских игр 1912 г.
Шифровальщики навахо - группа индейцев навахо, работавшие в годы Второй мировой войны в армии США радистами-шифровальщиками.
Дэн Джордж - канадский и американский киноактёр, поэт и писатель
Монтесума
Куаутемок
Куана Паркер - вождь команчей
Текумсе
Понтиак - вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Северной Америке.
Оцеола - вождь и военачальник индейского племени семинолов (Флорида)
Пушматаха
Джоуи Беладонна - вокалист группы Anthrax
Роберт Трухильо - бас-Гитарист Metallica
Химматон-Йалаткит (Вождь Джозеф) - выдающийся вождь не-персе
Вовока
Красное Облако
Вашаки
Сат-Ок - Длинное Перо, племя Шеванезов; Stanislaw Suplatowicz, 1920-2003, писатель, автор повестей «Земля солёных скал» и «Таинственные следы»
Сэмпсон, Уилл - американский киноактёр и художник, в молодости чемпион родео
Янгблад, Руди - американский актёр
Сент-Мари, Баффи - канадская фолк-певица
Мартинес, Эстер - американский лингвист
Хейз, Айра - американский морской пехотинец, участник Второй мировой войны.
Фокс, Вивика - американская актриса
Пеллетье, Бронсон - канадский актёр
Чичу, Джонатан - канадский хоккеист
Осман, Дэн - американский скалолаз и экстремал
Уоллис, Велма - американская писательница
Матус, Хуан - шаман из индейского племени яки, главным образом известный по произведениям Карлоса Кастанеды.
Стьюди, Уэс - американский киноактёр.
Минс, Рассел - американский общественный деятель, борец за права индейцев, киноактёр.

Биографии знаменитых военных вождей

Кочис

(Материал из Википедии)
Кочис (1805 — 8 июня 1874) — вождь чоконенов, одной из групп чирикауа-апачей и лидер восстания, которое вспыхнуло в 1861 году. Кочис являлся наиболее значительной фигурой в истории Американского Юго-Запада в XIX веке и одним из величайших лидеров среди североамериканских индейцев. Округ Кочис в Аризоне назван в его честь.
Род деятельности: вождь чоконенов
Дата рождения: 1805 год
Место рождения: Новая Мексика
Дата смерти: 8 июня 1874
Место смерти: Территория Нью-Мексико

Ранние годы
Кочис родился приблизительно в 1805 году в одной из общин чоконенов. В тот период отношения между чирикауа и мексиканцами были мирными. Примерно в возрасте шести лет Кочис уже охотился на мелких птиц и животных с помощью лука и стрел. В этом возрасте мальчики чирикауа отделялись от девочек и начинали играть в игры, которые развивали выносливость, скорость и силу, такие как бег наперегонки, перетягивание каната, борьба и другие. Также с 6-7 лет они обучались верховой езде.
Физическое развитие, самодисциплина и независимость главенствовали на следующем этапе взросления. Когда мальчику из племени чирикауа исполнялось 10 лет, то он выполнял обязанности охранника лагеря и разведчика. Примерно в возрасте 14 лет юноша-чирикауа начинал обучаться воинскому искусству. Воины чирикауа проходили испытания, в которых учились стойко переносить суровые тяготы войны. Кочис с юных лет проявил себя как дисциплинированный и физически развитый юноша, готовый участвовать в военных действиях.
После провозглашения Мексикой независимости, отношения между мексиканцами и чирикауа ухудшились и привели к вооружённым столкновениям. Мексиканское правительство игнорировало недовольство апачей, в ответ индейцы совершили несколько рейдов на поселения мексиканцев. В возрасте 20 лет Кочис являлся одним из военных лидеров чоконенов. Его рост составлял 5 футов и 10 дюймов, а вес 75 кг. Во время войны с мексиканцами был убит отец Кочиса. В 1848 году мексиканцы захватили в плен самого Кочиса. Он находился в заключении около шести недель. За это время чоконены пленили более 20 мексиканцев и обменяли их на своего лидера.

