Заготавливаем материал для поделок

былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия , матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу .
Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки.Природа учит, воспитывает . Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом".
Человек - хозяин своей земли , именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.
Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки , широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.
Все природные материалы можно разделить на две большие группы : растительные и минеральные . К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен , поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.
При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.
Хранение природного материала не представляет трудности . Технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал «навалом». Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.
Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом . Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями, иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом .
Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе . Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке .

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок в детском саду.

Шишки . Плоды хвойных деревьев - шишки - пре­красный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для из­готовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

Хвоя. Для поделки игрушек, например, ежа, лапок паука и когот­ков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою.

Орехи . В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фиста­шки.

Лесные орехи распространены в лесах средней полосы. Их используют в качестве материала для изготовления головок игру­шечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (го­лова петушка, зайца и т.д.). Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно при­менять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках.

Скорлупа лесных орехов твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать.

Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный ма­териал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человеч­ков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) использу­ется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе поло­винки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза.

Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком. Чтобы при этом орех не прыгал и не выскакивал, его необходимо зажать в маленьких тисках или с помощью плоскогубцев. Эту работу нужно делать только воспи­тателю.

Земляные орехи очень удобны в работе по изготовлению игрушек; они легко прокалываются, режутся, так как скорлупа у них тонкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки жи­вотных (собачка, кошка). Хранить орехи можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет при высыхании.



Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую бле­стящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хра­нить каштаны желательно в прохладном месте.

Желуди . Плоды дуба - желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся ча­шечкой - плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре - октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует соби­рать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хо­роший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке).

Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природ­ного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в каче­стве шапочек для них.

Желуди хранят в прохладном и влажном месте.

Кора . Она различается по внешнему виду (цвету, тол­щине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении раз­личных сценок и отдельных игрушек из природного материала. По­мимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки-плоскодонки.

Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает осо­бенно красивый оттенок.

Березовая кора - береста, один из самых кра­сивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.

Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20-25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой.

Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полос­ки бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной.

Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горя­чую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручи­ваться.

Ветки . Разнообразные ветки используются при изготовле­нии некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью луч­ше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток - работа, требующая времени, терпения, аккуратно­сти. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корни . Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают раз­личных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д.

Множество старых корней или их отростков можно найти у бере­гов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с уме­ренной влажностью.

Листья . Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять.

Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.

Шиповник, рябина . Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.

Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками.

Дляхранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твер­деют итеряют форму.

Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др.

Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении.

Кукурузные початки . Для изготовления игрушек исполь­зуют и кукурузные початки.

Работу с этим материалом можно организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без зерен!

Из них делают различные фигурки: птички, лошадки и др. Для ра­боты лучше использовать початки в период созревания кукурузы, то­гда все необходимые операции дети смогут выполнить самосто­ятельно, без помощи взрослого (сделать надрезы, обрезать, проколоть, склеить и т. д.). После высыхания этот материал труднее поддается обработке, поэтому использование его при изготовлении игрушек ста­новится нежелательным.

Листья, отделенные от початков, также пригодятся в работе. Они мягкие и легко поддаются обработке. Из них можно сделать зайца, мышку, стрекозу, куклу, а также разнообразные сумочки, пояски, ленты, отделки для платья куклы, закладки для книг и т. д. Перед ра­ботой листья просушивают, закатывают в мокрую отжатую ткань (листья раскладывают при этом тонким слоем) на 2 - 3 часа, после чего вынимают то количество, которое необходимо для изготовления игрушки.

Солома . С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, па­хучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имею­щимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной.

Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, прогла­женной соломы и наклеиванием. Для аппликации солому после упа­ривания разрезают на две части вдоль и наклеивают на кальку. Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому проглаживают утюгом, нагретым до разной температуры. Наклеивают солому акку­ратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя про­светов. В результате получают целые куски соломы. На них каранда­шом наносят контур изображения (птицы, животного, цветов и др.) и вырезают, фигурки наклеивают на какую-либо ткань или бумагу, дерево (желательно темного цвета). Это наиболее простой способ ра­боты с соломой. Для получения более художественного изображения контур избранной фигурки наносят на бумагу. После этого изображе­ние складывают по частям с учетом основных рельефных линий, что достигается путем варьирования направлений соломки. (С помощью воспитателя дети выполняют все виды работы.)

Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только на­правление волокон, но и оттенки.

Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо на­клеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, кра­сочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи ска­зок и др.

Рогоз . Многие жители юга хорошо знают яркое, коричне­вое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распростра­нены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза - интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются за­бавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы.

Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы.

Декоративные тыквы . Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления различных поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатыва­ется и, высыхая, хорошо сохраняется.

Трава . В качестве дополнения к поделке можно использовать раз­личные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки.

Мох . При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. Мох легко при­клеивается различным клеем.

Птичьи перья . В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества (куриные перья, утиные, гу­синые, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья про­мывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых инте­ресны по внешнему виду, оригинальны по форме - овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п.

Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Су­хие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре.

Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у Чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.).


26. Бумага и картон: производство, виды, особенности работы с бумагой .

Бумага и картон - самые доступные материалы. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:

Газетная бумага - наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.

Писчая бумага в изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.

Чертежная бумага - самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.

Цветная альбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.

Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов - мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.

Папиросная бумага, тонкая, прозрачная, также будет полезна для некоторых работ.

Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном. Сорта картона можно различить по его цвету.

Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.

Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.

Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.

Цветной картон - тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.


27. Конструирование из бумаги: понятие, виды. Конструирование из бумаги в разных возрастных группах детского сада.

Конструирование из бумаги относится к ху­дожественной деятельности. Дети в основ­ном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжет­ных, театрализованных), поделки для украше­ния интерьера и т.п. Это могут быть как лите­ратурные персонажи ("Колобок", "Баба-яга", "Царевна-лягушка" и т.п.), так и придуманные образы ("солнечный человек", "вакса-клякса", "корзинка с волшебными цветами" и т.п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Существует разная техника работы с бума­гой: сминание, разрывание, разрезание, сги­бание. Последние две являются более слож­ными и одновременно более распространен­ными в педагогической практике, и, начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими. А та­кую технику конструирования, как смина­ние и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше – в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки - бан­тик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами ("ори" – сгибать, "гами" – бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие – подарок.

Близка к этой технике и другая, также при­шедшая к нам из Японии, - киригами. Она включает в себя складывание бумаги и выре­зание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура – еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги - заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конст­рукции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Главными условиями разви­тия творческого конструирования из бума­ги являются:

1. Использование разной техники, начи­ная с более простых ее видов (сминание, раз­рывание).

2. Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овла­дения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).

В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной за­дачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные спосо­бы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструиро­ванию с использованием даже сложных ви­дов техники.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Обучение трехлетних детей необходимо начинать во второй половине учебного года. Прежде всего их нужно познакомить с разными свойствами бумаги.

Она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой, блестящей, глад, кой, шершавой и всевозможной окраски, и с ней можно по-разному действовать: мять, рвать клеить и создавать разные формы. С этой целью организуются игровые занятия для практи­ческого экспериментирования с бумагой.

На первом занятии детям раздают разную цветную бумагу (в основном, мягкую): гоф­рированную, писчую, газетную, столовые салфетки, рулоны туалетной бумаги (тоже разных цветов), папиросную и т.п. При этом обращают их внимание на особенности каж­дой и предлагают ее пощупать, помять, порвать, пошуршать ею и определить, какая бу­мага громче шуршит, какая легче рвется и мнется и т.п.

Дети, как правило, занимаются этим с удо­вольствием. Они наслаждаются производи­мым шумом, изменением формы бумаги. В результате одни дети рвут из мягкой бумаги длинные полоски, другие – скатывают из нее маленькие комочки, третьи – пытаются сде­лать большой ком, сминая плотную бумагу, но он распрямляется и образует какую-то фигуру и т.п.

В конце занятия воспитатель вместе с деть­ми рассматривает результаты деятельности с целью их "опредмечивания".

Например, трое детей нарвали много длинных полосок разной ширины, и воспита­тель, подойдя к ним, спрашивает: "Что это та­кое? Может быть, это макароны, вот эти то­ненькие?" И, давая тарелочку (картонный кру­жок), предлагает их сюда положить. "А вот эти полоски потолще, они пригодятся для пост­ройки забора". И вместе с ребенком наклеи­вает их на серый картон, изображая забор. В распрямившемся белом комке воспитатель помогает детям увидеть птичку, сжав один ко­нец в форме хвоста, а другой - в форме клю­ва; пингвина, дорисовав глазки и сделав лап­ки, и т.п. Мячики других детей складывает в коробку и т.д.

На втором занятии дети из мягкой цветной бумаги (гофрированной, газетной, салфеточ­ной) делают путем сминания разные по вели­чине шарики (величина задается размером бумаги). Готовые разноцветные шары воспи­татель подвешивает на ниточках. Дети под­прыгивают, пытаясь дотянуться до них, дуют вслед за воспитателем на игрушки и любуются тем, как они вертятся.

На третьем занятии дети украшают одежду клоуна, делают для него разные предметы: султанчики, шары и т.п. Очень важно, что целостную форму, которую они создавали ра­нее, дети используют здесь в качестве дета­лей общей композиции.

На пятом году жизни продолжается знаком­ство с разными свойствами бумаги. К мягким, уже знакомым видам бумаги, добавляет­ся бумага более плотная: ватманская, бархат­ная, глянцевая, фольга.

Спектр пробующих действий с бумагой значительно расширяется. Детям дают фло­мастеры, краски в баночках и кисти, воду в та­зике. И дети путем практических действий оп­ределяют, какая бумага быстрее намокает, на какой краски и следы фломастеров расплыва­ются, а на какой – нет и т.п.

