Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества. Философия ее предмет структура функции

Философия

Объект философии – бытие в целом.

Предмет философии

структуру :

· История философии;

· Теория философии.

Теория философии

Функции философии:

Философия.



Мировоззрение

Мифологическое мировоззрение Религиозное мировоззрение Философия

1-ый этап.



2-ой этап.

3-ий этап.

Философия И. Канта.

Немецкая классическая философия – это совокупность философских учений, которые возникли в Германии во второй половине XVIII - начале XIXв. Основоположник немецкой классической философии – И. Кант (1724-1804). Кант в своем творчестве прошел два этапа: докритический и критический. В докритический период (до 1780 г.) он занимался преимущественно проблемами естествознания. Главными достижениями Канта в этой области стали обоснование зависимости приливов и отливов от положения Луны и гипотеза о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Кантовская философия сформировалась в критический период творчества философа после опубликования трех его главных философских работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». По словам Канта, своей философией он пытался ответить на три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выделял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определения человека как представителя человечества.

Кант попытался решить проблему происхождения достоверного знания. По его мнению, каждому человеку от природы присущи некоторые априорные (доопытные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка. Пространство – это форма внешнего созерцания. Время – это форма внутреннего созерцания. Таким образом, вещи существуют сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, порождая многообразные ощущения. Эти ощущения упорядочены пространством и временем. На их основе формируются восприятия, которые индивидуальны. Вещи, как они существуют в сознании человека, выступают как явления (феномены). То, что они представляют собой вне сознания, человек знать не может и в этом смысле они есть «вещи в себе» (ноумены). По мнению Канта, не предмет является источником знания, а разум человека сам конструирует предмет. Кант утверждал, что у человека нет средств установить связь между явлением и «вещью в себе». Познавательные возможности человека ограничены миром явлений. Мир «вещей в себе» недоступен для науки, однако это не означает, что он закрыт для человека.

Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого мира природы и умопостижимого мира свободы. В сфере свободы существуют понятия о Боге, бессмертии души, и в этом мире действует не теоретический, а практический разум, который руководит поступками человека. Его движущей силой является не мышление, а воля, которая определяется не внешними причинами, а собственным законом. Этот закон Кант назвал категорическим императивом. Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», то есть поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Философия прагматизма.

Термин «прагматизм» греческого происхождения и в дословном переводе означает: «дело», «действие». Его основатель – американский ученый Ч.С. Пирс (1839-1914 гг.). Основные идеи прагматизма он изложил в начале 70-х гг. XIX в. Однако широкую известность они получили только в конце 90-х гг., когда У. Джемс (1842-1910 гг.) интерпретировал их в доступной форме.

Прагматизм вырос на основе критики рационализма Декарта. Если Декарт считал сомнение универсальной предпосылкой познания мира, то Пирс определял его как особое психическое состояние. Если у Декарта начало познания – тезис «Я мыслю, следовательно – существую», то Пирс отрицал саму возможность существования такого первоначала. По мнению Пирса, любое знание определяется другим знанием, которое, в свою очередь, вытекает из еще одного знания. Таким образом, процесс познания не имеет ни начала, ни конца и заключается в постоянном переходе от одного знания к другому. Декарт утверждал, что идея (мысль) является носителем знаний. У Пирса идея – это лишь знак, который необходимо истолковать.

Главным элементом доктрины Пирса является теория «сомнения-веры». Она заключается в том, что познание рассматривается не как процесс постижения мира, а как регулирование отношений между организмом и окружающей средой. Человек живет в мире и вырабатывает различные типы действий, которые соответствуют разным обстоятельствам. Эти привычки Пирс назвал верой. Вера – это готовность действовать определенным образом. В психологическом смысле вера представляет собой спокойное, удовлетворенное состояние ума. В результате различных жизненных обстоятельств состояние веры может нарушиться и смениться сомнением. Сомнение – это беспокойство, неуравновешенность. Стремление человека избавиться от сомнений и обрести веру – это и есть познание, цель которого состоит в достижении веры, и при этом совершенно не важно, является ли достигнутое верование истинным или ложным. Для того, чтобы верования были устойчивыми, по мнению Пирса, необходимо, чтобы они зависели не от человека, а от какого-то внешнего постоянного фактора. Этот фактор в философии прагматизма получил название «принцип Пирса». Он гласит, что высшей степенью ясности идеи является совокупность ее практических последствий, то есть та идея наиболее приемлема, при осуществлении которой человек получает максимум пользы для себя.

У. Джеймс использовал идеи Пирса для решения религиозно-нравственных проблем. Он попытался примирить науку и религию. Джеймс никогда не утверждал, что Бог реально существует, но он постоянно подчеркивал огромную роль религии и веры в жизни людей. Поскольку вера играет большую роль, значит, ее объект, то есть Бог, должен быть признан реальным. Таким образом, Бог – это партнер по бизнесу, который находится рядом и дает силу человеку в достижении поставленной цели. Доказывая необходимость религиозной веры, Джеймс утверждал, что человек может верить лишь на основе эмоциональной потребности без рациональных оснований, если необходимо рациональное основание, то оно состоит в выгоде: если религия – заблуждение, то человек ничего не теряет, а если она – истина, то он спасет свою душу.

Дж. Дьюи (1859-1952 гг.) – автор инструментализма как особой версии прагматизма. Процесс познания он понимал как преобразование неопределенной, проблемной ситуации в определенную, решенную. При решении моральных проблем необходимо найти правильный тип действия – это действие будет правильным, если оно основано не на интуиции, а на разуме. Разум Дьюи понимал как учет всех условий и взвешивание всех возможных последствий того или иного поступка.

Дьюи указывал на необходимость различать то, что в каждой конкретной ситуации желается, и то, что желательно; то, что удовлетворяет кого-то, и то, что удовлетворительно. Дьюи выступал против тезиса «цель оправдывает средства», поскольку побочные результаты от использования некоторых средств могут обесценить саму цель. Дьюи был сторонником частичных улучшений в рамках существующих общественных отношений путем постепенного накопления этих улучшений. Он выступал как представитель мелиоризма: признавая зло неизбежным, он верил, что общество постепенно улучшается, а человек своими действиями способен расширить сферу добра и увеличить количество счастливых людей.

Наибольшее распространение прагматизм получил в США, где стал одним из теоретических оснований государственной идеологии. Соревновательность общественных отношений, ориентация на успех, активность во всех ее проявлениях выступают необходимыми атрибутами американского образа жизни, являются жизненными проявлениями доктрины прагматизма.

22. Экзистенциализм: сущность, разновидности, основные понятия.

Экзистенциализмом называют философию существования (от лат. existetia – существование). Это философское течение получило широкое распространение в XX в., хотя его теоретические источники сложились в XIX в. Предтечей экзистенциализма является датский мыслитель Сьерен Кьеркегор (1813-1855 гг.). Кьеркегор утверждал, что мир предметов существует только потому, что он что-то значит для человека. Жизнь человека представляет собой познание экзистенции, которое проходит 3 стадии:

На эстетической стадии человек ощущает смутную тревогу и неудовлетворенность жизнью;

На этической стадии он понимает, что его беспокойство вызвано страхом перед неизбежностью смерти;

На религиозной стадии человек обретает надежду, обращаясь своими мыслями к Богу.

Вторым источником экзистенциализма стала философия воли Ф. Ницше (1844-1900 гг.). Он утверждал, что движущей силой мира является не разум, а мировая воля, которая включает в себя все различные проявления сил. Право сильного – это превышение всех моральных, религиозных и других норм. Этим правом должен руководствоваться человек во всех сферах жизни.

Третьим источником экзистенциализма стала феноменология Э. Гуссерля (1859-1938 гг.), который утверждал, что жизненный мир нельзя познать путем наблюдений и опыта. Этот мир представляет собой совокупность феноменов, то есть ситуаций непосредственно переживаемых и интуитивно постигаемых индивидом. Феноменологический метод – это путь интуитивного освобождения потока индивидуальных предвидений.

В XX в. экзистенциализм окончательно оформился как философское течение и получил наибольшее распространение в Германии и Франции. Различают две его основные формы:

Религиозную;

Атеистическую.

Представители атеистического течения экзистенциализма предлагают человеку самому стать Богом, то есть взять на себя всю полноту ответственности за свои поступки (А. Камю, Ж.-П. Сартр). Сторонники религиозного экзистенциализма видят путь решения человеческих проблем в обращении к Богу (К. Ясперс, Г. Марсель).

По мнению экзистенциалистов, мир абсурден. Каждый человек представляет собой целую Вселенную, но она замкнута и не пересекается с другими. Человек обречен на одиночество в абсурдном мире. Занятые повседневными заботами, люди не осознают своего одиночества. Это осознание приходит к ним в пограничной ситуации – состоянии глубоко эмоционального стресса, которое может быть вызвано потерей близких, смертельной болезнью, предательством друзей и т.д. В этих условиях человеку приходит осознание его беззащитности перед миром смерти. Таким образом, рациональные формы познавательной деятельности, которые представляет наука, не могут помочь человеку в преодолении страха смерти. Эту проблему он может решить либо обращаясь к религии, либо трезво оценивая свои возможности и свое положение в мире.

Экзистенциализм получил распространение не только в философии, но и в художественной культуре (особенно литературе). Его представители излагали свои идеи не в форме научных трактатов, а в виде литературных и драматических произведений. Это предопределило широкую популярность экзистенциализма.

Закон отрицания отрицания.

З-н – существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, мыслями.

Сущность:

Этот з-н выражает основную направленность развития, представленного в виде процесса и складывающегося из определенных циклов.

Даёт ответ на вопрос:”какова тенденция развития?”.Вскрывает общую тенденцию развития. Характеризует процесс развития в целом.Развитие идет по спирали. Спиралевидная форма означает сочетание цикличности, относительно противоречимости и поступательности. З-н предполагает преемственность: сохранения старого в новом.

Эволюционная концепция

Разработал Дарвин. Он полагал что какойто вид древних обезьян чаще других стал использовать для защиты и охоты какие то приспособления(камин, палки).В основе эволюции лежит естественный отбор. Объяснить происхождение человека биологическими причинами Дарвину не удалось.Значительную роль в происхождении человека сыграла трудовая гипотеза Энгельса.Роль труда в рпоцессе превращения обезьяны в человека.

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества.

Зародилась философия в конце 7 века до нашей эры. Считается, что слово «философ» впервые употребил и объяснил древнегреческий философ Пифагор. В переводе с древнегреческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Философия – это форма общественного сознания, наука об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру, наука о всеобщих развитиях природы, общества и мышления.

Объект философии – бытие в целом.

Предмет философии составляет наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Специфика объекта и предмета философии заключается в их всеобщности, в высокой абстрактности и в универсальности полученных результатов.

Философия как система знаний имеет свою структуру :

· История философии;

· Теория философии.

Теория философии включает в себя онтология (учение о бытии), диалектику (учение о всеобщих связях и развитии предметов, процессов и явлений окружающего мира), праксиологию (учение о деятельности), гносеологию (учение о познании), аксиологию (учение о ценностях), социологию, или социальную философию (наука о закономерностях и движущих силах развития общества), философскую антропологию (учение о человеке), методологию (учение о методах).

Отдельными областями философии являются философия науки, философия техники, философия религии, философия языка, логика (наука о формах человеческого мышления), философия искусства, философия нравственности, философия культуры. Функции философии:

1. Мировоззренческая способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем и принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая вырабатывает общие методы познания и освоение действительности человека;

3. Гносеологическая регламентирует механизм познания;

4. Теоретико-познавательная – приращение нового знания;

5. Аксеологическая заключается в ориентации философии на определенные ценности;

6. Прогностическая основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции развития будущего.

2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия,

Философия.

«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Философами он называл людей, которые вели размеренную жизнь и проявляли интерес не к конкретным, а отвлеченным знаниям. Первоначально философия включала все теоретические знания о мире. С течением времени от философии отделились конкретные науки: физика, математика, история и др. Однако философия сохранилась и проявляет свою специфику в том, что характеризуется, во-первых, субстанционализмом, т.е. стремлением обнаружить во всех явлениях мира что-то постоянное и неизменное; во-вторых, универсализмом, т.е. попыткой дать целостное представление о мире; в-третьих, сомнением, т.е. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем, чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное, отбросив второстепенное.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений человека о действительности и своем месте в ней.

