Дворец в царицыно и все, что его окружает. Большой дворец

Ежегодно в Москву приезжают тысячи туристов из всех уголков нашей Родины и из-за границы. А что же можно посмотреть в Москве туристу и куда сходить местному жителю? Вопреки расхожему мнению туристическая Москва не заканчивается Кремлем, а наоборот с него начинается. В Москве много прекрасных и удивительных мест для прогулок. Царицыно это одно из таких мест. Сюда можно приехать в рамках дневной экскурсии, просто прогуляться теплым летним вечером или посетить музейную часть Царицыно, если вы хотите полюбоваться усадьбой не только снаружи, но и внутри.

Парк Царицыно считается заповедной зоной, поэтому на ее территории действует ряд правил, которые должен соблюдать посетитель. Вход в парк Царицыно запрещен с животными и на велосипедах. Подробно правила поведения в парке можно изучить на официальном сайте музея-заповедника Царицыно .

Как добраться до Царицыно

Рядом с парком Царицыно находятся сразу две станции метро «Царицыно» и «Орехово». И если в случае с не так важно откуда начинать осмотр территории, то с Царицыно такой подход не пройдет. Как и в театр, который начинается с вешалки, в парк Царицыно лучше входить через главный вход, не полезете же вы в театр через черный ход, он тоже приведет куда надо, но как же красная ковровая дорожка?!

Центральный вход в парк Царицыно расположен рядом со станцией метро «Царицыно». От станции нужно пройти под железнодорожным мостом и вот мы на месте. А вот после осмотра всей территории уехать из Царицыно можно со станции «Орехово», она расположилась совсем рядом с выходом из парка. Территория парка настолько огромна, что после прогулки по парку и осмотра музейных экспозиций сил на возвращение к метро «Царицыно» может и не остаться.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Пройдя в ворота, будто оказываешься в сказке. Вход в парк отделяет нас от реальности и из суетливого мегаполиса переносит нас в XVIII век. Конечно это фигура речи и как клумбы не подстриги все равно не поймешь в какой век перенесла нас машина времени, это узнается потом, когда мы доберемся до дворцово-паркового ансамбля Царицыно. А пока приятный аперитив.


Перед нашим взором предстает красивая композиция в виде Среднего Царицынского пруда с маленьким насыпным островком в виде подковы, на котором расположился светомузыкальный фонтан. К фонтану ведут два моста, а вокруг самого фонтана установлены скамейки, чтобы вечером можно было с удобством наслаждаться красотой подсвеченных струй воды. В полуденный же зной находится на солнце очень трудно, а возле фонтана совсем нет зелени, зато тени деревьев хватает вокруг самого пруда.











Мы огибаем пруд справа, таким образом, что Средний Царицынский пруд остается слева, а справа становится видна гладь Верхнего Царицынского пруда.








В этой части пруда расположился маленький островок называемый Птичьим островом. Таких островков на Верхнем Царицынском пруду еще два, а сам пруд весьма большой, пройти вокруг него будет проблематично.


Верхний и Средний пруды разделены плотиной.





Дальше по улице Воздушной мы направляемся прямиком к самому интересному, к дворцово-парковому ансамблю Царицыно. Чтобы попасть к дворцу Царицыно нужно пройти под Фигурным мостом, или взойти на него, для этого рядом есть лестница. Фигурный мост является одной из ранних построек в Царицыно, а его архитектором был Василий Иванович Баженов, который строил для императрицы Екатерины II и этот мост и весь дворцовый ансамбль.


Мост был поставлен на пересечении главных въездов в усадьбу Царицыно, таким образом его можно расценивать как ворота в усадьбу, а затейливая архитектура придает ему вид настоящего оборонительного сооружения с башнями и бойницами. До наших дней мост дошел практически в целости и сохранности, так что смотря на мост мы видим его именно таким, каким его замыслил и построил Баженов.











Слева от моста находится здание Третьего Кавалерского корпуса и храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.





Первая церковь на этом месте появилась в 1683 году, в последствии деревянное здание было заменено каменным. Последний раз храм перестраивали в 1765 году.


