Рисунки русской избы внутри. Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (2). Куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода»

Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались - верная примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запорошило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха подклета , на улице сугробы в человеческий рост - не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться, но идти никуда особо и не нужно, разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму.

В подклете - бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи. И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющего навоза и соломы.


А в самой избе о морозе и вовсе не помнится - жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат малыши на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед…

Самые древние русские избы - до XIII века - строили без фундамента , почти на треть зарывая в землю, - так было проще сберечь тепло. Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен . До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными. На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да, и дверей не было, а небольшое входное отверстие – только бы протиснуться - прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.

Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно увеличились.

Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это изба-пятистенка, состоящая из двух помещений - сеней и жилой комнаты, или шестистенка , когда собственно жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной на-двое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого последнего времени.

Крестьянская изба Русского Севера строилась иначе.

По сути, северная изба - это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны. Этакий космический корабль на приколе, ковчег, путешествующий не в пространстве, а во времени - от тепла до тепла, от урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилища припасов - всё находится под одной крышей, всё под защитой мощных стен. Разве что дровяной сарай да амбар-сеновал отдельно. Так они тут же, в ограде, пробить к ним в снегу тропу нетрудно.

Северная изба строилась в два яруса. Нижний - хозяйственный , там скотный двор и хранилище припасов - подклет с погребом. Верхний - жильё людей, горница, от слова горний, то есть высокий, потому что наверху. Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён. Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут.
С крыльца дверь ведёт в сени - просторный тамбур, он же - переход в другие помещения. Здесь хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в сенях спят. Потому что прохладно. Через сени можно спуститься на скотный двор, отсюда же - дверь в горницу. Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не забудь - неровён час набьёшь шишку о притолоку.

Просторный подклет находится под горницей, вход в него - со скотного двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов брёвен - венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку - прорубал на улицу окно-прилавок для покупателей.

Строили, впрочем, по-разному. В музее «Витославлицы» в Великом Новгороде есть изба внутри, как океанское судно : за уличной дверью начинаются ходы и переходы в разные отсеки, а чтобы в горницу попасть, нужно по лестнице-трапу взбираться под самую крышу.

В одиночку такой дом не построишь, потому в северных сельских общинах избу для молодых - новой семьи - ставили всем миром. Строили все селяне: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу, вместе радовались построенному. Только когда появились бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их.

Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно - горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка. Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей.

Главное место хозяйки - напротив печи, называется кут. А узенькое пространство за печкой - закут. Отсюда и пошло выражение «ютиться в закутке» - в тесном углу или крохотной комнатушке.

«В горнице моей светло…» - поётся в популярной не так давно песне. Увы, долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось похожим на витраж. К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I, который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии.

Долгое время в сельских, да, и в городских избах печи клали без труб . Не потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям - как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь приходится топить гораздо чаще. Дым из печи попадал в горницу и выходил на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые открывали на время топки. Хотя печь топили хорошо высушенными «бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались чёрными или курными.

Печные трубы на крышах сельских домов появились только в XV-XVI веках , да, и то там, где зимы были не слишком суровыми. Избы с трубой именовались белыми. Но поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко становилось причиной пожара. Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным указом повелел в городских домах новой столицы - Санкт-Петербурга, каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами .

Позднее в избах зажиточных крестьян кроме русских печей, в которых готовилась еда, стали появляться привезённые в Россию Петром I печи-голландки , удобные своими небольшими размерами и очень высокой теплоотдачей. Тем не менее печи без труб продолжали класть в северных сёлах вплоть до конца XIX века.

Печь — самое тёплое спальное место - лежанка , принадлежащая по традиции самым старшим и самым младшим в семье. Между стеной и печью тянется широкая полка - полати. Там тоже тепло, поэтому на полати клали спать детей. Родители располагались на лавках, а то и на полу; время кроватей ещё не настало.

Почему детей на Руси наказывая, ставили в угол?

Что сам по себе на Руси означал угол? Каждый дом в старину был маленькой церковью, в котором имелся свой Красный Угол (Передний Угол, Святой Угол, Божница), с иконами.
Именно в этот Красный Угол родители ставили своих детей чтобы они молились Богу за свои проступки и в надежде, что Господь сможет вразумить непослушного ребёнка.

