Всякая власть. Всякая ли власть от Бога? Святитель Филарет Московский (Дроздов) - Странник

От редакции : Петербургский церковный историк и общественный деятель, с которым у нас давно сложились личные добрые отношения, Николай Кузьмич Симаков предложил опубликовать свою статью, посвященную церковно-государственным отношениям. У меня, как хорошо знают постоянные читатели , на этот вопрос другая точка зрения. Тем не менее, мы решили опубликовать эту статью. Не только из уважения к автору, но и потому, что такая точка зрения распространена среди православных русских людей, а значит нам нужно вновь и вновь возвращаться к этой проблеме, проговаривать те вопросы, которые нас разделяют. Гл. редактор А.Д. Степанов.

В истории русской церкви ХХ в. отношение к власти стало одной из самых сложных и болезненных проблем. Широкое распространение получило такое явление как сервилизм, т.е. раболепство и угодничество церковной иерархии перед государственной властью. Особенно болезненно для церкви сервилизм проявился в ХХ веке, в эпоху жесточайших гонений на веру. В это время он получил конкретное наименование «сергианство», такой религиозной политики митроп. Сергия (Страгородского), которая постепенно привела к порабощению русскую церковь богоборческой властью. «Сергианство» совершало грех против церкви, утверждая не раз официально, что «всякая власть от Бога». Исходя из этого, по утверждению «сергианства» и советская власть, несмотря ни на что, является «богоустановленной», которой надо всем православным полностью подчиниться не за страх, а за совесть. «Не буду напоминать, писал митроп. Сергий (Страгородский), что наша патриаршая церковь, начиная с покойного святейшего патриарха Тихона и доселе, неизменно признает советскую власть богоустановленной в СССР».

В своих публичных выступлениях официальная иерархия в советский период постоянно оправдывала и восхваляла богоборческую власть перед всем миром. При этом она полностью отрицала факт жесточайших гонений на веру в СССР, считая, что этим «спасает» церковь. Хотя, как известно, не иерархия, но сам Господь Иисус Христос и сама Матерь-Церковь спасают нас.

Очевидно, что не «церковные политики» раболепствующие перед богоборческой властью, а сотни тысяч святых Новомучеников и Исповедников взойдя на Голгофу в ХХ веке своею кровью защитили православную веру и церковь в России.

Сегодня, живя в эпоху православного возрождения нам всем необходимо извлечь уроки из Великой русской трагедии ХХ в. Каково же должно быть истинное христианское отношение к государственной власти? Всякая ли власть от Бога?

Христианское отношение к власти. «Власть есть дело Премудрости Божией, а безначалие есть зло и причина беспорядков», писал свт. Иоанн Златоуст. В этом смысле власть установлена Богом для падшего мира после грехопадения с целью его спасения от безначалия, хаоса, анархии и гибели. Источником власти согласно Евангелию является сам Господь Иисус Христос: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18). Всякая же власть противящаяся Богу, Его заповедям, отделяющей себя от Бога и восстающей на Него, является не законной, но богоборческой узурпацией и тиранией. Ибо согласно Евангелию, нет власти, если она отделена от Бога. Именно в этом смысле и следует понимать слова св. ап. Павла: «Всякая душа да будет покорна Высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13: 1).

О христианском отношении к власти лучше всего свидетельствует в Новом Завете сами деяния Апостолов. В них рассказывается о первом гонении и столкновении Апостольской церкви, проповедующей Воскресшего Христа с властью иудейского синедриона в Иерусалиме. «Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 27-29). Этот принцип «повиноваться больше Богу, нежели человекам», станет основным принципом христианского отношения к государственной власти. Особенно ярко это проявится в эпоху римских гонений на церковь в течении трёх столетий. Хорошо известно, что в древнем, дохристианском мире государство и власть обожествлялись. Был создан религиозный культ римской империи и римских императоров. Христианство принесло радикально новое отношение к государству и светской власти. Оно выступило против обожествления земной власти против культа «царебожества» римских императоров и тирании. С момента Крещения и Миропомазания, христиане как царственное священство почитали Господом Иисуса Христа как своего единственного Царя и Бога. Они воздавали, как учил Христос: «Кесарю - кесарево, а Богу - Божье», и в силу этого отказывались признавать римского императора «божеством». Христианство выступало против тирании и самого государства, обожествленного языческой религией. Тоталитаризму обожествленного государства христиане противопоставляли Царство Господа Иисуса Христа заповеданного Евангелием: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Христиане были готовы идти на страдания, муки и смерть, но отказывались приносить ритуальные жертвы царебожескому культу императоров и языческим римским богам. Севастиан, военачальник римского императора Антония, сообщает свт. мч. воину Виктору около 150 года от Р.Х.: «Мы получили от императора распоряжение, в котором он приказывает вам, христианам, принести жертвы нашим богам; непослушных же подвергнуть тяжким мучениям». Святой Виктор отвечает: «Этому безбожному повелению смертного царя не окажу я никакого послушания и не исполню его воли, потому что есть у меня «Бессмертный Царь и Спаситель мой Иисус, Царство Его бесконечно, и творящий волю Его получит жизнь вечную; а у смертного царя вашего и царства временно, и исполняющий его безбожную волю погибнут навеки».

В истории христианства отношение церкви к власти и государству были сформулированы свт. Августином Блаженным в его знаменитой работе «О граде Божьем». В ней он писал о том, что природа церкви -града Божия и государства-града земного не только различны, но и противоположны. Государство возникло в результате грехопадения и убийства Каином Авеля. От Каина (построившего первый город) и каинитов идет история государства, основанного на насилии, преступлениях и завоеваниях. Римская империя, как государство возникло в результате захвата и порабощения Римом различных стран и народов. В отличии от государства, церковь - есть град Божий, она основана на жертвенной любви к Богу и людям, начиная от Авеля и до Христа. Только то государство и власть, по словам свт. Августина Блаженного могут быть признаны законными, которые служат Богу и не нарушают канонов церкви. Если же государство и власть отделяют себя от Бога и выступают против церкви, то они становятся преступными и орудием дьявола, которые ничем не отличаются от шаек разбойников. Свт. Августин приводит в своей книге «О граде Божьем» рассказ о том, как пойманный пират на суде у императора Александра Македонского сказал ему:»Ты император потому, что у тебя целый флот, а я пират, потому что у меня всего один лишь корабль. Лишь в этом между нами разница».

Церковь по мысли свт. Августина Блаженного уже теперь в истории есть царствие Христово и поэтому царская и любая мирская власть должны подчиняться ей. Как, например это произошло в V веке в истории с императором Феодосием Великим. Свт. Амвросий Медиоланский не пустил в храм императора Феодосия, за учиненную по его приказу резню в Фессалониках, где было перебито 7 тысяч человек. За это свт. Амвросий наложил епитимью на императора, отлучив его от святого Причастия. Император Феодосий подчинился. В течении 8 месяцев он не присутствовал на богослужении в церкви, пребывая вместе с кающимися. И уже потом, после публичного покаяния был принят свт. Амвросием в церковное общение. В истории, писал свт. Августин Блаженный, постоянно происходит борьба града земного - государства с градом Божьим - церкви. Государство и власть нередко видят в духовной власти своего соперника и поэтому часто стремятся поработить церковь Христову. Государство и власть по своей природе тяготеют к абсолютизму и тоталитаризму. Не случайно в дохристианском мире идеалом было именно тоталитарное государство. О таком «идеальном государстве» писали великие мыслители античного времени, такие как Платон. Победа, одержанная христианством в IV веке над язычеством, означало и победу церкви Божией над обожествленным государством и императорской властью. Однако, в истории нередко происходили рецидивы язычества, делались попытки подчинить церковь государству и светской власти. В VIII веке церковь была вынуждена бороться с так называемым «цезаропапизмом» византийских императоров-иконоборцев. В 730 году император Лев III Исавриец, как «царь-иерей» издал указ против иконопочитания. С этого времени начались гонения на православие и церковь, которые будут продолжаться долгие десятилетия. Церковь решительно выступила против ересей «цезаропапизма» и иконоборчества. В неделю Православия она анафематствовала Льва III со словами: "Первому злейшему иконоборцу, паче же христоборцу, зверю зловредному, демонскому слуге, богопротивному врагу Божией церкви, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таиники их - Анафема!»

Отношение Церкви к власти в России. О христианском отношении к власти в России впервые в XVI в. писал прп.Иосиф Волоцкий в своей книге «Просветитель». «Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего неверие и хула - такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель», а потому ему не надлежит повиноваться... «Ведь всякий царь или князь, живущий в небрежении, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны, потому неумолимо и внезапно найдет на него гнев Господень. Говорю же вам это, цари и князья, писал прп. Иосиф Волоцкий, не от себя, но получив вразумление от Бога...».

На практике, христианское отношение к власти, в истории России, ярче всего появилось в XVI в. в эпоху опричного террора царя Ивана Грозного. Предстоятель русской церкви святитель митрополит Филипп бесстрашно обличая тиранию «царебожества» и террор говорил: «Не могу повиноваться повелению твоему паче, нежели Божьему». «Всемилостивейший царь и великий князь, доколе ты хочешь лить неповинную кровь твоих верных людей и христиан? Доколе неправда будет царить в русском царстве? Татары и язычники, весь свет говорит, что у всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет; во всем свете преступники, которые ищут милосердия у властей, находят его, а на Руси нет милосердия и для невинных и праведных. Подумай о том, что хотя Бог возвысил тебя в мире, ты все же смертный человек, и Бог взыщет с рук твоих невинную кровь. Камни под ногами твоими, если не живые души, возопиют и будут обвинять тебя и судить; Я должен сказать это тебе, по повелению Божию, хотя бы меня за это постигла смерть».

В ХХ веке после падения монархии в России власть в 1917 году оказалась захвачена большевиками - самыми богоборческими и антихристианскими силами. Которые тут же начали невиданные до этого в истории России жесточайшие гонения на православную церковь и веру. В связи с этим патриарх Тихон (Беллавин) от лица Поместного Собора в начале 1918 года выступил с обличительным посланием, в котором он анафематствовал богоборческую власть и всех, кто пошел у неё на поводу. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь, то что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятью потомства в жизни настоящей - земной. Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя бы по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Однако, гонения на веру и церковь в России продолжались на протяжении всего советского периода, начиная с 1917 года и почти до конца 1980 годов. Во времена гонений, в конце 20-х годов в Русской церкви появляется два различных отношения к богоборческой власти. Одно из них получило название «сергианство» по имени митрополита Сергия (Страгородского). В печально знаменитой «Декларации 1927 года» он признавал советскую власть для церкви своей, не смотря на гонения. Впоследствии он неоднократно признавал её «богоустановленной». Другим отношением к богоборческой власти в истории Русской церкви стало «иосифлянство». Это было широкое движение тех епископов, священников, монашествующих и православного народа, кто во главе с митрополитом Иосифом (Петровых) выступал против порабощения церкви богоборческой властью. «Если и все церкви отберут от нас, тогда мы будет совершать молитвы в подвалах тайно. При гонении на веру Христову, подражая первовековым христианам, мы пойдём с радостью на костры и в тюрьмы, писали иосифляне, но не допустим добровольно, чтобы в Церкви Божией был хозяин коммунист Тучков. За свободу Церкви мы готовы умереть». Сотни тысяч святых Новомучеников и Исповедников мужественно взошли на Голгофу, пролили свою кровь и тем спасли Православную Веру и Церковь в России. «Кровь мучеников - семя христианства», писал Тертуллиан. Только с 1917 по 1941 годы в результате кровавых гонений, двух «пятилеток безбожия» было уничтожено 130 тысяч представителей только духовенства, не считая многих сотен тысяч мирян. За один только 1937 год было расстреляно более 85 тысяч духовенства. При этом многие священники, монашествующие и миряне погибли в концлагерях на каторжных работах и от болезней. Всех их невозможно сосчитать. К концу 30-х годов в результате гонений церковь фактически стала катакомбной. Многие священники и монахи были вынуждены из-за гонений уйти в катакомбы на нелегальное положение. К 1942 году в ходе так называемой «2-ой пятилетки безбожия» советская власть планировала полностью уничтожить церковь как и саму христианскую религию в СССР. Но грянула Великая Отечественная война, которая помешала планам богоборческой власти до конца уничтожить церковь. С 1943 по 1948г.г. наступил краткий период «мирной передышки». В эпоху «построения коммунизма» начинаются новые «хрущевские гонения». В эти годы было закрыто 10 тысяч храмов, а также многие монастыри, семинарии. Делами церкви в это время фактически управляла не патриархия, а председатель «Совета по делам религии» В.А. Кураедов. «Состав постоянных членов Синода, равно как архиерейские назначения зависят в настоящее время от председателя «Совета по делам религии» в гораздо большей степени, чем они зависели в царской России от обер-прокурора Синода», писал в своем обращении к священноначалию Московской патриархии архиепископ Калужский и Боровский Ермоген (Голубев). Владыка Ермоген открыто и мужественно боролся за освобождение церкви от порабощения её атеистическим государством. В 1965 году он составил заявление на имя патриарха Алексея I (Симанского) с предложением изменить «Положение об управлении Русской Православной церкви», принятое в 1961 году под давлением властей. В 1967 году владыка Ермоген послал ещё одно письмо, в котором указывал на тягостное положение церкви, произвол гражданских властей и бездействие руководства патриархии. В результате под давлением «Совета по делам религии» епископ Ермоген был отправлен на покой и фактически заключен под строгий надзор в Жировицком монастыре вплоть до своей кончины в 1978 году.

В 1965 году группа священников выступила с открытым письмом к патриарху в защиту церкви от притеснений со стороны властей, а также против сервилизма, т.е. угодничества священноначалия перед богоборческой властью. «Ныне в русской церкви создалось такое положение, при котором ни одна сторона церковной жизни не свободна от активного административного вмешательства со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви, его уполномоченных и местных органов власти, вмешательства, направленного на разрушение Церкви... Сугубая вина Церковного Управления состоит в том, что оно пошло по пути подчинения неофициальным устным распоряжениям, которые, в нарушение гласного советского законодательства, Совет по делам Русской Православной Церкви избрал средством систематического и разрушительного в жизнь Церкви». О бедственном положении церкви в Кировской области писал в открытом письме в 1966 году Борис Талантов. За что он, больной пенсионер, будет арестован и заключен в тюрьму, где и скончается как исповедник веры и защитник церкви в 1971 году. Болью за дальнейшую судьбу русской церкви, порабощенной властью, проникнуто известное «Великопостное письмо» А.И.Солженицына, направленное в 1972 году патриарху Пимену. «Всё церковное управление, писал он, поставление пастырей и епископов всё также секретно ведется из Совета по делам. Церковь, диктаторски руководимое атеистами - зрелище, невиданное за два тысячелетия! Какими доводами можно убедить себя, что планомерное разрушение духа и тела Церкви под руководством атеистов - есть наилучшее сохранение её? Сохранение - для кого? Ведь уж не для Христа. Сохранение - чем? Ложью? Но после лжи - какими руками совершать Евхаристию? Святейший Владыка! Не пренебрегите моим недостойным возгласам. Может быть, не всякие семь лет Вашего слуха достигнет и такой. Не дайте нам предположить, не заставьте думать, что для архипастырей Русской церкви земная власть выше небесной, земная ответственность - страшнее ответственности перед Богом».

В 60-80 годах XX века началось религиозное возрождение и христианско-диссидентское движение в среде интеллигенции. В это время появляются нелегальные религиозно-философские семинары, кружки по изучению основ православия и религиозно-политические общества. Заметным событием в истории христианско-диссидентского движения в России станет создание в Ленинграде в 1964 году «Всероссийского социально-христианского союза освобождения народа». ВСХСОН создавался с целью свержения коммунистической власти и построения в России христианского государства. В него входило более 60 человек. Ячейки Союза находились кроме Ленинграда, также в Москве, Петрозаводске, Томске, Иркутске и др.городах. Был разработан Устав и программа. Она включала создание христианско-социального государства, которое опиралась на три главных принципа: христианизацию политики, христианизацию экономики и христианизацию культуры. В феврале 1967 года ВСХСОН был разгромлен КГБ. В 70-х годах усилились религиозно-философские искания среди интеллигенции. Появились подпольные религиозно-философские семинары, изучающие наследие русских мыслителей: А.Хомякова, Ф.Достоевского, Вл.Соловьева, Н.Бердяева и др. Духовные поиски среди интеллигенции привели часть её к созданию в 1974 году «Христианского семинара по проблемам религиозного возрождения». «Россия ныне переживает религиозное возрождение», предсказанное ещё святыми подвижниками и религиозными мыслителями, писали участники христианского семинара. «Жертвенная кровь Церкви стала семенем нашего возрождения, а условия гонений определили его вынужденно сокрытый характер». Своей главной целью участники семинара ставили служение делу духовного возрождения России. Подобные христианские семинары возникали во многих местах в 70-80 годы. Участники их изучали Священное Писание, Святоотеческое Богословие, Историю Церкви, апологетику, литургику в форме цикла лекций, докладов и сообщений. Эти семинары и различные религиозные общества подготавливали православное возрождение, которое начнется в нашей стране в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси.

Несмотря на жесточайшие гонения, продолжающиеся почти весь ХХ век, Церковь в России одержала победу над атеистическим государством и богоборческой властью. Врата адовы не одолели её! В 1991 году произошло падение богоборческой власти в нашей стране и Русская Церковь обрела долгожданную Свободу.

В 2000-м году на юбилейном архиерейском соборе в Москве Православная Церковь прославила Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских, как явленных, так и неявленных. Это стало несомненно Торжеством Православия и Победой Веры над безбожием. В том же 2000-м году была впервые принята социальная концепция Русской Православной Церкви. В ней, в частности, в разделе «Церковь и государство», говорится: «Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ её чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания». В ней также говорилось: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Сегодня мы живем в эпоху Православного Возрождения, и нам необходимо извлечь уроки из трагической истории отношений между церковью и властью в России в минувшем веке. И будем помнить о том, что свободу Церкви даровал нам своею кровью Христос-Спаситель: «Да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своей Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков» (8-е прав. III Вселенского Собора).

Некоторые христиане считают, что раз царь Алексей Михайлович решил реформировать Церковь, значит - «аминь» - так тому и быть, и нечего обсуждать решение царя - помазанника Божия, ибо, как сказано в Св. Писании: «. нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1).
Богословская несостоятельность данного мнения очевидна, так как еще апостол Павел говорил, что если даже «ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет». Однако когда дело касается поведения власть имущих, почему-то сразу возникают двойные стандарты в понимании данного вопроса: то, что одним нельзя, другим, оказывается, можно. Отчего же так? А все опять-таки оттого, что текст со славянского языка на русский перевели, мягко говоря, неточно (видимо, с определенным умыслом), и подвели под него соответствующее толкование (с дальним прицелом). Вот уж действительно: хочешь погубить народ, истреби его язык.
Русский синодальный перевод: «. нет власти не от Бога.».
Славянский ст. текст: «. несть бо власть, аще не от Бога.».
В синодальном переводе однозначно говорится, что любая власть является «властью от Бога», ибо не от Бога власти просто не бывает - не от Бога власти просто нет. В славянском же тексте говорится, что власть не есть власть, если (она) не от Бога. Далее апостол пишет, что «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее.». Следовательно, властью от Бога является та власть, которая, насколько это возможно, стоит за добро и борется со злом, а та власть, которая проповедует зло и борется с добром (как это происходит сегодня), не есть власть от Бога, но от сатаны, попущенная Богом. Если тот или иной правитель творит добро и старается жить по заповедям Христовым, то он, со временем, становится проводником воли Божией, благой и совершенной. Если же отпадает от Бога и творит зло, то оказывается под властью бесов и становится их рабом - проводником их воли, деструктивной и разрушительной. Если считать, что всякая власть от Бога, значит, и власть антихриста тоже будет «властью от Бога». Сложно согласиться с такой постановкой вопроса, но одно вытекает из другого.
Думая, что всякая власть от Бога, современные иерархи награждают почетными медалями и грамотами правителей-расхитителей гос. собственности, всевозможных растлителей наших детей, внедряющих новые западные программы по половому «воспитанию» школьников в России, пивных олигархов, спаивающих нашу молодежь, телемагнатов, проводящих идеологию антихриста через СМИ и т.д. На экуменических сборищах сегодня вместе с шаманами молятся православные епископы, а также колдуны, ведьмы и католики. По всей видимости, они решили, что если всякая власть от Бога, значит, и всякая религия тоже. Оттого-то и принимаются на этих сборищах новые «догматы» вроде того, что у нас один Бог (Отец) с иудеями, буддистами и шаманами из Новой Гвинеи и Африки. Вот куда может увести церковное сознание всего лишь одно неправильно истолкованное слово Св. Писания, и вот почему староверы стояли насмерть даже за один «аз».
62

Сатана, искушая Господа, тоже предлагал Ему власть: «И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему дьявол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4; 5-7).82
Если принять толкование, что всякая власть от Бога, получается, дьявол предлагал Спасителю взять власть от Бога, а Он отказался. Если рассуждать в таком ключе, получается, вообще все от Бога, и грех в том числе, так как воля дана человеку Богом. Грех от воли, воля от Бога. Это одно из самых богопротивных утверждений рационального ума. На деле же все не так. Грех совершается по нашей воле, даже если он совершается патриархом или царем (помазанником). Грех именно от человека, а не от Бога. Стоит сойти с протестантских рельсов, становится очевидно, что далеко не все от Бога, и власть в первую очередь. Хитрая уловка позволяет представить трусость благочестием, но это еще полбеды. Беда, что эта фраза предписывает смелым и честным христианам терпеть нехристианскую власть. Раз всякая власть от Бога, как можно противиться данной Богом власти? Получается, какой бы власть ни была безбожной и людоедской, ее нужно терпеть и улыбаться. Под видом смирения предлагают стать предателем и уклониться от защиты Веры и Отечества.
Когда власть признает своим источником Бога, появляются хоть какие-то основания объявить ее властью от Бога, но как это применить к власти, объявляющей своим источником народ? Как про власть, на всех углах кричащую, что она «от народа», можно сказать, что она «от Бога»? У кого язык повернется сказать, что все происходящее творит власть от Бога? Разве власть от Бога легализует порок, поощряет распущенность, проповедует дарвинизм, спаивает народ и предоставляет содомитам и трансвеститам эфир и прочее? Честный человек чувствует: не может быть власть Гитлера и Саакашвили от Бога. Власть маньяка над жертвой не есть власть от Бога, так же, как и власть фашистов над заключенными концлагеря. Это режет слух, заставляет насторожиться на уровне интуиции. Кто-то нас пытается обмануть и здесь, подменяя истинный смысл текста из Св. Писания.
Если всякая власть от Бога, получается, любой захвативший власть становится представителем Бога на земле, кто бы он ни был. Например, одно время в Византии считалось, что помазание на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Благочестивый «догмат», понятый буквально, родил волну цареубийств. Один убийца сменял на троне другого, и конца этому не было видно. Вот уж действительно, заставь дурака Богу молиться.
Утверждение, что «всякая власть от Бога» предполагает возможность играть на стороне врага. Например, на оккупированных Гитлером территориях некоторые умники под этим предлогом власть фашистов признали «властью от Бога». Раз власть от Бога, не грех ей и послужить. Народ назвал их предателями и воздал по заслугам за лукавство. Россия будет сохранять свою независимость до тех пор, пока будет отличать хищничество, оккупацию и агрессию от власти. Если бы оккупанты внушили нашим предкам, что их власть от Бога, восстать против власти монголов, поляков, французов и немцев было бы невозможно. Были бы мы сегодня провинцией Орды или Польши, Франции или Германии. Борьбу против захватчиков, установивших свою власть на оккупированной территории, нельзя понимать, как борьбу против установленной Богом власти. Напротив, есть все основания полагать, что такая борьба являет собой исполнение заповедей Бога. Многие борцы за веру и отечество причислены к лику святых, потому что они положили жизни свои «за други своя» (Ин. 15, 13).83
Властепоклонники по заказу властей исказили смысл апостольских слов о власти. Правитель, идущий против Бога, не может быть «властью от Бога». Такую власть без преувеличения можно назвать «властью от дьявола». Подтверждение этой мысли мы находим в Священном Писании. Десять царей, о которых говорится в Апокалипсисе, имели «власть от зверя», а не от Бога: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу. и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13, 2). Об этой же власти говорится и в Евангелии: «. но теперь - ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53).
Многие интуитивно приходят к мысли, что нельзя любую власть считать «властью от Бога». Все громкие речи, призывающие смириться под безбожную власть, уничтожающую Россию, есть тонкое лукавство, завернутое в обертку текста из Св. Писания. Благодаря этому «лукавству» обмануто уже не одно поколение. Кому это выгодно, понять несложно.

Предотечи антихриста, поклоняющиеся отцу своему дьяволу и получившие власть от него, будут всячески стараться в глазах общественности выглядеть «властью от Бога», чтобы прельстить, если возможно, и избранных. В конце времен придет последний правитель - антихрист, который будет выдавать себя за Бога, и «поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13, 8). Перед его приходом «зверь», «... выходящий из земли» (Откр. 13, 11), лжепророк и предотеча антихриста «. сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13; 16-18).
К сожалению, все это (клеймение людей) уже происходит, и будет происходить под громкие лозунги и восклицания о том, что «всякая власть от Бога». Кто имеет ухо, да слышит!

Иван Иванович Иванов Личный код: 7527528638865
ЕАН-13:
clear="all" />

Личный код (число имени) человека не содержит трех шестерок, однако при записи числа посредством машиносчитываемого штрих-кода (начертания) стандарта ЕАН-13 они появляются. Таким образом, «число имени», данное человеку «зверем», в «начертании зверя» соединяется с числом имени самого антихриста. Около двух тысяч лет было не понятно, как будет выглядеть апокалиптическое «начертание». Много было всяких предположений и невероятных гипотез на сей счет, но сегодня эта тайна открылась - пророчество сбылось буквально с математической точностью. Тем не менее, многим до сих пор кажется, что это еще не совсем то «начертание», которое должно быть, и три шестерки тоже какие-то не такие, и вообще, все это выглядит как-то уж слишком банально и просто. Однако за этой невзрачной простотой «имеющие очи» увидели, что наноситься на тело человека будет его цифровое (обезличивающее, т.е. звериное) имя: либо штрих-кодом, либо чипом, либо еще как-то - суть от этого не меняется. И именно без этого личного кода-числа нельзя будет «ни покупать, ни продавать». Следовательно, в царстве антихриста-зверя смогут жить (покупать и продавать) только «оцифрованные» люди, т.е. те, которые получили от своего хозяина звериное антиимя, «число имени его» (Откр. 13, 17).

Меня сильно беспокоит Послание к римлянам (13:1-7). Понятно, что нужно платить налоги и т.п. Но неужели всякая власть от Бога, неужели я должен благословлять Гитлера, который сжигал евреев, или Сталина, убившего тысячи священников?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В данном месте св. апостол Павел применительно к обществу выражает ту истину, которая проходит через все Священное Писание. В сотворенном Богом мире всякая власть исходит от Бога: власть человека над природой (Быт. 1.28), мужа над женой (Быт.3.16), родителей над детьми (Лев.19.3), царя над подданными. Господь из начальной безвидности и пустоты (Быт.1:2) устроил порядок: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31). После дней творения Бог не оставил мир на произвол. Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от губительного неустройства. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда являются времена безвластия - так называемые смутные времена. «Многовластие же порождает партии, а партии - причина разделения и разложения» (преп. Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Слово 41).

Не только вождям и правителям избранного народа Господь дает полномочия управлять подданными, но и языческим монархам. Так, например, Навуходоносор был поставлен по воле Божией над всем ближним Востоком (Иер 27:6; Дан.2:37). Однако из этого не следует, что все деяния власть предержащих угодны Богу. «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими» (Прем. Сол.6:1-5).

При утверждении, что нет власти не от Бога (Рим.13:1) надо точно различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им. «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, т. е. начальство и власть царская, установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему … изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание» (преп. Исидор Пелусиот. Письма, ч.2. К Дионисию). Даже помазание на царство не исключает тяжелые ошибки и преступления, не угодные Богу. Достаточно вспомнить библейскую историю. Известны примеры также из истории Византии и России. Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден.

Священное Писание говорит не только о подчинении властям, но и указывает пределы послушания им. Они определяются высшими законами Божественной Правды. Подчинение властям имеет границы: в тех случаях, когда власть препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой власти не следует: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян.5:29). Эта мысль ясно выражена в святоотеческих творениях. «Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия» (Святитель Василий Великий. Нравственные правила . 79.1). Святейшему Патриарху Тихону во время его выступления со свидетельскими показаниями на процессе 54-х священников 5 мая 1922 года был задан вопрос председателем суда: «Законы, существующие в государстве, Вы считаете для себя обязательными или нет?». Святитель Тихон ответил: «Да, признаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия» (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000, с.134).

- В Библии сказано: «Несть власть , аще не от Бога . Сущие же власти от Бога учинены суть». Как правильно понимать эту фразу в контексте нашего времени?

Буквально. Сам принцип власти - это Божественное установление, оно необходимо. В противном случае люди уничтожат друг друга.

- Государственная власть?

Любая. Даже власть билетера в кинотеатре, помощницы воспитателя в детском саду, директора школы. Он может «надуваться», но реально власти никакой не имеет, он самое забитое существо на свете, которое боится лишиться места, поэтому готов любые гадости делать детям, лишь бы начальство было довольно, потому что из их рук он получает корм. Но если маленьких детей оставить одних на неделю, то спустя это время соберешь горку трупов: они будут кричать, не есть, не спать, кидаться чем попало. Принцип власти удерживает детей от этого. Все люди перед Богом равны по своим возможностям, но наделение властью дает человеку полномочия, и благодаря этому существует порядок.

Революция - это безвластие. Некоторые говорят: «Вот он подлизывается к Путину». Не к Путину, а принципу государственной власти. Мы приезжаем во Францию и можем даже не заметить президента в упор и не пойти к нему на завтрак, если он нас пригласит, ничего ценного для нас там нет. Но он наделен властью, может отдать приказ полиции, жандармерии. В Париже шикарная жандармерия, они ездят на огромных лошадях. Кони французских жандармов - одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Но парадокс: наш офицер носит свою форму с гордостью, а во Франции ему запрещается появляться на улице в мундире.

- Получается, что власть разрушает государственность, терроризирует народ. И эта власть от Бога?

Вся власть от Бога, но каждый отдельный человек может быть не от Бога, например Адольф Гитлер. Он пришел к власти абсолютно демократическим путем, его выбрал себе на шею немецкий народ. Потом, правда, было несколько акций узурпации. Все беды для Германии и Европы принес он - законно выбранный канцлер. Должны быть механизмы, которые при ошибке народа позволяли бы осуществить перевыборы. Для этого есть процедура импичмента. Конечно, самый быстрый способ - монархический: страна выбирает царя, он правит столько, сколько пожелает, а потом подготавливает себе наследника. Народ может избрать преемника или выбрать другого царя - незачем каждый раз устраивать выборы, обманывать. Существует соответствующая процедура на случай, если царь выжил из ума, заболел или устарел. Хотя мы видим по нашим ветеранам, которым по 90 лет: голова на месте, в полном порядке, работает как часы, а Зельдин так вообще еще танцует и поет для всего народа, дай Бог доброго здоровья. Это единственный такой артист во всем мире, народу нравится, его никто не собирается увольнять и отправлять на пенсию. Многие кричат: «Путин надоел!» А Зельдин не надоел? В выборах должны участвовать не школьники и домохозяйки (это вообще должно быть исключено), а умнейшие и образованнейшие люди в народе.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Всяка душа властем предержащым да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть

(Апостол) много рассуждает об этом предмете и в других посланиях, когда говорит о покорности слуг господам и подначальных начальникам. А это он делает с целью показать, что Христос ввел Свои законы не для ниспровержения общего гражданского устройства, но для лучшего его исправления, и вместе хочет научить, чтобы мы не предпринимали лишних и бесполезных войн. С нас достаточно тех козней, какие строятся против нас за истину, а лишних и бесполезных испытаний присоединять не следует. Заметь же, как благовременно завел (апостол) речь об этом предмете. После того, как предложил слушателям различные требования любомудрия, расположил их жить в мире с друзьями и врагами, научил быть полезными для счастливых, для несчастных, для нуждающихся и, кратко сказать, для всех, после того, как насадил житие, приличное ангелам, истощил гнев, смирил высокомерие и совершенно умягчил их сердце, - после всего этого предлагает наставление о повиновении властям. В самом деле, если обижающим должно воздавать противоположным, то тем более надлежит повиноваться делающим добро. Но это побуждение (апостол) отлагает к концу своего увещания, а пока не представляет таких доказательств, о которых я упомянул, а призывает нас делать это по сознанию долга. И, желая внушить, что это всем повелевается, не одним только мирянам, но и священникам, и монахам, он объявляет об этом в начале, говоря так: ; хотя бы ты был апостол или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто-либо другой, но подчинение власти не подрывает благочестия. И (апостол) не просто сказал - да будет послушна, но - да повинуется . Первое основание такого законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам, состоит в том, что власти учреждены от Бога. Несть бо власть, аще не от Бога , - говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть . Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Притч. XIX, 14) , разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу. Но что сказал Христос: сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей (Mф. XIX, 4, 5) , то же самое разумел и Премудрый. Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И почему ты удивляешься этому в отношении к людям, когда то же самое Бог устроил и в теле? И здесь Он не все члены устроил равночестными, но сделал один меньше, другой важнее, одни для управления, другие для подчинения. То же самое можно заметить и у бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, и там многие породы рыб управляются одной, которая и предводительствует прочими и под начальством которой они отправляются в отдаленные путешествия. А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка.

Беседы на Послание к Римлянам.

Как Павел говорит, что «несть… власть, аще не от Бога» ? Это значит, что Бог поставил ее для нашей пользы. Грех сделал нужною власть, а Бог употребил ее в нашу пользу. Как лекарства нужны бывают для ран, употребление же лекарств зависит от мудрости врачей, так и потребность рабства вызвана грехом, надлежащее же удовлетворение ее – дело премудрости Божией.

Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.

Свт. Василий Великий

Не спасается царь многою силою, но благодатью Божией.

Гомилии на Псалмы.

Свт. Феофан Затворник

«Образовав нравы (то есть показав в предыдущей главе, какими должны быть христиане по нраву), Апостол повелевает и начальствующим воздавать подобающую честь. Ибо, как преизобильно приявший благодать Всесвятого Духа, предвидел, что иные, водясь паче кичливостию, нежели ревностию (к доброму), будут пренебрегать мирских начальников, почитая себя высшими по ведению; притом же делает это, чтоб подавить распространившуюся об Апостолах молву; ибо клеветали на них, будто бы низвергают общественные порядки; и одни говорили: иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша (Деян. 17, 6) ; а другие: они вводят иные обычаи (ср.: Деян. 16, 21). Посему-то поставил неизлишним постановить закон и о сем» (блаженный Феодорит).

«Апостол много рассуждает о сем и в других Посланиях, когда говорит о подчиненности, как слуг господам, так и подначальных начальникам. А чрез сие желает он показать, что Христос ввел Свои законы не для испровержения общего гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного; и вместе хочет научить, чтобы мы не предпринимали лишних и бесполезных войн. С нас довольно тех козней, какие устрояют против нас за истину; а лишних и бесполезных искушений прилагать не должно. Заметь же, как кстати завел Апостол речь об этом предмете. После того как предложил слушателям различные требования христианского любомудрия, настроил их жить в мире с друзьями и врагами, научил быть полезными и для счастливых, и для несчастных, и для нуждающихся, коротко сказать - для всех, насадил уставы общежития, приличные Ангелам, истощил гнев, низложил высокоумие и совершенно умягчил их сердца, - после всего этого предлагает свои увещания о повиновении властям. Он призывает нас к повиновению представлением долга. И, желая внушить, что заповедь его простирается не на одних мирских людей, но на всех, и на священников, и на монахов, объявляет о том наперед, говоря так: всяка душа властем предержащим да повинуется . Хотя бы ты был Апостол, хотя бы Евангелист, хотя бы Пророк, хотя бы другой кто, повинуйся. Подчинение власти не подрывает благочестия. Апостол здесь разумеет не простое повиновение, но подчинение (смиренное, с преклонением главы). Первое основание такого установления, удовлетворяющее разуму верных, состоит в том, что власти учреждены от Бога. Несть бо власть аще не от Бога - говорит Апостол. Как это? Ужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то, говорю я, ответствует Апостол. У меня идет теперь речь не о каждом начальнике в особенности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены им и что нет того неустройства, чтоб происходило что-нибудь кое-как и без порядка, чтобы народы носились туда и сюда подобно волнам, - все сие я называю делом Божией премудрости. Посему Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но, рассуждая вообще о начальстве, говорит: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть . Подобно сему, когда Премудрый говорит, что: от Господа сочетавается жена мужеви (ср.: Притч. 19, 14), - разумеет чрез сие, что брак установлен от Бога, а не то, что Бог сочетавает каждого вступающего в брак. Ибо видим, что многие вступают в брак с худыми видами и не по закону, чего, однако ж, никак не можем вменить Богу. Но что сказал Христос: Сотворивши искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей (ср.: Мф. 19, 4 - 5), то же самое разумел и Премудрый. Поелику равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненных, как то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И дивиться ли такому установлению между людьми, когда то же самое учредил Бог в теле? Ибо Он так устроил, что не все члены имеют равное достоинство, но один ниже, другой важнее, и одни управляют, другие состоят под управлением. То же самое замечаем и у бессловесных животных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, но и там во многих родах рыб одна управляет и предводительствует многими, и под ее начальством они отправляются в отдаленные путешествия. Напротив, безначалие везде есть зло и производит замешательство» (святой Златоуст).

Впрочем, из других мест Писания видно, что и начальники, такие или другие, бывают по Божескому промыслительному устроению; только добрых и благодетельных поставляет Бог, а худых попускает быть начальниками в наказание за грехи людские. Так пишет блаженный Феодорит: «если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость. Ибо сказано: дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом (ср.: Иер. 3, 15); и еще: приставлю судии твоя, якоже прежде, и советники твоя, яко от начала (ср.: Ис. 1, 26). Но чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам. Ибо сказано: поставлю юноши князи их, и ругатели господствовать будут ими» (ср.: Ис. 3, 4).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Свт. Филарет Московский

Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть

Изыскателю беспристрастному нетрудно уразуметь, каким образом власть по учению Христианскому происходит от Бога. Откуда сие множество людей, соединенных языком и обычаями, которое называют народом? Очевидно, что сие множество народилось от некоего меньшего племени, а сие произошло от семейства. Итак в семействе, собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют государством. Следственно, там должно искать начатки и первый образ власти и подчинения, видимые ныне в обществе. Отец, который естественно имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой, а следственно, и всякой последующей между человеками власти есть в Боге. Из Него , во-первых, как изъясняется Апостол, всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф.3:15) ; потом, когда сыны сынов разраждаются в народ и из семейства возрастает государство, необъятное для естественной власти отеческой, Бог дает сей власти новый, искусственный образ и новое имя, и, таким образом, Его премудростью царие царствуют (Притч.8:15) . И далее, сколько бы ни продолжались народы, как бы ни изменялись государства, всегда посредством вседействующего Промысла владеет Вышний царством человеческим (Дан.4:22) .

Слово в день венчания на царство Государя Императора Александра I.

Прп. Ефрем Сирин

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Всякая душа , говорит, которая, если подчинена будет властям, да повинуется им, - ибо нет власти (если) не от Бога . Несправедлив ли, или жесток будет кто (из начальников), для укрощения несправедливых и для одобрения праведных дается он (начальник). Если же ласков и правдив будет, то по милосердию он дан.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Прп. Анастасий Синаит

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Поскольку Бог в Законе изрекает: «Дам вам начальства по сердцу вашему» (Иер. 3:15) , то мы говорим, что те из начальствующих и царей, которые суть достойны таковой чести, назначаются Богом, а те же, которые по своему недостоинству являются негодными, поставляются либо по попущению Божиему, либо по Его воле для народа, заслужившего это.

