Цвет в дизайне интерьера. Сочетание цветов в дизайне интерьера

Проблема применения цвета для окраски изделий и предметной среды рассматривается обычно в единстве ее следующих сторон: физической и психофизиологической (составляющих предмет цветоведения), психологической, социальной, эстетической.

Основная цель применения цвета заключается в повышении производительности труда и повышении эстетической удовлетворенности человека качеством продуктов труда.

При проектировании изделий приходится затрагивать все указанные стороны цвета. О цветоведении написано много в различных руководствах и пособиях, и поэтому мы не будем останавливаться на нем подробно.

Цвет не только окружает, но и постоянно воздействует на человека. Влияние его сильно сказывается на состоянии нервной системы, на поведении человека, на его трудоспособности. Психофизиологическое воздействие цвета есть первый и наиболее важный фактор, учитываемый при выборе цветового решения изделия.

Установлено, что красные, оранжевые, желтые цвета («теплые тона») действуют на человека возбуждающе: расширяют зрачки, учащают пульс и в конечном итоге вызывают общее утомление. Наоборот, синие, голубые, зеленые цвета («холодные тона») успокаивают и уменьшают зрительную утомляемость.

Один и тот же предмет, будучи окрашен в светлый цвет, зрительно выглядит более легким, а окрашенный в темный цвет будет казаться тяжелее.

Такие особенности цвета позволяют художнику-конструктору создавать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступания и отступания элементов и узлов изделия (рис.13.5).

Рис. 13.5. Психофизиологические особенности цвета широко используются в художественном конструировании для выражения тех или иных свойств изделий, интерьеров.

Окраской изделий надо пользоваться не только для того, чтобы улучшить зрительное восприятие изделий. Цвет необходимо применять и для выявления нужных деталей, элементов или частей изделий и, прежде всего - опасных в отношении травматизма.

Рациональный учет этих факторов позволяет создать определенный цветовой климат, т. е. колористическую (цветовую) гамму, обеспечивающую совокупность цветовых восприятий, влияющих на психофизиологическое состояние человека и его работу. Цветовой климат должен быть различным при длительном (пульты управления, цеха) или кратковременным (проходы, эпизодический контроль) воздействии. В первом случае выбор цветового решения изделия определяется условиями зрительной работы и оказывает в основном физиологическое воздействие. Во втором - цвет способствует ориентации, стимуляции внимания, корректировке внешних воздействий: тепла, холода, шума, инсоляции. Здесь в основном учитывается психологический фактор.

С эстетической точки зрения художник-конструктор должен дать такое композиционное колористическое решение изделия, которое удовлетворяло бы современным эстетическим требованиям.

Цвет является могучим средством воздействия на человека.

К. Маркс в статье «К критике политической экономии» назвал чувство цвета наиболее популярной формой эстетического чувства. Цвет является средством эстетического воздействия, влияя на настроение, поднимая или понижая эмоциональный тонус, вызывая ощущение творческого подъема. Хорошая отделка и приятная окраска изделий повышают настроение рабочего, вызывают у него положительно-эмоциональное отношение к доверенному ему оборудованию.

Цвет промышленного изделия способствует образному выражению сущности изделия, его тектоники, обеспечивает связь с окружающей средой.

В соответствии с особенностями воздействия цвета на человека установлены основные функциональные и декоративные факторы окраски изделий. Важнейшими из них являются соответствие окраски характеру среды потребления или эксплуатации и соблюдение законов цветовых гармоний. Создание рационального цветового климата может быть достигнуто при правильном соблюдении комплекса этих условий.

При цветовом решении формы изделия большое значение имеют такие принципы, как деление на главную и второстепенную части, выделение рабочей зоны, зрительное уравновешивание объемов и т. п.

Выбирая схему окраски для проектируемого изделия, художник-конструктор должен обязательно учитывать функциональные особенности изделий и среды, в которой оно будет работать.

Художник-конструктор должен творчески разработать схему окраски в каждом конкретном случае. Однако могут быть использованы некоторые общие рекомендации.

Крупные изделия с однородными по структуре плоскостями можно членить цветом, если ставится задача зрительно уменьшить объемы.

Подвижные машины (электротранспорт, тельферы и т. п.) и опасные части машин рекомендуется красить в предупреждающие цвета, максимально контрастирующие с окружающей средой. В статичных изделиях можно создать цветом иллюзию тяжести, монументальности, выделить основание, подчеркнуть неподвижность, связь с полом. Динамичность формы изделия можно подчеркнуть ритмичными цветовыми членениями. Правильное использование этих особенностей цветов позволяет скорректировать даже дефекты формы или композиции изделий.

В ЭТИ большое значение имеет использование цвета в качестве кода. В комплектных устройствах, в пультах, в аппаратуре управления для удобства монтажа и ремонта можно использовать различные цвета для указания назначения проводника: окраска шин по системе ЖЗК, черный - земля (корпус) и т. д.

К сожалению, стандарт такого рода до сих пор отсутствует, поэтому цветовые провода используются час-то для отличия их друг от друга, а не для указания их функционального назначения.

При выборе цветового решения ЭС рационально использовать два-три основных цвета, в связи с тем, что технологичность изготовления, монтажа и демонтажа малоцветных изделий выше, нежели многоцветных.

Среди факторов, Влияющих па выбор цветового решения ЭС, важнейшими являются вид работы и ее тяжесть (социально-психологический фактор).

Функциональное назначение изделия, находясь в теснейшей связи с формой его и во многом определяя эту форму, является одним из факторов, влияющих как на цвет изделия, так и на систему его окраски. Одновременно функциональное назначение изделия находится в очень тесной связи и зависимости от факторов среды, местонахождения изделия во время работы, темпера­турных условий, степени запыленности и загазованности воздуха, наличия шума, освещенности и т. д.

Конструкционные и эксплуатационные факторы на­ходятся в прямой зависимости от функции изделия и как бы дополняют условия среды, К ним относятся: габариты изделия, наличие агрессивных веществ, воз­действующих на его поверхность, температура самого изделия во время работы и пр.

Технологические факторы (эмали, отвечающие тре­бованиям данного изделия, конструкционные материа­лы, не требующие специальной отделки, технология на­несения эмалей и т. п.) неизбежно влияют на систему окраски, определяют марки применяемых материалов и в конечном итоге выбор цвета изделия.

Конструкция изделия и технологические факторы влияют на экономику его изготовления. Экономический эффект во многом предопределяет художественно-кон­структорское решение, которое в свою очередь опреде­ляет вид применяемого материала, технологию нанесе­ния окраски и через них влияет как на цвет, так и на систему окраски изделия.

Эти взаимоотношения группы факторов оказывают непосредственное влияние на выбор цвета и выбор системы окраски. Связи внешних условий выражаются в цветовом решении изделия с учетом законов психофи­зиологического восприятия цвета и подчиняются зако­нам композиции.

При рассмотрении всего многообразия и взаимоза­висимости условий и факторов, влияющих на цветовое решение ЭС, можно сделать следующие выводы.

1. Как форма, так и цвет должны четко выделять особенности изделия, непосредственно связанные с про­цессом эксплуатации, облегчить зрительное восприятие изделия и взаимодействия между ним и человеком. В этом основа связи цвета и формы.

2. Цветовое решение изделия – неразрывная часть процесса художественного конструирования, которая подчиняется всем законам этого метода.

3. Создание оптимального цветового решения изде­лия возможно только при глубоком анализе всех факторов процесса производства и эксплуатации с учетом всего их многообразия и взаимозависимости.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию “дизайн”.

2. Какой смысл вкладывается в понятие “инженерная психология”?

3. Что включает в себя технологический фактор в художественном конструировании?

4. Как вы понимаете “композицию”?

5. Какие виды композиции вы знаете?

6. Какие стандарты по дизайну вы знаете?

7. Относится ли дизайн к качеству ЭС?

8. Какие художественные приёмы используются для ликвидации впечатления раздробленности изделия?

9. Каким композиционным средством пользуется дизайнер для выражения социальной и технической значимости части в целом, целого в комплексе, комплекса изделий в окружающей среде?

10. Что дает ритм как средство композиции?

11. Средство композиции нюанс?

12. Какие понятия относятся к макро- и микрогеометрии?

Цель любого ремонта в квартире – сделать ее наиболее комфортной и уютной. Чтобы этого достичь, следует обратить внимание на самые важные аспекты. Одним из них является удачно подобранная цветовая гамма. Хорошо подобранные тона могут полностью изменить вид помещения Вам в пользу. И наоборот, небрежно подобранная гамма может испортить внешний вид самой дорогой и современно обустроенной квартиры. Поэтому особо важно научиться правильно подбирать сочетания цветов в интерьере.

Сочетание цветов в интерьере

Цветовой круг

С древних времен символике красок уделялось особое внимание. В некоторых мировых цивилизациях даже существовал культ красок, что говорит о влиянии этого качества на наш организм на психологическом и даже физическом уровне. Современные психологи и дизайнеры также поддерживают теорию о психологии красок.

Пастельные тона помогают создать ощущение уюта, состояние расслабленности и теплое настроение. К ним относится персиковый, бледно-оранжевый, мягкий желтый, бежевый. Оранжевый – символизирует жизнерадостность, так же, как и красный, помогает концентрации внимания и поднятию настроения. Холодные оттенки, такие как синий, помогают поднять продуктивность работы, и улучшить внимательность.

Влияние цвета на психику и здоровье

Проведя множество экспериментов, психологи выяснили, что цвет способен влиять на наше психосоматическое и даже физическое состояние. Определенный фон комнаты может увеличить продуктивность работы, способствовать быстрому восстановлению сил и даже выздоровлению.

Наши предки издавна определили, что ношение красной одежды помогает скорее выздороветь. Это передавалось в качестве легенды. Однако, в современном мире влияние было подтверждено опытными специалистами в области психологии. И даже существует цветотерапия для лечения различных психосоматических заболеваний, которая использовалась еще в Древнем Египте.

Владея данными знаниями, следует внимательно отнестись к выбору палитры в разных помещениях квартиры.

Светлый дизайн комнаты в сочетании цветов

Сочетание цветов в интерьере

Интерьер квартиры с необычным сочетанием цветов

Цветовой круг

Сочетания цветов в разных помещениях

У каждой комнаты в квартире свое предназначение. Так как мы уже выяснили, что расцветка способна влиять на человека на различных уровнях организации, нужно выбрать основной фон для помещения в соответствии с его функциями. Мастер должен привести к максимальной гармонии оттенков, чтобы в гостиной было уютно отдыхать, или комфортно работать.

Также следует учитывать собственные предпочтения в подборе обоев или мебели. Оформление квартиры должно отражать сущность владельца, и в то же время, выдержано в соответствии с психологией цвета, функциональностью и дизайном.

Спальня

Эту комнату можно считать святыней, в нее не приглашают гостей, и здесь не работают. Она создана для отдыха и расслабления. Поэтому человек должен чувствовать себя здесь комфортно и уютно. Спальня – это полное отображение «я» владельца, и может совмещать все его прихоти.

Наилучшим решением для спальни считаются теплые пастельные тона: персиковый, желтый, бледно-оранжевый с коричневым, зеленым серым. Также подходят все оттенки фиолетового. Сочетается он лучше всего с белым и черным.

