Сиреневый цвет в интерьере влияние на человека. Почему так происходит? Влияние фиолетового цвета на человека

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

При создании оригинального, гармоничного оформления интерьера очень важно безошибочно подобрать цвет. комнаты играет важную роль, поскольку он способен создавать разнообразные оптические иллюзии, создавать то или иное настроение, атмосферу в помещении. Цвет оказывает то или иное воздействие на человеческое подсознание, его восприятие происходит мгновенно и не по нашей воле. Влияние цвета в интерьере на человека ощущаем мы практически ежечасно на себе. Психологи считают, что цвет может не просто изменять состояние нашей души, но и оказывать воздействие на мысли.
Приглашаю Вас в группу на Subscribe.ru: РЕМОНТ КВАРТИРЫ, ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ, ДОМ И СЕМЬЯ

Цвета в интерьере квартиры

Роль цвета в интерьере комнаты

С тем или иным цветом у нас всегда связаны какие-либо ассоциации. Цвет способен заставить человека испытывать те или иные чувства и эмоции – тоску или радость, печаль или счастье, спокойствие или агрессивность.

Цветовое оформление способно спровоцировать ощущение тепла, или, наоборот, холода, тесноты или свободы. К примеру, голубой или синий цвет у человека ассоциируется с небесами, с теплом, а оттенки жёлтого и красного ассоциируются с жаром, огнём, солнцем.

Используя в оформлении интерьера холодные оттенки, можно создать иллюзию просторного, большого помещения. Если Вы хотите добиться зрительного уменьшения комнаты и добавить ей тепла, гостеприимства и уюта, следует использовать тёплые оттенки.

Какой цвет и как влияет на человека

Ниже приводятся некоторые полезные примеры того, как цвет помогает в создании той или иной атмосферы:

красный цвет в интерьере

Страстный красный цвет излучает массу энергии, он словно побуждает к каким-либо действиям. Этот цвет подойдёт для спальни молодой супружеской пары или для коридора. Но этот цвет довольно опасный, нужно быть осторожным и не переборщить с ним. Его не следует применять людям, склонным к агрессии, нервным срывам и раздражительности, поскольку он может поспособствовать только учащению вышеперечисленных явлений.

Мажорный оранжевый цвет является цветом праздника и отличного настроения, он способен побудить к творчеству. Оранжевый цвет всегда будет к месту в детской комнате. Выполненная в таком цвете гостиная создаст у человека ощущение уюта и комфорта. Оттенки оранжевого способствуют улучшению пищеварения и повышению работоспособности.

Яркий жёлтый цвет поможет зрительно увеличить пространство, поможет расслабиться и снять напряжение. Спальня, выполненная в жёлтых тонах, будет смотреться замечательно. Жёлтый цвет в сочетании с зелёным – прекрасное решение для оформления кухни.

зеленый цвет в интерьере

Свежий зелёный цвет поможет снять нервное напряжение и создать атмосферу единства с миром природы. Он подойдёт для людей, часто страдающих от бессонницы или переутомляющихся. Этот освежающий цвет даже понижает кровеносное давление. С ним Вы почувствуете обновление и свежесть.

Голубой цвет создаст ощущение приятной прохлады, успокоит нервы и снимет напряжение с мышц. Так же, как и зелёный цвет, он способен привести в норму кровяное давление.

Синий цвет с холодным отливом является очень опасным цветом, поэтому с ним нужно быть аккуратным. Злоупотребление им может привести к тому, что человек, находясь в помещении, будет чувствовать себя удручённым и испытывать чувство дискомфорта. Лучше использовать не тёмно-синие, а светлые голубые оттенки.

желтый цвет в интерьере

Влияние цвета на визуальное восприятие

Цвет способен не только создать определённую атмосферу и настроение в помещении, но и вызывать разнообразные оптические иллюзии. При помощи цвета можно сделать помещение маленьким или большим, широким или узким, поднять или опустить потолок.

