Логопедический массаж языка в домашних условиях. Логопедический массаж языка для детей: техника выполнения зубной щеткой

Терёхина Е.А., логопед, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа –Югры “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Гармония”, г.Нягань.

Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах обычного лечебного массажа, я подготовила подробный материал, как для специалистов, педагогов, так и для родителей имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Что значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов. В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях использую различные виды логомассажа. Знакомлю родителей с методикой и техникой логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в домашних условиях.

Роль логопедического массажа

Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании, а также нарушения голоса.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Основными задачами логопедического массажа являются:

Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях - уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

Стимуляция проприоцептивных ощущений;

Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

Уменьшение гиперсаливации;

Укрепление глоточного рефлекса;

Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная - от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном - 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте - 25 минут.

Положение тела при логопедическом массаже

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно - расслаблению), делает более свободным дыхание.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

В положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

Ребенок - в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

Ребенок - в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.

Основные виды логопедического массажа:

Классический ручной массаж.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Самомассаж.

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

  1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

  • поглаживание от середины лба к вискам;
  • поглаживание от бровей к волосистой части головы;
  • поглаживание от линии лба вокруг глаз;
  • поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
  • поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
  • поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
  • легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
  • надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

  • поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
  • поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
  • точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
  • легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

  • поглаживание лба от середины к вискам;
  • поглаживание лба от бровей к волосам;
  • поглаживание бровей;
  • поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
  • поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
  • сжимание подбородка ритмичными движениями;
  • разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
  • перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
  • пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

  • поглаживание от середины верхней губы к углам;
  • поглаживание от середины нижней губы к углам;
  • поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
  • пощипывание губ;
  • легкое покалывание губ.

3.Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка:

Точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

*От середины языка к его кончику и обратно.

*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),

*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),

*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,

*Пощипывание и растягивание краев языка.

*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Работа по преодолению слюнотечения.

1.Научить детей хорошо жевать - вначале с запрокинутой головой.

2.Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,

особенно перед выполнением упражнений.

3.Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.

Речевое общение является основным средством для осуществления связи между человечеством. При помощи речи, с малых лет мы учимся познавать мир в общении. Дети неодинаковы и осваивают речь в правильной форме на разных этапах своей жизни. Данному развитию могут препятствовать многие факторы.

К причинам нарушения речи у ребёнка можно отнести:

  • наследственную генетику;
  • патологические последствия в ходе беременности и при родовой деятельности;
  • протекание психологического развития у ребёнка с задержкой;
  • нарушение самого речевого аппарата.

Если проблема в развитии малыша существует, не стоит паниковать. При выявлении первых ей показателей, необходимо сразу обратиться за помощью к специалисту - логопеду. Определив специфику нарушения, ребёнку будет оказана необходимая помощь для устранения имеющейся проблемы.

Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата

Как правило, занятия с логопедом включают выполнение детками дыхательной и артикуляционной гимнастики. При обнаружении специалистом более серьёзных нарушений, к комплексу процедур подключают логопедический массаж. Он относится к нетрадиционному методу лечения, но очень результативен так как повышает тонуса языка и нормализует работу аппарата речи.

Логопедический массаж для детей способствует:

  • улучшению произношения;
  • коррекции голоса;
  • снижает симптоматику связанную с неврологическими нарушениями;
  • активизирует и приводит в тонус мышечную систему речевого аппарата;
  • помогает сократить время при формировании произношения.

Массаж также способствует обновлению организма, так как в процессе задействованы все ткани, клеточки и в целом система. Его влияние оказывает существенные изменения на состояние системы мышц. После активной нагрузки мышечные волокна повышают свою активность, восстанавливается и увеличивается их работоспособность .

Логопедический массаж языка для детей поможет если выявлены такие речевые нарушения как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия. Также его применение значительно снижает заикание у ребёнка .

