Цель:согласование в числе глагола настоящего времени с существи­тельным. Уменьшительно-ласкательные слова

Наименование методической разработки: Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Место работ ы: ГБОУ Школа № 1272, г. Москва

Краткое содержание методической разработки

Одной из важнейших задач, стоящих перед логопедом, является овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. А это значит, что он должен приобрести достаточно большой словарный запас, научиться правильно строить и грамматически оформлять фразу, овладеть связной речью, правильно произносить все звуки. Для решения данной задачи логопеду необходимо осуществлять работу, включающую в себя различные направления.

Одним из таких направлений является формирование навыка словообразования, так как овладение правилами словообразования – это источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.

Основных правил словообразования в русском языке немного и поэтому ребенку с нормально развивающейся речью овладеть ими несложно. Что же касается детей с отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет большую сложность. Эти дети не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, основные принципы словообразования не усваивают. В связи с этим, при работе с детьми, страдающими речевой патологией, необходимо осуществлять целенаправленное формирование навыка словообразования в процессе длительных систематических занятий.

Данная методическая разработка была создана с целью определения последовательности работы по одному из разделов словообразования – образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый пункт этой последовательности был наполнен конкретным лексическим содержанием для последующего использования в практической работе с детьми. Данная методическая разработка позволит логопедам-практикам, а также родителям детей с речевой патологией вести эффективную работу по формированию начальных навыков словообразования.

Методическая разработка

Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, я предлагаю следующую последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет логопедам – практикам, а также родителям детей с речевой патологией использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -к-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка, гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка, монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.

    с изменением основы слова:

    чередование по звонкости – глухости

Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.

    чередование звуков в основе слова

Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.

    появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова

Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка, вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка, тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ок-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок, веер – веерок, пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок, колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.

Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок, кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ек-:

    с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова

Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек, носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек, платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -очк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка, шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка, пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва - бритвочка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ик-:

    с изменением основы слова:

    чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик, шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик, лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик, плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик, халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.

    чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости

Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик, воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик, клюв – клювик, глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик, столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик, комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик, паровоз – паровозик.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -чик-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: шкаф – шкафчик, забор – заборчик, сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик, трамвай – трамвайчик.

Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик, лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик, кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик, тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик, флакон – флакончик.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ц-:

    с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -ушк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка, трава – травушка, ива – ивушка, борода – бородушка, рябина – рябинушка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -иц-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице, кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице, ущелье – ущельице.

Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов

Овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью – важнейшее условие для успешного обучения его в школе. Приобретение достаточно большого словарного запаса, умение правильно строить и грамматически оформлять фразу, владение связной речью, правильное произнесение всех звуков требует систематических занятий.

Формирование навыка словообразования и овладение необходимыми правилами – источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова предложили последовательную систему работы по формированию у дошкольников образования уменьшительно-ласкательных форм существительных с указанием конкретного лексического материала.

Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, приведена последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -к-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка, гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка, монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.

  • с изменением основы слова:
  • чередование по звонкости – глухости

Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.

  • чередование звуков в основе слова

Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.

  • появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова

Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка, вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка, тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ок-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок, веер – веерок, пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок, колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.

Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок, кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ек-:
  • с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова

Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек, носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек, платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -очк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка, шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка, пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва - бритвочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ик-:
  • с изменением основы слова:
  • чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик, шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик, лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик, плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик, халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.

  • чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости

Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик, воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик, клюв – клювик, глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик, столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик, комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик, паровоз – паровозик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -чик-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: шкаф – шкафчик, забор – заборчик, сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик, трамвай – трамвайчик.

Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик, лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик, кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик, тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик, флакон – флакончик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ц-:
  • с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -ушк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка, трава – травушка, ива – ивушка, борода – бородушка,

рябина – рябинушка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода

с суффиксом -иц-:

  • без изменения основы слова

Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице,

кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице,

ущелье – ущельице.

Следует отметить, что начало занятий по формированию навыка словообразования следует отнести на самые ранние этапы работы в связи с большим объемом материала по данному разделу. Работа должна вестись последовательно и системно.

Консультация

«Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов»

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

2013г.

Фонематический слух – способность различать звуки речи, опознавать их.

К 2 годам ребенок должен хорошо различать на слух все звуки речи, что свидетельствует о достаточном уровне развития фонематического слуха. В словах появляются стойкие звуковые замены. Звуковые замены в норме объясняются неполной сформированностью артикуляционной базы звуков (т.е. неправильным положением органов артикуляции при произнесении звуков).

К 2 годам 6 месяцам ребенок должен хорошо различать слова-паронимы (отличающиеся одним звуком: «почка-бочка», «коза-коса» и др.).

К 3 годам у ребенка начинают появляться речевые кинестезии – ощущение от движения органов артикуляции. Начинается момент осознания управления органами артикуляции. Ребенок начинает различать не только слова-паронимы, но и слова, близкие по произношению («уши-усы»).

К 4-5 годам ребенок различает все звуки речи как на слух, так и в произношении. Параллельно с развитием фонематического слуха у ребенка формируется фонетический слух (его следует отличать от фонематического слуха) – общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, т. е. у ребенка формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также оценивает искаженное произношение. Фонематический и фонетический слух вместе составляют речевой слух, который осуществляет: восприятие речи; оценивает правильность чужой речи, осуществляет контроль за собственной речью; под управлением своего слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает ощупывать нужные артикуляционные уклады. Эти артикуляционные позиции записываются в памяти ребенка и воспроизводятся.

После 4 лет начинают появляться первичные навыки звукового анализа, что свидетельствует о возможности обучения ребенка письменной речи.

Таким образом, к 5 годам ребенок начинает развивать свою речь с помощью письма и чтения. Недоразвитие фонематического слуха и фонетического слуха может явиться причиной нарушений письменной речи (нарушению письма – дисграфии, нарушению чтения – дислексии) при обучении в школе.

На что следует обращать внимание в речи дошкольника?

Как можно развивать речь?

От 5 до 7 лет – это время для исправления нарушений звукопроизношения. Напоминаем Вам, что грубые нарушения звукопроизношения могут стать причиной неуспеваемости по чтению и письму.

Очень важно развивать мелкую моторику (тонкие движения пальцев рук). Вот упражнения, которые полезны для этого: пальчиковая гимнастика, плетение, лепка, шнуровка, конструктор, мозаика, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров, обведение трафаретов, штрихование, рисование цветными карандашами.

Учите ребенка безошибочно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Малыш должен четко знать «право-лево», «верх-низ»; уметь повторять движения по подражанию и по команде.

Особое внимание обращайте на развитие фонематического восприятия. Учите ребенка выделять первый и последний звук в слове, определять место заданного звука в слове, последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам. Также практикуйте игры и упражнения типа: подбор слов на заданный звук, составление слов различной звуко-слоговой структуры, преобразование слов («цепочки слов»), разгадывайте ребусы, решайте кроссворды. Ребенок должен уметь выполнять графические схемы слова и предложения.

Следите за правильным развитием грамматического строя речи, исправляйте грамматические ошибки: неправильное изменение падежных окончаний и числа имен существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного с прилагательным и т.д.

Развивайте и обогащайте словарный запас ребенка. Стимулируйте употребление в речи не только конкретизирующих, но и обобщающих понятий. Поощряйте подбор синонимов и антонимов, эпитетов. Прививайте интерес к работе со словарями всех видов; составляйте вместе с ребенком собственный «Толковый словарик». Разгадывайте загадки, учите ребенка объяснять смысл пословиц и поговорок.

Уделяйте внимание формированию и развитию связной речи ребенка. Для этого составляйте предложения и рассказы по серии картинок, по сюжетным картинкам, учите пересказывать тексты, мультфильмы, события прошедшего дня. Заучивайте наизусть короткие рассказы и стихотворения, добивайтесь правильного ответа на поставленный Вами вопрос. Поощряйте детское творчество и фантазию.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образованние. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ре бенка!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Что такое «фонематический слух».

Как и когда он формируется у детей?

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

2013г.

Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.

Вот почему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. По словам М. Рыбниковой «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы … оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово».

Упражнения на дыхание

Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает, как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание – это в первую очередь научиться правильно, расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.

