Морской якорь своими руками. Сварной самодельный Курбатовский якорь. Якорь пирамидальной формы

Якорь по давности своего изобретения может, наверное, поспорить с колесом. Но разработка новых конструкций якорей не прекращается и по сей день. Интенсивные поиски нового ведутся особенно для маломерного флота. Выдержавшие испытания временем конструкции якорей для крупных судов по ряду причин не всегда оказываются пригодными для небольшого катера или мотолодки. Так, изобретатель одного из новых типов якорей Б. П. Митрохин из Горьковской области пишет: «В продаже имеется масса разнообразных якорей, ...магазины по сниженным ценам продают залежавшиеся якоря, а любители-судоводители, как правило, пользуются камнями, мешками с песком или якорями-самоделками. Причина - существующие якоря не способны удерживать надежно судно на одном месте...»

Добавим к сказанному, что этот основной недостаток обусловлен заниженной массой якорей или их неудачной конструкцией . Например, якоря, выпускавшиеся одесским заводом «Военохот», забирают далеко не во всяком грунте, легко выворачиваются из него.

Другая причина, побуждающая владельцев малых судов собственноручно взяться за разработку своей - это неудобства в хранении по-походному или в использовании стандартных якорей.

Рассматривая конструкции самодельных якорей, разработанных любителями , можно сделать вывод, что создатели их считают наиболее важными качествами своих изделий следующие:

Высокая надежность и держащая сила, измеряемая числом масс якоря;

Портативность и удобство хранения;

Способность легко освобождаться при зацепах за подводные препятствия.

В. А. Стерхов и А. А. Жданухин из г. Устинов разработали новую конструкцию якоря на основе . По их мнению, якорь В. А. Стрелецкого неудобен тем, что требует замены фиксирующей нити после каждого зацепа якоря на грунте. Авторы применили на своем якоре вместо разрушающейся чеки или разрывающейся нити пружинно-демпфирующее устройство. Оно, несмотря на кажущуюся сложность, действует надежно и безотказно.

Складной якорь-кошка конструкции В. А. Стерхова и А. А. Жданухина

увеличить, 1482х956, 153 КБ
а - якорь в рабочем состоянии; б - лапы сложены по-походному;
в - при освобождении от зацепа.
1 - нижняя втулка; 2 - веретено; 3 - пружина упора; 4 - толкатель; 5 - пружина толкателя;
6 - верхняя втулка; 7 - тяга якорного каната; 8 - подвижная втулка; 9 - стопорящий шарик;
10 - тяги лап; 11 - лапы; 12 - подвижный упор.

Якорь представляет собой четырехлапую кошку со складывающимися лапами. На трубчатом веретене 2 расположена подвижная втулка 8, шарнирно связанная через тяги 10 с лапами 11. Фиксация втулки 8 на веретене, а, следовательно, и лап происходит за счет шарика 9, расположенного в радиальном отверстии веретена. На внутренней поверхности втулки проточены две кольцевые канавки, верхняя из которых служит для фиксации втулки и лап в рабочем положении, а нижняя - в походном, сложенном.

Внутри веретена помещен толкатель 4, удерживаемый пружиной 5, и подвижный упор 12, подпружиненный пружиной 3. Якорный канат 7 закреплен за толкатель 4.

В походном положении, когда втулка 8 зафиксирована по нижней канавке шариком 9, лапы оказываются в сложенном положении - прижатыми к штоку. Для приведения лап в рабочее положение необходимо переместить вниз упор 12, сжимая пружину 3, и, повернув его в любую сторону вокруг своей оси на 90°, зафиксировать за счет профильного отверстия в нижней заглушке 1 и профильного выступа на упоре 12 (см. сечение А-А). При этом толкатель 4 под действием пружины 5 также переместится вниз и его верхняя кольцевая канавка установится против шарика 9. Затем необходимо потянуть за одну из лап в сторону раскрытия, тогда втулка 8 вытолкнет шарик в кольцевую канавку толкателя и тем самым втулка получит возможность при дальнейшем раздвижении лап перемещаться вниз по веретену. Затем упор 12 необходимо повернуть вокруг своей оси до исходного положения. Под действием пружины 5 толкатель 4 будет перемещаться вверх. Как только верхняя канавка втулки совместится с шариком, произойдет фиксация втулки и лап.

Для приведения якоря из рабочего положения в походное необходимо провести все операции в обратной последовательности, то есть зафиксировать упор 12 в нижнем положении, сложить лапы и возвратить упор в исходное состояние.

В случае застревания якоря в грунте, усилие подъема на якорном канате перемещает толкатель 4 в верхнее положение, преодолевая сопротивление пружины 5. При этом нижняя кольцевая канавка толкателя совместится с шариком, а втулка за счет усилия, удерживающего лапы в грунте, вытолкнет шарик. Втулка 8 переместится вниз по веретену, раскрывая лапы, и якорь освободится от зацепа.

Усилие освобождения застрявшего якоря, иначе говоря, максимальное усилие сжатия пружины 5, подбирается такой величины, которая превышает усилие, возникающее в якорном канате под воздействием ветра и волны на судно. Кстати, рывки якорного каната, вызванные волнением поверхности водоема, воспринимаются и гасятся пружинным демпфером в составе толкателя 4 и пружины 5, что предотвращает самопроизвольный срыв якоря с грунта.

На наш взгляд, конструкция очень интересная. Она не сложна в изготовлении и заслуживает внимания любителей. Некоторым недостатком ее считается то, что держащая сила якоря не может быть больше усилия сжатия пружины, которая со временем уменьшится из-за усталости металла. Но для небольшой лодки это не существенно.

Удобный при хранении и надежный в работе складной якорь-«кошку» предлагает В. И. Врублевский.


1 - веретено, 2 - лапа; 3 - нажимное кольцо; 4 - гайка; 5 - крестовина тренда.

К нижней части веретена 1, изготовляемого из стального прутка, приваривается или крепится на резьбе крестовина 5, к ушкам которой на пальцах крепятся четыре лапы 2. Нижние концы лап имеют выступы, которые служат для их фиксации в рабочем или сложенном по-походному положении. Фиксация осуществляется при помощи нажимного кольца, 3 и стопорной гайки 4. Отвинтив гайку и опустив вниз кольцо, лапы устанавливают в нужное положение, затем вновь втугую завинчивают гайку. Гайку желательно изготовить из нержавеющей стали или латуни и снабдить накаткой и лысками для облегчения ее отвинчивания.

Лапы можно изготовить из стального прутка, диаметр которого выбирается в зависимости от диаметра веретена, соотношение диаметров 3:5. Высота якоря Н и длина лап L должны находиться в соотношении H/L = 1,1-1,25.

Оригинально решил задачу освобождения якоря при зацепе за грунт Б. П. Митрохин из г. Павлов-на-Оке.


1 - лапы; 2 - веретено-скоба; 3 - ось вращения лап; 4 - гнездо для шарика;
5 - шаровой стопор; 6 - якорный канат; 7 - узел для крепления шара.

Веретено обычного якоря с поворотными лапами сделано в виде пружинящей скобы, имеющей в верхней части отверстия-гнезда для стопорящего шара, закрепленного на якорном канате. Сам канат крепится к якорю за ось вращения лап. Если усилие на канате превысит определенную и критическую величину, шар разжимает пластины веретена и выскакивает из отверстий. При этом усилие каната переносится на ось лап и легко освобождает якорь от зацепа.

На этот способ крепления каната к якорю Б. П. Митрохиным получено авторское свидетельство № 781106 от 27.12.72.

Компактная, удобная для хранения форма, повышенная держащая сила якоря, сочетающиеся с возможностью легкого его освобождения при зацепах, достигнуты Ф. П. Коноплевым из Казани в разработанной им конструкции на основе фотографии якоря «Акула», помещенной в «КиЯ» № 50.


увеличить, 1206х1038, 137 КБ
1 - рама 5х35; 2 - ось Ø10; 3 - лапы δ=10; 4 - кронштейны лап, Ø3; 5 - упорные шайбы δ=5;
6 - срезающий штифт Ø3; 7 - ограничитель поворота лап, Ø8; 8 - ось Ø10.

Устройство и принцип работы якоря хорошо видны из рисунка. Срезающий штифт на шайбе, ограничивающей отклонение лап на угол не более чем на 45°, изготовлен автором из гвоздя диаметром 3 мм. При зацепе якоря за препятствие на грунте, под действием прилагаемого усилия к якорному канату штифт срезается, освобождая лапы. Опытная эксплуатация подтвердила работоспособность и надежность выбранной конструкции. Хранить такой якорь можно в плоском парусиновом чехле.

Вариант легкоосвобождаемого шлюпочного якоря предлагает Ю. И. Никифоров из г. Гороховец.


увеличить, 1066х867, 106 КБ
1 - веретено; 2 - лапа; 3 - отбойная планка, δ=5, δ=3; 4 - ребро; 5 - ось Ø16/Ø 18;
6 - втулка; 7 - кольцо; 8 - бракета.

В его конструкции кольцо, за которое крепится канат, имеет возможность перемещаться по веретену в его трендовую часть - к оси лап. В таком положении лапы легко освобождаются из грунта, так как они выходят, не выворачивая грунт.

