Особенности рисования по сырой штукатурке водяными красками. Фактурная роспись своими руками. Роспись по сырой штукатурке: опыт современного применения традиционных художественных техник Роспись по штукатурке

Главное назначение штукатурки – это защита основного материала стен от активного воздействия агрессивных факторов окружающей среды. К таким факторам в первую очередь относится влага, ультрафиолетовое излучение и перепады температуры. С этой задачей успешно справляется всем известная штукатурная масса, состоящая из песка, извести и цемента. Однако, кроме защитной функции, никакой другой такой вид штукатурки не несет и требует последующего декорирования поверхности стен. Наиболее распространенным настенным декором являются обои. Из других видов облицовки стен можно еще выделить керамическую плитку, деревянную вагонку, различные декоративные панели.

Пример 1. При помощи специального валика с рисунком можно делать рельефные узоры на штукатурке.

Есть еще один вид отделки стен, который одновременно выполняет и защитные, и декоративные функции, – это художественная штукатурка. Бытует мнение, что художественная штукатурка стен своими руками невыполнима из-за сложности работ. Прежде чем делать такие выводы, необходимо разобраться в том, что подразумевается под этим понятием.

Виды художественной штукатурки

Под определением «художественная штукатурка» нужно рассматривать различные виды штукатурного покрытия:

  • декоративные;
  • фактурные;
  • покрытие с применением художественной росписи.

Техника исполнения у них слегка различается, но все они имеют общие эксплуатационные характеристики, которые относятся к их защитным свойствам:

  • такой вид покрытия обладает свойством отталкивать влагу, не впитывая ее своей поверхностью из окружающей среды; легко поддается чистке при помощи воды, моющего средства и поролоновой губки или обыкновенной тряпки;
  • под действием прямых солнечных лучей не меняется окраска и цветовая гамма, внешний вид на длительное время сохраняет свое первоначальное состояние;
  • может быть применена как для внутренней отделки стен, так и для покрытия фасадов зданий благодаря высоким показателям морозоустойчивости;
  • обладает многообразием фактурных покрытий как по структуре, так и по художественному оформлению;
  • декоративную штукатурку отличает прочность сцепления практически с любыми материалами, из которых изготавливаются или покрываются стены – бетоном, гипсокартоном, кирпичами, первичной штукатуркой на основе извести или цемента и другими;
  • состоит из экологически чистых компонентов без вредных примесей;
  • при воздействии открытого огня не возгорается и не выделяет ядовитого дыма.

Декоративная штукатурка

Условно декоративная штукатурка по конечному результату может подразделяться на следующие виды:

Пример 2. Небольшие неровности стены скрывает фактурная штукатурка.

  • гладкая поверхность с использованием цветных добавок, которые образуют хаотические разводы по декорируемой поверхности;
  • после нанесения на стены имеет фактурный внешний вид под изображение различных облицовочных материалов;
  • фактура поверхности имеет произвольный рельеф;
  • структурная разбивка поверхности на вкрапление фрагментов из различных декорирующих материалов;
  • флоки.

Используя в качестве конечной отделки стен декоративную штукатурку, можно получить следующие визуальные изображения:

  • покрытия из натурального камня;
  • отделки стен под старину;
  • античный стиль покрытия стен;
  • однотонного матового или глянцевого покрытия;
  • капель дождя, стекающих по оконному стеклу;
  • скальной породы.

Это довольно краткий перечень тех зрительных эффектов, которые возможно воспроизвести, используя декоративную штукатурку.

При данном виде отделки на поверхности образуется рельефный рисунок. Выступы могут по высоте достигать до 2 мм. Узор рельефа может быть различным и формируется методом многократного нанесения слоев.

Ввиду того, что после нанесения слоя дается время на его высыхание, данный вид отделочных работ довольно продолжителен по времени, но конечный результат оправдывает эти трудозатраты.

Венецианская штукатурка

Художественный вид декорирования стен с визуальным эффектом изображения шлифованного мрамора.

Поверхность штукатурки у венецианки может быть как глянцевая, так и матовая.

В качестве добавок могут использоваться перламутровые, золотые или серебряные имитаторы. Не исключается наличие небольшого рельефа для придания изображению натурального камня прозрачности и глубины – тех зрительных иллюзий, которые отличают этот вид настенного декора.

Настенные флоки

Достаточно оригинальный вид настенного покрытия. На стену наносится специальная клеящая масса, поверх которой еще до ее застывания набрызгиваются разноцветные частички неправильной формы, после чего наносится защитный слой лака.

Стили художественной штукатурки

Подготовительные работы и пример нанесения фактурного декора

Перед тем , необходимо тщательно подготовить рабочую поверхность стен.

Стена очищается от всех старых покрытий – краски или штукатурки. Производится грунтовка, при этом она должна иметь характеристику глубокого проникновения. Высыхание грунтовки должно быть естественным, без применения строительных фенов и обогревательных приборов.

Перепады поверхности более 3 мм подлежат устранению путем заделки штукатуркой.

Для нанесения фактурной штукатурки необходимо собрать следующий набор инструментов:

  • шпатели с различной шириной рабочей поверхности, от 400 мм до 10 мм;
  • терка;
  • гладилка;
  • шпатель для работы в углах;
  • строительный уровень;
  • отвес;
  • дрель;
  • насадка-миксер для дрели.

На данном этапе при помощи гладилки наносится базовый слой штукатурки. При этом должна быть учтена фактура будущего рисунка по высоте. На практике начальный слой наносится толщиной в 1-1,5 мм.

Полезный совет: перед тем как наносить рельеф на поверхность штукатурки, лучше опробовать технику на куске гипсокартона или небольшом участке стены.

Все растворы, которые применяются в декоративной отделке стен, имеют длительный срок схватывания, что позволяет выполнять формирование рельефа без спешки.

Один из простейших зрительных эффектов, который под силу воспроизвести любому начинающему штукатуру, – эффект скалы. Для данного декоративного оформления стены не требуется специальный состав, работы производятся с применением любой шпаклевки для финишной отделки на основе гипса или цемента. Главное требование к базовой шпаклевке – твердость и прочность после впитывания и высыхания.

В случае применения декоративной штукатурки в таких помещениях, как кухня, ванная или туалет, а также в других комнатах с нестабильным уровнем влажности и температурного режима базовый слой должен иметь в качестве основы цемент.

Шпаклевка наносится на стену слоем в 2-3 мм. Нанесение рисунка осуществляется при помощи гладилки. Для этого гладилка промывается от раствора и плотно прижимается к зашпаклеванной поверхности стены.

После этого нижний край гладилки приподнимается и делается движение вниз. Движение отрыва инструмента от шпаклевочного слоя должно быть плавным, без срыва раствора. После каждого обработанного участка гладилка должна промываться.

Освоив данную технику нанесения текстуры на поверхность штукатурки, уже можно переходить на более сложные визуальные эффекты, связанные с созданием рельефного изображения и структурных вставок.

Главным правилом при нанесении художественной штукатурки должно являться соблюдение времени полного высыхания каждого нанесенного слоя.

Всепоглощающая страсть человечества к передаче собственных эмоций с помощью живописи прослеживается с первых наскальных рисунков, лаковых миниатюр и монументальных работ стеновой росписи. Заветной мечтой творческих натур является создание картины, а вернее фрески, выполненной в технике росписи по сырой штукатурке. Не спорим, творческий процесс росписи увлекательный, требующий определенных навыков и знаний, о которых мы поведаем.

Роспись по штукатурке

Бурное развитие цифровой технологии печати в содружестве с химической промышленностью упростила нанесение рисунков (печати) на любую поверхность. Не скроем, что данный способ оформления и декорирования, как и трафаретный, стал доступен для широкого потребления.

