Самые большие соборы европы. Самые красивые соборы в европе

Собор – при прочтении этого слова на ум неизбежно приходит величественное сооружение, выполненное с неистовым дизайнерским замыслом. Как правило, собором является один из главных городских храмов, создание которого обязательно связано с важным для страны историческим событием. Именно поэтому строительство соборов всегда проходило с чрезвычайным размахом. Несмотря на множество прекраснейших храмов всего мира, первые строчки рейтинга соборов по размеру заняли Европейские сооружения. Итак, занимательно будет изучить информацию про самые большие соборы Европы.

Первым в списке самых высоких соборов не только Европы, но и всего мира, считается Ульмский собор, который находится в одноименном городе Ульм, Германия. Высота сооружения вместе с колокольным шпилем составляет 161,5 метра. У посетителей этого гиганта имеется возможность взобраться на самую высокую точку собора по каменным винтовым лестницам. Интересным фактом является то, что строительство Ульмского собора проходило в течение 5 веков, начиная с 1377 года, закончившись возведением шпиля в 1890 году. Примечательно также и то, что по легенде, при строительстве храма перед незадачливыми строителями встала задача, как пронести огромные брёвна через ворота. В то время как строители бились над решением, как протащить бревно в город, которое по высоте никак не проходило в городские ворота, кто-то из них заметил воробья, который несет соломинки в свое жилище параллельно земле. Решение было найдено, Ульмский собор построен, а воробей стал символом города. Именно его скульптура с прутиком в клюве и возвышается на главной крыше здания.

Строительство второго по величине собора Европы началось в 1248 году и проходило в два этапа из-за финансовых проблем. 1880 год ознаменовался открытием самого высокого сооружения в мире, которым на целых 4 года стал Кёльнский собор, находящийся в Германии, городе Кёльн. Высота сооружения со шпилем составляет 157 метров. В наши дни данное архитектурное творение имеет самый большой церковный фасад во всем мире, а также самый большой действующий колокол. При осмотре сооружения не стоит забывать, что его возведение затронуло две эпохи, так, западный фасад, который более привлекает взгляды восторженных туристов, построен в 19 веке и воплотил в себе стиль неоготики, в то время как остальная часть здания содержит в себе элементы и особенности классической готики. Самый большой в мире колокол имеет название «Святой Пётр» и весит 24 тонны, а вес его колокольного языка составляет 800 килограмм.


Следующим рекордсменом по праву стал Собор Руанской Богоматери во Франции, город Руан. Сооружение внесено в список памятников национального Французского наследия, является собором с самой высокой чугунной башней во всем мире (151 метр). Возведение Французского чуда началось в 1145 году, однако после сильнейшего пожара сохранить удалось лишь стены северной башни Сен-Ромен, восстановление которой перешло в строительство южной части здания и Масляной башни, создание которой закончилось в 1880 году. Примечательно то, что великий художник Моне в 19 веке создал цикл картин, на которых была запечатлена история великого собора, его взлеты и падения. Всего цикл насчитывает 50 полотен.

Страсбургский собор находится во Франции и на протяжении более чем 200 лет считался самым высоким мировым церковным сооружением. Высота здания составляет 142 метра и на сегодняшний день — это шестое место в числе самых высоких соборов мира. Интересным и самым посещаемым местом собора считаются астрономические часы, которые были выполнены в далеком 1574 году и уже тогда имели астрономические функции. К таковым относится умение часов вычислять точку отсчета от нового года до праздников, даты которых каждый год приходятся на разные дни. В Страсбурге существует традиция, по которой летними вечерами на стенах собора транслируются различные цветовые представления под произведения мировой классической музыки.


