Дмитрий кедрин зодчие анализ. Анализ внешней и внутренней среды ооо "зодчие". Нравственная оценка исторической личности

Внеклассный урок литературы в 9 классе «Историческая память в поэме Д.Кедрина «Зодчие»

Выполнила: Асеева Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Зуевская основная общеобразовательная школа» Солнцевского района Курской области.

Тема:

Тип урока : урок внеклассного чтения

Форма урока: аналитическая беседа.

Цели урока:

Познавательная : знать содержание поэмы Д.Кедрина «Зодчие»; уметь выделять проблемы, поднятые автором в произведении; определить художественное своеобразие произведения, роль выбора темы исторической памяти в литературе 30-х годов.

Развивающая : совершенствовать монологическую речь, умение анализировать поэтический текст , сравнивать, делать выводы; развивать ассоциативное мышление, творческое воображение; формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; способствовать развитию креативного мышления, культуры общения и речи.

Воспитывающая : воспитывать личность самостоятельную, творческую, духовно-нравственную, прививать любовь к Родине.

Эпиграфы:

Настоящее России более чем великолепно, а прошлое удивительно.

В.Белинский

Прошлое страстно глядится в будущее.

А.Блок

Используемый материал:

«История государства российского» Н.М.Карамзина, репродукция картины В.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный», тексты поэмы «Зодчие», портрет поэта Д.Б.Кедрина, презентационное сопровождение (слайды).

Межпредметные связи:

история, живопись, русский язык.

Ход урока.

    Оргмомент.

Сообщение учителя о теме, форме его проведения. (Слайд 1)

Какова цель нашего урока?

    Изучение нового материала.

    Слово учителя

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со строчек знаменитой «Истории государства российского» Н.Карамзина (слайд 2):

«Он имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился с милостью и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан, хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев разрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты… и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его царство Иоанново».

Эти слова как нельзя лучше характеризуют образ Ивана Грозного, ставший центральным в поэме Д. Кедрина «Зодчие», которую вы прочитали дома.

2) Вопросы классу :

Понравилось ли вам это произведение?

Чем поразила вас эта поэма?

Созвучна ли она словам Н.М.Карамзина?

3) Наблюдения над репродукцией картины В.Васнецова

«Царь Иван Васильевич Грозный» (слайд 5)

Вопрос классу:

Сообщение ученика:

4) Сообщение подготовленного ученика-

историческая справка (приложение 2).

Историческая справка

Вывод: Иван Грозный в истории знаменит не только как

«грозный» государь, но и реформатор, преобразователь, выдающаяся историческая личность.

      Слово учителя (слайд 6) :

Обратимся к произведению, одним из главных героев которого будет и Иван Грозный.

В основу поэмы Д.Кедрина «Зодчие» положена легенда, одно из преданий о строительстве прекрасного памятника русского зодчества- храма Василия Блаженного, воздвигнутого в честь победы над татарами, и поражающем своей жестокостью приказе Ивана Васильевича. За этой поразительной историей кроется очень глубокий смысл. Наша задача- разобраться в идее этого произведения, написанного в эпоху начала культа личности Сталина.

Почему поэт обратился к эпохе Ивана Грозного? Какое звучание приобрела поэма? Я предлагаю вам ответить на эти вопросы в ходе нашего урока.

6) Сообщение подготовленного ученика о биографии Д.Б.Кедрина (слайд 7)

Приложение 3 (см. «Дополнительные материалы к уроку).

7) Словарно-лексическая работа (слайд 6) :

-зодчество -искусство строительства зданий;

-зодчий - строитель, архитектор;

- смерд - в Древней Руси крестьянин-земледелец.

8)Выразительное чтение поэмы Д.Кедрина «Зодчие»

(слайды 8, 9,10)

(учитель или подготовленный ученик(-и)).

9)Аналитическая беседа с учащимися по тексту поэмы (тексты перед каждым учеником)

Какое впечатление производит поэма?

Прокомментируйте название поэмы.

(От старославянского здати – “создавать, строить”. Однокоренные слова: здание, созидать, зиждитель, создание).

При помощи каких средств?

(Автор использует множество историзмов и архаизмов: «изразцовая печка», «посконные рубахи», «торговая площадь», «смерды», «тать» и другие - для передачи особенностей быта и духа того времени.)

(Благодетель, государь, Иоанн Четвёртый, царь, но ни разу Иоанн Грозный.) Почему?

В каких случаях он называет его благодетелем? (Примеры из текста: когда решает построить храм и когда задумывает испытать строителей.)

(В первом- отношение народа к царю, во втором- горькая ирония автора.)

(«Двое безвестных владимирских зодчих, двое русских строителей, статных, босых, молодых».)

Как проявляется отношение зодчих к своему труду?

(«Мастера выплетали узоры из каменных кружев, выводили столбы и, работой своею горды, купол золотом жгли, кровли крыли лазурью снаружи и в стрельчатые башни вставляли чешуйки слюды».)

Случайно ли поэма называется «Зодчие», а не «Иван Грозный»?

(Нет, так как главный герой поэмы- народ, автора волнует именно его судьба.)

Основной композиционный прием – антитеза. Что противопоставлено в поэме?

(Добро – зло; царь – мастера; храм – торгов ая площадь, повседневная жизнь.)

Что противопоставляется красоте храма? (Поступок царя.)

Обратимся к толковому словарю под редакцией С.И.Ожегова:

(слайд 11,12)

Срам-, -а (-у), м. Позор, стыд. Стыд и с.! Какой с.! Уйти от срама. С. смотреть (стыдно смотреть).

Как вы понимаете это слово?

Какой художественный приём лежит в основе этих понятий: красота и срам? (Контраст.)

Какую задачу художника позволяет выполнить этот приём? (Подчеркнуть главную мысль произведения.)

В чем смысл образа храма? В чем его ценность?

(Храм, а значит, искусство, про тивостоит злу и бездуховности, напоминают об этом запретные песни гусляров.)

Какой з а вет человеку, что он человек, пробуждает все лучшее в нем. Символ бессмертия искусства.)

Что победило: добро или зло?

(Добро торжествует – храм стоит века, несет добро грядущим поколениям. Нравственный человеческий закон, который он воплощает, выше любой власти. Все это знает, может оценить народ, о чем свидетел ьствует момент, по-вашему, является кульминационным? Перечитайте его ещё раз.

(От:

А как храм освятили,

То с посохом, в шапке монашьей

Обошёл его царь …

До:

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих…)

Вернёмся к нашим вопросам, которые мы задали в начале урока: разобраться в идее этого произведения, написанного в эпоху начала культа личности Сталина.

Почему поэт обратился к эпохе Ивана Грозного?

Какое звучание приобрела поэма?

Слайд 13 (портрет И.Сталина)

10) Развёрнутые ответы учеников (приложения 4, 5)

1) Первый ученик

Каждый человек воспитывается в культурной среде, сложившейся на протяжении веков, вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Прошлое – это та почва, на которой мы стоим и, отталкиваясь от которой, идем в будущее. А это прошлое, духовный опыт народа запечатлен в улицах и площадях, домах и парках, храмах и книгах, картинах и скульптурах. Необходимо все это бережно сохранять и беречь, постоянно пополняя этим свой духовный мир.

Слайд 14

Не вымоюсь водою

И тканью не утрусь,

А нынешней бедою

Сплотится наша Русь!

2) Второй ученик.

А вот что сказал о Дмитрии Борисовиче Кедрине, поэте и человеке, его друг Кайсын Кулиев:

В заснеженном посёлке Подмосковья

мы сиживали часто, коротая

досуг в домишке из сосновых бревён,

и вслушивались в завыванье вьюги.

Его густые волосы сбегали,

пересекая лоб открытый слева.

Как были тонки и подвижны пальцы!

Он голову откидывал при чтенье,

он отличался лёгкою походкой,

он радовался, как дитя, пороше.

Я помню - он любил смотреть подолгу

на снег, свалившийся на плечи леса.

Когда читал он вечером метельным,

России сердце в тех строках стучало,

я видел битвы на равнинах снежных

и ощущал себя их очевидцем…

Смерть меднохвостой огненной лисицей

выглядывала из лесу и снова

скрывалась.

Мы же не подозревали

(хотя сосновый бор был близко, близко!),

что на снегу нетронутом, конечно,

она следы незримо оставляла.

В те дни глядели мы не на лисицу,

а в песен чистые глаза гляделись.

Какое дело было нам до смерти!

Ушёл вослед лисице меднохвостой

мой друг с безоблачным и добрым сердцем.

Что делать! Уходящий за лисицей

уже не возвращается обратно:

его пути заносит снег глубокий,

Вступают смерть и память в поединок,

но друга память уступить не хочет!

Поэзия спешит на бой со смертью,

поэзия бросает смерти вызов,

стихи кричат: - Не отдадим поэта!

Когда из жизни он ушёл, планета

мне показалась холодней, суровей.

Обычно это происходит с нами,

когда теряем близких безвозвратно.

Всю силу дружбы - крепости алмаза -

оставьте мне, Поэзия и Память!..

11) Заключительное слово учителя

Литературовед Александр Ратнер пишет в своей статье «Ах, медлительные люди, вы немного опоздали…»:

Существуют две тайны, связанные с именем поэта , – тайна рождения и тайна смерти. Женщина, которую он в конце жизни стал называть матерью, была его тётушкой; фамилия, которую он носил, принадлежала его дядюшке.

Дедом Дмитрия Кедрина по материнской линии был вельможный пан Иван Иванович Руто-Рутенко-Рутницкий, проигравший своё родовое имение в карты. Человек крутого нрава, он долго не женился, а в сорок пять выиграл в карты у своего приятеля его дочь Неонилу, которой было пятнадцать лет. Через год по разрешению Синода он женился на ней. В браке она родила пятерых детей: Людмилу, Дмитрия, Марию, Неонилу и Ольгу.

Все девушки Рутницкие учились в Киеве в институте благородных девиц. Дмитрий в восемнадцать лет кончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Мария и Неонила вышли замуж. С родителями остались старшая дочь Людмила, некрасивая и засидевшаяся в девушках, и младшая – прелестная, романтичная, любимица отца Ольга.

Чтобы выдать замуж Людмилу, Иван Иванович не пожалел ста тысяч приданого. Мужем Людмилы стал Борис Михайлович Кедрин – в прошлом военный, за дуэли выдворенный из полка, живущий на долги. Молодые переехали в Екатеринослав.

После отъезда Кедриных Ольга призналась матери, что беременна. Причём неизвестно, сказала ли она, кто отец ребенка, или нет. А мать, зная крутой нрав и вздорность мужа, сейчас же отослала Ольгу к Неониле в город Балту Подольской губернии. Неонила отвезла сестру в знакомую молдавскую семью, неподалеку от Балты, где Ольга родила мальчика. Было это 4 февраля 1907 года.

Неонила уговаривала мужа усыновить ребёнка сестры, но тот, боясь осложнений по службе, отказался. Тогда Ольга поехала к Кедриным в Юзово. Боясь гнева отца и позора, она оставила ребёнка в молдавской семье, где у мальчика была кормилица. Ольге удалось уговорить Бориса Михайловича Кедрина усыновить её ребенка, и здесь же, в Юзово, точнее, на Богодуховском руднике, предшественнике нынешнего Донецка, за большие деньги поп окрестил ребёнка, записав его сыном Бориса Михайловича и Людмилы Ивановны Кедриных. В момент крестин мальчику было уже около года. Назвали его Дмитрием – в память о рано ушедшем из жизни брате Ольги и Людмилы.

Вспоминая свою жизнь, Кедрин с фронта писал: «Кроме детства у человека нет ничего радостного».

В 1931 году Кедрина потянуло в Москву, где ранее уже обосновались его днепропетровские друзья-поэты М. Светлов, М. Голодный и другие. Кто знает, как сложилась бы его жизнь, если б он не переехал в столицу, где начались все тяготы и унижения, главными из которых были постоянная бытовая неустроенность и невозможность издать книгу стихов. .С грустным и тревожным настроением Кедрин однажды записал в дневнике, обращаясь к жене: «А мы с тобой обречены судьбою в чужом дому топить чужую печь». И в этой обстановке он умудрялся быть гостеприимным хозяином, писать изумительные стихи Отвергнутые произведения Кедрин складывал в стол, где они пылились до очередного приезда друзей, его верных слушателей и ценителей. Он работал не покладая рук, получал гроши, во всём себе отказывал.
Шли годы, а книги всё не было. Он говорил жене: «Поэт хотя бы изредка должен издаваться. Книга – это подведение итога, сбор урожая. Без этого невозможно существовать в литературе. Непризнание – это фактически медленное убийство, толкание к пропасти отчаяния и неверия в себя».

На фронт Кедрин рвался с первых же дней войны, но высокая близорукость держала его в тылу, где ему было невероятно трудно и как мужчине, и как поэту. Все на фронте, а он… Однако, предвидя ход событий с достоверностью историка, Кедрин сражался и в тылу. Арсенал его оружия был весьма разнообразным – песня и сказка, героический эпос и классическая поэзия. А в мае 1943 года, добившись своего, он отправляется на Северо-Западный фронт в красноармейскую газету «Сокол Родины».

В августе 1945 ода Кедрин вместе с группой писателей уезжает в командировку в Кишинёв, который поразил его своей красотой и напомнил Днепропетровск, юность, Украину. Он решил по приезде домой всерьёз обсудить с женой возможность переезда в Кишинёв. Перед отъездом из него на базаре Кедрин купил большой кувшин с мёдом, который в поезде разбил кто-то из его попутчиков. Едущая на соседней полке простая женщина сказала Кедрину: «Ну, мил человек, быть беде. Плохо, коли кувшин со сладким разбиваешь, особо, ежели – с мёдом».

(Слайды 15,16)

15 сентября 1945 года возвращающегося из Москвы Кедрина какие-то дюжие молодцы чуть не столкнули под электричку. Хорошо, что люди отбили. А через три дня он не вернулся из Москвы. Нашли его рано утром 19 сентября 1945 года неподалёку от железнодорожной насыпи на мусорной куче в Вешняках. Экспертиза установила, что несчастье произошло накануне, примерно в одиннадцать часов вечера. Как поэт оказался в Вешняках, почему он приехал на Казанский вокзал, а не на Ярославский, при каких обстоятельствах погиб – остаётся загадкой. На память приходит последняя строфа его стихотворения «Глухарь»:

Может, так же в счастья день желанный,

В час, когда я буду петь, горя.

И в меня ударит смерть нежданно,

Как его дробинка – в глухаря.

«В конце 70-х годов, – вспоминает дочь Кедрина Светлана Дмитриевна, – в мытищинскую газету «Путь к победе» пришло письмо от бывшего «лагерника», который писал, что находился в лагере вместе с поэтом Дмитрием Кедриным, умершим весной то ли 1946, то ли 1947 года. Новая легенда стала обрастать подробностями. Да и я сама немало размышляла об этом.

Во-первых, в морге маме показали только фотографию, по которой она узнала папу. Во-вторых, ни она, ни мы с братом не видели папу мёртвым. А видели его только товарищи в морге.

В маминых записях недавно я вычитала, что гроб на кладбище не открывали.

Могила Дмитрия Кедрина на Введенском кладбище Узнав о письме бывшего «лагерника», мама твёрдо сказала мне: «Знай, Светлана, что могила твоего отца – на Введенском кладбище. Пусть это знают твои дети, внуки и все, кто любит поэзию твоего отца.

Сейчас, когда вскрыты преступления, совершённые во времена сталинизма, не остается сомнения, что поэт Дмитрий Кедрин явился жертвой культа.

Дмитрий Кедрин перешагнул вместе с нами в двадцать первый век из века двадцатого, в котором в один из самых страшных годов, в 1937-м, он мужественно и, как всегда, великолепно написал ( слайд 17) :

Жить вопреки всему! Жить вопреки обидам

И счастью вопреки, что от тебя бежит!

Жить грязным червяком! Жить нищим инвалидом!

И всё же, чёрт возьми, не умирать, а жить!

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

    Подготовить отзыв о поэме Д.Кедрина «Зодчие».

    Написать в тетради по литературе о проблеме исторической памяти на примере поэмы Д.Кедрина «Зодчие».

    Индивидуальные задания:

Подготовить презентационный материал к исследовательскому проекту «Прошлое страстно глядится в будущее» (группа учеников).

Литература к уроку

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа -

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.

Альманах «45-я параллель»//Днепропетровск.- 2009, №1.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. –М.: Русский язык, 2000.

Светлана Кедрина. Жить вопреки всему. // Составление, предисловие А. Ратнера. – Днепропетровск: Монолит, 2006. –368 с., ил.

Приложение 1

Картина «Иван Васильевич Грозный» была закончена Васнецовым в 1897 году. На полотне узкого вертикального формата Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель как бы оказывается где-то внизу. Среди толпы, к которой спускается царь, и поэтому вынужден смотреть на него снизу вверх. Что придаёт изображению особую значимость и величие. Как в жёсткий надёжный футляр, фигура царя облачена в тяжёлую, глухо застёгнутую, тканную золотом ферязь, в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством, неотъемлемым ни от этих испещрённых причудливым узором стен и арки, покрытой орнаментом, ни от этого едва виднеющегося в полукруглом пролёте окна пейзажа древней Москвы, полного сказочного обаяния. Эта щедрая декоративность, логическая слитность облика Ивана Грозного с окружающим миром древней столицы привносят в картину нечто от народных песен и сказов о грозном царе. Но если задержать взгляд на лице, мы увидим не только символ безраздельной власти, подобно жуткому видению, перешагнувшему века и пришедшему в этот мир,- перед нами предстаёт человек, терзаемый множеством страстей, натура неистовая и противоречивая. Глядя на лицо васнецовского Грозного, вспоминаешь образ, созданный Ф.Шаляпиным в «Псковитянке». Сам Васнецов утверждал, что в психологическом углублении портрета царя ему помогло поразительное перевоплощение Шаляпина.

Приложение 2

Историческая справка

Иван 4 – известная личность в русской истории. Его реформы позволили шагнуть Росси далеко вперёд, встать в ряд с более развитыми западными странами.

Заслуга Ивана Грозного была, во-первых, в присоединении Астраханского и Казанского ханств, во-вторых, в принятии нового судебника 1566 года, в-третьих, в присоединении Западной Сибири и знаменитом походе Ермака, а также в отмене Юрьева дня и строительстве нового Кремля.

Иван 4, прозванный в народе Грозным, остался знаменитым как государственный деятель благодаря этим важнейшим реформам.

Приложение 3

Кедрин Дмитрий Борисович

Кедрин Дмитрий Борисович (4 февраля 1907, Берестово-Богодуховский рудник - 18 сентября 1945) - русский советский поэт, переводчик.

Родился в 1907 году в донбасском посёлке Берестово-Богодуховский рудник в семье железнодорожного бухгалтера, мать была секретаршей в коммерческой школе. Рано осиротев, Кедрин получил хорошее домашнее образование благодаря бабушке-дворянке, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией , Шевченко. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922-1924).

В 1923, бросив учебу в техникуме, начинает работать в газете, пишет стихи, увлекается поэзией и театром. Печататься Дмитрий Кедрин начал в 1924 году. К концу 1920-х порывает с определенными тенденциями «железной поэзии» Пролеткульта, в его стихах ощущается тенденция к эпичности и историзму («Смертник», «Казнь», «Прошение»). В 1929 Дмитрия Кедрина арестовывают.

В 1931, после освобождения, Кедрин переехал в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия». Кедрин был тайным диссидентом в сталинское время. Знание русской истории не позволило ему идеализировать годы «великого перелома». Строки в «Алене Старице» - «Все звери спят. Все люди спят. Одни дьяки людей казнят» - были написаны не когда-нибудь, а в годы террора. В 1938 Кедрин создает шедевр русской поэзии XX в. - поэму «Зодчие», поэтическое воплощение предания о строителях храма Василия Блаженного, под влиянием которого Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев». Единственный прижизненный поэтический сборник Кедрина «Свидетели» вышел в 1940-м и был жестко урезан цензурой. Одним из самых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно Дмитрий Кедрин любил Русь, так самородку-строителю Федору Коню - посвящена поэма «Конь» (1940).

В начале Великой Отечественной войны Кедрин, освобожденный по зрению от воинской службы, добивается назначения корреспондентом фронтовой авиационной газеты «Сокол Родины» (1942-1944). Историко-патриотическая тема преобладает в поэзии Кедрина и в годы войны, когда он создает поэмы «Дума о России» (1942), «Князь Василько Ростовский» (1942), «Ермак» (1944) и др. В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: «Красота», «Аленушка», «Россия! Мы любим неяркий свет», «Мне все мерещится поле с гречихой...». Он начинает создавать поэму о женщинах трагической судьбы - Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой. Все отчетливее в его стихах звучат православные мотивы.

В творчестве Дмитрия Кедрина наряду с песенными стихами о природе много публицистики и сатиры, и стихотворений повествовательных, часто исторического содержания. В его ясных и чётких стихах, где умело соблюдена мера в образном воссоздании духа и языка прошедших эпох, отражены страдания и подвиги русского народа, подлость, свирепость и произвол автократии. Многие стихи Дмитрия Кедрина были положены на музыку. Кедрину принадлежит также множество поэтических переводов с украинского, белорусского, литовского, грузинского и других языков. Его собственные стихи так же переводились на украинский.

По возвращении с фронта Кедрин замечает за собой слежку. Предчувствие беды не обмануло поэта. 18 сентября 1945 Дмитрий Кедрин трагически погиб под колесами пригородного поезда возле Тарасовки (по некоторым данным он был выброшен из тамбура электрички). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Приложение 4

Каждый человек воспитывается в культурной среде, сложившейся на протяжении веков, вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Прошлое – это та почва, на которой мы стоим и, отталкиваясь от которой, идем в будущее. А это прошлое, духовный опыт народа запечатлен в улицах и площадях, домах и парках, храмах и книгах, картинах и скульптурах. Необходимо все это бережно сохранять и беречь, постоянно пополняя этим свой духовный мир.

Д.С.Лихачев, известный деятель современной культуры, считает, что “если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране”.

Писатели и поэты помогают нам это понять. Например, поэт Дмитрий Кедрин.

История родины – главное в творчестве поэта. Он обращается к прошлому, чтобы показать истоки настоящего, талантливость народа, красоту его души. Кедрин показывает, что одной из черт народного характера является красота и способность создавать прекрасное вопреки жестоким условиям, в которых жил народ.

О многом нас заставил подумать, много почувствовать проникновенный, умный, чуткий поэт:

Приложение 5

К. Кулиев ПАМЯТИ ДМИТРИЯ КЕДРИНА

В заснеженном посёлке Подмосковья
мы сиживали часто, коротая
досуг в домишке из сосновых бревён,
и вслушивались в завыванье вьюги.
Его густые волосы сбегали,
пересекая лоб открытый слева.
Как были тонки и подвижны пальцы!
Он голову откидывал при чтенье,
он отличался лёгкою походкой,
он радовался, как дитя, пороше.
Я помню - он любил смотреть подолгу
на снег, свалившийся на плечи леса.
Когда читал он вечером метельным,
России сердце в тех строках стучало,
я видел битвы на равнинах снежных
и ощущал себя их очевидцем…

Смерть меднохвостой огненной лисицей
выглядывала из лесу и снова
скрывалась.
Мы же не подозревали
(хотя сосновый бор был близко, близко!),
что на снегу нетронутом, конечно,
она следы незримо оставляла.
В те дни глядели мы не на лисицу,
а в песен чистые глаза гляделись.
Какое дело было нам до смерти!

Ушёл вослед лисице меднохвостой
мой друг с безоблачным и добрым сердцем.
Что делать! Уходящий за лисицей
уже не возвращается обратно:
его пути заносит снег глубокий,
а расстоянья поглощают голос.

Вступают смерть и память в поединок,
но друга память уступить не хочет!
Поэзия спешит на бой со смертью,
поэзия бросает смерти вызов,
стихи кричат: - Не отдадим поэта!

Когда из жизни он ушёл, планета
мне показалась холодней, суровей.
Обычно это происходит с нами,
когда теряем близких безвозвратно.
Всю силу дружбы - крепости алмаза -
оставьте мне, Поэзия и Память!.. (1945-1948)

Приложение 6


Зодчие

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель, -

Гласит летописца сказанье, -

В память оной победы

Да выстроят каменный храм.

И к нему привели

Флорентийцев,

И немцев,

И прочих

Иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Статных,

Босых,

Молодых.

Лился свет в слюдяное оконце,

Был дух вельми спертый.

Изразцовая печка.

Божница.

Угар и жара.

И в посконных рубахах

Пред Иоанном Четвертым,

Крепко за руки взявшись,

Стояли сии мастера.

"Смерды!

Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквей, говорю?"

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

"Можем!

Прикажи, государь!"

И ударились в ноги царю.

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане_ эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван,

В алтаре,

И при входах,

И в царском притворе самом.

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублева

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом...

А в ногах у постройки

Торговая площадь жужжала,

Торовато кричала купцам:

"Покажи, чем живешь!"

Ночью подлый народ

До креста пропивался в кружалах,

А утрами истошно вопил,

Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,

У плахи лежал бездыханно,

Прямо в небо уставя

Очесок седой бороды,

И в московской неволе

Томились татарские ханы,

Посланцы Золотой,

Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом

Та церковь была -

Как невеста!

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту, -

Непотребная девка

Стояла у Лобного места

И, дивясь,

Как на сказку,

Глядела на ту красоту...

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь -

От подвалов и служб

До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

"Лепота!" - молвил царь.

И ответили все: "Лепота!"

И спросил благодетель:

"А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?"

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

"Можем!

Прикажи, государь!"

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

Их клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Темных,

На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,

Где кричали дьяки:

"Государево слово и дело!" -

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь

Такая,

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

Гусляры.

1938

Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.

И к нему привели
Флорентинцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Русых,
Босых,
Молодых.

Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар и жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.

«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.

Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!

Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом…

А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом
Та церковь была —
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…

А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь —
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!»-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

Анализ баллады «Зодчие» Кедрина

«Но вечен труд
Твоих безвестных зодчих,
Трудолюбивых,
Словно муравьи»

Дмитрий Кедрин – поэт с трагичной судьбой. Воспитанный в интеллигентной семье, он рано начал сочинять стихи, и впоследствии это стало для него главным ремеслом, однако настоящая слава пришла к нему посмертно. В 60-х годах Д.Кедрин стал для советской молодёжи проводником в классическую русскую поэзию конца XX века.

Тема

«Зодчие» — одно из самых известных произведений Дмитрия Кедрина. Исторический фон в этой балладе переплетается с судьбами отдельных личностей, а народная масса становится отображением всей русской жизни.

Поэт продолжает в «Зодчих» фольклорную тему – предметом его изображения становится легенда о создании Покровского собора в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Согласно преданию, царь приказал двум зодчим построить храм с восемью куполами. Благодаря таланту создателей, храм воплотил в себе все грани русского мировоззрения XVI века и стал настоящей жемчужиной древнерусского зодчества. Иван Грозный, не желая, чтобы подобное сооружение было построено где-нибудь ещё, приказал ослепить создателей.

Идея

Во всех своих исторических сюжетах Д.Кедрина интересовала непосредственно жизнь самого народа, проникновение в те времена, когда только начинала закладываться русская матрица, основа русской культуры и духовности. Баллада «Зодчие» не стала исключением.

Отделяя личность грозного, по-настоящему жестокого царя от независимого, сильного народа, Д.Кедрин подчёркивает, что отечественная культура держится на природных талантах самородков, выходцев из неисчислимой людской массы. Не многочисленные войны, казни и репрессии, а творения этих умельцев остаются в истории навсегда. Именно народ, способный ценить прекрасное в создаваемой им культуре и становится основным двигателем истории:

И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, –
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…

Ещё одной идеей пронизана баллада Дмитрия Кедрина. Идея о вечном противостоянии с одной стороны естественного, подлинного искусства и жестокой власти с другой. Своеобразная трактовка характерной для русской литературы темы «маленького человека» находит своё отражение в произведениях Кедрина, М.А.Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»), а через 40 лет будет продолжена в творчестве А.Вознесенского (поэма «Мастера»). Искусство и насилие несовместимы, как несовместима сила русского народа с эгоизмом и слабостью правителей.

Изобразительно-выразительные средства и композиция

Язык баллады соответствует стилистике летописи – он нейтрален, автор как будто отстранён и предоставляет своё перо летописцу. Однако при изображении разных эпизодов стилистика повествования меняется. Реплики царя звучат отрывисто, чётко, с логическими ударениями на почти каждое слово:

«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»

К примеру, при описании судьбы зодчих интонация меняется – мы слышим некое подобие древнерусского плача, ударные слова сливаются в единую цепочку протяжных звуков. Этому способствует также использование анафоры:

И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:

Композиционно стихотворение делится на две части: события до приказа царя ослепить зодчих и после. Ощутимо меняется и набор используемых автором художественных средств, общая ритмика произведения. Данный приём помогает читателю понять, что с наказанием художников случилось непоправимое для судьбы страны, её русской истории. Акцент делается на том, что истинный талант не в состоянии отнять ни один человек.

Таким образом, баллада Д.Кедрина «Зодчие» стала настоящим памятником силе и мужеству русского народа, хранящего подлинность культуры. Сама история жизни поэта, тесно переплетаясь с его произведением, становится воплощением духовной силы и необычайного таланта.

Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды.

Среда предприятия - совокупность "не поддающихся контролю" сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность.

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды. Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений.

Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Макросреда (внешняя среда) представлена силами, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера). Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Факторы косвенного воздействия (макроокружение) - не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

Рассмотрим внешнюю и внутреннюю среду ООО "Зодчие".

1. Проведем анализ макроокружения предприятия подробнее, т. е. осуществим СТЭП-факторный анализ.

Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде и состоит из социального, технологического, экономического и политического факторов. Влияние компонент макроокружения показано в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Характеристика компонент макроокружения

Влияние на предприятие

Социальные (определяют влияние на бизнес социальных явления и процессов)

Социальные процессы изменяются достаточно медленно, но это не мешает им влиять на деятельность предприятия. Рост или снижение численности населения, ведет к изменениям в структуре потребителей.

В 2010 г. численность г. Красноярска составляла 962466 чел., в последующие годы численность возросла и превысила 1 млн. чел. Следовательно, это приведет к росту числа потенциальных покупателей.

Технологические (прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации производства)

На предприятии используются современные виды техники и оборудования, что облегчает, систематизирует и ускоряет процесс обслуживания покупателей, сокращает использование ручного труда и высвобождает дополнительное время работникам для выполнения других обязанностей.

Экономические (оказывают влияние на степень доступности денежных ресурсов)

На деятельность предприятия оказывают влияние такие экономические факторы как: уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Уровень безработицы в г. Красноярске в 2010 г. составил 8,4 %, в других городах региона данный показатель выше, что говорит о том, что покупательская способность в г. Красноярске достаточно высокая.

Политические (на производственной и социальной деятельности предприятия сказываются события, происходящие в политической среде)

В законодательстве РФ регулярно происходят обновления законодательной базы в отношении ведения предпринимательской деятельности. Эти изменения в свою очередь вносят изменения в ведение бизнеса, фирме приходится под них подстраиваться. Все вновь вводимые законы и нормативы контролируются компетентными органами организации и если новые законы имеют отношение к деятельности предприятия, то они вводятся в его структуру.

Проведем оценку силы влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия ООО "Зодчие". Начнем с факторов прямого воздействия.

Внешняя среда предприятия - это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) - оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство.

Покупатели: Покупатели очень важны для фирмы. Именно они определяют ее успех. Современная цель бизнеса - создать своего потребителя. Изучение покупателей позволяет лучше понять, какой товар фирмы будет пользоваться наибольшим спросом, на какой объем продаж мы можем рассчитывать, что ожидает продукт в будущем, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей.

Поставщики: Партнерами ООО "Зодчие" являются общепризнанные лидеры рынка, такие как: "Wilo", "Danfoss", "Valtec" и др. Также фирма сотрудничает с местными производителями труб и трубопроводной арматуры. Сотрудничество с данными компаниями осуществляется на основании договоров поставки.

ООО "Зодчие" старается расширять свою деятельность при помощи заключения соглашений с производителями продукции, что позволяет обеспечить доступные цены для потребителя.

Конкуренты: На рынке г. Красноярска существуют множество крупных конкурентов, такие как "Водолей", "Горизонт", "Полимет".

Представленные конкуренты имеют сеть магазинов, чем и отличаются от ООО "Зодчие", так наша фирма пока представлена только одним магазином. Но мы предоставляем дополнительные услуги, стандартная доставка, а также на месте покупатель может заключить договор на монтаж того оборудования, которое он приобрел.

Внутренняя среда организации: Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие.

Трудовые ресурсы: особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят, в конечном счете, результаты работы организации. Осознание того, что организация - это, прежде всего работающие в ней люди, что они - главный ресурс организации, меняет отношение к персоналу. Менеджеры уделяют большое внимание отбору людей, введению их в организацию, занимаются обучением и развитием работников, обеспечением высокого качества трудовой жизни. Структурный состав работников ООО "Зодчие" представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Структура состава работников ООО "Зодчие"

Управленческий срез: на предприятии действует строгое разделение обязанностей между подразделениями. Каждое направление деятельности координируется опытными управленцами.

Коммерческий срез: использование новых современных технологий обслуживания клиентов, а именно внедрение компьютерной программы учета и движения товара на складе позволяет быстро и качественно оформить заказ клиента, предусмотрена доставка материалов клиентам, возможна оперативная доставка материалов под заказ, на складах постоянно поддерживается достаточный объем каждой позиции ассортимента.

Учет склада и товаров осуществляется с помощью программы складского и товарного учета "Фрегат". Программа помогает оптимизировать все внутрискладские и торговые процессы. В программе удобно вести контроль и учет. Эта система позволяет создавать неограниченное количество характеристик товара и ценовых категорий. Также позволяет по всем этим параметрам анализировать остатки. Функционал программы предусматривает ведение справочника поставщиков и покупателей, взаиморасчеты с контрагентами, печать унифицированных документов. Программа является простой и удобной для автоматизации бизнеса.

Качество продаваемых товаров подтверждено российскими и зарубежными сертификатами.

Маркетинговый срез: на предприятии отсутствует отдельный маркетинговый отдел.

Компания занимает малую долю на рынке, не отличается общей известностью среди населения г. Красноярска.

Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ.

SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.

По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

Иначе говоря, SWOT анализ - это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. "S" и "W" относятся к состоянию компании, а "O" и "T" к внешнему окружению организации.

Рассмотрим матрицу SWOT на примере ООО "Зодчие". Для составления матрицы необходимо определить сильные и слабые стороны предприятия, его возможности и угрозы для него. На основе проведенного исследования будет определена стратегия для дальнейшего развития фирмы.

Возможности

  • 1. Стабилизация экономической ситуации.
  • 2. Использование новых технологий.
  • 3. Расширение базы крупных клиентов.
  • 1. Подверженность влиянию от изменения законодательства.
  • 2. Наличие сильных конкурентов.
  • 3. Низкие барьеры для входа новых фирм на рынок.

Сильные стороны

  • 1. Высокое качество и известные марки.
  • 2. Гибкость системы ценообразования.
  • 3. Высокий уровень сервисного обслуживания.
  • 1. Стратегия развития рынка.
  • 3. Стратегия развития продукта.
  • 1. Стратегия развития продукта.
  • 2. Стратегия укрепления позиций на рынке.
  • 3. Стратегия обратной вертикальной интеграции.

Слабые стороны

  • 1. Несоответствие политики стимулирования продаж целям фирмы.
  • 2. Отсутствие инвестирования в маркетинг.
  • 3. Демотивирующая система компенсации сотрудников.
  • 1. Стратегия центрированной диверсификации.
  • 2. Стратегия усиления позиций на рынке.
  • 3. Стратегия развития рынка.
  • 1. Стратегия развития рынка.
  • 2. Стратегия горизонтальной интеграции.
  • 3. Стратегия конгломеративной диверсификации.

Рис. 2.3. Матрица SWOT ООО "Зодчие"

После составления матрицы необходимо определить оптимальную стратегию, используя рейтинговую оценку. Построим матрицу стратегий (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Матрица стратегий ООО "Зодчие"

Таким образом, стратегией, с помощью которой ООО "Зодчие" вероятнее всего достигнет поставленных целей, является стратегия развития рынка. Но в тоже время достаточное число баллов набрали такие стратегии как: стратегия укрепления позиций на рынке и стратегия обратной вертикальной интеграции. Применение их в комплексе позволит более успешными темпами достичь целей фирмы.

Учитель: Шилова М.Б.

Урок литературы. 8 класс

Тема: Дмитрий Борисович Кедрин «Зодчие»

Цель:

  1. познакомить учащихся с поэтом, ввести в мир художественного слова Д.Кедрина;
  2. обеспечить целостное восприятие текста, добиться понимания смысла;
  3. учить детей видеть и устанавливать единую мысль в разных областях искусства;
  4. развивать речь учащихся.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

Какую дорогу в литературе он выбрал? (Стал писателем-сатириком. Выбрал опасную профессию)

Вы подготовили выразительное чтение рассказа. Послушаем, оценим чтение. (Читают 2 ученика)

Выскажитесь о чтении одноклассников. (Высказывания учащихся, мнение учителя, пожелания)

Дополнительные вопросы:

  1. Зощенко называют новатором, первооткрывателем в литературе. Почему?
  2. Привести пример «обезьяньего языка». («конкретно фактически» и др. Эти слова лишены смысла)

Выставление оценок.

  1. Презентация. Слово о Д.Б.Кедрине.

Прочитайте имя поэта. Что вы знаете о нем?

Определите задачу урока. (Узнать о Д.Кедрине, познакомиться со стихотворением, понять особенности художественного слова Кедрина)

Слушаем рассказ учителя, который сопровождается показом слайдов.

Ответить на вопрос: Какая тема, с вашей точки зрения, стала основной в творчестве Д.Кедрина?

3. Слово об истории, положенной в основу стихотворения «Зодчие»

1 ученик.

Храм Покрова Божией Матери)собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине 16 века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы – реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в 19 веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

2 ученик.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они нигде не смогли больше построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» - и разгневал царя. «Ты лжешь!» - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия 3: «Меня -то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Вы услышали две версии того, почему храм носит название Василия Блаженного. Ваше право принять ту или иную.

4. Рассмотрим изображения (фотографии) храма. (Слайды)

Какие чувства вызывает у вас этот памятник архитектуры? (Высказывания учащихся)

5. Слушаем стихотворение.

Приготовьтесь высказаться, какое настроение оставляет это стихотворение? (Читает учитель)

Ваши впечатления? Какое настроение?

(Высказывания учащихся)

Определим жанр стихотворения. (Баллада) Докажите, что это «Зодчие» - баллада. (Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай. Оно посвящено чаще всего историческим или фантастическим событиям). Как вы думаете, почему именно жанр баллады наиболее созвучен замыслу стихотворения?

5. А теперь войдем в мир художественного слова Кедрина.

Что противопоставлено? (Добро и жестокость, красота и «срам» решительно противопоставлены в стихотворении. Найдите и прочитайте отрывки, в которых это противопоставление проявляется наиболее ярко. 6, 7 и 9, 10)

Чего достигает Кедрин таким противопоставлением? (В жизни всегда соседствует добро и зло, только от людей зависит, чего будет больше)

Опишите строителей храма. («Двое русских строителей, статных, босых, молодых,», «в посконных рубахах», «смерды», «покрестясь на восход, ремешками схватив волоса, государевы зодчие фартуки наспех надели, на широких плечах кирпичи понесли на леса»).

Почему здесь неприемлемо слово «строитель»? (Строится не просто дом, а святое место, где люди будут разговаривать с Богом. Автор восхищается зодчими, их умелыми руками, поэтому с любовью описывает их).

Какими зодчие предстали в конце стихотворения?(«Мастера Христа ради просили на хлеб и вино») Какими вы представляете их?(Избитые, худые, голодные)

Почему царь приказал ослепить зодчих?

Какое определение нашел Кедрин песне, которая звучала в тайных местах?

О чем говорит дата написания стихотворения? (Это разгар сталинских репрессий, когда погибли талантливые люди)

Вы сказали, что стихотворение очень произвело на вас сильно впечатление. Это удалось автору благодаря его мастерскому обращению со словом. Кедрин так характеризовал свое отношение к изобразительным поэтическим средствам: «Что такое художественные средства поэта? Это луч, идущий от проекционного фонаря к экрану. Если этот луч необходимой силы и яркости, изображение будет отчетливым»

Какое средство использует поэт в описании храма? (Сравнения) Найдите. («Та церковь была – как невеста», «дивясь, как на сказку», «Звонила она, будто их отпевала навзрыд») Какова роль этого приема в тексте? (Церковь также чиста, невинна (в злодеяниях людей), как невеста; по своему величию и красоте она похожа на сказку; набатный звон возвещает о горе, т.к. ослеплены великие мастера)

Какие еще поэтические средства использует автор? (Эпитеты: «диковинный храм»; метафоры: «мастера заплетали узоры из каменных кружев», «купол золотом жгли»).

Обратите внимание на словарный состав стихотворения. Что необычного заметили? (Много устаревших слов)

Рассказывая о создании великого произведения искусства, Кедрин называет имя Андрея Рублева. Что вы знаете об этом художнике? (Андрей Рублев творил задолго до создания храма. Расписывала храм артель Рублева, а не сам автор) (Слайды)

Кто из вас подготовит сообщение о художнике к следующему уроку? (Дается задание индивидуальное)

6. Подведем итоги:

Какова идея стихотворения? (К сожалению, не всегда за добро платят добром. Автор призывает к милосердию, благородству, порядочности. Мастера давно ушли в прошлое, а храм, созданный ими, до сих пор радует глаз)

Почему, несмотря на трагическое звучание стихотворения, в конце его чтения вы слышали не тревожный набат, а праздничный перезвон? (Ответы учащихся. Звучит колокольный перезвон)

9. Домашнее задание:

1. Индивидуально – сообщение об Андрее Рублеве (желательно с презентацией)

2. Выписать в тетрадь устаревшую лексику, уточнить по словарю значение слов. (Исследовательская работа)


И призвал зодчих ко двору Иван Васильевич

Чтобы правильно ответить, надо было либо смотреть как Боярский с Познером у Диброва на интеллектуальной викторине отвечали 11 февраля, либо обратиться, непосредственно, к первоисточнику, к стихотворению Кедрина. Я сначала сами стихи прочитала.

Смотрите, дело времен Ивана Грозного касается, а значит архитекторов того времени следует искать. Пришлось познакомиться со всеми четырьмя фамилиями.

Казаков и Растрелли не вызвали особых трудностей, ибо роскошные архитектурные творения, составляющие красоту Санкт-Петербурга и Москвы, ещё свежи в памяти после недавних визитов туда. Растрелли - это выражение вкусов Анны Иоанновны, стиль русское барокко. Казаков - это "дух" Екатерины Второй, зарождение классицизма... Хотя и считают, что Екатерина Великая в глазах ее сына Павла 1-го была эдакой помпезной во вкусах "особой", и вроде даже именно Павлу принадлежит первенство в классическом исполнении интерьеров (вкусы были продиктованы военным аскетизмом императора), все же, именно Казакова, называют одним из основоположников этого направления в русской архитектуре, начавшем "творить" во времена царствования "Фике".

Константин Тон - это много позже, это времена Николая Первого. Поэтому сей вариант также активно не рассматривался в качестве ответа.

Вернемся к Ивану Грозному и... Василию Блаженному


На картине видно, что стихотворение об одном (двух)? из зодчих, который участвовал в сооружении этого шатрового (в таком стиле построен собор) чуда на Красной площади. Барма, Постник Яковлев, один или двое (т.к. разные версии о количестве зодчих имеются) - ответ.

Замечу, что именно Владимир Познер дал такую версию, вспомнив о легенде об ослепленных, по приказу царя, двух архитекторах из-за того, чтобы более не могли они соорудить "лепоты", что у "Василия Блаженного" получилась. Причем, Познер, а он журналист начитанный, не говорил, что легенду опровергли. Посему, как вариант, держим в уме двух зодчих времен Ивана Грозного, имя которого (которых) прозвучало в эфире одной из программ на ОРТ.