Ожогина, деревня Шатровской волости Ялуторовского уезда

Скромная, но знаменитая церковь во имя преподобного Феодора Студита, исповедника, находится на Большой Никитской улице Москвы. Она была построена в 1626 году по указу Святейшего Патриарха Филарета, отца царя Михаила Феодоровича Романова, и освящена по его именинам: до пострига будущий Патриарх носил имя Феодор.

Преподобный Феодор Студит жил в VIII – IХ веках. Он родился в Константинополе в 758 году в благочестивой христианской семье. Его отец состоял на государственной службе как сборщик царских податей, и Феодор получил в столице прекрасное образование, учась у лучших богословов, философов, риторов. Когда же Византию при поддержке нечестивого императора Костантина Копронима охватила иконоборческая ересь, отцу Феодора пришлось покинуть службу. Вскоре оба родителя святого по обоюдному согласию приняли монашество. Феодор же посвятил себя проповеди иконопочитания. Обладая даром красноречия, он много участвовал в диспутах, пока иконоборчество не было осуждено на VII Вселенском Соборе, созванном благочестивой императрицей Ириной.

Вскоре Феодор оставил Константинополь и со своим дядей, старцем Платоном, и братьями удалился в иночество. Близ Олимпа в местности Сакудиан они основали храм святого Иоанна Богослова и обустроили там монастырь. Со временем Феодор стал его игуменом.

Потом он попал в опалу за осуждение прелюбодеяния императора Константина VI и был сослан в Солунь. Оттуда его вызволила царица Ирина, которая отдала ему опустевший при иконоборцах Студийский монастырь, где под настоятельством святого собралось около тысячи иноков. Для управления монастырем Феодор составил знаменитый иноческий устав, прозванный Студийским.

Дальнейшая жизнь святого была истинным мученичеством за веру. Гонимый нечестивыми императорами-иконоборцами, он не раз подвергался изгнанию, ссылкам, заточению, пыткам. Под конец земного пути преподобный Феодор поселился в Херсонесе близ Никомидии и сподобился мирной кончины в 826 году. В январе 845 года его честные мощи были перенесены в Константинополь.

Для Москвы и для всей России ноябрьский праздник святого преподобного Феодора Студита оказался особенным днем. В XV-XVI столетиях на месте, где стоит сейчас церковь во имя святого Феодора Студита, проходила главная дорого от Кремля к Великому Новгороду. «Большой Никитской» она стала позднее, когда отец Патриарха Филарета боярин Никита Захарьин Юрьев в конце XVI века основал здесь Никитский монастырь по своим именинам.

Первоначальная же Феодоровская церковь появилась здесь значительно раньше. На день памяти преподобного Феодора Студита пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда же, в конце XV века, на этом месте построили памятную часовню в честь Феодора Студита и Смоленской иконы Божией Матери. А вскоре в память об избавлении от хана Ахмата на Угре великий князь Иван III основал здесь женский Смоленский монастырь. Возможно, что тогда же была построена первая Феодоровская церковь, которая сначала была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел – во имя Феодора Студита. Другая версия гласит, что эту церковь Патриарх Филарет впервые устроил из древней часовни.

В 1619 году у Никитских (называвшихся также Смоленскими) ворот Филарета, к тому времени уже епископа Церкви Божией, встречали из польского плена. В благодарность за избавление он по обету обустроил Смоленский монастырь, который стал мужским и был переименован в Феодоровский – в честь святого Феодора Студита. Монастырь, для которого царским указом отвели обширную территорию, предназначался для патриарших слуг. Тогда же, в 1624-1626 годах, Филарет и построил здесь новую Феодоровскую церковь, которая, как и в старину, стала соборным храмом монастыря. Обитель стала любимым местом отдыха Первосвятителя. Храм даже считался патриаршим домовым, как и «официальная» Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением Патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных с аптекой. Раньше такие блага были доступны лишь первым лицам государства да знатным особам.

Только в 1709 году, после фактической отмены Патриаршества, монастырь упразднили, а иноков перевели в Новинский монастырь. С 1712 года Феодоровская церковь стала обыкновенной приходской. В дельнейшей истории Москвы она прославилась тем, что была приходским храмом А.В. Суворова, жившего в своем родовом доме на Б. Никитской, 42, отчего ближайший Никитский бульвар еще недавно носил имя Суворова.

Александр Васильевич Суворов и храм прп. Феодора Студита

Будущий великий генералиссимус родился 13 ноября 1730 года, через день после праздника Феодора Студита. Часто задаются вопросом, где же крестили Суворова? Он был крещен в Феодоровской церкви у Никитских ворот, родившись в паре домов от нее. Младенца нарекли в честь святого благоверного князя Александра Невского. По преданию, рождение Суворова предвещали таинственные знамения: на небе появились «красные хвосты», по истолкованию одного новгородского юродивого означавшие рождение человека «нехристям страшного» и знаменитого. Ходила молва, будто однажды в дом к родителям Суворова постучался некий странник, и благочестивые хозяева радушно приняли гостя. Он оказался святым ангелом, который благословил их новорожденного сына.

