Служители русской православной церкви. Звания в русской православной церкви. Чины чёрного духовенства

Священно- и церковнослужители.

Совершители Богослужения разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

1. Священнослужители — лица, над которыми было совершенно таинство Священства (рукоположение, хиротония), в котором они получили благодать Святого Духа совершать Таинства (епископы и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы).

2. Церковнослужители — лица, получившие благословение прислуживать в храме во время Богослужения (иподиаконы, алтарники, чтецы, певцы).

Священнослужители.

Священнослужители делятся на три степени: 1) епископы (архиереи); 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы .

1. Епископ — это высшая степень священства в Церкви. Епископ является приемником Апостолов, в том смысле, что он имеет те же полномочия в Церкви, что и апостолы Христовы. Он:

— предстоятель (возглавляющий) общества верующих;

— главный начальник над священниками, диаконами и всем церковным причтом своей епархии.

Епископ обладает всей полнотой священнодействия. Ему принадлежит право совершать все таинства. Напр., в отличие от священника он имеет право:

рукополагать священников и диаконов , а несколько епископов (одному нельзя) возводить нового епископы. Согласно учению Церкви, апостольская благодать (т.е. дар священства), принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереев от самых апостольских времен, и таким образом в Церкви осуществляется благодатная преемственность;

освящать миро для таинства Миропомазания;

освящать антиминсы ;

освящать храмы (священник тоже может освящать храм, но только по благословению епископа).

Хотя все епископы равны по благодати, для сохранения единства и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах еще 34-м апостольским правилом некоторым из епископов дается право верховного надзора над другими. Отсюда среди епископов различают: патриарха, митрополита, архиепископа, и просто епископа.

Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется патриархом , то есть первым из епископов (с греческого patria — семья, племя, род, поколение; и arcwn — начинающий, начальствующий). Однако в целом ряде стран — Греция, Кипр, Польша и других, предстоятель Православной Церкви носит титул архиепископа . В Грузинской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви, Ассирийской Церкви, Киликийской и Албанской предстоятель носит титул – католикос (греч. [кафоликос] — вселенский, всеобщий, соборный). А в Римской и Александрийской (с древности) – папа .

Митрополит (с греч. столичный) – это глава крупной церковной области. Церковная область называется – епархия . Епархия (греч. область; то же, что лат. провинция) – это церковно-адменистративная единица. В Римско-католической Церкви епархии называются — диоцезами. Епархия разделена на благочиния, состоящие из некоторого количества приходов. Если епархию возглавляет митрополит, то её обычно именуют – митрополия. Титул митрополита является почетным званием (как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви), следующим после титула архиепископа, а отличительной частью облачения митрополита является белый клобук и зеленая мантия.

Архиепископ (греч. старший епископ). В Древней Церкви сан архиепископа был выше митрополичьего. Архиепископ управлял несколькими митрополиями, т.е. был главой крупной церковной области и митрополиты, управляющие митрополиями, были подчинены ему. В настоящее время в Русской Православной Церкви архиепископ это почетный титул, предшествующий еще более почетному сану митрополита.

Епископ, управляющий небольшой областью называется просто епископом (греч. [епископос] — надзирающий, надсматривающий, контролирующий; от [епи] — на, при; + [скопео] — смотрю).

Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками при других, старших архиереях; такие епископы называются викарными . Вика́рий (лат. vicarius — заместитель, наместник) — епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному архиерею.

2. Вторую степень священства составляют священники (пресвитеры, от греч. [пресвиc] — старший; [пресвитерос] — старейшина, глава общины).

Среди священников различают белое духовенство — священники, не приносившие монашеских обетов; и чёрное духовенство — монахи, рукоположенные в священный сан.

Пресвитеры белого духовенства носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры . Пресвитеры черного духовенства носят название: иеромонахи, игумены и архимандриты .

Протоиерей (от греч. [протос иереис] — первый иерей) — звание, которое даётся священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Это звание не дает никакой власти; протоиерей имеет только первенство чести.

Старший иерей Патриаршего собора в Москве называется протопресвитером .

Иереи из монахов называются иеромонахами . Старшие из иеромонахов, которым обычно поручено управление монастырем, называются игуменами и архимандритами .

Игумен (греч. [игуменос] — ведущий) — начальник, предводитель монахов. В древности, и в настоящее время во многих Поместных Церквах, игумен это начальник монастыря. Изначально игумен не обязательно был священником, позже его стали избираться только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера. В ряде Поместных Церквей, звание игумен используется как иерархическая награда. В Русской Православной Церкви так было до 2011 года.

Архимандрит (греч. [архи] — бук. начальник, главный, старший; + [мандра] — овчарня, загон (место на выгоне или пастбище, огороженное изгородью, куда загоняют домашний скот, предназначенное для отдыха и дополнительной подкормки), т.е. в переносном смысле начальник духовных овец) — это начальник большого или важнейшего мужского монастыря. В древности так назывались лица, возглавлявшие несколько монастырей, напр., все монастыри епархии. В особых случаях это звание дается как иерархическая награда. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера.

3. Третью степень священнослужителей составляют диаконы , в монашестве — иеродиаконы . Диаконы не совершают Таинств, а только помогают епископам и священникам при их совершении. Старшие из диаконов в кафедральных соборах называются протодиаконами , а старшие из иеродиаконов в монастырях — архидиаконами . Эти звания означают, первенство чести, а не власти.

Церковнослужители.

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся:

иподиаконы (то есть помощники диакона);

чтецы (псаломщики);

певцы (дьячки);

алтарники (свещеносцы или пономари).

Виды Поместных Церквей .

Автокефа́льная Церковь (от греч. [автос] — сам + [кефали] — голова) — самостоятельная Православная Поместная Церковь, т.е. административно (канонически) полностью независимая от других Православных Поместных Церквей.

В настоящее время существуют 15 Автокефальных Церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской Православной Церкви, расположены в следующей иерархии чести:

Константинопольская Православная Церковь (более 2 млн чел.)

Александрийская (более 6,5 млн. чел.)

Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)

Иерусалимская (130 тыс. чел.)

Русская (50-100 млн чел.)

Грузинская (4 млн чел.)

Сербская (10 млн чел.)

Румынская (16 млн чел.)

Болгарская (около 8 млн чел.)

Кипрская (420 тыс. чел.)

Элладская (Греческая) (около 8 млн чел.)

Албанская (около 700 тыс. чел.)

Польская (500 тыс. чел.)

Чехословацкая (более 150 тыс. чел.)

Американская (около 1 млн чел.)

Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской.

Автономная Церковь (от греч. [автономия] — самозаконие) Поместная Православная Церковь входящая в состав Автокефальной Церкви, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной Автокефальной (иначе Кариархальной) Церкви в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии.

Зависимость Автономной Церкви от Кириархальной выражается в следующем:

— предстоятель Автономной Церкви поставляется предстоятелем Кириархальной Церкви;

— устав Автономной Церкви утверждается Кириархальной Церковью;

— Автономная Церковь получает от Кириархальной Церкви миро;

— имя предстоятеля Кириархальной Церкви возглашается во всех храмах Автономной Церкви перед именем её предстоятеля;

— предстоятель Автономной Церкви подсуден высшей судебной инстанции Кириархальной Церкви.

В настоящее время существует 5 Автономных Церквей:

Синайская (зависима от Иерусалимской)

Финская

Эстонская (зависима от Константинопольской)

Японская (зависима от Русской)

Самоуправляемая Церковь – это как Автономная Церковь только более крупная и с более широким правом автономии.

Самоуправляемые в составе Русской Православной Церкви:

Русская Православная Церковь Заграницей

Латвийская

Молдавская

Украинская (Московского Патриархата) (с правами широкой автономии)

Эстонская (Московского Патриархата)

Белорусская (де-факто).

Самоуправляемые в составе Константинопольской Православной Церкви:

Западноевропейский экзархат русских приходов

Украинская Православная Церковь в Канаде

Украинская Православная Церковь в США .

Экзарха́т (от греч. [экзархос] — внешняя власть) в современном православии и католицизме восточных обрядов — особая административно-территориальная единица, зарубежная по отношению к основной Церкви, либо специально созданная для окормления верующих данного обряда в особых условиях.

В православии Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) и чёрное духовенство (монашество)

Чины белого духовенства:

:

Алта́рник - именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинство священства , он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости - чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Чтец
(псало́мщик ; ранее, до конца XIX - дьячок , лат. lector ) - в христианстве - низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень
священства , читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.

Иподиа́кон (греч. Υποδιάκονος ; в просторечии (устар.) поддья́кон от греч. ὑπο - «под», «внизу» + греч. διάκονος - служитель ) - церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана - орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Диа́кон (лит. форма; разг. дья́кон ; др.-греч. διάκονος - служитель ) - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение - быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников.

Протодиакон
или протодьякон - титул белого духовенства , главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства.
Знаки отличия протодиакона - протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ ». В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане. Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Иере́й (греч. Ἱερεύς ) - термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык - священник. В Русской церкви используется как младший титул белого священника. Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.

Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς - «первосвященник », из πρώτος «первый» + ἱερεύς «священник») - титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.


Протопресви́тер - высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства , как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси.


Чёрное духовенство:


Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. ἱερο- - священный и διάκονος - служитель; древнерусское «чёрный диакон») - монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.
Иеромона́х
(греч. Ἱερομόναχος ) - в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.
Игу́мен (греч. ἡγούμενος - «ведущий», женск. игуменья ) - настоятель православного монастыря. Архимандри́т (греч. αρχιμανδρίτης ; от греч. αρχι - главный, старший + греч. μάνδρα - загон, овчарня, ограда в значении монастырь ) - один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος - «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви - лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей . Митрополи́т (греч. μητροπολίτης ) - первый по древности епископский титул в Церкви.
Патриа́рх (греч. Πατριάρχης , от греч. πατήρ - «отец» и ἀρχή - «господство, начало, власть») - титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором . mamlas в Чёрно-белый дух

Чем белое духовенство отличается от чёрного?

В Русской православной церкви существует определённая церковная иерархия и структура. Прежде всего, духовенство делится на две категории — белое и чёрное. Чем они отличаются друг от друга? © К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский .

Иерархия в православной церкви обладает большим количеством наименований (рангом). Человек, приходящий в церковь, встречается со священнослужителями, которые занимают определенные посты и несут ответственность, как истинные служители Всевышнего, за паству.

Церковная иерархия в православии

Православные чины

Бог-Отец разделил собственный народ на три типа, в зависимости от приближенности к Своему Царству.

  1. К первому разряду относятся миряне - рядовые члены православного братства, которые не облачились в духовный сан. Эти люди составляют основную массу всех верующих и принимают участие в молитвенных богослужениях . Церковь разрешает мирянам проводить обряды и в своих домах. В первые столетия христианства народ имел гораздо больше прав, чем сегодня. Голоса мирян имели силу при избрании настоятелей и архиереев.
  2. Церковнослужители - низший чин, посвятивший себя Богу и облачившийся в соответствующие одежды. Чтобы получить посвящение эти люди проходят обряд хиротесии (рукоположения) по благословению епископа. Сюда относят чтецов, пономарей (дьячков), певцов.
  3. Священнослужители - ступень, где стоят высшие клирики, образующие богоучрежденную иерархию. Для получения этого чина следует пройти таинство хиротонии , но только после нахождения некоторое время в более низком ранге. Белые одежды носит духовенство, которому позволено иметь семью, в черном - те, кто ведет монашескую жизнь. Только последним разрешается управлять церковным приходом.

