Древний восток возникновение. Запретная история. Великие державы Древнего Востока

Древний Восток - в отечественной исторической науке территориально-хронологическое понятие, обозначающее ряд стран, на территории которых возникли и развивались на протяжении длительных эпох первые в истории человечества цивилизации .

История древнего Востока, наряду с историей и древнего Рима , является составляющей истории древнего мира в целом; вместе с тем древний Восток по целому ряду особенностей своего общественного государственного и культурного развития, отличается от древних Греции и древнего Рима - т.н. античных обществ - и при исследовании часто противопоставляется им. Принципиальной особенностью изучения древнего Востока является то, что большое число его цивилизаций погибло еще на протяжении древности (например, цивилизации Месопотамии, хеттов, древнейшие культуры долин Инда и Хуанхэ) либо на рубеже древности и средневековья (например, цивилизация древнего Египта), не породив других культур, тесно связанных с ними линией преемственности; соответственно, сведения о них не вошли в знания людей средневековья и раннего нового времени о прошлом и были восстановлены заново лишь с дешифровкой ряда древних письменностей и становлением научной в XIX-XX вв. На современном этапе изучение древнего Востока осуществляется во взаимодействии целого ряда отраслей знаний (политической истории, археологии, культурологии) с тщательно разработанными в каждой из них исследовательскими методами.

Возникновение понятия «древний Восток» и его территориально-хронологические рамки.

Понятие «Восток» как обозначение ряда чужих народов с общими чертами в организации их жизни впервые возникло в древней Греции, по-видимому, в т.н. архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.). Именно тогда прошла первые важнейшие этапы своего формирования основная ячейка общества самих древних греков - полис (вариант т.н. античной гражданской общины). Взаимодействуя со странами к востоку от собственной территории (Малой Азией, государствами Восточного Средиземноморья, Египтом) и часто основывая на их территории собственные полисы, греки обратили внимание, что государства, с которыми они при этом имеют дело, - это не мелкие общины с коллективным или по крайней мере коллегиальным управлением, а мощные царства, культура которых, судя по ее багажу, существует значительно дольше, чем цивилизация самих греков. В дальнейшем греческому миру Балканского полуострова пришлось вынести военное противостояние с государством, объединившим в своем составе весь «Восток» в тогдашнем понимании этого слова, - с персидской державой Ахеменидов. Способность греков отстоять свою независимость и даже приобрести ряд преимуществ в ходе т.н. греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) навела их на мысль о превосходстве их полисного образа жизни над укладом восточных монархий, подданные которых представлялись им не самостоятельными сознательно действующими людьми, а прирожденными рабами своих царей. Эта мысль подготовила почву для наступления греческого мира на Восток в последние десятилетия IV в. до н.э.: тогда Александру - царю Македонии, объединившей под своей властью греческие полисы, удалось в масштабном походе (334-323 гг. до н.э.) победить державу Ахеменидов, стать ее царем и даже завоевать западные районы Индии, до того времени неизвестной грекам. Успех завоеваний Александра и становление на обширных территориях от Средиземного миря до долины Индии государств, в которых правили македонские династии, еще раз убедили людей античности в превосходстве именно их образа жизни. Позднее западная часть завоеваний Александра - Малая Азия, Восточное Средиземноморье и Египет - подпала под власть Римской державы, а к востоку от ее границ лежало мощное Парфянское царство: на этом этапе (I в. до н.э. - II в. н.э.) противоположность между античным Западом и Востоком была впервые оценена в категориях «противостояния сверхдержав». Подобное восприятие отчасти продолжилось, когда Рим на этих территориях сменила Византийская империя (см. византиноведение), а Парфию - сначала персидская держава Сасанидов, а затем Арабский халифат. Вместе с тем со времени поздней античности различие между Западом и Востоком приобрело и религиозную окраску: если территории, бывшие под властью Рима, составили в IV в. до н.э. христианский мир, то в землях к Востоку от них распространились иные (с VII в. н.э. - ислам, воспринимавшийся в средневековой Европе как естественный враг христианства). На протяжении средних веков и раннего нового времени в представление европейцев о Востоке было пополнено контактами с китайской цивилизацией. К началу XIX в. (например, в построениях представителей классической немецкой философии) понятие Востока включало в себя применительно к современности мусульманский мир, Индию и Китай, причем последние два региона часто воспринимались как своего рода «сколки» древнего Востока в современном мире Востока, дающие представление о его жизни. Вместе с тем собственно древняя история стран Востока к западу от Индии была известна европейцам почти исключительно по свидетельствам античных авторов и Библии.

В первые десятилетия XIX в. были сделаны выдающиеся открытия, позволившие строить представления о погибших цивилизациях древнего Востока на непосредственном знакомстве с их письменными источниками. В 1822 г. Ж.-Ф. Шампольон дешифровал древнеегипетскую иероглифическую письменность; на протяжении первой половины XIX в. были дешифрованы древнеперсидская, аккадская (ассиро-вавилонская), а позднее эламская клинопись, что позволило в кон. XIX - нач. XX вв. дешифровать все клинописные письменности Ближнего и Среднего Востока (хеттскую, урартскую, системы письма Восточного Средиземноморья). Чрезвычайно важно, что эти открытия пришлись на начало колониального проникновения европейских держав на Восток. Европейские ученые начали проводить археологические раскопки на их территории, а в ряде случаев создавать организации, централизовавшие такие изыскания в масштабах целых стран; подобные изыскания велись очень интенсивно благодаря поддержке практически всех колониальных держав, сделавших эту деятельность частью своей идеологии, и в течение XIX в. был накоплен огромный массив источников по истории Ближнего и Среднего Востока в древности. В ХХ в. большое значение имели археологические открытия древнейшей цивилизации III тыс. до н.э. на территории долины Инда и культур II тыс. до н.э. (в том числе памятников их письменности) на территории Китая, а также исследования на территории Месопотамии, Курдистана, Малой Азии и Восточного Средиземноморья предыстории цивилизаций Ближнего и Среднего Востока - возникновения и развития земледелия и скотоводства в XI-IV тыс. до н.э. Пополнение археологических данных по истории древнего Востока идет и сегодня, хотя оно и замедлилось (из-за обременительности растущих расходов на раскопки и в особенности на сохранение уже изученных памятников, а во многих странах также из-за политических событий); однако на сегодняшний день можно уверенно сказать, что открытий совершенно новых, до сих пор неизвестных древних цивилизаций Востока больше не будет. В распоряжении современных ученых имеются данные, позволяющие выстроить полную схему исторического развития регионов Востока с возникновения в них цивилизаций и до конца древности.

Таким образом, территориально к древнему Востоку относятся страны от Средиземного моря (Малая Азия, Восточное Средиземноморье, Египет) на западе до Тихого океана на востоке. Практически единой границей этого огромного пространства с севера является Великая Евразийская степь; южной его границей в Азии можно считать Индийский океан, в Африке - южный рубеж сферы влияния египетской цивилизации в районе 5-го порога Нила. Едва ли следует относить к древнему Востоку Карфаген и другие колонии выходцев из Финикии в Африке и Западном Средиземноморье: и по событиям их истории, и по многим чертам внутреннего устройства они были ближе античным обществам.

Хронологически началом истории древнего Востока для каждого из его регионов является возникновение государства и цивилизации. Под государством естественно понимать такой тип организации общества, при котором значительная часть его членов образует особую группу, постоянно (в древности часто и наследственно) занятую управлением. В обществах, достигших этой фазы развития, закономерно появляются городские поселения, монументальные дворцовые и храмовые сооружения, письменность, то есть главные атрибуты цивилизации. Такая организация общества возникла раньше всего именно на древнем Востоке - в Египте и Месопотамии сер. IV тыс. до н.э. - потому, что именно здесь ее раньше всего настоятельно потребовали радикально усложнившиеся по сравнению с первобытностью условия жизни людей (возникновение в данных регионов такого типа хозяйства, как высокопродуктивное ирригационное земледелие). Распространение государственности и цивилизации на другие территории было связано не только с прогрессом жизни их обитателей, происходившим медленнее, но и с влиянием этих древнейших центров. Так, под большим влиянием Месопотамии в III тыс. до н.э. формировалась государственность на Иранском нагорье (Элам), в Малой Азии и в Восточном Средиземноморье. В Индии древнейшие государства возникли в III тыс. до н.э., в Китае - ок. рубежа III-II тыс. до н.э. Таким образом, начало древней истории Востока варьируется от одного его региона к другому. К сер. I тыс. до н.э. государства и цивилизации сформировались уже на всем пространстве Востока, причем в нем выделилось три сравнительно замкнутых макрорегиона: Ближний и Средний Восток; Южная Азия; Дальний Восток. В первом из них финалом древневосточной истории стали завоевания Александра Македонского, после которых на данных территориях сложилась система т.н. эллинистических государств (см. эллинизм ): их историю принято изучать как часть истории античности (хотя роль древневосточного наследия в истории, например, Парфянского царства II в. до н.э. - II в. н.э., была очень велика). В Южной Азии - ареале индийской цивилизации - и на Дальнем Востоке - в ареале китайской цивилизации - изменений в типе государственности и культуры, сопоставимых с последствиями завоеваний Александра, на протяжении древности не было: в этих макрорегионах понятия «древневосточная история» и «древняя история» полностью тождественны. Финалом древности в Индии принято считать падение династии Гуптов в V в. н.э., в Китае - распад единой империи Восточная Хань в 220 г. до н.э.; обе эти даты можно назвать неслучайными, поскольку первое событие напрямую связано, а второе - смежно по времени с общим для завершения древней истории по всей Евразии процессом, известным как Великое переселение народов.

Особенности общества и государства на древнем Востоке.

В зарубежной науке понятие «древний Восток» как обозначение обществ, не просто развивавшихся в определенных территориальных и хронологических границах, но и объединенных чертами сущностного сходства, почти не употребляется: как правило, зарубежные ученые говорят отдельно о древних Ближнем и Среднем («Переднем») Востоке, Южной Азии и Дальнем Востоке, имея в виду прежде всего культурное единство каждого из этих макрорегионов. В отечественную науку понятие «древний Восток» ввел в начале ХХ в. Б.А. Тураев , обозначивший с его помощью древнейшие общества, на основе которых сложились античная и христианская цивилизации Европы; тем самым он распространял его только на древние цивилизации Ближнего и Среднего (в его терминологии - «классического») Востока, не выделяя и применительно к ним критериев их сходства и не решая вопроса об их соотношении с цивилизациями Индии и Китая. Включить и эти цивилизации в понятие «древний Восток» и выявить его сущностное содержание в свете марксистской теории исторического процесса (рассматривавшей древность в целом как время господства рабовладельческого способа производства) попытался в 1930-е гг. В.В. Струве : древний Восток был представлен им как совокупность обществ, в которых рабовладение возникло впервые в истории человечества и находилось на раннем, более примитивном, чем в античном мире, уровне развития. Кроме того, ученые этого времени (помимо Струве, В.И. Авдиев ) придавали большое значение повсеместному, как им казалось, распространению на древнем Востоке сельских общин (сложившихся еще в первобытности объединений людей, совместно обрабатывавших землю, владевших ею и связанных обязательствами взаимопомощи в прочих сферах жизни).