Как правило, делает массаж языка логопед. Это связано с выполнением сложных правил при очистке и подготовке к процедуре языка и ротовой полости. В медицинских учреждениях при очистке используют специальный зонд. Если проблема не настолько велика, можно получив консультацию специалиста делать логопедический массаж в домашних условиях. В этом случае очистку ротовой полости осуществляют шпателем либо зубной щёткой.

Выявив характер отклонения, логопед назначает массажный курс с учётом количества сеансов и их продолжительности. На назначение определённого курса массажа влияет мышечный тонус (его состояние), возможность во время движения, наличие патологий.

Пониженный тонус

Делать логопедический массаж ребёнку нужно изначально с шейной области затрагивая плечи. Тело поглаживают мягкими и лёгкими движениями. Оказывая действие на данную область, активизируется мускулатура имеющая связь с мышцами языка.
При массаже обязательно надо затрагивать дно ротовой полости, так как данные мышцы имеют непосредственную связь с корневой областью языка.

Также надо проводить активные действия на артикуляционных мышцах. К ним относятся жевательные, скуловые, щёчные. Все действия начинают от центральной области и доводят до крайней точки.

Применяют в приёмах классический массаж с поэтапным нарастанием в давлении. При этом в области воздействия не должна ощущаться боль.

Методы проведения

  1. поглаживаем лоб вдоль и поперёк;
  2. поглаживаем верх глаза;
  3. движение от носовых крыльев до уха;
  4. поглаживаем подбородок к уху, затрагивая его нижнюю челюсть;
  5. спиральными движениями разминаем скуловые мышцы;
  6. делаем пощипывающие и в виде спирали действия на щеках;
  7. разминаем обе стороны мышц щёк, массируя внутри одним пальцем, остальные задействованы снаружи;
  8. массажируем отдельно каждую губу. Двигаемся поглаживая и пощипывая от средней точки к углам;
  9. обработка складки в области губы.

Повышенный тонус

Как делать логопедический массаж правильно имея повышенный тонус? Начинают процедуру подобрав удобное расположение для ребёнка, которое уменьшит степень проявления тонического рефлекса. Лёгкими прикосновениями поглаживают от крайних точек к центру области массажа. При этом делают усиливая давление скользящие и слегка прижимающие действия, что даёт расслабляющий эффект в области воздействия. Все циклы происходят с повтором в восемь раз. Таким образом, замедленные движения снижают тканевую возбудимость .

Методы проведения

Начинают расслабляющими движениями в шейном и плечевом отделах. Также закрепляют методику пассивным массажем делая вращения головой. Придержав голову ребёнка, необходимо выполнять круговые вращения поочерёдно в обе стороны. Таким образом при расслаблении мышцы шейного отдела, происходит снижение тонуса у самого основания языка .

Расслабление мышц на лице

  • поглаживание лба вдоль и поперёк;
  • поглаживание глаз;
  • поглаживающие действия от переносицы через область верхнего века глаза до виска;
  • гладим ото лба к щёчкам, далее подбородок через шейную область до ключиц;
  • движения от уха (мочка) к носовым крыльям;
  • пощипывание в области нижней челюсти;
  • надавливающие движения от волосяного покрова, затрагивающие всю лицевую поверхность.

Мышечное расслабление во время массажа губ

  • поглаживание губ от каждого угла к центральной точке (поочерёдно каждая губа);
  • поглаживаем верхнюю губу (начиная с верхней её точки
    книзу);
  • поглаживающие движения нижней губы (снизу к верхней точке);
  • обрабатываем носовые складочки (от носовых крыльев к углам рта);
  • надавливаем на губы, делая при этом лёгкие и вращающие прикосновения;
  • пошлёпываем губы используя подушечки пальцев.

Массаж языка

Расслабляющий массаж языка проводят предварительно, очистив из полости рта ребёнка остатки пищи. Процедуру делают по истечении полтора часового интервала после приёма еды либо за два часа до кормления. Массаж делают поглаживая во все направлениях язык. Это способствует активности большего количества мышц.

