Экраны для проекторов в домашнем кинотеатре. Правильный выбор экрана

Покупка проектора обычно сопровождается приобретением специального полотна. Лишь лучшие экраны для проекторов смогут гарантировать первоклассное качество изображения. В настоящее время эти конструкции стали неотъемлемой частью домашних кинотеатров, учебных мероприятий, семинаров, различных презентаций. Прежде чем приступить к выбору наиболее оптимального варианта, важно разобраться в типах, особенностях, самых значимых параметрах этой аппаратуры.

Пришло время, когда просмотр любимого кинофильма на большом экране можно организовать не выходя из собственной квартиры. Современный проектор не занимает много места, позволяет самостоятельно управлять сеансом, останавливая его при необходимости. Сегодня такая техника является незаменимым помощником при проведении всевозможных презентаций, тренингов, семинаров. Так ли важно приобретать экран или достаточно воспользоваться обычной белой стеной? Специалисты утверждают, что никакая ровная стена не сможет обеспечить однородность, хорошую контрастность, яркость и естественность изображения.

Проекционный экран выполняет две основные задачи: во-первых, воспроизводит изображение, причем без потери качества, во-вторых, благодаря своеобразному отражающему покрытию, распределяет проекционный свет в сторону зрителей. Если вы не в курсе, какой экран выбрать для проектора, рекомендуем начать с оценки освещенности помещения, места расположения самого проектора, размещения и количества зрителей, участвующих в просмотре.

Итак, как выбрать подходящее полотнище, с чего начинать, от чего отталкиваться при покупке?

Установка

Вначале стоит определиться, будет ли экран установлен в одной комнате, или нужен передвижной вариант. В зависимости от способа монтажа такие конструкции делятся на стационарные и мобильные.

Стационарные монтируют в одном месте. Такое устройство рассчитано на постоянное использование, не предполагает перемещения.

Существует два вида стационарных полотен:

  • натяжные;
  • рулонные.

Первый вариант представляет собой совершенно ровное полотно, прикрепленное к специальной раме кнопками или люверсом. Такой экран сложно переносить на какое-либо расстояние. Он хоть и выглядит несколько громоздким, но гарантирует первоклассное качество картинки. Обычно натяжные модели устанавливают в больших помещениях, где, являясь неотъемлемой частью домашнего кинотеатра, они становятся центральным элементом интерьера.

Сворачиваемые разворачиваются из рулона, крепятся к стене или потолку. Они являются более компактными, чаще всего используются в небольших помещениях (офисах, классных комнатах, аудиториях, пр.).


Рулонные бывают ручными и моторизованными. Во избежание проблем со сворачиванием и разворачиванием механические (ручные) полотна правильнее всего монтировать так, чтобы они были в зоне досягаемости рук. Благодаря оснащенности переключателем или пультом дистанционного управления, расположение моторизованных экранов не зависит от места нахождения человека. Такие полотна очень удобны в эксплуатации, а электрические моторчики работают практически бесшумно.

Отдельно стоит выделить встраиваемый, монтируемый на потолок, экран. Как правило, такие модели в свернутом виде практически незаметны, для удобства пользования они оснащены моторами, управляются пультами ДУ.

Мобильные снабжены специальными штативами для монтажа и тубусом, в который сворачивается полотно. Удобство такой конструкции в возможности беспрепятственного перемещения с одного места на другое. Переносной вариант является хорошим помощником в проведении презентаций, семинаров, лекций, выставок. Небольшой минус: меньшая устойчивость, занимает место в помещении.

Экраны портативные представлены:

  • напольным или настольным вариантом;
  • конструкцией на двух ногах (отличается устойчивостью, не искажает картинку, можно при необходимости регулировать высоту ножек, быстро собирается в кейс);
  • устройством на штативе (чтобы не снижалась устойчивость, ширина полотна не должна превышать 2,5 м).

Направленность проекции

Экраны рассчитаны на любой из трех видов проекции:

  • фронтальная (наиболее популярная, проектор устанавливают перед полотном);
  • обратная (применяют в просторных помещениях, проектор помещают за экраном, отличается отличной контрастностью, хорошей яркостью);
  • прямая (оборудование может располагаться за и перед проекционным полотном).

Угол обзора, коэффициент усиления

Данный показатель влияет на комфортность просмотра, причем его значение в разных моделях варьируется от 45 до 180 градусов. Например, для небольшой группы людей достаточно угла в 50 градусов, угол свыше 100 градусов гарантирует максимально комфортный просмотр для большого числа зрителей.


Коэффициент усиления в освещенных помещениях должен составлять больше единицы, для затемненных комнат – менее единицы, домашних кинотеатров — не должен превышать 1,5. С увеличением этого показателя обычно снижается величина угла обзора.

Каким бы ни был ваш проектор, отличного качества изображения можно добиться лишь в том случае, если вы купите для него хороший экран. Если показать даже очень «крутую» презентацию на белой простыне, доставшейся вам в наследство от бабушки, вряд ли кто-нибудь воспримет вас всерьез. Впрочем, все это вы и сами знаете. А вот как выбрать этот самый экран для проектора не совсем понятно. Какой он должен быть? Пришло время разобраться.

Стационарный или переносной?

Это первое, от чего нужно отталкиваться при покупке. Общее правило простое: чем меньше трогают экран проектора, тем он дольше служит. Поэтому по возможности нужно выбирать стационарный вариант, который можно закрепить на стену или потолок, так как он более надежный. Конечно, если предполагается использование проектора в разных местах, лучше выбрать переносной (мобильный) вариант.

Виды стационарных моделей:

  1. Рулонный экран для проектора удобен тем, что его можно спрятать в специальный тубус и доставать только тогда, когда вы хотите показать презентацию или посмотреть фильм. Такой вариант легко впишется в любой дизайн помещения. Так как полотно растягивается под собственным весом (нижняя планка тянет его вниз), то боковые части просто висят в воздухе. При этом управление может быть механическим и автоматическим.
  2. Натяжной экран для проектора крепится на специальной раме и занимает постоянное место в комнате. С одной стороны, это нет так удобно, как в случае с рулоном. С другой стороны, у рулонных моделей есть один существенный недостаток: так как из-за постоянного сворачивания их боковые края растягиваются, полотно становится волнистым.

Важно: если есть возможность, лучше выбрать стационарный натяжной экран для проектора. Он гарантированно прослужит дольше.

Если вы хотите приобрести мобильный вариант, вам придется выбирать один из следующих вариантов:

  1. Экран на треноге хранится в специальном тубусе. При необходимости он подвешивается к опоре-треноге, а затем разворачивается вниз. Получается своеобразный мольберт. Учтите, чтобы тренога была устойчивой, она должна иметь соответствующие размеры, а это не всегда удобно в маленьких помещениях.
  2. Экран с корпусом-опорой имеет маленькие ножки прямо на корпусе. Он поднимается вверх и крепится с помощью штанги. Он более устойчив, чем предыдущий вариант, но тяжелее и больше него.

Каждый вид опоры имеет свои особенности. Однако чтобы выбрать хороший экран для проектора, помните главное правило: чем меньше деталей, тем долговечнее конструкция. В этом случае ножки на корпусе более надежны, хотя в силу традиций гораздо чаще используются треноги.

Выбираем размер и формат

Размер полотна во многом зависит от самого проектора. Но в целом рекомендуют соблюдать следующие правила:

  • расстояние до первых зрителей должно быть не меньше, чем три высоты полотна;
  • расстояние до последних зрителей должно быть не больше шести высот полотна;
  • от пола до нижней кромки должно быть не менее 1,2 м.

Все это больше относится к стационарному варианту. Если вы хотите выбрать мобильный экран для проектора, его размер должен быть удобным для транспортировки.

Что касается формата полотна, то тут все зависит от предназначения устройства. Для офисных презентаций используют формат 3:4, а для домашнего кинотеатра больше подойдет 16:9. Также существуют модели, способные менять свой формат с помощью специальных шторок, но стоят они недешево. Как вариант, можно купить рулонный экран для проектора и раскрывать его на нужную высоту.


Поверхность плотна

Поверхность полотна может быть двух типов:

  • матовая;
  • глянцевая.

Первая больше подходит для офисов, так как она может спокойно демонстрировать изображение даже в светлой комнате. Однако для такого полотна лучше купить более мощное передающее устройство, чтобы картинка не получилась слишком тусклой.

Глянцевая поверхность способна подарить куда более яркое и контрастное изображение. Однако она чувствительнее к свету: блики могут здорово испортить картинку. Глянцевое полотно больше подходит для домашних кинотеатров, расположенных в затемненном помещении.

Что за зверь такой – экстрадроп?

Экстрадроп – это черная окантовка вокруг белого полотна. Она позволяет отсечь засветку за полем экрана. Край кадра получается более четким, а само изображение – контрастным. Также черная полоса не дает лучу света, падающему на полотно, вновь на нем отразиться. Именно поэтому стоит выбрать модель с окантовкой.

Важно: желательно, чтобы в помещении, где будет стоять устройство, вообще не было светлых деталей. Постарайтесь подобрать темные обои или бархатную драпировку, темные кресла и столы. Даже одежду для просмотра фильма в домашнем кинотеатре лучше брать темную, так как от светлой могут появиться блики на глянцевом полотне.

Подведем итоги. Перед тем как выбрать экран для проектора, непременно учтите следующее:

  • полотно должно соответствовать самому аппарату;
  • тип и конструкция зависит от места использования устройства;
  • размер полотна должен соответствовать помещению и возможностям проектора;
  • выбирайте поверхность в зависимости от освещенности помещения.

Желаем вам удачных покупок!

Довольно яркое освещение. Работает проектор и показывает обычный сигнал со спутниковой приставки НТВ Плюс

Выражение Домашний кинотеатр изначально означало полную замену Кинотеатра в который мы ходим для получения острых ощущений от большой картинки в сочетании с окружающим звуком для полного погружения в происходящее на экране…
Но с течением времени - маркетологи многих компаний производящих аппаратуру постоянно уменьшали и уменьшали размеры акустики… уменьшали мощность усилителей, что бы сократить конечную стоимость "Домашнего кинотеатра"… что бы абсолютно каждый мог себе купить заветный "домашний кинотеатр"…
И что мы имеем на выходе?! А на выходе мы имеем этакий домашний кинотеатр (именно так было написано на коробке - которую он из магазина унес под мышкой) стоимостью аж от 3500 рублей (производителя называть не буду - таких куча) подключенный к старому кинескопному телевизору 54 см по диагонали… И человек использующий это развлечение 21 века - при встрече где нибудь в кругу друзей… позволяет себе небрежно бросить фразу - "Да есть у меня домашний кинотеатр - ничего особенного!"

Ребята! - Я вас умоляю! - это не Домашний кинотеатр - ЭТО ДОМАШНИЙ ЦИРК! именно ЦИРК - причем с клоунами! потому что кроме смеха эта система не вызывает больше никаких эмоций! Ну а что вы ждали от системы с пятью малюсенькими колоночками хрипящими, визжащими из углов что то не шибко разборчивое… и сабвуфером которому с трудом дается "гудеть" что то слабо похожее на бас…

Домашний цирк выглядит примерно так:


Уважаемые будущие покупатели кинотеатров - Я вас очень прошу, прежде чем планировать покупку кинотеатра - обязательно захватите в магазин мозг! ну и калькулятор! Ну сами то подумайте - как может стоить КИНОТЕАТР умещающийся дома - дешевле мобильника в вашем кармане! у многих в кармане лежит телефон - за Полтос…(50000) а кинотеатр они хотят купить дешевле! Чудеса - да и только… Это то же самое - как хотеть купить самолет дешевле своей Лады Приоры… У каждой вещи есть своя цена…
Сразу спешу вас разочаровать: дешевле 100000 - кинотеатров вообще не существует! Их просто вообще нет!
Сразу вношу поправочку, что бы не было споров…
Я имею ввиду кинотеатры способные заменить звуком настоящие полноразмерные кинотаетры.
И еще одна поправочка! - это для небольшой комнаты… а чем больше ваше помещение - тем дороже вам обойдется качественный кинотеатр…
Поправочка номер три - кто то скажет, что и 100 тысяч не обеспечат хорошего качества! - и тут я с ними тоже соглашусь, тут уж зависит от степени оценки качества… заядлым аудиофилам и звукоманам - вообще никогда не угодишь - они всю жизнь гонятся за своей идеальной системой…
Я же взял просто точку отсчета от которой нужно начинать отталкиваться…

Вот блин - опять не туда понесло… давайте про кинотеатры более углубленно мы все же поговорим в другой статье…
Здесь я бы хотел обсудить экраны для проектора…

Так вот: экраны для проектора имеют огромное количество всевозможных покрытий… от простого белого матового, серого высококонтрастного и до самых смелых решений с бисерным покрытием…
Все экраны определенно нужны в нашей жизни… и каждый создан для определенных условий.
Бывают даже экраны которые отражают света даже больше, чем на него поступает от проектора и возникает ощущение что они сами светятся(почти как телевизор). . но и в них для домашнего применения есть недостатки… очень маленький угол обзора… да и даже сидя строго перед ним - ярче всего будет смотреться пятно в середине экрана, а края будут более темными…
Часто покупаемые всеми матовые белые экраны (то ли из экономии средств, то ли от неграмотности продавцов) - тоже не очень годятся для дома! - дело в том, что несмотря на самую яркую картинку получаемую на них они сами же и являются виновниками отсутствия контраста… черного цвета на таких экранах не добиться в принципе! Только в условиях полной темноты… и любой малейший источник света сразу убивает контрастность картинки. Конечно, полная темнота в условиях дома не всегда удобна… и чаще всего обязательно имеются источники неяркого света. да даже окна ночью и те не совсем темные! ! Но ведь можно смотреть качественно фильмы и с частичной затемненностью…
Но поверьте мне - самый большой эффект достигается только когда есть ВЫ , и то , что происходит на экране - и никаких отвлекающих факторов… и никакие предметы интерьера не видно и они напоминают вам, что находитесь вы всего лишь в своей комнате…
Вы видите только объект на экране и больше ничего!

Вот вам два видео для примера:
__________________________________
Одно видео снято в полной темноте
А второе с двумя точечными направленными светильниками слегка подсвечивающими колонки.

(Все видео принадлежит лично мне и отснято лично мной на территории нашего салона YarHiFi в городе Ярославле - так что в любое время можем так сказать воочию продемонстрировать все это любому желающему…Сначала вместо демо роликов было снято видео с демонстрацией Аватара - но его сразу же заблокировали на Ютюбе)


А вот картинка того, как отображается темный экран на наших с вами телевизорах в условиях темноты.
Если кто то в этом сомневается можете пойти и проверить на своем телевизоре…
(поправочка! Есть телевизоры которые полностью выключают подсветку экрана при темной картинке… это не честно… тогда выведите на экран маленькое изображение в темноте…)


К всеобщему разочарованию… так же не годятся ни белые простыни, ни распускающиеся шторки из икеи - не подходит ничего - имеющее хоть какую либо структуру и не ровную поверхность… Все это будет портить натуральность картинки.именно эта структура вас и будет отвлекать во время просмотра…

Вот один из примеров материалов с не годящейся структурой…


Скажу больше! В качестве экспериментов из чего только я не попробовал делать экраны.были даже попытки сделать экран из натяжного потолка… из плюсов - то, что получается хорошая натяжка… а из минусов - либо видна структура материала, либо винил имел легкую глянцевость - за счет этого он имел более яркое пятно изображения в зоне отражения пучка проектора и вашими глазами… (тоже не комфортно)
Черный экран тоже не годится… для того что бы получилась приемлимая по яркости картинка проектор должен быть слишком ярким… что обязательно отразится на его стоимости… плюс яркий проектор из за яркой лампы сильно греется - для его охлаждения нужно использовать более мощные кулеры - а это отразится на шумности в помещении… и шум тоже начнет мешать…

Кстати, ребята уже имеющие проектор, попробуйте провести эксперимент! поставьте что нибудь черное матовое прямо у полотна вашего экрана - и посмотрите в темноте - какой черный цвет выходит… да и белый никуда не девался - он тоже есть…

Так, что заменить заводской экран для проектора не так то просто, любая промашка ведет к неизбежному ухудшению качества картинки и восприятия информации и на корню убивает всю идею домашнего кинозала.

В общем путем экспериментов был подобран экран полностью соответствующий нашим требованиям… он имеет оттенки от светло серого до темно серого… На одном из них я вам и продемонстрирую разницу в картинке при разном освещении. Точнее это не экран - а полотно для экрана - которое было интегрировано в комнату на этапе строительства…

Но покупать экран нужно не наобум, а лучше довериться в подборе профессионалам которые обязательно прежде, чем продать вам проектор с экраном - сначала приедут к вам в комнату, квартиру, дом… и замеряют, посмотрят, изучат условия где это будет устанавливаться…
Потому что только строгое соответствие экрана под определенные условия помещения и под определенный проектор - будут залогом Успеха и Качества.
Дальше я попробую на фото и видео примерах показать разницу в картинке при разных условиях освещения
именно на сером экране… (в случае видео не обращайте внимания на бочкообразность картинки, некоторое ее мерцание и цифровой шум в темных местах - это все из за того, что снималось это все на фотик с частотой 25 кадров в секунду) В действительности ничего этого нет - Можем в реальности с удовольствием продемонстрировать любому желающему…

Итак - мы имеем демо комнату с 4 градациями света.
1. Яркий светодиодный источник "холодного"света
2. Светодиодную полосу "теплого света" средней освещенности
3. Два точечных светильника слабого фонового света
4. Ну и полная темнота

Вот шесть картинок с разных ракурсов и с разной картинкой демонстрирующие
разницу в восприятии изображения при разных условиях освещенности…







А теперь давайте посмотрим три варианта видео для лучшего восприятия…



Абсолютно на всех фотках и видео видно, что картинка достаточно приемлемая в любых условиях освещения.
Ну и естественно, чем темнее в комнате - тем она эффектней.
Но все же можно смотреть проектор и в ярком помещении.
Это достоинство серого покрытия экрана…
Будь бы экран белым вы бы увидели блеклую, обесцвеченную
картинку совершенно не комфортную для просмотра.
А ведь именно поэтому многие отказались от идеи покупки проектора!
Только лишь из за того, что им некому было продемонстрировать картинку на нормальном экране…
Ну или пытались вообще сэкономить на экране пытаясь использовать вместо него любые подручные средства вплоть до белой простыни… Ведь проектор это как фонарик - под его лучами на любой кажующейся ровной и идеальной поверхности - начинают видеться огрехи неровности.
Попробуйте закрыть экран своего телевизора простым прозрачным полиэтиленовым пакетом.
и что вы получите? Вроде и картинку видно - и достаточно разборчиво - и кино посмотреть можно.
Но в каких то местах картинка стала мутной, в каких то появились неровности и ненужные отражения.
Хотели бы вы смотреть такой телевизор? Конечно же нет! Тоже самое и с экраном для проектора.
Его нельзя заменить подручными средствами - иначе вас ждет разочарование в проекционной технологии!

Многим не нравится в проекторах другие огрехи изображения… такие как:
Видимая пиксельная решетка…
Видимая пикселизация картинки
Эффект радуги (на DLP проекторах)

Я не буду подробно расписывать проблемы проекторов здесь, при желании вы сами можете найти все это в интернете.
Напротив хочу вас заверить, что все эти детские болезни уже давно ушли в прошлое либо присутствуют на откровенно дешевых или некачественных китайских проекторах, либо на проекторах не предусмотренных для работы в домашнем кинотеатре.

На следующем видео я попытался приблизить картинку, что бы вы могли видеть, что никаких проблем с картинкой не присутствует…(Если у вас видно плохое изображение - попробуйте выставить максимальное качество на ютюбе или добра пожаловать к нам и вы сможете в живую своими глазами все оценить. И еще раз напомню - небольшое дрожание картинки - вина фотоаппарата которым снималось видео - на самом проекторе картинка стабильна)

На много кого волнующий вопрос, как на проекторе показывает телевизор, я тоже отснял кусочек видео с НТВ приставки. А вы как хотели! Ну не аналоговое же телевидение смотреть в 21 веке! Пора с ним уже прощаться… В видео я тоже намного поиграл светом, что бы вы могли оценить картинку в разном освещении…

Ну вот в общем то… примерно так - для начала…))
Надеюсь мой обзор был полезен и объективен…

Добро пожаловать к нам за консультациями… всем кто хочет организовать у себя дома кинозал готовы помочь, а если надо и организовать…с любого этапа… от строительства до акустической обработки помещения…
_________________________________________________________________________________


Метки: экран, проектор, шоурум yarhifi, yarhifi

Выбираем правильный экран для проектора. Часть 1

Итак, заметная часть вопроса (выбор и покупка проектора) у вас позади, остается купить экран. А чтобы купить именно такой экран, какой вам нужен, необходимо понять, что вы от него ждете и какие его свойства для вас будут важны, а какие нет. Для начала надо определиться в принципиальном вопросе: какой экран вам нужен - стационарный или мобильный? То есть будет он у вас висеть на стене в одной комнате или же вы будете разъезжать с ним по стране.

Стационарные , они же часто настенные (иногда с возможностью крепления на потолке), предназначены для стационарного монтажа - закрепил и больше не снимаешь. Только собираешь полотно в тубус, когда оно не нужно, и выдвигаешь, когда нужно. На рисунке слева.


На рисунке справа мобильные экраны в рабочем и сложенном состоянии. Если человеку надо проводить выездные презентации, он берет с собой мобильный экран. Для транспортировки экран складывается в тубус, а на месте презентации разворачивается и ставится на треногу.

Стационарные экраны можно разделить на ручные, с электроприводом и натяжные - по типу конструкции. Ручные экраны вы сворачиваете и разворачиваете вручную - за специальную ручку в нижней части экрана. Дешево и сердито. Есть модели, которые крепятся не только на стену, но и на потолок, только будьте осторожны с этой затеей, иначе зрители, которым придется сильно задирать голову при просмотре, помянут вас недобрым словом.

Экраны с электроприводом можно сходу не отличить от ручных экранов, разве что тубус у электрических немного толще - там прячется моторчик. Такие экраны разворачивают и сворачивают полотно с помощью этого самого моторчика. Это весьма удобно, если экран большого размера или висит в неудобном месте. Обычно электрическим экраном управляют с помощью проводного переключателя, но желающие могут прикупить пульт беспроводного управления - он обычно продается отдельно.

А вот натяжные экраны вы ни с чем не спутаете. Туго натянутое на раму полотно дает идеально ровную поверхность для просмотра фильмов - никаких замятостей, никаких неровностей. Крепится оно к раме или с помощью люверсов, или на кнопках.


Крепления натяжных экранов: на люверсах и на кнопках

Если вы строите дома полноценный домашний кинотеатр, то натяжной экран - это ваш выбор. При условии, конечно, что вы сможете вписать его в интерьер, а это не всегда просто. Как правило, натяжные экраны используются в домашних кинотеатрах, в залах заседаний и в конференц-залах - там, где они используются часто и где есть возможность выделить под экран часть стены или даже всю стену.

Теперь обратимся к мобильным экранам. Чаще всего встречаются три конструкции: на штативе, на ногах и напольные. Экраны на штативе , как уже говорилось выше, после использования сворачиваются в тубус и в таком виде хранятся или перевозятся. Очень удобно, но до определенного размера. Как только ширина экрана начинает превышать 2,5 метра, возникает проблема его транспортировки. Кроме того, на слишком большом «парусе» полотна заметен любой сквозняк - оно начинает колыхаться. Поэтому для больших мобильных экранов используют другую конструкцию - на двух ногах . Она устойчивее, и ширина такого экрана больше 3 метров - не редкость. Кроме того, они собираются в небольшой кейс, который перевозить не в пример удобнее, чем 2,5-метровый тубус. Несмотря на кажущуюся сложность конструкции, собирать и разбирать ее просто. Мне однажды пришлось это делать одному, и я без труда уложился минут в десять, хотя размеры экрана были два на три метра.

А вот еще интересная, но реже встречающая конструкция напольных и настольных экранов . В собранном состоянии они выглядят как уже знакомый вам тубус, но в рабочем положении этот тубус ставится на пол (или на стол - есть специальные настольные модели небольшого размера) и из него вверх выдвигается экран. Система крепежей (чаще всего типа "ножницы") сзади поддерживает полотно в устойчивом положении и не дает ему колыхаться и упасть. Обратите внимание на черное поле в нижней части - производители понимают, что если изображение начнется от самого пола, то смотреть на него будет неудобно, поэтому рабочее (белое) полотно они сделали в верхней части экрана. Подобные экраны есть у , и , кроме того, нечто похожее выпускает .

Итак, вы определились с типом экрана, дальше надо понять, какого типа поверхность вам нужна. Сразу скажу, что, скорее всего (в 80% случаев), это будет обычная белая матовая отражающая поверхность (MW, matte white), какой бы конструкции экран вы ни выбрали. У экранов с поверхностью MW, пожалуй, самые универсальные характеристики - угол просмотра практически 180 градусов, коэффициент усиления 1,0, отсутствие бликов и светового пятна, хорошая равномерность яркости... Но иногда требуется нечто особенное, и поверхность MW не подойдет.

В грамотно сделанном домашнем кинотеатре (я имею в виду, когда под кинотеатр выделена специальная комната в доме), акустика может находиться за экраном. И полотно такого экрана должно быть акустически прозрачным. Такие полотна есть почти у всех производителей экранов, и чаще всего они еще и усиливают контрастность и делают черный цвет более глубоким.

До сих пор мы говорили исключительно об отражающих экранах. То есть экранах, которые отражают падающий на них свет от проектора в сторону самого проектора. И подразумевалось, что зрители сидят по ту же сторону экрана, что и проектор. Но иногда удобнее, чтобы проектор и зрители были по разные стороны от экрана. В этом случае вам потребуется полотно, работающее на просвет .


Экран с просветным полотном может быть любым, но чаще всего это или натяжной, или мобильный на ногах. Зрители не заслоняют свет от проектора, и уже одно это удобно. Но есть и второй плюс - просветные экраны менее чувствительны к внешней засветке, и при одинаковых условиях на просветном экране изображение будет ярче, чем на обычном.

Внимательный читатель может заметить, что в случае такой проекции изображение будет зеркальным. Спешу успокоить - производители проекторов давно учитывают этот момент, и даже у самых дешевых моделей есть в меню пункт "Обратная проекция" для зеркалирования картинки.

Из минусов обратных проекций отмечу, что подобные системы требуют за экраном больше места - чтобы световой поток успел "распахнуться" до нужного размера. Впрочем, с появлением большого количества короткофокусных проекторов это уже не проблема.

Теперь перейдем к вопросу формата экрана . Соотношения сторон, или aspect ratio (англ.). В современном видеомире существует больше десятка различных форматов. Если речь идет об экране для дома, то вопрос, скорее всего, сведется к «А что я больше всего буду смотреть?». Российское телевидение? Зарубежные каналы? Современные фильмы? Старое кино? Клипы? И определиться с форматом будет проще. Выбор придется делать между форматом 4:3 и форматом 16:9. Бывают еще экраны формата 2,35:1, но это, скорее, экзотика.


Формат 4:3 - это уходящий формат старого телевидения. Делать на него ставку есть смысл, только если вы фанат классического кино и некоторых российских телеканалов. Все остальные если еще не перешли на широкий формат, то вот-вот перейдут. Теоретически можно на экране любого формата смотреть любой контент, но тогда придется мириться или с обрезанными краями, или с черными полосами.


Кадр 16:9 в "родном" формате и на экранах 4:3

Или главный герой лишается уха, а его подруга - половины головы, или они оба целые, но меньшего размера и с раздражающими черными полосами сверху и снизу.