Чуть дальше расположен Большой мост через овраг. Строительство Большого моста осталось незавершенным Баженовым, императрица отстранила его от постройки своей резиденции раньше, чем мост был достроен. Достроили его только в XIX веке.


Если вернуться к Фигурному мосту и идти по нему направо, то огибая главный дворец, мимо Полуциркульного дворца и Оперного дома, мы выйдем к Виноградным воротам. Изначально ворота назывались Фигурными. Название Виноградные появилось в XX веке благодаря затейливому декору, напоминающему гроздь винограда, нависшему над пролетом ворот. Ворота служат условной границей между парковой зоной и архитектурным ансамблем. Еще они завершают сложившуюся перспективу между Большим и Средним мостами.


Ну а пройдя под Фигурным мостом мы оказываемся в амфитеатре архитектурного ансамбля Царицыно. Перед Большим дворцом расположено несколько фундаментов. Справа от дворца фундаменты Камер-Юнфарского корпуса.








А перед Большим дворцом Царицыно фундамент Большого Кавалерского корпуса, построенного Баженовым в 1784 году и разобранного вторым архитектором Екатерининского дворца Казаковым в 1795 году.





Слева от Большого дворца Первый Кавалерский корпус, построенный все тем же Баженовым.


Но главной жемчужиной всего ансамбля несомненно является сам Большой дворец. Дворец с историей разрушения. Проект Царицынского ансамбля был одобрен, и в 1776 году началось грандиозное строительство растянувшееся на десятилетие. Проект шел тяжело, Баженову даже приходилось брать кредиты на свое имя, чтобы закончить строительство. Екатерина II осматривала постройки в 1785 году и ее вердикт оказался сокрушительным для Баженова. Дворец императрице не понравился категорически. Екатерина приказала разобрать дворец. Новым архитектором был назначен Матвей Казаков, ученик Баженова, который принялся за строительство нового дворца. Строительство проходило тяжело и долго. Екатерина II скончалась в 1796 году, когда строительство Царицынского дворца было завершено на черновом уровне.

С этого момента и начинается история увядания Царицынского дворца. Ни одному из наследников престола дворец не приглянулся и царской резиденцией Царицыно так и не стало.





Большой дворец соединен с Хлебным домом галереей с аркой.








Перед Хлебным домом установлен памятник двум архитекторам, работавшими над строительством Царицынского архитектурного ансамбля Баженову и Казакову.


Музей Царицыно

Здесь же расположен вход в музей Царицыно. Вход во внутренние помещения дворца осуществляется через подземные ходы, таким образом с улицы дворец полностью запечатан. На официальном сайте музея Царицыно можно почерпнуть всю нужную информацию связанную с графиком работы музея и цен на билеты.





В первом же зале музея установлен макет дворца, демонстрирующий то состояние здания, в котором оно досталось реставраторам. Заброшенный, нежилой, дворец напоминал острог. В 1816 году о нем так и отозвался писатель Николай Карамзин: «Дворец похож на темницу».


В Большом дворце располагается как постоянные экспозиции, так и временные. И если временные экспозиции фотографировать запрещено, то постоянные выставки фотографировать можно, само собой без вспышки и без использования штатива. В начале осмотра нас встречает зал с археологическими находками, обнаруженными на территории Царицыно.





Еще одна интересная выставка это «Серебряная кладовая» дворца. Здесь представлены ювелирные изделия начиная с XVI до XIX века знаменитых ювелирных мастеров и ювелирных мастерских.


Кроме экспозиций можно насладится просто прогулкой по отреставрированным помещениям дворца. Правда будет трудно представить как здесь жили и веселились, потому что здесь никогда не играла музыка и не прошел ни один бал.














А из окон дворца открываются чудесные виды на территорию перед дворцом.





Екатерининский зал самый роскошный зал Большого дворца. После реконструкции он стал главным залом дворца и был назван в честь идейной вдохновительницы строительства императрицы Екатерины II. Паркетный пол, хрустальные люстры, лепной декор делают Екатерининский зал восхитительным.





Главным украшением зала служит статуя императрицы из мрамора, весом 3 тонны. Эта статуя украшала зал Московской городской Думы и чудом уцелела после революции 1917 года.








Вдоволь нагулявшись по Большому дворцу, на детальный осмотр всех экспозиций дворца ушел не один час, мы перебрались в Хлебный дом. Хлебный дом получил свое название в XIX веке по горельефам на фасаде дома — каравай хлеба с солонкой. За спинами архитекторов Большого дворца видны горельеф и вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль).


Мы оказываемся в парковой зоне ландшафтного музея-заповедника Царицыно. Территория его просто огромна, по ней можно гулять не меньше, чем по самому музею. Но скучать в парке не придется, ведь кроме восхитительной природы здесь расположено много рукотворных достопримечательностей.





И хоть встречаются порой в парке информационные стенды с картой местности, потерять ориентир очень просто. Хорошо, что хоть людей здесь и меньше, чем в парадной части заповедника, они все же встречаются и выход можно спросить у них. Мы же пошли гулять куда глаза глядят.

Кроме описанных выше, нами в Царицынском парке остались незамеченными следующие достопримечательности: павильон «Миловида», ротонда «Храм Цереры», несколько декоративных мостиков и статуй. Тем интереснее вам будет гулять по красивейшему парку.

Гулять по историческим местам не только приятно с эстетической точки зрения, при условии что эти исторические места отреставрированы и приведены в порядок, но и полезно для общего развития. Например кроме истории самого архитектурного ансамбля Царицыно, любопытно будет узнать следующее. Первые упоминания о месте, которое мы знаем как Царицыно, уходит корнями к XVI веку. В те далекие времена эти места носили название Черная Грязь. Впоследствии это название получила усадьба, которую возвели бояре Стрешневы. Сменялись ее владельцы и в марте 1683 года ее владельцем стал внук Ивана Стрешнева — Алексей Голицын, чей потомком Лев Сергеевич Голицын стал главный виноделом Удельного имения

May 10th, 2012

После посещения , я посетил
еще один новодельный комплекс- Большой Дворец в Царицыно. По самому парку доводилось гулять и ранее,
однако внутренности Большого Дворца отправился смотреть впервые. Отзывы разных этетствующих персон я слышал.
На слова "ужас, новодел" я, как правило, внимания не обращаю и стремлюсь составить собственное мнение.
Желающим прочитать исторический экскурс о Царицыно - рекомендую обратиться к Википедии , а сам продолжу свой рассказ, основанный на личных впечатлениях.


В парке нас встретила белка с традиционным "Орехи давай"

Белке было вербально объяснено, что мы здесь с экскурсионными целями, а не с белочно-покормочными.
В результате эфективного объяснения белка переключилась на других посетителей, а мы с drvini
отправились осматривать Большой Дворец.

Знакомство с Большим Дворцом началось с памятника архитекторам Василию Баженову и Матвею Козакову,
приложившим усилия к строительству этого архитектурного сооружения. Около этого памятника посетители
любят делать тервел-фото из серии "я и памятник". Причем выстраиваются в очередь. Мы с drvini
вместо классической фотографии стали фотографировать детали памятника. Чем вызвали удивление собравшихся.


Причем, у нас нашлись последователи. Они открыли для себя то, что макро - это может быть красиво.

Закончив с просветительской деятельнстью относительно макросъемки памятника мы с drvini
отправились вниз. Почему-то для того, чтобы войти в Большой Дворец в Царицыно сперва нужно спуститься в подземелье.

В подземелье посетителей ожидает гардероб, касса, кафе с ценами "средней жлобскости" и всякие сувенирные лавки.
Кроме билета заставят еще заплатить за фотосъемку .
И надеть бахилы. Причем бахилы выдает специально обученная тетушка. Только по входному билету и одну пару на один билет.
Если у вас разорвалась бахила при одевании - то вам выдадут другую.

После исполнения необходимых ритуалов по одеванию бахил и показыванию билетов можно подняться из подземелья на первый этаж.

В первом зале посетителей одидают генеалогические древа Рюриковичей и Романовых а также их бюсты.

И пройдя в следующий зал я понял, что сей музей мне скорее нравится, нежели не нравится.
Да, в нем нет шедевров мирового искусства, да он был создан в XXI-м веке. Ну и что!
Альтернатива была довольно простая: либо поддерживать руину в том виде в котором она сохранилась,
либо достроить дворцы, наполнить их экспонатами и позволить посетителям прикоснуться к русской истории.
Можно ли было сделать лучше? -наверное можно. Однако можно было сделать и хуже.

Экспонаты в основном представлены из 18-19 веков.

Вариант изразцов

Разного рода знаки

Посуда

Фрагменты рам


Часть экспонатов из Исторического музея

Перчатки и головной убор

Залы

Вазы, посуда

На стене картины, посвященные Царицыно


Они простенькие, однако для тех, кому интересна история Царицыно могут быть интересными.

Чехлы для телефонов:)


Подставка для планшета:)

Утварь

Зал с фрагментами подлинной кладки

Макет Большого недостроенного Дворца в Царицыно


Обратите внимание - на стенах уже стали расти деревья. И они действительно начинали расти
на стенах Большого Дворца.



Здесь можно отправиться в нижний зал


Там представлены всякие археологические находки в Царицыно.


Дальше средних веков культурный слой не исследовали.

Там же представлена выставка изделий из серебра. 19-й 20 век.

Мне очень понравился этот письменный прибор.


Правда, в наше время он довольно бесполезный:)

И вот это серебряное членистоногое

Фрагмент подлиной кладки

Запомнились также кошелечек для мелочи


drvini сказал, что он довольно прочный

и щеточка для усов


Экспозиция серебряных изделий довольно интересная. Однако, отправимся дальше.

Обратите внимание: кроме лестниц предусмотрели возможность подниматься в колясках

Стоит отметить также, что таблички используют шрифт Брайля для людей с ограниченными зрительными возможностями.
И на некоторых экспонатах висит вот такая вот ладошка, которая означает, что экспонат можно трогать:

Фрагмент парадного входа


В обычные дни он закрыт.

И входим мы в Екатерининский зал


смесь белого и желтого цветов. Во главе зала стоит памятник Екатерине Великой.

Однако обратимся к деталям.

Ручки на дверях. Интересно, а в Петергофе, Гатчине и пр. дворцах там тоже ручки на саморезах?
Если доведется вновь посетить - непременно обращу внимание. Интересно ведь.

Фрагмент колонны

Двери

Позолота кое-где слезает

Светильник

Подставка

Обратите внимание - саморезы тут покрыты позолотой

Подставка светильника

Орнамент

Колонна

Памятник Екатерине Великой

Вид зала:

Вид с противоположной стороны



Балкон

Дальше несколько залов, посвященных Екатерине Великой. О них подробно рассказывать
не буду - там несколько картин, одежда, монетки:

Особо хочу рассказать про музейных работников. Они все вежливые, однако как только вы достанете фотоаппарат они
будут на вас накидываться с вопросом "Есть ли билет на фотосъемку". Причем, чем ближе музейный работник
ко входу - тем легче он верит на слово. Дальше от входа музейный работник предлагает этот билет показать.
И это происходит в каждом зале.

Причем имя им Легион. Оптимальное решение - это бейдж, куда можно вложить билет. Однако, на входе его не дают.
Поэтому будьте готовы к подобному третированию.
При этом я не понимаю ЗА ЧТО музейщики собирают деньги за фотосъемку. Они не выставляют специально свет для фото
и не охраняют экспонат от посетителей без фотоаппаратов, чтобы кадр у фотографирующего получился лучше.
Они третируют посетителей вопросами "есть ли у них билет на фотосъемку", говоря, что просто делают свою работу.
На мой взгляд их работа в первую очередь заключается в том, чтобы у посетителей от музея сложилось хорошее
впечатление и туда хотелось еще раз прийти и порекомендовать совим знакомым зайти в этот музей.
А так - остается впечатление о злобных музейных церберах, которые не дают и кадра сделать без оплаты.
В кассах, кстати, при покупке билетов на фотосъемку кассирши инструктируют о том, что нельзя
самому фотографироваться на фоне экспонатов. Выглядит довольно дико.

Впрочем, вернемся к экспонатам.

Гламурный сервиз

Изделия из серебра

Часы

Вид из окна

Собственно говоря на этом рассказ об экспозиции Большого Дворца в Царицыно я заканчиваю.

Несколько слов скажу по остальным выставкам.

На втором этаже представлены картины художника Василия Нестеренко.
В основном - это эпические полотна, посвященные событиям 1612 и 1812 годов. Мне понравилось то, как у Василия получается писать лица людей.
Довольно выразительно получается.

Кроме Большого Дворца в Царицыно есть еще и Хлебный зал. В этот самый зал, кроме отдельного входного билета
нужно еще покупать отдельный билет на фотосъемку. При этом, там музейные работники не только не ставят свет
и не охраняют фотографа от других посетителей, чтобы получился удачно сделанный кадр, но еще и не все экспонаты позволяют фотографировать.
Я то наивный думал, что отдал один раз 100 рублей за фотосъемку и ходи и фотографируй. Ан нет - оказалось не все так просто!
Музейный цербер мигом мне объяснил о том, что билет мой действителен только в Большом дворце, а тут у них Хлебный зал с отдельным билетом на фотосъемку.
Перед тем как музейный цербер мне все это объяснил, мне удалось сделать пару кадров, которыми я делюсь с вами, мои дорогие читатели.
На одной из выставок представлена экспозиция женской одежды 20-го века


Там еще были всякие флаконы духов типа "Красная Москва", "Садко", "Черный ларец" и пр. Но музейный цербер зорко следил за тем,
чтобы я не сделал лишний кадр.

На другой выставке Хлебного зала - экспозиция народных промыслов:


Подводя итог моего рассказа, могу сказать, что музей в Царицыно мне скорее понравился, чем не понравился.
Не то, чтобы возникло желание туда еще раз пойти. Мне больше по парку нравится гулять.
Но не возникло отторжения от того, что я увидел. Т.е. получился довольно неплохой современный музей который вполне можно посетить.
В котором проводятся всякие выставки и мероприятия и вполне может быть что-то интересное.
Официальный сайт музея Царицыно: http://www.tsaritsyno-museum.ru/ru/
Сайт достаточно информативный.

Большой Царицынский дворец - дворец, входящий в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Построенный Матвеем Казаковым в 1786-1796 годах на месте разобранных зданий Василия Баженова, дворец стал главной постройкой для несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины II.

ПОСЛЕ СМЕРТИ ЕКАТЕРИНЫ II В 1796 Г. БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ БОЛЬШОЙ ЦАРИЦЫНСКИЙ ДВОРЕЦ,

ПРИ СОЗДАНИИ в парке Царицыно БОЛЬШОГО ДВОРЦА ПЕРЕД М.Ф. КАЗАКОВЫМ СТОЯЛА СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА - ЕМУ ПРЕДСТОЯЛО ВСТРОИТЬ НОВОЕ ЗДАНИЕ В УЖЕ СЛОЖИВШИЙСЯ АНСАМБЛЬ.
ПО ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ ДВА КВАДРАТНЫХ В ПЛАНЕ ТРЕХЭТАЖНЫХ КОРПУСА, ПО УГЛАМ КОТОРЫХ РАСПОЛАГАЛИСЬ ГРАНЕНЫЕ ВОСЬМИУГОЛЬНЫЕ БАШНИ ПОД ШАТРОВЫМИ КРОВЛЯМИ. ЭТИ ДВА КОРПУСА СОЕДИНЯЛИСЬ МЕЖДУ СОБОЙ ЧЕТЫРЕХЭТАЖНОЙ УЗКОЙ ГАЛЕРЕЕЙ С ВЫСОКОЙ СКАТНОЙ КРОВЛЕЙ, УВЕНЧАННОЙ БЕЛЬВЕДЕРОМ. НО ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ПРОЕКТА НЕ БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН. В РЕЗУЛЬТАТЕ КОРПУСА, БАШНИ И ГАЛЕРЕЯ БЫЛИ ПОНИЖЕНЫ НА ОДИН ЭТАЖ, А ДЕКОР СТЕН И КРОВЕЛЬ УПРОЩЕН.

ПОСЛЕ СМЕРТИ ЕКАТЕРИНЫ II В 1796 Г. БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ ОСТАЛСЯ НЕДОСТРОЕННЫМ. В НАЧАЛЕ 1880 Х ГОДОВ БОЛЬШОЙ ЦАРИЦЫНСКИЙ ДВОРЕЦ, НЕ РЕМОНТИРОВАВШИЙСЯ БОЛЬШЕ СТОЛЕТИЯ, СТАЛ СТРЕМИТЕЛЬНО РАЗРУШАТЬСЯ, И ВО ИЗБЕЖАНИЕ КАТАСТРОФЫ ИЛИ ПОЖАРА С НЕГО РЕШИЛИ СНЯТЬ ОСТАТКИ КРЫШИ И УНИЧТОЖИТЬ ПОКРЫТИЯ БАШЕН.

Выполненный в характерной для Царицына стиле псевдоготики, Большой Царицынский дворец несёт в себе явные черты классицизма и является ярким памятником архитектуры XVIII века. За всю свою историю постройке не нашлось достойного применения, уже в начале XIX века она стала превращаться в живописную руину.

(1786-1796), построен арх. М.Ф. Казаковым на месте разобранного Главного корпуса дворца Ее Императорского Величества и Их Императорских Высочеств В.И.Баженова.

Строительство велось, главным образом, помощниками архитектора. В отличие от построек Баженова, Большой дворец М.Ф. Казакова представляет собой более компромиссный вариант соединения классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее “готическим” декоративным убранством. Дворец имеет 68 саженей в длину и 20 саженей в ширину и господствует в панораме Царицына. Предполагавшаяся площадь постройки – около 8000 кв.м. Размерам постройки соответствует укрупненный масштаб белокаменного декора: колонн большого ордера по углам башен, стрельчатых аркад лоджий, карнизов.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Он в общих чертах сохранил баженовский план, но теперь грандиозный дворец уже доминировал над окружающими постройками. Из-за проблем с финансированием потребовалось еще 10 лет работы, чтобы дворец был готов. Его покрыли временной крышей, но внезапная смерть Екатерины и восшествие на престол Павла поставили крест на царицынском ансамбле: строить там запретили.

Со временем незавершенный дворец в Царицыно превращался в огромную руину. Все, что было возможно, разворовали, на крыше росли деревья, от здания оставались только стены. Но в 2007 году его отреставрировали. А так как здание не было завершено исторически, реставраторы сделали много отступлений. Так родился уже третий Большой Царицынский Дворец.

Больше всего вопросов вызвала кровля и внутренние интерьеры. В конце XVIII века железную крышу дворца покрасили черной краской, что придало ему мрачный вид. Теперь кровля зеленая и украшена множеством декоративных элементов. Внутри Большого Дворца Матвей Казаков спроектировал около 120 помещений, но замыслы зодчего по их отделке неизвестны.

Интерьеры Царицынского дворца стилизовали под XVIII век. На втором этаже Казаков разместил два одинаковых по размеру зала-галереи по разные стороны от парадной лестницы.

Путеводитель по архитектурным стилям

Западный зал предварял апартаменты Екатерины II. Сейчас «Екатерининский зал» роскошно стилизован: мрамор, позолота, хрустальные люстры. Его украшает лепной декор на тему «Триумф Екатерины» работы В. Агейченко и Р. Сайфутдинова, и триптих Е. Максимова на тему коронации императрицы в Москве в 1762 году. Золотыми буквами по верху стены над балконом выбито высказывание Екатерины II: «Власть без доверия народа ничего не значит».

Главное украшение «Екатерининского зала» - статуя Екатерины II работы А.М. Опекушина. Скульптор создал ее в 1889 году для конкурса на памятник императрице в Ростове-на-Дону. Тогда выбрали другой проект, а статуя Опекушина в 1896 году украсила зал заседаний Московской Городской Думы. В советское время она чудом уцелела, так как ее мрамор хотели использовать для бюстов Карла Маркса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. С 1952 года статуя Екатерины II хранилась в Ереване в Государственной картинной галерее Армении. В 2003 правительство Москвы и Республики Армении договорились о возвращении скульптуры в Москву.

А перед апартаментами цесаревича Павла Петровича также устроили приемный зал. Его назвали «Таврическим» в честь Г.А. Потемкина-Таврического. Зал украсили мраморными колоннами, росписью на потолке в вишневых тонах.

В Большом Дворце в Царицыно работает музей, где можно узнать об истории строительства и восстановления здания, осмотреть Екатерининский и Таврический залы, посетить временные выставки в помещениях, которые задумывали как личные покои.

Говорят, что... ...выбор Матвея Казакова главным архитектором переделки Царицыно был не случайным. Во время визита в Москву Екатерина осматривала и Сенатский дворец. Еще не законченная постройка привела ее в восхищение. Говорят, что больше всего на нее произвел впечатление эффектный поступок архитектора. Работники боялись разбирать укрепления купола, полагая, что он рухнет, ведь такого большого купола в России раньше не строили. Тогда Матвей Казаков забрался на вершину и простоял там до тех пор, пока кружала не сняли.

Фото из интерьеров и экспозиции Большого Царицынского Дворца:

Величавый Большой дворец музея-заповедника «Царицыно» является доминантой этого прекрасного дворцово-паркового комплекса, расположенного на южных окраинах Москвы. О его непростой истории вы узнаете из этой статьи.

А началось все в 1775 году, когда императрица Екатерина II, пораженная красотой и «деревенской» тишиной этого места, выкупает владение Черная Грязь у тогдашних владельцев - сыновей молдавского господаря Дмитрия Кантемира - за 30 тысяч рублей. Неприятное на слух название сразу же изменили на , что звучало благозвучно и по статусу.

Практически сразу зодчему было поручено обустройство новой царской резиденции «во вкусе готики». Архитектор по своему понял пожелание по стилю постройки и спроектировал здания в смешении форм московского барокко и древнего русского зодчества. Основными материалами стали белый камень и красный обожженный кирпич.

На территории парка планировалось возвести 5 дворцовых зданий для Екатерины и членов ее семьи, а также всевозможные вспомогательные строения для свиты, прислуги и для хозяйственных целей. Ни одна постройка не была похожа одна на другую ни размерами, ни геометрией. Изящный план исключительно гармонировал с существовавшим тогда ландшафтом, и императрица дала добро на его осуществление.

Работы начались в 1776 году, но шли с трудом из-за трудностей с финансами. Баженову иногда приходилось закладывать даже свое имущество и таким образом доставать деньги, чтобы стройка не приостанавливалась.

В 1785 году Екатерина II прибывает с инспекцией в Царицыно и даже осматривает Главный - Большой - дворец. Высказав неудовольствие по поводу непомерно узких и тесных залов, по ее мнению, она уезжает из будущей резиденции. Практически сразу Баженова отстраняют от дальнейшего строительства, а его место занимает уже его бывший ученик - . По приказу императрицы старые строения демонтируют.

Не будем особо разбираться в причинах такого поведения царицы, но некоторые историки усматривают в этом ее недовольство связями Баженова с представителями политической элиты Российской империи той поры. Будучи масоном, он водил дружбу с главой московской ложи Николаем Ивановичем Новиковым, который ратовал за немедленную передачу власти ее сыну Павлу.

В начале 1786-го Казаков предоставил на рассмотрение царице новый проект Большого дворца и получил высочайшее одобрение. Уже в марте месяце начались работы по демонтажу практически законченных трех корпусов и 18 июня, на их месте, началось строительство «по вновь конфирмованному учиненному зодчим Казаковым плану».

Изначальный проект подразумевал во дворце устройство 3 уровней, без учета цоколя, высокие завершения, масштабные и квадратные в проекции торцевые строения, между которыми размещался центральный монументальный корпус с бельведером на крыше.