Умыли котята глаза, и носы,

И щёчки, и лобики, даже усы.

И доброе слово друг дружке

Мяукнули в чистые ушки.

(О.Александрова)

Представьте нарисованную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.

Заиграл пастушок на свирели

Так, что птицы вокруг присмирели.

Вьётся рядом, и петь не стыдится.

(О.Александрова)

Представьте созданную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте пение голосистой птицы, на вдохе и выдохе изобразите его.

Упражнение №2.

Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому специальных усилий. Не торопитесь делать вдох. Сделайте его через нос только тогда, когда захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Упражнение выполняйте с удовольствием.

Упражнение №3.

Навыки правильного дыхания в процессе выразительного чтения следует развивать и укреплять на материале специально подобранных стихотворных текстов. Читая их, постепенно увеличивайте количество строк, произносимых на одном выдохе. Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.

На ночь глядя, зайцы разыгрались

И едва друг с другом не подрались.

Прилетел к ним тетерев-учитель

И сказал: «Сейчас же замолчите!

Что за шум вы подняли в лесу?

Или позабыли про лису?»

(О.Александрова)

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка – с фонарём,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

(Русская народная потешка в обработке П. Бессонова)

Посреди двора – гора.

На горе идёт игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, жёлтый и сырой,

Хочешь – рой,

Хочешь – строй,

Хочешь – куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята,

Не забудьте взять лопаты,

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики.

Тут и крик, тут и смех,

И работа есть у всех.

(В. Берестов)

При выразительном чтении основной инструмент воспитателя – голос: его громкость, высота, тембр, полётность, гибкость. При выразительном чтении необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи. Полнота и разнообразие голосового звучания определяется наличием обертонов, поэтому надо усиливать действие резонаторов, носовых, грудного, в полости рта, гортани. Специальные упражнения направлены в первую очередь на разработку носового резонатора, а через него – на остальные. Все они находятся в постоянном взаимодействии: работа носового резонатора вызывает работу резонаторов в полости рта, гортани, груди.

Упражнение №1.

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака, интонационно обозначая паузы. (В тексте паузы выделяются так: (…). Читать нужно по-разному, сначала беззвучно артикулируя).

С дымом мешается

Облако пыли (…),

Мчатся пожарные

Автомобили (…).

Щёлкают звонко (…),

Тревожно свистят (…),

Медные каски

Рядами блестят (…).

Миг (…) – и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке (…).

Люди в брезенте –

Один за другим (…) –

Лезут по лестницам (…)

В пламя и дым.

(С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое)

Упражнение №2.

Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шёпотом, выделяя слоги.

Упражнение №3.

Прочитайте его громко, подчёркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, всё время, убыстряя темп.

Упражнение №4.

Прочитайте стихотворение С. Маршака со спокойной интонацией, пусть голос прозвучит негромко, доверительно.

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо (…), тихо (…), тихо (…)

Жили – были серый ёж

И его ежиха (…).

Серый ёж был очень тих (…),

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них (…) –

Очень тихий ёжик (…).

Всей семьёй идут гулять

Ночью (…) вдоль дорожек:

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок0ёжик (…).

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо (…) – топ (…) топ (…) топ (…).

(С. Маршак. Тихая сказка)

Упражнение №5.

Вспомните, с какой интонацией, и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого «Три медведя» одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: «Кто ложился в мою постель и смял её!» произнести её от имени каждого из героев.

Упражнение №6.

Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М. старайтесь, чтобы звук «выходил вперёд и расходился по помещению». Усиливайте громкость постепенно, по мере того, как почувствуете, что звук «сам напрашивается». К более высоким нотам подходите плавно, без рывков, к нижним – без резкого снижения. Добивайтесь ровного, плавного звучания за счёт опоры на дыхание.

Упражнения по работе над дикцией

При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, чёткое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание её. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на неё реагировать. Проверьте своё произношение. Для этого запишите свою речь на магнитофонную плёнку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчётливое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные – свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает её благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей – дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.

Упражнение №1.

Произнести пословицы, отчётливо выделяя каждую часть. Затем задание усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую – тихо, потом наоборот.

Как аукнется – так и откликнется.

Чужим умом жить – добра не нажить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Упражнение №2.

Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.

Умыли котята глаза, и носы,

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бой.

(И. Сельвинский)

Упражнение №3.

Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.

Глаза разбежались,

И сердце ликует,

Кукушка кукует.

Кукует?

Кукует?

Кукушка кукует

В лесу на суку:

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку! Ку-ку!

А сколько кукушка

Мне лет прокукует?

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку!

Всё кукует!

Кукует, кукует

Кукушка – кукунья …

Кукует, кукует!

Сто лет накукует

Лесная вещунья.

Упражнение №4.

Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчётливо выделяя повторяющийся звук.

Завизжала пила, зажужжала пчела.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

По Чите течёт Читинка.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.

Упражнение №5.

Прочитайте приведённый ниже отрывок, отчётливо выделяя шипящие звуки и подчёркивая ритм.

…И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

(К. Чуковский Мойдодыр)

Упражнение №6.

Прочитайте выразительно отдельные стихотворные строфы и небольшие стихотворения с предварительной установкой: каждый звук произносить чётко, соблюдая нормы орфоэпии, особое внимание, обращая на созвучия в рифмующихся строках.

Крошка сын

К отцу пришёл,

и спросила кроха:

Что такое

ХОРОШО

и что такое

ПЛОХО?

У меня

секретов нет, -

слушайте, детишки,

папы этого

ОТВЕТ

помещаю

в книжке.

Если ветер

Крыши рвёт,

Если град загрохал,

каждый знает – это вот

ДЛЯ ПРОГУЛОК

ПЛОХО.

Дождь покапал

и прошёл,

Солнце в целом свете.

ЭТО – ОЧЕНЬ ХОРОШО

И БОЛЬШИМ И ДЕТЯМ …

(В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо)

Упражнения на развитие речевого слуха

Прослушивание образцов эталонного произношения в записи (чтение мастеров художественного слова) даёт представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха. Развивать слуховое внимание, учить дошкольников слухом контролировать свою речевую практику – значит, предупредить многие ошибки в произношении и интонировании.

Упражнение №1.

Прослушайте текст стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» (в записи), затем романс С. Рахманинова. Попробуйте дирижировать: отмечайте сильную, т.е. удлинённую и более звучную, ноту движением руки сверху вниз, а более короткие и менее полные ноты – плавным движением ладони слева направо. Запоминайте, как движение рук отражает соотношение длинных и коротких звуков в мелодии романса.

Дирижировать ритм знакомого стихотворения можно и, не привлекая средств музыки. Попробуйте продирижировать следующие строки.

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок,

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

(А. Барто. Слон).

Упражнение №2.

Сопоставьте звучание стихотворного и прозаического текстов.

Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте лес утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

(И. Никитин)

Весна наступает, полюбуйся: журавли летят караваном, лес утопает в ярком золоте, ручьи шумят по оврагам.

Упражнение №3.

Прочитайте отрывок. Проверьте расстановку логических ударений: возможны ли варианты?

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.

А много ли прислать?

Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький.

(К. Чуковский. Телефон)

Упражнение №4.

Произнесите поговорку «Проворонила ворона воронёнка», интонацией передавая разное отношение к случившемуся (констатация факта, сожаление, радость, злость, удивление).

При выразительном чтении необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Точка: голос понижается на последнем слове перед точкой. Запятая: на последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.

Упражнение №1.

Обращая внимание на знаки препинания, подготовьте, выразительное чтение отрывка.

… Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи. Держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит …

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются …

(К. Чуковский. Федорино горе)

Упражнение №2.

При вопросе важно интонационно подчёркивать слово, «направляющее» ответ. Это в первую очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи.

Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый!

Что там делал?

Лыко драл!

Куда клал?

Под кусток!

Кто украл?

Родион!

Выйди вон!

(считалочка)

Владение навыком выразительного чтения и умением применять его при работе с дошкольниками способствует развитию речевой грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников.

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

1 Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением. 2 Образование имён существительных, которые называют животных и их детёнышей. Задание для работы у доски Задание для работы в тетради Задание для работы у доски Задание для работы в тетради продолжение


3 Образование имён существительных, которые называют человека по его действиям или занятиям. 4 Образование имён существительных с помощью суффикса –ник-. Задание для работы у доски Задание для работы в тетради Задание для работы у доски Задание для работы в тетради


В русском языке с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очкии-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик- от основ имён существительных образуются имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением. Например: малина – малинка изба - избушка






В русском языке с помощью суффикса -ник- образуются имена существительные с разными значениями: 1) названия людей по их занятиям Например: волшебник 2) Названия предметов по их назначению Например: кофейник (для кофе) 3) Название мест, где растёт что – то определённое Например: ельник










Образуй от этих слов с помощью суффиксов существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Выдели корень и суффикс. дева - ……….. улица - …….... скворец - …... пирог - ……… костёр - …….. Ягода - ……… шалаш - …….. человек - …… тетрадь - …… поле - ……….. дева - девонька улица - улочкииа скворец - скворушка пирог - пирожок костёр - костерок Ягода - ягодка шалаш - шалашик человек - человечек тетрадь - тетрадочкииа поле - полюшко


Образуй от этих слов с помощью суффиксов существительные женского рода. Выдели суффиксы. Воробей - ……….. заяц - ……………... медведь - ……….. скворец - ………... лев – ……………… слон – ……………. тигр - ……………... Воробей - воробьиха заяц - зайчиха медведь - медведица скворец - скворчиха лев – львица слон – слониха тигр - тигрица












Вставь в предложения слова с суффиксом ник. 1. Андерсен Х.К. был великий ……. 2. Летом около дома разбили красивый …… Следить за чистотой на улице помогает …… Наш сосед любит посмеяться, его называют балагуром и ………. 5. На обед мама приготовила ………. с творогом. 6. В нашем лесу растут грузди и ягоды, летом и осенью здесь собирается много …….. и …….. 7.Людей, которые много ездят по всему миру, называют …… Андерсен Х.К. был великий сказочник. 2. Летом около дома разбили красивый цветник. 3. Следить за чистотой на улице помогает дворник. 4. Наш сосед любит посмеяться, его называют балагуром и шутником. 5. На обед мама приготовила вареники с творогом. 6. В нашем лесу растут грузди и ягоды, летом и осенью здесь собирается много грибников и ягодников. 7.Людей, которые много ездят по всему миру, называют путешественниками.

В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи. Открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы в ДОУ. Логопеды, воспитатели этих групп, испытывают определенные трудности в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.

В данном пособии сделана попытка обобщения опыта работы логопедов специализированного детского сада № 8 «Ивушка» г. Йошкар-Олы для детей с нарушением речи.

Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопедических занятий, позволяющих наряду с коррекцией различных речевых нарушений развивать и совершенствовать психические процессы детей.

Мы попытались объединить уже применяемый в логопедической практике материал со своими личными наработками.

Все занятия были опробованы в старших и подготовительных к школе группах ДОУ № 8 (учителя-логопеды: Л.М. Кузьминых, Г.А. Колесникова, В.М. Ворончихина, В.А. Шишкина).

Для детей со 2-м уровнем ОНР некоторые этапы занятий, несомненно, окажутся сложными. В этом случае мы рекомендуем логопеду предъявлять задания к таким детям в облегченном варианте, особенно на первых этапах обучения, подбирать для них индивидуальные виды работы, применять приемы, позволяющие выполнить задание после более подготовленных детей.

В результате проделанной работы нами сделан вывод: основная часть наработанного материала удачно сочетает в себе требования программы, игровые упражнения, специальные задания способствуют развитию всех сторон речи и психических процессов детей дошкольного возраста.

Опираясь на данное пособие, логопедам будет легче определить задачи того или иного этапа занятия, распределить нагрузку на различные виды анализаторов детей, обеспечить смену видов деятельности, учесть индивидуальные особенности и уровень готовности к освоению материала конкретной группы детей.

Некоторые упражнения и игры даны в нескольких вариантах, что позволит педагогу сделать выбор.

Вместе с пожеланием успешной работы хотелось бы подчеркнуть, что представленные конспекты логопедических занятий не являются чем-то стандартизованным. Это всего лишь основа, которую каждый логопед может применить как вариант в своей работе, обогащая ее своим опытом, индивидуальностью, творчеством.

Фронтальные логопедические занятия

Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.

Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

По формированию словарного запаса;

По формированию грамматического строя речи.

