Перспективы развития водного хозяйства россии. Большая советская энциклопедия - водное хозяйство Водопотребление народного хозяйства рф в будущем

водное хозяйство

Водное хозяйство, отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учетом, планированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Основная задача . . - обеспечение всех отраслей народного хозяйства водой в необходимом количестве и соответствующего качества. По характеру использования водных ресурсов отрасли народного хозяйства делятся на водопотребителей, которые часто безвозвратно изымают воду из ее источников (рек, водоемов, водоносных пластов), - промышленность , сельское хозяйство, коммунальное хозяйство (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения, орошения, обводнения), и водопользователей, которые обычно используют не самое воду, а ее энергию или водную среду, - гидроэнергетика , водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование). Отрасли народного хозяйства предъявляют к водным ресурсам разные требования, поэтому вопросы водохозяйственного строительства наиболее целесообразно решать комплексно, учитывая особенности каждой отрасли и те изменения в режиме подземных и поверхностных вод, которые возникают при строительстве гидротехнических сооружений и их эксплуатации и которые нарушают сложившиеся в природе связи . Комплексное использование водных ресурсов позволяет наиболее рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли народного хозяйства, оптимально сочетать интересы всех водопотребителей и водопользователей, экономить средства на строительство сооружений. Удачным комплексным решением проблем В. х. служит канал им. Москвы (построен в 1932-37), позволивший обеспечить питьевое и промышленное водоснабжение Москвы; это глубоководная транспортная магистраль , обводняющая реки и каналы в районе Москвы и дающая возможность получать электроэнергию; водохранилища канала широко используются как места отдыха и туризма. Но требования отраслей могут быть и противоположными. Так, расширение площадей орошаемых земель в бассейне Амударьи, забор ее вод для Большого Каракумского канала, создание на притоках водохранилищ, особенно Нурекского, приведет к почти полному прекращению стока в Аральское море , что может ухудшить условия рыболовства. Однако сам Большой Каракумский канал, кроме орошения хлопковых полей, является водоснабжающей и обводняющей артерией и служит для разведения рыбы ; на его берегах создают зоны отдыха и спортивные базы. Нурекский гидроузел (на Вахше) в основном ирригационно-энергетический. Планы комплексного освоения водных ресурсов и схемы использования водных объектов должны входить составной частью в государственные планы развития народного хозяйства СССР и союзных республик. Непременной обязанностью В. х. является работа по охране вод от загрязнений промышленными и бытовыми стоками (см. Сточные воды). На заводах и фабриках сооружаются и реконструируются очистные сооружения, а сдача в эксплуатацию новых предприятий допускается лишь при наличии устройств для очистки вод, сбрасываемых в реки и водоемы. Водные ресурсы СССР обеспечивают водой все отрасли народного хозяйства. Годовой сток рек равен 4714 км3, из них 4350 км3 формируется в пределах материковой части страны, а 330 км3 поступает из сопредельных стран. Наиболее ценная часть стока - грунтовые и подземные воды - составляет 1020 км3. Народное хозяйство СССР использует 226 млрд. м3 (данные 1965) воды в год , т. . только 5% общего годового стока. Более 50% этого количества расходуется сельское хозяйством, почти треть - на бытовое и промышленное водоснабжение. В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми народным хозяйством к В. х., несоответствием между водными ресурсами и потребностями в них в отдельных районах и неблагоприятным распределением стока по годам и временам года местные оказываются недостаточными. Возникает необходимость в регулировании стока крупных и средних рек (для чего создают водохранилища), перераспределении его между бассейнами и в транспортировке воды на большие расстояния. Например, по Большому Каракумскому каналу воды Амударьи перебрасываются в бассейн Мургаба и Теджена, с введением в эксплуатацию канала Иртыш - Караганда началась переброска вод рек Северного Ледовитого океана в засушливые районы Казахстана; проектируется направить воды Печоры и Вычегды через Каму и Волгу в Каспийское море. Управление В. х. в СССР имеет весьма сложную структуру. Созданное в 1965 союзно-республиканское Министерство мелиорации и водного хозяйства занимается вопросами организации водохозяйственного строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений и систем, а также обеспечением комплексного использования и охраной водных ресурсов страны. Местные органы В. х. находятся в двойном подчинении - республиканских министерств и Совета Министров союзных республик. Формирование В. х. как отрасли еще не завершено (1971) и будет продолжаться по мере установления хозрасчетных связей с другими отраслями народного хозяйства и организации единого централизованного управления им. Большое внимание развитию В. х. и охране государственного водного фонда СССР уделено в Директивах 24-го съезда

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, отрасль нар. х-ва, занимающаяся изучением, учётом, планированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Осн. задача В. х.- обеспечение всех отраслей нар. х-ва водой в необходимом количестве и соответствующего качества. По характеру использования водных ресурсов отрасли нар. х-ва делятся на водопотребителей, к-рые часто безвозвратно изымают воду из её источников (рек, водоёмов, водоносных пластов),- промышленность, с. х-во, коммунальное х-во (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения, орошения, обводнения), и водопользователей, к-рые обычно используют не самоё воду, а её энергию или водную среду,- гидроэнергетика, водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование).

Отрасли нар. х-ва предъявляют к водным ресурсам разные требования, поэтому вопросы водохоз. стр-ва наиболее целесообразно решать комплексно, учитывая особенности каждой отрасли и те изменения в режиме подземных и поверхностных вод, к-рые возникают при стр-ве гидротехнич. сооружений и их эксплуатации и к-рые нарушают сложившиеся в природе связи. Комплексное использование водных ресурсов позволяет наиболее рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли нар. х-ва, оптимально сочетать интересы всех водопотребителей и водопользователей, экономить средства на стр-во сооружений.

Удачным комплексным решением проблем В. х. служит канал им. Москвы (построен в 1932-37), позволивший обеспечить питьевое и пром. водоснабжение Москвы; это глубоководная трансп. магистраль, обводняющая реки и каналы в р-не Москвы и дающая возможность получать электроэнергию; водохранилища канала широко используются как места отдыха и туризма.

Но требования отраслей могут быть и противоположными. Так, расширение площадей орошаемых земель в бассейне Амударьи, забор её вод для Большого Каракумского канала, создание на притоках водохранилищ, особенно Нурекского, приведёт к почти полному прекращению стока в Аральское м., что может ухудшить условия рыболовства. Однако сам Большой Каракумский канал, кроме орошения хлопковых полей, является водоснабжающей и обводняющей артерией и служит для разведения рыбы; на его берегах создают зоны отдыха и спортивные базы. Нурекский гидроузел (на Вахше) в основном ирригационно-энергетический. Планы комплексного освоения водных ресурсов и схемы использования водных объектов должны входить составной частью в гос. планы развития нар. х-ва СССР и союзных республик.

Непременной обязанностью В. х. является работа по охране вод от загрязнений пром. и бытовыми стоками (см. Сточные воды). На заводах и фабриках сооружаются и реконструируются очистные сооружения, а сдача в эксплуатацию новых предприятий допускается лишь при наличии устройств для очистки вод, сбрасываемых в реки и водоёмы.

Водные ресурсы СССР обеспечивают водой все отрасли нар. х-ва. Годовой сток рек равен 4714 км 3 , из них 4350 км 3 формируется в пределах материковой части страны, а 330 км 3 поступает из сопредельных стран. Наиболее ценная часть стока - грунтовые и подземные воды - составляет 1020 км 3 . Нар. х-во СССР использует 226 млрд. м 3 (данные 1965) воды в год, т. е. только 5% общего годового стока. Более 50% этого количества расходуется с. х-вом, почти треть - на бытовое и пром. водоснабжение. В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми нар. х-вом к В. х., несоответствием между водными ресурсами и потребностями в них в отдельных р-нах и неблагоприятным распределением стока по годам и временам года местные источники оказываются недостаточными. Возникает необходимость в регулировании стока крупных и средних рек (для чего создают водохранилища), перераспределении его между бассейнами и в транспортировке воды на большие расстояния. Напр., по Большому Каракумскому каналу воды Амударьи перебрасываются в бассейн Мургаба и Теджена, с введением в эксплуатацию канала Иртыш - Караганда началась переброска вод рек Сев. Ледовитого ок. в засушливые р-ны Казахстана; проектируется направить воды Печоры и Вычегды через Каму и Волгу в Каспийское м.

Управление В. х. в СССР имеет весьма сложную структуру. Созданное в 1965 союзно-республиканское Министерство мелиорации и водного х-ва занимается вопросами организации водохоз. стр-ва и эксплуатации гидротехнич. сооружений и систем, а также обеспечением комплексного использования и охраной водных ресурсов страны. Местные органы В. х. находятся в двойном подчинении - республиканских министерств и Сов. Мин. союзных республик. Формирование В. х. как отрасли ещё не завершено (1971) и будет продолжаться по мере установления хозрасчётных связей с др. отраслями нар. х-ва и организации единого централизованного управления им. Большое внимание развитию В. х. и охране гос. водного фонда СССР уделено в Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-75. В планах капитального строительства СССР для В. х. централизованно выделяются капитальные вложения на сооружения многоцелевых водохоз. объектов, создаваемых для водообеспечения нескольких отраслей. Отношения между В. х. и др. отраслями, возникающие в связи с использованием вод, регулируются водным законодательством СССР. Учёт водных ресурсов и все необходимые сведения о них сосредоточены в водном кадастре.

Водное хозяйство - область деятельности, обеспечивающая:

Управление водными ресурсами с целью удовлетворения нужд населения и национальной экономики в воде;

Управление рациональным использованием водных ресурсов и их охраной от загрязнения, засорения, истощения;

Управление эксплуатацией водохозяйственных систем;

Управление предупреждением и ликвидацией вредного воздействия вод.

Водное хозяйство - в ряде стран - самостоятельная отрасль экономики.

Отрасль экономики, занимающаяся учетом, планированием и управлением комплексного использования, регулированием водных ресурсов, охраной вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту назначения (потребления).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Хозяйство водное

формируется как отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учетом, планированием и прогнозированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления. Основная задача водного хозяйства - обеспечение всех отраслей и видов хозяйственной деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества. По характеру использования водных ресурсов отрасли народного хозяйства делят на водопотребителей и водопользователей. При водопотреблении вода изымается из ее источников (рек, водоемов, водоносных пластов) и используется в промышленности, сельском хозяйстве, для коммунально-бытовых нужд; она входит в состав выпускаемой продукции, подвергается загрязнению и испарению. Водопотребление с точки зрения использования водных ресурсов подразделяют на возвратное (возвращаемое к источнику) и безвозвратное (потери). Водопользование связано с процессами, когда используют не воду как таковую, а ее энергию или водную среду. На такой основе развивается гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство, система отдыха и спорта и др.

При разработке перспектив развития водного хозяйства согласование требований водопользователей должно выполняться на базе водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) отдельных речных бассейнов. Однако, к настоящему времени Ранее разработанные СКИОВР не в полной мере соответствуют современной водохозяйственной обстановке, тем не менее их использование при управлении водным фондом в достаточной степени обеспечивает обоснованность принимаемых решений.

Стратегической целью государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов является обеспечение прав граждан на чистую воду, благоприятную водную среду и поддержание оптимальных условий водопользования. Эта цель достигается путем осуществления долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление качества поверхностных и подземных вод в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, защиту водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение и ликвидацию вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

Для достижения стратегической цели государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов приоритетными направлениями использования, восстановления и охраны водных объектов являются:

1. Надежное водообеспечение населения и отраслей экономики и, в первую очередь, улучшение качества питьевого водоснабжения за счет совершенствования водоочистки и расширения водозаборов из подземных вод.

2. Восстановление качества вод водных объектов до нормативов, соответствующих их целевому использованию.

3. Совершенствование системы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений всех видов собственности.

4. Предупреждение и защита от вредного воздействия вод: затопления территорий при половодьях и паводках, подтопления грунтовыми водами, разрушения берегов водных объектов.

5. Создание экономического и финансового механизма водопользования, позволяющего в полном объеме обеспечить финансирование водохозяйственной деятельности.

6. Развитие системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных сооружений и улучшение контроля за использованием водных объектов.

7. Совершенствование обеспечения управления водным фондом.

9. Развитие системы законодательного и нормативного правового обеспечения в области использования, восстановления и охраны водных объектов.

Комплекс технических мероприятий включает: перевооружение и ре-конструкцию существующих водохозяйственных и мелиоративных систем; пересмотр устаревших правил использования водных ресурсов существующих водохранилищ с учетом водопотребителей, водопользователей и обеспечение экологических попусков; строительство новых регулирующих емкостей и гидроузлов в зонах дефицита водных ресурсов. При этом предусматривается расширение использования подземных вод, что диктуется необходимостью повышения качества воды и обеспечения резервного водоснабжения населенных пунктов на случай чрезвычайные ситуаций. В первую очередь, это относится к крупным городам, водоснабжение которых базируется на поверхностных источниках.

В соответствии с прогнозной оценкой, выполненной с учетом «Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу», заложенных в них темпов роста промышленного производства и изменений численности населения по субъектам РФ, а также с учетом анализа современного водопотребления, в перспективе до 2010 г. получат дальнейшее развитие все водопотребители и водопользователи-участники водохозяйственного комплекса; ожидается увеличение забора свежей воды в целом по России до 105 км 3 , (поверхностных вод,- 85 км 3 , морской воды - 5 км 3 , подземных вод - 15 км 3). Рост объемов забора водных ресурсов прогнозируется в промышленности (на 50%), энергетике и сельском хозяйстве (на 35%). В жилищно-коммунальном хозяйстве с учетом реформ коммунального хозяйства прогнозируется снижение забора свежей воды на 0,7 км 3 (4,3%). К 2010 г. на питьевые и хозбытовые нужды прогнозируется расходовать в среднем на одного жителя 266 л/сут, в том числе городского - 3 16 л/сут, сельского - 126 л/сут.

По прогнозу рост объемов водопотребления свежей воды из природных водных объектов будет сопровождаться увеличением использования воды из систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения на 30 км 3 (23,8%) и объемов сброса сточных вод в водные объекты до 77 км 3 (на 38,5%).

Первоочередные работы по строительству и реконструкции водопроводных сооружений будут осуществлены в г.Москве и Московской области (на базе Южного месторождения подземных вод), в гг.Архангельске (на базе Пермиловского месторождения подземных вод), Санкт-Петербурге, Курске (Шумаковский водозабор подземных вод), республиках Адыгея, Калмыкия, Мордовия и Сев. Осетия-Алания, в г.Владивостоке, в Краснодарском крае, в 17 городах Кировской области, в гг.Череповец, Рязань, Пермь, Саранск (Сурский водопровод), Томск. В результате проведения первоочередных мероприятии производительность водозаборов из подземных вод возрастет на 0,8 млн. млн. м 3 /сут, из поверхностных источников - на 1,0 млн. м 3 /сут.

Намечается строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ в бассейнах рек: Ока (Верхне-Упинское вдхр. на р.Упа, Тульская обл.; завершение строительства Тамбовского вдхр.; гидроузел на р.Пахра, Московская обл.; Рыбницкое и Кромское вдхр., Орловская обл.); Волга (реконструкция Пугачевского вдхр., Саратовская обл; реконструкция Тихвинской водной системы, Ленинградская обл.; Ахметлавровское вдхр. на р.Алтата, Саратовская обл.); Десна (Курское вдхр. на р.Тускарь, Курская обл.); р.Кубань (водоемы на групповых водопроводах Ставропольского края); Кама (Нурское вдхр. и реконструкция Терлянского и Белорецкого вдхр., республика Башкортостан; реконструкция Южно-Камского, Лысвенского, Н.и В.-Зырянско-го, Очерского вдхр., Пермская обл; Верхне-Араслановское и Ново-Златоустовское вдхр. на р.Ай, Челябинская обл.); Иртыш (завершение строительства канала Иртыш - Омь и вдхр. на р.Омь, Омская обл.); Тобол (Митинское вдхр., Курганская обл.); Амур (вдхр. на р.Могоча, Читинская обл.); Лена (Бэдьиминское вдхр., Республика Саха); прочие реки (Сахалинская обл., республики Калмыкия и Карелия, Калининградская обл. и Приморский край).

Финансовое обеспечение предусматривает использование средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местного бюджета, а также внебюджетных средств хозяйствующих субъектов. По источникам финансирования прогнозируется распределение затрат следующим образом: из федерального бюджета - 10 %), из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 35 0%), из внебюджетных источников - 55 %.

К затратам капитального характера отнесены: строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ; строительство противоэрозионных, противооползневых, берегозащитных сооружений; строительство противопаводковых защитных дамб; строительство коллекторов для понижения уровня грунтовых вод; строительство сооружений по очистке сточных вод, обустройство зон санитарной охраны водозаборов и др.

К текущим расходам отнесены: обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос; мониторинг водных объектов; развитие системы контроля состояния водных объектов; ежегодная текущая очистка русел рек; текущие мероприятия по экологическому оздоровлению нарушенных территорий, разработка водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, государственных программ использования и охраны водных объектов, а также ведение государственного водного кадастра, реестра водных объектов, регистра гидротехнических сооружений, государственного надзора за безопасностью гидротехнических сору-

Объемы и источники финансирования мероприятий по реализации Государственной стратегии увязаны с проектом ФЦП «Экология и природные ресурсы России» на 2002-2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации, в котором рассмотрены 3 подпрограммы: «Водные ресурсы и водные объекты», «Возрождение Волги», «Охрана оз. Байкал и Байкальской природной территории». Общий объем финансирования ФЦП оценивается в сумме 900 – 1000 млрд. рублей. Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и Федеральной адресной целевой программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета.

Что такое "Водное хозяйство"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Водное хозяйство , отрасль нар. х-ва, обеспечивающая управление водными ресурсами с целью удовлетворения нужд населения и нар. х-ва в воде, рационального использования и охраны вод от загрязнения, засорения и истощения; эксплуатацию водохоз. систем, а также предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод. В. х. решает технич. проблемы водообеспечения нар. х-ва, использования водотоков и водоёмов, в т. ч. водохранилищ, для судоходства, гидроэнергетики, рыбного х-ва и др. нужд, защиты земель от наводнений. Воды, находящиеся в собственности гос-ва, образуют гос. водный фонд. Основа водных ресурсов - ежегодно возобновляемые запасы воды в реках. В СССР среднемноголетний сток рек составляет 4714 км3. Эксплуатац. запасы подземных вод 320 км3. На 1 км2 площади СССР приходится в ср. 190 тыс. мэ воды в год. Распределены водные ресурсы по терр. СССР неравномерно, что неблагоприятно сказывается на развитии отд. агропром. комплексов, поскольку более 60% зем. угодий расположено в засушливой зоне. Водные ресурсы в СССР используют, как правило, комплексно, т. е. с учётом запросов разл. отраслей нар. х-ва. При плановых расчётах и проведении водохоз. мероприятий учитывают данные кадастра водного. Водные отношения на терр. СССР регулируются водным кодексом. Использование водных ресурсов осуществляется на основе водохоз. баланса, т. е. сопоставления потребностей в воде (см. Водопользование, Водопотребление) с кол-вом и качеством имеющихся в определ. время на данной терр. водных ресурсов. В 1985 в нар. х-ве СССР использовано 282 км3 воды (в с.х-ве - 53%). Режим водопотребления, как правило, не соответствует режиму поверхностных вод, поэтому возникает необходимость увязки всех водных ресурсов и управления ими. Для удовлетворения потребностей в воде населения и нар. х-ва с учётом перспектив развития всех его отраслей, а также для охраны от загрязнений пром. и бытовыми стоками (см. Сточные воды) и борьбы с вредным воздействием вод проектными ин-тами системы Минводхоза СССР разрабатываются схемы комплексного использования и охраны вод СССР (по пятилетиям), по бассейнам морей, рек и озёр. В них систематизируются материалы исследований и проектных проработок по совр. и перспективному состоянию и разрабатываются осн. водохоз. и др. мероприятия, к-рые после утверждения схемы реализуются водохоз. орг-циями и водопотребителями. Развитие водных ресурсов осуществляется путем сооружения водохранилищ на реках и их притоках, задерживающих воду в периоды, когда приток воды превышает потребности в ней, межбассейнового перераспределения речного стока с устройством каналов (им. Москвы, Днепр- Донбасс, Большой Ферганский, Каракумский и др.). В СССР построено более 1,5 тыс. крупных водохранилищ с общим объемом воды 1242 км3 и полезным объемом более 500 км3. Для снижения негативного воздействия на природу (затопление и подтопление земель, ухудшение качества воды и пр.) водохранилища на горных реках создают преим. в их верховьях. Отд. водотоки и водоёмы посредством каналов и гидротехнич. сооружений превращены в сложные водохоз. системы (ВХС), характерные для р-нов с высокой степенью потребления естеств. водных ресурсов, при энергетич. освоении рек и развитии орошаемого земледелия. Водохозяйственным стр-вом и эксплуатацией гидротехнич. сооружений, а также регулированием использования водных ресурсов занимается Минводхоз СССР. Для руководства водными ресурсами создано 155 бассейновых управлений по регулированию использования вод, к-рые осуществляют также оперативный контроль за лимитами расхода воды предприятиями (орг-циями). Контроль за использованием водных ресурсов и организация природоохранной деятельности возложены на Госкомитет СССР по охране природы. Отношения между В. х. и др. отраслями нар. х-ва, возникающие в связи с использованием вод, регулируются Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик.