Как подготовить помещение для прослушивания музыки. Основные принципы размещения акустических систем в комнате прослушивания

Расположение колонок 5.1, 7.1 и других систем объемного звучания

Правильное размещение динамиков домашнего кинотеатра оказывает большое влияние на то, как ваша система будет звучать. Правильная расстановка колонок может приблизить среднюю по звучанию систему к уровню элитного домашнего кинотеатра.

В этой статье мы покажем вам, где разместить ваши , чтобы получить максимальную эффективность. Также, мы рассмотрим некоторые общие проблемы, которые часто возникают на пути создания эффекта окружающего звука. Есть ли у вас есть новый комплект акустическая систем для домашнего кинотеатра, вы или просто хотите получить больше полезных советов по ее установке, то мы можем помочь в решении этого вопроса.

Передние левый и правый каналы

Вы хотите, чтобы ваши передние левая и правая колонки сосредоточили свое звуковое поле в точке прослушивания? Угол динамика нужно слегка направить в сторону нахождения зрителей перед телевизором. Высокочастотные динамики должны быть на уровне ушей, когда вы находитесь в сидячем положении.

Получите настоящее удовольствие от прослушивания!
Для этого можно сделать несколько экспериментов по изменению расстояния колонок от стены. Чем ближе они к стене, тем более, усиливается бас. Это может быть хорошо, но только до определенной степени. Также, общее качество звука можно улучшить, в том случае если отдалить динамики от стены. Попробуйте несколько различных позиций, чтобы увидеть, какая из них обеспечивает лучшие результаты.

Размещение сабвуфера возле стены усиливает басовое звучание. Размещение в углу позволит еще больше усилить этот эффект.

Добавление второго сабвуфера для лучшего баса

Использование двух сабвуферов улучшает распределение низких частот, заполняя пробелы, в тех местах, где воспроизведение низких частот может быть слабым. Второй сабвуфер также обеспечивает более впечатляющую динамику и сильнее наполняет комнату низкими частотами.

Место нахождения второго сабвуфера в вашей комнате можно определить с использованием специального макета. В некоторых помещениях можно получить лучшие результаты, установив сабвуфер в каждом из передних углов комнаты. В других случаях более равномерное распределение низких частот достигается за счет того, что один сабвуфер устанавливают в передней части комнаты, а другой сзади. Попробуйте несколько различных вариантов, чтобы увидеть, при каком из них вы получите лучший бас в вашей комнате.

После того как вы разместили ваш сабвуфер (ы) в подходящем месте, следует проверить домашний кинотеатр на предмет настроек сабвуфера. Прочтите наши советы которые помогут вам

Добавьте второй сабвуфер для более равномерного распределения басового тембра в вашей комнате.

Советы по установке АС в комнатах нестандартной формы

Не каждая комната может быть легко приспособлена под систему объемного звучания. Идеальным местом для акустических систем могут стать свободные пространства у дверей, окон или мебели. Для того чтобы получить лучший звук в этих, сложных по своей форме, помещениях используйте наши макеты.

У вас L-образная комната? Организуйте систему с использованием стандартных принципов размещения кинотеатра 5.1.Отодвинув диван от стены, вы улучшите качество звука.

Телевизор в углу

Телевизор в углу? Такая компоновка позволяет наилучшим образом использовать свое пространство. Диван вдоль обеих стен? Тогда звуковой проектор или система 3.1 является лучшим вариантом, так как в данном случае нет подходящих вариантов размещения для колонок объемного звучания.

У вас комната студия? Рассмотрите встраиваемые потолочные колонки в качестве тыловых каналов. Поместите их немного позади дивана для захватывающих спецэффектов.

Если у вас есть комната, которая, естественно, не поддается для размещения динамиков объемного звука, то в этом случае можно рассмотреть возможность использования или системы 3.1.
Система 3.1 использует правые и левые динамики и центральный канал, а также активный сабвуфер для создания динамической передней звуковой сцены. Эти системы зачастую могут быть более предпочтительными вариантами, чем размещение в таких помещениях динамиков объемного звучания, где они выглядят достаточно странно и не дают нужного звукового эффекта.

Dolby Atmos® и DTS:X

Вы можете настроить Dolby Atmos или DTS: X систему с или специальными с направленными вверх динамиками. Начинать создание системы Atmos следует с обычной настройки звука акустической системы объемного звучания 5.1 или 7.1. Затем добавьте два или четыре динамика для проецирования звука, который обрушивается сверху на слушателя.

DTS: X работает с любой традиционной системой объемного звучания. Простая настройка ваших акустических систем позволит наилучшим образом организовать ваше пространство. Затем используйте автокалибровку вашего AV- ресивера для лучшей настройки звучания. Она определит, куда лучше всего направлять диалоги и звуковые эффекты.

Учитывая специфику акустических систем Dolby Atmos необходимо тщательно проверить их настройки, пользуясь пошаговым руководством компании Dolby.

Не беспокойтесь о настройках наилучшего звучания - все будет сделано в автоматическом режиме

Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно, искать "идеальное место" для каждого громкоговорителя. Почти все АВ-ресиверы для домашнего кинотеатра предлагают автоматическую калибровку звучания, которая обеспечит оптимальную настройку вашей системы.

Прикрепите микрофон для калибровки звука к прилагаемой подставке для микрофона или собственному штативу и установите его на основной позиции прослушивания. При установке микрофона для калибровки звука направьте наконечник микрофона к потолку и отрегулируйте высоту в соответствии с высотой ушей слушателя в сидячем положении.

Позвольте нам помочь в выборе оборудования для домашнего кинотеатра

Если вы по-прежнему озадачены поиском качественного оборудования, используйте наш . Наш эксперт может помочь вам разработать систему объемного звука, которая оптимально подойдет для вашего дома.

Звоните или общайтесь с нами онлайн для получения полезных персонализированных советов. В каждую покупку входит бесплатная техническая поддержка на протяжении всего срока службы устройства.

Как правило, мы думаем о звуке нашей стерео-системы или домашнем кинотеатре в качестве заключительного звена звуковой цепи – но этот звук дает большое различие для наших ушей. Вы можете даже не осознавать этого, но ваша комната играет довольно большую роль в звуке, который вы слышите из вашей системы. И как с любым другим компонентом, существуют шаги, которые можно предпринять для повышения производительности именно вашей комнаты.

Почему ваша комната имеет такую важную роль в ?

Звук, который вы слышите в комнате представляет собой сочетание прямого звука, который идет прямо из динамиков в ваши уши, и косвенно-отраженного звука — из динамиков, который отскакивает от стены, пола, потолка, и мебели, достигая ваших ушей. Отраженные звуки могут быть хорошими и плохими. Если вы когда-либо слышали как воспроизводит звук акустика на открытом воздухе, где нет стен, то вы, вероятно, заметили, что они не звучат так же хорошо, как в комнате — звук простой и скучный, с очень небольшим количеством баса. Отраженный звук может дать приятное удовольствие для вашего слуха .

Плохая часть звука является тем, что эти же самые отражения могут также привести к искажению звука в комнате, сделав определенные ноты звука громче, чем другие. Результат может быть таков, что средние и высокие частоты, будут слишком яркими и четкими, а басовые ноты, гулкими, и заглушающе-глубокими. Причем трехмерная «звуковая сцена», созданная акустическими системами и образами инструментов и певцов могут стать нечеткими или смазанными.