Самым вместительным Европейским собором является Собор Святого Петра, который находится в Ватикане на известной площади, имеющей одноименное с собором название. Здание считается центральным церемониальным местом католической церкви, вместимость собора составляет 60.000 человек. Сооружение начало возводиться в 326 году, однако завершилось окончательно лишь в 17 веке, когда по желанию Павла V было произведено удлинение восточной части. 17 век также ознаменовался и появлением площади возле собора, которая задумывалась для собрания людей для получения благословения Папы. Над отделкой собора трудились такие известные архитекторы и художники, как Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие.


Несмотря на вместимость Собора Святого Петра, самым большим по площади собором в мире является не он, а Миланский собор. Длина здания составляет 158 метров, ширина 93 метра, также данное сооружение имеет самый высокий в Европе шпиль по высоте центрального нефа (47 м). Миланский собор - единственный готический собор, выполненный из мрамора. Алтарь сего чуда украшает одна из самых ценных реликвий древности – гвоздь с распятия Христа.


Собор Святого Вита в Праге по праву считается не только одним из самых больших, но и самым длинным католическим храмом в мире, длина главного нефа собора составляет 124 метра. Датой оснований здания считается 925 год, однако пик его развития пришелся на 1350 – 1930 годы. Внутри собор открывает для посетителей чудесную готическую панораму, плавно переходящую в хоровую область с огромными витражными окнами.


Самым длинным собором по длине центрального нефа (169 метров) является Уинчестерский собор, графства Хэмпшир, Великобритания.
Собор начали строить по инициативе Кенвала, короля Уэссекса. Строительство было завершено в 648 г. В соборе проходили такие важные для истории Британии события, как Коронация Генриха-младшего и его супруги Маргариты Французской (1172), Вторая коронация Ричарда Львиное Сердце (1194), Бракосочетание Генриха IV и Жанны Наварской (1403), бракосочетание Марии I и Филиппа II (1554). Здание привлекает внимание туристов не только размерами и архитектурными изысками, но также захоронением известной британской писательницы Джейн Остин и съемками фильма «Код да Винчи» в 2005 году.


Собор получил широкую известность благодаря большому витражу. Высота самого большого витражного окна составляет 24 метра, ширина 11,6 метров. Именно это сооружение является школой Хогвардс в популярном киношедевре Гарри Поттер. Постройка собора проходила в далеком 11 веке, в этом сооружении прошла коронация одной из известнейших фигур британской монархии – Генриха III.


Легкие, будто бы взмывающие ввысь соборы, украшенные остроконечными башенками и стрельчатыми арками, – пожалуй, самое впечатляющее наследие Средних веков. Мы с удовольствием ими любуемся, однако не всегда задумываемся, так ли похожи друг на друга готические церкви в разных странах Западной Европы, и вообще менялся ли вид этих построек на протяжении эпохи готики?

Рассвет готической архитектуры

В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.

Можно смело сказать, что её заказчик, аббат Сугерий, совершил революцию в строительстве храмов того времени. Он решился заменить привычные тяжеловесные стены на более легкие, что стало возможным за счет новой системы распределения нагрузки. Так, свод выстроили на каркасе из выступающих «ребер» – нервюр, а по бокам добавили распоры – полуарки аркбутаны и вертикальные опоры – контрфорсы. Новая система позволила сделать постройку не только воздушнее, но и значительно светлее, благодаря появлению огромных окон, украшенных многоцветными .

Французская готика и ее лучшие примеры

Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.

Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.

Нельзя не вспомнить и о великолепном, будто бы резном, Буржском соборе, в крипте которого и по сей день находится надгробие Жана Беррийского, одного из главных меценатов готической эпохи.

Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.

С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее.

Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.

Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia


Богаче становилось и скульптурное убранство храмов. На фасадах, алтарных перегородках и в других частях соборов поселились не только традиционные ангелы, апостолы или аллегорические фигуры, но и крестьяне, ремесленники за работой, а также и вовсе фантастические существа: гротескные химеры, горгульи, драконы.

Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).

Другие европейские соборы готики Средневековья

Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.