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия строятся с учетом как общей дошкольной педагогики, так и специальной.

Логопед определяет:

Тему и цель занятий;
- предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи;
- отработать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения;
- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, сформулировать цель каждого этапа;
- подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала;
- обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий;
- включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;
- при отборе материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника;
- предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность;
- включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

1-й период коррекционного обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа.

В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.

2-й период коррекционного обучения
(декабрь, январь, февраль, март)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
- практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
- различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: в–на–из–под.

Связная речь:

Совершенствование навыка ведения диалога;
- сравнение предметов с выделением сходных качеств;
- составление простого описания предмета;
- закрепление навыка построения простого предложения;
- распространение предложения путем введения однородных членов;
- усвоение конструктно-сложных предложений;
- составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;
- заучивание простых стихов.

3-й период коррекционного обучения
(март, апрель, май)

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк ;
- усвоение слов-антонимов;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
- расширение значений предлогов.

Связная речь:

Совершенствование диалогической формы речи;
- распространение предложений;
- составление рассказа по картинке, серии картин;
- составление рассказа описания, пересказ;
- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.

Примерное распределение тем по месяцам:

  • Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».
  • Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».
  • Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».
  • Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
  • Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
  • Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».
  • Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
  • Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
  • Май: «Лес», «Поле», «Луг».

Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...

Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.

Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.

Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.

Третий этап - обучающий.

Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.

Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.

ОСЕНЬ

Тема «Осень» (занятие № 1)

Цели:


- практическое употребление существительных единственного и множественного числа;
- использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- заучивание стихотворения.

Оборудование: листья деревьев.

Ход занятия

1. Оргмомент: «Сядет тот, у кого на столе лежит красный листочек (зеленый, желтый)».

2. Введение в тему: «Какой у тебя лист? А у тебя? Да, листья разных цветов, они разноцветные. Какие у нас листья? (Разноцветные.) Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом».

Логопед загадывает загадку: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном гуляет осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки...)».

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:

дождь - дождик - дождичек трава - травка
солнце - солнышко туча - тучка - тученька
лист - листик - листочек ветка - веточка
лес - лесок - лесочек ветер - ветерок - ветерочек

Физкультминутка.

Листопад, листопад, в руке листья, взмах руками поочередно,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... бросают листья на пол.

5. Образование множественного числа существительных. Игра «Один и много».

лужа - лужи лист - листья дерево - деревья
ветка - ветки туча - тучи птица - птицы
цветок - цветы дождь - дожди

6. Развитие памяти. Стихотворение:

Дождик, дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?
- Потому иду с утра, осень вам встречать пора!

7. Итог занятия. « О каком времени года говорили?»

Тема «Осень» (занятие № 2)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- название признаков предметов, активизация словаря относительных прилагательных;
- развитие мелкой моторики.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Назвать признаки осени». Дети стоят по кругу, в руке одного ребенка кленовый лист, значит, ему начинать игру - назвать любой признакосени, после лист передается любому другому ребенку.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево».

3. Образование относительных прилагательных. Логопед предлагает детям собрать букет из осенних листьев (листья лежат на полу). «Представим, что мы находимся в осеннем лесу. Листья так красивы, что хочется собрать букет из них. Какой лист хочется положить в букет тебе? С какого дерева этот лист? (С березы)». Рассматривают, называют: лист с березы - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый). «Смотрите, еще листья падают, еще и еще. Как можно сказать одним словом об этом? (Листопад)».

4. Развитие моторики. Выполняется упражнение «Листопад»:

Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... покружиться и присесть.

5. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный».

Какая стала трава? - желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? - серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? - холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? - частый, холодный, моросящий...

6. Закрепление материала. Игра «Листопад». По группе на полу лежат 3-4 обруча - это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев. По сигналу дети - «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Логопед меняет картинки деревьев местами.

7. Итог занятия. «В какую игру мы играли? («Листопад».) Когда бывает листопад?»

Тема «Осень» (занятие № 3)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- практическое употребление относительных прилагательных;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики.

Оборудование: листья деревьев, предметные, сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, у кого на столе кленовый лист (березовый, рябиновый, дубовый). Поднимите березовые листочки. Какие листья подняли?»

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево, ветер качает ветки».

