Как сочетать разные стили в интерьере . Как смешивать предметы различных стилей в интерьере

Найти интерьер, который был бы выдержан строго в рамках одного конкретного стиля, довольно сложно. Да, есть комнаты, войдя в которые можно уверенно сказать — вот она, классика в чистом виде. Однако чаще всего дизайнеры и сами домовладельцы решают поэкспериментировать и соединяют в одном интерьере два-три, а зачастую и несколько традиционных стилей.

Такое смешение тоже имеет свои правила, особенности и характеристики, которые позволили выделить три основных варианта объединения стилей — эклектику, фьюжн и китч.

Чем отличаются между собой эти три направления дизайна интерьеров? Какие правила могут существовать там, где от основных принципов «чистого стиля» решено отойти? И так ли уж страшен китч, который уже давно стал символом безвкусицы, эпатажа и грубого нарушения всех канонов и традиций дизайна? Разберёмся вместе с rmnt.

Плетёная кровать с пёстрым покрывалом выглядит особенно экзотично в центре подчёркнуто лаконичной комнаты в классическом стиле

Эклектика

Самый старый из стилей, возникших на основе смешения нескольких направлений дизайна, поэтому начнём именно с него. В начале XIX века, когда классика уже стала привычным явлением, и богатым домовладельцам захотелось удивить гостей чем-то новым, появился стиль, представляющий собой смешение двух или трёх основных существовавших в то время направлений. Особой популярностью эклектика пользовалась примерно с 1830-х годов и до конца XIX столетия.

По сравнению с господствовавшим тогда классическим стилем, эклектика предоставляла куда больший простор для экспериментов и воплощения самых смелых фантазий, однако при этом не выходила за рамки приличий и общепринятых традиций.

Чаще всего эклектика смешивает всего два стиля интерьера, например, классику и более пышное барокко, торжественный ампир и динамичный модерн. Обычно эклектика вносила нотки экзотики или оригинальные детали именно в классический стиль интерьера, поэтому его вполне можно назвать базовым и основополагающим для данного направления дизайна.

Эклектика за гармоничное и уютное смешение стилей, в общем и целом — это всё та же классика, просто в лёгкой и ненавязчивой переработке. Эклектику можно охарактеризовать как хорошо знакомое блюдо — классический интерьер, который подаётся под новым, зачастую довольно острым и оригинальным соусом.

Основные характеристики эклектики:

  1. Сочетание пастельных тонов, отличающих классический стиль, с более яркими оттенками.
  2. Внесение отдельных деталей из экзотических стилей, например, восточного орнамента в строгую европейскую классику.
  3. Сочетание антикварной мебели и ультрасовременных деталей, например, пластиковых стульев и отделки из стекла и бетона.
  4. Эклектика любит шёлковые обои с крупным выразительным рисунком, кожаную мебель, сочетание разной отделки стен — одна стена может быть выкрашена однотонной краской, а вторая — облицована деревянными панелями или искусственным камнем.
  5. Основой эклектики всегда выступает именно классика, которая может сочетаться с барокко, готикой, ренессансом, рококо, колониальным стилем и отдельными элементами экзотических, этнических направлений.
  6. В эклектике не принято смешивать больше двух-трёх основных стилей интерьера.

Эклектика отлично подойдёт тем домовладельцам, которые, несмотря ни на что, предпочитают классику, но в то же время хотели бы отойти от её строгих канонов и чётких линий. Эклектика способна смягчить классический интерьер, сделать его более современным и динамичным

Фьюжн

Английский термин «фьюжн» (fusion — слияние, объединение) более знаком любителям кулинарии. В области приготовления пищи это название означает авторское направление, которое вобрало в себя всё самое лучшее из кулинарных традиций Запада и Востока.

В сфере дизайна интерьеров фьюжн тоже означает свободное смешение самых разных стилей и направлений. Возник этот стиль «вне стилей» сам по себе, естественным путём, так что конкретного автора у данного направления дизайна нет. Просто в ХХ веке люди начали путешествовать куда чаще, чем раньше, самые дальние экзотические страны стали доступнее, а возвращаясь из странствий, так хотелось привезти с собой что-то на память, чтобы украсить интерьер.

Фьюжн в дизайне — это когда на низком столике в стоит изящная фарфоровая статуэтка времён Людовика XIV, на стеклянной полке в стиле хай-тек расположились керамические расписные тарелки, а африканские маски занимают центральное место в классической гостиной. И при этом смотрится всё просто идеально, кажется, что иначе и быть не может!

Фьюжн в дизайне можно назвать настоящим слиянием культур Запада и Востока, подчёркнутой скромности, функциональности домашнего интерьера и роскоши дворцовой залы, раритетной, консервативной классики и ультрасовременного хай-тек.

