Цвета, оттенки и их сочетания в дизайне интерьера квартир. Лучшие цветовые сочетания для интерьера маленькой квартиры

Цветовое решение Вашего дома – один из важнейших элементов интерьера. Цвет присутствует во всех отделочных материалах и элементах убранства. На выбор цвета влияет психическое и эмоциональное состояние жильцов, их образ жизни и ожидания относительно своей квартиры. Человек может воспринимать свой дом, как место расслабления, уединения и покоя, может искать в нем вдохновение или же мощный заряд энергии, которого хватало бы на целый рабочий день.

Помимо этого при выборе основного цвета, как правило, это цвет стен, следует иметь в виду взаимосвязь цвета с размером помещения, его назначением и функциональной нагрузкой, а так же учитывать остальные элементы интерьера, такие как цвет пола, мебели, текстиля и аксессуаров.

Для начала, рассмотрим основные помещения в квартире с точки зрения их функциональности и определим наиболее удачные цветовые решения интерьера.

Гостиная

Гостиная в “густонаселенной” квартире, является местом постоянного пребывания всех членов семьи с целью отдыха, поэтому цветовое решение ее должно быть ясным, спокойным, способствующим хорошему настроению – здесь могут быть использованы золотистые, желто-зеленые, серо-голубые, серо-зеленые и другие теплые и холодные цвета малой и средней насыщенности. В малонаселенных же квартирах и больших усадебных домах, гостиная используется относительно редко – главным образом для вечернего отдыха и приема гостей. Поэтому она может решаться в насыщенных тонах, способствующих приподнятому праздничному настроению (например, пурпурном, синем, фиолетовом или охре).

Кухня

Кухню традиционно решают в светлых тонах, что дает возможность поддерживать ее в надлежащем санитарном состоянии. Наиболее желательными для кухни цветами стен являются разбеленный голубой или сине-зеленый, создающие впечатление прохлады, простора и чистоты.

В небольших квартирах, где кухня служит одновременно и столовой, можно применять и более насыщенные оттенки, причем цвет некоторых элементов может быть весьма интенсивным. При этом светлое кухонное оборудование красиво выделяется на темном фоне и кухня выглядит нарядной.

В кухне будут уместны все «съедобные» цвета, которые вызывают положительные ассоциации. Но помните, что сочетания желтого и оранжевого с красным отлично стимулируют аппетит и могут быть причиной переедания. Если хотите держать вес под контролем, используйте в интерьере кухни зеленый, салатный, мятный или фисташковый цвета, а модные шафрановые аксессуары добавят теплоты и уюта.

В квартирах – студиях кухня является частью жилого пространства и должна быть более строгой и формальной, в данном случае, чем зона кухни будет нейтральней, тем лучше. Контрастные решения оставьте для зоны отдыха.

Спальня

Спальня, как правило, это место отдыха и релаксации. Основная задача – создать атмосферу полного спокойствия. Ей отвечают теплые спокойные, достаточно разбеленные желтые и голубые тона. Если в спальне размещено еще и рабочее место (комната школьника или студента), то рекомендуются светлые серо-зеленые, серо-голубые и другие нейтральные цвета, способствующие сосредоточенному умственному труду.

В супружеской спальне непременно должно найтись место для романтики и страсти. Окраска всех стен в красный цвет – не самый удачный вариант, а вот украсить стену за изголовьем кровати, хороший выход из положения. Дело в том, что лежа в кровати, эту часть комнаты практически не видно, и она не будет мешать засыпанию, но зато вне кровати эта стена будет притягивать взгляд и настраивать на романтический лад. Можно за изголовьем кровати наклеить обои с интенсивным, но не раздражающем рисунком, разместить яркую картину или постер, выкрасить эту стену в более насыщенный оттенок нежели основной цвет стен (сочетание песочного цвета и шоколадных оттенков), или наоборот выбрать контрастный цвет (приглушенный бордовый или сиреневый, разбеленный розовый, золотистый оранжевый). Выбранный для изголовья цвет можно поддержать в аксессуарах и текстиле, но в более спокойных оттенках.

Спальня для людей преклонного возраста должна быть решена в спокойных тонах, без резких контрастов. В этой комнате люди находятся длительное время, поэтому ее колорит должен способствовать спокойствию и уюту.

Детская

Комната для детей должна создавать радостную атмосферу, стимулирующую их жизнедеятельность. Однако, несмотря на тягу детей к ярким насыщенным цветам, их применение в детской комнате должно быть умеренным, так как установлено, что эти цвета при длительном воздействии на ребенка сильно действуют на психику и утомляют. Рекомендуется окрашивать детскую в спокойные приглушенные тона (белые, разбеленные зеленые, охристые, голубые, серые), а в интерьер включать яркие коврики, покрывала, обивку мебели, дверки шкафов и др.

По мере роста ребенка следует уменьшать количество ярких деталей, поскольку мозг ребенка уже не так сильно нуждается во внешней стимуляции и требует все больше спокойствия для переработки информации и осмысления увиденного и пережитого за день. И не забывайте, что комната малыша должна «расти» вместе с ним и отвечать потребностям маленького жильца.

Кабинет

В кабинете сосредоточенному умственному труду способствуют спокойные коричневые, бежевые, зеленые и серые цвета.

Прихожая

Прихожая и коридоры это, как правило, помещения ограниченных размеров, где не хватает дневного света. Для зрительной корректировки этих недостатков их стены решаются в светлых тонах, создающих некоторую иллюзию более обширного помещения.

Светлые обои с горизонтальными полосами применяют для зрительного удлинения пространства. Вертикальный рисунок создает впечатление более высокого помещения.

Санузел

Очень важное помещение в любой квартире. Здесь мы начинаем новый день, здесь же мы готовимся ко сну и очень важно понять, какую смысловую нагрузку будет нести это помещение в нашей жизни. Если вам трудно просыпаться и по утрам вы чувствуете себя разбитым, не бойтесь использовать в санузле яркие и жизнерадостные цвета. Оранжевый и салатный подарят вам заряд бодрости и помогут настроиться на рабочий день.

Если же вам наоборот трудно засыпать, ванна должна стать местом релаксации и покоя. Уместны будут сочетания бежевого и кофе с молоком, оттенки песочного и шоколадного цветов, все приглушенные оттенки теплых цветов.

Санитарный узел обычно имеет незначительные размеры, поэтому для создания впечатления несколько большего простора его стены окрашивают (или облицовывают) чистыми, очень разбеленными красками, а вот определенное настроение создается уже декором и аксессуарами.

Спальня — место, где особенно важно создать атмосферу комфорта, расслабленности, уюта. Здесь мы отдыхаем, и необходимо, чтобы цвет помещения способствовал этому отдыху, а не провоцировал напряжение или беспокойство.

Для того, чтобы правильно подобрать цвет, необходимо представлять как те или иные цвета действуют на нервную систему человека, какие чувства и ощущения вызывают. Правильно подобранная цветовая гамма поможет наладить сон, что в итоге положительно скажется на самочувствии и работоспособности.

Сочетания цветов и оттенков

Известно, что подбором цветовых сочетаний можно исправить дефекты помещения, например, визуально приподнять потолок, «раздвинуть» стены, создать ощущение простора или наоборот, уменьшить комнату, добавить тепла или прохлады. Кроме того, некоторые сочетания способны благотворно влиять на нервную систему, успокаивать, гармонизировать, а другие оказывают возбуждающее действие. Все это необходимо учитывать при выборе цвета для спальни.

Прежде всего, необходимо определиться, цвета теплой или холодной гаммы использовать.

  • К теплой относят часть спектра от красного до желтого со всеми промежуточными оттенками — их используют обычно в помещениях, выходящих окнами на север и северо-восток.
  • Холодными считаются цвета противоположной части спектра, от голубого до фиолетового, они используются в помещениях, выходящих окнами на южную и юго-западную стороны.

Сложные цвета, такие как зеленый, фиолетовый могут относиться как к холодным, так и к теплым, в зависимости от дополнительных тонов, входящих в их состав. Сине-зеленый и сине-фиолетовый — холодные цвета, а вот желто-зеленый и красно-фиолетовый — теплые. Черный, белый и серый считаются нейтральными, и не несут в себе ни “теплой”, ни “холодной” составляющей.

Теплые цвета обладают способностью зрительно уменьшать помещение, холодные же, наоборот, немного его расширяют. Дизайнеры используют это при оформлении интерьеров, приближая или отдаляя определенные детали с целью создания максимального декоративного эффекта.

Например, подходящий цвет для спальни маленького размера — бело-голубой. На фоне голубых стен будет хорошо смотреться белая мебель, на которой могут быть контрастные вставки синего цвета. Постельное белье в таком случае также может быть белым — это облегчит интерьер и зрительно увеличит комнату.

Цветовая гармония

В дизайне существует такое понятие, как цветовая гармония. Цвет сам по себе и тот же цвет в соседстве с другим цветом может выглядеть по-разному. В некоторых сочетаниях он будет выразительным, а в других — блеклым. Гармоничным считается такое сочетание цветов, при котором каждый выглядит наиболее эффектно. Гармония цветов может быть построена на принципе нюанса или контраста.

Нюанс. Гармония, основанная на нюансах одного цвета, достигается использованием близких цветов или оттенков одного цвета. Обычно это мягкие, пастельные цвета. Если используется один цвет, то сочетаются поверхности с разной его насыщенностью. Например, поверхность стен — светло-бежевая, а мебель — темно-коричневая. Обычно нюансную гармонию применяют в помещениях небольшого размера.

Контраст. Подобрать цвет для спальни можно, основываясь на принципах контрастной гармонии. Сочетают контрастные цвета, числом не более трех в одном помещении, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на зрение и не утомлять нервную систему. Как правило, используют два контрастных цвета — как основной и дополнительный, с возможным добавлением третьего как акцентного. В качестве пары основной-дополнительный можно использовать, например, такие:

  • синий — оранжевый
  • синий — желтый
  • белый — черный

При этом можно брать как сами эти цвета, так и их оттенки.

Совет: При выборе цветовых сочетаний вам помогут веера-пантоны с образцами цветовых оттенков, имеющиеся в каждом магазине, продающих краски, а также в мастерских дизайнеров. По ним легко определить, какие именно оттенки будут хорошо сочетаться друг с другом, а каких следует избегать. Для тех же целей можно использовать компьютерные программы, разработанные для дизайнеров и художников.

Фэн-шуй

В каждой из мировых культур есть свои традиции оформления жилого пространства, нацеленные на создание максимального комфорта и удобства. Использование таких традиций может помочь создать атмосферу, которая будет наиболее благоприятной для самочувствия. Последние десятилетия набирает популярность японское учение по устройству интерьеров — фен-шуй. В нем учитываются все нюансы — и расположение предметов по сторонам света, и их цвет.

Цветовое решение для спальни в учении фен-шуй имеет свои особенности.

  • Спальня, выходящая на Восток и Юго-Восток, должна быть выдержана в сочетании зеленого и коричневого цветов.
  • Спальня, окна которой ориентированы на Юго- или Северо-Запад, окрашивается в коричневый и темно-желтый тона.
  • Южные окна в спальне обязывают выбирать в качестве основного красный цвет или его оттенки.
  • Спальня с окнами на Север окрашивается в оттенки синего.
  • Если окна смотрят на Запад или Северо-Запад — спальню окрашивают в белый цвет.

Влияние цвета

На выбор цвета для спальни оказывает существенное влияние его воздействие на нервную систему человека, поэтому данный вопрос необходимо рассмотреть подробно.

  • Красный

Это очень энергичный цвет, он ассоциируется с нижней, физической чакрой, ответственной за продолжение рода. Он связан с сексуальной активностью, и способствует ее проявлениям. Поэтому использовать красный цвет в спальне нужно очень умеренно, большое его количество может вызывать раздражение и утомить.

Преобладание красного цвета в комнате может поднять давление, участить дыхательный ритм и сердцебиение. Красный в спальне подходит для активизации и сохранения страсти супругов, но его не должно быть много, лучше использовать спокойные красные оттенки.

  • Оранжевый

Более подходящий цвет для спальни — оранжевый. Это теплый цвет, который способствует расслаблению, особенно если он разбавлен белым. Оранжевый — цвет второй чакры, связанный с удовольствием. Самый приятный для глаз и нервной системы — персиковый оттенок.

  • Желтый

Цвет третьей чакры, отвечающий за самоуважение и осознание себя в социуме. Теплый, ясный цвет, способствующий гармонизации нервной системы. Оказывает небольшое стимулирующее действие.

  • Зеленый

Цвет сердечной чакры, ассоциирующийся с нежностью, любовью, материнским теплом. Это цвет, наиболее полезный для глаз, позволяющий снижать их утомляемость. Нервная система успокаивается, кровяное давление снижается, уменьшается частота сердечных сокращений.

Зеленый считается одним из самых благоприятных цветов для отдыха и расслабления, при этом наилучшим выбором будут природные, мягки оттенки: оливковый, зелено-серый, болотный. Слишком большое количество зеленого может угнетать нервную деятельность, поэтому его обязательно нужно разбавлять другими тонами.

  • Синий и голубой

Если вы сомневаетесь, сможете ли правильно подобрать цвет для спальни, остановите свой выбор на голубом или синем, цветах пятой и шестой чакр, отвечающих за духовность. Эти оттенки являются лучшим вариантом — в спальне создается ощущение покоя, безмятежности, простора, прохлады.

Цвет неба и воды является природным, положительно влияет на психическое состояние и подходит для интерьеров любого стиля. Имейте ввиду, что в синей спальне должно быть хорошее освещение, желательно также, чтобы она выходила окнами на юг. Белая мебель поможет придать интерьеру легкость и воздушность.

  • Фиолетовый

Седьмая, верхняя чакра отвечает за связь с божественным началом, и имеет фиолетовый цвет. Это сложный цвет, требующий осторожности в использовании. Особенно деликатно следует обращаться с темным фиолетовым, способным угнетать работу нервной системы. В то же время светлые, разбеленные тона помогут создать в спальне возвышенную, немного мистическую атмосферу, а сочетание с белым поможет визуально увеличить ее объем.

  • Белый

Традиционно это цвет чистоты, бесконечности, невинности. Он вобрал в себя всю палитру цветов, и имеет освежающее воздействие на нервную систему. Белый помогает зрительно увеличить помещение, создать ощущение легкости, воздушности.

Выбирая цветовое решение для спальни, стоит остановиться на белом, если комната имеет небольшие размеры. Но необходимо продумать, какой именно оттенок цвета использовать. Белый может быть холодным и теплым. Первый вариант подойдет для спален с южными окнами, второй — с северными.

  • Коричневый и бежевый

Природные оттенки коричневого, включая бежевый и песочный, позволяют создать спокойную атмосферу, приближенную к природе. Светлые бежевые тона сочетаются с любыми другими, и могут быть хорошим фоном как для белой, так и для темно-коричневой мебели. Коричневые оттенки вызывают чувство защищенности, надежности, основательности. Слишком темные тона коричневого могут угнетать психику, поэтому их необходимо дополнять светлыми оттенками.

Бежевый — прекрасный выбор цвета для спальни, он подарит уют и покой. Дополненный желто-коричневым или серо-коричневым тоном, бежевый будет смотреться очень элегантно. Его также можно сочетать с другими цветами по вашему выбору. К этой же группе цветов можно отнести цвет древесины венге — это очень темный коричневый оттенок африканского дерева, иногда практически черный. Часто мебель в спальне изготавливают из древесины венге, которая очень выигрышно смотрится на бежевом фоне.

  • Серый

Вопреки распространенному мнению, серый также является подходящим цветом для спальни. Он абсолютно нейтрален, что позволяет сочетать его с любыми другими цветами и оттенками.

Добавление белого или черного тона меняет насыщенность серого, благодаря чему даже монохромная спальня не будет казаться скучной, а, кроме этого, это дает широкие возможности для визуального исправления дефектов помещения — те части стен или потолка, которые нужно отдалить, открашивают в светло-серый цвет, а те, которые необходимо приблизить — в темный.

Добавлением цветных аксессуаров можно очень быстро и без больших затрат изменить настроение серой спальни, и даже его температуру: теплые тона внесут ощущение тепла, холодные — прохладу.

Выбирая цвета, которые вы будете использовать, нужно представлять себе интерьер в целом, и то, как данный конкретный цвет в него вписывается.

  • Мебель, отделочные материалы, текстиль, декоративные элементы — цвета всех предметов в комнате должны гармонично сочетаться.
  • Нейтральные тона мебели и аксессуаров упростят создание гармоничного интерьера.
  • Рекомендуется подобрать цвет для спальни из натуральной палитры цветов — зеленый, бежевый, коричневый, оранжевый. Это поможет создать спокойную атмосферу, способствующую расслаблению.
  • В маленьких помещениях в качестве основных используйте светлые тона, в больших — более насыщенные, темные. Чтобы «приподнять» невысокие потолки используйте рисунок из вертикально направленных полос на обоях.
  • Цвет стен зависит не только от выбранного тона, но также и от фактуры поверхности, на которую он нанесен. Иногда достаточно изменить фактуру, чтобы получить нужный оттенок.

Если у вас возникли затруднения с выбором цветовой гаммы для спальни, обратитесь к специалистам-дизайнерам, которые помогут вам создать комфортный и элегантный интерьер.

Продумывая дизайн любого интерьера, следует внимательно подойти к подбору цветовой гаммы. Именно она оказывает мощное психоэмоциональное и энергетическое влияние на человека. Поэтому важно выбрать именно те цвета, которые привнесут гармонию в атмосферу дома. В этом процессе необходимо грамотно использовать сочетание цветов в интерьере: таблица гармоничных комбинаций поможет даже обычное помещение превратить в абсолютно безупречное место.

Основные правила сочетания цвета с другими цветами в интерьере

Создавая дизайн нужно отталкиваться не только от своих предпочтений, но и следовать определенным правилам. Их соблюдение обеспечит результат более высокого уровня. Многие специалисты развивают на этом базисе целую науку колористического оформления помещений.

Основные опорные моменты следующие:

  • правильно выбранная основа – фундамент дальнейшего декорирования;
  • все цвета делятся на две группы – холодная и теплая гамма, что обязательно учитывается при их комбинировании;
  • большому помещению придадут уют теплые тона;
  • маленькая площадь зрительно увеличится за счет холодной палитры;
  • при выборе оттенков для дизайна кухни следует помнить об утверждении, что одни цвета способны повысить аппетит, а другие наоборот будут его угнетать;
  • цветовая палитра спальни должна способствовать отдыху – как моральному, так и физическому;
  • выбор тонов для гостиной подбирается таким, чтобы удовлетворить большинство предпочтений;
  • выбор стиля – это определяющая основа, какие цвета нужно использовать;
  • желательно все продумать как можно основательнее: цвет способен видоизменить общую картину, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Стилевые сочетания цветов и их влияние на настроение человека

Каждому стилю присущи определяющие тона, поэтому применяя в дизайне определенное стилевое направление, следует учесть соответствия, приведенные в таблице:

Стиль Цвет
Прованс Светло-розовый, молочный, голубой
Эко – стиль Болотный и коричневый
Барокко Пастельные тона
Классический Обязательное присутствие белого
Хай-тек Серый металлик, черный, белый
Модерн Коричнево-бежевый, синий, зеленый
Минимализм Черно-белый
Футуризм Белый, лимонно-желтый, ультрамариновый, салатовый
Пин ап Светло-розовый и теплый желтый
Кантри Песочный, светло желтый, коричневый
Лофт Оранжевый, красный, синий, зеленый

Следование этим зависимостям не даст допустить грубую ошибку в процессе работы.

Не стоит также забывать о влияниях, оказываемых определенными цветами:

Оттенок Влияние на настроение человека
Оттенки желтого и зеленого Оптимизм, спокойствие, умиротворение, уменьшение усталости, расслабление
Пастельные тона желтого, бежевый Создание уюта, душевного спокойствия, принятие компромиссных решений
Бирюзовый Ощущение легкости, свежести
Голубой Спокойствие, умиротворение, хороший сон
Желтый и оранжевый Теплота, уют, тонус всего организма, стимуляция активных участков мозга
Белый Отличный фон для любого дизайнерского решения, чистота, порядок, вдохновение, но его обилие приносит холодность в помещение
Черный Подходит для графических видов интерьера, может придать мрачность, угрюмость
Серый Всегда выглядит по-деловому, независимо от применения ярких акцентов

Цветовой круг сочетания цветов: основной принцип использования

Для удачного подбора дизайна любого помещения используют круг сочетания цветов. Его структура состоит из 12 секторов. Каждый сектор содержит один цвет, а точнее все его оттенки. Градуирование происходит от светлого тона в центре и до темного на краю круга.

Спектр начинается с трех основных цветов: синего, желтого и красного. Далее, при их смешивании появляются вторичные оттенки: фиолетовый, зеленый и оранжевый. Соответственно, далее происходит смешивание вторичного и первичного колера, и в итоге получаются третичные сочетания.

Используя этот круг можно подобрать цветовую палитру нескольких различных направлений:

  1. Однотонный тип.
  2. Комплементарное сочетание.
  3. Гармоничный тип.

Однотонный тип основывается на использовании одного лишь цветового сегмента. Сочетание цветов между собой здесь происходит от светлого до темного оттенка одного цвета. Такой монохромный подход встречается довольно редко. Не всегда получается обойтись без каких-либо контрастных вкраплений.

Комплементарное сочетание дает очень качественное, яркое оформление. Используя цвета, диаметрально противоположные, создаются небольшие композиции, но очень эффектно ставятся нужные акценты. Например, по этому принципу используются такие пары:

  • сочетание бирюзового цвета в интерьере с красным;
  • сочетание фиолетового цвета с желто-зеленым;
  • сочетание в интерьере зеленого цвета с красно-фиолетовым.

Классические варианты сочетаний: основа из трех и четырех цветов

Гармоничный тип основан на использовании одного основного, двух поддерживающих и одного дополнительного – черного или белого цвета.

Основной вариацией такого подхода считается триада. Сочетание цветов цветового круга основывается на использовании 3 равноудаленных колеров. На фото сочетаний цветов в интерьере можно отметить выбор одного главного и 2 поддерживающих оттенков. Такое соединение встречается часто не только в работах, сделанных человеком, но и в дикой природе. Это доказывает абсолютную правильность его использования.
Как вариант многие рассматривают аналоговую триаду. Берут 3 цвета, расположенные рядом на круге. Один – главный, второй – поддерживающий, третий – акцентирующий. В дальнейшем на основе этого принципа выстраивается очень правильная дизайнерская линия.

Отдельно нужно упомянуть о контрастной триаде. Здесь требуется взять основной цвет и найти его диаметрально противоположный. Но в сочетание к главному добавить не его, а два соседние к нему цвета. В итоге получится более мягкое, не сильно кричащие использование тонов.

Существуют правильные сочетание на основе не только трех цветов, которые называют триадами, но и на основе четырех. Известна прямоугольная схема, в которой цвета являются попарно комплементарными. В этом варианте 1 – главный, а остальные вспомогательные. Например, удачными для сочетания бежевого цвета в интерьере с другими цветами являются голубой, коричневый, изумрудный.

Еще один вариант направит на хорошее решение: использование цветов по принципу квадрата. Такое действие схоже с предыдущим, но отличие лишь в том, что цвета равноудалены между собой.

Сочетание цветов в интерьере: таблица, основные правила и направления

Для создания модного образа своего жилища нужно иметь элементарное понятие о сочетании цветов. Применение цветового круга не всегда легко в использовании. Поэтому часто прибегают к помощи определенных таблиц, в которых не нужно что-то высчитывать самим, а все уже подобрано специалистами. Поэтому можно без труда определить наиболее оригинальное сочетание цветов в интерьере гостиной или в другой комнате.

Такие таблицы могут быть представлены в виде большого набора цветов, между которыми отмечено степень сочетаемости. Самостоятельно соединив два оттенка, уже видно стоит ли использовать именно их или же нужно задуматься о более правильном выборе.

Существуют и такие таблицы, которые содержат уже готовые решения. Это собрание четырех тонов, которые наиболее удачно комбинируют между собой. Использовав такие простые примеры можно без труда подобрать наиболее гармоничный вариант для любого помещения. Их построение все также основывается на цветах круга сочетания цветов.

Некоторые таблицы слева содержат основной базовый оттенок, расположенный вертикально. Далее, есть несколько цветовых рядов: возможные оттенки того же цвета, возможные оттенки других цветов и несколько контрастных оттенков.

Примеры табличных сочетаний

Сочетание бирюзового цвета в интерьере с другими оттенками в виде готовых таблиц могут быть представлены с определенными названиями, как например, «мечты о лете», «встреча в кофейне», «лаймовый поцелуй» и др. Этот цвет способен выделить мягко и ненавязчиво нужные детали помещения. Разнообразие его оттенков от темной лазури до нежного аквамарина дает широкое поле для действий дизайнерам.

Сочетание зеленого цвета в интерьере также можно найти в виде готовых решений. Если, например, взять светло-зеленый оттенок, то отличный результат получится при использовании его с баклажанным, фиолетовым, бордовым, теплым желтым и оранжевым оттенком. Последнее время весьма популярен нежный мятный тон, который отлично гармонирует с белым, серебристым и светло-коричневым тонами.

Если за основу взять глубокий и насыщенный темно-зеленый, то он уже будет сочетаться с холодными оттенками красного, лимонно-желтого. Темно-оливковый оттенок стен хорош в сочетании в интерьере цветов штор и обоев темно-коричневого или белого оттенка с контрастными акцентами розового.

Используя такие нехитрые готовые таблицы сочетаний, результат интерьирования любого помещения будет очень хорошим, даже без дополнительной помощи специально обученных дизайнеров.

Сочетание цветов в интерьере кухни: фото удачных идей

Качественно продуманные составляющие дизайна кухни дадут наиболее позитивный результат. Тут во внимание нужно брать отделку стен, потолка, пола, выбранную мебель. Основным критерием отбора вышеперечисленных параметров будет цветовая гамма.
В этом вопросе специалисты чаще всего приходят к такому решению: если стены выполнены в ярких, вызывающих тонах, то кухонная мебель должна быть исполнена в спокойно-постельных красках. И наоборот.

Часто используют оформление кухонных гарнитуров «под дерево». В этом случае хорошее сочетание цветов в интерьере с коричневым цветом дадут кремовый, розовый, ярко-голубой, зеленый и бежевый. Опираясь на выбор такой палитры можно распределить понравившиеся цвета между отделкой разных частей помещения.

Последнее время особой популярностью пользуются кухни в стиле хай-тек. Базовый цвет такого дизайна – серый. Несмотря на то, что он считается скучным и сугубо деловым, прекрасное сочетание цветов с серым в интерьере у темно-розового, красного, фиолетового и ярко-синего.

Важные правила при планировании кухонного интерьера

Создание дизайна определенной линии основано на нескольких правилах:

  • выбрав основной цвет и его дополняющие, следует помнить, что на разных поверхностных фактурах он может смотреться по-разному;
  • контрастные цвета очень часто используются для зонирования помещения;
  • для того, чтобы разнообразить однотонный интерьер, прибегают к помощи рисунков, линий, геометрических фигур.

Статья по теме:

Покраска стен в квартире: дизайн, фото примеров, модные тенденции, советы профессионалов

Профессиональные советы для тех, кто делает ремонт своими руками. Подготовка стен под покраску. Выбор трендовых цветов и фактур.

Желая иметь броский и немного вызывающий дизайн, используют контрастные цвета. Но при оформлении всегда нужно чувствовать тонкую грань, иначе можно не избежать безвкусицы. Использование контрастных акцентов всегда делает обстановку яркой и впечатляющей. Например, сочетание цветов голубого и металлика ярко оттенит черный. Даже учитывая то, что он глубокий, строгий и печальный, в эту триаду он впишется замечательно.

Полезный совет! Основной базой для выбора палитры должен стать следующий тезис: мебель всегда темнее стен, но светлее пола.

Пример использования основного бирюзового тона и двух дополняющих светло желтого и синего

Плюс к этому нужно помнить следующие соответствия:

  • оранжевый сочетается с синим и серым;
  • красный – с белым, серым и черным;
  • желтый – с фиолетовым;
  • голубой – с персиковым;
  • сиреневый – с зеленым.

После этого выстраивается полная гамма цвета кухни. Фото сочетаний цветов также показывают, что глянцевые поверхности расширяют насыщенность, глубину тонов, а матовые – наоборот. Используя этот факт можно эффектно сыграть на разнообразии предлагаемых материалов и достичь наиболее желаемого результата.

Сочетание цвета с другими цветами в интерьере гостиной

Прямо пропорциональная зависимость интерьер-предназначения располагает к правильному подбору цветов гостиной комнаты. Если она используется только для приема гостей и семейных посиделок, то лучше всего будет использовать оттенки, способствующие длительному общению, неторопливому и естественно текущему отдыху, проведению веселого мероприятия. Эта комната задает общий баланс красоты и уюта в доме, поэтому требует повышенного внимания при оформлении.

Полезный совет! Красные тона с золотом дадут ощущение праздника, зеленый и оливковый – тягу к интеллектуальным играм и чтению. Сочетание цветов фиолетового цвета и, например, серого расставит определенные акценты и оживит дружеские посиделки.

Но не всегда центральная комната дома или квартиры может использоваться только по прямому своему предназначению. Очень часто она выгодно совмещает в себе еще и функции спальни.

В этом случае хозяевам приходится находить идеальный компромисс в дизайнерском решении. В зависимости от темперамента можно подобрать хорошие варианты. Не стоит, однако, забывать о влиянии цвета на сон и отдых. Более сдержанные тона, сочетания бежевого цвета в интерьере, бирюзового, лавандового, изумрудного и лазурного дадут ощущение полного релакса в спальне и в то же время будут гармонично смотреться в гостиной.

Если стены бежевого цвета – сочетание цветов в интерьере гостиной будет нетрудным выбором для хозяев. Ведь базовый бежевый оттенок – идеальная основа для практически любого цветового решения. Можно подобрать массу вариантов любого направления. Таким подходом очень часто пользуются в силу его универсальности.
В ситуации использования одного помещения для различной функциональной нагрузки приводит к необходимости его четкого зонирования.

Чтобы избежать излишней перегрузки пространства различными стеллажами, нишами или ширмами правильно будет применить цветовую палитру для распределения территории. Такая тактика очень часто применима и славится хорошими откликами о себе. Ведь как приятно находиться в помещении, в котором и свободно и в то же время все четко структурировано.

Фото сочетаний обоев двух цветов в гостиной четко демонстрируют возможность зонирования помещения для увеличения его функциональности. И в то же время придает ему особенную черту. Красиво подобранные тона при этом приеме сделают интерьер оригинальным.

Сочетание цветов в интерьере спальни: цвета и удачные комбинации

Ни для кого не секрет, что хороший правильный отдых – залог здоровья. Для обеспечения этой важной части жизни каждого человека требуется помещение максимально удовлетворяющее его индивидуальные потребности.

Дизайн спальни необходимо разработать так, чтобы он был комфортным, приятным и располагал к отдыху. Таблица сочетания цветов в интерьере даст возможность подобрать нужные варианты. В зависимости от личных предпочтений используются холодные или же теплые тона, часто прибегают к помощи так называемого выбеления цвета. Такая практика делает любимый ярко-кричащий оттенок более подходящим для комнаты отдыха.

При выборе нужно помнить, что количество цветов не может превышать 7, при этом берется во внимание все: цвет потолка, мебели, аксессуаров и т. д. Процент ярких тонов – 10. Чем больше присутствует цветов для оформления, тем менее яркими они должны быть.

Яркий стиль в спальне: правильное тоновое решение

Фото сочетаний цветов в интерьере спальни показывает, что использование даже глубокого красного цвета хорошо подходит для создания современного дизайна. Такой вариант понравится людям с активной жизненной позицией. Если же немного разнообразить этот цвет, то можно получить другой очень модный вид, который основывается на терракотовом оттенке.

Основываясь на таких тонах, многие часто прибегают к использованию золотистых вкраплений. Очень хороший результат даст тандем красного и темно-зеленого. Глубины и важности спальне придаст сочетание золота с коричневым оттенком.

Если нравится красный цвет, но хочется более спокойной атмосферы, то можно смело использовать алый или цвет охры. Комбинированием с базовыми цветами пастельного характера можно добиться и яркого акцента, и благочестивой глубины.

Использовать цвет бодрости и веселья – оранжевый в спальной комнате нужно с осторожностью. Он подходит многим активным и подвижным людям. Такие его родственные тона, как тыквенный или мандариновый идеально подойдут для доминирующей окраски. Хорошо смотрятся в сочетании с цветом слоновой кости или бежевым.

Если выбор однозначно пал на желтый цвет, то здесь нужно подойти к вопросу очень осторожно. Специалисты дизайнерских компаний не советуют применять его как локальный. Правильнее всего будет применить грушевый или кукурузный оттенок.

Стоит обратить внимание, что желтый это цвет бодрости, поэтому его не рекомендуется использовать для оформления спальни людям с проблемами со сном

Покой в спальне: как этого добиться с помощью цвета

Большинство людей склонно воспринимать спальную комнату как центр спокойствия и умиротворения, поэтому не используют при ее оформлении ярких насыщенных цветов. Выбор чаще всего приходится на пастельные тона. Именно они способствуют практичному отдыху и полноценному восстановлению физических и эмоциональных сил.
Голубой цвет идеально подходит для оформления комнат отдыха. Его смело ассоциируют с водой, ее природной чистотой. По таблице сочетания цветов он хорошо смотрится с естественно природными оттенками дерева и бежевым.

Прилив бодрости и чистоту мыслей в полном объеме обеспечит зеленый цвет. Используя его как базовый при оформлении комнаты, легко добиваются такого эффекта. Чтобы комната не казалась немного скучной или угрюмой можно комбинировать этот цвет с такими нейтральными оттенками, как белый или светло-бежевый.

Сочетание коричневого цвета в интерьере с бежевым, зеленым или фиолетовым придаст некоторую таинственность. В комнате будет уютно и спокойно. Именно коричневый оттенок выбирают приоритетным, а остальные будут выполнять вспомогательную роль.

Многие пастельные оттенки очень хорошо сочетаются между собой, поскольку они взаимно дополняют друг друга. Бежевый, кремовый и абрикосовый несут положительную энергетику. Часто выступают основой дизайнерской линии и хорошо оттеняются другими цветами, выступающими в роли ярких контрастных акцентов.

Стилевым решением хай-тек будет сочетание цветов с серым цветом в интерьере. Идеально он будет смотреться с вышеупомянутым красным. Очень распространено в последнее время соединение в одну смысловую картину серого и сиреневого цветов. Превосходно такое соединение будет оттеняться мебельным гарнитуром белого или же темно-коричневого цвета.

Сам по себе серый оттенок способен сыграть двоякую роль при любом оформлении. Где нужно он подчеркнет яркость другого, а где нужно может приглушить. Создать комфортную атмосферу в спальне ему помогут также такие цвета, как синий, зеленый, розовый или бежевый.

Обратите внимание! Сочетание серого цвета в интерьере хорошо вписывается в различные стилевые решения. Именно поэтому он пользуется большим спросом у владельцев современных квартир.

Сочетание цветов в интерьере спальни могут быть различными, но существуют и такие моменты, которых следует избегать. Например, контрастные решения немного неуместны. Такие варианты, как оранжевый с фиолетовым, желтый с синим, зеленый и лиловый не подойдут для интерьера комнаты отдыха. Их сочетания очень пестрые и вызывающие, не дадут возможности расслабиться и отдохнуть. Поэтому продумывая каждый шаг нужно правильно анализировать ситуацию и выбирать гармоничные сочетания.



Цвет - это важная составляющая интерьера. Говоря об интерьере, нельзя не затронуть вопрос цвета или колорита помещения, поскольку ключевые аспекты дизайна интерьера так или иначе связаны с цветом. Например, подбор материалов для стен, пола, потолка, выбор мебели, текстиля - все это подразумевает не только выбор фактуры, но и цвета.

Начиная работу над проектом, важно заложить определенные цвета и цветовые комбинации для того чтобы в результате интерьер получился приятным для глаз, комфортным с точки зрения эмоционального состояния прибывающих в нем людей и согласовывался с функцией помещения.

Работая над дизайн проектом интерьера, мы, дизайнеры, включаем в него цветовую палитру и делаем это не случайно, а осознанно. Выбор цвета для данного конкретного пространства обусловлен многими факторами: начиная от вкусовых предпочтений нашего заказчика, включая назначение помещения, характер освещенности и заканчивая пониманием того, какие эмоциональные и физические реакции вызывает то или иное цветовое сочетание.

Дизайнер интерьера способен с помощью цвета зрительно расширить пространство или, напротив, визуально его сократить, а также задать направление движения нашему взгляду, то есть акцентировать внимание наблюдателя на том или ином предмете интерьера.

Использование ярких колористических акцентов добавляет оптимизма и цвета интерьеру, подчеркивая тот или иной предмет обстановки. Особенно эффектно такие цветовые пятна смотрятся на нейтральном фоне.

Воздействие цвета

Воздействие цвета на состояние человека нельзя игнорировать, поскольку он влияет на наше настроение и здоровье. Знания по цветоведению оказывают существенную помощь дизайнеру в создании и поддержании желаемой целевой установки, а значит и гармоничной среды для жизни, отдыха и какой-либо деятельности.

Что такое целевая установка? Всякий раз дизайнер работает над конкретным помещением. Если это спортзал - цель: сохранение физического тонуса, если он имеет дело с учебным заведением, то его цель стимулировать умственную деятельность, если же это SPA салон, то логично создать в нем спокойную релаксирующую обстановку. Фото интерьеров (ниже) демонстрируют как с помощью использования того или иного цвета можно создать определенную атмосферу в помещении.

Стоит помнить о том, что свет и цвет неразрывно связаны между собой. Цвет комнаты зависит от того, на какую сторону обращены окна. В северных и восточных комнатах меньше естественного освещения, поэтому они кажутся темнее и холоднее, в то время как южные и западные помещения получают больше света и в целом выглядят светлее и теплее. Более того, цвет изменяется в течение суток, поскольку утром солнечный свет более холодный, а к вечеру он более теплый.

Как формируются цвета

Существует такое понятие как трехкомпонентность смешения цветов, которое хорошо иллюстрирует цветовой круг Гёте. Последовательность цветов в круге такая же как и в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый). Основных или первичных цветов в круге три: красный, желтый и синий. Они лежат в основе всех остальных цветов. Зеленый, фиолетовый, оранжевый - дополни­тельные или вторичные цвета, которые образуются путем смешения трех основных цветов. Третичные цвета или цвета третьего порядка: желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и сине-зеленый - результат смешения первичных и вторичных цветов. Их название говорит само за себя.

Теплые и холодные цвета

В зависимости от того, как цвета воздействуют на нашу нервную систему, их разделяют на две группы: холодные и теплые цвета. Если цветовой круг условно разделить по вертикали пополам, то его левая половина будет содержать холодные цвета, а правая - теплые.

Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их производные. Теплые цвета в интерьере также называют активными - они раздражающе действуют на наш зрительный аппарат. Так, красный цвет стимулирует к действию, однако долгое пребывание в комнате с красными стенами может истощить силы находящихся в ней людей и снизить их работоспособность.

Холодные цвета: зеленый, голубой, синий, сине-зеленый, а также их производные. Холодные или пассивные цвета успокаивают нашу нервную систему, оказывают расслабляющее, благоприятное воздействие на органы зрения. В частности, тонизирующий зеленый цвет уместен в помещениях, сопряженных с процессом обучения и умственным трудом, так как он снимает зрительное напряжение.

Когда в интерьере происходит преобладание холодных оттенков, колорит комнаты можно отнести к холодному, если доминируют теплые оттенки - мы имеем дело с теплым колоритом. Кроме того, теплые и холодные цвета могут использоваться в равном соотношении, как бы уравновешивая друг друга.

Сочетание цветов

Среди дизайнеров существует негласное правило по использованию цвета в интерьере: чем цвет ярче, насыщеннее или темнее, тем его должно быть меньше. Светлые нейтральные цвета можно использовать практически без ограничений.


Насыщенный цвет вполне применим к стенам, мебели и предметному наполнению помещения, однако его желательно уравновешивать более нейтральными оттенками текстиля или декора. Распространенный дизайнерский прием, когда в яркий цвет окрашивается одна-две стены комнаты, в то время как другие имеют более спокойный пастельный колорит либо нейтральный белый цвет.

В дизайне интерьера могут использоваться контрастные или нюанстные цветовые сочетания. Нюансное соотношение цветов характеризуется отсутствием четких контрастов и резких цветовых переходов. Контрастное сочетание основано на ярко выраженных переходах от светлого цвета к темному.

Нюансные сочетания рекомендуются для помещений, предназначенных для отдыха или сна: спальных, детских и комнат для людей преклонного возраста. Считается, что резкий контраст утомляет наш зрительный аппарат. Контрастные сочетания уместны в помещениях, где происходит активная деятельность: гостиная, кухня. С помощью контрастных сочетаний, однако, удается создавать интересные, яркие, запоминающиеся интерьеры.


Интерьер комнаты может быть монохромным или одноцветным. К монохромным относятся не только черно-белые интерьеры, но и те, колорит которых основан на одном цвете и его оттенках ("моно" означает один, "хромос" - цвет). При этом белый цвет вполне может присутствовать в монохромном интерьере.


Цвет является основной эстетической составляющей любого интерьера. Это наиболее простой и в тоже время основополагающий, а также очень эффективный способ преображения пространства. Он, в купе с освещением, способен визуально расширить или уменьшить помещение, сделать акцент на том или ином предмете, создать определенное настроение и даже повлиять на физическое состояние человека. Знания о цвете и о сочетании цветов необходимы дизайнеру чтобы создавать не только запоминающиеся интерьеры, но и комфортную жилую среду в доме.

Повышение жизненного уровня, требований к своему жилью создают совершенно новую ситуацию – миллионы людей более не могут быть удовлетворены отделкой интерьеров, сводящейся к оклейке первыми встреченными бумажными обоями и белой окраске потолков. Это вызывает огромный массовый интерес к проблемам и решениям дизайна интерьера, появление новых журналов и сайтов по этой теме. Одна из ключевых составляющих проекта интерьерного дизайна – разработка его цветового решения.

Цветовое решение интерьера оказывается необходимым всегда, вне зависимости – проводится ли минимальный декоративный ремонт или масштабная реконструкция, оформляется ли новое здание, или хозяйка вешает новую штору. Любой элемент интерьера имеет свой цвет и вносит вклад в производимое им впечатление.

Оптимизация цветового решения интерьера – самый общедоступный путь повышения эстетичности интерьера. Для него не нужно проводить перепланировок, заново размещать оборудование, укладывать отделочный камень и дорогую керамическую плитку. Эстетичность интерьера может достигаться всего лишь грамотным применением краски нужного тона и эквивалентных по своей стоимости отделочных материалов.

И, наконец, цвет интерьера оказывает самое ощутимое психологическое и физиологическое действие на человека, на условия жизни людей, облегчая или усложняя их. В зависимости от той или иной окружающей цветовой гаммы, человек может длительно сохранять активный позитивный настрой, либо быстро прийти к нервному расстройству. Кроме того, он может по-разному воспринимать окружающие звуки и температуру. Цветность весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние. Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости. В светлом, цветном и ярком окружении особенно нуждаются дети. Другой крайностью была бы цветовая перегрузка интерьера – хаотичное, беспорядочное, утомительное и неорганизованное многоцветие.

Неисчерпаемость возможностей цвета, с таким успехом используемая во всех видах искусств, порой наталкивает на мысль, что в архитектуре цвет используется еще недостаточно, несмотря на то, что применение цвета в архитектуре имеет давние традиции. История знает множество ярких примеров прямой и наглядной связи цвета с архитектурными решениями, глубокого понимания его художественной роли, удивительной гармонии цветовых сочетаний при создании архитектурных образов. Одним примеров высокопрофессионального, но в тоже время – общедоступного и привычного интерьера являются станции метро. Их создатели сумели превратить узкое, подземное сооружение в светлое, иллюзорно открытое и просторное помещение, где посетители чувствуют себя очень комфортно.

Цвет в композиции интерьера

Интерьер, замкнутое пространство – специфическая светоцветовая среда, не похожая па пленер. В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации. А цветной фон природы всегда гармоничен, здесь возможна чистота тонов, немыслимая в интерьере. Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. «Дисциплинировать» такое многоцветие не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний. Цвет в интерьере рассматривается на близком расстоянии, иногда вплотную. В интерьере необходима эмоциональная насыщенность среды – там источники эстетических переживаний нужно программировать и создавать.

Интерьер не просто окрашивают или оформляют, а задумывают в цвете. Цвет через материал-цветоноситель органически связан с архитектурно-пространственной формой и непосредственно участвует в ее создании.

Цветовые средства композиции

Цвет, в том числе и в интерьере, обладает множеством характеристик, которые по общим признакам можно объединить в две группы. К первой группе относятся основные свойства цвета, вторая включает свойства, обусловливающие его психофизиологическое воздействие.

Цветовой тон – первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света. Именно его называют – красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Создавая нужное впечатление, тона преобразуют, меняя яркость, чистоту, фактуру, насыщенность краски, добавляя иные пигменты и тона.

Яркость . В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого. Белый цвет почти обязательно присутствует в интерьере, как цвет потолка, переплетов, откосов. Осветление интерьера повышает освещенность, выявляет тонкие оттенки. Черный цвет применяется относительно редко – для расстановки акцентов. Серые цвета очень популярны как спокойный, нейтральный фон стен.

Чистота и насыщенность цвета – близость цвета к чистому спектральному, без примесей белого или черного. В красках – процентное содержание чистого хроматического пигмента.

Фактура поверхности . В интерьере нельзя говорить о цвете вообще, безотносительно его материалу. Совершенно по-разному воспринимаются черный полированный камень и черное сукно, красный бархат и красная бумага. Их резко отличает фактура – мера гладкости и отражающих свойств материала. Изменение фактуры полностью меняет вид материала – полировка камня, пропитка паркета мастикой. Различают три вида фактур.

  • Матовая поверхность – мелкопористая, шероховатая, равномерно рассеивающая свет. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т.д.
  • Глянцевая, бликующая поверхность. Это фактура эмали, лака, линолеума, пластмассы, кафеля. Ей присущ и своеобразный шелковый блеск.
  • Блестящая поверхность – отражающая окружающие предметы. Это фактура стекла, зеркала, полированного камня и металла.

Присутствие в интерьере больших блестящих поверхностей придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует его. Необходимый минимум цветовых впечатлений в спокойном интерьере офиса может реализоваться введением цветовых элементов, живописных полотен.

Свойства цветов

Цвет иллюзорен при его зрительном восприятии, безгранично изменчив в зависимости от окружающей обстановки, от освещения, соседства других цветов, местоположения, фактуры, величины окрашенной площади, расстояния до наблюдателя, времени воздействия на него. Изменяясь сам, цвет меняет и восприятие среды – зрительно сокращает или удлиняет помещение, подчеркивает или скрадывает объемность форм, выделяет или скрадывает, вызывает ощущение теплоты, сухости, холода или влаги.

Многочисленные исследования психологов показали, что одни и те же цвета и их сочетания вызывают у людей близкие, объективно действующие эмоциональные реакции. Восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим характером, вызываемыми ассоциациями и общепринятой символикой.

Главная характеристика цветов – их активность. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь – красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Описание психологического действия цветов, их символики приведено в отдельной статье. При этом нужно учитывать, что воздействие цвета отчасти субъективно и зависит от окружения (черный цвет стен ассоциируется с трауром, черный цвет автомашины – с благородством). Кратко основные психологические свойства цветов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Характе-
ристика цветов по ассоциации / Цвета
теплые холод-
ные
легкие тяже-лые отсту-
пающие
высту-
пающие
возбуж-
дающие
угнета-
ющие
успокаи-
вающие
Спектральные:
красный + + + +
оранжевый + + +
желтый + + + +
желто-зеленый + + +
зеленый + + +
зелено-голубой + + + +
голубой + + + +
синий + + +
фиолетовый + + + +
пурпурный + + + +
Ахроматические
белый +
светло-серый +
темно-серый + +
черный + +

Среди ахроматических выступают как более броские белый и черный. Отступают серые. Иллюзорное расположение цветных поверхностей, связанное с их пространственными свойствами, может быть изменено заменой фактур. Всегда, когда в композиции используются пространственные свойства цветов, необходимо учитывать взаимозависимость всех характеристик – броскости, фактурности, весомости, взаимного местоположения в пространстве.

Цветовые закономерности композиции

Придать стройность и порядок хаосу цветов и предметов, соответственно задаче управлять ими можно, лишь опираясь на цветовые закономерности композиции. При этом отбор используемых средств сугубо индивидуален.

В интерьере цвета воспринимаются не сами по себе, а как свойства реальных предметов. Однако существуют и природные закономерности абстрактных цветосочетаний. Реализуя проект, их нужно рассматривать, в первую очередь, переходя от цвета и цветосочетании, цвета и света, цвета и объёмных форм, к цвету и материалу, цвету и функции. В целом цветовая композиция занимает свое место, как часть архитектурной композиции с ее закономерностями – отношениями и пропорциями, ритмом, контрастом, нюансом, масштабностью, соразмерностью и соподчиненностью.

Структурные закономерности сочетаний цвета

Главное условие гармонии – упорядоченный, целостный характер сочетания цветов, определяемый их структурными закономерностями.

Как правило, в интерьере главное соотношение цветов – цвета ограждающих поверхностей, иные – дополнительные и соподчиненные. Возможны простые и сложные соотношения, где мера сложности зависит от количества сочетаемых цветов, их характеристик, управляющих ими закономерностей. Важна также форма сопоставления цветных поверхностей:

  1. Непосредственное касание локальных цветов на четко различимой границе
  2. Сопряжение с размытой границей как радуга, многоцветность неба и моря, градации цвета, обусловленные рассеянным освещением.
  3. Соприкасание с разделяющим контуром, как в цветных витражах.
  4. Сопоставление фигуры и фона с четкой или размытой границей (самый распространенный случай). В интерьере такие сопоставления наиболее важны практически.
  5. Загораживание друг друга цветными плоскостями, не имеющими общей границы (анфилада помещений, видимая сквозь дверные проемы).
  6. Сопоставление цветов, не имеющих общей границы, но воспринимаемых одновременно.
  7. Сопоставление цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих одновременно в поле зрения.
  8. Особые случаи – смешение цветовых точек, полос, переплетение сеток.

Поиск системы гармоничных соотношений цвета опирается на свойства композиции и закономерности цветосочетаний – контраст цветов; гармонию рядов; условия объединения и расчленения цветов; цветовую гамму и тональность; особенности восприятия цветосочетаний.

В достижении целостного и гармоничного соотношения цветов по их основным свойствам большую роль играют общие закономерности архитектурной композиции : тождество, подобие, метр, ритм, симметрия, асимметрическое равновесие, контраст, нюанс. Они управляют соотношениями цветовых тонов, светлоты, чистоты, насыщенности, фактурности, пространственными, весовыми и температурными свойствами, а также взаимным местоположением цветных элементов.

Участок сетчатки быстро привыкает к интенсивному цвету, так что цвет этот как бы сереет. Поэтому интерьеры оформляют в средне и малонасыщенных цветах; при использовании для основных поверхностей насыщенных цветов их сочетают с дополнительными цветами, восстанавливающими чувствительность сетчатки. Самым утомительным является фиолетовый цвет, за ним – синий и красный, самый благоприятный – зеленый. Явление привыкания зрения к интенсивному цвету создает эффект последовательного контраста (в отличие от одновременного при непосредственном взаимодействии цветов). Контрасты – очень эффективный инструмент, позволяющий обогащать композицию, используя цвет в разном соседстве. Последовательным контрастом можно повысить активность малонасыщенных цветов в помещениях, воспринимаемых последовательно. Для этого достаточно соседствующие интерьеры решить в дополнительных или близких к ним цветовых тонах. Решая два или несколько соседствующих помещений в одинаковых или близких цветовых тонях, можно понизить активность насыщенных цветов.

Равноступенный ряд по цветовому тону, яркости, чистоте и насыщенности – это простейшая закономерность, основанная изменении одной из характеристик цвета. Ряд из цветовых тонов, плавно переходящих друг в друга, расположенных строго последовательно в порядке спектра и замкнутый в виде круга – называют цветовым кругом. Он признается всеми исследователями как первооснова и даже символ цветовой гармонии, служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины контрастов, нюансных и контрастных гармоний, делению цветов по «температурному» и «весовому» признаку.

При смешении двух дополнительных тонов (т.е. расположенных противоположно в круге и при смешении создающих серый цвет) образовываются дна ряда: однотональный по чистоте и насыщенности с переходом от цветового тона к серому; двухтональный переходом от одного дополнительного цветового тона до другого, через серый промежуточный. Ряд между двумя не дополнительными тонами будет, соответственно, трехтональным. Ряд, образованный цветовыми тонами разной яркости, лежит перпендикулярно цветовому кругу.

Объединение цветов – первый шаг к поиску гармонии. Цвета могут объединяться, обладая общими признаками: размещением, близостью характеристик, подобием тонов, чистоты, насыщенности, фактуры, ассоциаций и воздействия. При сочетании одни будут восприниматься как фигура, другие – как фон. Иногда цвета объединяются по одному свойству и одновременно расчленяются по другому.

Эстетика цвета требует, прежде всего, выразительности цветовых контрастов, их значимости в композиции. Контраст может создаваться:

  • по яркости тона – между светлым и темным;
  • по цветовому тону – между цветом и его дополнительным;
  • по насыщенности – насыщенный хроматический и ахроматический цвет;
  • по чистоте – от чистого цветового тона к темно-серому;
  • по фактурности – между матовым и блестящим; по ассоциациям:
  • пространственным – выступающие / отступающие цвета;
  • температурным – теплые / холодные цвета;
  • весовым – легкие / тяжелые цвета; по активности воздействия – активные / пассивные, возбуждающие / угнетающие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрастов по другим характеристикам, причем общая степень контрастности соотношения цветов определяется суммарным значением всех видов контрастов. В зависимости от различия характеристик возможны большой, средний и малый контрасты. Величина цветового контраста исчисляется расстоянием между тонами по цветовому кругу, так большой контраст соответствует углам 110 до 180 градусов круга.

Цветовая гамма и тональность

Цветовая гамма – это совокупность цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. В любом интерьере, прежде всего, важна цветовая гамма основных поверхностей. В целом цветовая тональность композиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности. Тональное объединение цветов создает целостность сочетания, исключает хаотичность и пестроту. На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Общая тональность гаммы достигается:
– составлением гаммы оттенков одного цветового тона разной яркости и насыщенности;
– близостью по цветовому тону всех цветов гаммы;
– решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по площади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;
– количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;
– оптическим смешением различных цветовых тонов, в том числе и полярных;
– созданием гармоничной системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов.

Психологическое воздействия сочетаний цвета

Ранее упоминалось психологическое восприятие отдельных цветов. Однако фактически человек всегда воспринимает сложную цветовую среду, не отдельные цвета, а их сочетания. Воздействие контрастов на человека может быть столь значительно, что иногда его приходится нормировать. Большие контрасты вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. При их избытке возникает ощущение пестроты, крикливости или резкости сочетаний.

Малые контрасты образуют спокойные, малоактивные, целостные сочетания, вызывающие чувство единства. Близость характеристик сочетаемых цветов действует объединяюще. Малый контраст по светлоте делает менее заметными членения поверхности и границы плоскостей, усложняет восприятие объемности формы.

Сочетание двух не дополнительных цветов при среднем и малом контрасте по цветовому тону имеет свои особенности. Например, сочетание светло-зеленого и синего вызывает чувство пассивности и холода; желтого и красного – радости; красного с золотым – торжественности, значимости; красного и синего – динамичности; красного и фиолетового – беспокойства; красного и желто-зеленого – активности; желтого и желтовато-зеленого – свежести; желтого и сине-зеленого – успокоенности.

Очень активно воспринимаются сочетания цветных тонов с ахроматическим (черно-серо-белым) тоном. Сочетание красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строго; красного и белого – дисгармонично; желтого и черного – броско; желтого и белого – вяло, мягко, неброско; синего и черного – мертвенно; синего и белого – прохладно, чисто; синего и серого – строго.

Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый цвет рядом с холодным кажется еще теплей. Холодный цвет в сопоставлении с более холодным теплеет, а с менее холодным становится еще холодней. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, а, располагаясь над легким, вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.

Цвет и свет

Свет и цвет нераздельны, сам интерьер – пространство, ограниченное освещенными цветными поверхностями и их свойства – цветовой тон, светлота, насыщенность, чистота, фактурность, психологическое воздействие цвета и интерьера в целом полностью зависят от освещения. Свет определяет восприятие цвета и цветосочетаний, но и цвет влияет на освещенность. Эстетические упущения в организации освещения могут зрительно деформировать или полностью разрушить архитектурную форму, исказить цветовое решение.

Основной естественный источник белого света – прямые солнечные лучи и атмосфера (диффузное освещение). Главная особенность белого света – непостоянство спектра и яркости.

Проходящие через окна прямые солнечные лучи создают в интерьере определенный психологический тонус, приподнятое, радостное настроение, разнообразят цветовую среду помещения, вызывают живописную игру оттенков, света и тени, яркие блики и цветные рефлексы. Вносят веселый беспорядок в цветовую гармонию и искажают в силу сильных световых контрастов восприятие соотношения цветов, образовывают резкие светотени, чрезмерно подчеркивающие объемность предметов. Этот постоянно меняющийся, трудно управляемый мир зависит от движения солнца в течение светового дня по часам и минутам, времени года, географической широты, климатических особенностей погоды и множества причин. Рассеянный дневной свет имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не создает густых теней, выявляя подлинную форму пространства.

Главное преимущество искусственного белого света (от ламп накаливания и газоразрядных ламп) – стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения интерьера. Недостаток ламп накаливания – преобладание в их спектре желтых лучей.

Обычно при свете ламп накаливания теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) – светлеют; тепло-зеленые не изменяются; холодные (зеленые, голубые, синие и фиолетовые) – темнеют; темно-синие становятся трудноотличимы от черных, светло-желтые – от белых. Неразличимы также сочетания светло-желтого с белым, холодного зеленого с голубым. Сочетание желтого с голубым может выглядеть как сочетание желтого с зеленым.

Однако и само естественное освещение в разных условиях различно по спектральному составу и, следовательно, обладает различным оттенком белого цвета – у прямого солнечного света теплый оттенок, а у света, отраженного от северной полусферы неба, – холодный. Свет заходящего солнца – желто-оранжевый, а при определенном состоянии атмосферы огненно-красный. Это необходимо учитывать, подбирая цветовую гамму интерьера.

Мера освещенности – важнейший фактор восприятия интерьера. Впечатление парадности, праздничности, торжественной приподнятости создает освещенность в 150–200 лк. Освещенность в 20–30 лк при любом цветовом решении – угнетающая (как бы ни были прекрасны залы пещер, в темноте там неуютно).

На восприятие цвета очень сильно влияет положение локального светильника, создающего тени и массу градаций освещенности.

Первичный отражатель прямых солнечных лучей или рассеянного света – пол. Поэтому его цветовой тон, светлота, насыщенность и фактура активно воспринимаются, хорошо различимы, играют большую роль в общей освещенности помещения. Темный пол гасит избыток света, светлый – делает свет раздражающим или повышает освещенность при недостаточном ее уровне.

Цветной свет открывает возможности создания интересных цветовых эффектов, совершенно недоступных цвету материалов, пигментов и красящих составов. Назовем некоторые такие эффекты: яркая светоцветовая картина интерьера, воспринимаемая в вечернее время через прозрачный витраж извне, световые подцветки архитектурных форм, струй фонтанов, светоцветовое сопровождение при исполнении музыки, цветные блики и т.д.

Очень важная особенность света-цветоносителя – возможность вариантности при сохранении стабильности, динамической смены, в частности, по специально разработанному режиссерскому плану.

Связь цвета и формы

Выбор цвета для каждой формы, как уже говорилось, многосторонне обусловлен, но кроме этого, цвет может активно содействовать выявлению характерных особенностей формы, либо по необходимости цветом маскировать, изменять, иллюзорно исправлять форму. В частности, цветовое и световое решение интерьера может:

  • особенности и своеобразие пространственной структуры интерьера и его величину;
  • плоскостной или выпукло-вогнутый характер очертания стен, пола и покрытия;
  • степень объемности колонн, простенков, проемов, ниш, мебели и оборудования;
  • линейную форму карнизов, тяг, поручней, обрамлений проемов;
  • членение пространства, ограждающих поверхностей и объемных форм;
  • пластику и выразительность линий сопряжения стен с полом и потолком;
  • соучастие цвета каждой из плоских, линейных и объемных форм в выявлении особенностей пространства.

Цвет и линия

Интерьер полон длинномерных линейных элементов: это плинтусы, поручни, наличники, стыки облицовок, бордюры, переплеты и т.п., некоторые, как филенки и рамки создаются одним только цветом. Многие из них обладают большой эстетической ценностью как самостоятельный элемент и как специфическое средство выражения различных свойств других форм. Таковы – элементы светильников (люстр, бра, торшеров), рисунок барьерных и лестничных поручней, усиленный чистым, насыщенным, сильно контрастным к окружению цветом, с неожиданными сочетаниями прямых и изогнутых, горизонтальных и наклонных линий, образующих энергичные изгибы и пересечения, – воплощение пространственной пластики, выраженной языком линий и обогащенной языком цвета. В этом смысле чрезвычайно характерны винтовые лестницы с их объемно-пространственным ритмическим характером, зубчатой или уступчатой линией торцов марша, веерообразным разворотом ступеней и спиралью поручней. Этот рисунок динамичен, и постоянно изменяется по мере движения человека.

В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень активным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по световому и цветовому тону. В композиционном отношении линейная форма, усиленная цветом во взаимодействии с тусклым фоном, может активно выявлять структуру пространства, фиксировать внимание на структурных элементах, формирующих интерьер, для направления зрительного движения членить поверхности подчеркивать ритм и масштаб. Выбор ее цвета определяется самим характером линейной формы, тем, что она выражает, ее значением в композиции.

Узкие, но ярко окрашенные выступы дверных коробок, обрамляющие полотна многочисленных дверей в коридорах, создают эффект цветовой новизны и подчеркивают ритм их размещения.

Весьма впечатляющи тонкие оконные переплеты из анодированного черного и золотистого металла в сочетании с большими нерасчлененными плоскостями полированного стекла.

Тонкая цветовая или черная линия может использоваться для членения цвета. Черный контур хорошо подчеркивает очертание цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкасании и одновременно облегчает их гармонизацию; препятствует взаимному контрастному окрашиванию; в роли контурной сетки придает композиции плоскостной характер; допускает любые сочетания цветов подобно витражу.

Выбирая цвет в соответствии с особенностями геометрического вида формы, в каждом конкретном случае нужно учитывать свойства материала, функцию и общее композиционное решение, отдавая предпочтение главному в данном случае фактору.

Так, поручень лестницы должен выглядеть теплым и гладким. Если он выполнен из дерева, его нельзя окрашивать в слишком насыщенные или несвойственные дереву цвета, скажем, в зеленый или синий.

Цвет в интерьере часто играет и серьезную функциональную роль. Например, ступени и особенно их кромки необходимо окрашивать в хорошо различимые цвета, чтобы пользующиеся лестницей люди не спотыкались. Цвет плинтусов и цоколей должен быть обязательно увязан с цветом пола и т п.


По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.