Быть щедрым – значит быть счастливым. Паттерны добродетелей

  • ЩЕ́ДРЫЙ , -ая , -ое ; щедр , щедра́ , ще́дро .

    1. Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п., не жалеющий тратить, расходовать что-л. Несмотря на свои ограниченные средства, он [Тит Никоныч] имел вид щедрого барина: так легко и радушно бросал он сто рублей, как будто бросал тысячи. И. Гончаров, Обрыв. Иван надеялся получить на чай, но гость, всегда щедрый и никак не пожалевший бы дать ему рубль, увлеченный разговором, совсем забыл про это. Л. Толстой, Ягоды. || перен.; на что и в чем. Легко, охотно раздающий, расточающий что-л. Щедрый на похвалы. [Иван Федорович] вообще не был щедр на слова. Может быть, это происходило от робости, а может, и от желания выразиться красивее. Гоголь, Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Чернышевский говорит, что, не будучи слишком щедрым в употреблении эпитета гениальный, он, не колеблясь, называет Белинского гениальным человеком. Плеханов, В. Белинский и В. Майков.

    2. Большой по размерам, значительный по ценности. Щедрое вознаграждение. Щедрые подарки. Щедрая помощь. Потемкин получил от Екатерины щедрые награды: медаль в честь взятия Очакова, похвальную грамоту и сто тысяч деньгами на достройку дома. Форш, Радищев.

    3. Богатый, обильный чем-л. В той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там. Вот какая щедрая земля в той стране! М. Горький, Старуха Изергиль. Казалось, тут все есть для счастья. Щедра природа. Благодатна почва. Прохладны реки. Изобильны недра. Горбатов, Филиппины. || Сильный в своем проявлении. Пыль висела над городом, и солнце, уходившее за горизонт, затопило улицу во всю ее длину ярким, чересчур щедрым блеском. Гл. Успенский, Растеряевские типы и сцены.

    Щедрою рукой - не жалея, не скупясь. На каждой станции сама Выходит путница: - Скорей Перепрягайте лошадей! И сыплет щедрою рукой Червонцы челяди ямской. Н. Некрасов, Русские женщины.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

  • Щедрость обеспечивает возможности – для личностного роста.
  • Щедрость обеспечивает богатство – в первую очередь, душевное.
  • Щедрость обеспечивает признание – редкий человек способен осудить и очернить щедрость.
  • Щедрость обеспечивает уверенность – в собственных силах и возможности помочь тем, кому помощь необходима.
  • Щедрость обеспечивает независимость – от материального.

Проявления щедрости в повседневной жизни

Скупость | полное отсутствие щедрости.

Щедрость

Расточительность | ненужный избыток щедрости, граничащий с неуважением к себе.

Крылатые выражения о щедрости

Щедрость не знает границ. - Цицерон - Щедрый человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. - Аристотель - Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым. - Макиавелли - Щедрость, особенно если она сопровождается смирением, завоевывает сердца. - Гёте - Доход делает человека щедрым. - Персидская пословица - Николаева И., Карначук Н. / Культура рыцарской среды «Богатство и щедрость в рыцарском сознании» - глава из книги, рекомендуемая к изучению. Вы узнаете о том, что даже пиры и богатое убранство замков были отражением добродетели щедрости, предписывающей расточительство и обязательные периоды аскезы, воздержания. Жан Флори / Повседневная жизнь рыцарей в средние века Любопытная книга, которая разрушает миф об идеальном, добродетельном рыцарстве, окунает читателя в прозу средневековой жизни, чтобы затем… вывести его на уровень осознанного восхищения реальными жизненными подвигами людей, презревших власть и богатства ради духовных идеалов.

Состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно. Жан де Лабрюйер

Николя де Шамфор

Щедрость не знает границ. Цицерон

Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы. Франсуа де Ларошфуко

Быть щедрым - значит давать больше, чем ты можешь; быть гордым - значит брать меньше, чем тебе нужно. Джубран Хамиль

Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе… Бенджамин Франклин

Блаженнее давать, нежели принимать. Деяния апостолов, 20:35

Нормальному человеку свойственно больше отдавать, чем брать. Делать подарки приятнее, чем получать. Владимир Высоцкий

В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. ЛевТолстой

Истинно щедр тот, кто дает из того, что принадлежит ему самому. Сенека младший

Щедрость доходнее скупости. Лион Фейхтвангер

Будь щедрым, пока ты жив… и тогда будешь точно знать, куда идешь. Энн Ландерс

В основе так называемой щедрости обычно лежит , которое нам дороже всего, что мы дарим. Франсуа де Ларошфуко

В творении быть лучше щедрым, скупым же — лишь на похвалу. Георгий Александров

Давайте, и дастся вам. Евангелие от Луки

Дать мало от малого — похвальнее, чем много от многого. Ибн Абд Раббихи

Добродетель бедняка — душевная щедрость. Альбер Камю

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет. Царь Соломон — Притчи

Звезды сияют для всех, но не всем ясна причина такой щедрости. Оная же заключается в желании все прояснить и перещеголять друг друга. Фома Топорищев

Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают. Никола Себастиан Шамфор

Кто не хочет уменьшения своего состояния, должен тратить не больше половины своего дохода; а кто желает приумножить его не более трети. Фрэнсис Бэкон

Многие из нас охотно поделятся с ближним последней вышедшей из моды рубашкой. Лешек Кумор

Не тот богат,который отсчитывает деньги,чтоб спрятать их в сундук,а тот,который отсчитывает у себя лишнее,чтоб помочь тому,у кого нет нужного. Денис Иванович Фонвизин

Одухотворенный и щедрый муж хоть и не долго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратко-вечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет. Иоанн Дамаскин

Чтобы понять роскошь щедрости, нужно быть бедняком. Джордж Элиот

«Делитесь тем, что имеете. Для кого-то это может значить больше, чем вы думаете» - Генри Лонгфелло

Великодушие и щедрость делают наш мир лучше. Они делают счастливее того, кто принимает, так же как и того, кто отдаёт. Несмотря на очевидные преимущества, такие качества в современном мире – на вес золота. Нынешнее общество построено так, что каждый желает большего для самого себя. Удовольствие теперь заключается в имуществе, власти, чувственных наслаждениях и стремлению к роскоши. Тем временем, бесконечные возможности для проявления доброты и щедрости окружают нас на каждом шагу, каждый день. Для того чтобы остановить такой ход событий и развернуть его на 180 градусов, требуется, пожалуй, немного изменить мировоззрения. Однако это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, а преимуществ – масса.

Итак, щедрый и готовый помочь человек знает, что:

1. Ресурсы для счастья не ограниченны

Соперническое мышление «либо ты, либо тебя», которое зачастую навязывается в современном мире, нелогично и негуманно. Проведём следующую параллель: мы как бы представляем пирог (который ограничен в размерах) и если кусочек съест кто-то другой, то вам не достаётся ничего. Чем больше желающих скушать вкусный пирог, тем меньше вероятности, что его скушаете вы. Так, очень часто, мыслим и мы в конкурентных обстоятельствах (если преуспеет он, то окажусь ни с чем я), но это не совсем правильно. Круговорот ресурсов для развития в человеческом мире разнообразен и бесконечен , в отличие от пирога. Ресурсы расширяются и растут по мере развития общества.

2. Щедрость и благородство приумножают счастье

Исследования подтверждают: отдавая, мы наполняем себя, становимся счастливее, обретаем смысл. Человеческая природа изначально не эгоистична. Наоборот, в наши потребности всегда входил поиск и познание любви, забота о других. Те, кто решается на этот поиск, в конце концов, находит то, что ищет.

3. Изменить даже одну жизнь к лучшему – стоит того

Щедрый и открытый человек осознаёт, что решать мировую проблему вместе реальнее, нежели поодиночке. Возможно, решение займёт очень много времени (например, не одно поколение). Но это не останавливает его от действия и своего посильного вклада. Ведь улучшение ситуации даже на тысячную долю процента, в пределах своих возможностей, - это уже достойное дело. Реальный пример: волонтёрство, материальная помощь (не обязательно денежная, но продуктами\игрушками и т.д., посадка деревьев и т.д).