Сегодняшнее представление отечественной науки о развитии обществ древнего Востока во многом сформировано исследованиями И.М. Дьяконова. Изучая общество Месопотамии III тыс. до н.э., он обнаружил, что в нем присутствовали и взаимодействовали две важнейшие силы - сельские общины и государственный аппарат, тесно связанный с храмами: именно между ними делилась вся возделываемая земля. Такая ситуация возникла еще на заре цивилизации, когда, при становлении в долине Евфрата и Тигра ирригационного земледелия (еще в нач. IV тыс. до н.э.), потребовалось создать специальную группу людей, занятых руководством ирригационными работами. Их деятельность была тесно связана с почитанием богов (в представлениях людей первобытности - подателей плодородия земли) и в итоге включила в себя все руководство жизнью общества. Поскольку эти люди - представители зарождающегося государственного аппарата - не кормили себя собственным производительным трудом, общество выделило для их обеспечения специальные поля, возделывавшиеся людьми, ставшими по каким-то причинам неполноправными, не являвшимися членами общин и, следовательно, не имевшими своей собственной земли (например, захваченными на войне пленными). Эта земля, оказавшаяся в собственности государства, непрерывно росла и со временем включила в себя больше половины земельного фонда Месопотамии, к чему было несколько причин. Во-первых, жизнь общества непрерывно усложнялась, и ее организация объективно требовала все большего числа людей. Во-вторых, люди, ставшие чиновниками раннего государства, стремились привести на такое же привилегированное место как можно больше тех, кто был связан с ними узами . Наконец, когда в Месопотамии возникло единое государство (т.н. Аккадская династия ‑ ок. XXIV в. до н.э.), его правители стали активно изымать у сельских общин их земли, превращая их членов в зависимых от государства работников. Весьма вероятно, что такие их действия были вызваны стремлением не допустить, чтобы их подданные чувствовали себя одновременно и членами общинно-клановых структур, лояльность к которым конкурировала бы с лояльностью к государству; иных способов предотвратить это, кроме разрушения таких структур путем лишения их собственной земли, раннее государство еще просто не знало. Однако «борьба с общиной» не была доведена в Месопотамии до конца, и, хотя государство и поглотило большую часть обрабатываемой земли, общины в этом регионе сохранились. При этом членство в общине оставалось для жителей Месопотамии на протяжении всей древности признаком личной свободы и высшего полноправия и социального престижа. По модели, сходной с месопотамской, на древнем Востоке были организованы общества юго-западного Ирана (Элам), видимо, древней долины Инда в III - нач. II тыс. до н.э. (цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро) и, может быть, Китая в сер. II тыс. до н.э. (т.н. эпоха Шан-Инь).

«Борьба с общиной» велась, по-видимому, многими ранними государствами древнего Востока (ее теоретическое обоснование мы видим, например, в текстах древнекитайской школы т.н. «законников»); однако доведена до конца она была только в Египте, где исключительно рано (еще в кон. IV тыс. до н.э.) возникло прочное централизованное государство. С перв. пол. III тыс. до н.э. в Египте не существовало сельской общины, а все египтяне были работниками государственного хозяйства и осознавали себя только подданными царя. Это предопределило и меньшую устойчивость общества Египта к потрясениям сравнительно с обществами, где община сохранялась: поскольку она была важнейшим средством взаимопомощи людей, то в ее отсутствие при кризисных ситуациях люди могли полагаться лишь на попечение государства, которое, однако, и испытывало в первую очередь удары войн и природных бедствий. В регионах, где не было условий для ирригационного земледелия (Малая Азия, Восточное Средиземноморье, Армянское и Иранское нагорья, северная часть Месопотамии, включая долину Тигра - Ассирию), государство формировалось относительно позже и на основе аппарата не хозяйственной, а военной организации общества - профессионального войска во главе с царем. В этих странах не было объективных условий для возникновения мощных государственных хозяйств, и большая часть земли оставалась в собственности общины: общины и кланы в лице своих старейшин сохраняли большое влияние, и царская власть была вынуждена считаться с ними - порой, казалось бы, и на пике своего могущества (например, в Ассирии в пору ее великих завоеваний в VII в. до н.э.). В двух странах с высокой ролью ирригационной экономики - Индии и Китае - государственных хозяйств не наблюдается со времени сложения их классических древних цивилизаций I тыс. до н.э. В Индии (в западной ее части с центром в долине р. Инд) ранняя цивилизация погибла в перв. пол. - сер. II тыс. до н.э. и возникла вновь лишь после индоарийского завоевания, на рубеже II-I тыс. до н.э., когда, в условиях железного века, экономика могла нормально функционировать и при гораздо меньшем вмешательстве государства. В Китае при очень высокой численности населения для обеспечения государственного аппарата не требовалось выделять на его содержание особые земли, а было достаточно собирать налоги с общин: здесь с древности и по сути дела до ХХ в. мощный государственный аппарат существовал за счет эксплуатации подвластных ему сельских общин.

Таким образом, облик каждого конкретного древневосточного общества зависел от соотношения двух важнейших слагаемых - возникшего на заре цивилизации государства и унаследованной от первобытности сельской общины, - которое определялось, в конечном счете, природными факторами (наличием или отсутствием возможностей для ирригационного земледелия) и некоторыми иными обстоятельствами исторического развития.

Абсолютное большинство государств древнего Востока были монархиями: власть царей в них возникала из совмещения полномочий военного вождя, главы культа и, там где это было актуально, организатора хозяйственной деятельности. С культовыми полномочиями царя (на практике - его правом и обязанностью от имени возглавляемого им социума лично выполнять важнейшие ритуалы, соприкасаясь с миром богов) была связана сакрализация его власти, нередкая на древнем Востоке, но достигавшая уровня его обожествления лишь в единичных случаях (у культур с исключительной ролью почитания солнца - в Египте и, уже на рубеже древности и средневековья, в Японии). Обычно власть царя не имела формальных ограничений со стороны других институтов (т.н. древневосточная деспотия): если такие ограничения появлялись (например, в Хеттском царстве в Малой Азии в кон. XVI в. до н.э.), это скорее свидетельствовало о ее упадке и недееспособности. Однако неограниченная власть царя не была своекорыстным произволом. Во-первых, в странах с высокой ролью общин царь был вынужден фактически учитывать настроение их верхушки. Во-вторых, в общественной морали, которую принимал и сам царь, а иногда (например, в Египте) в представлениях о его ответственности перед богами было твердо укоренено, что власть дана ему не в его личных интересах (хотя ему и не возбранялось их удовлетворять, поскольку это не ущемляло его подданных), а прежде всего в интересах его страны. Серьезным исключением из этого общего на древнем Востоке принципа стал лишь Китай, в менталитете которого рано и прочно закрепилось представление о почти природном превосходстве правителей и знати над простолюдинами; это порождало и крайние бедствия эксплуатируемого государством народа, и необычайный размах и жестокость вспыхивавших при этом социальных конфликтов.

В эксплуатации людей в обществах древнего Востока (как и вообще древности и средневековье) силовое принуждение работника играло большую роль, чем создание его заинтересованности в труде (поскольку для последнего не хватало ресурсов, а у работников, если не удерживать их силой, почти всегда имелась возможность уйти и создать собственное хозяйство). Было широко распространено рабство (прикрепление к хозяину работника, рассматривавшееся как собственность на него) и другие формы зависимости, закреплявшиеся в праве. Изъятие у работника всего им произведенного и возвращение ему жизнеобеспечивающего пайка - собственно рабовладение - было самой выгодной формой такой эксплуатации и практиковалось в хозяйствах как общинников, так и государства; однако очень крупные рабовладельческие хозяйств (например, в Месопотамии кон. III тыс. до н.э.) оказывались непроизводительными. Когда государству (реже - крупному частному землевладельцу) было необходимо организовать обработку больших площадей земли, они обычно дробились на мелкие участки между зависимыми работниками, ведшими хозяйство самостоятельно и отдававшими собственникам земли большую часть урожая (ренту). Соотношение этих форм эксплуатации и свободного труда общинников настолько варьировалось на древнем Востоке в экономиках разных регионов и эпох, что попытки определить его общество каким-либо одним термином («рабовладельческое», «феодальное», «азиатский способ производства») заведомо обречены на неудачу.

Рекомендуемая литература

Оппенхейм, А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации

Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта

Хрестоматия по истории древнего мира

К странам Древнего Востока относятся Древний Египет, Вавилония, Древняя Индия и Древний Китай, Ассирия, т.е. территория от берегов Средиземного и Эгейского морей до Тихого океана.

В этих странах за несколько тысячелетий до н.э.

Возникли первые очаги культуры. Именно в странах Древнего Востока раньше, чем на других территориях земного шара сказалась экономическая прогрессивность рабовладельческих отношений по сравнению с первобытными (общинными) отношениями.

Быстрому экономическому развитию стран Древнего Востока способствовал теплый климат, наличие плодородных речных долин и легко обрабатываемой почвы.

Общим для развития всех стран Древнего Востока был ирригационный тип хозяйства. Каждая страна сформировалась рядом с какой-либо крупной рекой (Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Хуанхэ). Режим земледелия здесь полностью зависел от гидрорежима. Поэтому условием производства сельскохозяйственных культур было искусственное регулирования режима рек при помощи дамб и каналов для гидромелиорации (обводнения) земель.

В условиях отсутствия механизации только коллективный труд больших масс людей мог обеспечить ирригационное строительство. Ирригационное строительство форсировало политическое объединение в странах Древнего Востока. Возникающие централизованные государства, в свою очередь, активизировали это строительство, расширяло порабощение военнопленных и эксплуатацию соседних народов.

Государство, как распорядитель ирригационных работ и распорядитель воды, естественно становилось и верховным собственником всех орошаемых земель.

Распоряжение землёй осуществлялось через государственные (царские) и храмовые хозяйства. Сохранилась и крестьянская община, которая обладала правом наследственного пользования землёй за натуральную оплату, величина которой устанавливалась по биологическому, а не по амбарному урожаю1 государственными чиновниками.

Биологический урожай - это урожай до жатвы, а амбарный - после жатвы.

Государства Древнего Востока отличались высокой степенью централизации экономики, жесткой системой иерархии. Власть и собственность в них были слиты воедино, причем в отличии от последующих периодов развития экономики, основанных на частной собственности, в странах Древнего Востока богатым становился тот, кто имел власть, а не наоборот. Кроме того, абсолютная власть главы государства (фараона, царя и т.д.), освещенная религией, принимала форму восточной деспотии. Все и всё в этих странах зависело от государства - и чиновник, имевший блага пока он угоден высшей власти; и общинник, который и зерно для посева, и рабочий скот для обработки земли получая от государства на время; и ремесленник, т.к. ремесло носило централизованный характер.

Все вместе они должны были также нести и различные государственные повинности.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, её бюрократизация были связаны с важнейшей чертой восточного общества в целом - стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни.

Еще по теме Глава 6. Страны Древнего Востока:

  1. Глава 2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  2. РАЗДЕЛ І ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  3. РАЗДЕЛ 1 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  4. ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  5. ГЛАВА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ АРАБСКОГО ВОСТОКА В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ
  6. § 1.Общая характеристика условий зарождения и развития философско- правовых идей Древнего Востока

Именно они сделали новый виток, и вышли на следующую ступень развития, в котором человеческое общество стало быстро совершенствоваться во всех областях. Они определили всё последующее развитие человечества, поэтому к изучению истории Древнего мира никогда не пропадает интерес.

Так что же смогли сделать древние люди, чтобы выйти на следующий этап развития?

  1. Создали прибыльные производственные хозяйства, ввели рациональную экономику, что разительно отличается от первобытного строя, для которого характерно безвыгодное ведение хозяйства.
  2. Произошло социальное расслоение общества, появились классы бедняков и богатых (для первобытного строя характерна родовая община). Возникла частная собственность (для первобытных людей, безусловно, характерна коллективная собственность).
  3. Появился институт государства и права, социальные разногласия и споры решались на более высоком уровне по сравнению с примитивным обществом, где при выяснении отношений следовали традициям праотцов или созывали совет старейшин.
  4. Образовали города, которые стали административными, культурно-религиозными, военными центрами областей и районов. Здесь были сконцентрированы материальные, умственные ресурсы.
  5. Строили архитектурные, монументальные сооружения - в Египте, храмы в Греции, зиккураты в Месопотамии.
  6. Придумали письменность (пиктограмма, клинопись, иероглифы) с помощью которых люди могли оставлять потомкам информацию, передавать опыт и знания.

Развитие общества по сей день идёт по тому же пути, что прошли и первые цивилизации. Поэтому их опыт, знания, закономерности имеют всемирную историческую значимость.

Колыбелью древних государств были долины рек Нила, Евфрата и Тигра. Это первые крупные империи египетских фараонов, вавилонян, ассирийцев, которые сложились из маленьких общин. Подобное развитие шло и на Индостанском полуострове, и в Китае, где также сложились ранние развитые цивилизации, в низменностях рек Инда, Ганга, Хуанхэ.

Первые цивилизации создали прототип письменности, построили центры - города, образовали первые древнейшие государства, добились таких высот в культуре, архитектуре, искусстве, что и по нынешний день ими все не устают восхищаться. Через несколько столетий новые государства стали появляться за границами речных долин. Центры культур и государственности были созданы в Северной Африке, Ближнем Востоке, Азии. Весь этот многоликий мир цивилизаций и есть .

Он занимал обширную территорию, которая простиралась от Карфагена, построенного финикийцами - располагается на территории современного Туниса до государств, расположившихся на нынешних землях Японии и Китая. От Эфиопии, где селились выходцы из Сабейского царства до Кавказских гор.

На этой громадной площади образовалось множество государств, имевшие огромное значение в мировой истории, культурным наследием которых поныне восторгаются. Это Древнеегипетское царство (с одним из чудес света - пирамидами), Вавилонское государство (с дошедшими до нас законами Хаммурапи), Хеттское царство, Ассирия (воины которой владели передовыми стратегией и тактикой), царство Аккад, . Множество небольших недолговечных государств (Митанни, Урарту), финикийские города - государства, цивилизации, зародившиеся в районах Палестины и Сирии, а также Фригия, Лидийское царство.

Все эти государства существовали не в одно время. Самые первые цивилизации появились во второй половине IV века до н. э., а перестали существовать в 30–20-х годах IV века, когда войска Александра Македонского завоевали необъятные просторы древних государств, включая Персию, Малую Азию, Сирию, Египет. Одно из последствий завоевания Ближнего Востока Александром Македонским стало то, что греческая культура проникла в Египет и в Азию, это изменило ход истории. На завоёванных территориях стали образовываться эллинистические государства (Каппадокия, Пергамское царство, Вифиния, Комагена, Понтийское царство), историю которых рассматривают в разделе античной истории. На территории Средней Азии, Индии, Китая древние общества существовали до III –V вв., пока им на смену не пришёл феодальный строй. Итак, история первых цивилизаций насчитывает почти III тысячелетия.

Природные условия. Особенности экономики

Древний Восток занимал большую территорию, которая отличалась климатическими поясами, природными ресурсами. Но одни из древнейших цивилизаций образовались в благоприятных климатических условиях, в области субтропического климатического пояса, в котором очень жаркое, сухое лето с малым количеством осадков и мягкая зима. Также они имеют ещё одно сходство - все они образовались в низменностях рек с внушительными бассейнами. Эти крупные реки имели немаловажное значение в развитие первых государств - Нил (Египетское царство), Тигр, Евфрат (Шумеро - Аккадская цивилизация), Инд, Ганг, Хуанхэ. Плодородные долины, оптимальные условия для земледелия способствовали развитию хозяйственной деятельности человека.

В то же время разливы рек весной, засуха летом требовала от людей прилагать больше усилий и знаний, чтобы сделать орошаемую систему полей, построить водохранилища, проследить за уровнем воды рек, как в нильской долине или Евфрата. Либо построить плотину, укрепить берега, бороться с наводнениями, отводить лишнюю воду от полей, как в гангской долине или Хуанхэ. Одного коллектива для решения таких задач было мало, поэтому люди стали объединяться с другими общинами, что привело к образованию небольших городов, которые получили название «номовые государства».

Образование первых древних цивилизаций приходится на бронзовый век, целых два века народы не знали железа. Поэтому орудия труда из камня, меди, бронзы были малоэффективны для работы, людям приходилось налаживать совместное кооперированное сотрудничество. Что способствовало накоплению определённого опыта по земледелию, орошению, строительству.

Реки были богаты рыбами, что являлось большой подмогой в довольствие людей. В этих областях произрастало многообразие дикорастущих злаков, которые люди смогли окультурить и положить начало в выращивании таких злаковых растений, как пшеница, просо, овёс, рис, ячмень, а также хлопка, льна, винограда, чая. Разнообразие фауны позволило человеку приучить некоторые виды диких животных (коз, верблюдов, лошадей, овец, ослов) и заняться культурным скотоводством. Во многом переход народов Ближнего Востока от кочевого образа жизни к оседлому положило начало новому этапу развития.

В долинах рек всё было создано для развития земледелия, скотоводства, рыбной ловли, но они были бедны металлами (оловом, медью), которые требовались для производства орудий труда, деревом, камнем (необходимых для строительства сооружений и домов). Зато область пустынь, нагорий, гор имела это сырьё в большом количестве. И уже с IV тысячелетия до н. э. жители долин устанавливали взаимосвязь с населением горных районов (Нубия, Синай, Армянское нагорье), обменивались продуктами и сырьём. Но небольшой выпуск товаров и низкий уровень продаж приводил к грабежам, перераставшие в захватнические войны с целью изъятия сырья или прикрепления территории с сырьевыми ресурсами к государству завоевателей. Так, появились первые военные державы, владения которых не ограничивались речными долинами, но и захватывали горные и пустынные области.

Таким образом, шаг за шагом в долинах рек формировались поселения. Сначала «номовые государства», затем военные державы, обносившие свои поселения для безопасности оборонительными укреплениями. Численность народонаселения увеличивается и возникает такое понятие, как город. Город - это нечто новое для того времени. Он стал центром сосредоточения органов управления, религиозных служителей. Здесь нашли приют ремесленники, которые обслуживали не только городское население, но и ближайшую сельскохозяйственную окрестность. Здесь впервые возникает такая отрасль экономики, как перерабатывающее производство - из металлов (бронзы и меди) в большом количестве производят орудия труда, домашнюю утварь, оружие, украшения.

Социальные отношения. Община

Образование первых городов стало настоящей революцией, которая привела к тому, что общество ушло от примитивных первобытных отношений. Социальная структура стала сложнее. Это уже не та родовая община, в которой практически все равны, это ярко выраженное разделение на классы. Люди теперь различаются по знатности, богатству, влиянию. Широкое распространение получила новая форма зависимости «рабство».

Её возникновение стало возможным, и в какой-то мере необходимой на этом этапе развития общества. Хозяйственная деятельность человека приносила хорошие плоды, человек полностью смог удовлетворить свои потребности, при этом у него оставались и излишки. Это позволяло при военных действиях не убивать пленников, а забирать их с собой, превращая в рабов. С ростом производства рабочих рук стало не хватать, а прокормить ещё одного работника труда не составляла.

Основная функция раба работать на своего господина, они выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Появление класса рабов больше усложнил структуру общества, возникло деление на богатых и нищих, знатных и простолюдинов. В сельскохозяйственных районах хозяин легко мог опуститься до положения раба из-за неурожая, стихийных бедствий. Количество рабов неуклонно растёт, они пользуются спросом и постоянно поставляются из разных мест. Рабами были, прежде всего, военнопленные, также существовало наследственное рабство (дети рабов тоже становились рабами).

Появляется ещё одна прослойка - это люди, которые работают в храмах или государственных учреждениях за еду. Формально это свободные люди, имеющие семьи, но по статусу они стоят на одной ступени с рабами, это подневольные работники.