К сожалению, задуманное не было осуществлено. Как и при Баженове, вопрос уперся в финансы, которые не выделялись вовсе после начала в 1790-м очередной русско-турецкой войны, хотя поначалу работы шли споро. Лишь три года спустя - в 1793-м - работы возобновились, но по желанию императрицы первоначальный проект значительно переработали в сторону снижения расходов.

Так, было решено оставить лишь два этажа в Главном корпусе Большого дворца, из-за чего силуэт строения получил несколько расплывчатые формы и пропорционально плохо связывался с уже отстроенными боковыми корпусами покоев Екатерины (справа) и цесаревича Павла (слева). В итоге центральная часть получилась, ко всему прочему, узкая и являлась, в большей мере, проходной галереей.

Главным визуальным элементом Большого дворца в Царицыно стали размещенные по углам строения башни. Именно с их помощью добились приданию силуэту постройки готических форм, хотя их завершения по стилистике больше напоминают башни московского Кремля.

Вместе с тем, в облике дворца явно проступают признаки классицистического стиля, который к последней декаде XVIII столетия стал широко применяться в российском зодчестве.

Выдержанная симметрия и трехчастное дробление фасадной плоскости придают строению уравновешенность, а благодаря монументальным полуколоннам визуально выделяются угловые части башен. Колоннадой оформлен и парадный вход.

Некоторую тяжеловесность фасадам добавляет часть декоративных элементов: массивные сандрики, устроенные в торцевых корпусах лоджии, стрельчатая, «под готику», аркада верхнего уровня главного здания. Кстати, стрельчатые арки вокруг окон носят лишь декоративные функции, а сами проемы, в большинстве своем, имеют прямоугольную форму.

Таким образом, в отличие от баженовского проекта, Казакову удалось придать Большому Царицынскому дворцу действительно «державную мощь», и все это благодаря большему внесению в декор классических элементов и некоторого нивелирования готического стиля и «московского барокко».

В 1796 году все строение укрыли временной кровлей мрачноватого - черного - цвета, что вызвало негативную реакцию и у специалистов, и у обывателей той поры. Началась и отделка внутренних помещений. Все шло к скорому завершению строительства, но …

В том же году умирает императрица Екатерина и работы были практически приостановлены, а после посещения этого места в марте месяце 1797-го взошедшим на российский престол Павлом I было исполнено его повеление «в селе Царицыне никаких строений не производить».

Так и стоял незаконченный Большой дворец более двух веков, пока в начале XXI века не был реконструирован. Правда, из-за определенных новшеств в оформлении фасадов и изменения декора и планировки внутренних помещений, многие специалисты назвали это не реставрацией, а новоделом, но стоит понимать, что бывшую резиденцию перестраивали не для проживания важных особ, а под открытие здесь музейно-выставочного комплекса. В результате проделанной работы во дворце появились и интерьерные залы - «Екатерининский» и «Таврический».

Екатерининский зал Большого Царицынского дворца

Екатерининский зал, названый в честь императрицы Екатерины Великой, занимает первый уровень Большого Царицынского дворца, по правую сторону от парадного марша. Особый шик ему придают паркетное покрытие пола, выполненное из ряда ценных пород деревьев, и сверкающие хрустальными подвесками люстры, отбрасывающие свет на позолоченный декор стен и потолка.

Лепной декор выполнен скульпторами Ринатом Сайфутдиновым и Владимиром Агейченко и обыгрывает тематику «Триумф Екатерины». Триптих создан художником Евгением Николаевичем Максимовым, на котором представлены торжества по случаю коронации Екатерины II в Москве, взошедшей на престол в 1762 году. Балкон оформлен бессмертным высказыванием императрицы «Власть без доверия народа ничего не значит», набранным покрытыми позолотой буквами.

Еще одним интересным украшением Екатерининского зала в Царицыно стала скульптура Екатерины, созданная известным мастером Александром Михайловичем Опекушиным - автором в Москве. Интересная история этой трехтонной, 260-сантиметровой статуи, высеченной из каррарского мрамора. С 1896 года она находилась в зале заседаний Городской думы и чудесным образом не была уничтожена пришедшими в 1917-м году к власти большевиками. Установили ее здесь в 2006-м году.

Вот такова история строительства Большого дворца в Царицыне.