Известно, что Суворов отличался благочестием. В своей приходской церкви Феодора Студита он пел на клиросе, читал апостол и всегда особо поминал родителей. Мать Суворова Авдотья Федосеева и вся его родня были похоронены при этой церкви. Есть сведения, что он и венчался в этом же храме с княжной Варварой Прозоровской в 1774 году. Молился Суворов и в соседнем храме большого Вознесения. Сохранились воспоминания очевидцев, как он, сделав три земных поклона перед каждой иконой, ставил свечи, молился на коленях и с трепетом подходил под благословение.

То, что Суворов не проигрывал сражений, современники приписывали особой Божественной благодати, ниспосланной праведному воину. Солдаты говорили, что Суворов и в ночи знает, где неприятельская засада, и воду «чует» в засушенных местах, и грозовые тучи «пушками разгоняет», а в бою будто бы орел над ним является и садится полководцу на плечо. Орел часто упоминался в легендах о Суворове. Легенда гласит, что перед самым штурмом Измаила полководец вдруг увидел в небе сонм людей: у одних были венцы на головах, у других не было. Один солдат спросил Суворова, почему он так долго смотрел на небо. Тот предложил ему посмотреть в небо самому: «Вот и я вижу. Какие в венцах, те убиты будут при штурме, только без венцов куда больше».

Феодор Васильевич Чижов

В 1877 году в Феодоровской церкви отпевали Феодора Васильевича Чижова – известнейшего в свое время промышленника и мецената, строителя российских железных дорог. Именно он с компаньонами построил первую русскую частную «образцово-показательную» железную дорогу от Москвы до Ярославля (а потом и до Вологды) исключительно отечественными силами — от русских рабочих, занятых в строительстве, до купеческого капитала без иностранных инвестиций. Это было сделано для того, чтобы убедить правительство и общественность в возможности для России собственного первоклассного железнодорожного строительства. Потом Ф.В. Чижов создал Архангельско-Мурманское пароходство, важное для северной России. Не чужд он был и культуре – яркий славянофильский публицист, приятель Гоголя, Чижов выступил на свои средства одно из первых собраний сочинений писателя. Уважение он снискал к себе огромное – гроб с его телом друзья и сослуживцы несли на руках из Феодоровской церкви к Данилову монастырю, где он обрел последнее пристанище.

В начале XIX века Феодоровская церковь была кардинально переделана. Четверик храма перекрыли большим сферическим куполом, из которого в центре выступала одна главка на тонком барабане. Алтарь перестроили в одну большую абсиду, сферический свод который гармонировал с куполом. Своды трапезной заменили плоским потолочным перекрытием. Внутри проход из трапезной в центральную часть храма был расширен и украшен двумя ионическими колоннами. В общем, храм получил ампирное оформление, характерное для 1820- х годов. В 1865-1873 годах алтари приделов из трапезной выдвинуты на восток в линию с главным. В каменный пол включили полукруглые следы старых стен.

После революции 1917

Храм святого Феодора Студита закрыли в 1927 году. По краю Никитского бульвара на следующий год выстроили большой жилой дом, заселенный работниками табачной промышленности. Здание захватило часть церковного двора, почти вплотную подошло к храму, закрыв красивый вид на него с бульвара.

Один из ведущих реставраторов советского времени Лев Артурович Давид говорил своим ученикам, что ему не много удалось сделать для спасения церквей от уничтожения, но он может гордиться тем, что спас церковь святого Феодора Студита. В 1937 году на его глазах взорвали прекрасную колокольню этого храма, и Лев Артурович, понимая свое бессилие в деле спасения здания, в эту ночь долго не мог заснуть. В три часа ночи он взял книгу историка XΙΧ века И. Снегирева и начал читать об истории церкви Феодора Студита. На глазах попалась фраза, где историк сообщает, что этот храм был приходским для семьи Суворовых, и сам полководец даже пел в нем на клиросе. После этого реставратор уснул, а утром по телефону позвонил в Министерство обороны СССР. И случилось чудо: военные выслушали сбивчивую речь ученого и поверили ему. Они заинтересовались этим храмом и помогли его отстоять. Вскоре он уже стоял на охране как памятник истории и архитектуры, а бульвар получил название полководца. Только случился небольшой казус: машинистка, не понявшая слово в названии, заменила его на более знакомое. Специалисты с удивлением увидели, что охраняют церковь не Феодора Студита, а «Феодора студента».

Храм пострадал от осколков бомбы в Великую Отечественную войну. В 1947 году, ссылаясь на факт «разрушения здания вражеской авиацией», сотрудники Управления делами ТАСС хотели забрать здание храма себе под автомеханическую мастерскую. Управление охраны памятников на их запрос ответило, что здание имеет мемориальную ценность и будет восстановлено. В это время его использовала под контору организация «Союзлесзагспирт». В 1950-1980-е годы церковное здание занимали различные учреждения, общественность предлагала сделать в нем музей А. В. Суворова.

Реставрация храма преподобного Феодора Студита началась в 1984 году. К 1990 году были воздвигнуты пять глав храма; началось и возрождение колокольни. С 1991 года в храме возобновлено богослужение.

В 1993 году храм освятили малым чином. В нем хранится чудотворный список с Песчанской иконы Божией Матери, прославленной в городе Изюме. Около этого редкого для Москвы образа по пятницам читается акафист. В иконостасе северного придела хранится икона святого епископа Луки с частицами его мощей.