При этом государству требовались многочисленные аппараты чиновников, постоянная армия. Аппарат власти назывался государством. Верхушка власти была самостоятельной структурой, на неё не оказывало влияние общинное самоуправление. Кроме этого, необходимо было сохранить для потомков информацию о своих победах, важных событиях, успехах. Вперед выходят люди творческих профессий - литераторы, писцы, художники. Появляются философские школы. Характерной чертой древних цивилизаций является абсолютное уважение к знаниям, возникновение мифологических героев, вознесение легендарных мудрецов, живших в это время. Духовная жизнь общества была многообразна. Образование новых «прослоек» людей, профессий постепенно формируют в Древнем Востоке три основных класса.

Социальная структура общества представляет собой пирамиду. В самой вершине которой, находился класс знати. К нему относились правители, жрецы, чиновники, военные.

Значительную часть общества представляли крестьяне-общинники, а также ремесленники, торговцы, составляющие второй класс.

Класс, занимавший самый низ пирамиды - класс рабов и подневольных работников.

Внутри каждого класса было тоже расслоение по имущественной состоятельности, по правовому положению. Взять хоть класс рабов, где были и рабы-чужеземцы, которые приравнивались к вещам, они не имели никаких прав, полностью принадлежали хозяину, и вся жизнь их проходила в работе. Рабы-должники, сохранявшие свои права, и по выплате долга становились вновь свободными людьми, также было распространено патриархальное рабство в семье, когда младшие члены подчинялись безоговорочно старшему.

В классе мелких производителей выделяли свободных землевладельцев и зависимых (от долговой кабалы или аренды земли), ремесленники различались по имущественной состоятельности.

Но для Востока характерно то, что каждый класс представлял собой общину (семью, касту, секту), которая имела свои правила и законы, нормы поведения, отличавшиеся от остальных общин. Люди в них были сплочены и организованы внутри, каста обеспечивала защиту от произвола. Человек представлял себя несамостоятельной личностью, а частью коллектива.

Такая внутренняя структура облегчала государству контролировать общество, чиновнику только оставалось призвать главу касты, чтобы решить проблемы или добиться желаемого. По возникновению, касты были похожи на родовые общины первобытных людей, но по содержанию, структуре это было новое явление. Каста утратила черты родовой общины и представляла собой организацию соседей, которые контактировали между собой.

Наличие таких разных классов приводило к открытым столкновениям, в истории известны мятежи рабов, подневольных и зависимых работников, нередко возмущения возникали в господствующем классе между военными и жрецами.

Достаточно многосложное устройство общества говорит о высоком развитии народов Древнего Востока, в сопоставление с первобытными людьми. Однако темп развития Древнего Востока замедлился, экономические, политические и социальные отношения не обрели такого влияния и масштаба, как в древнегреческом и древнеримском обществах. Это связано с экономическим застоем, слабым развитие производства, небольшим разделением труда, медленным развитием технологий и техники. В обществе сохранилась коллективная форма производства, что тормозила развитие частного производства. Это связано, прежде всего, с тем, что небольшая семья или поселение не в силах было, справится с речной стихией, для строительства дамб, каналов, водохранилищ требовалось объединить усилия многих общин.

Древний Восток — общее название многих стран, располо-женных в Африке и Азии, в которых возникли и развивались первые цивилизации. Весь остальной мир ещё тысячи лет оставался первобытным. Первыми появились цивилизации Египта, Месопотамии (Междуречья), Индии и Китая. Именно там протекают большие полноводные реки. В Египте это Нил, в Междуречье — Евфрат и Тигр, в Индии — Инд, в Китае — Хуанхэ .

В истории государств Древнего Востока было много сходно-го: ранние цивилизации в Египте, Междуречье, Индии и Ки-тае появились в период бронзового века на основе широкого развития земледелия в долинах рек. Повсюду первоначально образовывалось множество небольших государств, которые затем объединялись в одно большое царство. Самым ранним и наиболее сильным государством был Египет.

Но в историческом развитии древних египтян, шумеров, индийцев и китайцев были и различия. Они изобрели раз-ные системы письма, поклонялись разным богам, создали собственные мифы и сказания, по-разному строили храмы, дома, дворцы. Поэтому можно говорить о древнеегипет-ской, шумеро-вавилонской, индийской, китайской и других культурах .

Древний Восток в железный век

Около XII (12) века до н.э. в странах Древнего Востока были освоены производство и обработка железа. В мировой исто-рии начался новый период — железный век .

Месторождения меди встречаются на земле нечасто, а же-лезо есть во многих местах. Со временем появилось множест-во железных орудий.

Железо прочнее меди и бронзы, поэтому железными инстру-ментами удобнее работать. Перед железным топором отступали дремучие леса, плуг с железным лемехом распахивал самые твёрдые почвы. С войском, вооружённым железным оружием, правители подчиняли себе более многочисленное население.

Освоение железа различными народами шло несколько ве-ков. Раньше всего обработка железа распространялась в Запад-ной Азии — так называют земли к востоку от Средиземного моря. Об истории государств Западной Азии пойдёт речь в этой главе.

Железный век наступил также в Индии и Китае. Плуг с же-лезным лемехом позволял распахивать земли, далёкие от реч-ных долин с их мягкими почвами, а железный топор — расчи-щать дремучие леса. На крупных реках стали строить плотины и орошать земли, чтобы получить хороший урожай. Материал с сайта

Великие державы Древнего Востока

Наступление железного века привело к значительному рас-ширению территории древних цивилизаций. Появились но-вые государства — Мидия, Лидия, Израиль. Финикийские ко-лонии распространились далеко на запад.

Вместе с тем государства стали богаче, государственная власть — прочнее. Ассирийские цари создали первую в истории военную державу.

В Индии и Китае также образова-лись новые государства, превосходившие своим могуществом другие страны и подчинившие своей власти многие народы, — держава Маурьев в Индии, империи Цинь и Хань в Китае, Пер-сидская держава.

Quator . ru –студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам.

Quator . ru – Все лучшее студентам!

1. Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока.

Понятие ДВ – не географическое, а историко-культурное, социополитическое или цивилизационное.

История государств начинается на Востоке. Плодородные долин Нила, Тигра, Евфрата уходили своими корнями в древнейшие очаги цивилизации. Именно здесь возникли древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертание наиболее ранних модификаций человеческого общества.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (т. н. неолитическая революция) совершили поистине революционную роль в истории человечества.

    В условиях оседлой и обеспеченной жизни новые условия сыграли важную роль в изменении всего образа жизни человека. Увеличение рождаемости (рост фертильности). Это привело к большей выживаемости детей. Рост населения привел к усилению миграции (демографическое давление).

    Производство и потенциал земледельческого населения стал настолько существенным, что появилась объективная возможность создания избыточного продукта за счет чего можно было содержать освободившихся от производства людей, которые могли выполнять административные функции и тогда на Востоке возникли первые протогосударственные формы.

Типы государств древнего востока

Древневосточная деспотия - Низменности и долины, прорезаемые и орошаемые великими реками ­(Нил, Тигр и Ефрат. Инд, Хуанхэ) - Древний Египет (От Раннего до Позднего царства), Месопотамия в период царства Аккада, III династии Ура, I аморейской династии (государство Хаммурапи), Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

Военная монархия - Безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами (Иранское нагорье, центральные районы Малой Азии, Западный Китай) - Хеттское царство, Среднеассирийское царство.

Город-государство; олигархическая республика - Прибрежные территории, непосредственно примыкающие к морю; место пересечения важнейших торговых путей - Восточное Средиземноморье (Сирия, Финикия), Малая Азия (западная часть), Северная Индия.

Военно-административные объединения древности (мировые державы древности) - Все перечисленные - Новоассирийское царство, Нововавилонское царство, Персия

Три эпохи Древнего Востока

    IV-III тыс. до н. э. Три основных центра: Египет, Шумер, Древняя Индия. Именно здесь была создана та культура, которая предопределила развитие Востока: Письменность, архитектура. В этот период возникают первые номовые государства.

    II тыс. до н. э. – 1 треть I тыс. до н. э. Усложняется картина формирующихся очагов цивилизации: Китай. Наблюдается прогресс в С/х, используется активнее металл (медь, бронза). Расширяется торговля, усложняется картина социального развития. Появляется ростовщичество и долговая кабала. Наблюдаются социальные взрывы. Создаются обширные военно-административные державы (Ассирия). В конце периода появляется железо.

    Середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э. Заключительный этап истории ДВ. В это время появляются новые державы: Нововавилонское царство, Персия. В это время восточные державы устанавливают контакты с европейскими странами. Происходит дальнейшее развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений. И происходит кризис традиционных форм эксплуатации.

Основным производителем материальных благ в ДВ был сам хозяин. А в Греции – раб.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих зек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулиро­вания сложного режима этих рек определи­ ла некоторые общие черты в организации производства, известное единство древне­восточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов доказало глубокую индивидуальность каждо й из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец 4-III тыся­челетие до н. э.) на Древнем Востоке сущес­твуют три основных цивилизационных центра - египетский, шумерский и древ­неиндийский. Это первые в мире циви­лизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования - так назы­ваемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно раз­розненные владения объединялись в единое государство.

Во вторую эпоху (II - первая половина I тысячелетия до н. э.) картина историчес­кого развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточ­ном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месо­потамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агро­техники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных метал­лических сплавов, и в первую очередь брон­зы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются междуна­родные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях - начинается борьба за пре­обладание на торговых путях.

Создаются военно-административные державы – Ассирия. Появляется железо.

Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замас­кированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попыт­ки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внеш­ней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Боль­шое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализи­рованные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV-XIV вв. до н. э. разво­рачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье.

Наконец, третья эпоха (середина I ты­сячелетия до н. э.- середина I тысячелетия н. э.) - это заключительные этапы сущес­твования древневосточных обществ. В Пе­редней Азии военная Ассирийская монар­хия уступает место гегемона Новому Вави­лону и Мидии. В VI-TV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Вклю­чение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Запад­ной Индии привело к усилению междуна­родных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развива­ющейся в относительной изоляции. Торго­вые караваны пересекают центральноазиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий-буддизм. Многие государства Ближнего Востока всту­пают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате форми­руется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

Развитие торговли, товарно-денежных отношений, кризис традиционных форм эксплуатации. Основной производитель материальных благ на Древнем Востоке – свободный крестьянин.

Существует 2 пути развития: Азиатский и Европейский.

Причины: Для производства в Азии нужны были усилия все общины.

Пути развития ДВх государств:

    Характеризуется существованием двух секторов экономики: государственного и общинно-частного, при преобладании государственного. Это характерно для долины Евфрата (Месопотамия, Шумер)