Создать стиль фьюжн в своей квартире проще простого — во время путешествия по Египту понравилась картина или домотканый коврик? Смело покупайте и вешайте на стену в своей лаконичной гостиной — такие необычные вещи, коллекции и сувениры и станут основой для нового, свежего интерьера

Основные характеристики стиля фьюжн в дизайне:

  1. Фьюжн создаёт новые правила в интерьере, сочетая, казалось бы, абсолютно несовместимые вещи и предоставляя удивительно широкий простор для творчества.
  2. Цветовая гамма может быть любой, сколь угодно сложной и пёстрой, однако яркие оттенки обязательно разбавлены более спокойными, пастельными, что создаёт гармоничное сочетание. Самыми популярными оттенками фьюжн считаются малиновый, золотой, зелёный, бирюзовый, жёлтый, фиолетовый и лиловый.
  3. Интерьер выглядит домашним, не продуманным до мелочей, а возникшим, кажется, сам по себе, в процессе жизни семьи.
  4. Стиль фьюжн позволяет создать действительно индивидуальное пространство, которое станет отражением всех увлечений владельцев. Коллекции, сувениры, детские рисунки, поделки, печворк и скраббукинг — в таком интерьере есть место любым предметам, тем более созданным вручную и потому уникальным.
  5. Шкуры из кожи животных или их имитации стали одним из самых ярких признаков стиля фьюжн. В целом это направление тяготеет к мягким, приятным на ощупь поверхностям, декоративной штукатурке, шероховатым стенам из натурального камня, древесине.
  6. Пышные многослойные шторы а-ля барокко будут выглядеть особенно оригинально и торжественно на фоне грубоватых бревенчатых стен, роскошная люстра с хрустальными подвесками — на потолке с деревянными балками, позаимствованными из стиля кантри , а камин с глинобитным дымоходом — в окружении строгой классической мебели.

И всё же, даже такой свободолюбивый стиль, как фьюжн, который отрицает общепринятые правила оформления пространства, требует внимания к деталям и продуманного подхода. Вы точно уверенны, что в спальне, обставленной мебелью в стиле французских королей, будет уместен расписной русский самовар? Намерены украсить кухню с глянцевыми лаконичными фасадами в «высокотехнологичном» стиле вышитыми салфеточками или присобранными шторами в крупную клетку? Закройте глаза и представьте себе, как будет выглядеть подобный интерьер в реальности.

Создавая интерьер в стиле фьюжн, трудно удержаться и не превратить комнату в собрание разрозненных предметов, поэтому в данном случае следует руководствоваться правилом — «лучше меньше, да лучше». Пусть предметов в комнате будет не так много, но зато они будут гармонично сочетаться между собой.

Пластиковые ультрамодные стулья вокруг классического кофейного столика? Почему бы и нет, если в итоге получится уютный уголок для отдыха и общения

Китч

И, наконец, наиболее скандальный и неоднозначный стиль, подразумевающий смешение самых разных направлений дизайна — китч.

Этот термин, пришедший из немецкого — кitsch , обозначает явление массовой культуры и стал синонимом псевдоискусства, уделяющего особое внимание внешней экстравагантности и крикливости отдельных элементов. Китч в дизайне интерьера появился в середине ХХ века и первоначально робко пытался перенести дворцовую роскошь и детали оформления ночных клубов и дискотек в обычные квартиры. Однако совсем скоро китч перестал быть подражанием и стал вполне самостоятельным, легко узнаваемым стилем, «сочетающим несочетаемое».

В дизайне понятие «китч-стиль» появилось относительно недавно, ранее этот термин применялся лишь по отношению к культуре и искусству. Если эклектика и фьюжн основываются на традиционных стилях и создают нечто новое из известных деталей и приёмов, то китч в интерьере выглядит насмешкой, отрицанием вкуса и предпочитает работать с самыми яркими и легкоузнаваемыми элементами разных, кардинально противоположных направлений дизайна.

Сочетание цветов в духе «вырвиглаз» — любимейшее занятие китча. Леопардовые шторы на фоне тёмно-синих стен, позолоченный карниз на лиловом потолке, розовые стены и белоснежный пушистый ковёр — подобных сочетаний не встретишь больше нигде

Основные характеристики стиля китч:

  1. Разномастные аксессуары, которые выполнены в совершенно разных стилях, сочетание дорогого фарфора и грубых ручных поделок. Этнические предметы рядом с дворцовыми вазами, хрусталь на одной полке с непонятными фигурками из цветного стекла — чем необычнее, тем лучше.
  2. Использование ярких, «кислотных» цветов и оттенков: салатовый, малиновый, ярко-розовый, аквамарин, причём в таких сочетаниях, которые выглядят откровенно «чересчур».
  3. Применение псевдоматериалов, когда пластик «маскируется» под дерево и металл, металл — под пластик или ткань, а дерево покрывается позолотой и меняется до неузнаваемости. Часто в китче имитируются дорогие натуральные материалы — «стиль-подделка» верен своим принципам.
  4. Старинная картина на стене часто соседствует с граффити, которые стали одним из самых ярких признаков китча. Помимо граффити на стенах также могут появиться рисунки под трафарет , яркие принты и необычные фото, на которых могут быть изображены самые разные предметы и пейзажи.
  5. Неординарная мебель — сочетание старого, потрёпанного жизнью бабушкиного буфета и ультрасовременного журнального столика необычной формы, блестящей металлической барной стойки и восточного дивана с кучей подушек. Комплект мебели для гостиной можно собрать из совершенно разрозненных предметов: плетёного кресла-качалки, ярко-красного дивана и солидного кожаного кресла.
  6. В отделке металл соседствует с лепниной, стекло — с натуральной древесиной, строгие полосатые обои — с ярким граффити, кирпичная стена — с уютным пушистым ковриком.