Если комната маленькая, в ней должны быть преимущественно светлые оттенки, поскольку это поспособствует её увеличению и добавит ей света. Прихожая и гардеробная являются небольшими и тёмными помещениями, и их можно интересно оформить, использовав яркие и блестящие цвета и оттенки. Не следует их использовать в оформлении комнат, в которых Вы проводите большую часть своего времени, потому что броские цвета утомляют взор.

Про сочетания и применение черного и желтого цвета в интерьере читайте .

Выкрашенный в тёмно-голубые тона длинный коридор, который ведёт в просторную и светлую гостиную, будет смотреться очень оригинально, как свет в конце тоннеля. Чтобы удлинить короткий коридор, нужно выкрасить стены в тёмный цвет, а потолок вместе с полом в светлый. Можно разместить на стенах в коридоре всевозможные картины и рамы, которые хорошо сочетались бы с полом и потолком.

Если пространство слишком замкнутое, и требуется его раскрыть, к примеру, отодвинуть стены, нужно оформление коротких стен выполнить в светлых тонах, а две оставшиеся выкрасить в тёмные. Так короткие стены удлинятся, и комната станет визуально шире. Геометрию слишком квадратной комнаты можно изменить, оформив одну стену в более светлых оттенках, чем другие три. Нужно знать, что использование в интерьере тёмных и тёплых цветов приводит к тому, что пространство становится замкнутым, а светлые и холодные способствуют его раскрытию.

Цвет – это сильное средство для преображения интерьера помещения, его зрительного изменения и создания определённой атмосферы в нём. Прежде чем приступить к ремонтным или отделочным работам, следует грамотно подобрать цветовую палитру для оформления помещения. Халатное отношение к этому важному этапу недопустимо. Правильно подобранная цветовая гамма оформления интерьера будет радовать Вас в течение долгих лет.

Ну а что еще благоприятно действует на человека в интерьере? Конечно же .

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Вы можете получать новые статьи на эл. почту!

Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!

(Даже небольшой суммой, можно ввести любую)
(картой, с сотового тел, яндекс деньгами - выберите нужное)

Цвета в интерьере существенно влияют на психологическое и интеллектуальное состояние человека. Любой цвет не только вызывает психологическую реакцию у каждого человека, подчеркивает настроение, но и создают атмосферу в доме.

Все цвета в интерьере имеют последствия для восприятия человека, как положительные, так и отрицательные. Цветовая гамма затрагивает ощущения любого человека.

Между различным цветовым решением и восприятием человека существует зависимость. Доказано, что любой цвет вызывает в человеке ассоциацию и различные реакции в подсознании человека. Цвет может отталкивать или привлекать человека, может вселять чувство спокойствия, умиротворения, успокаивать, а может тревожить и беспокоить.

При восприятии какого-либо цвета в интерьере могут возникнуть различные ассоциации с каким-либо объектом. Цвет способен оказывать определенное воздействие, которое зависит от оптических свойств.

В основном, предпочтения в цветовой гамме у большинства людей практически одинаковы и универсальны. Конечно же правильный выбор цвета в интерьере необходим для любого помещения. Цвет не должен напрягать глаза и подсознание. Поэтому к выбору цвета дизайнеры подходят очень ответственно и знают об их влиянии на психику человека практически все.

Следует рассмотреть некоторые цвета и их воздействие, чтобы понять какой подойдет именно вам.

Красный цвет

Теплый, яркий, живой, беспокойный, символ опасности или запрета. создает напряженность и ускоряет работу всех систем организма,ритм дыхания. Хотя при длительном воздействии может сильно утомить.

Красный цвет в интерьере практически всегда выбирают люди эмоциональные. Некоторые оттенки красного и пурпурного воспринимаются как изысканные и повелевающие. Пастельные оттенки красного указывают на замкнутость.