Затем дети, сминая, скручивая в жгуты и разрывая бумагу, сами делают разные фор­мы и вместе с воспитателем "опредмечива­ют" их. Они наклеивают их на чистые листы бумаги и дорисовывают красками, фломасте­рами. Например, желтый комочек – цыпле­нок (ребенок рисует палочку – клюв, воспи­татель дорисовывает лапки); другой желтый комочек – одуванчик, к которому ребенок вместе с воспитателем приклеивает стебе­лек, сделанный из скрученной в жгутик бумаги.

Все детские работы (листы с наклеенными и дорисованными фигурками) вывешиваются на ленте в групповой комнате, и воспитатель вместе с детьми рассматривает их. Дети гордятся своими работами, и задача воспитателя – поддержать каждого, дополнив созданный в совместной деятельности со взрослым образ словесным кратким и инте­ресным для детей описанием.

На следующем занятии перед детьми рас­полагаются силуэты корзинки и дерева, сде­ланные из скрученной мягкой бумаги. И воспи­татель говорит детям, что она приготовила де­рево, которое может стать красивой яблоней, если дети постараются и сделают для нее лис­точки и яблочки, а под ней – травку и корзинку для красивых цветов, которые дети могут сделать сами.

Затем дети решают, что бы они хотели сде­лать, сами выбирают цвет и размер бумаги. Потом, сминая и разрывая бумагу, готовят детали общей композиции. Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает. А далее он вместе с детьми составляет вначале одну композицию "Корзина с цветами", а затем и другую компо­зицию - "Яблоня". Обе композиции использу­ются для украшения групповой комнаты, вес­тибюля и др.

На четвертом и пятом занятиях дети, исполь­зуя разную бумагу и разную технику работы с ней, а также элементы рисования, создают об­щие композиции на темы "Зима" и "Лето", как бы оживляя предварительный рассказ воспитателя.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Обучение детей шестого года жизни ходит в три этапа.

Первый этап. Его основной целью является продолжение освоения детьми уже известной им техники (оригами и киригами) и новой: "объемная (бумажная) скульптура".

Дети осваивают три новых способа техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (по лученного из квадрата) к соответствующим его сторонам; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам; и один наиболее простой для них способ новой техники – объемная фигура – закручивание прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр.

Все эти новые способы конструирования включают в себя операции, усвоенные детьми ранее. Так, первый и четвертый – основыва­ются на способе складывания квадрата попо­лам с совмещением противоположных сторон и углов, а второй и третий – на способе скла­дывания квадрата по диагонали. Это значительно облегчает детям процесс усвоения бо­лее сложных способов.

Чтобы дети овладели новыми способами, необходимо провести не менее четырех заня­тий по общей схеме.

Так, вначале для знакомства детей с новыми способами конструирования используют игровую ситуацию типа "Загадочные превращения квадрата", которая модифицируется примени­тельно к каждому из отобранных способов.

Далее дети сначала выполняют способ кон­струирования и получают определенную гео­метрическую фигуру, а затем им предлагают задачи, решение которых способствует введе­нию способов в процесс изготовления разных поделок.

Для этого воспитатель показывает детям дополнительные бумажные детали разной формы, величины, цвета, предлагая им рас­смотреть их и соотнести с полученной фигу­рой, назвать, какую игрушку из этого можно сделать. После этого дети создают названные ими поделки.

Для получения разнообразных и вариатив­ных поделок детям раздают различные набо­ры деталей, объединение которых с одинако­выми геометрическими фигурами дает воз­можность получить разные образы.

Дополнительные детали, используемые на первых занятиях, носят конкретный характер (листочки, ушки разных форм, крылышки, ко­лючки из мягкой бумаги и т.п.) и в определен­ной степени подсказывают образ. На последующих занятиях детям дают более абстрактные детали (мелкие полоски, кружки, овалы и т.п.). Их соединение с исходной фигурой требует от детей активного включения воображения.

На первом занятии дети на основе сделан­ной ими фигуры (прямоугольника с отогнуты­ми к центру сторонами) и включения допол­нительных деталей создают такие поделки, как: телевизор, кроватка, стол, корзиночка, домик.

На втором занятии на основе сделанной другой фигуры (треугольника с отогнутыми к соответствующим сторонам углами) и ис­пользования новых деталей дети создают вы­разительные мордочки разных животных (за­яц, волк, медведь, лиса), цветы тюльпаны и др.

На третьем занятии полученная детьми но­вая фигура – треугольник с отогнутыми к про­тивоположным сторонам углами и дополни­тельные детали дают им возможность сделать разноплановые конструкции: шапочку, ведро, чашку, чайник, лейку, колокольчик и др.

На четвертом занятии дети, закручивая пря­моугольник в цилиндр и добавляя детали по своему выбору, получают бусы, божью коровку, бабочку, дерево, фонарик и др.

Для того чтобы цилиндр получился ровным, квадрат можно разрезать пополам (по линии сгиба) и каждый из прямоугольников перед склеиванием предварительно либо намотать на карандаш, либо провести по краю стола. Вторым путем можно и выпрямлять скручен­ную бумагу.

