Праздничная проповедь в день Святой Троицы (2016г.). Проповедь святейшего патриарха кирилла в день святой троицы в троице-сергиевой лавре

Проповедь в день Святой Троицы

Святитель Лев Великий

Сердцам всех правоверных, возлюбленные, хорошо известно, что сегодняшнее торжество должно почитаться наравне с другими особыми праздниками, и не сомневаемся мы в том великом благоговении, которое подобает этому дню, ведь Cам Святой Дух освятил его необыкновеннейшим чудом Cвоего Дара. Считая с того дня, в который вознесся Господь превыше небес, собираясь воссесть одесную Бога Отца, нынешний день будет десятым, но он воссиял для нас еще в тот день, от которого мы ведем отсчет, - в день Воскресения. Заключены же в нем великие тайны ветхих и новых таинств, в которых ясно показано, что милость была предвозвещена через закон, а закон был исполнен через милость. Ибо как некогда еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый день после заклания агнца дан был ему закон на горе Сионе (Исх. 19, 17 и далее), так и после страданий Христа, когда был умерщвлен истинный Агнец Божий, в пятидесятый день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов и прочих уверовавших; поэтому без особого труда усердный христианин может постичь, что начала Ветхого Завета подчинились евангельским началам и что тем же Духом дан второй Завет, каким и первый.

Итак, как свидетельствует апостольское повествование: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4). О, сколь стремительно оказалось слово мудрости и сколь легко усваивалось преподаваемое там, где учителем был Сам Бог! Ведь для усвоения здесь не нужно дополнительное разъяснение, опыт исполнения и время для изучения; и так как Дух истины дышит где хочет (Ин. 3, 8), то присущие отдельным народам языки сделались общедоступными в устах Церкви. Итак, именно с этого дня возвестила труба евангельской проповеди; именно с этого дня потоки благодати, реки благословений напоили всякую пустыню и всю сушу (Ис. 35, 6 и далее). И как для обновления лица земли (Пс. 103, 30) Дух Божий носился над водой (Быт. 1, 2), и для изгнания изначальной тьмы вспыхивали молнии нового света; так и в сиянии огненных языков принимается огненное красноречие и лучезарное слово Господа, к которому для уразумения и для истребления греха добавились способность озарять и сила опалять.

И хотя, возлюбленные, чудесен сам внешний образ свершившегося, и не подлежит сомнению, что в этом ликующем созвучии людских голосов присутствует величие Святого Духа, однако пусть никто не подумает, что в видимом телесными очами могла бы открыться Его Божественная сущность. Ибо природа, невидимая и общая для Отца и Сына, свой дар и дело явила в том образе, в каком пожелала, однако оставив при этом скрытым свойство своей сущности в Божественности; ибо как ни Отца, ни Сына, так и Святого Духа не в состоянии коснуться человеческий взор. Ведь в Божественной Троице нет ни несходства, ни неравенства; и во всем, что можно помыслить о Ее Сущности (то есть о силе, славе, вечности), не может быть никакого разделения. И когда, следуя свойствам лиц, один есть Отец, другой - Сын, третий - Святой Дух, то ведь в них не разная Божественность, и не различная природа. Ибо как Сын единороден с Отцом и от Отца, так и Святой Дух - Дух от Отца и Сына, то есть не как какое-либо творение Отца и Сына, но вместе с обоими существуя и владычествуя, Он вечно исходит из Того, что есть Отец и Сын. И поэтому Господь накануне дня Своего страдания, предвещая ученикам Своим приход Святого Духа, говорит: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 12-13; 15). Следовательно, то, что присуще Отцу, Сыну и Святому Духу, не имеет различных свойств, но все, что имеет Отец, имеет Сын, имеет и Дух Святой; и всегда в Троице было это единство, ибо целиком пребывать там - значит то же самое, что всегда существовать. И пусть не помышляется здесь ничего временного, никаких степеней и никаких различий; и так как никто и не в состоянии истолковать то, что свойственно Богу, то пусть никто не рискует признавать того, что Ему не свойственно. Ибо извинительнее не говорить достойного о неизъяснимой природе, чем устанавливать противное ей. Поэтому все, что благочестивые сердца относят к вечной и неизменной славе Отца, пусть это же самое неотделимо и без различия мыслят одновременно и о Сыне и Святом Духе. Ведь потому признаем мы блаженную Троицу одним Богом, что в этих трех лицах нет какого-либо различия в сущности, могуществе, воле и действии.

Поэтому, наравне с арианами, которые хотят, чтобы некое расстояние было между Отцом и Сыном, равно отвергаем мы и македонян, которые хотя и воздают равенство для Отца и Сына, но однако принижают природу Святого Духа; они ведь и не задумываются о том, чтобы прекратить это хуление, которое не будет прощено судом ни в настоящем, ни в будущем веке, ибо говорит Господь: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). Пребывая же в этой нечестивости, лишаются они милости, ибо не допускает их к Себе Тот, через Которого они могли бы исповедоваться; и никогда не смогут прибегнуть к исцелению прощением те, кто не имеет себе Защитника, Который бы им покровительствовал. Ибо именно благодаря [Святому Духу] возможно и призывание Отца, и слезы кающихся, и воздыхания молящихся: и никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3); равное всемогущество Которого с Отцом и Сыном и одинаковую Божественность с наибольшей наглядностью проповедует Апостол Павел, говоря: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12, 4-6).