Поэтому, возлюбленный [брат мой], когда ты видишь недостойного и дурного либо царя, либо начальника, либо архиерея, не удивляйся, но знай и веруй, что за беззакония наши мы преданы [во власть] такого тирана. Но даже тогда мы не воздерживаемся от зол и, пребывая в скорбях, творим лукавые деяния. Поверь моим словам: если сегодня удалятся от нас сарацины, то завтра же прасины и венеты восстанут и начнут резать друг друга. Либо возникнут нестроения на Востоке, в Аравии, в Палестине и многих других областях.

Вопросы и ответы.

Прп. Исидор Пелусиот

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Писал ты: что значит несть бо власть, аще не от Бога ? - и спрашивал: неужели каждый начальник поставляется Богом? Скажу на сие (и не прогневайся на меня, ибо скажу не нечто пустое): мне кажется, что ты или не читал Павловых изречений, или же не понял их. Апостол Павел не сказал: несть начальник, аще не от Бога , но рассуждал о самом начальствовании, говоря: несть власть, аще не от Бога .

То самое, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Поскольку равноправие обыкновенно возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика.

Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом - пчелы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочиния. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство.

Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев.

Письма. Книга II.

Прп. Серафим Саровский

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Не должно входить в дела начальнические и судить оныя; сим оскорбляется величество Божие, от Коего власти поставляются, ибо несть… власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть .

Не должно противиться власти во благое, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию: Темже противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют . Должно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах и приходит в умиление.

Поучения.

Блж. Августин

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Когда Павел говорит: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога , то совершенно правильно он предупреждает тех, кто кичится тем, что призван Господом к свободе и стал христианином, и потому полагает, что в этой жизни он не обязан служить в принадлежащем ему статусе и подчиняться вышестоящим властям, которым вверено на время управление вещами временными. Но поскольку мы состоим из души и тела, и покуда живем этой временной жизнью и пользуемся временными вещами для потребностей этой жизни, то нам следует покоряться властям в той части, которая к этой жизни относится. А власти - это люди, которые с определенным авторитетом управляют делами человеческими. В той же части, что относится к нашей вере в Бога и призванию в Царство Его, мы не должны подчиняться никому, кто желает преодолеть в нас то, что Бог удостоил нас обрести к жизни вечной. А если кто считает, что если он христианин, то не должен платить налоги или подати или оказывать должное почтение властям, заботящимся об этих предметах, то он находится в великом заблуждении. Подобным же образом, если кто думает, что должен подчиняться до такой степени, что начальствующий над ним в делах людских имеет авторитет и в вопросах веры, то впадает в еще большую ошибку. Следует соблюдать меру, которую Сам Господь установил: отдавать кесарю кесарево, а Богу - Богово (Мф. 22:21) . И хотя мы призваны в такое Царство, где не будет власти мира сего, на пути к нему, пока еще не достигнуто состояние, когда всякое начальство и всякая власть отменены будут, давайте справляться с нашими условиями ради порядка в людских делах, ничего не делая притворно и покоряясь в этом не людям, а Богу, Который повелевает нам так поступать.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блж. Феодорит Кирский

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Если кто священник, или архиерей, или давший монашеский обет, то пусть уступает тем, кому вверено начальство. Ясно, что они должны делать это с благочестием, ибо не следует подчиняться начальникам, если это ведет к противлению заповедям Божиим. Следует, однако, знать, что божественный апостол ставит начальство и подчинение ему в зависимость от провидения Божия, а не говорит, что тот или иной человек поставлен Богом для управления. Ведь не власть неправедных от поставления Бога, но устроение самой этой власти… поскольку, желая воспитать согрешающих, Он попускает и то, чтобы ими правили дурные властители.

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Всякая душа да будет покорна высшим властям

Предложив слушателям достаточно наставлений касательно нравственности и научив их быть благосклонными даже ко врагам, предлагает и настоящее увещание, научая всякую душу, хотя бы кто был священник, хотя бы монах, хотя бы апостол, подчиняться начальникам; ибо подчинение это не подрывает благочестия. А предлагает это увещание апостол с целью - показать, что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению.

Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? - Не то говорю я, - отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но нет власти не от Бога . Поэтому, говорю, рассуждает о самом Предмете, о начальстве. Подобно сему, когда премудрый говорит: разумная жена - от Господа (Притч. 19:14), высказывает не то, что Бог соединяет каждого, вступающего в брак, но то, что брак установлен Богом. Итак, все власти, какие бы ни взял в рассмотрение, отца ли над сыном, мужа ли над женой, все ли прочие, даже те, которые существуют между животными, например, между пчелами, журавлями, рыбами, - все установлены Богом.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Павел говорит: Нет власти не от Бога . Кто-нибудь может возразить: как же так? Неужели и та власть, которая преследует слуг Божиих, враждебна вере и подрывает религию, тоже от Бога? На это мы кратко ответим так: всякому известно, что и зрение дано нам от Бога, и слух, и разумение. Но хотя мы имеем все это от Бога, в нашей власти обратить зрение либо на добрые дела, либо на дурные; и то же самое можно сказать о слухе, о движениях руки и о помыслах. Так что праведен суд Божий, когда данное нам на добро мы употребляем во зло, то есть на совершение нечестивых и постыдных дел. Так и всякая власть дана от Бога - добрым на хвалу, злому в отмщение, как говорит сам апостол в последующих строках. И потому праведен будет суд Божий в отношении тех, кто пользуется полученной властью для своих нечестивых дел, а не в соответствии с божественными законами.