Война с американцами
После того, как Соединённые Штаты одержали победу в Американо-мексиканской войне, они получили контроль над Нью-Мексико и Аризоной.
К 1858 году Кочис становится основным военным лидером всех чоконенов. В том же году он впервые встретился с представителями правительства США. Мирные отношения между чирикауа и американцами продолжались до 1861 года, когда группа апачей атаковала ранчо белых поселенцев. В этом рейде был обвинён Кочис. Офицер армии США Джордж Баском пригласил его, вместе с родственниками, в армейский лагерь. Ничего не подозревающего Кочиса попытались арестовать, но ему удалось бежать. Его родственники были захвачены, один человек убит. Примерно через час вождь чоконенов вернулся и пытался переговорить с американцами, в ответ Баском приказал открыть огонь по нему. Позже Кочис взял в заложники несколько белых, которых хотел обменять на чоконенов. Но переговоры провалились, в основном из-за действий Баскома. Большинство заложников и с той, и с другой стороны было убито.
Возмущённый вероломством Баскома, вождь чоконенов пообещал отомстить американцам. В течение нескольких следующих лет он возглавлял рейды чоконенов. Индейцы убили, по разным данным, от несколько сотен до 5000 белых.

Последние годы жизни.
Драгунские горы.
Постепенно американской армии удалось загнать группу Кочиса в район Драгунских гор. Лидер чоконенов продолжал войну до 1872 года, когда вновь начались переговоры между американскими властями и чирикауа. Мирный договор удалось заключить благодаря Тому Джеффордсу, одному из немногих белых друзей Кочиса.
После заключения мира вождь чоконенов отправился в резервацию, вместе со своим другом Джеффордсом, который был назначен индейским агентом. Кочис скончался в 1874 году и был похоронен в Драгунских горах. Только близкие люди вождя знали точное место его погребения, которое на сегодняшний день неизвестно.

Очень подробная биография:
http://www.proza.ru/2012/02/16/1475
Джеронимо
Джеронимо - имя чирикауа-апачей Гоятлай (Guyaale)
Военный предводитель чирикауа-апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В жизни и в истории прославился своей безрассудной храбростью, грудью бросаясь на залпы винтовочных ружей, он оставался цел и неуязвим для пуль. Про него слагали легенды, его имя... да господи, вспомните сериал "Доктор Кто" где клич «Джеронимо!» так часто использует Доктор, клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета.

Дата рождения: 16 июня 1829
Место рождения: Аризона
Дата смерти: 17 февраля 1909 (79 лет)
Место смерти: Форт-Силл, Оклахома

Гоятлай (Джеронимо) родился в племени бедонкое , которое относится к чирикауа, вблизи от реки Гила, на территории современной Аризоны, в то время - во владении Мексики, однако семья Джеронимо всегда считала эту землю своей.

Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении Джером), которого мексиканские враги Гоятлая призывали на помощь во время сражений. По другой версии прозвище Джеронимо - транскрипция того, как дружественные ему мексиканские торговцы произносили настоящее имя Гоятлая.

Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени чирикауа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо. Вождь племени, Мангас Колорадас, решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятлая к Кочису за помощью. Хотя, по словам самого Джеронимо, он никогда не был вождём племени, с этого момента он стал его военным лидером. Для племени чирикауа это также означало, что он был и духовным лидером. В соответствии с занимаемой должностью именно Джеронимо возглавлял многие рейды против мексиканцев, а впоследствии и против армии США.

Всегда уступая противнику числом в сражении с мексиканскими и американскими войсками, Джеронимо прославился своими отвагой и неуловимостью , которые он демонстрировал с 1858 по 1886 год. В конце его военной карьеры он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США (четверть всей американской армии на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии.

Люди Джеронимо были одними из последних независимых индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе. Конец сопротивления настал 4 сентября 1886 года, когда Джеронимо был вынужден сдаться американскому генералу Нельсону Майлзу в Аризоне.
Джеронимо и другие воины были отправлены в Форт-Пикенс, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион. Они воссоединились в мае 1887 года, когда все вместе были перевезены в Казармы Маунт-Вернон в Алабаме на пять лет. В 1894 году Джеронимо перевезли в Форт-Силл в Оклахоме.

Джеронимо (1898 г.) В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. Однако вернуться на землю предков ему не разрешалось. Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта в 1905 году. Он умер от пневмонии в Форте-Силл 17 февраля 1909 года и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей.