Воспринимается лучше, чем красный. Оранжевая гамма теплая и уютная, создающая чувство благополучия. Действует на физиологию человека, как и красный цвет, но немного слабее по своим свойствам.

Розовый цвет

Это женственность, мягкость и нежность. Розовый создает ощущение слабости и подойдет не каждому.

Желтый цвет

Стимулирует головной мозг и нервную систему, с пользой действует на зрение, привлекает внимание и надолго сохраняется в памяти. Считается наименее утомляющим. А вот лимонный желтый отталкивает. Поэтому не все рискнут купить себе одежду ярко лимонного цвета или окрасить стены в своей квартире.

Золотистые цвета в интерьере

Покажут стремление к власти, к превосходству над другими. добавляет солидность, уверенность и стабильность. Показывает престиж и богатство.

Зеленый цвет

Снимает боль, может успокоить, снять усталость. Зеленый цвет — это свежесть, естественность. обычно выбирают люди уравновешенные и спокойные.

Этот цвет считается спокойным. Зеленый цвет может восприниматься в сочетании с желтым лучше, чем в одиночку. С желтым оттенком зеленый может оживиться и стать активным.

Многие знают, что зеленый цвет расширяет сосуды. Оливковые тона не только приглушают чистый цвет, а также вызывают успокаивающий эффект. Зеленые цвета в интерьере идеально подойдут для кухни, а оливковые – для спальни.

Голубой цвет

Хорошо успокаивает, снимает напряжение мускул, замедляет пульс и дыхание.

Синий цвет

Это ощущение силы, гармонии. Ему присуще релаксирующее действие на нервную систему. способен вызывать спад работоспособности,но, в то же время, синий цвет вызывает стремления к чистоте, к чему-то бесконечному и сверхчувственному.

Фиолетовый цвет

Всегда считался несколько тяжелым. Он угнетает и плохо влияет на нервную систему. Его выбирают люди в период неустойчивой ситуации. Но может активизироваться, если его дополнить зеленым.

Коричневые цвета в интерьере

Практически у всех вызывают ощущение реальности настроения, стабильности. предпочитают люди с устойчивым положением, но он считается тяжелым цветом.

Иногда коричневый цвет называют мужским цветом. Эта гамма направлена на то, чтобы снизить возбудимость.

Черный цвет

Бесподобен при взаимодействии с другими цветами. В чистом же виде при воздействии на человека может влиять как символ бесперспективности.

Белый цвет

Это чистота и успокоение. Белый цвет в интерьере нужно использовать как дополнительный оттенок к другому цвету.

Серый цвет

Служит атрибутом солидности и благородства. Разные два цвета вместе воспринимаются иначе, чем по отдельности.

Предметы роскоши лучше подчеркивать сочетанием черного цвета с красным. Черный цвет неплохо сочетается и с золотистым. Подчеркнуть свежесть в доме лучше всего холодными цветами. Это может быть желтый, синий или зеленый.

Для начала давайте разберемся, что символизирует . Так как этот цвет получается при смешивании красного и белого цветов, то можно предположить, что он будет обладать характеристиками как красного, так и белого. От красного цвета розовый получил удивительную соблазнительность и эротизм, а от белого – наивность и чистоту. Чаще всего розовый цвет символизирует надежду, влюбленность, нежность, чувствительность и привлекательность.

Если вы предпочитаете , то можно сказать, что вам свойственны эмоциональность, робость, стеснительность. Несмотря на всю вашу наивность, вы очень чувствительны и сексуальны. При этом вы довольно часто переживаете по различным поводам. Все ваши качества наделяют вас такой привлекательностью, которая дает вам возможность воздействовать на окружающих людей.

Основная мечта вашей жизни заключается в обретении огромной любви, которая наполнит вашу жизнь счастьем и радостью. Вам хочется найти принца из сказки на белом коне или белом автомобиле. Вам кажется, что смысл жизни заключается в том, чтобы любить и быть любимым.