В храм в 2000 году один из прихожан передал приходу икону Спасителя, хранившуюся у него в доме и спасенную в 1930-х годах его бабушкой при разорении церкви Феодора Студита. Этот небольшой образ – единственное, что осталось от старого убранства храма.

Составлено на основе книг: Лебедева Е. В.Город храмов и палат. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006.
Москва Православная. Авторы-составители: М.И, Вострышев, М.Г. Рогозина, А.К. Светозарский. М., «ИНТО», 2005.

30 июля 2017 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения деревянного храма во имя святой блаженной Матроны Московской в микрорайоне «ДеснаГрад» на улице Флотской города Брянска и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Для поклонения верующим в канун дня освящения в храм была доставлена святыня - частица мощей блаженной старицы Матроны, которой могли поклониться все желающие.

За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Владимир Сафронов, настоятель храма во имя святой блаженной Матроны Московской иерей Иоанн Секирин, клирик храма в честь Преображения Господня (Спасо-Гробовского) иерей Андрей Агеенко, настоятель храма во имя святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, иерей Антоний Козлов.

На торжественное событие в жизни молодого микрорайона собралось множество людей: благотворители, прихожане храма, жители микрорайона на Флотской и верующие других приходов.

Перед началом чина освящения благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Владимир Сафронов рассказал о значении освящения престола.

Песнопения исполнил хор под управлением Т.П. Шульгиной.

Проповедь перед причастием произнес священник Андрей Агеенко.

По окончании Литургии Владыка Александр обратился к участникам богослужения со святительским словом, поздравив всех с радостным и важным событием в жизни прихода - освящением храма.

- Небольшой уютный храм на улице Флотской посвящен одной из самых почитаемых после Святителя Николая святых в нашей Церкви на нашей Родине - блаженной старице Матроне Московской. Храм строится для того, чтобы в нем совершалась служба Божия, совершались церковные Таинства - покаяние, причащение, крещение, миропомазание, венчание, соборование; требы - отпевания, панихиды, молебны. То есть храм - это живой организм, это не просто здание, которое украшает ту местность, где находится. Хотя действительно храмы украшают наши города и села. Всех вас я хотел бы сподвигнуть к тому, чтобы вы полюбили богослужения. Всенощное бдение, которое совершается вечером, и с которого начинается любой праздник. Ну и, конечно, главную службу - Божественную литургию, которую мы сегодня совершили после чина освящения этого святого храма, - сказал Его Высокопреосвященство и пожелал, чтобы новопостроенный храм был всегда наполнен людьми.

В знак сыновней любви от лица благодетелей и прихожан настоятель храма иерей Иоанн Секирин преподнес Владыке Александру архиерейский посох.

По случаю памятной даты - 100-летия начала гонений на Русскую Православную Церковь, Его Высокопреосвященство подарил настоятелю храма книгу «Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской».

Затем Владыка Александр вручил церковные награды. Во внимание к помощи в строительстве храма блаженной Матроны Московской в новом микрорайоне города Брянска медали святого благоверного и преподобного князя Олега Брянского были удостоены Э.А. Болдов, Е.О. Прокопович, Е.А. Романюк.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ХРАМА

Строительство деревянного храма блаженной Матроны Московской в Брянске началось в 2016 году. Инициативу Митрополита Александра по возведению храма поддержал застройщик жилого комплекса, и, уже спустя год, церковь была построена. Новый микрорайон расположен несколько в отдалении от центра Бежицкого района, и появление рядом с многоэтажными домами храма для многих стало долгожданным событием. «Теперь нам не придется далеко ездить на службу. Можно выйти из дома и с ребенком в коляске пешком пройтись до храма. Очень удобно, когда храм находится в шаговой доступности», - благодарили молодые мамы и пожилые люди. Община храма блаженной Матроны только зарождается. Здесь уже регулярно совершаются богослужения. Храм же продолжает благоукрашаться. В ближайшее время планируется привести в порядок церковную территорию.

Пресс-служба Брянской епархии

День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия - 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.

Житие святой мученицы Александры

Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) — ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги — сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.

На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала чем навлекла на себя гнев своего супруга.

За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.

Покровительница русских монархов

Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны - супруги Николая I, Александры Фёдоровны - супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры - «кокошники».

Резной деревянный иконостас - подарок императора Николая I - явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Разрушение храма

Божественные во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.

После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена не было ни окон, ни дверей.

Восстановление храма

В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.


В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской.
В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Иконы

Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия.
Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.

Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.

В чем помогает святая

Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.

Ожогина, деревня Шатровской волости Ялуторовского уезда.5

Озерная, деревня Брылинской волости Курганского уезда.6

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца.6

Орловское, село Каменской волости Ишимского уезда.6

Осиновское, село Чернавской волости Курганского уезда.7

Молитвенный дом в честь Святого Апостола Иоанна Богослова.7

Островная, деревня Кривинской волости Курганского уезда.8

Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручицы».8

Ошурковское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.9


Обменова, деревня Марайской волости Курганского уезда.

