Реформаторская деятельность Сперанского М. М.: замыслы и результаты. "идеальный бюрократ" михаил михайлович сперанский

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

Сперанский известен, прежде всего, благодаря своим обширным реформам. Он был сторонником конституционного строя, однако полагал, что Россия не готова пока распрощаться с монархией, поэтому необходимо постепенно преобразовывать государственный строй, менять систему управления и вводить новые нормы и законодательные акты. По приказу Александра 1 Сперанский разработал обширную программу реформ, которые должны были вывести страну из кризиса и преобразовать государство.

Программа предполагала:

    Уравнивание всех сословий перед законом;

    Сокращение расходов всех государственных ведомств;

    Установление жесткого контроля над расходованием государственных средств;

    Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, изменение функций министерств;

    Создание новых, более совершенных судебных органов, а также создание нового законодательства;

    Введение новой налоговой системы и преобразования во внутренней экономике и торговле.

В целом, Сперанский хотел создать более демократичную систему с монархом во главе, где каждый человек, вне зависимости от его происхождения, имел равные права и мог рассчитывать на защиту своих прав в суде. Сперанский хотел создать в России полноценное правовое государство.

К сожалению, не все реформы, которые предложил Сперанский, были воплощены в жизнь. Во многом на провал его программы повлиял страх Александра 1 перед столь крупными преобразованиями и недовольство дворянства, которое имело влияние на царя.

Итоги деятельности Сперанского

Несмотря на то, что не все задуманное было осуществлено, часть проектов, составленных Сперанским все же были воплощены в жизнь.

Благодаря Сперанскому удалось добиться:

    Роста экономики страны, а также роста экономической привлекательности Российской Империи в глазах иностранных инвесторов, что позволило создать более мощную внешнюю торговлю;

    Модернизации системы государственного управления. Армия чиновников стала функционировать более эффективно за меньшее количество государственных средств;

    Создать мощную инфраструктуру во внутренней экономике, которая позволила ей быстрее развиваться и эффективнее саморегулироваться

    Создать более мощную правовую систему. Под руководством Сперанского было выпущено «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах – документ, содержащий все законы и акты, выпущенные с момента царствования Алексея Михайловича.

Кроме того, Сперанский был блестящим юристом и законотворцем и теоретические принципы управления, описанные им за период своей деятельности, легли в основу современного права.

Аракчеев Алексей Андреевич (1769- 1834), российский военачальник и государственный деятель.

Родился 4 октября 1769 г. в деревне Гарусово Новгородской губернии в семье отставного поручика лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1783-1787 гг. проходил обучение в Артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе. В 1787 г. в чине поручика от армии Аракчеев был оставлен при корпусе преподавать математику и артиллерию. Здесь он составил учебное пособие «Краткие артиллерийские записки в вопросах и ответах».

В 1792 г. Аракчеева перевели на службу в «гатчинские войска» великого князя Павла Петровича. В этот период он сделался любимцем наследника престола: После воцарения Павла I Аракчеев был назначен комендантом Петербурга, произведён в генерал-майоры (1796 г.) и получил баронский титул. В 1797 г. стал командиром лейб-гвардии Преображенского полка и генерал-квартирмейстером всей армии. В 1798 г. император пожаловал ему титул графа с девизом: «Без лести предан».

В том же году в артиллерийском арсенале была совершена кража. Аракчеев пытался утаить от императора, что в день преступления караулом командовал его брат. В наказание Павел уволил его со службы. Только в 1803 г. император Александр I принял генерала обратно, назначив его инспектором всей артиллерии и командующим лейб-гвардии Артиллерийским батальоном.

В 1803-1812 гг. на посту инспектора артиллерии, а позже и военного министра Аракчеев провёл ряд коренных преобразований в этом роде войск. Система Аракчеева заключалась в том, чтобы обеспечить русской артиллерии высокий технический уровень и самостоятельность на поле битвы.

В январе 1808 г. Аракчеев был назначен военным министром. С этого момента его влияние при дворе неуклонно усиливалось вплоть до смерти Александра (1825 г.). Новый министр за неполных два года увеличил армию на 30 тыс. человек, организовал запасные рекрутские депо, позволившие в 1812 г. быстро пополнять действующие воинские части, навёл порядок в финансах и делопроизводстве.

В канун Отечественной войны 1812 г. в составе Императорской главной квартиры он находился в Вильно (ныне Вильнюс). После начала военных действий Аракчеев вместе с государственным секретарём адмиралом А. С. Шишковым и генерал-адъютантом А. Д. Балашовым убедил Александра I покинуть действующую армию и вернуться в Петербург.

С августа 1814 г. Аракчеев руководил созданием военных поселений, а в 1819 г. стал главным начальником над ними (в 1821-1826 гг. главный начальник Отдельного корпуса военных поселений). В феврале 1818 г. Аракчеев по поручению императора составил проект постепенной отмены крепостного права. Согласно предложению графа, государство должно было выкупать помещичьи имения по согласованным с владельцами ценам. Александр I одобрил проект, но реализован он не был.

В царствование Николая I за Аракчеевым сохранилось только командование Отдельным корпусом военных поселений. В апреле 1826 г. он был отпущен в отпуск на воды. Находясь за границей, издал письма к нему Александра I, вызвав этим гнев Николая. Император окончательно уволил Аракчеева со службы и запретил появляться в столице.

Михаил Илларионович Кутузов (Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский)(1745 - 1813) – величайший полководец, генерал-фельдмаршал.

Родился Михаил в семье сенатора Иллариона Голенищева-Кутузова. Первое обучение в биографии Михаила Кутузова проходило дома. Затем же в 1759 году он поступил в Артиллерийскую и Инженерную шляхетскую школу. Окончив школу, остался преподавать математику, вскоре стал флигель-адъютантом, а позже – капитаном, командиром роты.

