Кисть для патины. Патинирование – великолепный способ состаривания мебели своими руками. Искусственная патина: состаривание краской

В предыдущей статье мы налядно показали весь декоративной мебельной опоры из ABS-пластика.

Следует уделить отдельное внимание таким процессам, как окрашивание и патинирование изделия.

Покраска.

Перед тем, как произвести окрашивание, необходимо прочно закрепить деталь на верстаке. Для этого можно использовать обычный скотч.

Также нужно настроить определенным образом и сам краскораспылитель:

  • давление
  • уровень подачи краски
  • размер факела

Все это важно для получения наилучшего конечного результата. К примеру, давление влияет на размер дисперсии (разброс материала). Оптимальное давление: 2-3 бар.

В нашем эксперименте использовался краскораспылитель с диаметром сопла 1,6мм. Для полиуретановой краски и грунта допускается использование сопла диаметром от 1,4 мм до 2 мм. Это в большей степени зависит от характеристик ЛКМ, вязкости. Для крупных деталей лучше использовать сопло с большим диаметром, для маленьких - с меньшим соответственно.


Разберем последовательно процесс окрашивания:

1. Первое, что необходимо сделать-п роизвести легкую шлифовку поверхности заготовки по всем плоскостям, для чего используется шлифовальная губка Р 150 — 180,тщательно обеспылить заготовку.

2. Нанести пигментный полиуретановый грунт краскопультом.

Использованные материалы:

  • Грунт -TU 229/13: 100%
  • Отвердитель -TH 780-40%
  • Разбавитель - DT 452 -30%

Грунт наносится в 1 слой. Вес мокрого слоя: 120 - 140 г/м ².

3. После того, как мы нанесли грунт, ему надо дать высохнуть.

  • Время сушки: 2 часа
  • Температура: 20°С
  • Влажность воздуха: 45 - 70%

4. Губкой произвести шлифовку под «финишный» слой.
Важно помнить, что шлифовка осуществляется перед нанесением следующего слоя, максимальное время между шлифованием и нанесением пленкообразующего слоя - 4 часа.

5. Путем распыления нанести матовую эмаль.

Использованные материалы:

  • Эмаль ПУ- TZ 9925/ХХ -100%
  • Отвердитель- TH 720-50%
  • Разбавитель- DT 452-30%

Эмаль наносится также, как и грунт в 1 слой. Вес мокрого слоя: 120- 140 г/м ².

6. Дать эмали высохнуть.

  • Время сушки: не менее 6 часов
  • Температура: 20°С
  • Влажность воздуха: 45-70 %

Предлагаем наглядно посмотреть процесс покраски декоративных элементов:

Стоит отметить, что существует множество технологий и приемов процесса покраски .

Декоративные элементы окрашиваются в несколько приемов. Это вызвано тем, что детали обладают большим количеством граней. Поэтому, чтобы их не "залить", приходится производить окраску постепенно. К примеру, кухонные фасады окрашиваются с 4 сторон, в 4 приема соответственно.

Производить окраску можно как "от себя", так и "к себе". В данном случае это индивидуально и все зависит от удобства.

При приеме окрашивание "к себе", рука инстинктивно опускается ниже по мере приближения к телу. Этого никак нельзя допускать и стараться держать краскораспылитель на одной высоте относительно детали. Это особенно важно при нанесении лака, уровень которого будет виден на уже готовом изделии.

Пистолет нужно держать под наклоном, а не перепендикулярно к заготовке. Это поможет избежать "отбоя" краски от поверхности детали.

Покраску желательно проводить под разными углами, так как следует учитывать особенности поверхности того или иного материала. Аналогично, кстати, надо наносить и патину, к примеру, на пористую поверхность.

Окрашенная поверхность должна бликовать, выглядеть, словно покрытая лаком. После высыхания краски поверхность примет ровный матовый оттенок.


Патинирование.

Для начала разберемся, что такое патина . Это налет, который образуется на поверхности изделия естесственным или искусственным образом.
(Рекомендуем пользоваться .)

Как же правильно нанести патину на заготовку?
Ответ дает мастер компании Sayerlak : "Патина, словно пыль, оседающая на поверхности естественным образом. Наносится она распылением на поверхность".

