Оноре домье стиль. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Художник Оноре Домье картины и карикатуры


Оноре Домье, портрет работы Надара

Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. Родился 26 февраля
1808 года в Марселе. С 1814 жил в Париже, с 1820-х годов брал уроки живописи и рисунка. овладевал искусством
литографии. После Революции 1830 года Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал
общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества.


«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в популярных иллюстрированных изданиях
(журналы “Карикатюр”, 1830–1835; “Силуэт”, 1830–1831; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872). Основой для серии
литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье
острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36
скульптур).


«Законодательное чрево». Литография. 1834.

В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму. В литографиях 1834
Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди,
обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Галилей современности”), проникнутое глубоким трагизмом изображение
расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834”).


Игроки в шахматы. (1863)

После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество
парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным
образом авантюриста Робера Макера, 1836–1838). В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного
с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде
литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля. Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую,
язвительную фантазию и точность наблюдения,


Бремя, 1850-1853 Эрмитаж, Санкт-петербург

Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе
обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость
штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, светотеневых градаций. В живописи Домье, новаторски
переосмысляющей традиции романтизма, героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая
характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщенностью форм, мощной выразительностью пластики
и световых контрастов.


Певцы, 1860 Рейксмузеум, Амстердам

В 1850–60-е годы все напряженнее и стремительнее становится динамичная композиция, объем лаконично лепится цветовым
пятном и энергичным сочным мазком. Наряду с темами, увлекавшими его и в графике (пафос революционной борьбы в
“Восстании”, 1848; воплощение внутренней значительности и духовной красоты простого человека в “Прачке”, около
1859–1860, Лувр, Париж), излюбленными мотивами живописи Домье становятся театр, цирк, бродячие комедианты
(“Мелодрама”, около 1856–1860, Новая пинакотека, Мюнхен; “Криспен и Скапен”, около 1860, Лувр, Париж). Серия картин
Домье посвящена Дон Кихоту, комическая внешность которого лишь подчеркивает духовную исключительность и трагичность
судьбы великого искателя правды (“Дон Кихот”, около 1868. Новая пинакотека. Мюнхен).


Собиратели гравюр, 1859 Лувр, Париж

Картина Оноре Домье “Собиратели гравюр”.
Два пожилых господина просматривают папку с гравюрами в галерее торговца предметами искусства. Очевидно, что оба
лишь претендуют на то, чтобы слыть знатоками. Картина могла бы служить горьким комментарием к судьбе самого художника,
которому не удавалось найти покупателей для своих работ среди разбогатевших представителей среднего класса. Домье
был превосходным сатириком, способным передать характер человека одним росчерком пера. Были хорошо известны и
воспринимались с опаской его портреты ведущих политических деятелей, полные язвительного сарказма, а также
комментарии к актуальным событиям дня.


Якобы инвалид, 1857 Эрмитаж, Санкт-петербург

Домье обладал редким даром лаконично передать в картине то, что потребовало бы многословного описания. Он был
также превосходным живописцем и скульптором. Его карикатуры в технике литографии, общее число которых насчитывает
около четырех тысяч, собирали известные художники, такие как Эдгар Дега; они поражают изумительной свободой
исполнения, сравнимой лишь с японской каллиграфией.
Скончался Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа.


«Восстание» (1848)


«Мельник, его сын и осел» (1849)


Виктор Гюго. (1849)


«Дон Кихот» (1868)


О. Домье. "Прачка". Около 1859 - 1860. Лувр. Париж.


Камиль Демулен в саду Пале-Рояля

Рисунок принадлежит к немногочисленным произведениям Домье на исторические сюжеты. Домье избирает один из эпизодов
Великой французской революции: 12 июля 1789 года в Пале-Рояле адвокат и литератор Камиль Демулен, впоследствии
активный участник первого этапа революции, призвал сограждан к оружию, предложив им приколоть к одежде зеленую
кокарду или зеленый листик в знак готовности победить или умереть.


«Потрясенная наследством». Литография из альбома «Осада». 1871.


«Вагон третьего класса». Ок. 1862-63. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.


«Совет молодому художнику». Около 1860. Национальная галерея искусства. Вашингтон.


«Защитник». Акварель. 3-я четв. 19 в. Частное собрание.

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (1808 – 1879) – французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика.

С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Домье, по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье Оноре Викторьен сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением.

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830–31; в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831–35, и «Шаривари», «Charivari», 1833–60 и 1863–72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832–33).

В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»); в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера.

Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841–43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848–49. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Домье Оноре Викторьен нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848; «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848–49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859–60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862–63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель,частное собрание). Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека,Мюнхен; «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр; «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).

Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту , чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850–60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада»; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870; «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье Оноре Викторьен как великого художника-новатора,защитника интересов трудящихся.

Ещё живопись и художники , и

Буржуазные морды и революция без пролетариата: Домье
В феврале 2018 года исполняется 210 лет со дня рождения всемирно известного карикатуриста Оноре Домье

Европейская история XIX века в советской системе образования имела лицо героев великого французского карикатуриста Оноре Домье . В моей памяти она связалась с революциями 1848 года и Парижской коммуной 1871-го, с «бонапартизмом», так ярко описанным Карлом Марксом. Ещё


Оноре Домье. 1850. Фотограф — Феликс Надар


Казалось тогда, что столь же ярко вырисованные буржуазные толстячки из-под пера Оноре Домье касались лишь буржуа. Но он был натуральным революционером и в 1830-м, и в 1848-м, и в 1871-м годах — и изобразил не только буржуазные морды, но и редкие лица пролетариата, раздавленные эксплуатацией и революционной борьбой. Уже несколько десятилетий, как обнаружилось, что во французских революциях XIX века, на самом деле, трудно найти пролетариат, а на городские баррикады выходили не пролетарии, а ремесленники и мастера во главе своих семей и своих подмастерьев, разнообразные разночинцы и интеллигенты во главе своих агитационных трудов. А крестьянская антиреволюционная Вандея — как стояла в первом революционном 1789 году незыблемым устоем косности на пути агитационного прогресса, так и простояла весь XIX век и даже весь век XX.



2. Оноре Домье. Художник. 1850


Оноре Домье (1808−1879) родился в семье ремесленника и рано научился рисовальному ремеслу, которое в большом городе гарантировало ему хлеб с маслом: рекламный лубок пользовался спросом, а конкуренция в этой сфере всегда обеспечивалась прежде всего умением рисовать лучше, чем рисуют другие. От этого первобытного комикса шла прямая линия в карикатуру. Карикатура требует от художника редкого умения достигать внешнего сходства и узнаваемости характера персонажа, редкого качества следить за политической публицистикой и видеть в ней не столько газетные склоки, сколько мифологическую массовую страсть искать и находить в политике символы зла и постыдности.


3. Оноре Домье. Восстание. 1860


Несмотря на классические карикатуры, действительный исторический и художественный вес придали творчеству Домье не они, а его революционный переход к живописи, к станковой социальной критике, в которой уже терялись следы карикатуры. В ней все фигуры зла и жертвы уже переставали быть только объектом агитации и сатиры, а становились образами Несправедливости и Революции. Уродам, из которых были поголовно укомплектованы власти и «праздно болтающие» подельники насильников и эксплуататоров, среди коих Домье особенно ненавистны были судейские демагоги, — противостояли люди почти без лиц. Это были люди-зародыши из униженного народа, несущие в себе надежду стать человеком, приобрести лицо, но без уродства. И редкие народные лица Домье — лица восставшего народа. Вне этого — непрерывный холод, нищета, обноски, голод, тьма, безликие женщины, матери, дети. И стряпчие при власти — тоже стадо, но их маски-лица отличны от безликих народных голов лишь тем, что у голов — цветовые пятна, а у лиц-масок — натуральные морды, куски рыхлого мяса, циничной натуры.


4. Оноре Домье. Состязательный процесс. 1845


Можно легко восстановить образный мир Домье и его личную борьбу всей жизни: мурло враждебной власти против матери с маленьким ребёнком, в котором угадывается сам Домье, и против восставших молодых людей, наверное, старших братьев.



5. Оноре Домье. Пьющие. 1860


Живопись Домье очень хороша, значительно ценнее и лучше его столь революционно корректной карикатуры. Она редкостно динамична там, где автор хочет своими самыми простыми средствами показать движение. Она — вне своего времени и словно не для своего времени — обращается, прежде всего, к движению глаза, тела и сердца зрителя вослед героям картины, а не его культурного сознания, которое стало бы расшифровывать мифологическое пустословие актёров. Она видимо встроена в мощную живописную традицию рождавшегося и родившегося экспрессионизма — задолго до того, как принято отсчитывать время рождения экспрессионизма. В прямой линии от Франсиско Гойи — через Оноре Домье — к Эдварду Мунку выражается центральная история европейского Модерна. Это история превращения кровавой национально-освободительной войны (Гойя) в социальную борьбу (Домье) и их вместе — в отчаяние одинокого человека (Мунк). В конце этой линии стоят обрубки людей немецкого экспрессионизма послевоенных 1920-х годов: только ужас и порнография без человека. За её пределами — современный экспрессионизм, уже автоматически понимающий всю тяжесть своего уродливого бремени и кровавой человеческой душевной красоты.



6. Оноре Домье. Мнимый больной. 1873


Домье как художник настолько лучше Домье-карикатуриста, что вполне уютно и конкурентно чувствует себя посреди своих современников, Курбе и Милле, которые как великие живописцы пользуются гораздо большей славой, но в своей борьбе за новый реализм — архаичней, туманней, слабее, живописно невнятней и эмоционально беднее. Стоя рядом с ними во времени, Домье действительно предвосхищает художественный и эмоциональный мир уже состоявшегося будущего, из коего мы точно можем судить, что Домье-художник опережал своё время и на 40−50 лет и даже на 100 лет, и теперь, скрой своё имя, легко стал бы великим. Тем острее чувство подлинной гениальности Франсиско Гойи, который за 30−50 лет до Домье прошёл и для себя исчерпал его творческий пафос. Через кровавую войну в Испании — от своих бездарных придворных шпалер до бесценных «Капричос» и «Бедствий войны» — Гойя в более высокой, кричаще трагической форме предвосхитил безликую драму Домье. Такова иерархия.


7. Оноре Домье. Мнимый больной. 1850


Но мы — не Домье. Мы — его благодарные зрители. Нам достаточно, что Домье и сам жив и актуален, что именно Домье узнаваемо присутствует в Ван Гоге, в Пикассо, в Кетэ Кольвиц и даже в Фальке. И будет жить узнаваемо: пока бедная мать ведёт своего младшего ребёнка сквозь тьму несправедливости, а её старший сын, надежда, первенец, романтический и сильный боец, идёт на войну за человеческие свободу и справедливость.



8. Оноре Домье. Карикатурный портрет Виктора Гюго. 1838


9. Оноре Домье. Шахматисты. Между 1863 и 1867

10. Оноре Домье. Любители фотографии


11. Оноре Домье. Надар, поднимающий фотографию на уровень искусства


12. Оноре Домье. Дон Кихот. 1868


13. Оноре Домье. Портрет на выставке


14. Оноре Домье. Вагон третьего класса. 1862

15. Оноре Домье. Отдых фокусника

16. Оноре Домье. Прачка. 1830


17. Оноре Домье. Тридцать пять выражений лиц


18. Оноре Домье. Беженцы. 1850


19. Оноре Домье На берегу. 1853

20. Оноре Домье. Любители на выставке. 1872


21. Оноре Домье. Республика. 1848

22. Оноре Домье. Поцелуй. 1848


23. Оноре Домье. Мясник


24. Оноре Домье. Знаменитое дело

25. Оноре Домье. Адвокат защиты. 1856

26. Оноре Домье. Бремя (Прачка). 1853

27. Оноре Домье. Бродячие акробаты. 1850


28. Оноре Домье. Визитёры в мастерской художника

29. Оноре Домье. Возвращение с рынка. 1870

30. Оноре Домье. Воображаемый инвалид


31. Оноре Домье. Воры и осел. 1860


32. Оноре Домье. Два купидона с красной портьерой. 1850

33. Оноре Домье. Два скульптора. 1873


34. Оноре Домье. Два юриста пожимают руки

35. Оноре Домье. Зазывала у балагана


36. Оноре Домье. Игроки

37. Оноре Домье. Ипохондрик

38. Оноре Домье. Камилла Демулен в Пале-Рояле

39. Оноре Домье. Карнавальные гуляния

40. Оноре Домье. Купание детей

41. Оноре Домье. Мельник, его сын и осел. 1849

42. Оноре Домье. Нищие. 1845

43. Оноре Домье. Ночные путники. 1847

44. Оноре Домье. Опьянение Силена. 1850

45. Оноре Домье. Парад акробатов


46. Оноре Домье. Певцы перед пюпитром

47. Оноре Домье. Покидая школу. 1848

48. Оноре Домье. Рабочие

49. Оноре Домье. Св. Магдалина в пустыне. 1852

50. Оноре Домье. Семья на баррикадах. 1848


51. Оноре Домье. Театр


52. Оноре Домье. Цирковой борец

53. Оноре Домье. Чтец

54. Оноре Домье. Эмигранты или беглецы


55. Оноре Домье. Юристы. 1856

56. Надгробие Оноре Домье. Париж, Кладбище Пер-Лашез



28.01.2016 08:00

Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.

В девятнадцатом веке Оноре даже не мог надеяться на успешную карьеру художника, но три революции изменили устрой жизни французов и расставили все на свои места. Париж – это город, который любит удачливых и сильных людей, поэтому только уверенные в себе личности могли чего-то достичь в жизни. Когда семья будущего художника переехала во Францию, ему было восемь лет.

Будучи маленьким и несмышленым мальчишкой из провинции Оноре стал воровать булочки, дразнить проституток в подворотне и совершенно не думал об учебе. Отец забеспокоился и серьезно принялся за своего отпрыска. Он хотел, чтобы его сын так же, как и он стал стекольщиком, но у Оноре были другие планы. К тому же мальчик учился плохо, и новые умения давались ему с трудом.

Благодаря тому, что отец Домье вставлял новые окна в адвокатской конторе, ему удалось пристроить своего сына посыльным адвоката. Шустрый мальчик быстро и хорошо справлялся со своей работой, поэтому у него даже оставалось время для изучения работ итальянских художников. Недолго Оноре проработал у адвоката, который не стал терпеть выходки молодого таланта и выгнал его.

Домье не горевал и сразу же принялся за новую работу – он стал приказчиком в книжной лавке. Будущий карикатурист с детства любил рисовать шаржи на всех, кто ему нравился или не нравился. Иногда за свой талант реалистично изображать людей в юмористической манере Оноре получал от старших мальчишек. Характер молодого парня нельзя назвать образцовым, так как Домье был немного нагловат и любил общаться, благодаря чему быстро нашел себе друзей среди известных парижских художников.

Он стал близким другом таких выдающихся личностей, как Делакруа, Гранвиль и Коро. По словам знаменитого писателя Оноре де Бальзака, в Домье живет настоящий Микеланджело. Творческой стихией Домье стали рисунки, литография и гравюры, но живописцем он так и не стал. Но любимым жанром до конца жизни оставались карикатуры, за что он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, когда нарисовал карикатуру на короля.

После выхода из тюрьмы Оноре становится счастливым и успешным человеком, которого приглашают работать во все сатирические печатные издания. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье.

Также художника знали и выдающиеся личности, которые уважали его за огромный талант. Примечательно, что свои карикатуры Домье не подписывал, так как в этом не было необходимости: создавать такие шедевры мог только он. Дело в то, что революционная пара – это самое лучшее и подходящее время для карикатуристов. Именно в это время творил Оноре Домье, который ушел из жизни десятого февраля 1879 года.

Французский художник Оноре Домье (Honoré Daumier) родился в семье стекольщика. Его первыми опытами в живописи были , выполненные в технике литографии. Но Домье довольно скоро осознал свое истинное призвание – он стал рисовать карикатуры.

Его идея состояла в том, что власть и сила есть не только у политиков, но и у великих художников, творчество которых влияет на сознания людей. Его первые работы были опубликованы в журнале «Карикатюр», уже по названию которого становится ясно, какой жанр привлёк начинающего художника.

Первые значительные произведения в жанре политической карикатуры появились, когда Домье было 33 года. И суровый мир сразу же нанёс ему удар за своеволие и дерзость. Так, за работу «Гаргантюа», которая представляла собой карикатуру на короля, художник был заключён в тюрьму на полгода. Но это не погасило его пыл. Напротив, наказание лишь подбросило дров в огонь негодования автора и принесло ему известность.

Домье очень эмоционально отреагировал на революционные события, которые взволновали его до глубины души. В 1835 году был закрыт «Карикатюр», но Домье стал работать в «Шаривари», потому что никакая цензура не могла его остановить.

В 1834 была создана работа «Улица Транснонен». Она ужасает зрителя, так как на ней изображены страшные события того года. Рабочие восстания завершились разгромом, и с бунтовщиками расправились безжалостно.



На полотне зрители видят зверски убитую семью. На первый взгляд кажется, что четыре человеческие фигуры спокойно и мирно спят, но затем приходит осознание, что лежащие на полу люди мертвы, и убили их солдаты королевской армии. Жуткие подробности картины заставляют зрителя содрогнуться: тело мужчины, фигура которого находится в центре литографии, сползло и придавило маленького ребёнка. Домье не только передал всю трагичность и несправедливость данной ситуации, но и с мастерством разграничил свет и тень на своей работе.

Тема семьи, живущей во времена революций, прошла через всё творчество Домье. В 1848 году он написал картину «Семья на баррикадах». На полотне можно увидеть четыре фигуры: мужчину в преклонных годах, пожилую женщину, юную девушку и мальчика.



Стиль работы определяют как реализм, но какой это реализм! Светотень передаёт ощущение революционного порыва, а эмоции подчёркиваются молниевидным контуром. Из-за этого картина становится более мощной, сильной и порождает сложные чувства.

Гротеск в работах Оноре Домье не вызывает отвращения. Зрители смеялись, глядя на его карикатуры, а государственные деятели негодовали.

С каждым годом уникальный стиль Домье становился всё более узнаваемым. Его творчество восхищало таких художников, как и . И имя Оноре Домье не кануло в историю: в 1992 году режиссёр-мультипликатор Джефф Данбар, основываясь на произведениях этого мастера карикатуры, снял анимационный фильм «Закон Домье».