Основы финансовой грамотности для детей разного возраста. Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Эти загадочные расходы

Если у семилетнего ребенка представление о деньгах еще весьма абстрактное, то в 11 лет он уже начинает понимать, для чего они нужны. Поэтому период 9-12 лет отлично подходит для вовлечения ребенка в хозяйственную жизнь семьи с помощью несложных поручений. Основные принципы финансового образования детей аналогичны тем, которыми руководствуются взрослые. Все действия должны быть осмысленными, простыми и понятными.

Покупка продуктов

Психолог Анна Портнова не рекомендует брать в магазин детей младше 2 лет. Увидев пестрящие яркими упаковками прилавки, малыш наверняка захочет все это иметь. Разумные доводы в таком возрасте не подействуют. Однако с 9 лет походы за покупками вполне можно использовать как обучающее пособие для ребенка.

Подготовку к посещению магазина следует начать заранее. Выпишите на листочке список необходимых покупок. Предупредите ребенка, что в магазине часто возникает желание приобрести какие-то вещи сверх плана. Поставьте цель – не поддаваться соблазну и взять только то, что есть в списке. Помните, начинать нужно с простых задач. Рассказывать ребенку о выгоде акционных товаров на первых порах не нужно: оставьте это не потом. Начало будет удачным, если ребенок просто удержится от покупок, не входящих в список.

Многие городские жители раз месяц ездят в гипермаркеты, такие как «Метро» или «Лента», с готовым списком продуктов. Посещение больших магазинов всегда сопровождается риском прихватить несколько товаров по акции. Такие незапланированные покупки могут существенно увеличить затраты. Поэтому ваши тренировки с ребенком лучше начать с небольших торговых точек, где вы ежедневно покупаете хлеб и молоко.

Пройдя мимо полосы препятствий из шоколадок и ярких конфет на кассе и покинув магазин, обсудите с ребенком его впечатления. Пусть он расскажет, что показалось ему самым легким, а что вызвало затруднения. Терялся ли он перед широким выбором или брал привычную марку продуктов. В процессе беседы ребенок сможет задать интересующие его вопросы, касающиеся выбора тех или иных вещей. Это подходящее время для того, чтобы рассказать ему о вкусовых различиях и соотношении цены и качества определенных товаров.

Поделитесь с детьми своими маленькими хитростями. Например, объясните, что покупать большие упаковки дешевле: стоимость растительного масла в литровой бутылке будет ниже, чем цена продукта, разлитого в маленькие бутылочки.

Дети не должны получать сразу сложные задания. Закупаться в магазине по длинному списку в 9 лет довольно сложно, и без вашей поддержки ребенку не обойтись. Но некоторые простые поручения ему уже можно доверить. Например, дети с радостью бегают в ближайшую продуктовую лавку за хлебом и молоком: так они чувствуют себя самостоятельными. А у вас появляется несколько свободных минут.

Вопрос, как распорядиться сдачей, всегда остается на усмотрение родителей. Должен ли ребенок вернуть все оставшиеся деньги до копейки, или ему позволят оставить сдачу себе, в каждой семье решают по-разному. В любом случае сдача может служить еще одним нехитрым способом обучения финансовой грамотности. Ее можно сразу же потратить, а можно вновь испытать силу воли. Слишком усердствовать в воспитании экономного отношения к деньгам не стоит — поход в магазин должен приносить ребенку радость.

Семейный бюджет

Назначьте ребенка на должность семейного бухгалтера. Заведите отдельную тетрадь, куда он должен будет вносить все расходы семьи. Каждый человек ежедневно должен будет отдавать ему все полученные чеки или складывать их в специальный конверт. По окончании месяца состоится подведение итогов: сколько денег потратила семья. Этот эксперимент потребует дисциплинированности от всех участников, но станет полезным опытом.

Будьте осторожны, вводя традицию оплачивать ребенку его трудовые подвиги или успехи в школе. Семейный психолог Людмила Петрановская советует различать понятия оплаты и премии, так как они имеют разную мотивацию. В первом случае вы выплачиваете обязательное вознаграждение за работу, а во втором – покупаете подарок для того, чтобы просто порадовать своего ребенка.

Какие бы методы обучения финансовой грамотности вы ни выбрали, ведите себя естественно. В отношениях с ребенком «воспитание» не должно стать главным элементом. Живите, как обычно. Вы можете готовить ребенка для входа во взрослую жизнь, оставаясь при этом любящими и заботливыми родителями.

Существует мнение, что ребенку следует поручать оформление квитанций на оплату коммунальных услуг, предварительно научив его этому. Цель такого обучения не совсем ясна. Если ребенок заметит, что родителям какая-то обязанность в тягость, он будет так же к этому относиться. А заполнение квитанций – занятие довольно скучное. Можно, конечно, рассказать ребенку о том, что существуют скучные обязанности, которые тоже приходится выполнять, но ребенок вряд ли вынесет из этого урока что-то новое. С неинтересными, но важными делами ребенок еще успеет столкнуться, но пока это должны делать взрослые. Так они проявляют заботу о своих детях.

Выделите ребенку определенную сумму на покупки, которую он может потратить в течение недели. Предварительно обсудите, что он планирует делать с этими деньгами. Когда неделя пройдет, поинтересуйтесь, как он потратил полученную сумму, удалось ли ему реализовать все свои планы. Порадуйтесь его успехам, если все прошло удачно, и посоветуйте, что делать, если возникли какие-то сложности.

Как реагировать на желание ребенка зарабатывать? Конечно, положительно. Если дети обнаруживают желание работать, это начинание следует поддерживать. Возможно, вам придется проявить родительскую находчивость: можно обсудить с другими родителями, какая деятельность будет безопасной и полезной для ребенка.

1. Подсчитайте и выдайте ребенку нужную сумму на закупку школьных принадлежностей. Отправляйтесь вместе в магазин и помогите ему сделать необходимые покупки в пределах этой суммы.

2. Поиграйте вместе в настольные игры. Игра «Set» помогает развить пространственное мышление, а «Монополия» — стратегическое.

3. Не отказывайте ребенку в просьбах. Предложите ему внести игрушку или конфеты, которые он просит, в список желаний. Такая подсказка может оказаться очень кстати перед днем рождения или Новым годом.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

До школы.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

А как Вы разговариваете со своими детьми о деньгах? Поделитесь в комментариях к статье своим опытом обучения детей финансовой грамотности.


  • В английской пословице сказано, что не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей. Отталкиваясь от этого мудрого суждения, постарайтесь быть хорошим примером для своего ребенка в экономических (и не только) вопросах. Так ребенок прочно и надежно усвоит, как относятся мама и папа к деньгам. И в дальнейшем будет равняться на них.

  • Для детей дошкольного и раннего школьного возраста деньги представляются чем-то абстрактным. Поэтому избыток желаний и потребностей компенсировать полностью удастся вряд ли. И даже если финансовые возможности семьи неограниченны, все же необходимо установить лимит трат. Ребенок четко должен понимать, для чего нужны деньги. Отправляясь в супермаркет с малышом, составьте список продуктов, которые необходимо купить. Поделитесь этим списком с ребенком. Поручите ему ответственное дело – складывать продукты по списку в корзину. Он сразу поймет, что лишнее должно остаться на полке в супермаркете. И не забудьте премировать малыша за понимание и хорошую работу. Это станет стимулом для дальнейшего хорошего поведения. Только «премия» должна быть разумной, умеренной. И практиковать ее лучше всего через раз.

  • Уже в раннем школьном возрасте ребенку следует знать, «уложиться в бюджет». Если вы даете малышу 100 рублей, то покупки не должны выходить за пределы этой суммы. Если он захотел купить какую-нибудь игру, книгу или рюкзак, то выделите на это, например, тысячу рублей. Гуляя по магазину, ребенок уже не будет показывать пальцем на модели стоимостью в две или три тысячи. То же касается и продуктов питания. Малыш должен понимать, что существует определенное количество денег для покупки. Если по каким-то причинам остаются «лишние» финансы, он имеет право по своему желанию распорядиться ими.

  • Когда ребенок переходит в подростковую возрастную категорию, у него может возникнуть вопрос: «Почему я не могу купить все, что захочу?». Теперь самое время познакомить его с понятием ежемесячного семейного бюджета и способами его пополнения. Будьте честны с ребенком, и он ответит вам благодарностью и пониманием того, почему иногда людям приходится себе в чем-то отказывать.

  • Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс. Не повседневная данность. Их нужно зарабатывать трудом: физическим или умственным. Для наглядной демонстрации этого правила, можно предложить ребенку игру. За хорошо проделанную работу он будет получать финансовое вознаграждение. В более старшем возрасте детям обычно дают карманные деньги. Размер их может зависеть от поведения, успехов в учебе и прочих достижений ребенка. Это будет дисциплинировать, стимулировать ребенка быть выше, лучше и т.д.

  • На примере тех же карманных денег можно научить детей копить и даже зарабатывать свой капитал. Для этого разделите деньги по двум конвертам по цели их использования: на личные траты и сбережения. Необязательно, чтобы в каждом конверте было одинаковое количество денег. Все будет зависеть от потребностей ребенка.

К сожалению, умению правильно обращаться с деньгами, накапливать сбережения и грамотно тратить, не учат в школе. И это не приходит как дар свыше, эти знания нужно прививать человеку с детства. Не все взрослые люди могут грамотно распоряжаться своим бюджетом, что уж говорить о детях. Возможно, вначале придется поработать над собой, прежде чем ждать каких-то достижений от ребенка.

Но как воспитать уважение к заработанным деньгам. Как воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам родителей, а потом и к собственным? Чтобы оградить малыша от возможных финансовых проблем во взрослой жизни, задумайтесь уже сейчас о воспитании его финансовой грамотности.

Воспитание собственным примером

Дети учатся всему, копируя поведение своих родителей. Поэтому стоит задуматься,

  • не слишком ли часто вы берете кредиты, руководствуясь лишь первым побуждением купить понравившуюся вещь?
  • Или стараетесь накопить нужную сумму, прицениваетесь и только потом совершаете уже обдуманную покупку?
  • Покупаете вещи только из новых коллекций или ждете сезона скидок?

Разница между потребностями и желаниями

Расскажите ребенку, что деньги, прежде всего, существуют для удовлетворения потребностей: в пище, жилье, одежде, обуви, то есть всего того, что необходимо нам для выживания.

Кроме того, мы используем деньги для исполнения своих желаний, например, покупаем новую игрушку или смартфон, украшения, то есть на покупку вещей, которые нам хотелось бы иметь. Но мы не можем позволить себе удовлетворять все свои желания немедленно, так как деньги имеют свойство заканчиваться.

Дети должны знать, откуда берутся деньги, каким образом зарабатываются, и на что расходуются. Ребенок должен понимать, что нельзя тратить больше заработанного. Привлекайте детей к вопросам планирования семейного бюджета и обсуждайте с ними все вопросы, связанные с деньгами. Это важно для получения навыков финансовой грамотности.

Капризам - нет

Даже если вы имеете финансовую возможность удовлетворить любую прихоть малыша, не поддавайтесь первому порыву купить все, что угодно, лишь бы он не устраивал истерик в магазине. Малыш еще не понимает, он просто уверен, что деньги берутся из кошелька, кредитки, нужно лишь достать и заплатить за то, что ему хочется. Но знает ли он, как они туда попали? Объясните малышу, что прежде чем что-то приобрести, нужно сначала накопить необходимую сумму. Пусть у него будет собственная копилка, где будут храниться его сбережения. Может когда он накопит определенную сумму, то всерьез задумается, что ему в действительности хочется купить.

Карманные средства учат самостоятельности, ответственности, экономии, умению ценить труд

Карманные деньги - лучший способ воспитания в детях правильного обращения с деньгами. Это будут личные деньги. Совершая покупки самостоятельно, ребенок несет ответственность за свой бюджет, быстрее научится контролировать их. При этом важно, чтобы деньги, пусть небольшая сумма, но выдавались регулярно, и дети сами распоряжались ими по своему усмотрению.

Это их личные деньги, и пусть они отвечают за последствия, если вдруг за первую неделю потратят все карманные деньги, выданные на месяц. Это конечно плохо, но не нужно жалеть и давать денег взаймы. Ведь в том и есть весь смысл выдачи карманных средств, чтобы на личном горьком опыте дети научились делать выбор и принимали решение, потратить все сразу или накопить и купить что-то посерьезнее. Не нужно контролировать, как распоряжаются деньгами дети, младшие могут ошибаться, неправильно потратить или потерять. Старшие уже могут из личных денег оплачивать, например, сотовую связь, или подарки друзьям.

Как выдавать карманные средства

Небольшую сумму следует начинать давать примерно с шестилетнего возраста, или когда чувствуете, что чадо достигло определенного уровня самостоятельности. Сумму нужно определить исходя из семейного бюджета, которую ежегодно нужно увеличивать. Чтобы ребенок научился планировать свои расходы и растягивать деньги на определенный срок, необходимо соблюдать график выдачи денег. Например младшим выдавайте деньги один раз в неделю, когда малыш немного подрастет, можно давать раз в две недели. Подросток уже в состоянии разумно планировать расходы на более длительный срок, и ему можно выдавать карманные средства один раз в месяц.

Но как воспитать уважение к заработанным деньгам, если средства массовой информации на каждом шагу призывают приобретать тот или иной товар прямо сейчас? Ведь именно детская аудитория наиболее подвержена влиянию маркетинговых уловок. Конечно, оградить ребенка от потока рекламы на телевидении, в интернете и средствах массовой информации просто невозможно. Важно научить его правильно воспринимать получаемую оттуда информацию. При совместном просмотре рекламных роликов, объясните ребенку, на какие хитрости могут идти продавцы для создания положительного впечатления о товаре. Возможно, они так красочно расписывают положительные свойства, чтобы скрыть негативные? Адекватна ли цена на товар? А может быть есть более дешевый аналог?

Переходим к практике.

В возрасте 6-8 лет дети уже могут сортировать монетки, купюры, изучают их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. К этому времени дети поняли, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар. К играм добавляются некоторые практические задания и упражнения. На каждом новом этапе развития практика будет все больше замещать игру в чистом виде.

В этот период необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
  4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
  5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь .
  8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко»

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала.

Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.