Святые мученики виктор и марианна. Святой Виктор: жизнеописание святого, принятие смерти за веру и почитание мученика. За что пострадал

Свя-той му-че-ник Вик-тор был во-и-ном во вре-мя цар-ство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия Фило-со-фа (161-180). Ко-гда им-пе-ра-тор на-чал го-не-ние на хри-сти-ан, Вик-тор от-ка-зал-ся при-не-сти жерт-ву бо-гам. Та-кое обя-за-тель-ное жерт-во-при-но-ше-ние яв-ля-лось про-вер-кой пре-дан-но-сти во-и-на бо-гам, им-пе-ра-то-ру и оте-че-ству. Свя-той пре-дан был на му-че-ния, но про-шел сквозь все пыт-ки невре-ди-мым. Си-лой мо-лит-вы он по-бе-дил ча-ро-дея, ко-то-рый с тех пор от-ка-зал-ся от волх-во-ва-ний и стал хри-сти-а-ни-ном. По мо-лит-ве свя-то-го про-зре-ли вне-зап-но ослеп-шие во-и-ны. Ви-дя чу-де-са, яв-лен-ные Гос-по-дом через свя-то-го Вик-то-ра, мо-ло-дая бла-го-че-сти-вая су-пру-га од-но-го из му-чи-те-лей, Сте-фа-ни-да, от-кры-то про-сла-ви-ла Хри-ста, за что бы-ла пре-да-на лю-той каз-ни: ее при-вя-за-ли к двум со-гну-тым паль-мам, ко-то-рые, рас-пря-мив-шись, разо-рва-ли му-че-ни-цу. Свя-то-го му-че-ни-ка Вик-то-ра обез-гла-ви-ли. Му-че-ни-ки по-стра-да-ли в Да-мас-ке во II ве-ке, где и пре-да-ны по-гре-бе-нию их чест-ные остан-ки.

Полное житие мученика Виктора Дамасского

Во вре-ме-на им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия (он же Ан-то-нин, 161-180 гг.), в го-ро-де Да-мас-ке (Си-рия) слу-жил во-и-ном хри-сти-а-нин Вик-тор, ро-дом из Ита-лии. Ко-гда им-пе-ра-тор при-ка-зал пре-сле-до-вать хри-сти-ан, во-е-во-да Се-ва-сти-ан по-тре-бо-вал от Вик-то-ра, чтобы он от-рек-ся от Хри-ста и при-нес жерт-ву идо-лам. «Ты во-ин на-ше-го ца-ря, и обя-зан ис-пол-нить его при-ка-за-ние», - за-явил Се-ва-сти-ан. «Нет, - от-ве-тил Вик-тор, - те-перь я во-ин Небес-но-го Ца-ря, и Ему од-но-му бу-ду слу-жить, а мерз-ких идо-лов я пре-зи-раю!» То-гда Се-ва-сти-ан пре-дал Вик-то-ра раз-лич-ным му-че-ни-ям. Па-ла-чи пе-ре-ло-ма-ли Вик-то-ру паль-цы на ру-ках и но-гах и вы-вер-ну-ли их из су-ста-вов. Во вре-мя пы-ток свя-той Вик-тор мо-лил-ся Бо-гу и му-же-ствен-но пе-ре-но-сил стра-да-ния.

По-том па-ла-чи ста-ли при-нуж-дать Вик-то-ра про-гло-тить мя-со, отрав-лен-ное кол-ду-ном. По-мо-лив-шись и пе-ре-кре-стив мя-со, му-че-ник Вик-тор про-гло-тил его. На гла-зах у всех про-изо-шло яв-ное чу-до: Вик-тор остал-ся невре-дим. Слу-чи-лось то, что Гос-подь неко-гда обе-щал Сво-им уче-ни-кам: «Ес-ли что смерт-но вы-пьют, не по-вре-дит им» (). Кол-дун, уви-дев, что Вик-тор ни-сколь-ко не по-стра-дал от его отра-вы, уве-ро-вал во Хри-ста. Он луч-ше дру-гих по-ни-мал, что ни-ка-кая зем-ная си-ла не мог-ла обез-вре-дить его страш-ней-ший яд.