Деревня Обменова (Обменная) при одноименном озере была основана, скорее всего, в конце 1750-х гг. Во всяком случае, она была учтена уже в ревизских сказках 1763 г. Первооснователем-заводчиком поселения является крестьянин Софон Андреевич Высоких, выехавший из д. Окатьевой Белозерской слободы. По всей видимости, вслед за основателем на новое место жительства двинулись и некоторые его земляки, а по указу Ялуторовской канцелярии от 1770 г. к д. Обменовой были приписаны крестьяне из слобод Белозерской, Иковской и Курганской. Первоначально селение относилось к Марайской слободе, а с установлением уездного и волостного деления вошла в состав Марайской волости Курганского уезда.

С образованием в начале 1760-х гг. прихода при Богоявленской церкви слободы Марайской в него вошла и новозаведенная д. Обменова, расположенная в расстоянии 10 верст. С устройством в 1868 г. самостоятельного прихода при Михайло-Архангельской церкви с. Заложного, отстоящего в 5 верстах, деревня была перечислена в состав Заложинского прихода, в котором и состояла до его ликвидации в начале 1930-х гг.

Часовня в честь Святого Великомученика Пантелеимона.

К 1893 г. в д. Обменовой с разрешения Преосвященного Авраамия по указу Тобольской духовной консистории от 13 августа 1887 г. была выстроена деревянная часовня во имя Святого Великомученика Целителя Пантелеимона. Службы в ней отправлялись приходским причтом ежегодно 27 июля и в Великий пост для говеющих жителей деревни. Уже к началу XX в. часовня эта для прихожан стала тесна, а в 1906 г.,согласно распоряжению Епархиального начальства по указу Тобольской духовной консистории от 6 сентября 1905 г., она была разобрана и ее материалы и иконостас употреблены на строительство церкви-школы.

В 1901 г. жители д. Обменовой ходатайствовали об устройстве часовни-школы путем пристройки классной комнаты к имеющейся в их селении старой часовне. Постройка эта была разрешена в июне 1902 г. на средства местных жителей по проекту архитектора Юшкова. Проектом предполагалось расширить старую часовню прирубом помещения школы с комнатой для учителя, сторожкой, раздевалкой и двумя сенями, отделив часовню от школы аркой с подвижной створчатой переборкой. К 1905 г. для этой части часовни-школы уже был приготовлен сруб, но прихожане решили, что место, где стоит часовня, по размерам и положению недостаточно для пристройки к ней школы. По этой причине, а также находя невозможным по неимению достаточных средств выстроить по утвержденному плану часовню-школу, они пожелали часовню оставить без изменений, а школу выстроить отдельно по тому же плану, только с пристройкой алтаря и устройством иконостаса, надеясь освятить это здание как церковь. С учетом этих изменений тем же архитектором Юшковым прежний проект был пересоставлен. Для возведения здания было решено использовать приготовленный сруб и старую часовню, из которой предположено было устроить учительскую, сторожку и ход на колокольню, а саму колокольню над учительской комнатой надстроить из нового материала. В апреле того же 1905 г. постройка церкви-школы в д. Обменовой была разрешена Епархиальным начальством с тем, чтобы эта церковь была приписной к приходскому Заложинскому храму.

Церковь-школа во имя Святого Великомученика Пантелеимона.

В 1906 г. в центре деревни началось сооружение церкви-школы на месте бывшей часовни, которая была использована для строительства. Храм возводился на средства прихожан и добровольные пожертвования. К июлю 1907 г. подрядчиком Михаилом Нестеровым здание было в основном достроено, крыша покрыта железом и окрашена, установлены кресты и железные оконные решетки. Каменного фундамента под постройкой устроено не было, но предполагалось подвести под него каменные столбы. В том же году был установлен прежний подновленный иконостас, заведена церковная утварь и богослужебные книги. В начале 1908 г. на собранные пожертвования с колокольно-литейного завода Усачевых в г. Валдае были выписаны пять новых колоколов общим весом 35 пудов. 19 апреля 1908 г. причтом Михайло-Архангельской церкви с. Заложинского было совершено малое освящение церкви-школы во имя Святого Великомученика Целителя Пантелеимона в д. Обменовой. С этого времени в храме было разрешено проводить все богослужения, кроме литургии. Службы в нем совершались Заложинским причтом в дни Великого поста и в день престольного праздника. Обменовская церковь-школа сгорела в пожаре 29 ноября 1916 г., во время которого прихожанами была спасена часть здания и церковное имущество. К началу 1920-х гг. уцелевшая часть храма была занята обществом под школу, а в 1926 г. Курганский окрисполком дал согласие на предоставление его остатков Обменовскому сельсовету для сооружения нового школьного здания и продажу с торгов оставшегося от пожара имущества, с тем, чтобы вырученные средства употребить на строительство.

Обутковское, село Моршихинской/Обутковской/Макушинской волости Курганского уезда.

Деревня Обуткова на берегу одноименного озера была основана крестьянином Иваном Мурашевым в 1760 г. Считается, что поселение получило свое название от того, что прямо по нему проходил Сибирский тракт и здесь шили обувь для ссыльных – обутки. С построением в 1863 г. церкви деревня стала именоваться селом Обутковским. В административном отношении оно входило до 1891 г. в состав Моршихинской волости, с этого времени была образована Обутковская волость, а с 1897 г.село числится в составе Макушинской волости Курганского уезда.