Этими и прочими свидетельствами, возлюбленные, которыми несчетно сияет власть Божественных изречений, единодушно побуждаемся мы к почитанию Пятидесятницы, ликуя во славу Святого Духа, через Которого освящается вся Кафолическая Церковь, наполняется всякая разумная душа; ведь Он есть вдохновитель веры, учитель знания, источник любви, знак целомудрия и основа всякого нравственного совершенства. Пусть же радуются души верных тому, что во всем мире один Бог - Отец, Сын и Святой Дух, прославляемый исповеданием всех языков; и еще тому, что это знамение, явившееся в образе огня, и ныне продолжается в делах и дарах. Ибо Сам Дух истины стремится, чтобы сиял дом славы Его и Его света, и хочет, чтобы в храме Его не было ни мрака, ни холода. Его силой и учением даровано было нам очищение с помощью поста и милостыни. Ибо вслед за этим почитаемым днем следует время целительного поста. Его великую пользу испытывали на себе все святые, и к ревностному исполнению его увещеваем мы и вас своим пастырским служением; так что если в последние дни вы согрешили небрежением или безпечностью, то и это пусть также исправится строгостью поста и исцелится благоговением и любовью. Давайте же будем поститься в среду и пятницу, а в субботу с привычным соблюдением обычаев будем отправлять всенощное бдение; благодаря Иисусу Христу, Господу нашему, Который со Отцем и Святым Духом - Один Бог, живущий и царствующий во веки веков. Аминь.

Троица

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Когда-то великий святитель и учитель Церкви святитель Григорий Богослов , произнося свою вдохновенную беседу в Праздник Св. Троицы, начал ее словами: «Пятидесятницу празднуем, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение». И дальше в этой вдохновенной беседе он говорит: «Дух Святый бе присно, есть и будет, не бе начинаяй, не бе престаяй, Самоблагий, Источник благостыни, Свет и Света податель». Эти его прекрасные, глубокие и поэтически-красивые слова Св. Церковь взяла в содержание тех светлых, радостных, праздничных стихир, которые мы с вами вчера слышали здесь за всенощным бдением. Святителю Григорию Богослову принадлежат эти священные слова.

Итак, мы с вами Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие.
Когда-то Господь Иисус Христос на Тайной Вечери сказал Своим ученикам о том, что Он от них уходит, и, видя их печаль, сказал им: «лучше для вас, если Я пойду, ибо, если Я не пошел бы сейчас (на Мои страдания), то Утешитель не пришел бы к вам, а если пойду, — сказал Господь, - то пошлю Его к вам» (Ин. 16 :7).

Для нашего спасения необходимо было, чтобы не только снята была греховная вина с нас за наши грехи, но, в то же самое время, мы с вами были исцелены от той порчи, которая уже тысячи лет передается в нас от поколения к поколению...

Представьте себе мальчика, которому родители дали новый, нарядный костюм и сказали, чтобы он его берег. А он стал легкомысленно шалить, был небрежен и его запачкал и порвал. Увидел это, стыдно стало, побежал к родителям просить прощения. Добрые родители, простили, сняли с него вину. Но этого мало. Костюм надо поправить и вычистить. Так - и в деле спасения нашего. От греховной вины, от тяжести греховной освободил нас Господь наш Иисус Христос. Какой ценой - мы с вами знаем. Когда вы смотрите на изображение Его пречистых страстей, видите, как Он упал под Крестом, помните: этот Крест Его придавил своей тяжестью потому, что на Кресте висели все страшные грехи и беззакония наша: и мои, и твои, и всего человечества. И вот эта-то страшная тяжесть грехов как бы пригнула, придавила Спасителя нашего, измученного уже, истерзанного, окровавленного - придавила Его к земле. Не смог Он больше нести Своего Креста. Но сохранилось сказание, что, когда праведник Симон Киринейский подбежал к Кресту, чтобы поднять его и помочь Спасителю нести, то он и сдвинуть с места не мог этой страшной тяжести, и тогда Сам Господь Своею всемогущею силою помог ему поднять этот Крест. Страшна была его тяжесть, ибо на нем были все наши грехи, которые Господь пригвоздил ко Кресту - освободил и нас от них. Так - Его крестным подвигом мы освобождены от бремени тяжкого греховного.

Но этого мало. Грех человека изуродовал, исказил и загрязнил. Для того, чтобы его омыть, очистить, просветить и освятить и пришел Дух Святый «в видении огненных языков» (Деян. 2 :3) на святых Его учеников и апостолов, и тогда - «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18 :5). И вот это преславное событие - сошествие животворящего, преблагого Утешителя Духа к людям - мы и празднуем ныне.