Важно отметить, что вы много времени уделяете мечтам и воображению дальнейшего развития вашей жизни. Это часто приводит к тому, что вы теряете связь с реальностью. Негативные события, которых вы не ожидали, могут выбить вас из клеи, поэтому не стоит все время придаваться мечтам; иногда необходимо серьезно взглянуть на события, которые происходят вокруг вас. В личной жизни у вас все складывается хорошо, особенно если вы оказываете поддержку своему партнеры и помогаете ему создавать уют в вашем доме.

Мы рассмотрели как розовый цвет влияет на психологические характеристики человека, теперь изучим как данный цвет воздействует на организм. В отмечают, что розовый цвет способствует восстановлению костных тканей, снимает перенапряжения и переутомление, помогает при бессоннице и хронической усталости. В американской истории зафиксирован случай, когда для снижения агрессивности заключенных, из держали в помещениях, выкрашенных в бледно-розовый цвет. Исследователи отмечали, что подобные эксперименты приводят к снижению двигательной активности и увеличивают уравновешенность арестантов.

Даже самая идеально подобранная цветовая комбинация может оказаться провальной, если она будет диссонировать с психологическим настроем людей, которые живут в таком интерьере. Влияние цвета в интерьере на человека – один из определяющих факторов, который должен формировать базовый подход к выбору цветового оформления помещения. Рекомендации психологов помогут вам создать не только стильный, но и душевный, комфортный интерьер.

Красное зарево

Красный цвет является одним из четырех базовых цветов, основой для многочисленных сложных оттенков и комбинаций. Как влияет на человека красный цвет и его оттенки?

  • Яркий красный цвет, который многие называют алым, имеет очень активное воздействие, стимулирующее нервную систему. Однако, в условиях постоянного стресса, в котором пребывает современный человек, чрезмерное напряжение отрицательно сказывается на общем психологическом фоне. Поэтому в красном цвете не рекомендуется оформлять интерьеры, где живут много работающие люди. Не стоит увлекаться красным при оформлении рабочего кабинета трудоголика или детской комнаты. В последнем случае красный может оказывать слишком возбуждающее воздействие, ребенку будет трудно успокоиться, особенно, вечером. Алый цвет прекрасно поднимает настроение, помогает собраться с силами, стимулирует аппетит. Поэтому этот цвет очень часто встречается в оформлении кухни.
  • Кирпичный оттенок красного цвета обладает более сдержанным влиянием, благодаря присутствию приземляющего коричневого цвета. Этот цвет сейчас активно используют для создания классических интерьеров, особенно, в оформлении гостиных и столовых. Красно-коричневый цвет может выглядеть очень благородно и символизировать земное богатство, но чрезмерное присутствие этого цвета вполне может привести к угнетенным мыслям и ухудшению настроения. Поэтому оптимально будет точечное использование этого оттенка, в виде предметов интерьера или мебели. Хорошо он будет выглядеть и в помещениях кратковременного пребывания – ванной, прихожей или в кафе, барах, ресторанах, галереях.
  • Все оттенки розового, от нежного тона пудры до насыщенного кораллового, обладают успокаивающим и даже релаксационным воздействием. Они имеют характеристики красного, но без его агрессивности и назойливости. Поэтому эти мягкие оттенки неизменно входят в число самых популярных и востребованных цветов. Нежно розовый подойдет для оформления детской комнаты, коралловый украсит спальню, а цвет болгарской розы пригодится для создания утонченной атмосферы изысканной гостиной.
  • Малиновый цвет, который получается при смешивании красного с небольшим количеством синего, обладает довольно мощным воздействием. Он резок и активен, довольно назойлив и даже слегка агрессивен. Не удивительно, что его очень любят подростки, с их максимализмом и контрастным восприятием жизни.

Желтое сияние

Желтый цвет отличается большим энергетическим потенциалом, добавляет интерьеру жизнерадостного и позитивного настроения, помогает справится с раздражением.

  • Солнечный желтый, чистый оттенок поможет проснуться утром в хорошем настроении, прогонит хандру и плохое настроение. Желтый очень хорошо использовать там, где ощущается недостаток солнца. С этим цветом в комнате навсегда поселиться частичка солнечной энергии и радости, легкого отношения к жизни и беззаботности. Желтый может в больших количествах утомлять людей меланхоличных, с невысоким энергетическим потенциалом. Этот цвет им кажется слишком назойливым и кричащим. В этом случае можно ограничится несколькими акцентами в интерьер, которые легко можно заменить.
  • Оранжевый, который является ближайшим родственником и желтого, и красного цветов, сохраняющим их плюсы, и, практически, избавленный минусов. Жизнерадостный, стимулирующий, но не раздражающий оранжевый охотно используется в детских комнатах, при оформлении гостиных и спален, в кухнях и столовых. Если вам требуется создать интерьер в хорошем настроении – пользуйтесь оранжевыми тонами. При этом, хороший аппетит и ровное, приятное настроение гостей и домочадцев будут обеспечены.
  • Лимонный желтый очень популярен при создании современных интерьеров, он отлично подходит на роль выразительного акцента, при том, отлично комбинируется с большинством цветов. Он помогает сделать пространство чище, просторнее, свободнее. При этом, этот цвет сохраняет основную эмоцию желтого – радость. Поэтому светлый оттенок хорошо подойдет для оформления интерьеров в сдержанных, пастельных тонах. Еще более размытый оттенок – сливочный – стал одним из хедлайнеров последних интерьерных сезонов, благодаря своей аристократичности и позитиву.

Синяя прохлада

Влияние синего цвета в интерьере может быть весьма неоднозначным. Здесь все зависит от оттенков и комбинаций.

  • Глубокий синий цвет дарит сосредоточенность, строгость и успокоение. Он охлаждает страсти и горячие головы, помогает сдерживать темперамент и подавляет вспышки гнева. Однако, для чувствительных натур синий может оказаться чересчур давящим, и даже грустным. Ведь недаром на английском грусть и тоска обозначается тем же словом, что и синий цвет.
  • Голубой цвет дарит расслабленное, умиротворяющее чувство. Он стимулирует мечтательное настроение, фантазии, поэтику. Не стоит использовать голубой цвет в тех помещениях, которые предназначены для работы. Голубой снижает работоспособность и увлекает в глубины воображения.
  • Темно-синие оттенки – индиго, ультрамарин – помогают благородным порывам, стимулируют чистые чувства и возвышенность мыслей. Это цвет идеалов, рыцарства и альтруизма. Хорошо подойдет для оформления тех помещений, где ведутся важные переговоры, решаются финансовые вопросы. Есть надежда, что благородное влияние этого цвета поможет уберечь от неблаговидных поступков.

Зеленое буйство

Зеленый относится к самым естественным, природным цветам. Поэтому психологи отмечают его, на редкость, позитивное влияние на психику человека.

  • Зеленый нормализует давление и кровоток, помогает справится со стрессом, стимулирует душевное общение и позитивное мировосприятие. Этот цвет, практически. Не имеет негативных аспектов, поэтому подходит для оформления любых помещений.
  • Сине-зеленый или бирюзовый, приобретает все большую популярность в современных интерьерах. Причиной этому служит его свежесть, прохлада. Чем темнее тон, тем больше эмоциональной напряженности вызывает такой интерьер, стимулируя эгоцентрические характеристики личности. Для оформления гармоничных интерьеров лучше выбирать светлый бирюзовый оттенок и сочетать его с тонами желтого и темно-синего цветов.
  • Зеленый с добавление коричневых и желтых тонов – цвет пассивности и чувственности. Его часто используют в качестве равновеса для более активных и энергичных цветовых комбинаций. Вкрадчивое влияние оливкового цвета помогает придать интерьеру больше мягкости и глубины.
  • Чистые оттенки изумрудного стимулируют любопытство и активность. Под влиянием этого цвета можно совершить открытие, в таком интерьер хорошо учится и познавать мир, экспериментировать и открывать новое для себя.

Лиловая роскошь

Фиолетовый цвет часто считают коварным и тяжелым, непредсказуемым и томным. Так ли это?

  • Мистицизм глубокого фиолетового, полученного при смешивании красного и синего, действительно, способен пробудить интерес к мистике или религии, поспособствовать погружению в глубины изучения человеческой натуры или философских вопросов. Фиолетовый стимулирует творческое мышление и фантазию. В больших количествах способен оказывать угнетающее и подавляющее действие, утомлять нервную систему.
  • Чем больше в фиолетовым красного цвета, тем он ярче. С красно-фиолетовым интерьером трудно спорить, он слишком капризный и пышный. Поэтому такой цвет чаще всего выбирают те, кто любит быть в центре внимания. С другой стороны, такой оттенок стимулирует проявления практичности и разумного планирования финансов.
  • Бледно-лиловый, сиреневый цвет вызывает расслабленное и спокойное состояние, но в то же время не дает ленится и помогает ведению упорядоченного образа жизни. Такой оттенок воспринимается, как легкий, не перегружающий пространство. Он приобрел большое влияние на интерьер в последние годы, став излюбленным цветом спален и гостиных.

Коричневая основательность

Коричневый цвет особенно хорош в сочетаниях и соединениях. Сам по себе он довольно темный, чтобы составить самостоятельную композицию, зато он прекрасно оттеняет любой цвет. Его различные оттенки очень востребованы в интерьерах разных стилей.

  • Темно-коричневый обладает основательностью, приземляет интерьеры, делает их комфортнее и уютнее. Он хорошо подойдет для тех, кто желает твердо ощущать почву под ногами, обрести уверенность и твердую основу.
  • Бежевый обладает больше легкостью и прозрачностью, однако, от базового коричневого цвета он унаследовал и располагающий психологический комфорт, и умение любому интерьеру придать домашний уют и положительный настрой. Бежевый охотно используют в качестве базового цвета для множества комбинаций.

Ахромная строгость

Кроме ярких и насыщенных цветов, есть три ахромных , которые могут быть добавлены, практически, в любую цветовую комбинацию.

  • Черный. Он придает глубину интерьеру, а с точки зрения психологического влияния, символизирует упорство, трагизм и тайну. Его любят личности сильные, волевые, а также подростки, в силу своего максимализма и контрастного восприятия окружающего мира. Черный цвет усиливает цветовые контрасты и подчеркивает конфликты.
  • Белый цвет. Он дает интерьеру простор, чистоту, свет. Белый добавит сил и энергии в оформление помещения, сделает его светлее и даже чище. Этот цвет дает ощущение свободы и силы. Его часто добавляют в качестве контраста к темным и насыщенным интерьерным композициям, чтобы разгрузить пространство.
  • Серый является идеальным «примирителем». Он разбавляет насыщенность цветовых сочетаний, снижает чересчур сильную энергетику, позволяет избежать цветовых конфликтов. Серый комбинируется, буквально, с любым цветом, он может быть безболезненно добавлен в любую композицию, даже в строгий дуэт белого с черным, и везде он станет уместным. Сам по себе серый цвет может привнести в интерьер скуку, посредственность и ощущение безнадежности. Так что в качестве сольного цвета серый использовать нужно очень осторожно, а вот в качестве дополнения ограничений нет.

Влияние цвета в интерьере на человека нужно учитывать всегда, иначе даже самая изысканная цветовая комбинация принесет лишь разочарование. Правильно подобранные цвета сделают даже самый простой и непритязательный интерьер приятным и максимально комфортным для жизни.