Выделяют 3 основные исторические формы мировоззрения: мифологию, религию и философию. Мифологическое мировоззрение – своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реальным. Этот тип мировоззрения содержит в себе зачатки религии, науки и искусства. Термин «миф» означает народное придание, сказание. Миф представляет собой архаическое повествование о деянии богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире. Религиозное мировоззрение – тип мифологии, который основан на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир. Оно возникает из мифологического мировоззрения. В религиозном мировоззрении происходит разделение знаний и веры. Так знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай и культ бога. Философия – рациональный тип мышления. Философия как мировоззрение происходит 3 этапа своего развития:

1-ый этап. Космоцентризм – это философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияния Космоса и его циклов.

2-ой этап. Теоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснениевсего сущего через господство сверхъестественных сил, т. е. Бога.

3-ий этап. Антропоцентризм – в центре философского мировоззрения лежит проблема человека.

Является учением о мире в целом, о том, какое место занимает человек в мире, об отношении человека к миру, о смысле и цели жизни человека. Философия учит человека творчески мыслить, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направления деятельности. Кант писал, что философия отвечает на вопросы: что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться? Утверждают, что философия учит, кто мы такие,откуда пришли, куда идем, или - каким надо быть, чтобы быть человеком. Философия - это осознание человеком своего бытия.

Философия содержит истину, но может содержать и заблуждение, однако в любом случае это мудрость. Она нарушает спокойствие человека, потому что подвергает все сомнению, делает очевидное неочевидным, отвергает привычные догмы, суеверия, молву, но и делает человека счастливым, потому что приобщает его к мудрости. Еще древние философы утверждали, что нет большей добродетели и большего счастья, чем быть мудрым. Современные философы особое внимание обращают на состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки.

Философия носит личностный характер («моя философия»), национальный характер (русская философия , немецкая философия), выдающиеся достижения философской мысли имеют общечеловеческое значение.

Философия как система имеет соответствующую структуру .

Обычно принято выделять следующие элементы этой системы:

Учение о деятельности - праксиологию;

В зависимости от сферы социальной действительности, которой специально заинтересована философия, можно выделить философию науки и техники, философию морали, философию искусства, философию религии, философию экономики, философию образования и др.

Философия выполняет в обществе разнообразные функции .

Важнейшие из них следующие:

1. Мировоззренческая функция - философия является мировоззрением и дает человеку мировоззрение, обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.

2. Методологическая функция - философия дает человеку направление в практической и познавательной деятельности, определяет способ, путь достижения цели.

3. Критическая функция - философия подвергает проверке все человеческие действия на их соответствие интересам человека, на их гуманность, указывает на причины человеческих заблуждений и тем самым содействует поиску истины.

4. Культурно-творческая функция - философия вносит в общество мудрость и разумность, приобщает к духовным ценностям, позволяет прогнозировать, определять варианты будущего и тем самым содействует общественно-историческому процессу.

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

1. Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира.

2. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

3. Структура и функции философии.

1. Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира. Ф илософия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». В древности, когда отдельных наук не существовало, философия включала в себя все знания человека о самом себе и окружающем мире. Она изучала всё существующее. По мере накопления знаний из философии выделялись самостоятельные науки: математика, астрономия, медицина, общественные науки. Но философия не распалась на отдельные науки. Она по-прежнему изучает всё существующее – природу, общество, человека – но только на уровне обобщений и наиболее важных выводов. Частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, а философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир.

Философия занимает особое место в системе наук. Она является вершиной пирамиды наук, объединяя и обобщая все знания о мире: естественнонаучные, общественные, гуманитарные. Любая фундаментальная наука на уровне своих важнейших выводов и обобщений переходит в философию.

В тоже время, философия не является суммой выводов частных наук. У неё есть собственный предмет изучения. Поэтому она развивается самостоятельно, хотя и взаимодействует с частными науками. Философские идеи, как правило, опережают развитие других наук, потому что общая картина создаётся раньше, чем уточняются отдельные детали.

Таким образом, объектом философии является весь мир, всё существующее. Предмет философии – это наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека.

Принято различать религиозную, научную и философскую картины мира. Религиозная картина мира основана на вере в сверхъестественное. Она догматична и мало меняется со временем. Научная картина мира основана на опыте, доказательстве. Она постоянно меняется. Философская картина мира, также как и научная, рационально обоснована, опирается на опыт. Но она отличается от научной картины мира большей обобщённостью. По мнению многих философия является не наукой, а особой формой мировоззрения, особой формой познания человеком самого себя и окружающего мира.

2.Философия как мировоззрение, основной вопрос философии. Мировоззрение – это система общих представлений человека о мире в целом, о природе и обществе, о себе и своём месте в этом мире. Обыденное мировоззрение формируется в повседневном жизненном опыте. Научное мировоззрение формируется всем комплексом наук. Но теоретической основой любого мировоззрения является философия, т.к. она отвечает на наиболее общие вопросы. Среди них выделяется основной вопрос, от решения которого зависит решение всех остальных.

По мнению ряда философов, основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материи и сознания. Человеку известны два основных вида реальности – материальная и нематериальная (духовная, идеальная). Материя – это объективная реальность, т.е. всё, что реально существует независимо от воли и сознания людей. Внутренний мир человеческого сознания – это субъективная реальность – мысли, образы, чувства. В отличие от материальных объектов мысли не обладают физическими характеристиками, не подчиняются материальным законам.

Уже в древности люди поставили вопрос: что первично – материя или сознание? В решении основного вопроса все философы разделились на материалистов и идеалистов. Материалисты считают первичной материю, а идеалисты - сознание или какую-либо другую нематериальную силу, которая порождает материю и управляет материальными процессами.

Выделяются два основных вида идеализма: 1) Объективные идеалисты считают первичным какое-либо духовное начало, находящееся вне человека (объективное) . Разновидностью объективного идеализма является религия. 2) Субъективные идеалисты считают первичной реальностью сознание самого человека (субъекта). Крайний вариант – солипсизм – это учение, которое признаёт сознание человека единственной реальностью.

Материализм и идеализм вместе являются примерами принципа, который называется «монизм» и согласно которому в основе бытия лежит какое-то одно первоначало: материальное или духовное. Существует ещё дуализм – это принцип, сторонники которого признают две равноправных основы бытия, или два равнозначных вида реальности. Например, признают вечное параллельное сосуществование материальной и нематериальной реальности.