Недолго покомандовав отрядами, в биографии Кутузова настал чрезвычайно важный период – его перевели в армию Румянцева, которая вела войну с Турцией. Под руководством генерал-фельдмаршала, а также Александра Суворова , Кутузов получил несравненный военный опыт. Начав войну офицером, вскоре он получил звание подполковника..

В 1772 году его перевели во 2-ю армию князя Долгорукого. Если рассматривать дальнейшую краткую биографию Кутузова, то следует отметить его возвращение в Россию в 1776 году, получение чина полковника. В 1784 году Кутузов получил звание генерал-майора за успешную деятельность в Крыму. 1788-1790 года в биографии Кутузова отличались военной насыщенностью: он принимал участи в осаде Очакова, боях под Каушанами, штурме Бендер, Измаила, за что получил звание генерал-поручика. Также Кутузов принимал участие в русско-польской войне, много преподавал военные дисциплины, служил военным губернатором.

Для Кутузова Михаила Илларионовича биография в 1805 году ознаменовала началом войны с Наполеоном. Будучи главнокомандующим армии, совершил марш-маневр к Ольмюцу. Затем же был разгромлен в Аустерлицком сражении. В 1806 году стал военным губернатором Киева, в 1809 – литовским губернатором.

В 1811 году в биографии М. Кутузова снова были начаты военные действия с Турцией. Турецкие войска были разгромлены, а Кутузов получил графское достоинство. Во время Отечественной войны 1812 года Кутузов назначен главнокомандующим всех русских армий, а также получил титул светлейшего князя. Вначале отступив, Кутузов показал великолепную стратегию во время Бородинской, а также Тарутинской битвы. Армия Наполеона была уничтожена.

Пестель Павел Иванович (1793-1826), декабрист.

Родился 5 июля 1793 г., потомок нескольких поколений московских почт-директоров, сын сибирского генерал-губернатора И. Б. Пестеля.

Учился в Дрездене и в петербургском Пажеском корпусе. Служа в гвардии, прошёл Отечественную войну 1812 г. и Заграничные походы 1813-1814 гг. Стал полковником Вятского полка (1821 г.).

Глубокие знания и ораторское искусство Пестеля с самого начала выдвинули его в лидеры дворянских революционеров. Он написал устав тайной организации Союз спасения (1816 г.). Создал в городе Тульчине управу Союза благоденствия (1818 г.), добился, что его члены приняли республиканскую программу и согласились с необходимостью убийства царя, а затем - с требованием уничтожить всю императорскую фамилию.

Пестель создал и возглавил Южное общество декабристов (1821 г.) и пытался объединить его с Северным обществом на основе своей программы «Русская правда». В этом документе он настаивал на освобождении крестьян с землёй, ограничении помещичьего землевладения и образовании из конфискованной земли двух фондов: для раздачи крестьянским общинам и для продажи или сдачи в аренду государством.

Пестель мечтал уничтожить в России сословия и предоставить право голоса всем мужчинам с 20 лет для избрания верховных законодательных, исполнительных и контрольных органов. Он считал, что выборы должны пройти, когда обладающее диктаторскими правами Временное правительство закончит свою революционную работу.

13 декабря 1825 г. Пестель по доносу был арестован и не смог принять участие в восстании на Сенатской площади.

Вместе с другими приговорёнными к смерти декабристами был казнён 25 июля 1826 г. в Петропавловской крепости.

Никита Михайлович Муравьёв (1795 - 1843) – декабрист, один из важнейших идеологов движения.

Родился Никита в дворянской семье в Петербурге. Первое образование в биографии Н. Муравьева было получено дома. Затем же он поступил в Московский университет, после окончания которого стал работать регистратором в Департаменте Министерства юстиции.

1812 год в биографии Н.М. Муравьёва обозначен вступлением в армию. Уже в 1813 году он стал прапорщиком. Никита Муравьев принимал участие в сражениях под Дрезденом, Гамбургом, сражался против Наполеона. С 1817 года был масоном, входил в состав ложи «Трех добродетелей». В 1820 году уволился в отставку по прошению, затем стал служить в Гвардейском генеральном штабе.

Муравьев содействовал образованию Союза спасения, Союза благоденствия. Будучи рьяным активистом, на одном из собраний в 1820 году высказал идею установления республиканской формы правления путем проведения вооруженного восстания.

В 1821 году для Н.М. Муравьева в биографии произошло еще одно важное событие – им было организовано Северное общество. В том же году активист разработал свою версию Конституции, однако после критики однодумцев исправил некоторые пункты.

Несмотря на то, что в декабре 1825 года Муравьев уехал из Петербурга, 20 декабря был арестован, поскольку считался причастным к работе тайного общества. 26 декабря помещен в Петропавловскую крепость, осужден на 20 лет каторжных работ. Однако позже срок изменили, укоротив до 15 лет. В декабре 1826 года Муравьев прибыл в Сибирь. Жена Никиты, Александра Чернышева, поехала вместе с мужем. В 1836 году прибыл в Иркутск, умер там же, в Иркутской губернии в 1843 году.

Император Николай 1 родился 25 июня (6 июля) 1796 г. Он был третьим сыномПавла 1 и Марии Федоровны. Получил неплохое образование, но не признавал гуманитарных наук. Был сведущ в военном искусстве и фортификации. Хорошо владел инженерным делом. Однако, несмотря на это, царь не был любим в армии. Жестокие телесные наказания и холодность привели к тому, что в солдатской среде закрепилось прозвище Николая 1 «Николай Палкин».

В 1817 г. Николай женился на прусской принцессе Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине.

Александра Федоровна жена Николая 1, обладающая удивительной красотой, стала матерью будущего императора Александра 2 .

Николай 1 вступил на престол после смерти своего старшего брата Александра 1. Константин, второй претендент на престол отрекся от своих прав еще при жизни старшего брата. Николай 1 не знал об этом и сначала присягнул на верность Константину. Позже этот короткий период будет назван Междуцарствием. Хотя манифест о вступлении на престол Николая 1 был издан 13 (25) декабря 1825 г, юридически правление Николая 1 началось 19 ноября (1 декабря). И первый же день омрачился восстанием декабристов на Сенатской площади, которое было подавлено, а руководители казнены в 1826 г. Но царь Николай 1 увидел необходимость реформирования общественного строя. Он решил дать стране четкие законы, опираясь при этом на чиновничество, поскольку доверие к дворянскому сословию было подорвано.

Внутренняя политика Николая 1 отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие. Тайная канцелярия под руководством Бенкендорфа занималась политическим сыском. После выхода в 1826 г. цензурного устава под запретом оказались все печатные издания с малейшей политической подоплекой. Россия при Николае 1 довольно сильно напоминала страну эпохи Аракчеева .

Реформы Николая 1 отличались ограниченностью. Законодательство было упорядочено. Под руководством Сперанского начался выпуск Полного собрания законов Российской империи. Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. Крестьяне наделялись землями при переселении в необжитые районы, в деревнях строились медпункты, внедрялись новшества агротехники. Но внедрение новшеств происходило силовыми методами и вызывало резкое недовольство. В 1839 – 1843 гг. была проведена и финансовая реформа, установившая соотношение между серебряным рублем и ассигнацией. Но вопрос о крепостном праве остался неразрешенным.

Внешняя политика Николая 1 преследовала те же цели, что и политика внутренняя. В царствование Николая 1 Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826 – 1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай 1 выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в Крымскую войну . Но, по итогам Парижского мира, заключенного в 1856 г. страна утратила право иметь флот и крепости на Черном море, потеряла Южную Молдавию. Неудача подорвала здоровье царя. Николай 1 умер 2 марта (18 февраля) 1855 г. в Санкт-Петербурге, а на престол взошел его сын, Александр 2.

Михаил Сперанский (1772 - 1839) не был потомственным дворянином. Четыре поколения священнослужителей, честных и добропорядочных подданных Российской империи – вот чем гордились в их семье. Мальчик рано научился грамоте, в пять лет сам читал Закон Божий и Псалтырь. В семь лет легко поступил во Владимирскую семинарию. Михаил проявил редкие для ребенка его возраста качества: любознательность, усидчивость, умение коротко и понятно излагать самые трудные понятия. Преподаватели сначала прозвали его Сперанским, а потом предложили выбрать это слово в качестве фамилии. Сперанский - это по-русски Надеждин.

Семинария отобрала лучших учеников и отправила их в Александро-Невский монастырь. И в этой семинарии не было равных ему в обучении и прилежании. Он готов был преподавать, но в дело вмешался счастливый случай. Его сиятельство А. Б. Куракин выбирал секретаря. Лучше Сперанского кандидатуры не было. Так бывший семинарист оказался при дворе Павла I. Он был собран, аккуратен, грамотен и умен. Его начитанности могли позавидовать профессора, а умению говорить – лучшие ораторы.

Сперанский всего за три года стал важным лицом в государстве. Он принят при дворе, богат, ему даровано дворянское звание. Он женат, он любит, любим и счастлив. Ему 27 лет, он действительный статский советник. Но судьба не только баловала Сперанского, она отобрала у него красавицу жену. Роды были трудными, дитя выжило, а мать скончалась. Он был однолюбом и больше не женился. Растил дочь один, и любовниц у него не было. Эта история добавляет еще один штрих к портрету Сперанского – все душевные силы он отдавал Отечеству и дочери.

При Александре I его приглашают на службу в МВД. Граф Кочубей, глава ведомства, ценил нового сотрудника и поручал ему разбираться в самых сложных юридических вопросах. Сперанский выделялся на фоне своих сослуживцев. Он честен, взяток не брал, подличать не умел. Он утверждал, что главенство закона является главным условием существования государства. Он открыто заявлял, что необходима реформа, в результате которой в России появится конституционная монархия. Как ни странно, Император поддерживал инновации Сперанского, его не пугало словосочетание «уничтожить самодержавие».

Секретарь императора – так называется новая должность молодого чиновника. Его карьере завидовали: замминистра юстиции, тайный советник, госсекретарь, директор Комиссии законов. Личное поручение императора - разработать План гособразования, над которым работал «Негласный комитет». Александр I считал самой это важнейшей задачей, часто встречался со Сперанским и требовал ежедневных отчетов.

Сперанский сумел убедить императора изменить порядок получения званий и привилегий. В Российской империи еще со времен Екатерины Второй было принято присваивать дворянским детям чины. Родилось дитятко, и сразу же ему чин пятого класса на блюдечке поднесли. То есть оно еще несмышленое, ходить не умеет, а камер-юнкером числится. Пройдет лет десять, дитя в возраст войдет, тут ему звание камергера пожалуют, а вместе с ним - и местечко теплое да хлебное. Сперанский работал над указом. Отныне «неслуживые» камер-юнкеры и камергеры должны были позаботиться о месте. Не служишь государству – лишаешься звания, а вместе с ним и привилегий, к нему прилагаемых. Срок выполнения – два месяца.

Далее Сперанский взялся за «Табель о рангах». Он предложил проверять чиновников, прежде чем присваивать им новый чин. Слово «экзамен» перепугало всех. Подумать только, дворянские дети должны доказывать свою пригодность для чина! Ох, и засуетились недоросли! Диплом университета еще куда ни шло, да и французский в качестве иностранного еще осилить было можно. А вот право и экономика, физика, статистика и экономика… Господи, ну кто же на это способен?! Процентов пять, в лучшем случае десять. Остальные впали в ярость, предвидя потери в виде наград и привилегий.

Сперанский фонтанировал идеями. До 1812 года он успел провести реорганизацию всех министерств. Пытался было внести изменения и структуру Сената, но его недругам удалось убедить Александра I отложить проект до лучших времен. Потом началась война, потом нужно было думать о восстановлении. Проект положили в дальний ящик, там его и похоронили. А вот план по учреждению в Царском Селе Лицея приняли.

Сперанский мечтал о том времени, когда Россия станет правовым государством. Грядущие изменения и его энтузиазм пугали приближенных императора, и в результате дворцовых интриг смелый реформатор оказался в ссылке. Сначала Нижний Новгород, потом Пермь. До августа 1816 года Сперанский жил на грани нищеты. Узнав об этом, император сменил гнев на милость и назначил его губернатором в Пензу. Всего семь месяцев находился Сперанский на этом посту.

Его реформы:

  • ввел местное самоуправление;
  • часть обязанностей губернатора отдал вице-губернаторам;
  • вменил в обязанность чиновникам проведение приема граждан;
  • запретил продажу безземельных крестьян;
  • облегчил условия выхода крестьян из крепостной зависимости;
  • назначил единый размер пошлины;
  • определил условия выдачи участков безземельным крестьянам.

В конце марта 1812 года Сперанский получает приказ в двухлетний срок навести порядок в Сибири и составить план ее развития. Для этого ему дана новая должность – генерал-губернатор. Он справился с заданием: все его предложения были одобрены и приняты к исполнению в 1821 году. Сперанского не было в Петербурге 9 лет. Император отблагодарил его, назначив членом Госсовета по департаменту законов. Зная, как Сперанский любит свою дочь, император назначил ее на должность фрейлины. И добавил ему три с половиной тысячи десятин земли – неплохая прибавка к жалованию.

Самый уважаемый министр страны – это Сперанский. Обычно смена царей на троне приводила к смещению всех крупных чиновников. Николай I, сменив на престоле Александра I, попросил Сперанского остаться в правительстве. Тяжким испытанием для него стал суд над декабристами. Некоторых из них он знал, а потому боялся оказаться пристрастным. К тому же Сперанский со многими их предложениями был согласен. Несовершенство судебной системы понимал и император. Собрали комиссию, задача которой - упорядочить законодательство. Главой комиссии, разумеется, был назначен Михаил Сперанский. Работа заняла пять лет, ее итогом стали сорок пять томов «Полного собрания законов».

На основании собранного комиссией материала по истории русского законодательства комиссия, напряженно работая еще три года, составила полный «Свод законов Российской империи». Решением Государственного Совета он вступил в силу с первого января 1835 года.

За этот поистине титанический труд Николай I наградил Сперанского Андреевской звездой, причем, сделал это, сняв с себя эту высокую награду.

Через три года, в декабре 1838 года, Сперанский заболел. Вроде бы обычная простуда, но ослабленный организм не выдержал. Новогодним подарком от императора стал графский титул, но болезнь протекала так тяжело, что радоваться не было сил. Февраль 1839 отметился лютыми морозами, но 11 января потеплело, тучи разошлись, и вышло солнце. К полудню великий реформатор скончался. Хоронили Михаила Михайловича Сперанского почти по царскому протоколу. Александро-Невская лавра приняла своего бывшего семинариста. Николай I был безмерно огорчен. Он понимал, что найти человека, равного Сперанскому, он уже не сумеет. Одни придворные вспоминали слова Наполеона, предложившего Александру I отдать ему Михаила Михайловича в обмен на любое из его королевств. Другие вспоминали реформы Сперанского, перечисляли его заслуги перед Отечеством. Третьи сожалели о том, что этот удивительный человек не сумел воплотить свою мечту – убедить императора отказаться от самодержавия и сделать Россию конституционной монархией.

Русский государственный деятель, реформатор и законотворец, ближайший сотрудник императора Александра I, граф (1839).

Родился в семье Михаила Васильевича Третьякова (1739-1801), священника Никольской церкви в сельце Черкутино Владимирского уезда и губернии, имении графа (впоследствии князя) Н. И. Салтыкова.

В 1781-1788 годах учился во Владимирской духовной семинарии, при зачислении в которую получил фамилию «Сперанский» (от латинского глагола spero, -are - уповать, надеяться). В 1788 году среди лучших учеников был направлен в Александро-Невскую главную семинарию в . В 1792 году окончил курс и был оставлен учебном заведении в качестве профессора математики, физики и красноречия.

Отказавшись от монашества и духовной карьеры, в 1797 году вступил на государственную службу с чином титулярного советника (IX класс по «Табели о рангах»). Обладавший громадной работоспособностью, умением писать и говорить, М. М. Сперанский быстро проявил себя. В 1801 году, вскоре после вступления на престол , М. М. Сперанский получил чин действительного тайного советника (IV класс по «Табели о рангах»). Он занимался составлением многочисленных указов и манифестов, определивших характер нового царствования.

Назначенный на службу в образованное в 1802 году Министерство внутренних дел, М. М. Сперанский, наряду с гигантским объемом работы и фактическим созданием русской бюрократической машины XIX - начала XX веков, написал работы, выдвинувшие его в ряд первых политических мыслителей: «Размышления о государственном устройстве империи», «Записку обустройстве судебных и правительственных учреждений в », «О духе правительства» и др. 20 февраля 1803 года при непосредственном участии М. М. Сперанского был опубликован знаменитый указ «о вольных хлебопашцах». Согласно этому документу, помещики получили право отпускать крепостных «на волю», наделяя их землей. За годы царствования в соответствии с его положениями было освобождено 37 тысяч человек.

В 1807 году М. М. Сперанский стал статс-секретарем императора. В 1808 году он сопровождал в Эрфурт для встречи с . В январе 1810 года, с учреждением Государственного совета, М. М. Сперанский занял должность государственного секретаря, став самым влиятельным сановником , вторым после императора лицом в государстве.

Активная реформаторская деятельность М. М. Сперанского привела его к конфликту с влиятельными кругами петербургского общества. В марте 1812 года, накануне нашествия на , М. М. Сперанский был обвинен в измене и сослан в под строгий надзор полиции, затем переведен в . После ряда писем в 1816 году опальный реформатор был возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором. В 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири. Будучи талантливейшим администратором, добился улучшения управления этой частью страны.

В 1821 году М. М. Сперанский был возвращен в , где стал членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов. После восшествия на престол М. М. Сперанский, доказав свою лояльность участием в суде над декабристами, возглавил грандиозную работу по кодификации российских законов (Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах (1830), Свод законов в 15 томах (1832) и др.). В это время он также был членом ряда высших государственных комитетов, читал курс юриспруденции цесаревичу Александру Николаевичу, будущему императору .

1 января 1839 года, в день 67-летия М. М. Сперанского, император пожаловал ему графское достоинство. Менее чем полтора месяца спустя пожилой сановник скончался от простуды.

Детство и юность

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии (сейчас в Собинском районе Владимирской области). Отец, Михаил Васильевич Третьяков (1739-1801), был священником церкви в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери - Прасковье Фёдоровой, дочери местного дьякона .

Из всех детей до совершеннолетия доросли только 2 сына и 2 дочери. Михаил был старшим ребёнком. Он был мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать. Почти всё своё время Михаил проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил со своим слепым дедом в церковь и там читал Апостола и Часослов вместо пономаря.

Сперанский впоследствии никогда не забывал о своем происхождении и гордился им. Его биограф М. А. Корф рассказывал историю, как однажды вечером он заглянул к Сперанскому, тогда уже видному чиновнику. Михаил Михайлович собственноручно устраивал себе постель на лавке: клал овчинный тулуп, грязную подушку.

Мальчику было шесть лет, когда в его жизни произошло событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшую жизнь: летом в Черкутино приехали владелец поместья Николай Иванович и протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский , который был тогда гофмейстером двора наследника престола Павла Петровича , а позже (с 1784 года) стал духовником великих князей Александра и Константина Павловичей . Самборскому мальчик очень полюбился, он познакомился с его родителями, играл с ним, носил на руках, в шутку приглашал в Петербург.

Владимирская семинария

Опала (1812-1816)

Реформы, проводимые Сперанским, затронули практически все слои российского общества. Это вызвало бурю недовольных возгласов со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были затронуты более всего. Всё это отрицательно сказалось на положении самого́ государственного советника. Просьбу об отставке в феврале 1811 г. Александр I не удовлетворил, и Сперанский продолжил работу. Но дальнейшее течение дел и времени приносило ему все новых и новых недоброжелателей. В последнем случае Михаилу Михайловичу припомнили Эрфурт и встречи с Наполеоном. Этот упрек в условиях обострившихся российско-французских отношений был особенно тяжелым. Интрига всегда играет большую роль там, где существует режим личной власти. К самолюбию прибавлялась в Александре чрезвычайная боязнь насмешки над собой. Если кто-либо засмеется в его присутствии, на него посматривая, Александр тут же начинал думать, что это над ним смеются. В случае со Сперанским противники реформ выполнили такую задачу блестяще. Сговорившись между собой, участники интриги стали с некоторых пор регулярно сообщать государю разные дерзкие отзывы, исходящие из уст его госсекретаря. Но Александр не стремился прислушиваться, так как в отношениях с Францией были проблемы, а предостережения Сперанского о неизбежности войны, его настойчивые призывы готовиться к ней, конкретные и разумные советы не давали оснований для сомнений в преданности его России. В день своего 40-летия Сперанский был удостоен орденом Александра Невского. Однако ритуал вручения прошёл непривычно строго, и стало ясно, что «звезда» реформатора начинает тускнеть. Недоброжелатели Сперанского (среди которых был Шведский барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии, и А. Д. Балашов, руководитель Министерства полиции) ещё больше активизировались. Они передавали Александру все сплетни и слухи о госсекретаре. Но, возможно, эти отчаянные доносы в конечном счёте не возымели бы сильного действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления. В Твери вокруг сестры Александра Екатерины Павловны сложился кружок людей недовольных либерализмом государя и, в особенности, деятельностью Сперанского. В их глазах Сперанский был «преступником». Во время визита Александра I, великая княгиня представила Карамзина государю, и писатель передал ему «Записку о древней и новой России» - своего рода манифест противников перемен, обобщенное выражение взглядов консервативного направления русской общественной мысли. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Спасение же Карамзин видел в традициях и обычаях России, её народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам? Нет сомнения, что […] крестьяне счастливее […], имея бдительного попечителя и сторонника». Этот аргумент выражал мнение большинства помещиков, которые, по мнению Д. П. Рунича, «теряли голову только при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперед плебеям». Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако взгляды были сконцентрированы в одном документе, написанном живо, ярко, убедительно, на основе исторических фактов и человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую боялся бы потерять. Эта записка Карамзина сыграла решающую роль в отношении к Сперанскому. Вместе с тем самоуверенность самого Сперанского, его неосторожные упреки в адрес Александра I за непоследовательность в государственных делах в конечном счете переполнили чашу терпения и вызвали раздражение императора. Из дневника барона М. А. Корфа. Запись от 28 октября 1838 года: «Отдавая полную высокую справедливость его уму, я никак не могу сказать того же об его сердце. Я разумею здесь не частную жизнь, в которой можно его назвать истинно добрым человеком, ни даже суждения по делам, в которых он тоже склонен был всегда к добру и человеколюбию, но то, что называю сердцем в государственном или политическом отношении - характер, прямодушие, правоту, непоколебимость в избранных однажды правилах. Сперанский не имел… ни характера, ни политической, ни даже частной правоты». Многим своим современникам Сперанский показался именно таким, каким обрисован он главным своим биографом в только что приведенных словах.

Развязка наступила в марте 1812 г, когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей. В 8 часов вечера 17 марта в Зимнем дворце состоялась роковая беседа между императором и государственным секретарем, о содержании которой историки могут строить только догадки. Сперанский вышел «почти в беспамятстве, вместо бумаг стал укладывать в портфель свою шляпу и наконец упал на стул, так что Кутузов побежал за водой. Через несколько секунд дверь из государева кабинета отворилась, и государь показался на пороге, видимо расстроенный: „Еще раз прощайте, Михаил Михайлович“,- проговорил он и потом скрылся…» В этот же день дома Сперанского уже ждал министр полиции Балашов с предписанием покинуть столицу. Михаил Михайлович молча выслушал повеление императора, лишь взглянул на двери комнаты, где спала двенадцатилетняя дочь, собрал часть имевшихся дома деловых бумаг для Александра I и, написав прощальную записку, вышел. Он не мог и предположить, что возвратится в столицу только через девять лет, в марте 1821 г.

Современники назовут эту отставку «падением Сперанского». В действительности произошло не простое падение высокого сановника, а падение реформатора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отправляясь в ссылку, он не знал, какой приговор вынесен ему в Зимнем дворце. Отношение в простом народе к Сперанскому было противоречивое, как отмечает М. А. Корф: «…местами ходил, довольно громкий говор, что государев любимец был оклеветан, и многие помещичьи крестьяне даже отправляли за него заздравные молебны и ставили свечи. Дослужась, - говорили они, - из грязи до больших чинов и должностей и быв умом выше всех между советниками царскими, он стал за крепостных…, возмутив против себя всех господ, которые за это, а не за предательство какое-нибудь, решились его погубить». С 23 сентября 1812 г. по 19 сентября 1814 года Сперанский отбывал ссылку в городе Перми. С сентября по октябрь 1812 года М. М. Сперанский проживал в доме купца И. Н. Попова. Тем не менее, обвинение в измене не списывалось со счетов. В 1814 г. Сперанскому было разрешено проживание под полицейским надзором в своем небольшом имении Великополье Новгородской губернии. Здесь он встречался с Аракчеевым А. А. и через него ходатайствовал перед Александром I о своем полном «прощении». М. М. Сперанский неоднократно обращался к императору и министру полиции с просьбой разъяснить его положение и оградить от оскорблений. Эти обращения возымели последствия: распоряжением Александра надлежало выплатить Сперанскому по 6 тысяч рублей в год с момента высылки. Данный документ начинался словами: «Пребывающему в Перми тайному советнику Сперанскому…». Кроме того, распоряжение было свидетельством, что император Сперанского не забывает и ценит.

Возвращение на службу. (1816-1839)

Пензенский гражданский губернатор

30 августа (11 сентября) 1816 г. указом императора М. М. Сперанский был возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором . Михаил Михайлович предпринял энергичные меры по наведению в губернии надлежащего порядка и вскоре, по словам М. А. Корфа, «всё Пензенское население полюбило своего губернатора и славило его как благодетеля края». Сам Сперанский, в свою очередь, так оценивал этот край в письме дочери: «здесь люди, вообще говоря, предобрые, климат прекрасный, земля благословенная… Скажу вообще: если Господь приведёт нас с тобою здесь жить, то мы поживём здесь покойнее и приятнее, нежели где-либо и когда-либо доселе жили..»

Сибирский генерал-губернатор

Однако в марте 1819 г. Сперанский неожиданно получил новое назначение - генерал-губернатором Сибири . Сперанский чрезвычайно быстро вник в местные проблемы и обстоятельства с помощью провозглашенной им «гласности». Прямое обращение к самому высокому начальству перестало «составлять преступление». Чтобы как-то поправить положение, Сперанский начинает проводить реформы управления краем. «Первым сотрудником» при проведении сибирских преобразований был будущий декабрист Г. С. Батеньков . Он вместе со Сперанским энергично занимался разработкой «Сибирского уложения»- обширного свода реформирования аппарата управления Сибири. Особое значение среди них имели два проекта, утвержденные императором: «Учреждения для управления Сибирских губерний» и «Устав об управлении инородцев ». Особенностью явилось предложенное Сперанским новое деление коренного населения Сибири по образу жизни на оседлое, кочевое и бродячее.

В период работы Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый и сильный» действительно преобразит Сибирь. Впоследствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенного поручения». Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить лично Сперанского». В конце января 1820 года Сперанский направил императору Александру краткий отчет о своей деятельности, где заявил, что сможет окончить все дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири «не будет иметь цели». Император предписывал своему бывшему госсекретарю расположить путь из Сибири таким образом, чтобы прибыть в столицу к последним числам марта будущего года. Эта отсрочка сильно повлияла на Сперанского. В его душе начали преобладать чувство бессмысленности собственной деятельности. Однако недолго Сперанский пребывал в отчаянии и в марте 1821 года вернулся в столицу.

Снова в столице

Возвратился в Петербург 22 марта, император в это время находился в Лайбахе. Возвратившись 26 мая, он принял бывшего госсекретаря только спустя недели - 23 июня. Когда Михаил вошёл в кабинет, Александр воскликнул: «Уф, как здесь жарко», - и увлек его с собой на балкон, в сад. Всякий прохожий в состоянии был не только видеть их, но и вполне расслышать их разговор, но этого государь видно и хотел, чтобы иметь повод не идти на откровенность. Сперанский понял, что перестал пользоваться прежним влиянием при дворе.

При Николае І

«Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов.» Картина А.Кившенко

Политические взгляды и реформы

Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения.

В то же время он полагал, что Россия не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата.

Период 1808-1811 годов был эпохой наивысшего значения и влияния Сперанского, о котором именно в это время Жозеф де Местр писал, что он «первый и даже единственный министр» империи: реформа госсовета (1810), реформа министров (1810-1811), реформа сената(1811-1812). Молодой реформатор со свойственным ему жаром принялся за составление полного плана нового образования государственного управления во всех его частях: от кабинета государева до волостного правления. Уже 11 декабря 1808 года он читал Александру I свою записку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». Не далее октября 1809 года весь план уже лежал на столе императора. Октябрь и ноябрь прошли в почти ежедневном рассмотрении разных его частей, в которых Александр I делал свои поправки и дополнения.

Наиболее полно взгляды нового реформатора М. М. Сперанского отражены в записке 1809 года - «Введение к уложению государственных законов». «Уложение» Сперанского открывается серьёзным теоретическим исследованием «свойств и предметов государственных, коренных и органических законов». Он и дополнительно объяснил, и обосновал свои мысли на основании теории права или, даже, скорее философии права. Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое».

По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы. Первая форма не только исключает подданных из всякого участия в использовании государственной власти, но и отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно, подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но она недостаточно гарантирована, поэтому - объясняет Сперанский - необходимо предохранять её - посредством создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции.

Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои права и свою гражданскую свободу. Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе». Идея состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно-правовой базе. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несет стремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы. План преобразования предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Сперанский расчленяет общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в принадлежности их к трем классам могут быть разделены: Права гражданские общие, всем подданным Дворянство; Люди среднего состояния; Народ рабочий». Все население представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным, хотя, устанавливая «гражданскую свободу для крестьян помещичьих», Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы. Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых людей и слуг. Грандиозные планы Сперанского начали претворяться в жизнь. Ещё весной 1809 г. император утвердил разработанное Сперанским «Положение о составе и управлении комиссии составления законов», где на долгие годы (вплоть до нового царствования) были определены основные направления её деятельности: «Труды Комиссии имеют следующие главные предметы:

1. Уложение Гражданское. 2. Уложение Уголовное. 3. Уложение Коммерческое. 4. Разные части к Государственной Экономии и к публичному праву принадлежащие. 5. Свод законов провинциальных для губерний Остзейских. 6. Свод законов таковых для губерний Малороссийских и Польских присоединенных.

Сперанский говорит о необходимости создания правового государства, которое в конечном счете должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных. Содержание личных свобод:

1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. Содержание свобод вещественных: 1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу. Таким образом, мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно-правового ограничения власти, чтобы оно принимало во внимание существующее право. Это придало бы ей большую стабильность.

Сперанский считает необходимым наличие системы разделения власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе, и пишет в своей работе, что: „Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его“. Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в её делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть - Думы.

Сперанский предлагает привлечь народонаселение (лично свободное, включая государственных крестьян, при наличии имущественного ценза) к прямому участию в законодательной, исполнительной и судебной власти на основе системы четырёхступенчатых выборов (волостная - окружная - губернская - Государственная дума). Если бы этот замысел получил реальное воплощение, судьбы России сложились бы иначе, увы, история не знает сослагательного наклонения. Право избирать их не может принадлежать одинаково всем. Сперанский оговаривает, что чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Таким образом, мы видим, что демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Дума призвана решать вопросы местного характера. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль над исполнительной властью. Исполнительная власть представлена правлениями, а на высшем уровне - министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов. В этом и заключается принципиально новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения. Судебная ветвь власти была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором.

Единство государственной власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Эта децентрализация законодательства, суда и администрации должна была дать самой центральной власти возможность решить с должным вниманием те важнейшие государственные дела, которые сосредотачивались бы в её органах и которые не были бы заслоняемы массой текущих мелких дел местного интереса. Эта идея децентрализации была тем замечательнее, что вовсе не стояла ещё на очереди у западноевропейских политических мыслителей, которые больше занимались разработкой вопросов о центральном управлении.

Монарх, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал, что нужно создать учреждение, которое будет заботиться о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет. Одновременно этот орган должен был выступать блюстителем исполнения законодательства.

1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация. Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. Общее собрание составлялось из членов четырёх департаментов: 1) законодательного, 2) военных дел (до 1854 года), 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. Председательствовал на нём сам государь. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1751_1826). Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (новая должность).

Сперанский не только разработал, но и заложил определённую систему сдержек и противовесов в деятельности высших государственных органов при верховенстве власти императора. Он утверждал, что уже на основе этого задается само направление реформ. Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и политическую свободу. В докладной записке Александру I он возлагает надежды на то, что „если Бог благословит все начинания, то к 1811-му году… Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится“. Сперанский утверждает, что в истории нет примеров того, чтобы просвещенный коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу времени. Поэтому главы государств должны внимательно наблюдать за развитием общественного духа и приспособлять к нему политические системы. Из этого Сперанский делал выводы, что было бы большим преимуществом возникновение в России конституции благодаря „благодетельному вдохновению верховной власти“. Но верховная власть в лице императора разделяла не все пункты программы Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Александр I был готов принять все это. Но между тем испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных преобразований в России.

Также одной из идей было совершенствование „чиновничьей армии“ для будущих реформ. 3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок получения званий и определённых привилегий. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. Указ, реформировавший порядок получения придворных чинов, был подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся его действительным автором. В течение долгих десятилетий отпрыски знатнейших фамилий (буквально с колыбели) получали придворные чины камер-юнкера (соответственно - 5 класса), через некоторое время - камергера (4 класса). При вступлении по достижении определённого возраста в гражданскую или военную службу они, никогда и нигде не служившие, автоматически занимали „высшие места“. Указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев приискать себе род деятельности (иначе - отставка).

Второй мерой был опубликованный 6 августа 1809 г. указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный Сперанским. В записке к государю под весьма непритязательным названием коренился революционный план коренного изменения порядка производства в чины, установления прямой связи получения чина с образовательным цензом. Это было смелым покушением на систему чинопроизводства, действующую с эпохи Петра I. Можно лишь представить, сколько недоброжелателей и врагов появилось у Михаила Михайловича благодаря одному этому указу. Сперанский протестует против чудовищной несправедливости, когда выпускник юридического факультета получает чины позже коллеги, нигде и никогда толком не учившегося. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержавшим экзамены по специальной программе. В конце записки Сперанский прямо говорит о вредоносности существующей системы чинов по петровской „Табели о рангах“, предлагая либо отменить их, либо регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Данная программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8-му классу „Табели о рангах“. Начиная с этого класса и выше, чиновники имели большие привилегии и высокие оклады. Несложно догадаться, что желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству претендентов, как правило, немолодых, было просто не под силу. Ненависть к новому реформатору начинала возрастать. Император, защитив верного товарища своей эгидой, поднимал его по служебной лестнице.

Элементы рыночных отношений в экономике России были также освещены в проектах М. М. Сперанского. Он разделял идеи экономиста Адама Смита. Сперанский связывал будущее экономического развития с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. В первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил „План финансов“, который лег в основу царского манифеста от 2 февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег, сокращался объём финансовых средств, финансовая деятельность министров ставилась под контроль. С целью пополнения государственной казны подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый прежде налог - „подоходный прогрессивный“. Меры эти дали положительный результат и, как отмечал в дальнейшем сам Сперанский, „переменив систему финансов… мы спасли государство от банкротства“. Дефицит бюджета сократился, а доходы казны возросли за два года на 175 миллионов рублей.

Летом 1810 г. по инициативе Сперанского началась реорганизация министерств, завершившаяся к июню 1811 г. За это время было ликвидировано министерство коммерции, были выделены дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Сами министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров - комитет министров для обсуждения дел административного и исполнительного характера.

Над головой реформатора начинают сгущаться тучи. Сперанский вопреки инстинкту самосохранения продолжает самозабвенно трудиться. В отчете, представленном императору 11 февраля 1811 г, Сперанский докладывает: „/…/ исполнены следующие главные предметы: I. Учрежден Государственный совет. II. Окончены две части гражданского уложения. III. Сделано новое разделение министерств, составлен общий им устав и начертаны проекты уставов частных. IV. Составлена и принята постоянная система к уплате государственных долгов: 1) прекращением выпуска ассигнаций; 2) продажею имуществ; 3) установлением комиссии погашения. V. Составлена система монетная. VI. Составлено коммерческое уложение на 1811 год.

Никогда, может быть, в России в течение одного года не было сделано столько общих государственных постановлений, как в минувшем. /…/ Из сего следует, что для успешного довершения того плана, который Ваше Величество предначертать себе изволит, необходимо усилить способы его исполнения. /…/ следующие предметы в плане сем представляются совершенно необходимыми: I. Окончить уложение гражданское. II. Составить два уложения весьма нужные: 1) судебное, 2) уголовное. III. Окончить устройство сената судебного. IV. Составить устройство сената правительствующего. V. Управление губерний в порядке судном и исполнительном. VI. Рассмотреть и усилить способы к погашению долгов. VII. Основать государственные ежегодные доходы: 1) Введением новой переписи людей. 2) Образованием поземельного сбора. 3) Новым устройством винного дохода. 4) Лучшим устройством дохода с казенных имуществ. /…/ Можно с достоверностью утверждать, что /…/ совершением их /…/ империя поставлена будет в положение столь твердое и надежное, что век Вашего Величества всегда будет именоваться веком благословенным“. Увы, грандиозные планы на будущее, очерченные во второй части отчета остались неосуществленными (прежде всего сенатская реформа).

К началу 1811 года Сперанский предложил и новый проект преобразования Сената. Суть проекта в значительной мере отличалась первоначальной. Предполагалось разделить Сенат на правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая выбиралась дворянством. В силу различных внутренних и внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришёл к выводу, что проект нужно отсрочить. Отметим ещё, что в 1810 году по плану Сперанского, был учрежден Царскосельский лицей.

Такой была в общих чертах политическая реформа. Крепостное состояние, суд, администрация, законодательство - все нашло в себе место и разрешение в этой грандиозной работе, оставшейся памятником политических дарований, далеко выходящих за уровень даже высокоталантливых людей. Некоторые упрекают Сперанского в том, что он мало уделял внимания крестьянской реформе. У Сперанского мы читаем: „Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ“, т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. „Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом - то есть на разделении враждебных классов - если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, - те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, - есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим“. Сознание необходимости, в интересах самой политической реформы, упразднить крепостное право, а равно и сознание необходимости, чтобы перераспределение власти соответствовало перераспределению политической силы, явствует из рассуждения.

Свод Законов

Император Николай I, прежде решил создать прочную систему законодательства. Архитектором данной системы выступил Сперанский. Именно его опыт и талант захотел использовать новый император, поручая составление „Свода законов Российской империи“. Сперанский возглавил 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Под руководством Михаила Михайловича к 1830 году было составлено „Полное собрание законов Российской империи“ в 45 томах, в которое были включены законы, начиная с „Уложения“ царя Алексея Михайловича(1649) до конца царствования Александра І. Ещё в 1832 году был изготовлен 15 томный „Свод законов“. В награду за это Сперанский получил орден Святого Андрея Первозванного. На специальном заседании госсовета в январе 1833 года, посвященном выходу в свет первого издания Свода законов Российской империи, император Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел её на Сперанского.