Какие поведенческие характеристики можно отнести к неуправляемому. Кого называют конфликтной личностью? Ригидный. Поведенческие характеристики

Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, особенно это болезненно и чревато последствиями, если такой тип личности у руководителя.

Для него характерно следующее поведение. Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Для него характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков. Излишне стремится к компромиссу.

Представленные "типы конфликтных личностей" встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня. Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро "остывает" и переходит к неконфликтному взаимодействию. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная - имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

Кроме этих выделяют еще некоторые типы конфликтных личностей.

Тип личности - целенаправленно конфликтный - рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта. Склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях. Рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать возможные варианты ее развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.

"Танк" - это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Для них характерна гордо поднятая голова, громкий голос и ощущение самоуверенности. Танки абсолютно уверены в том, что они знают нужды и чаяния своих коллег и что их советы - самые компетентные.Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство. Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру - ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такой человек нацелен на дело, люди для него - инструмент.

Защититься от "Танка" непросто, защитить других тоже очень сложно - он все равно найдет, кого под себя подмять. Рекомендации для общения: спокойно держитесь своей точки зрения; богатство аргументации и ораторское искусство не имеют никакого значения и не дадут никакого эффекта; если начнутся открытые оскорбления, - скажите, что не намерены продолжать разговор, поскольку "Танком" нарушены правила приличия; можно сделать некоторые уступки, но в главном нужно стоять на своем, без упреков, обвинений, срывания масок.

Но ладить с ними можно. Единственное, чего не любят танки - это агрессивных реакций со стороны тех, с кем они общаются. При общении нужно смотреть им прямо в глаза, называть по имени и фамилии, при высказывании несогласия чаще употреблять фразы "по моему мнению", "как мне представляется" и т. д. Чтобы добиться в споре с танками каких-то успехов, надо дать им возможность "выпустить пар", и тогда они делаются нередко даже ручными. Стратегия общения с такими людьми, по мнению автора, должна быть следующей: если предмет конфликта для вас не особенно важен, то лучше от него уклониться, если же вы решили принять бой, то лучше начать с того, чтобы дать такому человеку возможность "спустить пар", а затем спокойно высказать свою точку зрения. Но при этом не ставьте под сомнение его правоту, определите свою роль как роль миротворца, стоящего над конфликтом. Подавите его ярость и агрессивность своим спокойствием.

"Снайпер". Снайперы действуют по-другому, они стреляют в людей различными колкостями и остротами и тем самым вносят расстройство в коллективные действия сотрудников. Такой человек старается причинять людям неприятности с помощью махинаций, интриг, сплетен. Обычно, он полагает, что такое его поведение полностью оправданно: кто-то другой поступил неправильно, а он берёт на себя миссию тайного мстителя. Другая причина такого поведения - недостаток властных ресурсов для проведения открытых действий. Стратегия общения: выявить конкретный факт причинения зла и его скрытые причины, дать понять атакующему человеку, что вы выше этого, сказав что-нибудь наподобие: "Чего Вы добиваетесь этим?". При этом сохранять спокойствие, чтобы не спровоцировать открытого столкновения. Самым эффективным приемом воздействия на снайперов является прямая на них атака. Если потребовать, чтобы снайпер подробно разъяснил, что он мыслит под той или иной своей остротой, тот сникает и затихает. Однако здесь важна одна деталь: атаку на снайперов следует проводить так, чтобы они не теряли своего лица. Иначе они взрываются, или затаиваются с камнем за пазухой.

"Взрывной человек" - это те, кто внезапно оглашает помещение криками, кто обрушивается на оппонентов с бранью. Эти типы так артистично выходят из себя, что создают впечатление у окружающих будто их сильно обидели, подкусили, будто под них делают (подкоп(. Тактика обращения с такими типами очень проста: дайте им выплеснуть из себя накопившиеся эмоции. Тогда минут через пять эти типы начинают ощущать потребность извиниться.

Человек этого типа не является злым по природе, но он "взрывается", "воспламеняется" как ребёнок, у которого плохое настроение. Обычно, причина такого поведения - страх, и беспомощность, а взрыв эмоций демонстрирует желание взять ситуацию под контроль. Стратегия общения: дать человеку накричаться, дать выход его эмоциям, убедить его в том, что вы его слушаете, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокоить его. После этого дипломатично и доброжелательно предложить ему обсудить возникшую проблему.

"Пиявка" не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло.

Не считает, что доставляет какие-то неприятности собеседнику, он дарит свое общество и благодарен себе за то, что проявляет инициативу в общении.

Если он вял и молчалив, то все равно доволен собой, все должны ценить, что он многое прощает.

Умеет подключать собеседника к своим проблемам и заставляет переживать отрицательные эмоции.

Методы противодействия: в конце разговора нужно сказать "Пиявке" о своих ощущениях, состоянии, о том, как оно менялось по ходу общения. Без оценок и упреков опишите ему, что с вами происходит, как вы себя чувствуете.

"Вата" - такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: он не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всем соглашается. При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека. Тем не менее, надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел.

"Обвинитель" - для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо "вашей близорукостью" и тщетной попыткой оправдать кого-либо.

"Обвинителем" движет страстное желание выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его бесполезно, слов своей песни он не забывает. Безусловно, для ушей приятнее настоящая музыка. Но что делать? Можно научиться и под музыку обвинительных речей заниматься какими-нибудь делами.

Обычно после одного-двух часов неутомимого раскрытия истины "обвинителю" становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Только не вздумайте хоть малым намеком дать понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.

"Жалобщик". Как правило, "жалобщики" бывают двух типов: реалистичные и параноидальные, которые жалуются на воображаемые обстоятельства. В некоторых случаях можно столкнуться с данным типом людей в качестве слушателя, в других - в качестве предмета их жалоб и обвинений. Обычно пересыпают свою речь словами "всегда" или "никогда". Эти типы так красочно описывают свои беды, что у слушателя нередко складывается мнение в их пользу. Они хотят, чтобы их слушали в спокойной обстановке и непременно сидя. Ошибку допускает тот, кто соглашается с жалобщиками или наоборот доказывает им, что они не правы. Лучшее, что можно сделать в таких случаях - это перефразировать жалобы своими словами, дав этим типам понять, что переживание их замечено. Стратегия общения: выслушайте его независимо от того, прав он или не прав, тем самым вы вернёте ему ощущение собственной значимости. Затем, после высказывания сути его основной жалобы, необходимо искать способ прекращения разговора или перевода его на другую тему. Также рекомендуется переключить его внимание на решение проблемы, выяснить, что он собирается делать, какие способы решения проблемы видит.

"Сверхпокладистый". Они всегда и во всём уступают другим людям, и на первый взгляд не создают особых трудностей в процессе взаимодействия, но только на первый. Время от времени они создают проблемы: вы во всём на него полагаетесь, а потом оказывается, что его слова расходятся с делом. Стратегия общения: показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны, постараться убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться не тем, что он во всём с вами соглашается, а тем, насколько он будет правдив, и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем.

Нерешительные или "стопоры", которые не могут принять то или иное решение из-за страха ошибиться, поэтому они тянут и тянут с принятием решения, пока это решение не будет принято без них или необходимость его принятия не отпадёт вообще. Обычно встречаются два подтипа: аналитики - те, что боятся сделать ошибку, и добряки - те, что не хотят наживать себе врагов. Подобного типа люди делают так много пробных шагов перед тем, как что-либо сделать, что вызывают раздражение у окружающих. Чтобы решиться на какой-либо шаг, аналитики готовы перерыть гору документов, проделать массу вычислений. Будучи слишком осмотрительными, они, если уж на что решились, то непременно добьются успеха. Нерешительные сторонятся тех, кто на них оказывает давление. Навязанные им предписания они исполняют без энтузиазма.

"Молчун"/"тихоня". Люди этого типа могут быть скрытными по разным причинам, причём причины этой скрытности вам неизвестны. Ключ к разрешению конфликта в данной ситуации - преодоление этой замкнутости. Стратегия общения: задать несколько вопросов, но обязательно в такой форме, чтобы не получить на них односложные ответы, продемонстрировать своё сочувственное и доброжелательное отношение к данному человеку, свою поддержку и признание.

"Всезнайки", считающие себя выше других, так как по их собственному мнению они знают всё на свете, и желающие, чтобы об этом превосходстве знали все на свете. Это прежде всего эрудиты, суждения которых оказываются на 75% профессионально обоснованными, и липовые эрудиты, которые лишь на словах пытаются доказать свой профессионализм. Эрудиты в сущности являются ценными работниками, но они ведут себя так вызывающе, что порождают у окружающих чувство неполноценности. Тем, кому по воле судьбы, приходится иметь дело с эрудитами, нужно всегда продумывать свою тактику действий. Если эрудиты слишком зарываются, то их можно остановить конкретными вопросами. Следует помнить, что эрудиты редко соглашаются на то, чтобы признать свои ошибки.

Помимо этих типов трудных людей существует еще множество других. К ним относятся:

- "вечные пессимисты", которые всегда предвидят неудачи, поэтому всегда стараются сказать "нет", либо испытывают постоянное беспокойство, сказав "да";

- "с-ума-сводящие", личности, которые порождают в других надежды, а потом действуют вопреки ожиданиям, или выражают противоречивые желания и ждут от вас их удовлетворения;

Максималисты, желающие чего-либо "здесь и сейчас" и, причём в полном объёме.

Уместно дать один важный совет: относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть посредством рационального самоконтроля и усилий воли. Конфликтность -- не вина, а беда таких людей.

Решение проблемы конфликтных личностей является одной из сложных задач, возникающих перед руководителем. Конечно, может показаться, что проще всего ее решить, избавившись от личностей подобного рода. Но на практике это далеко не всегда оказывается возможным, в силу тех причин, о которых речь шла выше. Поэтому наиболее приемлемым способом нейтрализации негативных воздействий со стороны конфликтных личностей является формирование в организации устойчивого нравственно-психологического климата, способного надежно противостоять любым негативным тенденциям.

Важнейшим признаком складывания в группе зрелого нравственно-психологического климата является формирование в ней определенного стиля взаимоотношений.

Данная тема основательно изучена в работе Е. Н. Богданова и В. Г. Зазыкина «Психология личности в конфликте». Приведу в сокращенном виде соответствующие результаты этих авторов, следуя указанному источнику:
«Психологических причин конфликтного поведения много, но все они, образно говоря, “замыкаются” на специфическую систему внутренних условий конфликтной личности. Именно вследствие этого любые противоречия она воспринимает исключительно как представляющие для нее угрозу. Противоборство ей видится как единственный способ разрешения противоречия, другие просто не рассматриваются или априорно оцениваются как неэффективные.

Каковы внутренние условия таких конфликтных личностей и тех, кто часто склонен вовлекаться в конфликты?

Ответы на эти и другие вопросы были получены в результате теоретических и прикладных исследований, проведенных указанными авторами совместно с Е. В. Зайцевой, А. Л. Хрустачевым и др. Эти исследования в методическом отношении были весьма непростыми, так как непосредственное изучение конфликтной личности связано с немалыми трудностями этического характера. В частности, сам факт того, что конкретную личность считают конфликтной, является сильной побудительной причиной развертывания ею нового конфликта. При беседах с такими личностями было установлено, что все они глубоко убеждены, что их конфликтное поведение вызвано исключительно объективными причинами или происками недоброжелателей, они категорически отрицают свою роль в создании конфликтов. Конфликтные личности с недоверием и подозрительностью относятся к любому психологическому обследованию, особенно если оно включает психологическое тестирование.

В связи с этим основными методами непосредственного исследования конфликтной личности являлись наблюдение и экспертные оценки, хотя применялись и методы психологической диагностики, в частности психологическое тестирование.

В соответствии с существующими требованиями процедуры проведения экспертных оценок были выбраны эксперты-специалисты в области практической психологии, доктора и кандидаты наук (преподаватели и научные сотрудники высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений) – всего 15 человек. Основным методом в экспертной оценке стало индивидуальное анкетирование и интервью экспертов (по технологии метода Дельфи). Данные индивидуальных экспертных оценок обобщались и систематизировались. Затем они анализировались экспертами. Остановимся на результатах этой экспертной оценки.

Все эксперты отметили, что реально существуют лица, имеющие сильную психологическую предрасположенность к конфликтному поведению, то есть конфликтные личности (73 % ответили “верно”, 27 % – “пожалуй”). Мнения экспертов относительно эмоциональной вовлеченности таких личностей в конфликты и того, что конфликтное поведение обусловлено существующей у них потребностью, разделились. И все же в результате собеседования и суммирования положительных ответов стало ясно, что эксперты считают реальным существование потребности некоторых личностей в конфликтном поведении. Удовлетворение данной потребности за счет участия (а тем более – победы) в конфликте приводит к временному снижению уровня конфликтности. Но, как и всякая человеческая потребность, она затем актуализируется вновь и становится причиной конфликтного поведения. Все эксперты связывают конфликтность личности с ее специфическими внутренними условиями, влияющими на восприятие реальности и противоречий как исключительно представляющих угрозу (82 % – “верно” и 18 % – “пожалуй”).

Подавляющее большинство экспертов считают, что люди с сильным внутриличностным конфликтом, кроме некоторых его видов, часто создают или активно включаются в конфликты межличностные или конфликты типа “индивид – группа”.

По мнению экспертов, в систему внутренних условий конфликтной личности входят природные факторы, и в первую очередь тип темперамента. Особо выделен холерический темперамент, свойственный многим конфликтным личностям и часто проявляющийся в отсутствии самообладания, которое подталкивает к импульсивным действиям и оценкам.

Лица с “тяжелым, конфликтным характером” отличаются следующими показателями: низкой социальной эргичностью (трудность в общении, замкнутость), низкой социальной пластичностью (сложности в осуществлении контактов), высокими значениями предметной и социальной чувствительности (беспокойство, неуверенность, тревожность, чувствительность к неудачам, ощущение собственной неполноценности, ранимость).

Эксперты были единодушны во мнении, что в обобщенную систему внутренних условий конфликтной личности входят сильные и плохо контролируемые психологические акцентуации, но их влияние не равнозначно. Особо были отмечены маниакальность, паранойяльность, психопатия, истероидность (в том числе демонстративность и возбудимость), застревание, психотизм, напряженность, некоторые виды экспансивной шизоидности.

Эксперты отмечали, что в психологической структуре личности имеется ряд показателей и свойств, характерных для конфликтной личности: эмоциональная холодность, доминантность, склонность к самоутверждению, напряженность, беспокойство, раздражительность, нетерпимость, переменчивость, недисциплинированность (в терминах теста Кэттелла). Впоследствии это было подтверждено данными психологического тестирования.

Все эксперты отметили, что конфликтная личность в сложившихся неприятных ситуациях склонна искать виноватых “на стороне”, субъективная причинность ошибок отрицается, виноватым себя не считает практически никогда.

Ряд экспертов назвали и другие особенности, присущие конфликтной личности: эгоцентризм, нереалистичность, завышенная самооценка, обидчивость, эмоциональная глухота, завистливость, азартность, грубость, вызывающее поведение.

Эксперты приводили немало примеров, в основном из школьной и вузовской практики. В частности, отмечалось, что в школах и вузах сама профессиональная деятельность преподавателей способствует появлению и прогрессированию у них опасных тенденций, связанных с профессиональной деформацией личности, и тем самым стимулирует развитие акцентуаций, прежде всего истероидности. Если учителям и преподавателям с истероидными чертами не созданы условия для естественного социально-положительного проявления этих черт, если общение с ними происходит без учета данных их особенностей, они часто вступают в конфликты.

Анализ таких конфликтов показывает, что они в большинстве своем являются эмоциональными, базируются чаще всего на психологической несовместимости, редко бывают долговременными и способны к вовлечению других членов коллектива. Отмечались и другие виды профессиональной деятельности, где профессиональная деформация неизбежна и приводит к акцентуациям: у работников правоохранительных органов может развиваться паранойяльность, у политиков – демонстративность, у лиц, выполняющих контрольные функции, – педантичность, и пр.

В данной функционально-динамической системе авторами выделено четыре уровня:
биологический (с подструктурами темперамента, половых, возрастных, патологических и иных свойств);
психических процессов (с подструктурами воли, чувств, восприятия, мышления, ощущения, памяти);
опыта (с подструктурами привычек, умений, навыков, знаний);
направленности (с подструктурами убеждений, мировоззрений, идеалов, склонностей, интересов, желаний).

В данной системе рассмотрены поуровневые соотношения биологического и социального; связей с отражением, сознанием, потребностями, активностью; специфическими видами формирования; необходимыми уровнями анализа» .

Указанные авторы обобщают результаты теоретико-методологического анализа проблемы, эмпирических и прикладных исследований. По их мнению, «системное описание конфликтной личности, как некая модельная схема, выглядит следующим образом.
1. Биологический уровень описания конфликтной личности. Конфликтные личности в большинстве своем обладают холерическим типом темперамента, значительно меньше среди них сангвиников, флегматиков. Меланхолики, как правило, неконфликтны. По подструктурам пола и возраста не найдено убедительных данных о закономерных тенденциях проявлений конфликтности. Конфликтность личности на данном уровне определяется в основном силой, подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов.
Биологически обусловленная потребность в таком поведении не выявлена, хотя, вероятно, это может быть связано с отсутствием соответствующих исследований. Конфликтную личность на данном уровне необходимо изучать с преимущественным использованием психофизиологических и нейропсихологических методов.
2. Уровень психических свойств в описании конфликтной личности. Конфликтные личности обладают развитыми волевыми качествами и упорством, что позволяет им вести длительное противоборство в условиях сильной психической напряженности, негативных эмоций и высокой психофизиологической “цены” их поступков.

Среди конфликтных личностей часты проявления амбивалентных эмоциональных реакций: от бурных негативных эмоций до твердости и сдержанности (“умение держать удар”). То же можно сказать о проявлениях эмоциональной устойчивости: от высокого уровня нейротизма до хладнокровия. Важно отметить, что эмоциональность конфликтной личности тесно связана с преобладанием экстрапунитивных форм реагирования (причины – исключительно вовне).

Восприятие и внимание направлены главным образом на оппонента, объект и предмет конфликта. При этом они сосредоточены на нескольких когнитивных направлениях: познания и понимания оппонента; познания и понимания сущности сложившихся отношений; самопознания. В первом случае внимание сосредоточено на стиле деятельности, поведении и общении оппонента, его эмоциях, психических состояниях. Отмечено, что самопознанию в конфликте уделяется меньше всего внимания, что ослабляет позиции конфликтной личности . Восприятие и внимание ригидны, причем преобладают формы мотивационной ригидности, проявляющиеся в «тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости в изменениях характера поведения» (А. В. Петровский).

Восприятие личности другого человека отличается противоречивостью и характеризуется меньшей целостностью и структурированностью (воспринимается отдельное, в основном связанное с конфликтным противоборством), запутанностью, пассивностью и ригидностью. Восприятие себя и оппонентов характеризуется неадекватностью: у конфликтной личности отсутствует верное понимание силы и слабости соперников и собственного состояния .

Для внимания конфликтной личности характерным является сосредоточенность на неудачах и собственных переживаниях.

Характеристики мышления и памяти также отличаются направленностью на оппонентов, объект и предмет конфликта.

Воображение конфликтных личностей характеризуется доминированием “образа врага”. Оппоненты представляются ими исключительно как враги, а не личности, отстаивающие свои точки зрения или преследующие свои цели, не связанные с нанесением ущерба другим.

3. Уровень опыта конфликтной личности. Психологические исследования конфликтных личностей, беседы с ними, наблюдения за их общением, поведением и деятельностью свидетельствуют, что они обладают значительным опытом конфликтного противоборства. Этот опыт складывается из многих компонентов. В частности, хорошего знания текущего законодательства, нормативно-распорядительных и правовых документов. Они хорошо знакомы с правилами ведения делопроизводства, системой социальных институтов власти, характером и степенью ответственности должностных лиц, порядком рассмотрения ими жалоб и обращений. Данные знания подкреплены соответствующими умениями. В то же время конфликтные личности чаще других испытывают когнитивный диссонанс.

Необходимо отметить их психологические знания и умения. Многие из них в совершенстве освоили такие специфические формы поведения, как “бегство в болезнь”, то есть симуляцию страданий, чтобы вызвать сочувствие окружающих, привлечь новых сторонников, и “упор на агрессию” с целью запугать оппонента.

В общении они часто применяют различные методы психологических воздействий, включая манипуляции. Отмечено частое обращение к психологическим уловкам в спорах (И. К. Мельник, Л. Г. Павлова и др.). Общение конфликтных личностей отличается разнообразными стратегиями – от педантичной сухости до пафоса – и зависит главным образом от ситуации, состояния и особенностей оппонента. Основная их направленность – подавление оппонента или выведение его из равновесия.

В открытом противоборстве конфликтные личности применяют разнообразные тактики и приемы: снижение ранга оппонента, ложные маневры (дезинформация), нагнетание напряженности, принуждение, демонстрация усиления собственных возможностей, провоцирование, угрозы. Менее склонны они к переговорам или “торгу”.

Их поведение во многом зависит от развития конфликта, изменения круга значимых факторов и при этом отличается известной стереотипностью, склонностью фиксироваться на сильных и слабых качествах оппонента.

Конфликтная личность отличается умением захватывать психологическую инициативу и сохранять ее. Тем самым она стремится создать отношения типа “господство – подчинение”. Умения конфликтных личностей проявляются и в предвосхищении действий и эмоциональных реакций оппонентов. Конфликтные личности часто применяют специальные приемы преднастройки: дискредитации, идеализации, переоценки и стимуляции, что помогает им успешно осуществлять противоборство . На данном уровне личности существенно больше проявлений социального, чем биологического. Потребности проявляются через привычки, активность – через волевые навыки.

4. Уровень направленности конфликтной личности. Убеждения конфликтной личности могут быть разнообразными, но их характеризует одно общее – эгоцентрическая направленность. У такой личности ярко выражены мотивы самоутверждения (хотя не все мотивы ими осознаются), самовыражение через противоборство и жажда признания. Отмечен высокий уровень притязаний, который часто не соответствует реальным возможностям, что ведет к деформации личности, проявляющийся в “эффекте неадекватности”.

У конфликтных личностей, как правило, невысокий уровень нравственного развития и рефлексии, низкая моральная нормативность поведения и отношений. Идеалы обычно либо отсутствуют, либо четко не определены. Влечения в основном подвержены влиянию эгоцентричности.

В отношениях к другим конфликтные личности проявляют соперничество, они плохие партнеры. Нетерпимы к недостаткам других, неуступчивы. В спорах и полемике отличаются непримиримостью позиции, стремлением самоутвердиться за счет других. В отношении к себе отмечаются завышенная самооценка, самомнение, эгоцентричность. Склонны потворствовать своим желаниям. Свое конфликтное поведение предпочитают рассматривать как проявление силы личности. В отношении к миру очевидно влияние высокого уровня жизненных притязаний, стремление действовать через постоянное разрешение противоречий, которые воспринимаются исключительно как угрожающие их личности. Здесь особенно сильно проявляется амбивалентность (сосуществование противоположных состояний): от ощущения себя как жертвы обстоятельств до синдрома сильной личности, победителя.

В коллективе конфликтные личности часто выбирают и самые конфликтные социальные роли: “бунтаря”, “критика”, “поборника справедливости”, нередко они замаскированы под социально одобряемые: “хранителя традиций”, “генератора идей“ и “организатора”. В любом случае конфликтные личности не дорожат мнением группы или коллектива, часто ведут себя обособленно или вызывающе бестактно.

В направленности конфликтной личности существенно больше проявляется социальное. Отношение к реальности в основном базируется на личном опыте. Отчетливо видны неудовлетворенные социальные потребности.

Данная функционально-динамическая структура личности как система ее авторами дополнена двумя важными подсистемами – способностей и характерологических особенностей . Что касается подсистемы способностей, то здесь не найдены достоверные данные о связи между способностями и уровнем конфликтности личности. Иное дело подсистема характерологических особенностей: конфликтные личности могут быть как дезадаптированными, так и цельными, с устойчивыми чертами характера.

Обобщение представленных выше результатов теоретических и эмпирических исследований позволило авторам выявить общие черты конфликтной личности: целеустремленность, настойчивость в достижении цели, внутреннюю организованность, напористость, независимость, самоуверенность, своенравность, нетерпимость, демонстративность, непостоянство, недоверчивость, завистливость, вспыльчивость, грубость, бесцеремонность. Если исходить из психологической сущности акцентуаций, то некоторые из них можно также отнести к характерологическим особенностям конфликтной личности: психопатия, истероидность, паранойяльность, маниакальность и др.

Данную структуру конфликтной личности авторы дополняют еще одной подсистемой – профессиональной. Как профессионалы конфликтные личности редко добиваются больших успехов. Это объясняется и тем, что рост профессионализма связан с обширными профессиональными взаимодействиями и саморазвитием. В силу конфликтности эффективные профессиональные взаимодействия затруднены. Саморазвитию мешает неадекватная самооценка. К тому же конфликтная личность много сил тратит собственно на конфликтное противоборство. Такая профессиональная неуспешность, вызванная субъективными причинами, воспринимается конфликтной личностью как проявление исключительного негативного отношения к ней. Получается своеобразный замкнутый круг.

Данное обобщенное системное описание конфликтных личностей обычно производит на неподготовленных людей удручающее впечатление, поэтому необходимо подчеркнуть, что в нем собраны практически все свойства разных конфликтных личностей. В жизни именно таких людей, скорее всего, вряд ли можно встретить. Реально существующие конфликтные личности имеют значительно меньший “набор” негативных качеств. От этого “набора” зависят уровень и направленность их конфликтности. В разработанном авторами обобщенном системном описании конфликтной личности собраны воедино все возможные свойства конфликтных личностей, которые позволяют быть готовыми к тем или иным их проявлениям при решении практических задач».

Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять ти­пов конфликтных личностей, которые мы приводим в табл. 5.2.

Таблица 5.2 Типы конфликтных личностей

Тип конфликтной личности

Поведенческие характеристики

Демонстратив­ный

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо

Ригидный

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям

Неуправля­емый

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других

Продолжение табл. 5.2

Тип конфликтной личности

Поведенческие характеристики

Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков

Сверхточный

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе

«Бесконфликт­ный»

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 14.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. - Гл.З.

4. Немое Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пе­дагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Общие осно­вы психологии. - М.: Просвещение; Владос, 1994. - С. 348-350.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимо­действии.

2. Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремле­нием уладить конфликт, доброжелательным отношением к со­пернику?

3. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения эти­ки общения, отказ от компромисса и т. п.?

4. Какая модель поведения в конфликте характеризуется непосле­довательностью поведения, уходом от острых вопросов и т. п.?

5. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К. То­масу и Р. Киллмену.

6. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта вы­бирает:

Стратегию борьбы;

Стратегию ухода;

Стратегию компромисса;

Стратегию уступки;

Стратегию сотрудничества.

7. Назовите основные типы конфликтных личностей.

8. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систе­матической работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямоли­неен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тре­вожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

9. В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте? 10. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена.

Занятие 5.1. Практическое занятие

Каждый день человек сталкивается в общении с различными видами людей. Каждая личность индивидуальна. К ней нужен особый подход.

Конфликтной личностью является вспыльчивый, раздражительный человек. Сложно найти людей, которые абсолютно в каждой ситуации будут вести себя уравновешенно и неэмоционально. Поэтому и существуют разные типы конфликтных личностей.

Стоит отметить, что, если у индивидуума вспыльчивый характер, то это не значит, что он склонен к конфликтности. Несомненно, человеческий характер оказывает большое влияние на стиль общения, но никогда он не определяет его. Конфликт возникает только тогда, когда собеседники не желают понимать друг друга.

Конфликтной личностью является человек, который не умеет справляться со своими отрицательными эмоциями. В результате этого, свою злость он понемногу выбрасывает в свое окружение.

Основные типы конфликтных личностей

Если опираться на научные исследования отечественных психологов, то типы конфликтных личностей по Емельянову подразделяются на:

  1. Демонстративный тип.
  2. Ригидный.
  3. Неуправляемый.
  4. Сверхточный.
  5. Бесконфликтный тип конфликтной личности.

Рассмотрим более подробно каждый из типов.

Демонстративный тип конфликтной личности

  1. Сущность данного типа заключается в стремлении к вытеснению. Этим объясняется его желание всегда быть в центре внимания.
  2. Личности демонстративного типа стараются отменно выглядеть в глазах окружающих.
  3. В зависимости от отношения людей к такому типу собеседника, зависит и отношение последнего к ним.
  4. Такие личности с легкостью преодолевают конфликты поверхностного типа. Они с огромным желанием любуются своей стойкостью, страданиями.
  5. Они превосходно приспосабливаются к различным жизненным ситуациям.
  6. У них слабо выражена рациональность в поведении. Детерминирует эмоциональность.
  7. Они слабо воплощают в свою жизнь запланированную деятельность.
  8. Избегают кропотливой работы.
  9. Не считают себя виноватым в возникновении конфликтной ситуации, не смотря а то, что источник его возникновения именно люди этого типа.

Ригидный тип конфликтной личности

  1. Для того, чтобы присоединиться к беседе, такой личности требуется настрой, время.
  2. Сущность данного типа – основательность.
  3. Слушает собеседника внимательно, излагает мысли подробно, не спеша говорит.
  4. Формулировка фраз с наибольшей точностью. Он не терпит, когда кто-то его перебивает.
  5. Характерна завышенная самооценка.
  6. В большинстве случаев подозрительно относятся к своему собеседнику.
  7. Им сложно с легкостью принять мнение окружающих.
  8. Воспринимает как обиду любое недоброжелательное отношение со стороны собеседника.
  9. Не критично относятся к своим действиям.
  10. Очень обидчивы. Очень чувствительны по отношению к действительным или надуманным несправедливым проявлениям в действиях окружающих и в целом.

Сверхточный тип конфликтной личности

  1. Их отношение к работе характеризуется повышенной скрупулезностью.
  2. К себе предъявляют завышенные требования.
  3. Также завышенные требования предъявляют и к окружающим. Делают это сверхточные личности так, что те, к которым они так обращаются, кажется, что к ним придирчиво относятся.
  4. Чувствительно относятся к деталям.
  5. Очень тревожны.
  6. Зачастую, сдерживают свои эмоции.
  7. Страдают от своих же действий (неудач и пр., рассчитываясь за это болезнями).

Неуправляемый тип конфликтной личности

  1. Импульсивные личности.
  2. Поведение характеризуется непредсказуемостью.
  3. Слабо учится на собственных ошибках.
  4. Игнорируют нормы общественности во время агрессивности.
  5. Несамокритичны.

Итак, каждый человек индивидуален и, чтоб не столкнуться с истинной сущностью конфликтной личности, лучше проявлять терпение и уважительное отношение к своему собеседнику.

Введение

Типы конфликтных личностей

Список литературы


Введение

Совсем недавно, примерно 50 лет назад на стыках многих наук, а прежде всего двух – психологии и социологии появилась конфликтология. Нельзя конечно сказать, что ранее этой науки не существовало, но как самостоятельное явление конфликтология появилась лишь в 50е годы XX века и изначально называлась «социология конфликта». Это название появилось в связи с работами А. Козера – «Функции социальных конфликтов» и Р. Дарендорфа – «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе». Далее, благодаря исследованиям Д. Рапопорта, М.Шерифа, Р. Доза, Д. Скотт и других формируется так называемая «психология конфликта». В 70 е годы возникает потребность в конфликтологических практиках, психологических тренингах, направленных на обучение поведению в конфликтном взаимодействии. Возникает методика ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), необходимая для разрешения международных конфликтов.

В исследованиях Д. Скотта, Ш. и Г. Боуэр, Г. Келмана особое место занимают методики разрешения конфликта, а в США, при разработке технологий переговоров с участием посредника – медиатора, возникают даже учебные заведения для подготовки таких специалистов. В это время становится известным Гарвардский метод «принципиальных переговоров» У. Юри и Р. Фишера.

Поскольку основной спрос и интерес представляют именно конфликт: причины его возникновения, типы, возможные пути разрешения, то он и становится центральной темой конфликтологии. Зачастую, раньше конфликт рассматривался преимущество извне, т. е. с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации. Однако сегодня все более важным становится не это, ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта. С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности, которые ярко выделяются в группе. И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться, что из себя представляют конфликтные личности, каковы причины формирования и могут ли они адаптироваться в обществе.

Кого называют конфликтной личностью?

Для дальнейшего описания конфликтных личностей необходимо разобраться в терминологии. Конфликт (с латинского conflictus ) – это 1) Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. 2)Трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Это определения различны по категории. Первое – это определение внутреннего конфликта, а второе – конфликта межличностного. Однако известно, что это далеко не самое широкое определение конфликта, так как существуют многие другие подтипы. Но все они схожи в одном, что конфликт – это предельное обострение противоречий.

Что же говорить о личности? В. С. Мерлин дает такое определение – целостная, устойчивая индивидуально-своеобразная и социально-типическая организация сознания человека, определяющая активный творческий характер его деятельности и имеющая социальную ценность. Конфликтная же личность сама по себе предполагает наличие каких-либо противоречий в сознании или подсознании человека, которые активно или пассивно влияют на природу его поведения.

Перед тем, как типировать личности, необходимо разобраться в истоках и причинах формирования таковой.

Формирование конфликтной личности

Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих работах. З. Фрейд был первым, кто предложил рассматривать конфликт в качестве интрапсихического феномена. Он утверждал, что внешний конфликт есть результат противоречивости природы самого человека. В своих трудах он описывал конфликт преимущественно между «Я» и «Оно». «Оно» - это инстинкт, бессознательная составляющая человека. «Оно» - это биологические потребности человека, которые требуется все время удовлетворять, иначе конфликт с «Я» неминуем. «Я» - это составная, контролирующая сознательные действия. Но существует по теории Фрейда и третья составляющая – «Сверх-Я», его ещё называют «Идеал Я». Тогда, находясь между двух огней, «Я» страдает от всех трех угроз: внешнего мира, суровости «Сверх-Я» и либидо «Оно». Постоянное столкновение и противоречие трех «я» в человеке и есть динамический внутренний конфликт, который отражается на внешнем поведении человека.

К. Юнг в своих трудах «Конфликт детской души» утверждал, что дальнейший невроз человека и тяжесть адаптации к людям формируется в детстве. Он подчеркивал важность научения ребенка пониманию и значение мышления для решения внутренних душевных конфликтов. И любой обман или пренебрежение со стороны взрослых может в дальнейшем привести ребенка к неправильным выводам, которые впоследствии затруднят восприятие самого себя.

Карен Хорни также выделяла важность формирования личности в детстве. Она же ввела термин «базальная тревога» - всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. Это состояние возникает, если у ребенка не было в полной мере удовлетворена потребность в безопасности. В итоге, «базальная тревога» становится фундаментом для возникновения конфликтной личности. Ведь невротику требуется больше внимания к себе, его потребность в любви и признании гораздо выше, чем у остальных. Такой человек агрессивнее реагирует, если произошло что-то не так, как ему хотелось бы. Таким образом, конфликтная личность – прежде всего ищет доказательства своей значимости по теории Карен Хорни.

Очень знаменита теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера. За первые пять лет жизни человек находится под влиянием неблагоприятных факторов, которые формируют в нем комплекс неполноценности. Далее, конфликты возникают в связи с попытками компенсации комплекса. Адлер выделяет 3 вида компенсаций:

· Адекватная компенсация, совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (творчество, музыка, спорт и т.п.)

· Сверхкомпенсация, происходит накапливание, гипертрофированное развитие одной из способностей, преимущественно эгоистического характера.

· Мнимая компенсация, комплекс компенсируется болезнью или другими факторами, не зависящими от человека.

Таким образом, человек становится заложником своих комплексов и вынужден себя проявлять, порой активно и позитивно, а иногда агрессивно и негативно.

Это лишь некоторые из множества теорий о конфликте, который кроется в человеке. Существует множество других теорий, определяющих причины конфликтов, но не все они связаны с конфликтностью личности.

Типы конфликтных личностей

Существует множество классификаций типов конфликтных личностей: по причинам формирования, по степени проявления негативных качеств, по моделям поведения. Такие классификации крайне важны. Не только психологи интересуются типологией конфликтных личностей. Основные признаки и пути обхода конфликта крайне необходимо знать людям, руководителям корпораций, работающим в коллективе или людям, находящимся в одной творческой или проектной группе.

Привлечем исследования отечественных психологов (В.П. Захаров, Ф.М. Бородкин, Ю.А. Симоненко, Н.М. Коряк). На сегодняшний день выделяют 6 основных типов конфликтных личностей:

1. Демонстративный тип:

Всегда и во всем хочет быть самым-самым. Любит находиться в центре внимания. Людей делит на тех, кто к нему хорошо относится и на остальных, «незначимых». Эмоционален, все делает по ситуации и редко планирует свою деятельность. Быстро адаптируется в различных ситуациях, склонен к поверхностным конфликтам. Никогда не считает себя источником конфликта, даже если таковым является.

2. Ригидный тип:

"Ригидный" - негибкая, непластичная личность с завышенной самооценкой, ей свойственно честолюбие, бесцеремонность. В большинстве это люди – эгоцентристы, нежелающие ни слушать, ни считаться с мнением окружающих. Поведение бесцеремонно, прямолинейно, грубо. Тяжело адаптируются к ситуации, так как не могут вовремя уловить изменения. При этом излишне подозрительны к окружающим их людям. Похвалу они принимают как должное, а вот любая критика воспринимается как обида. Имеют завышенное чувство справедливости, однако не всегда примеряют его на себя. поведение конфликтный личность

3. Неуправляемый тип:

Люди импульсивные, инертные, непредсказуемые. Главная их проблема – отсутствие самоконтроля. Поведение чаще всего вызывающее, агрессивное. Так же тяжело переносят критику, однако в отличии от ригидного типа, склонны обвинять других в своих собственных неудачах. Мало опыта извлекают из жизни, им сложно соотнести свои действия и поступки с обстоятельствами. В жизни им трудно реализовывать планы.

4. Сверхточный тип:

Этот человек требователен ко всему и ко всем. Причем выглядит это так, словно он придирается. Недоверчив к окружающим, подозрителен, излишне тревожен. Чувствителен к оценке со стороны начальства, хорошо понимает реальные отношения в группе. Порой прекращает общаться с друзьями, так как ему кажется, что его обидели. Вследствие этого, возникают болезни: головные боли, бессонницы. Однако внешне он никогда не проявит палитру эмоций.

5. Бесконфликтный тип:

Этот человек обладает легкой внушаемостью, ему тяжело сформировать собственное мнение. Из-за этого он бывает непоследователен. Сильно зависит от чужого мнения, ориентируется на сиюминутный успех. Не обладая достаточной силой воли, всегда стремится к компромиссу. Редко анализирует свои поступки и действия окружающих.