Если вы выбираете экран для игр или для других мультимедийных развлечений, то просто ориентируйтесь на формат проектора или на то, что он чаще всего будет показывать. Экран в офисе вряд ли будет озаряться кадрами кино, так что вы можете смело ориентироваться на формат 4:3.

Как только вы определитесь с форматом, перед вами встанет следующий вопрос - вопрос размера . Определить минимальную и максимальную ширину экрана просто, если учесть два основных положения:

  • на расстоянии 6 ширин экрана уже практически ничего не видно;
  • ближе полутора высот смотреть неудобно - получается слишком большое изображение.

Оптимальное расстояние просмотра кино в домашнем кинотеатре, включающее в себя знаменитый "эффект присутствия", считается просто. Оно лежит где-то между расстоянием в 2,0...3,0 высоты экрана и расстоянием в 1,5...1,9 его ширины. Расстояние это, конечно, сугубо индивидуальное, но обычно укладывается именно в эти цифры. Объясняется оно тем, что для "эффекта присутствия" требуется задействовать часть периферийного зрения зрителя. И если вы будете сидеть дальше, то не задействуете его, а если слишком близко - устанете вертеть головой еще на титрах.

В какой-то степени сориентироваться по размеру экрана можно с помощью калькулятора на сайте Projecta . У них несколько свое видение, но в целом оно совпадает с нормальным. На английском, но слов там немного, разберетесь. Для широкоформатного экрана 240x135 он мне выдал минимальное расстояние просмотра чуть больше 2 метров.

На знаменитом "ПрожекторЦентрале" тоже есть калькулятор экрана, и там тоже можно посмотреть рекомендации по оптимальным расстояниям просмотра, причем применительно к конкретному проектору и конкретному размеру экрана.

По высоте расположения экрана также есть оптимальные значения. Для домашнего кинотеатра нижний край экрана должен быть на высоте 60-90 см. Это совпадает с другой рекомендацией - чтобы глаза зрителя находились на уровне нижней трети экрана. Тогда не придется сильно задирать или опускать голову и просмотр полуторачасового фильма не превратится в полуторачасовую пытку.

В офисе лучше вешать/ставить экран повыше - 1,2...1,4 метра для нижнего края обычно достаточно, чтобы и задним рядам было нормально видно, и не было слишком высоко.

Во второй части статьи вы узнаете, что такое "экстрадроп", увидите экраны, встроенные в пол, познакомитесь с виртуальной голографической певицей Хацунэ Мику - и это только часть нашей «культурной программы».

Предположим, я решил купить себе или своей организации проектор. Как выбрать экран? Кругом столько предложений! Насколько вообще процесс выбора экрана важен?

Размер и формат экрана

Прежде всего необходимо разобраться с тем, какого размера вы хотите экран. Наиболее типичные варианты включают диагонали 80, 100 и 130 дюймов. Кстати говоря, определиться с этим желательно еще до выбора проектора, ибо проектор сразу фиксирует несколько параметров экрана:

  • Формат изображения (4:3, 16:10, 16:9, 1,85:1)
  • Размер экрана

Формат (соотношение сторон ) определяется разрешением проектора. К примеру, формат 4:3 может использоваться в образовании или бизнес-учреждениях. Этот формат вытянут по вертикали и хорош для отображения документов и веб-страниц. Ему соответствуют разрешения SVGA (800x600), XGA (1024x768) и выше.

Разрешениям full HD (1080p, 1920x1080) и HD (1280x720) соответствует формат 16:9.

Разрешению WXGA (1280x800) соответствует формат 16:10.

4K разрешение может подразумевать как формат 16:9 (Ultra HD, 3840 × 2160 ), так и 1,89:1 (4096 x 2160 ).

Широкоэкранный формат CinemaScope соответствует соотношению сторон 2.35:1.

Но самые популярные форматы - это 4:3 у SVGA и XGA проекторов и 16:10 у WXGA и 16:9 у Full HD проекторов.

Очевидно, что при одинаковой диагонали, ширина и высота у экранов различных форматов будет разной. Другими словами, 80-дюймовый экран 4:3 - это примерно 163x122 см, а 16:9 - это 177x100 см. Вы, безусловно, вынуждены будете это учитывать при планировании покупки проектора, сверяясь с особенностями вашего помещения.

Рекомендую для исследований использовать калькулятор от одного из производителей, например от Epson - там можно переключать форматы между 4:3, 16:10 и 16:9.

Если вас ну очень сильно интересует кино, то, возможно, вы захотите использовать проектор 16:9 на широком CinemaScope экране. Продаются специальные широкоэкранные Blu-Ray диски, записанные с черными полосами в верхней и нижней частях изображения. Подробнее об этом написано .

В остальном все просто - какой формат у проектора - такой и у экрана. Некоторые экраны позволяют менять формат изображения. К примеру, есть рулонные выдвижные экраны, у которых можно регулировать изображение по высоте - насколько его выдвинули, такой и формат. Тем не менее, из эстетических соображений приятнее, когда граница экрана четко обозначена и изображение полностью совпадает с границей, чтобы это выглядело, как большая LCD панель.

От чего еще зависит размер экрана? Безусловно, от яркости проектора и уровня освещения в комнате! Зависимость здесь такая: чем темнее комната - тем меньшая яркость требуется от проектора такого же размера картинки. К примеру, в темноте достаточно 600 Лм, а в школьном классе с включенным светом - 3000 Лм. (Люмен - единица светового потока проектора, его «мощности», иногда ее для простоты называют «Яркостью»).

Теперь мы берем проектор с заявленной яркостью в 3000 люмен и сразу спрашиваем: в каком режиме он дает эти 3000 Люмен? Суть в том, что у проекторов есть различные режимы изображения, предназначенные для разных условий. В самом ярком режиме проектор никогда не даст наилучшей цветопередачи - самая лучшая цветопередача достигается в специальном, точном и менее ярком режиме; яркость в нем может достигать 30% от максимальной, а то и меньше. Если вы берете проектор для кино, точной цветопередачи и для темного помещения, то у вас нет выбора, кроме как использовать самый точный режим, получив 500 - 1500 Люмен. Если вы берете проектор для аудиторий, переговорных комнат и прочих помещений, где есть свет, то есть смысл забыть о самых точных режимах - вам нужен проектор-боец, который прилично себя покажет в самых ярких режимах, где качество изображения достигается способностью проектора «перекричать» все остальное освещение. Короче говоря, есть различные рекомендации по поводу зависимости размера экрана от яркости проектора как в (там есть таблица), так и в помещении.

Поверхность экрана: Матовая Белая

Это - основа всему! Полотно «Matte White». Мы подошли к вопросу о выборе экранного полотна. Белое матовое полотно - это самое стандартное, что существует и, если вы сбиты с толку, берите его. Полотно экрана, вообще говоря, способно очень заметно влиять на изображение. Безусловно, есть способы улучшить изображение с помощью полотна экрана. Однако, для большинства потенциальных покупателей скажу: в ценовой группе проекторов до $2000 (может и до $3000) я бы не потратил ни одной лишней копейки на экран. Я бы скорее покрасил стену белой матовой краской и получил бы при этом все, что проектор способен дать. На этом уровне цен каждый шаг к более дорогому проектору дает существенный прирост качества изображения. Если у вас есть ровная белая матовая поверхность, то этого достаточно. С точки зрения изображения, ваш проектор даст 99% неточности и 1% даст экран. Безусловно, возможно найти супер-плохую поверхность экрана, которая плохо повлияет на изображение, но это сложно сделать, если она: белая, матовая, ровная.

Вообще говоря, в наше время действительно сложно найти краску, у которой были бы сильные проблемы с оттенком белого или с матовостью. А вот ровность и гладкость поверхности достигается далеко не всегда. Кстати, чем выше разрешение проектора, тем этот вопрос встает острее.

В общем и целом, белое матовое полотно возвращает вам ровно то, что вы на него светите и адекватно для абсолютного большинства проекторов. Можно ли использовать дорогой проектор с экраном за 5 рублей? - я уверен, что да. Здесь не работает аналогия про Ламборджини и качественную дорогу. В случае с проекторами, дорогой проектор может многое и со стандартным экраном, но не наоборот.

Контрастность

Если вы хотите что-то улучшить в изображении, то это что-то - контрастность изображения . Суть контрастности в том, чтобы при проецировании черного цвета на экран упало как можно больше «черных фотонов». Это шутка. На самом деле, чем выше контрастность проектора, тем меньше света «протекает» на экран через объектив при показе черного экрана или черного участка изображения. Но способностью проектора блокировать свет все не ограничивается. Свет, как известно, падает на экран и с ближайшей звезды, и от люминесцентных ламп, а также, что очень важно, свет самого проектора отражается от экрана на стены, а от стен - обратно на экран . Когда свет попадает на «черный» экран, мы прощаемся с настоящим, глубоким черным цветом рукой.

Чтобы этого избежать, можно:

1. Отключить свет, заколотить окна, дождаться ночи - решается проблема внешней засветки экрана.

2. Перекрасить мебель и стены в черный цвет - решается проблема переотраженного света проектора.

Сделано? - Отлично - вам все еще достаточно матового белого экрана.

У вас учебный класс или аудитория? - Во-первых, вам должно быть наплевать на глубину черного. А чтобы повысить контрастность, вам, наоборот, надо перекричать внешнее освещение яркостью проектора. Хотя я также видел, как на экраны крепились конструкции наподобие небольшого козырька, оберегавшие их от самых близких источников света - хорошая штука.

Потом, берете вы экран для организации под названием «школа», или для организации «семья», вам, скорее всего, не дадут покрасить стены и потолки в черный цвет...

Теперь давайте поговорим о том, чем может помочь полотно экрана...

Серый экран . Интересная штука и не обязательно дорогая. Смысл серого экрана в том, что он поглощает часть любого света, падающего на него, в том числе - переотраженного света от стен. Если серый экран поглощает 30% света, например, то говорят, что этот экран имеет коэффициент усиления 0,7 (gain). Использование серого экрана крайне желательно в ситуации, когда проекто имеет некоторое количество лишней яркости и нет другого способа ее снизить. Если вы берете проектор для домашнего кинотеатра, то знайте: лишняя яркость = менее глубокий черный цвет. Если лишнюю яркость вы, возможно, не заметите, то более яркий «черный» - очень даже. В этом случае, с помощью серого матового экрана вы уберете лишнюю яркость, сделаете черный более глубоким и уменьшите влияние внешней засветки. Если лишней яроксти нет, то использование такого экрана приведет к слишком темному изображению. А в освещенных помещениях, где гонятся за яркостью проектора, в таких серых экранах нет смысла.

Глянцевый экран. Не «глянцевый», а «с высоким коэффициентом усиления» (high-gain). Матовый экран рассеивает свет равномерно и обладает коэффициентом усиления «1». Экраны с усилением > 1 отражают свет под углом, равным углу падения, как у зеркала, более сфокусированно.

Это ограничивает угол обзора, делая изображение более ярким, для стоящих по центру экрана и менее ярким для тех, кто стоит сбоку. Таким образом, если вы рассчитываете сидеть по центру, то такой экран позволяет вам получить почти безвозмездно дополнительный прирост яркости ! Но второе полезное качество такого полотна в том, что свет, падающий на него сбоку, отражается под тем же углом, то есть, не на зрителя, а куда-нибудь в стену, что крайне позитивно сказывается на уровне черного и контрастности изображения! Но эти специализированные поверхности стоят уже совершенно другие деньги , в разы дороже, чем их матовые белые аналоги. Потенциальный недостаток экранов с большим усилением - возникновение неравномерного распределения яркости по экрану, «светового пятна».

Кстати, если на серый экран нанести специальное оптическое покрытие с усилением, то можно получить серый экран с усилением > 1. Таких вариантов полотен с двойным покрытием много, например, у компании Stewart.

Кстати говоря, один из способов борьбы со световыми пятнами - это установка проектора как можно дальше от экрана .

Ну и, как вы поняли, наличие у экрана усиления непосредственно влияет на п.1 данной статьи, позволяя использовать с тем же проектором экран с большей диагональю . Это особенно важно для проекторов, которые после точной настройки цветопередачи (калибровки) дают существенно уменьшенную яркость.

Ультракороткофокусные проекторы

Если проектор располагается почти вплотную к экрану и светит на него под большим углом, то использовать для него экран с большим усилением крайне нежелательно, т.к. значительная часть светового потока уйдет в пол или потолок. С другой же стороны это ожно рассматривать как плюс, например, при проецировании на глянцевую маркерную доску - световое пятно в этом случае переместится за пределы ее поверхности доски. Тоже вариант.

Также, если поверхность не является идеально ровной, например из-за того, что она слабо натянута, то это приведет к неприемлемым искажениям изображения.

Каркас экрана

Когда-то данная статья начиналась с этого пункта.

Пожалуй, самый стандартный экран - стационарный настенный экран на фиксированной раме . Используется такой вариант в любых помещениях, где есть возможность зарезервировать под экран столь большой кусок стены - что дома, что в школе или переговорной. Это недорогой вариант, обеспечивающий оптимальное натяжение полотна.



Рулонные стационарные экраны крепятся на потолок или стену и при необходимости разворачиваются. При желании такой экран может закрыть школьную доску, окно или даже другой экран. В общем, очень гибкое решение для самых различных задач.



Соответственно, эти рулонные экраны делятся на ручные имоторизованные , управляемые с пульта, включением проектора или через какую-нибудь систему типа «умный дом». Проблемой многих рулонных экранов является слабое натяжение и неровность поверхности. Как правило, это абсолютно незаметно при включенном проекторе, но хорошо видно, если в комнате включен свет. Подобные экраны могут также быть вмонтированы в потолок и совершенно незаметны, пока не используются, в любой момент трансформируя помещение в кинозал.

Существуют также рулонные экраны с системой натяжения полотна, что дает известные преимущества и выглядит очень солидно:



Говоря о мобильных экранах , можно выделить экраны для выездных презентаций, которые обычно устанавливают на треногу и сворачиваются в футляр (либо полотно снимается с каркаса и сворачивается в футляр):







При использовании таких экранов нужно, разве что, быть осторожным с идеей использовать короткофокусный проектор в качестве мобильного.

Следующий тип мобильных экранов - это экраны на сборных рамах, которые хорошо подходят для временных инсталляций любых размеров. Такие экраны отличаются возможностью качественно и ровно натянуть полотно и бывают любых размеров.


Зависимость размера экрана от расстояния до проектора

Иногда может оказаться, что вы ограничены при выборе размера экрана параметром проектора, известным как "проекционное отношение " (throw ratio). Оно равняется отношению расстояния от проектора до экрана к ширине экрана. Если у проектора данный коэффициент = 0,5, то с 50 см от экрана у вас будет картинка шириной 1 метр. Это - короткофокусный проектор. Если коэффициент = 2, то… вы, увы, не сможете получить ширину экрана 2 метра с расстояния 3 метра от экрана (а только с 4 метров).

Зум (оптическое масштабирование) дает вам некоторую свободу, позволяя «уменьшить картинку» и расположить проектор дальше. У проектора с зумом появляется два проекционных отношения: максимальное и минимальное. Такой проектор можно поставить ближе или дальше, сохранив размер экрана, или можно изменить размер экрана, оставив проектор на прежнем месте.

Сдвиг изображения

Офсет . Практически у всех проекторов изображение располагается не по центру объектива, а со смещением вверх. Таким образом, проектор можно поставить на стол или тумбу, а изображение окажется выше. А при потолочной установке проектор перевернут и изображение смещается вниз. Офсет влияет на расположение экрана по вертикали, поэтому его надо учитывать.

Сдвиг объектива . Некоторые проекторы позволяют самостоятельно регулировать сдвиг изображения, причем не только по вертикали, но и по горизонтали, что увеличивает гибкость расположения экрана.

Резюме

Мы рассмотрели основные проблемы и основные шаги при выборе экрана:

1. Определиться с размером и соотношением сторон экрана
2. Определиться с типом полотна и его свойствами
3. Определиться с каркасом экрана
4. Определиться с местом установки экрана

Также, сайт сайт имеет принципиальную позицию, что экран вторичен по отношению к проектору. По крайней мере, в начальной и средней ценовых категориях, где сами проекторы так сильно отличаются друг от друга по цветопередаче, равномерности распределения яркости и пр, что даже недорогому экрану сложно внести столь же весомый вклад в ухудшение качества изображения. Поэтому, дорогие «бюджетники» (кто берет «бюджетные» проекторы), не заморачивайтесь на предмет того, что экран убьет вам картинку - не убьет. С другой стороны, почтенные господа киноманы прекрасно знают, что, вложив дополнительные $2000-$4000 в экран, можно существенно улучшить производительность системы экран-проектор, что наиболее актуально в помещениях с некоторым фоновым освещением.