Основные советы по приручению отражения вашей комнаты прослушивания

Как мы уже обсуждали выше, отраженный звук необходим для музыки и кино, чтобы звучал естественно. Два основных способа управления отраженным звуком это, поглощение и диффузия (рассеивание). Мы же пойдем в некоторые более углубленные решения немного позже в этой статье, а пока, вот несколько простых советов для получения лучшего звука в вашей комнате:

Один из самых простых способов улучшить , это переместить свой стул или диван от вашей стены в середину вашей комнаты. Вы также можете попробовать двигать его ближе или дальше от колонок, и слушать, для того чтобы услышать, где ваш звук звучит лучше в вашей комнате.

Если у вас есть много стекла в комнате для прослушивания, например панорамное окно или стеклянные двери, попробуйте повесить шторы над ними, чтобы поглотить отражения .

Также, если у вас есть деревянные или виниловые напольные покрытия, попробуйте положить коврик , чтобы как то помочь поглотить некоторые из этих вредных отражений.

Книжные полки могут помочь разрушить диффузные отражения. Попробуйте разместить книжный шкаф или два, наполненный книгами по бокам или в задней части комнаты для прослушивания, и вы услышите как ваш звук улучшится .

Наконец, для компонентов, таких как активные сабвуферы, для них хороши встроенный «выравниваниватель» баса для с приемником и автоматической калибровкой звука. Они могут помочь в цифровом правильном выборе оптимального места для сабвуфера и вашей комнаты.

Если эти простые правила не исправляются, и вы все еще хотите улучшить звук в вашей комнате, то читайте дальше. Мы будем рассматривать все это через науку отражения, поглощения и диффузии, а также дадим вам несколько советов, как найти и исправить проблемные места вашей комнаты. Разные звуки добавляют различные звуковые эффекты в зависимости от их объема и как долго они задерживаются:

1) Некоторые привносят легкую смесь вместе с прямым звуком.

2) Некоторые добавляют простор и увеличение размера звука.

3) Возможно, наиболее серьезное слышимое это эхо.

Одна из причин, последствия воздействия на помещения настолько заметна, что наши уши — фактически, вся наша слуховая система, которая также включает мозг — удивительно чувствительны в локализации источника звука. Даже с закрытыми глазами, вы можете обычно найти позицию кого-то говорящего с вами в комнате . Ваш мозг использует временные различия между оригиналом и отраженным звуком для обнаружения источника.

Звукопоглощающая эффективность некоторых распространенных поверхностей вашего помещения

Волокнистые материалы, такие как ковер и шторы обеспечивают значительное поглощение выше 500 Гц, но мало влияют на более низкие частоты. И наоборот, оконное стекло и гипсокартон может поглотить низкие частоты, но очень плохо справляется с 500 Гц. Вот несколько советов и идей, которые нужно иметь в виду, насчет звукопоглощения: Прежде чем перейти к профессиональной обработке комнаты для поглощения, попытайтесь получить максимальную отдачу от обычных комнатных материалов. Большие стекла, такие как окна или французские двери должны быть закрыты шторами. Поглощение и звукоизоляция является важным компонентом комнаты прослушивания, и особенно эффективны при таких методах побочные отражения стен. Но не единственный ответ, и во многих ситуациях, и не самый лучший выбор. В небольшой комнате для прослушивания, чрезмерное использование абсорбирующих материалов для контроля отражения может привести комнату, которая станет акустически «мертвой». И хотя некоторые любители музыки мечтают о профессиональных студиях звукозаписи, — которые были сильно обработанны материалами, поглощающими — такими как акустический поролон, там стоит другая цель. Например, если ваша аудио-система находится в комнате с толстым ковром на полу, акустической плиткой на потолке, и тяжелыми шторами, охватывающими большую часть поверхности стен, это хорошо, но почти все басовые звуки будут отражаться. Или совсем другое, комната с окрашенным гипсокартоном на стенах, гипсокартон или штукатурка на потолке, линолеум над бетонном полу, и никаких звукопоглощающих штор, ковров, будет звучать слишком ярко, тонко. Будет слишком много эхо, и оно может негативно повлиять на диалоги фильма, что делает его более трудным для понимания.

Диффузия

Диффузия является рассеяние или распространение акустической энергии. Преимущество диффузии является то, что, так как звуковая энергия рассеивается, а не поглощается, так что энергия не теряется, тем самым сохраняя более «живой» звук в вашей комнате. Трудно описать этот тип эффекта, потому что он полностью описан в высшей математике. Концертные залы, студии звукозаписи, которые используют диффузию полагаются на на профессиональный продукт , основанный на математической теории чисел. И хотя диффузные материалы более трудно реализовать во внутреннем помещении прослушивания, чем поглощающие материалы, но это возможно.

Диффузионные продукты могут быть использованы для многих проблем. Опять же, диффузия избавить свой зал от
отражений эхо. Вот некоторые ситуации, в которых диффузия работает особенно хорошо: Книжный шкаф заполнять разными размерами книг, это делает очень эффективным звук. Если ваша комната уже имеет поглощение в виде ковров, драпировки или акустической плитки на потолке, диффузия может контролировать побочные отражения стен лучшим образом.

Как исправить проблемные места вашей комнаты

Панно из 1 «стекловолокна или пены (полиуретан или меламина), установленных на стенах делают превосходную
работу по поглощению. Стена позади зоны прослушивания также могут помочь. Это задняя стенка является поверхностью, которая принесет наибольшую пользу диффузии . На данную стену также можете попробовать использовать более толстый материал (ковер), или сделать воздушное пространство между материалом и стеной, чтобы получить улучшенную абсорбцию низких частот. Пол в месте прослушивания также может быть источником отраженного звука. Простой, красивый способ это густой натуральный коврик. И если вы нашли любые отражающие точки на потолке, то Вам необходимо прикрепить акустический поролон в этих горячих точках.

Подводя итоги

В следующий раз, когда вы садитесь смотреть кино 5.1 или слушать музыку, думайте о влиянии частот на общее звучание вашей системы. Базовое понимание акустики помещения (и размещения громкоговорителей) может помочь вам максимально увеличить производительность звука любого стерео или системы домашнего кинотеатра.

Купон-скидка - 5% только для читателей Звукомания , ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ при заказе указать кодовое слово: ЗВУКОМАНИЯ 2016

Вы заинтересованы в покупке акустического поролона? Рекомендую обратиться к отличному продавцу!!!ЗДЕСЬ !!! или!!!ЗДЕСЬ !!!

Я надеюсь, что это объяснение, хоть немного помогло.

Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в

Вы можете приобрести самую дорогую в мире систему, но если вы расположите её в небольшой кубической комнате – стоимость уже не будет иметь значения. Определение правильного места для ваших АС – единственный наиболее важный фактор в получении хорошего звука в вашей комнате. Очень точное расположение АС может открыть перед вами новое звуковое измерение. Любые АС не существуют сами по себе. Они суть неизбежный компромисс с комнатой прослушивания. Не бывает просто хороших АС – бывают подходящие. При большом желании и небольшом везении ваша комната может стать для Вас счастливейшим местом. Будем исходить из того, что вся мебель и обстановка в комнате существовала до приобретения АС или аппаратуры, которые должны интегрироваться в вашу комнату не нарушая сложившуюся в ней динамику. Цель хорошей комнаты прослушивания: минимизировать окраску, которая является самой сильной в басовом регионе между 20 и 200 Hz. В более высоких частотах комната так же имеет влияние, но резонансы являются намного менее проблематичными, так как намного легче добиться поглощения высокочастотных резонансов. Любая комната будет резонировать во многих частотах.

Точность и высота резонансного пика зависят от поглощающих свойств комнаты. Комната с большим количеством мягкой мебели, с коврами на полу и драпами будет акустически относительно “мертвой”. Пики и провалы в ответе частоты в таких помещениях имеют неравномерность 5-10 db. Комната с голыми стенами и полом будет очень “живая”, и пики и провалы изменяются 10-20 dB или больше. Общее правило таково: в акустически хорошей и правильной комнате можно располагать АС достаточно близко к отражающим поверхностям с минимальными отрицательными последствиями. В акустически плохих комнатах главная стратегия состоит в том, что бы разместить АС максимально далеко от границ комнаты и самого слушателя насколько это возможно.

Если мы чувствуем ряд глубоких провалов или пиков в частоте, значит это результат отражений. Сокращение уровня отражений выравнивает фактическую кривую ответа частоты Самое важное – минимизировать ранние отражения (меньше 20ms) в максимально возможной степени.. Их сокращение улучшает качество звука и стереообраз. Как улучшить акустику комнаты, чтобы эта кривая пригладилась? Это может быть сделано с помощью поглощающих материалов, закрывающих твердые поверхности около АС. Лучшая, наиболее полезная среда для прослушивания, – полное совмещение принципов “живой” и “мертвой” акустики комнаты. Я лично предпочитаю слегка заглушенную (dead) комнату в отличие от живой, звонкой (live). Как это можно определить без специальных приборов? Хлопните в ладоши. Покажется вам, что затухание звука естественно, или слишком долго гаснет (live), или наоборот слишком быстро затухает (dead)? Лучшее решение состоит в том, что бы обеспечить комнату разумным балансом дисперсии и поглощения. Комната с голыми стенами будет иметь сильное эхо, которое ухудшает ясность. Картины на стенах, книжные полки, драпировка, напольные покрытия обеспечат звуковое поглощение и рассеют вредные отражения. Неприкрытые окна, голые полы и стены не желательны.

АС должны располагаться в акустически мертвой зоне, занимающей примерно 1/3 пространства комнаты. Затем идет очень живая зона комнаты, в которой должны находиться предметы рассеивающие, но не поглощающие звук. Чем ближе поглощающая поверхность (ковер) к АС, тем лучше. Различные типы ковров и сама подкладка (основа) ковра больше всего влияют на верхнюю середину и в/частоты. Чем толще и больше ковер, или ковровое покрытие, тем больше они будут “впитывать” эти частоты. Ковры и шторы уменьшают реверберации в комнате, и, как следствие, передачу звуковой энергии стенам. Ковровые покрытия почти не влияют на низкие частоты, но средние частоты могут переглушить. Я предпочитаю не толстый ковер от стены к стене. Это резонно хотя бы потому, что основная масса производителей АС решающие прослушивания своих изделий проводят в комнатах с полностью заглушенным полом.

Многие специалисты считают, что основа ковра/покрытия должна быть из естественных волокон, а не из резины или вспененного каучука, т.к. они поглощают частоты выборочно – некоторые частоты значительно приглушаются, а другие не приглушаются совсем. Самое важное – минимизировать ранние отражения. Их сокращение улучшает качество звука и стереообраз. Все проектировщики студий звукозаписи стараются уменьшить именно ранние отражения в максимально возможной степени. Как расположить АС в комнате надлежащим образом? Вы должны преследовать 2 основных цели: плоская частотная характеристика и хороший трехмерный образ. Даже при том, что у вас хорошие АС, влияние комнаты очень важный фактор. Во многих случаях важнее обратить внимание на акустику комнаты, чем потратить в 2 раза больше денег на новые АС.

Симметрия

Окружающая среда сзади и по бокам АС должна быть симметрична. В меньшей степени важна окружающая среда непосредственно рядом со слушателем. Относительно симметрии передних и задних стен имеется много сторонников различных мер. Большинство (но не все) соглашаются, что стена позади слушателя должна быть с хорошими отражающими свойствами.

Профессионалы считают, что вся область вокруг АС должна быть заглушена, чтобы максимально уменьшить отражения. Еще один момент: желательно заглушить боковые стены лишь непосредственно перед АС, чтобы минимизировать близкие отражения боковой стены. Для лучшего воспроизведения трехмерной звуковой картинки комната должна иметь хорошую симметрию между и вокруг АС. Это означает, что если АС расставлены не симметрично, ранние отражения от задней стены у первой АС будут отличаться от отражений второй АС, и критические части стереосигнала будут повреждены. Обязательно чтобы расстояние от вас до обеих АС была максимально идентичным. В хороших системах отклонение в несколько см. будет отчетливо слышно. Обычно считается что АС и слушатель должны образовывать равносторонний треугольник, но это не абсолютное правило. Некоторые производители дают свои рекомендации по расстановке своих АС. Помните, что любая рекомендация – только старт, начало для эксперимента, поэкспериментировав как следует, вы добьетесь желаемых результатов.

Направленный звук от АС прежде всего ответственен за imaging (образность звуковой картинки), в то время как отраженный звук больше всего влияет на изменение тонального баланса АС – в смысле плотности звука, или его истощения и т.д. Любая отражающая поверхность – стена, пол, мебель, создает отражения. Исходя из этого и надо располагать АС. Самое важное максимально уменьшить естественные отражения. Ранние отражения достигают слушателя почти одновременно с прямым звуком, деградируя сигнал. Например АС с широкими передними панелями – планары и др., менее критичны к близлежащим боковым стенам и поверхностям, но очень критичны к близости к задней стене. В общем, чем дальше от отражающих поверхностей и чем дальше от задних стен – тем большей будет глубина soundstage и будет больше “воздуха” .

Расположение слушателя

Слушатель должен сидеть точно посередине между АС, расстояние до слушателя, чуть больше чем расстояние между АС. Если вы не соблюдете это правило, вы никогда не услышите хорошей звуковой картинки. В комнате с пропорциональными размерами лучшее расположение слушателя 30-90 см от задней стены. Если вы сидите прямо у стены, вы должны немного заглушить место на стене непосредственно позади вашей головы. Ваш мозг не сможет обработать эти отражения, но поверьте мне, в данном случае они могут сильно повлиять на звук.

Помните одну вещь – близость головы к тыловой стене имеет два положительных эффекта. Во-первых, вблизи у стен самое высокое звуковое давление, а скорость звуковых волн самая минимальная. Расположение в зоне максимального давления дает лучшее восприятие глубокого баса. Во-вторых, отраженные звуковые волны короче чем окружность головы, так что мозг не может измерить задержку времени между ушами. Когда мозг не может определить отражения – он игнорирует их.

Это простой пример того, как мозг игнорирует нежелательную или несущественную информацию и подтверждение эффекта Хааса – если информация от АС придет первой, то любые искажения и отражения (даже неприятные) придут позже и на значительно меньшей громкости – и наш мозг проигнорирует их.

Часто слушатель сидит слишком далеко от АС. Чем дальше вы сидите, тем больше свободное пространство комнаты воздействует на звук, особенно это относится к средним и высоким частотам, но близко – тоже плохо – звук не успеет оформиться в картинку. Большое значение имеет высота АС. Лучше всего, когда ВЧ динамик расположен чуть выше уха (но не всегда) – экспериментируйте, выше или ниже сидеть. Развал схождение – этим методом достигается сосредоточение звукового образа (imaging) и регулировка тонального баланса, а так же оптимизация средних и высоких частот с помощью регулировки их направленности. Легче всего это делать вдвоём. Сначала направьте АС так, чтобы они смотрели на точку немного позади головы слушателя – сохраняя одинаковое расстояние от уха до твиттера каждой АС. Поставьте музыку с вокалом или скрипкой. Один человек должен наблюдать за фокусом. Другой должен вращать АС вокруг внутреннего перед-него шипа. Слушатель должен обнаружить какое расположение АС наилучшее. Когда это сделано, установите вторую АС идентично первой. Одни АС работают лучше завернутыми внутрь, другие иначе, но лучше всего не большой поворот внутрь или вообще не трогать. Следуйте за рекомендациями изготовителя.

Самое главное – правильно заполнить центральные образы без привнесения в жертву ширины soundstage. Наклон АС так же важный фактор – вперед назад, внутрь и т.д. – тоже влияет на звук. Многие производители делают отрицательный наклон передних панелей своих АС для достижения должной образности и когерентности звучания динамиков.

Высота прослушивания

В двухполосных АС ваши уши должны находиться на условной линии между ВЧ и вуфером, в 3 полосных – на линии между ВЧ и СЧ динамиком. Имейте в виду, что лучшее местоположение для создания просторного soundstage, не может быть идеальное местоположение для баса. Мы должны найти такой компромисс, при котором эти характеристики максимальны в нашем представлении. На личный вкус можно иногда пожертвовать одним ради другого. Развязка от пола самый важный момент при установке АС. Только после решения этого вопроса вы сможете услышать ваши АС такими, какие они и есть на самом деле. АС больше всего подвержены резонансам, поэтому больше всего нуждаются в жесткой фиксации. Самое главное, что дает жесткая установка колонок, – это четкая фокусировка, ясность, детальность, слитность, хорошо артикулированный бас. Звук станет плотнее и четче, особенно на большой громкости. Чем дороже ваша система, тем больше требований к установке АС. Слишком низкое расположение колонок сужает динамический диапазон. Улучшение акустических характеристик вашей комнаты может полностью изменить ваше мнение относительно качества вашей системы. Какие характеристики комнаты влияют на звучание. Весь звук в границах вашей комнаты будет зависеть от комбинации трёх акустических характеристик: отражения, рассеивание, поглощение. Хорошая комната прослушивания будет иметь пропорциональное количество этих характеристик. Чем меньше расстояние между стенами, где расположены АС и слушатель, тем более звонкое звучание, чем больше расстояние между этими стенами, тем глубже бас. Отражения: вся или большинство звуковой энергии состоит из отражений, происходящих в комнате по правилу: угол падения равен углу отражения. Твердые плоские и гладкие поверхности – голые стены, стекло, голые твёрдые поверхности мебели – отражают звуковую энергию.

Рассеивание

Все или большинство звуковых волн, отраженных обратно в комнату, находятся там уже в беспорядочном состоянии – беспорядочно рассеянная звуковая масса. Твердые, неплоские, шероховатые, ребристые поверхности, цилиндрической и округлой формы предметы – рассеивают звук. Поглощение в противоположность отражениям, большинство звуковой энергии впитывается. Мягкие пористые поверхности ковры, половые покрытия, мягкая мебель, драпировки из толстой ткани и т.д. – поглощают.

Качество низких частот в вашей комнате в большей степени зависит от самой комнаты. Поскольку длина волны басовых частот очень большая, большая часть обстановки, оформление стен и пола делают очень немного для изменения басовых частот в комбинации room/speakers. Поэтому оптимизация низких частот является вопросом выбора комнаты прослушивания с оптимальными размерами (соотношениями) и расположения в этой комнате АС. Низкочастотная энергия распространяется сферически во всех направлениях одинаково. Когда низкочастотная звуковая волна ударяется о преграду (стена), басовая энергия – большей частью – отражается обратно в комнату, отражаясь от каждой преграды – пол, стены, потолок. Вуфер должен находиться на неравном расстоянии от трех ближайших боковых плоскостей комнаты. Всё это существенно, т.к. ближайшая к АС отражающая плоскость усиливает некоторые басовые частоты.

Если отражающие плоскости находятся от АС на равном расстоянии, некоторые басовые частоты будут усилены очень сильно. Т.е. если ваша АС стоит на одинаковом расстоянии от задней стены, боковой стены и стенки шкафа или комода, то вы получите тройное усиление каких-то одних групп басовых частот, что приведет к очень слышимому гулу на этих частотах. Если двери находятся в углах комнаты, бас может просто напросто “вытекать” через них. При серьезном прослушивании надо двери закрывать. Дело обстоит не так для средних и высоких частот, где энергия направлена более сосредоточенным и управляемым образом, конусообразно, по рупорному принципу. Низкочастотные отражения, резонансы можно достаточно просто регулировать, манипулируя расстановкой АС, варьируя расстояниями от колонки до ближайшей стены.

Чем сильнее будут отличаться друг от друга все три эти параметра (расстояния), тем меньше будет “унисон” , соответственно меньше будут нежелательные резонансы. Стоячие волны- это низкочастотные отражения (резонансы) между двумя параллельными стенами, основные враги хорошего звука. Они окрашивают звучание в вашей комнате, подчеркивая некоторые музыкальные ноты и создают грубое и неестественное распределение акустической энергии в пределах комнаты. Распространение стоячих волн – собственность физических характеристик комнаты и не имеет никакого отношения к аппаратуре. В прямоугольных комнатах стоячие волны возникают во всех трёх направлениях одновременно, оказывая очень сложно распределённое давление в пределах комнаты Стоячие волны – причины заметных окрашиваний выше приблизительно 300 Гц. Однако изолированные или случайные стоячие волны могут быть заметны и ниже этой частоты. Стоячие волны являются по существу осколками каких-либо частот сбившихся в кучу, в каких- либо местах в комнате. Равномерно распределённые окрашивания почти не проблематичны по сравнению со стоячими волнами. Понимание того, чем являются стоячие волны и как они работают будет полезно для лучшей оптимизации вашей комнаты и ваших АС.

Определение осевой постоянной стоячей волны между двумя параллельными стенами может быть легко рассчитана следующим уравнением: (1) Fo = 1130 / 2L или (2) Fo = 565 / L (где константа 1130 – скорость света в футах в секунду, L – расстояние между стенами в футах пример: вычисление фундаментальных стоячих волн в трех основных направлениях для комнаты размером 4,8 (ш) * 7,8 (д) * 2,4 (в) между коротких стен Fo w = 565/16 = 35 Гц между длинных стен Fo l = 565/26 = 22 Гц между полом и потолком Fo h = 565/ 8 = 70 Гц .

Обратите внимание, что в этом примере высота стены в 2 раза меньше длины короткой стены Foh = 2Fow = 70 Гц . Эта комната имела бы значительную окраску на 70 Гц, 140 Гц, 210 Гц и далее кратно 70. Худшее возможное тональное распределение происходит, когда измерения комнаты равны во всех трех направлениях, т.е. когда комната – идеальный куб. В такой комнате гармоники всех резонансных частот будут равны между собой, а резонансы низких частот будут чрезвычайно грубы и окрашены. Наилучшее возможное тональное распределение будет в комнате, размеры которой не связаны одним целым (кратным) числом. L24*W24*H8 -плохой пример – все разекры кратны 8 L26*W15*H8 – хороший пример. Самое гладкое басовое расширение будет получено, если частоты отраженной энергии будут распределяться равномерно и не будут смешиваться в кучу.

Определение баса в комнате. Число 550 – половина скорости звука в секунду над уровнем моря. Деля это число на какую-либо басовую частоту, скажем 20 Гц, мы получим наименьшее расстояние между стенами, при которой эта частота будет поддержана комнатой. Если разделить это число на басовую частоту 20 герц, мы получим 27,5 футов – такое минимальное расстояние должно быть между стен вашей комнаты для того, чтобы поддержать эту частоту. Если расстояние между противоположными стенами, где расположены слушатель и АС, составляет 12,8 фута, значит 550/12,8 = 43 Гц – нормально для британской АС среднего размера, но позорно для АС типа Infinity Bass Tower.

Предположим вы хотите иметь бас ниже 35 Гц – 550/35= 15,7 футов – минимальное расстояние между стен, чтобы поддержать частоту 35 Гц. Но это число – 15,7 – почти двойная высота стандартной комнаты – и это плохие вести. Комната будет иметь одни и те же стоячие волны в двух направлениях.Но не расстраивайтесь, мало вероятно, чтобы эти размеры были строго кратны двум. Звуковая сцена и звуковая картинка зависят от расположения АС, их ориентации и акустики комнаты. Оптимизация расположения АС – трудная задача. Поскольку расположение АС одинаково важно и для soundstage и для хорошего воспроизведения баса, вы должны найти между этими характеристиками компромисс – намного лучше немного пожертвовать уменьшением баса для получения хороших staging/imaging. Глубина сцены лучше всего, когда АС расположены на некоторой дистанции от фронтальной стены – это понизит эффект от ранних её отражений, улучшит сфокусированность образов, позволит колонкам “дышать”. В системах высшего разрешения, точно расположенных в акустическом пространстве, звуковая сцена может простираться далеко за пределы комнаты прослушивания: тыл сцены не упирается в заднюю стену, а естественным образом простирается вглубь. Ширина сцены на окончательную ширину будет воздействовать расстояние между АС и развал –схождения колонок. Но помните, что на большинстве записей эта звуковая характеристика плохо записана.

Определение расстояние между АС

Поставьте запись с хорошей фокусировкой центрального образа – например вокал. Расположите АС примерно на 1.8 – 2 метра друг от друга, и чтобы они были направлены в точку немного позади вашей головы. Слушайте, достаточно ли звук сфокусирован. Раздвиньте АС дальше – сантиметров на 30 и слушайте снова и т.д.. Когда центр начнет тончать и расплываться и становиться разбросанным, знайте, что дальше раздвигать АС нельзя. Вы теперь знаете, насколько широко можно расставить АС не потеряв soundstage и плотность центрального образ (фокус). Фокус в значительной степени, но не полностью, связан с передачей АС высоких частот. Наше ухо использует их для очертания предмета. Поэкспериментируйте с развал – схождением.

ВЧ распространяются очень направленно. Счастливый побочный эффект от узкой направленности ещё и в том, что уменьшаются побочные отражения от близлежащих поверхностей, минимизируя эхо отраженных частот, которые влияют на звуковую картинку.

Регулировка баланса

Если баланс системы отрегулирован так, что звук распространяется неровно по всему фронту и он плохо сфокусирован, значит причина может быть в том, что одна АС ближе к вам, чем другая. Например, если ведущий вокал, который должен звучать по центру приходит к вам справа, правый спикер должен быть отодвинут назад или левый выдвинут вперёд. Обычно даже 2-3 см разницы в расстоянии до вас уже отчетливо слышны.

Перемещения АС

Все боковые перемещения АС влияют больше на мidbass а перемещение “вперёд – назад” влияют больше на глубину баса.

Плотность звукового образа- одна из необычных и музыкально очень красивых характеристик – способность сконцентрировать не только энергию ВЧ, но так же и богатство музыкальной энергии сосредоточенной в СЧ и верхнем басу. Из-за широкой характеристики рассеивания этих частот, плотность образа в этой части не зависит от того, какие края у АС – острые или скругленные. Узкий корпус с сильно скругленными краями позволяет снизить отражения от передней панели, но появляются проблемы возникновения внутри ящика стоячих волн. Узкий корпус способствует хорошему воспроизведению СЧ, т.к. чем уже корпус, тем более звучание становится всенаправленным. Если АС с широкой диаграммой направленности (узкий корпус) расположить в звонкой комнате, то тембр её звучания будет сильно искажен. Узкий корпус и небольшие динамики приводят к нехватке телесности и образности. Такие АС надо размещать подальше от отражающих поверхностей. Счастливый побочный эффект от узкой направленности ВЧ – уменьшаются побочные отражения от близких поверхностей, минимизируя первичные отражения, которые влияют на звуковую картинку.

Широкие передние панели и неглубокие корпуса – залог наиболее правильных характеристик направленности и сбалансированности н/ч диапазона в условиях реального помещения прослушивания.

По Питеру Квортрупу

Если АС имеют узкую направленность (широкий корпус), а акустика комнаты глуховата – вы услышите собственно звучание АС.

Исследования фирмы Bryston по акустическому оформлению и расположению АС

Резонансные характеристики комнаты зависят от ее конфигурации (пропорций) и оформления. Квадратная комната с голыми стенами имела бы самую плохую возможную акустику для аудио системы. В квадратных комнатах возникают стоячие волны сразу в трех направлениях, они ослабляют и изменяют одни частоты и укрепляют другие, усиливая резонансные пики в очень узком диапазоне. Эти пики очень сильно изменяют звук. Голые стены имеют проблемы с ранними отражениями (High Q) – они не дают звуку раскрыться, делая его звонким, сужая динамический диапазон и сильно влияя на тональный баланс. В концертном зале мы имеем три основных эффекта, влияющие на то, какую информацию получит наш мозг относительно акустических качеств этой окружающей среды:

  1. Первая звуковая прямая волна, прибывающая к нам от инструментов.
  2. Вторая звуковая волна отраженная от ближайших стен.
  3. Отраженная энергия, которая является случайными призвуками от всех находящихся внутри предметов и не имеет никакого направления.

Прямой звук сообщает мозгу откуда доносится звук. Ранние отражения, если они доходят до нас в пределах 10-20 мл/секунд, будут искажать звуковую картинку, тональность и т.д. Поздние отражения (ambience), наоборот будут добавлять ощущение просторности, пространственности, воздушности окружающей среды. В хорошем концертном зале прямой звук доходит до слушателя на 20-30 мл/сек. раньше, чем первичные отражения. А вторичные отражения приходят позже на целых 100 мл/сек. Очевидно, что в своей комнате прослушива-ния мы должны стремиться получит подобные результаты.

Надо заметить, что поп и рок музыка обычно записывается в акустически мертвой среде студии в “ближнем поле”, которое имеет тенденцию предотвращать первичные отражения и High Q звонкость. (поэтому наверное студийные мониторы часто звучат в комнатах звонко и резко, т.к. в студиях они прослушиваются в ближнем поле и в очень заглушенной среде, где эта звонкость и резкость не проявляется, но все детали записи слышны отчетливо).

Так вот, если ваша акустика комнаты будет близка к концертному залу, рок музыка будет звучать превосходно. Как же достичь подобных результатов в обычной комнате 12*18*9 футов (почти стандартная российская комната, надо сказать, В.М.)? Вы должны разместить ваши АС так, что бы сначала прямой звук достиг ваших ушей, используя при этом абсорбенты (поглотители) в местах первых отражений от боковых стен. А вот позади вас должно быть больше пространства для создания большего звукового поля. Сядьте в кресло. Попросите кого либо подвигать зеркало вдоль боковой стены. Когда вы увидите отражение АС в зеркале – это первая точка, откуда последуют ранние отражения. Звук отражается как и свет – угол падения…. В этом месте и надо разместить поглотитель. Сядьте на расстоянии 20-30 см. от задней стены. Не помещайте никаких поглощающих материалов позади головы. Там могут быть только рассеивающие звук материалы, распределяя случайную ненаправленую звуковую энергию, которая добавляет ощущение простора в комнате, потому что это случайная энергия (поздние отражения) прибывает намного позже, чем прямой звук. Помещайте в углы комнаты поглощающие материалы.

Другие меры – мягкие кресла, цветы, статуи и т.д. Они также будут рассеивать или поглощать вторичные отражения. Очевидно, что эти предметы не будут так же эффективны, как спец изделия, но это – шаг в правильном направлении. Гланая цель, которую вы должны запомнить: ранние отражения и недостаток поздних случайных отражений мозг использует, чтобы определить тот факт, что вы находитесь в маленьком помещении. Поэтому сокращая эффект ранних отражений, сокращая эффект от воздействия стоячих волн и звонкости, вам будет все больше казаться, что вы находитесь в зале вместе с исполнителями.

Эта информация основана на научном исследовании и наблюдениях, а так же на опыте некоторых наиболее успешных дилеров. Решения, представленные здесь. нацелены на ограничение вмешательства вашей комнаты на звук. Мы поможем разместить ваши АС через примененние психоакустики и физики. Этот метод может давать превосходные результаты через экспериментирование, без использования специальной обработки комнаты. Каким образом мы распологаем звуковые события в пространстве? Наш мозг определяет задержку времени возникновения звука между двумя нашими ушами. Если не имеется никакой задержки, значит звук исходит из точки, расположенной непосредственно перед нами. Если звуковая волна достигает сначала правого уха, значит звук находится справа и т.д. Эта пространственная информация – звуковые переходные процессы – мгновенно определяется мозгом. Определяя задержку между правым и левым ухом, наш мозг с необыкновенной точностью определяет, насколько правее или левее, или насколько ближе или дальше, находится от нас источник звука. Именно по задержке звука между нашими ушами мозг определяет важнейшую звуковую характеристику – тональность. Это недавно было доказано в научных исследованиях. И как полагают, является критической частью нашего исторического выживания. Иначе говоря, мы сначала определяем источник звука – например потенциальная опасность – а затем пробуем иденфицировать то, что явилось источником звука.

Первый шаг к получению хорошей stereo soundstage – вы должны устранить ранние отражения от основных переходных процессов в максимально возможной степени. Или, практически, вы должны добиться, чтобы звук от спикеров достигал ваших ушей раньше, чем любые отражения от этого звука. Согласно psychoacoustic явлению, названному эффектом Haas. мозг отдаст приоритет первой звуковой волне не искаженной отражениями.

Определение наилучшего расположения АС учитывая размеры комнаты

Этот метод фирма Audio Physic назвала картографией комнаты. Принцип этой техники основан на волновом явлении (феномене). Точно измерьте комнату и нарисуйте её план. Разделите комнату на равные части. Два способа – четное и нечетное количество зон. При разделении плана комнаты на четное количество зон. Размещая АС и/или свой стул даже не в точку пересечения, а в одну из разделённых частей – вы получите естественное укрепление баса от взаимодействия с комнатой. В точках пересечения басовые частоты будут усилены. Метод настройки баса и midbass предполагает похожий принцип – уменьшение, а не усиление низких частот. Это происходит в случае разделения комнаты на нечетное количество зон. Чтобы сделать это, Вы перемещаете АС в нечетные части плана комнаты. Важно помнить, что комната может быть разделена на гораздо большее количество частей чем 3 или 4. В четных разделах бас укрепляется, в нечетных – ослабляется. Другой пример (фирма Bryston) – если вы размещаете АС с превосходной характеристикой ответа частоты в углы комнаты, вы получаете подъем частоты на басах около -6 db. Этот подъем явная аномалия, но то же самое происходит в других местах комнаты, только в меньшей степени. Мы произвели исследования и обнаружили, что увеличение или уменьшение происходит в определенных узлах (точках) комнаты. В нечетных узлах возбуждение имеет минимальное значение и наоборот. Например ваша комната имеет размер 14*18 футов (фут = 0,3 м). Возьмите любой размер – длину или ширину – и разделите на нечетное количество частей, скажем 18 делим на 3,5,7.. вы получите значения = 6, 3.6, 2.57 – три возможных положения (позиции) при размещении у длинной стены. Делим 14 на три части – получаем значения = 4.67, 2.8, 2. – возможные местоположения у короткой стены. Теперь разместите АС в точке пятого значения в длину и седьмого в ширину комнаты. Пятое значение длины у нас = 3.6 футам, седьмое значение ширины = 2 футам. АС надо разместить в точке пересечения, там возбуждения низких частот будут минимальны. Помните: надо проверить все варианты для получения оптимальных результатов. Важная деталь – точка пересечения должна проходить не через переднюю или заднюю панель АС, а через магнит вуфера. Если это правило соблюдается, вы ощутите явный результат. Экспериментирование – ключ к успеху. В процессе этого вы обнаружите многие вещи, работающие не так, и сможете минимизировать эти недостатки. Самое важное – стоячие волны и ранние отражения – их надо минимизировать в максимально возможной степени.

Не так давно один известнейший московский салон hi-fi/high end отказался от комнаты для прослушивания в составе своей «территории», аргументировав это тем, что клиенты, прослушав системы в их идеальном зале и принеся покупку домой, зачастую, оказывались сильно удивлены - и требовали деньги обратно. Устав от бесконечных возвратов, студия решила проводить прослушивания в максимально тяжелых условиях, дабы пользователи уже получали сюрпризы от резкого улучшения качества в своей гостиной, а не сетовали на падения динамического диапазона и появление неприятной гулкости. Сама по себе акустическая обработка помещений для придания им свойств безэховой камеры неприменима для домашних условий - мало какой маньяк решится на создание подобной испещренной «иглами» комнаты даже в своем загородном коттедже (подобное оформление создается клиньями из штапельного стекловолокна, проклеенного смолами, длиной около метра и обтянутых акустически прозрачным волокном).

Тем не менее, серьезно улучшить звук большинства наших обычных городских комнат можно - причем, без существенных затрат средств, нужно лишь терпение и некоторая гибкость в подходе. Ниже мы попробуем остановиться на главных принципах этого - обеспечивающих, как минимум отсутствие серьезного разочарования от вновь приобретенной и тщательно прослушанной вещи. Ну, или, усмиряющих капризный женский нрав техники.

Главные составляющие

Борьба за качество звука дома зиждется на снижении влияния помещения на звук вообще. Комнаты «звучат», причем, все - по разному, с разной прорисовкой эха и резонансов. Именно они отвечают за более «яркий» звук спокойного в ином зале комплекта, бухание баса и другие неприятности. А основывается это все на влиянии на звуковой спектр - конкретно на три его составляющие.

Во-первых - басовая, самая требовательная к помещению, секция. Ноты ниже 45 Гц (а во многих случаях и выше) дают прорисовку резонансов комнаты - и вся «грязь» лезет наружу в образе «буханья», «удара по ушам», снижения разборчивости звука, нарушения прозрачности и локализации и еще кучи всего. Хороший бас дает резкое возрастание масштаба действия и воздушности - даже тогда, когда его «не слышно», плохой же играет ровно обратную роль - вы получите густой и ватный звук, не вызывающий ничего, кроме раздражения и утомления. Для понимания наличия резонансов в вашем доме, «неверующим» стоит взять на пару дней домой сабвуфер, играющий «все» (например, Genelec 7073A), да запустить с тестового диска сигналы в 20-22-25-30-35 Гц и выше. Почти все они дадут ощущение «рушащихся стен» - и совсем не от уровня звукового давления - а оттого, что комната будет ходить ходуном в буквальном смысле. Один известный киноман жаловался, что с приобретением нового саба на одном из боевиков его стеклопакеты просто треснули, а шкаф подвинулся на пять сантиметров! Можно себе представить, что за звук был в комнате - и что бухало сильнее - ездящий по полу деревянный сундук или взрывы кинодорожки. Поэтому, 80% звуковой обработки помещения предназначено для снижения влияния на басовую составляющую.

Во-вторых - высокочастотная секция. Стереофоническое позиционирование в избранной точке пространства стало не столь актуальным с изобретением многоканального звука, менее требовательного к размещению, но, все равно, высокие ноты сильно подвержены влиянию зала и во многом определяют общее впечатление от дорожки.

И, в-третьих , средние частоты - они менее критичны к залу, но, все равно, его плохое оформление может здорово снизить разрешение, прозрачность и уничтожить тембральные оттенки. Сбалансировав и минимизировав звук комнаты можно добиться характеристик, пусть и не достигающих безэховой камеры, но вполне приемлемых для большинства киноманов. Итак.

Ремонт, ремонт и еще раз ремонт

Оптимальным, конечно, будет проведение некоторой перестройки вашего помещения - и в безусловном выигрыше будут те, кто только приобрел жилье. Отведите под домашний кинотеатр комнату с желательной площадью от 20-30 м 2 . Понятное дело, что это может оказаться недостижимым для многих в условиях традиционного российского «квартирного вопроса», но если вы имеете пространство для маневра, постарайтесь выделить самое большое помещение для вашего хобби. Соотношения сторон зала мы рассматривать не будем, так как вряд ли многие смогут сделать этот параметр варьируемым, так или иначе, если в вашей квартире нет даже стен, обратитесь к рекомендациям гуру и постройте восьмиугольную комнату, позволяющую разместить все колонки вокруг центра прослушивания по окружности.

1. Имея необработанный зал, прежде всего, сосредоточтесь на обработке пола и потолка. Сделав десятисантиметровую бетонную стяжку пола и закройте ее тонким резиновым листом на клею. Уложите лаги и покройте все смесью битого бутылочного стекла и песка в пропорции 1:1 и слоем в 3-5 сантиметров. Далее лучше всего использовать обычный дощатый пол из тяжелых пород дерева, а потом полностью закрыть его ковролином. Подобная комбинация получится практически непрозрачной для баса и избавит ваших соседей и вас от того самого «бубнения». Пробковый пол служит прекрасной, но более дорогой альтернативой деревянному ($50 за м 2). Это обеспечение недорого - и не слишком выйдет за рамки обычных ремонтных работ (примерно $400-600 на комнату в 25 м 2 с работой, вот только цена может возрасти из-за использования ценных пород дерева или пробки - тогда цена превысит $1,000).

2. При этом, нарастите подиум для техники - высотой 10-12 см над уровнем основного пола (просто подняв стяжку в этой области еще на 10 см. и сделав далее все по вышеописанному алгоритму): переменная высота пола здорово поможет в борьбе с резонансами. Если есть возможность, сделайте высоту потолка, также, переменной.

3. Выровняйте потолок и обейте его звукопоглощающими панелями из стекломатериала толщиной не менее 2 см. Ecophone, Classic и еще много фирм сегодня выпускает подобные материалы при средней цене в $20-40 за м 2 и прекрасном внешнем виде. При нежелании тратить такие средства, используйте подвесной потолок такого типа: по всей площади уложите стекловату в герметичной полиэтиленовой упаковке и плотно закройте ее завинчивающимися пенопластовыми листами - подобный «сэндвич» будет обладать почти теми же характеристиками. Обработка пробковыми панелями может дать те же результаты. Ценник на «потолочные» работы, таким образом, составит еще $400-600.

4. Не увлекайтесь обработкой стен - не проверив поведение вашей системы в зале и излишне переглушив помещение можно получить печальные результаты - снижение уровня высоких частот. Мы рекомендуем использовать звукопоглощающие панели типа Soundlux только в том случае, если у вас очень капризные соседи, маленькие дети и т. п.

Их можно крепить прямо на выровненные и окрашенные стены с помощью металлических уголков и использовать для того, чтобы скрыть акустические провода. «Дырчатая» конструкция почти полностью избавит вас от резонансов и не даст звуку распространяться в стороны.

5. Все четыре угла комнаты оформите следующим образом - при желании потратить около $2,000 - жестко установите в них трубчатые звукопоглотители Tube Trap, набрав их таким образом, чтобы образовалась непрерывная конструкция от пола до потолка с минимальным диаметром 20-30 см и рядом стоящая сборка высотой 1-1,5 м меньшего диаметра. При желании потратить около $100 - сделайте то же самое из рулонов теплоизоляции «Изовер», выпускаемой минской «Аклина». Это поможет устранить призвуки в басу на нотах ниже 45 Гц.

6. Дверь сделайте герметичной, из тяжелого деревянного или пластикового профиля, коробку закрепите максимально жестко. Окна - трехслойные стеклопакеты в герметичном пластиковом профиле.

7. Поместите в центр зала тяжелый мягкий диван и установите сабвуфер и систему. По большому счету, без наличия огрехов в звуке, вам никакая мебель сверх этого не понадобится. Не изменяя уровень в 0 Дб у каналов, несколько раз запустите ТНХ-лого с любого диска и определите то место в зале, в котором сосредоточивается наиболее сильный бас. При возможности разместите сабвуфер именно в этой точке пространства.

8. Разместите все каналы на примерно одинаковом расстоянии от точки прослушивания. Самым простым способом калибровки будет ТНХ-тест с любого сертифицированного диска, например, Star Wars II. Проигрывайте полнодиапазонную октаву и определяйте резонансные места в зале - так называемые «акустические зеркала» (если они, конечно, будут после такой обработки). На их месте повесьте легкие занавески из гофрированной бумаги, поставьте несколько больших и тяжелых мягких игрушек или пуфиков. Окна закройте тяжелыми шторами.

9. Под сабвуфером расположите гранитную или мраморную плиту на 20-30% превышающую его размер и толщиной 10 см, такие же плиты установите под колонками. Их легко заказать в мастерских по обработке камня.

Собственно, на этом отстройку системы в «новой» комнате можно и закончить, откалибровав, на последок, каналы по SPL-метру. Описанное помещение во многом соответствует тому идеалу, который достижим в бытовых условиях без риска быть выгнанным из дома родственниками. Общая стоимость сметы работ составит примерно $2,000 для обработки и около $4,000 под финишную отделку.

Позиция, материал Цена Работы Сумма
Основные работы, $
Электропроводка 150 200 350
Стяжка 100 100 200
Подиум 50 50 100
Потолок 400 100 500
Пескостекло, резина 50 0 50
Лаги 50 50 100
Пол 400 100 500
Выравнивание стен 300 200 500
Панели для стен 200 50 250
Дверь 200 50 250
Стеклопакеты 500 100 600
Изовер 100 0 100
Финишная отделка, $
Покраска 200 50 250
Ковролин 200 0 200
Шторы 200 50 250
Итого 3100 1100 4200

На заметку ленивым

Но, конечно, не всегда можно превратить комнату в описанный выше зал. Не стоит расстраиваться, следуя приведенным рекомендациям можно серьезно улучшить звук и без ремонта. Итак, допустим, что мы имеем стандартную восемнадцатиметровую комнату в панельном доме - с обоями, линолеумом и обилием мебели.

  1. Прежде всего, уберите из комнаты шкафы со стеклянными дверцами и подобные им мебельные изыски - тяжелые деревянные «ящики» можно оставить, а вот полочка с хрусталем здорово подпортит вам жизнь на «Армагеддоне». Равно, как и дверь с витражом - немедленно замените ее однородной.
  2. Купите самый толстый и тяжелый ковер, какой можете себе позволить и закройте им всю площадь пола.
  3. При невозможности заменить окна современными стеклопакетами, купите самые толстые шторы и закройте ими все профили.
  4. Используйте указанные выше мраморные плиты под сабвуфер и акустику.
  5. Располагайте сабвуфер в точке максимально сильного баса в комнате.
  6. Определите месторасположение «акустических зеркал». Используйте несколько звукопоглощающих панелей, наклеенных в эти места для снижения резонансов. Их можно будет потом оклеить обоями.
  7. Располагайте акустику на мраморных плитах.
  8. Накупите множество громадных мягких игрушек и поэкспериментируйте с их расположением в зале.

Дешевые приемы

Иногда и косметический ремонт невозможен - но и в этом случае всегда можно начать борьбу с помощью «подручных средств».

  1. Определите месторасположение «акустических зеркал». Обейте их места картонными упаковками для куриных яиц - и вы получите некоторое подобие «игл» из безэховой камеры. Их потом можно будет замаскировать тюлем.
  2. Используйте тротуарную плитку для подставок под колонки и сабвуфер. Их можно обработать самоклеющейся пленкой для более приличного вида, а по акустическим свойствам в привязке к цене они мало отличаются от гранита.
  3. Несколько старых подушек, зашитые в трубообразный мешок и размещенные в углах комнаты, здорово помогут в борьбе с «гулким» басом.
  4. Обейте дверь с обратной стороны войлоком и обтяните косметической пленкой. Это снизит ее собственный резонанс.

Лучшее средство, чтобы сойти с ума

Не все останавливаются на достигнутом, хобби может перерасти в смысл жизни - и тогда вам на помощь придут эти фантастические советы.

Опять мало? Тогда тема выходит за рамки данной статьи.

Что в итоге?

Этот путь многие проходят с тонкой переделкой зала в течение десятилетий, а некоторые решают одним ударом, за пару месяцев капитального ремонта. Так или иначе, место для маневра есть всегда - равно, как и возможности улучшения звука именно в вашей конкретной комнате. Надо лишь не бояться экспериментировать и не слишком держаться за внешнюю презентабельность. Увы, стойки заставленные техникой, если разобраться, тоже смотрятся не как итальянский гарнитур.

А расплатой за труды для вас будет то самое, ради чего и покупается новая техника - лучшая динамика, объемность, локализация… Спешите в магазин? Попробуйте сначала поработать над залом.

"... все что мы слышим,

формируют отражения.!"


Отдельная комната для музыки - мечта настоящего любителя хорошего стерео. Очень часто, мы наблюдаем ситуацию - приобретается дорогой комплект стерео-системы, который перед покупкой много раз прослушивался в салоне, в различных вариантах компоновки и когда комплект включается дома, происходит глубокое разочарование качеством звука, хотя в салоне всё было "идеально". Начинается бесконечная замена кабелей, компонентов, для получения того эффекта, которым "заразились" при первом прослушивании удачной конфигурации, не понимая, что проблема воспроизведения может быть в акустических параметрах нашей комнаты и в "неудачном" сочетании расположения колонок и слушателя.

Перестановка акустических колонок на другую стену, ориентация слушателя и колонок относительно друг друга, небольшой сдвиг слушателя/колонок от центральной оси прослушивания, изменяют, звучание стерео-системы гораздо сильней, чем замена компонентов и кабелей. В тоже время нежелание переставить колонки из "неудачного" места, может свести на нет все "апгрейды", акустические обработки и настройки системы, т.к. влияние мод помещения, первичных отражений, в этом месте, не позволяет раскрыть весь звуковой потенциал. К "неудачным" местам относятся положения слушателя, где уровень прямого сигнала сопоставим с уровнем отражённого, где резонансы комнаты имеют выраженный подъем или спад - например в углах помещения, около стен или в местах "скопления" комнатных мод в узком диапазоне частот.

Если вы только начали проектировать свою комнату или готовы к изменению пропорций, для получения равномерного сочетания комнатных мод, можете воспользоваться рекомендациями на странице Пропорции помещения , где можно подобрать готовые соотношения размеров помещения или рассчитать свои, в соответствии со звуковыми стандартами.

Не забывайте, что акустика комнаты сильно влияет на звучание вашей системы, поэтому обратите внимание на готовые решения (рассчитанные комплекты акустических панелей и модулей) для коррекции разных объемов комнат от фирмы MSR Acoustics , установка которых не требует комплексных акустических расчетов.

КАК АДАПТИРОВАТЬ РАЗМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМНАТЫ?

Расчетные пропорции для музыкальных комнат прослушивания, можно адаптировать для стандартных помещений, с другими размерами. Коррекцию размеров делают не только путем воздвижения "блочных" перегородок, но и с помощью звуко-изоляционных облицовок и фальш-стен, которые, имеют в своем свойстве материалы со свойствами отражения звука, в широком диапазоне частот. Частично поглощая бас они корректируют время реверберации на низких частотах, и создают более равномерное распределение частотного спектра, относительно зоны прослушивания.

Помещения с оптимальными размерами, имеют музыкальные акустический свойства, с богатой реверберационной атмосферой, которая благоприятно сказывается на прослушивании любимых музыкальных произведений. Правильный акустический расчет или Акустическое проектирование, решает многие задачи, связанные с оптимизацией расходов на строительство комнат прослушивания.

КОМНАТА - ПОЛНОПРАВНЫЙ КОМПОНЕНТ СТЕРЕО-СИСТЕМЫ

Почему мы уделяем большое внимание, при подборе стерео-системы, нашей комнате прослушивания?

Ответ вытекает из законов распространения акустических волн в замкнутом помещении. Сферический звуковой фронт (такой фронт имеет вся динамическая акустика) состоит из прямого и отраженного от пола, стен, потолка звука. При стандартном времени реверберации жилой комнаты (0,5 с +/- 0,15с), соотношение прямого и отраженного звука, в точке прослушивания, может колебаться, в зависимости от удалённости источника звука от слушателя.

Чем дальше от колонок мы находимся, тем больше содержание отраженного звука в общем сигнале, который мы слышим и тем сильнее влияние помещения на звук. Граница, на которой уровень прямого звука равен уровню отраженного, называется радиусом гулкости и этот параметр, влияет на размещение колонок и места, с которого мы их слушаем. По этой причине, близкое размещение слушателя около стены (задней, боковой), крайне негативно влияет на многие пространственные и тембральные параметры музыкального сигнала.

Самые сильные по энергетике отражения - первые (боковые стены, фронтальная и тыловая стены, пол, потолок), которые в не заглушенном помещении, вызывают эффект фантомных излучателей, как будто на этом месте излучает дополнительная акустическая система. В результате взаимного наложения этой "многоголосицы" мы слышим неразборчивый, гулкий звук, который скрадывает нюансы звукового произведения, создавая эффект "звуковой каши".

Этим объясняется разница в звучании колонок, которые мы прослушиваем в музыкальном салоне с "правильной" акустикой помещения, а после покупки, подключаем в своей комнате тот же комплект, и он "звучит" по-другому, порой, гораздо хуже, того, что мы слышали в салоне.

Профессиональный подход со стороны продавцов стерео-систем - учитывать акустические параметры комнаты, в которой будет устанавливаться будущая стерео-система. Дать рекомендации по размещению компонентов и зоны прослушивания. Мебель (диваны, кресла, полки с книгами), предметы интерьера (ковры, шторы), сами по себе являются элементами "коррекции" акустики помещения и способствуют формированию благоприятной "среды" для прослушивания.

Почему, в нашем опросном листе на заказ стерео системы , мы спрашиваем клиента о стадии ремонта помещения и наличия дизайн-проекта? Потому-что есть шанс поправить грубые ошибки (в планируемом клиентом или дизайнером) размещении акустики и зоны прослушивания. Как правило, Дизайнер расставляет мебель и оборудование только с учетом оформления помещения и конечно, не учитывает технические аспекты размещения всех компонентов, формирующих акустику и качественное звучание в комнате. И чем раньше к проекту подключаются акустики, тем лучше конечный результат, в части гармонии звука и пространства.

Если вы пришли к вопросу выбора стерео-систем или столкнулись с трудностям получения качественного звучания в своей комнате, обращайтесь к нам, и мы вместе решим проблемы воспроизведения музыки, простыми средствами.