Со времени своего основания д. Обуткова, вероятно, входила в приход Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского, а в 1787 г. вошла в основанный в это время Сретенский приход с. Моршихинского, расположенного в расстоянии 22 верст. В этом приходе селение состояло до 1863 г., когда был образован самостоятельный Обутковский приход, в который вошли, кроме самого села, деревни: Куликова и Макушина. С 1880 г. к ним присоединилась д. Коровья (Больше-Коровья), а в 1898 г. в д. Макушиной был основан отдельный приход, к которому к началу 1920-х гг. была перечислена д. Больше-Коровья. Кроме того, с 1909 по 1913 г. при Обутковской церкви числилась д. Быкова прихода Казаркинской Петро-Павловской церкви. Таким образом, к 1922 г. Обутковский приход состоял из самого села и смежной с ним д. Куликовой. В таком составе он существовал до своего закрытия в начале 1930-х гг.

Церковь во имя Рождества Христова.

Церковь в с. Обутковском была построена на средства прихожан в 1863 г. по плану и фасаду, выданному в 1862 г. Престол в ней был устроен один, освящен во имя Рождества Христова. Храм был выстроен деревянный одноэтажный, крытый железом, на каменном фундаменте, в одной связи с такою же трехъярусной колокольней и папертью на деревянных столбах. В 12 окон были вставлены металлические решетки, на трех покрытых жестью главах установлены железные под золотом кресты. Ограда вокруг церкви была устроена деревянная. Весною 1898 г. с дозволения Епархиального начальства здание было внутри и снаружи отремонтировано. Одновременно со строительством храма в нем был установлен деревянный не золоченый иконостас в четыре яруса с 22 иконами, а также два золоченых заклиросных киота. В начале 1920-х гг. этот иконостас еще находился в церкви, на колокольне имелись 6 колоколов. В последний раз Христо-Рождественская церковь в с. Обутковском упоминается как действующая в 1931 г., о дальнейшей ее судьбе сведений не обнаружено.

Обуховское, село Чернавской волости Курганского уезда.

Время основания д. Обуховой на берегу речки Нижней Черной с точностью не установлено, но известно, что в 1780-е гг.она уже существовала. В середине XIX в. к старожилам были подселены переселенцы из центральных губерний России, обосновавшиеся поселком на участке Обуховском. По этой причине селение впоследствии делилось на две части:д. Обухова-Старожильчкская (Сибирская) и д. Обухова-Российская. Значительная часть жителей деревни являлась старообрядцами поморского толка. В административном отношении д. Обухова с 1790-х гг. относилась к Чернавской волости Курганского уезда.

Очевидно, со времени своего возникновения селение относилось к приходу Успенской церкви с. Барабинского, расположенного в расстоянии 20 верст, а с 1857 г. была перечислена во вновь образованный приход Покровской церкви с. Ярославского, находящегося в 6 верстах. Около 1920 г. был образован самостоятельный Обуховский приход, состоявший из одного села, к которому к 1927 г. присоединился хутор Саламатный. Приход этот существовал до начала 1930-х гг.

Часовня в честь Преподобного Савватия Соловецкого.

В 1882 г. в д. Обуховой (Российской) с разрешения Епархиального начальства была построена деревянная соснового леса часовня во имя Преподобного Савватия Соловецкого Чудотворца. Часовню эту устроил на собственные средства церковный староста Покровской церкви с. Ярославского крестьянин Семен Терентьевич Евдокимов в молитвенную память о Государе Императоре Александре II. В 1894 г. Обуховской часовне был передан небольшой колокол, бывший до этого при Ярославской церкви. К 1905 г. здание начало приходить в ветхость, поэтому в 1907 г. усердием местных жителей оно было заново перестроено.

Церковь во имя Преподобного Савватия Соловецкого.

К 1920 г. Обуховская часовня была иждивением прихожан переоборудована под церковь. Часть церковной утвари во вновь строящийся храм была пожертвована в 1919 г. из Покровской церкви с. Шкодского. Престол был устроен один и освящен в 1920 г. во имя Преподобного Савватия Соловецкого Чудотворца. Внутри храма был установлен двухъярусный иконостас. При церкви имелась колокольня высотою в пять аршин с шестью колоколами, из которых к 1926 г. осталось только два. В последний раз Савватиевская церковь с. Обуховского упоминается как действующая в 1931 г., о дальнейшей судьбе здания, которое еще в 1927 г. значится как ветхое, сведений не обнаружено.

Вероятно, после 1905 г. в д. Обуховой было образовано общество старообрядцев-поморцев, которое по сведениям начала 1920-х гг. именуется Савватиевским. Обуховская община входила в состав организованного в 1926 г. Курганского окружного духовного совета старообрядцев поморского согласия, находившегося в д. Сосновке, и официально существовала до конца 1920-х гг.

Очевидно, одновременно с образованием самостоятельной поморской общины, в д. Обуховой был устроен и свой молитвенный дом (часовня). Во всяком случае, по сведениям 1912 г. в д. Обуховой-Старожильческой часовня уже существовала. Видимо, этот молитвенный дом был устроен в честь Преподобного Савватия Соловецкого, что можно предположить из наименования Обуховской старообрядческой общины. Известно, что в часовне в 1920-е гг. имелись иконы и старопечатные книги. В последний раз поморский молитвенный дом в с. Обуховском упоминается в 1928 г., после чего он, вероятно, был закрыт. С этого времени сведений о здании не имеется.

