Технология е-портфолио в зарубежной педагогической практике. Модуль электронное портфолио для SharePoint Описание технологии е-портфолио

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

Анализ

«Ё-портфолио» учителя, ученика, преподавателя, студента

Выполнил: магистрант гр. ПП11-57М

Проверил: канд. пед. наук,

Красноярск 2011

Ё-портфолио учителя

Портфолио учителя – это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности .

Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности .

Портфолио учителя - «досье успеха» в учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской, научной деятельностях .

Цели Ё-портфолио учителя:

· представить отчет по процессу педагогической деятельности;

· увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом;

· обеспечить отслеживание результативности обучения учащихся по предмету урочной и внеурочной деятельности ;

· продемонстрировать становление целостной личности профессионала.

Задачи Ё-портфолио учителя:

· Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио - предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;

· Основание для отнесения педагогического работника к той или иной педагогической квалификационной категории;

· Основание для назначения стимулирующих выплат;

Виды Ё-портфолио учителя:

· Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.

· Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

· Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.

· Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Учителя технологии, методиста РМК Муниципального общеобразовательного учреждения «Костинская средняя общеобразовательная школа» Петушинского района, Владимирской области .

http://www. *****/node/85504

Оценка Ё-портфолио учителя

Критерии оценки

Баллы

Оформление портфолио

Общие сведения об учителе

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Результаты педагогической деятельности

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Научно-методическая деятельность

· Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);

· Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах ;

· Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Внеурочная деятельность по предмету

· список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

· список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

· сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.);

· программы кружков и факультативов.

Учебно-материальная база

· использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе ;

· аудио и видеопособия;

· наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.

итог

115 баллов

Самый высокий уровень (творческий) (120-100 баллов) – портфолио характеризуется разнообразием представленных материалов по различным видам деятельности, отражающих потенциал, уровень профессионализма, личностные качества учителя. В содержании и оформлении портфолио четко проявляются оригинальность и творчество.

– в портфолио представлены обязательные материалы, по которым, в основном, можно судить об уровне профессионализма учителя. Может отсутствовать информация об учебно-материальной базе преподаваемой дисциплины и творчество в оформлении.

– портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учителя. В портфолио представлены отрывочные сведения по различным видам деятельности, отдельные незаконченные работы и т. д. По такому портфолио практически невозможно определить профессиональный уровень личностные качества учителя.

Итог оценки составил 115 баллов - портфолио представлено разнообразием материалов по различным видам деятельности, отражающих потенциал, уровень профессионализма, личностные качества учителя, все достижения сопровождаются активными ссылками и сканированными документами, подтверждающими их наличие. В содержании и оформлении портфолио четко проявляется оригинальность. Единственный недостаток - отсутствие интерактивной презентации, это позволило бы сделать акцент на творческих способностях и наглядно представить огромное количества достижений учителя и его учеников.

Ё-портфолио ученика

Ё-портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной, накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей образовательного рейтинга выпускника школы. «Портфолио» призван: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Цель Ё-портфолио ученика:

· оценка индивидуального прогресса учащегося, достигнутого в процессе обучения, повышение его конкурентоспособности.

Задачи Ё-портфолио ученика:

· систематизация контроля за различными видами деятельности учащихся, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

· создание условий для индивидуальной оценки деятельности каждого учащегося;

· организация сравнения результатов деятельности учащихся с помощью разработанной шкалы баллов портфолио;

· развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

· создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.

По представленным ниже критериям будет оценено электронное портфолио Безделиной Екатерины Витальевны , учащейся 9б класса, МОУ СОШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов им. Героя СС Чеховского муниципального района Московской области .

http://*****/p94aa1.html


Оценка Ё-портфолио ученика

Критерии оценки

Баллы

Оформление портфолио

Структуризация материала, аккуратность и эстетичность оформления, наглядность и обоснованность.

Общие сведения об ученике

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития учащегося.

Портфолио документов

Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника – копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах, др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т. п.)

Портфолио работ

Собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, информация об элективных курсах, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, «Портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т. д

Портфолио отзывов

Характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования , одноклассниками, представителями общественности, (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.)

Анализ учеником своей учебной и внеучебной (спорт, творчество) деятельности и рассуждения о будущем: перспективы, карьера.

итог

Оценка по 20-ти балльной шкале

– портфолио характеризуется разнообразием представленных материалов по различным видам деятельности, отражающих потенциал, способности и личностные качества ученика. В содержании и оформлении портфолио четко проявляются оригинальность и творчество.

Высокий уровень (99-80 баллов) – в портфолио полностью представлены материалы различных видов деятельности. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании представленных работ.

Средний уровень (79-60 баллов) – в портфолио представлены обязательные материалы, по которым, в основном, можно судить о различных видах деятельности ученика. Может отсутствовать анализ ученика своей учебной и внеучебной (спорт, творчество) деятельности и рассуждения о будущих перспективах, карьере и творчество в оформлении.

Низкий уровень (59 и ниже баллов) – портфолио, по которому трудно сформировать представление об уровне образованности и интересах ученика. В портфолио представлены отрывочные сведения по различным видам деятельности, отдельные незаконченные работы в основе такого портфолио лежат общие сведения об ученике.

Итог оценки составил 60 баллов – нижняя граница среднего уровня. В портфолио представлены обязательные материалы, по которым, в основном, можно судить о различных видах деятельности ученицы, также есть сканированные документы, подтверждающие перечисленные награды. Существенные недостатки: информация не обновляется с 2009 года; в представление материалов нет изюминки и проявлений творчества, скучные текстовый формат; отсутствует портфолио отзывов и анализ своей учебной и внеучебной (спорт, творчество) деятельности; рассуждения о будущем сводятся к одной фразе: «Не определилась с профессией».

Ё-портфолио преподавателя ВУЗа

Ё-портфолио преподавателя является одним из примеров внедрения новых информационных технологий в системе менеджмента качества и поддержки системы аттестации преподавателей.

Использование электронного портфолио позволит повысить качество оценки соответствия преподавателя занимаемой должности.

Цель создания портфолио на прямую зависит от его вида и позволяет преподавателю проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценив свои возможности и планировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов, то есть осуществить рефлексию.

Важное предназначение портфолио преподавателя – это форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории или присвоение долее высокой.

По представленным ниже критериям будет оценено электронное портфолио Ткаченко Оксаны Владимировны, заведующей отделом ООП ВМБШ ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ, преподавателя дистанционного курса «Экономика» для студентов специальности 060109 – сестринское дело (пользуясь возможностью, решила оценить своё портфолио).

http://*****/page_user. php? id=12263

Оценка Ё-портфолио преподавателя ВУЗа

Критерии оценки

Баллы

Оформление портфолио и представление общих сведений о преподавателе. Максимум – 5 баллов

Структуризация материала, аккуратность и эстетичность оформления, наглядность и обоснованность.

Общие предметные знания в избранном направлении, подтверждаемые полученными оценками при обучении в ВУЗах. Баллы суммируются, максимум – 20 баллов:

· наличие диплома университета или ВУЗа со специализацией в образовании, управлении в сфере образования или управлении, а также по специальности (для мед. ВУЗов) – 10 баллов;

· диплом с отличием – 5 баллов;

· диплом кандидата наук в соответствующей специализации – 5 баллов

Документы о дополнительном образовании, повышении квалификации по специальности (педагогика, образование, управление) за последние 10 лет. Баллы суммируются, максимум – 20 баллов:

· наличие одного или нескольких дипломов профессиональной подготовки и переподготовки (объем программы более 500 ак. часов) – 10 баллов,

· наличие других свидетельств, удостоверений и сертификатов – 5 баллов,

· обучение в аспирантуре – 5 баллов (если не был учтен диплом кандидата наук).

· публикации в рецензируемых российских или зарубежных журналах: 10 баллов;

· публикации в сборниках материалов конференций или иных редактируемых, но не рецензируемых источниках: 5 баллов;

· публикации методического характера и/или коллективные с большим количеством авторов: 5 баллов.

Дипломы за успехи в конкурсах научных и проектных работ, в других мероприятиях. Баллы суммируются, максимум – 20 баллов:

· наличие одного или нескольких дипломов за успехи – 5 баллов,

· профессиональные награды – 10 баллов,

Опыт работы в сфере образования, подтвержденный копией трудовой книжки. Максимум – 10 баллов:

· до 5-ти лет – 5 баллов,

· более 5-ти лет – 10 баллов.

Работа в общественной деятельности. Максимум – 10 баллов

Член ученого совета, профсоюзной организации, куратор курса, ответственный по СМК, ответственный за ведение электронного документооборота (ТБ, ПБ, электронных журналов и т. д.) градация 2 балл.

Мотивационное письмо (максимум – 15 баллов, баллы суммируются):

· соответствие опыта работы кандидата избранной программе обучения (управление образованием) – от 0 до 5 баллов (градация 1 балл),

· связь текущей позиции и работы кандидата с управлением в сфере образования – от 0 до 5 баллов (градация 1 балл),

· демонстрация мотивации на обучение и дальнейшее использование полученных знаний: от 0 до 5 баллов (градация 1 балл)

итог

80 баллов

Распределение баллов указано в таблице.

Самый высокий уровень (творческий) (120-100 баллов) – портфолио характеризуется разнообразием представленных материалов по различным видам деятельности, отражающих потенциал, способности и личностные качества преподавателя. В содержании и оформлении портфолио четко проявляются оригинальность и творчество.

Высокий уровень (99-80 баллов) – в портфолио полностью представлены материалы различных видов деятельности. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании представленных работ.

Средний уровень (79-60 баллов) – в портфолио представлены обязательные материалы, по которым, в основном, можно судить о различных видах деятельности преподавателя . Может отсутствовать мотивационное письмо и творчество в оформлении.

Низкий уровень (59 и ниже баллов) – портфолио, по которому трудно сформировать представление об интересах преподавателя, отсутствуют критерии представляющие профессионализм. В портфолио представлены отрывочные сведения по различным видам деятельности, отдельные незаконченные работы в основе такого портфолио лежат общие сведения о преподавателе.

Итог оценки составил 80 балловэто нижняя граница высокого уровня оформления портфолио. В портфолио полностью представлены материалы различных видов деятельности, отмечена активная гражданская позиция, и роль в деятельности общественных организаций ВУЗа, имеются приложения сканированных документов, подтверждающих наличие успехов. В портфолио имеются существенные недостатки: нет оригинальность и не проявлено творчество в оформлении (этот недостаток сложно исправить, так как портфолио разработано с учетом корпоративной политики и дизайна ВУЗа); отсутствует мотивационное письмо – оно позволить оценить планы на будущую профессиональную деятельность, перспективы и возможности, нет сведений о наличии педагогического образования.

Ё-портфолио студента ВУЗа

Ё - портфолио студента – инструмент достижения успешности, одна из оценочных норм компетентностей конкуретноспособного специалиста на рынке труда.

Ё-портфолио студента – отчет по процессу деятельности, показывающий, как человек думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создает и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими людьми.

Цель Ё-портфолио студента:

· обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания высшего учебного заведения.

Задачи Ё-портфолио студента :

· подключить внутренние ресурсы субъекта, мотивировать его на их создание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности;

· проанализировать промежуточных достижений и подготовить обоснование целей будущей работы.

По представленным ниже критериям будет оценено электронное портфолио , студента лечебного факультета ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ.

http://*****/page_user. php? id=11353

638 " style="width:478.5pt;margin-left:14.4pt;border-collapse:collapse;border:none">

Критерии оценки

Баллы

Оформление портфолио

Структуризация материала, аккуратность и эстетичность оформления, наглядность и обоснованность.

Введение – общие сведения о студенте

Краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях.

Мои достижения - портфолио работ

Материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта

Я в мире людей – портфолии интересов

Материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т. п.

«Взгляд на себя и в будущее»

Материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.

Анализ, рассуждение студента

Обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.

итог

70 баллов

Оценка по 20-ти балльной шкале

Самый высокий уровень (творческий) (120-100 баллов) – портфолио характеризуется разнообразием представленных материалов по различным видам деятельности, отражающих потенциал, способности и личностные качества студента. В содержании и оформлении портфолио четко проявляются оригинальность и творчество.