Для Германии типичны соборы романско-готического стиля. Согласитесь, зачем перестраивать старый собор-долгострой, если можно просто завершить постройку в новом стиле. Помимо них, в Германии есть и образцы чистой готики. Например, церковь Богоматери в Трире, церковь св. Елизаветы в Марбурге, Магдебургский собор и наконец, жемчужина готического стиля – Кельнский собор.

Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора.

Лишь Кёльнский собор сильно напоминает французские храмы и так же, как и они, является примером долгого строительства.

Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.

А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор.

Wikimedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Соборы – это величественные сооружения, которые строились по амбициозным проектам архитекторов в разные эпохи. Обычно правители выделяли на их возведение огромные средства, поскольку создание главных храмов страны связывали с историческими наиважнейшими событиями или посвящались покровительствующим святым.

А здесь – читайте о Петергофе.

Когда стали появляться соборы

В средневековье в Европе начали появляться первые храмы, которые поражали красотой не только обывателей, но и царствующих особ соседних стран. Так начали появляться в каждом государстве сооружения, которые должны быть особенными и неповторимыми. По этой причине сравнивать их нельзя, потому что в каждом из них выражен статус государства. Внутреннее убранство определяет выражение культурного уровня страны, ее стиль, национальный уклад.

Уникальных культовых сооружений по всей Европе насчитать можно достаточно много, но есть такие, которые можно с уверенностью назвать самыми красивыми:

Храм Василия Блаженного в Москве, Россия

Православный собор, посвящен взятию Казани и победоносному освобождению Руси от Казанского ханства, произошедшего в день Покрова Пресвятой Богородицы. Один из храмов носит имя этого христианского праздника.

На Красной площади (см. ), которая является объектом охраны ЮНЕСКО, храм Василия Блаженного занимает особенное место. Он объединяет 9 храмов в цельный комплекс, выдержанный в русском стиле, и считается визитной карточкой не только Москвы, но и России.

Миланский собор (Дуомо ди Милано), Италия

Собор Дуомо готического стиля строился в течение долгих пяти столетий, и его совершенный фасад стал самым известным среди подобных сооружений в Европе и мире. Являясь визитной карточкой Милана, он вполне заслуженно получил это почетное звание.

Стены здания из белого мрамора украшают 3400 статуй, исполненных великими мастерами – скульпторами. Шпиль вознесся на высоту 108 метров, длина здания – 158 метров при ширине 93 метра. Алтарь же в уникальном храме украшен ценнейшей реликвией древности и религии – гвоздем с распятия Иисуса Христа.

Кельнский собор, Германия

Кельнский собор – самая посещаемая достопримечательность мирового масштаба. Ежедневно сюда приходят до 20 000 человек. Величественное здание, которое сегодня стало таким популярным местом для туристов, прихожан и жителей страны, строилось в течение 6 веков, изменяясь и перестраиваясь.

Сегодня храм украшает два шпиля, торжественно вознесшихся в небо на высоту более 150 метров. Третий в мире по величине, он выстроен в готическом стиле и стал объектом, находящимся под охраной ЮНЕСКО. Кельнский собор славится не только самым большим фасадом среди культовых сооружений, но и самым огромным действующим колоколом, носящим имя Святого Петра.

Собор Святого Павла (Сент-Пол) в Лондоне, Великобритания

Резиденцией лондонского епископа является собор, украшающий центральную часть . Это сооружение становится часто местом, где проводятся мероприятия государственного уровня: похороны, свадьбы и другие особенные события. Храм, благодаря своим размерам, не теряется среди высотных зданий современного Лондона.

А его внутреннее убранство восхищает наличием изумительной мозаики и скульптурных композиций. Ажурные кованые решетки и скамьи из дерева стали уникальным завершением соборного интерьера.