Основной вопрос философии имеет и вторую сторону: познаваем ли мир? Это тоже вопрос о соотношении материи и сознания, но не в том смысле, что первично, а в том, как материальная реальность отражается в сознании. Способен ли человек иметь достоверные знания о мире? Можем ли мы познать мир таким, какой он сам по себе. Можно ли объяснить сущность, или мы всегда только описываем только явления, данные нам в опыте в ощущениях? Одни считают, что мир познаваем, что человек способен получать достоверные знания. Другие считают, что мир непознаваем, что человек никогда не может быть уверенным в истинности своих знаний. Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира, признающее принципиальную невозможность познания объективной действительности через субъективный опыт человека.

Структура и функции философии.

Структура философского знания:

1) История философии.

2) Онтология (учение о бытии) – раздел философии, изучающий наиболее общие принципы и характеристики бытия.

3) Гносеология (теория познания) – раздел философии, изучающий общие закономерности познавательной деятельности человека.

4) Социальная философия – раздел философии, изучающий общество.

5) Философская антропология – учение о человеке.

6) Аксиология – учение о ценностях.

7) Этика – наука о морали.

8) Эстетика – наука о красоте.

9) Логика – наука о мышлении.

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция. Философия помогает сформировать целостное мировоззрение, которое необходимо человеку в любой деятельности, в том числе и в повседневной. Иметь философское мировоззрение – значит иметь наиболее глубокое и всестороннее представление о мире, понимать фундаментальные законы и взаимосвязи. Широкие философские знания помогают человеку анализировать возникающие проблемы и принимать правильные решения. Философские знания также помогают сформировать прочные жизненные принципы, убеждения, дающие силу для преодоления трудностей.

2. Методологическая функция. Философия формулирует систему понятий, принципов, законов и методов познания, которые используются во всех науках и в обыденном мышлении, т.е. являются всеобщими методами познания.

3. Критическая функция. Философия критикует заблуждения, предрассудки, мешающие познанию истины.

4. Аксиологическая функция. Философия участвует в формировании системы ценностей, принимаемых отдельными людьми и обществом в целом. Образно говоря, философия – это «совесть эпохи», в которой как в зеркале отражаются духовные поиски обществом идеалов, ориентиров, ценностей.

5. Практическая функция. Философия формулирует общие цели практического преобразования природы и общества. История философии знает немало примеров, когда философские идеи не оставались только в головах людей или на страницах книг, а воплощались на практике, меняя жизнь общества и ход истории. Так в свое время философские идеи Просвещения стали идеологической подготовкой Великой французской революции и Войны за независимость в США, а в последствии привели к формированию современного облика Европы и Америки. Философия марксизма стала основой политической теории, которая воплотилась в деятельности коммунистических партий в различных странах и коренным образом изменила ход истории ХХ века.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

1. 1 Возникновение философии.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

4. Философия досократовского периода в Древней Греции.

5. Древнегреческая философия классического периода: Сократ, Платон, Аристотель.

6. Философия периода эллинизма.

Возникновение философии.

Существует три исторических типа мировоззрения – мифология, религия и философия. До возникновения философии в общественном сознании господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Его особенности: 1) вера в сверхъестественное, стирание границ возможного и невозможного, 2) непонимание различий природы и человека, антропоморфизм, т.е. перенос на природу человеческих свойств, зооморфизм – перенос на общество свойств животного мира; 3) синкретизм, т.е. целостность, переплетение религиозных, художественных и нравственных идей. 4) пралогичность, т.е. неразвитость логики, использование чувственных образов, а не абстрактных понятий.

Философия возникла в 6 веке до н.э., почти одновременно в странах Запада и Востока (Индия, Китай, Греция). Предпосылки возникновения философии: переход от бронзового века к железному, появление товарно-денежных отношений, разложение родо-племенных отношений, возникновение первых государств, критическое отношение к власти и к традиционным религиям. Материальная жизнь общества усложнялась и рождала потребность в научных знаниях. Религиозно-мифологические представления не удовлетворяли возросшие потребности общества. В отличие от религии и мифологии философия искала рациональное объяснение явлениям природы и социальной практики.

Философия Древней Индии.

Древнейшая религия Индии – брахманизм, священными книгами которой были Веды и упанишады. Брахманизм основан на вере в то, что первопричиной всего мира является нематериальная сила – Брахман. Брахманизм закреплял деление общества на касты. Под влиянием критики брахманизма возникли шесть классических религиозно-философских учений: веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса. Также возникли три неклассических учения: чарвака (локаята), джайнизм, буддизм. Философские идеи древнеиндийской философии излагались в книгах «Махабхарата», «Бхагавадгита».

Основные принципы и идеи древнеиндийской философии: 1) Большинство учений были идеалистическими, т.е. предполагающими то или иное нематериальное первоначало мира, признающими духовную основу бытия. Материалистическим было учение чарвака, согласно которому первоначало включает четыре элемента: вода, воздух, огонь и земля. 2) появилась диалектическая идея о борьбе противоположностей – бытия и небытия, порядка и хаоса (сат и асат), единого и множественного. 3) Идея реинкарнации, т.е. переселения душ в тела других живых существ. Сансара – бесконечная цепь перерождений. Карма – сумма добрых и злых дел человека, от которого зависит перерождение. 4) Принцип ахимса – непричинение вреда живому, экологизм (уважение к природе). 5) альтруизм, т.е. признание приоритетности интересов и потребностей других (противоположность эгоизма).

Сущность буддизма: 1) Жизнь наполнена страданиями; 2) причина страданий – желания; 3) существует способ избавления от страданий – срединный восьмеричный путь: выполнение моральных норм, аскетизм, медитации. Этот путь помогает прервать цепь перерождений и достичь нирваны, это состояние сознания, при котором угасают все желания.

Философия Древнего Китая.

В Китае наиболее влиятельными религиозно-философскими учениями были моизм, легизм, даосизм (философ Лао-цзы), а со 2 в. до. н.э. государственной идеологией стало конфуцианство. Древнейшие религиозно-философские книги – «Ши Цзин» («Канон стихов») и «И Цзин» («Книга перемен»). В «Книге перемен» произошел переход от мифологии к философии, появились диалектические идеи: идея изменчивости и идея борьбы противоположностей. Считалось, что из первобытного хаоса родились два духа, которые упорядочили мир: мужской дух Ян стал управлять небом, а женский дух Инь – землей. В книге «Канон стихов» устанавливался культ неба. Небо (тянь) – божественное первоначало, породившее человечество и управляющее им.