Рассмотрим подробно технологию патинирования:

1. После того, как краска высохла необходимо произвести легкую шлифовку в местах, где предполагается нанести патину. Для чего подойдет шлифовальная губка или скотч-брайт.

2. Для нанесения патины используется обычный пвневматический краскораспылитель.

Использованные материалы:

  • Патина ХР 1981/ХХ - 1
  • Разбавитель (ацетон) - 1: 5

Вес мокрого слоя: 50 - 80г/м².

3. Дать слою патины немного просохнуть.
Важно не передержать, в противном случае патину будет сложно удалить с изделия.

  • Время сушки: 10 минут
  • Температура: 20°С
  • Влажность воздуха: 45 - 70%

4. Удалить лишний слой патины можно скотч-брайтом или специальной губкой.

Скотч-брайт , возможно более удобен в обращении. Это мягкий словно войлок абразивный материал лучше проникает в углубления на заготовке, и значительно мягче удаляет патину с поверхности, нежели наждачная бумага или металлическая вата.

5. Нанести акриловый лак при помощи пневматического краскораспылителя.

Использованные материалы:

  • Лак -TL 0351/00
  • Отвердитель-TH 0908/00-25%
  • Разбавитель-DT 0139/00-30%

Лак наносится в 1 слой. Вес мокрого слоя: 120- 140 г/м²

6. Произвести финальную сушку изделия.

  • Время сушки до полировки: 5 часов
  • Время сушки до складирования: 10 часов
  • Температура: 20°С
  • Влажность воздуха: 45 - 70%

Мы предлагаем Вам посмотреть процесс патинирования:

Выбрать и приобрести декоративные элементы для мебели Вы можете, воспользовавшись .

Если Вам необходима более подробная информация по применению декоративных элементов, чертежам, а также технологическим процессам пожалуйста любым удобным для Вас способом.

Патинирование – это техника «состаривания» поверхности металла или дерева, которая достигается путем нанесения красителей на основе различных кислот. В результате изделия приобретают особый шарм, дух старины. Рабочие поверхности перед проведением манипуляций приводят в порядок, затем обрабатывают специальной грунтовкой из баллончика, позволяющей краске лучше закрепиться на поверхности. Патинирование металла требует времени и терпения, о том, как нанести краску-патину на поверхность и какой эффект можно получить, рассмотрим далее.

Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.

Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:

  • патина понравившегося вам цвета (в порошке);
  • жидкий растворитель;
  • кисть (размер 2-3) или губка;
  • небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
  • изделие из металла, которое вы хотите декорировать.

Обратите внимание на технику безопасности!Средства для патинирования подразумевают работу с химическими окислителями, растворителями и требуют особой аккуратности.

Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!

Защищайте свои руки! Патинируют всегда в перчатках.

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

  • Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.

  • Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.

  • Темно-серый на серебряных изделиях.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Также доступны более яркие радикальные цвета, например, синий, сиреневый, красный, позволяющие добиться оригинального эффекта на поверхности различных металлов.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Все заусенцы необходимо удалить, сколы, выбоины зашпатлевать и зашлифовать наждачной бумагой (сначала грубой, затем более мелкой).

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта.

Техника нанесения краски-патины

Состаривать металл можно двумя способами: наносить патину при помощи кисти или губки. Набирая растворенную краску на кончик кисти, вы можете добиться совершенно разной текстуры, направленных мазков и различной глубины прокраски. Не мочите кисть перед началом работы, она должна быть обязательно сухой, мокрая кисть даст подтеки и капли на обрабатываемом металле.

Не берите слишком большую или маленькую кисточки – оптимальный размер щетины 2-3 см. Губка дает эффект «запыления», но не прижимайте её слишком сильно, иначе на обрабатываемой поверхности отпечатаются поры.

Держите наготове салфетку с растворителем и немного основной краски, которой окрашено изделие. Работа с патиной должна быть практически безошибочной. Повторное нанесение патины на металл на одно и тоже место дает некрасивый «плоский» эффект. При окрашивании отдельных элементов будьте аккуратны: если вы случайно «мазнули» рядом, просто закрасьте этот участок фоновой краской.

На видео: нанесение патины на металл.

Патинирование металла окислителями

Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла. Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска. Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.

Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.

Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.

В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.

Важно! Покрытие не очень стойкое, его надо обязательно покрывать сверху лаком.

