Отличие вагонки от евровагонки - коротко о главном. Чем отличаются вагонка и евровагонка - Что лучше

Иногда мы стоим перед дилеммой - какой материал лучше выбрать для облицовки своего коттеджа или гаража? Что лучше - обычная вагонка или вагонка с приставкой «евро-»? Что у них общего, а что их отличает друг от друга? Прежде чем определиться с выбором, нужно разобраться, а что же вообще такое - вагонка?

Определение

Вагонка - это струганная доска, имеющая натуральную влажность. Вагонка выпускается с единым профилем, пазом и шпунтом для стыковки досок друг с другом. Используется для отделки потолков, стен, беседок, фасадов, лоджий.

Название «вагонка» закрепилось за данным материалом с тех пор, когда такими досками облицовывали стенки товарных вагонов. Это была специальная доска, имеющая по краям небольшие пазы для исключения щелей и плотной стыковки досок между собой.

Евровагонка представляет собой струганную сухую доску, которая используется для внутренней и внешней отделки помещений. Такая доска обычно служит в течение 15-20 лет, а с использованием при ее изготовлении различных пропиток, защищающих древесину от влаги, насекомых, солнечных лучей и т. д., срок службы вагонки значительно увеличивается. Евровагонка - один из наиболее популярных отделочных материалов.

Сравнение

Евровагонка отличается от традиционной вагонки сортностью древесины, а также более сложным профилем, разработанным с учетом физико-механических характеристик дерева, и своей геометрией - толщиной и шириной. Пазогребневое сочленение у вагонки, выполненной по евростандартам, глубже, чем у обычной обшивочной доски. Также у евровагонки более высокие требования к влажности доски и качеству обработки поверхности. В отличие от традиционной вагонки, евровагонка оборудована специальными вентиляционными канавками. Их функция заключается в отведении скапливающегося конденсата и предотвращении, таким образом, гниения и порчи как самой обшивки, так и прилегающих к ней слоев. Кроме того, такие продольные щели снимают внутреннее напряжение доски. Европейские требования значительно жестче к качеству материала, соответственно, цена на евровагонку всегда выше, чем на обычную вагонку.

Выводы сайт

  1. Евровагонка отличается от традиционной вагонки качеством древесины.
  2. Евровагонка имеет более сложный, в отличие от вагонки, профиль.
  3. У евровагонки пазогребневое соединение глубже, чем у обычной вагонки.
  4. У евровагонки более высокие требования как к влажности доски, так и к качеству обработки поверхности.
  5. Евровагонка, в отличие от вагонки, имеет вентиляционные каналы.
  6. Цена евровагонки выше цены традиционной вагонки.

/ В чем отличие вагонки от евровагонки?

В чем отличие вагонки от евровагонки?

Зачастую в тексте объявления о продаже пиломатериалов оптом можно встретить фразу «вагонка и евровагонка от производителя». У некоторых потенциальных покупателей рождается приблизительно следующая мысль в голове «А разве это не одно и то же?». Да, многие именно так и думают, не обращая внимания на приставку «евро», в то время как она придает данной продукции отличия не только по звучанию.

Зачем приставка «евро»?

Вопреки расхожему мнению, что приставка «евро» указывает на качество продукции, этой функции она не выполняет. Вернее, выполняет не только ее. Наличие приставки говорит о том, что обшивочный материал был произведен с учетом требований DIN 68126, то есть требований зарубежного стандарта, в то время как наш отечественный стандарт определяется ГОСТом 8242-88. И в том, и другом случае стандарты предполагают определенные параметры обшивочной доски, точно рассчитанные и выверенные.


Так в чем же отличие?

Покупая вагонку или евровагонку от производителя , потребитель должен знать, что эти пиломатериалы имеют одно ощутимое отличие — различные параметры профиля. Заметное невооруженным глазом различие — размер шипа. Ширина шипа обычной вагонки составляет 4 мм, тогда как аналогичный параметр у евровагонки — 8 мм (или 8,33 % от общей ширины, значение которой 96 мм). В связи с этим можно упомянуть о преимуществе евровагонки. Состоит оно в следующем. В условиях меняющейся влажности меняется и ширина самого изделия. И если изменение ширины превышает размер шипа, могут появиться щели. В случае с евровагонкой это маловероятно, поскольку сложно представить условия, при которых линейные габариты дерева (прошедшего через камерную сушку) изменились бы на 8,33 %.