Принцип освобождения якоря Ю. Никифорова:
при зацепе (а), нормальное положение в грунте (б)

На приводимом чертеже указаны размеры двух типоразмеров якорей - массой 7,7 кг (в числителе) и 3,8 кг (в знаменателе). Веретено изготавливается из полосы 14х22 мм для большего и 12х16 мм для малого. Полосу можно заменить на пруток диаметром соответственно 14 и 12 мм. Концы полосы привариваются к втулке тренда. Важными деталями якоря являются отбойные планки 3, которые разворачивают лапы в нужное положение, когда он перемещается по грунту в начальный момент, и ограничитель поворота лап, приваренный к оси, диаметр которой 18 мм для большого и 16 мм для малого. Кольцо для крепления каната имеет несколько увеличенный диаметр я массу для лучшего его перемещения по веретену.

При пользовании легким якорем на сильном течении, на каменистом грунте полезно к кольцу присоединить отрезок цепи длиной 1,5-2 м, к концу которой крепить основной якорный канат.

Эскизы простого по конструкции якоря, представляющего собой модификацию судового якоря типа Данфорта, прислал в редакцию известный яхтенный капитан А. И. Суэцкий из Николаева.


увеличить, 1270х909, 115 КБ
1 - угольник 8х90х90; 2 - лапа; 3 - шток; 4 - дужка Ø10; 5 - стакан стальной Ø54/34, L=40;
6 - втулка бронзовая Ø34/20, L=34, запрессовать во втулку 5; 7 - штырь.

Как показала практика использования этого якоря на крейсерской яхте, он хорошо держит на большинстве грунтов. Особенностью является достаточно большой зазор между веретеном и внутренними кромками лап, благодаря чему исключается заклинивание лап отдельными камнями или галькой.

Подобные же модификации якоря Данфорта с успехом эксплуатируют и яхтсмены на Балтике. Достоинством их является большая держащая сила при малой массе.

Несмотря на то, что самодельных якорей с поворотными лапами сделано очень много, их обладатели часто жалуются на то, что они не всегда хорошо забирают, выворачиваются из грунта, плохо держат на мелкокаменистом грунте.

Чаще всего причиной этих недостатков являются неправильно выбранный угол отклонения лап, соотношения длины лап, их ширины и длины веретена. Подбор правильного соотношения всех элементов якоря - дело достаточно трудоемкое и кропотливое, требующее определенных знаний и опыта, а главное - проверки держащей силы на различных грунтах.

Как сделать плавучий якорь

Лодка без якоря сродни птице без крыльев. Поспорить с этой аксиомой решатся разве что любители плыть по течению. Те же, кто жить не может без рыбалки, знают, какое это кропотливое занятие, требующее усидчивости и внимания к мелочам. Потому и к изготовлению своими руками якоря для лодки ПВХ подойдут старательно и с полной ответственностью. И правильно: пренебрегать техникой безопасности на воде нежелательно. Залог успеха в грамотно укомплектованной экипировке и вдумчивом подходе.

Стоит ли браться

В первую очередь желательно усвоить преимущества самодельного якоря над заводскими аналогами. При ближайшем рассмотрении их предостаточно:

Споткнуться можно и о другую загвоздку. В двух тысячах разновидностей якорного устройства тяжеловато разобраться и опытному мореходу. Рядовому владельцу надувной лодки жизни не хватит, чтобы перепробовать все и остановиться на чём-то одном.

Правильным курсом: варианты конструкций

Взять звучные и остающиеся на вооружении модели: Адмиралтейский, якорь Курбатова, Холла, Дэнфорта, якорь-кошка, вильчатый, грибовидный, Портера, Матросова. Даже названий не запомнить.

Не умаляя достоинств, многие просто не подойдут индивидуальному пользователю в силу громоздких размеров и сложного устройства. Чем же определяться в выборе якоря для небольшой лодки? Для затравки: подобное снаряжение не представишь без антикоррозийного покрытия. Кроме того, якорь должен:

  • иметь лёгкий вес, чтобы не пришлось поднимать лишние килограммы, нагружая поясницу;
  • обладать компактностью - не занимая места, умещаться в лодке или багажнике автомобиля;
  • обеспечить возможность без зацепа по первому требованию сняться с грунта;
  • и при всём этом выдавать достаточную удерживающую силу.

Вот и приходится вернуться к идее справляться с возникшими затруднениями самостоятельно, расчертив и исполнив намеченный якорь своими руками, благо, это вовсе не составит труда, зато сколько подарит удовольствия.

Производство: теорема успеха

Мореплавание издревле считалось уделом серьёзных мужчин. Подход к изготовлению якоря разумно применять соответствующий:

Звучит сложновато. И пусть обладатели калькулятора в десяток кликов отыщут требуемую величину, для всех остальных есть способ попроще:

  • якорь приводят в соответствие с весом плавсредства из расчёта: 1 к 100;
  • массу берут превышающую 1% от длины.

К примеру, лодке в четыре метра подойдёт четырехкилограммовый, а при заранее известной массе в 300 килограмм разумнее использовать трехкилограммовый якорь. Уж куда понятнее.

Важно оговориться: дополнительное утяжеление применяется в случае усиливающихся волн или ветре по мере необходимости.

Материалы и изготовление

История знает многих любителей поизощряться. Возникает соблазн использовать в качестве якоря заменители: чугунные гантели, обломок рельса, вековой утюг. Но подобный бытовой вариант уступит даже кустарно выполненной конструкции.

Якорь разборный . Оптимальный выбор якоря для ПВХ-лодки. Идеален при транспортировке, занимает минимум места. Прост в изготовлении, нетребователен к материалам. Для комплекта понадобятся:

  • металлическая трубка (диаметр 30 и длина около 300 миллиметров);
  • рым-гайка и втулка под те же размеры;
  • две стальные пластины (250/40/4 мм, не забыть скруглить края, по желанию добавив изгиб в 5−10 градусов), две поменьше - под стопор;
  • кольца под крепление троса;
  • свинец твёрдый (готовый для расплава), в количестве двух килограмм, найти можно в старых автомобильных аккумуляторах.

В собранном состоянии к трубке, наполненной для утяжеления свинцом, крепятся установленные крест-накрест «лыжи», обеспечивающие необходимое сцепление с грунтом. Для устойчивости на одну из них приваривают или приматывают проволокой оставшиеся металлические полоски.

Якорь Курбатова . Сварная конструкция диктует особенности строения. Стальную спицу в двух местах обвивают изогнутой наподобие примитивного домика проволокой, и она же служит запертому в образовавшемся пятиугольнике плавнику из обрезков металла поворотным механизмом. При переноске якорь сохраняет плоский вид, не мешая выпирающими деталями, тогда как раскрывается при необходимости на дне.

Якорь-кошка . Ещё один зарекомендовавший себя складной вариант изготавливается из четырёх диаметральных распилов (напополам) стальной трубы, найти которую не составит проблемы в любом хозяйстве. Один конец каждого получившегося жёлоба сжимают до 50-миллиметрового просвета и сверлят под ушко для крестовины «веретена». Крепёж осуществляют стандартными гайками и болтами. Готовые к употреблению лопасти расходятся, напоминая устройство зонта. В сложенном виде под ногами не мешается.

Крепкий трос

Главные шаги на пути к тому, как сделать якорь своими руками, позади. Следующим немаловажным аспектом станет соответствующий канат, на который придутся основные нагрузки. Материал нетрудно предугадать:

  1. цепи использовать для лодок из поливинилхлорида категорически не рекомендуется, их придётся отмести;
  2. натуральные верёвки дёшевые, но недолговечные - едва ли кого-то обрадует перспектива остаться с пеньковым огрызком вместо якоря, остаётся единственно верный вариант;
  3. искусственные не подвержены гниению, следовательно имеют увеличенный срок службы.

Совет не экономить прозвучит здесь очень кстати. Скрученные волокна полимерных канатов помогают избежать передавливания рук. Прочность (указана на упаковке) должна превышать массу якоря приблизительно в семьдесят раз, что сведёт риск обрыва к минимуму.

Размеры троса находят в прямой пропорции от силы разгулявшейся стихии, исчисляют в глубинах водоёма:

  • трехбалльный ветер потребует утроенной длины;
  • шестибалльный обойдётся в пять глубин;
  • девятибалльный - в семь.

Принято выпускать небольшой запас в зависимости от течения.

Один хорошо, два - ещё лучше

Ситуации случаются разные, капризы природы, как и особенности незнакомой местности, не предугадать, и даже идеально подобранный якорь может елозить по дну. В подобные минуты порывы ветра, переменчивый характер водоёма или интенсивное судоходство понуждают задуматься о дополнительном стопоре. Такое решение имеет свои преимущества: так предназначенный для речной гальки основной якорь идеально дополняется вторым, подходящим под озёрный илистый грунт. Всегда лучше перестраховаться.

Как не утопить якорь

Знание дна недостижимая роскошь, даже в прозрачной воде не углядишь скрытую за подстилкой из сапропеля корягу. Чтобы избежать потери якоря в непривычных условиях, достаточно следовать простым шагам недаром сложившейся инструкции:

  • ещё на берегу стоит как полагается закрепить якорь к тренду;
  • подтягивать необходимо поступательными движениями, используя буйреп;
  • важным штрихом станет оснастка троса буйком - на худой конец подойдёт пенопластовый кубик-поплавок.

Более других восприимчив к зацепам якорь-кошка, каменистое дно для него своеобразная природная ловушка. Дабы снизить вероятность утери, буйреп приматывают к месту соединения лопастей и веретена, пропуская специально оставленные полметра каната к вспомогательному кольцу из мягких пород. Когда необходимо вытащить намертво засевший зубец, такое кольцо разжимается, изменяя точку приложения усилий на нужную.

Не исключено, что в своём любимом хобби рыболов столкнётся и с другими затруднениями. Пусть это никого не отвадит. Главное - помнить, что все сложности преодолимы, и тогда ни один «якорь» не сможет удержать.

К гравитационному варианту относятся простые и очень практичные в использовании анкеры. Например, чугунные диски, камни, связанные кирпичи, мешки с илом, блины от штанги, самодельные варианты из свинца, траки от танка или трактора. Такие анкеры плашмя ложатся на дно и отлично держат лодку на воде. Недостатком таких вариантов является их громоздкость и тяжёлый вес.

Плавающий вариант ещё называют парашютом. Это название полностью соответствует его конструкции. Такой вариант отлично подходит для водоёмов без течения. Парашют надёжно удерживает лодку даже при сильном ветре. Для изготовления этого парашюта используют качественный полиэтилен или ткань. Конструкция якоря-парашюта очень простая. Диаметр парашюта и длина строп – 1,5 метра. Это изделие крепится на верёвке длиной 10 метров. В центре круга парашюта необходимо сделать отверстие диаметром 10 см для выхода воды.

В основе цепляющихся вариантов лежит наличие лап, которые надёжнее цепляются за дно реки. Лапы в таких якорях могут быть самыми разнообразными – от тонких проволочных до широких плоских. Как правило, такие изделия наделены различными шарнирными узлами с двигающимися составными частями. Использование такого типа анкера даёт возможность уменьшить его вес и применять компактные его модификации.

Якорь Кошка

Самым популярным анкером цепляющегося типа является якорь-кошка. Многие рыболовы дорабатывают кошку, придавая ей более универсальные характеристики. В частности можно снизить зацепистость, привязывая к нему верёвку со стороны лап. Для того чтобы острые лапы не травмировали ПВХ их можно скруглить. Обычно якорь-кошка имеет слаживающуюся конструкцию, что очень удобно, особенно при использовании с лодкой ПВХ.

Сделать якорь, который будет аналогом кошки, можно и самому. Для этого понадобятся такие комплектующие:

  • отрезок трубы диаметром 2,5 см и длиной 30 см;
  • две металлические пластины длиной до 30 см и шириной до 10 см;
  • гайка и два кольца
  • свинец.

Комплектующие и всё изделие в сборе изображены на фото. Для безопасности углы лучше скруглить. В случае надобности лапы можно загнуть. Свинец необходим для заливания внутрь трубы. Тем самым можно изготавливаемый анкер огрузить до необходимого веса. Такое изделие удобно использовать для поиска затонувших предметов.

Якорь Холла и якорь Денфорда

Одним из популярных и широко известных вариантов в судоходстве считается якорь Холла. Как правило, детали этой модели отливается из чугуна, и имеют шарнирное строение. Держащая сила такого изделия в 3-4 раза превышает его массу, поэтому эту модель используют даже для катеров.

Более современным и простым для изготовления является якорь Денфорта, который немного похож на якорь Холла. Аналог такого якоря, который подойдёт для надувных лодок можно изготовить самостоятельно. На картинке изображён самодельный аналог якоря Денфорда.

Несмотря на большую популярность, такой анкер обладает не самой высокой практичностью. Плоскость соприкосновения его с дном не очень большая и на сильном течении такое изделие может нести. Поэтому этот вариант применим при использовании на дне с мягким грунтом, где у него будет возможность зарываться.

Грибовидный якорь

Одним из лучших вариантов для ловли на течении является грибовидный якорь. Такой вариант якоря обеспечивает наилучшую сцепляемость с грунтом дна благодаря шапке гриба, которая зарывается в грунт при натяжении верёвки . Обычно такие якоря отливаются целиком.

В домашних условиях подобие грибовидного якоря можно вылить из свинца. Ещё одним возможным вариантом является самодельное изделие из сковородки. Сковородочный анкер своими руками – это отличный самодельный вариант, который как нельзя лучше подойдёт на лодку ПВХ. Изготавливается он очень просто:

  • на одной стороне стального прута диаметром 1-2 см нарезается резьба;
  • с другой стороны сверлится отверстие для продевания верёвки;
  • в центре сковородки сверлится отверстие под этот прут;
  • прут прикручивается к сковородке гайкой.

Самого большого сдерживающего эффекта можно достичь при использовании именно якоря такого плана – чем течение сильнее, тем сильнее он зарывается в грунт.

Якорь Курбатова

Одним из возможных вариантов анкера, который можно применить с лодкой ПВХ, является вариант Курбатова. Такой вариант обладает хорошей сцепкой с дном. Этот вариант состоит из проволочного раздвоенного корпуса и движущейся лапы, которая свободно вращается и занимает любое необходимое ей положение. Все размеры анкера Курбатова изображены на схеме.

Разновидностью модели Курбатова является модель Трайдент. Этот вариант очень популярен за рубежом. От модели Курбатова этот вариант отличается формой лопаты, которая в зарубежном варианте имеет форму тризуба. Оба эти анкера отлично подходят для мягкого и рыхлого грунта – ил или песок.

Какой бы якорь не был выбран для лодки ПВХ крепление его должно быть надёжным. В случае сильного ветра или течения крепление анкера должно быть оборудовано на лодке в двух местах – на корме и на носу. При этом лодка устанавливается вдоль течения.

Рыбачить с лодки иногда приходится в самых разнообразных условиях. Иногда для определения местонахождения анкера целесообразно использовать буй. С помощью троса-буйрепа буй соединяется с нижней частью изделия. Потребность использования такой подстраховки может возникнуть вблизи густого коряжника. При зацепе анкера его можно будет вытащить с помощью троса буйрепа.

Самодельный якорь для лодки ПВХ – это компромиссный вариант для рыболова, так как в первую очередь экономятся средства, которые можно потратить на другие принадлежности для рыбалки. Кроме того, якорь может быть сделан из подручных материалов, обладать необходимой массой, иметь складной механизм. На сегодняшний день чертежей для изготовления своими руками анкера для лодки ПВХ огромное множество. Причём любой, даже самый требовательный, рыболов сможет выбрать лучший вариант для себя. Поэтому чаще всего анкер рыболовами изготавливается самостоятельно, и это абсолютно правильное решение.

Многие рыбаки изготавливают не только различные грузики, поплавки и приманки, но и делают добротные якоря для надувных лодок. Без сомнений, это намного лучше, так как, во-первых, вы экономите денежные средства, а во-вторых, будете уверены в надёжности приспособления.

Якоря для надувных лодок делаются различными способами. Наиболее популярный метод изготовления – это так называемый Курбатовский , предполагающий создание сварной конструкции. При наличии необходимых материалов и инструментов, вы получите в распоряжение простой, компактный якорь небольшого веса.

Требования к самодельному якорю

Главным требованиям к якорю является его способность удерживать судно при условиях воздействия волн, ветра и течения. Удерживающая сила же зависит от массы якоря.

Для определения необходимой массы лучше воспользоваться специальными таблицами или же провести вычисления с помощью формул, хотя можно ориентироваться и на стандартные правила. К примеру, якоря с весом в 5-6 кг способны удерживать лодки с водоизмещением в 450-550 кг .

В целом, вес якоря составляет примерно 1% от веса и 1% от длины водного судна. Но кроме характеристик лодки нужно учитывать также силу ветра и течения, наличие волн .

Важным моментом является и тип донного грунта, так как некоторые якоря подходят не для любой подводной почвы.

Изготовление простого разборного якоря

Для изготовления самодельного разборного якоря вам понадобится небольшая трубка из нержавейки : диаметр – 25 мм, длина – 270 мм. На её конец привариваем втулку с 25-мелиметровой резьбой М12.

Лапы делаются из полосок нержавеющей стали со следующими габаритами: длина – 260 мм, ширина – 40 мм, толщина – 4 мм. Края лап нужно обработать наждачной бумагой.

На одну из лап привариваются две полоски с целью предотвращения прокручивания лап в собранном положении якоря. Сами лапы надеваем на шток и закручиваем гайкой М12. Для того чтобы якорь можно было собрать без применения инструментов, на гайку привариваем кольцо. На другой стороне якоря же делается отверстие, в которое вставляется ещё одно кольцо (диаметр – 40 мм, толщина проволоки – 5 мм). Весить такой якорь будет 1,6 кг.

Чтобы повысить устойчивость лодки в условиях сильного ветра можно в шток якоря залить примерно 2 кг свинца .

Такой разборный якорь крепится к сидению при помощи специального шнура с карабином. Кольцо, которое было приварено к гайке, может использоваться для закрепления шнура при стоянке на каменистом дне с корягами. Когда шнур будет подцеплен к якорю за нижнее кольцо, процесс вытягивания якоря станет более легким.

Для изготовления якоря такого типа нужны:

  • кусочек металлического прута с длиной в 12 мм;
  • листовая часть (толщина 3 мм);
  • проволока (диаметр не меньше 8 мм).

Якорь будет обладать раздвоенным веретеном и одной лапой. Приблизительный вес – 2 кг.

Сначала делаем веретено из проволоки, к верхней части которого привариваем планку. Далее привязываем фиксирующие планки к штоку. Благодаря им будет разворачиваться лапа, обеспечивается надёжный зацеп за донный грунт. Концы веретена у штока следует приварить полоской металла, что нужно для поддержания единственной лапы в рабочем положении.

Для лодок ПВХ с длиной в 3-4 м отличным решением будет использование якоря-кошки. Проще всего изготавливается складной вариант, конструкция которого предусматривает закрепление лап при помощи шарниров внизу основы якоря. Положение лап якоря меняется при помощи специальной муфты, которая скользит по веретену и стопорит в верхнем или нижнем положении.

Чтобы не произошло обрыва, лапы закрепляем на штоке при помощи шплинтов, которые в случае застревания конструкции срезаются, позволяя лапам распрямиться и выйти из-под коряги или иного блокирующего объекта. Повысить компактность можно при помощи шарнирного крепления лап внизу штока, на который надевается плавающая муфта. Так вы сможете легко складывать лапы и приводить их обратно в рабочее положение.

Такой якорь-кошка особенно хорош при безветренной погоде. В случае сильных порывов ветра якорь следует дополнительно утяжелить.

Самодельный якорь для лодки пвх

Статьи по теме:

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки

Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли

Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки

Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

Какую катушку выбрать для фидера - обзор характеристик

Характеристики и возможности фидерных удилищ

Лодка является одним из главных помощников рыболова. Без нее не обойтись на диких водоемах, тем более, если они не имеют чистых берегов и обычной удочкой рыбы не поймаешь. Если рыболов располагает лодкой, то имеется возможность ловить на любом участке акватории. К сожалению, лодка должна иметь якорь, для фиксации.

Особенно это актуально при наличии течения. Его можно либо купить, либо сделать самому, что, во-первых, интересно, а во-вторых, не займет много времени и средств.

Для начала лучше определиться с тем, нужен ли якорь для лодки вообще. Как показывает практика, почти в 90 % случаев, якорь просто необходим. При его наличии можно просто заниматься рыбной ловлей, и не думать о том, что лодку может унести ветром или течением.

Подобный элемент лодки должен иметь следующие характеристики:

  • вес якоря должен соответствовать не менее 10 % веса самой лодки;
  • его масса должна быть больше 1 % длины лодки.

Основные характеристики якорей

Чтобы якорь смог удерживать лодку при любых условиях, следует брать во внимание все факторы:

  • определиться с максимальной высотой волн;
  • рассчитать максимальное усилие ветра;
  • взять во внимание характер дна лодки;
  • правильно подобрать трос для якоря.

Особое внимание следует уделить качеству троса, поскольку он будет подвергаться большим усилиям. Чем больше вес лодки, тем на большие усилия должен быть рассчитан трос.

Для якорей применяются два вида канатов:

  • искусственные. Они имеют длительный срок службы, так как не поддаются гниению;
  • натуральные. Мало применяются из-за малой устойчивости против влаги.

Как правило, трудно подобрать якорь на все случаи жизни, особенно в магазине.

Чтобы самодельный якорь выполнял свои функции в полной мере, следует провести ряд наблюдений:

  • ознакомиться с погодными условиями места рыбалки;
  • определиться с конструкцией;
  • заняться подготовкой необходимых материалов;
  • поинтересоваться у опытных рыболовов на предмет более удачной конструкции.
  • удерживать лодку на одном месте;
  • легко сниматься с дна водоема;
  • иметь небольшой вес;
  • иметь компактные размеры и не занимать много места;
  • быть устойчивым к коррозии;
  • хорошо работать на конкретном водоеме.

Довольно часто, вместо реальных якорей, рыбаки применяют подручные средства, в виде камней, кирпичей, балласта с песком и т.д.

Как правило, они обладают малой эффективностью:

  • такие подсобные устройства не компактные и занимают много полезного пространства лодки;
  • если имеются острые углы, то они могут повредить лодку;
  • на установку такого якоря тратится много полезного времени.

Применение подобных устройств оправдано в том случае, если дно водоема твердое и чистое. Несмотря на это, заводские конструкции не всегда отвечают необходимым требованиям.

К недостаткам можно отнести:

  • высокую, порой не оправданную цену;
  • изделия могут оказаться просто бракованными.

Если взять во внимание вышесказанное, то якорь проще, дешевле и доступнее изготовить самому. Тем более, что рыболов понимает, какой именно нужен якорь, чтобы рыбалка была комфортной.

Виды якорей для лодки ПВХ своими руками - чертежи фото

Без якоря, тем более на течении, вряд ли можно рассчитывать на рыбалку вообще. Но это совсем не означает, что на водоеме без течения якорь не понадобится. Как правило, на любых водоемах могут присутствовать подводные течения. Кроме этого, ни дня не бывает без ветра, который способен гонять лодку по водоему без проблем. Наличие якоря поспособствует решению многих задач. В связи с этим не следует недооценивать наличие якоря, тем более, что сделать его самому не так уж и сложно. Самыми популярными на сегодняшний день являются следующие конструкции:

  • якорь Холла;
  • якорь-кошка;
  • якорь-Курбатова;
  • устройство в виде гриба для рыбалки на течении;
  • якорь Денфорта, предназначен для любого характера дна.

Каждая конструкция обладает своими достоинствами и своими недостатками. Чтобы понять, какой из вариантов наиболее подходящий, нужно детально рассмотреть каждую конструкцию.

Чтобы его сделать нужно иметь следующие детали:

  • металлическую трубу, диаметром 25 мм и длиной 270 мм;
  • одну гайку и одну втулку;
  • четыре отрезка метала: два меньших и два больших;
  • два кольца из метала;
  • два килограмма свинца.

Сборка:

К концу трубки крепится втулка. Четыре полоски из стали послужат в качестве лап. Вся конструкция скрепляется гайкой. Для увеличения веса якоря, внутрь трубки заливается свинец.

Это сварная конструкция, поэтому деталей понадобится меньше. Вот они:

  • прут из стали;
  • стальная проволока;
  • металлические отрезки.

Из проволоки нужно согнуть, что-то похожее на веретено, и уже к этой заготовке привариваются остальные детали. За счет приваренных кусочков металла конструкция надежно удерживается на дне.

Этот якорь отлично послужит для небольших надувных лодок из ПВХ. Как правило – это складная конструкции, которая занимает минимум полезного пространства. Конструкция довольно легкая и при наличии ветра ее нужно утяжелять. Лапы якоря крепятся к своеобразному веретену, согнутому из проволоки. Расположение лап можно регулировать, передвигая их по этой проволоке.

Для изготовления подобной конструкции нужна форма в виде пирамиды. Как вариант, ее можно изготовить из листов железа. После этого, форма заливается расплавленным свинцом. Чтобы якорь можно было крепить, после заливки, в горячий еще свинец, вставляется отрезок проволоки. После того, как свинец застынет, проволока надежно укрепится в конструкции. Второй вариант позволяет обойтись без свинца. Он предусматривает крепление пластин различного размера, чтобы получилась пирамида. Достоинство такого способа заключается в том, что можно легко регулировать массу якоря, удаляя или прибавляя пластины. Это легко осуществить, если взять металлическую шпильку с резьбой, а в центре каждой пластины просверлить по отверстию. Вся конструкция может быть скреплена при помощи гайки. При этом, следует набрать платины так, чтобы самая маленькая оказалась внизу.

Сделать якорь своими руками – это несложно. Намного сложнее научиться его эксплуатировать. Если этого не сделать, то потерять его не составит большого труда, а изготавливать якорь для каждой рыбалки – это очень накладно. Поэтому, важно знать, как порыбачить так, чтобы не потерять якорь.

Как не утопить якорь

Каждый водоем характеризуется своим типом дна, который может быть разным на различных участках одного и того же водоема. Поэтому, трудно определить на твердом или илистом дне находится приспособление, если не попытаться его изучить. К сожалению, большинство рыболовов этого не делают. Чтобы не оставить якорь на дне водоема, нужно проделать следующее:

  • закрепить якорь к тренду;
  • обеспечить его буйком;
  • вытаскивать с помощью буйрепа.

Как правило, для нормального функционирования лодки ПВХ, достаточно одного якоря, тем более, при условии правильной эксплуатации. Главное, чтобы конструкция отличалась надежностью, а погодные условия благоприятствовали процессу рыбной ловли. Несмотря на это, лучше перестраховаться и брать с собой еще один якорь, как говорится, на всякий «пожарный» случай. При этом, очень важно учитывать характер дна водоема. Иногда приходится перемещаться от одного водоема к другому, где дно может быть совсем другим. Поэтому, лучше иметь два якоря: один должен предназначаться для твердого дна, а другой для илистого.

Заключение

Рыбалка – это увлекательное занятие, которое приносит человеку массу положительных эмоций, что способствует заряду бодрости и энергии. Но это бывает только при условии, когда рыболов продумал все до мелочей и взял с собой все необходимые принадлежности. Мало того, они должны быть качественными и соответствовать различным условиям ловли. Подобное определение относится и к лодочному якорю. Если это будет качественный и функциональный помощник, то кроме удовольствия, рыбалка не принесет негатива. Если элемент окажется некачественным, то процесс рыбалки может быть испорчен. Кроме огромной досады этот процесс ничего не вызовет.