В 1905 году Джеронимо согласился рассказать свою историю С. М. Барретту, главе департамента образования в Лоутоне, территория Оклахома. Барретт обратился за разрешением к президенту, чтобы опубликовать книгу. Джеронимо рассказывал только то, что хотел рассказать, не отвечал на вопросы и ничего не менял в своём повествовании. Предположительно Барретт не делал собственных крупных изменений в рассказе Джеронимо. Фредерик Тёрнер позже переиздал эту автобиографию, убрав примечания Барретта и написав введение для не-апачей.

Интересные факты
Клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета. В 1940 году рядовой 501-го экспериментального воздушно-десантного полка по имени Эберхард предложил товарищу использовать в качестве боевого клича имя индейца из просмотренного накануне фильма. Через некоторое время весь взвод яростно кричал «Джеронимо!», десантируясь из самолета, а сегодня этот клич является уже традиционным для ВДВ США. Как боевой возглас, символизирующий ярость, отвагу и веру в победу (сходно по значению с русским «Ура!» и японским «Банзай!»), клич «Джеронимо!» упоминается в различных произведениях литературы, киноискусства, компьютерных играх.
Клич «Джеронимо!» использует Доктор, герой британского фантастического сериала Доктор Кто, Агент Джонни Инглиш, герой одноименного фильма, прыгая с парашютом из вертолета, а также полярные медведи, прыгая в замерзшее озеро, из мультипликационного фильма "Балто".

Экранизации
В 1962 году в США вышел в прокат фильм кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer «Джеронимо». В 1993 году кинокомпанией Columbia Pictures снят кинофильм «Джеронимо: американская легенда». В том же 1993 году компанией «Turner pictures» выпущен фильм Роджера Янга «Джеронимо».
Все эти фильмы Джеронимо (и другие фильмы про апачей) есть у нас в коллекции индейцев-апачей.


Сидящий Бык
«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права».

Сидящий Бык (родился примерно в 1831 - убит 15 декабря 1890) - вождь индейского племени хункпапа (хункпапа - индейское племя языковой семьи сиу).
Его имя на его родном языке лакота звучит как Татанка Ийотаке, Бизон, сидящий на земле.

Биография
Мальчиком его звали Медлительный (Хункешни) из-за того, что он был нерасторопен. Когда ему исполнилось четырнадцать, он дотронулся до убитого кроу жезлом для ку. В честь этого его отец даровал мальчику собственное имя. Впоследствии Сидящий Бык стал прославленным воином.
Сидящий Бык возглавлял племена индейцев, противившихся переселению в резервации. 25 июня 1876 объединённые войска индейцев сиу и шайеннов под предводительством Сидящего Быка в битве при Литтл-Бигхорн разбили кавалерию генерала Кастера. Это была одна из самых значительных побед индейцев в войне за свою территорию.

Выдающийся вождь хункпапа Сидящий Бык имел массу последователей среди всех племен лакота как противник переселения в резервации и подписания несправедливых договоров. С 1863 г. сражался против американских войск. В объединённом лагере индейцев, победивших солдат в битвах при Роузбад и Литтл-Бигхорн в 1876 г. считался верховным вождем. После поражения генерала Кастера армия начала настоящую охоту на мятежных индейцев. Большой лагерь распался на группы, которые, рассредоточившись, пытались избежать поселения в резервации и оказывали сопротивление войскам. Группа Сидящего Быка ушла в Канаду, но в 1881 г. и они были вынуждены сдаться. Сидящий Бык был заключен в форт Рэндэлл. После освобождения в 1883 г. активно выступал против продажи резервационных земель. В 1890 г., когда среди племен сиу появилось много приверженцев мессианского культа Пляска Духа, и ситуация выходила из-под контроля, было решено арестовать наиболее нелояльных вождей, и в первую очередь Сидящего Быка. Хотя сам он не был среди предводителей культа, однако, оставался очень враждебно настроенным к белым и готовился к восстанию. При попытке его ареста возникла перестрелка, и вождь был убит сержантом индейской полиции Красным Томагавком. Сидящий Бык, его великие лидерские таланты великолепно раскрыты в фильме: "Сидящий Бык" 1954 г., этот фильм находится в коллекции Индейские войны , на диске 1.

Неистовый Конь

Неистовый Конь (или Бешеный Конь),
англ. Crazy Horse, на языке лакота - Thasunka Witko (Ташунка Витко), букв. "Его Конь - Бешеный"
(примерный год рождения 1840 — 5 сентября 1877) - военный вождь племени оглала, входившего в союз семи племён лакота.