Ожогина, деревня Шатровской волости Ялуторовского уезда.

Точная дата основания д. Ожогиной (Ожегиной) при озере Большом Тукмыше (Ожогинском) не установлена, но известно, что во время переписи 1698-1700 гг. она уже существовала. Первоначально селение относилось к Терсюкской слободе Исетского дистрикта, а с 1782 г. было перечислено в Ялуторовский уезд и в XIX в. входило в Шатровскую волость.

По сведениям 1913 г. д. Ожогина входила в приход Покровской церкви с. Камышевского, расположенного в 15 верстах. Кроме того, часть жителей деревни в это время принадлежала к приходу Николаевской церкви с. Шуравинского, находящейся на расстоянии 4 верст. Проживали в селении и единоверцы прихода Богородице-Казанской единоверческой церкви с. Кодского.

Часовня во имя Святого Духа.

В 1875 г. в д. Ожогиной была построена часовня во имя Святого Духа. Часовня эта была, вероятно, деревянной. Она еще существовала в 1913 г., о дальнейшей ее судьбе сведений не имеется. Указом Святейшего Синода от 1904 г. было разрешено ежегодно приносить в деревню находившуюся при Богородице-Смоленской церкви слободы Суерской икону Богоматери «Одигитрии» для служения перед ней молебнов. Вероятно, эти молебны и проходили в Свято-Духовской часовне.

Церковь.

В 1910 г. Тобольской духовной консисторией была разрешена постройка в д. Ожогиной деревянного храма на правах приписного к Покровской церкви с. Камышевского. Никаких сведений о строительстве и освящении этого храма не обнаружено. Не имеется сведений и об открытии при нем самостоятельного прихода. Во имя какого святого или праздника он был освящен также достоверно неизвестно, но в документах 1940-х гг. церковь именуется Иннокентиевской. Ожогинский храм был закрыт в 1930 г. решением районного Совета, а к 1947 г. переоборудован и занят под склад «Заготзерно». К началу 1960-х гг. не имеющее куполов здание утратило всякий церковный вид и использовалось под склад запчастей.

Озерная, деревня Брылинской волости Курганского уезда.

Точное время основания д. Озерной неизвестно. В 1780-х гг. она уже существовала и располагалась в стороне от больших дорог вблизи озера Мохового, от которого получила свое второе наименование – Моховая. По сведениям конца XIX в. в селении проживало только коренное население. В административном отношении д. Озерная относилась к Брылинской волости Курганского уезда.

По крайней мере, с 1780-х гг. д. Озерная (Моховая) принадлежала к приходу Богородице-Казанской церкви с. Чимеевского, расположенного в расстоянии 8 верст. Жители деревни считали себя прихожанами Чимеевской церкви и в тот период, когда храм не функционировал с 1937 по 1947 г., и в последующее время.

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца.

В 1892 г. в д. Озерной была построена деревянная часовня в честь Святого великомученика Георгия Победоносца, в день памяти которого Чимеевским причтом в ней совершалось богослужение. В последний раз часовня упоминается как действующая в 1922 г., о ее судьбе в дальнейшем сведений не обнаружено.

Орловское, село Каменской волости Ишимского уезда.

Переселенческий поселок Орловский возник на территории Каменской волости Ишимского уезда, вероятно, в конце XIX в. Поселок расположился в степи, рядом с озерами Орловым и Зудихой. До постройки собственного храма жители селения относились к приходу Вознесенской церкви с. Каменского, а с 1903 г. был открыт самостоятельный Орловский приход, состоявший из одного села. Приход этот существовал да начала 1930-х гг.

Церковь во имя Святого Симеона Богоприимца.

В 1898 г. крестьяне пос. Орловского возбудили перед Преосвященнейшим Агафангелом Епископом Тобольским и Сибирским ходатайство об оказании им содействия для возведения деревянной на каменном фундаменте одноэтажной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы и при ней школы. Ввиду этого из фонда имени Императора Александра III были отпущены средства, пожертвованные разными лицами. Весной 1899 г. начались работы по кладке фундамента и постройке самого здания. Строительство велось при содействии прихожан, и было в основном закончено в 1901 г. В церкви был устроен один престол, по каким-то причинам вопреки первоначальному желанию прихожан освященный во имя Святого Симеона Богоприимца. В последующие годы на пожертвования разных лиц продолжалась достройка и украшение храма.

Симеоновская церковь в с. Орловском была закрыта по одним сведениям в 1931 г. постановлением Уралоблисполкома, по другим – в 1933 г. по решению общего собрания граждан села. К 1945 г. здание было переоборудовано и использовалось под клуб, а в 1948 г. занято под глубинный пункт «Заготзерно». О его судьбе в последующие годы сведений не обнаружено.

Осиновское, село Чернавской волости Курганского уезда.

В 1844 г. доверенные от крестьян-переселенцев из Орловской, Пензенской и Рязанской губерний произвели осмотр свободных земельных участков в Чернавской волости Курганского уезда, в результате которого ими был выбран для поселения участок № 2 под названием Осиновский. В начале зимы 1845 г. прибыла первая партия крестьян из Орловской губернии, а в конце 1845 г. к ним присоединились псковские переселенцы. Так во 2-й половине 1840-х гг. переселенцами из центральных губерний России была основа д. Осиновская, расположившаяся на речке Черной. Жители селения со времени своего переселения в Курганский уезд ежегодно 26 сентября праздновали день преставления Апостола Иоанна Богослова, праздник этот являлся для деревни съезжим.

