Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости. Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости Орфограмма стечение согласных что значит

Написания не по произношению называются орфограммами , т.е. правильными написаниями (в словах тра ва́, нож выделенные буквы являются орфограммами). Вместо орфограммы в слове может быть написана другая буква - неправильное написание, т. е. ошибка: лож ка - выделенная буква - орфограмма (правильное написание); «лош ка» - выделенная буква - орфографическая ошибка (т. е. неправильное написание). У пишущего ученика в уме постоянно происходит конкуренция, выбор между орфограммой и ошибкой. Причин для появления ошибок (вместо орфограмм) много (см. о них ниже).

У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:

У орфограмм - гласных букв: безударность гласных (ка то́к , сте на́ ,положение гласных после шипящих и ц (жё лудь , ци рк );

У орфограмм - согласных букв: стечение согласных (ясн ый , бумажк а ),конец слова (холод , нож );

У орфограмм - букв ь и ъ : а) у разделительных ъ и ь наличие звука [й’] после согласной (с [й’э]м , сем [й’а]); б) у неразделительного ь наличие мягких согласных в стечении согласных (ночн ой, се [л’]дь, ко [н’]ки , ба [н’]тик ), наличие шипящих на конце слова (рож ь , горяч , спряч ь , еш ь , сплош ь , лиш ь ),наличие в произношении глаголов [ца] (купатьс я , купаетс я );

У орфограмм - больших букв: начало предложения, наличие собственных имен (Б айкал )и собственных наименований (В еликая О течественная война );

У небуквенных орфограмм: наличие не и ни , предлогов и союзов, приставок в- , кое- , по- , суффиксов -либо , -нибудь , -таки , -ых (-их) , -ому , -ему , сложных слов, конец строки.

Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.

45. Методика работы над орфографическим правилом.

Психологической наукой выдвинут исключительно важный вопрос о необходимости обучения школьников приемам умственной работы. Об этом говорится в статье Д.Н. Богоявленского: «… способам умственной работы по применению теоретических знаний на практике надо уделять в обучении не меньше внимания, чем усвоению содержания научных понятий или правил». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение». 1987г.

Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.



С этой целью при изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцом, а также использует объяснительное письмо.

Схема орфографического разбора определяется:

Последовательность.

Важно отметить, что иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг. Эта операция сама может состоять из ряда шагов.

Скажем, в схеме разбора говорится: «Определить склонение имени существительного». Можно ли считать эту операцию элементарной? Очевидно, нет.

Ученик должен:

Поставить интересующее его имя существительное в именительный падеж единственного числа;

Обратить внимание на окончание;

Определить род имени существительного.

Сложная операция определения склонения имени существительного отрабатывается до того, как она будет включена в схему орфографического разбора (при изучезбора (при изучещего грамматического материала).

Итак, схема разбора - это предписание, определяющее, какие существенные признаки орфограммы и в какой последовательности необходимо выявить пишущему, чтобы верно применить соответствующее орфографическое правило, другими словами, схема орфографического разбора - это предписание, определяющее содержание и последовательность умственных действий по применению орфографических правил в практике письма.

Прежде всего остановимся на содержании разбора, т.е. на том, какие существенные признаки должен установить учащийся, чтобы верно применить правила. Эти существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил. Например:

После шипящих и Ц в суффиксах прилагательных под ударением пишется О, без ударения -Е: грошовый, ежовый, но: плюшевый, ситцевый.

Согласно формулировке данного правила, ученик должен определить:

а) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим;

б) часть речи;

в) место ударения.

Что касается последовательности разбора, то целесообразно учитывать следующее: во-первых, называется опознавательный признак; во-вторых, такой существенный признак или такие существенные признаки, при помощи которых ученик должен подвести орфограмму под правило; в-третьих, такой существенный признак или такие существенные признаки, определение которых позволить решить вопрос о написании данной орфограммы.

Возникает вопрос, в какой последовательности эти существенные признаки надо рассматривать. При его решении необходимо руководствоваться следующим: вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах может исключить необходимость определения других существенных признаков.

Итак, при определении последовательности анализа орфограммы надо учитывать следующее: вначале указывается опознавательный признак орфограммы, затем - «выборочный» признак (или «выборочные» признаки), далее - «заключительный» признак (или «заключительные» признаки).

Опознавательный признак орфограммы может быть только один, например безударный гласный, звук [ н ] в суффиксе. Поэтому на опознавательном этапе последовательность анализа орфограммы устанавливать не надо. Что касается «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы, то их может быть два и более. В таком случае на «выборочном» и «заключительном» этапах необходимо выяснить последовательность анализа орфограммы. При этом надо руководствоваться следующим: вначале определяется такой признак, установление которого может исключить необходимость выяснения другого признака или других признаков.

Объяснительное письмо.

Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо.

Под объяснительным письмом понимается письмо учащихся с устным или письменным объяснением орфограмм (В.А. Добромыслов). Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Более приемлимым, с нашей точки зрения, является термин «объяснительное письмо».

При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определенной последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).

При письменном объяснении используются условные сокращения и подчеркивания, о чем сообщается учащимся тогда, когда дается образец письменного разбора.

Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснять все рассматриваемые в школе орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам, предложенным учителем.

Что касается устного объяснения орфограммы, то оно обычно представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развиваются мышление и речь учащихся и глубоко осмысливаются орфографические правила.

Устное объяснение орфограммы, представляющее собой развернутое рассуждение в соответствии со схемой орфографического разбора, особенно уместно проводить сразу же после объяснения соответствующего орфографического правила (когда учащиеся овладевают развернутым рассуждением, ведущим к определению нужной орфограммы), при повторении и в ходе работы над ошибками.

То же самое нужно сказать и в отношении письменного объяснения орфограммы. Однако письменное объяснение имеет место и тогда, когда необходимость в развернутых рассуждениях отпадает. Учащиеся, определяя орфограмму, лишь устанавливают существенные фонетические и грамматические признаки, используя условные сокращения (см. приложение №) и подчеркивания. При этом письменное объяснение обязывает всех школьников анализировать орфограммы, т.е. учиться применять правила, и помогает учителю выявить ошибки в анализе, породившие неверное написание. В последнем случае имеется возможность при работе над ошибками и при дальнейшем закреплении орфографических правил обратить внимание на то, что еще не усвоено учащимися и что является причиной возникновения ошибок.

Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.

И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.

«Для орфографических целей, - пишет Д.Н. Богоявленский, - совершенно необходима выработка умения быстро, по ходу работы (например, при диктовке), распознавать морфемы и грамматические категории. При этом надо заметить, что как при диктантах, так и при всякого рода творческих письменных работах определять все это ученику приходится либо при слуховом восприятии текста, либо при внутреннем произнесении его. Поэтому естественным кажется на занятиях по грамматике приучать учащихся производить грамматический разбор со слуха». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение».1987г.

Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Более частные единицы, чем орфограммы, - опознавательные признаки орфограмм. Более крупные орфографические единицы - орфографические правила.

Орфограммой называется «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный, или, другими словами, это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу».

Таблица 17

Опознавательные признаки орфограмм

Тип орфограммы Опознавательные признаки
гласные буквы согласные буквы - безударность;

Шипящие и Ц перед гласными;

Конец слова;

Стечение согласных;

Н перед гласными в конце слова

не обозначающие звуков Ь неразделительный - мягкие согласные;

Шипящие на конце слова;

- [ца] на конце глаголов

Ь и Ь разделительные - звук [а] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и
заглавные буквы - начало предложения, текста;

Наличие собственных имен и собственных наименований

дефис - сложные слова;

Приставки кое~, в-, по,

Суффиксы -нибудь, -либо, -что;

Частицы -то, -кѳ.

слитные и разделительные написания (пробел) - не, ни, бы, же; предлоги, сложные слова
чёрточка (при переносе) конец строки

Орфограмма содержится не в каждом слове, не на любой границе слов, например, в словах дом, тар, лак и между словами красивый цветок, человек читает орфограмм нет.

Чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки. Примеры опознавательных признаков орфограмм можно найти в таблице, составленной М.Т. Барановым.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует указать условие выбора правильных написаний в словах, т.е. определить, что необходимо написать в том или ином случае.

Условия выбора - это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые способствуют определению, какие буквы следует писать.

В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных О и £ в суффиксе прилагательных -ОВ (-ЕВ) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формулируется таким образом «В суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е». Например: ежовый, грошовый, сторожевой, плечевой.

Фонетические особенности слов - это позиция и характер фонемы (ударение, безударность, мягкость, озвончение и оглушение), например: далёкий (даль), дружок, деревья, большой, низкий.

Словообразовательные особенности - это в какой части слова находится орфограмма или слово является однокоренным, например: прекрасный, жучок, сад - садовый.

Морфологические условия указывают на часть речи и ее признаки: долг (сущ., II скл., им.п.), использует (глаг., I спр., 3 л. ед.).

Синтаксические условия указывают на связь слов, например:

Смысловые условия определяют значение слова или значение части" слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прйбрежный (близость).

1. Что является основной орфографической единицей?

2. Что называется орфограммой?

3. Содержится ли орфограмма в каждом слове?

4. Используя таблицу 18, охарактеризуйте опознавательные признаки орфограмм.

5. Что называется условием выбора орфограмм?

6. Какие бывают условия выбора, что они включают в себя и на что указывают?

О Упражнение 75

Перепишите текст, подчеркните слова с орфограммами. Назовите тип орфограммы, опознавательный признак и условие выбора.

Лесной ручей

Я иду по берегу своего любимого ручья самой ранней весной. На мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и оттого она журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук и гудит, будто травы растут под музыку.

А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск.

И под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.

ОПриведите примеры орфограмм, объяснение которых предусматривает 2-3 и более условий выбора.

Ш Особой проблемой в регламентации норм письменного языка является разграничение орфографических и неорфографических ошибок. Некоторые написания, внешне похожие на орфографические ошибки, фактически являются ошибками речи. К ним относятся: 1) неправильное образование форм: «будующий», «жаждующий» (по аналогии с формой «следующий»), «ездиет» (по аналогии с «думает»), «ехай» (по аналогии с чихай);

2) употребление другого по значению слова, хотя оно сходно по звучанию с требуемым по смыслу: «поддернутые дымкой» вместо «подернутые дымкой», «невежда» вместо «невежа»; 3) отражение просторечного произношения: «сурьезный», «теле- визер», «проздравляю».

Приведенные примеры - это неправильность не только письменной, но прежде всего устной речи.

В отличие от них подлинно орфографические ошибки не сопровождаются неправильным произношением, потому что и при принятом написании (сижу на траве, жизнь, касаться), и при неправильном («сежу на траве», «жызнь», «косаться») приведенные в скобках слова читаются (произносятся) правильно.

Орфографические ошибки неоднородны по своей природе. Их можно разделить на: 1) собственно орфографические («любаваться», «равесники», «с табой», «прекрастный», «говарит»); 2) графико-орфографические («жызнь», «ципочки», «чяща»);

3) грамматико-орфографические («держутся», «к Марие», «с Репином»), В последних случаях для выбора правильного написание недостаточно знать только орфографическое правило: при применении правила нужно опираться на грамматику.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 18. Орфограммы и их признаки

релевантные научные источники:

  • Пальцевая дерматоглифика и физические способности

    Абрамова Тамара Федоровна | Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. Москва - 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 9.06 Мб

    03.00.14 - Антропология по биологическим наукам. Актуальность проблемы. Возможность раннего распознавания и прогностической оценки фенотипических проявлений генотипа - одна из ведущих составляющих

  • Поощрение как метод правового регулирования

    Киселева Ольга Михайловна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. САРАТОВ - 2000 | Диссертация | 2000 | Россия | docx/pdf | 4.06 Мб

    Специальность 12.00.01 - Теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений. Актуальность темы исследования. Специфика развития современных общественных

  • Шпаргалка по Теории государства и права России

    | Шпаргалка | 2016 | Россия | doc | 0.11 Мб

    1. Понятие, признаки и функции государства. 2. Теории происхождения государства - теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет

  • Ответы на экзаменационные вопросы по курсу «Аграрное право»

    | Шпаргалка | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб

  • Анатомия, физиология, патология человека. Ответы на вопросы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | docx | 1.49 Мб

    1. Предмет изучения анатомии, физиологии и патологии человека. Связь их с педагогикой, психологией, невропатологией и другими дисциплинами. Роль знаний с анатомии, физиологии и патологии человека для

, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Среди направлений работы по предупреждению и устранению дизорфографии у младших важное место занимает развитие орфографической зоркости. Как пишет, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Таким образом, понятие «орфографическая зоркость» подразумевает способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость неразделимо связана с умением оценивать каждый звук в слове, различать, в какой позиции он стоит. Обладать орфографической зоркостью – это значит уметь оценивать звучащее слово с точки зрения наличия «проблемных мест» в слове - слабых позиций. Умение обнаруживать и проверять орфограммы до их написания является базовым орфографическим умением.

Сформировать стойкие орфографические умения и навыки невозможно без развития умения обнаруживать опознавательные признаки орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм - своего рода сигналы, приметы орфограмм. Они заставляет ученика внимательно вслушиваться в звучащую речь, активизирует речеслуховое внимание на поиск орфограммы. К сожалению, резервы, содержащиеся в знании теоретических сведений об опознавательных признаках орфограмм и умении учащихся узнавать орфограммы на слух с опорой на эти признаки, недостаточно используются в школьной практике.

Понятие «опознавательные признаки орфограмм»

Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.

В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

Гласные - а, о, и, е;

Пары звонких и глухих согласных;

Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

Согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

Буквы я, е, е, ю;

Мягкие согласные;

Окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Что касается несовпадения буквы и звука, написания и произношения - главного признака орфограммы, то этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение. Однако в процессе письма под дик­товку младший школьник зачастую не может обнаружить несовпадения звука и буквы.

«Опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния) - сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений. В процессе обучения дети запоминают набор тех звуков и звукосоче­таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. С большинством из данных сочетаний учащимися знакомятся уже в период обучения грамоте.

Для того, чтобы научиться находить третий опознавательный признак орфограмм - морфемы в словах, сочетания морфем, ученик должен усвоить тему «Словообразование». Умея определять в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, так как знает, какие орфог­раммы могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие - в окончании или на стыке морфем. В этом может помочь таблица «Схема минного поля», предлагаемая в пособии для родителей «Как научить вашего ребёнка писать без ошибок». В схеме наглядно представлено, какие орфограммы могут встречаться в каждой из частей слова. Вооружившись таким «миноискателем» - указателем опознавательных признаков орфограмм в различных морфемах, школьник может постепенно освоить навык нахождения орфограммы в любой части слова.

Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм.

Классификаци и опознавательных признаков орфограмм.

Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.

Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;

Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;

Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);

1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.

Тип буквенных

орфограмм

Опознавательные признаки орфограмм

Слабых позиций

Сильных позиций

Безударность гласного

Наличие шипящего и ц

перед гласными

согласные

Конец слова,

Стечение согласных

Н перед суффиксом,

Н перед окончанием

ь неразделительный

Мягкие согласные

-[ца] на конце глаголов,

Шипящие на конце слова

ь и ъ разделительные

Звук [й] после согласных

и перед гласными.

2.Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)

Непроизносимые со­гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

Разделительный ь

наличие звука [ j] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

Разделительный ъ

а) наличие звука после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи : глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

Заглавная буква в на­чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных - ого, - его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут - ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

3. Классификация опознавательных признаков орфограмм

Особенностью классификации опознавательных признаков орфограмм, представленной в учебно-методическом пособии «Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи» , является то, что кроме общих и частных опознавательных признаков орфограмм указаны принципы орфографии, которым соответствуют эти орфограммы. Так, например, орфограмме «Безударные гласные (проверяемые) в корне слова» соответствует морфологический принцип письма. К числу общих и частных опознавательных признаков орфограмм (то, что распознают дети) автор относит такие, как

А. Безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке).

Б. Гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее «опасные». В. Безударный гласный находится в корне. Гласные [а], [о], [е], [и] названы наиболее «опасными».

Однако на самом деле в безударной позиции звуки [о], [е] в корнях слов не произносятся. Вместо них слышатся либо [а] либо [и] и именно поэтому возникает «опасность» неправильного выбора буквы. Уже само наличие данных звуков в корне слова в безударном положении свидетельствует о необходимости проверки. На этот факт следует обращать внимание детей.

Для обучения опознавать признаки орфограмм весьма эффективен приём моделирования . При моделировании орфограммы учитываются её общие и частные опознавательные признаки. Используются общепринятые в школьной практике символы: корень слова - дуга, сильная позиции гласного либо согласного - знак «плюс», слабая позиция – знак «минус». Использование моделей опирается на теорию формирования умственных действий и проходит следующие этапы:

Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внешней речи с использованием материальных опор (условных обозначений, схем)

Нахождение опознавательных признаков орфограмм только в речевом плане;

Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внутренней речи (в умственном плане).

Такая последовательность работы позволяет формировать навык определения существенных опознавательных признаков и минимального орфографического поля орфограммы с постепенным переводом процесса их нахождения во внутренний план. Это обусловлено тем, что для младших школьников свойственно наглядно-образное мышление. Введение схематического изображения орфограммы позволяет преобразовать орфограмму в модель или схему, что создаёт условия для развития наглядно-схематического, логического мышления. Навык опознавать отличительные признаки орфограмм будет стойким в том случае, если учащиеся сами принимали участие в их «открытии».

Составленная модель орфограммы поможет осмыслить и без труда воспроизвести орфографическое правило. На основе опознавательных признаков орфограмм составляются алгоритмы орфографических действий.

Таким образом, знание опознавательных признаков орфограмм и умение их находить является непременным условием формирования орфографической зоркости. Особенно важно формирование способности обнаруживать орфограммы в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азова работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие.- М., Российский университет дружбы народов, 2007

2. Алгазина орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987

4. Богоявленский усвоения орфографии. / – М., 1966

5. Богоявленский принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/// Начальная школа. –2003 - №4-С.39

6. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64

7. Жедек обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах //Под ред. . –М.: Просвещение. с.

8. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах / ,. Светловская –М.: Просвещение, 19с.

9. Львов орфографии в начальных классах///Начальная школа. –1984. №12-С.67

10. Львов в начальных классах/. –М.: Просвещение, с.

11.Шклярова научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4

Опознавательные признаки орфограмм

Тип орфограммы

Опознавательные признаки

Буквы: гласные

безударность,

шипящие и ц перед гласными

согласные

конец слова,

стечение согласных,

Н перед окончанием и суффиксом

ъ и ь

мягкие согласные,

шипящие на конце слова,

звук [й] после согласных и перед гласными,

[ца] на конце глаголов

начало предложения или теста,

наличие собственных имен и собственных наименований,

сложные слова,

приставки кое -, в -, по -,

суффиксы - нибудь , - то , - либо ,

частицы - то , - ка

Слитные и раздельные написания \пробел\

Н е, ни , бы , же ; предлоги;

Черточка

Конец строки

Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами.

    Памятка

Как научиться грамотно писать

1. Нужно научиться чувствовать ударение, не чувствуя ударения, нельзя обнаружить безударную гласную.

2. Нужно научиться выделять морфемы, иначе не будешь знать, какое правило нужно применить.

3. Нужно научиться определять часть речи, без этого невозможно применить правило.

4. Нужно научиться различать смысловые особенности слов, иначе можно ошибиться в подборе проверочного слова.

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

    Прочитайте. Какую роль в письменном общении играет почерк?

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

Будь другом, напиши письмо. А то я не умею…

Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.-

Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.

Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет.

(В.Гончаров)

    Объясните пословицу

IV .Закрепление ЗУН

    Сочинение-рассуждение

Задача: развитие творческих способностей, выявление уровня знаний учащихся.

    Обязательно ли нужно быть грамотным?

    Почему нужно быть зорким?

    Зачем нужно знать пунктуацию и орфографию?

    Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского "Слово о словах" и напишите сочинение-рассуждение «Для чего нужно быть грамотным?»

"...Вспоминается мне малень-кий, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечест-венной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрелка и странная надпись: "Оптека". Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ру-гали чудака, который такую над-пись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за уг-лом, на улицах городка, по кото-рым свистели фашистские пули? Если там и верно "аптека" - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это нам было очень нужно. Если же "оптика" - так ни очки, ни фотоаппараты нас в этот момент не инте-ресовали. "И как только грамотный человек может такое написать?" - ворчал майор.

V . Подведение итогов урока

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Что нового вы узнали на уроке?

Над чем заставил задуматься вас урок?

Какие цели для себя поставили?

VI . Домашнее задание

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Доработать сочинение.

VII . Рефлексия

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Упражнение «Плюс-минус - интересно».

П (понравилось)

М (не понравилось)

И (интересно)

Урок № 2

Тема урока: Правописание приставок

Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них.

В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

(К.И.Чуковский)

Цель: совершенствование навыка правильного написания слов с трудными приставками.

Задачи :

Образовательные : обобщить и углубить знания о правописании приставок, повторить группы приставок, правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при- .

Развивающие : совершенствовать умение правильно писать гласные и согласные в приставках, различать на письме приставки пре- и при, формировать орфографическую зоркость, обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках.

Воспитательные : работать над устойчивостью внимания учащихся.

Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, творческая работа (мини-рассказ).

Оборудование урока: Презентация. Нефёдова О.Н. Интерактивные таблицы по русскому языку 4 часть

I . Организационный момент

Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы

II . Проверка домашнего задания

Задача: установление правильности выполнения задания всеми учащимися

Сочинение-рассуждение

III . Актуализация.

Задача: актуализировать опорные знания

    Угадай фразеологизм . (Прикусить язык, зарубить на носу). На какие правила вы видите примеры?

Самостоятельное формулирование темы урока.

Наша цель - обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

– Вот видите, как важно…

    Беседа о приставках

Каждая часть слова имеет свою смыслиночку. Для русского языка самые большие возможности представляет образование новых слов с помощью приставок. Например: бегать – добегать – забегать - отбегать и т.д.

Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.

В русском языке существует много приставок. Попробуйте их вспомнить и написать, никуда не подглядывая. Заодно проверите свою память. Если вам придет в голову больше сорока приставок, можете считать, что у вас превосходная память. Если приставок тридцать - тоже неплохо, ну а если меньше - не огорчайтесь, ведь знать и вспоминать - не одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью, только они почему-то не очень захотели у вас «вспоминаться». Вам необходимо тренировать свою память, больше учить наизусть стихотворений.

IV .Обобщение и систематизация ЗУН

Задача: углубить знания о правописании приставок.

    Работа с обобщающей таблицей. Составление опоры .

Продолжим разговор о приставке

Какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при- , пре- )

Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).

Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с- . Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка (например, отдать[ аддат’]).

А вот приставки на з- , с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).

С точки зрения орфографии все приставки в русском языке делятся на три основные группы:
1) приставки, которые всегда пишутся одинаково;
2) приставки, написание которых определяется особенностями произношения слова (местом ударения или качеством следующего за данной приставкой звука);
3) приставки пре- и при - , правописание которых зависит от их значения.

Приставки, не изменяющиеся на письме

Гласные и согласные в приставках в- (во- ), вы- , до- , за- , над- (надо- ), не- , недо- , о- , об- (обо- ), от- (ото- ), па- , пере- , по- , под- (подо- ), пра- , пред- (предо- ), про- , с- (со- ), су- , у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: в стать, от дать, про думать, пред стать, с бивчивый, об суждение.

Приставки, оканчивающиеся на ()

В приставках на ( ) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з , перед глухими - с :

из- (ис- )

изгиб - истекать

раз- (рас- )

разделить - расписать

без- (бес- )

безжалостный - бессердечный

воз- (воc- )

возразить - воскликнуть

вз- (вс- )

взгорок - вскормить

низ- (нис- )

низвергать - нисходить

чрез- (черес )

чрезмерный - чересчур

    Словарная работа

Запомните: в приставках раз- (рас- ) - роз- (рос- ) под ударением пишется О, без ударения - А:розвальни - развалить; роспись - расписка; исключение: розыскной

Приставки пре- , при-

Приставка пре- имеет следующие значения:
1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;
2) синонимичность приставке пере- : преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
Приставка при- обозначает:
1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;
2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;
3) пространственную близость: приморский, приусадебный;
4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;
5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.
Словарная работа

Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:

предать (друга) - выдать (ср. предатель )
придать (значение) - добавить
претворить (в жизнь) - воплотить
притворить (дверь) - прикрыть
презирать (врага) - ненавидеть
призреть (сироту) - приютить
пребывать (в городе) - находиться
прибыть (в город) - приехать
преступить (закон) - нарушить
приступить (к делу) - начать
Во многих случаях приставки пре- , при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.
Словарная работа

Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.

V . Закрепление ЗУН

Задача: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала по теме, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

    Задания Приставки

(Приставки на з - с. Даны варианты заданий. Учащиеся сами выбирают виды упражнений)

Упражнение №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.(1б)

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

Упражнение № 2. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.(1 б).

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);
раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);
воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);
из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение№ 3. Составьте словосочетания или предложения с данными словами. (1б)

Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

Упражнение №4 . Мозговая атака .

Сколько приставок в данных словах? (2б)

Водопровод, мясоперерабатывающий, переподготовка, предопределение, перерасчет.

    Дифференцированная работа. Работа по каточкам.

Тема: «Буквы з - с на конце приставок»

Вставьте буквы, графически объясните их написание.