Монеты. Электронные деньги: преимущества и недостатки

Одной из наиболее ранних теорий денег является металлическая теория денег. Представителями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итальянский меркантилист Галлиани (VXIII в.) и французский меркантилист Монкретьен.

Особенное развитие получают идеи меркантилизма в XVI и XVII в. в., когда большое значение в экономике западных стран приобретает развитие мануфактур и торгового капитала. Накопление денег и благородных металлов, составляло тогда главную цель торговли и служило важнейшей предпосылкой к развитию промышленности, торговли, накоплению средств в стране.

Исторически первый тип денежного обращения базировался на использовании металлических денег - золота и серебра.

Развитие ремесел и особенно плавки металлов несколько упростило дело. Роль посредников в обмене прочно закрепляется за слитками металлов. Первоначально это были медь, бронза, железо. Эти обменные эквиваленты расширяют сферу действия и стабилизируются, превращаясь тем самым в подлинные деньги в современном смысле.

Так как ранней формой металлических денег были слитки разной формы (проволоки, пластины и др.), то наименования многих денежных единиц отражают весовые единицы: фунт стерлингов, ливр, марка и т.д.

Металлические деньги имели разную форму: сначала штучную, затем весовую. По мере увеличения общественного богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за драгоценными металлами (серебром, золотом), которые в силу своей редкости, высокой ценности при малом объеме, однородности, делимости и прочих полезных качествах были, можно сказать, обречены, выполнять роль денежного материала в течение длительного периода человеческой истории.

Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со времени своего возникновения претерпели значительные изменения, проявившиеся в переходе от применения одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования, повышении их роли и цены.

Развитие бартера, его интенсивность обусловили выделение денег в качестве всеобщего эквивалента, материальной основой которых явились драгоценные металлы и прежде всего золото. Товары изготовляемые из наиболее дорогих металлов (золото, серебро, др. металлы) имели большую ценность, а значит и наминал. Самыми дорогими считались золотые слитки и монеты.

Преимущество золотых денег по сравнению с другими эквивалентами (скотом, мехами) состояли в однородности денежного материала, его делимости, сохранности от порчи. Золотые монеты даже небольшого размера (которые к тому же легко потерять) обладали значительной стоимостью, в связи с чем возникали трудности при покупке товаров на небольшую сумму. Постепенно во всем мире перестали применять золото в качестве материала для изготовления денег. Поэтому немалая часть населения предпочитала пользоваться денежными знаками из бумаги (которые свободно обменивались на золото), в том числе бумажные деньги и кредитные деньги (банкноты).

Деньги из металла

Переход от товарных денег к металлическим был закономерным этапом эволюции формы денег. Во всех обществах на роль эквивалента стоимости всегда претендовал самый востребованный товар, что позволяло произвести обмен, который удовлетворял всех участников. Товарные деньги обязательно должны были быть долговечными, что позволяло отложить следующий обмен во времени или перенести его в другое место. Металлы удовлетворяли всем требованиям к вещным деньгам в максимальной степени.

Товарные металлические деньги

Металлы стали накапливаться еще в первобытных обществах, а первыми источниками поступления металлов были метеориты и самородные месторождения. Овладение методами обработки позволило соединять мелкие частицы (песок) в монолитный металлический слиток, который служил сырьем для производства орудия труда, посуды или оружия, обладавшим превосходным качеством по сравнению с привычными. Металлические слитки имели собственную ценность не в их потребительских свойствах (их просто не было), а как сырье. Часть слитков находящихся в обращении могло соединяться в одно изделие или разрубаться вновь на части.

Преимущества металлических денег

Стоимость металлических слитков не изменялась в зависимости от сезона, тогда как другие товары сильно меняли свою цену в разные времена года. Больше того, в отличие от остальных товарных денег, которые были продуктами, обладавшими потребительскими свойствами такими как скот, зерно, шкуры, металлы не теряли свои свойства при долгом хранении. На протяжении тысячелетий металлы не падали в цене, так как развитие технологий постоянно требовало их все в большем объеме.

На стоимость разных металлов влияла редкость в природе, трудность добычи, красота, накопленный объем и физические свойства, которые определяли потребительские свойства изделий из них. Некоторые металлы вообще были недооценены древними людьми, как платина, которую долгое время считали плохим серебром за невзрачный вид.

Слитки из самородного металла легко сравнивались простым взвешиванием. Но с появлением в обращении слитков, имеющих разное содержание ценных металлов, возникла проблема сравнения их стоимости относительно друг друга.

Появление монет

Собственно вес слитка можно было легко проверить, что, однако, не гарантировало содержание в нем должного количества ценного металла. Гарантию стали давать государства, ставшие основным производителем металлических слитков. В древности только власти обладали технологией отливки и чеканки и достаточным количеством металла, который собирался в виде налога. Разнородные слитки переплавляли в стандартизированные, на которых чеканили знаки, удостоверявшие соотношение содержания ценного металла и вес слитка.

Даже такая незавершенная стандартизация позволила многократно увеличить товарообмен, так как участники прекратили при каждой сделке взвешивать слитки и проверять их подлинность. Чеканка номинала веса и содержания металла вызывала доверие к таким слиткам.

Происхождение монет

Впервые округлую форму слиткам, которая была быстро оценена другими греческими городами-государствами, придали в Лидии, находившейся на территории современной Турции. Круглая форма позволяла сравнить круглые слитки одного достоинства простым наложением друг на друга. Для предотвращения подделки и спиливания с обеих сторон печатали изображения, а позднее стали наносить риски на гурт (боковую поверхность). Чаще всего на слитках чеканили изображения властителя или божества господствующего культа, что сделало их средством пропаганды государства эмитента.

Слово монета

Наименование монета по отношению к округлым стандартным слиткам появилось в Древнем Риме, когда монетный двор располагался на территории храма, посвященному богине по имени Юнона Монета .

Понятие монета и само слово монета разошлись по всей огромной империи Древнего Рима и стали общепризнанными. Термин монета и слово монета перешли во многие языки народов мира без всякого изменения.

Распространение монет

Круглая форма металлических денег стала стандартом для всей Европы, так как греческие поселения располагались по всему Средиземноморью. Завоевания Александра Македонского познакомили с круглыми слитками жителей Индии и Китая. В этих странах издревле было распространено такое средство обмена, как ракушка каури, в которой просверливали отверстия для того, чтобы собирать и хранить в виде бус. По аналогии многие металлические слитки этих стран так же отливали с дырочками, а впоследствии и круглые монеты.

Со временем слово монета стала нарицательным для обозначения всех металлических денег, независимо от их формы.

Защита монеты

В некоторых странах экспериментировали с формой монет для усиления защиты монеты от спиливания. Округлая форма не предохраняла от злоумышленников, равномерно спиливающих металл по краям. Если в Европе для усиления защиты монет стали использовать гурт монеты, то в Азии стали выпускать монеты в виде многогранников. Наличие углов, как и риски на гурте, предохраняло монеты от спиливания по краям.

Защита монеты от подделки усовершенствовалась с увеличением денежного оборота, так как это укрепляло доверие к деньгами и повышало авторитет государства эмитента. В крупных государствах качество монет, благодаря высокому уровню чеканки, делало их подделку не рентабельным.

Наименования монет

Как правило, наименования монет имели происхождение от весовой единицы, принятой в государстве, выпустившим ее в обращение. Всем известны названия монет шекель , фунт , гривна , используемые и в наше время. В других государствах, имевших развитую систему монет или не чеканивших собственные, наименования монет были произвольными.

Например, русская монета или монета Киевской Руси обычно получала название по металлу – сребреники и золотники или по способу получения – резанием или разделением слитка – полушка, полуденга, резана, рубль.

Понятие монета

Понятие монета как стандартизированный слиток металла стало применяться вообще как понятие всех денег. Вместе с появлением монет произошло качественное изменение в восприятии людей понятия денег, как самостоятельной условной единицей измерения стоимости, оторванной от её потребительской ценности.

Монеты как деньги отвечали всем требованиям к деньгам как вещный условный товар.

Функции монет

Монеты позволили упорядочить ценообразование. С появлением монет функция денег мера стоимости стала наглядной. Стоимости и цена стали измеряться условными единицами, как расстояние в метрах или вес в килограммах. Единообразие денег на территории государства позволило создать масштаб цен, наиболее точно соответствующий трудозатратам на изготовления товара. Устойчивое положение денег в виде монет позволило объективно соизмерять интересы обеих сторон сделки в виде цены товара, разнесенной во времени и пространстве.

Недостатки монет

Однако металлический носитель денег в виде монеты был материален, что выражалось в истирании металла с монеты и несоответствии содержания ценного металла.

Со временем монеты, особенно от частого обращения, портились – истирались, что делало их вес отличным от того номинала, который был вычеканен на монете. Как правило, истертые монеты - фактически испорченные как вещный товар – еще долго оставались в обороте по той же цене (номиналу), как и только что отчеканенные.

Собственно портить монеты стали сами эмитенты – государства в поисках доходов уменьшали вес монет, а чаще (что не так наглядно) уменьшали содержание ценного металла в составе монет. Ухудшение монет приводило к недовольству народа, что заканчивалось изъятием и заменой неполноценных монет полновесными монетами. Со временем все повторялось снова.

Такой опыт послужил основанием для появления терминов:

  • полноценные деньги
  • полноценные монеты
  • неполноценные деньги
  • номинал денег
  • номинал монеты
  • реальная стоимость денег
  • внутренняя стоимость денег
  • представительная стоимость денег
  • нарицательная стоимость денег
  • номинальная стоимость денег
  • дематериализация денег

Абстрагирование понятия денег (дематериализация денег) постепенно приводило к новому понятию денег – как невещественных знаков – единиц стоимости, носителем для которых мог служить любой другой материал, а не только металлы. Неудобство (большой вес) и риск перевозки (особенно больших сумм) монет позволил безболезненно перейти к бумажным деньгам. В отличие от монет, имеющих большую внутреннюю стоимость, связанную с добычей металла и расходами на чеканку, внутренняя стоимость бумажек не сопоставима с представительной стоимостью.

Монетное обращение

В разное время и в разных государствах системой металлического обращения денег был монометаллизм или биметаллизм.

Золото и серебро были признаны драгоценными металлами еще с древних времен, поэтому естественно, что в зависимости от наличия того или другого металла его принимали за основу финансовой политики государства.

Медь чаще всего использовали в качестве разменной монеты, так свою функцию мирового металла человечества она уступило железу, которое стало добываться в огромных количествах.

Фактически медь почти всегда выступала дополнительным металлом к золоту и серебру, так как обладала меньшей удельной стоимость, что позволяло ей претендовать на роль металла для разменной монеты.

Биметаллизм утратил свой смысл с резким падением стоимости серебра, вызванного открытием богатых месторождений в Южной Америке, где даже одна из стран – Аргентина - получила наименование, созвучное химическому названию серебра. В конце XX столетия закончился и век золотого монометаллизма, когда Соединенные Штаты отказались от привязки своей валюты к золоту. В наше время золото стало лишь товаром (сырьем), обладающим большой ценой.

Сегодня уже не стоит считать монеты за полноценные деньги. Порой разменная монета имеет внутреннюю стоимость, превышающую их номинал, но чаще использование металлов в качестве материала для монет объясняется только их хорошими физическими свойствами.

В современном понимании денег монеты не играют никакой роли. Роль монет в качестве денег в далеком прошлом.

Статьи, в которых встречается понятие монета:

Схожие понятия:

  • аккредитив
  • акция
  • банковские вклады
  • банковский счет
  • банковская карта
  • безналичные расчёты
  • бумажные деньги
  • валюта
  • валютная система
  • вексель
  • виртуальные деньги
  • виртуальная валюта - валюта виртуальная
  • виртуальная карта
  • вклады депозитные
  • выручка
  • дебетовая карта
  • денежная система
  • денежные агрегаты
  • денежные переводы
  • денежный оборот
  • денежный оборот безналичный
  • денежный оборот наличный
  • денежный рынок
  • деньги безналичные
  • деньги наличные
  • деньги в интернете
  • деньги стандартные
  • деньги фиатные - фиатные деньги - фидуциарные деньги - декретные деньги
  • деньги государственные - стандартные деньги - фидуциарные деньги
  • деньги декретные - декретные деньги - деньги фиатные
  • денежный знак
  • денежная система - денежное обращение
  • денежное обращение - денежная система
  • депозитные вклады
  • дропшиппинг
  • залог
  • заработная плата
  • интернет коммерция
  • интернет магазин
  • интернет кошелек
  • интернет терминал
  • ипотека
  • ипотечное кредитование
  • ипотечный кредит
  • клиринг
  • коммерческие банки
  • копейка
  • корреспондентский счет
  • кредит
  • кредитная карта
  • кредитная организация
  • кредит без залога
  • кредит в банке
  • кредиты физическим лицам
  • кредитная линия
  • кредитные деньги
  • кредитный брокер
  • кредитование
  • кредитор
  • купюра
  • лизинг
  • лицевой счет
  • магнитные карты
  • монетка
  • монеты
  • работа с текстом на компьютере
  • работа с изображениями
  • работа с видео
  • - удаленная работа - дистанционная работа - работа на дому
  • рабочее время
  • разработчик сайта
  • расчетный счет
  • рентабельность
  • системы электронных платежей - электронные платежные системы
  • cкрипт
  • смарт-карта
  • современные деньги
  • ссуда
  • счет в банке
  • счет валютный
  • счет корреспондентский
  • счет лицевой
  • счет расчетный
  • счет текущий
  • текущий счет
  • терминалы оплаты
  • удаленный офис - удаленный рабочий стол
  • удаленная работа - работа удаленная - работа на дому - домашняя работа
  • удаленный рабочий стол - удаленный офис
  • уникасса
  • фиатные деньги
  • финансовая система рф
  • финансовая система
  • фриланс
  • фрилансер
  • фьючерс
  • хеджирование
  • ценные бумаги
  • цифровой магазин
  • цифровые товары
  • чековая книжка
  • чистый доход
  • экономический рост
  • электронная коммерция
  • электронный магазин
  • электронные деньги
  • электронные платежи
  • электронные платежные системы - системы электронных платежей
  • электронный кошелёк
  • эмиссия
  • эмитент
  • эникейщик




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
  • Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
  • В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
  • Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
  • Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
  • Деловая игра «ЭмиТент » и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
  • Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
  • Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
  • Работа соответствует требованию ФГОС : создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.

МЕТОДИКА УРОКА

Класс: девятый.

Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.

Задачи:

  • Организовать познавательную деятельность учащихся для формирования информационно-коммуникационной и коммуникативной компетентностей;
  • Создать условия для практической работы учащихся и совершенствования УУД.

Предметные УУД :

  • определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
  • сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.

Метапредметные УУД :

  • самостоятельно формулировать цель;
  • преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.

Усвоить концепции:

  • Преимущества и недостатки различных видов денег;
  • Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока : урок информационного поиска и проектирования.

Формы работы : фронтальная и групповая.

Педагогические технологии : ИК-технологии и проектная технология

Подходы : личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран
  • медиатека кабинета, ЭОР;
  • интернет-ресурсы;
  • классная доска;
  • наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
  • учебные пособия:
    • «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
    • «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
    • «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
    • «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
    • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
    • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

  • Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
  • Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
  • Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
  • Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.

Оформление кабинета :

  • Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
  • Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1 ).

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент - 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин

Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент . Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ» , т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.

3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин

Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ » оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1 ).

Вопросы:

  • Какая информация скрыта на слайде?
  • Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
  • Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
  • Сравните электронные и кредитные деньги.
  • Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
  • Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?

4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин

Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2 ).

На доске записана следующая информация:

Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»

Список литературы:

  • «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
  • И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
  • «Прикладная экономика» с.181-196.
  • С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
  • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
  • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.

Размещены наглядные пособия:

  • плакат «Национальные валюты»,
  • коллекция «Деньги разных времён и государств»,
  • коллекция «Виды денег».

Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.

Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5 :

  • Почему Центробанк называют эмиссионным?
  • Являются ли деньги ценными бумагами?
  • Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
  • Кто может выпускать ценные бумаги?
  • Что относится к ценным бумагам?

Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:

  • Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
  • Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
  • Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.

5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин

5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16 ).

Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1 ). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги» ; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.

Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3 ) и оценки «5».

5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15 ).

В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных » изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.

5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)

Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.

6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин

Жюри «комиссия МВФ » сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»

7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин

«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:

  • «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
  • «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
  • «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
  • «Настоящее и будущее денег».

Исследование особенностей денежной сферы выступает в качестве одного из обязательных элементов построения моделей хозяйственных систем. Ключевым аспектом существующих сегодня концепций является "конечный продукт", представленный в виде рекомендаций по осуществлению мероприятий экономической политики.

Актуальность вопроса

Любая теория денег (металлическая, номиналистическая, количественная ) развивается в тесной связи с эволюцией финансовых систем. Она, в свою очередь, предопределяет основные сдвиги в методологии и тематике исследований. История показывает, что все теории денег - металлистическая, номиналистическая и количественная - возникали и противопоставлялись друг другу, как правило, в связи с необходимостью решать конкретные вопросы, ответы на которые требовало совершенствование хозяйственных взаимодействий. Практическая ориентированность концепций, обусловленность текущими нуждами экономики отделяют учение о финансовой системе от прочих политэкономических дисциплин.

Металлическая, номиналистическая теории денег

Во многих случаях новая концепция возникает на базе противоречий, выявленных в предыдущих гипотезах. В качестве создателей номинализма выступали средневековые юристы. Впоследствии развитие концепции обуславливалось критикой существовавших идей. В период первоначального накопления капитала в западноевропейских странах появилась металлическая теория. Ее сторонники - меркантилисты - полагали, что в качестве источника богатства общества выступает внешняя торговля. Ее активное сальдо обеспечивает поступление в страну драгметаллов. Впоследствии приверженцы учения стали считать, что источник богатства - сельское хозяйство и мануфактура. Номиналисты, в свою очередь, полагали, что деньги являются только идеальными счетными единицами. Они обслуживают товарообмен и выступают в качестве продукта государственной власти. Рассмотрим подробнее основные аспекты номиналистической теории.

Общая характеристика концепции

Номиналистическим характером обладала, по сути, теория об идеальной денежной единице измерения. Ее сторонниками были Дж. Беркли и Дж. Стюарт. Они считали, что наименования денег (франк, фунт стерлингов, талер и пр.) выражают идеальные атомы цены. Ключевое значение имеет только название единицы. Номиналистическая теория отрицает значение металлического содержания капитала.

Специфика

В 20-м столетии немецкий ученый Кнапп начал рассматривать деньги как "продукт правопорядка", творение госвласти. Он утверждал, что они используются в качестве средства платежа вне зависимости от их содержания. Таким образом, Кнапп освободил деньги от какой-либо связи с металлом, сделав их условными знаками, платежеспособность которых определяется государством. В своем анализе ученый принимал во внимание только бумажные купюры и Из исследования был исключен кредитный капитал. Это впоследствии обусловило несостоятельность его концепции.

Ошибки учения

Номиналистическая теория денег Кнаппа не учитывала ряд важнейших факторов. Ошибочность его концепции заключается в следующем:


Пояснения

Как отмечал Г. Бендиксен, деньги выступают в качестве условных знаков стоимости и свидетельствуют об услуге, оказанной другим членам социума. Она, в свою очередь, дает право на получение встречного блага. При оценке природы денег он не учитывал Между тем, проявились в период Первой мировой. В Германии в то время шло активное финансирование боевых действий. Концепция максимально полно соответствовала тому периоду. В 20-е же годы показала свою несостоятельность. Концепция отрицает товарную природу финансов. В номиналистической теории денег игнорируются функции продукции. Концепция не учитывает стихийное перерождение капитала из товарного оборота, отрицает их единство.

Выводы

Несомненно, государство имеет возможность законодательно определять масштабы цен. Однако власть не может устанавливать стоимость денег. Приписывая ей способность создавать капитал и определять его цену, номиналистическая теория денег превращает его из экономического элемента в юридический. Концепция смешивает понятия меры стоимости и пределов стоимости. В рамках теории бумажные и металлические деньги считаются однородными категориями. Концепция объявляет их условными знаками. Более того, превозносит банкноты, рассматривая их как самую совершенную форму капитала. Из этого можно сделать следующие выводы. Номиналистическая теория денег:


Концепция Кейнса

В настоящее время сторонники концепции определяют стоимость капитала в соответствии с субъективной оценкой его покупательной способности. Во время экономического кризиса 1929-1933 гг. Дж. Кейнс развил теорию. В его Трактате обосновывается отмена золотого стандарта. Существовавшие раньше деньги Кейнс объявил пережитком варварства. Бумажные банкноты он объявил идеальным капиталом. Объяснял он это их большей эластичностью и способностью обеспечить процветание государству. Вытеснение золота из обращения Кейнс расценивал как победу концепции Кнаппа. При этом он считал, что металлическое денежное обращение неэластично. Это была ключевая ошибка Кейнса.

Номиналистическая теория денег: достоинства и недостатки

Исследованием концепции занимался П. Самуэльсон. В своей книге "Экономика" деньги он называет условными знаками. Самуэльсон отмечает, что эпоха товарного капитала вытеснена бумажными средствами. Банкноты, по его мнению, олицетворяли Он называл их искусственной социальной условностью. Сегодня одной из господствующих концепций в сфере финансов считается именно номиналистическая теория денег. Плюсы и минусы всех идей в рамках этого направления изучаются представителями других учений или нейтральными экспертами. Исследователи отмечают, что широкое развитие концепция получила в связи с участившейся практикой порчи монет. Такая ситуация имела место в Средневековье. В то время юристы оправдывали порчу монет, объясняя и доказывая, что цена денег и они сами являются продуктом государственной власти. Специалисты обосновывали право власти придавать испорченным и неполноценным единицам прежнее обозначение. Соответственно, прием должен был осуществляться не по весу монет, а по государственному штемпелю. Номиналистическая теория обладает идеалистическим характером. Ключевыми ее отрицательными чертами считаются стремление к замене экономических закономерностей отдельными правовыми установками, а также непринятие во внимание связи капитала с общественно-производительными отношениями.

Другие концепции

До 20-го столетия в экономической теории стояло 2 вопроса:

  1. О сущности и происхождении денег.
  2. О стоимости и покупательной способности капитала.

В политэкономии существовало 2 направления - номиналистическая и металлическая теории. Они по-разному трактовали вопрос происхождения капитала. В 20 в. проблематика значительно изменилась. Ключевыми стали вопросы о роли денег в воспроизводстве, механизме их влияния на рост экономики, а также о госполитике в финансово-кредитной сфере. В 19 столетии ученых больше занимали качественные аспекты. В 20-м веке на передний план вышли количественные проблемы.

Классическая концепция воспроизводства

Она исходила из того, что в конкурентных условиях и при полной эластичности цены на всех рынках наступает автоматическое равновесие в системе. Оно возникает без каких-либо вмешательств извне, при полном использовании производственных ресурсов. Приверженцы классического направления полагали, что цена денежных металлов устанавливается по трудовым затратам. Такому принципу следовал и Д. Рикардо. Однако при этом он утверждал, что количество монет в обращении вполне может воздействовать на их а также стоимость товаров. Идеи количественной теории поддерживал и последователь Рикардо-Милль. Он писал, что при остальных равных условиях цена денег изменяется обратно пропорционально количеству. Такое представление сложилось вследствие рассмотрения капитала в качестве технического обменного средства. Это обуславливает второстепенную роль денег в рамках классической теории.

Что в первую очередь интересует инвестора? Ответ прост – прибыльность совершаемых инвестиционных вложений! Но даже самые востребованные методы современного инвестирования имеют как свои плюсы, так и свои минусы. Вкладчику нужно лишь определить какое решение в его случае окажется оправданным и рациональным.

Инвестиционные монеты не являются исключением. В данном способе вложения также имеются и преимущества и недостатки.

Преимущества

1. Лучше чем ОМС

Можно сказать, что осязаемые ценности даже в нынешнем виртуальном мире остаются в почете. По сути монеты в некоторой степени схожи с обезличенными металлическими счетами. Однако преимущества монет все же имеются. Хотя бы потому, что инвестору (или собственнику) они передаются на руки. То есть их можно забрать из банка, чего не скажешь о многих ОМС. А ведь чаще всего находящиеся в банке слитки драгоценных металлов не страхуются от финансовой нестабильности самого банка, а еще инвесторов душит НДС, установленный на обезличенные металлические счета. Поэтому куда выгоднее вложить средства в серебряные или золотые инвестиционные монеты . Владелец может хранить их как угодно: в той же банковской ячейке, в своем доме в сейфе либо где-нибудь в тайнике.

2. Общедоступность

Следующим преимуществом является доступность инвестиционных монет. Их продажей в России занимается множество банков. Среди лидеров стоит отметить Сбербанк (банк реализует около одного миллиона монет в год). По сути, приобрести такие монеты может кто угодно. На базе сотрудничества с Центральным Банком России функционирует широкая сеть филиалов по обслуживанию подобного вида вложений. Также речь идет о коллекционных монетах и монетах стран зарубежья (например, Китай, Канада, США и так далее).

3. Отсутствие НДС

Как уже замечалось выше, при вложении в инвестиционные монеты вкладчик не сталкивается с НДС. Это соответственно влияет на увеличение потенциальной прибыльности совершаемых в монеты инвестиций.

Недостатки

1. Разница при покупке и продаже

Хотя инвестирование в монеты не имеет НДС, но банки устанавливают спрэд, представленный в виде разницы при покупке инвестиционных монет и их продаже. И польза от этого направлена явно не в сторону инвесторов. Стоит также отметить, что спрэд в некоторых банках очень большой (порой речь идет о десятках процентов от закупочной стоимости). Что касается памятных монет – то спрэд на них еще больше.

Поэтому, чтобы решить, во что вкладывать средства, стоить взвесить все за и против. Рациональное инвестирование в инвестиционные монеты требует выдержки – это и время, и терпение, и свободные средства. О прибыли можно будет говорить только тогда, когда возросшая ценность драгоценного металла покроет банковский спрэд, а также связанные с вкладом остальные расходы.

2. Дополнительные расходы

Такие расходы, как правило, связаны с транспортировкой монет и их надлежащим хранением (например, если речь идет о банковских ячейках).

3. Ликвидность монет

Ликвидность инвестиционных монет напрямую зависит от их состояния. Что касается внешних повреждений, то их быть не должно, либо они должны быть минимальны. Банки зачастую продают владельцам монеты в специальных защитных футлярах из пластика (именуемых капсулами). Открывать капсулы с целью подержать монеты в руках владельцам не рекомендуется. Жировые частицы, оставляемые руками, очень сложно удалить с металла, который впоследствии может окислиться.