Сочинить сказку про цветы для детей. Растения в легендах и сказаниях руси

Сказки для малышей - это один из необходимых элементов развития и воспитания ребенка. Детские сказки понятным, простым и доступным для ребенка языком рассказывают о добре и зле, плохих и хороших поступках, показывают правильный выход из различных ситуаций. Слушая, а потом и самостоятельно читая сказки, ребенок подсознательно формирует основы общения и поведения, учится терпению и упорству, развивает творческий потенциал, воображение и фантазию. Всему этому учат и сказки о цветах и растениях для детей.

Жанры сказок о цветах и растениях могут быть совершенно различны:

Бытовые сказки.
Политические сказки.
Волшебные сказки.
Экологические сказки.

Самой первой для малышей сказкой о растениях становится бытовая русская народная сказка "Репка ". В ней заложена понятная даже детям житейская народная мудрость - взаимовыручка и взаимопомощь всегда помогает достигнуть положительного результата. Сказка содержит также мнемотехнический приём для развития памяти у самых маленьких детей - постоянно добавляющиеся герои сказки, которых необходимо каждый раз перечислять.

В белорусской народной сказке "Легкий хлеб " крестьянин рассказывает волку как тяжело дается такой вкусный и душистый ржаной хлеб, сколько труда и умения требуется от человека вырастить рожь и испечь хлеб.

В политических сказках о растениях освещаются не совсем детские темы - революционная борьба угнетенных с угнетателями. К примеру, любимая детьми сказка известного итальянского писателя Джанни Родари "Приключения Чиполлино ". Герой сказки мальчик-луковка Чиполлино защищает неимущих бедняков от несправедливости, борясь с властью с помощью своих друзей. Люди в виде живых фруктов и овощей в сказке совершают человеческие поступки, ошибки, их поведение совершенно не отличается от поведения обычных людей различных сословий. Сказка ориентирует детей на настоящую дружбу, честность, преданность и героизм.

Волшебные сказки сочетают в себе интересное повествование о событиях, так или иначе затрагивающих тему растений или цветов. Растения в них играют если и не центральный, то обязательный элемент сказки. Волшебные сказки несут в себе основной смысл - добро всегда вознаграждается, несмотря на все внешние или внутренние препятствия, которые необходимо преодолеть главным героям.

Одна из замечательных современных волшебных сказок Валентина Катаева "Цветик-семицветик ". Обычная девочка в трудный для себя момент встречает бабушку-волшебницу и получает в подарок волшебный цветок, исполняющий семь желаний - по количеству лепестков цветка. Сказка наглядно показывает, что не потребительские желания доставляют удовольствие от волшебства, а доброта и милосердие приносят настоящую радость.

Еще один прекрасный пример доброты, честности, верности и милосердия показан в сказке Сергея Аксакова "Аленький цветочек ". В сказке все положительные качества младшей дочери купца противопоставлены жадности и корысти его старших дочерей, чуть не погубивших заколдованное чудище.

Павел Бажов сказкой "Каменный цветок " иносказательно говорит, что никакие самоцветы и драгоценные камни, даже мастерски обработанные, не сравнятся с естественной красотой обычного полевого цветка. И даже Хозяйка Медной горы не сможет вдохнуть настоящую жизнь в искусственный каменный цветок.

Главная задача экологических сказок - научить ребенка видеть красоту живой природы, относиться бережно к растениям, получить в упрощенной форме начальные знания о видах растений, о необходимых потребностях растений для роста. В экологических сказках цветы, растения, деревья разговаривают, совершают плохие и хорошие действия, вызывающие у детей различный эмоциональный отклик - сочувствие или гнев, нежность или радость.

Софья Прокофьева в одной из сказок о Маше и Ойке "Про маленький дубок " учит детей бережному отношению даже к самым маленьким росткам деревьев, рассказывает в интересных диалогах между девочками, животными и растениями о пользе дубового дерева и необходимых для него земле, солнечном свете и воде.

Сказка латышской писательницы Маргариты Старасте "Желудек " повествует о приключениях маленького Желудька в лесу и в городке насекомых Травушкине. Захватывающие события, происходящие с Желудьком, заставляют перечитывать детям эту историю много раз. Сказка дает упрощенное представление детям не только о строении желудя, но и о многих насекомых - пауках, пчелах, муравьях.

Удивительная книга латышской писательницы Анны Саксе "Сказки о цветах "- не просто сказки о самых разных цветах, а сказки, мифы и предания со всех уголков мира. Цветы и деревья в волшебном саду умеют говорить человеческими голосами, многие из них - в прошлом заколдованные люди. Они рассказывают маленьким читателям свои истории (веселые, трогательные или печальные), повествуют о своих судьбах и разных странах.

Сказка-быль Андрея Платонова "Неизвестный цветок " - очень трогательный рассказ о короткой летней дружбе маленького одинокого цветка, с трудом выросшего между камнями на пустыре и девочки Даши из пионерского лагеря. Рассказ вызывает безграничное сочувствие и восхищение цветком.

Сказки о цветах и растениях любых жанров необходимы для малышей. Они является наиболее эффективным средством раннего обучения, воспитания и развития детей.

"Незабудки" "Иринушкины сказки" (для детей 5-10 лет)

Данная методическая разработка предназначена для педагогов детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Также этот материал может быть полезен учителям начальных классов и творческим родителям.
Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Дюймовочка» МО г. Алдан, РС(Я)
Цель: формирование начальных представлений о весенних цветах - незабудках.
Задачи:
-в доступной форме познакомить детей с терминами «семена», «всходы», «посев»; познакомить с многозначностью слова «цвет»;
-повторить понятия «одежда», «обувь»; знакомить со сложными цветами.
-развивать речь детей, обогащать их словарный запас, расширять кругозор;
-воспитывать бережное отношение к представителям флоры.

Сказка "Незабудки"

Эта история приключилась в одном волшебном саду весной в самом конце мая. С хозяйкой сада - цветочницей - произошло небольшое недоразумение. Перепутались у неё случайно семена цветов незабудок разного цвета. Подумала она, подумала, да и посеяла на клумбе все семена, как есть – перемешанными. Получилась смесь незабудок.

Через две недели появились дружные всходы. А ещё через две недели весенние прелестные цветы расцвели. Клумба превратилась в пёстрый ковёр.
Оглянувшись по сторонам, незабудки начали спорить между собой – какая из них самая красивая?
-Разумеется, я! – заявила розовая незабудка.
- Ну уж нет! Самая привлекательная – это я! – возразила голубая.


- Да что тут спорить! Самая восхитительная – это, вне всякого сомнения, я! – вмешалась в спор незабудка белого цвета.


Спорили они так, спорили и вконец поссорились.
В это время в сад прилетела прелестная бабочка.


Она по очереди напилась сладкого нектару из каждой незабудки.
Незабудки обратились к ней за помощью:
-Бабочка – красавица, рассуди нас! Какая из нас самая красивая?
Бабочка, немного подумав, ответила:
-Твои лепестки, розовая незабудочка, подобны свету вечерней зорьки.
-Тебя, голубенькая незабудка, природа выкрасила в цвет лазоревого неба после летнего дождя!
А ты - белоснежная, словно самое пушистое облачко!
-Вы все по-своему прекрасны! А нектар у всех вас одинаково вкусный! Не напрасно вас называют незабудками. Поверьте, я никогда не забуду Вашу нежнейшую красоту!
Вспорхнула бабочка и улетела!

Незабудки сначала растерялись, а потом даже обрадовались тому, что ни одна из них не хуже другой! Ничем ни хуже!… А все одинаково красивы!

Но в этот момент из дома вышла маленькая девочка Иринушка, она удивлённо оглядывала мир огромными карими глазами, кофточка не ней была надета розовенькая, сшитая бабушкой, на ногах красовались белые сандалии. К этому времени у цветочницы уже распустилось и благоухало множество различных цветов.


Гуляя по саду и любуясь многоцветием растений, очаровательное дитя увидело клумбу с незабудками и тихо вскрикнуло от восторга!
-Ой, какие малюсенькие цветочки! И все разного цвета – голубого, розового, белого – как моя одежда и обувь!
И девочка протянула пухленькую ручку к незабудкам, намереваясь нарвать цветов для букетика. Бедные незабудки застыли от ужаса….
В это время к девочке приблизилась цветочница.
-Что ты делаешь, доченька?
-Хочу, матушка, сорвать букетик для тебя!
-Не нужно, моя хорошая, сорванные цветочки завянут, погибнут, их жалко! А если ты сохранишь их, то через год, в июне у нас будет уже две, даже три клумбы незабудок.
-Три клумбы, матушка? А как это?
-Каждый кустик сначала отцветёт, а через месяц даст семена, которые потом дадут нам новые незабудки! Помимо этого, кустик зимой не погибнет, а перезимует и увеличится, разрастётся к следующей весне!
Маленькая девочка кивнула головой в знак согласия и не тронула незабудки.
С той самой поры эти прелестные цветочки живут все вместе в чудесном саду и больше никогда не ссорятся!


По окончании прочтения сказки рекомендуется задать вопросы:
-Что такое семена, посев, всходы?
-Почему нельзя срывать цветы?
-Почему "незабудки" так называются?

Если вашему ребенку задали придумать сказочную историю - не беда! Фантазия, вымысел спешат вам на помощь. Творческие задания сегодня актуальны как никогда. Министерство образования ввело очередной новый стандарт, которому вынуждены подчиняться как школы, так и учителя. Порой задания действительно интересные: ученику нужно подумать, порассуждать, но иногда встречаются в дневниках такие «удивительные» задания, что у родителей волосы встают дыбом на голове. Но не стоит отчаиваться, настройтесь на рабочий лад и вперед!

Литературная справка

Сказочная история о дикорастущем или культурном растении скоро будет в вашем распоряжении. Подобные тексты в литературе называют мифами или легендами. Литературная традиция Японии богата на подобные вещи. За основу можно взять восточный миф о хризантеме. Китайцы говорят, что если ты желаешь быть счастливым, то в твоем саду непременно должна расти хризантема.

Особым образом в Японии почитают 4 растения, их относят к благородным: хризантему, сакуру, бамбук и орхидею. Все они символизируют человеческие качества, такие как дружба, честность, молодость и мужество. И, соответственно, каждое из этих растений символизирует 4 времени года. Перечислять их не стоит, все и так знают. Древние восточные поэты в своих стихах или преданиях воспевали эти растения, поражаясь их красоте.

История № 1 - о Хризантеме

Наша легенда гласит о цветке по имени Хризантема. Люди Востока называют ее цветком Белого дракона. Однажды это злое и кровожадное чудовище решило принести людям очередное несчастье. В его белую чешуйчатую голову пришла мысль: а не украсть ли Солнце у этих жалких людишек? Без него они умрут от страха, ужаса и голода!

Просчитался Белый ужасный дракон, ведь добыча оказалась не по его силам и зубам! Вскочило чудовище, взмахнуло крыльями, поднялось высоко в небеса. Лучи Солнца обжигали его чешую, а он жадно своими когтистыми лапами рвал тело светила. Горячие и светящиеся искры разлетались в разные стороны, остывая, в падении они превращались в цветы Хризантемы. И устилали они городские улицы, деревенские тропки, сады и парки… Так Великое Солнце одарило человека этим цветком, с тех пор на стали изображать этот прекрасный цветок, а также на монетах и разных печатях. Мудрые японцы добавляют цветки этого растения в салаты и даже в кондитерские изделия!

История № 2 - о Крапиве

В одной деревне вырос кустик Крапивы. Кто бы к ней ни подошел - всех она жалила и обжигала! Народ стал обходить ее стороной. А она от обиды заливалась горькими слезами. Мальчишки поговаривали, что в соседнем поселке старый дед выпорол таким кустом своего внука за разбойничество.

Но в один прекрасный день все изменилось. Из дремучего леса вышла женщина-травница, она спросила у селян, не растет ли тут жгучий куст? Те рассмеялись в ответ, но рукой указали направление. Пришла травница к месту, оглянулась и приговаривает: «Ай, какая свежая и сочная! Ай, какая же полезная!» Старухи сбежались, глаза на лоб у них полезли, от зависти зубы так и свело! Кричат на нее: «Не лезь, дурная, ужалит тебя крапива!..» А травница лишь рассмеялась им в ответ и ушла в свою избушку в глубь леса.

Если вашему ребенку была задана сказочная история о дикорастущем или культурном растении, то смело можете использовать наши легенды.

Сказки для малышей - это один из необходимых элементов развития и воспитания ребенка. Детские сказки понятным, простым и доступным для ребенка языком рассказывают о добре и зле, плохих и хороших поступках, показывают правильный выход из различных ситуаций. Слушая, а потом и самостоятельно читая сказки, ребенок подсознательно формирует основы общения и поведения, учится терпению и упорству, развивает творческий потенциал, воображение и фантазию. Всему этому учат и сказки о цветах и растениях для детей.

Самой первой для малышей сказкой о растениях становится бытовая русская народная сказка "Репка". В ней заложена понятная даже детям житейская народная мудрость - взаимовыручка и взаимопомощь всегда помогает достигнуть положительного результата. Сказка содержит также мнемотехнический приём для развития памяти у самых маленьких детей - постоянно добавляющиеся герои сказки, которых необходимо каждый раз перечислять.

В белорусской народной сказке "Легкий хлеб " крестьянин рассказывает волку как тяжело дается такой вкусный и душистый ржаной хлеб, сколько труда и умения требуется от человека вырастить рожь и испечь хлеб.

  • Аксаков, Сергей "Аленький цветочек "

Еще один прекрасный пример доброты, честности, верности и милосердия показан в сказке С. Аксакова. В сказке все положительные качества младшей дочери купца противопоставлены жадности и корысти его старших дочерей, чуть не погубивших заколдованное чудище.

  • Андерсен, Ганс Христиан «Цветы для маленькой Иды»

Это первая сказка Андерсена, придуманная им самим. Замысел ее возник, когда он однажды рассказывал маленькой девочке Иде, дочери писателя Юста Маттиаса Тиле, о цветах в Ботаническом саду. "Несколько замечаний ребенка я запомнил и передал, когда сказка позднее была записана", - вспоминал сказочник. История рассказывает о девочке, узнавшей о балах, на которых встречаются и танцуют цветы. Совершенно случайно однажды ночью Ида одним глазком увидала такой бал, на котором узнала, что цветочки можно спасти от гибели, посадив их в землю...

  • Бажов, Павел "Каменный цветок "

В сказке иносказательно говорится, что никакие самоцветы и драгоценные камни, даже мастерски обработанные, не сравнятся с естественной красотой обычного полевого цветка. И даже Хозяйка Медной горы не сможет вдохнуть настоящую жизнь в искусственный каменный цветок.

  • Вогл, Кристл «Сказки цветочного королевства».

Вы любите тайны и волшебство? Хотите узнать самый-самый важный секрет? Слушайте внимательно, только тсс, никому ни слова! Добрые маленькие феи и эльфы - герои многих сказок и легенд - не красивая выдумка. Они существуют на самом деле! У них есть помощники, враги и даже волшебная королева. Они ссорятся, мирятся, дружат и, как и мы, любят красивые цветы... Но если вы не верите в чудеса, если не хотите узнать о прекрасном мире фей и эльфов - ни в коем случае не открывайте эту книгу!

  • Гераскина, Лия «Синий цветочек для мамы»

Маша и Ваня, несмотря на запреты их отца лесника, отправились в дремучий лес, чтобы отыскать волшебный синий цветочек, который поможет их маме скорее выздороветь. Поиски заветного цветочка привели их в Пряничный домик, хозяйкой которого оказалась хитрая и коварная Баба-Яга. Посадив детей в клетку, она пригласила на предстоящий пир Лешего и Водяного. Но благодаря помощи своих друзей - Полкана, Пеночки и Зяблика, детям удалось освободиться, уйти от погони и принести маме букет волшебных цветов.

  • Емельянов, Денис «Мышонок и Подснежник»

В этой книге двенадцать сказок о маленьком Мышонке, трогательном и добром, который познает огромный Мир вокруг себя. Он живет в норке с Мамой и знакомится с разными обитателями леса: с прекрасным Подснежником и самодовольным Земляным Червяком, с красивой Бабочкой и упрямой Улиткой, с мудрым Вороном и маленьким Птенчиком. Ему так много предстоит узнать и понять. Он очень любит смотреть на закат, слушать, о чем перешептывается ветер с деревьями в лесу, а иногда по ночам маленький Мышонок разговаривает со звездами. Эти сказки написаны для самых маленьких читателей, и для взрослых, которые тоже когда-то были детьми.

  • Карем, Морис «Королевство цветов»

Маленькая девочка Анни из книги известного во всём мире бельгийского поэта и писателя К. Мориса, из собственного любопытства и волею случая попадает в Королевство цветов - тот самый источник жизнерадостности. Королевство живёт своей обычной для цветов и удивительной для людей жизнью. С поразительной выдумкой и фантазией, основанной на прекрасном знании природы, автор описывает жизнь цветов. В этой жизни находится место и приключениям, и любви и дружбе. И конечно же, у сказки счастливый конец - благодаря вере, надежде и безграничной материнской любви Анни возвращается на Землю.

  • Катаев, Валентин "Цветик-семицветик "

Одна из замечательных современных волшебных сказок.Обычная девочка в трудный для себя момент встречает бабушку-волшебницу и получает в подарок волшебный цветок, исполняющий семь желаний - по количеству лепестков цветка. Сказка наглядно показывает, что не потребительские желания доставляют удовольствие от волшебства, а доброта и милосердие приносят настоящую радость.

  • Колпакова, Ольга «Как фея Колючка вылечила лето»

Если в жаркий день вы услышите, как лето шмыгает дождиком, чихает туманом и кашляет громом, вызывайте скорую цветочную помощь! Цветочные феечки обязательно по всем правилам вылечат больного: ромашковый отвар, горчичники и малиновый чай. И фея Колючка иоже не останется в стороне, уж она-то выпишет самый необычный рецепт и превратит лечение в настоящее веселье. Чудеса на Цветочной полянке продолжаются, и лето обещает быть ярким!

  • Лопатина, А., Скребцова, М. Сказки о цветах и деревьях: книга для занятий по духовному воспитанию

Сказка может стать для ребенка мудрым учителем, добрым помощником и даже врачом! Не верите? Мы предлагаем вашему вниманию интересную методику от добрых писательниц-сказочниц, авторов более 50 книг для детей и родителей. Книга для занятий по духовному воспитанию включает подборки материалов духовно-нравственной направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей.

  • Платонов, Андрей "Неизвестный цветок "

Рассказ заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном...

Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, - «приютилось оно в ямке меж камнем и глиной». Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. «Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше».

Несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину». Цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. Добрая девочка заметила цветок и захотела ему помочь. Она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю.

Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка. «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены. Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.

  • Прокофьева, Софья "Про маленький дубок "

В одной из сказок о Маше и Ойке автор учит детей бережному отношению даже к самым маленьким росткам деревьев, рассказывает в интересных диалогах между девочками, животными и растениями о пользе дубового дерева и необходимых для него земле, солнечном свете и воде.

  • Родари, Джанни «Приключения Чиполлино»

В политических сказках о растениях освещаются не совсем детские темы - революционная борьба угнетенных с угнетателями. К примеру, любимая детьми сказка известного итальянского писателя Джанни Родари "Приключения Чиполлино". Герой сказки мальчик-луковка Чиполлино защищает неимущих бедняков от несправедливости, борясь с властью с помощью своих друзей. Люди в виде живых фруктов и овощей в сказке совершают человеческие поступки, ошибки, их поведение совершенно не отличается от поведения обычных людей различных сословий. Сказка ориентирует детей на настоящую дружбу, честность, преданность и героизм.

  • Старасте, Маргариты "Желудек "

Сказка латышской писательницы повествует о приключениях маленького Желудька в лесу и в городке насекомых Травушкине. Захватывающие события, происходящие с Желудьком, заставляют перечитывать детям эту историю много раз. Сказка дает упрощенное представление детям не только о строении желудя, но и о многих насекомых - пауках, пчелах, муравьях.

  • Саксе, Анна «Сказки о цветах»

Более половины века назад латышская писательница Анна Саксе записала несколько небольших историй для детей, которые она объединила в одну книгу "Сказки о цветах". Это удивительная книга не просто сказки о самых разных цветах, а сказки, мифы и предания со всех уголков мира. Цветы и деревья в волшебном саду умеют говорить человеческими голосами, многие из них - в прошлом заколдованные люди. Они рассказывают маленьким читателям свои истории (веселые, трогательные или печальные), повествуют о своих судьбах и разных странах.

«Сказки о цветах» Саксе рассказывают о том, как сложились cудьбы людей,живших в ту или иную эпоху. У многих персонажей судьба складывалась так, что они превращались в различные цветы. Ответ на вопрос, почему так случилось, можно найти на страницах этой детской книги, где деревья умеют разговаривать человеческими голосами, а цветы могут любить.

В каждой сказке идет рассказ об отдельном цветке. Он может быть лесным или просто расти на клумбе. Совсем неприметным, как заячья капуста, или очаровательным, как орхидея или водяная лилия. Но каждый раз читатели видят неописуемую красоту, которая скрывается за названием растения.

Написала Анна Саксе «Сказки о цветах» специально для детей. Но, не смотря на это, книга очень нравится взрослым. Ведь порой и им хочется погрузиться в мир их детства, где им родители читали эти очаровательные сказки, а сами малыши разглядывали красочные иллюстрации, на которых были изображены красивейшие цветы.

  • Шунин, Анатолий «Здравствуй, синь-цветок» : рассказ

Герой этого рассказа мальчик, наблюдая за безымянным цветком, делает для себя важные открытия... Василек был похож на гвоздичку, только поменьше и - синий. А мой синь-цветок - голубой. И вовсе без цветоножки. Он расцветал чаще всего в развилке двух веточек. Веточка хоть и полая, но попробуй сорви ее - измочалится вся, пока отломится, пожалеешь, что трудился и красоту испортил...

Дорогие родители, бабушки и дедушки, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух.

Сказки о цветах и растениях любых жанров необходимы для малышей. Они является наиболее эффективным средством раннего обучения, воспитания и развития детей. Читайте, как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.