Венчание что дает. Для чего необходимо венчание в церкви в России? Сколько длится венчание в церкви

Сакраментально. Оно является одним из семи таинств, которые могут совершить люди друг к другу. Благодаря этому великому таинству мы передаем себя, свои желания, стремления, свою жизнь во власть любимого человека. И эти действия полностью освящаются в православной церкви. После венчания на супругов возлагаются обязательства, непременно требующие выполнения. Во время венчания батюшка благословляет молодоженов к счастливой семейной жизни, к продолжению рода, воспитанию детей.

Венчаясь, супруги берут обязательство перед Богом хранить свой союз. В наши дни церковные браки не юридические, посему венчаются, как правило, люди, которые до этого прошли регистрацию в ЗАГСе. Как происходит венчание в православной церкви, в чем заключается таинство и как происходит подготовка к церемонии. Давайте разбираться.

Основные правила

При венчании обычно присутствуют родственники молодоженов. Ранее это таинство требовало родительского благословления. Сегодня же это совсем необязательное условие. Совершается таинство только настоящим священником. Правила предусмотрены некоторые ситуации, в которых венчание запрещено православной церковью. Таких запретных пунктов всего шесть:

  1. Не венчают пару, если один из супругов состоял в браке уже более трех раз.
  2. Отказ в венчании получают и близкие (кровные) родственники до 4-й степени родства.
  3. Обязательное условие – супруги должны быть крещенными.
  4. Не венчают атеистов, да и смысл таким людям венчаться и давать клятвы перед Богом, в которого они не веруют?
  5. Отказывают паре, в которой один из молодоженов состоит в брачных отношениях.
  6. Не венчаются люди с монашеским обетом или те, кто принял священный сан.

Венчание – таинство, состоящее из двух частей. Сперва молодоженов священник обручает, затем – венчает.

Непременное условие для венчающихся – чтобы каждый молодожен был православным христианином. При этом жениху должно исполниться на момент венчания 18 лет, невесте – 16.

Традиции

В народе есть много традиций, связанных с венчанием. Все они имеют скрытый смысл, который сводится к одному – защитить молодоженов и уберечь их от всего негативного. К примеру, если во время таинства падает обручальное колечко – это очень плохой знак, сулящий распад семье или смерть одного из супругов.

Ни при каких условиях нельзя никому передавать или дарить рушник, которым венчались молодожены. Он – символ жизненной дороги, поэтому супруга должна хранить рушник дома, как зеницу ока.

Непременно, когда таинство закончится, сделайте храму подарок за то, что именно здесь совершили ритуал вашего венчания. По сложившейся много веков назад традиции, вы можете подарить полотенце изо льна, в нее – завернуть буханочку хлеба (непременно свежего).

Свечи, которые останутся после венчания, нужно, как и рушник, хранить всю жизнь. Зажигаются они крайне редко, и только во время сложных ситуаций, например, если слишком трудные роды, или когда дети болеют.

До венчания

Конечно, это великое таинство требует соблюдения нескольких правил, которые выполняются непосредственно перед браковенчанием. Подготовка к таинству начинается с проявления искренних чувств будущих супругов, перед таинством молодожены должны очиститься друг перед другом, открыть свои сердца друг другу.

Не так давно венчаться имели право только целомудренные люди. В наше время все, конечно, изменилось. Но церковь требует раскаяния от молодоженов, которые вступили в интимные отношения до брака. До обряда молодые должны причаститься и исповедаться.

Хорошо продумайте, когда и где вы желаете обвенчаться. В связи с тем, что в наши дни венчание – достаточно модная и востребованная церемония, во многих храмах можно предварительно записаться на таинство.

Что можно, а что нельзя

Не венчают в посты. Также под запретом для венчания Пасхальная неделя, время святок. Также не венчают во вторник, четверг и субботу. Не забывайте, что ежегодно церковный календарь меняется, соответственно, меняются и дни, в которые обряд не проводят. Поэтому лучше заблаговременно обо всем разузнать. Для этого обратитесь к служителям храма, в церковную лавку.

Непосредственно перед венчанием, начиная с полуночи, нельзя ничего есть, пить. Отказаться следует от курения, не вступать в половые отношения. Чтобы венчание прошло как можно лучше, воспользуйтесь следующими советами:

  • Наденьте удобную обувь, не стоит обувать туфли на высоких и неудобных каблуках, потому как вам придется выстоять на ногах не один, и не два часа.
  • Голова невесты обязательно должна быть покрыта.
  • На телах молодоженов непременно должны быть крестики (лучше те, которыми их крестили).
  • Колечки отдаются священнику еще до начала браковенчания, он их святит, прикладывая на Престол.
  • Не забудьте прихватить с собой белое полотно или полотенце, оно необходимо для того, чтоб на него стали молодожены.

Если кто-то из родственников опоздал на литургию, то войти в церковь можно будет только к началу венчания.

Каждая супружеская пара, которая желает обвенчаться, непременно должна прийти в церковь со свидетелями. Шаферы обычно держат венцы над головами браковенчающихся. Главное условие – чтобы свидетели были крещенными.

Снимать на видео- или фотоаппарат в церкви, как правило, запрещено.

В чем венчаться

Подготовка подразумевает и выбор венчального наряда. Одежда для события, которое будет проходить в православной церкви, требует особого внимания. Лучше, если девушка облачиться в платье светлых тонов или белый наряд. Категорически следует отказаться от темных (коричневых, фиолетовых) и уж тем более черных нарядов. Смысл здесь, кажется, понятен. Белое и светлое – символизируют чистоту, целомудрие. Черное и темное – траур.

Что касается длины, которую должна иметь одежда невесты, желательно, чтобы длина была в пол. Максимум – до колен. И, кстати, как вы уже догадались, брючные одеяния для таинства никак не подходят.

Предпочтительно, чтобы для обряда в православной церкви девушка остановила свой выбор на закрытом платье.

Непременно закрытой должна оставаться спина, зона декольте и плеч.

Запреты

Милые девушки! Запомните, наряд, в котором венчались вы и ваш суженный, нельзя продавать, дарить или сдавать в аренду. Эти наряды хранят, как мощнейший оберег.

В православной церкви, на таинство, представительницам прекрасной половины нельзя находиться с непокрытыми головами. Выбирая прическу, непременно учтите этот немаловажный момент. Кстати, о прическах. Не нужно их делать для церкви слишком высокими. Лучше не отказываться от традиционной фаты, однако ею непременно должна быть закрыта макушка невесты.

С декоративной косметикой тоже не переборщите. Не стоит выбирать слишком яркие оттенки, лучше отдать предпочтение натуральности и светлым ноткам. И еще один немаловажный момент. Запомните, губы не должны быть накрашенными! Вы можете стереть косметику, у входа в церковь, а потом, когда закончится обряд и вы покинете стены храма, снова подкраситесь.

Облачение жениха должно быть строгим. Что касается цвета, то особых правил для женихов не существует. Однако лучше все-таки отдавать предпочтения светлым тонам. Смысл здесь такой же, как и с цветами нарядов невест. Церемония не приемлет повседневную, спортивную, джинсовую одежду. И еще – никаких головных уборов на женихе.

Некоторые требования также выдвигаются и к наряду гостей, которые планируют присутствовать, когда проводится церемония в православной церкви. Женщины должны находиться в храме с покрытыми головами, в закрытой одежде. Каждый гость должен иметь нательный крестик.

Венчальная церемония

Как только войдете в храм, следует помолиться. После этого жених становится с правой стороны, невеста – с левой. За ними – свидетель со свидетельницей. Колечки для венчания во время литургии лежат справа от святого престола. Выносятся они диаконом. После тройного благословения, молодые берут в руки свечечки, если это первый брак молодых. не предполагает вручения свечей.

Далее следует обручение. После произнесенных слов священник делает над головой супруга крестное знамение, одевает обручальное кольцо на безымянный палец на правой руке. После этого тот же ритуал происходит с невестой. Далее кольца еще три раза меняются на руках жениха и невесты.

Следующее таинство – венчание. Священник также произносит слова, сперва над женихом, потом – над невестой. После чего венцом крестообразно знаменует жениха, в конце знамения жених обязательно целует образ Христа. Далее наступает очередь невесты совершить то же самое. Только в конце целует она образ Пресвятой Богородицы.

Процесс венчания

Все время, пока происходит таинство венчания, свидетели держат над головами венчающихся венцы. Кстати, по правилам нет строгих указаний, нужно ли эти венцы держать строго над головами, или можно надевать на головы.

У общей чаши особый смысл — она означает общую судьбу, с радостями, скорбями и утешениями, тоже общими.

После испития вина, священник соединяет правые руки молодоженов, они покрываются епитрахилью. Сверху епитрахили священных своей рукой берет за руки молодоженов и три раза ведет их по кругу возле аналоя.

Когда молодожены заканчивают шествие, священником снимаются с них венцы и говорит приветственную торжественную речь. Далее молодожены следуют до царских врат, чтобы поцеловать лики святых: жених – икону Спасителя, невеста – Божьей Матери. Также существует традиция, согласно которой молодые прикладываются к иконам покровителей брака.

Трещащие свечки во время таинства венчания сулят не совсем спокойную супружескую жизнь молодоженам. И еще, как гласит поверье, чья свеча больше сгорит, тому супругу и скорее предназначено уйти в мир иной.

Первая ночь и ее ритуалы

Когда-то первая после таинства венчания была весьма значимой и особенной. Ее проведение имело несколько регламентаций. Давайте вспомним эти обряды.

Итак, брачное ложе молодых. Готовить его непременно должна была мать молодого, или его крестная мать. Остальных родственников нельзя было впускать в комнату к молодым.

Перед тем как оставить молодоженов наедине, комната и постель трижды обрызгивались крестообразно священной водой.

Если при подготовке ложа на нем обнаруживали подклады (иголки, зерна, шерсть и так далее), молодоженам ни в коем случае нельзя было ложиться в эту постель. Такими действиями кто-то пытается рассорить супругов, сделать их бесплодными.

Своеобразным оберегом и защитой было следующее деяние. До наступления брачной ночи мать жениха всем показывала комнатку для молодоженов, хвасталась перинами и так далее. Но, когда наступало время уходить в покои, мать уводила молодых совершенно в другое, заранее подготовленное и потаенное местечко, о котором никто, кроме нее не знал. Смысл такого обряда в защите молодоженов.

Чтобы во время бракосочетания молодой семье никто не навредил и не сделал ничего плохого, самым старшим членом семьи читался специальный заговор.

Сколько стоит венчание

Как бы грустно ни было, но сегодня венчание имеет коммерческую выгоду. На него храмы устанавливают собственные расценки, которые могут варьироваться в зависимости от дня недели, праздника, времени и так далее. Так, если один из молодоженов уже состоял в браке, стоимость услуги «венчание» возрастает, потому как перед самим таинством священнику еще следует прочесть покаянную молитву.

Также больше заплатить придется в том случае, если в этот день или время вы хотите быть в церкви сами, без других венчающихся пар.

Чтобы стоимость венчания не стала для вас неприятной неожиданностью, заранее съездите в храм, в котором вы планируете венчаться. Разузнайте все у служителей храма, расспросите, сколько это будет стоить и что необходимо иметь при себе во время проведения таинства. Удачи вам, и будьте счастливы!

Венчаться или нет? Сейчас или «двадцать лет спустя»? В городе или в деревне? Можно ли венчаться беременным? Приглашать ли на Венчание родителей, детей, крёстных? Эти и другие – многочисленные и разнообразные – вопросы стабильно, из года в год, кочуют по сайту, не теряя своей остроты и актуальности. Попробуем ответить хотя бы на некоторые их них.

Зачем нужно венчаться?

Венчание – это богослужение, во время которого совершается одно из семи церковных таинств - Таинство Брака. В «Православном катехизисе» святителя Филарета Московского (церковном учебнике, вот уже почти сто лет не имеющем конкурентов по простому и точному изложению основ православной веры) дано такое определение Венчания:

«Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32)»

Отсюда очевидно, во время венчания жених и невеста получают особую благодать для своей супружеской жизни во всех её аспектах, в том числе – рождении и воспитании детей. Соответственно, венчаться люди приходят тогда, когда чувствуют необходимость в благословении своего семейного союза и готовность к восприятию этих даров.

Иногда возникает вопрос: а что меняется в жизни супругов после Венчания? Все отвечают на него по-разному. Чья-то жизнь ощутимо меняется к лучшему, кто-то никаких изменений не видит, а некоторые жалеют, что взяли на себя дополнительную ответственность и лишние обязательства. Почему так происходит, если благодать во время Таинства изливается на всех одинаково?

Основных причин тут две: исходная мотивация (и внутреннее состояние молодоженов) при подготовке к Венчанию и последующее их отношение к полученным в Таинстве дарам. Любым даром можно воспользоваться или не воспользоваться, забросив его в дальний угол своей жизни – может когда потом и понадобится. А если полученный дар по небрежности был утерян, то неудивительно, что жизнь потерявших полученное ничем не отличается от жизни пока не получивших дара.

Мифы о Венчании

Мифов о Венчании много, они живучи и разнообразны. Вот, пожалуй, самые топовые на сегодняшний день.

Миф № 1. Венчание – это модно.

Миф не соответствует действительности. На самом деле сейчас очень модно с умным видом рассуждать о том, что Венчание – это модно. Людей, грешащих этим занятием, настолько много, и ведут они себя порой так агрессивно в своей «просветительской» деятельности, что остается только удивляться - это что, один из способов самоутвердиться?

Миф № 2. Венчаться могут только люди очень глубоко верующие .

Продолжение мифа предыдущего, высказывается в контексте «ну уж вы-то точно венчаться не имеете права, потому что редко молитесь, мало поститесь и вообще – веруете недостаточно глубоко!». Заниматься замерами глубины, ширины и высоты чьей-либо веры – дело неблагодарное и опасное, тем более что в конечном итоге каждому придется отвечать в первую очередь за себя. Перечень же препятствий к Венчанию такого пункта, как «недостаточная глубина веры», не содержит.

Миф № 3. Венчаться в начале семейной жизни – это слишком рано. Надо прожить вместе лет 10-15, убедиться в серьезности своих намерений.

Убедиться в подлинности чувств и серьезности намерений, безусловно, нужно. И сделать это логичнее не только до Венчания, но и до похода в ЗАГС, рождения общих детей и совместного вступления в ипотеку. А если хочется устроить друг другу испытательный срок лет на пять (а почему именно пять? не три, не десять, не пятнадцать? да и после серебряной свадьбы некоторые разводятся!) под тяжестью сомнений и по причине взаимного недоверия – может и начинать не стОит?

Миф № 4. Венчаться не в начале семейной жизни – слишком поздно.

Венчаться никогда не поздно!

Миф № 5. Настоящий брак - это только брак венчанный. Семьи, ограничившиеся только регистрацией в ЗАГСе, живут во грехе.

Миф не соответствует учению Церкви, однако до сих пор поддерживается некоторыми церковнослужителями. Особенно остро проблема стояла в 90-х годах – так, что выносилась на обсуждение Синода. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». (под словами «гражданский брак» подразумевается брак, зарегистрированный в ЗАГСе между гражданами).

Протоиерей Владимир Воробьев в своих «Лекциях о Таинстве брака» также развенчивает этот миф: «Недопустимо и нелепо говорить, что невенчанный брак - это блуд. Если кто-нибудь скажет вам такое по неразумию, то помните, что это не церковное учение. То, что говорил Господь о браке, то, что говорил о браке ап. Павел, находится в прямом противоречии с этим учением. Церковь всегда принимала брак как некое законное семейное устроение жизни. Этому браку Церковь всегда воздавала должное и считала этот брак вполне достойным и неукорительным способом жизни. И греха в этом Церковь никогда не видела. Просто брак может быть церковным и не церковным, но это брак, а не блуд. Блуд есть сожительство вне брака, незаконное сожительство, т. е. сожительство людей, которые не желают иметь семью, не желают, чтобы общество воспринимало их как семью, не хотят оформить законно свои отношения.»

Как подготовиться к Венчанию?

В первую очередь надо в полной мере осознать, что такое Венчание, что оно человеку даёт и к чему обязывает. Тут и литература в помощь (мне особенно нравятся на эту тему книги «Таинство любви» митрополита Антония Сурожского и «Любовь долготерпит» архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна), и предварительные беседы в храмах (в некоторых городских церквях жениху и невесте рекомендуется походить на огласительные беседы), и собственный жизненный и молитвенный опыт каждого.

К любому серьёзному событию в своей жизни христиане готовятся исповедью и Причастием – обычно делается это и перед Венчанием. Иногда возникает вопрос: причащаться ли в день Венчания, или накануне, заранее? Здесь оба варианта правильные, у каждого свои плюсы.

Традиция совместного Причащения жениха и невесты в день свадьбы уходит корнями в те далекие времена, когда Венчания как отдельного церковного таинства еще не существовало. Чинопоследование Венчания стало складываться довольно поздно - только в 9 веке, когда очередной византийский император издал указ о том, что только церковный брак считается законным. До этого несколько сотен лет христиане женились достаточно просто: во время главной службы – Литургии - объявлялись мужем с женой перед лицом Церкви и совместно причащались. Теперь же, года Церковь была вынуждена взять на себя функции ЗАГСа, Таинство Брака было отделено от Литургии.

Сегодня о тех далеких временах напоминает церемония «общей чаши» во время Венчания и похвальное стремление некоторых молодожёнов причащаться именно в день свадьбы. Однако чем больше хлопот по организации свадьбы осталось на женихе и невесте, тем меньше у них возможности в полной мере подготовиться к такому Причастию (несколько дней попоститься, прочесть «Последование к Причастию» и исповедаться) – лучше при подобных обстоятельствах причаститься заранее.

Нет жесткого требования исповедоваться и причащаться именно в том храме, где состоится Венчание, но обычно удобнее сделать именно так.

Что касается функций ЗАГСа, то сейчас в нашей стране Церковь их не выполняет – с тех самых пор, как при советской власти было отделена от государства. Поэтому браки регистрируются – и получают юридический статус – в ЗАГСе до Венчания. Не то чтобы категорически нельзя было венчать без штампа в паспорте – в порядке исключения иногда венчают, но идут на это священники крайней неохотно. Лучше такую неоднозначную ситуацию не создавать, и спланировать Венчание либо в день регистрации в ЗАГСе, либо после него, а документы, подтверждающие зарегистрированный брак – паспорта и свидетельство о браке – захватить с собой на Венчание.

Кроме того, для Венчания понадобится приобрести заранее:

· Венчальные иконы – традиционно это выполненные в одном стиле иконы Иисуса Христа и Богородицы, они могут быть совсем новыми – купленными или выполненными на заказ, или же семейными иконами, передаваемыми из поколения в поколение;

· две больших венчальных свечи (подойдут и просто церковные большие – чтобы хватило на сорок минут, а можно купить специальные для Венчания – они всячески украшены и продаются сразу парой);

· белый рушник (он же плат, он же подножие), на который жених и невеста встают во время Венчания – их можно сшить-расшить самим (вышивка и кружева по краям не возбраняются), можно заказать, или достать из бабушкиных сундуков, у кого таковые имеются, или просто купить готовый (они продаются в церковных лавках).

Не буду напоминать о том, что у венчающихся должны быть надеты нательные крестики - православные христиане обычно вообще их не снимают. Обручальные кольца к свадьбе купить тоже все догадываются сами. Кольца могут быть любыми – хоть золотыми, хоть серебряными, хоть оловянными. Количество и качество камней и прочих украшений также регламентируется только вкусом брачующихся. Однако если хочется в этом вопросе соблюсти традицию, то одно кольцо приобретается золотое, а другое серебряное.

Не лишним будет перед Венчанием еще раз прочесть те фрагменты из Библии, которые читаются во время этого Таинства: Евангелие от Иоанна (глава 2) и Послание Апостола Павла к Ефесянам (глава 5). Хотя еще полезнее ознакомиться со всеми сюжетами Библии (пусть даже в пересказе) – во время венчального богослужения неоднократно упоминаются и ветхозаветные семьи: Авраам и Сарра, Исаак и Ревека, Иаков и Рахиль. Подготовленному человеку смысл происходящего будет понятнее.

Выбрать время и место

Креститься можно в любой день, а вот насчет Венчания существуют некоторые ограничения. Таинство Венчания не совершается:

· во время многодневных постов (таких в году четыре: Рождественский пост всегда с 28 ноября по 6 января, Успенский пост с 14 по 27 августа, Великий и Петров пост зависят от даты, на которую в текущем году приходится праздник Пасхи, ориентировочно Великий - это март-апрель, Петров - с июня по 11 июля);

· во время масленицы (она же называется сырная седмица);

· во время Светлой седмицы (первая неделя после Пасхи) и Святок (с 7 по 19 января);

· накануне постных дней - среды и пятницы, и накануне воскресения, то есть по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;

· накануне двунадесятых и великих праздников;

· накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. Поэтому дату надо выбирать внимательно, записываться в храм заранее (особенно если не совсем понятно, когда там престольные праздники) – чтобы забронировать более удобное время Венчания - сейчас в храмах Екатеринбурга Венчания совершаются индивидуально (нехорошая практика одновременно венчать по несколько пар ушла в прошлое вместе с жестким дефицитом храмов и священников).

Выбирать храм для Венчания проще всего тем, кто уже является постоянным прихожанином конкретного храма – в этом случае там же и Венчаются. Остальным есть над чем подумать: не Венчают обычно (за редкими исключениями) только в монастырских храмах, остальные же – большие и маленькие, в центре и на окраинах – к вашим услугам. У каждого есть своим плюсы: в большом соборе торжественнее, гостей поместится больше и можно заказать колокольный звон для полноты картины; в маленьком храме уютнее и народу не-свадебного ходит меньше. Скажу лишь, что лозунг «только не в кладбищенской церкви!» - мелкое суеверие, не имеющее отношения ни к праздничности самого венчания, ни к благополучности дальнейшей семейной жизни.

В некоторых храмах отдельно спрашивают, нужен ли при Венчании хор. Нужен! Конечно, святости Таинства от отсутствия певчих не убавится, но в красоте потеря будет существенной.

Вопрос про фото- и видеосъёмку во время Венчания также надо уточнить заранее – её разрешают не везде, хотя ничего крамольного в ней нет. Но мы помним про то, куда ходят со своим уставом, и куда не ходят, поэтому проще сразу записываться на Венчание туда, где разрешат мелькать фотографу, если нужны венчальные фотографии.

Чинопоследование Таинства Брака: пошаговая детализация

Церковный чин бракосочетания состоит из двух отдельных частей: обручения (то есть обмена обручальными кольцами) и венчания. Первая часть – обручение - подготовительная, а вторая – собственно венчание - главная, тайносовершительная. Венчание – богослужение очень красивое и зрелищное, в том числе и потому, что жених с невестой не просто пассивно слушают молитвы, а сами являются активными участниками: обмениваются кольцами, отвечают на вопросы священника, совершают крестный ход в венцах, стараются в самом прямом смысле испить до дна общую чашу.

Обручение

Этот этап бракосочетания знаком даже тем, кто ни разу не был на Венчании, поскольку именно обмен обручальными кольцами между женихом и невестой прижился в советских ЗАГСах как центральное событие церемонии заключения брака между двумя гражданами СССР. В таком же виде перекочевала церемония в ЗАГСы РФ.

Обручение – это на самом деле отдельный обряд, в древности совершался заранее, иногда задолго до самой свадьбы. На Западе он так и остался сам по себе, трансформировавшись в современную помолвку. У нас с 18 века обручение и Венчание совершаются одновременно.

Церковное обручение – и, собственно, всё чинопоследование Венчания – начинается с того, что священник благословляет жениха и невесту зажжёнными свечами. Эти свечи – венчальные – будущие супруги должны держать в руках практически до конца службы, лишь иногда расставаясь с ними ненадолго (в таких случаях их временно можно доверить шаферам).

Затем священник выносит из алтаря освящённые обручальные кольца (они же называются перстни). По традиции кольцо жениха (которое он в процессе обмена кольцами отдает невесте, так что в итоге – после обручения - это будет кольцо жены) было золотым, кольцо невесты – серебряным.

Почему именно так? Есть несколько версий, одна из них, например, в том, что золотой перстень подчеркивает главенство мужа. Согласно другой золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, серебряное - подобие луны, блистающей отраженным солнечным светом.

Взяв золотое кольцо, священник трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя ) рабе Божией (имя )" . При каждом произнесении этих слов он совершает крестное знамение над женихом и надевает кольцо на безымянный палец его правой руки. Затем берет серебряное кольцо и трижды крестит им невесту, произнося: "Обручается раба Божия (имя ) рабу Божию (имя ) " и ей также надевает кольцо на безымянный палец правой руки.

Итак, сначала у жениха золотой перстень, а у невесты серебряный. Затем они обмениваются кольцами три раза – то есть каждый раз дарят кольца друг другу в знак любви и далеко идущих намерений, а священник дважды возвращает кольца обратно – каждому своё – как бы говоря: «подумайте хорошенько, дело-то серьёзное!» В третий раз уже кольца остаются у новых хозяев – у жениха серебряное, у невесты золотое. Обмен кольцами символизирует отдачу себя друг другу на всю жизнь, высочайшую степень взаимного доверия.

Всем известно, что «обручальное кольцо – не простое украшенье». Это знак вечности, бесконечности и непрерывности брачного союза – так мы сейчас воспринимаем символику колец. Хотя есть и более практичное и приземленное толкование – его митрополит Антоний Сурожский приводит в книге «Таинство Любви»:

«В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество - все. И вот когда венчающиеся обмениваются кольцами (я говорю именно обмениваются , потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу) - когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: “Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе…” И, конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общую жизнь от начала и до последнего дня.» (при такой трактовке сейчас логично было бы заменить обмен кольцами на обмен сим-картами и паролями от электронной почты).

После обмена кольцами священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение обрученным. Вообще Венчание – это такое богослужение, которое полностью посвящено молитвам о двух людях: женихе и невесте. Еще время от времени упоминаются «воспитавшие их родители», но в общем и целом – всё о молодых и для молодых.

Венчание

Обрученные жених и невеста выходят на середину храма и встают на разостланный белый рушник. Прежде, чем приступить к Венчанию, которое, как и любое Таинство, не может совершаться насильно и требует добровольности участия, священник спрашивает жениха и невесту (по очереди), действительно ли они хотят и могут вступить в брак друг с другом.

Сначала задается вопрос жениху: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши?» (что в переводе с церковно-славянского означает «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?"), на что жених должен ответить «Имам, честный отче».

Следующий вопрос звучит так: «Не обещался ли еси иной невесте?» (тут, я думаю, и переводить не надо – и так всё понятно). Если жених отвечает: «Не обещахся, честный отче », то те же два вопроса задаются и невесте. Убедившись, что и невеста не возражает против вступления в брак, священник начинает Венчание.

После молитвы о женихе и невесте наступает главный момент Таинства: выносятся венцы, и священник возлагает венец на голову жениха, говоря: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь ». Затем возлагает венец на невесту с такими же словами.

«Возлагаются» венцы или буквально – надеваются на голову и жениху, и невесте, или же шаферам приходится их держать над головами молодожёнов всё то время, пока венцы должны быть «возложенными» - а это не так уж мало! Поэтому рост и спортивная подготовка шаферов должны быть соответствующими, особенно если заранее ясно, что причёска (или шляпа, или фата) невесты не позволит надеть венец ей на голову.

Увенчанные жених и невеста благословляются трижды со словами «Господи Боже наш, славою и честию венчай я » (в церковно-славянском языке слово «я» означает «их»). Это и есть кульминация чинопоследования венчания.

Здесь хочется сделать лирическое отступление и поговорить о венцах. Христианство пришло к нам из средиземноморской страны, где была традиция наряжаться по праздникам в цветочные венки. Жених и невеста тоже в свой праздник – заключение брака – надевали такие венки. И Венчание там происходило (некоторые утверждают, что так оно и есть до сих пор – подтвердить или опровергнуть не могу) возложением на жениха не невесту цветочных венков-венцов, которые в наших снежных краях трансформировались в специальные венцы, больше похожие на царские короны, чем на венки из цветов.

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют несколько символических значений. В первую очередь это Царские венцы: жених и невеста становятся друг для друга (и для своих будущих детей) царем и царицей, возглавляя новую ячейку общества.

Другое символическое значение венцов не такое радостное, но не менее важное: это м ученические венцы, символизирующие не-безоблачность семейной жизни, где каждому из супругов придется проявить немалое терпение, смирение и любовь. «Претерпевший же до конца - спасётся».

Как и на любом другом богослужении, на Венчании читаются Евангелие и Апостол на церковно-славянском языке. Это два фрагмента из Библии, посвященные браку и семейной жизни: из послания Апостола Павла к Ефесянам (глава 5, стихи с 20 по 33) и из Евангелия от Иоанна (глава 2, стихи с 1 по 11). В Евангелии рассказывается о самом первом чуде, совершенном Иисусом Христом – превращении воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, а в послании Апостола Павла – о взаимоотношениях мужа и жены.

После молитвы о брачующихся, где им испрашивается мир и единодушие вплоть до «маститой старости», и пения «Отче наш» священник выносит чашу вина (обычно это церковный корец – маленький специальный ковшик). Жених и невеста трижды по очереди испивают из этой чаши. Начинае - опять же – жених, поэтому всё, что после третьего раза останется, придется допивать невесте – чаша должна быть выпита до дна.

Символика общей чаши столь же богата и красива, как символика венцов и обручальных колец. В самом широком смысле – это чаша общей жизни и судьбы, теперь одной на двоих, которая должна быть испита супругами до дна, со всеми её радостями и бедами (и все, что по каким-то причинам недопил один из них, придётся расхлёбывать другому). В контексте только что прочитанного Евангелия чаша с вином является напоминанием о том, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской. В исторической же ретроспективе она символизирует евхаристическую чащу – то есть ту, из которой христиане причащаются во время Литургии. Это неудивительно – Венчание как отдельное Таинство сложилось достаточно поздно – в девятом веке. До этого жених и невеста начинали совместную жизнь с благословения и совместного Причастия - бракосочетание совершалось во время Литургии.

После того, как невеста справится с остатками вина и осушит общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных и покрывает их епитрахилью, как бы связывая перед Богом. С этого начинается торжественное шествие вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие, символизирующее жизненный путь новой семьи, в центре которого должно быть Слово Божие.

Во время троекратного обхождения аналоя поются три тропаря. Первый из них: «Исаия, ликуй...» - радостный, в нём напоминается о Божественном благословении чадорождения и о том, что Богородица является покровительницей брака.

Второй - «Святии мученицы...» - более минорный, он как бы отсылает нас к одному из толкований венцов и венчания – венчаются не только на царство, но и на мученичество, на подвиг. Подвиг семейной жизни будет трудным – простых и лёгких браков не бывает, но он может быть победным, как был победным подвиг мучеников.

В третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как надежда и помощь мужу и жене во всех обстоятельствах их жизни.

После этого маленького крестного хода (замечу в скобках, что в шествии участвуют только священник и молодожены, если венцы на них надеты; если же венцы всё это время держат шаферы, то придётся и им тоже троекратно обходить аналой вместе с брачующимися) венцы снимаются.

По принятой сегодня практике сразу же после заключительных молитв венчания читается молитва на разрешение венцов «в восьмой день». В названии этой разрешительной молитвы запечатлена стародавняя традиция: когда-то Таинство Брака совершалось как бы во времени: после венчания молодые еще целую неделю ходили в церковь в брачных нарядах и носили те самые цветочные венки-венцы (фактически свадьба праздновалась семь дней – как Пасха!). Традиция эта со временем отмерла, а название до сих пор осталось.

Священник подводит новобрачных к царским вратам, где благословляет их венчальными иконами (во время богослужения иконы находятся в алтаре). Заключительный аккорд праздника – массовое поздравление молодоженов с вручением цветов и подарков и неизменным исполнением «многолетия».

Дресс-код и фейс-контроль

Кого можно пригласить на Венчание в качестве гостей? Всех, кого хочется жениху и невесте! Слухи о том, что кто-то из родственников новобрачных (родители, крёстные, дети-внуки) не может присутствовать на Венчании, никакой почвы под собой не имеют. Для бабушек в храмах есть скамейки, хотя обычно все про них забывают.

Иногда возникает вопрос, что надевать невесте, особенно если Венчание происходит значительно позже регистрации брака и всех свадебных торжеств. В этом случае белое свадебное платье вовсе не обязательно, хотя совершенно точно невеста (как и все остальные пришедшие дамы) должна быть НЕ в брюках и с покрытой головой (фата, шляпа, платок и так далее – выбор огромен). Так же в храм не принято ходить в мини и с открытыми плечами. Ну и обувь выбираем так, чтобы в ней можно было долго стоять без ущерба для здоровья.

Церковно-канонические препятствия к Венчанию

1. Препятствием к Венчанию является близкая степень родства жениха и невесты, как кровного (вплоть до четвертой степени) так и некровного (например, два брата не могут взять в жёны двух сестёр).

2. Венчание невозможно, если кто-то из будущих супругов не крёщен или объявляет себя атеистом. В некоторых случаях возможно венчание с христианами других конфессий. Вот что написано на эту тему в «Основах социальной концепции РПЦ»:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.»

3. Не допустимо заключение брака с человеком, фактически состоящем в браке с другим лицом (по этой причине перед Венчание просят предъявить паспорта или свидетельство о браке).

4. Препятствием является и духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крёстными родителями и крестниками. По этому поводу можно вспомнить поучительный эпизод из жития святой равноапостольной княгини Ольги, которая приехала в Константинополь креститься и неожиданно получила предложение руки и сердца от греческого царя-императора. Повторное замужество в её планы не входило, но и ссориться с императором, обижая его отказом, было опасно. Тогда Ольга сказала: «Я пришла сюда ради святого крещения, а не ради брака; когда же я буду крещена, тогда возможна речь и о супружестве, ибо не велено не крещеной жене сочетаться с христианским мужем». А перед самым Крещением Ольга попросила, чтобы сам царь стал её крёстным. Польщенный царь согласился, а когда через некоторое время он повторно завел речь о свадьбе, Ольга возмутилась: «Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь!» Расстались они в хороших отношениях, но не женатыми.

5. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения. Как говорится, последняя у попа жена, и та попадья.

6. Не допускается вступление в Брак более трех раз.

7. Временным препятствием к участию женщин в любых церковных Таинствах – в том числе и Венчании – являются «критические дни» и первые сорок дней после родов.

А вот беременность никаких ограничений для участия в церковных таинствах – в том числе и Таинстве Венчания – не накладывает. Разве только беременной невесте будет тяжеловато стоять во время Венчания (гости могут и присесть в таком случае, а вот невесте и свидетельнице надо реально оценивать свои силы).

Вместо заключения

В Венчальном евангельском чтении рассказывается о чуде в Кане Галилейской – самом первом чуде Христа, вышедшего на проповедь, совершенном именно на свадьбе. Этот сюжет наполнен удивительной и прекрасной символикой. Вино здесь - символ любви. Обычное вино, как и обычная человеческая любовь, может оскудеть. Иногда её не хватает для брака, и это становится настоящей трагедией. Но в жизни всегда есть место чуду: Господь может создать новое вино, новую любовь, которой будет так много, что уже никогда не случится в ней недостачи, и которая будет такой, как описывал Апостол Павел:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кор.13, 4–8)

Венчание проводят после заключения брака в ЗАГСе по свидетельству о браке, его от Вас собственно и потребует церковь .
В некоторых церквях существует предварительная запись даты и времени венчания , так проще для молодых. Для этого им надо только подъехать. Венчать Вас будет священник, на которого выпадет очередность треб. Записываются обычно за одну-две недели до торжества. Этого времени достаточно, чтобы исповедать грехи, покаяться, духовно очиститься для нового периода в своей жизни. Есть церкви , где такой записи не существует, и тут как повезёт. Венчать Вас будут после всех треб. Но здесь вы можете выбрать священника, если вдруг есть такая потребность. Для такого венчания Вам следует оформить квитанцию на совершение таинства в день свадьбы .
Обряд венчания не совершается во вторник, четверг и субботу, накануне и в дни великих и церковных праздников, в посты - Великий (семь дней до Пасхи), Петров (второй понедельник после Троицы), Успенский (14-27 августа), Рождественский (28 ноября- 7 января), Святки (7-20 января), на Сырной неделе (одна неделя до начала Великого поста), Пасхальная неделя (светлая седмица), 14 февраля (канун Сретения Господня), 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы), Канун Вознесения Господня (39-день после Пасхи), Канун дня Святой Троицы (49-день после Пасхи), День Святой Троицы, 10 и 11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи), 20 сентября (Канун Рождества Пресвятой Богородицы), 26 и 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня), 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы).
Лучшим днем недели для венчания считается воскресенье, в этот день бывает много желающих обвенчаться. Некоторые церкви даже практикуют венчание нескольких пар одновременно, хотя это запрещается. Также венчают по понедельникам, средам и пятницам. Проходит венчание в середине дня , но ни в коем случае ни вечером.
Венчание является платным действием. Плата у каждой церкви и храма своя, с Вами предварительно должны оговорить цену.
Существуют некоторые ограничения к венчанию , по которым священник в праве вас не допустить к данному ритуалу. Вот некоторые из них: если один из молодых не крещен, то потребуется вначале окреститься; если большая разница в возрасте или возраст не входит в установленные законом рамки; если есть какое-либо родство жениха и невесты (до четвертой степени родства); если человек психически или умственно болен; если человек является атеистом, мусульманином, язычником или любой другой нехристианской религий. Также если человек состоял в браке более трёх раз или состоит в браке в данное время. И одно из главных - это благословения родителей !
Если девушка в данный момент беременна, то это не будет препятствовать венчанию. Со всеми вопросами вы можете обращаться к правящему архиерею.
Для венчания Вам потребуется две иконы- Спасителя и Богородицы, а также кольца, свечи и белое длинное полотенце, на котором будут стоять молодые.
Невеста должна быть одета в белое платье, даже если она в возрасте. Обувь должна быть удобная, без шпильки, так как придётся стоять несколько часов. Украшения и косметика должны отсутствовать или в минимальном количестве. На голове невесты должен быть головной убор, этом может быть как фата, так и платок.
Молодожены обязательно должны иметь на себе нательные крестики . Надо позаботиться и о выборе свидетелей. Они должны быть обязательно крещенные. Лучше выбрать двух мужчин, так как придётся держать венцы над головами жениха и невесты , а это не так уж и легко. Перед венчанием молодые не должны ничего ни есть, ни пить, ни курить и воздержаться от брачных отношений - с двенадцати часов ночи.
Второй брак церковь не одобряет, но допускает как нисхождение к человеческим слабостям. В таком случае венчание немного отличается двумя покаянными молитвами, нет слов о добровольном и непринужденном браке, но прежним остаётся обручение и возлагание венцов. Расторгать церковный брак имеет право только архиерей. Вы предъявляйте ему свидетельство о разводе из ЗАГСа и если нет никаких канонических препятствии, он снимает благословение и дает разрешение на новый церковный брак .

Таинство венчания

В древние времена вслед за сватовством и помолвкой наступал черед самого главного шага - венчания . Жених и невеста, получив одобрение родителей и объявив о своих намерениях близким и друзьям, теперь должны были получить Божье благословение их союза.
Перед обрядом венчания молодые должны были поститься в течение определенного времени (обычно это семь-десять дней), молиться, затем покаяться и причаститься.
Прежде чем решиться на этот важный шаг, молодым следует осознавать, что с этого момента у них начнется совершенно другая жизнь, основанная на доверии, уважении, взаимопонимании. Все это должно быть достигнуто при помощи их взаимной любви. В этой новой жизни не должно быть лжи. Венчание предполагает определенные отношения между супругами, где муж - глава и опора семьи, а жена обеспечивает своему супругу поддержку, понимание и терпение, что бы ни произошло. Теперь семейная пара должна работать на благо своего тандема и не позволять различным проблемам и неурядицам разрушать их семейное счастье. Совместное преодоление трудностей только укрепляет брак.
Согласно церковным законам у каждого из супругов есть свое место в семье и они оба должны его знать и придерживаться. Муж - организатор семейной жизни и быта обоих. Жена должна стать для мужа самым дорогим сокровищем, он обязан заботиться о ней и о детях. Прочность союза и благосостояние семьи - теперь на его плечах. Супругу надлежит ценить все лучшие качества своей супруги и гордиться ее достоинствами. Жена, в свою очередь, должна слушать мужа своего, уважать его мнение и принятые им решения. Женщина должна стать образцом послушания. Супруги должны существовать друг для друга и делать все возможное, чтобы радость и счастье, которые ощущается в процессе обряда венчания , сопутствовали им на протяжении всей жизни.
Обряд венчания отличается глубочайшей духовной основой. Это таинство, когда две любящие половинки объединяются на земле в единое целое, чтобы быть вместе до конца дней своих.
В окружении икон и тысяч горящих свечей особенно ощущается близкое присутствие Бога, его благословение . Сама атмосфера, царящая в церкви, наталкивает на мысли о вечных ценностях. После обряда венчания происходит неотвратимое преображение моральных и духовных качеств, достигается единство двух любящих душ.

Обряд венчания

Издревле на Руси венчание в церкви было неотъемлемой частью свадьбы. В современном мире пар, желающих представить свой союз на Божье благословение , становится все меньше и меньше. Во многом это происходит потому, что церковный брак потерял свою юридическую силу. Кроме того, венчание - это очень серьезный шаг, который влечет за собой определенные обязанности со стороны обоих супругов.
Венчание следует за обручением. Молодые, держа в руках зажженные свечи, вслед за священником выходят на середину храма. Священнослужитель как бы показывает им дорогу и завещает жить по Библейским заповедям, с Богом в сердце и душе, творить только добрые дела. В это время церковный хор исполняет песнопение, в котором славится супружество, благословленное Господом.
Молодые становятся на рушник, разостланный перед аналоем, где лежат венцы, крест и Евангелие. Жених и невеста опять подтверждают обоюдное желание вступить в брак и отсутствие подобных обещаний, данных кому-либо другому. Это признание является главным условием для заключения церковного брака . После этого брак считается состоявшимся и тогда начинается его освящение Божественной Благодатью.
Затем священник снова молится о послании молодым детей, о мирной жизни, долгих годах жизни и любви друг к другу.
И вот наступает кульминация обряда - священнослужитель берет венец, осеняет крестом жениха и дает ему поцеловать образ Господа, который прикреплен к верхней части венца. Таким же образом священник благословляет невесту, дает ей целовать образ Пресвятой Богородицы. Так преподносится супругам благословение Божье .
После этого священник продолжает читать молитвы, отрывки из Евангелие и послания Святого Апостола Павла. В них рассказывается о том, как отныне должны относиться друг к другу супруги, как вести свою дальнейшую жизнь, а также возвещается о снизошедшем Божьем благословении союза.
Следующим шагом является преподношение чаши общения - чаши с красным вином. Первым три глотка делает жених - как глава семьи. Затем священник передает чашу невесте. После он соединяет руки молодых и накрывает их своей - в знак благословения брака .
Затем священник обводит супругов вокруг аналоя три раза, что символизирует дальнейшее совместное шествие молодых по жизни. После этого он снимает с жениха и невесты венцы и произносит приветственные слова. Потом священник снова молится и в завершении молитв молодые скрепляют свой союз поцелуем. В завершении обряда венчания священнослужитель подводит супругов к Царским вратам и вручает иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Традиции венчания

Существует множество различных традиций и обрядов. Все они совершаются для укрепления новой семьи и счастливой жизни молодых.
Самым духовным и чистым среди всех свадебных обрядов , несомненно, является венчание . Оно совершается перед лицом Господа во имя благословления нового союза. В окружении самых близких родственников и друзей молодые совершают важнейший поступок в своей жизни .
В торжественной атмосфере храма невозможно не проникнуться величием и духовностью происходящего. Множество горящих свечей, алтарь, золото икон рождают в душе невероятный трепет и благоговение перед совершающимся действием. Такая обстановка помогает молодым по-другому взглянуть на свой союз. Этот взгляд более серьезный, он требует глубочайшего осознания всех своих чувств и обязанностей в браке. Молодые перед лицом Господа заявляют о своих отношениях и просят у него благословения. Муж отныне берет на себя обязанности защитника и руководителя, а жена - обязанности хозяйки дома и матери детей.
Церковный брак заключается в храме, где молодые перед Богом обещают друг другу идти по жизни рука об руку и делать все возможное для процветания своей семьи. Главная цель и мужа и жены - заботиться о благосостоянии и прочности их союза и продолжении рода. Супруги обещают друг другу быть вместе на земле и остаться неразлучными в вечности. Муж отныне должен гордиться и восхищаться достоинствами своей жены, а жена - слушать и уважать своего супруга. Основой их брака является любовь, которая и помогает молодым справляться со всеми трудностями и проблемами, с которыми они сталкиваются.
В наше время все обещания, данные молодыми в церкви, сводятся к двум основным - быть верными и неразлучными. Оба события - и измена, и развод - являются большими грехами.
Венчание - довольно долгий по продолжительности обряд. Он совершается в течение нескольких часов. Обряд начинается с обручения , во время которого молодые обмениваются кольцами . Священник является "проводником" между супругами и Господом, он объявляет волю Божью и благословляет пару. Священнослужитель читает молитвы за спасение жениха и невесты, а затем просит Бога самого благословить их союз. В самом начале обряда священник вручает молодым две свечи, которые должны гореть на протяжении всей церемонии.
Во все времена венчание имело огромный смысл для людей. Оно считалось официальным заключением брака . Но в наши дни обряд не имеет законной силы и обвенчаться могут только те пары, которые зарегистрировались до этого в Загсе. На сегодняшний день мало кто из молодых венчается сразу после свадьбы.
Большинство предпочитает сначала проверить свой брак несколько лет или же не венчаться совсем.
На свадебном банкете, так же, сохраняются основные традиции: первый тост поднимают за невесту, жених и невеста едят один кусок свадебного торта на двоих (из одной тарелки), обязателен и традиционный свадебный танец - вальс. Причем, первыми начинают танцевать молодожены, а потом к ним присоединяются отец жениха в паре с матерью невесты и отец невесты с матерью жениха. Третий танец невеста танцует со своим отцом, а жених - с матерью невесты (тещей). И только после этого танца начинают танцевать все гости. И дальше свадебное празднество идет по "накатанной колее" - песни, конкурсы игры, веселые тосты.

С венчанием связано тоже много примет. Вот некоторые из них:

Существует ритуал, который стоит проделать перед венчанием . С утра в день венчания надо под порог положить замок, как молодые переступят порог, закрыть замок на ключ, ключ выбросить, а замок сохранить- на счастливую совместную жизнь!
Если перед венчанием молодые поклянутся в верности друг другу над колодцем, то их любовь будет вечно и "бездонной".
Хорошая примета, когда невеста на венчание едет и возвращается обратно домой разными маршрутами, лучше их продумать заранее.
Ни в коем случае нельзя из-за тяжести венец придерживать над головами молодых - это считается чуть ли недействительным браком, дурным знаком. Поэтому он должен быть полностью одет на голову.
В процессе венчания , когда одевают венцы, молодые про себя могут повторят слова "..а болезни мои не венчаются", только так можно избавиться от болезней и не брать их с собой в новую светлую жизнь.
Если во время венчания свечи молодых горят ровно и плавно, то к размеренной и счастливой жизни, а если потрескивают, то придётся жить неспокойно.
Если свеча у кого-нибудь из молодых сгорит быстрее и больше, то тому придётся прожить не так уж долго.
Венчальные свечи надо сберечь и хранить всю жизнь дома. Существует поверье, что именно они помогают при трудных родах!
Полотенце, на котором стояли молодые на венчании , надо никому не давать и хранить дома всю жизнь. Это полотенце (еще его называют рушник) символ длинной жизненной дороги для двух любящих сердец. Кстати, кто первым ступит на полотенце на венчании , тот и будет править семьей.
Во время венчания молодые не должны смотреть в глаза друг другу, не приживутся вместе, к супружеской неверности.
По завершению венчания в знак благодарности за совершенное таинство молодые должны отблагодарить церковь свежеиспечённым хлебом, завёрнутым в льняное полотенце.
После венчания перед праздничным столом молодых встречают родители, которые преподносят им пирог, а в ноги кидают хмель. Жених и невеста должны съесть пирог пополам. Пирог (хлеб, каравай)- символ любви и гармонии в семье, а хмель на веселую жизнь.
Когда молодые садятся за праздничный стол, то они должны под ним переплести ноги, чтоб даже кошка не пробежала между ними. Так у молодых не будет ссор и скандалов.

В принципе, есть общие правила и положения по тем дням, когда нельзя венчаться. Вот они:

- нельзя проводить обряд по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
- венчание не проводится в течение Великого, Петрова, Успенского, Рождественского постов;
- накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;
- в продолжение Святок, от 7 до 20 января;
- в течение Сырной седмицы (масленицы);
- в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;
- в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи, и Воздвижения Креста Господня.

На самые часто задаваемые вопросы о смысле и значении венчания отвечает настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской г. Благовещенска иерей Святослав Шевченко.

– Батюшка, почему для брака непременно нужно венчание – церковное благословение? В чем суть венчания?

– Венчание – это таинство по соединению, слитию, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне. Это послушание Богу и дословное выполнение одной из Его первых заповедей, которая прозвучала в Раю. Таинство Венчания – это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена – как Церковь, обрученная Спасителю. И в этой малой церкви есть и своя мистическая жизнь, свои богослужения – в виде жертвенности супругов, рождения и воспитания детей, духовного восхождения на Небо. Ничего подобного нет в других формах по созданию семьи. Поэтому для верующих людей Венчание – это важный шаг.

– Если нет желания и намерения жить именно церковной жизнью, во Христе, регулярно бывать на службах и так далее, но внутри есть понимание, что венчаться нужно, как быть?

– Ну, с чего-то же нужно начинать свой путь к Богу? У кого-то, возможно, он начнется с таинства Венчания. Лично я лично почувствовал на своей семье силу таинства. Мы с супругой сначала расписались. И было ощущение, что ничего особенного не произошло. Будто мы в ЗАГСе заключили какую-то имущественную сделку. Словно подписали соглашение о том, что не против жить вместе. Что-то пустое и бесцветное. Но когда нас венчал наш духовник в одном маленькой сельском храме, а вокруг с нами молились наши родные и близкие друзья – мы как-то мистически переродились. Стали ощущать на невербальном уровне духовную связь, ее не было – и вдруг она появилась. Примечательно, что таинство зафиксировал на видеокамеру наш друг. Когда мы просматривали эти кадры, то увидели, что в какой-то момент вдруг стали очень похожими друг на друга. Мы увидели то, что раньше не замечали, что было сокрыто от наших глаз. Поэтому просто уверен, что Венчание дало мощный импульс для нашего дальнейшего воцерковления.

– Как объяснить жениху или невесте, для чего венчаться?

– Если человек очень любит свою жену и считает себя христианином, то он должен довериться Церкви. Венчание – это пик, которого может достичь семья. Это высший, новый уровень бытия супругов в системе Небесных координат. Более того, на своем жизненном опыте убедился, что Бог помогает решать, казалось бы, неразрешимые – проблемы, конфликты, неурядицы. Венчанный брак Христос несет на своих руках (не без нашего стремления и старания, конечно). Главное впустить Его в свою семью. Ведь мы призываем во время семейных нестроений разных советчиков (друзей, подружек, сослуживцев, психологов) в качестве третейских судей. А в таинстве предлагается сделать таким добрым помощником Самого Небесного Царя. Именно в этом заключается суть венчания. Кто откажется от такой чести?

– Венчание – это серьезный шаг, на всю жизнь. Может быть, сперва стоит зарегистрировать брак в ЗАГСе и пожить вместе, а потом уже повенчаться, чтобы точно быть уверенными?

– Тут будет уместным вспомнить про традицию, которая, к сожалению, ушла в прошлое: традиция совершения Чина обручения за определенное время перед таинством Венчания. Сегодня священник делает это в храме одновременно – обручил и сразу обвенчал. Это было оправдано в советскую эпоху, когда каждое совершение богослужения и таинства было опасно. Нынче нам ничего не мешает обручать расписанных в ЗАГСе супругов, например, за полгода, год до Венчания. Таким образом, брачующиеся проходили бы испытательный срок до совершения Таинства, проверяя свои отношения на серьезность, потому что сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с таким явлением, когда венчанные некогда супруги осаждают местные епархиальные управления с настоятельной просьбой «развенчать» их. Но невдомек им, что Таинства не имеют обратной силы – нельзя раскреститься, разъисповедоваться, распричаститься, развенчаться. И если не было серьезных причин – то оба супруга будут отвечать перед Богом за то, что они не сумели сохранить семью, в чем они перед Ним обещались. А между обручением и Венчанием – будет период крепко подумать и принять окончательное решение.

Что даёт человеку венчание? Вопрос сложный. Одним - очень много. Ощущение духовного единения, понимание важности брака, силы одолевать жизненные неурядицы. Другим словно и ничего не даёт: как жили супруги в вечных ссорах и дрязгах, так и продолжают грызть друг друга. Третьи вовсе разбегаются, «сбрасывая» венцы… Так в чём же смысл церковного таинства и отчего именно венчанная семья в православии считается вершиной супружества, хотя Церковь признаёт законность и официально оформленного государством брака?

Смысл бракосочетания в храме

Что даёт венчание для семьи? Увы, когда нынешние молодожёны спешат в храм, они редко задают себе этот вопрос. Кого-то подталкивает к алтарю пример друзей; кого-то уговаривают верующие родители; кто-то следует случайному душевному порыву… А между тем таинство венчания – серьёзный и глубоко духовный акт, подходить к которому нужно с полным пониманием того, что вы делаете. Смысл его заключается:

  • В получении двумя любящими людьми Божьего благословения на строительство новой семьи, рождение и воспитание детей.
  • В духовном и телесном соединении чужих прежде мужчины и женщины в «единую плоть», чтобы вместе пройти земную жизнь со всеми её трудностями и испытаниями и соединиться в Вечности.
  • В создании союза, подобного союзу Христа и Церкви, где муж любит и бережёт жену больше жизни, как Христос любит Церковь. А жена, в свою очередь, повинуется мужу, как Церковь повинуется Христу, уважает и доверяется ему.

Всё ещё непонятно что даёт супругам венчание, ведь желание прожить до седых волос в любви и понимании, заботиться друг о друге, поровну делить радости и горести свойственно всем влюблённым?.. Но влюблённость - чувство проходящее. Стоит ему чуть остыть, и многие готовы разрушить брак, уверенные, что встретили не того человека. В наше время считается нормой не «насиловать» себя, а поскорее разбежаться и искать следующего спутника жизни, с которым точно всё сложится… Иные молодожёны благодаря такому подходу даже не пытаются решить возникшие житейские проблемы, предпочитая одним махом избавляться от них. Как говорится, «ломать – не строить».

Венчание помогает супругам осознать важность брака, заключаемого на всю жизнь. Истинно верующие муж и жена, всегда помнят о миссии, которую на себя возложили. Ведь они дали слово самому Богу остаться вместе, а значит, сделают всё возможное, чтобы сдержать обещание!

Однако не стоит думать, будто венчанные семьи держатся исключительно на страхе перед наказанием за нарушение обетов. Смысл незримых уз, связующих супругов, гораздо тоньше.

Что скрепляет венчанный союз?

Встречаются молодые люди, искренне уверенные, что венчание даёт гарантию счастливого супружества. Дескать, встали перед иконами, обменялись кольцами и готово. Получите сертификат с печатью и твёрдым обещанием жить долго и счастливо! Конечно, это не так. У венчанных пар бывают те же трудности, ссоры, желание всё бросить, направившись разными дорожками, как в любых семьях. Однако верующие супруги справляются с проблемами, помня, что между ними всегда незримо присутствует Божья благодать, с которой всё возможно совершить. Только приложи усилия! Это и своего рода опора, и бесконечный источник душевных сил и терпения, и вечное напоминание о любви, которая привела вас к алтарю. С такой поддержкой можно преодолеть любые житейские неурядицы.

Венчание и вечная жизнь

С земным существованием более или менее понятно. А что даёт венчание после смерти? К примеру, сам Христос в одной из притчей говорил, что для воскресших уже не будет понятия «муж» и «жена», а существование людей станет подобно ангельскому. Значит ли это, что священные узы брака разорвутся, а бывшие супруги станут чужими друг другу? Естественно, нет. Любовь, теплота и ощущение душевного единства останутся при вас и в вечной жизни, как бы ни преобразилось ваше существование. Не зря же главным символом брака является венчальное колечко, не имеющее конца! То, что соединяется однажды на земле, под пение псалмов и молитвы священника, нерушимо уходит в Вечность.

Верующие люди говорят, что венчание в церкви даёт силы хранить любовь на земле и надежду на воссоединение с любимым после смерти. Однако настоящее семейное счастье, любовь и истинную близость Бог даёт лишь тем супругам, старания которых видит. Помните об этом и не опускайте рук, если ваша семейная лодка ненароком заскребёт днищем о скалы бытовых проблем. Общими усилиями и с Божьей благодатью вы их одолеете.