Таким образом, дети, на каждом занятии используя одну и ту же основу и дополнитель­ные детали, сами создают разные поделки. При этом одни из них строят образ путем толь­ко мысленного объединения основы и дета­лей, а другие – путем практического примеривания, прикладывания разных деталей.

Процесс построения образа у многих детей сопровождается речью: "Ой, я сразу узнала, что это зайчик, вот его ушки, а это глаза, голу­бые и круглые, зайчик чего-то испугался..." Та­кие речевые высказывания имеют важное зна­чение для понимания и передачи характера со­здаваемых образов. Они также помогают ре­бенку эмоционально включиться в практичес­кую деятельность. Некоторые дети уже на этом этапе пытаются самостоятельно видоизменить полученную основу, чтобы поделка стала более выразительной. Так, одни дети обрезают верх­ние углы для получения округлых ушей медве­дя, другие – надрезают стороны прямоугольника для получения резных ножек стола и т.п.

Располагая по-разному одни и те же дета­ли, дети могут получать новые образы. Все это говорит о творческих проявлениях детей.

Природный материал
в работе с детьми

Природный материал в работе с детьми.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек – хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Все природные материалы можно разделить на две основные группы: растительные и минеральные. К растительным относятся листья деревьев и кустарников, кора, цветы, соломка, шишки, жёлуди, каштаны, цветы и т.п.; к минеральным – песок, ракушки, камушки и т.д.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Но также необходимо на каждом занятии, во время экскурсий напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски бережно относиться к природе - оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с младшими классами и особенности некоторых природных материалов, сбор, хранение и приёмы работы.

Шишки . Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных или человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки усиков бабочки, юбочки для куклы и т.д. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зелёную хвою.

Орехи . При изготовлении игрушек можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные орехи, кедровые орешки, фисташки.

Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков (например, “Весёлый человечек”), животных (голова петуха, зайца, и т.д.)

Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе месяце вместе со шляпкой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твёрдая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому нежелательно их использование.

Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа (чтобы нож не соскальзывал, его необходимо зажать в маленьких тисках или держать с помощью плоскогубцев). Раскалывать орехи можно только учителю.

Земляные орехи . Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупа у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка и т.д.) Хранить орехи нужно в сухом помещении, т.к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана модно использовать для изготовления головы или туловища куклы. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

Жёлуди . Плоды дуба – жёлуди – бывают разной формы и величины. Жёлуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнение к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления игрушек из желудей желательно использовать свежие желуди, т.к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

Также при работе используют такие природные материалы, как кора сосновая, дубовая, берёзовая используется для подставок, при изготовлении задних планов и отдельных игрушек.

Кроме того, используются разнообразные ветки, корки, листья, семена.

Семена . Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких, как: зорянка, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза для животных ил человека.

Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, овощей, например, семена клёна или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыб. Собирать семена лучше осенью.

Листья . Листья являются интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек. Они могут быть разнообразной формы и расцветки. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбы. Из листьев дети делают различные узоры (аппликации). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготавливать. Для этого собранные листья растений кладут между газетными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу между листьями следует время от времени менять.

Ветки . Ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т.д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корки . Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.

Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала следует также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Также можно использовать в работе с детьми такие природные материалы, как мох с целью создания фона, изображения растительности и т.п.

Птичьи перья . Перья могут быть разные – куриные, утиные, голубиные, разного качества и состава. Их применение зависит от фантазии автора. Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . Ракушки можно собирать различной формы – ракушки-домики, овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т.д. Сбор ракушек - при наличии возможности – производится детьми вместе с учителем во время экскурсий или летнего отдыха детей. Ракушки после сбора моются маленькой щёточкой (можно использовать старую зубную), после чего раскладываются и сушатся. Хранение производится при любой температуре.

Тематика работ из природного материала разнообразна. В силу особенностей развития дети семилетнего возраста не всегда могут найти сюжет для своей работы. Учитель должен помочь, подсказать интересную мысль, посоветовать при выборе материала к данному изделию. Уроки с природными материалами способствуют развитию образных представлений, зрительной памяти, фантазии, помогают вырабатывать первоначальные умения обработки материалов.

На уроках, когда дети получают первоначальные навыки изготовления поделок из природного материала, учителю следует выполнять работу одновременно с детьми. Учащиеся должны следить за действиями учителя и перенимать приёмы и способы первоначальной обработки материалов. После освоения детьми начальных приёмов им можно предоставить возможность самостоятельной деятельности. Дети сами выбирают сувенир и вид материала, с которым они будут работать.

В начале дети выполняют аппликацию из листьев, эта работа проходит обычно осенью, когда листья наиболее красивы по цвету. Далее дети делают работы “Бабочка”, “Стрекозы”, “Жуки”.

Также учитель предлагает детям сделать такие сувениры, как “Золотая рыбка” или “Петушок”, “Цапля”. Для этих сувениров нужен различный материал, например орех – для туловища, листья для плавников, семена - для глаз. Кроме этого, дети делают животных из природного материала: собачка “Бобик”, мышка, кот, медведь, птичка, лиса и т.д.

Шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов служат основой для изготовления различных игрушек, сувениров и сказочных героев. Ветки деревьев служат хорошим материалом для изготовления отдельных деталей (рук, лапок, ног, шеи).

Следует учитывать, младшие школьники не всегда может найти сюжет для своей работы. Учитель должен подсказать интересную мысль, посоветовать какой лучше подобрать материал.

Дети выполняют не только отдельные игрушки, а и целые композиции. Моно выполнять индивидуальную композицию или групповую, в паре. Выполняют такие композиции из природного материала: “Ворона и лисица”, “Космонавты у ракеты”, “Лебедь на озере”, “Новогодняя ёлка”, “Рыболов” и др. Очень интересные работы получаются из ракушек, например попугай, павлин, зайка, петушок, парусник и т.д. Чем разнообразнее будет материал, тем разнообразнее будет тематика.

Способы соединений частей,
установка фигур.

Самый простой и доступный способ соединений частей поделки достигается при помощи пластилина. Пластилин используется для временного скрепления деталей: для соединения головы и туловища лисы делают небольшой шарик из пластилина, диаметром около двух сантиметров, в центр которого внизу вдавливается шишка-туловище, а сверху – голова. Пластилин дети используют тогда, когда у них ещё не выработался навык работы с природным материалом.

Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки – склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения (например, при изготовлении человечка клей наносят на нижнюю часть желудя–головы и верхнюю часть желудя-туловища), затем обе части прикладывают одну к другой и на 8-10 секунд крепко прижимают, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания. Пока обе части игрушки сохнут, ребенок заготавливает остальные детали (руки, ноги, шапочку и т.д.).

Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек с применением шила. Но с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет учитель, а дети могут выполнять такую работу только под контролем учителя.

Например, чтобы соединить голову и туловище ослика при помощи веточек, сначала в желуде-голове и желуде-туловище делается по одному отверстию. Желудь ставят на подставку и придерживают за боковые стороны пальцами левой руки. В правую руку берут шило, вставляют его в центр желудя (самое мягкое место) и, слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте накола, чтобы оно не соскочило. Поэтому на начальном этапе обучения лучше брать мягкие плоды (шиповник). После того, как отверстия будут сделаны, в них вставляют концы веточки, продвигая до середины между желудями – так получается шея. Чтобы соединение было прочным, концы веточек сначала смазывают клеем, а затем вставляют их в отверстия желудей.

Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломкой). Приклеивание готовых игрушек к подставке осуществляется способом приклеивания (клеем или пластилином). Для этого места крепления игрушки к подставке обильно смазывают клеем, дают подсохнуть (5-10 секунд), а затем присоединяют к подставке.

Безопасность в работе
с природными материалами.

При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:

  1. Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
  2. Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
  3. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
  4. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
  5. Учитель постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
  6. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
  7. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
  8. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
  9. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.

Хранение работ

Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими.

Список литературы:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала М., 1991
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов
    М., 1985
  3. Гусакова М.А. Аппликация М., 1977
  4. Мальцева О.В. Работа с использованием природного материала
  5. Машинистов В.Г. Пособие для учителя 1-3 класс
  6. Панфилов Т.Р. Весёлые самоделки М., 1996
  7. Ромашина В.И. Дидактические игры по трудовому обучению 1-3 класс М., 1996

Практическая работа.

Изготовление работы из природного материала
“Рыболов”

Материал : пробка, жёлуди, спички, нитки, мох, зелёная бумага, картон, веточка, краски, ножницы, шило, кисти.

Ход работы:

Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги. Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку. Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.


»! Сегодня мы расскажем о природных материалах, которые можно использовать для изготовления поделок. Ведь поделки из природных материалов, приобщают детей не только к прекрасному, но развивают творческие способности. Родителям необходимо приобщая детей к творчеству обращать их внимание на красоту цветов, деревьев, листьев, ракушек, их цвет, форму.

Давайте рассмотрим основные материалы для поделок:

ВЕТКИ И КОРНИ
Ветки и корни – материал, который часто применяют в поделках. Из них можно сделать руки, ноги, шею и тому подобное.

ШИШКИ

Шишки являются отличным материалом для объемных поделок. Из них можно выполнить животных или человека. Шишки разнообразны по внешнему виду и хорошо склеиваются между собой. Для поделок предпочтительнее использовать нераскрывшиеся шишки, так как они удобнее в работе.

Подбирать шишки лучше с влажной почвы, поскольку такой материал медленнее высыхает и дольше сохраняет форму.

ЖЕЛУДИ

Из желудей можно сделать фигурки человечков, различные детали к другим поделкам и прочее.

Созревать желуди начинают в сентябре – октябре. Собирать их предпочтительнее, когда они уже созрели и опали. Для поделок подходят только чистые здоровые желуди. Вместе с ними желательно собирать и плюски, которые могут пригодиться для различных поделок.

Работать легче со свежими желудями, к тому же, они дольше сохраняются. Высохшие же желуди при обработке легко раскалываются. Так, например, из продолговатых желудей можно сделать жирафа, ослика, лошадь и др.

КАШТАНЫ

Плоды каштана имеют красивую блестящую ярко-коричневую поверхность. Оболочка свежего каштана легко прокалывается шилом. Из целых плодов можно изготовить голову и туловище для кукол.

КУКУРУЗНЫЕ ПОЧАТКИ

Из них можно изготовить фигурки птичек, лошадок или других животных. Для работы хорошо использовать початки, которые только-только начали созревать. С таким материалом детям будет легче работать, т. е. все необходимое они смогут сделать самостоятельно – обрезать, склеить, проколоть и пр.

Листья, которые были отделены от початков, также могут пригодиться в работе. Например, из них можно сделать стрекозу, зайца, мышку и многое другое.

СОЛОМА

Солома гибкая, гладкая и пахучая. Можно использовать для работы солому пшеницы, риса и овса. Главное, чтобы стебли, предназначенные для поделок, не были измятыми.

Поделки из соломы делают с помощью связывания и сшивания пучков, плетения и наклеивания. Из соломы можно сделать даже аппликацию. Для этого ее упаривают, потом разрезают на две части и наклеивают на кальку.

ЛИСТЬЯ

Листья служат хорошим материалом для изготовления дополнительных деталей поделок. Благодаря разнообразным формам и расцветкам они находят любое применение. Например, могут стать парусом, крыльями бабочки или плавниками рыбы.

СЕМЕНА

Семена деревьев, цветков и других растений являются замечательным дополнительным материалом для поделок. Отлично подойдут для этой цели семена клена и ясеня, из которых можно сделать крылья, плавники, уши, а из семян липы могут получиться лапы животных. Для глаз хорошо подходят семена подсолнуха, дыни, арбуза.

ОРЕХИ И СКОРЛУПА ОРЕХОВ

Для изготовления поделок можно использовать различные виды орехов. Они подходят в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков, животных и т. д.

Кедровые орехи используют как дополнительный материал для поделок. Они легко прокалываются шилом и хорошо склеиваются.

Очень удобны для изготовления поделок земляные орехи. Благодаря тонкой скорлупе они легко прокалываются, режутся. Из них можно сделать оригинальные фигурки животных.

КОРА И БЕРЕСТА

Кора используется для подставок при формировании различных сценок и отдельных поделок из природного материала.

Кроме того, она прекрасна в качестве дополнительного материала. Чтобы изделия из коры выглядели более привлекательно, их можно покрыть лаком.

Отдельно следует сказать о березовой коре (бересте). Это очень хороший и прочный материал, отлично подходящий для поделок. Для них используют кору берез, которые росли на сухих почвах, так как она более плотная и гибкая.

ХВОЯ

Иглы ежа, усики бабочки можно сделать из хвои. Собирают ее в любое время года в местах, где растут хвойные деревья. Хранят хвою в коробке.

ЯГОДЫ

Разнообразные и интересные поделки можно изготовить из ягод. Особенно подойдут для этой цели плоды шиповника и рябины.

Работают с этим материалом в летнее время, так как свежие ягоды легко прокалываются сосновыми иглами и спичками.

КУВШИНКИ

По своей форме плоды кувшинки похожи на кувшинчик с узким горлом. Их можно использовать в качестве дополнительного материала при изготовлении голов животных, для посуды и других деталей. Перед тем как начать с ними работать, плоды высушивают. Хранят материал в сухом и прохладном помещении.

РОГОЗ

Рогоз произрастает по берегам озер, прудов и рек. Из Соцветия рогоза можно сделать забавные фигурки животных или различные предметы. Листья рогоза узкие и длинные. Они также могут быть использованы при изготовлении поделок.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ТЫКВЫ

Декоративная тыква может быть самых разнообразных форм и оттенков. Это отличный материал для необычных поделок, так как легко поддается обработке, а после высыхания хорошо хранится.

Из декоративной тыквы получаются отличные кувшинчики, светильники, подсвечники, и не только.

ТРАВА И МОХ

Траву и мох хорошо применять в качестве дополнения к поделке. Но помните, что трава после высыхания становится ломкой. Ее обычно используют для скрепления каких-либо деталей поделки, а мох – в качестве фона, тем более что он легко приклеивается.

КОЖУРА ЦИТРУСОВЫХ

Цедра неплохо подойдет для изготовления различных поделок. Из нее также можно сделать аппликацию.

ПЕСОК

Методика работы с песком проста: на плотной бумаге рисуют контур фигуры или орнамент, покрывают его клеем и посыпают песком. Чтобы поделка выглядела более красиво, песок подкрашивают в необходимый цвет.

РАКУШКИ

Благодаря причудливой форме, ракушки в сочетании с другим материалом легко превратить в необычные цветки. Очень часто ракушки используют для того, чтобы оформить шкатулки, рамки для фотографий и подставки. Очень красиво смотрятся морские пейзажи, оформленные ракушками.

Ракушки могут быть использованы не только для изготовления фигурок животных, но и в качестве дополнительно материала. Как и песок, ракушки крепятся к поверхности изделия с помощью клея.

КАМНИ

Камни для поделок можно найти на берегах рек, осыпях, дне ручьев, оврагов и пр. Для изготовления поделок применяют гальку, причем желательно использовать полупрозрачные и цветные камешки с необычным рисунком.

ОПИЛКИ

Перед началом работы опилки пропускают через сито, чтобы отсеять крупную щепу, а потом окрашивают гуашью в необходимые цвета. После этого из опилок можно выполнить мозаику. В качестве основы рекомендуется взять фанеру, цветной картон, плотную бумагу. На нее наносят контур рисунка, участки которого потом промазывают клеем и на это место насыпают опилки того цвета, который необходим по рисунку. Когда клей высохнет, остатки опилок нужно стряхнуть. Процесс повторяют до тех пор, пока работа не будет закончена. Мелкие детали дорисовывают карандашами или красками.

ПТИЧЬИ ПЕРЬЯ

Перья птиц также используются при изготовлении поделок. Это могут быть перья кур, уток, воробьев, голубей и прочих пернатых.

Дополнительными материалами для поделок служат:

ПРОВОЛОКА И НИТКИ

Проволока (смотрите ) и нитки необходимы для скрепления различных частей поделок.

БУМАГА И ФОЛЬГА

Бумага бывает писчей, фильтровальной, плакатной, конвертной, альбомной, обойной, бархатной, афишной, обложечной, копировальной, оберточной и пергаментной (читайте ). Каждый из этих видов отличается по толщине, окраске, плотности и назначению.

Фольгой часто украшают переплеты и поделки.

ПЛАСТИЛИН

Для скрепления частей несложных игрушек, а также для лепки некоторых деталей поделки на начальных этапах работы используют пластилин.

ЦВЕТНЫЕ ЛОСКУТЫ

Для оформления поделок пригодятся также цветные лоскуты, которые могут применяться и в качестве декорации для сюжетных сценок, и для изготовления одежды и пр.

Основными инструментами для поделок являются:

ШИЛО

Игла с рукояткой называется шилом. Длина его ручки должна быть около 5–7 см, диаметр – 1,5–2 мм; длина колющей части – 3–3,5 мм.

НОЖНИЦЫ

Для изготовления поделок нужны ножницы, желательно небольшие, с тупыми концами, чтобы случайно не пораниться.

НОЖ

Нож для работы над поделками лучше использовать небольшой и с тупым концом.

ИГЛА

Для поделок может понадобиться крупная швейная игла.

ПРОСТОЙ КАРАНДАШ

Простые карандаши различной мягкости понадобятся для нанесения контура на бумагу перед вырезанием деталей или игрушки.

КРАСКИ

Для оформления отдельных деталей поделки обязательно понадобятся краски. Особенно хороши гуашевые краски, так как они яркие, густые и хорошо держатся на раскрашенной поверхности.

КИСТИ

Рисовать лучше мягкими беличьими кисточками № 4 и 6, а для клея понадобятся кисти из щетины.

СТЕКИ

Стеки применяют при обработке поверхностей из глины или пластилина.

ЩИПЧИКИ

Для закручивания проволоки при изготовлении поделок из соломы и других материалов понадобятся щипчики. Это могут быть маникюрные или со сведенной перекрученной передней частью инструменты.

СЛЕСАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Такой инструмент, как плоскогубцы, клещи и сверло, должен использоваться в присутствии взрослых.

На этом мы заканчиваем первую публикацию о поделках из природных материалов.

А сейчас посмотрите видео о том, какие поделки можно изготовить из природных материалов.

Что сказать про виноград?

То, что соком он богат,

То, что сок его волшебный,

Не простой он, а целебный.

(В. Степанов)

Нам понадобится: желуди, проволока, фиолетовый лак для ногтей, зеленая гофрированная бумага.

Собираем много-много желудей и некоторое время просушиваем их дома. Потом надо проделать в каждом желуде продольное отверстие диаметром около миллиметра. Мы попросили папу просверлить дырочки, так как кожура у желудя твердая и просто так ее не проткнешь.
Нанизали желуди на проволоку.

Потом самое интересное. Красим каждый желудь лаком для ногтей, фиолетовым или зеленым цветом. Маше так понравилось это занятия, что она красила желуди аж 3 раза.

С острого конца желудя закрепляем проволоку, делаем маленький крючочек. Собираем в гроздь и скрепляем проволокой. Вырезаем из бумаги листочки. Зеленой бумагой обматываем веточку и крепим листочки.


Виноград готов!

По материалам с сайта:

сайт 1

Походная солонка с крышкой. Набор солонок

В основе этого занятия тоже изучение углов, как и в предыдущей статье, но только теперь рассмотрим плетение сужающих углов и образование узкого горлышка. Эти элементы довольно часто используются в изготовлении плетеных бытовых предметов из бересты.

Так создаются сосуды для хранения сыпучих продуктов (соли, сахара, чая и прочих). Экологически чистая береста бесспорно и сегодня подходит для изготовления предметов для хранения продуктов питания. Солонка с крышкой подходит, например, для того, чтобы взять различные сухие продукты в поход на природу. Так как это изделие с крышкой или пробкой, то ни соль, ни сахар не просыплются в ваш рюкзак.

Для полного набора солонок нам не хватает еще несколько видов изделий, и мы продолжаем их накапливать. Теперь к настольной открытой солонке прибавим солонку с крышкой.

Начало плетения как обычно:

·Коврик;

·Образование углов;

·Стаканчик.

Определитесь с высотой будущей солонки на свое усмотрение. Далее вам нужны две пересекающиеся ленты, которые будут образовывать угол строго над углом донца. Теперь нужно обрезать верхнюю ленту. После этого вторую полоску пустите в направлении донца поверх обрезанной ленты и проплетите под несколькими поперечными ячейками для закрепления. Таким способом аккуратно сплетите три оставшихся угла.


Если все нормально и принцип плетения не нарушен, тогда приступим к образованию горлышка. Иначе необходимо вернуться на несколько шагов назад и найти ошибку в плетении.

Обратите внимание, что сужающие углы образуют плечики. Так вот величина этих плечиков в представленном изделии будет всего в одну клетку шириной.

На первый взгляд при сужении все кажется сложным, куча переплетенных лент, некоторые из них стыкуются и не сразу понятно, что и куда девать. На рисунках довольно наглядно изображено, какие встречающиеся ленты нужно переплести, чтобы образовалось горлышко.

Попробую немного прокомментировать образование горлышка нашей солонки. Напротив каждого плечика переплетаются две ленты, которые принадлежат двум соседним плечикам и исходят со стороны, которая обращена к выбранному сужающему углу. Если бы мы не захотели образовывать горлышко, то одна из этих лент должна была быть сокращена, а вторая пройти поверх обрезанной ленты. Однако в таком случае мы получили бы замкнутую систему и солонка с крышкой у нас бы не получилась. Переплетя эти ленты без сокращений, мы поднимаем новую стенку.

Далее у нас идет плетение более узкого стаканчика и после нескольких хитросплетений можно образовывать край. На прошлой лекции рассказывалось, как заплетать простую кромку, здесь необходимо использовать ее же. Затем оплести все изделие лицевым слоем наружу. Наращивание лент рассматривалось на прошлом занятии и вопросов с этим у вас быть не должно.

Чтобы сплести крышку для солонки, ленты той же ширины уже не подойдут, для этого нужно взять более широкие полоски и сплести стаканчик по принципу открытой солонки. Размер коврика в нашем случае 2Х2. Либо использовать более узкие ленты и размер коврика 4Х4.

Еще возможен вариант использования не крышки, а пробки. Ее строгают из несмолистых пород древесины (лучше из березы для сохранения стиля!) кубической формы. Затем на ней вырезают неглубокий желобок и обвязывают лентой сыромятой кожи или бечевки, чтобы пробка не проваливалась внутрь солонки.

Теперь наш набор состоит из закрытых и открытых солонок. Подобные солонки можно плести различных диаметров и размеров и применять не только для соли. Самым важным аспектом является плотность плетения и примыкания крышки к солонке, чтобы сыпучий продукт не растрясся по дороге через дырки и щели.

Поделки из веток

Из любой, на первый взгляд, обыкно­ венной ветки, можно смастерить ориги­ нальную поделку. Присмотритесь, не затаилось ли в ее хитром изгибе какое-ни­ будь фантастическое существо. Обратите внимание на поломанные ветки. Их излом может придать поделке неповторимое оча­ рование.

Мышонок

сайт 1

Начнем с простой игрушки, сделанной из цельного куска ветки. С заготовки ак­ куратно снимите кору. Один конец ветки заострите в виде конуса и зачистите мел­ козернистой наждачной бумагой.

Сделайте ножом или стамеской два надреза. Получившиеся отщепы слегка приподнимите. Это «уши» мышонка. Та­ ким же способом сделайте «лапы».

«Хвост» - ивовый прутик закрепите в отверстии, проколотом шилом.

Подставку вырежьте из небольшого кус­ ка толстой ветки.

Кот

Для изготовления этой игрушки вам по­ надобятся ветки разной толщины. Из од ной, диаметром 30 мм, можно сделать ту­ ловище и голову. Из более тонкой - лапы и хвост.

Чтобы соединить детали, на каждой шилом сделайте отверстия в месте креп ления. Вставьте спички и склейте.

Веточку - «хвост» обрежьте с одной сторо­ ны углом и приклейте к «туловищу».

«Уши» отщепы сделайте стамеской и приподнимите. Глаза и рот нарисуйте фломастером.

Поделки из листьев



По материалам сайтов:


Поделки из корней



По материалам сайта:

Поделки из плодов:


По материалам сайта:

Поделки из травы:

По материалам сайта:

Поделки из мха:


По материалам сайта:

Работы из материалов животного происхождения:

Поделки из кожи:

По материалам сайта: