Почему я ушла из школы. Побег из школы большинство учителей хотели бы сменить род своей деятельности

Не всегда маленькая зарплата является первопричиной ухода из профессии, и педагоги - не исключение. Почему молодые педагоги не хотят учить детей «разумному, доброму, вечному», а педагогические ВУЗы не могут «заманить» студентов даже низкими проходными баллами?

Источник фото: paidagogos.com

Через 10 лет в профессии осталось только 5 из 48

В этом году наш выпуск педагогического университета праздновал юбилей - 10 лет со дня окончания.

Когда мы, бывшие школьники, готовились к поступлению на бюджетное отделение филологического факультета, конкурс по специальности составлял почти четыре человека на место.

И большинство студентов, на самом деле, готовились стать учителями.


Источник фото: drrichswier.com

Через десять лет, собравшись и активно обсуждая прошедшие годы, подсчитав, обнаружили, что из 48 подготовленных специалистов в профессии остались только пятеро .

И хотя проблема маленькой заработной платы тоже звучала, но большая часть причин «не быть учителем» денег не касалась.

Марина, бывший учитель, стаж - 4 года

Сейчас ИП - готовит торты и пирожные на заказ.

Учитель звучит гордо - теперь это больше похоже на насмешку. В свое время, я очень хотела работать в образовании: было не только желание, но и знания, подтвержденные красным дипломом.

За четыре года преподавания я перестала ощущать гордость за свою профессию : родители учащихся могли устроить мне форменную истерику, встретив в торговом центре, требуя объяснить, почему их ребенку выходит плохая отметка за четверть.


Источник фото: escuelapedia.com

Некоторые мамы или папы, придя в школу, позволяли себе кричать и угрожать педагогу в присутствии детей.

Я стала чувствовать себя обслуживающим персоналом . Мне кажется, сейчас к официантам относятся уважительнее, чем к молодым учителям.

Татьяна, бывший учитель, стаж - 5 лет

Сейчас занимается агроэкотуризмом.

Унизительные поборы стали окончательной точкой в моем нежелании учить детей «разумному, доброму, вечному».

Источник фото: www.youphil.com

Необходимо было просить денег у родителей на все : кусочек линолеума возле дверей, покраска стен или поклейка обоев, шторы, новые современные пособия, деньги на ремонт в школе, необходимые для детей наглядные пособия в класс.

Сейчас для этого есть родительские комитеты, раньше «с протянутой рукой» ходил учитель.

В школе не было даже перфоратора, чтобы прибить этот несчастный линолеум, приходилось искать и просить вечнозанятых пап, объяснять, что именно его ребенок будет ходить по чистому новому покрытию.


Источник фото: 900igr.net

А сколько родителей возмущалось вымогательствами денег! Не объяснить каждому, что от меня «сверху» требуют соблюдать санитарные нормы и именно меня накажут лишением премии, если я не исправлю указанные ошибки.

Кристина, бывший учитель, стаж - 5 лет

Сейчас - офисный работник. После отработки распределения, вышла замуж, ушла в декретный отпуск, потом вернулась в профессию и все-таки ушла через три года.

Уходила, потому что выбрала сохранение своей семьи. Постоянно ругались с мужем из-за моих очередных неоплачиваемых «походов» с классом на выходных, на субботники, в музеи, из-за вечных задержек на работе, из-за ночных проверок тетрадей, моего постоянного контроля чужих детей.

Да, я обязана была знать, что делают мои школьники и даже их родители в выходные, праздничные дни, во время летних каникул, а иногда и проверять все это.У своего ребенка не успевала ни домашнее задание проверить, ни на утренник к нему сходить.


Апогеем стал выговор мне как классному руководителю и мои объяснительные директору школы за то, что мой ученик пьяным подрался вечером в субботу на дискотеке и попал в милицию - это же я не уследила.

Муж сказал, что больше не выдержит этого безумия и статуса отца-одиночки , и поставил перед выбором - я выбрала семью.

Светлана, бывший учитель, стаж -3 года

Сейчас ИП - фотограф.

В университете нам рассказывали, как проходит процесс обучения в других странах: функции классного руководителя выполняет один человек (что-то, вроде, мастера или воспитателя), обучает же педагог, которого никак не касаются все обязательные школьные мероприятия и рукописные отчеты-характеристики.

Я просто выгорела… Удивляюсь, как другим удается работать так долго?


Возможно, хотела бы вернуться, но при воспоминании о сборе денег на питание, субботниках, сборе детей на какие-то концерты, подготовка песен-танцев на эти же концерты, посещение неблагополучных семей, составление характеристик, каких-то постоянных бумаг в образование и все остальное, помимо моей непосредственной функции обучения - даже самое сильное желание быть учителем пропадает.

Екатерина, учитель, стаж - 10 лет

Осталась в профессии, можно сказать, вопреки всему.

Для того, чтобы работать в школе, необходимо научиться обозначать границы: это - моя личная жизнь, а вот это - моя работа, которая только часть моей жизни.

Большинство учителей не озлоблены, просто они научились «не касаться душой каждого ребенка», иначе, и правда, слишком быстро сгоришь или не останется сил ни на себя, ни на семью.

Я готовлю детей к поступлению и сдаче ЦТ, обсуждаю с ними повседневные дела, беседую с родителями, но не завожу себе среди них друзей или побратимов. Работа есть работа, и она мне нравится.


Источник фото: holidays.ru

Ольга, бывший учитель, стаж - 3 года

Сейчас - воспитатель в детском саду. Очень любит детей, поэтому осталась в образовании, только направление поменяла.

Я, конечно, и здесь всем «должна» и «обязана», особенно об этом любят говорить родители, но с малышами проще, они еще не так испорчены любящими мамами и папами .

Сейчас все принято валить на детей: «не хотят ничего делать, не учатся», а кто же их этому учит? Чему может научить мама, поднимающая голову от интернета в телефоне, только для того, чтобы требовательным голосом что-то спросить?