Высокий уровень (99-80 баллов) – в портфолио полностью представлены материалы различных видов деятельности. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании представленных работ.

Средний уровень (79-60 баллов) – в портфолио представлены обязательные материалы, по которым, в основном, можно судить о различных видах деятельности студента. Может отсутствовать анализ портфолио интересов студента, заключение и творчество в оформлении.

Низкий уровень (59 и ниже баллов) – портфолио, по которому трудно сформировать представление об уровне образованности и интересах студента. В портфолио представлены отрывочные сведения по различным видам деятельности, отдельные незаконченные работы в основе такого портфолио лежат общие сведения о студенте.

Итог оценки составил 70 балловэто средний уровня оформления портфолио. В портфолио представлены достижения и интересы студента, ярко вырожденна внеучебная деятельность и активная гражданская позиция (студент является председателем ОО «Союз молодежи» КрасГМУ, что указывает на значительные лидерские качества и тесное сотрудничество с общественными организациями и будущими работодателями). В портфолио имеются существенные недостатки: нет оригинальность и не проявлено творчество в оформлении (этот недостаток сложно исправить, так как портфолио разработано с учетом корпоративной политики и дизайна ВУЗа); отсутствуют рассуждения о своем будущем.

Проблему информатизации российского образования можно решать не только экстенсивными методами развития информационной образовательной среды, но и интенсивными технологиями педагогического проектирования, сопровождения и оценки эффективности учебно-воспитательного процесса.

Преподавание всегда рассматривалось как сложный комплекс подходов и приемов. Взаимодействие между учителем и учеником в учебном процессе состоит из умения и искусства, поэтому достаточно важно определить методы аттестации учительского труда.

Одно из последних достижений профессиональной аттестации учителей за рубежом - так называемое электронное портфолио (электронный портфель, e-portfolio, ЭП). Такой портфель предполагает два четких преимущества перед стандартизованным тестированием. Во-первых, ЭП - это творческая, а не бюрократическая модель контроля, которая позволяет учителю руководить процессом оценки своего труда. Во-вторых, хотя учителя считают процесс подготовки портфеля трудоемким, они признают, что за время, затраченное на подготовку ЭП, можно приобрести бесценный опыт профессионального роста.

Основные компоненты ЭП - документация преподавательской деятельности и анализ своей профессиональной работы. Портфолио учителя содержит методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, наглядные и раздаточные пособия, тесты, доклады и рефераты, отражающие знания, умения и опыт учителя. Каждый документ сопровождается пояснениями преподавателя. В процессе рефлексивного обдумывания учитель указывает на сильные стороны и объективные недостатки своей работы, трансформируя идеи в четкие концепции. Основная задача создания ЭП - вовлечение в осмысление результатов преподавания и определение целей дальнейшего профессионального развития. Это соответствует принципу воспитания вдумчивого практика.

Учитель может начать собирать ЭП на разных ступенях своей профессиональной биографии - от студенческого периода до квалифицированного уровня. Портфолио обычно организуется вокруг центральных компонентов преподавания, включая планирование, стратегии обучения, методы контроля, организацию работы на уроке, работу с родителями и профессиональное развитие.

Итак, ЭП представляет собой организованную конкретным образом коллекцию образцов профессиональных работ. Характерные черты этой коллекции:

имеет определенную цель;

рассчитана на определенную аудиторию;

включает в себя образцы профессиональной работы, которые составляют основное содержание портфеля;

содержит анализ и размышления о своей профессиональной работе.

ЭП может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля. В соответствии с одной из принятых зарубежных классификаций можно выделить несколько видов профессионального портфолио учителя:

портфолио развития (developmental) - собирается в процессе трудовой деятельности для оценки прогресса в работе и накопления опыта в течение определенного времени;

отчетное портфолио (product) - свидетельствует о достижении определенного результата при завершении работы над проектом;

демонстрационное портфолио (showcase) - коллекция лучших работ учителя. Используется для подготовки резюме при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Все три вида ЭП представляют целенаправленное собрание документов с самооценкой своего труда. Разница заключается в целях и способе организации этих коллекций. Например, цель портфолио развития - показать прогресс в формировании умений преподавателя. Отчетное портфолио демонстрирует использование специфической педагогической стратегии. А демонстрационное портфолио концентрируется на представлении опыта и профессиональных достижений преподавателя.

Существуют разные варианты создания ЭП. Можно использовать специальные компьютерные программы, которые предоставляют готовые шаблоны (The Teacher’s Portfolio, Scholastic Electronic Portfolio, The Portfolio Builder for PowerPoint). Более продвинутые пользователи персональных компьютеров создают собственную модель ЭП, используя мультимедийные программы веб-дизайна, такие как Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver.

ЭП имеет преимущества перед традиционным вариантом на бумажном носителе: большой объем материала, интерактивность, обеспечение оперативного доступа, в том числе дистанционного. Создание портфолио в электронном виде позволяет хранить, редактировать и демонстрировать образцы профессиональной деятельности в наглядном виде за счет использования текстов, графики, аудио и видеовставок. В отличие от печатных портфолио, имеющих линейную структуру, в ЭП используется система гиперссылок, которая позволяет соединить отдельные звенья педагогического процесса, представленные в электронной форме, в единое целое. Так, в отсканированном плане урока на отдельном этапе можно вставить видеозапись с комментариями эффективности данного вида деятельности. Другая гиперссылка может связывать этап урока в образцами готовых работ учеников.

Создавать ЭП всегда довольно трудно из-за количества и разнообразия материалов, а потому это требует технических навыков. Однако качество портфолио электронного формата зависит от тщательных решений задач о содержании и результатов анализа содержимого. Рефлексия - это основной компонент в создании профессионального ЭП, та цементирующая связь, которая позволяет аттестующим в процессе оценки информации увидеть сделанные выводы. Таким образом, портфолио становится жизнеспособным инструментом оценки профессиональной подготовки будущих и аттестации работающих учителей.

Технология ЭП взята за основу одного из модулей в курсе «Информационные технологии обучения английскому языку» в школе №14 Пятигорска. Актуальность работы над созданием профессионального электронного портфолио в подготовке учителя состоит в реализации задач по формированию информационной компетентности педагогов и практической направленности на применение инновационных технологий в учебном процессе. Методика экспериментального применения ЭП в отчете по практике в школе будущих учителей английского языка находится на стадии апробации.

Данная модель контроля коренным образом отличается от стандартизированных тестов, где показателем профессионального знания является количество набранных баллов. В соответствии с фундаментальным принципом аутентичности контроля профессионалы должны демонстрировать свои практические знания в естественном контексте, а не отвечать на вопросы. Использование профессионального ЭП в образовании совпадает с переходом от количественных показателей контроля к качественным критериям.

В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. Коллекцией достижений кандидата интересуются работодатели при приеме на работу. Не исключено, что в скором будущем любому работнику, в том числе учителю и директору, при поступлении на работу необходимо будет предъявлять портфолио. Поэтому еще в прошлом учебном году в нашей школе была предпринята попытка сбора полноценных ЭП всех учителей. Результаты получились очень интересные. Учителя работали продуктивно, творчески и с большой фантазией. Работы каждого записаны на его личный компакт-диск.

С 2004 года, будучи преподавателем (тьютором) дистанционного обучения, я провожу занятия по повышению квалификации учителей Пятигорска, Железноводска и Предгорного района Ставропольского края. Наш первый курс не был рассчитан на слушателей, имеющих начальные навыки владения компьютером или вообще не имеющих навыков (начинающих пользователей). В этом курсе мы преподавали наиболее распространенные прикладные программы Microsoft Word и Microsoft Power Point. А так как многие наши учителя только начинают осваивать информационные технологии, обучение построено по традиционной методике «делай, как я». Каждое занятие включает в себя теорию, практические упражнения и ответы на вопросы теста. Всего в первой части курса при изучении Microsoft Word слушатели выполняют 40 упражнений. И это, безусловно, немало. Но лишь во второй части курса (Microsoft Power Point) я предлагаю слушателям сделать несколько презентаций по своему вкусу, то есть только там они создают индивидуальные творческие работы. Всего таких работ-презентаций четыре. По результатам обучения на курсе в качестве зачета каждый учитель создает еще одну творческую работу, которая и представляется на суд комиссии.

Конечным же образовательным продуктом для каждого учителя станет набор творческих работ, с которого и начнется формирование их ЭП.

А самое важное, что все работы, созданные на курсах, имеют практическое применение в учебной деятельности и методической работе учителя.

Инструкция

Прежде всего, для составления собственного электронного портфолио вы должны отобрать несколько собственных работ и правильно оформить их перечень. Если это портфолио копирайтера, то речь идет о текстах, которые он когда-либо писал. Если это портфолио веб-дизайнера, то необходимо предоставить изображения сайтов и другой продукции, которые он .

Немаловажно правильно и симпатично оформить собственное портфолио. Если ваше портфолио состоит из текстовых файлов, то постарайтесь привести их к единому образцу, используя аналогичный шрифт, оформление в каждом тексте. Создайте в вашем портфолио несколько разных папок, где работы будут рассортированы по направлению, тематике и т.п. Столь подход поможет вашим быстро сориентироваться в ваших наработках и при этом создаст впечатление о вас как об аккуратном и исполнительном авторе.

Последний важный шаг – размещение портфолио. Поместите его туда, где о ваших наработках может узнать потенциальный клиент. Если у вас есть свой сайт - разместите портфолио на нем. Но не забудьте сохранить его копии на электронном носителе, который всегда находится с вами. Ведь вполне возможно, что потенциального работодателя вы встретите в достаточно неожиданном месте.

Видео по теме

Существует распространенное заблуждение, что дизайнеры и другие представители творческих профессий не должны соблюдать никаких правил, в том числе при составлении портфолио. Чем более неординарно оно оформлено, тем в большей степени это свидетельствует о таланте соискателя. Данное утверждение не совсем верно - правильно составленное портфолио дизайнера предполагает наличие некоторых обязательных элементов.

Инструкция

Подготовьте тщательно продуманное , включающее максимальное количество информации, которая ваш опыт работы, перечень мест обучения, общую информацию. Не обходите вниманием графы, в которых необходимо указать уровень владения языком, а также не забудьте указать все дополнительные навыки, которые вы получали – полезным может стать даже упоминание о прохождении курсов плетения или приготовления суши.

Как можно более полно опишите сферу своих увлечений и интересов . Будьте внимательны: работодатели обращают внимание не только на содержание, но и на форму подачи и оформления. Решите сложную творческую задачу: не выходя за рамки официального текста, подготовьте действительно креативный и интересный материал о себе, способный увлечь и заинтересовать.

Соберите своих работ, особенно акцентируя внимание на реализованные проекты. По возможности соберите отзывы и рекомендации. Не стесняйтесь прилагать образцы и эскизы. Хорошим дополнением к портфолио станет проект, находящий в разработке, который сможет отразить особенности протекания вашего творческого процесса.

1

1 Елабужский институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

В статье обсуждается роль технологии е-портфолио в усилении практической направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования. Предлагаются педагогические условия, благодаря которым данная технология будет успешно внедрена в практику образовательных учреждений. Выдвинуто предположение, что внедрение технологии е-портфолио в образовательный процесс подготовки бакалавров позволит усилить практическую направленность, за счет вовлечения студентов в профессиональное самоопределение и развитие рефлексивных навыков самооценки не только учебных, но и личностных и общественно-значимых достижений и индивидуального прогресса в процессе обучения в вузе. В результате исследования были определены основные этапы и педагогические условия успешного внедрения технологии е-портфолио как средства формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования в усилении практической направленности.

е-портфолио

бакалавр педагогического образования

образовательный процесс

практическая направленность

инструментальная среда

1. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. Е-портфолио – оценочная технология, внедряемая в практику образовательного учреждения // e-Журнал «Экономика и социум». 2014. №4(13) 2014: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/Galimullina.pdf.

2. Ильичева С.В. Разработка модели электронного портфолио на базе mahara/moodle как технологии управления качеством образовательного процесса и индивидуальным прогрессом студента. Сборник тезисов докладов конференции молодых ученых, Выпуск P. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011 г. – 146 с. Электронный ресурс. URL: http://kmu.ifmo.ru/file/stat/12/kmu8_vep3.pdf.

3. Лизунова Л.Р. Портфолио студента (примерное положение). Электронный ресурс. URL: http://www.logopunkt.ru/umm1.htm.

4. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? // Новая газета. 1.10.2012. URL: http://portal21.ru/news/update_russia.php?ELEMENT_ID=5367.

5. Ljubimova, E.M., Galimullina, E.Z. "Development level of independent activity of undergraduates on the basis of Web-technologies" Life Science Journal, ISSN:1097-8135, Scopus Coverage Years: from 2008 to 2013, 11 (SPEC. ISSUE 11), 110, pp. 485-488 http://www.lifesciencesite.com. 110.

Утверждение нового Профессионального стандарта педагога (ПСП) неизбежно влечет за собой модернизацию существующих стандартов содержания педагогического образования . Анализ ПСП показывает, что современному учителю необходимо знать не только свой предмет и творчески относиться к делу, но и уметь осуществлять самоконтроль и оценку своего компетентностного и личностного роста с применением современных инфокоммуникационных технологий, уметь представлять свои личностные, общественно-значимые и академические достижения, в том числе и в сети Интернет .

На сегодняшний день в организации образовательного процесса используются различные методы оценивания, направленные в основном на оценку результатов обучения. В то время как личные, общественно-значимые и академические достижения студентов остаются за пределами оценивания . В связи с этим необходимо использовать альтернативные методы и технологии оценивания деятельности участников образовательного процесса. Одной из таких технологий является технология электронного портфолио (е-портфолио).

Основной целью создания е-портфолио является обеспечение мониторинга культурно-образовательного становления студента, анализ и представление значимых результатов процессов его компетентностного и личностного роста. Е-портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности - учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной .

Мы предполагаем, что внедрение технологии е-портфолио в образовательный процесс подготовки бакалавров позволит усилить практическую направленность, за счет вовлечения студентов в профессиональное самоопределение и развитие рефлексивных навыков самооценки не только учебных, но и личностных и общественно-значимых достижений и индивидуального прогресса в процессе обучения в вузе.

Цель исследования - выявить педагогические условия успешного внедрения технологии е-портфолио, как средства формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования в процессе усиления практической направленности обучения на примере создания электронного портфеля своих достижений.

Нами было выдвинуто предположение о том, что технология е-портфолио как средство формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования, будет успешно внедрена, если:

  1. Определить структуру и содержание е-портфолио;
  2. Выявить критерии оценивания е-портфолио;
  3. Провести анализ и классификацию инструментальных сред создания е-портфолио с целью выбора наиболее подходящей;
  4. Разработать методическое пособие в виде брошюры по созданию е-портфолио.

Материалы и методы исследования

Технология е-портфолио - оценочная технология, направленная на накопление, хранение, развитие и презентацию индивидуально значимых результатов.

Слово «портфолио» происходит от латинского portare - «носить» и folium - «лист для записи». Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Портфолио бывает двух типов, отличающихся по способу обработки и презентации информации: портфолио в бумажном варианте и электронное портфолио. Электронное портфолио - это совокупность работ студента, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных либо на цифровом носителе информации, так называемое e-portfolio, либо в виде web-сайта, то есть online-portfolio. Последний тип портфолио становится все более популярным и востребуемым, как наиболее близко отвечающий духу современности, потребностям экономики знаний, целям и задачам smart-обучения. В мировой практике электронное портфолио является частью стратегии электронного обучения, которая признана самой перспективной технологией обучения в настоящее время.

Министерство образования и науки Российской Федерации реализует проект по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры с усилением практической и исследовательской направленности подготовки, в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Одним из участников проекта является Казанский федеральный университет (КФУ). Преподавателями Елабужского института КФУ разработаны модули основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогических кадров, одним из которых является модуль «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла: Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике». Программа модуля предназначена для бакалавров, приступающих к получению педагогического образования и реализуется в процессе сетевого взаимодействия со школами, имеет практическую направленность, проявляющуюся в организации деятельности студентов, направленной на формирование электронного портфеля достижений.

Так как проект по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ ориентирован на усиление практической направленности подготовки бакалавров, то неизбежно меняются цели и задачи процесса обучения. В связи с этим в процессе всего обучения студентам необходимо уметь непрерывно производить самооценку и анализ своей образовательной деятельности, выстраивать индивидуальную траекторию обучения и видеть перспективы учебно-профессионального развития. Будущий учитель должен уметь производить мониторинг своего культурно-образовательного становления, анализировать и уметь представлять значимые результаты компетентностного и личностного роста, а также презентовать свои достижения и продукты своей интеллектуальной деятельности, в первую очередь в сети Интернет .

Именно технология е-портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию, являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Это своеобразный отчет по процессу обучения, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Цель процесса разработки е-портфолио - дать возможность студенту выделять и размышлять над своими сильными и слабыми сторонами, используя формирующую обратную связь, предоставляя возможность преподавателям поддержать успехи и предпочтения обучающихся соответствующими способами. Оформляя е-портфолио, студенты непрерывно и целенаправленно собирают работы, которые демонстрируют их личностные, общественно-значимые и академические достижения в процессе обучения. Отметим, что в траектории обучения студента должны быть отмечены точки внесения изменений и дополнений в е-портфолио с его оценкой всеми участниками образовательного процесса совместно. Следовательно, преподавателю и самому студенту будет виден путь движения и развития его учебно-профессиональных действий.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим подробнее педагогические условия успешного внедрения технологии е-портфолио как средства формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования в усилении практической направленности.

1. Определение структуры и содержания е-портфолио

Портфель достижений студента должен быть оформлен в виде единого структурированного электронного ресурса. Структура е-портфолио определяется его разделами. В зависимости от целей и задач использования е-портфолио разработчиком определяется количество, наименование и содержание наполнения его разделов. Как отмечалось выше, е-портфолио, представленное в виде web-сайта (online-портфолио), наиболее предпочтительно на сегодняшний день в условиях открытости и доступности информации.

Структура презентационного портфолио может включать следующие разделы (Таблица 1).

Таблица 1

Примерная структура и содержание е-портфолио (online-портфолио)

Наименование раздела

Приветствие

Краткое обращение от разработчика портфолио. Приветствие. Несколько слов о разработчике портфолио.

Персональные установки, жизненные принципы и цели.

Достижения

Презентация выполненных учебно-профессиональных действий, результатов участия в мероприятиях сетевого взаимодействия, презентации, отзывы, характеристики, благодарственные письма, фотографии и т.д.

Представление в формате резюме своих личных данных и достижений.

Самоанализ

Анализ собственных достижений, корректировка траектории обучения (при необходимости) и определения дальнейших перспектив.

Контакты

Контактные данные разработчика портфолио.

2. Выявление критериев оценивания е-портфолио

Предложенные нами группы основных критериев оценивания е-портфолио представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценивания электронного портфолио

Критерий

Описание критерия

Технические

Работоспособность всех элементов е-портфолио

Устойчивость к изменению пакета программ, установленного на компьютере, стабильность работы, необходимость установки дополнительного ПО.

Использование возможностей средства создания е-портфолио

Соответствие выбора программного инструментария создания е-портфолио.

Полнота использования возможностей программного инструментария при создании е-портфолио.

Тиражирование е-портфолио

Возможность копирования материалов е-портфолио, их тиражирование, удаленного использования.

Эргономико-дизайнерские

Мультимедиа компоненты:

  • Интерактивность

Соответствие характера и принципов взаимодействия, целевой аудитории; продуманность, взвешенность интерактивного вмешательства пользователя.

  • Визуализация

Единство визуального образа и содержания; легкость узнаваемости, считываемости, распознаваемости образа пользователем; единство стилистики всего проекта.

  • Звуковое сопровождение

Гармония звука, визуального ряда и содержания, голосового сопровождения.

  • Общее впечатление

Ощущения, которые возникают у потребителя после просмотра портфолио.

Коммуникативность

Техническая поддержка пользователя, реализация обновления содержания, возможность подключения внешних программ, ресурсов Интернет.

Производительность

Эффективная навигация, контекстно зависимое оглавление и помощь, возможности поисковой системы.

Традиционные показатели эргономичности

Оптимальность расположения управляющих элементов интерфейса, размеров управляющих элементов интерфейса, выделения управляющих элементов интерфейса цветом, формой, звуком.

Соответствие содержания

Соответствие содержания цели создания е-портфолио.

Вариативность способов представления информации

Использование различных источников, материалов контрольных работ, фотографий, чертежей, текстов, расчетов, анимации, мультимедийных презентаций, видео- и звукозаписи.

Подлинность

Информация и материалы е-портфолио непосредственно связаны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения по ФГОС и критериям отбора материалов.

Динамичность

Данные в е-портфолио собираются многократно, в соответствии с указанными периодами. Е-портфолио содержит не только окончательные, но и рабочие варианты работ, выполненные к определенному времени, позволяет оценить динамику и осмыслить ход обучения.

В е-портфолио четко прослеживается его назначение (для трудоустройства, поступления на следующую ступень обучения и др.).

Интегрированность

Собранные в е-портфолио материалы отражают комплексную интеграцию знаний и умений в освоенные компетенции, охватывают все виды деятельности.

Многоцелевое назначение

Е-портфолио модно применить в различных реальных ситуациях: участия в конкурсе портфолио, презентации себя социальным партнерам, оценки работы за семестр, курс, трудоустройстве, в дополнительном образовании и др.

Презентационные

Креативность

Нетривиальное представление е-портфолио.

Логичность, структурированность

Правильное и нелинейное выстраивание материалов портфолио.

Глубина изложения.

Эргономичность

Наглядность и комфортность восприятия.

Рефлексивные

Самооценка результатов выполненной деятельности

Способность определить уровень полноты знаний о результатах своей работы по созданию и защиты своего портфолио.

В е-портфолио ярко прослеживается ответственность и самооценка достижений студента по каждой странице, каждой компетенции.

Критичность и глубина оценки процесса деятельности после создания е-портфолио

Предвосхищение возможного результата и его последствий.

3. Анализ и классификация инструментальных сред создания е-портфолио с целью выбора наиболее подходящего

Нами предложена следующая классификация инструментальных сред создания электронного портфолио: системы управления контентом, гипертекстовые инструментальные среды и мультимедиа HTML-средства.

К системам управления контентом можно отнести следующие инструментальные среды GoogleSites, uCoz, Wix, Weebly, Jimdo, 4portfolio, Mahara.

Отметим, что е-портфолио также можно создавать в программах семейства Microsoft, так как иногда портфолио сопровождают примерами работ, которые прикладываются к основному документу в отдельной папке. Следовательно, к гипертекстовым инструментальным средствам создания е-портфолио можно отнести программные продукты компании Microsoft (например, Word, PowerPoint, Publisher и др.).

Наиболее популярными мультимедиа HTML - средствами создания е-портфолио являются Macromedia Dreamweaver, Microsoft Office Share Point, Designer Aptana Studio.

4. Описание технологии е-портфолио

Опишем основные этапы создания е-портфолио:

1) Определение содержания е-портфолио и целей его формирования. На данном этапе основной задачей является определение цели создания е-портфолио, критерий оценки и условий, в которых будет происходить презентация е-портфолио. Это помогает определить содержание е-портфолио и структурировать дальнейшую работу.

2) Обработка материалов е-портфолио. Основной задачей является отбор материала е-портфолио, перевод его в электронную форму, подбор необходимого мультимедийного и программного обеспечений, соответствующие задачам и условиям демонстрации.

3) Создание связей и оформление е-портфолио. На данном этапе реализуется не только технический процесс создания е-портфолио в виде мультимедиа-продукта, но и формирование оглавления, построение структуры гиперссылок, связывающих различные элементы. Здесь студент выполняет определенную мыслительную деятельность по соотнесению имеющихся материалов с внешними требованиями.

4) Презентация портфолио. В зависимости от формы и аудитории презентация может быть различной. Однако в любом случае она должна завершаться получением обратной связи и рефлексией будущих действий по развитию е-портфолио.