Архитектура русской избы постепенно менялась и усложнялась. Жилых помещений становилось больше. Кроме сеней и горницы появилась в доме светлица - действительно светлое помещение с двумя-тремя большими окнами уже с настоящими стёклами. Теперь в светлице проходила большая часть жизни семьи, а горница выполняла роль кухни. Обогревалась светлица от задней стенки печи.

А зажиточные крестьяне делили обширный жилой сруб избы двумя стенами крест-накрест, разгораживая таким образом четыре комнаты. Даже большая русская печь обогреть всё помещение не могла, вот тут и приходилось ставить в самую дальнюю от неё комнату дополнительно печь-голландку.

Непогода бушует неделю, а под крышей избы её почти не слышно. Всё идёт своим чередом. У хозяйки хлопот больше всех: ранним утром подоить коров и насыпать зерна птицам. Потом распарить отруби для свиней. Воды принести из деревенского колодца - два ведра на коромысле, полтора пуда общим весом, да, и еду надо готовить, семью кормить! Детишки, понятно, помогают чем могут, так исстари повелось.

У мужчин зимой забот меньше, чем весной, летом и осенью. Хозяин дома - кормилец - трудится без устали всё лето от зари до зари. Пашет, косит, жнёт, молотит на поле, рубит, пилит в лесу, строит дома, рыбу добывает и лесного зверя. Как хозяин дома наработает, так и будет жить его семья всю зиму до следующей теплой поры, потому зима для мужчин - время отдыха. Конечно, без мужских рук в сельском доме не обойтись: починить то, что нуждается в починке, наколоть и принести в дом дров, почистить хлев, сделать сани, и устроить выездку лошадям, семью свозить на ярмарку. Да, в деревенской избе много дел, требующих крепких мужских рук и смекалки, что ни женщине, ни детям не по силам.

Срубленные умелыми руками северные избы стояли века. Сменялись поколения, а дома-ковчеги по-прежнему оставались надёжным убежищем в суровых природных условиях. Только могучие брёвна темнели от времени.

В музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы и выкупали у перебравшихся в города владельцев.

Потом бережно разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в первозданном виде. Такими и предстают они перед многочисленными экскурсантами, приезжающими в Великий Новгород и Архангельск.
***
Клеть - прямоугольный однокомнатный бревенчатый дом без пристроек размером чаще всего 2×3 м.
Клеть с печкой - изба.
Подклет (подклеть, подызбица) - нижний этаж здания, расположенный под клетью и используемый в хозяйственных целях.

Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально деревянная резьба, как и древнерусская вышивка, носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Недаром в стилизованных орнаментах до сих пор можно угадать знаки обозначающие солнце, дождь, женщин воздевших руки к небу , морские волны, изображали животных — коней, лебедей, уточек или причудливое переплетение растений и диковинных райских цветов. В дальнейшем, религиозный смысл деревянной резьбы утрачивался , но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась до сих пор.

Практически в каждом селе, деревне или городе можно встретить удивительные образцы деревянного кружева, украшающего дом. Причем, в различных областях существовали совершенно различные стили деревянной резьбы для оформления домов. В одних районах используется преимущественно глухая резьба, в других скульптурная, но в основном, дома украшены прорезной резьбой, а также её разновидностью — резной декоративной деревянной накладной.

В старину, в различных районах России, и даже в разных деревнях резчики использовали определенные виды резьбы и элементов орнамента. Это хорошо заметно, если рассматривать фотографии резных наличников изготовленных в 19 и начале 20 веках. В одном селе традиционно использовали определенные элементы резьбы на всех домах, в другом селе мотивы резных наличников могли быть уже совсем другими. Чем дальше друг от друга находились эти населенные пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах. Изучение старинной домовой резьбы и наличников в частности, даёт этнографам много материала для изучения.

Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в соседних сёлах. Началось повсеместное смешение стилей деревянной резьбы. Рассматривая фотографии современных резных наличников находящихся в одном населенном пункте можно удивляться их разнообразию. Может быть это и не так уж плохо? Современные города и посёлки становятся более яркими и неповторимыми. Резные наличники на окнах современных коттеджей часто вбирают в себя элементы лучших образцов деревянного декора.