Первоначально жители д. Осиновки были приписаны к Прокопиевской церкви с. Чернавского, а с 1853 г. были перечислены в новообразованный приход Богородице-Казанской церкви с. Давыдовского, расположенной в расстоянии 6 верст. Вероятно, в начале 1920-х гг. был образован самостоятельный приход, состоявший из одного с. Осиновского. Приход этот существовал, по крайней мере, до конца 1920-х гг.

Молитвенный дом в честь Святого Апостола Иоанна Богослова.

В 1916 г. крестьянин д. Осиновки Иван Трофимович Яковлев изъявил желание построить в селении на свои собственные средства молитвенную часовню, на что местные жители согласились и отвели место для постройки. Постройка молитвенного дома на средства крестьянина Яковлева была разрешена Епархиальным Начальством в марте 1917 г. по уже утвержденному к этому времени проекту. К августу 1918 г. деревянное здание было выстроено, в нем был установлен иконостас. Строение было увенчано одной покрытой железом главой с крестом, колокольни при нем не имелось. В силу предложения Тобольского Епархиального Совета 9 (22) ноября 1918 г. благочинным 3-го округа Курганского уезда священником Виктором Трехсвятским в сослужении трех священников вновь построенный в д. Осиновке Давыдовского прихода молитвенный дом был освящен в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В последний раз Иоанно-Богословский православный молитвенный дом (часовня) упоминается как действующий в 1929 г. Окончательно он был закрыт решением Челябинского облисполкома в 1937 г. по требованию граждан с. Осиновки. К середине 1940-х гг. здание обветшало и не использовалось, так как требовало капитального ремонта. В этом состоянии оно находилось до 1948 г., когда упоминается в последний раз. О дальнейшей его судьбе сведений не обнаружено.

Молитвенный дом старообрядческий.

Кроме православных в д. Осиновке проживали старообрядцы, которые к 1920-м гг. образовали свое общество. В 1927 г. упоминается Осиновский Иоанно-Богословский старообрядческий молитвенный дом. Вероятно, он был деревянным и имел небольшие размеры, в нем имелись 5 икон, 4 аналоя, лампада, 2 книги. В последний раз старообрядческий молитвенный дом в д. Осиновке упоминается как действующий в 1928 г., в дальнейшем сведений о нем не имеется.

Островная, деревня Кривинской волости Курганского уезда.

Считается, что д. Островная была основана в 1773 г. поселенцем из 11-й партии Терентием Семеновичем Беляевым. По другим сведениям она появилась еще в 1760 г., когда между озерами Островным и Кислым поселились первые крестьяне. Весной и в дождливое лето озеро Островное разливалось, образуя вместе с соседними озерами несколько островов. Один из островов расположен на возвышенности, на нем и поселились крестьяне. Отсюда деревня и получила свое название – Островная. Позднее часть жителей деревни переселилась ближе к скотопрогонному тракту в местность, расположенную рядом с небольшим озером Пруд. Так образовался выселок, который в начале XX в. получил наименование д. Мало-Островной.В 1852 г. на берегу озера Пруд возникла новая д. Прудо-Островная, основанная переселенцами из Смоленской губернии. До 1910 г. существовала единая Островинская сельская община, а с этого времени она разделилась на три, образуя деревни Больше-Островная (Островная), Мало-Островная и Прудо-Островная. Первоначально селение относилось к Лебяжьевской слободе Ялуторовского дистрикта, а с образованием в 1782 г. Курганского уезда вошло в состав Кривинской волости.

Со времени своего основания д. Островная входила в состав прихода Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского, в котором и оставалась до его ликвидации в начале 1930-х гг. В 1-й половине 1920-х гг. упоминается Николаевское православное общество, объединявшее жителей деревень: Больше-Островной, Мало-Островной и Прудо-Островной. Однако уже в 1924 г. оно прекратило свое существование по решению общего собрание верующих.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручицы».

С дозволения Курганского Духовного Правления от 1 июля 1822 г. в д. Островной усердием жителей селения была выстроена деревянная часовня (молитвенный дом) в виде небольшой горенки для установки в ней икон во время крестных ходов в бездождие. Вероятно, впоследствии часовня ремонтировалась и перестраивалась. Богослужения в часовне отправлялись Кривинским причтом в воскресные и праздничные дни, а также ежегодно 6 декабря, 9 мая и 28 июня, а позднее и в Девятую пятницу по Пасхе. В этот день совершались молебны иконе Божией Матери, именуемой «Троеручицей», во время которых приносились пожертвования на нужды часовни. В честь какого святого или праздника первоначально освящена была часовня точно неизвестно. Возможно, когда-то она была устроена в честь Святого Николая Чудотворца, дни памяти которого празднуются 6 декабря и 9 мая, но в начале XX в. она значится как освященная во имя Божией Матери – иконы Ее, именуемой «Троеручицей».