Как получить другие оттенки:

  • Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
  • Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
  • На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
  • Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
  • Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
  • Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды.Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
  • Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.

После завершения работы с кислотами, неиспользованные жидкости непременно необходимо утилизировать. Не храните смеси! Полученные изделия необходимо тщательно просушить, покрыть сверху матовым или блестящим лаком.

Патинированиие, придание предметам оттенка старины – увлекательнейший процесс, который не только увлечет всех членов семьи, но и позволит вам реализовать дизайнерские идеи. Неважно, какой именно вид состаривания вы выберете – при помощи краски или сложный процесс работы с химикатами, результатом кропотливого труда будет новая жизнь ваших любимых предметов.

Покраска кузнечными эмалями и патиной (1 видео)

Обычно когда заходит разговор о высокотемпературных красителях, то частенько вспоминают специальные составы, способные защитить поверхность не особо заботясь про внешний вид. Однако существуют и такие материалы, которые помимо своих защитных качеств позволяют придать изделию определенный внешний вид. Ярким представителем таких составов является краска Патина для металла, которую зачастую используют с кузнечными работами.

Особенности и разновидности

Для начала необходимо сказать о том, что чаще всего такие составы используют для кованых элементов, которые применяют для каминов, мангалов и других частей различных устройств, подвергающихся воздействию огня или нагрева.

При этом огнезащитные краски по металлу Полистил могут служить отличным декоративным покрытием, а Патина весьма ограничена в своей цветовой гамме и больше похожа на процесс позолочения или серебрения ().

Характеристики

  • Прежде всего, следует упомянуть о том, что основным достоинством таких составов является их декоративное свойство. Защитные функции в данном случае отходят на второй план, хотя и пренебрегать ими не стоит.
  • Важно отметить, что покраска Патиной может производиться без первичной обработки. Дело в том, что этот материал сам является отличным нейтрализатором ржавчины и создает просто великолепную защиту от последующей коррозии.

  • Некоторые специалисты используют этот тип краски даже после того, как на поверхность нанесли другое покрытие. Она отлично удерживается даже на слое радирования или вороненения. Однако практически все пособия, рассказывающие о том, как красить Патиной настоятельно рекомендую предварительно обезжирить необходимый участок.

  • Считается, что данный тип смеси отлично переносит влагу, но практически все такие составы очень чувствительны к различного рода кислотам, которые могут присутствовать в осадках, а значит, использовать такие красители для наружных работ не рекомендуется.
  • Не стоит думать о том, что данный вид краски используется исключительно для металлических изделий. Большинство мастеров применяют ее для дизайнерского оформления декоративных элементов в виде багет или лепнины. Однако при этом рекомендуется использовать специальные грунтовки, чтобы увеличить уровень адгезии поверхности и снизить ее способность впитывать влагу.

Совет! Профессиональные мастера стараются использовать данный тип красителей только при необходимости сэкономить. В противном случае они стараются прибегать к позолочению или другим гальваническим методам нанесения покрытия.

Варианты цветовой гаммы

  • Некоторые мастера считают, что электропроводная краска Zinga и ей подобные очень сильно похожи на Патину. Однако подобное мнение ошибочно, поскольку при ближайшем рассмотрении можно заметить большую разницу даже во внешнем виде. Про физические свойства этих составов можно вообще не говорить ().

  • Самыми распространенными считаются золотой и серебряный цвет таких красителей. Однако встречаются составы, имитирующие зеленение и даже ржавчину, но их цена значительно выше обычных смесей.
  • Отдельного внимания заслуживают красители, которые используются для высокохудожественных работ. Они продаются в небольших емкостях, а в их состав могут добавляться натуральные наполнители, соответствующие их цвету. Также мастер может своими руками вводить в смесь дополнительные компоненты создавая определенный эффект и даже рельеф.

  • Учитывая то, что количество цветов такого материала сильно ограничено, а производить смешивание не стоит. Профессиональные мастера предпочитают использовать интенсивность и насыщенность этого красителя, чтобы создавать оттенки. Однако инструкция по монтажу говорит о том, что это делать нужно очень аккуратно, чтобы в попытке добиться большей прозрачности не повредить основным свойствам.
  • Прежде чем приступать к работе, стоит заранее создать эскиз будущего изделия, который позволит правильно подобрать сочетание всех цветов. Для этих целей можно использовать специальное программное обеспечение, которое позволяет работать даже людям без художественных навыков.