Борис Руденко. Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/21349/ (Наука и жизнь, Русская изба: ковчег среди лесов)

Изба была основным жилым помещением русского дома. Ее интерьер отличался строгими, издавна установившимися формами, простотой и целесообразным расположением предметов. Ее стены, потолок и пол, как правило ничем не окрашенные и не оклеенные, имели приятный теплый цвет древесины, светлый в новых домах, темный - в старых.

Главное место в избе занимала русская печь. В зависимости от местной традиции она стояла справа или слева от входа, устьем к боковой или передней стене. Это было удобно для обитателей дома, так как теплая печь преграждала путь холодному воздуху, проникавшему из сеней (только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу).

По диагонали от печи стоял стол, над которым висела божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, а над ними были врезаны в стены такой же ширины полки - полавочники. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивали деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол (помост). Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом.

Пространство русской избы было поделено на части, имевшие свое определенное назначение. Передний угол с божницей и столом назывался также большим, красным, святым: здесь устраивали семейные трапезы, читали вслух молитвенники, Евангелие, Псалтирь. Здесь же на полках стояла красивая столовая утварь. В домах, где отсутствовала горница, передний угол считался парадной частью избы, местом приема гостей.

Пространство около двери и печи называлось бабий угол, печной угол, средний угол, середа, середь. Это было место, где женщины готовили еду, занимались различными работами. На полках стояли горшки, миски, около печи - ухваты, кочерга, помело. Мифологическое сознание народа определяло печной угол как место темное, нечистое. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий, в равной степени важные для крестьянской семьи.

Достаточно ограниченное пространство русской избы было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством размещалась семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали и отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Места для сна также были строго распределены: дети, парни и девушки спали на полатях; хозяин с хозяйкой дома - под полатями на специальном настиле или лавке, к которой придвигалась широкая скамья; старики на печи или голбце. Нарушать заведенный в доме порядок не полагалось без крайней необходимости. Человек, его нарушающий, считался не знающим заповедей отцов. Организация внутреннего пространства избы нашла свое отражение в свадебной песне:

Я войду ли в родительскую светлую горницу,
Помолюсь на все на четыре стороны,
Еще первый поклон углу переднему,
Попрошу у Господа благословеньица,
В тело белое - здоровьица,
Во головушку ума-разума,
В белы рученьки уменьица,
Чтоб суметь угодить во чужой семье.
Я другой поклон отдам углу среднему,
За хлеб ему за соль,
За вспоеньице, за вскормленьице,
За теплое одеваньице.
А третий поклон отдам углу теплому
За его-то согреваньице,
За уголечки каленые,
За кирпичики горячие.
А в последний поклонюсь
Углу кутному
За его-то постелюшку мягкую,
За сголовице пуховое,
За сон, за дремоту сладкую.

Избу по возможности держали в чистоте, что было наиболее характерно для северных и сибирских деревень. Полы в избе мыли раз в неделю, а на Пасху, Рождество и к престольным праздникам голиком с песком скоблили не только пол, но и стены, потолок, лавки. Русские крестьяне старались украсить свою избу. В будние дни ее убранство было довольно скромным: полотенце на божнице, домотканые половики на полу.

В праздничный день русская изба преображалась, особенно если в доме не имелось горницы: стол накрывали белой скатертью; на стены, ближе к переднему углу, и на окна вывешивали вышитые или затканные цветными узорами полотенца; лавки и стоявшие в доме сундуки прикрывали нарядными дорожками. Интерьер горницы несколько отличался от внутреннего убранства избы.

Горница была парадным помещением дома и не предназначалась для постоянного проживания семьи. Соответственно, ее внутреннее пространство решалось иначе - в ней отсутствовали полати и помост для спанья, вместо русской печи стояла облицованная изразцами голландка, приспособленная только для отопления помещения, лавки были накрыты красивыми постилками, на полавочниках расставлена парадная столовая утварь, на стенах около божницы развешены лубочные картинки религиозного и светского содержания и полотенца. В остальном хоромный наряд горницы повторял неподвижный наряд избы: в дальнем от двери углу божница с иконами, вдоль стен лавки, над ними полки-полавочники, множество сундуков, иногда поставленных один на другой.

Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполонявшей его пространство. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол - горшки, латки, лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши2, корчики и т. д.; всевозможные емкости для сбора ягод и грибов - корзинки, кузова, туеса и др.; различные сундуки, ларцы, шкатулки для хранения предметов домашнего обихода, одежды и косметических принадлежностей; предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома - огнива, светцы, подсвечники и мн. др. Все эти необходимые для ведения домашнего хозяйства предметы в большем или меньшем количестве имелись в каждой крестьянской семье.

Домашняя утварь была сравнительно однотипна на всем пространстве расселения русского народа, что объясняется общностью домашнего уклада жизни русских крестьян. Локальные варианты предметов утвари практически отсутствовали или, во всяком случае, были менее очевидны, чем в одежде и пище. Различия проявлялись только в утвари, подаваемой на стол в праздничные дни. При этом местное своеобразие находило свое выражение не столько в форме столовой посуды, сколько в ее декоративном оформлении.

Характерной особенностью русской крестьянской утвари было изобилие местных названий одного и того же предмета. Сосуды одинаковой формы, единого назначения, выполненные из одного материала, одним и тем же способом, по-своему называли в разных губерниях, уездах, волостях и далее деревнях. Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу, в одном доме называли «кашником», такой же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, называли «щенником».

По-разному называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд из глины - горшок, из чугуна - чугунок, из меди - медник. Терминология часто менялась в зависимости от способа изготовления сосуда: сосуд бондарной работы для квашения овощей - кадка, долбленный из дерева - долбенка, выделанный из глины - корчага. Убранство внутреннего пространства крестьянского дома стало претерпевать заметные изменения в последней трети XIX в. В первую очередь изменения коснулись интерьера горницы, которая воспринималась русскими как символ богатства крестьянской семьи.

Обладатели горниц стремились обставлять их предметами, характерными для городского образа жизни: вместо лавок - появились стулья, табуреты, канапели - диваны с решетчатыми или глухими спинками, вместо старинного стола с подстольем - стол городского типа, покрытый скатертью-«филейкой». Непременной принадлежностью горницы стал комоде выдвижными ящиками, горка для праздничной посуды и нарядно убранная, с большим количеством подушек кровать, а около божницы висели в рамах фотографии родни и часы-ходики.

Через некоторое время новшества коснулись и избы: деревянная перегородка отделила печь от остального пространства, предметы городского быта начали активно вытеснять традиционную неподвижную мебель. Так, полати постепенно заменила кровать. В первом десятилетии XX в. убранство избы пополнилось шкафами, буфетами, зеркалами и мелкой скульптурой. Традиционный набор утвари сохранялся значительно дольше, вплоть до 30-х гг. XX в., что объяснялось устойчивостью крестьянского уклада жизни, функциональностью предметов обихода. Исключение составляла только праздничная столовая, а точнее - чайная утварь: со второй половины XIX в. в крестьянском доме наряду с самоваром появились фарфоровые чашки, блюдца, сахарницы, вазочки для варенья, молочники, металлические чайные ложки.

В зажиточных семьях во время праздничных трапез использовали индивидуальные тарелки, формы для студня, стеклянные рюмки, стаканы, бокалы, бутылки и т. п. Изменение образа жизни крестьян в XX в., ориентация на стиль и образ жизни большого города привели к почти полной замене прежних представлений о внутреннем убранстве дома и постепенному отмиранию традиционной бытовой культуры.

Внутреннее убранство русской избы является неотъемлемой частью истории и культуры России. Именно она, старинная избенка, стала основной частью фольклора и даже героиней многих сказок и легенд. Вспомнить хотя бы избушку на курьих ножках - сказочное жилище Бабы-Яги, страшной колдуньи, которая пугает маленьких детей. Её же часто обводят вокруг пальца главные сказочные герои.

Так, Иван-Царевич обращается к ней за помощью, дабы избавить от страшной участи свою любимую, и не без хитрости получает дары старой колдуньи. Бабка-Ёжка - негативный персонаж, помогающий в сотворении злодеяний Кощею Бессмертному, Змею Горынычу и Коту Баюну. Но вместе с этим эта "героиня" является довольно весёлой, смешной и сатирической.

Об истоках

Слово "изба" на Руси имело множество интерпретаций в зависимости от места проживания людей, поэтому и называлась по-разному. Существуют такие синонимы, как: ызба, истьба, изьба, истопка и истобка. Эти слова часто употребляются в русских летописях, что, опять же, говорит о неотрывности и связанности жилья с жизнью человека. Такая фраза имеет прямую связь с такими русскими глаголами, как «топить» или «истопить». Это здание имело в первую очередь функциональную нагрузку, поскольку было призвано согревать в морозы и укрывать от природных условий.

Что представляла собой изба в общем

Внутреннее убранство русской избы сложно представить без печи, поскольку именно она была центром комнаты и излюбленной её частью. Известно, что у многих восточнославянских народов, украинцев, русских и белоруссов, сохранялся термин «истопка». Ну и, как говорилось раньше, он обозначал отапливаемое строение. Это были и кладовые для хранения запасов овощей, и жилое помещение разных размеров.

Чтобы знать, как нарисовать убранство русской избы, нужно понимать, что она значила для человека. Знаменательным событием было строительство дома для крестьянина. Мало было решить практическую задачу и обеспечить себе крышу над головой. В первую очередь дом являлся полноценным жилым пространством для всей семьи. Убранство избы должно было быть по мере возможности наполнено всеми необходимыми жизненными благами, обеспечивать жильцов теплом, давать им любовь и ощущение покоя. Такое жильё можно соорудить лишь по давним заветам предков, а традиции крестьяне всегда соблюдали очень тщательно.

О традициях

Особое значение при строительстве дома отводилось выбору места, чтобы строение впоследствии было светлым, сухим и высоким. Ритуальная ценность имела не меньшее значение.

Счастливое место - это то, которое прошло строгую проверку временем и было обжито ранее: стало благополучным для прежних хозяев, которые жили здесь. Неудачными считались територии около захоронений, бани, которые были построены там ранее, а также вблизи дороги. Считалось, что сам чёрт ходит по этому пути и может заглянуть в жилище.

О строительном материале

Материалы для строительства избы выбирали очень тщательно. Русские использовали для возведения брёвна сосны или лиственницы. Эти деревья имеют длинные и ровные стволы, ровно ложатся и плотно примыкают друг к другу. Они хорошо удерживают внутреннее тепло и долго не гниют. Выбор брёвен в лесу был довольно непростым занятием, веками от отцов к детям передавался свод правил, алгоритм подбора бревна. Иначе, если выберешь неправильный, негодный материал - дом будет приносить беды и несчастья.

Даже на внутренее убранство крестянской избы нельзя было рубить священные деревья. Они могли принести в дом тяжёлые хвори. Существовало поверье, которое говорило о том, что такие особые породы должны жить только в лесу и умереть своей смертью. Если нарушить запрет, они принесут смерть и горе в дом.

Сухая древесина также была непригодна к строительству. Место, где произрастали деревья, тоже имело важное значение. Дерево, которое росло на перекрёстке лесных дорог, является «буйным» и может принести в дом большое несчастье - разрушить сруб и тем самым убить хозяев дома.

Обряды

Без обрядов у славян не обходился и процесс возведения дома. В начале строительства совершалось жертвоприношение. Жертвой в таком случае считалась курица или баран. Такой процесс проводился при укладке первого венца избы. Под брёвна клали деньги, шерсть и зерно как символы богатства, процветания, любви, семейного тепла. Также туда клали ладан как знак святости дома, а также своеобразный оберег от нечистой силы. В конце работы (строительства) все участники процесса садились за стол и угощались вкуснейшими яствами.

Жертвоприношения проводился неспроста. Жертва должна была создать крепость дому и уберечь от напастей. Иногда в дар богам приносили человека, но это в редких случаях, дабы защитить всё племя от врагов. Чаще всего предавали страданиям крупный скот: быка или лошадь. Во время археологических раскопок на старых домах были найдены именно их скелеты, а также конские черепа.

Для обряда делалась специальная ямка, останки нужно было класть туда. Она находилась под красным уголком, где располагались иконы и другие обереги. Были и другие излюбленные животные для строительного жертвоприношения. Таким фаворитом для славян стал петух или курица. Об этом говорит и традиция размещения флюгеров в виде петушков, а также изображение или статуэтка этого животного на крыше дома.

Можно привести в пример бессмертное классическое произведение Н. В. Гоголя «Вий». Вся нечисть исчезала после крика петуха. Поэтому "крикун" призван охранять жилище от нечистой силы. Фото, убранство русской избы на которых показано во всей красе, представлены в этой статье.

Схема устройства крыши

Кровля также была сделана по особой схеме:

  • желоб;
  • охлупень;
  • стамик;
  • слега;
  • огниво;
  • князевая слега (кнес);
  • повальная слега;
  • самец;
  • повал;
  • причелина;
  • курица;
  • пропуск;
  • гнет.

Общий вид избы

Убранство русской избы снаружи, такое, каким представляли себе и строили наши прадеды, было особым. По старым традициям избы строили тысячи лет. Русское убранство избы зависело от того, где жил человек и к какому племени он принадлежал, поскольку у каждого племени были свои традиции и законы, по которым их можно различать.

И даже сейчас нельзя не различить избы на европейской территории России. Ведь на севере преобладали рубленные дома, поскольку леса там было вдоволь. На юге же были огромные запасы глины, поэтому и хаты-мазанки строили из неё. Так же оформлялось и внутреннее убранство русской избы. Фото явлются наглядным тому примером.

Как утверждают этнографы, ни одна народная мысль не была создана сразу же в первозданном виде, таком, как мы можем наблюдать сейчас. История, культура, а с ними и мысль людей, меняется и развивается, привнося во всё, что было создано, гармонию, красоту и великую силу любви. Это касается и жилища, которое формировалось и становилось всё более функциональным и удобным. Эти утверждения доказывает и масса проведённых археологических раскопок.

Русское убранство избы во многом зависело от климатических условий, в которых проживали люди, и от имеющегося строительного материала. Так, на севере была влажная почва и густые леса, полные брёвен, пригодных для возведения жилищ, а на юге преобладали и активно использовались другие изделия. Исходя из этого, в южных областях была распространена полуземлянка. Этот дум был с углублением на полтора метра в землю, соответственно, имел насыпной пол. Такой тип жилища на Руси просуществовал до 14-15-го веков.

После этого временного периода стали строить наземные постройки с деревянным полом, поскольку научились обрабатывать брёвна и делать из них доски. Также делались дома, приподнятые над землёй. Они были более многофункциональны, поскольку имели 2 этажа и предоставляли возможности для комфортной жизни, хранения овощных запасов, сена и жилья для скотины в одном доме.

На севере, с изобилием густых лесов и достаточно сырым холодным климатом, полуземлянки быстро превратились в наземные дома, быстрее, чем на юге. Славяне и их предки занимали достаточно большую территорию и отличались друг от друга вековыми традициями, в том числе и в построении жилья. Но каждое племя наилучшим образом подстраивалось под окружающие условия, поэтому нельзя сказать, что какие-то избы были хуже. Всему было своё место. Теперь можно понять, как нарисовать убранство русской избы.

Подробнее о строительстве

Ниже представлено фото. Убранство русской избы на нем продемонстрировано наиболее типичное для Ладоги, соответствующее временному периоду 9-11-го веков. Основание дома было квадратным, то есть ширина была равна длине, которая достигала 5 метров.

Строительство срубной избы требовало внимательного и тщательного подхода, поскольку венцы должны были совпадать, а брёвна - плотно прилегать друг к другу, иначё весь труд насмарку.

Брусья должны были прилегать как можно плотнее, дабы защитить жителей от холодных ветров и сквозняков. Поэтому делались углубления в срубе через одно бревно. В это отверстие укладывался выпуклым ребром другой брус. Пазы между ними утепляли болотным мхом, который нес не только теплоизоляционную ценность, но и антибактериальную. Сверху эту постройку промазывали глиной.

О нюансах строительства

Внутреннее убранство русской избы иногда предполагало который поливался водой и утрамбовывался, отчего становился твёрдым и гладким. Во время уборки слой грязи просто сметался метлой. Но чаще всего внутреннее убранство крестьянской избы предполагало пол деревянный и приподнятый над землёй на высоту в полтора метра. Это делалось для того, чтобы соорудить подполье. Из него в жилое помещение с печью вёл люк. В подполье сохранялись все овощные запасы.

Русское убранство избы у зажиточных людей предполагало ещё одну надстройку сверху. Снаружи этот дом был похож на трёхъярусный.

О пристройках

Внутренне убранство русской избы тоже имело несколько нюансов. Русские люди часто пристраивали к своему жилищу прихожую с большими широкими окнами. Она называлась сени. Так, при входе в дом нужно было сначала зайти в сени, а потом уже войти в горницу. Такая прихожая в ширину достигала 2 метров. Иногда сени соединяли с хлевом для скота, поэтому, соответственно, делали их больше.

Кроме того, у этой пристройки была масса и других предназначений. Там хранили добро и мастерили что-то нужное в непогоду, поскольку крестьянин без дела никогда не сидел. Летом там же можно уложить спать гостей после шумного праздника. Такому жилищу учёные-археологи дали название «двухкамерное», поскольку оно представляло собой 2 помещения.

Внутреннее убранство крестьянской избы не обходилось без клети. С начала 10-го века эта комната служит дополнительной спальней, которой пользовались только летом, поскольку она не отапливалась. Там же круглый год можно было хранить продукты. А зимой - даже скоропортящиеся блюда, ведь там всегда холодно.

Как строилась ковля

Крыша в избе изготавливалась по нескольким техникам: она могла быть деревянной, гонтовой, тесовой или из драни. С развитием истории, а с ней и умений народа, во временном периоде 16-17-го веков славяне выработали уникальную концепцию покрытия крыши берёзовой корой, которая защищала от протекания. Также она несла эстетическое предназначение, поскольку предавала пестроту постройки. На кровлю клали немного земли и дёрна. Это было старинной "смарт-технологией", защитой дома от пожара.

Землянки и полуземлянки окон, как правило, не имели. Внутренее убранство русской избы из-за этого выглядело, конечно, не так, как мы привыкли себе представлять. Были небольшие оконные отверстия, затянутые желудками крупного рогатого скота. Однако позже, когда изба «выросла» над землёй, стали делать большие застеклённые окна, которые не только пропускали свет, но и позволяли видеть, что происходит на улице. Внешнее убранство русской избы предполагало застеклённые которые вначале (10-й век) были только у зажиточных владельцев.

Туалет на Руси был назван «задок» и был расположен, как правило, в сенях. Это была дырка в полу, которая «смотрела» вниз, в сторону наземного яруса, где обычно держали скотину. Появился он в избах со времён 16-го века.

О строительстве окон

Русское убранство избы в позднее время не представлялось без окон. Обычно оконный проём представлял собой 2 смежных бревна, которые были разрублены до половины. Туда вставлялась прямоугольная рама, имеющая задвижку, которая "ходила" в горизонтальном направлении.

Внутреннее пространство избы

Внутреннее убранство русской избы представляло собой от одного до трёх жилых помещений. Вход в дом начинался с сеней. Помещение, предназначенное для жилья, всегда было очень тёплым и отапливалось печью. Внутреннее убранство избы (фото) прекрасно иллюстрирует жизнь простолюдинов тех времён.

Что касается зажиточных крестьян и людей, обладающих высоким чином, то в их жилище было место и дополнительной комнате, которая называлась горницей. В ней хозяева принимали гостей, и она также была очень тёплая, светлая и просторная. Отапливалась печью-голландкой.

Внутреннее убранство русской избы не представлялось без духовой печи, занимающей большую часть комнаты, которая была расположена у входа. Однако в южной части страны она располагалась в дальнем углу.

Внутреннее убранство русской избы отличалось особым, но вместе с этим достаточно простым, размещением предметов. Обеденный стол обычно стоял в углу, по диагонали от печи. Прямо над ним был "красный уголок" с иконами и прочими оберегами. Вдоль стен стояли лавки, над ними располагались полки, встроенные в стены. Такое внутренее убранство русской избы (фото) встречалось почти повсеместно.

Печь имела многофункциональную нагрузку, поскольку приносила не только тепло и вкусную еду, но и имела спальное место.

Внутренне убранство русской избы также демонстрирует, что существовало много общего с традициями восточнославянских народов, но были и различия. На севере Руси люди строили печи-камени. Своё название они получили потому, что были сложены из камня без использования какого-либо скрепляющего раствора.

В районах Старой Ладоги основание каменной топки равнялось полутора метрам в поперечнике. Убранство крестьянской избы в районе Изборска предполагало печь, сделанную из глины, но на каменном основании. В длину и ширину она достигала до 1 метра, так же как и в высоту.

В южных областях восточнославянских стран печь строилась более крупной и широкой, каменное основание ее закладывалось с приблизительным расчётом полтора метра в длину и 2 - в ширину. В высоту такие печи достигали 1,2 метра.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.