Работа психолога в начальной школе. I раздел. Работа школьного психолога с учащимися начальной школы

Памятка начинающему школьному психологу

Вы решили работать в школе. С чего же начать?

1. Твой начальник – директор . Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.

2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы .

Изучи правовую базу (Положение о службе практической психологии в системе образования от 01.01.2001 г. № 000; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога (газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.).

Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои функциональные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).

Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.

Обсуди с директором распорядок твоей работы, часы или день для самообразования и методической подготовки, возможность обработки данных вне школы.

Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к. он является частью годового плана школы.

Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные и функциональный обязанности.

3. Твой основной помощник в работе - газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Справочник педагога-психолога. Школа» , «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование».

4. Книги Марины Битяновой и О. Хухлаевой помогают сделать удачный старт:

а) «Организация психологической работы в школе»

В книге кандидата психологических наук, доцента излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.

б) «Работа психолога в начальной школе»

В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.

Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка : 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 - е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

6. Основные направления деятельности:

Диагностическое – одно из традиционных направлений.

ПОДСКАЗКА 1: Перед диагностикой задай себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?» .

М. Битянова рекомендует диагностические минимумы, проведение диагностики в необходимых случаях, ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Чаще большую пользу можно получить, наблюдая за детьми, общаясь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед , школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

Коррекционно-развивающая работа

Консультативное направление

ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сам(а). Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.

ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.

ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы , популярный тест для эмоциональной разрядки.

Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)

а) Психолог и школьная администрация .

Трудности могут возникнуть из-за «вечного вопроса»: кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?

Внимательно изучи пункт № 2 в данной памятке.

· Гуткина.

· Методика

· Методика

Интеллектуальное развитие

· Тест для определения общих способностей (Айзенк).

· Тест структуры интеллекта (Р. Амтхауэр).

· Матрицы Равена.

· Диагностика системного мышления детей 6 – 9 лет (,).

· Кольца Ландольта (развитие внимания).

· Тест Тулуз-Пьерона (развитие внимания).

· Методика Мюнстерберга (развитие внимания).

· Методика «10 слов» (развитие памяти).

Профессиональное самоопределение и способности

Склонности, интересы, способности

(профориентация,

выбор профиля обучения)

· Структура интересов (Голомшток).

· Карта интересов (Хеннинг).

· Опросник профессиональных склонностей, Методики «Профиль», «Эрудит», «Тип мышления», Матрица выбора профессии (модификации Г. Резапкиной).

· Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан).

· КОТ (Оценки общих умственных способ-тей, адаптация).

· Тест механической понятливости Беннета.

· Тест интеллектуальной лабильности.

· Тест Торренса. (Уровень развития творческих способностей)

Семейные отношения

Родительское отношение

· Опросник для родителей, .

· Родительское сочинение.

· Рисунок семьи.

· Семейное воспитание – Методика АСВ.

Рассмотрено Принята на педагогическом «Утверждаю»

на заседании МО совете протокол № 1 от директор школы:

При проведении занятий используются методы :

    психолого-педагогические игры;

    развивающие упражнения;

    диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);

    рисуночные методы.

Принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Консультативное направление

2.

Групповые консультации для ШМО начальной школы «Проблемы внедрения ФГОС и пути их решения»

Педагоги

В теч. года

3.

Индивидуальные консультации для учителей по результатам психологической диагностики учащихся. Оформление индивидуальных карт развития учащихся

Педагоги

В теч. года

4.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)

Родители

В теч. года

5.

Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся начальной школы

Педагоги

Апрель, май

6.

Индивидуальные консультации учащихся

(по запросу)

Учащиеся

В теч. года

План

психолого-педагогического сопровождения ФГОС в 1-4 классах

МБОУ Найыралской начальной общеобразовательной школы

учащихся

Кл рук 1-го класса

Родители 1-го класса

Развивающие занятия

1-4 класс

Ноябрь

1-4 класс

Диагностика педагогического коллектива

Педагоги

Опросник «Психологический портрет учителя» (Г.В. Резапкина)

Выявление одаренных детей

2-4 класс

Методика «Палитра интересов» (Савинов)

Развивающие занятия

1-4 класс

«Психологическая азбука» Т.А.Аржакаева,И.В.Вачков,А.Х.Попова

Декабрь

Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания

1-4 класс

Развивающие занятия

1-4 класс

«Психологическая азбука» Т.А.Аржакаева,И.В.Вачков,А.Х.Попова

Январь

Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания

1-4 класс

Развивающие занятия

1-4 класс

«Психологическая азбука» Т.А.Аржакаева,И.В.Вачков,А.Х.Попова

Февраль

Диагностика адаптации учащихся 1-го класса

1 классы

1. Методика «Домики» (Орехова)

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Консультирование родителей по вопросам адаптации первоклассников

Родители 1-го классов

Консультирование педагогов по результатам диагностики

Педагог 1-го класса

Развивающие занятия

1-4 класс

«Психологическая азбука» Т.А.Аржакаева,И.В.Вачков,А.Х.Попова

Март

2-4 классы

Консультирование педагогов по результатам диагностики

Педагоги 2-4-х классов

Родители 2-4-х классов

Развивающие занятия

1-4 класс

«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева

Апрель-май

Диагностика развития УУД (итоговая)

1 классы

Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД

Консультирование педагогов по результатам диагностики

Педагог 1-го класса

Консультирование родителей по результатам диагностики

Родители 1-х класса

Развивающие занятия

1-4 класс

«Психологическая азбука» Т.А.Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х.Попова

Список литературы:

    Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

    Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия 1 класс, М., 2008

    Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М. , 2001.

    Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.: Владос-пресс, 2003.

    Симонова О.К. Родительские собрания с психологом. 1-11 классы. М.: Планета, 2011.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации

    Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М., 2008

    Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.

    Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.

Главная предпосылка изменений — это требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы, направленные на создание «комфортной развивающей образовательной среды , гарантирующей укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся»1. Согласно этим требованиям основная образовательная программа (далее — ООП) должна предусматривать комплекс мер, ориентированных на достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Применительно к ООП начального общего образования, отмеченный комплекс мер должен быть реализован в следующих программах психолога в школе: . Программе развития универсальных учебных действий; . Программах отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; . Программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа психолога в школе воспитательной направленности Большая часть работ, проводимых педагогом-психологом в школе по ФГОС в рамках своего функционала, связывается сегодня с Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. Она более других открыта для взаимодействия специалиста с субъектами образовательного процесса. Деятельность педагога-психолога в школе по ФГОС может реализовываться по следующим направлениям: - развитие личности учащегося; - развитие творческого мышления учащихся; - развитие критического мышления учащихся; - развитие субъектной позиции учащегося (в т. ч. обучение способам саморегуляции психического состояния и развития эмоционально-волевой сферы); - возрастное психофизическое развитие (например, сопровождение поло-ролевой идентификации у подростков); - предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация; - профилактика ВИЧ-инфекции, употребления психотропных веществ, суицидального поведения; - профилактика негативного влияния информации на психологическое здоровье в рамках программы психолога в школе; - сохранение психологического здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни; - развитие способностей бесконфликтного поведения, навыков выхода из конфликта, навыков толерантного поведения и диалога; - развитие навыков безопасного поведения и противодействия насилию и жестокому обращению и др. Поскольку ФГОС начального общего образования, помимо прочего, ориентирует на реализацию развивающей и воспитательной работы с учащимися в аксиологическом подходе, актуальными становятся также программы психолога в школе по развитию ценностей личности: - гражданско-патриотических ценностей (любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества); - эстетических ценностей (красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве); - ценности труда (уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность, настойчивость, бережливость, трудолюбие); - ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в рамках программы психолога в школе (здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое); - экологических ценностей (родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);духовных, смысложизненных ценностей, ценностей высшего плана бытия человека, развитие самосознания и осознания себя в мире людей, содействие становлению мировоззрения; - нравственных ценностей (нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность); - семейных и гендерных ценностей. Программа психолога в школе коррекционной направленности Не менее органично деятельность педагога-психолога в школе по ФГОС вписывается в Программу коррекционной работы образовательного учреждения. Сюда следует включить всю коррекционную деятельность, представленную коррекционными программами психолога в школе и сопровождаемую соответствующим диагностированием, наряду с программами педагогов коррекционных классов, логопедов и дефектологов. Такие подпрограммы направлены на коррекцию познавательных процессов у отдельных групп детей: неуспевающих, с педагогической запущенностью, психологически не готовых к обучению и др.; коррекцию личностной сферы или отдельных личностных особенностей (для агрессивных детей, неуверенных в себе, дезадаптированных, для детей и подростков с неразвитыми коммуникативными навыками и др.); коррекцию девиантного поведения; коррекцию эмоциональной сферы (для тревожных детей, детей со страхами и неврозами и др.). В этот раздел образовательной программы согласно ФГОС начального общего образования можно включать при необходимости Программы комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Однако такая программа психолога в школе разрабатывается всеми специалистами, работающими с ребенком. В рамках Программ отдельных учебных предметов, курсов, в т. ч. интегрированных, в отдельных образовательных организациях педагогу-психологу в школе по ФГОС предоставляется возможность реализации ряда профессиональных задач. В этом случае администрация учебного заведения «продвигает» элективные курсы, такие, к примеру, как ранняя профилизация и сопровождение детской одаренности. Программа психолога в школе по формированию универсальных учебных действий Большое значение получает в этом случае и работа педагога-психолога в рамках Программы формирования универсальных учебных действий (далее — УУД). Непосредственно учебной деятельностью в рамках уроков психолог не занимается, поэтому преимущественно его работа в данном направлении опосредована деятельностью учителя. Здесь в содержание работы педагога-психолога в школе ФГОС включаются такие вопросы, как повышение психологической компетентности педагогов по проблемам теории личности, технологий содействия личностному развитию, развитию ценностно-смысловой сферы личности (в рамках программ психолога в школе); повышение психологической компетентности педагогов по проблемам теории социализации личности, содействия социализации в различные возрастные периоды; содействие профилактике выгорания у педагогов (через разнообразные практико-ориентированные семинары и тренинги, организацию работы комнаты психологической разгрузки); участие в методических объединениях и проблемных группах педагогов по разработке программы психолога в школе формирования универсальных учебных действий, уроков в системно-деятельностном подходе, направленных на формирование УУД на предметном материале, методик развития УУД на уроки, мониторинга оценки сформированности УУД средствами анализа учебных ситуаций (с помощью методов экспертных оценок, карт наблюдения), тестовых заданий и другими современными педагогическими методами.

Негативные факторы деятельности педагога-психолога в школе по ФГОС

Для того чтобы обозначенный объем деятельности педагога-психолога по сопровождению реализации ООП начального общего образования был реализован, следует учитывать отдельные, негативно влияющие на качество по ФГОС, факторы.

Во-первых, это то, что в связи с вовлеченностью педагогов-психологов в процессы сопровождения инновационных проектов образовательных учреждений они перегружены работой. Так, больших временных затрат требует сегодня диагностическая деятельность, хотя при реализации проектов педагогу-психологу в школе по ФГОС необходимо осуществлять диагностику исключительно тех феноменов, развитие которых он планирует. По названной же причине неоправданно ограничена в планах консультативная деятельность (как групповые консультации, так и индивидуальное ).

Во-вторых, очень часто развивающая и профилактическая работа в образовательной организации происходит бессистемно, в силу большого объема одноразовых встреч с участниками образовательного процесса, которые не являются результативными. Или же по причине недостаточной согласованности планов работы педагога-психолога в школе по ФГОС и планирования работы классного руководителя.

В-третьих, это ситуации, когда коррекционная работа доминирует по отношению к развивающей и профилактической, тогда как такое «распределение» сил обоснованно только в специальных образовательных организациях и коррекционных классах. Временной приоритет можно отдавать только развивающей и профилактической работе, направленной на сопровождение развития личности, помогая решать ключевые проблемы возрастного развития.

Наконец, это отдельные частные затруднения, вызванные несвоевременной корректировкой должностных инструкций педагога-психолога в школе по ФГОС на год, которые позволили бы ему выделить совместно с администрацией приоритеты на год и не обременять себя несвойственными, функционально не эффективными задачами.

Планирование деятельности педагога-психолога в школе по ФГОС

Педагогу-психологу в школе по ФГОС можно порекомендовать изменить подходы к планированию своей деятельности и начать с изменения формы самого плана (приложение). Учитываем при этом, что традиционное планирование, не позволяет увидеть содержательные приоритеты специалиста в текущем году. При традиционном планировании этом объем работы может быть чрезмерно большим, и зачастую приходится диагностировать одно, а развивать другое.

Для исправления этого недостатка планирования в основу выделения модулей плана необходимо закладывать не перечисленные в начале статьи формальные направления деятельности педагога-психолога в школе по ФГОС, а содержательные направления (решаемые проблемы), внутри которых затем и следует выделить диагностику, коррекцию и прочее.

Перед планированием и выделением содержательных приоритетов деятельности педагогу-психологу в школе по ФГОС следует осмыслить всю систему работы на год. Она будет состоять из 3 организационных блоков.

Первый блок включает ежегодное содержание. Это сопровождение развития и обучения ребенка согласно возрасту. Такая деятельность невозможна без организационно-методического сопровождения процессов адаптации первоклассников; психолого-педагогического сопровождения процесса развития навыков управления эмоциями, коммуникативных навыков, осознания себя как личности, процессов гендерного самоопределения и т. п.)

Это основная по ФГОС, связанная с сущностью его профессии и профессиональными задачами в образовательном учреждении. Первый блок самый большой и может включать 5-6 модулей годового плана.

Второй блок связан со спецификой образовательной организации, ее имиджем, инновационными проектами и программами развития. Например, если главная цель в программе развития учебного учреждения — «сохранение здоровья участников образовательного процесса», то проблема, решаемая педагогом-психологом в школе по ФГОС, получает следующую формулировку: «сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса». Проблемы второго блока следует планировать в тесном сотрудничестве с администрацией образовательной организации. Таких проблем не должно быть более одной-двух.

Третий и четвертый блоки связаны с подходами ФГОС к пониманию образовательного результата учащихся, а именно с тем, что образовательный результат мыслится как личностно значимый, соотнесенный с ценностными ориентациями личности учащихся. Здесь педагог-психолог в школе по ФГОС планирует решение задач, связанных с инновационной практикой учителя в части духовно-нравственного развития и воспитания учеников младших классов, их способности к самообразованию.

Очевидно, конечно, что помимо задач, обусловленных требованиями ФГОС начального общего образования, педагог-психолог должен запланировать работу, вытекающую из появления новых социальных феноменов. Таких, как рост молодежного экстремизма, агрессии, наркомании, агрессивное влияние средств массовой информации, интернет-зависимость и прочее. Кроме того, педагог-психолог в школе по ФГОС может решать психологические проблемы, обусловленные микросоциумом, проблемами округа, сельского поселения (например, профилактика алкоголизма, суицидального поведения). Наконец, он может принимать на себя функции, связанные с оценкой и мониторингом результатов программ воспитательной направленности, систематизацией результатов и подготовкой предложений по изменению содержания обозначенных программ.

После того как содержательные контуры системы работы педагога-психолога очерчены, можно приступать непосредственно к планированию мероприятий, помня при этом о необходимости резервировать время для стихийно возникающей, незапланированной работы (например, разрешение межличностных конфликтов обучающихся, оказание неотложной психологической помощи ребенку, попавшему в затруднительное положение). Завершается планирование деятельности педагога-психолога в школе по ФГОС выстраиванием ее циклограммы. Разработанный таким образом план согласовывается с курирующим заместителем образовательной организации и утверждается ее руководителем.

Приложение Примерное планирование деятельности педагога-психолога в школе по ФГОС Блок 1. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе Направление деятельности педагога-психолога Тематика мероприятия Форма проведения Участники Сроки проведения Примечание Оценочно-диагностическое Диагностика уровня тревожности Тестирование Учащиеся 1-х классов Апрель Требуется согласие родителей Коррекционно-развивающее Индивидуальные проблемы адаптации Беседы с учащимися Еженедельно Предварительная регистрация у классного руководителя Консультационно-просветительское Психовозрастные особенности познавательной деятельности младших подростков Лекция для родителей Родители первоклассников Сентябрь Встроить в план работы классного руководителя Организационно-профилактическое О чем должны помнить родители первоклассника Подготовка раздаточного материала для родителей первоклассников Классный руководитель, члены родительского комитета Совместно с зам. директора по УВР Блок 2. Сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса Направление деятельности педагога-психолога Тематика мероприятия Форма проведения Участники Сроки проведения Примечание Оценочно-диагностическое Готовность педагогов к формированию у младших учеников ценности здорового образа жизни Анкетирование Педагоги начальных классов Сентябрь С последующей подготовкой аналитической справки для Программы формирования здорового и безопасного образа жизни Коррекционно-развивающее Трудности бесконфликтного поведения в детском коллективе Индивидуальные беседы с учащимися Учащиеся 1-4-х классов Еженедельно Предварительная регистрация у классного руководителя Консультационно-просветительское Мотивация младших учеников к здоровому образу жизни Выступление на малом педагогическом совете Педагоги начальных классов Октябрь При участии научных руководителей инновационной практики Профилактика эмоционального выгорания педагога Сентябрь Организационно-профилактическое Ценности здорового образа жизни: противодействие интернет-зависимости Подготовка информационно-стендовой наглядности Педагоги, родители Ноябрь Совместно с администратором сайта и библиотекарем Блок 3. Содействие процессу духовно-нравственного развития учащихся Направление деятельности педагога-психолога Тематика мероприятия Форма проведения Участники Сроки проведения Примечание Оценочно-диагностическое Диагностика ценностных ориентаций учащихся Специализированные диагностические тесты Учащиеся 2-х и 4-х классов Апрель Справка для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Коррекционно-развивающее Что мешает быть хорошим? Индивидуальные беседы с учащимися Еженедельно По заявке классного руководителя Консультационно- просветительское Девальвация нравственных ценностей современного подростка: объективные предпосылки; пути преодоления Выступление на открытом родительском собрании Педагоги, родители учащихся Ноябрь Подготовка материала к публикации Поведенческие девиации младших учеников Выступление на малом педагогическом совете Педагоги Декабрь Подготовка материала к публикации Организационно-профилактическое Как помочь ребенку стать самим собой Организация лектория Родители учащихся Подготовка перечня ссылок на развивающие сайты Профилактика суицидального поведения Выступление на малом педагогическом совете Педагоги Январь Блок 4. Содействие реализации индивидуальных учебных плановучащихся Направление деятельности педагога-психолога Тематика мероприятия Форма проведения Участники Сроки проведения Примечание Оценочно-диагностическое Диагностика особенностей индивидуального познавательного стиля учащихся Тестирование Учащиеся 2-х классов Март Требуется согласие родителей Коррекционно-развивающее Культивирование индивидуального познавательного стиля учащихся Индивидуальные беседы с учащимися Учащиеся 2-4-х классов Еженедельно Согласно Программе коррекционной работы Консультационно-просветительское Психолого-педагогическое сопровождение в школе индивидуальных потребностей и интересов обучающихся Выступление на открытом родительском собрании Педагоги, родители учащихся Февраль При участии научных руководителей инновационной практики Организационно-профилактическое Детская одаренность и пространство образования Организация лектория Педагоги, родители учащихся По согласованию с лектором Приглашаются тьюторы индивидуальных учебных планов

Содержание диагностической работы педагога-психолога в начальной школе

Диагностическая работа – одно из наиболее распространенных и разработанных направлений деятельности психолога в начальной школе. Именно это направление дало начало практической деятельности психологов системы образования. Так, еще на рубеже XIX и XX веков историческим работами А. Бине и Т. Симона были предприняты попытки создания диагностических средств с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей, от детей с аномалиями развития. Именно появление тестов оценки интеллектуального развития способствовало зарождению и проникновению тестирования в образовательные учреждения всего мира с последующим распространением на сферу общих и специальных способностей, достижений, эмоционально-личностных особенностей и др.

Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

составление социально-психологического портрета школьника;

определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения .

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

    Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели – так называемое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей начальной школы.

    Углубленное психодиагностическое обследование – используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

    Оперативное психодиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически уже вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т. е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и вместе с тем не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития (психологический возраст) находятся на пределе ребенка-дошкольника, т. е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.

Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в практической психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста).

Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны. Говоря о доступности, мы в данном случае имеем в виду соответствие этих заданий способностям, имеющимся у детей. Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше.

Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей, детям младшего школьного возраста. Эти ограничения, прежде всего, относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений. Большинство используемых в практике в настоящее время интеллектуальных тестов для взрослых людей преимущественно оценивают уровень развития словесно-логического мышления, которое в младшем школьном возрасте находится еще в начале пути своего развития (этот процесс завершается в основном только к подростковому возрасту). По своей практичности и жизненной значимости словесно-логическое мышление в младшие школьные годы значительно уступает таким, более ценным видам детского мышления, какими является наглядно-действенное и образное мышление. Кроме того, в тестах, разработанных для взрослых людей, интеллектуальные задачи формулируются обычно в словесной форме, с использованием системы понятий и языка, отражающего жизненный опыт взрослых людей, во многом еще не доступный для детей. Следовательно, необходима серьезная адаптация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение .

Иногда это сделать невозможно, и возникает необходимость создания для детей совершенно нового варианта известного теста, что в свое время было сделано, например, для интеллектуального теста Векслера, детского варианта теста Кеттела. В этом случае, однако, возникает новая проблема: сравнения и сопоставимости результатов тестирования одного и того же психологического качества с помощью различных по своей структуре и содержанию тестов. Даже в том случае, если взрослый и детский варианты одноименного теста преемственные, разработаны одними и теми же авторами, указанная проблема не снимается полностью. Результаты тестирования людей с помощью разных тестов все равно требуют сопоставления и почти никогда не будут одними и теми же. В итоге межтестового сопоставления определяется как минимум так называемый переводной коэффициент, позволяющий с допустимой ошибкой переходить от одного теста к другому, т. е. приблизительно судить о том, каковы будут результаты тестирования по одной методике на основе реальных результатов, уже полученных по другой методике. Переводной коэффициент обычно устанавливается как среднее соотношение количественных показателей по одной методике с показателями по другой методике, предназначенной для диагностики того же самого психологического свойства. Выборка испытуемых, на которой устанавливается переводной коэффициент, должна быть достаточно большой, а дисперсия индивидуальных показателей – незначительной.

Например, если дети переходного от детства к взрослости возраста – подростки, которым доступны как детский, так и взрослый варианты теста Векслера, по детскому варианту этого теста получают показатель 100%, а по взрослому – 80%, то переводной коэффициент от детского ко взрослому варианту этого теста будет равен 1,25. Он получается путем деления среднего коэффициента уровня интеллектуального развития большой выборки людей по детскому варианту теста (в данном случае – 100%) на аналогичный средний показатель той же самой выборки людей по взрослому варианту теста (в данном случае – 80%). Полученный показатель, равный 1,25, практически означает, что если мы протестировали детей по детскому варианту теста, а, например, подростков – по взрослому варианту теста, то показатели, полученные по детскому варианту, мы можем непосредственно сравнивать по величине с показателями по взрослому варианту, соответственно деля или умножая те или другие на величину 1,25.

Ограничения в применении личностных тестов для взрослых людей в психодиагностической практике, касающейся детей, имеют еще более серьезный характер и не сводятся только к количественным различиям. Дело в том, что те качества личности, которые оценивает тест для взрослых, могут отсутствовать у ребенка. И, наоборот, у детей могут быть такие изживаемые с возрастом личностные особенности, которых давно уже нет у взрослых людей. Поэтому может оказаться так, что созданный по образцу теста для взрослых структурно идентичный тест для детей может оказаться недостаточно валидным, т. е., с одной стороны, оценивать то, что еще отсутствует у детей, а с другой стороны – не оценивать того, что у них имеется.

Выход из этой ситуации видится в том, чтобы, конструируя и используя в практике личностные тесты для взрослых людей и детей, опираться на знания возрастной психологии и на психологическую теорию возрастного личностного развития человека, которые могут дать исходную полезную информацию для правильного конструирования тестов и обеспечения их изначальной валидности.

Непосредственно сравнивать между собой показатели личностного развития детей и взрослых людей гораздо труднее, чем данные, касающиеся их интеллектуального развития, так как за отмеченными личностными различиями могут лежать серьезные отличия личности взрослого человека от личности ребенка. Качественный сопоставительный анализ в данном случае предпочтительнее, чем количественный.

Однако зачастую невозможно обойтись и без количественного сравнения. В этом случае необходимо убедиться в содержательной идентичности сопоставляемых между собой качеств личности и, кроме того, получить и пользоваться упомянутым выше переводным коэффициентом. Все, что только что было сказано о диагностике личности, относится и к психодиагностике межличностных отношений.

На основе применения системы методик предназначенной для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а также учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков, можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

    Общая ориентация детей в окружающем мире.

    Отношение ребенка к обучению в школе.

    Внимание.

    Память.

    Мышление.

    Речь.

    Художественно-изобразительные способности.

    Трудовые умения и навыки.

    Мотивация достижения успехов.

    Личностные качества.

    Межличностные отношения .

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно будет точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.

Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.

В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты. Оценки, полученные по всем методикам, переведены в единую, стандартизированную систему оценок, и так же, как это было в отношении детей-дошкольников, записываются в карту индивидуального психологического развития ребенка младшего школьного возраста.

В комплекс входят три типа методик: те, которые обычно используются только при поступлении детей в школу (например, методика выяснения общей ориентировки детей 6-7-летнего возраста и запаса бытовых знаний); те, которые применяются как для диагностики готовности к обучению в школе, так и для оценки уровня психологического развития; те, которые используются только при оценивании уровня психологического развития детей.

Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, – познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребенка, для всех имеются специальные методики.

Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса методик подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мышления и речи ребенка, а также его мотивация учения, достижения успехов и некоторые базисные личностные черты, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.

Поскольку в психологии при оценивании каждого познавательного процесса можно получить много различных показателей, то при создании данного комплекса методик, как и предыдущего, стояла задача отбора минимума. Были отобраны, во-первых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вторых, те, которые сами могут развиваться под влиянием обучения и воспитания, т. е. служить показателями уровня психологического развития ребенка. Это касается, например, оценки внимания, памяти; мышления, воображения, речи, мотивации достижения успехов.

Каждая методика позволяет получить один показатель и требует для своего проведения от 5 мин до 10 мин. Общее время, затрачиваемое на целостное, разностороннее обследование каждого ребенка, составляет в сумме от 3 до 6 часов в зависимости от состава избранных методик и скорости работы над ними детей.

Психодиагностика детей, проводимая с помощью комплекса методик, решает следующие задачи:

    Выясняется, как развивается данный ребенок.

    Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и способности.

    Выясняются причины отставания ребенка в учебе или причины плохого воспитания.

    Предложение ребенку, учителям и родителям научно обоснованных рекомендаций по выбору и подготовке к будущей профессии .

Один из способов сокращения времени, затрачиваемого на обследование детей с помощью описываемого комплекса методик, стоит в том, чтобы там, где это возможно и допустимо, проводить не индивидуальное, а групповое обследование детей. О таких возможностях и условиях, которые при этом необходимо соблюдать, говорится в комментариях к каждой методике. Если таких комментариев нет, то это означает, что данную методику одинаковым образом можно применять как для индивидуального, так и для группового обследования детей.

Прежде чем приступить к проведению психодиагностического обследования, рекомендуется сделать следующее:

    Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобраться в ней.

    Прочесть комментарии к данной методике, если они есть.

    Подготовить необходимые для проведения методики материалы.

    Провести пробное обследование с помощью данной методики хотя бы одного ребенка и обработать результаты .

Литература

    1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

      Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Издательский центр «Академия», 1993.

      Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

      Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

  1. Детская практическая психология: Метод, разраб. / Сост. Ю.А.

    Овчарова Р.В. Практический психолог в начальной школе. М., 1996.

    Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: Учебное пособие/ Под ред. И.Б. Котовой, Е.И. Рогова. – Ростов н/Д: Феникс, 1991.

На этапе начальной школы психолог решает следующие задачи:

1) определяет готовность к обучению в школе;

2) оптимизирует протекание адаптации к школе;

3) развивает познавательные и творческие способности учащихся;

4) выявляет и поддерживает одаренных детей;

5) обеспечивает помощь детям со школьными трудностями (с дефицитом внимания и гиперактивностью, низкой мотивацией к обучению, школьной тревожностью и др.)

Основными функциями работы психолога в школе являются:

1) гностическая – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективах педагогов, так и в группах учащихся. Итог этой работы - подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

2) конструктивно-просветительная – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям, и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

Данная функция может осуществляться в форме консультаций, внушающих воздействий, просветительских и психотерапевтических бесед с различными контингентами. Эти беседы можно проводить с администрацией учреждений на семинарах руководителей, где они получат основные сведения по психологии руководства и управления.

Занятия с преподавателями и воспитателями можно осуществить, организовав семинар или курсы повышения психолого-педагогических знаний. Реализовать психолого-педагогическое воздействие на учащихся можно через педагогов, воспитателей и наставников, непосредственно занимающихся с группами учащихся, работая с ними на постоянно действующем семинаре;

3) консультационная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и воспитанников или особенности их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни;

4) воспитательная – выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогических коллективах и группах учащихся;

5) психопрофилактическая и психотерапевтическая - диагностика, психотерапия и психопрофилактика невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т. д.);

6) методическая – работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики как для нужд данного учреждения, так и для запросов других учреждений района, не имеющих подобной службы.

6)Основные направления работы психолога в начальной школе

1) диагностическая работа;

2) коррекционно-развивающая работа;

3) консультативно-просветительская работа.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Задачи деятельности психолога в начальной школе. Формы работы психолога в начальной школе.:

  1. Коррекционная и развивающая работа психолога в начальной школе
  2. Акценты в деятельности психолога в начальной школе по классам.
  3. 19. Синтаксис словосочетания. Работа над словосочетанием в на­чальной школе. Методы контроля,над, эффективностью учебно-познавательной деятельности, применяемые учителем начальных классов в работе над словосочетанием. Психодиагностика на начальном этапе обуче­ния. Работоспособность и ее динамика у учащихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. 76
  4. Формы познавательной деятельности в начальной школе, их анализ
  5. 7. Системы счисления в начальном курсе математики. Теория поэтап­ного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Многообразие форм воспитательной работы при изучении систем счисления в начальной школе.
  6. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
  7. 17. Система частей речи в русском языке. Служебные части речи. Методы изучения служебных частей речи в начальной школе. Методы и приемы изучения служебных частей речи в начальной школе. Место мето­дов, используемых для изучения частей речи в общей классификации мето­дов обучения. Ученик как субъект учебной деятельности.
  8. 23. Сложное предложение. Работа над предложением в начальной школе. Организация исследовательской деятельности младших школьников в обучении. Память и ее виды.
  9. 21. Имя прилагательное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени прилагательного в начальной школе. Педагогическая поддержка ребенка в преодолении трудностей в обучении: сущность и виды педагогической поддержки учащихся. Психологические особенности ис­пользования отметок и оценок. Функциональная готовность детей к обуче­нию в школе.
  10. 12. Особенности изучения рациональных чисел в начальном курсе ма­тематики. Возрастные особенности усвоения младшими школьниками. Ис­пользование наглядных методов при изучении дробей в начальной школе.
  11. 12. Особенности изучения рациональных чисел в начальном курсе матем-ки. Возрастные особенности усвоения младшими школьниками. Ис­пользование наглядных методов при изучении дробей в начальной школе.
  12. 24. Графика русского языка. Позиционный принцип обучения чте­нию в начальной школе. Методическая составляющая в структуре педагоги­ческой культуры учителя начальных классов. Ее место и взаимосвязь с дру­гими компонентами педагогической культуры учителя. Развитие личности школьника. 80