Вот уж кто точно не соблюдает никаких правил, так это китч. Главное, помнить, что в отличие от гораздо более строгой эклектики и свежего динамичного фьюжн китч ни в коем случае нельзя воспринимать всерьёз. Этот стиль приходит на выручку, когда хочется «похулиганить», удивить гостей, поразив их в самое сердце золотистым санузлом с «троном» и меховым сиденьем в центре, где ручку слива заменил, например, олений рог.

И ещё один важный момент — в погоне за роскошным интерьером на самом деле очень легко создать комнату в стиле китч. Стоит только перестараться с оформлением, соединив в одном пространстве мраморный камин, люминесцентные светильники, тяжёлые бархатные шторы и восточные вазы, как интерьер становится псевдороскошным, пародией или жалким подражанием настоящей классике. Зачастую владельцы сами не замечают того впечатления, которое их интерьер, выпячивающий роскошь и отсутствие вкуса, производит на гостей дома, считая, что демонстрация богатства всегда уместна.

Конечно, столь неординарный интерьер чаще встречается в ночных клубах, барах и кафе, в жилом доме китч действительно неуместен. Хотя, в комнате подростка, украшенной множеством плакатов и рисунков, китч возникает сам по себе

Несмотря на то что все вышеперечисленные стили возникли на основе смешения разных направлений дизайна, они весьма отличаются между собой. Если эклектика совсем недалеко ушла от своей предшественницы — классики, руководствуется твёрдо установленными правилами и принципами, то фьюжн пошёл куда дальше, позволяя смешивать не два-три, а множество стилей. И уж совсем особняком в этом списке стоит китч — яркий, хулиганистый, неповторимый и не устающий удивлять.

Видео по теме

Найти интерьер, который был бы выдержан строго в рамках одного конкретного стиля, довольно сложно. Да, есть комнаты, войдя в которые можно уверенно сказать — вот она, классика в чистом виде. Однако чаще всего дизайнеры и сами домовладельцы решают поэкспериментировать и соединяют в одном интерьере два-три, а зачастую и несколько традиционных стилей.

Такое смешение тоже имеет свои правила, особенности и характеристики, которые позволили выделить три основных варианта объединения стилей — эклектику, фьюжн и китч.

Чем отличаются между собой эти три направления дизайна интерьеров? Какие правила могут существовать там, где от основных принципов «чистого стиля» решено отойти? И так ли уж страшен китч, который уже давно стал символом безвкусицы, эпатажа и грубого нарушения всех канонов и традиций дизайна? Разберёмся вместе с rmnt.

Плетёная кровать с пёстрым покрывалом выглядит особенно экзотично в центре подчёркнуто лаконичной комнаты в классическом стиле

Эклектика

Самый старый из стилей, возникших на основе смешения нескольких направлений дизайна, поэтому начнём именно с него. В начале XIX века, когда классика уже стала привычным явлением, и богатым домовладельцам захотелось удивить гостей чем-то новым, появился стиль, представляющий собой смешение двух или трёх основных существовавших в то время направлений. Особой популярностью эклектика пользовалась примерно с 1830-х годов и до конца XIX столетия.

По сравнению с господствовавшим тогда классическим стилем, эклектика предоставляла куда больший простор для экспериментов и воплощения самых смелых фантазий, однако при этом не выходила за рамки приличий и общепринятых традиций.

Чаще всего эклектика смешивает всего два стиля интерьера, например, классику и более пышное барокко, торжественный ампир и динамичный модерн. Обычно эклектика вносила нотки экзотики или оригинальные детали именно в классический стиль интерьера, поэтому его вполне можно назвать базовым и основополагающим для данного направления дизайна.

Эклектика за гармоничное и уютное смешение стилей, в общем и целом — это всё та же классика, просто в лёгкой и ненавязчивой переработке. Эклектику можно охарактеризовать как хорошо знакомое блюдо — классический интерьер, который подаётся под новым, зачастую довольно острым и оригинальным соусом.

Основные характеристики эклектики:

  1. Сочетание пастельных тонов, отличающих классический стиль, с более яркими оттенками.
  2. Внесение отдельных деталей из экзотических стилей, например, восточного орнамента в строгую европейскую классику.
  3. Сочетание антикварной мебели и ультрасовременных деталей, например, пластиковых стульев и отделки из стекла и бетона.
  4. Эклектика любит шёлковые обои с крупным выразительным рисунком, кожаную мебель, сочетание разной отделки стен — одна стена может быть выкрашена однотонной краской, а вторая — облицована деревянными панелями или искусственным камнем.
  5. Основой эклектики всегда выступает именно классика, которая может сочетаться с барокко, готикой, ренессансом, рококо, колониальным стилем и отдельными элементами экзотических, этнических направлений.
  6. В эклектике не принято смешивать больше двух-трёх основных стилей интерьера.

Эклектика отлично подойдёт тем домовладельцам, которые, несмотря ни на что, предпочитают классику, но в то же время хотели бы отойти от её строгих канонов и чётких линий. Эклектика способна смягчить классический интерьер, сделать его более современным и динамичным

Фьюжн

Английский термин «фьюжн» (fusion — слияние, объединение) более знаком любителям кулинарии. В области приготовления пищи это название означает авторское направление, которое вобрало в себя всё самое лучшее из кулинарных традиций Запада и Востока.

В сфере дизайна интерьеров фьюжн тоже означает свободное смешение самых разных стилей и направлений. Возник этот стиль «вне стилей» сам по себе, естественным путём, так что конкретного автора у данного направления дизайна нет. Просто в ХХ веке люди начали путешествовать куда чаще, чем раньше, самые дальние экзотические страны стали доступнее, а возвращаясь из странствий, так хотелось привезти с собой что-то на память, чтобы украсить интерьер.

Фьюжн в дизайне — это когда на низком столике в стоит изящная фарфоровая статуэтка времён Людовика XIV, на стеклянной полке в стиле хай-тек расположились керамические расписные тарелки, а африканские маски занимают центральное место в классической гостиной. И при этом смотрится всё просто идеально, кажется, что иначе и быть не может!

Фьюжн в дизайне можно назвать настоящим слиянием культур Запада и Востока, подчёркнутой скромности, функциональности домашнего интерьера и роскоши дворцовой залы, раритетной, консервативной классики и ультрасовременного хай-тек.

Создать стиль фьюжн в своей квартире проще простого — во время путешествия по Египту понравилась картина или домотканый коврик? Смело покупайте и вешайте на стену в своей лаконичной гостиной — такие необычные вещи, коллекции и сувениры и станут основой для нового, свежего интерьера

Основные характеристики стиля фьюжн в дизайне:

  1. Фьюжн создаёт новые правила в интерьере, сочетая, казалось бы, абсолютно несовместимые вещи и предоставляя удивительно широкий простор для творчества.
  2. Цветовая гамма может быть любой, сколь угодно сложной и пёстрой, однако яркие оттенки обязательно разбавлены более спокойными, пастельными, что создаёт гармоничное сочетание. Самыми популярными оттенками фьюжн считаются малиновый, золотой, зелёный, бирюзовый, жёлтый, фиолетовый и лиловый.
  3. Интерьер выглядит домашним, не продуманным до мелочей, а возникшим, кажется, сам по себе, в процессе жизни семьи.
  4. Стиль фьюжн позволяет создать действительно индивидуальное пространство, которое станет отражением всех увлечений владельцев. Коллекции, сувениры, детские рисунки, поделки, печворк и скраббукинг — в таком интерьере есть место любым предметам, тем более созданным вручную и потому уникальным.
  5. Шкуры из кожи животных или их имитации стали одним из самых ярких признаков стиля фьюжн. В целом это направление тяготеет к мягким, приятным на ощупь поверхностям, декоративной штукатурке, шероховатым стенам из натурального камня, древесине.
  6. Пышные многослойные шторы а-ля барокко будут выглядеть особенно оригинально и торжественно на фоне грубоватых бревенчатых стен, роскошная люстра с хрустальными подвесками — на потолке с деревянными балками, позаимствованными из стиля кантри , а камин с глинобитным дымоходом — в окружении строгой классической мебели.

И всё же, даже такой свободолюбивый стиль, как фьюжн, который отрицает общепринятые правила оформления пространства, требует внимания к деталям и продуманного подхода. Вы точно уверенны, что в спальне, обставленной мебелью в стиле французских королей, будет уместен расписной русский самовар? Намерены украсить кухню с глянцевыми лаконичными фасадами в «высокотехнологичном» стиле вышитыми салфеточками или присобранными шторами в крупную клетку? Закройте глаза и представьте себе, как будет выглядеть подобный интерьер в реальности.

Создавая интерьер в стиле фьюжн, трудно удержаться и не превратить комнату в собрание разрозненных предметов, поэтому в данном случае следует руководствоваться правилом — «лучше меньше, да лучше». Пусть предметов в комнате будет не так много, но зато они будут гармонично сочетаться между собой.

Пластиковые ультрамодные стулья вокруг классического кофейного столика? Почему бы и нет, если в итоге получится уютный уголок для отдыха и общения

Китч

И, наконец, наиболее скандальный и неоднозначный стиль, подразумевающий смешение самых разных направлений дизайна — китч.

Этот термин, пришедший из немецкого — кitsch , обозначает явление массовой культуры и стал синонимом псевдоискусства, уделяющего особое внимание внешней экстравагантности и крикливости отдельных элементов. Китч в дизайне интерьера появился в середине ХХ века и первоначально робко пытался перенести дворцовую роскошь и детали оформления ночных клубов и дискотек в обычные квартиры. Однако совсем скоро китч перестал быть подражанием и стал вполне самостоятельным, легко узнаваемым стилем, «сочетающим несочетаемое».

В дизайне понятие «китч-стиль» появилось относительно недавно, ранее этот термин применялся лишь по отношению к культуре и искусству. Если эклектика и фьюжн основываются на традиционных стилях и создают нечто новое из известных деталей и приёмов, то китч в интерьере выглядит насмешкой, отрицанием вкуса и предпочитает работать с самыми яркими и легкоузнаваемыми элементами разных, кардинально противоположных направлений дизайна.

Сочетание цветов в духе «вырвиглаз» — любимейшее занятие китча. Леопардовые шторы на фоне тёмно-синих стен, позолоченный карниз на лиловом потолке, розовые стены и белоснежный пушистый ковёр — подобных сочетаний не встретишь больше нигде

Основные характеристики стиля китч:

  1. Разномастные аксессуары, которые выполнены в совершенно разных стилях, сочетание дорогого фарфора и грубых ручных поделок. Этнические предметы рядом с дворцовыми вазами, хрусталь на одной полке с непонятными фигурками из цветного стекла — чем необычнее, тем лучше.
  2. Использование ярких, «кислотных» цветов и оттенков: салатовый, малиновый, ярко-розовый, аквамарин, причём в таких сочетаниях, которые выглядят откровенно «чересчур».
  3. Применение псевдоматериалов, когда пластик «маскируется» под дерево и металл, металл — под пластик или ткань, а дерево покрывается позолотой и меняется до неузнаваемости. Часто в китче имитируются дорогие натуральные материалы — «стиль-подделка» верен своим принципам.
  4. Старинная картина на стене часто соседствует с граффити, которые стали одним из самых ярких признаков китча. Помимо граффити на стенах также могут появиться рисунки под трафарет , яркие принты и необычные фото, на которых могут быть изображены самые разные предметы и пейзажи.
  5. Неординарная мебель — сочетание старого, потрёпанного жизнью бабушкиного буфета и ультрасовременного журнального столика необычной формы, блестящей металлической барной стойки и восточного дивана с кучей подушек. Комплект мебели для гостиной можно собрать из совершенно разрозненных предметов: плетёного кресла-качалки, ярко-красного дивана и солидного кожаного кресла.
  6. В отделке металл соседствует с лепниной, стекло — с натуральной древесиной, строгие полосатые обои — с ярким граффити, кирпичная стена — с уютным пушистым ковриком.

Вот уж кто точно не соблюдает никаких правил, так это китч. Главное, помнить, что в отличие от гораздо более строгой эклектики и свежего динамичного фьюжн китч ни в коем случае нельзя воспринимать всерьёз. Этот стиль приходит на выручку, когда хочется «похулиганить», удивить гостей, поразив их в самое сердце золотистым санузлом с «троном» и меховым сиденьем в центре, где ручку слива заменил, например, олений рог.

И ещё один важный момент — в погоне за роскошным интерьером на самом деле очень легко создать комнату в стиле китч. Стоит только перестараться с оформлением, соединив в одном пространстве мраморный камин, люминесцентные светильники, тяжёлые бархатные шторы и восточные вазы, как интерьер становится псевдороскошным, пародией или жалким подражанием настоящей классике. Зачастую владельцы сами не замечают того впечатления, которое их интерьер, выпячивающий роскошь и отсутствие вкуса, производит на гостей дома, считая, что демонстрация богатства всегда уместна.

Конечно, столь неординарный интерьер чаще встречается в ночных клубах, барах и кафе, в жилом доме китч действительно неуместен. Хотя, в комнате подростка, украшенной множеством плакатов и рисунков, китч возникает сам по себе

Несмотря на то что все вышеперечисленные стили возникли на основе смешения разных направлений дизайна, они весьма отличаются между собой. Если эклектика совсем недалеко ушла от своей предшественницы — классики, руководствуется твёрдо установленными правилами и принципами, то фьюжн пошёл куда дальше, позволяя смешивать не два-три, а множество стилей. И уж совсем особняком в этом списке стоит китч — яркий, хулиганистый, неповторимый и не устающий удивлять.

Видео по теме

Что такое стиль письменной речи? Это манера изложения материала. Или, строже, совокупность языковых средств и приемових использования. В современном русском языке различают четыре функциональных стиля. Так называемые "книжные": -- научный - стиль научных докладов, отчетов, рефератов, диссертаций; -- публицистический - стиль газетных, журнальных материалов; -- официально-деловой - стиль докладов, заявлений, рапортов, деловых писем, отчетов, докладных записок. Им противопоставлен стиль разговорной речи , выступающей обычно в характерной для нее устной форме. Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы . Но в этом случае говорить о единой совокупности языковых средств не приходится: каждый литератор создает свой, индивидуально-авторский стиль. Мы не будем здесь разбирать особенности каждого стиля. Скажем только, что в языке существует такое явление, как функциональная закрепленность слова. Мы, например, чувствуем связь слов-терминов с научным языком (стилем) (квантовая теория, ассонанс, атрибутивный ); относим к публицистическому стилю слова, связанные с политической тематикой (всемирный конгресс, саммит, международный, правопорядок, кадровая политика ); выделяем как официально-деловые слова, употребляемые в делопроизводстве (нижеследующий, надлежащий, потерпевший, проживание, предписать, препровождаться ). Наиболее четко противопоставлены "книжные" и разговорные слова: вторгаться - влезать, избавиться - отделаться, криминальный - бандитский. Так вот, следуйте стилю, в котором работаете. Помните, что слова и синтаксические конструкции, необходимые в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой. Вот яркий пример неправомерного использования разговорной лексики, просторечия и жаргонизмов в публицистическом стиле: "На конкурс "Мисс Россия" семь лет назад в качестве претенденток привалили все, кто считался первой красавицей в классе или во дворе... Когда выяснилось, что жюри не остановило свой выбор на ее дочери, мамаша вывела несчастное свое дитя посредь зала и устроила разборку ". Если вы, например, в рассказе, воспроизводите прямую речь героя в обыденной беседе двух приятелей-подростков (то есть создаете ситуацию использования разговорного стиля), то вряд ли ваш герой скажет такое: - Проснувшись сегодня раньше обычного, я услышал тихие голоса родителей, доносившиеся из кухни. Деепричастные и причастные обороты присущи "книжному" стилю. Наверно, правильно будет, если ваш герой скажет: - Я сегодня проснулся и слышу: предки на кухне шепчутся . "Шепчутся" - типично разговорное слово. Использование словечка "предки" из молодежного жаргона, то есть сленга, в данном случае допустимо и придает речевой ситуации дополнительную достоверность. Выделите "книжную" лексику. Оцените уместность ее употребления в предложениях. Сделайте стилистическую правку. -- Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной цевницей. -- Именно тогда, признается дворник Анна Маркина, я и поняла, что для меня неважно, на каком поприще трудиться. -- Это можно сравнить с тем, как если бы он, такой человек, оделся бы в не подобающий ему бедный костюм или иную неадекватную одежду. -- В довершение сказанного на заседании правительства из его уст прозвучало пресловутое мнение о том, что финансирование необходимо продолжить. -- Вы предлагаете клиенту совсем другую ипостась ситуации. Найдите разговорные и просторечные слова. Определите их стилистическую функцию и уместность употребления. -- Оба они люди с юмором: то, что называется в народе "поржать", - это у них завсегда. -- Главная редакторша утверждала, что кто-то из очень влиятельных людей обещался ей достать по блату эту вещь. -- Мы все­гда ждем чуда и крепко серчаем, если оно не наступает. -- Они так удачно играли, что их заприметило телевизионное начальство. -- После прикрытия передачи он подался на Высшие режиссерские курсы.

"АЗБУКА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА, или ОТ ПРОБЫ ПЕРА ДО МАСТЕРА СЛОВА" Игорь Гетманский

ДИСЦИПЛИНА

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ»

тема 13:

«принципы и цели смешения стилевых направлений»

Москва,

Современная мода разнообразна и не стоит на месте. Каждый новый сезон дизайнеры находятся в поиске новых форм, цветовых сочетаний, новых технологических подходов, новых образов. Любое «новое» явление в моде обусловлено всей историей развития модных течений и тесно связано с социальными и экономическими явлениями в обществе . Гийом Эрнер.

Приведу наиболее простой пример. Стиль «сафари» появился в 70-х годах, в свое время получил широкое распространение и до наших дней имеет место среди продукции известных брендов и пользуется определенной популярностью у некоторых слоев населения. Появление данного стиля обусловлено увлечением довольно обеспеченной части населения новым для той поры видом отдыха и спорта. Что такое «сафари»?

Объясняя это понятие простыми словами, можно заключить, что это своего рода спортивное развлечение на природе, в диких просторах Африки. Поэтому одежда для этого вида развлечения должна быть очень удобной, комфортной (благодаря своим натуральным тканям, удобному крою), в то же время неяркой, под цвет окружающей среды (так как требуется своего рода маскировка). Ну а так как подобное развлечение могут себе позволить лишь люди немалого достатка, то, безусловно, для стиля требуется некоторая элегантность, признаки дороговизны, довольно высокое качество кроя, материалов, аксессуаров. Таким образом, родился стиль, который вобрал в себя признаки двух стилевых направлений «натурального» и «спортивного» (рис.1).

От спортивного стиля ему достались такие элементы, как погончики, клапаны на карманах, отстрочки, блочки, металлические пуговицы или кнопки, ремешки. От натурального стиля – бежевый, песочный, терракотовый цвета, натуральные, довольно простые фактуры – хлопок, лен, грубая или плетеная кожа.



И таких примеров в истории моды XX века довольно много.

@ Однако следует помнить, что не всякая эклектика является стильной . Если мы попробуем соединить в одном комплекте вещи из разных стилевых направлений, не соблюдая при этом определенные правила и забывая о главном – отражении определенной идеи, результат будет плачевным.

û Порой бездумное сочетание различных вещиц на одном человеке демонстрируют нам модные журналы, следовать которым буквально не только непрофессионально, но и неразумно.

Итак, разберем основные принципы смешения стилей.

Основные принципы смешения стилей

Один из основополагающих принципов базируется на том, что стили могут смешиваться на основе некоторых общих признаков. И, соответственно, не должны подвергаться смешению стили, в которых нет никаких общих моментов.

Например, нельзя смешивать драматический и наивно-романтический стиль. Вспомните идеи каждого из этих стилей, и вы увидите, что оба стиля имеют диаметрально различные идеи и характеристики. Результатом такого смешения может стать образ, который условно можно обозначить как «клоунесса» или «сломанная кукла». Хотя в то же самое время для создания запоминающихся и порой парадоксальных образов в кинофильмах, на эстраде, в видеоклипах следуют идти именно таким путем.

Проследим одну из комбинаций указанных двух стилей, которую мы считаем некорректной.

û нельзя соединять в одном гардеробе светлое, например, нежно-розовое шелковое платье «бэби-долл» с большой черной сумкой из блестящей кожи крокодила. Или это же платье с высокими сапогами-ботфортами на высокой шпильке.

Чтобы получить новые интерпретации наивно-романтического стиля нужно проследить, в каких еще стилях есть хотя бы некоторые схожие принципы. Итак, в натуральном стиле также, как и в наивно-романтическом, заложена мягкость, которую можно передать с помощью мягких складок и округлых элементов кроя. Например: круглые воротнички, округлые вырезы и манжеты, мягкие складки на юбке. И кроме этого, в обоих стилях можно заметить схожие цветовые оттенки, например, светло-бежевый, сливочный, молочный, прозрачно-серый, салатовый и некоторые другие.

В основу смешения стилей именно общие моменты и закладываются (рис.2).

Ключевой элемент данной комбинации стилей – кофточка молочного цвета из ажурного трикотажа, который в тоже самое время напоминает трикотаж, связанный вручную крючком – это значит кофточка отвечает принципам обоих названных стилей. Поэтому с ней легко комбинируются вещи, относящиеся к чистым стилям, – натуральному и наивно-романтическому: тонкая блуза из шелковистого кружева (наивно-романтическая) и шапочка связанная крючком (в натуральном стиле).

Смешение стилей открывает новые возможности для подбора аксессуаров. Одинаково хорошо в данном сочетании будет смотреться мягкая сумка из плетеной соломки или небольшой сумочка-ридикюль. А так же туфли-балетки и босоножки на пробковой танкетке. При этом следует помнить, что нужно оставаться в цветовом диапазоне общих цветов, характерных для выбранных стилей. Использование других оттенков может развалить общую картину на части.

Актуальной задачей становится смешение стилей для офисных работников, желающих сохранить и подчеркнуть свою индивидуальность, соответствуя при этом требованиям делового дресс-кода. Поэтому для каждого отдельного человека стоит цель корректно и привлекательно сочетать классический стиль, на базе которого держится деловой дресс-код, и индивидуальное стилевое направление.

Отмечу, что современная мода позволяет соединить с классикой любое стилевое направление, и проще всего происходит смешение следующих стилей:

· классико-драматический

· классико-спортивный

· классико-натуральный

Проанализировав данные примеры, вы можете убедиться в том, что именно эти сочетания имеют под собой много общего.

Так, классический и драматический стиль объединяются между собой через строгие жесткие формы кроя, плотные, хорошо держащие форму фактуры (рис. 3). Классический крой выполнен в драматических цветах, драматический подтекст усиливает большая жесткая сумка, выполненная из кожи рептилии.

Классический и натуральный стили объединены между собой схожей цветовой гаммой – сдержанной неяркой, матовыми фактурами и лаконичным, лишенным нефункциональных элементов кроем (рис.4).

Классический и спортивный стили могут объединяться за счет внесения в классический крой удобных конструктивных решений «спорта», таких как юбки или брюки на кулиске, застежки-молнии, кнопки. А так же за счет широкого использования трикотажа (рис.5).

@ Совершенно недостаточно для смешения стилей положить в основу одно лишь цветовое решение, без учета кроя, фактур, рисунков.

Так, например, часто используемое и распространенное сочетание цветов черный + белый, не может стать безупречным решением, если не принимать в расчет другие характеристики стиля. Вот яркий пример низкопробной, «антистильной» комбинации предметов одежды на основе черно-белого цветового сочетания (рис.6).

Вы видите белую блузку, по всем признакам относящуюся к наивно-романтическому стилю, и маленькую черную сумочку-ридикюль, так же из этого стилевого направления.

И, одновременно, юбку, туфли, ремень, браслет и бант – из драматического стиля.

При этом, такая непрофессиональная комбинация представлена на женщине классического типажа.

Также совершенно не продуманы макияж и прическа.

Смешение стилей требуется не только для того, чтобы разнообразить свой гардероб или создать нечто новое в моде. Смешение стилей требуется в тех случаях, когда типаж человека невозможно отнести к одному из стилей, а во внешности прослеживаются признаки нескольких стилевых направлений. Тогда смешение стилей становиться единственно верным решением для этого человека.

Взгляните на Екатерину Андрееву, телеведущую 1-го канала (рис.7).

Рис.7. Екатерина Андреева

В ее внешности сплелись воедино признаки классического и наивно-романтического стилей.

Сбалансированный, правильный, «твердый» овал лица придает образу Екатерины лаконизм, строгость, устойчивость, спокойствие. А высокие брови, чуть курносый нос, придают лицу юную миловидность и живость.

В таком случае следует взять за основу лаконичный классический крой - костюмы из жакета и брюк или прямой юбки. Что, кстати, уместно для имиджа ведущей телевизионной новостной передачи.

А разбавить такой комплект можно тонкой шелковой блузой с рисунком в горошек с аккуратным некрупным бантом на шее или округлым маленьким воротничком.

Подобное же смешение можно наблюдать и в лице девушке, представленной ниже (рис.8).

Твердый сбалансированный абрис лица, характерный для классики, и вместе с тем маленький курносый носик, аккуратные губки бантиком, типичные для наивно-романтического стиля.

Вот почему эта девушка в лаконичной темной водолазке выглядит не самым лучшим образом. Более подходящим вариантом можно считать сочетание строгих классических серых со стрелками брюк с шелковистой (но не шифоновой) блузой, украшенной либо маленьким мягким бантом на воротнике, либо деликатным рисунком из бабочек.

Следующий типаж – яркий представитель смешения натурального и наивно-романтического стиля (рис.9).

Типажам натурального стиля свойственны мягкий широкий нос, чуть размытые мягкие губы, что навевает мысли о простоте и природном очаровании. Широко распахнутые глаза, как бы чуть удивленные за счет высоко расположенных бровей,. и вытянутый легкий абрис лица вносят в облик девушки детскость. По этим причинам головной убор в виде венка из разноцветных цветов, бесспорно, украшает ее внешность.


Вот еще несколько примеров смешения двух стилей. Замечу, что результатом смешения стилей может являться отдельно взятая вещь или целый наряд человека.

В этом мужском комплекте присутствует классический крой и фактуры гладкие и матовые, также характерные для классики.

При этом цветовое решение свойственно романтическому стилю, и рисунок на рубашке продолжает мотивы романтизма.

В результате мы видим комплект классико-романтического стиля, который прекрасно подойдет мужчине, обладающему классико-романтической внешностью.

Динамичное сочетание наивно-романтического стиля со спортивным – получился яркий молодежный костюм.

Рисунок в горошек спортивной мини-юбки, а также ярко-розовые лосины и украшение на руке в виде тонкой ткани того же ярко-розового цвета – детали наивной романтики, очень выгодно дополнившие простую спортивную одежду.

Стилистическую оценку употреблению в речи слов с различной стилистической окраской можно дать лишь имея в виду конкретный текст, определенный функциональный стиль, так как слова, необходимые в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой.

Серьезным стилистическим недостатком речи может стать введение публицистической лексики в тексты непублицистического характера. Например: Совет жильцов дома № 35 постановил: возвести детскую площадку, имеющую огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование публицистической лексики и фразеологии в подобных текстах может стать причиной комизма, нелогичности высказывания, так как слова высокого эмоционального звучания выступают здесь как чуждый стилевой элемент (можно было написать: Совет жильцов дома № 35 постановил построить площадку для детских игр и занятий спортом.).

В научном стиле ошибки возникают из-за неумения автора профессионально и грамотно использовать термины. В научных произведениях нецелесообразна замена терминов словами близкого значения, описательными выражениями: Гидрантная муфта с управлением, приводимым в действие воздухом при помощи грузоупорной рукоятки оператора, была сконструирована... (надо: гидрантная муфта с пневматической системой управления...).

Недопустимо неточное воспроизведение терминов, например: Движения водителя должны быть ограничены привязным ремнем. Термин привязной ремень используется в авиации, в этом же случае следовало употребить термин ремень безопасности. Путаница в терминологии не только наносит ущерб стилю, но и уличает автора в плохом знании предмета. Например: Отмечается перистальтизм сердца с последующей остановкой в фазе систолы - термин перистальтизм может характеризовать только деятельность органов пищеварения (следовало написать: Отмечается фибрилляция сердца...).

Включение терминологической лексики в тексты, не относящиеся к научному стилю, требует от автора глубокого знания предмета. Недопустимо дилетантское отношение к специальной лексике, ведущее не только к стилистическим, но и к смысловым ошибкам. Например: У среднегерманского канала их обогнали бешено мчавшиеся машины с синеватого отлива бронебойными стеклами - могут быть бронебойные орудия, снаряды, а стекла следовало назвать непробиваемыми, пуленепробиваемыми. Строгость в выборе терминов и употребление их в точном соответствии со значением - обязательное требование к текстам любого функционального стиля.

Использование терминов становится стилистическим недочетом изложения, если они непонятны читателю, для которого предназначается текст. В этом случае терминологическая лексика не только не выполняет информативной функции, но и мешает восприятию текста. Например, в популярной статье не оправдано скопление специальной лексики: В 1763 г. русским теплотехником И.И. Ползуновым была сконструирована первая многосильная двухцилиндровая пароатмосферная машина. Только в 1784 г. была осуществлена паровая машина Д. Уатта. Автор хотел подчеркнуть приоритет русской науки в изобретении парового двигателя, а в таком случае описание машины Ползунова излишне. Возможен такой вариант стилистической правки: Первая паровая машина была создана русским теплотехником И.И. Ползуновым в 1763 г. Д. Уатт сконструировал свой паровой двигатель лишь в 1784 г.


Увлечение терминами и книжной лексикой в текстах, не относящихся к научному стилю, может стать причиной псевдонаучности изложения. Например в педагогической статье читаем: Наши женщины, наряду с работой на производстве, выполняют и семейно-бытовую функцию, включающую в себя три составляющих: детородную, воспитательную и хозяйственную. А можно было написать проще: Наши женщины работают на производстве и много внимания уделяют семье, воспитанию детей, домашнему хозяйству.

Псевдонаучный стиль изложения часто становится причиной неуместного комизма речи, поэтому не следует осложнять текст там, где можно выразить мысль просто. Так, в журналах, предназначенных для массового читателя, нельзя приветствовать такой подбор лексики: Лестница - специфическое помещение межэтажных связей дошкольного учреждения - не имеет аналогов ни в одном из его интерьеров. Не лучше ли было отказаться от неоправданного употребления книжных слов, написав: Лестница в дошкольных учреждениях, соединяющая этажи, отличается особым интерьером.

Причиной стилистических ошибок в книжных стилях может стать неуместное употребление разговорных и просторечных слов. Их использование недопустимо в официально-деловом стиле, например в протоколах совещаний: Установлен действенный контроль за рачительным расходованием кормов на ферме; В райцентре и селах администрацией проделана определенная работа, и все же в области благоустройства работы непочатый край. Эти фразы можно выправить так: ...Строго контролировать расходование кормов на ферме; Администрация приступила к благоустройству райцентра и сел. Эту работу следует продолжить.

В научном стиле также не мотивировано употребление иностилевой лексики. При стилистической правке научных текстов разговорная и просторечная лексика последовательно заменяется межстилевой или книжной.