Применяют при этом данную последовательность:

  • стимуляция продольной мышцы от основания языка к самому концу;
  • стимуляция поперечной мышцы от центральной части к краю;
  • движениями в виде круга и спирали необходимо обработать всю поверхность;
  • похлопывающими движениями обойти всю плоскость языка;
  • прижимаем продольные мышцы;
  • движениями сверху вниз массажируем уздечку язычка;
  • воспользовавшись тканевой салфеткой, делаем массаж имитирующий перетирание.

Используя данную методику, специалистами рекомендовано самостоятельно делать массаж языка ребёнку в домашних условиях. Это комплекс несложных упражнений, которые по необходимости помогут справиться с отклонением речи если нет возможности регулярно посещать логопеда.

Массаж ложками

Дома также можно применить логопедический массаж ложками. Этот результативный метод, который значительно улучшит процесс развития речи у ребёнка. Для его осуществления понадобится две пары чайных ложек.

Методика проведения:

  • При помощи выпуклой поверхности ложки, необходимо производить поглаживание височной области.
  • Выпуклостью ложки делается поглаживание глазных впадин. Необходимо проводить вдоль брови к внешнему углу глаза. Обратные движения осуществлять под глазом.
  • Круговыми движениями гладятся щёки ребёнка выпуклой стороной ложки.
  • Растирание по спирали височной области горкой ложки. Закончить аккуратно нажав на область воздействия.
  • Осуществлять растирание межбровного пространства спиралевидными траекториями горкой ложки.
  • Массирование щёк от линии подбородка к глазу ребром ложки.
  • При помощи конца ложки делать растирание носогубной области.
  • При помощи кончика ложки слабыми нажатиями обработать отдельно нижнюю и верхнюю губу.
  • Область скул и подбородка нужно разминать округлостью прибора совершая движения по кругу.

Расположение во время массажа

Прежде чем начать массаж языка ребёнку, необходимо его разместить в удобном положении.

Наилучшими считаются:

  • расположение на спине. Под шею нужно подложить маленькую подушку либо мягкую ткань в форме валика;
  • проведение в кресле при наличии в нём подголовника;
  • для маленьких детей выбирают положение в коляске полусидя;
  • сидя на руках у родителей в случае присутствия у ребёнка страха перед прохождением процедуры.

Выполнение условий при проведении методики

Массаж языка логопедический вносит коррективы в тяжёлые нарушения речи только при соблюдении определённых правил.

Продолжительность и частота проведения

Время прохождения одного сеанса зависит от возраста ребёнка и уровня нарушения речи и не должно превышать 25 минут (5-25 мин) независимо от места проведения (домашние условия, детское учреждение).

Продолжительность первого сеанса до 5 минут, так как необходима адаптация ребёнка к данной процедуре . С течением времени, в зависимости от возраста, время проведения постепенно увеличивают до максимального.

Массажный курс вмещает в себя 10-20 комплексов. На эффект процедуры влияет её регулярность . Ежедневное прохождение либо с разрывом через день, даст значительный прогресс в решении проблем с речью.

Делать расслабляющий логопедический массаж для языка не рекомендуется деткам у которых присутствуют разнообразные заболевания простудного характера, наличие кожных заболеваний и воспалительных процессов ротовой полости . Ну а отсутствие противопоказаний при регулярном посещении занятий и активное родительское участие и заботливое отношение логопеда - станет залогом успешного развития правильной речи у ребёнка.

Логопедический массаж - это часть реабилитационной программы по восстановлению и нормализации речевой функции. Его назначают и детям, и взрослым. Это комплексный метод, в котором используются ранее разобщённые формы логопедической коррекции: дыхательная, голосовая и гимнастики, а также непосредственное массирование мышц лица, шеи, частей речевого аппарата - языка, губ и щёк с внутренней стороны.

Мнения специалистов по поводу целесообразности назначения детского логопедического массажа разделились. Одни считают его не более, чем модным явлением, другие - эффективным способом решения проблем с речью.

Логопедический массаж стимулирует мышцы, участвующие в постановке звуков, что улучшает кровоснабжение и способствует ускорению проведения нервных импульсов или же снятию спазма. Пациент быстрее осознаёт неконтролируемые зоны, а массажные действия помогают научиться управлять ими, устанавливать нервные связи между действием и результатом, которые быстро автоматизируются.

Показания к назначению

Логопедический массаж для детей эффективен при следующих речевых нарушениях:

  • , для которой характерно нарушение иннервации, из-за чего губы, язык и мягкое нёбо не двигаются должным образом. Целью логопедического массажа при дизартрии является нормализация мышечного тонуса и развитие артикуляционных движений;
  • - нарушении алгоритма направления звукового потока, что обуславливает «гнусавость» - говорение «через нос».
  • Механической , а именно - укорочении подъязыковой уздечки. В одних случаях её подрезают, в других - растягивают с помощью массажа и гимнастики.
  • Заикании – невротическом нарушении речи.

Важный нюанс: назначать логопедический массаж имеет смысл тогда, когда специалист понимает, что нарушение речи обусловлено именно недостаточной проводимостью импульсов от определённых частей речевого аппарата. Сомнительно прибегать к манипуляции при аутизме, задержке умственного развития. Этот метод направлен на стимуляцию, а не на запуск отсутствующей речевой функции.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса - в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса - укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции - ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения - гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса - сократительной способности мышц гортани, глотки.

Поглаживания и постукивания расслабляют, пощипывания разминания - тонизируют.

Виды

Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других - применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.

Ручной

Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:

  • Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы - поглаживание , растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
  • Точечный массаж: задача специалиста - воздействовать на конкретные рефлекторные зоны - точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.

Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.

Аппаратный

Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно - напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.

Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект. Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.

Зондовый

Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:

  • вилочковый - имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже - вращать;
  • восьмёрка - приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
  • саночки - маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
  • топорик - им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе - интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе - давят сильнее;
  • крестовина - зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
  • толкачик - для чередования расслабления и нажима.

Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.

Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах - так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.

Рекомендации про проведению логопедического массажа дома

Можно проводить логопедический массаж в домашних условиях. Для этого родителям важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:

  1. Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались - полулёжа или лёжа.
  2. Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны. Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
  3. Важнорасслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
  4. Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ. Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;

    – от бровей к зоне роста волос на голове;

    – от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;

    – от лба к щекам, подбородку и по шее;

    – от мочки уха к крыльям носика;

    – пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.

    Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:

    – постукивать подушечками пальцев по всей площади.

    Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.

  5. Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений - энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу.Логопедический массаж лица (поглаживания):
    – от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;-от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;- от лба к щекам, подбородку;- сжимание подбородка;

    – движения по спирали на скулах и щеках;

    – один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;

    – пощипать щёчки.

    Тонизирование губ (поглаживания):

    – поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;

    – нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю - от верхнего края тоже вниз к слизистой;

    – от крыльев носа к уголкам рта;

    – пощипать губы, поколотить их слегка.

  6. Логопедический массаж языка:

– гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;

– мягко массировать нёбо по линии середины;

– совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;

– держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево-вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.

При слюноотделении делайте паузы, что ребёнок сглотнул слюну.

Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.

Противопоказания

  • Воспалительные процессы во рту, герпетические высыпания на губах, сыпь по лицу.
  • Высокое внутричерепное давление. Увеличение лимфатических узлов.
  • Инфекционные болезни, включая простуду.
  • Эписиндром.
  • Бурная реакция ребёнка: плач, крики, истерика.

Многие люди скептически относятся к тому, что профессионально проведенный логопедический массаж языка позволит ребенку не только научиться выговаривать разные звуки в словах, но и строить целые предложения.

Логопедический массаж языка для детей проводится для целого ряда положительных изменений, которые видят не только сами родители чада, но и все окружающие люди.

Ниже приводим список основных задач, с которыми он позволяет справиться:

  1. Коррекция правильного произношения звуков (звукопроизношения);
  2. Улучшение состояния голосовых связок и голоса;
  3. Нормализация дыхания во время разговора;
  4. Устранение психических и моральных напряжений у детей, которые страдают из-за неправильно поставленной речи;
  5. Уменьшение влияния заикания, дизартрии на повседневную жизнь детей;
  6. Общее улучшение речевого аппарата и мышц, отвечающих за звукоизвлечение;
  7. Укрепление глоточных рефлексов;
  8. Создание правильной траектории движений органов артикуляции.
Список проблем, при которых прописывается логопедический массаж языка для ребенка достаточно большой, но все же главная задача — это устранение дефекта речи у детей.

Часто у детей наблюдается избыточное количество вырабатываемой слюны, поэтому врачи назначают подобные процедуры, чтобы снизить этот эффект.

Показания и противопоказания

У малыша могут наблюдаться врожденные или приобретенные отклонения, которые требуют обязательного назначения логопедического массажа языка. Среди них хотелось бы отметить следующие проблемы:

  • Нарушение голоса или его частая потеря;
  • Дефект речи;
  • Дизартрия;
  • Увеличение эффективности от занятий с индивидуальным логопедом;
  • Непроизвольное слюновыделение;
  • Проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  • Заикания и проблема с произношением из-за сильного напряжения мышц.

Данный список показаний к проведению массажа языка у детей разного возраста может быть расширен на основе индивидуального назначения врачом. В любом случае, понадобится тщательный осмотр специалистом.

Существуют и определенные противопоказания, при которых проведение этой процедуры становится просто недопустимым:

  • Развитие острых респираторных заболеваний или пик простуды
  • Гингивит и конъюнктивит
  • Стоматит
  • Увеличение лимфоузлов и лимфотока
  • Поражение ротовой полости в результате развития герпеса

Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке , поэтому только квалифицированный врач способен окончательно выбрать вариант лечения вашего ребенка.

Условия для проведения процедуры в домашних условиях

Диагностика опытными врачами с применением современного оборудования позволяет выявить основные проблемы, связанные с речевым аппаратом.

Логопед имеет возможность на основе полученных анализов получить структуру и причину нарушения, что значительно упрощает дальнейший процесс лечения.

Обязательно исследуется мышечная структура шеи, мимические и артикуляционные мышцы, а также верхняя часть тела. Такой подход позволяет учесть даже самые мелкие особенности развития у детей речевых функций.

Теперь перейдем к особенностям проведения логопедического массажа языка в домашних условиях.

Процедура проводится в хорошо проветренной комнате. Если на начальном этапе длительность процедуры составляет всего лишь 5-7 минут, то после 4-5 занятий время увеличивается до 15-20 минут. Не стоит забывать, что от возраста ребенка также многое зависит.

Например, грудничкам допускается проводить процедуру не более 1-2 минут. В дошкольном возрасте процедура проводится в течение 15 минут, а в младших классах этот интервал можно увеличить до 20 минут. Но не забывайте и об индивидуальных особенностях каждого малыша.

Общий курс логопедического массажа языка для детей составляет 10-20 процедур в зависимости от сложности диагностированной проблемы.

В неделю рекомендуется проводить не более 2-3 сеансов, чтобы не вызывать раздражение языковых рецепторов. Отдельную подготовку к процедуре должны пройти и сами родители ребенка, ведь важно верить в то, что это действительно полезно и эффективно.

Обязательно посмотрите следующее видео, о том как делать логопедический массаж детям. Мастер-класс, полезные советы и рекомендации от профессионала.

Манипуляции с языком ни в коем случае не должен доставлять дискомфорт или болевые ощущения, в обратном случае его рекомендуется просто прекратить. Если сразу ребенок будет с боязнью относиться к этим действиям, то после 4-5 сеансов его собственное мнение кардинально изменится.

Логопедический массаж языка зубной щеткой

Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. В нашем случае, мы разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка.

Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом . Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна.

Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка.

Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице.

Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.

Язык ребенка должен быть полностью расслаблен – для этого следует нежно помассировать область в подчелюстной ямке.

Все поглаживания кроме зубной щетки проводятся большими пальцами рук без сильных надавливаний. Они должны быть направлены от центра языка к его боковым поверхностям. Повторимся, что вы не должны забывать о том, что требуется как можно чаще менять марлевые салфетки для сбора слюны .

Ожидаемый результат

Если логопед прописал вашему чаду проведение специального логопедического массажа языка, вы должны с пониманием относиться к этому, ведь имеются явные отклонения и проблемы.

Прохождение всего курса позволит не только улучшить произношение звуков, но и укрепит артикуляционные мышцы, которые задействованы в разговоре у каждого человека.

Заключение

Прежде чем приступать к процедурам со своим чадом, мы рекомендуем пройти специализированные курсы логопедического массажа. Времени это займет не много, зато вы будете уверены в своих силах и точно знать, что не навредите.

Обучение логопедическому массажу краткосрочное, его можно пройти в пару занятий. Обратитесь к своему детскому врачу за консультацией по этому вопросу.

С маленькими детьми нужно быть всегда очень чуткими и бдительными. Научиться возможно и самостоятельно, но никак не обойтись без рекомендаций педиатора.

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

делать логопедический массаж при заикании и дизартрии ? Фото: на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по —разному . Один малыш без особых проблем начинает говорить , другой сталкивается с затруднениями при произношении звуков и слов . Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста .

  • Причиной такого детского поведения выступают разнообразные физические отклонения , проблемы психологические , послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами , так как проблема нарушения речи не исчезнет просто . Пройдите консультацию с врачом —логопедом , определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда . Такое средство лечения в приоритете при заикании , дизартрии и дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж ?



Фото: логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения , с воздействием приемов механики на состояние нервов , тканей в речевом аппарате , где расположены сосуды кровеносные . Это техника по лечению и нормализации состояния речевого произношения , эмоциональности ребенка .

Такой массаж применяют успешно при дизартрии , заикании . Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы , общее организма состояние на физиологическом уровне .

Основными задачами такого массажа выступают :

  • активация аппарата речи , мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении . Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов . Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца .

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках . Проходит в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний , вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный : сегментируются приемы классического приема в определенных зонах . Выполняются упражнения в воротниковой зоне , в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый . Выполняется за счет использования инструмента — зонда


Фото: сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж ? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку , для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры .
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений :

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки . С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи .
Обязательно проводить все процедуры в установленный невропатологом и педиатром срок . Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики , приемы и инструменты для логопедического массажа ?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов . Существует три комплекса , целенаправленных в зону симптомов патологических .

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии , атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает :

  • нормирование тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности , ритма , переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить :

  • последовательность работы со звуками ; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков , которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии . К первоначальным симптомам на болезнь относят : ужасную дикцию , невероятные замены звуков в структуре слога , невнятную речь .

Основная логопедическая программа спланирована так :

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал , который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи , проходит устранение дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы . На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса . Здесь логопед проводит массаж , и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания . Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж на языке .

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических , которые определены на выздоровление участков тела ребенка , которые поражены
  • Длительность процедуры не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают : рвотные позывы , заболевание зубной полости , заболевания вирусно — инфекционной группы


Фото: инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе . К ним относят зонды . Делятся они на два подвида : разработанные из металла и из пластмассы . Форма их достаточно разнообразна :

  • Шарик , улитка , топорик , усы , грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка .

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения массажных упражнений :

  • Расположение — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле , с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений : кресла , коляски ). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое . Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения , проводимые при дизартрии :

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке . Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам , для их укрепления . Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами . Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка , держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка .

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий .

Дети , имеющие меньшую степень