Родился предположительно в 1840 году на территории современной Южной Дакоты, поблизости от реки Рапид-Крик. Его отец был шаманом, родная мать Неистового Коня умерла молодой и её заменила женщина из племени брюле, приходившаяся сестрой известному вождю Пятнистому Хвосту. Был свидетелем первого серьёзного столкновения между лакота и американской армией, которое произошло 19 августа 1854 года. Неистовому Коню было тогда 14 лет и он находился в лагере вождя брюле Атакующего Медведя, когда там произошла Резня Граттана, в которой все солдаты были перебиты.

Принадлежал к группе непримиримых индейцев, боролся против федерального правительства США, отказывался подписывать какие-либо договоры с правительством США.

Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.

Последнее его столкновение с американской кавалерией состоялось в Монтане 8 января 1877 года. В мае 1877 года капитулировал.

Неистовый Конь сторонился белых людей, оставался замкнутым. Когда генерал Джордж Крук предложил ему отправиться в Вашингтон на встречу с президентом США, он отказался. Присутствие известного лидера враждебных индейцев в резервации Красного Облака держало армейское командование в постоянном напряжении. Когда по лагерю, где он находился, поползли слухи о его желании вновь вернуться на тропу войны, генерал Крук принял решение арестовать Неистового Коня обманным путем. Вождь был доставлен в Форт-Робинсон, где понял, что белые собираются заключить его в тюрьму. Он выхватил нож, но Маленький Большой Человек схватил вождя за руку. Мгновением позже американский солдат пронзил Неистового Коня штыком.

Раненого штыком вождя перенесли в кабинет адъютанта форта. Его одеяло расстелили на полу, и на нём несколько часов он лежал без сознания с внутренним кровотечением. Слабеющим голосом вождь затянул свою Песню Смерти. Индейцы снаружи услышали его пение, и почти сразу же родители Неистового Коня стали умолять разрешить им пройти к сыну. После того, как вождь умер, им позволили войти.

Не сохранилось ни одного портрета этого знаменитого вождя (фото, что вы видите, ориентировочное, по описанию). В XX веке в его честь начал возводиться Мемориал Неистового Коня (архитектор К. Зюлковски).
Фильмы про Неистового коня , находятся в коллекции Индейские войны , на диске 4.

Чёрный Котёл
Чёрный Котёл родился примерно в 1803 году в районе Блэк-Хиллс.
Чёрный Котёл вел миролюбивую политику, он считал, что справиться с армией белых индейцам будет невозможно и прилагал все усилия для заключения мира. В результате южные шайенны были поселены в небольшой резервации на Сэнд-Крик.

Несмотря на заключённый договор в 1861 году, стычки между южными шайеннами и белыми людьми продолжались. После переговоров с властями Колорадо часть южных шайеннов и арапахо, которые желали быть в мире с белыми людьми, поставили свой лагерь в указанном американцами месте, чтобы их не спутали с враждебными индейцами. Однако, 29 ноября 1864 года этот лагерь мирных шайеннов и арапахо был атакован солдатами полковника Джона Чивингтона. Нападение оказалось полной неожиданностью для индейцев. Солдаты действовали очень жестоко, убивая женщин и детей, уродуя трупы до неузнаваемости и снимая скальпы. Это событие стало известно как Бойня на Сэнд-Крик.

Несмотря на ужасную трагедию, Чёрный Котёл продолжал думать о мире с белыми. 14 октября 1865 года вблизи реки Литтл-Арканзас был подписан новый договор. Правительство США признало свою вину за события у Сэнд-Крик и обещало заплатить компенсацию выжившим шайеннам и арапахо. В 1867 году индейские племена юга Великих Равнин подписали очередной договор у Медисин-Лодж-Крик, после которого, Чёрный Котёл увёл своих людей в резервацию.