К началу XX в. Островинская часовня стала малопоместительной, обветшала и требовала неотложного ремонта. Имея благое намерение привести здание в благолепный вид, крестьяне начали собирать для этой цели деньги. В декабре 1915 г. жители д. Больше-Островной ходатайствовали перед Епархиальным Начальством о разрешении постройки новой более обширной часовни, для которой отвели удобное возвышенное место в западной части селения. Был составлен и проект деревянного молитвенного дома на деревянных стойках вместительностью до 150 человек. Разрешение на строительство последовало в сентябре 1916 г. на средства местных жителей и церковную сумму Кривинской Марии-Магдалинской церкви. Однако проекту этому не суждено было осуществиться, строительство нового здания, видимо, так и не было начато.

К началу 1920-х гг. часовня в д. Больше-Островной пришла в совершенную ветхость и начала разрушаться, совершать в ней обряды стало уже невозможно, а для проведения ремонта средств у жителей не было. По этой причине в 1924 г. общим собранием верующих граждан Прудо-Островинского сельсовета было решено от содержания часовни отказаться. В это время она представляла собой деревянное здание с крыльцом, в котором имелись: один колокол, богослужебные книги, иконы и утварь. В последний раз Островинская часовня упоминается в документах 1926 г., в дальнейшем сведений о ней не обнаружено.

Ошурковское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.

Точная дата основания д. Ошурковой при речке Крутихе не установлена, но известно, что в 1749 г. она уже существовала и относилась к Верх-Суерской слободе Ялуторовского дистрикта. С установление волостного и уездного деления селение вошло в состав Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.

Вероятно, со времени своего основания д. Ошуркова принадлежала к приходу Георгиевской (позднее Иоанно-Богословской) церкви слободы Верх-Суерской. Позднее селение было перечислено в приход вновь построенной в 1867 г. Ризоположенской церкви с. Щукинского, расположенного в расстоянии 5 верст. К началу 1920-х гг. был образован самостоятельный Ошурковский приход, который состоял, вероятно, из одного с. Ошурковского. Приход этот упоминается в последний раз как действующий в конце 1920-х гг. Кроме православных в селении проживали единоверцы, принадлежавшие к открытому в 1840-е гг. приходу при Николаевской единоверческой церкви с. Крутихинского, находящейся в 3 верстах.

Часовня.

Время появления в д. Ошурковой деревянной часовни не установлено, вероятно она была построена уже после 1870 г. С точностью неизвестно и то, в честь какого святого или праздника она была устроена. Предположительно часовня была освящена в честь Святой Троицы. Богослужения в ней совершались Щукинским причтом ежегодно во время Великого поста и в нарочитые местные праздники. К началу XX в. часовня пришла в ветхость и требовала перестройки, однако она продолжала существовать еще, по крайней мере, до 1928 г., когда упоминается в последний раз.

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

Помимо того, что Ошурковская часовня к началу XX в. обветшала, она стала и малопоместительной для выросшего числа жителей селения, так что во время богослужений более половины молящихся стояло на улице. По этой причине жители д. Ошурковой в 1903 г. подали Епархиальному Начальству прошение о разрешении им построить вместо часовни церковь во имя Святой Живоначальной Троицы на правах приписной к Щучинскому приходу. Постройка деревянного на каменном фундаменте с колокольней храма была разрешена резолюцией Преосвященнейшего Антония, епископа Тобольского и Сибирского в мае 1903 г. на собственные средства жителей деревни с привлечением добровольных пожертвований. Закладка церкви была разрешена в 1907 г., а 15 июля того же года благочинным 4-го благочиния Ялуторовского уезда священником Павлом Виноградовым в сослужении священников Верх-Суерской и Щукинской церквей храм в честь и славу Святой Живоначальной Троицы в д. Ошурковой был заложен. Отведенное под постройку место было освидетельствовано Тобольским епархиальным архитектором Бортковским, а для устройства кирпичного фундамента под здание в том же 1907 г. был нанят подрядчик – крестьянин Кизакской волости Ялуторовского уезда Алексей Григорьевич Матвеев. Строительство началось в 1908 г., уже к сентябрю 1909 г. фундамент, колокольня, стены здания и крыша были готовы, а в 1910 г. храм был вчерне постройкой окончен. К 1911 г. в окна были вставлены железные решетки, заведена необходимая утварь и колокола. Еще в 1908 г. из Щучинской Ризоположенской церкви был перевезен для нового храма старый иконостас с иконами, который нуждался в подновлении. В 1913 г. для этой работы был нанят подрядчик – крестьянин с. Ингалинского Николай Васильевич Васильев, который взялся перекрасить и позолотить старый иконостас с добавлением икон во втором ярусе. Он же составил и рисунок двухъярусного резного с позолотой иконостаса с иконами на дереве. Работы эти были начаты подрядчиком в том же 1913 г. и окончены к июлю 1914 г. К февралю следующего 1915 г. храм был изнутри оштукатурен, а 21 сентября того же года благочинным 4-го благочиния Ялуторовского уезда священником Николаем Глазковым в сослужении трех священников было совершено полное освящение храма во имя Святой Живоначальной Троицы в д. Ошурковой. Церковь эта была закрыта решением общих собраний граждан (по другим сведениям – постановлением облисполкома) в 1938 г. Вскоре здание было переоборудовано и использовалось под клуб, по крайней мере, до 1947 г, когда Ошурковская церковь упоминается в последний раз. О дальнейшей ее судьбе сведений не обнаружено.