По сложившемуся порядку, в Сент-Поле хоронят царских особ и граждан страны за особые заслуги перед страной. На могиле архитектора Рена, чьим детищем является собор Святого Павла, нет памятника, и лишь на надгробной плите высечены слова, принадлежащие мастеру, призывающие не искать памятник, а просто оглядеться вокруг.

А это ролик о соборе Василия Блаженного

Готический стиль охватывает разные виды искусства – живопись, фреску, скульптуру, витражи. Но именно средневековые соборы, храмы и монастыри Европы, в том числе и Германии, в полной мере раскрывают богатство, величие и монументальность готического стиля в архитектуре. Ему присуще наличие узких высоких башен, арок с заостренным верхом, разноцветных витражей на окнах, щедро украшенного фасада.

Все это вместе с мрачными каменными фигурами мифических существ на стенах зданий создает неподражаемый архитектурный ансамбль. На севере Германии в виду дефицита природного камня сформировался особый стиль – кирпичная готика, который существенно распространился на страны Балтики.

Соборы и монастыри Германии в готическом стиле

Кёльнский собор

Один из главных шедевров готической архитектуры, чьи башни возносятся ввысь на 157 м, поражает монументальностью и в то же время легкостью и изяществом своих ажурных форм. Преодолев 509 ступеней лестницы, можно попасть на колокольню, откуда виден весь город и его окрестности. В соборе хранятся ценные коллекции картин, драгоценностей, скульптур, собранные за столетия. Среди них скамьи в хоре, фрески, главный алтарь, оконные витражи, кресты, дароносицы и др.

Ульмский собор

Строительство второго по величине собора Германии, действующего и поныне, продолжалось 5 веков. Начали его возводить в XIV веке, на средства горожан. А западная башня высотой 161 м была достроена только в конце XIX века. На ней расположена смотровая площадка, чтобы добраться на нее, предстоит подняться по 768 ступеням. На крыше собора установлена скульптура воробья – символа города Ульм, с которым связана местная легенда.


Фрауэнкирхе (Мюнхен)

Самый высокий собор Мюнхена строился в XV-XVI вв. Его оригинальные башни с куполами-луковицами имеют высоту 99 м. С XVI века в соборе венчали и хоронили представителей правящей династии Баварии. Несмотря на то, что во время войны большая часть внутреннего убранства храма была уничтожена, сохранилась гробница римского императора Людвига IV из черного мрамора, великолепный средневековый алтарь, хоровые скамьи, датированные 1502 годом.


Фрайбургский кафедральный собор

Собор во Фрайбурге был построен в XII-XVI вв. из красного песчаника. Отличительной особенностью его 116-метровой башни является ажурный, прозрачный, словно кружевной, шпиль. В башне находятся 16 колоколов, самому старому – 750 лет. Также здесь на уровне 70 м расположена смотровая площадка. Главное украшение храма – алтарь, расписанный библейскими сюжетами из жизни Богоматери. Орган собора — один из самых крупных в мире.


Либфрауэнкирхе (Трир)

Одна из самых древних готических церквей в мире начала строиться в 1230 году на месте дворца матери императора Константина Великого. С помощью крытой галереи церковь соединена с Трирским Кафедральным собором. Окна церкви украшают искусные витражи, ее своды поддерживают 12 колонн с изображениями 12-и апостолов. В течение долгого времени церковь была местом для погребения, но до наших дней сохранились лишь немногие надгробия и эпитафии.

Любекский собор

Двухшпильное величественно здание собора имеет рекордную для краснокирпичных храмов длину – 130 м. В начале XIII века собор был возведен в романском стиле, а с 1266 года его начали перестраивать согласно законам готической архитектуры. Жемчужина храма – Триумфальный крест высотой 17 м и кафедра с астрономическими часами, установленные в 1477 году. Также внимание туристов привлекает ряд каменных саркофагов в погребальной соборной капелле.


