Толстой Л.Н. «Бедные люди» (сочинение). Анализ рассказа Бедные люди Толстого (произведения)
Которое никогда не ветшает»
(Афоризм Генри Дэвида Торо, американского писателя и философа 19 века)
Цель
:1)Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;
2)Формирование коммуникативной компетенции через умение работать с текстом, доказательно выражать свою точку зрения;
3)Развитие нравственных представлений учащихся в ходе работы с такими понятиями, как добро, доброта
4) развитие критического мышления учащихся через работу с текстом
Оборудование: Стенд с высказываниями писателей о доброте.
Фонограмма (П.И.Чайковский «Старинная французская песня»)
Учебник (рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»), стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача», репродукция картины
Ход урока:
Организационный момент.
Нам желают «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Ребята, каким вы видите наш урок, что от него ожидаете?
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Работа в тетради:
Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)
Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?»
Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре .
Вывод:
Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте свои предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Анализ рассказа.
На сколько частей можно разделить рассказ?
Ожидание мужа.
Смерть соседки.
Добрый поступок.
Расскажите (Пересказ с изменением лица рассказчика)
о жизни Жанны от 1 лица
Б. Жанна идет проведать больную соседку. Жанна видит постель, на которой она и двое ее маленьких детей.
ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ
Найдите прилагательные , которые употребляет автор, говоря о матери.
На какую художественную деталь вы бы обратили внимание? (Рука матери .) Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.
Найдите прилагательные и наречия , которые употребляет автор, говоря о детях.(словно ангелы)
Какие выводы вы сделаете на основе наблюдений?
Вывод:
Как беззащитны дети, еще даже не знающие, что они оказались в беде. Рука матери, свесившаяся с соломы - эта деталь подчеркивает, что в последние минуты жизни мать постаралась укрыть детей, уберечь.
Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора. Выбор был и у Жанны: взять этих маленьких детей, но тогда…… или оставить, но тогда………………………..
Жанна выбирает первое, причем она сама не знает «как и зачем она сделала это»
В. Что побудило Жанну взять детей? Как вы оцените ее поступок?
Физпауза Добрые дела – божественны (Г.Манн)Ребята садятся по 3 группам.У каждого ученика буквы слова, слово должно быть прочитано в группе
Работа в тетради(ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ
):
Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.
В начале |
В конце |
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви , и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре. Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится. |
Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!” |
Ваши выводы |
Ваши выводы. Объясните причины такого изменения. |
Перечитаем по ролям финал. Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и ее мужа.
Обратим внимание на название рассказа .
Доброта и любовь – высшие проявления сущности человека. Именно о проявлении этих качеств говорит автор в этом прозаическом произведении. К какому жанру вы бы его отнесли? Аргументируйте ответ.
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме . Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.
Я хочу познакомить вас со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Есть ли связь между стихотворением в прозе Тургенева и рассказом Толстого?
Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали? (В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства. Мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.
Написать на бумажках-шестигранниках качества, которыми обладали герои произведений. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь сокровища души.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Кисть и краски порой могут выразить душевное состояние не хуже, чем слово. Посмотрите на картину современной художницы Ирины Карпикиоти. Какое бы название вы ей дали?
Мы говорили сегодня о важных качествах человека, и,надеюсь, наш урок был для вас полезным. .Какие бы ключевые слова вы вставили в название нашего урока? (доброты, любви,)
Творческая работа.
Синквейн «Что такое Доброта».
О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»
Продолжите стихотворение по данному началу
Наш мир спасут добро и красота...»
Озвучиваем написанное.
Раздаем «богатства» : каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.
Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
Подводим итоги работы класса и отдельных учащихся.
Лист деятельности учащегося
Уроки ……………………………………………….. Л.Н.Толстого
Рассказ «Бедные люди»
«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»
Генри Дэвид Торо
Задание 1. Выберите задание и выполните его. (ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР)
1) Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.
2) Выпишите из 1 части рассказа слова, которые, на ваш взгляд, могут быть ключевыми _____________________________________________________________________________________________
В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны... На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух еще огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю ловит рыбу, Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба."Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!" – говорит она и крестится.
Спать еще рано. Жанна встает, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, и не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвет с нее платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она еще с вечера хотела зайти проведать больную соседку. "Некому и приглядеть за ней", – подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась... Никто не отвечает.
"Плохое вдовье дело, – думает Жанна, стоя у порога. – Хоть и немного детей – двое, а все одной обдумать надо. А тут еще болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду проведаю".
Жанна постучала еще и еще. Никто не отвечал.
– Эй, соседка! – крикнула Жанна. "Уж не случилось ли что", – подумала она и толкнула дверь.
В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мертвые. Жанна поднесла Фонарь еще ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мертвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мертвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощеких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, еще успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко. Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несет домой. Сердце ее сильно бьется; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.
Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. "Что-то скажет он?.. – сама с собой говорит она. – Шутка ли, пятеро своих ребятишек – мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!"
Дверь скрипнула, будто кто вошел. Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.
"Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?.." И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати.
Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревет по-прежнему.
Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:
– Вот и я, Жанна!
– Ах, это ты! – говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.
– Ну, уж ночка! Страх!
– Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?
– Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался... Ну, а ты что тут без меня делала?
Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.
– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я... Сидела шила... Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.
– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!
Оба помолчали.
– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.
– И не знаю когда; верно, еще вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки... Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать...
Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьезно, озабоченно.
– Ну, дела! – проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!
Но Жанна не двигалась с места.
– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?
– Вот они, – сказала Жанна и отдернула полог.
Урок литературы
Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Ильченко Лариса Анатольевна, МБОУ СОШ №52, г. Новосибирск,
учитель русского языка и литературы,
педагогический стаж - 24 года,
в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.
Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения
Образовательные:
Познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;
Проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;
Посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;
2. Развивающие:
Развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);
Развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);
Развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).
3. Воспитательные:
Создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.
Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.
Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.
Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце
Виктор Гюго
На экране эпиграф
Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
Что такое, по-вашему, доброта?
(Один учащийся работает со словарём Ожегова)
Запись на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Какие ассоциации вызывает у вас слово?
(Составление кластера)
Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Запись темы урока
Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?
(-Проанализировать рассказ;
Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.
Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3,4)
Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?
Определите тему рассказа.
Итак, главная героиня рассказа - Жанна.
Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
(На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)
Работа в группах:
1 - Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)
2 - Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 5)
3 - Бытовые детали (описание жилища, детей) (слайд 6)
4 - Действия и поступки героини (найти синтаксические средства, лексические средства)
(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)
В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?
Какую страшную картину увидела Жанна?
Раздумывала ли она, как ей поступить?
(Найти в тексте подтверждение)
На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?
(Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)
О чём думает потом?
(Мысли о муже)
Почему боится мужа?
(Муж - глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)
Сделайте вывод о поступке Жанны.
(Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)
Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?
Какова главная мысль рассказа?
(Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)
(Они проявили милосердие)
Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова, которые вы подобрали к слову «доброта»? (Это чувства людей)
А как вы объясните слово милосердие?
(Работа одного учащегося со словарём Ожегова)
Милосердие - не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
Не случайно и имя героини. Что оно означает?
(Отвечает заранее подготовленный ученик)
Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.
Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.
Кто из героев ещё имеет имя?
(Соседка Симон)
(Жанна и Симон - матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)
Подтвердите примером из текста, что Симон - заботливая и любящая мать)
Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.
Вернёмся к поставленным целям.
Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?
Почему рассказ назван «Бедные люди»? (слайд 7)
Какое бы название предложили вы?
Согласны ли вы с высказыванием Н. Шамфора? Созвучно оно с нашими выводами?
Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.
(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)
Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру?
Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……
Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?
А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?
Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.
Актуальна ли тема рассказа в наше время?
Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.
Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, — так и остался хамом.
Этот вот — от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.
Конспект открытого урока по литературе 10 класс
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления
Тема урока: Рассказ Л. Н. Толстого «Бедные люди»
Цели: продолжить формирование понятия «милосердие», побуждать ребенка поступать милосердно по отношению к близким и чужим людям, к животным и природе. Продолжить работу по развитию умения работать с учебником. Работать над развитием основных мыслительных операций, умением делать выводы и обобщения.
Оборудование: учебник литературы 9 класс; Толковый словарь русского языка. Авт. Баханьков А.Е.-Мн.; Нар.асвета,1985 г.
- Организация начала урока Слово учителя – вот и закончились новогодние каникулы. Мы снова встретились с тобой, чтобы продолжить нашу работу. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей 19 века, которые нам рассказывают о жизни русского народа в те далекие времена. И сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
- Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (Целеполагание и мотивация)
Учитель | Предположительный ответ ученика |
Попробуй вспомнить, какие произведения этого писателя мы уже изучали? | «После бала», «Кавказский пленник») |
А сегодня мы познакомимся с новым рассказам этого писателя, который называется «Бедные люди». Исходя из названия рассказа, как ты думаешь о чем мы узнаем, читая его? | Думаю о жизни бедных людей. |
А зачем нам это, зачем мы изучаем жизнь людей в 19 веке? | Наверное, чтобы знать и понимать историю нашей Родины. |
Правильно, молодец! Нельзя быть гражданином России, не зная прошлого, ведь так трудно разобраться в современной жизни нашего общества. Ты согласен со мной? | Согласен. |
Умница! Давай откроем стр.100 нашего учебника и прочтем о том, что пишут о Л.Н.Толстом другие известные писатели. О чем этими строками нам говорит писательница? | Читает высказывание М.Шагинян. Что Л.Н.Толстой хорошо знал быт и труд крестьян и правдиво описывает это в своих произведениях. |
Прочти слова писателя А.М.Горького. А что пишет о Л.Н.Толстом А.М.Горький? | Читает слова А.М.Горького. О правдивости его произведений и о значении их для всех нас. |
Чтение рассказа.
|
|
Словарная работа «полог». Тебе понятно это слово? Давай откроем наш толковый словарь на стр.203. Читай объяснение. | Читает рассказ 1 абзац. Нет. Читает: полог – занавеска,закрывающая кровать. |
Что мы узнаем из 2 абзаца. О ком мы сейчас прочитали? Что мы узнали о семье Жанны? (Большая семья или маленькая? Чем занимается муж Жанны? Как они живут бедно или богато? Найди в тексте фразы, подтверждающие это? Зачитай. | Жанна жена рыбака, семья большая 7человек. Живут бедно, еле-еле кормятся. Едят ржаной хлеб. У детей нет обуви. Стр.101 |
Зачитывает ребенок со стр.1ОО и заканчивая словами (…на море буря) и на стр. 101 |
|
Куда отправилась Жанны, выйдя на улицу? Зачем? | К соседке, проведать. |
Физкультминутка, гимнастика для глаз | Смотрим вдаль и в книгу,трет подушки ладошек и прикладывает их к глазным яблокам. |
Что же увидела она, войдя в избушку соседки? | А рядом с ней спящих двоих мертвую соседку на кровати, а недалеко от неё, в колыбели, спящих двоих маленьких детей |
Что она предприняла? | Прочти это на стр.102 |
Стр.102 |
|
Читает до конца текст. |
|
Когда пришел муж Жанны о чем у них был разговор? Давай их разговор прочитаем по ролям, ты читаешь слова мужа, а я слова Жанны. Слова автора будем опускать. Хорошо? | Ребенок соглашается идет чтение по ролям. |
Чем же закончился рассказ? Прочти. | Стр.103 «Вот они…» |
Прочти 6 вопрос на стр.103 и попробуй ответить на него? | Люди сами живут бедно, но они очень добрые, отзывчивые … |
Ты прав, умница. Это милосердные люди. Давай откроем с.144 толкового словаря и найдем слово милосердие и прочтем его смысл. | Читает, что такое милосердие Стр.144 |
Значит быть милосердным - это готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ты понимаешь это? | Да понимаю. |
Чему учит нас этот рассказ? | Люди бедны, но богаты душой, милосердны. Надо быть милосердными всем. |
Не все люди милосердны, к сожалению. Есть жестокие, которые совершают злые поступки. Ты наверное можешь привести примеры, но мы не будем сейчас о них говорить. Лучше приведи из своей жизни милосердный поступок, который совершил ты, а может твои родители | Ребенок пытается вспомнить что-то из своей жизни и жизни своих родителей и наконец рассказывает, как он и его мама приютили маленького котенка, брошенного кем-то поздней осенью. |
- Рефлексия. Я очень рада Саша, что ты все понял, ты большой молодец, я довольна твоей работой и я ставлю тебе четыре за неё, ты не всегда был четок и точен в своих ответах. Ты согласен со мною (Да)Скажи, тебе понравился рассказ и как ты сам работал со мной. (Да) Думаю ты тоже будешь расти милосердным человеком, готовым прийти на помощь человеку, если он в ней нуждается. А теперь я дам тебе домашнее задание.
- Домашнее задание.
Дома подумать, поговорить с мамой, бабушкой, папой и на следующем уроке приведи примеры милосердного поступка из жизни своей семьи или людей. Хорошо.
Урок по произведению Л.Н.Толстова «Бедные люди»
Урок № 1 Любимое произведение Л.Н.Толстова – урок проявления любви к ближнему
Задача урока: ответить на вопрос о том, почему Л.Н.Толстой высоко ценил и любил это
произведение В.Гюго?
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце
Виктор Гюго
1. Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
2. Что такое, повашему, доброта?
3. Какие ассоциации вызывает у вас слово ДОБРОТА? (ЧТО? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?)
(Составление кластера)
Формулирование собственного определения на основе полученных слов. В это время один
учащийся работает со словарём Ожегова.
Запись на доске: Доброта это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро. Сравнение полученных формулировок.
Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Творческая история рассказа
Какие чувства у вас вызвал рассказ?
Почему возник этот рассказ? Рассказ "Бедные люди" – прозаическое переложение
стихотворения В.Гюго "Les pauvres gens" (из книги "La legende des siecles"), которое Толстой
высоко ценил и любил. В трактате "Что такое искусство?" Толстой относит это
произведение Гюго к числу "образцов высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему,
религиозного искусства". (Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная
литература, 1983. Т. 15)
"Это такая классическая вещь, что портить ее грех", – писал Толстой И.И.Горбунову
Посадову 3 марта 1905 г.Ч
Чтение фрагмента стихотворения Гюго
Теперь обратимся к содержанию рассказа в переложении Толстова.
Сформулируйте и запишите сюжет произведения в трех предложениях. (Суть содержания
передается по принципу композиции: завязкакульминацияразвязка)
Почему выбрали именно эти эпизоды?
Определите тему рассказа. Через какие подтемы раскрывается общая тема рассказа?
На сколько частей можно разделить рассказ? На три и три предложения в пересказанном
сюжете. Какие смысловые части отражает ваш текст?
Ожидание мужа.
Смерть соседки.
Добрый поступок.
Кто является носителем доброты? главная героиня рассказа – Жанна.
Что оно означает ее имя? Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.
Найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
Работа в 4х группах в соответствии с приемом:
прием 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности
прием 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа.
Сравнить описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова
«Буря». 1886 г, «В бурю» 1872г
прием 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей
раскрывает образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рассказе
и на репродукции картины В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), Л. Галле. «Семья
рыбака» (1848), И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)
прием 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна.
(синтаксические средства, лексические средства). Сравните описание событий в рассказе и
на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен
Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу
Является ли жизнь Жанны иллюстрацией проявления доброты?
Какую страшную картину увидела Жанна?
Раздумывала ли она, как ей поступить?
Сделайте вывод о поступке Жанны. Она проявила доброту, поступила милосердно по
отношению к детям.
Кто из героев ещё имеет имя? Соседка Симон
Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет? Симон – заботливая и
любящая мать (чтение текста). Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина
матьидеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщиныматери.
На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о главной героине? Она мать. У неё своих
пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей.
О чём думает потом? Мысли о муже.
Почему боится мужа? Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение.
Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с
ним.
Как Жанна относится к мужу в начале произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать...
Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу.
Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Елееле кормятся. А у ребяток все нет
обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что
хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы.
Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре.
- Гдето он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится.
Как Жанна относится к мужу в конце произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и
торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Чтото
скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало
еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он
меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!... Нет. Опять никого!
Господи, и зачем я это сделала?..Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна опять
задумывается и долго сидит у кровати”
Как вы можете оценить поступок Жанны и её мужа? Попытайтесь дать собственную оценку
решению Жанны и её мужа. Они проявили любовь к ближнему, милосердие. «Ну, деал! –
проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать? Придется взять, а то
проснутся, каково им будет с покойницей? Ну, да что уж, какнибудь пробьемся! Ступай же
скорей! Но Жанна не двигалась с места. Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна? –
Вот они, сказала Жанна и отдернула полог. (1905) Таким образом, Жанна и ее муж любят и
понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно - любить
людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро,
ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.
А как вы объясните слово милосердие? Работа одного учащегося со словарём Ожегова.
Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
Какова главная мысль рассказа? Основа жизни – это желание проявлять любовь к
ближнему, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, если случится беда.
Почему рассказ назван «Бедные люди»? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи
Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания.
Какое название предложили бы вы?
Письменная рефлексия: Почему Л.Н. Толстой высоко ценил и любил произведение В. Гюго?
Стихотворение А. Дементьева, поэта 20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, - так и остался хамом.
Этот вот - от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Домашнее задание: найти примеры урока доброты в другом художественном произведении (указать
автора, название, сформулировать эпизод), в истории любой эпохи и страны, в 21 веке (пример из
личной жизни или деятельности современного общества). Записать афоризмы со словом добро,
доброта (Л.Н.Толстова и др.)
Дополнительное задание: прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с
рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенева
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю
и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
принявшем сиротуплемянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что
будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
РАБОТА В ГРУППАХ
Группа 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности.
Группа 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа. Сравнить
описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова 1) «Буря». 1886 г, 2)
«В бурю» 1872г.
1
2
Группа 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей раскрывает
образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рассказе и на
репродукциях картин 1) В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), 2) Л. Галле. «Семья рыбака»
(1848), 3) И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)
1
2
3
Группа 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна. Сравните описание
событий в рассказе и на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в
гавань СенВалери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу
Неаполитанского залива» (1842)
Урок № 2. Сочинение « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?
Актуальна ли тема рассказа в наше время?
Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос будет ваше сочинениерассуждение.
Высказывания Л.Н.Толстого:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
«Делая добро, будь благодарен за это».
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание
доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».
Тема « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
Вопросный план
1. Что такое доброта?
2. Какие поступки можно считать добрыми?
3. Какой урок преподносит Л.Н.Толстой в произведении «Бедные люди»?
4. Какой автор художественной литературы преподносит нам урок доброты?
5. Совершает ли современное общество добрые поступки?
6. Добрый поступок как проявление любви к ближнему.
Пример сочинения
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Она помогает людям в жизни,
согревает их. Добротой можно решить можно проблем в отношениях между людьми. Доброта несет
радость людям, поэтому заставляет их отвечать добром даже в сторону тех, кого мы по какойто
причине недолюбливаем. Добрый поступок – это тот поступок, который мы совершаем не ради себя, а
ради других. Например, можно спасти бездомного щенка, стать донором (сдать кровь), перечислить
карманные деньги в фонд для лечения больных детей. А можно всей семьей поучаствовать в акции
Рождественский марафон. Когда мы совершаем добрые поступки, нам становится самим лучше и
приятнее в душе. Наша душа радуется, даже если поступок этот мог навредить тому, кто его
совершил, потому что добрый поступок делает мир лучше.
Доброта учит нас многому: честности, выносливости, смелости в любви. Эти качества очень
важны, только у доброго человека они могут быть.
К сожалению, понастоящему добрые поступки в наше время чаще можно встретить в
художественной литературе, чем в повседневной жизни. Например, в произведении Л.Н.Толстого
«Бедные люди» мы встречаемся с милосердием и добротой в сердце Жанны. Она забирает
осиротевших двоих детей в свою семью, хотя у самой пятеро ребятишек. Живут они бедно. Еле концы
с концами сводят. Ее урок доброты для нас заключается в любви к ближнему. Не каждый человек
способен на такой серьезный поступок.
Рассказ Платонова «Юшка» учит быть добрым со всеми. Юшка – главный герой произведения,
который был бедняком и работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на
содержание чужой ему девочкисироты, а сам отказывал себе в покупке насущных, необходимых
вещей.
В 21 веке у людей очень много стресса и забот, на самом деле у них очень мало времени остается
для добрых дел. Но еще есть люди, которые посвящают добру всю свою жизнь. Доктор Лиза многие
годы помогала самым обездоленным и несчастным. Она с группой помощников кормила и лечила
бездомных на московских вокзалах, вывозила изпод обстрелов раненых украинских детей на лечение
в Москву. Она говорила: «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».
Добро – ключ к Миру.