В даосизме главное понятие – Дао – это – первоначало мира, бестелесное, бесконечное, вечно движущееся.

Главная книга Конфуция – «Лунь юй». Ядром конфуцианства является этика, распределяющая обязанности, требующая точно исполнять правила, соблюдать этикет, ритуалы, традиции. Конфуцианство сформировало идеал совершенного человека. «Благородный муж» должен быть добр, честен, смел, уважать старших по возрасту и статусу, выполнять обязанности, соблюдать золотое правило этики. Конфуцианство закрепляло социальное неравенство, коллективизм и подавляло индивидуальность.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

1. Общая характеристика философии 17-18 вв.

2. Философия французского Просвещения.

3. Немецкая классическая философия. И. Кант.

4. Философия Гегеля.

5. Философия Л. Фейербаха.

6. Философский иррационализм. А. Шопенгауэр.

Философия Ф. Ницше (1844-1900).

В основе философии Ницше лежит понятие жизни, как биологического явления и как высшей ценности. Ценным является всё, что служит возвышению жизни, её совершенствованию. Ницше согласен с Шопенгауэром, что движущей силой развития жизни является воля, но не воля к жизни, а воля к власти. По этому признаку – по наличию воли к власти – люди не равны, они делятся на сильных и слабых, на расу господ и расу рабов. Первые рождены, чтобы повелевать, и по своей природе не умеют подчиняться. Вторым удобнее повиноваться чужой воле. Раса господ стала высшим достижением эволюции, в ней жизнь и воля к власти достигают максимальной силы.

Если бы в обществе, как и в природе, побеждал сильнейший, то человечество бы совершенствовалось. Но человек вышел из животного мира, и эволюция прекратилась. В обществе побеждает слабейший. Раса рабов, лишённых силы духа, придумала оправдание своей слабости в виде морали, религии, закона. Мораль и религия учат сострадать, помогать слабым. Закон защищает слабых от сильных. Рабы побеждают количеством, принуждая сильных исполнять свои нормы. Их мораль – это месть сильным, узаконенная зависть. В природе слабые погибают и идёт прогресс. В обществе слабым помогают и идёт регресс. В результате, развитие человека остановилось в ничтожном состоянии.

Но Ницше надеется, что искусственные барьеры не остановят эволюцию жизни. Природа однажды сделала скачок, обезьяна стала человеком. Но человек – лишь переходная ступень. Будет новый скачок – и появится новый биологический вид – сверхчеловек, «голубоглазая белокурая бестия». Он отбросит мораль и закон как ненужные оковы. Он не будет подчиняться никому – ни богу, ни государству, ни другим людям. Сверхчеловек ценит красоту, здоровье, стремится к возвышенному, совершенствует себя. Сверхчеловек ценит жизнь, её радости, но не боится страданий, т.к. борьба и страдания закаляют волю. Сверхчеловек уважает сильных, но не сострадает слабым. Он построит новое общество, где красота и сила займут место сострадания и жалости.

Заслугой Ницше является то, что он обратил внимание на слабости и пороки человека. Его мечта о сверхчеловеке – это вера в способность человека улучшить себя. В философии Ницше сочетается любовь и презрение к людям. Поэтому некоторые считают её примером гуманизма, а некоторые – основой фашизма.

3. Позитивизм. Сторонники этого философского направления считали, что наука должна только описывать факты опыта. Позитивисты критиковали философию (как идеалистическую, так и материалистическую) за то, что она делает предположения, которые нельзя проверить на опыте. Такую философию они называли метафизикой. Научная философия должна объединять выводы частных наук, но не выходить за их пределы.

Этапы развития позитивизма (разновидности):

1) “первый” позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) (30-40-е гг. XIX в.).

2) эмпириокритицизм – субъективно-идеалистическое учение конца XIX века. (Э.Мах, Р.Авенариус). Они считали, что человек не может знать, как устроен внешний мир, он знает только свои ощущения. Мир для человека – это совокупность ощущений, элементов мира. Поэтому мышление должно ограничиться описанием собственных ощущений человека. Они называли это принципом экономии мышления.

3) Неопозитивизм (логический позитивизм (20-30 гг. хх века), аналитическая философия (с 50-х гг. ХХ века). (Л.Витгенштейн, Б.Рассел). Это направление зародилось в Европе, но дальше стало самой популярной философией в США. Они сводили философию к анализу языка, научных терминов и логики. Они использовали принцип верификации, согласно которому истинность суждения проверяется опытом. Научное знание они раскладывали на отдельные атомарные предложения, которые можно проверить опытным путем. Все остальные научные суждения должны выводится из атомарных.

4) Критический рационализм (сер. ХХ в) . Представители этого направления занимались философией науки, искали чёткие критерии, чтобы отделить научное знание от ненаучного. Например, К. Поппер ввел принцип фальсификации, согласно которому научное знание – это такое знание, которое может быть опровергнуто. Знание, которое в принципе невозможно опровергнуть, не является научным (истины религии, философская метафизика).

5) постпозитивизм /историческая школа/ (60-70 гг ХХ в.). (Т.Кун, И.Лакатос, п. Фейерабенд, Тулмин) Они изучали историю науки, как росло научное знание, как происходили научные революции.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Становление и основные особенности русской философии.

2. Развитие революционно-демократических идей в России.

3. Русская религиозная философия.

1. Становление и основные особенности русской философии. Русская философия является частью мировой философии, но в тоже время, имеет национальные особенности. Становление русской философии началось в XI веке, после принятия христианства в Древней Руси. На неё повлияли: 1) языческие верования славянских племён, 2) христианское богословие (византийское и западноевропейское), 3) античная философия (Платон, Аристотель). Основные проблемы, интересовавшие русских философов: 1) внутренний мир человека, проблемы добра и зла, смысла жизни; 2) социальная философия, проблема социальной справедливости, философия истории; 3) особенности русского национального характера, роль России в мировой истории (Русская идея).

До 18 в. русская философия сохраняла, в основном, религиозный характер. Наиболее известные представители религиозно-философской мысли этого периода: митрополит Иларион, Максим Грек, Кирилл Туровский, Филофей. В 17-18 вв. усилилось влияние европейской философии, шла секуляризация, т.е. постепенное освобождение философии от влияния религии. Большой вклад в развитие философского образования в России внёс М.В. Ломоносов. Он был сторонником деизма, считал, что бог создал мир и придал ему движение, но в дальнейшем природа развивается самостоятельно по физическим законам. Он утверждал, что научное познание природы не противоречит религиозной вере.