Небольшие столкновения между шайеннами и американцами продолжались, но Чёрный Котёл держал свою общину в мире с белыми. В середине октября 1868 года генерал Филип Шеридан начал планировать карательную экспедицию против южных шайеннов. Когда Чёрный Котёл посетил Форт-Кобб, примерно в 100 милях от местонахождения его лагеря, чтобы вновь заверить командующего фортом, что он хочет жить в мире с белыми людьми, ему сказали, что армия США уже начала военную кампанию против враждебных индейских племён. Индейский агент сказал ему, что единственное безопасное место для его людей — окрестности форта. Чёрный Котёл поспешил вернуться в свой лагерь и начал подготовку к переходу к форту. На рассвете утром 27 ноября 1868 года солдаты полковника Джорджа Кастера атаковали селение Чёрного Котла на реке Уошите. Событие стало известным как Битва при Уошите. При попытки пересечь реку Чёрный Котёл и его жена были застрелены в спину и погибли.

Желчь
Желчь (на языке лакота Phizi, Желчный Пузырь) - военный вождь хункпапа, один из лидеров индейцев в битве при Литтл-Бигхорн.
Имя при рождении: Phizi
Род деятельности: вождь племени хункпапа
Дата рождения: 1840 год
Место рождения: Южная Дакота
Дата смерти: 5 декабря 1894
Место смерти: Стэндинг-Рок

Желчь родился на берегах реки Моро в Южной Дакоте примерно в 1840 году . Получил имя от своей матери, которая однажды натолкнулась на сына, когда тот пробовал на вкус желчный пузырь убитого животного. Еще он был известен и как Красный Ходок.

Юношей участвовал в войне Красного Облака.
Несправедливо обвинённый в убийстве белых , зимой 1865-66 возле форта Бертольд был арестован солдатами и брошен умирать с тяжёлой штыковой раной. Желчь сумел выжить и с тех пор возненавидел белых людей. Принимал участие во многих сражениях против армии США. Потерял двух жён и троих детей в начале битвы при Литтл-Бигхорн.

В резервации
После Литтл-Бигхорн последовал в Канаду за Сидящим Быком. В конце 1880 года вернулся в США и сдался военным, поселившись в резервации Стэндинг-Рок. Его группа состояла из 230 человек.
Поселившись в резервации, Желчь стал призывать соплеменников к мирной жизни, так как пришёл к выводу о тщетности войны с белыми. Был дружен с индейским агентом Джеймсом Маклафлином. Между ним и Сидящим Быком возникали разногласия и раздоры. Отказался принимать участие в шоу Баффало Билла. Даже будучи в летах Желчь был человеком потрясающей взрывной силы и весил 260 фунтов. Он умер 5 декабря 1894 года и был похоронен в Стэндинг-Роке.

Большая Нога

(1824 — 29 декабря 1890)
Большая Нога (Си Танка), также известный как Пятнистый Лось - вождь индейского племени миннеконжу.
Он был сыном вождя Длинного Рога, после смерти которого стал вождём племени.
Он был убит в 1890 году в Южной Дакоте вместе с более чем 300 своих соплеменников в столкновении с армией США, известном как Бойня на ручье Вундед-Ни .

Ранние годы в качестве вождя
Си Танка родился в период между 1820 и 1825 годами в племени миннеконжу народности сиу. В молодости он ничем не прославился, но после смерти отца, вождя Длинного Рога, в 1875 году Большая Нога стал вождём миннеконжу. Среди представителей своего народа он вскоре стал известен как умелый политик и дипломат.
В 1876 году Большая Нога присоединился к Сидящему Быку и Неистовому Коню в войне против армии США, однако значительной роли в военных действиях он не сыграл. После сиуских войн правительство отправило миннеконжу в индейскую резервацию Шайенн-Ривер в Южной Дакоте. Большая Нога решил, что для его племени будет лучше приспособиться к жизни в резервации и перенять образ жизни белых людей, сохранив при этом язык и культурные традиции лакота. Миннеконжу занялись оседлым земледелием - стали выращивать кукурузу одними из первых среди американских индейцев, руководствуясь правительственными стандартами. Большая Нога укреплял мир между своими людьми и белым поселенцами, он в качестве племенного делегата посещал Вашингтон и пытался добиться создания школ на территории сиу.

Участие в движении «Танец духов»
Новое религиозное движение
Из-за плохих условий жизни в резервациях индейцы лакота находились в глубоком отчаянии; к 1889 году они стали искать радикальное средство против своих непрекращающихся злоключений. Им стало движение под названием «Пляска Духа», новая религия, созданная пророком Вовокой из племени южных пайютов. Большая Нога и его племя с большим энтузиазмом отнеслись к церемонии Танца духов.
Хотя правилами резервации запрещалось практиковать религию, движение широко распространялось по лагерям индейцев, из-за чего местные агенты по делам индейцев стали бить тревогу. Некоторым агентам удалось самостоятельно навести порядок, другие вынуждены были прибегнуть к помощи федеральных войск.

Приглашение вождя Красное Облако
После того, как Сидящий Бык был убит в резервации Стэндинг-Рок в 1890 году, его люди решили искать защиту у Большой Ноги. В декабре 1890 года, опасаясь арестов и правительственных репрессий, Большая Нога повёл племя на юг, в резервацию Пайн-Ридж, куда его пригласил вождь Красное Облако. Красное Облако надеялся, что авторитетный вождь Большая Нога поможет ему заключить мир. А Большая Нога надеялся найти в Пайн-Ридж безопасное убежище, его люди не собирались сражаться с войсками и шли с белым флагом.

Бойня на ручье Вундед-Ни
28 декабря 7-ой кавалерийский полк перехватил племя Большой Ноги на пути в Пайн-Ридж. Вождь, тяжело больной пневмонией, сдался без сопротивления. Кавалеристы доставили индейцев к ручью Вундед-Ни, где находился лагерь. Ночью Большая Нога и его люди разбили лагерь, а хорошо вооруженные солдаты держали их в окружении. Утром прибыл полковник Джеймс Форсайт и принял командование над войсками. Перед отправлением он приказал забрать у индейцев оружие, однако после случайного выстрела, солдаты открыли стрельбу по безоружным сиу из пушек, винтовок и пистолетов. В бойне погибло 153 мужчин, женщин и детей.
Среди них был и Большая Нога.

В приключенческих романах Фенимора Купера и Майна Рида, которыми большинство из нас зачитывались в детстве, индейцы предстают кровожадными необразованными дикарями. Однако всего на материке обосновалось более 2000 народностей со своей культурой, языком и обычаями. И различия между племенами были нередко кардинальными!


Откуда взялись индейцы

Существует масса гипотез, откуда в Северной Америке появились первые поселенцы. Одни учёные предполагают, что это потомки египтян, невесть какими морскими путями добравшиеся до соседнего континента. Другие выдвигают экстравагантную версию, что индейцы – потомки уцелевших после Троянской войны солдат. Исследователи исчезнувших колен израилевых настаивают на еврейских корнях. Есть вариант, что люди заселили Новый Свет от 50 до 20 тысяч лет назад, придя из Сибири по так называемому Берингийскому мосту – исчезнувшему впоследствии перешейку между Азией и Америкой. Что же касается наименования… Всем известна история о том, как Колумб, случайно открывший Америку, посчитал, что прибыл в Индию.

Самым развитым племенем прибывшие в Новый Свет европейцы признавали ирокезов. Они занимались земледелием, осваивали ремёсла, периодически вяло конфликтовали с соседями. Но главное отличие было в том, что они в каком-то смысле создали прообраз современной политики США: их конфедерация была демократичной и развитой системой правления. Главенствовали в совете дамы: именно они решали судьбу племени. Позже матриархат изжил себя – борясь за главенство в добыче меха, ирокезы нападали на соседей, применяя жестокие пытки. Кстати, название они получили вовсе не за причёски: на языке племени алгонкинов это слово означает «гадюки» – пацифизм явно вышел из моды. Зато ирокезы дали современное название прилежащему государству – «Канада» в переводе с их языка значит «село».

Главные враги ирокезов – гуроны. Они также конкурировали за монополизм в торговле мехом, поэтому стычки были регулярными. На фоне соседей выглядели довольно миролюбиво: вегетарианская диета состояла преимущественно из маиса и бобов, лишь по праздникам они позволяли себе ритуально приготовленную собаку. Гуроны не пережили миссионерской деятельности французов – те принесли в их селения чуму и голод.

Чероки дольше других противостояли европейцам, но в итоге были вынуждены сдаться и принять христианство, перенять чуждую им культуру и обычаи. Правительство новой страны насильно выселило чероки на неплодородные земли, где они и погибли. Это племя было достаточно цивилизованным: вождь Секвойя, например, разработал собственную грамоту, поэтому индейцы умели читать и писать, правда, по-своему, и даже издавали газеты. Кровь чероки течёт в жилах Барака Обамы, Джонни Деппа, Квентина Тарантино.

Апачи – символ индейского сопротивления европейцам. Всемирную известность обрёл их предводитель Джеронимо: он вёл партизанскую войну довольно долго, в итоге был пойман, но не казнён – его возили по выставкам и тиражировали фотографии этого своеобразного бренда угасающей культуры. Знаменитый вигвам («дом») был основным жилищем именно апачей – остальные обитатели Северной Америки укрывались в конических палатках.

Беотуки

Благодаря этому индейскому племени все индейцы получили нелицеприятное прозвище «краснокожие». Они одними из первых встретили европейцев на континенте, и гости, увидев раскрашенные охрой лица, с перепугу так их и назвали. К слову, естественный цвет кожи индейцев – белый или смуглый. В Канаде очень популярна трагическая история женщины из этого племени по имени Демасдуит, погибшей в плену. Именно она оставила сведения о грамматике и особенностях беотукского языка.

Падение цивилизации

Получив лошадей и оружие от колонизаторов, индейские племена стали осваивать прерии. Поскольку европейцы постепенно выживали аборигенов с плодородных земель, тем пришлось уходить в степи. Основным источником пропитания для них стал бизон, из шкуры которого также шили одежду и обувь. Классический образ индейца с головным убором из орлиных перьев, кожаными сапогами, томагавком и индейским луком появился именно там. Но жизнь в резервациях была несладкой: им запрещали исповедовать собственную религию и отбирали детей. Постепенно от безнадёжности люди начали спиваться – их ферментная система не выдержала борьбы с алкоголем, и цивилизация стала угасать.

Современные индейские племена – чероки, навахо, сиу и чиппева – живут за чертой бедности, несмотря на туризм, казино и безакцизную торговлю табаком. Болезни, алкоголизм и безработица – настоящий бич в резервациях. Похоже, великая народность находится на грани окончательного исчезновения. И сегодня, 9 августа, в Международный день коренных народов мира, хочется пожелать не повторять ошибок европейских колонизаторов, а сохранять культуру и обычаи людей, к какой бы народности они ни принадлежали.

Анимационная программа «Путь следопыта»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Круглый год ЭТНОМИР посещают школьники и студенты со всей страны. Центр успешно сотрудничает с ведущими образовательными учреждениями России и мира. У нас проходят молодёжные слёты, смены детских летних лагерей, мы принимаем школьные группы, предлагая готовые программы с набором тематических экскурсий и мастер-классов.

Приезжая в этнографический парк с группой школьников или студентов, к любому образовательному туру вы можете дополнительно подобрать анимационную программу. ЭТНОМИР представляет вашему вниманию игры на силу, скорость и смекалку, традиционные развлечения разных народов мира, увлекательные квесты, посиделки у костра, этнические танцы и приключения в индейском племени. Играя, дети расширяют своё представление об окружающем мире, испытывают естественное желание и потребность узнавать новое, развиваются навыки общения, формируется личность.

Уличная игра – это интерактивное приключение, в ходе которого участники познакомятся с культурой северо-американских индейцев!

Индейцы – коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию. Существует множество племен индейцев, но в этом рейтинге собраны наиболее известные из них.
10 место. Абенаки

Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

9-е место. Команчи


Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

8-е место. Апачи


Апачи — кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

7-е место. Чероки


Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

6-е место. Гуроны


Гуроны – племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

5-е место. Могикане


Могикане – некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

4-е место. Ирокезы


Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов – их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

3-е место. Инки


Инки – загадочное племя, жившее на высоте 4,5 тыс. метров в горах Колумбии и Чили. Это было высокоразвитое общество, создавшее систему ирригации и использовавшее канализацию. До сих пор остается загадкой, как инкам удалось достичь такого уровня развития, и почему, куда и как вдруг исчезло целое племя.

2-е место. Ацтеки


Ацтеки отличались от других племен центральной Америки иерархической структурой и жестким централизованным управлением. На высшей ступени стояли жрецы и император, на низшей – рабы. Широко применялись человеческие жертвоприношения, а также смертная казнь, причем за любые провинности.

1-е место. Майя


Майя – самое известное высокоразвитое племя центральной Америки, знаменитое необыкновенными произведениями искусства и городами, целиком высеченными из камня. Они также были превосходными астрономами, и именно они создали нашумевший календарь, заканчивающийся 2012 годом.