То-гда свя-то-го Вик-то-ра под-верг-ли еще бо-лее тяж-ким пыт-кам. Сте-фа-ни-да, же-на од-но-го из во-и-нов, му-чив-ших Вик-то-ра, не мог-ла боль-ше смот-реть на тя-же-лые и со-вер-шен-но невин-ные стра-да-ния, ко-то-рым под-вер-га-ли му-че-ни-ка Хри-сто-ва и за-сту-пи-лась за него. Обе-зу-мев-шие от кро-ви па-ла-чи, вме-сто то-го, чтобы оста-но-вить-ся, озло-би-лись на Сте-фа-ни-ду и уви-де-ли в ней свою но-вую жерт-ву. Они при-вя-за-ли ее к двум на-кло-нен-ным паль-мам и разо-рва-ли на ча-сти. Так умер-ла Сте-фа-ни-да, бу-дучи еще со-всем мо-ло-дой: ей бы-ло толь-ко 15 лет. Убив Сте-фа-ни-ду, му-чи-те-ли воз-вра-ти-лись к ис-тя-за-ни-ям Вик-то-ра и обез-гла-ви-ли его. Свя-тые му-че-ни-ки Вик-тор и Сте-фа-ни-да по-стра-да-ли за Хри-ста в 175-ом го-ду.

Пе-ред сво-ей смер-тью му-че-ник Вик-тор пред-ска-зал па-ла-чам, что они умрут через 12 дней, а во-е-во-да через 24 дня бу-дет взят в плен. Так все и слу-чи-лось.

Из кни-ги еп. Алек-сандра (Ми-ле-ан-та)

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Фрагмент статьи из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г.
Виктор [лат. Victor; греч. Βίκτωρ] (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая). Воин-христианин В. служил в рим. армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. В. отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскаленную печь и оставили в ней в течение 3 дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого В. предали еще большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впосл. исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанидаувидела 2 лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а В. отсекли голову. Перед смертью В. предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда В. был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко.
Житие В. сохранилось на греч., лат., копт. языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно лат. источникам (BHL, N 8559—8563), В. происходил из Киликии (М. Азия), по греч. версии (BHG, N 1864) - он был родом из Италии. По лат. и греч. житиям, В. пострадал в царствование имп. Антонина Пия (138-161), по копт. житиям - в гонения имп. Диоклетиана (BHO, N 1242—1244), по мнению большинства историков, при имп. Марке Аврелии (161-180).

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт. — Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором, мч. Марсельским).
Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др. — в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора, егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии (Lucchesi. Col. 1291—1292).
Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188).

Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Cинаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии.
http://www.sedmitza.ru/text/869233.html

Святой мученик Виктор, память которого празднуется 11 / 24 ноября, был родом из Италии. В царствование императора Марка Аврелия Философа (161-180) он служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник Севастиан. Виктор был христианином и не скрывал этого - открыто перед всеми исповедовал всесвятое имя Иисуса Христа.

Когда Марк Аврелий начал гонение на христиан, то по всем воинским частям был разослан его приказ, повелевающий воинам совершить жертвоприношения, что являлось проверкой их преданности богам Рима, императору и отечеству. Уклонившихся от этого действа было велено предавать тяжким мучениям.

Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и приказал принести жертву богам. Святой, не колеблясь, отказался подчиниться приказу: «Я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином вашего царя, то никогда не переставал служить моему Царю и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы».

Видя, что никакие уговоры не помогают, Севастиан приказал подвергнуть ослушника пыткам - святому Виктору сломали пальцы и вывернули их из суставов… С Божьей помощью Виктор прошел сквозь все пытки невредимым и по-прежнему был неколебим.

Тогда Севастиан призвал к себе чародея и приказал ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал святому. Помолившись, Виктор съел отравленное мясо и… остался жив. То же повторилось и в другой раз. Эти чудеса и слова мученика «ваш яд бессилен против силы Жизнодавца Господа моего» так подействовали на чародея, что тот поспешил отказаться от волхвований и стал христианином.

Севастиан, видя, что даже яды не могут повредить святому, приказал подвергнуть его еще более страшным мучениям: из тела Виктора стали вытягивать жилы… Потом его бросили в кипящее масло… Затем страдальца повесили на дереве, опаляя его тело свечами… От бессилия и злобы ему в конце концов выкололи глаза.

Повесив святого вниз головой, истязатели ушли и три дня не приходили к месту мучений. На четвертый день воины вернулись, чтобы убедиться в смерти Виктора. Увидев его живым, они испытали такой ужас, что в одночасье ослепли. И только по молитве святого мученика Всемогущий Господь возвратил им зрение. Вернувшись к Севастиану, воины рассказали обо всем, что с ними случилось, призывая военачальника к милосердию. Но пришедший в неописуемую ярость Севастиан уже не слушал их - он отдал еще более чудовищное повеление: содрать со святого кожу!

На месте мучений святого Виктора присутствовала молодая жена одного из воинов по имени Стефанида, тоже христианка. По Божьему произволению ей открылось такое чудо: она увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба; один из венцов, который несли двенадцать ангелов, опускался на голову мученика Виктора, а другой, меньший, - на ее главу.

Изумленная видением и сострадая мученику, Стефанида заступилась за него и стала громко прославлять его имя, за что была схвачена воинами и приведена к Севастиану. Узнав, что ей только около 16 лет, военачальник стал уговаривать ее принести жертву, не губить своей молодости и пожалеть своего мужа, с которым она прожила всего полтора года.

Невзирая на сладкозвучные речи Севастиана, Стефанида открыто прославила Христа и предпочла умереть, но не приносить жертву идолам: «Ты и твои боги исполнены лжи. Я же говорю тебе истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве».

Тогда мучитель повелел привязать Стефаниду к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. После чего обезглавили и святого мученика Виктора.

Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175 году.

Виктор Дамасский считается у православных верующих покровителем и заступником. Его образу молятся в надежде на исцеление от различных заболеваний. Икона является оберегом мужчин с именем Виктор и защищает от опасностей.

Православная церковь знает множество святых мучеников, которые отдали жизни во славу Христа. Виктор Дамасский не был исключением. Он доказал, что сила молитвы способна защитить от любого зла. Верующие приходят к лику святого, чтобы попросить защиты и покровительства для своих близких. Военнослужащим принято дарить небольшие нательные иконки с изображением Виктора Дамасского. Дарят образы и новорожденным, которых крестят под именем великого воина.

История и описание иконы святого Виктора Дамасского

Мученик Виктор Дамасский служил воином во времена правления императора Марка Аврелия. Он был православным христианином и свято верил в покровительство Высших Сил. Когда император начал гонения на христиан, святой воин отказался предавать свою веру и прошел через все пытки. Господь не оставил его, и Виктор стойко перенес истязания. Наблюдая за мучениями Виктора, жена одного из мучителей свято уверовала в Божественные Силы и прославила Господа во всеуслышание. За предательство женщина была жестоко казнена, а Виктору отсекли голову. Перед кончиной святой воин предсказал гибель своим мучителям ровно через 12 дней, а воеводу предупредил о том, что его захватят в плен через 24 дня. Так и случилось.

На православной иконе Виктор изображается молодым, с короткой округлой бородой и темными волосами. Он одет в хитон и плащ, а в руке держит меч, знамя, пальмовую или оливковую ветвь.

В чем помогает образ Виктора Дамасского

Перед иконой Виктора Дамасского к святому обращаются с разными просьбами:

  • об исцелении от заболеваний рук и кожи;
  • об отведении бед от семьи;
  • о защите воинов;
  • о защите от врагов ;
  • об успехах в поиске спутника жизни;
  • о помощи в обретении истинной веры.

Каждая искренняя молитва, идущая от сердца, помогает верующим отказаться от греховной жизни и встать на путь исправления. Святой особо ратует за жизни воинов и мужчин с таким же именем, поэтому иконы часто дарят военнослужащим и детям, нареченным именем Виктор.

Где находится чудотворный образ

Одна из первых икон была нанесена на стену храма в Кипре и датируется 1192 годом. В православной религии Виктор Дамасский почитается особо, поэтому иконы с его изображением есть в большинстве храмов и церквей по всей России. Известная икона есть в церкви имени святого мученика в городе Котельники Московской области. В украинском городе Харьков, в Преображенской церкви, помимо иконы святого есть частица мощей Виктора Дамасского.

Дата почитания

Дата почитания святого мученика установлена церковью 24 ноября (11 ноября по старому стилю). В этот день в церкви проводят молебен, верующие обращаются к Виктору с просьбой защитить мужчин во время своей службы, отвести от них неприятности и врагов. Страждущие обращаются с просьбами исцелить болезни.

Молитва перед иконой Виктора Дамасского

«Святой угодник Господа, Виктор. К тебе обращаемся с молитвами искренними. Прими наши раскаяния в прегрешениях да не остави в час трудный. Исцели все наши болезни, помоги справиться с горестями. Отведи от нас беды да скорби, не дай пойти по дороге, дьяволом проложенной. Защитников Отечества сохрани в здравии, отведи от них врагов лютых, пули шальные да напасти всякие. Аминь».

Святая икона особо помогает маленьким детям , нареченным именем Виктор. Она охраняет их от всего зла и болезней. Воинов икона уберегает от внезапной смерти от вражеских нападений. Молитвы перед образом дают сильную защиту и помогают укрепиться в православной вере. Счастья вам и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

01.05.2018 05:03

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам...

Ноябрь 23rd 2015 -

Виктор Дамасский (лат. Victor, греч. Βίκτωρ; II век) был христианином и служил в римской армии.

В гонение на христиан его пытались принудить принести жертву языческим богам, но он отказался и был подвергнут пыткам.

Среди них житие упоминает: сломанные и выдернутые из суставов пальцы рук;
нахождение три дня в огненной печи подобно вавилонским отрокам;
отравленное мясо, не причинившее ему вреда;
вытягивание жил;
котёл с кипящим маслом;
выкалывание глаз;
сдирание кожи.

Видя мучения святого Виктора, некая христианка Стефанида открыто исповедала свою веру и была казнена. Святой Виктор был обезглавлен и, по преданию, из его тела вытекла кровь, смешанная с молоком.

Житие мученика Виктора известно на греческом, латинском и коптском языках.

Между ними имеются следующие противоречия:
— в латинском житие Виктор был уроженцем Киликии (Малая Азия), в греческих его родиной называется Италия;
— латинская и греческая версия жития относит мученичество Виктора к правлению императора Антонина Пия (138-161 годы), а коптская редакция жития к периоду гонений императора Диоклетиана.

По мнению исследователей мученичество Виктора должно быть отнесено к правлению императора Марка Аврелия (161-180 годы).
— место смерти святого в пространных греческих житиях - Дамаск, в кратких житиях из синаксаря - Италию (например, в Минологии Василия II, коптские жития местом смерти называют Антиохию или Антиною Египетскую, а в латинских житиях - Александрия (в поздних из-за смешения Виктора Дамасского с Виктором Марсельским начинает указываться Сицилия или Марсель).

Для объяснения таких противоречий выдвигается две версии. Согласно первой существовало два мученика Виктора, один из которых пострадал в Египте, а другой в Сирии, и произошло слияние их культов, внесшее противоречия в жития. По другой версии святой Виктор скончался в Египте, но особое его почитание в Антиохии породило легенду о сирийском происхождении святого.

В греческих месяцесловах день памяти мученика Виктора помещают на 11 ноября (в отдельных синаксарях указывается 10 или 12 ноября), в латинским календарях - 14 мая (в отдельных изданиях встречаются также даты 11 января, 20 февраля, 1, 23, 24 апреля, 8 мая).

Относительно местонахождения мощей мученика нет однозначных данных. Известно о церкви в Антиохии, построенной на месте его мученичества. В XII веке мощи святого находились в Константинополе. О римской части мощей известно, что она до 1697 года находилась в церкви Святого Панкратия, потом была перенесена в кармелитский монастырь, а затем в церковь Святых Марцеллина и Петра. С 1906 года мощи святого Виктора находятся в итальянском городе Фано.

В православной иконографии мученика Виктора изображают молодым темноволосым с короткой округлой бородой, одетым в хитон и плащ. В руки помещают крест. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) кратко сообщает о нём - «Юный без бороды».
В западном искусстве Виктор также изображается как юный воин, в руки ему помещают пальмовую ветвь, знамя, меч или оливковую ветвь.