Церковь Святого Духа в Гейдельберге

Строительство самого большого храма в Гейдельберге началось в 1398 году и продолжалось более ста лет. Здесь находится захоронение курфюрста Рупрехта III (основателя церкви и городского университета) и его жены. До 1623 года в стенах церкви хранились несколько тысяч уникальных книг и рукописей – первых экземпляров Палатинской библиотеки, впоследствии вывезенных в Ватикан. Ныне церковь действующая, в ней проходят богослужения и концерты органной музыки.

Магдебургский собор

Один из самых крупных соборов Германии строился на протяжении трех веков, начиная с 1209 года. Его облик соединяет в себе готические и романские черты. Длина здания – 120 м, высота двух башен – 99 и 104 м. Знаменитые сокровища храма – скульптуры дев середины XIII века, древнеримские гранитные и мраморные колонны, резные фигуры на тему жизни Христа. Также на территории собора находятся многочисленные исторические захоронения.


Церковь Св. Елизаветы в Марбурге

Церковь названа в честь жены Тюрингского ландграфа, основавшей в Марбурге приют для бедных, ухаживающей за больными и причисленной после смерти к лику святых. Ее прах хранится в церкви в золотом саркофаге. До наших дней прекрасно сохранились великолепные витражи, фрески, алтарь св. Елизаветы, деревянный главный алтарь 1290 года, предметы прикладного искусства XIII-XIV вв. Венчают церковь две 80-метровые башни с колоколами XIII века.

Регенсбургский собор

Строительство кафедрального собора было начато в XIII веке и продолжалось в течение 6 веков. Его сокровищница хранит множество христианских реликвий. Среди них мощи Иоанна Златоуста, мученика Севастиана Медиоланского и святого Лаврентия, бронзовый крест с горным хрусталем XII века, золотой крест с драгоценными камнями XIII века и др. Внутри храм украшают фрески и витражи XIV века. Колокольня содержит 8 колоколов, самому старому – 400 лет.


Церковь Св. Николая в Штральзунде

Жемчужина кирпичной готики. Церковь посвящена Николаю Мирликийскому – известному покровителю моряков, строилась она с 1270 по 1360 годы. Главные украшения храма – 12-метровый резной алтарь, декорированный более чем сотней фигур, скульптура Святой Анны высотой 2,5 м. Особую ценность представляют гигантские астрономические часы, датированные 1394 годом – одни из самых старых в мире. Не меньший интерес вызывают настенные росписи и великолепные рельефные изображения.


Мейсенский собор

Строительство собора велось постепенно и заняло в общей сложности шесть с половиной веков. Расположен собор на территории замка Альбрехтсбург, особую изысканность ему придают три ажурные башни, которые видны практически из любой точки старого города. Истинное произведение искусства — главный колокол храма, отлитый в 1928 году. По четырем его сторонам изображены сцены из апокалипсиса, а на вершине – корона с 4-мя Евангелистами.

Ахенский собор

Один из самых древних храмов Европы, сочетающий в себе фрагменты классического, византийского и готического стилей, был основан Карлом Великим в 796 году. На протяжении 6 веков здесь короновали германских монархов. В центре собора — восьмигранная капелла, где хранится трон Карла Великого, а в золотом саркофаге покоятся его останки. Среди христианских реликвий – покрывало с казни Иоанна Крестителя, набедренная повязка Христа, покров Девы Марии.


Франкфуртский собор

Свою историю храм ведет ещё со времен Римской империи, но нынешний его облик с готическими чертами и 100-метровым красным шпилем начал складываться в XIII веке. Собор назван в честь святого Варфоломея, череп которого является главной святыней храма. Внутренние помещения украшены произведениями искусства, среди которых скульптура Распятие Христа 1509 года, полотно Ван Дейка «Снятие с креста» 1627 года, фрески на тему жизни апостола Варфоломея 1407 года.