3. Развитие мышления. Загадки:

Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит (Ветер).

По небу ходила,
Солнышко закрыла,
Только солнце спряталось,
И она расплакалась (Туча).

Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (Осенью.)

4. Развитие связной речи (составление рассказа). На доску выставляются картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»).

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его. Один ребенок рассказывает про первые три картинки, второй - про вторые три картинки, третий - про остальные.

Физкультминутка.

Маленькие листики тихо сидят, присели
Глазки закрыли, крепко спят, повторить
Вдруг веселый ветер с шумом прилетел, бегают, кружатся
И каждый листочек гулять захотел.
Ветер дуть перестал, к земле листики прижал, присели

6. Заслушивают еще несколько рассказов: дети рассказывают по цепочке, по половине рассказа вдвоем, один полностью.

7. Итог занятия. Оценивают рассказы детей.

НАШЕ ТЕЛО

«Наше тело» (занятие №1)

Цели:

Развитие пространственной ориентировки;
- расширение словаря по теме «Наше тело»;
- практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением;
- развитие внимания, памяти.

Оборудование: геометрические фигуры, ванночка, кукла, кружечка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Выкладывание человечка из геометрических форм по инструкции логопеда: «Положите овал, сверху на овал круг, внизу овала - две палочки, сбоку от овала справа и слева по палочке, да так, чтобы они оказались сверху. Кто у вас получился? (Человечек.) Что у него есть? (Голова, туловище, ноги, руки.)». Все выполняется сидя на ковре.

2. Введение в тему. Дети стоят по кругу. Логопед говорит задания, дети слушают и выполняют. Задания: «Поднимите ногу, опустите ногу. Поднимите обе руки, опустите руки. Потрогайте живот, грудь. Почешите спину, наклоните голову вперед. Поморгайте глазами. Для чего нам нужны глаза? (Смотреть.) Потрогайте уши. Для чего нам нужны уши? (Слушать.) Потрогайте нос. Для чего нам нужен нос? (Нюхать, дышать.)».


Вова - ... (Вовочка)


Катя - ... (Катенъка)


Саша - ... (Сашенька)


Маша- ... (Машенька)


Миша - ... (Мишенька)

Внимание! Зоя - Зоенька, Марфа - Марфенька

КАК ЗОВУТ ТЕБЯ, МАЛЫШ?



... (котёнок!) (лисёнок!) (слонёнок!) (утёнок!) . (бельчонок!) (зайчонок!)

(волчонок!), Медведь зовёт: ... (медвежонок!) Гусь зовёт: ... (гусёнок!) Ворон зовёт: ... (воронёнок!)

КТОЧЕМЗАНЯТ

Цель: употребление глагола в настоящем времени.

Методические указания. Внимательно рассмотрите с ребёнком кар­тинку. Расскажите, кто чем занят: «Мама готовит обед». «Папа вешает картину».

«Мальчик помогает папе. Он держит молоток». «Девочка играет. Она кормит куклу». «Бабушка вяжет шарф». «Дедушка читает газету». «Кошка спит».


Методические указания. Сначала взрослый должен проверить, хоро­шо ли ребёнок понимает, что значит «вчера». Он напоминает малышу о том, что тот делал вчера: гулял, куда-то ходил, играл и т. п. Затем переходит к картинкам.

Посмотри на картинки и скажи, что вчера делали мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, кошка, собака.


Вчера кошка ловила мышку.


Вчера дедушка смотрел телевизор.


ВМЕСТЕ ДЕЛАТЬ ВЕСЕЛЕЙ


Цель: согласование в числе глагола настоящего времени с существи­тельным.

Образец:

Методические указания. Игру начинает взрослый. Он показывает на

картинку и говорит; «Посмотри на картинку. Видишь, кукла сидит.

А что делают куклы? И куклы сидят. А на этой картинке? Собака ест и

собаки...» Заканчивает фразу ребёнок.

Аналогично взрослый обыгрывает каждую картинку. Окончания глаголов

взрослый произносит чётко и громко.




Собака ест.


Собаки едят.



Кошки спят.





Девочка читает.


Девочки читают.

ПРОВЕРЬ МЕНЯ

Цель: употребление приставочных глаголов, имеющих противоположное значение.

Методические указания. Взрослый показывает картинки и называет дей­ствия, совершаемые на них. Например: «Мальчик приехал, мальчик уехал», «Вошел, вышел». Затем называет действия, а ребенок показывает соответ­ствующую картинку. Далее взрослый говорит: «Ну а сейчас ты проверь меня. Говори, что мальчик делает, а я буду показывать нужную картинку». На следующем этапе игры малыш называет действие, а взрослый по­казывает картинку. Иногда взрослый умышленно ошибается.





Кот на дерево залез.


Кот с дерева слез.

ПОСМОТРИ И НАЗОВИ

Цель: составление предложений с однородными подлежащими, введе­ние в речь обобщающих понятий.

Методические указания. Взрослый произносит начало фразы и за­молкает, а ребёнок перечисляет предметы, изображенные на картинке. Взрослый, произнося обобщающее слово, например, «мебель», одним широким жестом обводит сразу все предметы мебели на картинке. Ребёнок, отвечая на вопросы, тоже каждый раз должен не только показывать конкретные предметы (шкаф, стол, стул и т. д.), но и, делая обобщение, повторить широкий жест, соответствующий слову «мебель».

На вешалке висят {куртка, шарф, комбинезон). Это одежда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это одежда).

На столе стоят (чайник, чашка, блюдце, ложка). Это посуда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это посуда).



В комнате стоят {шкаф, стол, стул, диван). Это мебель. Каким словом можно назвать эти вещи? {Это мебель.)

По улице едут {машина, автобус, троллейбус). Это транспорт. Каким словом можно назвать машину, автобус, троллейбус? {Транспорт)

На полке стоят {мячик, пирамида, машинка, кубики). Это игрушки. Каким словом можно назвать мячик, пирамиду, машинку, кубики? {Игрушки).


ЗАГАДАЙЗАГАДКУ

Цель: составление предложений с однородными определениями. Методические указания. Взрослый зачитывает ребёнку загадки и, если малыш затрудняется ответить, помогает найти отгадки. Придумайте вместе с малышом подобные загадки о предметах, окру­жающих вас в жизни.




Он толстый, маленький, смешной, с пропеллером.

г> Буратино.

Он деревянный, смешной, с длинным носом.


Баба-Яга.

Она злая, страшная, с метлой.

Оно летнее, красивое, в горошек.

Он теплый, длинный, с бахромой.


КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Цель: составление предложений с однородными сказуемыми. Методические указания. Как и во всех играх, сначала взрослый показывает картинки и объясняет ребёнку, что на них нарисовано, а затем предлагает сделать то же самое малышу.






Девочка рисует, читает, бегает, качается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для пре­одоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: Дет­ство-Пресс, 2001.

Бородин А. М. Методика развития речи детей. М: Просвещение, 1981.

Жукова И. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.

Панаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.

Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. М: Просвещение, 1984.

Филичева Т. В., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с ил­люстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996.

Введение.......................................................................................................................... 3

Выставка игрушек............................................................................................................. 7

Дай задание игрушкам..................................................................................................... 8

Кто что нарисовал............................................................................................. ,........... 12

Доктор Айболит................................................................................................................ 14

Телефон............................................................................................................................ 15

Кто что ест..................................................................................................................... 16

Кто чем действует.............................................................................................................. 18

Чего не стало.................................................................................................................... 20

Чего не хватает................................................................................................................... 21

Что куда............................................................................................................................ 22

Поручения............................................................................................................................. 24

Где положишь - там возьмёшь......................................................................................... 26

Поручения............................................................................................................................. 28

Кто куда......................................................................................................................... 30

Поручения............................................................................................................................. 32

О чём расскажешь? ............................................................................................................ 33

По какой дорожке............................................................................................................. 34

У кого что.......................................................................................................................... 36

Один и много..................................................................................................................... 38

Это чьё? ......................................................................................................................... 41

Какие это вещи............................................................................................................... 44

Две матрёшки........................................................................................................................ 46

Назови ласково.................................................................................................................. 49

Как зовут тебя, малыш? ..................................................................................................... 50

Кто чем занят.................................................................................................................... 52

Кто что делал вчера............................................................................................................. 53

Вместе делать веселей..................................................................................................... 56

Проверь меня........................................................................................................................ 58

Посмотри и назови......................................................................................................... 60