Однако спальне свойственно вмещать любые идеи хозяина. И она может быть красной (что считается не наилучшим решением для спальни в целом), или выдержана в черно-белых тонах.

Это интересно!

В Норвегии красный считается наилучшим для интерьера спальни или гостиной.

Сочетания цветов в дизайне квартиры

Современный дизайн квартиры с правильным сочетанием цветов

Светлый дизайн комнаты в сочетании цветов

Сочетание цветов в интерьере

Цветовой круг

Кухня

Сочетание цветов в обустройстве кухни позволяет охватить все краски. В этом случае нужно обратить внимание на их совместимость. Считается, что для кухни неприемлемы холодные тона, так как они отбивают аппетит. Решать вам.

Вот несколько советов по выбору оттенков для данной комнаты:

· если используете светлую основу – выбирайте поверхность кухонного гарнитура, с которой будет легко снять загрязнения;

· лучше подберите нейтральные краски (зеленый, коричневый, красный);

· кухонная палитра должны быть умеренной яркости;

· не используйте более 3-х контрастов в пределах одного помещения.

Лучшим решением для кухни считается зеленый с коричневым – благоприятно влияет на аппетит, и создает ощущение уюта. Также хорошо подходит бордовый, красный, оранжевый, которые сочетаются с черным, белым, бежевым.

Гостиная

Выбор палитры для гостиной зависит от того, какой Вы ее хотите представить. Бордовый, белый, черный, в сочетании друг с другом или с золотым придадут ей аристократичный вид и официальность. Массивный стол черного цвета особенно добавит плюс в эту обстановку.

Если же гостиная предназначена для уютных посиделок, лучше подбирать комплекс теплых оттенков. Отлично подойдут желтый, коричневый, черный, оранжевый. Отличным решение является комбинирование бежевого, персикового и коричневого. Несмотря на то, что коричневый считается несколько депрессивным, в комбинации с теплыми оттенками он придаст комнате особого уюта.

Современный дизайн квартиры с правильным сочетанием цветов

Светлый дизайн комнаты в сочетании цветов

Современный дизайн квартиры с правильным сочетанием цветов

Светлый дизайн комнаты в сочетании цветов

Цветовой круг

Детская

Выбирая палитру для детской нужно учитывать возраст ребенка. Если это комната ребенка в возрасте 1-5 лет, следует отказаться от светлого фона, так как есть риск того, что все стены и мебель будут исписаны и разрисованы руками малыша. В этом случае подойдут яркие оттенки: зеленый в сочетании с оранжевым, желтым, коричневым, черным.

Спальню девочки можно сделать в теплых тонах. Хороший вариант – использование розового с серым, белым или бордовым. Также можно взять за основу бежевый и комбинировать его с розовым, салатным, светло-зеленым или фиолетовым.

Также для детской более взрослого ребенка подойдет светлая основа. Идеальным решением является сочетания голубого с белым, фиолетовым или серым. Такая комната будет очень светлой и нежной, а также визуально расширит пространство.

Рабочий кабинет

Если вы делаете ремонт в рабочем кабинете дома, или в офисе, также обратите внимание на подбор палитры. Для данного помещения подходят холодные тона. Это могут быть темные цвета: синий в сочетании с красным, серым или бордовым. Отлично будет смотреться кабинет в темно-коричневых красках в комбинации с черным. Это помещение можно сделать и в светлых оттенках, главное, чтоб они относились к холодным. Универсальным решением является черно-белое оформление кабинета.

Лоджия

В последнее время становится популярным использование лоджии в качестве функционального помещения. Ее можно стилизовать под рабочий кабинет, место для отдыха или пространство для творчества.

В этом случае все зависит от функций помещения. Для творческого пространства можно комбинировать все краски радуги в соответствии с гармоничным сочетанием цветов, которое мы рассмотрим ниже.

Для создания уютного уголка подойдут теплые тона (бежевый, персиковый) в комплексе с черным и коричневым. Также отлично будут смотреться зеленый с белым; розовый, фиолетовый, голубой в использовании с белым придаст лоджии свежести.

Учимся подбирать цвета

Для того чтобы правильно ориентироваться в палитре, мы предлагаем рассмотреть таблицу сочетаемости красок в интерьере и цветовой круг.

Но лучшим помощником будет собственный опыт: пробуйте комбинировать пробники обоев различного окраса, берите цветную бумагу и выбирайте понравившееся Вам сочетание, после чего переносите эти образы в интерьер. Также обращайте внимание на обустройство кухни ваших друзей или в каталоге. Это поможет создать уникальный дизайн, и развить ваш эстетический вкус.

Сочетание цветов в интерьере

Интерьер квартиры с необычным сочетанием цветов

Сочетания цветов в дизайне квартиры

Современный дизайн квартиры с правильным сочетанием цветов

Цветовой круг

Цветовой круг

Помимо таблицы сочетаемости существует цветовой круг, который поможет четко разобраться в том, какие оттенки наиболее совместимы, и что такое теплые и холодные тона.

В данной схеме краски разделены на две позиции: слева представлены холодные тона, справа – теплые. Круг построен на трех основных цветах, которые находятся в центре – они относятся к первому порядку, так как составляют основу всех остальных, поэтому находятся в центре круга.

Эта техника поможет выбрать наиболее приемлемые комбинации в соответствии с гармоничным подходом в создании интерьера.

Вывод. Сочетание цветов в интерьере является важным аспектом любого ремонта. Правильно подобранный оттенок может поднять настроение, улучшить продуктивность работы, создать ощущение уюта и расслабленности. Также краски в дизайне комнаты могут влиять на здоровье человека, который постоянно там находится. Следуя представленным советам, вы сможете выбрать наиболее подходящее для вас цветовое решение.

Видео: Правила сочетания цветов в интерьере

Считается, что для маленькой квартиры нужно использовать как можно более светлые нейтральные цвета, а желательно - один какой-то цвет. При этом лучшим цветом считается белый. Но это всего лишь один из . Некая доля истины здесь есть, но такая позиция очень ограничивает возможности дизайна и делает интерьер скучным, бесцветным, невыразительным. Ну а если используется один цвет, то это даже зрительно уменьшает пространство. Так, не оправдает ожиданий: она так и останется маленькой белой комнатой.

Для оформления нужно использовать два или три цвета. Один цвет будет визуально уменьшать, а большее число цветов подходит только для больших пространств. Выбор двух или трех цветов зависит от и ваших предпочтений. При этом два цвета - это более академично, строго, двуцветные сочетания больше тяготеют к . Три цвета - более фантазийное сочетание, это характерно для более . Основной принцип подбора такой: в целом колорит квартиры должен быть светлым, без резких контрастов, но при этом с яркими деталями.


Один цвет должен быть базовым (его будет больше всего). Это могут быть стены, крупные архитектурные элементы, часть мебели. Вот он как раз должен быть очень светлым, в том числе и белым. Зато второй цвет может быть уже приглушенно ярким, причем выбирать нужно чистые цвета. Например, если вы хотите использовать желтый цвет, то это должен быть именно базовый желтый цвет (цвет одуванчика), а не лимонный и не с морковным оттенком.


Второй цвет дает помещению глубину . В этом цвете могут быть представлены крупная мебель, деталь стены или целая стена, . Здесь необходимо отметить, что второй дополнительный цвет может быть и оттенком базового цвета, но только он должен существенно отличаться по насыщенности (например, очень светло-бежевый и цвет дуба). Тогда базовый и дополнительный цвета не будут восприниматься как один цвет.


Третий цвет может быть как раз очень ярким , или даже темным (в том числе и черным). Третий цвет придает помещению выразительность и настроение. Как правило, это декоративные аксессуары, небольшие предметы мебели, коврики, безделушки.


Цвета должны сочетаться в пропорции: 60: 30: 10. Здесь 60 процентов - это базовый светлый цвет, 30 - дополнительный умеренно яркий, и 10 - это самые яркие акценты. Эта пропорция самая оптимальная для маленькой квартиры.

Располагать цвета нужно так: более темные и яркие - в глубине помещения, светлые - на переднем плане. Самые яркие акценты можно располагать по всему объему, но более крупные из них все же на заднем плане. Например, яркое оранжевое кресло, конечно, стоит поставить дальше от входа. А вот оранжевые вазы могут стоять где угодно. В целом лучше избегать всеобщей пестроты, а использовать цвет для выделения отдельных зон.


А если хорошо освещена - холодную. Это касается и дополнительного цвета, и аксессуаров.


Чтобы не только зрительно увеличить размер квартиры, но и «приподнять» потолок, можно необычно использовать базовый цвет стен: использовать на стенах не один, а несколько оттенков одного цвета, так сказать, с «растяжкой», от более темного внизу - к более светлому наверху.


Лучшие цветовые сочетания для маленькой квартиры такие:
Различные оттенки белого цвета (белый цвет не единичный, у него множество оттенков!) с любыми приглушенно-яркими цветами (светло-желтый, светло-розовый, персиковый, серый, светло-зеленый, светло-голубой, голубовато-зеленоватый, приглушенно-оранжевый, светло-сиреневый). Яркие аксессуары при базовом белом цвете могут быть любых цветов.

Кремовый - бежевый. Аксессуары: желтые, красные или оранжевые.

Светло-бежевый - шоколадный. Аксессуары: красные, оранжевые, белые.

Светло-бежевый - терракотовый. Аксессуары: розовые, малиновые, желтые.

Кремовый - приглушенно-оранжевый. Аксессуары: ярко-оранжевые, зеленые, терракотовые, шоколадные.

Цвет небеленой шерсти - светло-желтый. Аксессуары: белые, зеленые, красновато-коричневые.

Очень бледно-голубой - светло-зеленый. Аксессуары: белые, перламутровые, синие, изумрудные, ярко-зеленые.


Бледно-желтый - бирюзовый. Аксессуары: темно-коричневые, зеленые, оранжевые.

Цвет слоновой кости - приглушенный вишневый. Аксессуары: сиреневые, желтые, цвет дерева.

Жемчужно-серый - желтый. Аксессуары: темно-синие, белые, черные.

Очень бледно-розовый - светло-сиреневый. Аксессуары: цвет фуксии, фиолетовые, голубые.

Цвет небеленой шерсти - голубой. Аксессуары: белые, синие, серые, светло-терракотовые.

Светло-персиковый - цвет дерева. Аксессуары: черно-коричневые, золотистые, кремовые.

Цвет шампанского - цвет темного дерева. Аксессуары: красные, белые, слоновой кости.


Не забывайте о том, что в качестве двух основных цветов можно использовать разные оттенки одного цвета. Например, светло-бежевый и темно-бежевый или разные оттенки зеленого и т. д. Соответственно, аксессуары должны быть другого цвета, но обязательно сочетаться с этой гаммой.


При оформлении маленькой квартиры следует избегать таких сочетаний как красный - зеленый, желтый - синий, и оранжевый - фиолетовый. Сами по себе это очень гармоничные сочетания, они даже называются контрастными гармониями (по цветовому кругу), однако они подходят только для больших пространств. Сочетание черного и белого цветов тоже желательно не использовать - это слишком резкий контраст для маленькой квартиры.

Повышение жизненного уровня, требований к своему жилью создают совершенно новую ситуацию – миллионы людей более не могут быть удовлетворены отделкой интерьеров, сводящейся к оклейке первыми встреченными бумажными обоями и белой окраске потолков. Это вызывает огромный массовый интерес к проблемам и решениям дизайна интерьера, появление новых журналов и сайтов по этой теме. Одна из ключевых составляющих проекта интерьерного дизайна – разработка его цветового решения.

Цветовое решение интерьера оказывается необходимым всегда, вне зависимости – проводится ли минимальный декоративный ремонт или масштабная реконструкция, оформляется ли новое здание, или хозяйка вешает новую штору. Любой элемент интерьера имеет свой цвет и вносит вклад в производимое им впечатление.

Оптимизация цветового решения интерьера – самый общедоступный путь повышения эстетичности интерьера. Для него не нужно проводить перепланировок, заново размещать оборудование, укладывать отделочный камень и дорогую керамическую плитку. Эстетичность интерьера может достигаться всего лишь грамотным применением краски нужного тона и эквивалентных по своей стоимости отделочных материалов.

И, наконец, цвет интерьера оказывает самое ощутимое психологическое и физиологическое действие на человека, на условия жизни людей, облегчая или усложняя их. В зависимости от той или иной окружающей цветовой гаммы, человек может длительно сохранять активный позитивный настрой, либо быстро прийти к нервному расстройству. Кроме того, он может по-разному воспринимать окружающие звуки и температуру. Цветность весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние. Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости. В светлом, цветном и ярком окружении особенно нуждаются дети. Другой крайностью была бы цветовая перегрузка интерьера – хаотичное, беспорядочное, утомительное и неорганизованное многоцветие.

Неисчерпаемость возможностей цвета, с таким успехом используемая во всех видах искусств, порой наталкивает на мысль, что в архитектуре цвет используется еще недостаточно, несмотря на то, что применение цвета в архитектуре имеет давние традиции. История знает множество ярких примеров прямой и наглядной связи цвета с архитектурными решениями, глубокого понимания его художественной роли, удивительной гармонии цветовых сочетаний при создании архитектурных образов. Одним примеров высокопрофессионального, но в тоже время – общедоступного и привычного интерьера являются станции метро. Их создатели сумели превратить узкое, подземное сооружение в светлое, иллюзорно открытое и просторное помещение, где посетители чувствуют себя очень комфортно.

Цвет в композиции интерьера

Интерьер, замкнутое пространство – специфическая светоцветовая среда, не похожая па пленер. В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации. А цветной фон природы всегда гармоничен, здесь возможна чистота тонов, немыслимая в интерьере. Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. «Дисциплинировать» такое многоцветие не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний. Цвет в интерьере рассматривается на близком расстоянии, иногда вплотную. В интерьере необходима эмоциональная насыщенность среды – там источники эстетических переживаний нужно программировать и создавать.

Интерьер не просто окрашивают или оформляют, а задумывают в цвете. Цвет через материал-цветоноситель органически связан с архитектурно-пространственной формой и непосредственно участвует в ее создании.

Цветовые средства композиции

Цвет, в том числе и в интерьере, обладает множеством характеристик, которые по общим признакам можно объединить в две группы. К первой группе относятся основные свойства цвета, вторая включает свойства, обусловливающие его психофизиологическое воздействие.

Цветовой тон – первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света. Именно его называют – красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Создавая нужное впечатление, тона преобразуют, меняя яркость, чистоту, фактуру, насыщенность краски, добавляя иные пигменты и тона.

Яркость . В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого. Белый цвет почти обязательно присутствует в интерьере, как цвет потолка, переплетов, откосов. Осветление интерьера повышает освещенность, выявляет тонкие оттенки. Черный цвет применяется относительно редко – для расстановки акцентов. Серые цвета очень популярны как спокойный, нейтральный фон стен.

Чистота и насыщенность цвета – близость цвета к чистому спектральному, без примесей белого или черного. В красках – процентное содержание чистого хроматического пигмента.

Фактура поверхности . В интерьере нельзя говорить о цвете вообще, безотносительно его материалу. Совершенно по-разному воспринимаются черный полированный камень и черное сукно, красный бархат и красная бумага. Их резко отличает фактура – мера гладкости и отражающих свойств материала. Изменение фактуры полностью меняет вид материала – полировка камня, пропитка паркета мастикой. Различают три вида фактур.

  • Матовая поверхность – мелкопористая, шероховатая, равномерно рассеивающая свет. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т.д.
  • Глянцевая, бликующая поверхность. Это фактура эмали, лака, линолеума, пластмассы, кафеля. Ей присущ и своеобразный шелковый блеск.
  • Блестящая поверхность – отражающая окружающие предметы. Это фактура стекла, зеркала, полированного камня и металла.

Присутствие в интерьере больших блестящих поверхностей придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует его. Необходимый минимум цветовых впечатлений в спокойном интерьере офиса может реализоваться введением цветовых элементов, живописных полотен.

Свойства цветов

Цвет иллюзорен при его зрительном восприятии, безгранично изменчив в зависимости от окружающей обстановки, от освещения, соседства других цветов, местоположения, фактуры, величины окрашенной площади, расстояния до наблюдателя, времени воздействия на него. Изменяясь сам, цвет меняет и восприятие среды – зрительно сокращает или удлиняет помещение, подчеркивает или скрадывает объемность форм, выделяет или скрадывает, вызывает ощущение теплоты, сухости, холода или влаги.

Многочисленные исследования психологов показали, что одни и те же цвета и их сочетания вызывают у людей близкие, объективно действующие эмоциональные реакции. Восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим характером, вызываемыми ассоциациями и общепринятой символикой.

Главная характеристика цветов – их активность. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь – красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Описание психологического действия цветов, их символики приведено в отдельной статье. При этом нужно учитывать, что воздействие цвета отчасти субъективно и зависит от окружения (черный цвет стен ассоциируется с трауром, черный цвет автомашины – с благородством). Кратко основные психологические свойства цветов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Характе-
ристика цветов по ассоциации / Цвета
теплые холод-
ные
легкие тяже-лые отсту-
пающие
высту-
пающие
возбуж-
дающие
угнета-
ющие
успокаи-
вающие
Спектральные:
красный + + + +
оранжевый + + +
желтый + + + +
желто-зеленый + + +
зеленый + + +
зелено-голубой + + + +
голубой + + + +
синий + + +
фиолетовый + + + +
пурпурный + + + +
Ахроматические
белый +
светло-серый +
темно-серый + +
черный + +

Среди ахроматических выступают как более броские белый и черный. Отступают серые. Иллюзорное расположение цветных поверхностей, связанное с их пространственными свойствами, может быть изменено заменой фактур. Всегда, когда в композиции используются пространственные свойства цветов, необходимо учитывать взаимозависимость всех характеристик – броскости, фактурности, весомости, взаимного местоположения в пространстве.

Цветовые закономерности композиции

Придать стройность и порядок хаосу цветов и предметов, соответственно задаче управлять ими можно, лишь опираясь на цветовые закономерности композиции. При этом отбор используемых средств сугубо индивидуален.

В интерьере цвета воспринимаются не сами по себе, а как свойства реальных предметов. Однако существуют и природные закономерности абстрактных цветосочетаний. Реализуя проект, их нужно рассматривать, в первую очередь, переходя от цвета и цветосочетании, цвета и света, цвета и объёмных форм, к цвету и материалу, цвету и функции. В целом цветовая композиция занимает свое место, как часть архитектурной композиции с ее закономерностями – отношениями и пропорциями, ритмом, контрастом, нюансом, масштабностью, соразмерностью и соподчиненностью.

Структурные закономерности сочетаний цвета

Главное условие гармонии – упорядоченный, целостный характер сочетания цветов, определяемый их структурными закономерностями.

Как правило, в интерьере главное соотношение цветов – цвета ограждающих поверхностей, иные – дополнительные и соподчиненные. Возможны простые и сложные соотношения, где мера сложности зависит от количества сочетаемых цветов, их характеристик, управляющих ими закономерностей. Важна также форма сопоставления цветных поверхностей:

  1. Непосредственное касание локальных цветов на четко различимой границе
  2. Сопряжение с размытой границей как радуга, многоцветность неба и моря, градации цвета, обусловленные рассеянным освещением.
  3. Соприкасание с разделяющим контуром, как в цветных витражах.
  4. Сопоставление фигуры и фона с четкой или размытой границей (самый распространенный случай). В интерьере такие сопоставления наиболее важны практически.
  5. Загораживание друг друга цветными плоскостями, не имеющими общей границы (анфилада помещений, видимая сквозь дверные проемы).
  6. Сопоставление цветов, не имеющих общей границы, но воспринимаемых одновременно.
  7. Сопоставление цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих одновременно в поле зрения.
  8. Особые случаи – смешение цветовых точек, полос, переплетение сеток.

Поиск системы гармоничных соотношений цвета опирается на свойства композиции и закономерности цветосочетаний – контраст цветов; гармонию рядов; условия объединения и расчленения цветов; цветовую гамму и тональность; особенности восприятия цветосочетаний.

В достижении целостного и гармоничного соотношения цветов по их основным свойствам большую роль играют общие закономерности архитектурной композиции : тождество, подобие, метр, ритм, симметрия, асимметрическое равновесие, контраст, нюанс. Они управляют соотношениями цветовых тонов, светлоты, чистоты, насыщенности, фактурности, пространственными, весовыми и температурными свойствами, а также взаимным местоположением цветных элементов.

Участок сетчатки быстро привыкает к интенсивному цвету, так что цвет этот как бы сереет. Поэтому интерьеры оформляют в средне и малонасыщенных цветах; при использовании для основных поверхностей насыщенных цветов их сочетают с дополнительными цветами, восстанавливающими чувствительность сетчатки. Самым утомительным является фиолетовый цвет, за ним – синий и красный, самый благоприятный – зеленый. Явление привыкания зрения к интенсивному цвету создает эффект последовательного контраста (в отличие от одновременного при непосредственном взаимодействии цветов). Контрасты – очень эффективный инструмент, позволяющий обогащать композицию, используя цвет в разном соседстве. Последовательным контрастом можно повысить активность малонасыщенных цветов в помещениях, воспринимаемых последовательно. Для этого достаточно соседствующие интерьеры решить в дополнительных или близких к ним цветовых тонах. Решая два или несколько соседствующих помещений в одинаковых или близких цветовых тонях, можно понизить активность насыщенных цветов.

Равноступенный ряд по цветовому тону, яркости, чистоте и насыщенности – это простейшая закономерность, основанная изменении одной из характеристик цвета. Ряд из цветовых тонов, плавно переходящих друг в друга, расположенных строго последовательно в порядке спектра и замкнутый в виде круга – называют цветовым кругом. Он признается всеми исследователями как первооснова и даже символ цветовой гармонии, служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины контрастов, нюансных и контрастных гармоний, делению цветов по «температурному» и «весовому» признаку.

При смешении двух дополнительных тонов (т.е. расположенных противоположно в круге и при смешении создающих серый цвет) образовываются дна ряда: однотональный по чистоте и насыщенности с переходом от цветового тона к серому; двухтональный переходом от одного дополнительного цветового тона до другого, через серый промежуточный. Ряд между двумя не дополнительными тонами будет, соответственно, трехтональным. Ряд, образованный цветовыми тонами разной яркости, лежит перпендикулярно цветовому кругу.

Объединение цветов – первый шаг к поиску гармонии. Цвета могут объединяться, обладая общими признаками: размещением, близостью характеристик, подобием тонов, чистоты, насыщенности, фактуры, ассоциаций и воздействия. При сочетании одни будут восприниматься как фигура, другие – как фон. Иногда цвета объединяются по одному свойству и одновременно расчленяются по другому.

Эстетика цвета требует, прежде всего, выразительности цветовых контрастов, их значимости в композиции. Контраст может создаваться:

  • по яркости тона – между светлым и темным;
  • по цветовому тону – между цветом и его дополнительным;
  • по насыщенности – насыщенный хроматический и ахроматический цвет;
  • по чистоте – от чистого цветового тона к темно-серому;
  • по фактурности – между матовым и блестящим; по ассоциациям:
  • пространственным – выступающие / отступающие цвета;
  • температурным – теплые / холодные цвета;
  • весовым – легкие / тяжелые цвета; по активности воздействия – активные / пассивные, возбуждающие / угнетающие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрастов по другим характеристикам, причем общая степень контрастности соотношения цветов определяется суммарным значением всех видов контрастов. В зависимости от различия характеристик возможны большой, средний и малый контрасты. Величина цветового контраста исчисляется расстоянием между тонами по цветовому кругу, так большой контраст соответствует углам 110 до 180 градусов круга.

Цветовая гамма и тональность

Цветовая гамма – это совокупность цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. В любом интерьере, прежде всего, важна цветовая гамма основных поверхностей. В целом цветовая тональность композиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности. Тональное объединение цветов создает целостность сочетания, исключает хаотичность и пестроту. На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Общая тональность гаммы достигается:
– составлением гаммы оттенков одного цветового тона разной яркости и насыщенности;
– близостью по цветовому тону всех цветов гаммы;
– решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по площади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;
– количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;
– оптическим смешением различных цветовых тонов, в том числе и полярных;
– созданием гармоничной системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов.

Психологическое воздействия сочетаний цвета

Ранее упоминалось психологическое восприятие отдельных цветов. Однако фактически человек всегда воспринимает сложную цветовую среду, не отдельные цвета, а их сочетания. Воздействие контрастов на человека может быть столь значительно, что иногда его приходится нормировать. Большие контрасты вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. При их избытке возникает ощущение пестроты, крикливости или резкости сочетаний.

Малые контрасты образуют спокойные, малоактивные, целостные сочетания, вызывающие чувство единства. Близость характеристик сочетаемых цветов действует объединяюще. Малый контраст по светлоте делает менее заметными членения поверхности и границы плоскостей, усложняет восприятие объемности формы.

Сочетание двух не дополнительных цветов при среднем и малом контрасте по цветовому тону имеет свои особенности. Например, сочетание светло-зеленого и синего вызывает чувство пассивности и холода; желтого и красного – радости; красного с золотым – торжественности, значимости; красного и синего – динамичности; красного и фиолетового – беспокойства; красного и желто-зеленого – активности; желтого и желтовато-зеленого – свежести; желтого и сине-зеленого – успокоенности.

Очень активно воспринимаются сочетания цветных тонов с ахроматическим (черно-серо-белым) тоном. Сочетание красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строго; красного и белого – дисгармонично; желтого и черного – броско; желтого и белого – вяло, мягко, неброско; синего и черного – мертвенно; синего и белого – прохладно, чисто; синего и серого – строго.

Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый цвет рядом с холодным кажется еще теплей. Холодный цвет в сопоставлении с более холодным теплеет, а с менее холодным становится еще холодней. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, а, располагаясь над легким, вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.

Цвет и свет

Свет и цвет нераздельны, сам интерьер – пространство, ограниченное освещенными цветными поверхностями и их свойства – цветовой тон, светлота, насыщенность, чистота, фактурность, психологическое воздействие цвета и интерьера в целом полностью зависят от освещения. Свет определяет восприятие цвета и цветосочетаний, но и цвет влияет на освещенность. Эстетические упущения в организации освещения могут зрительно деформировать или полностью разрушить архитектурную форму, исказить цветовое решение.

Основной естественный источник белого света – прямые солнечные лучи и атмосфера (диффузное освещение). Главная особенность белого света – непостоянство спектра и яркости.

Проходящие через окна прямые солнечные лучи создают в интерьере определенный психологический тонус, приподнятое, радостное настроение, разнообразят цветовую среду помещения, вызывают живописную игру оттенков, света и тени, яркие блики и цветные рефлексы. Вносят веселый беспорядок в цветовую гармонию и искажают в силу сильных световых контрастов восприятие соотношения цветов, образовывают резкие светотени, чрезмерно подчеркивающие объемность предметов. Этот постоянно меняющийся, трудно управляемый мир зависит от движения солнца в течение светового дня по часам и минутам, времени года, географической широты, климатических особенностей погоды и множества причин. Рассеянный дневной свет имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не создает густых теней, выявляя подлинную форму пространства.

Главное преимущество искусственного белого света (от ламп накаливания и газоразрядных ламп) – стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения интерьера. Недостаток ламп накаливания – преобладание в их спектре желтых лучей.

Обычно при свете ламп накаливания теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) – светлеют; тепло-зеленые не изменяются; холодные (зеленые, голубые, синие и фиолетовые) – темнеют; темно-синие становятся трудноотличимы от черных, светло-желтые – от белых. Неразличимы также сочетания светло-желтого с белым, холодного зеленого с голубым. Сочетание желтого с голубым может выглядеть как сочетание желтого с зеленым.

Однако и само естественное освещение в разных условиях различно по спектральному составу и, следовательно, обладает различным оттенком белого цвета – у прямого солнечного света теплый оттенок, а у света, отраженного от северной полусферы неба, – холодный. Свет заходящего солнца – желто-оранжевый, а при определенном состоянии атмосферы огненно-красный. Это необходимо учитывать, подбирая цветовую гамму интерьера.

Мера освещенности – важнейший фактор восприятия интерьера. Впечатление парадности, праздничности, торжественной приподнятости создает освещенность в 150–200 лк. Освещенность в 20–30 лк при любом цветовом решении – угнетающая (как бы ни были прекрасны залы пещер, в темноте там неуютно).

На восприятие цвета очень сильно влияет положение локального светильника, создающего тени и массу градаций освещенности.

Первичный отражатель прямых солнечных лучей или рассеянного света – пол. Поэтому его цветовой тон, светлота, насыщенность и фактура активно воспринимаются, хорошо различимы, играют большую роль в общей освещенности помещения. Темный пол гасит избыток света, светлый – делает свет раздражающим или повышает освещенность при недостаточном ее уровне.

Цветной свет открывает возможности создания интересных цветовых эффектов, совершенно недоступных цвету материалов, пигментов и красящих составов. Назовем некоторые такие эффекты: яркая светоцветовая картина интерьера, воспринимаемая в вечернее время через прозрачный витраж извне, световые подцветки архитектурных форм, струй фонтанов, светоцветовое сопровождение при исполнении музыки, цветные блики и т.д.

Очень важная особенность света-цветоносителя – возможность вариантности при сохранении стабильности, динамической смены, в частности, по специально разработанному режиссерскому плану.

Связь цвета и формы

Выбор цвета для каждой формы, как уже говорилось, многосторонне обусловлен, но кроме этого, цвет может активно содействовать выявлению характерных особенностей формы, либо по необходимости цветом маскировать, изменять, иллюзорно исправлять форму. В частности, цветовое и световое решение интерьера может:

  • особенности и своеобразие пространственной структуры интерьера и его величину;
  • плоскостной или выпукло-вогнутый характер очертания стен, пола и покрытия;
  • степень объемности колонн, простенков, проемов, ниш, мебели и оборудования;
  • линейную форму карнизов, тяг, поручней, обрамлений проемов;
  • членение пространства, ограждающих поверхностей и объемных форм;
  • пластику и выразительность линий сопряжения стен с полом и потолком;
  • соучастие цвета каждой из плоских, линейных и объемных форм в выявлении особенностей пространства.

Цвет и линия

Интерьер полон длинномерных линейных элементов: это плинтусы, поручни, наличники, стыки облицовок, бордюры, переплеты и т.п., некоторые, как филенки и рамки создаются одним только цветом. Многие из них обладают большой эстетической ценностью как самостоятельный элемент и как специфическое средство выражения различных свойств других форм. Таковы – элементы светильников (люстр, бра, торшеров), рисунок барьерных и лестничных поручней, усиленный чистым, насыщенным, сильно контрастным к окружению цветом, с неожиданными сочетаниями прямых и изогнутых, горизонтальных и наклонных линий, образующих энергичные изгибы и пересечения, – воплощение пространственной пластики, выраженной языком линий и обогащенной языком цвета. В этом смысле чрезвычайно характерны винтовые лестницы с их объемно-пространственным ритмическим характером, зубчатой или уступчатой линией торцов марша, веерообразным разворотом ступеней и спиралью поручней. Этот рисунок динамичен, и постоянно изменяется по мере движения человека.

В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень активным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по световому и цветовому тону. В композиционном отношении линейная форма, усиленная цветом во взаимодействии с тусклым фоном, может активно выявлять структуру пространства, фиксировать внимание на структурных элементах, формирующих интерьер, для направления зрительного движения членить поверхности подчеркивать ритм и масштаб. Выбор ее цвета определяется самим характером линейной формы, тем, что она выражает, ее значением в композиции.

Узкие, но ярко окрашенные выступы дверных коробок, обрамляющие полотна многочисленных дверей в коридорах, создают эффект цветовой новизны и подчеркивают ритм их размещения.

Весьма впечатляющи тонкие оконные переплеты из анодированного черного и золотистого металла в сочетании с большими нерасчлененными плоскостями полированного стекла.

Тонкая цветовая или черная линия может использоваться для членения цвета. Черный контур хорошо подчеркивает очертание цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкасании и одновременно облегчает их гармонизацию; препятствует взаимному контрастному окрашиванию; в роли контурной сетки придает композиции плоскостной характер; допускает любые сочетания цветов подобно витражу.

Выбирая цвет в соответствии с особенностями геометрического вида формы, в каждом конкретном случае нужно учитывать свойства материала, функцию и общее композиционное решение, отдавая предпочтение главному в данном случае фактору.

Так, поручень лестницы должен выглядеть теплым и гладким. Если он выполнен из дерева, его нельзя окрашивать в слишком насыщенные или несвойственные дереву цвета, скажем, в зеленый или синий.

Цвет в интерьере часто играет и серьезную функциональную роль. Например, ступени и особенно их кромки необходимо окрашивать в хорошо различимые цвета, чтобы пользующиеся лестницей люди не спотыкались. Цвет плинтусов и цоколей должен быть обязательно увязан с цветом пола и т п.


По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.