Копии живописных полотен, аккуратно наклеенных на стены, завораживают сюжетами и яркими красками, но что-то не хватает в этих штампованных рисунках. Совсем иное впечатление производит рисованная живопись по штукатурке.

Живопись (роспись) водяными красками, называемая фреской, известна со времен эпохи Возрождения.

Мастера украшали фресками дворцы и храмы, посвящая этому свою жизнь.

Живописные рукотворные фрески и картины великих Мастеров сохраняют прозрачность красок, яркость изображения и воздушность фактуры.

Искусство росписи требует от художника твердой уверенной руки, зоркого глаза и душевной чуткости.

В противном случае, не будут переливаться самоцветами краски, линии утратят свое изящество, а композиция желаемую ритмичность и гармонию. Роспись по сырой штукатурке в современном интерьере можно уверенно считать находкой декорирования. Стильность и оригинальность живописного рисунка способна украсить стены, потолок и даже двери квартир и домов.

Современная ручная стенная роспись по сырой штукатурке является трудоемким процессов и профессионально нанесенная высоко ценится.

Полезные советы

Существует два вида живописи: сухой способ нанесения краски и роспись по сырой штукатурке. Настенную живопись «по сухому» называют Альсекко, а роспись по сырой штукатурке Альфреско. Для сухого способа росписи используют краски, замешанные на воде, клеевой основе и желтках сырых яиц. Такая роспись более стойка к загрязнению и сырости, поэтому ее используют для росписи наружной стороны. В составе краски по сырой штукатурке: известь, песок, яичные белок и желток, растительные масла, натуральные краски, кирпичная крошка, лен и пенька.

Роспись по сырой штукатурке своими руками, поэтапная технология

Технология живописи по сырой штукатурке поддерживает естественные свойства извести в процессе высыхания переходить из жидкого состояния в коллоидно-кристаллическое вещество. В чем заключается сущность росписи? Известь, являясь основой штукатурного фона, в процессе реакции гасится водой, одновременно впитывая в созданный слой нанесенную краску.

Поэтому, увлажнение стены при росписи обязательно.

как сделать роспись собственноручно

Технологический цикл живописи состоит из этапов:

Специфичная подготовка поверхности

Нанесение слоев штукатурки с обязательным высыханием предыдущего слоя

Подготовка рисунка для живописи и нанесение его на поверхность

Технология росписи по сырой штукатурке многослойная. Количество накладываемых слоев составляет от 4 до 7. Подготовке стен к последующей росписи уделяют особе внимание.

выбор расположения рисунка

Будущий рисунок предпочтительнее расположить на свободной стене. Не помешает предварительно сделать эскиз размещения с уточненными размерами рисунка относительно высоты стены. Расположение рисунка возможно в нише и в простенках рядом с дверью или окном. Приветствуется естественное освещение будущей фрески.

подготовка стен к росписи

Скажем откровенно, подготовленная к росписи стена должна иметь неприглядный вид: неглубокие щели, выбоины с рваными краями и пазы. Все это необходимо для хорошего сцепления наносимых слоев с основанием. Стену портят с использование насадок перфоратора и молотка.

нанесение штукатурных слоев

Раствор штукатурки под роспись готовят с использованием кирпичной крошки и извести. Для приготовления штукатурки добавляют известь и гасят большим количеством воды до прекращения реакции.

Состав штукатурки:

базового слоя — 1 часть известь, 3 части наполнителя,

лицевого слоя — 1 часть извести, 2,2 части наполнителя.

Первый слой наносят толщиной от 2 до 4 см без затирки, оставляя грубые неровности на поверхности. Первые слои являются грунтовочными, поэтому их толщина более высокая. Сушка грунтовочного слоя составляет от 12 суток. Наносимые последующие слои более тонкие.

После окончательного высыхания всех слоев, последний лицевой слой увлажняют и начинают выполнять роспись.

Полезные советы

Грунтовочный слой для лучшего сцепления со стеной необходимо уплотнить. Для этого можно использовать плотные плоские предметы, которыми слегка простукивают нанесенный слой в процессе высыхания. Затем перед созданием следующего слоя наносят неглубокие вертикальные и горизонтальные линии. Последний слой должен иметь толщину от 1 до 3 мм и содержать просеянный кварцевый песок.

подготовка рисунка для живописи

Постепенно, усложняя рисунок, можно переходить к «букету в разброску» и картинам с перспективой.

Выбранный рисунок наносят на стену методом припорашивания.

Подготовленный рисунок на бумаге разрезают на отдельные фрагменты, одинаковые по размеру и рассчитанные на одиночный сеанс живописи. Контур эскиза переносят на свеженанесенную штукатурку с использованием иглы методом выдавливания или прокалывания.

Создать контур рисунка на стене можно с использованием диапроектора или эпидиаскопа.

Полезные советы, как сделать копию картины, показано в видео.

нанесение краски

Перед началом нанесения краски на рисунке, расположенном на стене, определяют осевую линию (линию равновесия). Первый маховый мазок при кистевом письме на плоскости начинают с крупных элементов и цветов. Затем постепенно переходят к меньшим элементам рисунка.

Своеобразие техники нанесения краски по сырой штукатурке заключается в первоначальном нанесении светлой краски, затем краски средник оттенков и самых темных. По мере нанесения светлого тона к более темному тону, краска впитывается в свежий штукатурный слой и немного блекнет. Поэтому после первого нанесения краски необходимо пройтись по рисунку и прокрасить темными красками, затем средними тонами и по окончании росписи светлыми.

Следующим этапом нанесения краски является световая моделировка: тоновая и теневая. Техника моделировки заключается в раскрытии фона рисунка или орнамента, создании падающих теней и подложки. Прокладка основных тонов создает плотность рисунка. Следующим этапом является процесс подмалевки и лессировки.

На этапе подмалевки подкрашивают и акцентируют динамику рисунка посредством светлого лессирующего слоя. В заключение процесса росписи фрагмента «по сырому» делают бликовку и прорисовку (чертежку).

Переход от каждого участка росписи к краю незаполненного фрагмента аккуратно срезают ножом и разглаживают до исчезновения шва. На новом фрагменте роспись повторяют идентично предыдущему.

Полезные советы

Известно, что для создания фрески и росписи всегда востребованы опытные мастера и специалисты.

Дороговизна краски и не менее дорогих крупных колонковых кистей для рисования должна заставить задуматься, а стоит ли игра свеч и в состоянии ли вы воспроизвести правильно рисунок. Не скроем, что живопись и роспись интерьера доступна состоятельным людям.

Живопись и роспись по штукатурке имеет итальянские корни и называется фресками. Но в действительности фреска предполагает нанесение краски только на влажную, еще не высохшую штукатурку. А техника, когда расписывают сухую штукатурку, имеет название fresco a secco, т. е. «фреска по-сухому». Аль секко или асекко (и то и другое произношение и написание являются верными) имеет много различий с традиционной фресковой росписью стен.

В современном мире роспись по сухому имеет большую популярность. Краски, используемые при этом, имеют в своей основе растительный клей или яичный желток, смешанный с известью, и природной среде противостоят значительно лучше, даже учитывая сильную загазованность воздуха и повышенную солнечную активность.

В настоящее время такое понятие, как «альфрейные работы» включает в себя очень много самых различных приемов декорирования. Это и роспись под камень или под ценные породы древесины, и нанесение различных орнаментов или пейзажей, портретов.

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, Санта Мария делле Грацие, исполнена в технике сухой росписи авторским составом, ингредиенты которого не раскрыты до сих пор.