Совет! Профессиональные мастера рекомендуют сначала нанести немного краски на тот участок конструкции, который будет меньше всего заметен и посмотреть, как он будет выглядеть после ее застывания. Так можно получить визуальное представление об итоговом внешнем виде и при необходимости внести коррективы в состав краски.

Вывод

Просмотрев видео в этой статье можно получить более детальную информацию о том, что из себя представляет данный вид материала и в каких областях он применяется. При этом на основании статьи представленной выше следует сделать вывод о том, что подобные красители используются исключительно для .

Применение таких красителей для больших поверхностей приведет к дополнительным расходам, которых можно было бы избежать, выбрав другой метод нанесения покрытия.

Интерес ко всему необычному, неординарному, забытому привел к тому, что снова в тренде старая мебель – с потрескавшимися фасадами, облупившейся краской, блеклыми цветами. На самом деле кухонные и столовые гарнитуры абсолютно новые, просто уникальная декораторская технология – патинирование – современным предметам мебели придает вид антикварных. Постараемся разобраться в особенностях разнообразных техник состаривания и познакомимся с образцами патинированных вещей.

Слово «патина» мы слышим нечасто, потому что интерес ко всему новому, современному и модному заставляет нас избавляться от старых, большей частью ненужных вещей. А слово это как раз связано со стариной, поэтому с ним хорошо знакомы реставраторы, антиквары и коллекционеры.

Проявление патины на старинном предмете

По определению, патина – это верхний слой окислившегося материала, характерный для некоторых металлов, например латуни и бронзы. Наверное, все видели легкий зеленоватый или голубой налет на бронзовых подсвечниках, монетках, пряжках, ключах, медных ручках старинных комодов. В дальнейшем понятие перенесли и на предметы мебели из древесины, которые со временем темнеют, меняют изначальный оттенок, покрываются трещинками.

Имитация старинного налета на серебре

Удивительно, но наличие окисления не является негативным свойством изделия, напротив, бархатистая пленка на латунных аксессуарах и мебельных фасадах – это своеобразный «знак качества», свидетельство солидного возраста. Именно поэтому наряду с естественными проявлениями можно встретить вещи, состаренные искусственными технологиями.

Таким образом, обычно выделяют три вида патины:

  • естественная, созданная путем взаимодействия металлических поверхностей с кислородом;
  • искусственная, заключающаяся в ускорении процессов окисления специальными веществами;
  • декоративная, благодаря которой любой предмет можно быстро состарить.

Последний пункт особенно заинтересует всех, кто хочет стать обладателем модной кухни в стиле прованс, кантри или классического гарнитура «под старину».

Декоративное состаривание современной кухни

Легкая патина на массиве дерева или фасадах МДФ – это современный способ декорирования. Согласитесь, сымитировать потертые шкафчики гораздо дешевле, чем купить раритетную мебель.

Состаривание мебельных фасадов: благородство и стиль

Именно декоративное патинирование становится все более популярным в дизайнерской среде: на сайтах известных производителей кухонных гарнитуров можно встретить современные модульные системы с декором, которому на вид не менее 2 веков. Чего стоит дизайн классической белой кухни с золотой патиной – светлой, утонченной, легкой, а благодаря имитации – элегантной и благородной.

Легкая позолота на белом фоне выглядит изысканно

Нежное сочетание белого и золотого – это традиционный классический тандем, своим великолепием до сих пор украшающий царские дворцы. Обратите внимание, как легко можно обыграть интерьерную композицию, декорируя столовую и кухонную группу в одном стиле. На фото белой кухни в классическом стиле с золотой патиной хорошо видны нюансы оформления: золотистые шторы, мягкая подсветка, полы «мореный дуб», сверкающая отделка стола и стульев, позолоченные элементы интерьерных аксессуаров.

Изысканное сочетание белого и золотого в интерьере

Прованс – это все-таки один из деревенских стилей, поэтому в оформлении мебели часто присутствует более грубая отделка. Наряду с изысканностью позолоты можно встретить явные потертости по всей площади обработки, плавный переход белого в серый – будто отделка поблекла и осыпалась по прошествии долгих лет.

Кухонный гарнитур и столовая группа в стиле прованс

Не удивительно, что состаривание настолько притягательно: в отличие от современных гарнитуров, от которых так и веет надежностью, многофункциональностью и эргономичностью, «старинные» предметы мебели обладают какой-то невесомой хрупкостью, нежностью, изяществом.

Создать легкую солнечную атмосферу совсем не сложно

Наряду с патинированием часто используют браширование, декупаж, кракелюр, тонирование – о них подробнее.

Современные технологии патинирования

В течение веков появилось множество различных методов придания древесине или другому материалу эффекта «состаренности». Раннее приходилось помещать предметы во влажные помещения, долго обрабатывать их химическими составами, применять физическое воздействие – тереть, царапать. Сейчас все проще – достаточно нанести декоративную смесь на комод, и через пару часов он становится лет на 100 старше. Познакомимся с пятью несложными техниками, которыми можно овладеть самостоятельно.

Классическое состаривание акриловыми красками

Если вы решили своими силами превратить новый стол в антикварный или «придать блеску» старому бабушкиному комоду, предлагаем воспользоваться акриловыми растворами. Они обладают универсальным составом, идеально подходящим для отделки не только натуральной древесины, но и гипса, металла, ламината (которым часто покрыты современные фасады ДСП).

Голубая акриловая краска в качестве налета старины

Преимущество краски на акриловой основе еще и в том, что она имеет сотни оттенков. Имея подходящий колер, можно обработать и ровные доски, и рельефные детали цветами, отражающими воздействие времени – серым, бежевым, зеленым, голубым. Чаще всего прямые поверхности оставляют нетронутыми, декорируя исключительно выпуклости или резные элементы.

Образец нанесения на древесину акриловой штукатурки

Один и тот же тон покрытия можно удачно комбинировать с другими, чтобы получить множество близких оттенков. Например, чуть добавив в белую или зеленую базу серого, можно имитировать выцветание. Иногда основу оставляют естественной, покрытой прозрачным лаком, а рельефные части выделяют позолотой или, напротив, чернят.

Игра ярких оттенков

Один из вариантов прикладного состаривания:

  • нанести акриловую основу выбранного оттенка (по выступающему рельефу или всей площади целиком);
  • аккуратно убрать излишки тряпочкой или губкой;
  • при необходимости нанести второй слой, местами растушевать;
  • дождаться, когда изделие полностью высохнет;
  • обработать мелкой или более крупной наждачкой, создавая искусственные потертости;
  • зафиксировать результат лаком.

В результате обработки акрилом получаются красивые сочетания: белый дуб и серебро, вишня и позолота, орех и зеленоватый налет.

Ажурная паутинка – кракелюр

Часто наряду с патинированием фасадов МДФ применяют кракелюр – технику, при которой поверхность мебели покрывается мелкими трещинками. Создается впечатление, будто изделие окрашено много-много лет тому назад, и со временем краска ссохлась и покрылась тончайшей паутинкой. Контрастный цвет основы и неоднородный верхний слой в результате производят великолепный эффект.

Впечатляющий дуэт кракелюра с патинированием

Способов декорирования в технике кракелюр очень много, вот некоторые из них:

  • нанесение специальных составов типа KrakeleeMedium (производитель Marabu);
  • покрытие специальными лаками, которые наносят прямо на древесину или МДФ (некоторые так и называются – кракелюрные) – CrackingVarnish, ANTIK-technic;
  • обработка двухкомпонентным универсальным лаком, напримерCrealCrackle (производство Голландия);
  • покрытие клеем ПВА, яичным белком или гелем для стирки – то есть любым составом, который имеет свойство стягиваться, а при подсыхании трескаться.

Существует простая техника, которая подойдет и для начинающих декораторов. Называется – кракелюр одношаговый. Слои наносятся в следующем порядке: краска – кракелюр – краска. Особенной тщательности требует оформление финишного слоя – он обязан быть тонким и нанесенным с первого мазка. Верхнее покрытие не должно быть глянцевым или блестящим, так как только матовая поверхность гарантирует сохранение трещинок.

Искусная обработка фасада кракелюровым лаком

Обработка золотом, серебром и бронзой

Классические модели, в отличие от гарнитуров в стиле кантри, декорируют более изысканными оттенками. Обычно это позолота, серебрение или нанесение бронзы, которые свидетельствуют о когда-то дорогой и модной, но со временем состарившейся мебели. Несмотря на прошедшие десятилетия (которые подразумеваются), кухням все так же свойственны благородство и аристократизм.

Черная береза с серебряным патинированием

Наряду с чистым серебром, которое в сочетании с белым, молочным или жемчужным оттенком выглядит просто великолепно, используют так называемую чернь по серебру. По правилам, сначала серебрят деревянную основу, затем наносят специальный черный состав. Данный способ достигает особого эффекта, если чернение производить в рельефных впадинах – лицевые части гарнитура выглядят более объемными и выразительными.

Профессиональное серебрение мебельных фасадов

Золото сочетается практически со всеми оттенками: с одними оно создает довольно выразительные, контрастные сочетания, с другими – более сдержанные, нежные. В качестве позолоты используют специальные средства на акриловой или масляной основе, напыление или тончайшую фольгу.

Роскошное сочетание красного дерева и яркой позолоты

Применение оттеночной морилки

С морилкой знакомы многие, кто когда-либо имел дело с изделиями из натуральной древесины, ремонтом полов или строительством домов. Обработка морилкой – недорогой и легкий способ, но он имеет два строгих ограничения:

  • оттеночный состав не сочетается с золочением и серебрением;
  • раствор не применяют к плитам с древесной основой – МДФ, ДСП и другим.

Процесс декорирования прост – сначала натуральное дерево брашируют (металлической щеткой удаляют мягкие волокна до получения рельефной поверхности), затем покрывают морилкой выбранного оттенка.

Варианты обработки древесины растворами морилки

Гамма современных средств достаточно богата: от бледно-бежевого или пепельно-серого до красно-коричневого. С помощью водного раствора недорогой древесине (сосне или ольхе) придают естественный цвет более ценных пород – дуба, ореха или бука. Состав наносят малярной кистью, валиком или губкой.

Морилку часто используют для реставрации предметов мебели

После полного высыхания изделия вторично покрывают морилкой, но используют раствор с чуть измененным составом (например, готовый состав разводят уайт-спиритом). Закрепляют результат античным воском или шеллаком. Морилка прекрасно имитирует старое, посеревшее от времени дерево, но ее нельзя комбинировать с другими способами – декупажем, кракелюром, тонированием.

Создание искусственных потертостей

Техника создания потертостей доступна каждому и зависит лишь от терпения и точного выполнения профессиональных советов. Она подходит для декорирования не только изделий из массива дерева, но и для МДФ, прекрасно сочетается с кракелюром, декупажем и другими способами состаривания.

Кухонные фасады с декоративными потертостями

Существует множество методик создания на окрашенной поверхности «залысин», говорящих о солидном возрасте изделия, вот только один из них:

  • покрасить шкафчик, столешницу или стулья базой темного оттенка;
  • дождаться полного высыхания первого слоя;
  • рельефные элементы, кромки, края покрыть парафином;
  • нанести еще один слой ЛКМ, более светлого оттенка, чем первоначальный (можно заменить металликом – бронзой, золотом или серебром);
  • с помощью шпателя снять парафин;
  • отшлифовать всю поверхность;
  • зафиксировать результат лаком, морилкой или декоративным воском.

Потертости, воспроизведенные таким образом, выглядят довольно убедительно.

Искусная стилизация стола для дачной кухни

Для усиления эффекта часто потертые края комбинируют с нанесением патины в места углублений. Мебель получает выразительный внешний вид и идеально подходит для оформления интерьеров в стиле кантри.

Как патинировать древесину своими руками

Если вы получили в наследство старый кухонный гарнитур из натурального дерева, не спешите его выбрасывать: шкафы можно отремонтировать и отреставрировать с применением уникальной декоративной техники – патинирования. Вместе с восстановленной функциональностью вы получите восхитительные фасады, которые точно не встретите ни в одном магазине.

Удивительную красоту можно создать своими руками

Итак, перед началом работ подготавливаем материал и набор нехитрых инструментов. Нам потребуются:

Приготовьте также не очень широкие кисти для нанесения растворов, кусочки наждачной бумаги для шлифовки, сухие тряпочки или ветошь для затирки.

Грунтовку и краску лучше наносить обычной плоской кистью

Сначала подготавливаем поверхность: тщательно зачищаем мелкозернистой «шкуркой», удаляем следы старой отделки. Смахиваем пыль, наносим грунтовку по древесине. Она выполняет две функции: защищает дерево от влажности и создает подходящую основу для окрашивания. Если площадь декорирования достаточно широкая, лучше пользоваться валиком – как при нанесении грунтовки, так и во время окрашивания. Впадины и выступы лучше обрабатывать кистью.

Процесс грунтовки деревянного фасада

Для классики предпочтительнее светлые оттенки

Берем золотую патину и кистью красим по периметру, обрабатываем рельефные детали. Чтобы не получить обширные аляповатые пятна, раствор дозируем, наносим легкими мазками. Красиво выглядят состаренные деревянные ручки, но учтите, что при активном пользовании декоративный слой быстро исчезнет.

Вариант золочения декоративного элемента

Финишный этап – покрытие лаком. Лакирование является защитной и декоративной процедурой: предохраняет отделку фасада от быстрого износа и придает красивый глянцевый блеск (или матовость).

Патинирование в дизайне кухонных интерьеров

Художественные приемы декорирования замечательно подходят для стилизации интерьера. С помощью несложной технологии изначально нейтральному фасаду мебельного гарнитура можно придать черты того или иного стиля. Конечно, золотая патина или паутинка трещинок не годятся для хай-тека, минимализма, современных урбанистических направлений, отрицающих состаривающий декор, но для классических кухонь это просто находка.

Традиционная классика — слоновая кость с золочением

Старая мебель характерна для деревенских интерьеров, поэтому оформление патиной идеально подходит для столовых и кухонь, обставленных в стиле кантри.

Отдельно стоит выделить теплый солнечный прованс с его пастельными оттенками, флористическими орнаментами, деревянными полочками и неприхотливыми аксессуарами.

В центре — искусно состаренный стол

Для лофта свойственно применение натуральных материалов, следовательно, легкие потертости придутся как раз к месту, хотя большая часть интерьеров имеет все-таки индустриальную направленность.

Современному лофту характерна эклектичность

В роскошной кухне ар-деко всегда найдется место позолоченному буфету или антикварному столику.

Яркий контраст, блеск глянца и хрусталя

Патинированные детали также характерны для модерна и барокко, восточных, этнических и неоклассических интерьеров.

Предлагаем вашему вниманию обучающие видеоролики, которые помогут составить представление о процессе патинирования и особенностях смежных декоративных технологий.

Обработка фасада МДФ позолотой:

Состаривание древесины в домашних условиях:

Искусственное патинирование с помощью окислителя:

Мастер-класс с использованием профессиональных средств:

Великолепные приемы декорирования, среди которых не последнее место занимает патинирование кухонной мебели, позволят вам обычный модульный гарнитур превратить в красивейший шедевр, мало чем отличающийся от антикварных аналогов. Немного краски и хитрых технических приемов – и вы становитесь обладателем восхитительной кухни в стиле кантри, классики или даже арт-деко.

Для патинирования можно применять самые различные материалы: от химических окислителей до обычных акриловых красок. Существует множество техник нанесения патины в зависимости от материалов и желаемого результата. С помощью патиинрования можно достигнуть эффекта старения, приглушить блеск позолоты, выявить и подчеркнуть рельефный узор, сымитировать совершенно другой материал.

Разобраться в основных видах и преимуществах специальных патинирующих средств, представлены в магазинах поможет вам эта статья. Слово «патина» (итал. patina) изначально обозначает плёнку разнообразных оттенков, образующуюся в результате коррозии металла на поверхности изделий из бронзы, латуни, меди.

В более широком смысле патиной называют потемнения и пыльный налет на фасадах, архитектурных элементах, скульптурах и других поверхностях. Патина не только придает изделию благородный налет старины, но и красиво подчеркивает его рельеф и фактуру.

Однако патина возникает не только естественным путем, существуют и различные техники искусственного патинирования. Причем часто патинирующую пленку наносят не только для декоративного эффекта, но и для предохранения от разрушения произведений искусства.

ХИМИЧЕСКАЯ ПАТИНА

Химические патины применяются для окисления металлических крыш. Самым простым средством окисления в быту может служить уксус.

Но есть специальные парные составы, которые воспроизводят естественный химический процесс окисления на любых других (не металлических) поверхностях который описан здесь alljur.ru . Полученный эффект выглядит очень натурально. Патина химическая IDEA PATINA от Maimeri (3 оттенка).

Состав используется обязательно совместно с металлическими красками из этой же серии средств. Специальные соли в составе патины вступая в химическую реакцию с металлическими пигментами красок, таким образом создают подлинный окисленный сине-зеленый налет.

Наносится патина мягкой беличьей кистью или губкой, тряпочкой на те участки, где нужно получить налет. Эффект проявляется в течении нескольких минут после нанесения состава. Полученный результат необходимо защитить специальным лаком этой же серии либо любым другим.

БИТУМНАЯ ПАТИНА

В общем-то, любой битумный состав можно применять для патинирования. Но есть и специальный битумный состав - патина. Патина битумная №710 из серии IDEA PATINA от Maimeri. - Универсальное средство.

Это темный, средней густоты состав, позволяющий добиться эффекта заметного на самых разных поверхностях. Разбавляется органическими растворителями, излишки удаляются льняным маслом. Эта патина имеет очень красивый естественный темно-коричневый цвет, сохнет достаточно медленно, наносится кистью или губкой, излишки стираются мягкой тряпочкой.

Применяется для приглушения блеска при золочении и выявления, затенения рельефных узоров, может использоваться и в сочетании с химической патиной.

АКРИЛОВАЯ ПАТИНА НА ВОДНОЙ ОСНОВЕ

Эти составы в отличие от акриловых красок (которые также можно применять для патинирования) медленнее высыхают и имеют большую прозрачность, что облегчает работу при патинировании и дает возможность более мягкой растушевки.

Применяются как для выявления рельефов, так и для затенения краев и углов с помощью губки. Акриловая патина бывает разных цветов: различные оттенки коричневого, белая и металлики.

Краска-патина акриловая универсальная ALL PURPOSE PAINT от Rayher. Патина годится для использования с различными поверхностями - дереве, стекле, керамике и т.д. На рельеф наносится кистью и сразу же снимается с выступающих частей мягкой тряпочкой.

Хотя состав сохнет медленнее, чем акриловая краска, но при обработке больших поверхностей рекомендуется патинировать изделие частями. Полученный результат закрепить после окончательного высыхания покрывным лаком. Не пахнет, кисти моются проточной водой.

Патина перламутровая на водной основе FERRARIO. Состав подходит для работы на любой поверхности, в том числе позолоченной и защищенной бесцветным лаком. Наносится тряпочкой. В отличие от предыдущего состава не требует дополнительной защиты лаком .

ВОСКОВАЯ ПАТИНА

Средства на восковой основе очень хорошо подходят для патинирования: они довольно медленно сохнут и имеют густую не текучую консистенцию, что делает работу удобной даже на вертикальных поверхностях. Оптимально использовать восковую патину для выявления и подчеркивания рельефа поверхности и для имитации металлических поверхностей. Восковая патина для тонирования рельефного покрытий под старину FERRARIO.

Состав на основе разведенного в воде медленно сохнущего воска. Можно наносить губкой или тряпочкой, вытирая выступающие части, таким образом патина останется лишь в углублениях. Можно, наоборот, наносить только на выступающие части сухой кистью. Придает изделию эффектный шелковистый блеск с перламутровыми переливами. Палитра представлена довольно большим выбором цветов.

МАСЛЯНАЯ ПАТИНА

Патина на масляной основе по своим свойствам очень похожа на восковую. В качестве масляной патины может быть использована и художественная масляная краска или масляный битум, только в отличие от специальной патины они могут сохнуть гораздо дольше.

Патина на масляной основе RAYHER. Пастообразное средство, подходит для работы на любых поверхностях. Наносится тряпочкой, после некоторого времени излишки снимаются. Также подходит для работы сухой кистью и затирания трещинок при двухшаговом кракелюре.

Конечно, специальные патинирующие составы не дёшевы, но обладают довольно большими возможностями в работе. При достаточных технических навыках они помогут вам превратить в настоящие произведения искусства самые обычные предметы.

По материалам журнала "Делаем сами"