5. Разработка методического пособия в виде брошюры по созданию е-портфолио

Методическое пособие предназначено для бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» в усилении практической направленности процесса обучения и ориентировано на пользователей, которые решили самостоятельно или под руководством наставника создать электронный портфель своих достижений. В пособии содержатся: теоретические основы технологии создания электронного портфолио, описание и анализ инструментальных сред, описание структуры и содержания е-портфолио, а также технологию и этапы его создания, критерии его оценивания. Методическое пособие направлено на освоение технологии создания е-портфолио в различных инструментальных средах и описывается пример создания е-портфолио студентки физико-математического факультета в системе управления контентом Wix.

Выводы и заключение

В заключении отметим, что предлагаемые нами педагогические условия внедрения технологии е-портфолио позволят успешно реализовать технологию е-портфолио, как средство формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования с целью усиления практической направленности процесса обучения. В результате технология е-портфолио - новое форма оценивания не только учебной и воспитательной деятельности обучаемых, но и личностных, общественно-значимых и академических достижений студентов, которую необходимо внедрять в практику образовательного учреждения.

Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ No 05.043.12.0016 от 23.05.14.Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга;

Капустина Т.В., д.п.н., к.ф-м.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, физико-математического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга.

Библиографическая ссылка

Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. ТЕХНОЛОГИЯ Е-ПОРТФОЛИО В УСИЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19338 (дата обращения: 07.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Высокое качество подготовки кадров всегда являлось важнейшей задачей каждой образовательной организации.

Современная социокультурная ситуация ставит перед учебным заведением важнейшую задачу, связанную с конкурентноспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Однако, как показывает практика, многие выпускники не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями.

Становление современного специалиста как целостной компетентной и самостоятельной личности конкурентноспособной на рынке труда требует существенного пересмотра подходов к учебно-методической, научно-методической работе, к методам планирования и подготовки учебного процесса.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предполагает использование в процессе обучения прогрессивных педагогических технологий. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики образовательные организации апробируют модульно-рейтинговую, кредитную технологии, игровой и проектный методы, разноуровневое обучение, обучение посредством кейсов (case-studies) и др.

Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио.

Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами», «папка специалиста».

Портфолио - это современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной научной и профессиональной деятельности .

Портфолио может быть в бумажном или электронном варианте. Электронная версия может быть представлена в виде презентации на сайте (веб-портфолио).

Под электронным портфолио (е-портфолио) С.В. Панюкова и Н.Е. Есенина , понимают организованную обучающимся с помощью ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования.

Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественные ученые (Е.С. Полат, Д.Н. Исоян, Е.Н. Балыкина, О.Г. Смолянинова Barrett H., Barton J., Collins A. и др.). Д.Н. Исоян рассматривает портфолио как условие активизации познавательной деятельности, В.А. Девисилов - как технологию мотивации и личностно-ориентированного обучения, портфолио как условие формирования исследовательских способностей рассматривают Н.И. Подгребальная, Л.А. Халилова; А.С. Тазутдинова определяет портфолио как технологию в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности, Д.В. Шестакова рассматривает портфолио как средство формирования конкурентноспособности будущего специалиста-управленца.

Все вышесказанное обуславливает актуальность нашего исследования, посвященного разработке условий, применения портфолио в системе подготовки будущего специалиста.

Объект исследования: процесс подготовки будущего специалиста.

Предмет исследования: портфолио студента как условие его профессионального становления.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективность использования электронного портфолио в системе подготовки будущего специалиста.

Задачи исследования:

1.Раскрыть функции портфолио.

2.Разработать структуру «Портфолио студента Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии».

3.Разработать модель электронного портфолио студентов Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии.

4.Определить условия, способствующие эффективному использованию портфолио в образовательной деятельности.

В условиях компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, механизм мониторинга его прогресса. Это своеобразный отчет по различным видам деятельности студента: учебная, научно-исследовательская, творческая, практическая, общественная и т. д.

Использование портфолио позволяет отслеживать индивидуальную траекторию развития студента, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания, навыки и умения.

В тоже время, портфолио является одним из условий повышения мотивации студента, формирования навыков рефлексии. По мнению Е.С. Полат, портфолио - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности.

Таким образом, портфолио студента выполняет следующие основные функции:

·Механизм мониторинга достижений студента;

·Развитие рефлексии, оценки (самооценки) студента;

·Поддержка высокой мотивации к обучению;

·Самопрезентация при трудоустройстве выпускника;

·Развитие умения учиться.

На сегодняшний день распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов». Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки.

Портфолио документов- портфель сертифицированных (документированных индивидуальных образовательных достижений студента.

Портфолио работ- собрание исследовательских, творческих, работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, и т. д.

Портфолио отзывов- оно включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, руководителями практик и т. д.

Анализ нормативных документов Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии, а также компетентностной модели выпускника направления подготовки 09.02.03 Программирование в компьютерных системах позволил нам определить следующую структуру «Портфолио студента Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии»:

·ФИО студента (фото)

·Специальность

·Представление студента (приветствие)

·Автобиография

·Мое отношение к профессии

·Контакты

·Портфолио работ

1. Достижения в учебно-профессиональной деятельности

· учебный план

· курсовые работы

· практика

· олимпиады

· дипломный проект

· стипендии

· повышение квалификации

2. Достижения в научно-исследовательской деятельности

· проекты

· доклады на конференциях

· доклады на семинарах

· гранты

· конкурсы

· публикации и др.

3. Достижения в общественной и творческой деятельности

· общественные поручения

· дополнительное образование

· увлечения

· спортивные мероприятия

· тренинги

· волонтерская работа

4. Портфолио документов

· сертификаты, грамоты, благодарности, статьи и т. д.

5. Отзывы резюме, характеристики, самоанализ и т. д.

Разделы портфолио, отражающие формирование общих и профессиональных компетенций, представляет достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками; умение проектировать свой профессиональный рост. Содержание разделов отражает достижения в учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности: результаты освоения образовательных программ, наличие стипендий, прохождение учебных и производственных практик; участие в учебных или научных семинарах и форумах, публикации, получение премий и грантов за исследования; повышение квалификации и т. д.

Предложенная структура портфолио позволяет акцентировать внимание на нем как на продуктивном средстве формирования необходимых компетенций и профессионально значимых качеств личности будущего специалиста. Полное и целенаправленно выстроенное портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определяет его конкурентоспособность на рынке труда.

Портфолио студентов выступает как способ накопления, фиксирования и оценки индивидуальных достижений и механизм мониторинга его прогресса, отражающий уровень его компетентности и конкурентоспособности.

Электронный вариант портфолио имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

Объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;

Навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее;

Служит средством интерактивной мультимедийной презентации достижений и информационного взаимодействия .

Существуют некоторые сложности, препятствующие повсеместному использованию электронных портфолио студентов. Это обусловлено тем, что использование электронных портфолио образовательных достижений требует от педагога и студентов определенных знаний и умений в области информационных технологий: загрузка программы, выход из программы, использование данных разных форматов, сохранение данных на сервере, редактирование электронных материалов. Отсутствие таких знаний делает невозможным использование электронных портфолио.

Портфолио, созданное инструментальными средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития студента. Создание и пополнение электронного портфолио требует от студента умения моделировать, конструировать и структурировать информацию, учитывать требования эргономики и дизайна.

Электронное портфолио можно создать в различных приложениях операционной системы Windows: PowerPoint, Word, Excel или организовывать в виде Web-страницы. Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио образовательных достижений студентов может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного информационного ресурса .

Современное программное обеспечение, применяемое для создания электронного портфолио дает возможность строить различные визуализации: диаграммы, графики, кластерные грозди, сводные таблицы, презентации и т.д. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяет реализовать связи между компонентами модели портфолио посредствам перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Структурное построение электронного портфолио предполагает создание навигационного меню для перехода по разделам, в которых осуществляется накопление и хранение коллекций материалов. Определение структуры электронного портфолио образовательных достижений студентов должно производиться педагогом в процессе совместной работы со специалистом в области компьютерного программного обеспечения.

Электронное портфолио можно разрабатывать на основе лицензионной компьютерной программы Adobe Flash CS4 Professional, которая имеет необходимый инструментарий. Также для создания электронных портфолио студентов можно использовать Систему управления контентом. CMS – это компьютерное программное обеспечение, предназначенное для упрощения и систематизации совместного создания документов и контента. Чаще всего, CMS – это веб-приложение, служащее для управления веб-сайтами и их содержимым. Программный продукт CMS Joomla - система управления содержанием, написанная на языке PHP и использующая в качестве хранилища содержания базу данных MySQL. Joomla – это свободно распространяемое программное обеспечение, доступное для всех под лицензией GNU/GPL, она легка в установке и управлении, и надежна.

Одной из главных особенностей Joomla является относительная простота управления при практически безграничных возможностях и гибкости при изготовлении сайтов. Данная система управления контентом предоставляет возможности, которые важны при создании электронного портфолио:

- полное управление компонентами базы данных и сайта;

- все разделы полностью доступны для управления и редактирования;

- темы разделов могут быть добавлены при сотрудничестве авторов;

- динамические модули форумов, опросов, голосований с показом результатов .

Joomla не требует от пользователя или администратора системы знаний языка гипертекстовой разметки HTML для управления и работы с ней, что так важно для пользователей, имеющих низкий уровень компьютерной грамотности.

Создание банка электронных портфолио образовательных достижений студентов способствует:

- повышению качества образовательного процесса и его вариативности;

- расширению возможностей обучения и самообучения;

- повышению мотивации и социальной активности студентов;

- наполнению личных портфолио обучающихся электронными продуктами;

- развитию медиакомпетентности и информационной культуры .

В дальнейшем, электронное портфолио может стать технологией планирования будущей профессиональной карьеры студентов и эффективным средством развития. Это можно объяснить тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр сформированности профессиональных и общих компетенций студентов.

Электронный портфолио - это не форма обучения, а сетевая образовательная технология, расширяющая социально-познавательную деятельность подростков за рамками школьной инфраструктуры и реализующая взаимосвязь между интересами, жизненными потребностями растущего человека и теми областями социальной среды, в которых они могут быть удовлетворены. Электронный портфолио - это пространство реального действия подростка, а не место лишь для предъявления отчета о выполненной работе.

Мы выделяем следующие особенности Электронного портфолио студента.

1. В основе структурирования Электронного портфолио лежит целеполагание, которое служит руководством при определении всех его разделов и формировании системы заданий, отвечающих требованиям индивидуализации познавательного процесса, становления деятельности подростка как личностно значимой. Структура Электронного портфолио призвана обеспечивать расширение социально-познавательной деятельности студента за рамками образовательной среды.

2. Большую часть содержания Электронного портфолио составляют собственные материалы студентов, созданные ими в ходе самостоятельной работы. Содержание Электронного портфолио призвано фиксировать и визуализировать самостоятельно созданные творческие материалы. Поскольку Электронный портфолио представляет собой мультимедийную компьютерную программу, в нее можно включать материалы разных форматов: тексты, графические изображения, аудиозаписи, видеоролики, анимацию.

3. Материалы Электронного портфолио собираются студентом не однократно, а в течение всего времени работы по проекту. В Электронном портфолио студент дает самооценку результатам своей творческой деятельности, и педагог также оценивает ход и динамику развития знаний и способов деятельности в выбранной предметной области.

Список литературы:

1.Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е.В. Григоренко // Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.

2.Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

    Панюкова С.В., Есенина Н.Е. Электронный портфолио ученика // Инфор-матика и образование, 2007. №2.

    Абовский, Н.П. Чему учат и не учат инженеров. Система активного творческого образования [Текст] / Н.П. Абовский; научное издание. – КрасГАСА: Красноярск, 2004. - 55 с.

    Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд–во КГУ, 1988. – 238 с.

    Бодров, В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психологический журнал [Текст] / В.А. Бодров. - 1985. №2. – С. 85-94.

    Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С.8-14.

    Булатов В.П., Шаповалов Б.Н. Наука и инженерная деятельность [Текст] / В.П. Булатов, Б.Н. Шаповалов. - Л.: Лениздат, 1987. - 111 с.