4. Доверие – это важно

Добро всегда предполагает доверие. Инвестируя своё время и энергию в другого, мы на подсознательном уровне хотим верить, что человек использует вложенные в него ресурсы с пользой . Щедрый человек оптимистичен. А оптимистичные люди – счастливые люди, потому что они выбирают жить с верой в других.

Из года в год всё больше исследований указывают на то, каким положительным образом щедрость сказывается на психическом и физическом здоровье. Великодушное отношение к окружающим не только ослабевает стресс, поддерживает физическое здоровье, придаёт чувство смысла и не позволяет поддаться депрессии, но и способствует продолжительной жизни .

Практикуя щедрость, мы налаживаем отношения с окружающим миром, социумом и собой. Доброта, щедрость и великодушие побуждают нас видеть людей в позитивном свете, дарят бесценное чувство причастности и взаимосвязанности.

Щедрость – это то, что запоминается навсегда. Тот, с кем поступили щедро, будет помнить это до конца жизни. И вспоминать с тем же удивлением, а иногда и со слезами: бывает же такое! Такое встречается редко. Мир обыденности совсем далек от щедрости.

В обыденности действуют другие вещи: обмен, а не дар; осторожность, а не самозабвение; трезвый расчет и мысль о последствиях (вот я дам ему это, а что он с этим сделает? или: а у меня-то что останется?); чувство долга, а не чувство красоты; отношения власти-подчинения или же равенства с другими, а не внезапной близости и чувства мгновенного всемогущества. Обыденностью управляет закон самосохранения, а щедрость не боится потерять и забыться. «Щедрому весьма свойственно даже преступать меру в даянии, так что себе самому он оставляет меньше [чем следует]. Дело в том, что не принимать себя в расчет – свойство щедрого человека», говорит Аристотель («Никомахова этика»).

В щедрости – бессмертие вот этого, только этого момента, как будто за ним не последует никакой другой.

Как будто вышел человек
И вынес, и открыл ковчег,
И всё до нитки роздал.
(Б.Пастернак)

Щедрость радостна. Тот, кто дает без радости, – не щедр. «Не заслуживает этого имени и тот, кто, давая, страдает. Он ведь охотно предпочел бы имущество прекрасному поступку, а щедрому это чуждо» (Аристотель).

Способность дарить радостно, беззаботно и безвозмездно – не добродетель обыденности. Это праздник среди обыденности. Щедрость является в нашем мире как напоминание о мире совсем другом.

Душа щедрости – свобода и смелость. Только свободный человек может быть щедр. Латинское liberalis означает и «свободный от рождения», и «щедрый». Греческое именование щедрости тоже связано с благородством, то есть прирожденной свободой. А совсем свободным человек бывает редко. Щедры мы можем оказаться по вдохновению. Из-за сострадания. Из-за любви. Из-за какого-то непонятного себе самому озарения. Из-за радости, наконец, как в «Сказке о Царе Салтане»:

Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
(Всех трех – злодеек ткачиху с поварихой и сватьей бабой Бабарихой, которых по справедливости ожидало бы справедливое наказание).

Обычно щедрость противопоставляют скупости. Но само по себе это противопоставление не слишком интересно. В «Никомаховой этике» Аристотеля, которую мы уже вспоминали и которая на века стала основой европейской этики, скупости противопоставлено мотовство, расточительство: это два полярных отклонения от «золотой середины» щедрости. В дантовом «Аду» скупцы и расточители отбывают наказание в одном круге.

Но стоит заметить, что золотая середина у Аристотеля – это не фифти-фифти, не половина наполовину. Расстояние от щедрости в две стороны, до скупости и до мотовства – разное: расточитель еще может исправиться и стать щедрым, ему для этого просто не хватает ума, а вот скупой неисцелим, он никогда не станет щедрым. «Мот гораздо лучше скупца, – говорит Аристотель, – и потому, что его природа, в отличие от скупца, благородна, и потому, что он многим оказывает помощь, а скупец – никому, даже самому себе».

Аристотель думал о щедрости, добродетели дарения, только в отношении имущества, материальных вещей. Но это еще не вся щедрость.

В церковнославянском языке «щедрый» значит «милостивый», «щадящий» («Щедр и милостив Господь», как многократно говорят псалмы). «Ущедрити» значит «пощадить», «помиловать»; «щедроты» – «милостивые дары». Милосердие и щедрость в Библии – почти одно. В совершенной мере щедр (милостив) только Бог. Но и человеку предписано быть щедрым, видеть мир «щедрым оком». Уже Ветхий Завет настоящим даром считает только дар, который подают с радостью, без малейшего сомнения и расчета, без ожидания воздаяния, «тихо». Новый Завет еще категоричнее: «Тиха бо дателя любит Бог» (2Кор. 9:7) – «Бог любит того, кто подает с радостью».

Если кто-то дарит кому-то нечто (не обязательно вещественное: свое время, терпение, снисхождение и т.п.), и дарит в огромном количестве – но при этом хоть однажды ему придет в голову мысль, что тот, кого он одаривает, должен быть ему за это благодарен, – он не щедр. Он по существу отнимает то, что дарит.

Отнимает и у того, кому дарит, и у себя, потому что человек счастлив, когда может дарить «просто так»: он делает это не для чего-то еще, не для похвалы и не для благодарности. Благодарность – великая вещь, но она тоже, как и щедрость, принадлежит свободе. Принуждать к благодарности безобразно.

Где мы скажем – щедрый? Там, где дают больше, чем мы можем ожидать, больше, чем просят:

Ты больше, чем просят, даешь. –
это вновь Пастернак. Я думаю, ни один другой русский поэт не говорил столько о щедрости. Это особый дар Пастернака, замеченный другим поэтом:

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил…
(Анна Ахматова)

Щедрость самым естественным образом связывается со светилами, с солнцем, которое светит «на правых и неправых». С бьющими родниками, с обильными источниками… В том, что мы называем природой, нет скупости. Я думаю, что щедрость – это родная стихия творчества. Великая музыка, великие стихи и живопись не то что рассказывают нам о щедрости – они сами собой ее являют. Это всегда «больше, чем просят», всегда какой-то нечаянный, незаслуженный дар.

Итак, щедрость – это дар дарить без всякой оглядки. Дарить не только вещественные предметы, но и что-то важнее: прощение, участие, даже собственную жизнь. Этот дар может вдруг осенить человека жадного и бессердечного, как это рассказано в удивительной повести Л.Толстого «Хозяин и работник».

Лучший в мире рассказ о щедрости – и о том, как в мире ее не обязательно поймут и одобрят – это евангельский рассказ о некоей жене, которая помазала Христа драгоценными благовониями. Все четыре евангелиста передают эту историю, расходясь в деталях. Я перескажу версию Иоанна (Ин. 12:3-8). Дело происходит в Вифании, накануне страданий и казни Христа. Мария, сестра Лазаря (в других версиях – безымянная грешница), купив драгоценного мира, вылила его на ноги Спасителя (по другим версиям, на голову) и отерла ноги своими волосами. Это вызвало возмущение Иуды (у других евангелистов – учеников): зачем тратить миро, которое можно продать за триста динариев (огромная сумма) и раздать нищим?

Рассудительная, хотя и вполне «добродетельная» и «альтруистическая» (забота о бедных) обыденная мораль. Господь отвергает ее. Он объясняет это действие как пророческое: женщина помазывает его перед смертью и погребением (по обычаю тех времен умерших помазывали благовониями). Больше того: женщине, совершившей эту неразумную трату, он обещает – единственному человеку во всех евангельских повествованиях – ни больше ни меньше, как то, что она навеки войдет в саму благую весть: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13; Мк. 14:9). Она исполнила заповедь щедрости. У бесцельной и неразумной щедрости есть своя цель и своя мудрость.

И напоследок расскажу совсем маленькое происшествие. Однажды на римской площади я увидела старика, продающего прекрасные груши. «Сколько стоят?» – спросила я. Старик-крестьянин поглядел вдаль и сказал: «Жизнь короткая. Бери, дочка, так».

Я начала с того, что щедрость, как гениальность, встречается в человеческом мире редко. Но человеческое сердце никогда не перестанет любоваться ее красотой. Свободой от страха, бессердечия и душевной мелкости.