В одном из псалмов есть замечательное выражение (этот псалом всегда читается в конце шестопсалмия): «душ а моя яко земля безводная Тебе» (Пс. 142 :6). Представьте себе землю, в которую посажены добрые, плодородные семена. Но она засохла без влаги и потрескалась, и какие бы добрые семена ни были бы в ней посажены, они не взойдут, пока будет эта страшная засуха, пока земля засохла без влаги. И вот - «душа моя яко земля безводная к Тебе» - исповедуется человек устами псалмопевца Давида Богу всеблагому.

В душе человека есть добрые начала - остатки ведения истины, потому что Господь-Творец при творении щедро одарил человека всяким добром, и остатки этого добра и теперь есть в душе. Семена добра в ней есть, но они бесплодны, потому что «душа наша, яко земля безводная» . Есть в ней жажда благочестия, но нет влаги благодатной - иссохла она, и добрые Семена остаются бесплодными.

Вот потому-то в этот день мы и молимся коленопреклоненно - молимся чудными, составленными св. Василием Великим , молитвами о том, чтобы Господь в этот светлый праздничный день освятил, укрепил духовно и очистил нас. Без благодати Его Духа, без Его силы мы так и останемся безводной, засохшей и бесплодной землей.

Припомни, душа христианская, сколько раз ты обещала своему Богу исправление? Как будто бы были искренние, добрые намерения на исправление, на обновление жизни, а где оно? Все те же грехи, все те же страсти, все та же нечистота!

Вот потому-то и надо нам молиться Господу, особенно в этот светлый день Пятидесятый, чтобы Господь нас очистил, укрепил благодатью Духа Своего Святого. Когда она освятит наши души, то они, как земля, вначале безводная и бесплодная, но под действием орошающей влаги принесшая плоды, по благодати Божией, могут принести плоды новой жизни, но, повторяю, только тогда, когда благодать Духа Святого оживотворит их, как живительная влага засохшую землю.

Будем же во время чтения этих молитв молиться Господу от всей души, чтобы Господь помиловал нас и послал нам исправление и обновление жизни и твердую решимость стать на добрый христианский путь. Аминь.


Тоска о новом сердце. Проповедь на Троицу

Проповедь протоиерея Алексия Уминского на праздник Святой Троицы, произнесенная в храме Святой Троицы в Хохлах в 1998 году.

Господь сказал: «Кто верит в Меня, из того потекут реки воды живой». Он сказал это о духовной жизни каждого из нас. Когда человек живет настоящей, духовной жизнью, он становится таким источником живой воды, который может напоить собой весь мир и преобразить все, к чему прикасается.

Это и есть признак духовной жизни в человеке, о которой Господь беседовал с самарянкой. Он говорил, что Бог есть Дух, и настоящие поклонники Бога, то есть настоящие христиане, это те, которые поклоняются Богу духом и истиной.

И вот сегодня праздник, в который мы Духу поклоняемся. Сегодняшний день напоминает о тех чудных событиях, которые совершил Господь, когда Он послал на Своих учеников Святаго Духа, Господа Животворящего, Который почил на каждом верном Христу в виде огненного языка и соделал его огнем горящим, потому что Господь Сам о Себе сказал, что Он - огнь. Такое удивительное сочетание имеет человек в Духе: он становится одновременно и пламенем горящим, и источником воды живой.

Нам иногда кажется, что мы живем духовной жизнью, потому что в храм ходим, молимся, читаем Священное Писание, исповедуемся и причащаемся, и совокупность этих действий мы для себя называем духовной жизнью. Но на самом деле признак духовной жизни совсем другой. Вчера вы слышали чтение Ветхого Завета, в котором Господь говорил: «Я создам Себе новый народ, у этого народа будет новое сердце». Такие слова говорит Господь о людях, которые живут духовной жизнью: это новый народ, у них другое сердце и другая душа, они - новые, не такие, какие у всех людей, не такие, как у нас с вами.

Если мы в сердце свое внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям копошатся в сердце человека. Но одновременно с этим иногда в этом же сердце, ужасном и страшном, проскальзывает жажда - хочется иметь другое сердце! Не хочется жить с таким, как сейчас! И ведь эта тоска о новом сердце есть у каждого человека. Каждому дано почувствовать жажду другой жизни, жажду иного бытия.

И вот посмотришь на себя и поймешь: нет этих источников, душа моя, яко земля безводная, искореженная попаляющим грехом. Нет в ней ничего, что могло бы по-настоящему стать источником воды живой, все нашей ветхостью иссушено. Видя нашу жажду Господь зовет нас: «Кто жаждет, тот пусть приходит ко Мне и пьет». Но человек, который по настоящему жаждет, приходит и пьет, должен и сам - обновляться и принимать удивительное явление Духа Святаго не в старые ветхие сосуды, не в те меха, которые не могут удержать новое вино. Он в обновленное человечество вливается, которое может принять благодатный Дух Божий и стать источником воды живой, чтобы реки потекли, чтобы каждый приходящий мог утолить свою духовную жажду через верного Христу человека.

Постоянно находясь у источника живой воды, мы все-таки ищем иных источников существования, других возможностей напоить нашу жизнь, считаем, что именно они-то и дают нам ту основу, которая позволяет в мире существовать, как-то себя реализовать. Такие источники мир постоянно предлагает, и мы к ним притекаем. Мы думаем, что реализуем себя в искусстве, в работе, в возможности карьерного роста, в чем-то другом, и приникаем к этому, этим живем и питаемся.

А Господь призывает: «Придите ко Мне и пейте! Станьте источником живой воды!» И мы знаем, что это так. Мы чувствуем, - так действительно бывает! Но приникаем к этому источнику только тогда, когда нам уж совсем плохо, когда мы задыхаемся от собственной сухости, от пустоты своего бытия, когда уже деваться некуда. Приникнем к благодатному источнику, хлебнем из него, и возвращаемся к прежней жизни, приникаем к другим источникам и пытаемся снова и снова жить плотской жизнью. И так живем, отхлебывая время от времени: нам надо, мы придем к Тебе, Господи, и отхлебнем, но жить-то мы будем не здесь, жить-то мы будем не с Тобой, жить-то мы будем сами с собой, со своими интересами.

Вот мы прожили Великий пост. Какие силы он дал каждому из нас! Как мы старались в эти дни трудиться для Господа! И как мы провели остаток дней до Пятидесятницы? С какой радостью мы от этого источника отвернулись, думая, что вот теперь-то можно наконец отдохнуть от Бога, немножко расслабиться, пожить своей жизнью, не связанной со Христом. И сразу уходит почва из-под ног, самые главные вещи моментально ломаются: нет молитвы, нет покаяния, только окамененность, сухость души и дерзкое сердце, которое страшно Богу показать, - вот, Господи, наше сердце.

Но и видя наше непостоянство, Господь приходит к нам снова, чтобы каждого человека соделать участником Своей Божественной природы, дать Дары жизни Своей, чтобы человек сумел, наконец, по-настоящему определить, где источник его жизни, откуда он черпает силы. Он снова и снова подает нам возможность жить с Ним единой жизнью, чтобы мы свободной волей ее восприняли, отвернулись бы от мишуры и приникли к истинному Источнику. Ведь у Бога нет другой жизни, как только жизнь духовная. Бог есть Дух, и тот, кто кланяется Ему в духе и истине, есть истинный Его поклонник. И у нас с Богом должна быть одна жизнь. У нас не может быть жизней разных или двойных, но только одна жизнь - Божья, духовная.

Господь подает нам радость обновления Духа Святаго, когда мы в эти дни приходим в храм и слышим потрясающие молитвы, в которых Церковь молится даже за тех людей, которые держимы адскими узами. В этот день Дух Святой проникает во все глубины нашего маленького мерзкого сердца, нашей окамененной души, чтобы снова и снова показать нам радость духовной жизни и наше высокое предназначение.

Сегодня мы молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий, чтобы мы по-настоящему обновились и воспрянули для духовной жизни. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Христе други мои!

Благодать Святого Духа собрала в нынешний день массы людей во всех православных храмах по всей земле, чтобы в общей молитве напомнить нам о том великом событии, которое в отдаленные от нас времена совершилось в Иерусалиме.

Святая наша Церковь празднует ныне великий день – День сошествия Святого духа на апостолов. Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель.

История не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через 50 дней после Преславного Воскресения из мертвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания.

Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилейские люди – ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие, не имеющие еще твердого определенного понимания недавних событий люди. А вышли оттуда уже убежденные вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы. Смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия – Христос.

Апостолы, приняв “Силу свыше”, стали как бы другими людьми: обновленными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви.

Апостолы и Матерь Божия находились в Иерусалиме после Вознесения Господня на небо. Усиленной, единодушной пламенной молитвой и постом они готовили себя к встрече с Духом Утешителем, Которого обещал послать от Отца Христос.

И вот совершилось это чудо божественное! Дух Святой снизошел на них. Своим всемощным дыханием одушевил их и огненными языками просветил их умы и воспламенил сердца. В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией.

И только тогда все ученики окончательно уразумели искупительное значение явления в мир Господа и уже неколебимо уверовали в Него как в Спасителя мира и Сына Божия.

С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его.

Они познали Святую Троицу!

Получив благодать Святого Духа, получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения.

Им была дана способность говорить на разных языках, которых они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий.


С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало проповедоваться далеко за пределами Иерусалима.

“Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их”,- так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях (Рим. 10, 18; Пс. 18, 5).

И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего их на высокое апостольское служение.

Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходило сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы.

Тогдашний мир представлял собой языческие народы и племена, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга. Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы знали они, что учение это Божественное, а не человеческое мудрование, что в нем участвуют небесные Божественные силы.

Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде огненных языков, зримо для каждого из присутствующих почивших на их головах. Земная стихия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение святых апостолов перед их вступлением на проповедь.

Святая Церковь поет: “Видеша вси языцы во граде Давидове…”, как в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов… “Видеша вси”, как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках… “Видеша вси…”, какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы, и посредством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную…

Как мы знаем, тут же апостол Петр произнес свою первую апостольскую проповедь, свое первое “свидетельство” о Христе. И эта разноязычная толпа с умилением, охотно слушала слова апостола, приняла их и крестилась.

И было таких около трех тысяч! Други мои!

Все наши церковные праздники мы должны переживать в своей душе не как давно совершившееся событие, а как будто мы являемся непосредственными участниками этого события, ибо дело нашего спасения не просто когда-то совершилось, а оно совершается все время над каждым из нас и при нашем участии.

Так, в Пятидесятницу, воспоминание о которой мы так торжественно с вами ныне празднуем, оканчиваются дела Христовы, относящиеся к Его телесному пребыванию на земле, и начинаются дела Духа Святаго.

Сошествие Святого Духа на апостолов – это не только чудо, прославившее апостольскую Церковь, но и событие, сопряженное с делом нашего личного спасения.

Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице.

Сам Господь в прощальной беседе со Своими учениками сказал: “Я умолю Отца, и пошлет вам Утешителя… В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем”. Именно в Пятидесятницу открывается апостолам тайна Пресвятой Троицы, и хранится эта тайна на протяжении почти двух тысяч лет. Святая Церковь называет Троицу Живоначальной – и это потому, что для самой Церкви Троица является началом жизни. Все в Церкви живет и дышит Троицей. Все устремлено к Ней: и вероучения, и Таинства, богослужения, молитвы, покаяние и подвиги.

Пятидесятница не оканчивается тем единственным торжественным днем, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний апостольских.

Нет! День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого и утвердилась на земле Церковь Христова.

Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только, действительно, стремимся всей душой к Богу и ищем Его.

Мы теперь не слышим того шума, который некогда наполнил Иерусалим, потому что слух наш недостаточно тонок для восприятия небесных движений. Но его слышит наше внутреннее, духовное ухо.

Таинственное соединение Творца и твари – сошествие Святого Духа в сердца верующих непосредственно совершается в Церкви Христовой.

Благодать Духа Божия Животворящего, все Собою наполняющего, “Сокровища благих и жизни Подателя”, проникает в человеческие души, способствуя их просветлению.

Сошествие Святого Духа на апостолов – это чрезвычайное событие, открывающее новую эпоху в деле спасения человека. С пришествием Святого Духа людям открылась возможность богопознания.

Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы.

Примером тому служат многие из святых угодников Божиих.

Так, еще в средневековье преподобный Антоний говорил своим ученикам: “Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я… Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей – и будет у вас небесная радость день и ночь. И будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царстве Небесном”.

И в новые времена мы видим, что огни Пятидесятницы не погасли на земле.

В келлии так близкого нам по времени жизни и так глубоко чтимого всеми нами “убогого Серафима” посетители опускают глаза, так как не могут смотреть в лицо преподобного, которое светится, как солнце.

“Когда Дух Божий приходит к человеку,- поучает преподобный Серафим,- и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человека преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся”.

Итак, мы видим, что со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила. Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих.

Излиянием Святого Духа человек преображается, делается новой тварью, приобщается Божественной жизни. Это чудо милосердия Божия совершается непрерывно в истории Церкви и должно привести к полному обожению мира и человека. За краткостью времени нет возможности привести большее число примеров. Но и эти являются ярким свидетельством о неиссякаемой Пятидесятнице в истории Церкви!

Вновь и вновь совершается таинственное соединение Творца и твари.

И это есть неизреченное блаженство, высший предел в странствии человека от земли к небу.

С момента Пятидесятницы море живительной благодати наводнило землю… Прошло через века… освятило многие народы…. И в наши дни наполняет святые храмы и сердца верующих.

Но по немощи своей человек не в силах постоянно проводить жизнь свою в святости. Мы часто теряем благодатные дары. И потому приходится молитвенно взывать к небу, просить, чтобы Утешитель – Дух Истины пришел к нам и опять вселился в нас и проявил Свои спасительные действия.

“Прииди и вселися в ны… и спаси души наша!” Жажда в людях к близкому общению с Богом была всегда. О том, как она велика, можно видеть из молитвы блаженного Августина, человека, стоявшего на грани древнего и средневекового мира.

Вот отдельные места из его молитвы:

“О ты, Божественная любовь Отца всемогущего и всеблаженного Сына святое общение, всесильный Утешитель Дух… Войди всемогущею силою Твоею внутрь сердца моего и мрачные в нем места от нерадения моего освети светом сияния Твоего и изобилием росы Твоей сотвори их плодоносными. Воспламени спасительным пламенем силы ослабевшего сердца моего и, освещая, попали огнем все греховное в мыслях и в теле. Напои меня потоком сладости Твоей и научи меня творить волю Твою…”

Не прерывается эта жажда и в наше время. Чувство веры и ее радости доступно людям любого культурного уровня. Это достояние всех людей. И только отчуждение от Бога может умертвить в душе ее природную потребность веры.

Чтобы не заглохла в нас духовная жизнь, мы должны стремиться к ее источнику – к Богу мыслями, чувствами, делами и всей жизнью.

О други мои! И нам бы с вами принять сегодня в свои души и сердца эту благодать Святого Духа!

Изменила бы она и нас. И из робких и не всегда твердо стоящих в вере соделала бы твердо убежденными носителями истинной веры.

От всего сердца желаю, чтобы каждый из вас имел в своем сознании полные ликующего восторга слова церковного песнопения:

“Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру Истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть”.

Аминь.

Благословен еси, Христе, Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе.

Этими словами праздничного тропаря мы раскрываем смысл сегодняшнего праздника, который, будучи , в то же время является днем рождения всей Христовой Церкви.

На пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения Христа был еврейский праздник пятидесятницы. И этот день у евреев заканчивалась жатва. Празднуя это событие, иудеи приносили Богу благодарственную жертву от земных плодов.

Также этот день был и воспоминанием того, как на Синайской горе Господь дал Моисею закон. Этот день все благочестивые евреи проводили в совместной молитве. Несомненно, и апостолы, воспитанные Христом в почитании Закона, собрались вместе в сионской горнице, бывшей местом Тайной вечери. Была с ними и Матерь Иисусова Мария.

Проводив на Елеонской горе своего Учителя, они уже десять дней ждали обещанного Утешителя. И вот в третий час, когда они пребывали в молитве, сильный шум с неба как бы от несущегося сильного ветра, наполнил весь дом. И явились апостолам разделяющиеся огненные языки и почили над главой каждого, и исполнились они Духа Святого и начали говорить на разных языках. Так повествует об этом событии евангелист Лука, участник христианской Пятидесятницы.

Необычайное явление привлекло толпу любопытствующих, и тогда апостолы вышли из горницы и стали проповедовать учение Христа, которое сами только сегодня поняли до конца. В этот праздничный день Иерусалим был переполнен людьми разных национальностей, и велико было их удивление, когда простые и неученые рыбаки стали говорить с каждым на его языке.

Откуда появилась у них эта премудрость? Кто или что переделало простых рыбаков в столь могучих и мудрых проповедников, что, по слову евангелиста, в тот день присоединилось к ним душ около трех тысяч, а на следующий день после проповеди Петра и Иоанна еще пять тысяч уверовали в то, что еще вчера казалось небылицей?

Петр несколько недель тому назад перед угрозой страданий отрекся от своего возлюбленного Учителя…

И вдруг он же находит смелость выступать перед многотысячной толпой открыто, не боясь никого и ничего…

Воистину, по слову тропаря, Господь явил премудрых ловцов, и сетями своего учения они стали завоевывать мир, уловлять вселенную. И вот уже девятнадцать с половиной веков, как это Божественное учение расходится по миру и обильно несет благодать Божию всякой душе жаждущей, и нет в мире преграды, которая могла бы остановить этот поток. И если в разные моменты истории Церкви в том или ином месте этот поток временно как бы приостанавливался, то это для того, чтобы потом с новой силой нестись по миру.

Фото: С. Власов, В. Ходаков. Патриархия.ру

В этот знаменательный день, ниспослав Святаго Своего Духа на апостолов, Христос основал земную Церковь. Незыблемым фундаментом этой Церкви стали апостолы, стенами этого величественного храма стал весь мир, а кровлей его – весь бесконечный небесный свод.

Чем иным, как не благодатью Святого Духа можно объяснить то, что это учение с такой быстротой охватило человечество? Несмотря на иудейских наставников, книжников и фарисеев, несмотря на жестокие гонения римских цезарей, видящих в словах этих скромных рыбаков угрозу своему императорскому могуществу, учение Христа неудержимо привлекало сердца людей, хотя, казалось бы, не должно было находить у них отклика. Люди того времени ждали Мессию, могущественного царя и спасителя земного, а христиане, по словам апостола Павла, проповедовали Христа распятого: иудеям – соблазн, эллинам же – безумие, но… Сила Божия в немощи совершается, и то, что оказалось недоступным для премудрых, стало силой и оружием в руках неграмотных, немощных, но чистых сердцем рыбарей, удел которых теперь – быть ловцами человеков.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, являемся чадами Победной Христовой Церкви, что для нас и великая, радость, и смысл всей нашей жизни. Но это накладывает на нас большую ответственность.

Если первое благовестие апостолов нашло отклик в душах людей и сразу Церковь стала расти внутренне и внешне, в ширину и в глубину – в глубину в смысле накопления , а в ширину в смысле «уловления» вселенной, то и враг Христа с первых дней стал бороть Христа и Его Церковь.

С одной стороны, римские и иудейские власти воздвигли гонения на апостолов, с другой – в среде самих христиан начали совершаться совсем нехристианские поступки (вспомним Ананию и Сапфиру, обманувших апостолов (см.: Деян. 5:1-10)), а затем появились расколы и ереси…

И в наши дни Церковь встречается с теми же трудностями: с одной стороны, непонимание, часто насмешки инакомыслящих, а с другой стороны, недостойное поведение нас самих, христиан.

Истчоник: photosight.ru

Ведь мы с вами – наследники этих рыбарей, и на нас с вами лежит долг продолжать сегодня их великое дело, дело проповеди Христа распятого.

Пусть и сегодня для многих наша проповедь является соблазном, а другим кажется безумием. Мы верим, мы ЗНАЕМ, что это учение освящено благодатью Святого Духа и что по обетованию Самого Христа здание этого величественного храма будет стоять непоколебимо до скончания века.

