Поистине мы принадлежим аллаху. Воистину, мы принадлежим аллаху и к нему вернемся. Четыре важных совета для желающих избавиться от лени на пути требования знаний

Всевышний Аллах сказал (смысл): «…Мы будем испытывать вас страхом, голодом, недостатком, некоторыми потерями имущества, жизни близких и плодов. Только стойкость спасёт вас от этих тяжёлых испытаний. Обрадуй (о, Мухаммад!) терпеливых Раем, тех, которые, когда постигнет их бедствие, говорят: «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия и при награде, и при наказании». Это – те, над которыми благословение и милость от их Господа, и они идут верным путём» (сура «Аль-Бакара», аят 155–157).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если с кем-либо случится беда, то пусть скажет: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун Аллахумма аджурни фи мусыибати вахълиф ли хайран минха» («Воистину Аллаху мы принадлежим и к Нему мы возвернёмся. О Аллах! Награди меня за несчастье, которое меня постигло, и замени его добром для меня»). И тогда Аллах наградит его за это несчастье и заменит его тем, что ещё лучше того, что он потерял».

Во-первых, сам человек, его семья и его имущество являются исключительно собственностью Аллаха. Если Аллах забирает обратно от человека что-то, это Владелец забирает себе то, что Ему принадлежит.

Далее – всё, что получает человек, было раньше, и человек лишь получает это во временное владение. Кроме того, не человек создал предметы этого мира и потому он не является настоящим владельцем всего, не говоря уже о том, что не в его силах абсолютно защитить то, что у него имеется.

В конце концов, все люди неизбежно возвращаются к своему Создателю, Истинному Господу, так что им всё равно предстоит рано или поздно расстаться с жизнью и со всем своим имуществом. И человек возвращается к Аллаху таким, каким он был создан: без всякого имущества, без жены, без семьи, без национальной принадлежности. Единственное, что у него есть, – это его добрые и порицаемые деяния. Если это так, то какой смысл высокомерно гордиться своим богатством или горевать о потере? Если человек будет помнить своё начало и свой конец, то это осознание поможет ему спокойно воспринимать любые потери и несчастья.

К тому же вспомним, что человек не в силах предотвратить то, что предопределено для него, или иметь то, что для него не предопределено. Аллах сказал (смысл): «Никакая беда не поразит землю (засуха, недостаток в плодах и т. д.) и не поразит ваши души (болезнь, бедность, смерть и т. д.), не будучи записанной в книге «Аль-Лавх» (Скрижали); предопределена Аллахом и подвержена Его знанию раньше, чем Мы претворим её в жизнь на земле и в ваших душах. Предопределение беды, знания о ней для Аллаха очень легки и не предоставляют никакого труда, поскольку Его знание объемлет всё сущее. Мы рассказываем это, чтобы вас не постигла чрезмерная печаль, приводящая к негодованию о том, чего вы лишились, и чтобы вы не радовались кичливо тому, что Он вам даровал. Ведь Аллах не любит всяких гордецов, заносчиво кичащихся перед людьми тем, что имеют» (сура «Аль-Хадид», аят 22–23).

Горе, вызванное постигшим несчастьем, убавится, если вспомнить, что Аллах наградил нас большим, чем отнял у нас. Мы поймём, что имеющееся у нас сейчас намного больше того, что потеряли. Тем более если помнить, что Аллах обещает нам награду за любое несчастье, постигшее нас, если только мы будем терпеливо его переносить. И ещё – если бы Аллах захотел, то Он мог бы сделать несчастье намного большим и более серьёзным.

Горе от постигшего несчастья станет меньше, если оглядеться вокруг. Мы увидим, что весь мир вокруг нас страдает от какого-либо несчастья: кто-то теряет своих любимых, где-то бушует война или стихийное бедствие. Мы осознаем, что какие бы радости в этом мире мы не имели – все они преходящи. Если в один день мы смеёмся от радости, то другой день может принести нам слёзы. И это везде, где бы мы ни жили: в Америке, в России или на Мадагаскаре. Японцы говорят: «Жизнь – это семь падений и восемь вставаний». То есть чередование радостного и горестного – это естественное явление жизни.

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «За каждой радостью следует печаль, и любой дом, который сейчас наполнен радостью, вскоре наполнится печалью».

Ибн Сирин (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет такого смеха, чтобы за ним не последовал плач».

Однажды Хинд бинт ан-Нугман (да будет доволен ею Аллах) попросили рассказать свою историю, и она сказала: «Однажды утром мы проснулись, и все арабы шли только к нам за помощью. Когда наступила ночь, все арабы смотрели на нас с жалостью».

Ибн Тальха (да будет доволен им Аллах) рассказал о Хурке, сестре Хинд бинт ан-Нугман: «Однажды я встретил Хурку и спросил её: «Что ты знаешь об уроках из историй царей?» Она ответила: «То, чему мы радуемся сегодня, лучше того, чему мы радовались вчера. Мы читаем в книгах, что нет такого дома, который радуется своему благополучию, чтобы на его долю не выпало испытание. История показывает, что каждый наш радостный день скрывает другой, который мы возненавидим».

К преодолению отчаяния после несчастий относится также понимание, что отчаяние и печаль не избавят нас от несчастья, а только усилят его. Сюда же относится понимание, что наше горе приносит радость врагу, печалит наших друзей, гневает Господа, радует Сатану, уничтожает возможную награду Аллаха и приносит слабость нашим душам. С другой стороны, если терпеливо переносить несчастье, это удовлетворит Аллаха, и Он отгонит от нас Сатану и его приспешников, разрушит их козни, обрадует наших друзей и опечалит наших врагов. В таком случае человек, которого постигло несчастье, будет сам утешать близких и друзей, а не они его. Такое поведение и есть стремление к твёрдости и совершенству, а вовсе не горестные причитания, побивание собственных щёк и вопрошание Аллаха, за что постигло такое наказание.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В день Страшного суда некоторые люди захотят, чтобы при жизни их кожу разрезали ножницами, при виде награды, которую получат те, кто терпеливо переносил постигшие их несчастья».

Всё можно вернуть или заработать снова, кроме награды Аллаха. Кроме того, только через жизненные испытания можно получать бесценный опыт. Поэтому люди с правильным пониманием встречают любые несчастья спокойно. Несчастье постигает людей настолько, насколько они сами ему это позволяют. И поэтому выбор за нами: или награда, или же мы будем пожинать злые последствия. Тот, кто проявляет гнев и неверие, будет записан в число потерянных душ. Тот, кто с горя забывает свои обязанности и совершает запретное, будет записан в число не справившихся со своими обязанностями. Если кто-либо жалуется на несчастье и проявляет нетерпение, то будет записан в число тех, кто совершил несправедливость по отношению к самому себе. Если кто-либо отвергает решение Аллаха и ставит под сомнение Его мудрость, то будет записан среди тех, кто постучался в дверь неверия или зашёл в неё. Тот, кто проявил терпение и твёрдость, будет записан среди терпеливых. Тот, кто проявил довольство, будет записан среди довольных верующих. Тот, кто в несчастье восхваляет Аллаха и благодарит Его, будет записан среди благодарных и будет призван среди восхваляющих Аллаха. Если постигшее несчастье вызвало у кого-то желание встретиться с Аллахом, он будет записан среди искренних в своей любви к Аллаху.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если они проявляют при этом довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев».

К преодолению последствий несчастья относится и понимание, что, каким бы большим ни было несчастье, человек будет вынужден перенести его, однако такое вынужденное перенесение лишит его награды Аллаха. Сюда же относится понимание, что самое лучшее лечение в несчастье – это согласие с тем, что его Господь выбрал для него, ибо одна из тайн любви состоит в том, что любящие согласны с любимыми. Те, кто утверждают, что любят, но потом не соглашаются с тем, что нравится любимым, и ищут то, что любимым не нравится, только рассердят любимых и выдадут свою неискренность в любви. Абу-д-Дарда (да будет доволен им Аллах) однажды сказал: «Когда Аллах решает что-то, Ему нравится, когда Его решение принимают».

Имран ибн аль-Хусейн (да будет доволен им Аллах) говорил, когда болел: «Самое любимое для Аллаха – самое любимое и для меня». Так рассуждать могут только искренно верующие в Аллаха, и такое лечение действенно только для них.

К преодолению последствий несчастья также относится понимание того, что Тот, Кто посылает испытание Своему рабу, – Мудрейший и Милосерднейший. И он не посылает испытания с целью уничтожить его, наказать или принизить. Испытание – это проверка на терпеливость, довольство тем, что есть, и испытание веры. Шейх Абдулькадир однажды сказал: «Сын мой! Несчастье посылается не для того, чтобы уничтожить тебя. Оно – проверка твоей терпеливости и веры. Сын мой! Испытание – это лев, а львы не питаются падалью».

Несчастья очищают верующего от скверны и нечистот. И из них верующий выходит или чистым золотом, или чистым злом. Если испытания в этой жизни не помогли человеку, то ему предстоит пройти их в другом мире – в Аду. Поэтому верующему следует знать, что для него лучше пройти испытания в этой жизни, чем в потустороннем мире.

К преодолению несчастья относится также понимание, что если бы не несчастья, человек мог бы стать высокомерным, кичливым и с каменным сердцем, что в конце концов привело бы его к гибели. Поэтому частые несчастья, посылаемые Аллахом, – это милосердие, так как они предупреждают появление злых качеств в человеке, сохраняя чистоту его сердца.

ПОИСТИНЕ, АЛЛАХУ ПРИНАДЛЕЖИТ ТО, ЧТО ОН ЗАБРАЛ И ТО, ЧТО ОН ДАРОВАЛ

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал» — это великие слова! Всякая вещь принадлежит Аллаху, и потому, если Он что-то у тебя забирает, то, ведь, Он - Владелец этой вещи. Также Он является Владельцем того, что тебе даровал. Как человек может гневаться, когда Аллах забирает то, чего хозяином Он Сам и является?! Посему, если Всевышний Аллах забрал у тебя нечто любимое, то тебе следует говорить: «Это принадлежит Аллаху! Он забирает, что пожелает, и дарует, что пожелает!»

Поэтому, когда человека постигает несчастье, желательно говорить: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». То есть, мы находимся во власти Всевышнего Аллаха, и Он делает с нами то, что пожелает. Даже то, что Всевышний Аллах даровал тебе, на самом деле не является твоей собственностью. Оно принадлежит Аллаху! Поэтому, ты можешь распоряжаться этой вещью только так, как Он тебе позволил. Наше владение имуществом ограничено. Например, если человек пожелает распорядиться имуществом так, как запрещено в шариате, мы скажем ему: «Остановись! Так нельзя, ведь, это имущество является имуществом Аллаха». Всевышний Аллах сказал: «…и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (Сура ан-Нур, аят 33). Твое имущество на самом деле является имуществом Аллаха!

Поэтому, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал». Как можно проявлять негодование, если Владелец забрал то, что является Его собственностью?! Всё это противоречит не только разуму, но и шариатским откровениям".

См. “Шарх Рийад ас-салихин”, хадис № 29

Еще кое-что любопытное

Четыре важных совета для желающих избавиться от лени на пути требования знаний

Вопрос № 255: «Что делать, когда постигает лень или скука в требовании знаний и в голову приходят мысли, что это не мое и слишком для меня сложно? Может ли это быть следствием недостаточно правильного и искреннего намерения? Дайте, пожалуйста, наставление».

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Лень и тому подобные чувства естественны для каждого человека, их испытывает любой из нас. Передается в достоверном хадисе от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что наш Пророк ﷺ прибегал к защите Аллаха от лени, говоря: «О Аллах, я прибегаю к твоей защите от немощи и лени…».

Человеку, которого постигло и одолевает подобное состояние, можно посоветовать четыре вещи.

Во-первых, следует делать дуа, чтобы Аллах отдалил его от лени, особенно если она мешает человеку заниматься полезными и важными вещами, будь то поклонение, обязанности по отношению к людям, какие-то обязательства или получение знаний. Первое, на что нужно обратить внимание, — это искренняя мольба, которую человек обращает к Аллаху. Таким образом он дает понять себе и говорит Всевышнему, что он не обладает ни одним из качеств, делающим его достойным тех знаний, которые он хочет приобрести (это касается не только знаний, конечно же, а любой человеческой деятельности, но сейчас мы говорим именно о знаниях).

Человек должен осознавать свою немощность и бедность, свою нужду в Аллахе — и тогда Аллах поможет ему и поддержит его. Не нужно надеяться на свои мускулы, на свою силу, гениальные умственные способности, знакомства или связи. Следует обращаться к Аллаху и просить у Него, чтобы Он укрепил человека на пути получения знаний. Если Аллах не укрепит человека, не дарует ему этих знаний, ничто из упомянутого выше не поможет ему, даже если он родился в семье ученых, даже если у него лучшие книги и лучшие возможности.

Во-вторых, нужно избегать всего запретного, остерегаться нарушать законы Всевышнего Аллаха и преступать его границы.

Того, кто впадает в запретное или нарушает законы Всевышнего, Аллах отдаляет от Своих знаний, потому что он не достоин их. О подобном упоминают даже люди Писания в некоторых своих книгах. К примеру, в Библии сказано: «Много званных, но мало избранных». Все хотят стать знающими и принести пользу исламу и мусульманам, но не каждого Аллах удостаивает этим. Всевышний возвышает знаниями только тех Своих рабов, кто достоин этого.

В-третьих, человек должен составить для себя такой распорядок дня и получения знаний, который бы препятствовал лени. Например, пусть он выделит какие-то часы, дни, или определенное время суток для получения знаний и разнообразит предметы своего изучения. Не нужно сутки напролет читать только фикъх, или только тафсир или акъыду. Лучше уделить час фикъху, час акъыде, час Корану и час хифзу. Таким образом, человек будет менять области получаемых знаний несколько раз в сутки. Мозг человека устает от долгой работы в одном направлении, поэтому следует вносить разнообразие в свою деятельность. В качестве отдыха можно послушать или почитать какую-нибудь легкую книгу, например стихи или простые жизнеописания халифов, сахабов или табиинов. И тогда даже отдых будет получением знаний, а не просто досугом на диване.

Пусть тот, кто стремится к знаниям, обратит внимание на эти три вещи.

И последний, четвертый совет. Насколько я помню, об этом говорил еще имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах. Пусть требующий знания изучает жизнеописание Пророка ﷺ, обращая внимание на то, как он стремился к знаниям, с каким упорством он получал их, сколько он учился у Джибриля, мир ему. Пусть он размышляет над историями из жизни праведных предшественников: сподвижников, табиинов, великих имамов, — без остатка посвятивших себя получению знаний и их передаче. Как сказал один из поэтов: «لَوْ يَعْلَمُ الْمَرْءُ قَدْرَ العِلْمِ لَمْ يَنَمِ» — «Если бы человек осознал все величие знаний (насколько они возвышенны и почтенны), — то он потерял бы сон». И мы видим, что некоторые ученые теряют сон в буквальном смысле и спят всего лишь по три-четыре часа в сутки. Они заняты тем, что важнее сна.

Я не говорю, что всем нужно спать всего четыре часа и мучить себя. Если вы нуждаетесь во сне, то спите шесть-семь часов. Просто задумайтесь о том, что есть люди, достигшие такого уровня любви к знаниям, что они не нуждаются в долгом сне и продолжительном отдыхе. Им достаточно всего нескольких часов, чтобы отдохнуть, восстановиться и продолжить получение знаний и их распространение. Поэтому чаще вспоминайте этих имамов и их усердие на этом пути, так как это отличная мотивация, которая укрепит ваше стремление к знаниям.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси

Эр-Рияд, Саудовская Аравия

12 Джумада ас-сани 1441 г. (06.02.2020)

Сахих аль-Бухари, хадис № 2823; Сахих Муслима, хадис № 2706.

Лк. 14:16-24.

Стих имама Хафиза аль-Хаками, да помилует его Аллах.

📕Как ты поступаешь с людьми, так и Аллах поступит с тобой

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Знай, что у тебя есть грехи между тобой и Аллахом, последствий которых ты опасаешься и надеешься, что Аллах простит тебе их и не станет наказывать тебя за них. Однако Всевышний может и не ограничиться прощением, а щедро одарить тебя, почтить и даровать тебе много полезного и оказать тебе благодеяние сверх всех твоих надежд. Если ты надеешься, что Господь ответит тебе на твои скверные поступки таким образом, то и тебе следует отвечать подобным образом на обиды, которые наносят тебе Его творения. Поистине, воздаяние — того же рода, что и деяние, и как ты поступаешь с людьми, которые наносят тебе обиды, так и Аллах поступит с тобой в отношении твоих грехов и северных поступков - это будет соответствующее воздаяние. Ты можешь мстить или прощать, делать добро или не предпринимать ничего - как бы ты ни поступил, с тобой поступят так же, и как ты поступаешь с Его рабами, так поступят и с тобой. Кто задумывается и размышляет об этом, тому нетрудно делать добро тем, кто делает ему зло. Не говоря уже о помощи Аллаха и Его особой близости к человеку, которые становятся следствиями такого поведения. Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, человеку, который пожаловался ему на родственников, которым он делал добро, тогда как они делали ему зло: «С тобой постоянно будет помощник от Аллаха до тех пор, пока ты поступаешь так» (Муслим, 2558). Следует добавить сюда и благие отзывы людей о таком человеке, и то, что они непременно примут его сторону в подобной тяжбе. Ведь если люди услышат, что этот человек делает добро кому-то, а тот отвечает ему злом, то их сердца, мольбы и поддержка будут с благодетелем и против совершающего злодеяния, потому что так устроил Аллах Своих рабов».

Священная книга Коран (Коран Карим) – важнейшая духовная книга Ислама – религии мусульманского мира. Священный Коран – это книга-руководство. Коран был передан путем откровения пророку Мухаммаду (мир ему) через Архангела Джабраила. Коран содержит 114 глав – сур. Суры, ниспосланные в Мекке, называются мекканские, а суры, ниспосланные в Святом Городе Медине, называются мединскими. Все мусульмане прежде чем процитировать Коран произносят: “ би-сми-Лля́хи-р-рахма́ни-р-рахи́м ( во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного) ”.

Сегодня мы поделимся с вами 80 вдохновляющими цитатами из Корана, сопровождаемыми красивыми картинками. Все цитаты выбраны случайно и охватывают все аспекты: жизнь, счастье, горе и смерть.




“Будь же терпелив, ведь обещание Аллаха истинно.” – Сура 30, аят 60



”Попросите прощения у своего Господа, а затем раскайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь - Милосердный, Любящий (или Любимый)” – Сура 11, аят 90 “Воистину, Аллах - с теми, кто богобоязнен и кто творит добро.” – Сура 16, аят 128
“Неужели он не знал, что Аллах видит его?” – Сура 96, аят 14 ”Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь.” – Сура 3, аят 103
”Воистину, мой Господь внимает мольбе.” – Сура 14, аят 39
“И говорите людям благое [хорошие слова] (и не будьте грубыми)” – Сура 2, аят 83 «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». – Сура 2, аят 156 “Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие.” -Сура 3, аят 160
“Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.” – Сура 3, аят 159
“земная жизнь - всего лишь наслаждение обольщением.” – Сура 3, аят 185 “Когда вы произносите слово, будьте справедливы” – Сура 6, аят 152
“Моя милость объемлет всякую вещь” – Сура 7, аят 156 “Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют.” – Сура 7, аят 204 “Несомненно, Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле.” – Сура 10, аят 55
“Воистину, мой Господь - Близкий, Отзывчивый” Сура 11, аят 61
“Помогает мне только Аллах.” Сура 11, аят 88
“Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния.” – Сура 11, аят 114
“Скажи: «Кто Господь небес и земли?». Скажи: «Аллах»” – Сура 13, аят 16
“Воистину, Он не любит высокомерных.” -Сура 16, аят 23
“Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель»”. – Сура 17, аят 81
“Воистину, Аллах - с верующими.” – Сура 8, аят 19 “И никогда не говори: «Я сделаю это завтра», не добавив: “Если Аллах пожелает”” – Сура 18, аят 23
“Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве.” – Сура 19, аят 95 “и говори: «Господи! Приумножь мои знания».” Сура 20, аят 114
“Он - Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам.” – Сура 21, аят 33
“И Мы послали тебя (о, Мухаммад) только как милость для миров” – Сура 21, аят 107
“Скажи: «Господи, прости и помилуй, ведь Ты - Наилучший из милосердных!».” Сура 23, аят 118 “Твой Господь - Видящий.” Сура 25, аят 20
“А когда я заболею, Он меня исцеляет” Сура 26, аят 80
“в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому,кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем” – Сура 26, аят 88-89 “поистине (соблюдение) молитва удерживает (совершающего ее) от мерзких деяний и неодобряемого” Сура 29, аят 45
“Солнце плывет к своему местопребыванию. Так предопределил Могущественный, Знающий.” – Сура 36, аят 38 “Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета” – Сура 39, аят 10 “Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.” – Сура 41, аят 34
“О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий.” – Сура 49, аят 13
“Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты - у Нас на Глазах.” Сура 52, аят 48 “Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?” – Сура 55, аят 16 “Он с вами, где бы вы ни были.” – Сура 57, аят 4
“Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас” – Сура 62, аят 8
“Возведи для меня дом в Раю возле Тебя” – Сура 66, аят 11
“Мы украсили ближайшее небо светильниками” – Сура 67, аят 5 “Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый.” – Сура 76, аят 30
“Мы сотворили вас парами” – Сура 78, аят 8
“Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем.” – Сура 93, аят 7
“Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия).” – Сура 97, аят 1
“В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям.” – Сура 97, аят 4
“Когда земля содрогнется от сотрясений,” – Сура 99, аят 1
“Уповай на Аллаха, и довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!” – Сура 33, аят 3 “И обращайтесь за помощью (к Аллаху) (в каждом вашем деле) посредством (полного) терпения и молитвы” – Сура 2, аят 45
“Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете.” – Сура 57. аят 4
“и Аллах - Наилучший из дарующих удел” – Сура 62, аят 11 “Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его.” – Сура 99,аят 7 “Вы не будете служить (и поклоняться) никому, кроме Аллаха; и к родителям (будете проявлять искреннее) благодеяние (словами, делами, имуществом,…), и (также) к родственнику [родственникам], и к сиротам, и к беднякам. И говорите людям благое [хорошие слова] (и не будьте грубыми), и совершайте молитву (должным образом), давайте обязательную милостыню [закят]” – Сура 2, аят 83 “Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас.” – Сура 2, аят 152 “Ни один человек не знает, что он приобретет завтра” – Сура 31, аят 34 “Вы ли (о, люди) труднее для создания [для воскрешения] или небо, которое Он уже построил?” – Сура 79, аят 27 “Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим” – Сура 14, аят 7 “О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно” Сура 33, аят 41 “и облегчи мне мое дело” – Сура 20, аят 26
“Скажи: «Аллах спасает вас от этого и от всех остальных скорбей. Но вы продолжаете приобщать сотоварищей».” – Сура 6, аят 64 “Они займут разные ступени перед Аллахом, ведь Аллах видит то, что они совершают.” – Сура 3, аят 163
“Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я - с вами. Я слышу и вижу.” – Сура 20, аят 46

Посмотреть шрифт, скопировать цитату на арабском можно тут: https://quran-online.ru

Всевышний Аллах сказал в одном из аятов суры «Аль-Бакара» («Корова»): «И непременно испытаем Мы вас неким страхом, и голодом, и недостатком в имуществе, и душах, и плодах. И обрадуй терпеливых [вестью благой], которые, когда постигает их беда, говорят: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“» (2:155-156). Мы собрали и перевели для наших богобоязненных читателей все предания, дающие толкование этим молитвенным словам, которые только смогли найти, чтобы вы осознали их неимоверную важность и у вас вошло в привычку повторять их в моменты жизненных потрясений и печали.

1. Али ибн Мухаммад и Салих ибн Абу Хаммад передали, что Повелитель верующих Али ибн Абу Талиб, да будет мир с ним, как-то отправился к Ашасу ибн Кайсу, чтобы утешить его в связи со смертью его брата, которого звали Абд ар-Рахманом. Его светлость сказал ему: «Я пришёл к тебе из-за [твоего] горя, что есть право сострадания, и если ты проявишь терпение, то удовлетворишь право Аллаха. Если после этого ты будешь терпелив, то предопределение [Аллаха] будет следовать за тобой, но ты будешь восхвалён, а если [из-за] своего горя [ты отчаешься в Божьей милости], то предопределение [Аллаха] будет следовать за тобой, но ты будешь осуждён».

Ашас промолвил: (2:156). «Знаешь ли ты значение этих [слов]?» - спросил у него Повелитель верующих. «Ты - вершина знаний и их предел», - ответил Ашас. И тогда Имам сказал: «Что касается слов „принадлежим мы Аллаху“ , то они означают, что ты признаёшь [Его своим] Царём, а что касается слов „мы к Нему возвратимся“ , то они означают, что ты принимаешь своё разрушение (т. е. конечность, смертность)» («Аль-Кафи», т. 3, с. 261).

2. Было передано от Исмаила ибн Зияда ас-Сакуни, от Имама Садыка, от его отца Имама Бакира, от его святых отцов, от Пророка Мухаммада, да будет над ними всеми мир и благословение Аллаха, который сказал: «Есть четыре [наиполезнейшие привычки], и тех, кто найдёт их в себе, Аллах запишет в числе обитателей Рая:

  1. того, кого Он защищает, - и тот свидетельствует, что нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Аллаха (ля иля́ ха и́ лля-ллах) ;
  2. того, кого Он одаривает Своими благами, - и тот [благодарит Его] словами: „[вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху“ („аль-ха́ мду лилля́ х“) ;
  3. того, кто, совершив [какой-либо] грех, произносит: „я ищу прощения Аллаха“ („аста́ гфиру-ллах“) ;
  4. того, кого поразили [жизненные] трудности, - и он говорит: (2:156) („и́ нна лилля́ хи уа и́ нна иле́ йхи ра́ джиуън“) » («Тафсир Айяши», т. 1, с. 69).

3. Было передано от Абу Али аль-Ашари, от Мухаммада ибн Абд аль-Джаббара, от Сафвана, от Исхака ибн Аммара и Абд-Аллаха ибн Синана, от Имама Садыка, от Пророка Мухаммада, да будет мир над ними обоими, от Великого и Всемогущего Аллаха, Свят Он и Велик, Который сказал: «Поистине, сделал Я этот мир для рабов Своих заёмом, так что тот, кто даст Мне [что-либо] взаймы из него, Тому возмещу Я [потери его] многократно: от десяти до семиста раз, иль столько, сколько сочту Я нужным. Тот же, кто не даст Мне [что-либо] взаймы из него, у того Я заберу что-либо силою [Своею]. Но если будет он терпеливым, предоставлю Я ему три таких дара [великих], что если бы удостоил Я ангелов Своих [хотя бы] одним из них, то остались бы они довольны Мною».

Передатчик добавил, что Имам Садык, да будет мир с ним, приведя эти слова, прочитал следующие аяты: «[И обрадуй терпеливых [вестью благой], которые, когда постигает их беда, говорят: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“» (2:156); «Эти - те, для которых [есть] благословения от Господа их и милость [Его], и эти - они [и есть] ведомые [по пути верному]» (2:157), после чего сказал: «И они (благословения) - первый из этих трёх даров, милость [Господа] - второй, и [наставление на путь верный, заключённое в словах] „и эти - они [и есть] ведомые [по пути верному]“ (2:157) - третий» («Аль-Кафи», т. 2, глава 47, хадис 21).

4. Было передано от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Ан-Науфали, от Ас-Сакуни, от Имама Садыка, который передал слова Пророка Мухаммада, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «Когда умирает дитя верующего, - и Аллах лучше всех знает о том, что говорит его раб [при подобном потрясении], - Всеблагой и Всевышний Аллах вопрошает Своих ангелов: „Взяли ли вы [душу] такого-то?“, - и они отвечают: „Да, наш Господь!“ После чего Он спрашивает у них: „Что говорит раб Мой?“, - и они отвечают: „Он восхвалил Тебя и [произносит слова из Книги Твоей]: «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся» (2:156)“. И тогда изрекает Всеблагой и Всевышний Аллах: „Забрали вы плод сердца его, отраду очей его; и восхвалил он Меня, и произнёс он [слова из Книги Моей]: «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся» (2:156)! Так возведите же для него дом в Раю и нареките его Домом восхваления (Бейт аль-хамд) !“» («Аль-Кафи», т. 3, глава 79, хадис 4)

5. Было передано рядом сподвижников, от Сахля ибн Зияда, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Абу Насра и Хасана ибн Али, и все они передали от Абу Джамиля, от Джабира, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который спросил [у своего отца Имама Саджада, да будет мир с ним]: «Что есть [сильная неконтролируемая] скорбь?» Его светлость сказал: «Сильная скорбь - это [когда кто-то] стонет от горя, бьёт [себя] по лицу и груди, выдёргивает волосы [со своей] головы, [непрестанно] плачет, и он - отринул терпение, [отчаявшись в милости Всевышнего Аллаха], и [таким образом] сбился с [истинного] пути. Если же человек терпелив [перед лицом ниспосланных ему трудностей] и говорит: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), [премного] восхваляет Великого и Всемогущего Аллаха [в любых состояниях] и доволен всем, что вершит [с ним] Он, то воздаяние [за переживаемые несчастья] этого человека будет возложено на Аллаха, [и Он вменит Себе в обязанность вознаградить его]. На того же, кто не поступает подобным образом [обрушится] поток предопределения, [и не будут отстранены от него предначертанные ему страдания], и будет он осуждён, и изымет Всевышний Аллах его воздаяние [за претерпеваемые им невзгоды]» («Аль-Кафи», т. 3, глава 81, хадис 1).

6. Было передано от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Ибн Абу Умейра, от Абд-Аллаха ибн Синана, от Ма’руфа ибн Харрабуза, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Нет такого раба [Божьего], которого постигла бы беда, и он сказал: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), поминая свою беду и проявляя терпение, когда она случается, которому бы Аллах не простил все грехи, что он совершил до этого. И когда его [вновь] постигает беда, и он поминает свою беду и произносит [аят] „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), Аллах прощает ему все грехи, совершённые им в это время» («Аль-Кафи», т. 3, глава 81, хадис 5).

7. Было передано от Али, от его отца, от Ибн Абу Умейра, от Давуда ибн Разина, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал, что тот, кто произносит следующие слова, поминая свои проблемы, даже [не сразу, а] спустя какое-то время, тому Аллах дарует [такое] искупление, какое бы он получил, если бы произнёс их сразу [после того, как его настигло горе]:

  1. «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся» (2:156) ;
  2. «[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху - Господу миров» (1:2) («Аль-ха́ мду лилля́ хи ра́ бби-ль-аълями́ н») ;
  3. «О Аллах! Воздай мне [благом] за мою печаль и замени её тем, что лучше!» (Аллаху́ мма а́ джирни аля́ муси́ бати уа а́ хлиф але́ йа а́ фдаля ми́ нха) («Аль-Кафи», т. 3, глава 81, хадис 6).

8. Каждый раз, когда человек, переживший беду, вспоминая о ней, будет говорить: «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся» (2:156) («И́ нна лилля́ хи уа и́ нна иле́ йхи ра́ джиуън») , он будет вновь получать от Аллаха вознаграждение за эту беду («Бихар аль-анвар», т. 82, с. 142).

9. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Ахмада ибн Мухаммада, от Али ибн Хакама, от Муавии ибн Ваххаба, который слышал, как Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, возвращался после военного похода, в котором погибло много мусульман, он повстречался с одной женщиной, что стала расспрашивать его о своих [участвовавших в том сражении] близких. Пророк сказал ей: „Твой дядя Хамза был убит“. Она сказала: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), а затем добавила: „Ради Аллаха я безропотно переживаю его смерть“. Потом он сказал ей: „Твой брат был убит“. Она сказала: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), а затем добавила: „Ради Аллаха я безропотно переживаю его смерть“. Потом он сказал ей: „Твой муж был убит“. Тогда она схватилась руками за свою голову и закричала. И сказал Посланник Аллаха: „Ничто не заменит женщине её мужа“» («Аль-Кафи», т. 5, глава 143, хадис 1).


Вот и моя доченька Будур… Ее появлению предшествовал нежный голосок, напоминающий пение птиц. Обернувшись, я увидела, как она быстро бежит в мою сторону, простирая ко мне свои ручонки… Я с силой обняла ее и почувствовала, как биотоки от кончиков ее пальцев проникают в меня сквозь кожу. Я закрыла глаза и возблагодарила Аллаха… Какие блага!.. Муж и дочь… Великая радость…
…Мне вспомнились годы учебы в колледже. В один из тех дней Адель пришел в наш дом с намерением просить моей руки. Он приходился нам родственником, и моя семья хорошо его знала. Поэтому мои родители и я легко дали ему согласие. В сердцах многих девушек жила мечта о молодом человеке, который отличался бы высокой нравственностью и сильной верой. Но счастье выпало мне…

После долгого ожидания, имея на руках дипломы, мы поженились. Мы в мечтах рисовали наше будущее. Стоя в самом начале своего жизненного пути, мы на многое надеялись и ко многому стремились.
Спустя некоторое время муж подписал контракт на работу за рубежом - в Саудовской Аравии,- и уехал туда один. Он оказался на чужбине там, а я здесь. И только через полтора года тоскии разлуки Адель нашел мне работу учительницы, и я присоединилась к нему. Опасаясь чужбины, я никак не могла отогнать мысль: смогу ли я жить вдали от любимых родителей, родственников и друзей? Но меня спасало присутствие рядом со мной улыбающегося, с благородной душой и искренностью в речах…
Адель заполнил всю мою жизнь,окружил меня своею любовью, нежностью и сочувствием. Чужбина еще больше сблизила нас. В наших сердцах произросло дерево дружбы.
Мне нравилась в нем каждая мелочь. Иногда Адель просил стакан воды или чашку чая и, когда я появлялась перед ним, неся поднос, горячо благодарил меня. Это особенно удивляло и трогало до глубины души. Однажды, не сдержавшись, в порыве нежности я попросила: «Не благодари меня за эти мелочи, ведь это мой долг».
Я восславляла Аллаха и благодарила Его за то, что Он наделил меня таким мужем, который утирал с моих глаз слезы чужбины и разделял моютоску по любимым людям. Адель был для меня самым лучшим из людей: как муж, как отец и как близкий человек.
Я не припомню, чтобы в последние дни моей беременности он потревожил меня какой-нибудь просьбой, стоившей мало-мальского труда.Очень часто свою просьбу Адельпредварял вопросом: «Ты сегодня не устала?.. Может быть, ты чувствуешь утомление?..» Мой муж всегда делился со мнойи своею радостью, и своею мечтой. Он часто любил повторять: «Если Аллах даст нам мальчика, то назовем его Билялем». Это в честь Биляля, сподвижника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который был первым муэдзином в истории Ислама. Минули последние дни беременности, и унас родилась девочка, красотой своей напоминающая полную луну. Мы так и назвали ее - Будур (?) . Однажды, когда Адель ласково играл с нашей малышкой, улучив удобный момент, я спросила:
- Скажи, тебе не грустно, что родилась Будур, а не Биляль?
- Что ты! - всем сердцем сказал он, - это дар Аллаха. Ведь Он «дает, кому пожелает, женское поколение и дает, кому пожелает, мужское». Коран, 42:49. И тот, Кто наградил нас Будур, подарит нам и Биляля, если Ему будет угодно.
Хвала Аллаху, дни наши протекали радостно, а дерево дружбы росло и крепло. Даже пребывание в этой чужой странеоказалось ниспосланным нам Аллахом благом. В нашем городе регулярно проходили встречи с религиозными учеными, всевозможные дискуссии и лекции. Школьный коллектив, в котором я работала, оказался оазисом доброты и доброжелательности.
Одна моя коллега преподнесла мне в подарок аудиокассету с названием «О, сестра! Или хиджаб, или Ад». Это была великолепная, очень сильная лекция, рассказывающая о необыкновенной значимости хиджаба как символа целомудрия мусульманской женщины. Благодаря милости Аллаха, я стала гораздо серьезнее и строже относиться к хиджабу.
Мой муж всегда испытывал прилив радости, когда слышал звуки азана, призы вающего на едва заслышав голос муэдзина, он моментально вскакивал с постели, будил меня и поспешноуходил в мечеть, чтобы не опоздать на коллективную молитву… А когда я собиралась на работу, Адель всегда находил свободную минуту, чтобы в очередной раз напомнить мне о благочестии и богобоязненности:
- Дорогая, ты воспитательница поколений. Будь добросовестной, берегись клеветы и сплетен, говори о людях только хорошее. Не тратьвремя в разговорах по пустякам.Ведь нет добра в той речи, о которой будешь сожалеть в День Суда.
И я молча, с благодарностью принима ла его советы. По дороге в школу и домой мы слушали в машине какую-нибудь исламскую кассету. Теклидни за днями легкой и радостной чередой, словно наши души овевал приятный морской бриз…
Был самый обычный день. Как всегда с утра я отправилась в школу. После полуденной молитвы направилась туда, где Адель припарковал наш автомобиль. Приблизившись, я заметила, что Адель очень странно выглядит: я совершенно отчетливо заметиласледы сильного переутомления на его лице.
- Что с тобой? - озабоченно спросила я.
- Просто я очень устал и у меня кружится голова, - ответил он…
Дома приготовила обед и позвала Аделя. Но он так и не смог встать с постели - пришлосьсамой кормить его…
- Адель! Что с тобой произошло?Что же? - с неясной тревогой, подступавшей к сердцу, спрашивала я мужа. Но услышала тот же ответ.
- Я утомлен. Мне надо отдохнуть.
Через некоторое время муж уснул, и я покинула его до наступления времени следующей молитвы. Когда зазвучал азан, я подошла к немуи попыталась его разбудить, но он не реагировал и не двигался. Я кинулась к телефону и позвонила соседям. Через несколько минут мы уже везли его в больницу.
Быстрыми шагами врач подошел ко мне и сообщил:
- Сожалею, но состояние Вашегомужа тяжелое. Есть подозрение на воспалительный процесс в мозговой оболочке. - И он начал детально разъяснять, что нас может ожидать, поскольку болезнь может развиваться двояко: первая форма легкая, а вторая - тяжелая…
Я приняла эту новость со стойкостью, которой не ожидалаот себя, и уже дома до половины второго ночи молилась, прося Аллаха вернуть здоровье моему мужу… Долгих три дня Адель находился в коме: с полудня злополучной среды по пятницу. В субботу утром его состояние улучшилось,и он вышел из комы.
Я подошла к нему поближе и спросила:
- Адель, это я. Ты узнал меня?
- Нет, — прозвучало совершенно неожиданно.
- Ты не помнишь Будур? - растерянно задала я вопрос.
Адель ответил утвердительно:
- Помню, это моя дочь.
- А я мама Будур, - поспешно добавила я. На лице Аделя показалась улыбка, и он произнес:
- Жена… Ты моя жена!!
Из моих глаз потекли горькие слезы. Каким он был всего три дня назад! Куда делись его память, его ум и забота обо мне?!.. Как внезапно все переменилось: сегодня Адель уже не помнит даже самых любимых и близких ему людей…
Я погрузилась в горестные раздумья… В своих мыслях я постоянно вспоминала Аллаха, иэто давало мне опору. Голос имама, читавшего молитву в мечети, заставил меня вздрогнуть, он будто обращался ко мне: «О те, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах - с терпеливыми!» Коран, 2:153.
И вслед за этим аятом из глаз моих ручьем хлынули слезы. Я осознала, что принадлежу к числу тех людей, к которым обращены эти слова: «Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и душах, и плодах, - и обрадуй терпеливых, - тех, которые, когда их пос тигнет бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!» Коран,2:154-155. - Эти слова будто исторгались из глубины моей души.
О Господи! Ведь мы здесь на чужбине, а потеря мужа означает катастрофу!.. Кто отвезет меня к мужу в больницу? На кого я могу опереться? Поистине - это чужбина, самая безжалостная изчужбин, особенно для такой хрупкой женщины, как я. Одна в доме: без брата, без отца и… без мужа…
Мне ни с кем не хотелось делиться своим горем. В воскресенье утром вместе с другом Аделя и его женой я поехала в больницу. Нет слов, чтобы описать охватившее менябезмерное счастье: мой муж вспомнил меня. В тот день он узнавал всех, кто при ходил его навещать. Адель особенно обрадовался бородатым мужчинам, которые невольно вызвали у меня тихое почтение.
Единственно, в чем он затруднялся: он не мог вспомнить их имена. Меня же - его жену и мать его дочери - Адель узнал сразу, как только я вошла, и, счастливо улыбаясь, назвал по имени. И я испытала безумную радость, словно никогда раньше мое имя не слетало с его уст.
Адель, как только оправился от беспамятства, сразу же попросилпринести воду для омовения, чтобы возместить пропущенныев состоянии комы молитвы. Как обычно, он не переставал думать о молитве, радовался звукам азана, доносившегося с минарета ближней мечети.
События развивались очень быстро. В понедельник я обнаружила, что его перевели в бокс, поскольку инфекция начала распространяться по всему телу, а температура неуклонно поднималась все выше и выше. Этот день был переломным…
Каждый день с трех до пяти и с семи до девяти вечера я навещала его в больнице. Случалось, что я оставалась с ним и на весь день. Хотя я часто меняла ему холодные компрессы на лице, руках и ногах, ртуть на градуснике неумолимо ползла вверх, приближаясь к максимальной отметке.
Чтобы успокоиться, я взяла в руки Коран, стараясь читать для него как можно четче и громче. Когда я прервала чтение, чтобы приложить очередной компресс,он очнулся и спросил:
- Пожалуйста, включи магнитофон.
- Ты хочешь послушать Коран, Адель? - обрадовалась я.
- Конечно, - тихо выдохнул мой муж.
Во второй половине дня к нему пришли посетители: друзья и коллеги. Среди них был и лучший друг Аделя, которого он очень любил и уважал. Когда ихвзгляды встретились, мой муж расцвел в улыбке и энергично протянул ему руку для пожатия. И в порыве внезапно нахлынувшей огромной радостиза него я перехватила предназначавшееся не мне рукопожатие. Как оказалось, Адель в последний раз пожималчью-то руку…
В тот день я вернулась домой с тре вожным сердцем и опустошенной душой, изо всех сил борясь с приступом отчаянияи прося у Аллаха стойкости и терпения.
Во вторник, на рассвете, когда муэдзин начал распевать своим чудесным и мощным голосом азан: «Аллаху акбар! Аллаху акбар!», - Адель открыл глаза, слегка приподнялся на своей постели и беглым взглядом окинул высокое небо. После этого он снова лег и закрыл глаза. Душа покинула его и поднялась к своему Создателю. Каждому человеку предопределен свой конец. У Аделя он наступил в этот вторник. Вечером предыдущего дня он принадлежал к числу людей из этого мира, а утром присоединился к людям из мираиного. Но мне еще это было неведомо.
Ранним утром я позвонила соседям и умолила их, чтобы они немедленно отвезли меня в больницу. Я чувствовала, что с Аделем могло случиться нечто страшное. Притормозив машину прямо напротив больницы, сосед попросил нас подождать в машине, покуда он разузнает, в каком состоянии находится мой муж. Я посмотрела на окно его палаты рассеянным взглядом и стала напряженно ожидать, с чем же вернется мой сосед.
Он пропал надолго; вернее, мне так показалось. Будучи не в силах сидеть в ожидании, я вышла из машины и хотела было уже войти в больничные двери, как вдруг увидела идущего со склоненной головой соседа. Замерев на месте, я дождалась его приближения и слов своего приговора:
- Да помилует его Аллах!.. Крепись сестра и терпи, - едва слышным голосом произнес сосед слова, возвещавшие смерть.
- Они уже увезли его отсюда? - еле вымолвила я.
- О, нет! - ответил он.
- Я должна его увидеть, - настойчиво заявила я. Мы шли втроем по больничным коридорам, и все это время я повторяла себе: «Мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся».
Подчиняясь внутреннему порыву, я ускоряла свои шаги. Когда я вошла в бокс, мои глаза моментально отыскали Аделя, и накрытого огромным покрывалом. Я убрала покров, скрывающий его от меня, и обнаружила, что его лицо было спокойным и радостным. Невольно моя голова склонилась над ним, и я поцеловала его холодный лоб со словами: «В Рай, мой любимый… в Рай, инша Аллах!» Меня под руки выводили из палаты, а мой язык все твердил:«Мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся. Господи! Даруй мне награду за терпение в моем безбрежном горе!»
Безусловно, я испытала большой шок и пережила серьезную катастрофу. Однако на свою печаль жалуюсь лишь одному Все вышнему Аллаху!.. Аделю было предписано, что он будет похоронен здесь, в этой земле, которую он так сильно любил…
Женщины, пришедшие ко мне ссоболезнованиями и словами утешения, сидя вокруг меня, говорили много хороших и добрых слов о моем покойном муже. О том, как он добросовестно соблюдал все требования Ислама, о том, каким он был цельным и покладистым, как регулярно и искренно совершал свои молитвы…
Я бесконечно благодарила Господа за то, что конец жизни у моего мужа был светлым. Часы долгих раздумий позволили мнеприйти к такому выводу о сущности земной жизни: если наш Премудрый Создатель дает нам что-нибудь в этой жизни, то затем обязательно отнимает, и если ты какое-то время радуешься чему-то, то после непременно грустишь…
Как мало было их, счастливых часов. И столь короткий срок был отмерян мне от безграничного счастья до глубокой печали.
Пока я все еще пребываю на чужбине, и одиночество опять вернулось ко мне. Я потеряла Аделя, но со мной его Господин. Он никогда не потеряет меня и никогда не потеряет Будур. Ведь Он - Милосерднейший из милосердных.
Абдуль Малик аль-Касем, «На пороге будущего»