Источник фото: estet-portal.com

Во все века дети такие, какими их воспитывают родители. Как бы не пытались функцию воспитания молодого поколения полностью передать школе, все равно, все начинается из семьи.

А почему, на ваш взгляд, молодые учителя уходят из школы?

Если вы хотели бы рассказать о своем опыте преподавания, пишите - myhistory@сайт

2. Сложные отношения с коллегами и начальством. Педагогические коллективы часто очень похожи на серпентарий. Хотя, конечно, там можно встретить приличных людей: со многими бывшими коллегами мы до сих пор дружим.

У нас была прекрасная кафедра иностранных языков. Мы все время что-то организовывали, для детей и для себя. Отмечали праздники, ходили вместе в театр, пытались учить друг друга иностранным языкам (с тех пор в памяти осталась пара десятков французских слов).

Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди

Но в большом школьном коллективе все было не так позитивно. Нам откровенно завидовали. Так и говорили: «Что это «иностранцы» такие радостные?» Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди.

«Я не видела заинтересованности руководства в реальных знаниях учеников, – соглашается Эльвира (Москва), бывший учитель физики, затем. – Мне прямым текстом говорили, у кого «в любом случае» должны быть хорошие оценки».

3. Отсутствие перспектив. Быстро сделать карьеру в школе не получится: лишь через несколько лет работы можно оформить вторую, затем первую и высшую категорию, чтобы получить надбавку к зарплате в размере 15-20%.

В какой-то момент мне стало казаться, что, проверив ошибки в 30 контрольных работах, я сама забываю, как писать правильно. Меня это очень расстраивало, а от мыслей о том, что и через 5, 10, 20 лет я буду все так же работать учителем, мгновенно портилось настроение.

«Не было ни карьерных, ни финансовых перспектив. И надоело каждый год повторять детям одно и то же», – вспоминает Нехама (Иерусалим), бывший учитель истории, граждановедения и философии, сейчас – HR-специалист.

4. Ненормированный рабочий день. Те, кто никогда не работал в школе, уверены, что учителя заняты всего полдня. Но после уроков случаются совещания, нужно проверять тетради, заполнять журналы, писать тематические планы. И к урокам тоже надо готовиться. Над планами уроков я «зависала» часами: хотелось не просто провести с детьми время, а действительно чему-то их научить.

«Я работала в школе-интернате и не могла отключиться от работы дома: думала, как помочь ученицам. И это отнимало энергию», – делится Нехама.

«Я проработала в школе всего несколько месяцев в юности, на волне энтузиазма. Сразу получила класс, в который собрали детей с низкой успеваемостью, – вспоминает Эльвира. – Особенно плохо дела обстояли с физикой: внешнюю проверочную работу все дети написали на двойки. Но разве юность боится препятствий? Я готовилась к урокам как к спектаклю на языке формул».

5. Ответственность за детей и воспитательные моменты. Все, что происходит с детьми по дороге в школу, в школе и по дороге домой, – ответственность учителя. И когда случается что-то серьезное, учителю приходится несладко.

Когда я работала в школе, ученик на перемене выпрыгнул из окна второго этажа, чтобы что-то доказать одноклассникам, и сломал позвоночник. Учителя в классе не было: в тот день она была дежурным администратором и не могла находиться в двух местах одновременно. После долгих судебных разбирательств ее уволили по статье и обязали выплатить денежную компенсацию семье мальчика.

«Главная цель учителя в обычной школе – это не научить, а удержать, – рассказывает Людмила. – Жаль, но большую часть времени приходилось тратить на воспитательные беседы, а не на сам предмет. Учителя орали на детей: только так старшеклассники хоть как-то слушались. Громче всех могла кричать завуч, ее боялись больше всех. При этом завуч была прекрасной женщиной и хорошим специалистом. Как я потом узнала, она умерла в 48 лет от инфаркта».

6. Отношения с родителями учеников. Найти общий язык с детьми несложно, чего не скажешь о родителях. У них, как правило, множество претензий к школе и каждому учителю.

Однажды ко мне на урок ввалилась шумная, ярко накрашенная дама, которая с порога начала учить меня преподавать английский. У нее – мамы одного из учеников – не было педагогического образования, английского она не знала, но зато точно знала, как надо.

Дама говорила и говорила… Пришлось применить запрещенный прием: стукнуть толстым англо-русским словарем по столу. От неожиданности дама замолчала. Я предложила ей заменить меня на уроке. «А я посижу на последней парте и поучусь», – заявила я. Критиканша сдулась и попятилась к двери. Больше я ее не видела.

Я не виню учителей. Никого, никогда. Они все немного герои

«Сложно было с родителями детей: я была молодая, своих детей у меня еще не было, и я не совсем понимала, чего от меня хотят, – подтверждает мою мысль Наталия (Клайпеда), бывший учитель английского языка в школе, сейчас преподает язык в частном порядке. – Родители требовали, чтобы я опекала детей, а у меня не получалось. Отдельная история – родители, которые всегда знают, как на самом деле должно быть…»

«В школе было очень сложно. И я сбежала. Не смогла, не стала напрягаться ради детей, большинству из которых ничего не нужно, – вздыхает Людмила. – Но сама я никого из учителей не виню – никогда. Они все немного герои».

Ни один из моих однокурсников не работает в школе. И это очень грустно, потому что у нас был очень талантливый выпуск. Эти люди могли бы стать прекрасными учителями, но преуспели в других областях. Хочется надеяться, что ситуация изменится и школа станет комфортным местом как для детей, так и учителей. И у нас, родителей, появится много поводов не ругать, а хвалить школу.

Анна К., Волгоград, 28 лет, учитель математики

Когда я окончила институт, я даже не планировала работать в школе — думала, это не моё. Мечтала поступить в другое место абсолютно, но так сложилось, что окончила факультет математики, потом поступила в магистратуру, и нужно было где-то работать, при этом совмещать с вечерним обучением. Так я попала в школу. Причём устроилась в ноябре, когда уже начался учебный год и всех учителей набрали. Школа была не самая лучшая в нашем районе — в параллели всего 1-2 класса. Мне достались 5-6-7 классы. Вроде бы и ничего, но зарплата копеечная. Я, как молодой специалист, получала на руки всего 10 000 рублей. Плюс стали кататься на шее, то поезжай бумажку отвези, то на курсы какие-то никому не нужные засунут. Да ещё, как оказалось, в нашей школе была просто неадекватная директриса, которая оскорбляла нас, учителей, в коридорах, при детях. Я шла в школу, у меня просто ноги подкашивались, и не потому, что дети орут весь урок, а потому, что директор не в себе. В итоге из той школы разбежался весь коллектив, остались одни бабушки, которым просто некуда было идти. Меня хватило на два года. Потом я просто не выдержала, пришла, написала заявление об уходе и начала заниматься репетиторством.

Одна из причин увольнения из школы — проблемы в коллективе. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Если бы я изначально в какую-то другую школу попала, возможно, я бы и осталась работать. Мне это нравилось. До сих пор я общаюсь с некоторыми учениками, но, если вспомнить тот коллектив, атмосферу, «змеиный клубок», то нет, я не жалею, что ушла. Для примера расскажу случай. Был у нас в школе молодой преподаватель информатики, который иногда подвозил меня. Он просто ехал мимо моей остановки, видел, что я стою, мёрзну зимой, и совершенно бескорыстно подбрасывал до работы. Так выяснилось, что на работе на него имела виды одна из учительниц, хотя он был давно женат. И вот эта преподавательница пришла со мной разбираться, якобы, у нас с ним роман. А перед этим расцарапала информатику всё лицо чуть ли не на уроке. И такие «скандалы-интриги-расследования» случались в нашей школе чуть ли каждый день. Зачем мне это надо?

Шесть лет я учу детей на дому и понимаю — это моё. Здесь каждый участник заинтересован в процессе, дети нервы не мотают, да и я, собственно, ни к чему не привязана. А заработки в четыре раза выше, чем я получала раньше в школе за месяц.

Татьяна Ткаченко, Краснодар, 55 лет, учитель истории

В середине 80-х я получила диплом историка и начала работать учителем в обычной краснодарской школе. Сразу пришло понимание, что я выбрала более сложную профессию, чем казалось. Мало хорошо знать свой предмет и интересно его преподавать — нужно понимать детскую психологию, быть искренним, терпеливым. Но трудности не пугали, потому что работа приносила моральное удовлетворение и давала ощущение нужности. В то время педагоги пользовались большим уважением общества, да и государство о них тоже не забывало.

В 90-е ухудшилось не только отношение к учителям, но и условия работы. Но на тот момент я уже привыкла к школе и просто не могла представить жизнь без своих учеников. Общение с детьми помогает держать себя в тонусе и быть в тренде, как сегодня говорят. С ними, особенно с мальчишками, намного проще быть честной. В общем, я продолжала работать с надеждой на лучшее. И в двухтысячных годах действительно произошло немало позитивных перемен. Нам повышали зарплаты, стали давать президентские гранты. В 2006 году я тоже получила грант. Но работать становилось всё труднее при том, что отдача от моего труда уменьшилась.

Учителей завалили пресловутой бумажной работой, из-за которой стало оставаться меньше времени на детей и самообразование. Мы стали составлять разные таблицы успеваемости учеников, сдавать табели посещаемости, писать тематические планы, которыми раньше занимались методисты. К обычным журналам добавились электронные, которые нужно параллельно вести. После уроков ещё нужно несколько часов просидеть с бумажками, перед компьютером. На педсоветах стали меньше говорить о детях и больше — о документации. Учителя начали шутить, что дети мешают работать. А вышестоящие органы вместо того, чтобы помогать нам, устраивали бесконечные проверки. В результате я стала уставать сильнее, чем в те времена, когда у меня было больше детей и классов.

Многие убеждены, что работа учителя — это призвание и образ жизни. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Правы люди, называющие учительство призванием и образом жизни. Я никогда не жалела, что выбрала этот путь. Школа многое мне дала. Одни только слова благодарности бывших учеников спустя много лет очень дорогого стоят. Кстати, как ни странно, троечники порой оказываются куда более благодарными, чем отличники. С некоторыми из ребят мы стали хорошими приятелями. Дети — это главное, что держит в школе, ради них хочется работать. И всё-таки с годами начинаешь задумываться о соотношении приложенных усилий и полученной отдачи. Одно время у нас были хорошие премии, но потом их урезали, и мы остались почти на голых окладах. За стаж и звание «Отличник народного просвещения» мне доплачивали всего пару тысяч. Чтобы зарплата была повыше, приходилось набирать больше часов и заниматься классным руководством, а это ещё целая куча обязанностей. Но всё равно получалось 20 тысяч с копейками. Я считаю, что при моём опыте и стаже это очень мало. В общем, всё накопилось, наболело, и после 30 лет педагогической деятельности я решила уйти.

Конечно, свою роль сыграло и ещё одно обстоятельство. Наша семья открыла свой магазин, и я стала заниматься торговлей. Шучу с друзьями, что выполнила совет одного из наших политиков. Не могу сказать, что мне это очень интересно или приносит большое моральное удовлетворение. В школе больше жизни, и первое время мне казалось, что я сделала ошибку. Думала, что лучше бы осталась работать до пенсии. Привычка — сильная вещь. Но со временем всё это прошло, и я начала видеть плюсы в своём новом положении. Здесь тоже общаешься с людьми, но зарабатывать можно больше при тех же трудозатратах. При этом теперь я сама себе начальница и у меня больше свободного времени. С бывшими коллегами и учениками я продолжаю общаться. Кстати, большинство из них с пониманием отнеслись к моему решению уйти, хотя и не скрывали сожалений об этом. Без ложной скромности могу сказать, что я была хорошим учителем.

Мария, Челябинск, 45 лет, учитель русского языка и литературы

Я никогда не мечтала стать учительницей. Но так вышло, что поступила в пединститут на филологию, а окончив, стала работать в школе. В принципе, в первые годы, по молодости, я ничего особенного не замечала. Ну, работа и работа, дети и дети.

Осознание, насколько гнила и испорчена система образования, пришло позже. Плохо всё: изменившаяся не в лучшую сторону учебная программа, учителя, ненавидящие друг друга, директор-самодур, дети, дрожащие от двоек, родители, не знающие, как помочь им нормально отучиться. Не знаю, как в других, в нашей школе всё было именно так. Бабский коллектив, сплетни, слухи, подсчёт чужих зарплат, битвы за уроки-часы, интриги с руководством.

Не могу сказать, что мне не нравилось абсолютно всё. Помню в моем классе троих мальчишек-хулиганов. На них все учителя ходили жаловаться директору, когда их класс приходил на урок, коллеги мои рыдали, пили валерьянку и пророчили им десятилетия зоны в будущем. На моем уроке они тоже вели себя несносно. Да ещё и были в моем классе, где я была руководителем. Я попробовала не кричать на них, не обижаться, не обращать внимания, а оставила как-то после урока всех троих и говорю, русский вам нужен — всё равно будете сочинение писать при поступлении, хоть куда. Не хотите — не ходите вообще на мои уроки. Я с директором решу вопрос. Ставлю всем двойки за год и всё. Они напряглись, но ходить на уроки не перестали. Всё так же устраивали истерики, издевались, смешили класс, «стояли на ушах». А потом на одного из них — Лёню, школа отдала документы в детскую комнату милиции. Он разбил стёкла, обозвал физрука и тому подобное. Вот тогда он и пришёл ко мне, плакал, клялся, что больше в жизни ничего подобного не повторится. Я удивилась: чего он так напугался? Оказывается, отец сказал, мол, знай меру. Веселишься — веселись. Загребут в милицию — отмазывать не буду, поедешь в колонию для малолеток. А папаша этот отсидел полжизни. И я вместо родителей пошла с парнем по следователям, заполняла протоколы, спорила, поручалась за него и двоих друзей, доказывала, что мальчишки гадят, но, по сути, безвредны. Я ведь знала, в какой среде они живут. В общем, помогла Лёне. От него отстали. Хулиганств на моих уроках больше не было. До сих пор, спустя 10 лет после окончания ими 9 классов, мы общаемся в соцсетях. Ни один не сидел и не сидит. У Лёньки растёт дочь. Маша, между прочим. Они мне пишут, если что — за вас мы горой.

Вот странно, но не помню ни одного отличника. Только эта троица запала в душу. А ещё — учителя, которые друг другу за глаза кости мыли. Говорили такие вещи, что ужас. У исторички среди учителей, подчеркну, не учеников, была кличка «Ирка-вонючка», потому что она не пользовалась дезодорантами. Про Юлию Ильиничну, по трудам, говорили, что она не может родить, потому что перенесла сифилис. Про молодую, только поступившую учительницу биологии, что спит с охранником. А ему на вид лет 80. В общем, учителя только кажутся белыми и пушистыми.

Я ушла из школы, отработав там 17 лет, в СПТУ преподавать всё те же предметы. Меня переманили уверениями, что здесь совсем другие ученики, взрослые люди, знающие, чего хотят в жизни, а не школота. На первом же уроке я попросила кого-то процитировать что-то из Пушкина. Думаете, хоть один смог? Нет! Девушка подняла руку и говорит: «А нам прошлая учительница говорила любой стих учить, любого автора, и ставила „5“». Я подошла к их куратору и спрашиваю: «Им вообще ничего не задавать? Не нужна литература?». Та глаза потупила и прошептала: «Вы же понимаете, кто идёт к нам... Кто не попал ни в вуз, ни в техникум».

Но ушла я не из-за этого. Мальчишка потерял в стенах училища телефон. Другие ребята его нашли и не прикарманили, а отдали охраннику. Думаете, аппарат вернулся хозяину? Как бы не так! От охранника его уже добиться не смогли ни мы, ни родители учащегося. Он твердил какую-то ерунду, мол, оставил на столе, а потом сменился, ушёл домой, и телефона не стало. Мерзко, обидно. Своровал не ученик, а тот, что, по сути, его должен защищать.

Я поняла, что перегорела, что детям не нужны знания, а педагогам — умные ученики. Что ещё немного — и я буду рыдать на уроках от их незаинтересованности и своего бессилия. Я решила помогать тем, кому действительно интересно, кому надо, кто мотивирован на результат. Сейчас веду частные уроки. Это даже не репетиторство, а больше. Я беру детей, довожу их до окончания школы, готовлю к ЕГЭ и другим экзаменам. Работаю не по программе, а по своему пониманию, как лучше, чтобы систематизировать их знания, вселить в головы грамотность. Не передать словами, какое счастье для педагога видеть результаты своих трудов! В этом году одна девочка, которая училась в школе весьма посредственно, написала ЕГЭ по русскому языку на 93 балла. Родители её подарили мне шикарное кольцо с бриллиантами. Сверх оплаты, которую вносили за неё постоянно. Ребёнок поступил на бюджет на престижную специальность. Обществознание и математика у неё сданы так себе, а мой предмет вытянул сумму баллов.

Сейчас зарабатываю примерно столько, как платят в школе. Ни о чём не жалею. Да, педстаж у меня не идёт. Чуть-чуть не хватило до пенсии по выслуге. Зато я увидела краски жизни, сберегла остатки нервных клеток и посвящаю массу времени своей семье.

Татьяна Г., Ахтубинск, 46 лет, учитель английского языка

В общей сложности я проработала в школе 18 лет и ушла не из-за плохой жизни. У меня зарплата по школьным меркам хорошая была, плюс репетиторство. В 2010 году мы с мужем начали бизнес — производство металлоизделий. Предпринимательство я оформила на себя. Захотелось попробовать что-то новое, да и уверенность была, что если не получится, всегда могу вернуться в школу. Наоборот, мне было даже страшно уходить от стабильности и гарантированной пенсии.

Педагоги, ушедшие из школы, скучают по работе и своим ученикам. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Я даже не помню такого, чтобы у нас кто-то ушёл из школы в моем возрасте в бизнес. Уходили те, у кого не было педагогического образования, не по профессии работали, находили место по специальности, как правило, в гарнизоне, и увольнялись. У нас были такие, что просто в другую школу переходили, сейчас работают нормально в другом коллективе. А чтобы в бизнес, я не помню такого.

После того, как я уволилась из школы, мой круг общения резко ограничился, все знакомства оборвались. В общем, я даже жалела, что ушла. Скучала по общению с детьми, коллективу (у нас как-то подобралась компания одного возраста), конечно, «тёрки» с администрацией были, скандалы, слёзы и даже оскорбления, но это как-то ушло. Поэтому, в 2011 я возвратилась. Вернулась на год, но не смогла совмещать. С утра до 14.00 — школа, потом работа в офисе и репетиторство до 18.00. Ведь в школе надо работать, отдаваясь полностью, делить с другой работой нельзя. Так что пришлось уйти совсем, но теперь я уже не жалею. На школьную зарплату сейчас я уже не выживу. А вообще, у нас в школах сейчас много молодежи, каждый год кто-нибудь приходит. Меня приглашают на праздники, и я вижу, что после меня уже пришли около десяти новых педагогов. Даже парни есть. Девчонкам легче, я думаю. Если муж есть, да ещё и военнослужащий, то просто работай в удовольствие, а не ради зарплаты. Но это у нас, в военном городке. А если зарабатывать, то это конечно, не в школе. Мужчина-педагог может рассчитывать на 25-30 тысяч, не больше. Но в городах вроде Москвы, учителя, думаю, хорошо получают.

Учителя, ушедшие из школы, уверены, что на школьную зарплату прожить нельзя. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Нагрузка конечно большая — бумаг полно, отчётности всякой, все эти дневники электронные, внеурочная работа, нервы, родители не всегда сознательные, но как я поняла, хорошо там, где нас нет. У меня сейчас не меньше бумаг и нервотрёпки. В материальном плане и независимости не жалуюсь. Правда, на пенсию пойду только в 55, если пойду...

Ирина С., Санкт-Петербург, 29 лет, учитель хореографии

После хореографического училища я пошла работать педагогом-хореографом в общеобразовательную школу. Там создавали театральную студию. Собралось много молодых преподавателей, которые хотели заниматься с детьми вокалом, танцами, ставить спектакли.

Поскольку студия для ребят была бесплатная, то приходили те, кто хотел, начиная с первого класса и заканчивая 11. Я вела эстрадные танцы, некоторые дети пели — мы делали для них номера, ставили музыкальные спектакли. Коллектив был очень хороший. Все коллеги ориентированы на результат, молодые, задорные. Студия развивалась, ребята были готовы сами ночью шить костюмы, что-то придумывать, искать музыку. Руководство школы — душевное, во всём шло навстречу и по-настоящему было заинтересовано, чтобы в школе было творчество, которое не стыдно показать на уровне района.

Мне же очень хотелось попробовать себя в классической хореографии, а не совмещать номера с театральными постановками, и я решила уйти в частную балетную студию. Там были уроки у станка, на пуантах, с детьми, которые целенаправленно хотят заниматься танцами. Я преподавала основы хореографии. Для старших ребят, конечно, были педагоги, которые окончили то же Вагановское училище, бывшие артисты классического балета. В итоге я поработала там какое-то время и уволилась. Оказалось, что такая хорошая атмосфера, в которую я попала сразу после учёбы в обычной школе, к сожалению, далеко не везде.

Я до сих пор общаюсь с некоторыми из своих первых учеников, они рассказывают о своих успехах. Сейчас та театральная студия развилась. Дети учатся петь и выступать, а потом проходят кастинги в престижные учебные заведения.

Если честно, я жалею, что ушла из общеобразовательной школы. Надо было повременить, подумать. После колледжа я не сразу оценила коллектив, который готов тебе помогать и поддерживать. Это очень редкое явление. В нашей работе всё зависит от человеческого фактора, как к тебе будет относиться тот же директор, другие педагоги и, если есть хорошие отношения и все думают о творчестве, это надо ценить.

Томас Эдисон — это, наверное, самый известный и продуктивный изобретатель всех времен, имевший более чем 1000 патентов, выданных на его имя, включая электрическую лампу, фонограф, и кинокамеру. Он стал мультимиллионером и завоевал Золотую Медаль Конгресса. Эдисон поздно начал свое обучение после болезни, в результате чего его ум часто блуждал, и это побудило одного из его учителей называть его «абсолютным». Он выбыл из школы после всего трех месяцев формального образования. К счастью, его мать была школьной учительницей в Канаде и учила дома молодого Эдисона.

Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin)

Бенджамин Франклин известен во многих ипостасях: политик, дипломат, автор, полиграфист, издатель, ученый, изобретатель, отец-основатель и соавтор Декларации Независимости. Единственное, кем он не был — это выпускником средней школы. Франклин был пятнадцатым ребенком и младшим сыном в семье из 20 человек. Он провел два года в Бостонской Латинской школе прежде, чем покинуть ее в возрасте десяти лет и отправиться работать на своего отца, а затем на его брата, как полиграфист

Билл Гейтс (Bill Gates)

Уильям Генри Гейтс III , известный как Билл Гейтс, в 1973 году поступил в Гарвардский университет и был отчислен спустя всего 2 года. После отчисления он занялся созданием программного обеспечения, создал компанию Microsoft, стал одним из богатейших людей в мире и постоянно оказывал безвозмездную финансовую и техническую помощь «родному» Гарвардскому университету. Учитывая его заслуги, через 32 года после отчисления, Биллу Гейтсу был вручен диплом выпускника Гарварда «задним числом».

Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

Хотя он был назван журналом Таймс, как «Человек Века», Альберт Эйнштейн был вовсе не «Эйнштейном» в школе. Нобелевский лауреат, физик-теоретик, известный своей теорией относительности, а так же вкладом в квантовую теорию и статистическую механику, бросил школу в возрасте 15 лет. Решив продолжить свое образование год спустя, Эйнштейн сдавал вступительные экзамены в престижный швейцарский федеральный технологический институт, но неудачно. Он вернулся в среднюю школу, получил диплом и потом все-таки поступил в университет, сдав вступительные экзамены со второй попытки.

Джон Д. Рокфеллер старший (John D. Rockefeller, Sr.)

За два месяца до церемонии вручения дипломов средней школы, первый зарегистрированный миллиардер в истории Джон Д. Рокфеллер старший, выбыл, чтобы поступить на деловые курсы в Фолсомском Коммерческом Колледже. Он основал Standard Oil Company в 1870, заработал миллиарды долларов, прежде чем его компания была раздроблена правительством с целью лишить ее монополии на рынке нефтепродуктов США и провел последние 40 лет жизни отдавая свое богатство, прежде всего проектам, связанным со здоровьем и образованием. Этот человек, без сожаления бросивший среднюю школу, помог миллионам людей получить хорошее образование.

Уолт Дисней (Walt Disney)

В 1918, в то время учащийся средней школы, будущий продюсер, лауреат «Оскара» и пионер парков развлечений, Уолт Дисней начал брать ночные курсы в Академии Искусств в Чикаго. Дисней ушел из средней школы в 16 лет, чтобы присоединиться к армии, но поскольку он был слишком молод, чтобы попасть в призыв, он присоединился к Красному Кресту с подделанным свидетельством о рождении. Диснея послали во Францию, куда он вел машину скорой помощи, которая была покрыта сверху донизу мультяшками, которые в конечном счете стали персонажами его фильмов. После того, как Дисней стал мультимиллионером, основателем Walt Disney Company и кавалером Президентской Медали Свободы, он получил почетное свидетельство об окончании средней школы в 58 лет.

Ричард Брэнсон (Richard Branson)

Британский сэр Ричард Брэнсон — владеющий миллиардным состоянием бизнесмен, самостоятельно добившийся успеха. Он основал Virgin Atlantic Airways, Virgin Records, Virgin Mobile и даже космическую туристическую компанию, организовывающую суборбитальные поездки в космос любому, кто пожелает. Страдая от дислексии, Брэнсон был бедным студентом. Ему пришлось бросить школу в 16 лет и переехать в Лондон, где он начал свою первую успешную предпринимательскую деятельность, издавая журнал Student.

Джордж Бернс (George Burns)

Джордж Бернс, урожденный Натан Бирнбаум, был успешным водевильным актером, ТВ и кинокомиком в течение почти девяти десятилетий. После смерти его отца, Бернс покинул школу в четвертом классе, чтобы найти работу чистильщиком обуви, выполняя поручения и продавая газеты. Во время работы в местном магазине леденцов, Бернс и его молодые коллеги решили войти в шоу-бизнес как Peewee Quartet. После того, как группа распалась, Бернс продолжал работать с партнером, обычно девушкой пока не встретил Грейси Аллен в 1923. Бернс и Аллен поженились, но не становились звездами, пока Джордж радикально не изменил представления, и не создал в них смешную роль и для Грейси. Они продолжали сотрудничать в водевиле, радио, телевидении и фильмах, пока Грейси не прекратила свои выступления в 1958 году. Бернс продолжал выступать почти до дня своей смерти в марте 1996.

Харлэнд Сандерс (Harland Sanders)

Полковник Харлэнд Сандерс преодолел свое отсутствие образования. Его отец умер, когда ему было шесть лет и так, как его мать работала, он был вынужден готовить еду для всей семьи. Он не смог закончить даже начальную школу. Сандерс сменил много рабочих мест, включая пожарного, рулевого на пароходе и страхового агента. Он позже получил степень в области юриспруденции с помощью заочной школы. Кулинарные навыки Сандерса и его деловой опыт помогли ему сделать миллионы как основателю империи жареных цыплят Kentucky Fried Chicken.

Чарльз Диккенс (Charles Dickens)

Чарльз Диккенс, автор многочисленной классики, включая «Оливера Твиста», «Повести о двух городах» и «Рождественской песни» учился в начальной школе, пока его жизнь круто не изменилась, когда его отец был заключен в тюрьму за долги. В 12 лет он покинул школу и начал работать по десять часов в день на очерняющей ботинки фабрике. Диккенс позже работал клерком и стенографистом в суде. В 22 года он стал журналистом, сообщая о парламентских дебатах и освещая избирательные кампании для газеты. Его первую коллекцию историй «Очерки Боза» (Boz было его прозвище) и его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба», издали в 1836 году.

Элтон Джон (Elton John)

Родившийся Реджиналдом Кеннетом Дуайтом, участник Зала славы рок-н-ролла сэр Элтон Джон продал больше чем 250 миллионов записей и имеет более пятидесяти «Лучших 40 хитов», делающих его одним из самых успешных музыкантов всего времени. В 11 лет Элтон Джон принят в Королевскую Консерваторию Лондона по классу фортепьяно. Когда ему надоели классические произведения, Элтон предпочел рок-н-ролл, и после пяти лет он оставил школу, чтобы стать пианистом по выходным дням в местном пабе. В 17 лет он сформировал группу под названием Bluesology, и, к середине 1960-х, они совершали поездку с музыкантами Soul и R&B, такими как Isley Brothers, Patti LaBelle и Bluebelles. Альбом Элтона Джона был выпущен весной 1970, и после первого сингла «Your Song», попавшего в американский «Top Ten», Элтон был на пути к своей суперславе.

Рэй Крок (Ray Kroc)

Рэй Крок не создал McDonald`s, но он превратил его в крупнейшую в мире сеть ресторанов быстрого питания после покупки фирмы у Дика и Мака Макдональдсов в 1955 году. Крок заработал 500 миллионов долларов состояния еще ​​при жизни, и в 2000 году был включен журналом Тайм в список из 100 самых влиятельных производителей и титанов индустрии в XX веке. Во время Первой мировой войны, Крок покинул среднюю школу в возрасте 15 лет и лгал о своем возрасте, чтобы стать водителем скорой помощи Красного Креста, но война закончилась прежде, чем он был отправлен за границу.

Гарри Гудини (Harry Houdini)

Имя Гудини является синонимом волшебства. Прежде чем стать всемирно известным фокусником и мастером побегов по имени Гарри Гудини, Эрих Вайс бросил школу в возрасте 12 лет, работая на нескольких работах, в том числе учеником слесаря. В 17 лет он объединился с коллегами — энтузиастами магии, чтобы создать труппу Houdini Brothers, названную в честь Жана Эжена Роберта Гудина, самого известного мага той эпохи. В возрасте 24 лет, Гудини придумал трюк «Неподчинение Закону», предлагая уйти от любой пары наручников, предлагаемых аудиторией. «Неподчинение Закону» стал поворотным моментом для Гудини. С его успехом пришло развитие зрелищных побегов, которые превратили его в легенду.

Ринго Старр (Ringo Starr)

Ричард Старки более известен как Ринго Старр, барабанщик Битлз. Родился в Ливерпуле в 1940 году, Ринго перенес два серьезных заболевания в возрасте шести лет. Проведя в общей сложности три года в больнице, он значительно отставал в школе. Он ушел из школы после своего последнего визита в больницу в 15 лет, едва умея читать и писать. За время работы в инженерной фирме, 17-летний Старки присоединился к группе и сам научился играть на барабанах. Его отчим купил ему его первую настоящую барабанную установку, и Ринго играл с различными группами, в конечном счете присоединившись к Rory Storm and the Hurricanes. Он изменил свое имя на Ринго Старр, принял приглашение от Beatles в 1962 году, и сейчас является одним из самых известных барабанщиков в истории музыки.

Принцесса Диана (Diana Spencer, Princess of Wales)

Покойная Диана Спенсер, принцесса Уэльская, училась в школе West Heath Girls, где ее академическая успеваемость рассматривалась как ниже среднего, не сумев сдать все экзамены «нулевого уровня». В возрасте 16 лет, она оставила West Heath и недолго проучилась в выпускных классах в Швейцарии, прежде чем уйти и оттуда. Диана была талантливой певицей-любителем и стремилась стать балериной. Диана пошла работать неполный рабочий день помощником в детский сад, дающий основы начальной школы. Вопреки утверждениям, она была не воспитателем детского сада, так как у нее не было никакой образовательной квалификации, чтобы учить детей. В 1981 году, в возрасте 19 лет, Диана обручилась с принцем Чарльзом и ее рабочие дни закончились.

Почти три года прошло с тех пор, как я бросила преподавательскую деятельность и уволилась из школы, в которой отработала шесть лет. И только сейчас я могу спокойно говорить про школу, про свою работу и про то, почему я ушла, тоже готова рассказать.

Для начала покажу видюшку, которую Мишка мне прислал вчера с пометкой "какой пиздец":

Пиздец-то пиздец, конечно, но я очень долго ему объясняла, почему училки себя так ведут.

Пока мы это обсуждали, я наткнулась на пост Зины-Корзины, в котором она высмеивает очень толковую статью о том, что школа в том виде, в каком она существует сейчас, суть вредное и ненужное явление. Я не буду это комментировать. К сожалению, Зина никогда не поймёт, где неправа - сама открытым текстом заявила, что, мол, тупенькая, и без школы ей никак. Ну никак - значит, никак. Я лучше расскажу, что такое школа, почему я ушла и почему никогда туда не вернусь.


Надо сказать, мой уход стал настоящей трагедией, конечно. Я была чуть ли не единственным адекватным человеком в коллективе. Не говорю, что самым хорошим - были и лучше. Я обожала своих коллег, это самые милые и душевные люди из всех, что я встречала. Но, к сожалению они все настолько глубоко в системе, что никак не могли увидеть всего того кошмара, который творится в образовании. А творится действительно сущий кошмар.

Я, как могла, пыталась с этим бороться, что-то придумывала, а самое главное - мне каждый день приходилось объяснять своим ученикам, почему всё так. Почему они не могут обсудить то, что происходит, например. Когда человек что-то делает руками, а рядом есть другой человек, который тоже что-то делает руками, эти двое будут комментировать процесс, и от этого никуда не денешься. И мне приходилось каждый раз их одёргивать, потому что этого нельзя. Я не могла также объяснить, почему они должны этим заниматься именно сейчас и сегодня. Почему вообще они должны это делать. У меня были ученики, которые ненавидели рисовать. Я прекрасно их понимала, ибо сама ненавидела в школе математику, она мне сейчас нахрен не нужна, но я должна была её учить и выслушивать от математички, что меня "нужно принять за единицу тупости". Я старалась, насколько это было возможно, помочь своим ученикам, придумывала для них что-то интересное, но быть в этой системе - адски тяжело.

Эта система калечит людей, делает из них "злобных йопнутых невротиков". Как раз к такому выводу мы с Котом пришли, обсуждая вышеуказанный ролик. Есть такие, кому в системе комфортно, но их очень мало. Есть гении, заточенные под работу с детьми, такие гуру-массовики-затейники, но их ещё меньше. Если убрать всех остальных, преподавать будет некому. А надо.

Несмотря на то, что ты неэпически много работаешь. Ты просыпаешься в шесть утра, идёшь на уроки к восьми, работаешь до обеда, после обеда - группа продлённого дня, потом надо проверять тетради (если у тебя математика или языки - надо проверять их очень много, мне хоть в этом повезло), потом ты идёшь домой... Блин, представители других профессий хотя бы могут уйти домой с работы! Учитель этого не может, работа идёт за ним. Дома ему приходится искать материал к урокам, писать научные труды, без которых он - ноль без палочки, и ещё много, много всего... Потом спать, а наутро всё сначала. И так постоянно. Да, в каникулы тоже. Да, отпуск длинный, но его не хватает - и потом, всё равно нужно держать руку на пульсе, потому что может случиться что угодно.

А платят за это гораздо меньше, чем эта работа стоит.

А надо работать, несмотря на то, что твой предмет обязательно кто-то ненавидит, и тебе приходится из-под палки заставлять этого человека хотя бы молчать и не мешать другим. Только не так-то это просто. Сами подумайте - как будет себя чувствовать некто, кого заставили сорок пять минут заниматься отвратительной и бесполезной фигнёй? Вспомните свой нелюбимый предмет в школе, наверняка такой был. А этого индивида ещё надо чему-то научить, а главное - объяснить, зачем ему это надо. Это очень тяжело, когда сам не понимаешь. В этом плане хорошо "людям системы", которые не задумываются, а просто делают. Стоит задуматься - и всё, первый шаг из профессии сделан.

Я чувствовала себя полной идиоткой, стоя перед сидящими за партами учениками. Мне было бы комфортнее, если бы у меня в кабинете был ковёр, а мы бы кружком сидели бы на нём с планшетами (не с теми, о которых все подумали) рисовали бы, беседовали о разном. Мне очень хотелось повести класс на пленэр. Но этого было нельзя.

Ещё есть такой момент в современной школе - учитель всегда во всём виноват. Он может работать как угодно, и как угодно лезть из шкуры вон - всё равно он будет виноват. Плохо учится ребёнок - учитель виноват, даже если ребёнок - дятел, а его родители - маргиналы, и сделать с этим ничего нельзя. В классе бушуют гормоны, и ученики ничего не соображают, а орут, пакостят и гадят? Учитель виноват. Вот надо как-то работать! У нас таким образом в случае с одним особо буйным классом виновата была добрая половина педсостава - и все понимали, что что-то здесь не так, но дальше этого мысль не шла. И самая мякотка - к тебе в любой момент могли прийти те самые маргиналы и, воняя на тебя перегаром, предъявить тебе претензии по поводу успеваемости их юного дятла. И они правы, а ты - виноват. Ибо ваистену!!11!

Но и это не самое страшное. Это можно пережить. Самое кошмарное - тебе нельзя быть человеком. Тебе нужно задвинуть на свои увлечения, на свой стиль жизни, стиль одежды, тебе нужно перестать быть человеком, а стать андроидом без чувств и эмоций. У учеников должно быть стойкое ощущение, что ты не уходишь вечером домой, а встаёшь в шкаф в своём кабинете на подзарядку. Твою личность просто потихоньку стирают... Кто-то за тебя решает, что подобает, а что нет. Велосипеды, например, ещё ок, а танец живота - не подобает, например. Или, не приведи боже, поул-дэнс. Ты не пьёшь, не куришь, не ешь, не трахаешься, у тебя нет сосков и пупка - ты андроид. И это полный, я вам скажу, атас для человека, который очень себя любит и очень держится за своё "я". Кое-что мне удалось отвоевать - одежду и афрокосички (типа, я всё время в краске, а косы - нууу эээ у нас тема такая!) К слову, администрация относилась ко мне, как к человеку не от мира сего, поэтому это было не так уж сложно. По их понятиям, художник как-то так и должен выглядеть. Но всё остальное - я не выдержала. Когда ты постоянно оглядываешься, когда даже что-то невинное сделав, думаешь "а подобает ли?" - конец, товарищи. Полный. И удивительно ли, что я после увольнения ударилась ? Мне хотелось орать на всю Ивановскую: я человек, я живой, у меня есть сиськи!

Короче, после пяти лет работы в образовании я поняла, что начинаю стервенеть. Я была как натянутая струна постоянно, я плакала и стала много пить - гораздо больше, чем до этого. Как не спилась? Я стала чаще орать на своих домашних. Я стала ненавидеть своих учеников, а они, чётко это считав, стали ненавидеть меня. Дальше стало совсем плохо. На шестой год я могла закатить истерику, разрыдаться и убежать прямо с урока. В один прекрасный день, рыдая, прямо с урока я убежала в кабинет директора и написала заявление по собственному желанию. Меня уговаривали остаться, говорили, что это временное, что пройдёт, что у всех бывает, подсовывали статейки про "эмоциональное выгорание" - но я всё равно ушла. За мной ушло ещё человек десять...


Фуф... Вот такие дела. Сейчас я уже почти отошла от всего этого, успокоилась. Кошмары про школу перестали сниться ещё в прошлом году.

Вы скажете, что я плохой педагог. Да, плохой. Для той формации, в которой приходится жить и работать нам и вашим детям - очень плохой. Вы скажете, что есть учителя от бога и прочие гениальные люди. Да, есть, но, во-первых, их мало, а во-вторых, согласитесь, что-то капитально пошло не так в системе, в которой комфортно могут работать только гении? В которой мало быть просто хорошим работником - не так что-то однозначно.

А, да, за выпады в стиле "хорошо, что уволилась, таких училок, как ты, жечь надо" - буду банить. Не то у меня настроение, упырей всяких слушать.