Еще об отличиях

Кроме ширины шипа, у вагонки и евровагонки есть еще некоторые отличия. Среди них можно отметить влажность древесины, сортность, параметры (ширина и толщина). К тому же, только европейские стандарты определяют необходимость наличия вентиляционных канавок на внутренней стороне обшивочной доски. Эти канавки предназначены для удаления конденсата и снятия напряжения в древесине, которое является следствием перепада температур и влажности.

Вагонка - современный материал, который нашел широкое применение в обивке внутренних и внешних поверхностей зданий при помощи тонкого слоя деревянной конструкции. Название вагонки пришло со старых времен, когда ее использовали для обивки стен вагонов. Уже в те времена, являлась доской, которая по краям имела специальные пазы, которые позволяли листам материала очень плотно, практически без образования щелей, стыковаться между собой. Эта "технология" получила еще название "четверть".

Таким образом так и получилось название вагонки. Раньше конечно облицовочная доска совершенно отличалась от современного варианта вагонки. В современном мире технология изготовления вагонки значительно улучшилась. Теперь для ее производства применяется сложное автоматизированное оборудование. Появилась и особенная разновидность, так называемая евровагонка. Но конечно же функция у нее осталась прежняя, покрытие поверхностей ровным слоев качественного древесного материала без присутствия каких-либо щелей.

Стандартные размеры вагонки сегодня такие - от 12 до 25 мм. Ширина листа составляет максимум 150 мм при длине до 6000 мм.

У уже свои типовые размеры. Она может иметь толщину - 13 мм, 16 мм и 19 мм. Ширина же может быть - 80 мм, 100 мм, 110 мм и 120 мм. Длина также может достигать 6000 мм. Влажность при этом допустимая составляет не более 10-15%. Профили евровагонки между собой также могут несколько отличаться. Но некоторые характеристики остаются неизменными - это более глубокий пазо-гребневый стык и небольшая выборка с внутренней стороны доски.

Давайте же посмотрим какие преимущества имеются у евровагонки перед нашей привычной отечественной вагонкой.

О профиле или геометрии вагонки.

Важнейшее отличие евровагонки от отечественной состоит в том, что они имеют различные размеры шипа. Евровагонка имеет высоту шипа в пределах 8 мм, то есть это 9% от ширины доски. У нашей же вагонки высота составляет - 4-6 мм. Если погодные условия часто меняются, меняется температура и влажность, то размеры вагонки могут несколько меняться и из-за этого могут образовываться щели. В случае в евровагонкой изменение размеров может быть большим, чем у обычной вагонки. Но в случае в евровагонкой подобные явления очень маловероятны. Ну только представьте себе какие должны быть погодные условия, чтобы изменение размеров составило не менее 9%.

Показатель влажности вагонки и евровагонки.

Если у евровагонки уровень влажности обычно в пределах 10-16%, то российская вагонка имеет показатель в 18-25% влажности. Такая вагонка часто производится из "вяленой" доски, которая предварительно была подвергнута незначительной осушке в уличных условиях или в помещении. Также бывают варианты с вагонкой, имеющей показатель влажности в 25-35%. Подобная вагонка обычно делается из сырой, только что приготовленной доски.

Какие недостатки может иметь влажная вагонка:

Если влажность воздуха больше 17-18%, то вагонка может подвергнуться образованию на ней грибка, это также возможно при температуре свыше 15-20 градусов и если в помещении нет должного проветривания

Как только такая вагона высохнет, может обнаружиться что она в некоторых местах неровная, выпуклая или вдавленная

Если стена в помещении была обита влажной невысушенной вагонкой, то после того как она высохнет, могут образоваться значительные щели между досками вагонки

Конечно поверхность даже влажной вагонки может быть идеально ровной.

Но вот уже позже после высыхания или если она будет обработана антисептиком, значительно повышаются шансы того, что образуется ворс из-за чего поверхность вагонки станет сильно шершавой. Такие неудобства не случатся, если вагонка будет производиться из качественно высушенного материала.

Вагонка является одним из самых распространенных обшивочных материалов в современном строительстве. При этом для наружных работ используют металл или пластмассу, а внутри обычно применяют натуральную древесину. Однако свойства натурального материала не позволяют делать одинаковые изделия, что приводит к появлению такого понятия как сорта вагонки.

Они значительно различаются по своим техническим характеристикам и имеют свои допуски и параметры.

Столовая комната, выполненная из вагонки класса “Экстра”

Виды сортов

В настоящее время классификация вагонки производится в соответствии определенными данными, такими как:

  • сучки;
  • трещины;
  • смоляные кармашки;
  • засмолки;
  • сердцевина;
  • прорость;
  • окрас;
  • гниль;
  • синева;
  • обзол;
  • червоточина;
  • дефекты производства.

Совет! Необходимо уметь различать разные сорта данного материала, чтобы избежать обмана и выбрать качественный продукт за его реальную стоимость.

Вагонка класса “А”

В данных изделиях должен полностью отсутствовать дефект производства. Единственное что допустимо, это шероховатость поверхности, но только в небольшом количестве.

Также вагонка сорта А не должна содержать:

  • обзол;
  • червоточину;
  • синеву;
  • гниль;
  • прорость.

Окраска материала не должна быть больше десяти процентов от общей площади. При этом трещины и смоляные камушки допускаются только незначительные и не сквозные. Сучки у материала не должны выпадать, а их диаметр не должен превышать 15 мм. Черные сучки могут присутствовать в древесине данного класса, только если их диаметр не больше 7 мм.

Вагонка класса “В”

Сорт вагонки В класса допускает присутствие значительного большего числа дефектов и повреждений. Одним из самых важных отличий этого вида является допустимость непрострожки на торце замковой части. Однако это не должно мешать сборке.

Также допускаются незначительные сколы, трещины, запилы и вмятины, но их величина не должна быть больше, чем 15 мм на 30 см погонного метра.

При этом глубина таких дефектов для данного класса должна находиться в пределах 0.5 мм, а готовое изделие может содержать:

  • засмолки;
  • сердцевины;
  • окраску;
  • прорость (на ширину не более 200 мм);
  • синева (не больше 10%).

Также изделие может иметь пластневые трещины, но без выхода в торец и не насквозь. Сучки же такая вагонка может иметь разного размера, но только при их белом окрасе. Черные и впадающие виды не должны быть больше 20 мм.

Вагонка класс “С”

Вагонка сорта С является самой дешевой и имеет массу допусков по качеству и дефектам производства.

Она допускает наличие:

  • засмолки;
  • смоляных кармашков;
  • прорости;
  • сердцевины;
  • окраски;
  • синевы;
  • гнили;
  • червоточины;
  • обзола.

Также данный вид изделий может содержать практически любой тип дефекта производства, но только если его размер не будет более 1\5 от общей плоскости. При этом сучки могут присутствовать в такой вагонке без ограничений.

Вагонка класса “Экстра”

Данный вид материала часто называют вагонка 1 сорта, хотя на самом деле его можно отнести к высшему классу или элитному типу . В нем полностью отсутствуют дефекты производства и деформации пород древесины. Именно поэтому этот класс считается самым лучшим и имеет довольно большую цену.

Многие производители поставляют его в специальной вакуумной упаковке, чтобы при перевозке он не деформировался, взаимодействуя окружающей средой. Также для данного типа качества предусматривают специальные крепежные зажимы, которые обычно входят в комплект поставки.

Совет! Не стоит доверять надписям на витрине магазина, качество материала необходимо проверять собственноручно.

Читайте здесь.

Область применения в соответствии с классификацией

Каждая классификация вагонки по сортам имеет свою условную область применения и вид финишной обработки.

  • Класс “Экстра” — используют на ответственных участках строения, которые должны иметь безупречный внешний вид. При этом ее крепят только на специальные зажимы, чтобы не портить внешний вид и покрывают лаком. Для ее изготовления используют элитные сорта древесины, которые обладают красивой структурой и рисунком. Многие видео уроки по строительству показывают примеры установки именно такой вагонки, поскольку с ней очень легко работать, не отвлекаясь на подгонку.

  • Класс “А” – также используется на участках, которые являются лицевыми. Такая вагонка не многим отличается от “Экстры”, поэтому довольно часто конкурирует с ней. Дело в том, что разные производители относятся к качеству своей продукции по-своему. Рассматривая некоторые фото можно увидеть, что изделия класса “А” одного производителя можно смело ставить в один ряд с классом “Экстра” другого изготовителя. Единственным их отличием порой является цена. Поэтому следует делать выбор, опираясь на внешний вид, а не на характеристики указанные в документах.
  • Класс “В” – можно назвать бюджетным. При его использовании часто приходится применять различные замазки и шпатлевки, которые бы скрывали дефекты. Именно поэтому такую вагонку приобретают только тогда, когда предполагается использование красителей, которые бы смогли скрыть все исправления и сучки. Однако если производится монтаж своими руками, то для экономии можно взять и ее. При этом придется использовать замазки в тон древесине, придавая ее приятный внешний вид и позволяя использовать цветной лак.
  • Класс “С” – считается самый последний по своим показателям качества. Ниже него идут уже дрова. Ни одни профессиональный строитель не согласится работать с ним. Это связано с тем, что его контроль качества этого материала осуществляется путем отбраковки класса “В”. Таким образом, среди него можно часто встретить изделия со значительно низшими показателями, чем требует инструкция. При этом дефекты этого материала порой сильно отнимают время при сборке, поскольку требуют частой доработки или подгонки. Некоторые недобросовестные изготовители относят к этому классу конкретный брак. Поэтому необходимо быть особенно внимательным или полностью исключить этот класс из работы, невзирая на такой параметр как цена.

Деревянная вагонка является одним из самых популярных отделочных материалов. Ей отдают предпочтение из-за доступной цены, вариативности использования, простоты монтажа, экологичности. Но часто при покупке материалов для отделки помещения приходится выбирать между вагонкой и евровагонкой. Что же у них общего и в чем состоят основные отличия?

Сходство и отличие материалов

Оба этих отделочных материала являются разновидностью строганой отделочной доски с пазом. Их можно использовать как для наружных, так и для внутренних работ. Благодаря пазу панели прекрасно состыковываются друг с другом.

Свое название материал получил еще с тех пор, как его начали применять для облицовки товарных вагонов поездов. За качественной обработкой древесины в те времена особо не гнались, но по крайней мере старались сделать доски поровнее, насколько это было возможно.

С тех пор вагонка практически не изменилась. Только с появлением более совершенного оборудования ее отделке стали уделять намного больше внимания. Изготавливают ее из любой подходящей древесины, придерживаясь требований ГОСТа.

Чем отличается евровагонка от обычной? Во-первых, технологией производства и сортом древесины. Евро-вариант лучше обрабатывается и дополнительно высушивается в камерах, поэтому его влажность ниже.

Евровагонка имеет более сложный профиль и немного другие геометрические параметры. Ее паз немного глубже, чем у обычной, а гребень – больше. Подобная конструкция создает благоприятные условия для циркуляции воздуха, исключает негативное влияние конденсата, помогает предотвратить появление щелей. Прочность евровагонки на порядок выше, чем у обычной, что обуславливает ее более высокую стоимость.

Продольные пазы, имеющиеся на панелях «евро», позволяют снимать внутреннее напряжение доски. Поэтому срок службы материала составляет не менее 15-20 лет. Вентиляционные канавки эффективно отводят конденсат, который является основной причиной порчи досок.

В отличие от традиционной, евровагонка даже без обработки выглядит достаточно красиво. Нет необходимости дополнительно красить ее, можно даже не покрывать лаком. Этот материал чаще всего используется для внутренней отделки помещений.

Преимущества и недостатки вагонки

Обычная вагонка имеет довольно большое количество недостатков, которые у евровагонки отсутствуют. Так как в традиционном варианте доски дополнительно не просушиваются, при влажности воздуха свыше 18% на их поверхности быстро образуется грибок, самым негативным образом сказывающийся на качестве отделки. Поэтому помещения необходимо постоянно проветривать.

После высыхания древесины на поверхности досок начинают проявляться недостатки (прогибы, выпуклости), что также негативно сказывается на эстетике облицовки. Если перед монтажом вагонки не просушить ее, после высыхания между досками облицовки появятся щели, а при обработке антисептиками панели могут стать шершавыми на ощупь.

В свою очередь, евровариант имеет ряд преимуществ перед обычным. Его можно эксплуатировать даже в самых неблагоприятных условиях. Даже если доски изменят свои размеры из-за воздействия влаги, четкая геометрия профиля защитит соединения от разрушения.

Благодаря малой ширине панели не деформируются и не выгибаются, а также очень плотно укладываются. Толщина доски делает материал пригодным для эксплуатации в условиях повышенной влажности. Более совершенная технология обработки обеспечивает длительный срок эксплуатации, устойчивость к биозаражению и воздействию ультрафиолетовых лучей.

Оба материала экологически чистые и нетоксичные, имеют отличную шумо- и теплоизоляцию. Теплые оттенки дерева благотворно воздействуют на психику человека, успокаивают нервную систему. Доски из хвойных пород выделяют фитонциды, полезные для здоровья.

Характеристики вагонки штиль и евровагонки

Основное отличие обычной вагонки от «евро» заключается в размерах: ширине, толщине и длине. В отличие от обычной, евровагонка имеет одинаковую толщину панелей – 12,5 мм. Их ширина варьируется от 60 до 160 мм, а длина может составлять от 1 до 6 метров. Ширина обычного варианта установлена в пределах от 96 до 195 см, толщина – 12-25 мм, а длина до 6 метров.

Влажность панелей «евро» не должна быть выше 8-12%, тогда как у обычных может достигать и 25-35%.

Главными показателями качества материала являются прочность (способность выдерживать нагрузки), твердость, износостойкость, огнестойкость, эстетические свойства и сортность.

Производится вагонка из самых разных пород дерева: как лиственных, так и хвойных. Элитным вариантом являются панели из дуба. Они отличаются привлекательным внешним видом и высокой прочностью, которая, к сожалению, приводит к значительному удорожанию процесса производства.

Вагонка из лиственницы по прочности не уступает дубовой, однако стоит на порядок дешевле. Благодаря высокому содержанию смол ее прочность только увеличится со временем. По сравнению с другими хвойными породами, лиственница имеет более высокие качественные показатели. Структура ее волокон способствует хорошему удержанию тепла.

Более дешевые варианты – это вагонка из липы, ольхи, ели и сосны. Богатые люди могут позволить себе панели из экзотических пород, бука, красного дерева, кедра.

Дизайн

Благодаря системе шип-паз монтаж вагонки предельно прост. Поэтому дизайнеры активно используют ее в оформлении интерьеров. Ей можно отделывать не только стены, но и потолки комнат, а также фасады, балконы и беседки.

Чаще всего евровагонка, как и обычная, применяется для отделки загородных домов и дач. Активно используется она и в модных нынче интерьерах в стиле эко, скандинавском, прованс, кантри.

Если не нравится структура дерева в интерьере, панели можно окрасить в любой желаемый цвет. Доски укладывают не только горизонтально или вертикально, но и по диагонали, чтобы добиться интересных визуальных эффектов.

Большой ассортимент качественной вагонки из лиственницы вы найдете в нашем каталоге. На все вопросы, возникшие в процессе выбора отделочных материалов, всегда готовы ответить наши менеджеры по телефону или электронной почте.