О различных служителях церкви:

При первом же взгляде на духовенство понимаешь, что для удобства в определении чина различается одежда батюшек и святых отцов: немногие носят красивые разноцветные мантии, другие придерживаются строгого и аскетичного вида.

На заметку! Церковная иерархия является, как говорит Псевдо-Дионисий Ареопагит, прямым продолжением «небесной армии», в которую входят архангелы - ближайшие поданные Бога. Высшие чины, разделенные на три строя, через беспрекословное служение передают благодать от Отца к каждому из его детей, коими мы и являемся.

Начало иерархии

Термин «причет церковный» употребляется как в узком, так и широком смысле. В первом случае это словосочетание означает совокупность священнослужителей самого низкого ранга, не вписывающегося в трёхстепенный строй. Когда говорят в широком смысле, имеют в виду клириков (причетников), объединение которых составляет штат любого церковного комплекса (храма, монастыря).

Приход Православной церкви

В дореволюционной России их утверждала консистория (учреждение при епископате) и лично архиерей. Количество священнослужителей низшего ранга зависело от числа прихожан, ищущих общения с Господом. Причет большой церкви состоял из десятка диаконов и клириков. Чтобы совершить изменения в составе этого штата, архиерей обязан был получить разрешение от Синода.

Доходы причета в прошлые века складывались из платы за церковные требы (священнодействия и молитвы по нужде мирян). Сельские приходы, обслуживаемые низшими чинами, обеспечивались участками земли. Некоторые чтецы, пономари и певцы жили в специальных церковных домах, а в XIX стали получать жалование.

Для сведения! История развития церковной иерархии полностью не раскрыта. Сегодня с уверенностью говорят о трех степенях священства, тогда как о первохристианских именованиях (пророк, дидаскал) практически забыли.

Смысл и значение чинов отражали ту деятельность, которую авторитетно оглашала Церковь. Ранее братией и делами монастыря управлял игумен (предводитель), отличавшийся только наличием опыта. Сегодня обретение церковного ранга похоже на должностную награду, полученную за определенный период службы.

О жизни Церкви:

Пономари (дьячки) и клир

При возникновении христианства они исполняли роль сторожей храмов и священных мест. В обязанности привратников входило возжжение лампады при богослужениях. Григорий Великий называл их «хранителями церкви». Пономари распоряжались выбором утвари для обрядов, они вносили просфоры, освященную воду, огонь, вино, возжигали свечи, занимались уборкой алтарей, благоговейно мыли полы и стены.

Сегодня должность дьячка практически сведена к нулю, старинные обязанности теперь возложены на плечи уборщиков, сторожей, послушников и простых монахов.

  • В Ветхом Завете термин «клир» затрагивает низший чин и простой народ. В древности клириками становились представители племени (колена) Левия. Народом называли всех тех, кто не отличался «истинной» родовитостью.
  • В книге Нового Завета критерий нации опускается: теперь низший и высший чин может получить любой христианин, подтвердивший соответствие определенным канонам религии. Здесь повышается статус женщины, которой позволяется получить вспомогательную должность.
  • В древности народ разделяли на мирян и монахов, которые отличались большим аскетизмом в жизни.
  • В узком значении клирики - церковнослужители, стоящие на одной ступени с причетниками. В современном православном мире это наименование распространилось и на священников высшего ранга.

Первая ступень иерархии священнослужителей

В первых христианских общинах диаконами называли помощников епископа. Сегодня они служат слову Божьему, читая Священные Писания и возглашая мольбы от лица прихожан. Диаконы, всегда спрашивающие благословение на работы, кадят церковное помещение, помогают совершать проскомидию (литургию).

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств

  • Именование без уточнения указывает на принадлежность служителя белому духовенству. Монашествующий чин называется иеродиаконами: их одежды не отличаются, но вне литургий они носят черную рясу.
  • Старшим в ранге диаконата является протодиакон, которого отличает двойной орарь (длинная узкая лента) и фиолетовая камилавка (головной убор).
  • В древности было распространено давать чины диаконисс, задача которых состояла в ухаживание за больными женщинами, подготовке к крещению и помощи священникам. Вопрос о возрождении такой традиции рассматривался в 1917 г., но ответа не оказалось.

Иподиакон является помощником дьякона. В древнее время им не разрешали брать жен. Среди обязанностей находилась забота о церковных сосудах, покровах алтаря, который они же и охраняли.

Для сведения! В настоящем этот чин наблюдается только в богослужениях архиерея, которому иподиаконы со всем старанием прислуживают. Кандидатами на ранг становятся чаще студенты духовных академий.

Вторая ступень иерархии священнослужителей

Пресвитер (глава, старейшина) - общий канонический термин, объединяющий чины среднего порядка. Он имеет право совершать таинства причащения и крещения, но не обладает авторитетом ставить других священников на какие-либо места иерархии или даровать окружению благодать.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем

При апостолах пресвитеры часто именовались епископами - термином, обозначающим «блюстителя», «надзирателя». Если такой священник обладал мудростью и почетным возрастом, его называли старейшиной. В книге Деяний и Посланий говорится, что пресвитеры благословляли верных и председательствовали в отсутствие епископа, они оказывали поучение, совершали множество таинств и принимали исповеди.

Важно! РПЦ выдвигает правила, которые говорят о том, что сегодня эта церковная ступень доступна только монахам с богословским образованием. От пресвитеров требуют идеальной нравственности и возраста выше 30 лет.

В эту группу вносят архимандритов, иеромонахов, игуменов и протоиереев.

Третья ступень иерархии священнослужителей

До Церковного Раскола, произошедшего в середине XI века, две части христианства были едины. После разделения на православие и католицизм основы епископата (высшего чина) практически не отличались. Богословы говорят, что власть эти две религиозные организации признают могущество Бога, а не человека. Право управлять передается только после снисхождения Святого Духа в ритуале хиротонии (рукоположения).

Епископом в современной русской традиции может стать только монах

Христианский богослов по имени Игнатий Антиохийский, являющийся учеников Петра и Иоанна, положительно отнесся к вопросу о том, что в каждом городе необходим один епископ. Последнему должны беспрекословно подчиняться священники низших ступеней. Апостольское преемство, дающее право на церковную власть перед паствой, рассматривалось в качестве догмата в доктринах православия и католицизма.

Приверженцы последнего поддерживают безусловный авторитет Папы Римского, что формирует строгую иерархию епископов.

В православии власть отдается патриархам национальных церковных организаций. Здесь, в отличие от католицизма, официально принята доктрина о соборности иерархи, где каждые главы уподобляются апостолам, слушающим наставления Иисуса Христа и дающим распоряжение пастве.

Архиереи (архипастыри), епископы, патриархи обладают совершенной полнотой служб и администрирования. Этот чин имеет право на произведение всех таинств, рукоположения представителей других степеней.

Священнослужители, находящиеся в одной церковной группе равны «по благодати» и действуют в рамках соответствующих правил. Переход на другую ступень происходит во время Литургии, в центре храма. Это говорит о том, что монах получает символическое облачение безличностной святости.

Важно! Иерархия в православной церкви строится на определенных критериях, где низшие чины подчиняются высшим. В соответствии с рангом миряне, причетники, церковники и священнослужители имеют определенные полномочия, которые должны выполнять с истинной верой и беспрекословностью перед волей Высшего Творца.

Православная азбука. Иерархия церковная

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию. Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус. Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине - обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе - чтец) - ещё один представитель белого низшего духовенства. Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина. За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон - помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь. При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата. Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон - низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача - быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия. Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается. Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон - главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние - орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей - титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств - епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии - возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер - высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники - через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально - настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев. В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов. Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви - епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит - высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх - высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх. Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях. Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом. Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода. Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.