Сочинение на тему,,Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание" по рассказу,,Юшка",,,Кусака" и,,В прекрастном и яростом мире". Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку в рассказе А. П. Платонова «Юшка

Урок: Тема сочувствия и сострадания в рассказе А.Платонова «Юшка»

Цель: воспитание сочувствия чужому страданию, отзывчивости, доброго отношения ко всему живому;

развивать навыки анализа текста;

расширять словарный запас учащихся;

Планируемые результаты: умения характеризовать героев; владение элементами анализа текста; участвовать в коллективной беседе; размышлять над поставленными вопросами; умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: Портрет писателя А.Платонова, выставка книг,плакаты.

Ход урока

1.Организационный момент

На доске написан эпиграф к уроку:

нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.

Ф.И.Тютчев.

Что такое благодать?

Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

(Благодать- одно из ключевых понятий , рассматривается как дар для человека от , подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его .А это значит- мы рождаемся все добрыми, заботливыми, отзывчивыми людьми.)

- Слово учителя.

Ребята, начнём сегодня урок со стихотворения Таисии Феврониной. Вы внимательно послушайте его.

О, почему так тяжело,
когда страдает кто-то рядом.
Чтоб душу грустью замело,
достаточно бывает взгляда.

И ведь не только за родных
порой бессоньем ночь горит:
о посторонних, о чужих
тревога разум бередит.

Сочувствие – святая боль.
Оно от Бога в наших душах.
Бывает вкус - сплошная соль -
у побуждений самых лучших.

Пока мы сострадать умеем,
не всё так в мире безнадёжно.
Пока сочувствуем, жалеем,
то счастье на земле возможно.

О чём это стихотворение?(о душевных качествах)

Какова основная мысль?

Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня вести разговор на уроке?

2.Запись темы.

3.Словарная работа.

Что такое сочувствие?

Сочувствие-это отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

Что такое сострадание?

Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью

4.Работа с текстом.

Давайте вспомним рассказ А. Платонова «Юшка».

Кто такой главный герой рассказа? Назовите его полное имя? (Ефим Дмитриевич)

Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

Какое впечатление производит на вас портрет Юшки?

Кем был Юшка для жителей деревни?

Взрослые и дети выплёскивали на него свою злобу. Но не только это. По Юшке узнавали, когда пора начинать работу и когда пора ложиться спать- он работал с утра до вечера. В то же время Юшка был примером того, как не надо жить. Родители пугали детей судьбой Юшки.

Как относились взрослые к Юшке?

Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

Как относились дети?

Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал.

Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни и сор?

Они ждали, «чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им».

Почему Юшка верит, что дети любят его? Как об этом говорит автор?

Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

Так почему же дети были так жестоки по отношению к Юшке?

Дети не видели другого отношения к Юшке. Взрослые были примером для них.

Почему взрослые тоже обижали Юшку?

«У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что Юшка не ответит, всё стерпит. В «зле» люди забывали своё горе.

Чего взрослые люди хотели от Юшки?

Непохожий на них Юшка раздражал их тем, что был не таким, как они, чтобы жил, «как надо».

А как надо было жить в представлении взрослых?

Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве, в ожесточении, жили бездумно. Такую привычную жизнь они считали правильной.

Юшка считал, что люди любят его. А сам Юшка любил людей? Что он делал для любви?(Чтение фрагмента рассказа от слов «В июле или в августе…»)

Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «весёлого прохожего»?

Юшка осерчал потому, что прохожий,да и другие люди, не хотели понять, что все равны, что всем нужен свет. Но люди этого не понимали. Они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.

Хотел ли «весёлый прохожий» смерти Юшки?

Душевная чёрствость человека может стоить людям жизни.

Что изменилось после смерти Юшки?

Люди впервые попросили у Юшки прощения, прийдя проститься с ним. Но жить людям без Юшки стало хуже. «Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось между ними. Потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.»

Что помогло хоть немного изменить людей после смерти Юшки?

Появление сироты, которая была очень похожа на Юшку. Такая же кроткая, добрая, «чистая душой».Жестокость немного отступила. Осуществился библейский завет «Побеждай зло добром»

Итог урока:

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем класс пусть обсудит и поставит вам оценку.

Дом.зад.: подобрать материалы к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Язык в художественном произведении игра­ет огромную роль. Он развивается в историче­ском контексте литературного языка и в тесной связи с ним, в то же время являясь концентри­рованным его выражением. В произведении язык - важный способ индивидуализации и ти­пизации персонажей. Он воссоздает все особен­ности разговора людей разных социальных групп, разного уровня культуры, профессии, воз­раста, психологического состояния.

В рассказе «Юшка» А. П. Платонов передает особенности речи населения провинциального го­родка. Несмотря на обилие разговорных элемен­тов, речь главного героя отличается по тематике, интонации, эмоциональности от партий осталь­ных персонажей. Юшка почти всегда говорит о любви, даже когда является объектом человечес­кой глупости и жестокости. Детей, которые смея­лись над ним, толкали, мучили, Юшка называет «маленькими», «родными». На ярость пьяных взрослых старается не отвечать вообще. Рассуж­дения Юшки полны милосердия и сострадания к неразумным людям: «Меня, Даша, народ любит!»; «Он меня без понятия любит… Сердце в людях бывает слепое». Только один раз решается Юшка дать отпор человеческой жестокости: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями по­ставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»

Люди мало общаются с Юшкой, а если и гово­рят с ним о чем-то, то единственно с целью дока­зать неправомерность его существования на белом свете. Например, хозяйская дочь, которая не раз подымала лежащего в пыли, избитого Юшку, уво­дила домой, могла довольно жестоко заявить о ник­чемности его существования: «Лучше бы ты умер, Юшка». Агрессией и ненавистью ко всему живо­му проникнуты слова убийцы Юшки: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!..» Пьяное веселье прохо­жего, неожиданно получившего отпор от слабой жертвы, мгновенно сменяется злобой. Злоба вып­лескивается на невиновного, а взамен приходит равнодушие: «Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай». Трудно определить, что наиболее страшным оказалось в данной ситуации: человеческая злоба или человеческое равнодушие.

Повествование в рассказе ведется от третьего лица. При этом автор выступает скорее не судь­ей, а внимательным свидетелем человеческой несправедливости. Характеристика главного ге­роя, которую дает автор в начале рассказа, на­правляет читательское настроение в русло мило­сердия, сострадания, жалости. Автор подчерки­вает исключительную доброту и душевное тепло своего героя: человеческое сообщество отторгает Юшку, но природа принимает, как своего. Толь­ко наедине с природой герой чувствует покой и умиротворение: «Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отды­шавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек».

К телу умершего пришли проститься все люди, «старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Юшку похоронили и забыли. Но теперь людям стало жить хуже, ибо вся злоба и глумле­ние оставались среди них: «не было Юшки, бе­зответно терпевшего всякое чужое зло, ожесто­чение, насмешку и недоброжелательство».

В рассказе добро побеждает зло. Даже после смерти доброта и отзывчивость Юшки приносят свои плоды, подчеркивает автор. Юшка подарил людям, которые просто не умели любить, частич­ку своего сердца. Каждый день его жизни был подвигом. Каждая копейка, стоившая Юшке здо­ровья и жизненных сил, была истрачена с пользой. Беспомощный старик, в глазах которо­го «всегда стояла влага, как неостывающие сле­зы», помогал девочке-сироте. Девочка выросла, стала врачом и приехала к родному человеку, который любил ее больше всего на свете и кого она любила «всем теплом и светом своего серд­ца». Добрели сердца горожан, которых лечила и утешала уже ставшая взрослой девочка, воспи­танная Юшкой. Лучшим вознаграждением за страдания героя стало то, что девочку-сироту в городе стали называть «дочерью доброго Юшки».

Язык в художественном произведении играет огромную роль. Он развивается в историческом контексте литературного языка и в тесной связи с ним, в то же время являясь концентрированным его выражением. В произведении язык - важный способ индивидуализации и типизации персонажей. Он воссоздает все особенности разговора людей разных социальных групп, разного уровня культуры, профессии, возраста, психологического состояния.

В рассказе « Юшка » А. П. передает особенности речи населения провинциального городка. Несмотря на обилие разговорных элементов, речь главного героя отличается по тематике, интонации, эмоциональности от партий остальных персонажей. Юшка почти всегда говорит о любви, даже когда является объектом человеческой глупости и жестокости. Детей, которые смеялись над ним, толкали, мучили, Юшка называет «маленькими», «родными». На ярость пьяных взрослых старается не отвечать вообще. Рассуждения Юшки полны милосердия и сострадания к неразумным людям: «Меня, Даша, народ любит!»; «Он меня без понятия любит... Сердце в людях бывает слепое ». Только один раз решается Юшка дать отпор человеческой жестокости: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»

Люди мало общаются с Юшкой, а если и говорят с ним о чем-то, то единственно с целью доказать неправомерность его существования на белом свете. Например, хозяйская дочь, которая не раз подымала лежащего в пыли, избитого Юшку, уводила домой, могла довольно жестоко заявить о никчемности его существования: «Лучше бы ты умер, Юшка». Агрессией и ненавистью ко всему живому проникнуты слова убийцы Юшки: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!..» Пьяное веселье прохожего, неожиданно получившего отпор от слабой жертвы, мгновенно сменяется злобой.

Злоба выплескивается на невиновного, а взамен приходит равнодушие: «Отдохни, -сказал прохожий и ушел домой пить чай». Трудно определить, что наиболее страшным оказалось в данной ситуации: человеческая злоба или человеческое равнодушие.

Повествование в рассказе ведется от третьего лица. При этом автор выступает скорее не судьей, а внимательным свидетелем человеческой несправедливости. Характеристика главного героя, которую дает автор в начале рассказа, направляет читательское настроение в русло милосердия, сострадания, жалости. Автор подчеркивает исключительную доброту и душевное тепло своего героя: человеческое сообщество отторгает Юшку, но природа принимает, как своего. Только наедине с природой герой чувствует покой и умиротворение: «Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек ».

К телу умершего пришли проститься все люди, «старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Юшку похоронили и забыли. Но теперь людям стало жить хуже, ибо вся злоба и глумление оставались среди них: «не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».

В рассказе добро побеждает зло. Даже после смерти доброта и отзывчивость Юшки приносят свои плоды, подчеркивает автор. Юшка подарил людям, которые просто не умели любить, частичку своего сердца. Каждый день его жизни был подвигом. Каждая копейка, стоившая Юшке здоровья и жизненных сил, была истрачена с пользой. Беспомощный старик, в глазах которого «всегда стояла влага, как неостывающие слезы», помогал девочке-сироте. Девочка выросла, стала врачом и приехала к родному человеку, который любил ее больше всего на свете и кого она любила «всем теплом и светом своего сердца». Добрели сердца горожан, которых лечила и утешала уже ставшая взрослой девочка, воспитанная Юшкой. Лучшим вознаграждением за страдания героя стало то, что девочку-сироту в городе стали называть «дочерью доброго Юшки».

Если домашнее задание на тему: » ДОБРЫЙ ЮШКА (по рассказу А. П. Платонова «Юшка») оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Главная мысль рассказа А. П. Платонова «Юшка» - бескорыстие, умение сопереживать. Это подтверждают и Юшка, главный герой рассказа, и девушка, Описывая его нелегкую, трагическую судьбу, автор пытается вызвать в нас сочувствие к ближним, научить нас любить людей. Юшка, нестарый еще Сегодня, возвращаясь домой, я встретила одинокого одноногого инвалида, который просил милостыню в самом людном месте нашего города. Человек вызывал жалость
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка

В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь. Сострадание к людям или к животному показатель того, что ты не черствый, что ты человек. Сострадание сестра любви и дружбы. Если есть любовь к миру, ко всему живому, то будет и сострадание.

Рассказы Андреева "Кусака" и Платонова "Юшка", казалось бы очень разные, но речь в них идет об одном и том же. Каждое живое существо нуждается в любви, ласки, принятии и сострадании. Собака и человек не будут исключением. Юшка хороший и добрый человек. Он еще не стар, но очень изможден болезнью, поэтому выглядит дряхлым. А ведь ему всего около сорока лет. Для всех жителей деревни он кукла для битья. Местные жители, обижая Юшку, снимают стресс и вымещают негативные эмоции. Так он и погибает, впервые в жизни вступившись за себя, сказав слово в свою защиту.

Оказывается, что жил он и работал ради одной девочки, не имевшей родителей. Не ел сытно, не пил чая с сахаром этот мужчина, чтобы вырастить и обучить сироту. Сострадание рождает сострадание. Девушка эта, выучившись на доктора, приезжает в его село и лечит жителей, не требуя платы. А Кусака простая дворовая собачка. Боль и обида поселились в ее душе, поэтому она стала злой и кусачей. Но появляются добрые люди и топят лед ее брошенной души. Она их полюбила, доверилась. Но лето закончилось и дачники уезжают, оставив Кусаку снова одну. Они ее предали. Нужно ли было сострадание в этом случае, если оно принесло только боль маленькому собачьему сердцу? На мой взгляд, эти "добрые" люди поступили еще хуже того пьяного прохожего, который приманил Кусаку, а потом ударил ее. Ведь они подарили ей веру в любовь, подарили мимолетное счастье, она верила им. Верила, что нужна. А они ее бросили, особенно не задумываясь о ее судьбе.

Я уверена, что сострадание просто необходимо. И человек, лишенный сострадания, не может быть человеком в полном смысле этого слова. Но оно должно быть истинным и с умом. И если ты растопил ожесточенное сердце, приручил его к себе, то будь за него в ответе. И речь идет не только о животных.

Сочинение для 7 класса по литературе.

Сочинение сочувствие и сострадание в рассказе Юшка

Вопрос "нужности" человека, особенно если он всех раздражает, важный и всегда актуальный. Это вопрос сострадания и сочувствия...

В этом рассказе всем почему-то мешал несчастный Юшка. На самом деле звали героя Ефим. Просто был он такой слабый из-за чахотки, такой тихий (помогал кузнецу), что над ним вся деревня смеялась. Как гооврится, и стар, и млад. Находили смехотворным то, что в сорок лет он выглядит, как будто старик, что Юшка очень пунктуален, по нему можно часы сверять. Слишком слаб он был, чтоб за себя постоять, а защитников не нашлось. Дети кидали в него камнями, взрослые на него ругались без причины. Каждое лето он уезжал куда-то, каждый раз называя разный адрес. Все подозревали, что он ездит к свей дочке. Еще Юшка, казалось, на себя совсем денег не тратил. Предполагали, что он все отсылал той самой дочке.

И вот в один день Юшка совсем ослабел. И как назло, к нему подошел пьяный прохожий. Стал зло смеяться, мол, зачем такой неприятный человек миру нужен, что он полезного делает, чем людям помог... Впервые Юшка не выдержал и ответил. Он сказал, что раз живет, хотя и трудно ему, то, значит, так миру нужно. И вообще, никому плохого не делает, никого не трогает! Что же он всем мешает? Тут пьяный разозлился на такую правду, толкнул Юшку в грудь, тот упал и больше не поднялся.

Хоронил его кузнец, а все обидчики пришли на похороны. Теперь не на кого сливать свое зло, стали в деревне больше ругаться.

Через некоторое время приехала девушка - искать Ефима. Даже отчество его называла. Но никто не понимал, что ищет она Юшку. Догадались в итоге, объяснили... Оказалось, что девушка ему никто, она сирота, которую он устроил в пансион и деньги ей пресылал. Теперь она выучилась на врача, хотела благодетеля вылечить. Но поздно. И осталась она в деревне, чтобы помогать местным.

Сочувствие и сострадание в рассказе Юшка

Сочувствие и сострадание – это добрые душевные качества, которые необходимо иметь каждому человеку. Сочувствие – это отзывчивость к чужому горю, когда ты не проходишь мимо него, а стараешься утешить или помочь. Сострадание – умение понять страдание, беду, печаль, горе другого человека и выразить его самому. Но к большому сожалению, не каждый из нас хранит в своей душе эти благородные качества.

Тема сочувствия и сострадания хорошо раскрыта в рассказе Андрея Платонова «Юшка», где нам показана негативная сторона жизни, когда люди лишены этих добрых черт. Главный герой – Ефим Дмитриевич, которого и прозвали Юшкой, работал в кузнице помощником. Его внешний вид был непривлекательный: он невысокий, худой, с белыми всегда мокрыми глазами. Жил Юшка бедно: автор обращает внимание на то, что герой постоянно ходит в одной и той же поношенной одежде, не пьет чай, а только лишь воду, не покупает сахар.

Зато Юшка был трудолюбивым: он работал с утра до вечера, и по его появлению на улице узнавали, когда пора приниматься за работу, а когда можно отправляться на покой. Но никто из людей не хотел иметь такую жизнь, как у Юшки. Взрослые даже пугали ребят несчастной судьбой этого бедного человека. Он еще был мишенью: окружающие выливали на него весь свой гнев и злобу, обижали его. Их смущало его странное поведение: он жил обособленно, был не такой как все, ни с кем не разговаривал и ничем не отвечал на их грубости. Его били, потому что считали виноватым во всех своих бедах, еще больше ожесточаясь на его кротость и безответность, и это помогало злым людям на какое-то время забыть свою печаль.

Даже дети, следуя примеру взрослых, оскорбляли старика, на что он мягко просил их прекратить, веря почему-то в любовь детей, в то, что он им нужен и не безразличен для них. Он считал, что таким образом дети неумело проявляют к нему любовь и внимание. Сам Юшка любил людей и был к ним доброжелателен. А они погрязли в злобе и жестокости, постоянные пьянки отнимали их разум – и такая жизнь давно стала для них нормальной, даже правильной. Юшка же любил природу, наблюдал, вникал, понимал все ее явления, и это чувство переросло в любовь к людям. Для него было дорого каждое живое существо, он не представлял себе жизни без всего, что его окружало.

И когда Юшка впервые в жизни «осерчал на веселого прохожего», люди поняли, что черствость и жестокость души может стоить жизни. Произошло это потому, что окружающие героя люди отказывались понимать, что все люди одинаковы: и богатые, и бедные, и кроткие, и смелые, и добрые, и злые, и всем одинаково нужен воздух и свет. У людей не оказалось веры в Бога, все лучшее, человеческое в них было утеряно. Душа проснулась в них только тогда, когда главный герой оказался при смерти – люди, мучимые совестью, приходили просить прощения. И только когда Юшки не стало, все поняли, что он значил для них. От окончательного ожесточения людей спасла сиротка, которая напомнила всем несчастного старика – тихая, кроткая, милая и очень добрая.

Только в этом эпизоде, к концу рассказа, в людях просыпаются сочувствие и сострадание. Через жизнь Юшки автор пытается донести до нас, какой ужасной и бесчеловечной становится жизнь при отсутствии этих качеств. А в самом главном герое нам открывается бесценный кладезь примеров душевной доброты и благородства. Да, он погиб, но лишь благодаря ему люди научились быть людьми, научились проявлять сочувствие и сострадание, без которых так тяжело прожить.

  • Анализ произведения Тургенева Бирюк

    Одним из ярких повествований И. С. Тургенева о жизни крестьянского народа является небольшой по объему рассказ «Бирюк». Он не сложен в восприятии, так как сюжет прост.

  • Грабарь И.Э.

    Родился в Будапеште в семье депутата. Впоследствии семья переезжает в Россию. В Москве получил юридическое образование и, одновременно же с ним историко-филологическое в период с 1889 по 1895 годы

  • У нас есть времена года их четыре. Зима, весна, лето и осень. Мне нравятся они все, но больше всего весна. Когда она наступает, на улице становится так свежо. Весной просыпаются звери, прилетают птички из тёплых стран.

    Урок: Тема сочувствия и сострадания в рассказе А.Платонова «Юшка»

    Цель: воспитание сочувствия чужому страданию, отзывчивости, доброго отношения ко всему живому;

    развивать навыки анализа текста;

    расширять словарный запас учащихся;

    Планируемые результаты: умения характеризовать героев; владение элементами анализа текста; участвовать в коллективной беседе; размышлять над поставленными вопросами; умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

    Оборудование: Портрет писателя А.Платонова, выставка книг,плакаты.

    Ход урока

    1.Организационный момент

    На доске написан эпиграф к уроку:

    нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.

    Ф.И.Тютчев.

    Что такое благодать?

    Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

    (Благодать- одно из ключевых понятий .А это значит- мы рождаемся все добрыми, заботливыми, отзывчивыми людьми.)

    - Слово учителя.

    Ребята, начнём сегодня урок со стихотворения Таисии Феврониной. Вы внимательно послушайте его.

    О, почему так тяжело,
    когда страдает кто-то рядом.
    Чтоб душу грустью замело,
    достаточно бывает взгляда.

    И ведь не только за родных
    порой бессоньем ночь горит:
    о посторонних, о чужих
    тревога разум бередит.

    Сочувствие – святая боль.
    Оно от Бога в наших душах.
    Бывает вкус - сплошная соль -
    у побуждений самых лучших.

    Пока мы сострадать умеем,
    не всё так в мире безнадёжно.
    Пока сочувствуем, жалеем,
    то счастье на земле возможно.

    О чём это стихотворение?(о душевных качествах)

    Какова основная мысль?

    Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня вести разговор на уроке?

    2.Запись темы.

    3.Словарная работа.

    Что такое сочувствие?

    Сочувствие-это отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

    Что такое сострадание?

    Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью

    4.Работа с текстом.

    Давайте вспомним рассказ А. Платонова «Юшка».

    Кто такой главный герой рассказа? Назовите его полное имя? (Ефим Дмитриевич)

    Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

    Какое впечатление производит на вас портрет Юшки?

    Кем был Юшка для жителей деревни?

    Взрослые и дети выплёскивали на него свою злобу. Но не только это. По Юшке узнавали, когда пора начинать работу и когда пора ложиться спать- он работал с утра до вечера. В то же время Юшка был примером того, как не надо жить. Родители пугали детей судьбой Юшки.

    Как относились взрослые к Юшке?

    Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

    Как относились дети?

    Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал.

    Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни и сор?

    Они ждали, «чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им».

    Почему Юшка верит, что дети любят его? Как об этом говорит автор?

    Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

    Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает.

    Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

    Так почему же дети были так жестоки по отношению к Юшке?

    Дети не видели другого отношения к Юшке. Взрослые были примером для них.

    Почему взрослые тоже обижали Юшку?

    «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что Юшка не ответит, всё стерпит. В «зле» люди забывали своё горе.

    Чего взрослые люди хотели от Юшки?

    Непохожий на них Юшка раздражал их тем, что был не таким, как они, чтобы жил, «как надо».

    А как надо было жить в представлении взрослых?

    Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве, в ожесточении, жили бездумно. Такую привычную жизнь они считали правильной.

    Юшка считал, что люди любят его. А сам Юшка любил людей? Что он делал для любви?(Чтение фрагмента рассказа от слов «В июле или в августе…»)

    Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

    Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «весёлого прохожего»?

    Юшка осерчал потому, что прохожий,да и другие люди, не хотели понять, что все равны, что всем нужен свет. Но люди этого не понимали. Они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.

    Хотел ли «весёлый прохожий» смерти Юшки?

    Душевная чёрствость человека может стоить людям жизни.

    Что изменилось после смерти Юшки?

    Люди впервые попросили у Юшки прощения, прийдя проститься с ним. Но жить людям без Юшки стало хуже. «Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось между ними. Потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.»

    Что помогло хоть немного изменить людей после смерти Юшки?

    Появление сироты, которая была очень похожа на Юшку. Такая же кроткая, добрая, «чистая душой».Жестокость немного отступила. Осуществился библейский завет «Побеждай зло добром»

    Итог урока:

    Продолжите фразу

    Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

    После этого урока я постараюсь _____________________________________

    Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем класс пусть обсудит и поставит вам оценку.

    Дом.зад.: подобрать материалы к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?