Но просто верить – это мало. Надо не только верить, но и исповедовать, а главная и самая убедительная проповедь – это проповедь нашей христианской жизнью. Христианин должен быть таковым не только по имени, но всей своей жизнью показывать верность Христу и Его заветам.

Мы должны хранить как величайшее сокровище мир и любовь в своих сердцах, должны проникнуться евангельскими заветами: быть чистыми сердцем, быть милостивыми, миротворцами, чтобы наше очищенное сердце было способно воспринять благодать Святого Духа. Ведь Он, нисшедший на святых апостолов и давший им сверхъестественные силы, и сегодня освящает мир. «Святым Духом всяка душа живится».

От нас, только от нас самих зависит, откроем ли мы свою душу для благодатного дыхания Святого Духа, станем ли мы «премудрыми ловцами». Господь призывает нас! Неужели мы не услышим Его гласа? Да не будет этого!

С чистым сердцем восприимем благодать Господню, чтобы с радостью, выходя из храма, мы могли бы воскликнуть со всей Святой Церковью: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть». Аминь.

Мои дорогие отцы, братья и сестры! Преосвященные владыки! Всех вас сердечно поздравляю с великим мироспасительным праздником Святой Троицы, Святой Пятидесятницы.

Мы празднуем особое событие в жизни мира. Через рождение Господа и Спасителя, через Его жизнь, через Его учение, через Его страдания, через Его смерть, через Его воскресение даровано было людям нечто совершенно особенное, что действительно изменило течение истории. Мы называем время после рождения Христа Спасителя новой эрой. И совсем не потому, что люди автоматически стали лучше после пришествия в мир Спасителя, не потому, что лучше стали общественные отношения, меньше стало зла в личной, семейной, общественной жизни. Совсем не потому! Мы знаем: как были разбойники до Спасителя, так они существуют и после, как были войны до, так они существуют и после, как были гражданские конфликты, столкновения, противоречия, коварство, обман, ложь, зависть, так все это существует и после Христа Спасителя.

Что же тогда появилось? Для чего же Господь пострадал, жизнь Свою отдал? Именно ради того, что мы сегодня так торжественно празднуем. Ему было угодно, чтобы Божественное присутствие постоянно пребывало в жизни рода человеческого. В 50-й день после воскресения Господь дарует Своего Духа апостолам. Он изливает этот Дух как Свою энергию, Свою благодать, Свою силу на святых апостолов. На простых рыбарей - тех самых, которые трусливо бежали в момент ареста Христа Спасителя, когда на Него обрушились страшные пытки, тех самых учеников, один из которых предал, а другой отказался, тех самых учеников, которых не было на Голгофе, тех самых учеников, которые несли на себе отпечаток всей ограниченности и греховности человеческой жизни, - на них Он изливает Свою благодать, и Божественной силой они перестают быть трусливыми и боязливыми. Они становятся мужественными и сильными, обретая тот Божественный дар, который сразу выделил их из среды всего человеческого рода. Их слово наполнилось мудростью, силой, и тысячи людей стали откликаться на их проповедь - не меньше, чем на проповедь Самого Христа Спасителя.

Более того, вдохновленные Божественной силой, излившейся на них в день Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они отправились в разные страны, проповедуя Христа распятого и воскресшего. Именно они создали общность людей, внутри которой и живет этот дар Святого Духа, - эту общность мы именуем Церковью Божией. Все мы с вами и есть Церковь, среди нас и в нас живет Святой Дух, силы Которого каждый получает в момент крещения и миропомазания, сила Которого обновляется в нас всякий раз, когда мы, принося покаяние, причащаемся Святых Христовых Таин. В море беззакония, ничем не отличающегося от того, что было до Христа Спасителя, живет Его Церковь как носительница благодати Святого Духа. Именно в Церкви и происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.

Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви - это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово. Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа - это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас. Кто-то может сказать: «Что же все это означает для мира? Что же - мир сам по себе, а Церковь сама по себе?» Совсем нет. Ведь каждый из нас, принадлежа Церкви, принадлежит и миру, через каждого из нас сила Божественной благодати должна изливаться на род человеческий, но особым образом она изливается через миссию Церкви в мире. Это и есть миссия спасения, это и есть миссия обращения людей к Богу, это и есть миссия преображения человеческой личности и всего рода человеческого.

Все это мы сегодня празднуем с вами в день Святой Троицы, потому что с того самого дня Пятидесятницы и началась эта спасительная миссия Церкви. Что же мы, христиане? А мы должны осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, величайшую ответственность пред Богом за благодать, которую получаем в таинстве святого причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами - обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, чтобы мы не превращались в пустые сосуды, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа - молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью, опять-таки, через добрые дела и через добрые слова со всем родом человеческим. Как говорит священнослужитель, совершая таинство Святой Евхаристии: «и о всех и за вся». О всех и за вся пострадал Господь, на всех и на всё через Церковь изливается благодать Святого Духа. И, сознавая важность служения христианина, мы должны постоянно возгревать в себе молитвой, доброделанием и участием в таинствах силу Святого Духа.

Сегодня мы празднуем престольный праздник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, потому что главный храм лавры освящен в честь Святой Троицы. И я поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим событием и радуюсь, что в таком множестве вы собрались сегодня для нашей общей молитвы. Пусть благодать Святого Духа пребывает со всеми вами, помогая вам на путях вашей жизни, помогая преодолевать неправду, зло, беззакония своей собственной личности и вокруг себя, помогая всем нам возрастать от силы к силе. Призываю благословение Божие на всю нашу историческую Русь, соединенную Киевской купелью крещения, на весь наш православный народ. Призываю благословение Божие и на державу Российскую, чтобы действительно благодать Божия укрепляла всех нас, а через нас содействовала преображению жизни рода человеческого. С праздником! Храни вас Господь.

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

От Иоанна, гл. 7, ст. 37-52; гл. 8, ст. 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
...
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

День Святой Троицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во время совершения Божественной литургии, пред тем, как приступить к самому таинственному, самому важному моменту священнодействия, Евхаристическому Канону, перед всенародным пением Символа веры литургисающие священнослужители обнимают друг друга со словами: «Христос посреди нас!»

Иной раз оторопь берёт оттого, насколько мы все разные, как непохожи мы все друг на друга и лицом, характером, и душевными качествами. Совсем как в сегодняшнем апостольском чтении: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне» (Деян.2.9-11). Подобно людям, перечисленным в книге «Деяний», мы – разные, но все мы слышим – одно! У нас, как написано всё в тех же «Деяниях апостольских», «одно сердце и одна душа» (Деян.4.32)! И всё потому, что «Христос – посреди нас!»

Христос посреди нас, хотя вот уже десять дней прошло с тех пор, как «облако взяло Его из вида их» (Деян.1.9). Христос посреди нас, хотя вот уже две тысячи лет минуло с той поры, когда Он сказал Фоме: «…подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20.27). И вместе с Фомой, вместе со всею Церковью, мы, пребывающие в этих хранительных стенах «единодушно вместе» (Деян.2.1), «едиными усты и единым сердцем» возглашаем: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20.28).

Довольно было времени для того, чтобы усомниться и разочароваться. И что ж, надо прямо сказать: и сомневались, и разочаровывались! Довольно, казалось, было поводов для того, чтобы подумать вместе с нечестивцами: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс.93.7). И ведь в самом деле жили так, будто нет над нами Вечного Суда, будто и впрямь «живём однова»! И не то диво, что христианин грешит, а то диво, что он всякий раз вновь дерзает подняться! И происходит так не потому, что он такой мудрый и благочестивый, а потому, что «Христос посреди нас», потому что действует в Церкви благодатная сила Духа Святого, обетованного нашим Спасителем пред Его преславным Вознесением: «…ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1.4,8).

Свидетельство наше чрезвычайно просто, ибо это свидетельство об укрепляющем и преображающем слабых и неверных грешников действии Духа Святого там, «где двое или трое собраны во имя» (Мф.18.20) Божие. Воистину Христос посреди нас!

Можно объединиться во имя греховной страсти, и тогда это будет толпа. Можно собраться вместе ради вполне конкретной и вполне достижимой цели – получится коллектив. А можно стать единством во имя Божие, и тогда возникнет Церковь.

Церковь возникает из непредставимого, как кажется, соединения нищеты духовной, то есть слабости, податливости каждого человека греховному соблазну, и вдохновлённого Духом Святым непреодолимого стремления соблазнённого и падшего к чистоте, святости и правде. Кто не пробовал практически сочетать эти два разнонаправленных вектора духовной жизни в своей собственной судьбе, кто никогда не пытался каяться, тот едва ли сможет это понять. Тому невозможно на пальцах объяснить тайну Церкви, тот никогда не услышит людей Церкви, «нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2.11). Ему всё будет казаться, как это было и на заре христианства, что благовествующие Вечную Жизнь просто-напросто повредились рассудком или, в лучшем случае, «напились сладкого вина» (Деян.2.13).

Не нашими заслугами, не нашим разумом, но действующим в Церкви с великого дня Пятидесятницы Духом Святым дано каждому из верных осознать, какого рода жаждой томимы наши бессмертные души. Это не жажда земных наслаждений, это не желание бесскорбного жития. За долгую или короткую нашу жизнь мы успели понять, что такого рода жажда – неутолима. Жажда Церкви – это та самая жажда Истины, Добра и Красоты, про которую наш Спаситель напоминает нам сегодня: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7.37).

Поэтому изо дня в день, из года в год, из века в век такие разные, такие непохожие друг на друга люди «единодушно вместе» (Деян.2.1) «собираются в Церковь» (1.Кор.11.18), чтобы совместным молитвенным усилием побеждать «страх ненавистной розни мира сего», как заповедал нам великий светильник русской земли, преподобный Сергий Радонежский. Поэтому доныне совершается в Церкви Святая Евхаристия, и литургисающие иереи с верой и надеждой свидетельствуют и самим себе, и народу Божию: «Христос посреди нас». И покуда так будет, мир не погибнет! Аминь.

Священник Сергий Ганьковский