Творческая личность — особенности, качества, условия развития. Воспитание творческой личности ребенка. Общество и творческая личность. Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся

Развитие творческой личности ребенка



Введение

Творчество и творческая личность

Проблемы развития творческой личности ребенка

Заключение

Список литературы


Введение


Творчество - это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Это не удел единиц, элементы творчества присутствуют не только в деятельности художника, писателя, режиссера, ученого, но и в каждодневном труде инженера, учителя, программиста, родителя, тренера, менеджера, психолога, дизайнера и так далее. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

В современных условиях, когда культура переживает расцвет, творческая личность все более и более востребована обществом во всех областях от искусства и науки до рекламной индустрии и шоу-бизнеса. Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым новшествам, главным образом осваивать новые знания, огромные потоки информации с пользой для себя и общества. Для того чтобы находиться на высоте в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, современный человек обязан постоянно использовать свой творческий потенциал.

Современные исследования проблем творчества, и в том числе формирования и развития творческих задатков, сложились к началу 50-х годов прошлого века, а во второй половине ХХ века уже получили серьезный импульс вследствие бурного развития различных отраслей техники, связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики, массовой культуры. Воспитание творческой личности стало одной из основных задач современной школы.

Творческая личность формируется, безусловно, в детстве, причем чем раньше выявлены задатки и начато их развитие тем лучше. Переоценить роль в формировании творческой личности педагогов, школы, родителей невозможно. Среди исследователей творчества существуют две точки зрения. Представители одной полагают, что обучить творчеству невозможно, представители другой утверждают, что творчеству можно научиться. Как бы то ни было, ясно одно, творческие задатки того или иного уровня, таланты - это потенциал личности, который нужно раскрыть, точнее сказать, создать условия для их раскрытия.

В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в полной мере своих способностей. Вследствие этого взрослыми людьми они часто испытывают трудности в самореализации и остаются на нижних ступенях социальной лестницы, с которыми в последнее время все более ясно коррелируют нетворческие, рутинные профессии, профессии тяжелого физического, монотонного, «конвейерного» труда. Поэтому создание педагогических условий для выявления творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики и всего процесса воспитания. Воспитать творческую личность возможно, но возникает вопрос: как? На этот вопрос универсального ответа нет. Формирование творческой личности процесс творческий.


1. Творчество и творческая личность


Творчество - процесс человеческой деятельности, результатом которого являются качественно новые уникальные материальные и духовные ценности или решения. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, да и то не всегда, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Так как, в процессе творчества автор вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате многие аспекты (вкладывает душу) своей уникальной личности. Именно это обстоятельство придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами серийного производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей.

Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, учителя и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.

Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.

Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны - гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.

Американский исследователь Гилфорд выделяет четыре основных параметра креативности (творческой способности).

1.Оригинальность - способность продуцировать необычные ответы.

2.Продуктивность - способность к генерированию большого числа идей.

.Гибкость - способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта.

.Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, креативности присуща способность к обнаружению и постановке проблем, способность к анализу и синтезу.

В тоже время некоторые авторы отмечают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. В этом случае неспособность к творчеству связано с тем, что сознание логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их.


. Проблемы развития творческой личности ребенка

творческий креативность воображение ребенок

Развитие (воспитание) творческой личности ребенка - это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности.

Из характеристик творческой личности следуют способы формирования творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение - психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив - основа формирования необходимых качеств личности.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Основным фактором воспитания является пример, среда. Поэтому сложно переоценить роль окружения ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего учитель (воспитатель в детском саду, классный руководитель в школе), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

·ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

·раннее выявление творческих способностей и их направленности;

·формирование мотивации к творческой деятельности;

·нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

·наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

·учет индивидуальных психологических особенностей;

·ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

·создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

·организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:

·включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

·работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

·организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.


Заключение


Воспитание творческой личности? насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.

Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.

На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь? общечеловеческими, которые в не меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.

Интеллектуальными качествами: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность (с учетом вышесказанного), ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмысление жизненных целей.

Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.

Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Список литературы


1.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. университета, 1988 г. - 238 с.

2.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. - М.: Школьная пресса, 2003 - 144 с.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. - 93 с.

.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. - М.: АСТ, 2008 г. - 671 с.

.Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. - 2-е изд., доп. - Л.: Наука, 1991 г. - 141 с. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В каждом заложен свой потенциал, требующий развития в дальнейшем. И зная основные факторы, влияющие на развитие творческой личности, можно её взрастить, одарив мир очередным гением. Благодаря опросам известных специалистов в сфере психологии, сейчас легко определить задатки людей с ранних лет.

Кто же это – творческая личность?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Ответ на этот вопрос достаточно прост – это человек, познающий окружающий его мир при помощи раскрытия собственного потенциала через творческую деятельность. В каждом из нас заложено творческое начало, которое является одним из внутренних психологических факторов людей. Из данного суждения можно сделать вывод, что любой человек способен творить, независимо от его возраста, пола или расы.

Как определить творческая вы личность или нет?

Как правило, человек творческий обладает некоторыми признаками, выделяющими его среди других. В своё время немецкий психиатр Карл Леонгард провёл масштабный опрос населения с целью выявить особенности и черты характера людей, способных к творчеству.

Результаты опроса показали, что людям, склонным творить, свойственны:

  • Гипертимностъ;
  • Эмотивность;
  • Психологическая подвижность;
  • Экзальтированность.

Гипертимностъ выражается в частой бодрости, подъёме духа и оптимизме. Люди, обладающие таким качеством, в буквальном смысле не могут усидеть на месте! Они постоянно находятся в возбуждённом состоянии, увлечены делами или решением проблем.

Эмотивность является эстетической составляющей характера, она позволяет своему носителю тонко чувствовать переживания других людей, а также оказывать им сочувствие и поддержку.

Психологическая подвижность проявляется в аффективном поведении, частых сменах настроения. То есть, индивид находился в приподнятом настроении, и буквально через пару минут потухнуть и загрустить.

Экзальтированность – это повышенное чувственное восприятие происходящей действительности. Такая персона будет сильно радоваться маленькому счастью или уходить в депрессивное состояние из-за неудачи.

Психологические особенности творца:


1. Эмоциональность. Реакция на любые события, происходящие вокруг – эмоциональная, живая, яркая, но при этом адекватная, разумная.

2. Мышление без устойчивых стереотипов . Все отклики на любое воздействие – самостоятельные, человек сам создаёт своё мнение, не опираясь на чужое.

3. Плохой самоконтроль . Свобода мысли порождает развязные действия, поэтому сдерживать себя в таких ситуациях крайне сложно.

4. Свежие идеи, новизна. Восприятие событий с другой точки зрения и создание нового персонального мнения.

5. Сосредоточенность. Внимание направлено на существующую проблему и её решение.

6. Полное принятие себя. Такие люди не боятся в чём-то отличаться от остальных, полностью принимают себя такими, какие они есть.

7. Способность видеть альтернативные решения . Креативщиков всегда отличало иное мышление, которое порой приводит к новым открытиям.

8. Вера в себя и собственные решения. Самоуверенность помогает продолжать развивать свой потенциал, несмотря на любые жизненные преграды.

Американский психолог Абрахам Маслоу выдвинул теорию о связи врождённой одарённости и потребности в самореализации. И характерные особенности личности, перечисленные выше, являются тому доказательством.

Но не стоит опираться лишь на эти данные, так как научно подтверждено, что природой заложено множество вариаций и сочетаний качеств творческой личности. Поэтому, не расстраивайтесь, если не обладаете всеми теми психологическими особенностями, описанными в данной статье. Может быть, именно вы окажетесь тем творцом, что откроет в себе новые черты, способствующие успешной творческой деятельности?

Творчество как средство развития личности

Одним из главных средств развития личности всегда было творчество. Тяга к нему заложена в нас природой, оно, по сути, и есть часть нас. Поэтому, для развития индивидуальности так значима естественная функция творца.

Творение – создание новейшего мышления, материальных ценностей, это изобретение того, что не существовало. Поэтому креативность создаёт саму личность. Она определяет всё её будущее существование. Ведь не зря одарённость становится побудителем к выбору своего будущего.

Факторы развития творческой личности


Воспитать творческого человека самостоятельно вполне реально, используя общеизвестные факторы такого развития.

Многогранность интересов и увлечений станет одним из них. Сюда также можно отнести периодическую смену обстановки и окружения.

С самого детства ребёнка лучше всего приучать к разнообразному труду, давать ему возможность попробовать реализовать желания в действительность, обучать различным видам творчества и не ущемлять его интересы. Некоторая смена обстановки поможет вашему чаду преодолеть барьер затруднительного общения со сверстниками, привьёт ему общительность и коммуникабельность.

Благодаря этим манипуляция, подрастающее поколение видит, что весь мир – абсолютно разный! Такой ребёнок не станет останавливаться на одном видении мира, он захочет узнать о нём куда больше. Недаром многие известные творцы с детства не боялись пробовать себя в чём-то новом и не естественном для себя, это только способствовало росту их способностей.

Также к факторам развития творческой личности относится чувство комфорта наедине с собой . Не каждый способен пережить одиночество, но человек творчества всегда найдёт, чем себя занять в такие моменты, и время с собой только принесёт ему очередные идеи и задумки. А ещё в такие моменты будет время задуматься над полученной информацией, осмыслить её и переварить.

Немало важной причиной роста творческого потенциала является пример старших рядом с индивидом. Именно на них он будет ровняться, и ставить самоидентификацию. С раннего детства важно приучить ребёнка к труду, тогда он не будет бояться испачкать руки или лениться. Но главное, научить малыша ценить свой труд, и работу других людей.
Хорошим фактором развития творческой личности станут развивающие игры с детьми.

Только занимаясь своим ребёнком, можно воспитать из него настоящую личность. Во время разнообразных игр довольно легко выявить предпочтения и таланты вашего малыша, а в дальнейшем их развить.

Развитие личности человека и его творческой индивидуальности

Любому человеку необходимо создавать поводы для раздумий, чтобы он смог формировать собственные выводы о той или иной ситуации. Подходя к ситуации с разных сторон, моно оценить все выходы из неё, выбрав наиболее правильный и безопасный. Именно такие моменты создают индивидуальность.

Если же вы станете решать проблемы за кого-то, то только окажите ему большую “медвежью услугу”. Только разобравшись с проблемами один на один, можно взрастить самостоятельность, которая так необходима в будущей жизни.

Характерные проблемы творческого развития личности

  1. Отсутствие мотивации.

С такой проблемой сталкивается большинство людей, им не хватает толчка к решительным действиям. Разрешить эту задачу поможет самопознание, поиск стимула к изменениям и прогрессу. Хорошей практикой окажется попытка заинтересовать индивида чем-либо, ведь если будут желание и интерес, то и мотив тоже.

2. Незаинтересованность.

В данном случае всё немного сложнее, ведь если ты в чём-то не заинтересован, то переубедить тебя почти не реально. Здесь советуется дать больше свободы выбора. Чтобы персона сама смогла выбрать для себя интересное занятие.

3. Боязнь быть непонятым .

Да, порой, чтобы создавать новейшие идеи, приходится обойти старые мнения и уже давно сложившиеся стереотипы. Но тот, кто найдёт в себе эту смелость, обязательно добьётся успеха в деле!

4. Неуверенность в себе.

Чтобы действовать, придётся поверить в себя. Если сам в себя не веришь, то кто поверит в тебя?

Что выделяет творца из толпы?


Многие выдающиеся психоаналитики и философы пытались выявить признаки творческих людей и разгадать загадки об их таланте. Например, Реймонд Бернар Кеттел, американский теоретик, провёл своё личностное исследование. Ему удалось узнать 16 особых качеств, определяющих творческих людей. К ним относятся: добродушие, открытость, смелость, независимость, эмоциональность. Наиболее ярко выраженным оказался “синдром Питера Пена”. Участвующие в опросе в большинстве случаев оказались взрослыми детьми.

Детский синдром выражался в невинном восприятии мира, яркости впечатлений и доверчивости. С другой стороны эта черта характера приносила и негативный окрас в виде капризности и легкомыслия.

Стимулируем развитие творческой личности

Итак, для воспитания личности с креативными задатками стоит придерживаться нескольких правил:

1. Развивающие игры.

В них происходит примерка разных ролей на себя. Дети знакомятся с всевозможными развитиями игр и различными задачами, требующими выполнения. Это помогает узнать предрасположенности вашего чада к определённым видам занятости.

2. Выход в свет.

Взаимодействие со сверстниками всегда оставалось важным этапом в созревании ребёнка. Без должного общения, он не сможет научиться правильным действиям в социуме.

3. Воспитание вкуса.

Посещение музеев и галерей поспособствует зарождению вкуса у малыша. Хороший вкус окажется залогом адекватного восприятия мира.

4. Приучение к труду.

Творить способен лишь тот, кто не боится трудиться. Трудолюбие прививается с детства, стоит привлекать ребёнка к совместной работе и учить помощи.

5. Познание мира и природы.

Любознательность – качество, поддающееся воспитанию. Его появлению поспособствует всестороннее обучение.

Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, с использованием только гуманных методов и приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер.
Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивные занятия, разные виды деятельности.
Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество – ещё одна немаловажная задача.
Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особое внимание надо уделять чувственному познанию мира ребёнком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.
И, наконец, формирование эстетического восприятия и вкуса – эта задача играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.
Как добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»?
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать художественно-творческие способности детей;
- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы;
- развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому надо использовать систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.
Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание надо уделять познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.
Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.
Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.
Должное внимание уделяется занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.

Также одним из условий является организация развивающей среды, т.е. пространства, открытого для действия личности, в котором педагоги могут отвечать на активность детей собственной активностью, развивая, таким образом, творческую личность дошкольника.

Анализ и изучение опыта деятельности дошкольных образовательных учреждений показывают, что для эффективного протекания процесса развития творческой личности дошкольника необходимо соответствующее руководство со стороны педагога, готового целенаправленно и целостно осуществлять данную деятельность, что возможно только при реализации следующих педагогических функций:

Информационная, включающая умения пользоваться речевой выразительностью, точно и образно излагать материал, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе творческой деятельности;

Организаторская, включающая в себя умения планировать развивающий воспитательно-образовательный процесс, подбирать материал, методы, приемы и средства для содержательной творческой деятельности дошкольников;

Диагностическая, включающая умения определять особенности творческих способностей детей и учитывать это в организации творческой деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности развивающей работы в целом, видеть связи развития творческой личности ребенка с использованием различных методов творческой и познавательной деятельности;

Коммуникативная, которая требует от педагога навыков межличностного взаимодействия с детьми в процессе их совместной творческой деятельности, проявляющихся в умении быть всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым;

Побудительная, направленная на умение возбуждать творческий интерес и фантазию детей, побуждать их к активности и преобразованию.

Таким образом, развитие творческой личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно благодаря созданию развивающей среды, способствующей превращению спонтанной и непосредственной активности ребенка в творческую деятельность и готовности педагога, проявляющейся в обеспечении условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества и поиске новых, творческих решений.


Что такое способность к творчеству - свойство личности, с которым мы рождаемся, или умение, которое можно развивать? Генетики, изучающие этот вопрос, утверждают, что мы все рождаемся с творческим потенциалом - способностью решать проблемы, комбинируя сложные и иногда не связанные друг с другом идеи. Вы, вероятно, знаете таких людей, которые ходят с сумасшедшими идеями и кажутся всем сумасбродами. С точки зрения творчества эти люди имеют лишь небольшое преимущество. Но это все. Преимущество может стать и недостатком, если им не удастся приспособить свое сумасбродство к профессиональной среде или миру в целом. Исследование, проведенное Центром по изучению творческих способностей и Фондом творческого образования в городе Буффало, штат Нью-Йорк, показало, что большинство людей могут научиться развивать свои умения и творческий потенциал. Для этого необходимо узнать, что делает человека творческим, а затем развивать эти умения.

Черты характера творческой личности

Каждый из нас наделен способностями решать проблемы, однако людям, использующим творческий подход при решении проблем, свойственны определенные черты характера. Во-первых, они впитывают опыт окружающих, как губка. Они обладают громадным личным запасом: вещей, которые они прочитали, увидели или услышали, мест, в которых они бывали или работали, и людей, которых они знают. Исследование обнаружило, что творческие люди стремятся к независимости, самодостаточности, самодисциплине, настойчивости, самоутверждению, в большой степени толерантны к неопределенности. Они идут на риск и обладают мощным «эго». Другими словами, они руководствуются внутренним импульсом. Им нет дела до стандартов и мнений, их мало интересуют межличностные взаимоотношения. Творческие люди обычно обладают врожденным скептицизмом и очень острым умом. Они активны, наблюдательны и исполнительны, делают выводы скорее с помощью интуиции, чем логики. Они обладают легкостью, которая позволяет им находить новые ассоциации. Они черпают вдохновение в ежедневных мечтах и фантазиях и обладают хорошим чувством юмора. В общем, творческие люди выполняют сложные задачи так, как будто в них нет ничего трудного, и бывают несчастливы и подавлены, когда им не удается творить. Обладая многими положительными чертами характера, они, однако, не лишены недостатков: с ними трудно иметь дело, они резки и замкнуты. Какие черты характера не присущи творческим людям? Они не бывают догматиками (хотя могут проявлять упрямство) и теряют терпение при об­щении с людьми властного склада характера. Эти люди не следуют за толпой, им нравится быть в одиночестве. Они не застенчивы, и им нет никакого дела до того, что думают о них окружающие.

Развитие и формирование творческой личности

Творчество – это деятельность, которая приводит к созданию новых неповторимых материальных и духовных ценностей. Уникальность творческой деятельности состоит в том, что человек отображает в ней свою личность. По этому людей, способных к творческой деятельности, называют творческими личностями. Мышление человека в состоянии творения оригинальных продуктов всегда интересовало психологов. Рассмотрим последовательность мышления творческой личности в момент создания оригинальных образов, разработанную английским психологом Греемом Уоллесом. Первым этапом творческого мышления он считал подготовку к деятельности, заключающуюся в постановке цели и моделированию метода ее достижения. Так, художник, стоя перед мольбертом с красками в руках, представляет общие черты своей будущей картины и делает подготовку к ее изображению. Второй этап – инкубация. Он характеризируется полетом мысли, отстранением от цели творческой деятельности. Таким образом, как утверждал Уоллес, происходит настройка автора на творческую работу. Третий этап – озарение. Оно происходит инсайд – неожиданно, словно какой-то импульс приходит к человеку, и тот понимает, как должен выглядеть результат его работы и как этого достичь. Озарение – это сложный психический процесс, свойственный не только для творческих личностей. Каждый человек в своей жизни испытывал озарение, когда вдруг находил путь решения некой проблемы. Творческое озарение – это появление оригинальной мысли, которая становится основой для дальнейшей работы. Проверка – последний, четвертый этап творческого мышления, выделенный Греемом Уоллесом. Во время проверки человек испытывает свое творение на пригодность и качество. Это может быть его оценка, взгляд под новым углом или вполне практичное использование продукта творчества. Эти этапы были осветлены в трудах и других психологов, что подтверждало предложенную Уоллесом модель творческого мышления. Стоит добавить, что в 1908 году другой психолог Анри Пуанкаре более подробно описал процесс мышления творческой личности. Он настаивал на том, что в период инкубации человек отвлекается от объекта творчества лишь сознательно, но подсознание его продолжает работать и искать варианты осуществления задуманного проекта, по этому озарение приходит так неожиданно. Человеку кажется, то гениальная творческая мысль посетила его вдруг, и этот сигнал не был рожден им сами, но, на самом деле, это действительно идея самого автора, просто она возникла из подсознания и предстала на суд сознательной сферы личности. Как же подсознание продуцирует творческие мысли? Пуанкаре считал, что оно выбирает ценную идею из нескольких конструируемых путем комбинирования. Это явление он описал на примере решения математических задач, которые стали его собственными открытиями. На конгрессе во Франции Пуанкаре рассказал коллегам о том, как он самостоятельно занимался творчеством в математике.. Действительно, сначала психолог поставил перед собой задачу выделить новое и необычное из предложенных цифровых комбинаций. Затем представил, сколько манипуляций ему нужно провести и отстранился на время от задачи. За тот период, пока он не занимался математикой сознательно, в его мыслях вдруг возник интересный вариант. Психолог его проверил, и оказалось, что открытый метод решения задач действенный. Проведя этот акт творчества, Пуанкаре пришел к выводу, что его подсознание выбросило наиболее гармоничный и оригинальный вариант из всех проанализированных, что свидетельствует о наличии творческого момента в решении задачи. Таким образом, можно говорить о том, что творческая личность – это личность, у которой бессознательная сфера Я способна к анализу материала и подборе оригинальной, неповторимой другими и универсальной информации, которая потом обрабатывается и проверяется сознанием. Психологи утверждают, что тут действует некий фильтр, который отличает подходящие варианты от бесперспективных, занимается комбинированием версий и предлагает сознательной сфере личности один определенный вариант. В некоторых случаях творческий процесс происходит без участия подсознания. При этом нужный вариант для воплощения находится быстро самим сознанием. Но для обоих типов творческого мышления есть общая черта: это мышление всегда оригинально. Другая личность, поставленная перед такой же задачей в идентичных условиях не может повтори точно такой же вариант исполнения.

творческий креативность воображение ребенок

Развитие (воспитание) творческой личности ребенка - это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности.

Из характеристик творческой личности следуют способы формирования творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение - психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив - основа формирования необходимых качеств личности.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Основным фактором воспитания является пример, среда. Поэтому сложно переоценить роль окружения ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего учитель (воспитатель в детском саду, классный руководитель в школе), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

· ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

· раннее выявление творческих способностей и их направленности;

· формирование мотивации к творческой деятельности;

· нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

· наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

· учет индивидуальных психологических особенностей;

· ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

· создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

· организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:

· включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

· работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

· организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.