Порядок выполнения работ

Перед тем, как приступить к работам непосредственно на поверхности, нужно разработать эскиз росписи и проработать на нем все детали, делать это желательнее всего на листе плотного картона. Живопись по сухой штукатурке не требует такой скорости, как по сырой, но удалить уже написанное очень сложно.

Подготавливая поверхность стены, нужно удалить с нее краску или побелку, а затем затереть штукатурку так, чтобы она стала ровной и гладкой. После этого подготовленную поверхность грунтуют, используя известковое тесто в сочетании с 10%-ным водным раствором казеинового клея. Раствор, составленный для грунтования, должен быть жидким, как молоко по консистенции. Наносят его на стену не менее 3-х раз, тонким слоем, с обязательной просушкой каждого слоя. После этого на подготовленную поверхность накладывают трафарет и порошком в марлевом тампоне оббивают его контур.

Чаще всего для выполнения этих работ используют темперу, которая готовится на яичном желтке. Желток составляет 1 часть, льняное масло - 0, 25 части, масляный лак - 0, 25 части и раствор фенола 1% - 1, 25 части. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, и температуру не выше комнатной.

Палитра фрески, как правило, довольно сдержанна - используются охра, умбра, марс, синий и зеленый кобальт. При росписи по сухому же можно использовать полную палитру.

Можно применять не только темперу, но и обыкновенные масляные краски, клеевые краски или любые другие. Поверхность для каждого вида красок подготавливается особым образом.

Источники:

  • Фрески - история

Для декорирования современных помещений часто применяется настенная роспись. Нанесение рисунка на сухую штукатурку - это процесс, который вполне можно осуществить в домашних условиях. Только сначала потребуется освоить технику росписи по сухой штукатурке.

Как выбрать краску для росписи по сухой штукатурке?

Популярность настенной росписи в жилых помещениях растет с каждым годом. Существует два основных метода рисунка на поверхности – живопись по сухой и сырой штукатурке. Второй метод является намного более сложным. Поэтому на практике чаще наносят рисунок на сухую штукатурку.

Обычно для таких художественных работ используются масляные, известковые и восковые краски, имеющие основу из воска. Более современными красителями считаются материалы созданные на основе казеино-масляной эмульсии. А можно выбрать матовые, глянцевые или акриловые краски. Они очень быстро высыхают и потом образуют сверхпрочный слой. Такое защитное покрытие является влагостойким и нейтрализует действие ультрафиолетового излучения. Существуют даже специальные составы, которые имитируют растрескивание или светятся в темноте.

Перед непосредственным нанесением рисунка на сухую штукатурку потребуется создать эскиз. Для его создания определитесь с масштабом композиции, нарисуйте ее на бумаге и разбейте на квадраты. Это необходимо сделать для облегчения процесса переноса рисунка на стену. Затем максимально выровняйте поверхность стены. Для этого потребуется удалить следы побелки и затереть все неровности.

Обязательно проведите грунтование, используя известковое тесто и казеиновый клей. Состав для грунтовки зависит от разновидности выбранной краски. Кстати грунтовать поверхность нужно в три этапа. Не забывайте просушивать ее после каждого шага.

После этого разбейте «холст» на квадраты. Разметку можно нарисовать углем или наклеить малярный скотч по специальным меткам. Перенесите отправные точки на стену, если в рисунке много крупных элементов. Для этого будет нужна большая линейка. Теперь аккуратно прочертите контуры композиции

В отличие от современных зданий типовой постройки и оформления, старинные сооружения славились своей индивидуальностью, можно сказать, что каждое из них претендовало на звание произведения искусства. Особенно, это нашло отображение в храмах, сохранившихся до наших дней в виде росписи на фасадах, внутренних стенах, куполах, которые до сих пор завораживают взгляд. Роспись по сырой штукатурке называется фреска. Еще четыре тысячелетия назад древние живописцы использовали данную методику живописи, которую и теперь с успехом применяют для украшения современного интерьера, в том числе и своими руками. Давайте разберемся, как осуществляется роспись по штукатурке красками?

Виды техник

В эпоху Возрождения в Италии фреска, как и многие другие виды искусства, приобрела новое «звучание». Она достигла апогея своего развития именно в период средневековья. В те времена художник, перед тем как сделать роспись стен по сырой штукатурке, изображал эскиз на плотном листе бумаги, воплощая свою задумку в масштабе один к одному. В случае, когда будущая фреска должна была получиться больших размеров – рисунок разделялся на сегменты. Линия разделения, обычно выбиралась с учетом контуров деталей эскиза, в более темных местах и участках перехода цвета. Затем способом отпечатывания или прокалывания изображение переносилось на поверхность и присыпалось угольной пылью. Основа для фрески составляла слой, толщиной 3-5 миллиметров. В некоторых случаях мастера наносили роспись по сухой штукатурке.

Роспись красками по сырой штукатурке на стенах может осуществляться художником, имеющим достаточный опыт в данной сфере. Кисть, во время движения по рабочей поверхности должна плавно скользить, чтобы консистенция раствора позволяла краске проникать в глубь штукатурки и закрепляться в ней. Применяя данную технику, следует накладывать сначала светлые тона изображения, в дальнейшем переходя на средние и лишь в последнюю очередь — темные. После этого процедура проделывается в обратном порядке: начиная с темных цветов, заканчиваем – светлыми. Такой способ позволяет светлым оттенкам проникнуть внутрь поверхности. Когда фреска полностью высыхает, начинается процесс шлифовки верхнего слоя, как показано на фото. Далее, законченное изображение тщательно натирается воском.

Процесс изготовления

Чтобы произвести роспись по декоративной штукатурке можно изготовить штукатурку своими руками. Основой является природный материал – известь, которая при высыхании водного раствора, сильно твердеет и прочно закрепляется на поверхности стен. Известь высшего сорта, прошедшую качественный обжиг, гасят в большом объеме воды и дают отстояться некоторое время.

В качестве наполнителя может служить крошка из кирпича. Данный компонент дает возможность смеси высыхать намного медленнее, таким образом, позволяя художнику дольше выполнять нанесение мазков и не прерываться на замену сырья.

В случае отсутствия кирпичной крошки, её можно заменить речным песком, не однородная фактура которого позволит материалу плотно прилегать к рабочей поверхности. Не менее значимыми составляющими штукатурки являются пенька и волокно льна. Благодаря своей пластичности, данные компоненты надежно связывают воедино все наполнители и препятствуют разрушению и осыпанию нанесенного слоя.

Для качественного нанесения штукатурки на поверхность, первым делом подготавливается стена. Поверхность бетонной стены, например, нужно совершенно лишить гладкости. Сцепление можно улучшить за счет выбитых и просверленных участков при помощи перфорации. Ранее штукатуреную или крашеную стену следует очистить от старого покрытия, тщательно удалив пыль и грязь.

Поверхность перед нанесением раствора хорошо смачивается. Как показано на видео, штукатурка наносится на стену двумя, тремя слоями, предварительно дав высохнуть первому слою. После каждого слоя требуется очистить поверхность от образования высохшей извести при помощи шпателя. Так как роспись по сырой штукатурке имеет тенденцию к усадке, то нужно стараться использовать наименьший объем воды. При выполнении работ своими руками и проверки правильности замеса сырья, воткните в него шпатель, после этого он должен остаться сухим.

Технология росписи

Чтобы материал-основа не успевала высыхать написание фрески должно быть быстрым. Предварительно художнику требуется продумать весь технологический процесс декоративной росписи поэтапно, чтобы в дальнейшем не возвращаться к пройденному этапу и не переделывать. Работу мастера с красками можно разделить на три уровня действий:

  • Нанесение изображения;
  • Перенесение и разграничение тонов;
  • Изображение на фреске игры света и тени.

Прибегнув к данному способу, можно успеть уложиться во временные рамки высыхающей, но ещё не засохшей штукатурки.

Как изображено на фото, начиная роспись стен штукатуркой, основой живописи станет наложение рисунка на поверхность. Для создания контуров и объема фрески, делаются акценты на более светлые и более темные участки изображения. Последний этап работы являет собой разделение всех участков рисунка на окончательные цвета.

Роспись по сырой штукатурке называется фреской. Этот стиль корнями уходит во второе тысячелетие до нашей эры. Люди начинали заниматься росписью еще во времена эгейской культуры. Для этого использовались краски, в которых клей и казеин были связующими веществами.

Исторические сведения

Техника напоминала а секко. Что это значит? Речь идет о стенной живописи по В то время материалы были легкодоступны. Кроме того, исполнение отличалось простотой. В античный период это сильно повлияло на популярность фресковой росписи. Вместе с тем изделия отличались практичностью и долговечностью. Во времена зарождения и расцвета христианства данный стиль часто использовался для украшения внешних и внутренних поверхностей соборов и каменных храмов. В Древней Руси роспись стен (фото представлено ниже) была смешанного типа. Использовались различные способы . Живопись по сырой штукатурке красками дополнялась темперно-клеевым методом. С помощью него прорабатывался фон и верхние прописки. Также использовались разнообразные связующие материалы (яйцо, растительные клеи и так далее). Что касается периода эпохи Возрождения, то для измерения мастерства художника основополагающим стало владение искусством фрески. Именно в этот период в Италии живопись по сырой штукатурке достигла пика в своем развитии.

Основные виды исполнения

С давних времен в Италии после вынесения окончательного решения относительно композиции и структуры письма, а также выполнения эскиза создавался картонный макет. На нем художник мог воспроизвести свои замыслы. Это касается структуры и цвета композиции в полном масштабе. Если же роспись по сырой штукатурке была слишком большой, то поверхность делили на участки. Разграничение делалось по контурам деталей, которые обычно находились в затемненных областях. Благодаря этому в дальнейшем шов разделения цветов был малозаметным. Для переноса их контуров использовалось передавливание или проколы через кальку. Подготовительный слой тщательно разглаживался, для того чтобы избежать подтеков.

Принципы оформления

Художественная роспись стен является довольно трудоемким занятием. В данном случае требуется большой опыт работы. Роспись продолжается до тех пор, пока кисть легко скользит по поверхности. Техника живописи по сырой штукатурке имеет ряд особенностей. К примеру, если кисть начнет оставлять за собой борозды на поверхности, это будет означать, что краска больше не проникает внутрь и, соответственно, не закрепляется. Необходимо срезать данный участок. Прежде чем продолжать роспись, требуется нанести новый слой. Живопись по сырой штукатурке является своеобразной в плане техники выполнения. Изначально накладываются исключительно светлые цвета в соответствии с заготовленным эскизом. После этого наступает очередь средних оттенков и только потом - темных. Далее начинается обратный процесс. Осуществляется переход от темного к светлому. Благодаря этому последние тона впитываются, и их можно подкорректировать в тех местах, где они получились слишком блеклыми. После того как окончательно завершится роспись стен (фото в статье иллюстрируют несколько вариантов готового рисунка), а раствор полностью высохнет, начинается шлифовка и натирка воском. При этом с предыдущих слоев аккуратно снимаются высохшие области незаполненного грунта.

Изготовление сопутствующих материалов

Живопись по сырой штукатурке основывается на естественных свойствах, присущих извести. Дело в том, что при высыхании из жидкого вещества она постепенно превращается в коллоидно-кристаллическое. От качества извести зависят многие факторы. К примеру, сохранность законченного изображения, а также весь ход работы. Поэтому, для того чтобы получилась красивая живопись на стене, требуется специальная штукатурка. Нужен самый лучший сорт хорошо обожженной извести. Далее необходимо "загасить" ее. Для этого нужна емкость, наполненная достаточным количеством воды. Туда осторожно всыпается известь. Требуется соблюдать аккуратность. Во время гашения известь очень сильно нагревается. Затем ей нужно дать выстояться в воде. Необходимо, чтобы она пробыла в мокром состоянии как можно больше времени. Желательный минимальный период - год. Однако в некоторых случаях загасить известь заблаговременно не представляется возможным. Поэтому допускается использование растворов с гораздо меньшим сроком выдержки.

Дополнительные элементы

Длительность периода, в течение которого будет держаться художественная роспись стен, во многом зависит от используемых материалов. Наполнитель для раствора традиционно имеет несколько вариаций. Кирпичная крошка по-прежнему считается самой лучшей из них. Она имеет массу преимуществ. Вода в сыром штукатурном растворе, а также разведенная в ней известь при намокании кирпича входят в его поры. В процессе высыхания все это очень медленно выходит на поверхность. Таким образом, период засыхания штукатурки продлевается. Растягивается и время работы над изображением. Что касается постепенности высыхания, то благодаря ему обеспечивается глубокое "прорастание" кристаллов извести в основание.

Альтернативные варианты

Кирпичная крошка - это не единственный материал, который может дольше сохранить живопись по сырой штукатурке. В данном случае альтернативой является песок. Стоит отметить, что рекомендуется применять именно речной. Дело в том, что он отличается самыми разноразмерными крупицами. По этой причине речной песок обладает таким свойством, как высокая плотность. Данный фактор является очень важным. Это обусловлено тем, что известь, входящая в штукатурный раствор, технически превращается в минеральный "клей". С помощью него частицы наполнителя скрепляются между собой. КПД извести тем больше, чем они плотнее прилегают друг к другу. Так штукатурное покрытие становится прочнее. Льняное волокно (его еще иногда называют рубленой пенькой) является наполнителем, причем не менее важным, чем песок. Благодаря ему штукатурный слой становится гораздо менее хрупким. Он приобретает устойчивость к небольшой деформации, а также дополнительную пластичность.

Процесс нанесения: первый этап

Перед тем как начинать роспись стен по сырой штукатурке, необходимо все тщательно подготовить. В особенности это касается панелей, на которые будут наноситься материалы. Кирпичная стена - самое лучшее основание для фрески. Если предстоит работать с бетоном, то рекомендуется сделать его поверхность неровной. Допускается создание выбоин и неглубоких отверстий. В данном случае не обойтись без ручных отбойных молотков. Также можно воспользоваться перфоратором. Такой инструмент имеет функцию Встречаются случаи, когда стена для фрески предварительно оштукатурена. Тогда нужно постараться сбить старый слой. Если есть места, где это не удается, нужно просто очистить их от грязи, пыли и краски.

Основной процесс

Штукатурный раствор наносится в 2-3 слоя. Перед этим рекомендуется хорошо смочить основание. Если грунт трехслойный, то первый из них должен хорошо просохнуть. Затем он смачивается водой до полного насыщения. Далее наносится остальное покрытие. Технология двухслойного грунта несколько отличается от предыдущего варианта. В этом случае первому покрытию дают основательно окрепнуть. Однако полное высыхание не допускается. После этого можно наносить последний слой штукатурки. Именно он заглаживается под живопись. Это и есть интонако. Для того чтобы можно было наносить последующие слои, поверхность штукатурки очищают от образующейся известковой корки при помощи шпателя.

Работа с интонако

Этот слой наносится так, чтобы штукатурку можно было начать использовать уже через полчаса (максимум 1,5 часа). Минимальное количество заглаживаний поверхности - два раза. Это делается перед тем, как начинается роспись стен. Живопись - процесс достаточно сложный, и могут быть ошибки. Для того чтобы избавиться от них, художник может воспользоваться шпателем, заравнивая и прижимая дефекты. Таким образом нарушается образующаяся кристаллическая корка.

Маленькие нюансы

Любая фресковая штукатурка в процессе высыхания дает небольшую усадку. Это во многом зависит от раствора: чем он гуще, тем последняя меньше. Так, рекомендуется минимальное количество воды. Во многих древних источниках указывается, что известь, которая подходит для штукатурного замеса, прежде всего проверяется по такому параметру, как густота. То есть шпатель, окунаемый в раствор, должен оставаться сухим.

Основная работа с фреской

Написание фрески должно происходить быстро, но в то же время без поспешностей. Желательно, чтобы время, затраченное на размышление и переделки, было сведено к минимуму. Мастер должен заранее представлять окончательный вариант будущего изображения, причем во всех деталях. То есть требуется ясная схема, которая будет отражать порядок работ.

  1. Создание рисунка.
  2. Работа с локальными тонами.
  3. Разделка изображения с помощью света и теней.

При такой последовательности работы полезность высыхающей извести используется максимально.

Алгоритм действий

На начальном этапе будет еще достаточно сырой. В это время делается рисунок. Причем процесс его создания заключается в творческом поиске и нахождении лучшей выразительной "конструкции". С технической точки зрения это объясняется так: в первоначальный план изображения на этапе рисунка могут быть внесены требуемые исправления. Однако к его окончанию для каждого локального цвета должны быть четко определены пространственные границы. После того как создание рисунка завершится, необходимо "раскрыть" изображение. Для этого по всей его поверхности наносятся локальные цвета. При этом белых пятен не оставляется. Далее наносится новый поверхностный слой. Он состоит из пигмента, растворенного в воде. Благодаря ему образующаяся кристаллическая корка начнет слегка разрушаться. Итак, поверхность будущей фрески уже раскрыта. Далее на первый план выходит теневая моделировка. Изначально она проводится на острых частях тела и лике, а затем на одежде и других деталях. Уже после этого можно проводить высветление с использованием мелкотертой извести вместо белил. Причина в том, что известь, растворенная в штукатурке, может без проблем входить в соединение со смесью. Таким образом, даже на почти высохших поверхностях цвета будут надежно закреплены. В некоторых случаях можно наткнуться на определенные проблемы. Они заключаются в опасности пересыхания стены. Для того чтобы минимизировать эти риски, в состав пигментов, предназначенных для теней и окончательных описей, вводится желток, который разбавлен водой. Он не обеспечивает компенсации высыхания штукатурки. Однако в результате соединения с известью образуется клеящее вещество. Оно способно хорошо удерживать краски на живописных поверхностях.

Дополнительная информация

В процессе работы фрескист должен учитывать все особенности исполняемой техники. Необходимо помнить о том, что глауконит, желтая охра и все колера, содержащие известь, сильно высветляются после высыхания штукатурки. Прежде всего это зависит от характера носителя, на который она накладывается. В некоторых случаях даже хорошо промоченная стена может продолжать очень быстро впитывать в себя влагу. Соответственно, фреска начнет стремительно высыхать. К примеру, штукатурка нанесена на бетон или на другое основание, не впитывающее воду. В этом случае процесс высыхания будет намного более медленным, если использовать трехслойный грунт. При работе очень важно не допускать даже малейших нарушений штукатурной целостности. Подобное может произойти в том случае, если мастер кистью пытается произвести смешивание накладываемого цвета с еще не подсохшим оттенком, наложенным ранее, прямо на поверхности штукатурки. Делать этой крайне не рекомендуется. Дело в том, что краска перемешается с известью, входящей в состав штукатурки. После того как это место засохнет, оно будет выделяться излишней бледностью на поверхности живописи.

Всепоглощающая страсть человечества к передаче собственных эмоций с помощью живописи прослеживается с первых наскальных рисунков, лаковых миниатюр и монументальных работ стеновой росписи. Заветной мечтой творческих натур является создание картины, а вернее фрески, выполненной в технике росписи по сырой штукатурке. Не спорим, творческий процесс росписи увлекательный, требующий определенных навыков и знаний, о которых мы поведаем.

Сокровища великого Леонардо

Бурное развитие цифровой технологии печати в содружестве с химической промышленностью упростила нанесение рисунков (печати) на любую поверхность. Не скроем, что данный способ оформления и декорирования, как и трафаретный, стал доступен для широкого потребления.

Копии живописных полотен, аккуратно наклеенных на стены, завораживают сюжетами и яркими красками, но что-то не хватает в этих штампованных рисунках. Совсем иное впечатление производит рисованная живопись по штукатурке.

Живопись (роспись) водяными красками, называемая фреской, известна со времен эпохи Возрождения.

Мастера украшали фресками дворцы и храмы, посвящая этому свою жизнь.


Живописные рукотворные фрески и картины великих Мастеров сохраняют прозрачность красок, яркость изображения и воздушность фактуры.

Искусство росписи требует от художника твердой уверенной руки, зоркого глаза и душевной чуткости.


В противном случае, не будут переливаться самоцветами краски, линии утратят свое изящество, а композиция желаемую ритмичность и гармонию. Роспись по сырой штукатурке в современном интерьере можно уверенно считать находкой декорирования. Стильность и оригинальность живописного рисунка способна украсить стены, потолок и даже двери квартир и домов.


Современная ручная стенная роспись по сырой штукатурке является трудоемким процессов и профессионально нанесенная высоко ценится.

Полезные советы

Существует два вида живописи: сухой способ нанесения краски и роспись по сырой штукатурке. Настенную живопись «по сухому» называют Альсекко, а роспись по сырой штукатурке Альфреско. Для сухого способа росписи используют краски, замешанные на воде, клеевой основе и желтках сырых яиц. Такая роспись более стойка к загрязнению и сырости, поэтому ее используют для росписи наружной стороны. В составе краски по сырой штукатурке: известь, песок, яичные белок и желток, растительные масла, натуральные краски, кирпичная крошка, лен и пенька.


Роспись по сырой штукатурке своими руками, поэтапная технология

Технология живописи по сырой штукатурке поддерживает естественные свойства извести в процессе высыхания переходить из жидкого состояния в коллоидно-кристаллическое вещество. В чем заключается сущность росписи? Известь, являясь основой штукатурного фона, в процессе реакции гасится водой, одновременно впитывая в созданный слой нанесенную краску.

Поэтому, увлажнение стены при росписи обязательно.


как сделать роспись собственноручно

Технологический цикл живописи состоит из этапов:

Специфичная подготовка поверхности

Нанесение слоев штукатурки с обязательным высыханием предыдущего слоя

Подготовка рисунка для живописи и нанесение его на поверхность

Технология росписи по сырой штукатурке многослойная. Количество накладываемых слоев составляет от 4 до 7. Подготовке стен к последующей росписи уделяют особе внимание.

выбор расположения рисунка

Будущий рисунок предпочтительнее расположить на свободной стене. Не помешает предварительно сделать эскиз размещения с уточненными размерами рисунка относительно высоты стены. Расположение рисунка возможно в нише и в простенках рядом с дверью или окном. Приветствуется естественное освещение будущей фрески.

подготовка стен к росписи

Скажем откровенно, подготовленная к росписи стена должна иметь неприглядный вид: неглубокие щели, выбоины с рваными краями и пазы. Все это необходимо для хорошего сцепления наносимых слоев с основанием. Стену портят с использование насадок перфоратора и молотка.


нанесение штукатурных слоев

Раствор штукатурки под роспись готовят с использованием кирпичной крошки и извести. Для приготовления штукатурки добавляют известь и гасят большим количеством воды до прекращения реакции.

Состав штукатурки:

базового слоя - 1 часть известь, 3 части наполнителя,

лицевого слоя - 1 часть извести, 2,2 части наполнителя.


Первый слой наносят толщиной от 2 до 4 см без затирки, оставляя грубые неровности на поверхности. Первые слои являются грунтовочными, поэтому их толщина более высокая. Сушка грунтовочного слоя составляет от 12 суток. Наносимые последующие слои более тонкие.

После окончательного высыхания всех слоев, последний лицевой слой увлажняют и начинают выполнять роспись.

Полезные советы

Грунтовочный слой для лучшего сцепления со стеной необходимо уплотнить. Для этого можно использовать плотные плоские предметы, которыми слегка простукивают нанесенный слой в процессе высыхания. Затем перед созданием следующего слоя наносят неглубокие вертикальные и горизонтальные линии. Последний слой должен иметь толщину от 1 до 3 мм и содержать просеянный кварцевый песок.


подготовка рисунка для живописи

Постепенно, усложняя рисунок, можно переходить к «букету в разброску» и картинам с перспективой.

Выбранный рисунок наносят на стену методом припорашивания.


Подготовленный рисунок на бумаге разрезают на отдельные фрагменты, одинаковые по размеру и рассчитанные на одиночный сеанс живописи. Контур эскиза переносят на свеженанесенную штукатурку с использованием иглы методом выдавливания или прокалывания.


Создать контур рисунка на стене можно с использованием диапроектора или эпидиаскопа.

Полезные советы, как сделать копию картины, показано в видео.

нанесение краски

Перед началом нанесения краски на рисунке, расположенном на стене, определяют осевую линию (линию равновесия). Первый маховый мазок при кистевом письме на плоскости начинают с крупных элементов и цветов. Затем постепенно переходят к меньшим элементам рисунка.


Своеобразие техники нанесения краски по сырой штукатурке заключается в первоначальном нанесении светлой краски, затем краски средник оттенков и самых темных. По мере нанесения светлого тона к более темному тону, краска впитывается в свежий штукатурный слой и немного блекнет. Поэтому после первого нанесения краски необходимо пройтись по рисунку и прокрасить темными красками, затем средними тонами и по окончании росписи светлыми.


Следующим этапом нанесения краски является световая моделировка: тоновая и теневая. Техника моделировки заключается в раскрытии фона рисунка или орнамента, создании падающих теней и подложки. Прокладка основных тонов создает плотность рисунка. Следующим этапом является процесс подмалевки и лессировки.


На этапе подмалевки подкрашивают и акцентируют динамику рисунка посредством светлого лессирующего слоя. В заключение процесса росписи фрагмента «по сырому» делают бликовку и прорисовку (чертежку).

Переход от каждого участка росписи к краю незаполненного фрагмента аккуратно срезают ножом и разглаживают до исчезновения шва. На новом фрагменте роспись повторяют идентично предыдущему.


Полезные советы

Известно, что для создания фрески и росписи всегда востребованы опытные мастера и специалисты.

Дороговизна краски и не менее дорогих крупных колонковых кистей для рисования должна заставить задуматься, а стоит ли игра свеч и в состоянии ли вы воспроизвести правильно рисунок. Не скроем, что живопись и роспись интерьера доступна состоятельным людям.

Роспись по штукатурке пришла к нам с давних времен, по этой технологии расписаны сохранившиеся древние храмы и дворцы. Такая методика наружной и внутренней отделки стен позволяет создать индивидуальный, неповторимый образ в жилых и общественных помещениях.

Расписывать можно как сырую, так и сухую оштукатуренную поверхность стен. Чтобы создать на поверхности стены настоящий шедевр, придется пригласить художника, умеющего работать в этом направлении. Несложный узор или рисунок можно нанести своими руками, но для этого нужно изучить технологию росписи стен.

Чтобы получить фреску, изображение нужно наносить на сырую штукатурку

Живопись по штукатурке с каждым годом набирает популярность и является достойной альтернативой обоям.

Многим интересно, как называется роспись по сырой штукатурке.

В переводе с итальянского языка, слово сырой переводится, как фреска.


Существует два вида нанесения:

  • роспись по сухой поверхности может выполнить художник или человек, хорошо умеющий рисовать. Обойдется ручной рисунок более дорого, чем роспись по влажной поверхности по эскизу;
  • роспись по сырой штукатурке называется фреска. Нужно успеть нанести изображение до того, как поверхность высохнет. Такая техника требует тщательной подготовки.

Технология выполнения росписи по сырой и сухой поверхности существенно отличается. При выборе метода нанесения руководствуются требованиями к внешнему виду изображения, наличием средств и времени, личными художественными навыками.

Важно не нарушить технологию, тогда изображение прослужит долго

Даже если не планируется выполнение работы своими руками, специалистов нужно контролировать. От четкого соблюдения ими технологии выполнения работ зависит окончательный результат и долговечность изображения. При нарушении технологического процесса может получиться, что изображение со временем начнет трескаться и осыпаться.

Чтобы создать качественное изображение на стене, понадобится:

  • в качестве основы используют не успевшую высохнуть оштукатуренную в несколько слоев стену;
  • эскиз рисунка нужно подготовить заранее, если он занимает большую площадь, его делят на секции;
  • на влажную штукатурку наносят эскиз, затем разукрашивают его, придерживаясь технологии нанесения.

Технология создания фрески требует умения и мастерства художника. Если нет уверенности в своих силах, лучше пригласить специалиста.

Подбор изображения

Стена, на которую наносят изображение, должна быть открытой и естественно освещенной. Если роспись стен выполняют самостоятельно, лучше выбирать несложное изображение, содержащее не более 3 цветов.

Подготовка поверхности

Подготовьте стену, сделав небольшие выбоины в стене

Чтобы штукатурка крепко держалась, нужно сделать поверхность, на которую будем наносить раствор, максимально шершавой.

Сначала удаляют все отслаивающиеся части строительных материалов.

Для более крепкого сцепления делают перфоратором или отбойным молотком неглубокие выбоины на стене.

Если стена ранее оштукатурена, сбивают раствор в тех местах, где он плохо держится. Грунтовка стены обеспечит хорошее схватывание материалов и способствует обеспыливанию поверхности.

Подготовка раствора

Добавьте в раствор кирпичную крошку или кварцевый песок

Штукатурный раствор готовят на основе свежей извести высшего сорта с добавлением кирпичной крошки или кварцевого песка. Кирпичная крошка продлевает время высыхания раствора, это дает возможность нанести рисунок.

Известь предварительно гасят водой до прекращения в растворе соответствующей реакции. Для этого оставляют выстаиваться известь, залитую водой, на несколько суток.

Состав раствора для каждого слоя понадобится различный. В таблице указаны пропорции смешиваемых материалов:

Нанесение штукатурки


Для получения идеально результата нужно четко следовать технологии нанесения. Работу выполняют в несколько этапов, от их выполнения зависит внешний вид и качество рисунка.

Этапы нанесения:

Консистенция раствора должна быть такой, чтобы шпатель, опущенный в него, выходил сухим. Это гарантирует минимальную усадку раствора после его нанесения на стену. Для повышения крепости штукатурки в раствор добавляют рубленую пеньку и льняное волокно.

Нанесение изображения

Даже опытные мастера заранее подготавливают рисунок на плотной бумаге. Прорисовывать каждую деталь необязательно, главное четко выделить контуры основных элементов. Если композиция имеет большие размеры , ее разрезают на несколько одинаковых частей. Учитывают при выборе размера, что каждая часть должна быть нанесена на стену в один заход. Мастер-класс по росписи стен смотрите в этом видео:

Контуры рисунка наносят иглой на сырую штукатурку

Пошаговая инструкция росписи стен:

  1. Когда поверхность выровняли, переносят контуры рисунка на влажную штукатурку методом прокалывания иглой по контуру рисунка или выдавливанием. является перенос контура с помощью обведения контура изображения, передаваемого диапроектором.
  2. Рисовать красками по сырой штукатурке начинают с крупных объектов, постепенно переходят на более мелкие детали. Используют мягкие кисти. Прорисовывают от светлых элементов, постепенно закрашивая более темные участки. По окончании закрашивания проходят вторым слоем, начиная наносить сначала темные тона , затем продвигаемся к более светлым тонам.
  3. Место стыка краев росписи аккуратно подрезают ножом, чтобы получился наружный скос. Накладывают на незаполненные края штукатурку и разглаживают, чтобы не видно было шва. Продолжают роспись.
  4. После того, как проработали рисунок, наносят тени, выделяют основные слои, подкрашивают и лессируют.
  5. После высыхания изображения поверхность нуждается в шлифовке. Затем изображение натирают воском, который защищает поверхность от разрушения и выцветания красок под внешними воздействиями. Подробнее о том, как нанести фреску, смотрите в этом видео:

Пока кисть легко скользит по стене, краска хорошо впитывается, проникая внутрь основы и закрепляясь в ней. Если после мазка остаются борозды, штукатурка высохла, нужно срезать ее на этом участке, нанести новый слой штукатурки и только после этого продолжать наносить рисунок.

После окончания раскрашивания фрески ее нельзя трогать на протяжении 7-14 дней. Краски впитываются неравномерно, поэтому пока поверхность высыхает, насыщенность красок может меняться несколько раз. Когда изображение высохнет, оно приобретет требуемый вид.

Чтобы изображение оставалось ярким после высыхания, выбирайте более яркие цвета

Чтобы получилось качественное изображение на стене, нужно учесть несколько советов:

  • при выборе красок учитывают, что после высыхания цвет значительно блекнет, нужно выбирать более яркие краски;
  • изображение подбирают так, чтобы, если изменится назначение комнаты, оно гармонировало с оформлением нового помещения. Не стоит выбирать кричащие, раздражающие тона и картины с изображением сцен войны и т.д;
  • пока штукатурка высыхает, помещение нужно защитить от сквозняков, прямых солнечных лучей и резких перепадов температуры;
  • краски наносят с легким прижимом кисти, чтобы не повредить основание. Наносят тонким слоем, толстый слой не полностью впитается в штукатурку;
  • для изображения дымки в пигменты добавляют белила из извести.

Краски наносят от более светлого к темному. Обязательно нужно соблюдать такую последовательность, чтобы светлые тона успели впитаться в штукатурку. Когда художник движется в обратном направлении, видит, где тон поблек и его нужно обновить.

Роспись по сухой штукатурке

Применяют такой вид живописи значительно реже, чем фреску. Называют нанесение рисунка на сухую стену – Альсекко. по росписи смотрите в этом видео:

Краски для росписи основаны на казеиновом тесте

Так как художник не зависит от процессов высыхания поверхности, этот вид работ не требует скорости выполнения.

Для росписи применяют краски на основе известкового и казеинового теста. Они полностью безопасные для здоровья и подходят для оформления детских комнат.


С такой работой справится профессиональный художник или человек, умеющий хорошо рисовать. Ручная работа неповторима, она стоит дороже, чем нанесение рисунка по готовому эскизу.

Поверхность, являющаяся основой для рисования, должна быть идеально ровной. Обязательно грунтовать стены перед нанесением рисунка.

Перед нанесением изображения поверхность стены увлажняют. Краски наносят в несколько слоев. Каждый последующий слой накладывают после высыхания предыдущего.

Краски для росписи

Рисовать можно по сырой штукатурке водяными, известковыми или темперными красками. Рассмотрим их свойства в таблице:

Вид краски Характеристики
1 На водной основе Колеры разбавляют водой, возможно добавление в состав гидрата окиси кальция (известь).
2 Известковые Краски изготавливают на основе известкового теста или известковой воды. Ими удобно вносить правки на высохшей основе.
3 Темперные Применяют для ретуширования готового изображения. В состав входят яйца, казеин, сухие пигменты, добавки, замедляющие застывание краски.
4 Клеевые


В продаже существует большое разнообразие видов красок для росписи стен по сырой и сухой штукатурке.

Мастер при выполнении работ должен учитывать все нюансы применяемой техники нанесения. Важно не допускать нарушения целостности штукатурного слоя.

Это может произойти, если художник по неопытности пытается смешать накладываемый цвет с невысохшим оттенком предыдущего слоя. Живопись с использованием более 3 цветовых оттенков требует особого внимания и мастерства.

Живопись по сырой штукатурке обретает все большую популярность благодаря возможности создать уникальные изображения на стене.

Живопись водяными красками по сырой штукатурке - это технология, история которой насчитывает не одну сотню лет. Фрески создавали еще античные художники, но пика своего расцвета этот метод росписи достиг в эпоху Возрождения.

Сегодня роспись по штукатурке также используется для декорирования помещений. Несмотря на то, что для достижения желаемого результата нужно учесть множество нюансов, освоить азы методики может практически каждый. Ниже мы расскажем, что нам понадобится для работы, а также опишем алгоритм выполнения основных операций.

Обзор технологии создания фресок

На первый взгляд, методика создания фресок не отличается особой сложностью:

  • в качестве основания для рисунка используется стена или, покрытые свежей штукатуркой, которая еще не успела высохнуть;
  • на штукатурку вначале наносится контур изображения, а затем с помощью кистей – водорастворимые краски;
  • после высыхания основы картина приобретает характерную глубину за счет специфического впитывания пигмента известью и другими компонентами штукатурки.

В принципе, все довольно просто. Однако если взяться за решение этой задачи на практике, то окажется, что тонкостей хватает на любом этапе: важны и подготовка стены, и пропорции раствора, и техника нанесения красок.


Кроме того, стоит отметить, что обязательным условием для достижения успеха является мастерство самого исполнителя. Так что браться за создание фрески стоит только в том случае, если вы действительно умеете рисовать. Только мастер, освоивший технику живописи на должном уровне, сможет создать достойное украшение для дома или квартиры.

Обратите внимание! Если есть сомнения в том, получится ли у вас выполнить роспись достаточно быстро и качественно, попробуйте свои силы либо на небольшом участке влажной штукатурки, либо на сухой поверхности. Второй вариант (он называется «а секко» - «по сухому») также относится к традиционным методикам и может служить неплохой подготовкой для любого, кто осваивает технику фресковой росписи.

Роспись стен по штукатурке

Готовим основание

Как и в случае с любыми другими отделочными работами , все начинается с подготовки основания. Основные этапы этого процесса мы опишем в таблице ниже:

Этап работы Наши действия
1. Удаление старой отделки
  • Прежде чем приступить к работе, со стены нужно удалить все отделочные материалы , а также снять старую штукатурку.
  • Иногда возникает ситуация, когда штукатурный слой на некоторых участках держится очень прочно. Если материал не отслаивается при простукивании молотком, то его можно оставить.
  • После очистки поверхность обметаем веником, удаляя пыль и строительный мусор.
2. Нанесение насечек
  • Далее нам следует покрыть всю поверхность стены неглубокими - 5-8 мм – насечками. Для их нанесения используем либо перфоратор с насадкой-долотом, либо старый топор.
  • Количество насечек должно составлять около 100 – 120 на 1м 2 .
  • После завершения этого этапа работы обеспыливаем стену.
3. Грунтовка
  • Чтобы обеспечить максимальную адгезию штукатурных слоев к стене, ее можно прогрунтовать проникающим составом в два-три слоя.
  • Иногда вместо грунтовки практикуют нанесение слабого раствора казеинового клея или просто теплой воды, но в этом случае результат может быть непредсказуемым, так что экономить не стоит.
4. Базовое оштукатуривание
  • Поверх огрунтованной и увлажненной стены наносим базовый слой штукатурного состава, который предназначен для чернового выравнивания всех дефектов поверхности.
  • Базовая штукатурка качественно просушивается, и затем на нее наносятся следующие слои, которые и будут служить основной для выполнения росписи своими руками.

Как видите, живопись по сырой штукатурке требует серьезной подготовки. Но несмотря на внушительные затраты времени, пренебрегать ею не стоит: только после тщательного выполнения предварительной обработки стена получится достаточно надежной и стабильной для того, чтобы нанесенное изображение не растрескивалось со временем.

Готовим раствор

Следующий секрет, который хранят мастера фресок - это рецепт раствора для оштукатуривания стены. Пропорции компонентов вам придется подбирать самостоятельно, поскольку универсального варианта не существует: у различных смесей есть и плюсы, и минусы.

И все же состав, который показывает неплохие эксплуатационные характеристики, можно изготовить с первого раза.

Ниже мы приведем проверенные на практике рекомендации, которыми можете воспользоваться и вы:


  1. Основа штукатурного раствора – известь. Чем выше ее качество, тем прочнее будет штукатурка, и тем лучше на нее ляжет краска. Для работы покупаем максимально чистую и свежую строительную известь – пусть даже цена ее будет несколько выше стандартной.

Обратите внимание! В среднем мешок (25 кг) материала первого сорта стоит от 200 до 350 рублей, так что затраты в любом случае не будут слишком большими.

  1. Известь гасим водой и оставляем ее в залитом состоянии минимум на несколько суток (до двух недель) – так ее свойства значительно улучшатся.
  2. В качестве наполнителя добавляем крупный песок или смесь крупного песка с кирпичной крошкой. Второй вариант является более дорогим и трудоёмким (крошку придется либо покупать, либо изготавливать самостоятельно) но все же именно его мастера заслуженно считают оптимальным. И действительно, добавление дробленой керамики существенно повышает время сохранения влажности штукатурного слоя.


Совет! Если вы делаете фреску на улице, то песок обеспечит ей необходимый запас прочности, так что доля кирпичной крошки в составе может быть снижена до минимума.

  1. Для повышения эластичности состава и для защиты от растрескивания в смесь добавляется мелко нарубленая пенька или целлюлозное волокно.


Состав готовим непосредственно перед началом работы по оштукатуриванию и росписи. Пропорции будут следующими:

  • для базового слоя: 1 часть известкового теста на 3 части наполнителя (песок или песок + крошка);
  • для лицевого слоя: 1 часть известкового теста на 2 – 2,2 части наполнителя;
  • при нанесении трех или более слоев для лицевой накрывки используется более жирный раствор с соотношением компонентов 1: 1,8.

Наносим штукатурку

Инструкция по оштукатуриванию поверхность под фресковую роспись предполагает выполнение всех операций в такой последовательности:

  1. Подготовленную к отделке поверхность увлажняем минимум за 24 часа перед началом работы. За полтора часа до начала оштукатуривания повторяем увлажнение.


  1. Первый слой толщиной 5-8 мм наносим на поверхность путем наброса. Раствор равномерно распределяем по стене штукатурной теркой без излишнего разглаживания.
  2. На поверхность раствора наносим волнистые линии глубиной до 2 мм с интервалом в 30 – 40 мм. Эти борозды сформируют рельеф, обеспечивающий максимальную адгезию между штукатурными слоями.
  3. Сушка первого слоя занимает минимум 12 суток. По истечении этого времени поверхность увлажняем до полного насыщения жидкостью, а затем наносим второй – промежуточный – слой.

Обратите внимание! Наличие второго слоя не является обязательным, но новичкам лучше не спешить: двухслойные фрески все же более чувствительны к нарушениям технологии. Профессионалы же иногда наносят до семи слоев, так что роспись сырой штукатурки – дело неспешное.

  1. На поверхности базовых слоев может появляться белесый налет. Если это произошло, то перед укладкой следующей порции состава на налет необходимо счистить, а поверхность повторно увлажнить. Не сделаем этого - связность штукатурного основания нарушится, и со временем фреска начнет расслаиваться.
  2. После того как второй/третий слой полностью просохнет, увлажняем и его, а затем наносим лицевой раствор. Поскольку он будет быстро высыхать, то укладывать его нужно небольшими участками (новичку достаточно 0,5м 2 , мастер может работать и по большей площади), параллельно выполняя роспись.


Тонкости процесса росписи

Так как расписывать штукатурку нам придется сразу же после укладки и выравнивания, эскиз рисунка, акриловые краски на водной основе и все необходимые инструменты нужно приготовить заранее.

Работать будем в такой последовательности:

  1. Как только штукатурка будет выровнена, с помощью иглы «перекалываем» контуры изображения на основание. Основные линии можно наметить острым шилом или кончиком карандаша.


  1. Затем мягкими широкими кистями наносим разведенные в воде краски. При этом строго соблюдаем последовательность: вначале укладываем светлые оттенки, затем средние тона, и только затем – темные.
  2. Мазки наносим легкими движениями, следя за тем, чтобы кисть не «счищала» с поверхности подсыхающую известку. Если это произошло (можно заметить по появлению белесых разводов в краске), то кисть тщательно промываем и снижаем нажим на инструмент.

  1. После этого повторяем прорисовку, но уже в обратной последовательности: темная краска – средняя – светлая. Это позволит нам создать плавные переходы между оттенками. Кроме того, там, где светлая краска успеет впитаться в основание, мы сможем повторить высветление, сделав картину более контрастной.


  1. После того как мы закончим роспись участка, незаполненные края штукатурки аккуратно срезаем шпателем и ножом таким образом, чтобы сформировался наружный скос. На этот скос накладывается следующая порция гипсового раствора и заглаживается до полного исчезновения шва. Затем операции по росписи повторяются.


Финальный этап работы – самый сложный: нам нужно подождать от 7 до 10 суток и не трогать фреску. То есть вообще не прикасаться к ней ни руками, ни инструментом.

Все дело в том, что во время высыхания штукатурки краска впитывается неравномерно, соответственно, оттенки изображения меняются непредсказуемо. Бороться с этим не нужно: рано или поздно основание «отдаст» всю накопленную влагу, и картина приобретет именно такой вид, на который вы и рассчитывали в самом начале работы!

Совет! Пока штукатурка сохнет, помещение желательно защитить от перепадов температуры и сквозняков. Конечно, правильно подобранный и нанесенный с соблюдением всех требований состав растрескаться не должен, но в данном случае лучше проявить предосторожность.

Заключение

Живопись красками по сырой штукатурке – техника достаточно сложная, освоить которую на должном уровне сможет далеко не каждый художник. И все же если вы чувствуете в себе силы, то можете попробовать, тем более что и приведенные рекомендации, и видео в этой статье помогут вам на первых этапах. Кроме того, все интересующие вопросы можно будет задать в комментариях к данному материалу.