Растения для сада в японском стиле. Растения для японского сада. Растительный мир Японии

Сад может иметь самое различное предназначение: он может быть устроен для созерцания, гармонично сочетая в себе камни и растения, сад для отдыха всей семьей, которые организовывают обычно по принципу патио, парк для проведения спортивных соревнований с идеально ровным изумрудным газоном или же наиболее близкий нам садик с высокими плодоносными деревьями. Сегодня во многие сферы нашей жизни входят культуры других стран, в их числе и культурные особенности Японии.

При создании японского сада необходимо помнить, что данный стиль подразумевает использование максимального количества натуральных и природных материалов.

Помимо японской кухни, кинематографа и развлечений, Япония открыла нам удивительное искусство создания японского сада, чья гармоничность и выдержанность деталей поражает наше эстетическое восприятие.

Если вам по душе японских ландшафтный дизайн и вы желаете наслаждаться красотой японского сада на вашем загородном участке, то вам сперва следует узнать, каким именно должно быть это творение японского искусства и как правильно выбрать растения для японского сада.

Как планировать японский сад на вашем участке?

Этапы планирования сада и его дизайн в японском стиле не очень отличаются от европейского сада, но будет лучше рассмотреть их детальнее, чтобы научиться правильно расставлять акценты на каждом из этапов устройства сада.

Прежде всего, для создания парка по японскому типу на вашем участке следует определить его дизайн, предназначение, наполнение и местоположение.

Вернуться к оглавлению

Японский сад и его типы

Схема создания чаши для воды в японском саду.

Первейшие сады в Японии выполняли чисто пейзажную функцию. В ходе их эволюции они стали местом для религиозно-философских раздумий. Таким является сад Дзедо, в дизайн которого обязательно включены озеро с изломанной линией берега, островами и храм. Со временем появился дизайн садов дзен, которые являлись монастырскими и храмовыми. Дизайн позволял в этих парках полное отсутствие растений, которые уступали место песку, гальке и камням. Садики чайной церемонии также относятся к садам дзен. Эти садики были всегда небольших размеров, со скамейкой, дорожкой, специальным сосудом цукубаи, который предназначается для омовения рук, и орибе — фонарем из камня.

Японский сад в стиле «сухой пейзаж» устраивался следующим образом: на мелком гравии или на песке, которые символизировали воду, прочерчивали специальными граблями параллельные борозды, которые олицетворяли бег волн по воде.

В 19 столетии в японском ландшафтном искусстве появился дизайн миниатюрных садов под названием цубонива, которые устраивались возле жилых домов. Здесь присутствуют цукубаи и орибе, дорожки, ступенька из камня при входе и минимальное количество растений. Этот садик призван для подчеркивания единства человека от природы и показывает необъятность мироздания на маленьком участке.

Вернуться к оглавлению

Как правильно выбирать растения для создания японского сада?

Японский сад рассматривает мир растений так же, как и парк, целиком. Причем символом изменчивости вселенной (инь) выступают цветущие, листопадные кустарники и деревья, а символом постоянства (ян) — вечнозеленые растения.

Подбираются растения в японский сад, как правило, с цветами одинаковой окраски и зелеными листьями. Очень большое значение имеет фактура и форма листьев. Мало распространены в саду яркие краски, в них очень редко высаживают пестролистные и краснолистные формы, вполне хватает того, что листья растений меняют окраску осенью. Наиболее оригинальными в этом парке являются топиарные фигуры, формованные растения и бонсай. Очень эффектный вид имеют разнообразные зонтичные и плакучие формы растений, но увлекаться со смешением различных форм не стоит, поскольку традиционно в японских садиках однородные древесные композиции, что и создает гармонию.

Вернуться к оглавлению

Выбор древесных растений

Выбор кустарниковых и древесных форм растений весьма широкий, в обязательном порядке должны быть использованы можжевельники и сосны, кипарисовики и ели, листопадные рододендроны и вечнозеленые азалии, восточные виды клена (зеленокорый, маньчжурский, ложнозибольда). В весенний период японский сад утопает в цвету различных видов абрикосов, слив и вишен — это так называемая «сакура», которая включает в себя несколько групп плодовых растений. Помимо названных деревьев, часто применяются мелкоплодные декоративные яблони с зонтиковидной или плакучей формой кроны, яблони с малиновыми и розовыми цветками и их краснолистные формы.

В японских парках деревья не растут свободно, а периодически подстригаются и формируются. Японский тип стрижки древесных и кустарниковых растений в корне отличается от западного. В классических регулярных садах Франции, Италии используются, как правило кубические, пирамидальные, шаровидные и прочие, несвойственные растениям в природных условиях геометрические формы.

В парках японского типа формовка растений происходит совершенно по иным принципам, имитирующим естественный ландшафт. рассматривает дерево как обычное растение, но произрастающее в других экологических условиях. В маленьких садах не могут произрастать деревья больших размеров. По этому принципу и заключается выбор растений. Пропорция такова: чем большую площадь занимает сад, тем меньшие по размеру растения в нем растут.

Не так много видов растений, пригодных для стрижки, произрастает в средней полосе России. Известно, что хорошо стригутся и при этом держат форму мелколистные кустарники. При формировании формы кустарников и кроны деревьев японского сада пользуются одним методом, который заключается в индуцированном искривлении стволов, ликвидации мелких и ослабленных ветвей. Участки кроны необходимо формировать так, чтобы зрительно растение выглядело сбалансированным. Способы и методика формовки такая же, что и при формировании бонсай. На формирование крон деревьев уйдет приблизительно 15-20 лет.

Вернуться к оглавлению

Как правильно подобрать растения для цветочного оформления?

Оформляется японский сад в цветочном плане довольно своеобразно. Это еще одно отличие от европейских садов, в которых цветочный декор выступает самостоятельным элементом оформления участка.

В традиционном японском саду цветы всегда выступают как дополнение к чему-либо, деталь, которая призвана усиливать впечатление. Сады, выдержанные в стиле природного пейзажа, относят к исторически-древнему типу; они, как правило, обладают большей площадью с преобладающим большинством кустарников и деревьев. Только в таком саду можно увидеть японский многолетник с крупными цветами.

Миниатюрные садики отличаются видовым богатством растений. В абстрактных и символичных садах камни выступают в роли фона, сочетаясь с почвопокровными растениями. В садах для чайных церемоний, в которых подчеркивается природная красота, колористический эффект достигают за счет растений, контрастно меняющих окраску листьев и плодов на протяжении сезона.

Дизайн японского сада позволяет высаживание таких травянистых растений: хосты, папоротники, роджерсия, ревень. Среди цветов отдаются предпочтения пионам и ирисам. Приветствуются в саду также растения лабазник, купальница, бузульник, василисник, хризантемы и клопогон. В форме лиан можно использовать ломоносы (лучше всего природные виды с более мелкими, но весьма изящными цветочками), амурский и девичий виноград, амурский кирказон.

Традиционное японское искусство цветочной аранжировки, появилось еще в XV веке. Тысячелетиями оно развивалось и совершенствовалась, за это время возникли новые направления и школы цветочной аранжировки.

Но главный принцип японского стиля составления композиций из цветов - естественность и близость к природе, - остается неизменным.

Японские флористы большое внимание уделяют линиям, которые придают цветочным композициям выразительность и изящество. Как правило, основой для композиции выбираются ветви деревьев и кустарников, самых обычных пород. Чтобы из тысячи веток выбрать одну, наиболее красиво изогнутую, надо иметь отменный художественный вкус и особое чутье. Для составления цветочных композиций японские флористы используют ветви без листьев, иногда с почками, чуть распустившимися.

В японских букетах могут использоваться ветви хвойных деревьев, если они имеют четкие графические линии.

Цветы для составления японских букетов подбирают в стадии бутонов. Цветы обычно используют с листьями.

Любой японский букет и цветочная композиция всегда отражают времена года и обязательно показывают цветы и растения в их развитии. Японские букеты цветов как бы говорят с человеком. Почки и бутоны цветов символизируют новую, возрождающуюся жизнь, говорят о будущем. Сухие листья и полураспустившиеся цветы в японском букете - это символ прошлого.

Для каждого времени года характерен свой стиль цветочных композиций.

Весной японские флористы составляют букеты, полные экспрессии, стебли и цветы активно развиваются, энергично поднимаются ввысь.

Летом принято составлять широкие и пышные букеты. Лето - расцвет года.

Трогательная осень вносит свои ноты в японские цветочные композиции. Осенью составляют более изысканные букеты цветов, тонкие и редкие.

Зимой , когда вся природа спит до будущей весны, в Японии принято составлять спокойные, застывшие, даже немного мрачноватые букеты.

В XX веке в Японии в искусстве составления букетов цветов произошли значительные изменения. Цветочные композиции стали более простыми и доступными для людей всех сословий. На японский стиль создания букетов и цветочных композиций большое влияние оказали западная, в частности европейская культура.
В современном японском букете гораздо чаще, чем раньше, используются листья и цветы. Для оформления цветочных композиций широко стали применяться низкие плоские сосуды.

Растения для японского сада не обязательно должны быть японского происхождения, тем более что подавляющее большинство из этих островных неженок просто не выживет в нашем климате.

Но многие наши растения отлично подходят для японского сада, и стиль последнего не вызовет никаких сомнений.

Скелет его, как, впрочем, и многих других садов, составляют деревья и кустарники. Среди них клены, мелколистные рододендроны и многочисленные формы хвойных находятся, несомненно, в первых рядах.

Основную же массу составят травянистые многолетники , многие из которых столь прочно ассоциируются с японским садом, что немыслимо и представить себе, что во вновь создаваемом японском саду не найдется места хотя бы для некоторых из них.

Ирис

Прежде всего, это, конечно, ирисы .

Для японского сада подходят все виды ирисов, но в первую очередь обычно речь идет о крупноцветковых видовых ирисах, например, ирис мечевидный, другое его название - ирис Кемпфера (Iris ensata, Iris kaempferi).

Они предпочитают влажную, чуть кисловатую почву, отлично удаются по берегам естественных и искусственных водоемов, причем сажать их смело можно так, чтобы корневище располагалось ниже уровня воды.

Астильба

Астильба - излюбленный цветовой акцент в японском саду.

Для японского садика подойдут астильба Тунберга (Astilbe thunbergii), астильба Арендса (Astilbe Х arendsii), астильба японская (Astilbe Х japonica), астильба гибридная (Astilbe Х hybrida) и другие.

Отлично развивается и цветет в полутени, не требует особенного ухода.

В настоящее время существует бесчисленное множество сортов, отличающихся по окраске цветков (от белого до темно-пурпурного), по высоте листьев и соцветия, отношению к освещенности, срокам и продолжительности цветения. Выбирайте на свой вкус.

Сныть

Всем известна сныть обыкновенная - растение из семейства зонтичных, явление самое обычное под пологом наших широколиственных лесов. Те, чьи сады располагаются на богатых нейтральных суглинистых почвах, хорошо знают, какой это злостный сорняк.

Сныть отлично мирится с довольно густой тенью. Но упомянули мы ее в связи с ее культурной формой с бело-окаймленными листьями - Aegopodium podagraria "Variegata".

Она занимает ту же экологическую нишу: предпочитает легкую полутень, не любит кислых почв, так же быстро распространяется, но, к счастью, не так агрессивно, как ее дикая родственница.

По своему облику она очень подходит для японского уголка и, действительно, довольно часто используется в настоящих японских садах.

Морозник

Морозник (например, морозник черный - Helleborus niger) - удивительное раннецветущее растение, незаслуженно редко встречающееся в наших садах.

Его белые, зеленоватые или красноватые «лепестки» держатся иногда несколько месяцев. У некоторых видов листья уходят зелеными под снег и сохраняются до весны; они равно красивы и в вешней росе, и в осеннем инее.

Лилейник

Всем известные (по крайней мере, внешне) лилейники , или красодневы, (Hemerocallis) могут быстро заполнить проблемные углы своими длинными радостно-зелеными ланцетными листьями.

Благодаря тонкой ажурной структуре эти восточно-азиатские пришельцы гармонично смотрятся в японских садах даже в небольшом количестве, но особенно хороши в массе.

Среди многочисленных гибридов (Hemerocallis Х hybrida) разнообразие оттенков их эфемерных цветков огромно, от бледно-желтого до винно-красного, но мы рекомендуем использовать видовые лилейники, в первую очередь - довольно крупный лилейник буро-желтый (Hemerocallis fulva) и изящный лилейник малый (Hemerocallis minor) с душистыми цветками.

Нельзя не упомянуть хосту , или функию (Hosta). При умелом использовании хосты, как никакие другие растения, способны придать восточный привкус вашему саду. Недаром многие виды хост родом из Японии и Китая.

Они неприхотливы, удивительно разнообразны по величине и окраске листьев и долго сохраняют декоративность. Пожалуй, единственный их недостаток - долгое время «набора декоративности» весной: листья разворачиваются как будто неохотно, и растение приобретает законченный вид только к середине июня. Чувствуется, что родом они из более мягкого климата.

Пион

Травянистые пионы, к которым мы привыкли (с огромными махровыми цветками), выглядят слишком «кричаще» в японском саду. Лучше подбирать дикорастущие виды пионов, например пион тонколистный (Paeonia tenuifolia), пион Делавея (Paeonia delavayi), пион Вейча (Paeonia veitchii), и другие пионы с простыми цветками, относящиеся к группе так называемых имперских, или японских, пионов с изысканными в своей простоте цветками.

Особого внимания заслуживают (Paeonia suffruticosa) тем более что они родом из Японии.

Мы упомянули лишь некоторые яркие растения, с помощью которых можно легко и быстро достигнуть нужного эффекта. Но вовсе не обязательно следовать точь-в-точь нашим рекомендациям.

Проникнувшись идеей японского сада, вы непременно почувствуете, какие именно растения будут наиболее подходящими в условиях вашей «миниатюрной Японии».

Разумеется, только собственный вкус и художественное чутье (и некоторое упорство) приведут к результату, которым можно гордиться.

В конце концов, никогда не стоит забывать о нашей общей цели - делать жизнь красивее - и об удовольствии, которое мы получаем от игр с нашими садами.

Ревень можно встретить не на каждом садовом участке. А жаль. Это растение - кладезь витаминов и может быть широко использовано в кулинарии. Чего только не готовят из ревеня: супы и щи, салаты, вкуснейшее варенье, квас, компоты и соки, цукаты и мармелад, и даже вино. Но и это не все! Крупная зеленая или красная розетка листьев растения, напоминающая лопух, выступает красивым фоном для однолетников. Не удивительно, что ревень можно увидеть и на клумбах.

3 вкусных сэндвича - сэндвич с огурцом, сэндвич с курицей, сэндвич с капустой и мясом - отличная идея для быстрого перекуса или для пикника на природе. Только свежие овощи, сочная курочка и сливочный сыр и немного приправ. В этих сэндвичах нет лука, по желанию можно добавить маринованный в бальзамическом уксусе лучок в любой из бутербродов, это вкус не испортит. Быстро приготовив закуски, останется собрать корзинку для пикника и отправиться на ближайшую зелёную лужайку.

В зависимости от сортовой группы, возраст рассады, пригодной для высадки в открытый грунт, составляет: для ранних томатов - 45-50 дней, средних сроков созревания - 55-60 и поздних сроков - не менее 70 дней. При высадке рассады томатов в более молодом возрасте значительно удлиняется срок ее адаптации к новым условиям. Но успех в получении качественного урожая томатов зависит еще и от тщательного выполнения основных правил высадки рассады в открытый грунт.

Неприхотливые растения «второго плана» сансевиерии не кажутся скучными тем, кто ценит минимализм. Они лучше других комнатных декоративно-лиственных звезд подходят для коллекций, требующих минимального ухода. Стабильная декоративность и крайняя выносливость только у одного вида сансевиерии сочетаются еще и с компактностью и очень быстрым разрастанием - розеточных сансевиерий Хана. Приземистые розетки их жестких листьев создают поразительные группы и узоры.

Один из самых ярких месяцев садового календаря приятно удивляет сбалансированностью распределения благоприятных и неудачных для работы с растениями дней по лунному календарю. Огородом и садом в июне можно заниматься на протяжении всего месяца, при этом неблагоприятные периоды очень короткие и все равно позволяют заниматься полезными работами. Найдутся свои оптимальные дни и для посевов с посадками, и для обрезки, и для водоема, и даже для строительных работ.

Мясо с грибами на сковороде - недорогое горячее блюдо, которое подойдёт для обычного обеда и для праздничного меню. Свинина приготовится быстро, телятина и курица - тоже, поэтому такое мясо предпочтительно для рецепта. Грибы - свежие шампиньоны, на мой взгляд, самый удачный выбор для домашнего рагу. Лесное золото - боровики, маслята и прочие вкусности лучше заготавливать на зиму. В качестве гарнира идеально подойдет варёный рис или картофельное пюре.

Люблю я декоративные кустарники, особенно неприхотливые и с интересной, нетривиальной окраской листвы. Есть у меня разные спиреи японские, барбарисы Тунберга, бузина чёрная... И есть один особенный кустарник, о котором расскажу в этой статье - пузыреплодник калинолистный. Для осуществления моей мечты о саде, не требующем большого ухода, он, пожалуй, подходит идеально. При этом способен и очень разнообразить картинку в саду, причём - с весны и до осени.

Июнь не случайно остается одним из любимых месяцев огородников. Первый урожай, новые посевы на освободившиеся места, быстрый рост растений - все это не может не радовать. Но и главные враги садоводов и обитателей грядок – вредители и сорные травы - также в этом месяце используют любую возможность для своего распространения. Работы по посевам в этом месяце идут на убыль, а посадка рассады достигает своего пика. Лунный календарь в июне для овощей сбалансирован.

Многие владельцы дач, обустраивая территорию, задумываются о создании газона. Воображение рисует, как правило, волшебные картинки – ровный ковёр из зелёной травы, гамак, шезлонг, мангал и прекрасные деревья и кустарники по периметру… Но, столкнувшись с разбивкой газона на практике, многие с удивлением узнают, что красивый ровный газон сотворить не так просто. И, казалось бы, все сделано правильно, но тут и там возникают непонятные кочки или прорастают сорняки.

Июньский график садовых работ способен любого удивить своей насыщенностью. В июне внимания требуют даже газоны и водоемы. Одни декоративные растения уже завершили цветение и нуждаются в обрезке, другие – только готовятся к предстоящему шоу. И жертвовать декоративным садом для того, что получше заботиться о поспевающем урожае – идея не из лучших. В лунном календаре июня найдется время для того, чтобы посадить новые многолетники и горшечные композиции.

Холодный террин из свиной ноги - мясная закуска из разряда бюджетных рецептов, ведь свиные ножки - одна из самых дешевых частей туши. Несмотря на скромность ингредиентов, внешний вид блюда и его вкус на высшем уровне! В переводе с французского это «блюдо из дичи» нечто среднее между паштетом и запеканкой. Поскольку во времена технического прогресса охотников за дичью стало меньше, террин готовят чаще из мяса домашнего скота, рыбы, овощей, а также делают холодные террины.

В симпатичных горшочках или модных флорариумах, на стенах, столиках и подоконниках - суккуленты способны выдержать недели без полива. Они не меняют своего характера и не воспринимают условия, комфортные большинству капризных комнатных растений. А их разнообразие позволит каждому найти своего любимца. Похожие то на камни, то на причудливые цветки, то на экстравагантные палочки или кружева, модные суккуленты давно не ограничиваются только кактусами и толстянками.

Трайфл с клубникой - лёгкий десерт, распространенный в Англии, США и Шотландии. Думаю, такое блюдо готовят повсеместно, только называют по-разному. Трайфл состоит из 3-х – 4-х слоёв: свежие фрукты или фруктовое желе, бисквитное печенье или бисквит, взбитые сливки. Обычно готовят заварной крем для прослойки, однако для лёгкого десерта предпочитают обходиться без него, достаточно взбитых сливок. Этот десерт готовят в глубокой прозрачной салатнице, чтобы были видны слои.

Сорняки - это плохо. Они мешают расти культурным растениям. Некоторые дикорастущие травы и кустарники - ядовиты или могут вызывать аллергию. В то же время многие сорняки способны приносить огромную пользу. Их используют и как лекарственные травы, и как отличную мульчу или компонент зелёного удобрения, и как средство, отпугивающее вредных насекомых и грызунов. Но чтобы правильно бороться или использовать на благо то или иное растение, его нужно опознать.

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года – в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью.

В японских садах используют много вечнозеленых растений; такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре (обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу со стороны» как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня. Обычно говоря о японском саде, мы сразу представляем себе камни и воду . Похоже людям действительно нравится использовать эти элементы в садовом дизайне.

Существует великое множество растений , присущих не только природе Азии, но и умеренной зоне климата, которые могут быть использованы в японских садах. Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада.

Например, Вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан. Другим важным условием являемся баланс, или « суми ». Нам всегда хочется иметь большего на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли? Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна.

Камень может олицетворять собой целую гору, прудик предстанет горным озером. Крошечное пространство, засыпанное песком, станет безграничным океаном. Без всякого сомнения, фраза « Меньше – значит лучше » впервые прозвучала из уст мастера садового искусства. Откажитесь от разнообразия. Повторение отдельных элементов в различных частях сада создает чувство целостности, что особенно важно для малых пространств.

Работайте с ограниченной палитрой цвета

Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года.

Используйте контраст

Это опять же игра форм и текстур: широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны.

Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов; многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник , привлекательны в течение всего сезона формой своей листвой. Если Вы решите использовать такие травянистые растения, как хосту или папоротник , размещайте их в расщелины камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.

Изучите базовые технологии выращивания бонсай . Их можно применять при выращивании сосны или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.

Время и пространство

Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта « пустота » – ключевой элемент японского садового искусства.

Пустое пространство , или « ма », определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими словами « инь » и « ян ». Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.

Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия « ваби » и « саби ». Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. «Ваби» может быть определено как что-то « единственное в своем роде », или дух чего-либо. «Саби» определяет время или идеальный образ чего-либо; наиболее близко по-русски это звучит как « налет времени ». Бетонный фонарик может быть своего рода единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет «ваби». Вы должны постараться ощутить этот баланс.

Все эти понятия – «ма», «ваби» и «саби» – взаимосвязаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров (которые покидают сад осенью с тем, чтобы вернуться в него весной) японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года.

Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же «садовый» период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету.

Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни. Возможно это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни (или западный страх перед смертью?), которые разделяют западную и восточную философию.

Камерность японских садов

Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре. Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод (в том числе и в наших мыслях), чтобы входить и покидать наш микромир. Японский сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без кленов и фонариков.

Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом, изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с миром внешним.

Ограды – это также и инструмент для усиления еще одного принципа « миегакуре », или «скрывать и воспроизводить». Существующие виды оград служат не более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены, что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой.

И даже если Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед Вами откроется не весь сад, а лишь еще одни ворота-арка , иногда пристроенные непосредственно к дому, которые скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии сада, это когда человек «растворяется» в нем, когда время и сам по себе человек больше не имеют значения.

Компоненты японского сада

Камни в японском саду

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, – наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Камни составляют «скелет» японского сада. Если Вы правильно разместите камни в Вашем саду, все остальное выстроится само собой. Ниже мы приведем Вам описание нескольких видов основных камней в японском саду, а также базовые принципы их размещения.

Основными камнями в японском саду являются высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни . Обычно эти камни размещаются триадами, но это не является обязательным условием. Два схожих камня (например, два вертикальных), один из которых чуть меньше другого, могут размещаться по соседству, как мужчина и женщина, но обычно в композиции используют три, пять или семь камней.

Следует избегать использовать следующие три вида камней: «больные» камни (деформированный верх), «мертвые» камни (камни, вертикально сориентированные в природе, положенные горизонтально, и наоборот, подобно телу умершего человека), а также камни, диссонирующие со всеми остальными камнями сада. В композиции используйте только один камень из каждой группы основных камней (композиция может дополняться некрупными камнями, которые не несут большой смысловой нагрузки). Из камней может быть выложена скульптура, они могут быть использованы в качестве дорожки или мостика.

Применение камней в японском саду весьма обширно :

построение из них интересных композиций;

оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок;

создание из гравия символических водных ландшафтов;

использование каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций.

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно.
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм.

Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.

Некоторые основные правила работы с камнями :

Если вы создаёте композиции из групп камней , то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).

Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.

Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.

При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»). Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.

Для баланса энергии Инь-Ян , расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги. Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное – соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.

Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега.

Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.

Дорожки из камня

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.

Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке.

Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы .

Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада.

Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.

От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада.

Мост в японском саду – это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые , с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста.

Но опять-таки, должна быть мера во всём – представьте себе большой мост на площади маленького сада…

А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём.

В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод .

Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений . Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений – камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной.

А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни.

Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах.

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.

Правильно созданный японский сад вызывает ощущение старины и вечности. Ничто не сможет так «состарить» камень, как выросший на нем мох . Во влажном климате мох сам поселится на камнях со временем. Но если Вы нетерпеливы, можно ускорить этот процесс, бережно перенеся мох из леса. Необходимо постоянно увлажнять вновь пересаженный мох, пока он полностью не приживется на Ваших камнях.

Вода в японском саду

Япония – островное государство, поэтому совершенно не удивительно, что вода является обязательным элементом любого сада. Вода в японских садах используется лишь в форме естественных водоемов. Это может пруд, бегущий ручей или водопад , но никак не фонтан. Вода привнесет новое измерение в Ваш сад, мягко поглощая нежелательные звуки и привлекая живую природу.

Если создание водоемов нецелесообразно по каким-либо причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гравия и гладких камней. С точки зрения дизайна, такой ручей несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и вода – не только создать контраст по соседству с растущими по берегам растениями, но подчинить ландшафт единому лейтмотиву, позволяя использовать растения, которые в природных условиях растут возле воды. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни.

Больше забот чем сухой ручей Вам доставит созданное из гравия море. Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует маленькие водовороты и завихрения воды вокруг камней.

Использование воды имеет очень глубокий смысл в японских садах. Созерцание и звук ее непрерывного потока напоминают нам о скоротечности времени. Часто водоемы пересекаются мостами . Как и тропинки, мосты обозначают путешествие. В японском языке слово, означающее «мост», значит еще и «край». Мосты символизируют переход от одного мира к другому – неотъемлемая тема всего японского искусства.

Растения японского сада

Хотя растения играют второстепенную после камней роль в японском саду, они все же является его неотъемлемой частью. Если камни символизируют собой неизменность и постоянство, то деревья, кустарники и цветы помогают увидеть сезонные перемены.

В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта , обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной «обертки», украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного - в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!

Нет и необходимости сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям. Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для нашего региона породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой - сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное - найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников.

Из деревьев японцами ценятся плакучие формы , имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук .

Растений, которые можно применять для создания японского сада в условиях умеренного климата, большое множество, вот некоторые, как считается, наиболее популярные из них:

Декоративные деревья :

Вишня обыкновенная

Многие всенепременно желают иметь в саду сакуру, дабы совершать весенний обряд любования японскими вишнями. Конечно, сакуры растут не только в субтропиках, но в наших краях и все же бывает не комфортно. Так что, жителям нашего региона лучше вспомнить о своих родных вишнях. Особенно близка к южным сакурам Вишня обыкновенная ф. Ракса .

Клен дланевидный

Почти все виды клена представляют интерес как очень декоративные растения. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов - издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы. В целях озеленения начали применяться с первых шагов развития садоводства. Используются в одиночных и групповых посадках, невысокие формы высаживают в кадках. Хорошо сочетается с темными хвойными породами.

Сосна обыкновенная

Приоритет в японском саду, без сомнения, принадлежит сосне. Она - символ долговечности, мужества, силы воли. Выбор сосен для посадки в японском саду зависит от его величины. Площади садов в Японии очень малы, поэтому издавна принято формировать деревья, ослабляя их рост и придавая кроне выразительную форму. В современных японских садах иногда используют сосну горную без формировки, сохраняя природный полегающий облик. Сосны составляют структурную основу сада, служат его скелетными растениями.

Декоративные формуемые кустарники

Барбарис Тунберга

Красивейший из листопадных барбарисов, с желтоватыми, ярко-красными или пурпурово-красными, позже пурпурово-коричневыми побегами. Барбарисы используют в солитерных и групповых посадках, в альпинариях, в качестве почвопокровного растения. Разнообразие сортов дает просто неограниченный простор фантазии садовника.

Боярышник

Боярышник незаменим в декоративном садоводстве. Весной он красив во время цветения своими щитковидными соцветиями, состоящими из многочисленных цветков, летом при созревании плодов, имеющих разнообразную окраску - оранжевую, желтую, красную, бордовую, черную, и осенью, когда его листва становится желтой, ярко-красной, оранжевой или сохраняет зеленый цвет. Обычно боярышник высаживают отдельно стоящими деревьями или группами. Многие виды эффектны в штамбовой форме.

Кизильник

Главная привлекательность кизильников - в сочетании сильного ветвления, оригинальной листвы и разнообразных форм роста. Мелкие цветки белого или розового цвета мало декоративны, зато ценится густая крона из темно-зеленых блестящих листьев, краснеющих осенью. Эти кустарники легко формируются, долго сохраняют приданную им форму. К тому же в конце лета их декоративность усиливается благодаря обилию ярко-красных или черных плодов, долго висящих на ветках.

Красивоцветущие многолетники

Пион древовидный

Выдающийся по красоте кустарник, достигающий высоты 1,5-2 м, с крупными ярко-зелеными листьями. На одном кусте может быть от 30 до 70 цветков. Диаметр каждого от 20 до 25 см. Окраска лепестков белая, розовая, малиновая, сиреневая с темно-малиновым пятном в основании. Хорошо заметны крупные многочисленные тычинки с ярко-желтыми пыльниками. Есть формы с махровыми и полумахровыми цветками. Растение декоративно и после цветения из-за необычной формы листьев и плодов.

Рододендрон

Рододендрон - декоративное древесное растение, яркий и рано цветущих кустарник, который по изяществу, богатству окрасок цветов и пышности цветения может соперничать с розами. Рододендроны смотрятся очень эффектно во время цветения. В одном пышном соцветии может быть до 15-25 цветков. Во время цветения ветка растения выглядит как букет. Красоту цветков оттеняют глянцевых кожистые листья.

Хризантема

У культуры декоративных садовых хризантем - тысячелетняя история. В Японии они считаются национальным цветком. Хризантему традиционно изображают на монетах и государственной эмблеме Японии, а одна из высших наград страны - орден Хризантемы. Праздник хризантем в стране Солнца - это особый ритуал: исполняя его, надо любоваться каждым оттенком соцветий, при этом необходимо глубоко раздумывать о пройденном пути и смысле жизни.

Злаки, бамбуки, папоротники

Адиантум стоповидный

Один из самых красивых папоротников, хорошо растущих в условиях Средней России. Это необыкновенно изящное ажурное растение из широколиственных лесов Северной Америки и Восточной Азии, до 60 см высотой с плоскими, веерообразными листьями на тонких, блестящих, черных черешках. По красоте не уступает тропическим представителям рода. Хорошо смотрится как одиночно, так и в групповой посадке. Адиантум настолько красив, что сажать его нужно на виду.

Мискантус

Один из самых популярных в садоводстве декоративных злаков. Ни один вид не может конкурировать с ним по красоте растений, разнообразию сортов и форм и способам применения в садовом дизайне. Практически все мискантусы имеют длительный период декоративности - с весны до поздней зимы. Осенью их листва окрашивается в различные оттенки желтого, коричневого, бордового цветов. Необыкновенно красивые соцветия мискантуса используют при создании сухих флористических композиций.

Саза

Один из самых холодостойких бамбуков, единственный род бамбуков, произрастающий в диком виде в России. Естественно бамбуки предпочтительнее высаживать в садах, созданных в восточном стиле, на фоне декоративных бассейнов и ручьев. Высокие бамбуки можно использовать как характерную деталь японских садов. Негниющие, прочные и красивые бамбуковые палки - замечательный поделочный материал для оформления японского сада. Обязательное растение для композиций, имитирующих в российских условиях японские сады.

Главный сад

Главный сад – это сад для приятного времяпровождения всех членов семьи. Его желательно располагать поближе к жилым комнатам, но он может устраиваться и в связи с чайной комнатой , гостиной или образовывать главную часть большого сада в качестве зоны отдыха. Это сад, являющийся центром домашней жизни , поэтому он требует наиболее широкого пространства и хорошей солнечной освещённости. В главный сад часто выходит терраса или веранда, но надо иметь в виду, что если сам главный сад не слишком велик, то за счёт террасы он будет казаться ещё меньше. При стеснённой площади на участке разбивается только главный сад. Порой он становится универсальным, включая в себя и элементы других садов.

Участок сада перед гостиной, используемый для приёма гостей, может быть выделен в отдельную функциональную единицу, но чаще он входит в состав главного сада, придавая ему более деловой характер. Туда можно вынести стол и стулья и принимать гостей вне дома.

Тип главного сада является важным моментом формирования жилой территории в целом. Сад оказывает влияние и на дом как таковой. В зависимости от его типа сад может выглядеть лучше или хуже.
Этапы планировки японского сада мало отличаются от европейского.

Передний сад

Передним садом называется зона от ворот до входа в дом , включающая в себя дорожку и растения по обе её стороны. Это самое оживлённое место, так как по нему проходят все приходящие в дом и уходящие из него, и на его оформление следует обращать особое внимание. Именно по стилю, характеру, настроению переднего сада, новый гость составляет себе представление об участке, доме и о хозяевах. В некотором смысле он подобен родзи на пути к чайному павильону , поэтому лучше, если проход от ворот до прихожей будет не слишком коротким. Иногда с этой целью его делают несколько изогнутым, декорируя растениями, что способствует также созданию иллюзии большего пространства.

Основным требованием к дорожке является удобство ходьбы по ней. Особенно внимательно за этим надо следить при использовании естественных камней, поверхность которых редко бывает совершенно ровной. Если дорожка укладывается из тобииси , желательно, промежутки между камнями не должны быть слишком большими. Важно согласование с шириной шага не только этих промежутков, но и расстояний между центрами камней . В случае применения обтёсанных камней или бетонных плит предпочтительнее делать их длиной в два шага. Если перед входом в дом есть мощёная площадка, то обычно её делают из того же материала, что и дорожку, но при этом, пожалуй, лучше избегать тёмных камней и материала, на котором легко заметна грязь.

Сад за дверьми – это примерно то, что в европейских странах называется зимним садом или озеленением интерьера. Он располагается внутри помещения, обычно помещения общего пользования типа гостиной, столовой, прихожей, и всё активнее входит в быт японцев, поскольку по причине растущей урбанизации другой возможности внести природу в городской дом просто нет. Часто при создании сада за дверьми ограничиваются красивой расстановкой растений в контейнерах.

Уход за японским садом

При выборе типа сада не надо забывать о последующем его обслуживании . Любителям больших деревьев следует помнить, что со временем они могут стать слишком большими, создавая загущения и нарушая первоначальную композицию. Если эти деревья вечнозелёные, они будут давать слишком много тени, и сад может стать мрачным и угрюмым. Если же деревья листопадные, то осенью под ними скапливается очень много листвы, создающей трудности при уборке, особенно, если рядом имеются поверхности, покрытые гравием или водоёмы.

Сначала правильно разместите камни, потом деревья, затем кусты.

Следуйте основным принципам создания японского сада. Это поможет Вам воссоздать его атмосферу и передать настроение.

Если сад создан в Японии – это японский сад. Все, что мы может сделать у нас, – это создать сад в японском стиле .