Отношение чацкого и фамусова к веку минувшему. «Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в комедии «Горе от ума». Отношение к крестьянам
– ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ
Век нынешний: Главным представителем века нынешнего в комедии является Чацкий. Он умен, хорошо развит, “умеет разговаривать”, “славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит”. К сожалению, его ум заставляет чувствовать себя “не в своей тарелке” в фамусовском обществе. Люди не понимают и не слушают его, а ближе к концу произведения его считают уже сумасшедшим.
Век минувший: В произведении Фамусов (именно он и его общество рассматриваются как представители века минувшего) очень негативно настроен
по отношению к образованию: “Забрать бы книги бы да сжечь”.
(В разговоре о Софье:) “Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтеньи прок-от не велик: ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится”. “Ученость – вот чума, ученье – вот причина”. “Всю жизнь читает небылицы, и вот плоды от этих книг” (о Софье).
Фамусов считает, что образование – совершенно не нужная часть человеческой жизни, что, имея деньги, человек не нуждается ни в образовании, ни в книгах (как способе развлечения).
– ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ
Век нынешний: Чацкий был на военной службе. Его главная
цель – дело, а не прибыль, чин. Служба необходима для саморазвития, улучшения способностей. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Век минувший: Для Фамусова служба – это, в первую очередь, получение чина. Военная служба – также способ развития карьеры, а карьера – это деньги. Фамусов считает, что человек без денег является никем – человеком низшего сорта.
– ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ И ЧИНАМ
Век нынешний: Для Чацкого богатство не является основной характеристикой человека, хотя он понимает, что это показатель власти (в любом веке). “А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели”. – люди ради денег готовы проститься с гордостью и идти на все. “Чины людьми даются, а люди могут обмануться”.
Век минувший: Богатство – определение положения в обществе. Если человек будет богат, то Фамусов. вероятнее всего, с радостью начнет с ним общаться (Это визиты в гости к дорогим гостям, а также, возможно, выгода и для себя). Безусловно, для дочери Софьи Фамусов тоже хочет найти богатого мужа – для улучшения собственных доходов. “Кто беден, тот тебе не пара”. “Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”.
– ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАННОМУ
Век нынешний: Находясь в Европе, Чацкий привык к ее изменчивости, жизни, движению, моде. “Что нового покажет мне Москва?”. “Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья”. “Ах, если рождены мы все перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев”.
Век минувший:Привыкнув к своему поколению, Фамусов не приветствует французскую моду. Не одобряя книг вовсе, он еще больше не любит французские романы. “Ей сна нет от французских книг”. Когда Фамусов застал Молчалина у Софьи: “И вот плоды от этих книг! А все кузнецкий мат, и вечные французы, оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас Творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок!”
– ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ СУЖДЕНИЙ
Век нынешний: В первую очередь нужно прислушиваться к себе и к своему разуму. “Зачем же мнения чужие только святы? Я верю собственным глазам”. В разговоре с Молчалиным Чацкий полностью не соглашается с ним, что “в их лета не должно сметь свои суждения иметь”. Но, к сожалению, наличие собственного мнения приводит его к бедам в Фамусовском обществе.
Век минувший: “Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. Соответственно, все беды происходят из-за возникновения собственного мнения у других людей. В фамусовском обществе выгодно держать при себе тех, кто такого “изъяна” не имеет. Люди должны жить и действовать строго по шаблону, подчиняясь, главное, людям, которые выше по чину.
– ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ
Век нынешний:
1) Для Чацкого любовь – это, в первую очередь, искреннее чувство. Несмотря на это, он умеет мыслить здраво, ставит любовь не выше разума.
2)Воспитанная на французских романах Софья полностью уходит в свои мечты, зачастую очень отличающиеся от реальности. Это делает ее слепой, не видящей того, что Молчалин ищет исключительно выгоду из их “любви”. “Мне все равно, что за него, что в воду!”, “счастливые часов не замечают”.
3) Молчалин вряд ли что смыслит в понятии “искренняя любовь”. Красивые слова – единственное, чем он воздействует на Софью, которой этого и созданного ею его идеального вымышленного образа вполне достаточно. Софья для Молчалина – идеальный способ подобраться к деньгам ее отца. По мнению Чацкого, Молчалин не достоин любви. В то же время он успевает заигрывать и с Лизой. В итоге для него Софья – выгода, Лиза – развлечение.
Век минувший: Фамусов не верит в существование любви, так как сам влюблен лишь в собственные доходы. По его мнению, брак – это хорошие связи, подъем по карьерной лестнице. “Тот нищий, этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”
Другие работы по этой теме:
- Комедия “Горе от ума” написана А. С. Грибоедовым в 1824 году. В произведении отражена борьба двух эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”....
- Россия первой трети XIX века. Московское высшее дворянство. Бал в доме Фамусова. Общая характеристика. , к крепостным, к изменениям в обществе.) Рассмотрение отдельных образов....
- 1. Цель написания комедии. 2. Чацкий и Фамусов. 3. Чацкий и Молчалин. 4. Любовный конфликт комедии. 5. Чацкий – победитель или побежденный? В “Горе от...
- Столкновение “века нынешнего” и “века минувшего” происходит между двумя героями комедии Грибоедова “Горе от ума” – Фамусовым и Чацким. В их монологах звучит полное противопоставление,...
- Комедия “Горе от ума” была написана Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1824 году. В это время менялись взгляды молодого поколения на жизнь. Сторонники “века минувшего” жили...
- Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий...
- Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” написана в 1824 году. Это было тревожное, переломное время. В 20-х годах XIX века в России создавалось большое...
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» с поразительной точностью отразила основной конфликт эпохи - столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями. Впервые в истории русской литературы был высмеян не один порок общества, а все сразу: крепостничество, нарождающийся бюрократизм, карьеризм, подхалимство, солдафонство, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным, угодничество, то, что в обществе ценятся не личные качества человека, а «душ тысячки две родовых», чин, деньги.
- Главный представитель «века нынешнего» в комедии - Александр Андреевич Чацкий - молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым Отечества» «сладок и приятен», но многое в жизни России надо менять, и, в первую очередь, сознание людей.
- Герою противостоит так называемое «фамусовское общество», которым владеет страх перед прогрессивными идеями и вольнодумными мыслями. Его главный представитель - Фамусов - чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового, прогрессивного.
Характеристики |
Век нынешний |
Век минувший |
Отношение к богатству, к чинам |
«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» |
«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Отношение к службе |
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» |
«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» |
Отношение к иностранному |
«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» |
«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» |
Отношение к образованию |
«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» |
«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к крепостному праву |
«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» |
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. |
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению |
«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» |
«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» |
Отношение к кумовству, протекции |
«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» |
“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” |
Отношение к свободе суждений |
«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» |
Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений |
Отношение к любви |
Искренность чувства |
«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених» |
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. |
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» |
Подумаем!
- Как вы понимаете высказывание «век нынешний»?
- Что значит «век минувший»?
- Кого из героев можно отнести к «веку нынешнему», а кого к «веку минувшему»? Почему вы так решили?
- Можно ли перефразировать нашу тему урока?
- Как она тогда будет звучать?
- «Чацкий и Фамусов», «Чацкий и Фамусовская Москва» «Чацкий и Фамусовское общество» и т.д.
- Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих героев (эти полярности) и выявить основные критерии, по которым они расходятся, т.е. выяснить причины деления «веков» на «нынешний» и «минувший»
- В каком эпизоде наиболее впервые раскрывается разное отношение героев в вещам (явлениям) в той или иной области?
- Разговор Фамусова с Чацким – действие 2 явление 2 .
Сравнительная таблица
- Отношение к богатству, к чинам.
Чацкий: « Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве , Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве , И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», « А тем, кто выше, лесть , как кружево плели…»
Фамусов: « Будь плохонький , да если наберется, Душ тысячки две родовых, тот и жених »
Сравнительная таблица
2. Отношение к службе.
Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно », «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, Расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »
Фамусов: « А у меня, что дело, что не дело , обычай мой такой: подписано, так с плеч долой »
Сравнительная таблица
3. Отношение к иностранному.
Чацкий: «И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты », «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья ».
Фамусов: « Дверь отперта для званных и незванных, Особенно для иностранных».
Сравнительная таблица
4. Отношение к образованию.
Чацкий: « Что, нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки Числом по более , ценою подешевле ?… Нам каждого велят признать историком и географом»
Фамусов: « Забрать все книги бы да сжечь », «Ученье - вот чума , ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».
Сравнительная таблица
5. Отношение к крестьянам.
Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменял борзые три собаки !!!»
Фамусов: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества (приведите примеры из текста его отношения в слугам и крестьянам, возможно, не только и его ).
Сравнительная таблица
6. Отношение к Московским нравам.
Чацкий: «Да и кому в Москве не зажимали рты , обеды, ужины и танцы?»
Фамусов: «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели », «В четверг я зван на погребенье », «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить …»
Сравнительная таблица
7. Отношение к кумовству, протекции*
Чацкий: «А судьи кто ? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима …»
Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки , Все больше сестрины, свояченицы детки »
*покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел
Сравнительная таблица
8. Отношение к свободе суждений
Чацкий: «Помилуйте, мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы ?»
Фамусов: «*Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений »
Сравнительная таблица
9. Отношение к любви
Чацкий: «И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть , а ей смешно».
Фамусов: «* Будь плохенький , да если наберется Душ тысячки две родовых,- тот и жених »»
Сравнительная таблица
10. Идеалы.
Сделайте, пожалуйста, вывод, что же является идеалом для каждого? Подтвердите свое мнение.
Чацкий: Идеал Чацкого – свободная независимая личность , чуждая рабской приниженности.
Фамусов: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, « охотники поподличать»
Вывод:
- Что лежит в основе, по вашему мнению, в основе такой разницы между героями (представителями)?
- С кем из них вы более согласны? Кто вам ближе? Почему?
- Актуальна ли комедия сейчас?
Домашнее задание.
- Работа с текстом комедии. Характеристика А.Молчалина.
- Найдите цитаты , по которым можно сравнить Чацкого и Молчалина.
- По каким характеристикам вы бы их сравнили? ( примерные ваши критерии)
Урок литературы в 9 классе по комедии А.С.Грибоедоа «Горе от ума»
«век нынешний и век минувший…»
Цел и:
1) дать представление об общественном конфликте «Горя от ума» как ведущем в пьесе;
2) формировать представления учащихся о гражданственности, патриотизме, нравственных категориях
Формы, методы, приемы:
Фронтальная беседа,
Групповая творческая работа,
Работа с текстом.
Оборудование:
Компьютер;
Тексты комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по теме урока.
Слово учителя.
Обратимсяко II действию.
– Вспомните, чемзакончилось I действие. ( Ответ ученика .)
АтеперьпослушаемзнаменитыймонологФамусова (д. II, явл. 1).
1.Выразительное чтение монолога Фамусова.
– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)
– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)
Беседа по 2 явлению.
Диалог Чацкого и Фамусова.
– Кто является инициатором спора?
– Это люди одной эпохи или разных?
– Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.
– А что важно для Чацкого? Зачитайте.
– Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwiprogwi – «кто про что».)
2.Составление таблицы «Век нынешний и век минувший» (Работа в группах)
Характеристики
Век нынешний(Чацкий)
Век минувший(Фамусов)
Отношение к службе
Отношение к иностранному
Отношение к образованию
Отношение к крепостному праву
Отношение к свободе суждений
Отношение к любви
3.Проверка.
Характеристики
Век нынешний
Век минувший
Отношение к богатству, к чинам
«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»
«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
Отношение к службе
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»
«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
Отношение к иностранному
«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»
«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
Отношение к образованию
«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.»
«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Отношение к крепостному праву
«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению
«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»
«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
Отношение к кумовству, протекции
«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»
“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
Отношение к свободе суждений
«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»
Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
Отношение к любви
Искренность чувства
«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»
Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.
А что важно для Чацкого? Зачитайте.
Вывод: В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” мы наблюдаем столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.
Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, появления новых гуманных идей. Борьба против фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения. Очень верно заметил Гончаров: " Чацкий неизбежен при смене одного века другим. Чацкие живут и не переводятся в русском обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым."
III .Итог урока.
Опережающее задание: Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».