Доберанская монастырская церковь

Яркий образец кирпичной готики. В начале XII века силами монахов цистерцианцев и мирян в Мекленбурге был построен Доберанский монастырь. Однако в последующие два столетия войны и пожары разрушили здание. Лишь в 1368 году работы по его восстановлению завершились, и была освящена монастырская церковь, ставшая главной усыпальницей правителей Мекленбурга. Просуществовал монастырь до XVI века. Несколько раз его здание реставрировали, в последний раз – в 1962 году.


Рыночная церковь в Ганновере

Главная Ганноверская церковь из красного кирпича была сооружена в XIV веке, высота ее башни со шпилем 98 м. Ценными раритетами являются средневековые витражные окна 1370 года, главный алтарь из липы 1480 года, бронзовая купель 1500 года. Здесь много церковных захоронений, преимущественно XVI-XVII вв. Еще одна гордость церкви – колокольня из 11 колоколов. В годы войны здание церкви серьезно пострадало, реконструкция закончилась в 1952 году.


Церковь Святого Лаврентия в Нюрнберге

Один из первых храмов Германии, принявший в начале XVI века лютеранскую веру. Главная его изюминка – великолепная ажурная розетка окна диаметром 10 м между двумя башнями. Внутренние помещения украшают работы известных нюрнбергских мастеров. Большую ценность представляют золоченый канделябр, дарохранительница, витражи и скульптуры. В годы войны здание церкви было повреждено, восстановительные работы продолжались до начала 60-х. Храм действующий.

Церковь Святого Себальда в Нюрнберге

Самая старая церковь Нюрнберга названа именем миссионера и покровителя города, мощи которого хранятся внутри храма. Строительство церкви началось в 1225 году и продолжалось полтора столетия. В ней сохранились роскошные скульптуры, барельефы, готический средневековый алтарь. Гордостью церкви был орган середины XV века – один из самых старых действующих органов в мире. К сожалению, во время войны он был уничтожен и позднее заменен новым инструментом.


Церковь Святой Марии в Любеке

Прообраз стиля кирпичной готики для десятков храмов в балтийском регионе. Строительство главной приходской церкви в городе началось в 1251 году и длилось 100 лет. Высота двух ее башен с флюгерами – 125 м. В церкви 9 больших и 10 малых погребальных капелл. Среди сохранившихся реликвий – бронзовая купель 1337 года, алтарь 1518 года, рельеф со сценами страстей Христовых 1515 года. В 1942 году церковь была сильно повреждена. Упавшие и расколотые колокола до сих пор хранятся в одной из капелл в память о кровопролитной войне.


Церковь Девы Марии в Нюрнберге

В 1358 году церковь возвели на месте снесенной синагоги. Каждый день в полдень под старинными 500-летними часами, расположенными на фасаде здания, начинается настоящее представление с участием движущихся деревянных фигурок – императора, курфюрстов, музыкантов. Самая ценная вещь внутри храма – старинный алтарь работы неизвестного автора, датируемый XV веком. После значительных разрушений в годы войны церковь несколько раз реставрировалась.


Аугсбургский собор

Величественное сооружение собора в Баварии органично сочетает в себе фрагменты романского и более позднего готического стиля. Огромную ценность представляют самые старые в мире цветные оконные витражи, изображающие пророков и царей из Ветхого Завета. Период их создания – XI век. До наших дней отлично сохранились настенные фрески 1491 года, картины и рельефы на тему жизни Девы Марии 1493 года, самое большое в Германии собрание надгробий с эпитафиями.


Церковь Святого Ламберта в Мюнстере

Здание храма в Мюнстере было заложено в 1375 году. 90-метровая его башня – самая высокая в городе. По давней традиции каждый вечер смотритель поднимается на нее и трубит в рог, тем самым возвещая, что в округе все спокойно. Церковь знаменита тем, что после распада Мюнстерской коммуны в XVI веке здесь в железных клетках были выставлены тела трех казненных руководителей восстания. Клетки и сейчас подвешены на церковной башне.

Наумбургский собор

Изначально кафедральный собор с четырьмя башнями был построен в 1029 году в романском стиле. А впоследствии, в течение нескольких веков, он расширялся и достраивался уже в готическом стиле. Западные хоры собора известны своими выразительными и реалистичными каменными фигурами работы неизвестного мастера XIII века. Они выполнены в человеческий рост и изображают 12 представителей высшей знати, на щедрые пожертвования которых и был построен храм.


Церковь Святого Мартина в Ландсхуте

Готический храм из красного кирпича в Ландсхуте строился с 1389 по 1507 год на средства богатых горожан. Высота его башни – 130 м, в течение четырех веков это было самое высокое в мире кирпичное строение. Чтобы насладиться панорамой города, нужно преодолеть 495 ступеней винтовой лестницы, ведущей на колокольню с 8-ю колоколами. Внутри храма находится шестиметровое резное распятие Христа, выполненное в 1495 году, орган XVIII века.


Шверинский собор

Одно из самых высоких зданий в северной Германии в стиле кирпичной готики, зеленый шпиль которого виден издалека. Первые упоминания о соборе относятся к началу XII века. В XIII веке здесь появились бесценные реликвии – капля Христовой крови в камне и шип из тернового венца Христа. А в следующем веке эта коллекция пополнилась фрагментом распятия Иисуса. Особого внимания достойны Триумфальный крест, средневековый алтарь, бронзовая купель, старинный орган.


Собор Святого Николая в Грайфсвальде

Кирпичная готика. Стометровая восьмиугольная башня собора – символ университетского города Грайфсвальда. На ней оборудована смотровая площадка, к которой ведут 264 каменных и ещё примерно 100 деревянных ступеней. Также на башне находятся 6 массивных средневековых колоколов. Строительство собора было начато в середине XIII века и продолжалось до начала XV века. Каспар Давид Фридрих – один из знаменитых немецких художников — был крещен в этом храме в 1774 году.


Эрфуртский собор

Готические черты построенный в 1253 году романский храм приобрел в середине XIV века. Его хор украшают 18-метровые витражи XV века, не имеющие аналогов в Германии. Внутри здания хранится много произведений средневекового искусства, среди них — бронзовый подсвечник Wolfram 1160 года высотой в человеческий рост. Особая гордость храма – самый крупный в мире автоматический колокол Глориоза. Он появился на башне в 1497 году и славится своим чистым звучанием.


Бременский собор

Основание собора было заложено в 1042 году, окончательный свой вид с готическими чертами он приобрел в XIII веке и с тех пор реконструировался лишь дважды – в XIX веке и после Второй мировой войны. Украшают собор две 100-метровые ажурные башни с колокольней и смотровой площадкой. Достопримечательности храма – Свинцовый подвал с мумиями, резная кафедра — подарок шведской королевы и Библейский сад с растениями, упомянутыми в Священном писании.


Коринский монастырь

Полуразрушенный ныне монастырь из красного кирпича находится на берегу озера в нескольких километрах от города Эберсвальд. В XIII веке его построили монахи ордена цистерцианцев. В XVI веке аббатство было распущено. В настоящее время это памятник архитектуры стиля кирпичной готики, активно посещаемый туристами, в его сохранившихся стенах проходят различные культурные мероприятия. В частности, ежегодный Коринский летний музыкальный фестиваль.


Монастырь Ленин

Аббатство в Клостер-Ленин близ Потсдама в 1180 году основали монахи-цистерцианцы. Находилось оно в окружении лесов и водоемов, неподалеку от Монастырского озера. Отличительной его особенностью был скупой архитектурный стиль кирпичной романики и готики, без излишеств, и особая техника нанесения растительных орнаментов на оконные витражи. Один из наиболее процветающих монастырей просуществовал до 1542 года, а затем был распущен. С начала XX века здание принадлежит монастырю Луизы Генриетты.