Наибольшего расцвета русская философия достигла в 19 веке. На первый план вышла дискуссия об исторической судьбе России и её будущем. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, в котором он с горечью размышлял о бедственном состоянии России. Он жестко критиковал путь развития России, указывал её отставание от Запада. Письмо Чаадаева открыло дискуссию, в которой сложились два подхода к определению места России в мировой истории. 1) Западники утверждали, что все народы должны проходить общий путь развития, что Россия должна заимствовать опыт Западной Европы (Кавелин, Грановский). 2) Славянофилы считали, что не существует общих законов развития, каждый народ идёт своим путём, Россия должна развиваться на основе национальных традиций (Хомяков, Киреевский, братья Аксаковы).

2. Развитие революционно-демократических идей в России. Абсолютная монархия, крепостное право и общая отсталость России вызывали критику со стороны наиболее прогрессивных мыслителей. А.Н. Радищев в работе «Путешествие из Петербурга в Москву» показал жестокую и унизительную сущность крепостного права, рабское и бесправное положение народа. Он был сторонником идей Просвещения, отстаивал права и свободы человека, добивался демократизации общества. Трактат Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» посвящен сравнению идеалистического и материалистического учения о человеке. Он не дал однозначного вывода, но признал допустимость веры в бессмертие.

В конце 18 – н. 19 вв. в Россию проникают идеи Просвещения. Они повлияли на мировоззрение декабристов и привели к появлению планов революционного переустройства общества. Большинство декабристов придерживались философии материализма или деизма. Под влиянием идей декабристов позднее оформилась идеология революционных демократов – Герцена, Огарева, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Герцен выступал за построение в России социализма на основе крестьянской общины, за просвещение народа, за соединение философии с естествознанием.

Н.Г. Чернышевский был сторонником антропологического материализма Фейербаха. В книге «Антропологический принцип в философии» он отстаивал материалистический взгляд на человека, доказывал, что человек является частью природы, подчиняется законам природы, а сознание является функцией мозга. В области этики он был сторонником принципа разумного эгоизма, согласно которому в природе человека заложено стремление к счастью, но в разумно устроенном обществе оно не противоречит интересам других людей. Счастье человека гармонично связано со счастьем общества. В области эстетики Чернышевский защищал принцип реализма, доказывал, что искусство должно быть отражением жизни. Его идеи повлияли на формирование нигилизма, народничества и русского марксизма.

Философия народничества продолжила развитие социалистических идей, но с учётом особого пути развития России. Лавров и Михайловский развивали субъективный метод в социологии и социальной философии. Они преувеличивали роль личности в истории. Бакунин и Кропоткин были сторонниками анархизма, считали государство силой, порабощающей человека.

Одним из первых сторонников марксизма в России стал Г.В. Плеханов. Но он считал, что Россия ещё не готова к построению социализма, что её экономика должна достичь более высокого уровня в рамках капитализма. В.И. Ленин считал, что после революции Россия сможет быстрее преодолеть экономическую отсталость. Он творчески развил философию марксизма. Дал определение материи, разработал теорию отражения, объясняющую сущность сознания, развил материалистическую теорию познания, диалектику, социальную философию. Наиболее полное и последовательное изложение своих философских взглядов В.И. Ленин дал в работе «Материализм и эмпириокритицизм».

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

1. Сущность философского понимания познания.

2. Ступени и формы в познании человеком мира.

3. Проблема истины в теории познания.

Объектом человеческого познания могут стать различные явления. Но сам процесс познания тоже является предметом изучения. Его изучают психология, логика, физиология высшей нервной деятельности. Философская теория познания (гносеология) изучает общие закономерности познавательной деятельности человека, отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир?

Различные философские направления по-разному объясняют сущность познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. Объективные идеалисты считают, что человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может знать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). Сторонники агностицизма отрицают возможность познания человеком мира.

C точки зрения диалектико-материалистической философии задачей человека является познание материального мира, его объективных законов, а также самопознание.

Сторонники метафизического мышления рассматривают познание как пассивное отражение. Диалектический материализм также представляет познание как отражение, но активное. Т.е. в этом процессе человек целенаправленно ищет знания, преобразуя окружающий мир. Познание - это активно-творческое, преобразующее отражение человеком действительности.

Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений заключается в том, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому могут различаться у разных людей.

Процесс познания бесконечен, т.к. материя неисчерпаема. В тоже время, в мире нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся необъяснимым сегодня, может быть познано в будущем.

Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Отличие практики от теории: главной целью и результатом теоретической деятельности является создание и изменение нематериальных объектов (идей, замыслов, знаний). Практическая деятельность направлена на изменение материальных объектов и процессов. Виды практики: производственная практика, общественно-политическая, научно-экспериментальная, бытовая и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:

1) как основа познания практика даёт исходную информацию

2) как движущая сила практика порождает потребность в новых знаниях

3) как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения.

4) как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний.

Теория и практика - это две стороны единого познавательного процесса. Определяющая роль принадлежит практике. Именно реальные потребности практической жизни определяют появление новых теорий. Но теория также активна. Применяясь на практике, она преобразует природу и общество.

2. Ступени и формы в познании человеком мира. Познание – это сложный диалектический процесс. От описания поверхностных явлений человек переходит к объяснению сущности. Соответственно, этот процесс проходит две основных ступени – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – это исходная ступень процесса познания, получение информации с помощью органов чувств. Оно происходит в трёх основных формах: в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных признаков объекта. Восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия.

Значение чувственного познания: 1)органы чувств – единственный канал информации, поступающей непосредственно из внешнего мира; 2)чувственное познание является основой для следующей ступени – рационального познания. Недостатки: чувственное познание даёт поверхностную, разрозненную, противоречивую информацию, отражает явления, но не раскрывает сущность.

Рациональное познание – это получение информации с помощью разума, в процессе логических рассуждений. Оно происходит в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов (слова и словосочетания). Суждение – форма мысли, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо (предложение). Умозаключение – форма мысли, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.

Способность к логическому, абстрактному мышлению – это уникальное эволюционное достижение, свойственное только человеку. Рациональное познание позволяет проникать в сущность предметов, раскрывать объективные законы.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, их нельзя отрывать и противопоставлять, как это делали рационалисты и сенсуалисты. При чувственном познании уже присутствует работа разума, а рациональное познание вообще невозможно без чувственного.

Существует и третья, не основная ступень познания. Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения, без обоснования доказательствами. Условием интуиции является богатый опыт. Но сам механизм интуитивного решения случаен, иррационален, т.к. связан с бессознательной частью психики. Интуиция играет важную роль в решении нестандартных задач, в научных открытиях.

3. Проблема истины в теории познания. Главной целью научного познания является постижение истины. Существуют различные подходы к определению истины. Сторонники прагматизма (американская философия) считают истиной знания, которые приносят пользу. Сторонники конвенционализма считают истиной общепризнанные знания, ставшие результатом соглашения. Классическое определение истины было дано Аристотелем: Истина – это знания, которые соответствуют действительности.

Истина всегда смешана с заблуждением, т.е. непреднамеренным принятием за истину знаний, не соответствующих действительности. Критерии истины, позволяющие отличить её от заблуждения: 1) чувственная очевидность (но чувства могут обманывать, а факты неправильно толковаться); 2) рациональная очевидность, т.е. опора на аксиомы (но аксиомы справедливы только в определённых условиях); 3) логическая непротиворечивость (но логика подтверждает только правильность формы мысли, а не содержания). Эти критерии могут применяться, но они ограничены. Настоящий критерий должен сопоставлять субъективное знание с объективной реальностью. Таким критерием является практика – проверка знания в практической деятельности человека.

Истина подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о предмете. Абсолютная истина – это всестороннее, исчерпывающее знание. Относительная истина – частичка абсолютной.

Истину характеризуют два принципа: 1)Принцип объективности. Любая истина объективна по содержанию, т.к. соответствует объекту, но субъективна по форме, т.к. содержится в сознании человека, и может быть выражена в различных формах (языках). 2) Принцип конкретности. Истина зависит от конкретных условий. То, что является истиной в одних условиях, может быть заблуждением в других (законы классической, релятивистской и квантовой механики).

Диалектико-материалистическое понимание истины противостоит взглядам релятивизма, и догматизма. Сторонники релятивизма преувеличивают относительность истины (у каждого человека в каждом отдельном случае своя истина). Сторонники догматизма преувеличивают абсолютность истины (всякая истина вечна, неизменна, справедлива в любых обстоятельствах).

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

4. Закон отрицания отрицания.

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – это учение о всеобщих закономерных взаимосвязях и взаимообусловленности предметов, процессов и явлений. Сторонники детерминизма считают, что мир упорядочен, что в нём всё взаимосвязано, и взаимосвязи носят закономерный характер. Сторонники противоположного учения – индетерминизма – считают, что мир представляет собой хаос, в нём преобладает случайность и может произойти любое событие. В основе современной науки лежит принцип детерминизма.

Виды связей: причинные (связь причины и следствия), структурные (связь между элементами системы), функциональные (связь между свойствами предмета, выражаемая функцией), целевые (телеономные) – это связи, при которых развитие системы подчинено определённой цели.

По характеру действия связи могут быть необходимые и случайные, существенные и несущественные, общие и единичные, временные и устойчивые и др. Среди всего многообразия связей есть такие, которые являются законами. Закон – это связь необходимая, существенная, общая, устойчивая.

Классификация законов:

1) По формам движения выделяются физические, химические, биологические, социальные законы. 2) По характеру действия разделяют законы динамические и вероятностные (статистические). Динамические законы описывают поведение отдельных объектов и устанавливают однозначную связь их состояний (законы динамики). Вероятностные (статистические) законы описывают поведение больших совокупностей, но в отношении отдельных объектов делают лишь вероятностные предсказания. Таковы все законы микромира (закон Максвелла о распределении молекул по скоростям, соотношение неопределённостей Гейзенберга). 3) По широте действия законы бывают частные, общие и всеобщие. Частные законы действуют в узкой области (закон Ома). Общие законы действуют или во всей природе (закон сохранения энергии), или в обществе (социальные законы), или в мышлении (законы логики). Всеобщие законы действуют и природе, и в обществе и в мышлении.

Всеобщими являются три основных закона диалектики. Они не напрямую управляют объектами, как частные или общие законы. Они проявляются как общие тенденции множества частных связей и законов. Законы диалектики фиксируют сходство в развитии любых объектов. Вместе они образуют общую теорию развития. Знание законов диалектики позволяет глубже понимать развитие объекта, чтобы управлять им.

2. Закон единства и борьбы противоположностей . Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, потому что раскрывает источник, движущую силу развития любой системы. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Уже в древности люди заметили, что среди многообразных явлений выделяются такие, которые составляют пары, носят полярный характер, занимают предельные положения на некоторой шкале. Философы древности говорили о противоположности добра и зла, света и тьмы.

Противоположности – это стороны того или иного предмета, процесса или явления, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Противоположными могут быть свойства предмета, процессы, протекающие в нём, силы, действующие на него. Противоположными являются арифметические действия. В физике противоположны электрические заряды, полюса магнитного поля, действие и противодействие, порядок и хаос; в химии – анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии – наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Они вытесняют, подавляют друг друга, но в тоже время не могут существовать друг без друга. Каждая из них является самой собой, относительно своей противоположности.

В мире существует множество различных противоположностей, но среди них выделяются такие, взаимодействие которых становится причиной изменения, развития системы. В любой развивающейся системе есть противоречия, т.е. единство и борьба противоположных свойств, сил, процессов. Противоречия могут привести к разрушению системы. Но если противоречия разрешаются, то это приводит к развитию системы. Отсутствие противоречий означает устойчивость, равновесное состояние системы. Таким образом, данный закон утверждает, что причиной, источником любого развития являются противоречия.

Философия как наука.

Зарождение философии связано с потребностями человека объяснять это мир.

Философия – это первая форма теоретического знания.

В 7 веке до н.э. существовала античная, греческая философия. Людей интересовал вопрос, что такое природа, поэтому их назывании натурфилософами.

Объем знаний тогда был невелик, философия включала в себя предметы всех будущих наук. Люди стремились понять происхождение природы, мира, ставили вопрос о первооснове мира.

В средние века философия занималась обоснованием догматов религии, поэтому философию называли “служанкой богословия”.

В 14-16-18 века объем знаний увеличивался, началось размежевание между науками, возникают различные теории. Все это возникает с развитием промышленности. Появляется юриспруденция, политэкономия и т.д.

3 варианта ответа на вопрос: чем же должна заниматься философия:

Точка зрения религиозной философии:

Философия рассматривается как наука, которая не может научными методами решать свои вопросы. Философия – это вообще не наука.

Точка зрения позитивизма:

Эта т.з. возникает в 30е года 19 века (представитель А.Кант). Науке философия вовсе не нужна, они отрывают науку от философии. Не существует потребности в философии, т.к. есть отдельные науки. Проблемы, которыми занимается философия – мнимые.

Точка зрения марксизма:

Эта т.з. возникает в 40е года 19 века. У конкретных и частных наук есть проблемы, которые они не способны решить самостоятельно, т.е. предполагается союз философии и частных наук.

Философия – Наиболее общие знания о мире и человеке.

Особенность философии как науки – изучение мира как целого.

Предметом современной философии стали всеобщие законы строения, функционирования, развития мира, всеобщие принципы познания и преобразования мира.

Лингвистическая философия занимается анализом языка науки.

Предмет философии определяет структуру философии.

Разделы философского знания:

Онтология – философское учение о бытии

Гносеология – фил. учение о познании

Диалектика – учение о развитии

Социальная философия – учение об обществе

Философия экономики, права и т.д.

История философии

Философия истории

Логика – учение о законах мысли

Этика – учение о морали

Эстетика – учение о прекрасном

Философия религии и атеизма

Философская антропология

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

6 функций философии:

1. Мировоззренческая функция: Способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.


2. Познавательная (или гносеологическая) функция философии: Одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания)

3. Методологическая функция философии: Заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Метод – способ познавать и преобразовывать деятельность.

4. Прогностическая (или эвристическая) функция философии: Заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижения познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

5. Идеологическая функция философии: Идеология – система взглядов на социально-экономический строй общества, отражающий и выражающий интересы определенной группы (класса), призванный изменить строй либо его укрепить.

6. Критическая (преобразующая) функция философии: Её роль - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

1. Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения.

Одной из важнейших форм мировоззрения является философия. Ф. (любовь к мудрости) зарод. ок. 2500 лет наз. в странах др. мира. В кач-ве особой науки выделена Платоном.

Ф. - специфический тип мышления, система мировоззрения, когда человек размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории. Ф. нужна чтобы иметь не однобокое, а целостное представление о мире; чтобы приобретать мудрость, понимать жизнь.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Главный предмет философии – многопроблемное соотношение “мир-человек”. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предметом философии является субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания.

Проблемы ф. сущ. объ-вно, независимо от нее. Проблемы ф.: начальн. пер-д хар-тся космоцентризм ом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время: пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва.

Разделы ф.: онтология (о бытии и его сущности), гносеол. (о познании); логика (о мышл., его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальн.ф. (о чел. о-ве), история ф. (зарожд.,становл., разв-е ф.мысли)..

Функции : Мировоззренческая : Преобразовать взгляды человека в обоснованное мировоззрение. Гносеологическая : отношение объекта и субъекта познания, выявл. связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и др. Методологическая : разраб. универсальные, общие методологические и мыслительные инструменты (категории, принципы и методы познания) для наук. Интегририрующая : обощает выводы специал. наук, объединяет их на основании своих функций и методов познания. Аксиологическая : философия дает оценку, формир. систему ценностей. Критическая : подвергает критич. оценке то, что не соотв. философской системе. Познавательная : фил. органично соединяет получ. знания, “рисуя” универсальную, обобщенную теорет. картину мира, фил. раскрывает источники, формы и методы научного познания. Культурно–воспитательная : приобщает к культуре, воспитывает разумное мышление.

Метод философии: это метод теоретического мышления на основе использования: достижений науки и; практического опыта человечества. Методология: учение о методах научного познания или приобразования мира; совокупность методов научного познания.

Всегда в основе фил-кого знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия выступает как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.

Философия помогает познать человеку мир. Философию элемент духовной культуры. Любая философия может рассматриваться, как форма мировоззрения.

2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, про­граммы поведения, действий людей. Субъект мировоззрения - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа мировоззрения – знания. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - интелект. позиция, эмоц. состояние, уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов. Чем солиднее запас знаний в эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.

В структуру М. входят и идеалы. И. бывают начно обоснованными и иллюзорными, достижимыми и нереальными. С точки зрения историчности типы мировоззрения: 1)Антропоморфный тип. Ч еловек осваевает мир путем переноса своих человеческих качеств на природные явления и процессы. Он очеловечивает природу, 2)Антиантропоморфный тип. Перенос качеств, природных явлений на человека.

Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.

Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Мифология. Мифология (греч. mifos-предание, сказание и logos - слово, учение) - форма обществ. сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифология выступа­ла как универсальная форма общественного сознания. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человече­ства - объединял зачатки знаний, религиозных верова­ний, политических взглядов, искусство, философию. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. Это - целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естест­венное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути.

Религия. Религия, (от лат. - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный. Специфика религии - в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состоя­ние. Формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога - высшего существа, достойного поклонения. В зре­лых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него.

Философия вынесла на первый план интеллектуаль­ные аспекты мировоззрения. Она выступила как поиск мудрости. «Философия» - буквально означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употре­бил Пифагор (ок. 580-500 годы до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Философская мысль - тип миропонимания, фундаментом, для которого стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логиче­ский анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы. Философская мысль избрала своим ориентиром не догматическую веру, а свободное, критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел. жизни

Философское мышление воплотило в себе стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Кроме этого раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устрой­стве и целях человеческой жизни.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеж­дами. Мудрость - это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти и сам. Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру.

3. Основной вопрос философии и две его стороны.

Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию. Что является первичным: дух или природа ?

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они составляли два противоположных направления: идеализм и материализм.

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называются мировоззренческими. Центральная мировоззренческая проблема - отношение мышления к бытию, чел-ка к миру, сознания к материи, духа к природе, психич. и физич., идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отношение ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл существования. Любое ф. учение основыв. на его решении, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов , признающих первичн. элементом материю, сущ-ю вне и незав. от сознания, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов , счит. что дух, сознание предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Идеализм близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. материализм : осн. формы: стихийн. материализм древних, метафиз. м. 17-18 вв., диалектический тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы.